Часто картины в стиле экспрессионизм противопоставляются работам импрессионистов. Это все замысловато смешивалось и превращалось в чрезвычайно самобытные картины экспрессионизма. Наиболее ощутимым было влияние на экспрессионизмтворчества В. Ван Гога, Э. Мунка, Дж. Энсора – художникипереняли методику использования цвета и света искаженную передачу форм и линий для усиления впечатлений от картины.
Однако картины в стиле экспрессионизм в значительной мере повлияли на развитие нового направления в искусстве — нэоэкспрессионизма. Энергетика картин, яркий эмоциональный окрас считалась основным признаком принадлежности к экспрессионизму.
Б. Кустодиев «Портрет Е. Замятина» (1923)Тенденции экспрессионизма проявились и в творчестве Евгения Замятина. В этом месяце открылся после масштабной реконструкции музей Франца Марка в баварском городе Кохель-ам-Зее, где можно будет увидеть живопись нынешнего «экспрессиониста-рекордсмена», а также произведения Кандинского, Клее, Мюнтер и других. Одновременно происходила переоценка эстетических ценностей. Кёльнский собор потрясен до основания». Этому течению в искусстве Герварт Вальден, берлинский владелец художественной галереи и пропагандист авангардного искусства, в 1911 г. даёт название «экспрессионизм», которое объединяло вначале в том числе и кубизм и футуризм. Немецкие экспрессионисты считали своими предшественниками постимпрессионистов.
Первый выпуск альманаха «Синий всадник» был посвящён тогдашнему директору Национальной галереи Гуго фон Чуди. Эти явления стали предпосылками возникновения авангардистских течений в искусстве и литературе Европы на рубеже XIX-XXвеков. Большое внимание уделялось непривычному освещению сцены, абстрактным декорациям (где преобладали косые, наклонные плоскости), символическим аксессуарам. Поллок не думал о реакции зрителя на свои работы – она могла быть какой угодно.
Русский художник стал основателем нескольких художественных объединений: Фаланга (1901 – 1904 гг. ), Новое мюнхенское художественное объединение (1909 – 1911 гг. ) и самое известное – Синий всадник. Было время увлечения спиритуализмом и религией («Иуда Искариот»). В немецком литературоведении выделяется понятие «экпрессионистского десятилетия» c 1914 по 1924 годы, когда в Германии работали Альфред Дёблин, Готфрид Бенн, Франц Верфель, Иван Голль, Август Штрамм, Альберт Эренштейн, Карл Эйнштейн, Отто Флаке и др. Как и большинство новаторских направлений, это течение не сразу было принято в обществе.
Формулировки такого рода у некоторых теоретиков экспрессионизма именно тем и грешат («экспрессионизм – это норма постижения». Произведения, написанные в додекафонной технике, основаны на различного рода повторениях т. н. серии, что является, по мнению представителей этой школы, развитием принципов формообразования музыки барокко и раннего классицизма, Один из ранних типичных образцов экспрессионизма – монодрама Шёнберга «Ожидание» (1909) в ней господствует состояние гнетущего тревожного предчувствия, разрешающегося взрывом отчаяния и ужаса. Только спустя время это творчество получило четкое определение. Художник любил крупный формат. И позже Матисс останется верен теме счастья жизни.
В этом была их схожесть с фовистами. Очень распространены мотивы боли и крика. Кафка и Г. Майринк). Холст, масло.
Позже возникла группа «Синий всадник». Практически до начала Первой мировой войны понятие «экспрессионизм» включало такие неоднородные течения в искусстве, как фовизм, футуризм и кубизм. В 1919 г. вышла знаменитая антология «Сумерки человечества», в которой были собраны лучшие произведения этого направления. Новый стиль в европейской лирике очень быстро распространился на другие роды литературы: драматургию (Б. Франц Марк и Август Макке ушли добровольцами на фронт и погибли.
Этот фильм был фактически началом создания фильмов ужасов. Шедеврами экспрессионизма считаются фильмы «Кабинет доктора Калигари» режиссёра Роберта Вине (1920), «Голем» режиссёров К. Бёзе и П. Вегенера (1920), «Усталая Смерть» режиссёра Фрица Ланга (1921), «Носферату. Второй Марокканский кризис (1911г) и Балканские войны (1912-1913гг. ) усилили чувство присутствия при «окончании мира» (Георг Гейм). Широко использовалась контрастность различных красок, чтобы увеличить их «свечение», усиливающее воздействие на зрителя. В него вошло четверо художников-экспрессионистов. Экспрессионизм возник как болезненная реакция на уродства цивилизации начала 20 века, Первую мировую войну и революционные движения.
Картины американских экспрессионистов — одни из самых дорогих в мире. В начале XX века в истории искусства появились концепции «национального стиля», объясняющие манеру письма художников присущими им «расовыми особенностями». Они обменивались не только письмами, но также статьями и картинами. Экспрессионизм в искусстве – направление, возникшее в XX веке в Европе. Банальность и противоречия современного мира воспринимались крайне субъективно через призму таких эмоций, как разочарование, тревога и мистический ужас перед хаосом бытия. N-Y, собрание Виллиама С. Рабин.
«Ядром» группы стали именно русские художники — Кандинский, Явленский, Марианна Веревкина. Между тем для каждого из этих художников участие в группе «Мост» оказалось важной вехой творческой биографии. А с Карлом Шмидт-Ротлуфом её связывала дружба, продолжавшаяся всю жизнь.
Это группы экспрессионистов, сформировавшиеся до Первой мировой войны. Экспрессионистам свойственны тяготение к мистике и пессимизм. Каждая из них призвана была прежде всего выразить одну и ту же, важнейшую для автора идею (форма, воспринятая экспрессионизмом от Ф. Ведекинда и Стриндберга).
Она неотразимо влечёт к себе, своевольная, глубокая, мистическая. Европейская политическая жизнь потерпела сильные потрясения. Матье признан основателем «исторической абстрактной живописи» (еще один очередной перл его величества интерпретации. ) Эта живопись «отличается от обыкновенной исторической живописи тем, что ничего не изображает – ни людей, ни костюмы, ни аксессуары». В 1909г было основано «Новое объединение художников Мюнхена» с В. Кандинским в роли президента. Однако в большей степени он связан с творчеством композиторов т. н. новой венской школы – А. Шёнберга (глава школы), А. Берга и А. Веберна. На немецком языке писали также авторы т. н.
Третий источник имеет мало общего с визуальным искусством — это философия Фридриха Ницше. Многие экспрессионисты (так же, как итальянские футуристы) поддерживали Первую мировую войну. За 186 миллионов была продана в 2014 году абстракция « 6 (Фиолетовое, зеленое и красное)» Марка Ротко 1951 года. Но нужно отдать должное и патриотизму немецкого импрессионизма (Макс Либерман, Ловис Коринт, Макс Слевогт): он развивался в полемике с французами. В том смысле, в каком мы понимаем этот термин сегодня, – во всяком случае, когда говорим о «немецком экспрессионизме», — он означает широкое культурное движение, зародившееся в Германии и Австрии в начале XX.
Мир таинственных и страшных «ночных настроений» воплощён композитором в мелодраме «Лунный Пьеро» (1912). Вот таким образом именно Веберн был признан родоначальником послевоенного музыкального авангардизма. В переводе с латинского «expressio» означает «выражение».
Шёнберг сочиняет музыку из подполья своей странной, удивительной души. Штейнер, Э. Мендельзон, Х. Пёльциг, Б. Таут и др. ) экспрессионизм во многом продолжал традиции «модерна», пропагандируя применение новых конструкций и материалов, его мастера стремились к созданию органически обусловленных, как бы вырастающих из почвы форм. В театре экспрессионизм утвердил форму т. н. «Stationendrama», где действие развивалось не постепенно, но двигалось толчками от одной сцены к другой. Критики соединяли их под общим названием Multiforms (полиморфные, многообразные формы). В результате объединение официально прекратило существование.
Массовая гибель людей во время Первой мировой войны привела к пацифистским тенденциям в экспрессионизме (Курт Хиллер, Альберт Эренштейн). Он представлен во множестве художественных форм, включая живопись, литературу, театр, архитектуру, музыку и танец. В Германии в 1905 немецкие художники организовали группу «Мост». Картины Клайна, часто сравнивали с восточными каллиграфиями.
Л. Кирхнер, М. Пехштейн, Э. Хеккель, К. Шмидт-Ротлуф к ним примыкал Э. Нольде). (Готфрид Бенн, Франц Верфель, Альберт Эренштейн и др. ). Особенностью художников «Моста» является их сознательно упрощённый эстетический словарь с краткими, сокращёнными формами деформированными телами светящимися красками, нанесёнными широкой кистью плоскими мазками и часто обведёнными жёсткой линией контура. Появился интерес к творчеству готических мастеров, Эль Греко, Питера Брейгеля Старшего. Напряженная обстановка того периода повлияла и на художников.
Отсюда тяготение экспрессионизма к абстрактности, обостренной и экстатической, подчеркнутой эмоциональности, мистике, фантастическому гротеску и трагизму. Искусство экспрессионизма было поневоле социально ориентированным, так как развивалось на фоне резких социально-политических переломов, крушения австро-венгерской империи и первой мировой войны. В начале XX в. в этом стиле создавали свои произведения и русские авторы: повесть «Красный смех», рассказ «Стена» Л. Андреева, ранние поэмы и стихотворения В. В. Маяковского. Л. В 1905г немецкий экспрессионизм усилиями художников Эрнста Людвига Кирхнера, Макса Пехштейна, Эмиля Нольде и Карла Шмидт-Ротлуфа оформился в Дрездене в группу «Мост», название которой символизировало связь современности с тем, что художники считали экспрессионистическим в искусстве прошлого. В разные времена понятие «экспрессионизм» трактовалось неодинаково.
В своём рассказе «Красный смех» Андреев нарисовал картину ужасов современной войны. Наряду с живописью и скульптурой – чаще всего «яростно» -эмоциональными по манере, тяготеющими к острым цветовым контрастам или резким пространств, смещениям, – важное (если не центральное) значение обрела станковая и книжная графика экспрессионизма, достигшая значительных результатов благодаря смелым сочетаниям гротеска и гиперболы, предельно концентрированным контрастам света и тени. Экспрессионизм получил распространение в художественной культуре Бельгии (многие мастера латемской школы, отчасти Ф. Мазерель), стран Скандинавии, Восточной Европы и обнаружил значительную близость французскому фовизму. Именно протест против старой культуры зародил футуризм. Э. Мунк «Крик» (1893).
Считалось, что оно должно нести в себе лишь волю творца, создаваться «по внутренней необходимости», которая в комментариях и оправданиях не нуждается. Такие сравнения могут быть очень изящны, но мало что уясняют по существу.
Конец ей положил приход к власти нацистов в 1933 г. Но отзвуки ее наиболее яркого периода (1910-1920) слышны в искусстве и сегодня. Созданное ими творческое объединение частично напоминало средневековую цеховую коммуну. Философ выделяет 2 типа эстетического начала, которые он называет аполлиническим и дионисическим. Ницше спорит со всей немецкой эстетической традицией, оптимистически трактовавшей древнегреческое искусство с его светлым, аполлоническим в своей основе началом.
Вот уж никогда бы не подумала, что появлению фильмов ужасов как жанра мы обязаны именно художественному стилю экспрессионизм. В предвоенные годы к «Мосту» примкнули Эмиль Нольде, Макс Пехштейн, Отто Мюллер. Насчёт отнесения «Синего всадника» к экспрессионизму среди специалистов нет единого мнения.
Еще около 200 миллионов Гриффин заплатил за картину Джексона Поллока « 17а» 1948 года. Многим «расово неблагонадежным» художникам (Кандинскому, в частности) пришлось уехать из страны. Другие великие абстракционисты – Макс Бекманн, Оскар Кокошка, Хаим Сутин и Жорж Руо. Хотя его стиль был близок к сюрреалистическому.
Её участники разработали свой «групповой стиль», при котором картины по их сюжетам и способу написания были так схожи, что не всегда сразу удавалось различить, кто является автором. Наиболее последовательно принципы экспрессионизма были воплощены в творчестве художников объединения «Мост» (Э. Термин «авангард», заимствованный из военно-политической лексики, обозначил ряд школ и направлений в искусстве, которые часто имели диаметрально противоположную идейную основу, но были едины в полемическо-боевой форме подхода к художественному творчеству, выходящему за рамки художественной эстетики. Мы не французы, мы немцы. Наиболее известные фильмы: «Кабинет доктора Калигари» (1919, режиссер Р. Вине), «Носферату» (1922, режиссер Ф. В. Мурнау), «Паганини» (1923, режиссеры Х. Гольдберг и К. Фейдт), «Кабинет восковых фигур» (1925, режиссер П. Лени). Название «Мост» предложил Шмидт-Ротлуфф, считая, что оно выражает стремление группы к объединению всех новых художественных течений, а в более глубоком смысле символизирует её творчество – «мост» в искусство будущего.
Возник он как острая и болезненная реакция на Первую мировую войну и революционные движения. И уже ничто не имеет значения. Работа отмечена новшествами, характерными для начала 50-х годов. в Мюнхене оформилась группа «Синий всадник» идеологом которой выступал Василий Кандинский. Экспрессионизм оставил след в искусстве новым качеством обострённой образности.
До XXв художники не стремились специально работать в такой манере. Но с приходом к власти нацистов все изменилось. Паула Модезон-Беккер и Рихард Герстль ушли из жизни до того, как термин «экспрессионизм» стал общеупотребительным. С приходом к власти нацистов в 1933г, экспрессионизм был объявлен «дегенеративным искусством», а его представители потеряли возможность выставлять свои работы и публиковаться. К главным организаторам «Моста» относят студентов архитектурного факультета высшей Технической школы в Дрездене Э. Л. Кирхнера, К. Шмидта-Ротлуффа, Ф. Блейля, Э. Хеккеля.
Он отрицал интерпретации и говорил, что «мои работы – только то, чем они являются и ничто другое». В. Кандинский ушёл из группы и вскоре с Францем Марком организовал редакцию альманаха «Синий всадник». «пражской школы», которых при всей индивидуальности объединяет интерес к ситуациям абсурдной клаустрофобии, фантастическим сновидениям, галлюцинациям.
В деформации предмета виделся способ повышенной выразительности. Вскоре В. Кандинский и Франц Марк основали альманах Синий всадник. Экспрессионизм (от фр. Национальная галерея (Осло)Возможное прочтение картины: человек агонизирует по поводу раздающегося отовсюду, как выразился сам художник, «крика природы». Банальность, уродливость и противоречия современной жизни порождали у экспрессионистов чувства раздражения, отвращения, тревоги, которые они передавали при помощи искорёженных линий, быстрых и грубых мазков, кричащего колорита. Это неудивительно: ему свойственны протест против академизма и ярый индивидуализм. Война, бурный рост промышленности и резкое изменение в благосостоянии людей.
Для экспрессионистов превыше всего субъективность творческого акта. Ротко пришел к своим Цветным полям после ряда работ исполненным между 1946-1949 годами. Так несколько «затушевывалось» былое внимание к французским художником (например, к Матиссу), подчеркивалось «северное» направление развития «экспрессионизма». Первые произведения Леонида Андреева проникнуты критическим анализом современного мира («Баргамот и Гараська», «Город»).
Симфония ужаса» немецкого кинорежиссёра Фридриха Вильгельма Мурнау (1922), «Кабинет восковых фигур» режиссёра П. Лени (1924), «Последний человек» режиссёра В. Мурнау (1924). В конце 1930-х годов на живопись Поллока оказали сильное влияние экспрессионизм и творчество мексиканских художников Хосе Клементе Ороско и Давида Альфаро Сикейроса. Картины экспрессионистов, как символ ненавистной Гитлеру Веймарской республики, были объявлены «дегенеративным» искусством. Она базировалась в Мюнхене с 1911 по 1914 года.
Тем не менее, эти два начала неотделимы друг от друга, всегда действуют вместе. Это творческое объединение представителей экспрессионизма в начале XX в. в Германии. В отличие от громко заявившего о себе футуризма, руководимого Маринетти в Италии, сторонников экспрессионизма трудно назвать «слаженным оркестром на марше». Мы внутри, а не снаружи». Двумя годами ранее Walker Art Center в Миннеаполисе отметился выставкой «Франц Марк и Синий всадник». В экспрессионизме выделяют два периода: до первой мировой войны и после.
Художественным следствием этого тезиса явилось уравнивание в правах внутреннего и внешнего: потрясённость героя, «ландшафт души» представлялись как потрясения и преобразования действительности. «Темой номера» июньского выпуска влиятельного журнала Art Auction стал недавний успех на торгах живописных работ немецких экспрессионистов. Нельзя не согласиться с Готфридом Бенном, утверждавшим, что экспрессионизм «пронес свое знамя над Бастилией, Кремлем и Голгофой, только на Олимп он не вступил, как и ни на какую иную классическую землю». Трагическое мировосприятие, порожденное дегуманизацией общества и крушением традиционных гуманистических ценностей, оказалось близким русскому человеку. В последние годы картины Марка и других знаменитых художников из групп «Мост» и «Синий всадник» имеют большой успех на аукционах: в ноябре шедевр Эрнста Людвига Кирхнера «На улице.
Предложенное Шмидт-Ротлуффом название «Мост» выражает стремление группы к объединению всех новых художественных течений и символически намекает, что творчество художников, входящих в группу, служит мостом в искусство будущего. Конец XIX века оказался удивительно богат на различные события в искусстве. Авторство термина «экспрессионизм» приписывается чешскому историку искусства Антонину Матешеку, который в 1910г ввёл его в противоположность термину «импрессионизм».
Понятие «экспрессионизм» обозначает направления живописи конца 19 — начала 20 века, школы эмотивного или интерпретационного искусства, которые возникли в основном в Германии и, позже, во Франции. Все же слово «экспрессионизм» широко распространилось в Германии и Австрии. Вот таким образом можно отнести к этому направлению работы похожей направленности, но не в чистом виде, а как симбиоз новых интересных направлений.
Энсор, швейцарец Ф. Ходлер и другие мастера, в разной степени близкие к символизму. Экспрессионизм (от лат. А яркая живописная работа «Верблюды на цирковой арене» участника группы «Мост» Макса Пехштейна ушла за 1, 9 миллиона фунтов (3, 8 миллиона долларов). Националистическими взглядами отличались не только представители «Моста», но и другие художники того времени.
Художественные приемы, характерные для экспрессионизма: отказ от иллюзорного пространства, стремление к плоскостной трактовке предметов, деформация предметов, любовь к резким красочным диссонансам, особый колорит, заключающий в себе апокалиптический драматизм. С конца XIX в. в немецкой культуре сложился особый взгляд на произведение искусства. Франс Клайн Фигура Восемь, 1952. Популярностью пользуются и австрийские экспрессионисты, в частности Эгон Шиле. Так, на знаменитой выставке Зондербунд в Кёльне в 1912г. «Живопись действия» и «живопись цветных полей» помогли искусству США получить очевидное преимущество в соперничестве с искусством европейским.
Картины Экспрессионизм. Понятие «экспрессионизм» предполагает более широкий смысл: им обозначают тенденцию, периодически возникающую в изобразительном искусстве, литературе и кино, которая выражает болезненное мироощущение, присущее разным историческим периодам. В 1906 году к этому объединение присоединились новые художники. Искусство экспрессионизма по определению дисгармонично.
к выработке оригинальной системы композиции, получившей название додекафонии. Принцип всеохватывающей субъективной интерпретации действительности, возобладавший в экспрессионизме над миром первичных чувственных ощущений (составлявших первооснову художественного образа в импрессионизме), обусловил тяготение к иррациональности, обостренной эмоциональности и фантастическому гротеску, нередко – к полному или частичному уничтожению границ между персонажами и окружающей их естественной (или городской) пейзажной средой. Именно там, на рубеже XIX и XX веков зародилось и развилось одно из самых неоднозначных и разнообразных направлений в искусстве, которое позднее получило название «экспрессионизм».
Редакция альманаха «Синий всадник» стала, по сути, новой художественной группой, которая приобрела международный характер, объединив разнонациональных мастеров авангарда. У экспрессионизма есть особая стилистика изображения. Неровные края по периметру привносят эффект вибрации. В 1911г внутренние разногласия раскололи группу.
Рекорд поставило полотно Interchange (Обмен) 1955 года кисти Виллема де Кунинга (1904-1997). Гитлер, предпочитавший натурализм в живописи, не принял идею об экспрессионизме как о творчестве, воспевавшем «немецкий дух». Пытаясь разработать упрощённый эстетический словарь с краткими, сокращёнными до самого существенного формами, члены «Моста» обращались к творчеству Грюневальда и Альтдорфера, а также к искусству народов Африки.
ДЖЕКСОН ПОЛЛОК (1912-1956)Джексон Поллок – американский художник, один из наиболее известных представителей абстрактного экспрессионизма 1950-х годов. Но по сравнению с небольшими группами художников, таких как фовисты и кубисты во Франции, экспрессионисты различных «оттенков» так широко представлены в искусстве, что ту эпоху в истории культуры Германии часто называют «поколением экспрессионистов». – Гюбнер). Для живописи художников группы «Мост» характерна деформация натуры, насыщенность цвета и тяжёлые массы краски на полотне.
Эта идея была обоснована теоретически Кандинским. Деятельность «Моста» оказала большое значение для развития экспрессионизма в изобразительном искусстве. Одной из отличительных черт группы «Синий всадник» был космополитизм и стремление к обмену идеями между художниками из разных стран. Да искусство экспрессионизма долгое время было не очень популярно в среде коллекционеров, но музеи уже давно «прибрали к рукам» большинство основных произведений. мастеров (например, Бехера, Ф. Вольфа, Р. Леонгарда) уже в конце 20-х гг. Он объяснил: Когда работаешь над большой картиной, находишься внутри нее.
В 2003 году одним из главных событий в мире искусства стала огромная ретроспектива Макса Бекманна в Музее современного искусства в Нью-Йорке. Экспрессионизм (от лат. expressio, «выражение»)— течение в европейском искусстве эпохи модернизма, получившее наибольшее развитие в первые десятилетия XX века, преимущественно в Германии и Австрии. Вслед за сюрреализмом абстрактный экспрессионизм продолжил «освобождение» искусства от какого-либо контроля разума и логических законов, поставив своей целью спонтанное выражение внутреннего мира художника, его подсознания в хаотических, абстрактных формах и взяв за главный творческий принцип самопроизвольное, автоматическое нанесение красок на холст, происходящее исключительно под влиянием психических и эмоциональных состояний. В экспрессионизме было много противоречий. Вот таким образом в их произведениях выражение преобладает над изображением. Если оттолкнуться от характеристики экспрессионизма как художественного метода, то понятие «экспрессионизм» можно толковать гораздо шире: это художественное выражение сильных эмоций, причём само это выражение эмоций становится основной целью создания произведения. Берлин» принес на торгах Christies 38, 1 миллиона долларов, в мае следующего года «Иезуиты III» Лайонела Файнингера ушли на Sothebys за 23, 3 миллиона долларов, а «Водопад» Марка тот же Sothebys в ноябре продал за 20, 2 миллиона долларов.
Картины этих художников отличает и необычность палитры и вольное деформирование натуры. е. современность) с искусством прошлого и тем ярким и выразительным, что в нем уже было. Любое полученное впечатление отражает движение от внешней среды к внутреннему миру человека, отражение воспринимаемого объекта в сознании воспринимающего субъекта. Именно Харольду Розенбергу и Климентину Гринбергу мы обязаны изобретением названий живопись действия (Action Painting) и живопись цветных полей (Colorfield), с помощью которых были даны нарицательные имена в одном случае – красочной жестикуляции Де Кунинга и Поллока, а в другом – широким цветным полосам Ротко, Стилла и Ньюмана.
Зарождающийся эскпрессионизм опирался на многообразие и богатство немецкой культуры, на опыт таких художников прошлого, как Грюневальд, Кранах и Дюрер. Экспрессионист отрицает мгновенное впечатление и строит более сложные психические структуры. Собственно, об абстрактном экспрессионизме. Члены «Моста» вместе и жили и работали. Вайоминг).
Холст, масло. Термин «экспрессионизм» впервые употребил в печати в 1911 Х. Вальден – основатель экспрессионистского журнала «Штурм» («Der Sturm»). Невнятность идеалов, усложнённый язык индивидуализм художественных манер и неспособность к конструктивной социальной критике привели к закату экспрессионизма, который совпадает во времени с установлением относительной экономической стабильности в Германии после 1924г. Мне такое ограничение не нравится».
Художники искали новые, агрессивные образы, стремились выразить средствами живописи тревогу, дискомфорт. В 1905 году немецкий экспрессионизм оформился в группу «Мост», которая бунтовала против поверхностного правдоподобия импрессионистов, стремясь вернуть немецкому искусству утраченные духовное измерение и разнообразие смыслов. Самое известное произведение Е. Замятина – роман-антиутопия «Мы», в котором описано общество жёсткого тоталитарного контроля над личностью (имена и фамилии заменены буквами и номерами, государство контролирует даже интимную жизнь) идейно основанное на тейлоризме (теория управления), сциентизме (идейная позиция, представляющая научное знание наивысшей культурной ценностью и основополагающим фактором взаимодействия человека с миром) и отрицании фантазии, управляемое «избираемым» на безальтернативной основе «Благодетелем». Они противопоставляли засилью вещей и подавленности личности социальным механизмом пафос «первозданно» свободного восприятия мира их творческие искания, устремленные к обострённому самовыражению («экспрессии»), к субъективной интерпретации реальности, неизбежно принимали оттенок анархического бунтарства. У ряда художников благодаря росту антивоенных настроений и влиянию массового революционного движения экспрессионизм получил антивоенную и антиимпериалистическую окраску (Барлах, Ж. Грос, О. Дикс, Л. Мейднер, О. Нагель и др. ).
Персонажи сознательно лишены индивидуализации (часто безымянные «отец», «сын», «девушка» и т. п. ) и выступают рупорами идей язык – напряженно патетичен. Эту деформацию культурных ценностей и отразил экспрессионизм. В книге «Рождение трагедии или Эллинство и пессимизм» (1871) Ницше излагает свою теорию дуализма, постоянной борьбы между двумя типами эстетического переживания, двумя началами в древнегреческом искусстве, которые он называет аполлоническим и дионисическим.
Вот как отзывался о музыке Шёнберга российский музыкальный критик В. Каратыгин: «Достоевский создал «Записки из подполья». Возникло как отклик на острейший социальный кризис 1-й четверти 20 в. (включая 1-ю мировую войну и последовавшие революционные потрясения), стало выражением протеста против уродств современной буржуазной цивилизации. В ней Ницше старается по-новому его осмыслить. Брехт и С. Беккет), прозу (Ф. Социально-критический пафос отличает многие произведения экспрессионизма от искусства авангардистских течений, развивавшихся параллельно с ним или сразу после него (кубизма, сюрреализма). Как и фовисты, экспрессионисты из «Моста» хотели строить свои композиции на чистой краске и форме, отрицая стилизацию и всякий символизм.
Часто творцы не грунтовали полотна, что вызывало недоумение у зрителей. В Восточной Германии, естественно, отношение к экспрессионистам было абсолютно другим: там их живопись рассматривалась как символ буржуазного упадничества, которым, впрочем, восхищались молодые диссиденты. О. Мюллер «Влюблённые»Главной целью их творчества должно было стать не отображение внешнего мира, который казался лишь безжизненной оболочкой истины, а ту «действительную Действительность», что нельзя увидеть, но которую может ощутить художник. Картина Танец поражает своей простотой и динамизмом. Первое такое объединение было образованно в 1905 году и имело название «Мост». Художник «Моста» Карл Шмидт-Ротлуф даже получил важный правительственный заказ — создать нового «орла» для республики.
А кроме того, культ индивидуализма в нём сочетался с постоянным стремлением объединяться. Частное собрание. Первой значительной вехой в истории экспрессионизма считается возникновение объединения «Мост» (нем.
Поколение, травмированное бойней мировой войны (на которой погибли такие крупные мастера, как Август Маке и Франц Марк), воспринимало действительность крайне субъективно, через призму таких эмоций, как разочарование, тревога и страх. Его живопись станет нежней. Считается, что экспрессионизм оказал большое влияние на развитие визуальных искусств, а в музыке его влияние стало революционным благодаря появлению таких элементов, как диссонанс и атональность, в произведениях композиторов (прежде всего венских) – от Густава Малера до Альбана Берга и Арнольда Шёнберга. В 1906 г. к ним присоединились Эмиль Нольде, Макс Пехштейн, фовист Кес ван Донген и другие художники. Хотя объединение появилось тотчас же за выступлением парижских фовистов в Осеннем салоне, представители «Моста» утверждали, что действовали самостоятельно.
Первое сообщество, с которого начался отсчет нового течения в живописи, возникло в 1905 и получило название «Мост», что в символическом плане означало связь с искусством будущего. В Австрии наиболее крупной фигурой был Георг Тракль.
Не осталась в стороне и Германия. Дело в том, что сначала под словом «экспрессионизм» понималась любая альтернатива импрессионизму. Картины лучших современных экспрессионистов – в галерее русских художников Les Oreades. Это живопись, кино, литература, музыка, театр. Образ персонажа создавался на основе какой-либо одной черты («функции»), превращаясь в маску.
Хотя экспрессионисты, как и фовисты, стремились к выразительности их творчество отличалось повествовательностью и отсутствием интереса к изображению внешней красоты. За время существования группы состоялось девять выставок по всей Германии. Их творчество было призвано выражать чувства, раскрывая внутреннюю сущность вещей. В кино экспрессионизм возник и получил наибольшее развитие в 1915-25. Его опера «Воццек» (1921), замысел которой созрел в годы 1-й мировой войны, проникнута глубоким состраданием к социально обездоленным, осуждением насилия и сытого самодовольства «власть имущих».
Банальность, уродливость и противоречия послевоенной жизни порождали у экспрессионистов чувства раздражения, отвращения и тревоги, которые они передавали при помощи угловатых искорёженных линий, быстрых и грубых мазков, кричащего колорита. Принцип выражения преобладает над изображением12. Представители контрастным состояниям (крайняя степень возбуждения или душевная прострация и безысходная угнетённость).
К революции писатель сначала отнёсся с симпатией, но после реакции 1907 г. отказался от всяких революционных взглядов, считая, что бунт масс может привести лишь к большим жертвам и большим страданиям («Рассказ о семи повешенных»). Любопытно, что с 1911 года Шёнберг состоял в переписке с В. Кандинским— идеологом экспрессионистской группы «Синий всадник». На творчество «мостовцев» огромное влияние оказали и европейская живопись конца XIX — начала XX веков и японская цветная гравюра и, как это ни удивительно искусство этрусков. Экспрессионизм был крайним выражением самой сути тогдашнего времени, квинтэссенцией идеологии предвоенных, военных и первых послевоенных лет, когда вся культура на глазах деформировалась. Общим для всех было внимание к реальной жизни в плане философских основ.
Марк Ротко Gelb und Gold (Золотое и золотое), 1956. Это первое художественное течение, в полной мере проявившее себя в кинематографе. Более того изначально термин «экспрессионизм» имел другое значение. На следующий год группу пополнили Эмиль Нольде, на тот момент уже известный акварелист, Макс Пехштейн, а также «интернациональное» подкрепление – фовист голландец Кес ван Донген, большую часть жизни проживший во Франции. Кризис современной цивилизации представал в произведениях экспрессионизма одним из звеньев апокалиптической катастрофы, надвигающейся на природу и человечество.
Однако эти сочинения лишены активного утверждающего начала, ненависть и гнев сочетаются в них с пессимизмом и обречённостью, Произведения Шёнберга, написанные после 2-й мировой войны, были последними яркими проявлениями экспрессионизма как направления, В творчестве Веберна экспрессионизм перерождается в иную стилистическую формацию, где господствует абстрактно-рационалистическое конструктивное начало. Название объединения предложил Хеккель, а бесспорным его идеологом стал Кирхнер. В само название они старались заложить особый смысл: группа должна была как бы стать «мостом», соединяющим экспрессионизм (т. Отсюда и его тяготение к иррациональности, подчёркнутой эмоциональности и гротеску. Отличительной чертой немецкого экспрессионизма является его националистическая заряжённость: молодые немецкие художники отвергли идею линейного стилевого исторического развития от «французского импрессионизма» к экспрессионизму. Она страшная, эта музыка.
Они заявили: «Мы абсолютно новые, мы другие. В работе этой художественной группы участвовали также танцоры и композиторы. 91 х 73, 5 см.
В русской литературе тенденции экспрессионизма проявились в творчестве Л. Андреева. Умер Поллок 11 августа 1956. Благодаря деятельности Гуго фон Чуди, Национальная галерея стала первым в мире музеем, в экспозиции которого появились произведения французских импрессионистов: в 1896г директор Национальной галереи, опередив парижских коллег, приобрёл картины импрессионистов.
Предшественниками экспрессионизма была арт-группа «Мост». Отныне в умах людей всё терпело крах — и творчество несло на себе отпечаток пессимизма. Термин «экспрессионизм» так эластичен, что позволяет объединить стать несхожих художников, как Эрнст Людвиг Кирхнер, Пауль Клее, Эгон Шиле и Василии Кандинский. Приблизительно до 1912 г. он использовался в Европе, в основном во Франции, применительно к прогрессивному искусству, явно не относящемуся к импрессионизму и даже «антиимпресcионистскому». Поверхность их холстов кажется обработанной грубой кистью без всякой заботы об изяществе.
Сам автор отрицал параллели: «Каллиграфия – это письменность, а я не пишу писем. Германия также не осталась в стороне. Группа стремилась достичь равноправия всех форм искусства. Постепенно художники осознавали политическую опасность характерной для экспрессионизма «устремленности вглубь» и пытались исследовать возможности более активного его отклика на социально-политические проблемы. В наиболее общем виде термин «экспрессионизм» относится к произведениям, в которых художественными способами выражены сильные эмоции и само это выражение эмоций, общение посредством эмоций становится основной целью создания произведения. Заставить людей по-настоящему сопереживать – это не простая задача. По словам Роберта Ландау (Landau Fine Art, Монреаль), если вдруг на рынке появится триптих Макса Бекманна, то он уйдет никак не меньше, чем за 40 миллионов долларов.
Многие произведения отличаются лаконизмом, давая лишь намёки на какой-либо образ или душевное переживание (в цикле Веберна «5 пьес для оркестра», 1910, некоторые части длятся менее 1 мин. ), Необходимость единого конструктивно-организующего начала, отвечающего общим принципам мышления композиторов новой венской школы и новым типам образности, привела Шёнберга в начале 20-х гг. Красочная жестикуляция Виллема де Кунинга и Джексона Поллока, полосы Марка Ротко, Клиффорда Стилла и Барнетта Ньюмана называли тайным оружием ЦРУ в холодной войне. Художники воспринимали творчество как способ выражения эмоций. Арнольд Шёнберг «Синий автопортрет» (1910)Здесь прежде всего следует говорить о музыке Арнольда Шёнберга. Экспрессионизм не был целостным, стройным течением в искусстве. Искусство же левого экспрессионизма по самой сути агитационно: не «многоликая», полнокровная, воплощённая в осязательных образах картина реальности (познание), а заострённое выражение важной для автора идеи, достигаемое путём любых преувеличений и условностей.
Его книга «Рождение трагедии или Эллинство и пессимизм» (1871) обращает внимание на древнегреческое искусство и в ней Ницше пытается по-новому его осмыслить. в немецком кинематографе и театре также господствовал экспрессионизм. Началом киноэкспрессионизма стал фильм «Кабинет доктора Калигари» (1920), ставший известным не только в Германии, но и за её пределами. Поживем — увидим.
Именно тут, на рубеже XIX и XX века зарождалось и сопровождалось развитием одно из самых разнообразных и неоднозначных направлений в искусстве – «экспрессионизм». Более того, Томас Манн в 1922 году писал: «Действительно, то, что мы называем экспрессионизмом, это только поздняя и сильно пропитанная русским апокалиптическим образом мысли форма сентиментального идеализма». В 1912 г. в Мюнхене оформилась группа «Синий всадник» идеологами которой были Василий Кандинский и Франц Марк.
Постепенно члены «Моста» перебирались в Берлин, ставший центром художественной жизни Германии. Эмиль Нольде в автобиографии «Годы борьбы» писал: «Знатоки интеллектуального искусства называют меня экспрессионистом. В 1910г.
Также как и в импрессионизме, здесь сохранился такой элемент, как изображение мгновенного впечатления, который способен передать всю глубину переживаний. Эволюция отд. Но уже в раннем периоде его творчества проявились основные мотивы: крайний скептицизм, неверие в человеческий разум («Стена», «Жизнь Василия Фивейского»). Архитектурное образование не соответствовало внутренним побуждениям к служению живописи и художники по призванию, начали трудиться на поприще, которое позволяло им проявить свою индивидуальность, а работа в коллективе только способствовала этому все вместе делили и нехитрый быт. А хорошие «Кирхнеры» (особенно знаменитые «уличные сцены»), по оценке специалистов, способны принести 50, а то и 60 миллионов.
Поиски германских модернистов начала века многим видятся близкими творчеству знаменитых русских художников того же периода. Под влиянием идей Ницше немецкие (а вслед за ними и другие) художники и литераторы обращаются к хаосу чувств, к тому, что Ницше называет дионисическим началом. Для немецкого изобразительного искусства характерен поиск эстетики уродства: ещё мастера средневековой Германии умели находить красоту в безобразном и оставили потомкам прекрасные произведения искусства-отталкивающие изображения чертей и нечистой силы. Она вызвала резкое несогласие остальных «мостовцев», посчитавших, что автор слишком завысил оценку собственной роли в деятельности группы.
Анри Матисс – самый известный среди художников-фовистов. По мере развития этого направления становится очевидно, что оно не является художественным «стилем». В 1912г.
– Только это может быть экспрессионизмом»). После войны, в годы Веймарской республики, немецкие художники-модернисты оказались «на коне» и пользовались поддержкой государства: их картины закупались музеями в огромных количествах, многие представители течения становились профессорами престижных учебных заведений. Таким образом, авторы старались заставить зрителей сопереживать, вызвать у них реальный страх и негативное отношение к жестокой реальности.
Согласно этой концепции художники-экспрессионисты (в отличие от представителей академической живописи, следующих ренессансным образцам) объявлялись носителями истинно германского духа. К концу жизни Матисс был признан одним из самых замечательных художников XX века. Некоторых вдохновляли барокко и романтизм.
Издаваемый Кандинским альманах (а по сути, Синий всадник представлял собой не что иное, как редакторскую группу одноименного альманаха) ставил задачу доказать, что «вопрос формы в искусстве вторичен, первичен – вопрос содержания». Взгляните на картину Эль Греко «Вид Толедо», написанную в XVII в. Господствующим литературным течением экспрессионизм стал в немецкоязычных странах: Германии и Австрии (Франц Кафка, Густав Майринк, Лео Перуц, Альфред Кубин, Пауль Адлер). Жак-Эмиль Бланш «Портрет Игоря Стравинского» (1915)К экспрессионистской манере была близка музыка Эрнста Кшенека, Пауля Хиндемита, Бела Бартока, Игоря Стравинского. В 1920-1925 гг. Итак, в центре художественной вселенной экспрессионизма – истерзанное бездушием современного мира, его контрастами живого и мёртвого, духа и плоти, «цивилизации» и «природы», материального и духовного сердце человека.
Экспрессионистские приёмы использовал М. Рейнхардт в постановках У. Шекспира, Ф. Шиллера и др. Несмотря на то, что данный термин широко используется в качестве справочного, в реальности не существовало никакого определенного художественного движения, называющего себя «экспрессионизмом». Несмотря на это, представители экспрессионизма, сплотившиеся вокруг «Синего всадника», заметно повлияли на развитие европейского искусства.
Родился 28 января 1912 в городке Коуди (шт. В архитектуре (Р. Ведь события в Европе не предвещали ничего хорошего. В начале 50-х годов Клайн использовал в своей живописи только черный и белый цвета. В начале прошлого века мир застыл в ожидании мировой катастрофы (началась Первая мировая война). Более созерцательны по образному строю произведения представителей общества – «Синий всадник» (В.
Своими работами представители этого направления надеялись привлечь внимание публики к сложным проблемам современности. В программе «Моста» было много общего с французским фовизмом. Картон, масло, темпера, пастель. Андреев считается родоначальником русского экспрессионизма.
Пространство картины поделено на две зоны широкой горизонтальной полосой и кажется, продолжает расширяться на глазах. Появились новые философские работы, в которых переосмысливались моральные и культурные аспекты цивилизации. Именно в этот период были созданы музеи участников «Моста», а их картины украсили интерьеры правительственных зданий.
Картина Джексона Поллока « 56» 1948 года ушла с торгов Sothebys в 2006 году за 140 миллионов. На рубеже XIX-XXвеков в Германии и Австрии зародилось и получило развитие одно из самых неоднозначных направлений авангарда-экспрессионизм. Творчество наиболее ярких представителей направления разнородно. Говоря о русском экспрессионизме, нельзя не упомянуть Василия Васильевича Кандинского.
Р. Штрауса («Саломея», 1905 «Электра», 1908). Апокалиптические катастрофы начала XXв: землетрясение в итальянской Мессине в 1908г, появление кометы Галея в 1911г и крушение «Титаника» в 1912г вызвали смутное ожидание конца. Программа объединения была составлена Эрнстом Людвигом Кирхнером и помимо него в «Мост» входили Фриц Блейль, Карл Шмидт-Ротлуф и Эрих Хеккель. этим термином обозначились работы художников не только из Германии, но и из других стран. Говоря о технике рисования картин экспрессионизма, то стоит упомянуть такие особенности экспрессионизма, как отказ от светотени и передачи пространства.
Италия того времени представляла собой памятник своему былому величию. Напротив, художники «Моста» (Кирхнер, Пехштейн, Нольде и др. ) подняли на щит свою «немецкость». С 1907 каждая такая выставка функционировала как передвижная.
Наиболее заметны его традиции в современной немецкой поэзии, в прозе Г. Грасса и В. Борхерта (ФРГ), в драматургии П. Хакса (ГДР), П. Вайса (ФРГ) и Борхерта, М. Фриша и Ф. Дюрренматта (Швейцария). В изобразительных искусствах среди предшественников экспрессионизма художники: француз П. Гоген, голландец В. Ван Гог, норвежец Э. Мунк, бельгиец Дж. Импрессионисты пытались передать свет и цвет особенными именно эти черты делали картины импрессионистов уникальными. «буря»). В 1913 г. Кирхнер опубликовал «Хронику художественного объединения «Мост»».
expression – выразительность) – модернистское течение в западноевропейском искусстве, главным образом в Германии, первой трети 20 века, сложившееся в определенный исторический период – в преддверие первой мировой войны. Писатели-экспрессионисты (наряду со многими художниками) группировались вокруг журналов: «Штурм» (1910-32), в целом далёкого от острых политических проблем «Акцион» («Die Aktion», 1911-33) – социально насыщенного, антивоенного, проникнутого гуманистическими и нередко революционными идеями и созвучного ему немецкого журнала «Вайсен блеттер» («Die weiben Blatter», 1913-21), выходившего в Швейцарии. Первым таким объединением стал образованный в 1905 году «Мост», в который вошло 4 художников-экспрессионистов.
Первая из них – «Мост» (Die Brucke), появилась в Дрездене в 1905 году. Книга «Рождение трагедии или Эллинство и пессимизм» (1871 г. ) выделяет древнегреческое искусство. Двух мастеров сближало понимание того, что искусство проистекает из «объективной необходимости», которая не может быть объяснена словами. Но она страшная.
Однако было бы неверно думать, что экспрессионизм лишь направление искусства. Bracke). Такая идея пришла им в голову, благодаря названием картин («Битва Бувине», «Капетинги повсюду» и др. ) Позднее его картины- «иероглифы» часто уподоблялись старинным гербам. Пытаясь обойти это иные прибегают к фигуральным сравнениям (Т.
В феврале картина Франца Марка «Пасущиеся лошади III» была продана на Sothebys за рекордные 12, 3 миллиона фунтов (24, 3 миллиона долларов), в полтора раза выше эстимейта. В поддержку новых направлений выступали такие деятели культуры, как Пауль и Бруно Касьрер, Герман Бар, основатель галереи и одноименного журнала «Штурм» Герварт Вальден, директор Национальной галереи в Берлине Гуго фон Чуди и доктор искусствоведения Роза Шапире. Чаще всего о музыкальном экспрессионизме говорят применительно к композиторам Новой венской школы во главе с Арнольдом Шёнбергом. Конец XIX века выявился фантастически богатым на различные события в искусстве.
Немецкие художники, прожившие долгую жизнь, – Макс Бекман, Георг Грос, Отто Дикс, Оскар Кокошка – работали в «экспрессионистской» манере лишь малый период творчества. В музыке экспрессионизм сформировался в 1-м десятилетии 20 в. ряд его элементов проявился в последних произведениях Г. Малера («Песнь о земле», 1908 9-я, 1909 и неоконченной 10-я симфонии) и операх. Более страшной музыки не сочинял ещё доныне ни один композитор на свете». С помощью кисти художники совмещали свой протест с выражением мистического ужаса перед хаосом бытия. Причиной того, что картины экспрессионистов стали «надежной акцией», многие называют и активность русских коллекционеров на рынке искусства. Такие картины выглядели нарочито грубыми и небрежными.
И уже абсолютно непригодны напоминающие «армянские загадки» отрицательные определения, типа: экспрессионизм это не импрессионизм, а наоборот. Влияния театрального экспрессионизма проявились за пределами Германии и Австрии, в том числе и в СССР (художеств, практика ТРАМов, некоторые постановки Е. Б. Вахтангова, К. А. Марджанова, В. Э. Мейерхольда, А. Я. Таирова и др. ). Сегодняшнему «экспрессионистскому буму» мы обязаны не только уменьшением количества первоклассных импрессионистских работ на рынке, но и масштабным выставкам и проектам музеев и галерей. Мы глубокие и острые, не поверхностные и сверкающие.
Возникла в 1905 году. Легендарный лозунг экспрессионистов: «Не падающий камень, а закон тяготения». Одна из характерных особенностей раннего экспрессионизма – его пророческий пафос, в наибольшей мере воплотившийся в произведениях Георга Гейма, погибшего в результате несчастного случая за два года до начала Первой мировой войны.
Ими стали Эмиль Нольде, Макс Пехштейн, фовист Кес ван Донген и другие. Экспрессионисты также отреклись от светотени, передачи пространства. Шёнберг создал произведения, обличающие ужасы нацистского террора («Ода Наполеону», 1942 «Уцелевший из Варшавы», 1947). В творчестве Шёнберга и др.
Россия, по словам Ф. Гюбнера, привила экспрессионизму «недостающую силу – мистицизм вольной веры» Толстого и Достоевского. Он передавал на экране изменённые состояния человеческого сознания. Развивая основную идею «Калигари», режиссёры-экспрессионисты вскрывают двойственность каждого человека, таящееся в нём бездонное зло и в связи с этим предвидят неизбежность социального апокалипсиса. Часто они использовали грубые мазки, угловатые линии, яркие цвета и контрастные оттенки. Здесь они выставлялись в галерее «Штурм» (нем. Историки все еще спорят о сути экспрессионизма. Творческое объединение, которое они создали, отчасти напоминало средневековую цеховую коммуну – члены «Моста» вместе работали и жили. Так, в центре творчества Ван Гога и Мунка индивидуальный, субъективный опыт человека.
Я пишу скорее белым, чем черным: белый цвет не менее важен». Экспрессионизм (от лат. Лирические и абстрактные ноты образуют в их работах новую гармонию, в то время как искусство экспрессионизма по определению дисгармонично. Аполлоническое начало являет собой порядок, гармонию, спокойный артистизм и порождает пластические искусства (архитектура, скульптура, танец, поэзия), дионисическое начало – это опьянение, забвение, хаос, экстатическое растворение идентичности в массе, рождающее непластическое искусство (прежде всего музыка).
Поверхность холстов кажется обработанной грубой кистью без всякой заботы об изяществе.