Edvard Munch 12 декабря 1863, Лётен, Хедмарк – 23 января 1944, Экелю, близ Осло) – норвежский художник с тревожным, северным, обреченным, пророческим мироощущением, которое и легло в основу его живописного стиля – экспрессионизма. Париж не был крупным центром развития экспрессионизма, но многие из художников связаны с Парижской школой живописи. Ряд исследователей считает, что наиболее последовательно идеи экспрессионизма в живописи воплощали немецкие, австрийские и чешские художники.
К экспрессионизму относятся такие известные и, безусловно, талантливые художники как Эдмонд Мунк и Марк Шагал. В том, что экспрессионизм вошел в моду только сейчас, обвиняют неоднозначное отношение к художникам этого направления. Возникновение и развитие экспрессионизма связано с деятельностью таких немецких художников, как Э. Нольде, М. Пехштейн, О. Дикс, К. Кольвиц. Также к основным представителям экспрессионизма можно отнести следующих художников — Эдвард Мунк, Эрнст Людвиг Кирхнер, Франц Марк, Рихард Герстль, Зинаида Серебрякова, Франк Ауэрбах, Альберт Блох, Пауль Клее, Макс Курцвайль, Ян Слейтерс, Николае Тоница, Мильтон Эвери. Наиболее ощутимым было влияние на экспрессионизмтворчества В. Ван Гога, Э. Мунка, Дж. Энсора – художникипереняли методику использования цвета и света искаженную передачу форм и линий для усиления впечатлений от картины.
Это живопись, кино, литература, музыка, театр. В 1904 г. появился его первый альбом эскизов. Для экспрессионистов превыше всего субъективность творческого акта. Экспрессионистам свойственны тяготение к мистике и пессимизм.
В 1910г. Экспрессионизм возник как болезненная реакция на уродства цивилизации начала 20 века, Первую мировую войну и революционные движения. Массовая гибель людей во время Первой мировой войны привела к пацифистским тенденциям в экспрессионизме (Курт Хиллер, Альберт Эренштейн).
Такие сравнения могут быть очень изящны, но мало что уясняют по существу. В произведениях Огюста Родена некоторая деформация тел моделей так же иногда присутствует. В основе последующих «импрессий», «импровизаций» и «композиций» художника (так сам Кандинский различал циклы своих работ) лежит образ прекрасного горного пейзажа, как бы тающего в облаках, в космическом небытии, по мере мысленного воспарения созерцающего автора-зрителя. Со временем на первый план выходит тема страстной любви художника к своей первой жене – Белле Розенфельд (Над городом, 1914-1918). Особое развитие течение получило в Германии, Австрии.
Вскоре В. Кандинский и Франц Марк основали альманах Синий всадник. В этом месяце открылся после масштабной реконструкции музей Франца Марка в баварском городе Кохель-ам-Зее, где можно будет увидеть живопись нынешнего «экспрессиониста-рекордсмена», а также произведения Кандинского, Клее, Мюнтер и других. И уже абсолютно непригодны напоминающие «армянские загадки» отрицательные определения, типа: экспрессионизм это не импрессионизм, а наоборот. В этом смысле можно говорить об экспрессионизме (предельной эмоциональности, экзальтированности) творчества таких «старых мастеров», как Грюневальд и Эль Греко (на илл.
Конец ей положил приход к власти нацистов в 1933 г. Но отзвуки ее наиболее яркого периода (1910-1920) слышны в искусстве и сегодня. Влияния театрального экспрессионизма проявились за пределами Германии и Австрии, в том числе и в СССР (художеств, практика ТРАМов, некоторые постановки Е. Б. Вахтангова, К. А. Марджанова, В. Э. Мейерхольда, А. Я. Таирова и др. ). Вот как отзывался о музыке Шёнберга российский музыкальный критик В. Каратыгин: «Достоевский создал «Записки из подполья». Унаследовав от романтиков страстный критический пафос, неприятие дегуманизированных общественных отношений, экспрессионисты вступили в борьбу за подлинно человеческое.
в немецком кинематографе и театре также господствовал экспрессионизм. Началом киноэкспрессионизма стал фильм «Кабинет доктора Калигари» (1920), ставший известным не только в Германии, но и за её пределами. Очень распространены мотивы боли и крика. Она вызвала резкое несогласие остальных «мостовцев», посчитавших, что автор слишком завысил оценку собственной роли в деятельности группы.
Художники, составлявшие другую группу – «Синий всадник», возникшую чуть позднее, в Мюнхене (1911 – 1914 гг. ), так же внесли сою лепту в развитие экспрессионизма в живописи. Характерны мотивы «местечкового» пейзажа и быта вкупе с символикой иудаизма (Ворота еврейского кладбища, 1917). В результате объединение официально прекратило существование.
Немецкие художники, прожившие долгую жизнь, – Макс Бекман, Георг Грос, Отто Дикс, Оскар Кокошка – работали в «экспрессионистской» манере лишь малый период творчества. Наиболее яркими работами Эгона Шиле являются: «Сидящая женщина», 1917 «Молодая мать», 1914 «Любовь», 1917 «Автопортрет», 1912 «Семья», 1918 и др. А хорошие «Кирхнеры» (особенно знаменитые «уличные сцены»), по оценке специалистов, способны принести 50, а то и 60 миллионов.
Очевидным является также влияние на Маке Тулуз-Лотрека. Каждая из них призвана была прежде всего выразить одну и ту же, важнейшую для автора идею (форма, воспринятая экспрессионизмом от Ф. Ведекинда и Стриндберга). Между тем для каждого из этих художников участие в группе «Мост» оказалось важной вехой творческой биографии. Она неотразимо влечёт к себе, своевольная, глубокая, мистическая. Родился 28 января 1912 в городке Коуди (шт.
Термин «авангард», заимствованный из военно-политической лексики, обозначил ряд школ и направлений в искусстве, которые часто имели диаметрально противоположную идейную основу, но были едины в полемическо-боевой форме подхода к художественному творчеству, выходящему за рамки художественной эстетики. Это группы экспрессионистов, сформировавшиеся до Первой мировой войны.
Они противопоставляли засилью вещей и подавленности личности социальным механизмом пафос «первозданно» свободного восприятия мира их творческие искания, устремленные к обострённому самовыражению («экспрессии»), к субъективной интерпретации реальности, неизбежно принимали оттенок анархического бунтарства. Искусство же левого экспрессионизма по самой сути агитационно: не «многоликая», полнокровная, воплощённая в осязательных образах картина реальности (познание), а заострённое выражение важной для автора идеи, достигаемое путём любых преувеличений и условностей. На немецком языке писали также авторы т. н. Позднее Маке учился у Ловиса Коринта.
Писатели-экспрессионисты (наряду со многими художниками) группировались вокруг журналов: «Штурм» (1910-32), в целом далёкого от острых политических проблем «Акцион» («Die Aktion», 1911-33) – социально насыщенного, антивоенного, проникнутого гуманистическими и нередко революционными идеями и созвучного ему немецкого журнала «Вайсен блеттер» («Die weiben Blatter», 1913-21), выходившего в Швейцарии. В графике стремились возродить средневековую традицию гравюры на дереве. Среди них, например, создания первобытного и примитивного искусства, в т. ч.
До XXв художники не стремились специально работать в такой манере. Более созерцательны по образному строю произведения представителей общества – «Синий всадник» (В. О. Мюллер «Влюблённые»Главной целью их творчества должно было стать не отображение внешнего мира, который казался лишь безжизненной оболочкой истины, а ту «действительную Действительность», что нельзя увидеть, но которую может ощутить художник. Экспрессионисты также отреклись от светотени, передачи пространства. В таких произведениях особо подчеркивается темперамент и чувственность автора.
Создатели нового направления провели несколько выставок. В разные времена понятие «экспрессионизм» трактовалось неодинаково. В него вошло четверо художников-экспрессионистов. К революции писатель сначала отнёсся с симпатией, но после реакции 1907 г. отказался от всяких революционных взглядов, считая, что бунт масс может привести лишь к большим жертвам и большим страданиям («Рассказ о семи повешенных»).
В. Кандинский ушёл из группы и вскоре с Францем Марком организовал редакцию альманаха «Синий всадник». Конец XIX века выявился фантастически богатым на различные события в искусстве. Основными темами для них служили театр, кафе и люди города. Хотя его стиль был близок к сюрреалистическому. Выражалось бунтарственным духом, пессимизмом и отчаянием. Для экспрессионистов превыше всего субъективность творческого акта.
Считается, что экспрессионизм оказал большое влияние на развитие визуальных искусств, а в музыке его влияние стало революционным благодаря появлению таких элементов, как диссонанс и атональность, в произведениях композиторов (прежде всего венских) – от Густава Малера до Альбана Берга и Арнольда Шёнберга. «Живопись действия» и «живопись цветных полей» помогли искусству США получить очевидное преимущество в соперничестве с искусством европейским. В начале прошлого века мир застыл в ожидании мировой катастрофы (началась Первая мировая война). В 1911 году возникла мюнхенская группа «Синий всадник», новое содружество художников-экспрессионистов. Двух мастеров сближало понимание того, что искусство проистекает из «объективной необходимости», которая не может быть объяснена словами. Они обменивались не только письмами, но также статьями и картинами. Постепенно члены «Моста» перебирались в Берлин, ставший центром художественной жизни Германии.
Вайоминг). Возник экспрессионизм как протест против Второй мировой войны. Взгляните на картину Эль Греко «Вид Толедо», написанную в XVII в. Господствующим литературным течением экспрессионизм стал в немецкоязычных странах: Германии и Австрии (Франц Кафка, Густав Майринк, Лео Перуц, Альфред Кубин, Пауль Адлер). «пражской школы», которых при всей индивидуальности объединяет интерес к ситуациям абсурдной клаустрофобии, фантастическим сновидениям, галлюцинациям. Если Шёнбергу присущ наиболее последовательный эстетический радикализм в выражении экспрессионистской позиции, то в музыке Берга явно ощутимы малеровские традиции, мотивы «социального сострадания». Так в 1905 г. в Дрездене появилась группа под названием «Мост» В нее вошли художники Карл Шмидт-Ротлуфф, Эрнст Людвиг Кирхнер, Макс Пехштейн, Эмиль Нольде.
Напротив, художники «Моста» (Кирхнер, Пехштейн, Нольде и др. ) подняли на щит свою «немецкость». Однако было бы неверно думать, что экспрессионизм лишь направление искусства. Даже работы великого Микеланджело порой допускают сознательное искажение пропорций.
Это неудивительно: ему свойственны протест против академизма и ярый индивидуализм. Первое такое объединение было образованно в 1905 году и имело название «Мост». Эта идея была обоснована теоретически Кандинским. Цвет, считали экспрессионисты, обладает собственным смыслом, способен вызывать определённые эмоции, ему приписывали символическое значение.
экспрессионистическим, в искусстве прошлого. В 1905 году немецкий экспрессионизм оформился в группу «Мост», которая бунтовала против поверхностного правдоподобия импрессионистов, стремясь вернуть немецкому искусству утраченные духовное измерение и разнообразие смыслов. Bracke). Более того изначально термин «экспрессионизм» имел другое значение.
Но по сравнению с небольшими группами художников, таких как фовисты и кубисты во Франции, экспрессионисты различных «оттенков» так широко представлены в искусстве, что ту эпоху в истории культуры Германии часто называют «поколением экспрессионистов». Первая мировая война (1914-1918) разобщила художников и многие объединения, группи-ровки, течения, возникшие в начале XX столетия в Париже, Мюнхене, Милане, Дрездене и других европейских городах, распались. Особенно выразительны были декоративные очертания тел в его многочисленных «ню».
Она организовывала выставки экспрессионистов и не только сама коллекционировала работы Кирхнера, Хеккеля и Пехштейна, но и поддерживала покупку картин экспрессионистов крупными музеями. Шиле создает свой собственный стиль, сосредоточиваясь почти исключительно на контуре. В самом названии своей группы, они старались заложить особый смысл: группа должна была, как бы стать «мостом», соединяющим экспрессионизм (т. Его едва ли не главная особенность состояла в том, что объект в нем подвергался особому эстетическому воздействию, в результате чего достигался эффект именно характерной экспрессионистской деформации.
Говоря о русском экспрессионизме, нельзя не упомянуть Василия Васильевича Кандинского. Но она страшная. У экспрессионизма есть особая стилистика изображения. Двух мастеров сближало понимание того, что искусство проистекает из «объективной необходимости», которая не может быть объяснена словами.
Поколение, травмированное бойней мировой войны (на которой погибли такие крупные мастера, как Август Маке и Франц Марк), воспринимало действительность крайне субъективно, через призму таких эмоций, как разочарование, тревога, страх. В 1905 году появилась группа «Мост», оппозиционная по отношению к импрессионистам, которые отдавали свои силы изображению поверхностной красоты цветов, оттенков и света. Ими стали Эмиль Нольде, Макс Пехштейн, фовист Кес ван Донген и другие. Картина Джексона Поллока « 56» 1948 года ушла с торгов Sothebys в 2006 году за 140 миллионов.
Сегодняшнему «экспрессионистскому буму» мы обязаны не только уменьшением количества первоклассных импрессионистских работ на рынке, но и масштабным выставкам и проектам музеев и галерей. В работе этой художественной группы участвовали также танцоры и композиторы. В начале 1910-х годов художники группы «Мост» стали устанавливать связи с новыми объединениями, близкими их стремлениям.
Число экспрессионистов и примыкающих к ним художников продолжало увеличи-ваться. Гуманистическую направленность их творчества отмечали многие исследователи и историки модернистского искусства. С конца XIX в. в немецкой культуре сложился особый взгляд на произведение искусства.
Известные представители экспрессионистского кинематографа, в творчестве которых прослеживаются все эти тенденции: Ф. В. Мурнау, Ф. Родился в Витебске 24 июня. К главным организаторам «Моста» относят студентов архитектурного факультета высшей Технической школы в Дрездене Э. Л. Кирхнера, К. Шмидта-Ротлуффа, Ф. Блейля, Э. Хеккеля.
Ведь события в Европе не предвещали ничего хорошего. Первое такое объединение было образованно в 1905 году и имело название «Мост». Вот таким образом именно Веберн был признан родоначальником послевоенного музыкального авангардизма.
В кино экспрессионизм возник и получил наибольшее развитие в 1915-25. Но нужно отдать должное и патриотизму немецкого импрессионизма (Макс Либерман, Ловис Коринт, Макс Слевогт): он развивался в полемике с французами. Термин «экспрессионизм» впервые употребил в печати в 1911 Х. Вальден – основатель экспрессионистского журнала «Штурм» («Der Sturm»). Члены «Моста» вместе и жили и работали. Первая – в 1906 году, в Дрездене, в магазине ламп – прошла незамеченной, однако последующие три (в 1907, 1910 и 1912 гг. ) привлекли внимание.
Многим «расово неблагонадежным» художникам (Кандинскому, в частности) пришлось уехать из страны. – Только это может быть экспрессионизмом»). Художник отказывает в жизни мгновенному впечатлению, для него оно — ещё сырой материал, который требует обработки и снятия поверхностного слоя. Они обменивались не только письмами, но также статьями и картинами. Двумя годами ранее Walker Art Center в Миннеаполисе отметился выставкой «Франц Марк и Синий всадник».
Это послужило даже причиной тюремного заключения художника за «создание аморальных рисунков». Было время увлечения спиритуализмом и религией («Иуда Искариот»). Члены «Моста» вместе и жили и работали. Все остальное – хаос, сплетение случайностей.
Для экспрессионистов превыше всего субъективность творческого акта. Не осталась в стороне и Германия. В его рассказе «Бездна» невероятно эмоциональный выплеск напряжения писателя, его внутренней бездны, которая не давала ему покоя. Умер Поллок 11 августа 1956.
Новая школа живописи стала движением, вовлекшим в себя художников разных стран. этим термином обозначились работы художников не только из Германии, но и из других стран. Самое известное произведение Е. Замятина – роман-антиутопия «Мы», в котором описано общество жёсткого тоталитарного контроля над личностью (имена и фамилии заменены буквами и номерами, государство контролирует даже интимную жизнь) идейно основанное на тейлоризме (теория управления), сциентизме (идейная позиция, представляющая научное знание наивысшей культурной ценностью и основополагающим фактором взаимодействия человека с миром) и отрицании фантазии, управляемое «избираемым» на безальтернативной основе «Благодетелем». Европейская политическая жизнь потерпела сильные потрясения.
В программе «Моста» было много общего с французским фовизмом. Представители контрастным состояниям (крайняя степень возбуждения или душевная прострация и безысходная угнетённость).
Одной из отличительных черт группы «Синий всадник» был космополитизм и стремление к обмену идеями между художниками из разных стран. Так несколько «затушевывалось» былое внимание к французским художником (например, к Матиссу), подчеркивалось «северное» направление развития «экспрессионизма». Картины этих художников отличает и необычность палитры и вольное деформирование натуры. Собственно, об абстрактном экспрессионизме. Во французском языке оно так же звучит аналогично этому. У немецких импрессионистов и экспрессионистов, несмотря на дальнейшее чёткое разграничение этих стилей, прослеживается много общего: академический афронт, сосредоточенность на конкретном жизненном окружении и ряд живописных приёмов.
Но отдельные писатели-экспрессионисты работали и в других европейских странах: в России – Л. Андреев, Е. Замятин, в Чехословакии – К. Чапек, в Польше – Т. Мичинский и др. Произведения раннего экспрессионизма испытывали влияние французского и немецкого символизма, в особенности Артюра Рембо и Шарля Бодлера. За 186 миллионов была продана в 2014 году абстракция « 6 (Фиолетовое, зеленое и красное)» Марка Ротко 1951 года. Так, на знаменитой выставке Зондербунд в Кёльне в 1912г. Экспрессионизм в живописи – это возможность продемонстрировать через свои эмоции отношение к чему-либо.
Мы не французы, мы немцы. Но с приходом к власти нацистов все изменилось. И позже Матисс останется верен теме счастья жизни. Россия, по словам Ф. Гюбнера, привила экспрессионизму «недостающую силу – мистицизм вольной веры» Толстого и Достоевского. Принцип выражения преобладает над изображением. По словам Роберта Ландау (Landau Fine Art, Монреаль), если вдруг на рынке появится триптих Макса Бекманна, то он уйдет никак не меньше, чем за 40 миллионов долларов.
Никогда мир не был так мертвенно нем. Только спустя время это творчество получило четкое определение. Путь, по которому пошел экспрессионизм, мы называем логаэдизацией, суть которой в том, что система ужесточается до предела, чем демонстрирует свою абсурдность. Существует мнение, что явлением экспрессионизма был классический психоанализ Фрейда. В Австрии наиболее крупной фигурой был Георг Тракль.
В группу входили Василий Кандинский, Лионель Файнингер, Франц Марк, Пауль Клее и другие. Некоторые особенности ксилографии (угловатые рубленные формы, упрощение контура, резкие тональные контрасты) оказали влияние на стилистику их живописи. Картина Танец поражает своей простотой и динамизмом. Для Веберна же чрезвычайно существенным оказался творческий опыт мастеров строгого стиля, а также философско-поэтическое наследие Гёте.
Экспрессионизм не был целостным, стройным течением в искусстве. Появился интерес к творчеству готических мастеров, Эль Греко, Питера Брейгеля Старшего. В немецком литературоведении выделяется понятие «экпрессионистского десятилетия» c 1914 по 1924 годы, когда в Германии работали Альфред Дёблин, Готфрид Бенн, Франц Верфель, Иван Голль, Август Штрамм, Альберт Эренштейн, Карл Эйнштейн, Отто Флаке и др.
В ней Ницше старается по-новому его осмыслить. В отличие от громко заявившего о себе футуризма, руководимого Маринетти в Италии, сторонников экспрессионизма трудно назвать «слаженным оркестром на марше». Экспрессионизм как формальное направление в литературе возник в Европе в 1910 – 1925.
В Германии в 1905 немецкие художники организовали группу «Мост». Его альбом эскизов пополнился рисунками из жизни города на Сене. Очень распространены мотивы боли и крика. В России широко известен литератор-экспрессионист Леонид Андреев.
Для живописи художников группы «Мост» характерна деформация натуры, насыщенность цвета и тяжёлые массы краски на полотне. Большое влияние на художников этого стиля оказывало примитивное и африканское искусство. Первые произведения Леонида Андреева проникнуты критическим анализом современного мира («Баргамот и Гараська», «Город»). е. современность) с искусством прошлого и тем ярким и выразительным, что в нем уже было. Картон, масло, темпера, пастель. Однако трактовались эти гуманные идеи в духе беспросветного отчаяния и пессимизма.
Картины экспрессионистов, как символ ненавистной Гитлеру Веймарской республики, были объявлены «дегенеративным» искусством. Его опера «Воццек» (1921), замысел которой созрел в годы 1-й мировой войны, проникнута глубоким состраданием к социально обездоленным, осуждением насилия и сытого самодовольства «власть имущих». Поиски германских модернистов начала века многим видятся близкими творчеству знаменитых русских художников того же периода. Именно в этот период были созданы музеи участников «Моста», а их картины украсили интерьеры правительственных зданий.
Лени. Этому течению в искусстве Герварт Вальден, берлинский владелец художественной галереи и пропагандист авангардного искусства, в 1911 г. даёт название «экспрессионизм», которое объединяло вначале в том числе и кубизм и футуризм. Немецкие экспрессионисты считали своими предшественниками постимпрессионистов. Предпочтение отдавалось цветам предельно контрастным с тем, чтобы усилить воздействие на зрителя, не оставить его равнодушным. к выработке оригинальной системы композиции, получившей название додекафонии.
В русской литературе тенденции экспрессионизма проявились в творчестве Л. Андреева. Исследователи авангардистского искусства считают, что принципиальным носителем немец-кого экспрессионизма стала возникшая в 1905 году художественная группировка, получившая название «Мост». Программный характер носило опубликованное в печати обращение группы «Мост», которое сформулировал глава и вдохновитель объединения – Эрнст Кирхнер.
– Гюбнер). Война, бурный рост промышленности и резкое изменение в благосостоянии людей. Первый выпуск альманаха «Синий всадник» был посвящён тогдашнему директору Национальной галереи Гуго фон Чуди. Экспрессионистам свойственны тяготение к мистике и пессимизм. Часто изображались люди или группы людей.
Картины Экспрессионизм. Всего их в короткой жизни Маке было 78. Конец XIX века оказался удивительно богат на различные события в искусстве. Художественным следствием этого тезиса явилось уравнивание в правах внутреннего и внешнего: потрясённость героя, «ландшафт души» представлялись как потрясения и преобразования действительности.
Принцип экспрессионизма был выражение эмоций художника. Одновременно происходила переоценка эстетических ценностей. Именно там, на рубеже XIX и XX веков зародилось и развилось одно из самых неоднозначных и разнообразных направлений в искусстве, которое позднее получило название «экспрессионизм». Редакция альманаха «Синий всадник» стала, по сути, новой художественной группой, которая приобрела международный характер, объединив разнонациональных мастеров авангарда. ДЖЕКСОН ПОЛЛОК (1912-1956)Джексон Поллок – американский художник, один из наиболее известных представителей абстрактного экспрессионизма 1950-х годов. Италия того времени представляла собой памятник своему былому величию. expression – выражение) указывает на приоритет внутреннего «Я», раскрываемого с предельной экспрессией.
(Готфрид Бенн, Франц Верфель, Альберт Эренштейн и др. ). В начале XX в. в этом стиле создавали свои произведения и русские авторы: повесть «Красный смех», рассказ «Стена» Л. Андреева, ранние поэмы и стихотворения В. В. Маяковского. Л. Отныне в умах людей всё терпело крах — и творчество несло на себе отпечаток пессимизма. Предсмертные сочинения писателя проникнуты депрессией идеей о торжестве иррациональных сил. Литературный язык Андреева также полон экспрессии, символичен. В 1912 г. в Мюнхене оформилась группа «Синий всадник» идеологами которой были Василий Кандинский и Франц Марк. Книга «Рождение трагедии или Эллинство и пессимизм» (1871 г. ) выделяет древнегреческое искусство.
В качестве модели Шиле часто выступала его сестра Гертруда («Герти»), к которой, как утверждали, он испытывал сильное эмоциональное и отнюдь не только родственное, влечение. Поживем — увидим. Новые творцы были разочарованы, злы, сломлены испытаниями и психологическим давлением. Отличительной чертой немецкого экспрессионизма является его националистическая заряжённость: молодые немецкие художники отвергли идею линейного стилевого исторического развития от «французского импрессионизма» к экспрессионизму.
Как и фовисты, экспрессионисты из «Моста» хотели строить свои композиции на чистой краске и форме, отрицая стилизацию и всякий символизм. Андреев считается родоначальником русского экспрессионизма. Еще около 200 миллионов Гриффин заплатил за картину Джексона Поллока « 17а» 1948 года. На творчество «мостовцев» огромное влияние оказали и европейская живопись конца XIX — начала XX веков и японская цветная гравюра и, как это ни удивительно искусство этрусков. Предшественниками экспрессионизма была арт-группа «Мост».
В этот период времени у многих менялось мировоззрение, а новые открытия в науке позволяли взглянуть на окружающий мир другими глазами. Художники этого объединения слабо озабочены кризисным состоянием общества их произведения менее эмоциональны. Поколение, травмированное бойней мировой войны (на которой погибли такие крупные мастера, как Август Маке и Франц Марк), воспринимало действительность крайне субъективно, через призму таких эмоций, как разочарование, тревога и страх. Художники, входившие в это объединение, смогли по-новому осмыслить эстетику и создать художественный стиль, который представлял собой принципиально новый подход к восприятию действительности. В музыке экспрессионизм сформировался в 1-м десятилетии 20 в. ряд его элементов проявился в последних произведениях Г. Малера («Песнь о земле», 1908 9-я, 1909 и неоконченной 10-я симфонии) и операх.
А яркая живописная работа «Верблюды на цирковой арене» участника группы «Мост» Макса Пехштейна ушла за 1, 9 миллиона фунтов (3, 8 миллиона долларов). «Ядром» группы стали именно русские художники — Кандинский, Явленский, Марианна Веревкина. Предложенное Шмидт-Ротлуффом название «Мост» выражает стремление группы к объединению всех новых художественных течений и символически намекает, что творчество художников, входящих в группу, служит мостом в искусство будущего. Поколение, травмированное бойней мировой войны (на которой погибли такие крупные мастера, как Август Маке и Франц Марк), воспринимало действительность крайне субъективно, через призму таких эмоций, как разочарование, тревога и страх.
Здесь они выставлялись в галерее «Штурм» (нем.
Экспрессионизм (от лат. expressio, «выражение»)— течение в европейском искусстве эпохи модернизма, получившее наибольшее развитие в первые десятилетия XX века, преимущественно в Германии и Австрии. В его составе были Ф. Марк, В. Кандинский, А. Макке, П. Клее, Л. Фейнингер. Образ персонажа создавался на основе какой-либо одной черты («функции»), превращаясь в маску. В него вошли художники Э. Кирхнер, Э. Нольде, М. Пихштейн, П. Клее.
Экспрессионизм в живописи наиболее четко дал представление о настроениях того времени, о метаниях и страданиях людей. Она страшная, эта музыка. Националистическими взглядами отличались не только представители «Моста», но и другие художники того времени. Широко использовалась контрастность различных красок, чтобы увеличить их «свечение», усиливающее воздействие на зрителя. В предвоенные годы к «Мосту» примкнули Эмиль Нольде, Макс Пехштейн, Отто Мюллер. Постепенно художники осознавали политическую опасность характерной для экспрессионизма «устремленности вглубь» и пытались исследовать возможности более активного его отклика на социально-политические проблемы.
Искусство экспрессионизма по определению дисгармонично. Картины этих художников отличает и необычность палитры и вольное деформирование натуры.
Так, в центре творчества Ван Гога и Мунка индивидуальный, субъективный опыт человека. Несмотря на это, представители экспрессионизма, сплотившиеся вокруг «Синего всадника», заметно повлияли на развитие европейского искусства. Аполлоническое начало являет собой порядок, гармонию, спокойный артистизм и порождает пластические искусства (архитектура, скульптура, танец, поэзия), дионисическое начало – это опьянение, забвение, хаос, экстатическое растворение идентичности в массе, рождающее непластическое искусство (прежде всего музыка). Эту деформацию культурных ценностей и отразил экспрессионизм. Его книга «Рождение трагедии или Эллинство и пессимизм» (1871) обращает внимание на древнегреческое искусство и в ней Ницше пытается по-новому его осмыслить. Созданное ими творческое объединение частично напоминало средневековую цеховую коммуну.
В картинах они использовали отвлеченную гармонию красок эксперименты в области формы. Любопытно, что с 1911 года Шёнберг состоял в переписке с В. Кандинским— идеологом экспрессионистской группы «Синий всадник». Многие произведения отличаются лаконизмом, давая лишь намёки на какой-либо образ или душевное переживание (в цикле Веберна «5 пьес для оркестра», 1910, некоторые части длятся менее 1 мин. ), Необходимость единого конструктивно-организующего начала, отвечающего общим принципам мышления композиторов новой венской школы и новым типам образности, привела Шёнберга в начале 20-х гг. В наиболее общем виде термин «экспрессионизм» относится к произведениям, в которых художественными способами выражены сильные эмоции и само это выражение эмоций, общение посредством эмоций становится основной целью создания произведения. Новое искусство было замечено. Любовь к ярким краскам интерес к примитивному искусству, стремление к отображению духовного мира роднят мастеров экспрессионизма с такими творцами, как Михаил Ларионов и Наталия Гончарова, а также с Марком Шагалом, Хаимом Сутиным Русские коллекционеры уже сделали несколько важных покупок.
Художники искали новые, агрессивные образы, стремились выразить средствами живописи тревогу, дискомфорт. Паула Модезон-Беккер и Рихард Герстль ушли из жизни до того, как термин «экспрессионизм» стал общеупотребительным. Гротесковость и искажение формы в их работах – важная составляющая.
Легендарный лозунг экспрессионистов: «Не падающий камень, а закон тяготения». Одна из характерных особенностей раннего экспрессионизма – его пророческий пафос, в наибольшей мере воплотившийся в произведениях Георга Гейма, погибшего в результате несчастного случая за два года до начала Первой мировой войны. Деятельность «Моста» оказала большое значение для развития экспрессионизма в изобразительном искусстве. Возникла в 1905 году. Много путешествовал по Европе и Северной Африке (1903-1907), с 1902 года Василий Кандинский жил в основном в Мюнхене, а в 1908-1909 в селе Марнау (Баварские Альпы).
Во время этого краткого по времени обучения появилось 15 альбомов эскизов Маке. Экспрессионизм стремится не столько к воспроизведению действительности, сколько к выражению эмоционального состояния автора. Созданное ими творческое объединение частично напоминало средневековую цеховую коммуну.
Это обусловлено целым рядом причин – тесными творческими контак-тами, постоянным участием в совместных выставках, великое множество которых проводилось в то время – с 1910-х годов – вплоть до начала Второй мировой войны. Скандал разгорелся через шесть лет на большой выставке «Моста» в Кельне, когда новое течение отвергли и академические художники и импрессионисты. Не остался в стороне и экспрессионизм: перестали существовать его основные объединения – «Мост» и «Синий всадник». Поколение, травмированное бойней мировой войны, воспринимало действительность крайне субъективно, через призму таких эмоций, как разочарование, тревога, страх.
Э. Мунк «Крик» (1893). Принцип выражения преобладает над изображением12. В 1909г было основано «Новое объединение художников Мюнхена» с В. Кандинским в роли президента. Более страшной музыки не сочинял ещё доныне ни один композитор на свете».
Заставить людей по-настоящему сопереживать – это не простая задача. Гитлер, предпочитавший натурализм в живописи, не принял идею об экспрессионизме как о творчестве, воспевавшем «немецкий дух». В 1917 он вернулся в Вену.
Несмотря на то, что данный термин широко используется в качестве справочного, в реальности не существовало никакого определенного художественного движения, называющего себя «экспрессионизмом». Воинствующий импрессионист назвал творчество группировки «Мост» «готтентотской наивностью» и антинемецким подражанием французским авангардистам. Пытаясь обойти это иные прибегают к фигуральным сравнениям (Т.
Формулировки такого рода у некоторых теоретиков экспрессионизма именно тем и грешат («экспрессионизм – это норма постижения». Понятие «экспрессионизм» обозначает направления живописи конца 19 — начала 20 века, школы эмотивного или интерпретационного искусства, которые возникли в основном в Германии и, позже, во Франции. Шёнберг создал произведения, обличающие ужасы нацистского террора («Ода Наполеону», 1942 «Уцелевший из Варшавы», 1947).
Арнольд Шёнберг «Синий автопортрет» (1910)Здесь прежде всего следует говорить о музыке Арнольда Шёнберга. Интерес к живописи проявился у Августа Маке ещё в родительском доме. Дело в том, что сначала под словом «экспрессионизм» понималась любая альтернатива импрессионизму. Границы между персонажами картин и той средой, что их окружала, уничтожались.
Термин «экспрессионизм» так эластичен, что позволяет объединить стать несхожих художников, как Эрнст Людвиг Кирхнер, Пауль Клее, Эгон Шиле и Василии Кандинский. Ее члены, среди которых были Эрнст Людвиг Кирхнер, Карл Шмидт-Ротлуфф (1884 – 1976), Эмиль Нольде и Макс Пехштейн, считали, что их произведения должны быть мостом между современностью и тем, что они считали живым и мощным, т. е. Аналогичные периоды (атональный и додекафонный) проходят в своей творческой эволюции Берг и Веберн. Все творчество Шагала изначально автобиографично и лирически исповедально.
Ланга, П. Анри Матисс – самый известный среди художников-фовистов. Экспрессионизм оставил след в искусстве новым качеством обострённой образности. Они сознательно противопоставляли себя реализму импрессионизму и стилю «модерн» (югендстиль). «буря»). В 1913 г. Кирхнер опубликовал «Хронику художественного объединения «Мост»».
Черпая вдохновение в психоанализе Зигмунда Фрейда, с его приматом подсознательных эмоций, в философии Анри Бергсона, подчеркивавшей значение интуиции и памяти и в работах таких писателей, как Достоевский и Стриндберг, писатели-экспрессионисты стремились донести до читателя реальность субъективных ощущений и своего внутреннего мира. Самое полное в мире собрание произведений Эгона Шиле (250 живописных и графических работ) находится в Музее Леопольда в Вене. Эволюция отд.
За время существования группы состоялось девять выставок по всей Германии. В своём рассказе «Красный смех» Андреев нарисовал картину ужасов современной войны.
Примером могут служить отношения немецких экспрессионистов и французских фовистов. Первая из них – «Мост» (Die Brucke), появилась в Дрездене в 1905 году. Энсор, швейцарец Ф. Ходлер и другие мастера, в разной степени близкие к символизму. Общим для всех было внимание к реальной жизни в плане философских основ.
Само название этого направления (от лат. Его живопись станет нежней. Об этом свидетельствует тот факт, что представленные в экспозиции работы вызвали громкие нападки не только представителей академического искусства, но и импрессионистов, в частности председателя «Берлинского Сецессиона» (художественное объединение, противопоставившее себя академическому искусству) Ловиса Коринта. 91 х 73, 5 см. В 1906 г. к ним присоединились Эмиль Нольде, Макс Пехштейн, фовист Кес ван Донген и другие художники. Хотя объединение появилось тотчас же за выступлением парижских фовистов в Осеннем салоне, представители «Моста» утверждали, что действовали самостоятельно. Первая выставка «Моста» состоялась в 1906 году в Дрездене, в магазине ламп, но вопреки обилию вокруг осветительных приборов оказалась замеченной.
В 1911г внутренние разногласия раскололи группу. В живописи художников группы «Мост» натура деформирована, цвет экстатичен, краски положены тяжелыми массами. С 1907 каждая такая выставка функционировала как передвижная.
Никогда радость не была так далека и свобода так мертва. К концу жизни Матисс был признан одним из самых замечательных художников XX века. Творчество наиболее ярких представителей направления разнородно. Поверхность холстов кажется обработанной грубой кистью без всякой заботы об изяществе.
е. современность) с искусством пошлого и тем ярким и выразительным, что в нем уже было. Она базировалась в Мюнхене с 1911 по 1914 года. Творческое объединение, которое они создали, отчасти напоминало средневековую цеховую коммуну – члены «Моста» вместе работали и жили. Особенностью художников «Моста» является их сознательно упрощённый эстетический словарь с краткими, сокращёнными формами деформированными телами светящимися красками, нанесёнными широкой кистью плоскими мазками и часто обведёнными жёсткой линией контура. в Мюнхене оформилась группа «Синий всадник» идеологом которой выступал Василий Кандинский. Этот фильм был фактически началом создания фильмов ужасов. Шедеврами экспрессионизма считаются фильмы «Кабинет доктора Калигари» режиссёра Роберта Вине (1920), «Голем» режиссёров К. Бёзе и П. Вегенера (1920), «Усталая Смерть» режиссёра Фрица Ланга (1921), «Носферату. Приблизительно до 1912 г. он использовался в Европе, в основном во Франции, применительно к прогрессивному искусству, явно не относящемуся к импрессионизму и даже «антиимпресcионистскому».
Художники воспринимали творчество как способ выражения эмоций. Такая идея пришла им в голову, благодаря названием картин («Битва Бувине», «Капетинги повсюду» и др. ) Позднее его картины- «иероглифы» часто уподоблялись старинным гербам. Апокалиптические катастрофы начала XXв: землетрясение в итальянской Мессине в 1908г, появление кометы Галея в 1911г и крушение «Титаника» в 1912г вызвали смутное ожидание конца.
Да искусство экспрессионизма долгое время было не очень популярно в среде коллекционеров, но музеи уже давно «прибрали к рукам» большинство основных произведений. К экспрессионизму принадлежат многие произведения скульптуры. Штейнер, Э. Мендельзон, Х. Пёльциг, Б. Таут и др. ) экспрессионизм во многом продолжал традиции «модерна», пропагандируя применение новых конструкций и материалов, его мастера стремились к созданию органически обусловленных, как бы вырастающих из почвы форм. В театре экспрессионизм утвердил форму т. н. «Stationendrama», где действие развивалось не постепенно, но двигалось толчками от одной сцены к другой. Русский художник стал основателем нескольких художественных объединений: Фаланга (1901 – 1904 гг. ), Новое мюнхенское художественное объединение (1909 – 1911 гг. ) и самое известное – Синий всадник. Уже в ранних его картинах доминируют темы детства, семьи, смерти, глубоко личностные и в то же время «вечные» (Суббота, 1910).
Пытаясь разработать упрощённый эстетический словарь с краткими, сокращёнными до самого существенного формами, члены «Моста» обращались к творчеству Грюневальда и Альтдорфера, а также к искусству народов Африки. Насчёт отнесения «Синего всадника» к экспрессионизму среди специалистов нет единого мнения. Эта группа сыграла не малую роль в развитии и продвижении экспрессионистского искусства. Экспрессионизм появился в Европе во время модернизма и пришёл на смену импрессионизму. Вот таким образом в их произведениях выражение преобладает над изображением. Если оттолкнуться от характеристики экспрессионизма как художественного метода, то понятие «экспрессионизм» можно толковать гораздо шире: это художественное выражение сильных эмоций, причём само это выражение эмоций становится основной целью создания произведения. Экспрессионизм широко распространился в литературе стран Восточной Европы. В этом была их схожесть с фовистами.
От ранних, уже достаточно ярких импрессионистских картин-этюдов перешел к бравурным, цветистым и «фольклорным» по колориту композициям, где суммировались характерные мотивы русского национального модерна с его романтикой средневековых легенд и старинной усадебной культуры (картины Пестрая жизнь, Дамы в кринолинах и другие). Василий Кандинский полагал, что лучше всего оно выражается прямым психофизическим воздействием чистых красочных созвучий и ритмов. В деформации предмета виделся способ повышенной выразительности. Название объединения предложил Хеккель, а бесспорным его идеологом стал Кирхнер. Считалось, что оно должно нести в себе лишь волю творца, создаваться «по внутренней необходимости», которая в комментариях и оправданиях не нуждается. Германия также не осталась в стороне. Именно под влияние идеи дионисического хаоса чувств, вновь открытого Ницше, немецкие художники и литераторы воплощают в своих работах сильные эмоции и глубокие переживания.
Брехт и С. Беккет), прозу (Ф. Во время одной из первых поездок в Париж Маке особенно поразили полотна Мане.
В 1905 в Дрездене возникла группа «Мост». В 1919 г. вышла знаменитая антология «Сумерки человечества», в которой были собраны лучшие произведения этого направления. Новый стиль в европейской лирике очень быстро распространился на другие роды литературы: драматургию (Б. Об Эгоне Шиле написано множество монографий, статей и даже два романа («Высокомерие» Джоаны Скотт и «Порнограф из Вены» Люиса Крофтса), а в 1981 году о нем снят художественный фильм «Эгон Шиле – Жизнь как эксцесс» (совместное производство ФРГ, Франции и Австрии). Во главу новой эстетики в первую очередь было поставлено отрицание материалистического мировоззрения, реализма импрессионизма и стиля модерн (в Германии носивший название «югендстиль»).
С приходом к власти нацистов в 1933г, экспрессионизм был объявлен «дегенеративным искусством», а его представители потеряли возможность выставлять свои работы и публиковаться. Кёльнский собор потрясен до основания». Картины американских экспрессионистов — одни из самых дорогих в мире. Мы внутри, а не снаружи».
Историки все еще спорят о сути экспрессионизма. Наибольшее развитие получил в начале XX века. Напряженная обстановка того периода повлияла и на художников. Это первое художественное течение, в полной мере проявившее себя в кинематографе.
Принцип всеохватывающей субъективной интерпретации действительности, возобладавший в экспрессионизме над миром первичных чувственных ощущений (составлявших первооснову художественного образа в импрессионизме), обусловил тяготение к иррациональности, обостренной эмоциональности и фантастическому гротеску, нередко – к полному или частичному уничтожению границ между персонажами и окружающей их естественной (или городской) пейзажной средой. В 1905г немецкий экспрессионизм усилиями художников Эрнста Людвига Кирхнера, Макса Пехштейна, Эмиля Нольде и Карла Шмидт-Ротлуфа оформился в Дрездене в группу «Мост», название которой символизировало связь современности с тем, что художники считали экспрессионистическим в искусстве прошлого. Наиболее известные фильмы: «Кабинет доктора Калигари» (1919, режиссер Р. Вине), «Носферату» (1922, режиссер Ф. В. Мурнау), «Паганини» (1923, режиссеры Х. Гольдберг и К. Фейдт), «Кабинет восковых фигур» (1925, режиссер П. Лени). Но уже в раннем периоде его творчества проявились основные мотивы: крайний скептицизм, неверие в человеческий разум («Стена», «Жизнь Василия Фивейского»). В начале XX века в истории искусства появились концепции «национального стиля», объясняющие манеру письма художников присущими им «расовыми особенностями». После войны, в годы Веймарской республики, немецкие художники-модернисты оказались «на коне» и пользовались поддержкой государства: их картины закупались музеями в огромных количествах, многие представители течения становились профессорами престижных учебных заведений.
Группа стремилась достичь равноправия всех форм искусства. справа). expressio, франц. В широком смысле экспрессионистическим можно назвать искусство (вне зависимости от времени его создания), которое ставит перед собой задачу не столько воспроизведения действительности, сколько выражения порождаемых этой действительностью в авторе эмоциональных переживаний— при помощи различных смещений, преувеличений и упрощений. Многие экспрессионисты (так же, как итальянские футуристы) поддерживали Первую мировую войну. А кроме того, культ индивидуализма в нём сочетался с постоянным стремлением объединяться.
Большое внимание уделялось непривычному освещению сцены, абстрактным декорациям (где преобладали косые, наклонные плоскости), символическим аксессуарам. Понятие «экспрессионизм» предполагает более широкий смысл: им обозначают тенденцию, периодически возникающую в изобразительном искусстве, литературе и кино, которая выражает болезненное мироощущение, присущее разным историческим периодам. Мы глубокие и острые, не поверхностные и сверкающие. В книге «Рождение трагедии или Эллинство и пессимизм» (1871) Ницше излагает свою теорию дуализма, постоянной борьбы между двумя типами эстетического переживания, двумя началами в древнегреческом искусстве, которые он называет аполлоническим и дионисическим. В само название они старались заложить особый смысл: группа должна была как бы стать «мостом», соединяющим экспрессионизм (т.
Франц Марк и Август Макке ушли добровольцами на фронт и погибли. Экспрессионизм в переводе с латинского означает выражение (expressio). Поверхность их холстов кажется обработанной грубой кистью без всякой заботы об изяществе. Более того, Томас Манн в 1922 году писал: «Действительно, то, что мы называем экспрессионизмом, это только поздняя и сильно пропитанная русским апокалиптическим образом мысли форма сентиментального идеализма». Эмиль Нольде в автобиографии «Годы борьбы» писал: «Знатоки интеллектуального искусства называют меня экспрессионистом. В 1912г. Один из ярких представителей немецкого экспрессионизма.
Наряду с живописью и скульптурой – чаще всего «яростно» -эмоциональными по манере, тяготеющими к острым цветовым контрастам или резким пространств, смещениям, – важное (если не центральное) значение обрела станковая и книжная графика экспрессионизма, достигшая значительных результатов благодаря смелым сочетаниям гротеска и гиперболы, предельно концентрированным контрастам света и тени. Экспрессионизм получил распространение в художественной культуре Бельгии (многие мастера латемской школы, отчасти Ф. Мазерель), стран Скандинавии, Восточной Европы и обнаружил значительную близость французскому фовизму. Именно тут, на рубеже XIX и XX века зарождалось и сопровождалось развитием одно из самых разнообразных и неоднозначных направлений в искусстве – «экспрессионизм». Для многих произведений художников характерно раскрытие судьбы одинокой личности, «маленького человека», затерянного в огромном и чужом мире и окруженного враждебными ему людьми.
Принцип выражения преобладает над изображением. Их творчество было призвано выражать чувства, раскрывая внутреннюю сущность вещей. Социально-критический пафос отличает многие произведения экспрессионизма от искусства авангардистских течений, развивавшихся параллельно с ним или сразу после него (кубизма, сюрреализма). Экспрессионизм в искусстве – направление, возникшее в XX веке в Европе.
Р. Штрауса («Саломея», 1905 «Электра», 1908). В экспрессионизме было много противоречий. Отсюда и его тяготение к иррациональности, подчёркнутой эмоциональности и гротеску. Некоторых вдохновляли барокко и романтизм.
мастеров (например, Бехера, Ф. Вольфа, Р. Леонгарда) уже в конце 20-х гг. Цвета использовались яркие и контрастные. представителей экспрессионизма своеобразно преломлялись и социально-критические мотивы, особенно ярко выраженные у Берга.
А с Карлом Шмидт-Ротлуфом её связывала дружба, продолжавшаяся всю жизнь. Художники воспринимали творчество как способ выражения эмоций. По мере развития этого направления становится очевидно, что оно не является художественным «стилем». Первым таким объединением стал образованный в 1905 году «Мост», в который вошло 4 художников-экспрессионистов.
Любопытно, что с 1911 года Шёнберг состоял в переписке с В. Кандинским— идеологом экспрессионистской группы «Синий всадник». В это время в Дрездене студенты архитектурного факультета Высшего технического училища образовали творческое объединение «Мост». Под влиянием идей Ницше немецкие (а вслед за ними и другие) художники и литераторы обращаются к хаосу чувств, к тому, что Ницше называет дионисическим началом. Практически до начала Первой мировой войны понятие «экспрессионизм» включало такие неоднородные течения в искусстве, как фовизм, футуризм и кубизм. У ряда художников благодаря росту антивоенных настроений и влиянию массового революционного движения экспрессионизм получил антивоенную и антиимпериалистическую окраску (Барлах, Ж. Грос, О. Дикс, Л. Мейднер, О. Нагель и др. ). Очень распространены мотивы боли и крика.
Экспрессионизм (от фр. В поддержку новых направлений выступали такие деятели культуры, как Пауль и Бруно Касьрер, Герман Бар, основатель галереи и одноименного журнала «Штурм» Герварт Вальден, директор Национальной галереи в Берлине Гуго фон Чуди и доктор искусствоведения Роза Шапире. Другие великие абстракционисты – Макс Бекманн, Оскар Кокошка, Хаим Сутин и Жорж Руо. Определенную преемственность с этим модернистским кино можно почувствовать, анализируя известную работу Ларса фон Триера «Догвилль».
Первой значительной вехой в истории экспрессионизма считается возникновение объединения «Мост» (нем. Авторство термина «экспрессионизм» приписывается чешскому историку искусства Антонину Матешеку, который в 1910г ввёл его в противоположность термину «импрессионизм». Популярностью пользуются и австрийские экспрессионисты, в частности Эгон Шиле. Произведения, написанные в додекафонной технике, основаны на различного рода повторениях т. н. серии, что является, по мнению представителей этой школы, развитием принципов формообразования музыки барокко и раннего классицизма, Один из ранних типичных образцов экспрессионизма – монодрама Шёнберга «Ожидание» (1909) в ней господствует состояние гнетущего тревожного предчувствия, разрешающегося взрывом отчаяния и ужаса. Персонажи сознательно лишены индивидуализации (часто безымянные «отец», «сын», «девушка» и т. п. ) и выступают рупорами идей язык – напряженно патетичен.
Издаваемый Кандинским альманах (а по сути, Синий всадник представлял собой не что иное, как редакторскую группу одноименного альманаха) ставил задачу доказать, что «вопрос формы в искусстве вторичен, первичен – вопрос содержания». Позже возникла группа «Синий всадник». Третий источник имеет мало общего с визуальным искусством — это философия Фридриха Ницше. В экспрессионизме выделяют два периода: до первой мировой войны и после. Национальная галерея (Осло)Возможное прочтение картины: человек агонизирует по поводу раздающегося отовсюду, как выразился сам художник, «крика природы». Банальность, уродливость и противоречия современной жизни порождали у экспрессионистов чувства раздражения, отвращения, тревоги, которые они передавали при помощи искорёженных линий, быстрых и грубых мазков, кричащего колорита. Мне такое ограничение не нравится». Все же слово «экспрессионизм» широко распространилось в Германии и Австрии.
Но это лишь незначительные детали в произведениях выдающихся мастеров. В архитектуре (Р. В произведениях Поллока при всей их оригинальности ощутимо влияние сюрреализма и наиболее нервных, гротескных образов Пикассо. Он передавал на экране изменённые состояния человеческого сознания. Развивая основную идею «Калигари», режиссёры-экспрессионисты вскрывают двойственность каждого человека, таящееся в нём бездонное зло и в связи с этим предвидят неизбежность социального апокалипсиса.
Второй Марокканский кризис (1911г) и Балканские войны (1912-1913гг. ) усилили чувство присутствия при «окончании мира» (Георг Гейм). Шёнберг сочиняет музыку из подполья своей странной, удивительной души. Экспрессионизм (от лат. Итак, в центре художественной вселенной экспрессионизма – истерзанное бездушием современного мира, его контрастами живого и мёртвого, духа и плоти, «цивилизации» и «природы», материального и духовного сердце человека. Они заявили: «Мы абсолютно новые, мы другие.
Экспрессионизм (от лат. Художники сочувственно изображали невзгоды, страдания простого человека. Чертами экспрессионизма наделены и многие скульптурные произведения. Автор показывает другую Грецию – опьяненную мифологией, трагическую – дионисическую Грецию и в этом он видит ее схожесть с современной ему Европой.
Экспрессионизм официально заявил о себе в 1905 году. Причиной того, что картины экспрессионистов стали «надежной акцией», многие называют и активность русских коллекционеров на рынке искусства.
Мир таинственных и страшных «ночных настроений» воплощён композитором в мелодраме «Лунный Пьеро» (1912). Наиболее последовательно принципы экспрессионизма были воплощены в творчестве художников объединения «Мост» (Э. Б. Кустодиев «Портрет Е. Замятина» (1923)Тенденции экспрессионизма проявились и в творчестве Евгения Замятина. Наиболее ярко экспрессионизм проявился в искусстве Австрии и Германии. Это творческое объединение представителей экспрессионизма в начале XX в. в Германии. Все выставки были отмечены широким вниманием общественности, но отзывы в прессе были крайне негативными. В ее составе были Василий Кандинский, Пауль Клее, Франц Марк и другие.
В переводе с латинского «expressio» означает «выражение». В том смысле, в каком мы понимаем этот термин сегодня, – во всяком случае, когда говорим о «немецком экспрессионизме», — он означает широкое культурное движение, зародившееся в Германии и Австрии в начале XX. Нужда вопит, человек зовет свою душу, время становится воплем нужды. Экспрессионизм (от фр. Жак-Эмиль Бланш «Портрет Игоря Стравинского» (1915)К экспрессионистской манере была близка музыка Эрнста Кшенека, Пауля Хиндемита, Бела Бартока, Игоря Стравинского. В 1920-1925 гг.
Наиболее заметны его традиции в современной немецкой поэзии, в прозе Г. Грасса и В. Борхерта (ФРГ), в драматургии П. Хакса (ГДР), П. Вайса (ФРГ) и Борхерта, М. Фриша и Ф. Дюрренматта (Швейцария). В изобразительных искусствах среди предшественников экспрессионизма художники: француз П. Гоген, голландец В. Ван Гог, норвежец Э. Мунк, бельгиец Дж. Матье признан основателем «исторической абстрактной живописи» (еще один очередной перл его величества интерпретации. ) Эта живопись «отличается от обыкновенной исторической живописи тем, что ничего не изображает – ни людей, ни костюмы, ни аксессуары». Рекорд поставило полотно Interchange (Обмен) 1955 года кисти Виллема де Кунинга (1904-1997). Именно протест против старой культуры зародил футуризм.
В 1906 году к этому объединение присоединились новые художники. Однако в большей степени он связан с творчеством композиторов т. н. новой венской школы – А. Шёнберга (глава школы), А. Берга и А. Веберна. Описания боли, крика, стона и смерти – «горгиевы фигуры» начала 20 века. В 1911 году в Мюнхене образовалась группа Синий всадник.
Художник «Моста» Карл Шмидт-Ротлуф даже получил важный правительственный заказ — создать нового «орла» для республики. Название «Мост» предложил Шмидт-Ротлуфф, считая, что оно выражает стремление группы к объединению всех новых художественных течений, а в более глубоком смысле символизирует её творчество – «мост» в искусство будущего. В него вошло четверо художников-экспрессионистов. Возникло как отклик на острейший социальный кризис 1-й четверти 20 в. (включая 1-ю мировую войну и последовавшие революционные потрясения), стало выражением протеста против уродств современной буржуазной цивилизации.
Тем не менее, эти два начала неотделимы друг от друга, всегда действуют вместе. В наследие художника входят около 300 картин и несколько тысяч рисунков. Симфония ужаса» немецкого кинорежиссёра Фридриха Вильгельма Мурнау (1922), «Кабинет восковых фигур» режиссёра П. Лени (1924), «Последний человек» режиссёра В. Мурнау (1924).
В Германии экспрессионизм оформился рано и громче всех заявил о себе. Картины Маке в этот период выполнены небольшим количеством тёмных тонов. Согласно этой концепции художники-экспрессионисты (в отличие от представителей академической живописи, следующих ренессансным образцам) объявлялись носителями истинно германского духа.
Формально экспрессионизм в литературе впервые отчетливо проявился в сжатой, трепетно-лирической поэзии немецких поэтов Георга Тракля (1887 – 1914), Франца Верфеля и Эрнста Штадлера (1883 – 1914). В творчестве Шёнберга и др. Её участники разработали свой «групповой стиль», при котором картины по их сюжетам и способу написания были так схожи, что не всегда сразу удавалось различить, кто является автором. Л. Кирхнер, М. Пехштейн, Э. Хеккель, К. Шмидт-Ротлуф к ним примыкал Э. Нольде).
Кафка и Г. Майринк). Нельзя не согласиться с Готфридом Бенном, утверждавшим, что экспрессионизм «пронес свое знамя над Бастилией, Кремлем и Голгофой, только на Олимп он не вступил, как и ни на какую иную классическую землю». Трагическое мировосприятие, порожденное дегуманизацией общества и крушением традиционных гуманистических ценностей, оказалось близким русскому человеку. Будучи недовольными своим архитектурным образованием, они стали собираться для совместных сеансов рисования с натуры.