Художники-экспрессионисты создавали внутренне напряженные, упрощенные формы, они использовали либо кричащие яркие краски, либо наоборот, мрачноватые грязные тона, беспокойные и небрежные движения кисти. Конечно же, самые известные художники среди экспрессионистов не ограничиваются несколькими фамилиями, однако мастери кисти, упомянутые выше должны быть известны каждому человеку, причисляющему себя к категории образованных людей. Объект исследования: Художники экспрессионисты. Рациональные поиски, художественные эксперименты – понятия, чуждые художникам-экспрессионистам их ориентиром и важнейшей ценностью выступали собственное мироощущение и субъективные переживания.
Несмотря на то, что данный термин широко используется в качестве справочного, в реальности не существовало никакого определенного художественного движения, называющего себя «экспрессионизмом». В его составе были Ф. Марк, В. Кандинский, А. Макке, П. Клее, Л. Фейнингер.
Влияния театрального экспрессионизма проявились за пределами Германии и Австрии, в том числе и в СССР (художеств, практика ТРАМов, некоторые постановки Е. Б. Вахтангова, К. А. Марджанова, В. Э. Мейерхольда, А. Я. Таирова и др. ). Наиболее известные фильмы: «Кабинет доктора Калигари» (1919, режиссер Р. Вине), «Носферату» (1922, режиссер Ф. В. Мурнау), «Паганини» (1923, режиссеры Х. Гольдберг и К. Фейдт), «Кабинет восковых фигур» (1925, режиссер П. Лени). Аполлоническое начало являет собой порядок, гармонию, спокойный артистизм и порождает пластические искусства (архитектура, скульптура, танец, поэзия), дионисическое начало— это опьянение, забвение, хаос, экстатическое растворение идентичности в массе, рождающее непластическое искусство (прежде всего музыка). Насчёт отнесения «Синего всадника» к экспрессионизму среди специалистов нет единого мнения. Конец XIX века выявился фантастически богатым на различные события в искусстве. Судьба красоты в том, чтобы отцвести, заболеть и свой триумф она справляет в тот момент, когда «искажается». Живопись Эгона Шиле необычайно графична. Умер Поллок 11 августа 1956.
Но с приходом к власти нацистов все изменилось. Считается, что экспрессионизм оказал большое влияние на развитие визуальных искусств, а в музыке его влияние стало революционным благодаря появлению таких элементов, как диссонанс и атональность, в произведениях композиторов (прежде всего венских) – от Густава Малера до Альбана Берга и Арнольда Шёнберга. Для живописи художников группы «Мост» характерна деформация натуры, насыщенность цвета и тяжёлые массы краски на полотне. Очень распространены мотивы боли и крика. «Экспрессионизм родился на гребне большого исторического конфликта, но он— его гипертрофированное, болезненное и неистинное отражение» (Г. А. Недошивин). Собственно, об абстрактном экспрессионизме.
В начале XX века в истории искусства появились концепции «национального стиля», объясняющие манеру письма художников присущими им «расовыми особенностями». Он передавал на экране изменённые состояния человеческого сознания. Развивая основную идею «Калигари», режиссёры-экспрессионисты вскрывают двойственность каждого человека, таящееся в нём бездонное зло и в связи с этим предвидят неизбежность социального апокалипсиса. Шёнберг сочиняет музыку из подполья своей странной, удивительной души. Мы не французы, мы немцы.
Он очень любил изображать себя, свой облик и свои позы. Это первое художественное течение, в полной мере проявившее себя в кинематографе. Европейская политическая жизнь потерпела сильные потрясения.
Портрет Валери Нойцель, (1912). Но по сравнению с небольшими группами художников, таких как фовисты и кубисты во Франции, экспрессионисты различных «оттенков» так широко представлены в искусстве, что ту эпоху в истории культуры Германии часто называют «поколением экспрессионистов». Однако было бы неверно думать, что экспрессионизм лишь направление искусства. Шиле создает свой собственный стиль, сосредоточиваясь почти исключительно на контуре. Он впервые говорит о другой Греции— трагической, опьяненной мифологией, дионисической и проводит параллели с судьбами Европы. Работы художника были выставлены в главном зале и имели огромный успех. Издаваемый Кандинским альманах (а по сути, Синий всадник представлял собой не что иное, как редакторскую группу одноименного альманаха) ставил задачу доказать, что «вопрос формы в искусстве вторичен, первичен – вопрос содержания».
В музыке хотели видеть идеальный пример художественной абстракции игры «чистых форм», которые говорят о духовном, не снисходя до реального. В 1917 он вернулся в Вену. В архитектуре (Р. Первые картины Маке отражают результаты творческой переработки художником идей импрессионизма. Считалось, что оно должно нести в себе лишь волю творца, создаваться «по внутренней необходимости», которая в комментариях и оправданиях не нуждается.
В творчестве Шёнберга и др. Второй Марокканский кризис (1911г) и Балканские войны (1912-1913гг. ) усилили чувство присутствия при «окончании мира» (Георг Гейм). В него вошло четверо художников-экспрессионистов.
В программе «Моста» было много общего с французским фовизмом. Многие из авторов этого времени не называли себя экспрессионистами и были причислены к ним лишь позднее (Георг Гейм, Георг Тракль). Произведения, написанные в додекафонной технике, основаны на различного рода повторениях т. н. серии, что является, по мнению представителей этой школы, развитием принципов формообразования музыки барокко и раннего классицизма, Один из ранних типичных образцов экспрессионизма – монодрама Шёнберга «Ожидание» (1909) в ней господствует состояние гнетущего тревожного предчувствия, разрешающегося взрывом отчаяния и ужаса. В работе этой художественной группы участвовали также танцоры и композиторы. «Ядром» группы стали именно русские художники — Кандинский, Явленский, Марианна Веревкина.
Но смерть внутри жизни усиливает яркость последней. Считалось, что оно должно нести в себе лишь волю творца, создаваться «по внутренней необходимости», которая в комментариях и оправданиях не нуждается. Для экспрессионистов превыше всего субъективность творческого акта.
Что кажется более важным (и что находит подтверждение в его письмах и стихах) – это тот факт, что Шиле придавал большое значение пониманию и изучению своего «я». Аполлоническое начало являет собой порядок, гармонию, спокойный артистизм и порождает пластические искусства (архитектура, скульптура, танец, поэзия), дионисическое начало – это опьянение, забвение, хаос, экстатическое растворение идентичности в массе, рождающее непластическое искусство (прежде всего музыка). В 1912 г. в Мюнхене оформилась группа «Синий всадник» идеологом которой выступал Василий Кандинский. В последние годы картины Марка и других знаменитых художников из групп «Мост» и «Синий всадник» имеют большой успех на аукционах: в ноябре шедевр Эрнста Людвига Кирхнера «На улице. А кроме того, культ индивидуализма в нём сочетался с постоянным стремлением объединяться. Конец ей положил приход к власти нацистов в 1933 г. Но отзвуки ее наиболее яркого периода (1910-1920) слышны в искусстве и сегодня. В начале прошлого века мир застыл в ожидании мировой катастрофы (началась Первая мировая война).
При этом предвоенное время (1910—1914) рассматривается как период «раннего экспрессионизма», связанный с началом деятельности первых экспрессионистских журналов («Der Sturm», «Die Aktion») и клубов («Неопатетическое кабаре», «Кабаре Гну»). У экспрессионизма есть особая стилистика изображения. Однако, будучи сильным духом, художник черпал из своего положения вдохновение, создавая насыщенные яркостью красок полотна. В это время в Дрездене студенты архитектурного факультета Высшего технического училища образовали творческое объединение «Мост». В 1919 г. вышла знаменитая антология «Сумерки человечества», в которой были собраны лучшие произведения этого направления. Новый стиль в европейской лирике очень быстро распространился на другие роды литературы: драматургию (Б.
Его альбом эскизов пополнился рисунками из жизни города на Сене. Вот как отзывался о музыке Шёнберга российский музыкальный критик В. Каратыгин: «Достоевский создал «Записки из подполья». Многие экспрессионисты (так же, как итальянские футуристы) поддерживали Первую мировую войну. Не стандартные ракурсы раскрывают зрителю новый взгляд на тело человека.
Хотя объединение появилось тотчас же за выступлением парижских фовистов в Осеннем салоне, представители «Моста» утверждали, что действовали самостоятельно. Экспрессионизм картины усиливался выбором контрастных цветов, ярким выражением форм для того, чтобы вызвать эмоции у зрителей, не дать им остаться равнодушными. (Готфрид Бенн, Франц Верфель, Альберт Эренштейн и др. ). Картины Маке в этот период выполнены небольшим количеством тёмных тонов.
В экспрессионизме было много противоречий. Хотя его стиль был близок к сюрреалистическому. В поддержку новых направлений выступали такие деятели культуры, как Пауль и Бруно Касьрер, Герман Бар, основатель галереи и одноименного журнала «Штурм» Герварт Вальден, директор Национальной галереи в Берлине Гуго фон Чуди и доктор искусствоведения Роза Шапире.
Творчество экспрессионистов изменило восприятие людей, подготовив мир к ещё более странному искусству-сюрреализму. Двумя годами ранее Walker Art Center в Миннеаполисе отметился выставкой «Франц Марк и Синий всадник». Нельзя не согласиться с Готфридом Бенном, утверждавшим, что экспрессионизм «пронес свое знамя над Бастилией, Кремлем и Голгофой, только на Олимп он не вступил, как и ни на какую иную классическую землю». Трагическое мировосприятие, порожденное дегуманизацией общества и крушением традиционных гуманистических ценностей, оказалось близким русскому человеку. Наиболее последовательно принципы экспрессионизма были воплощены в творчестве художников объединения «Мост» (Э.
«Восход солнца», «Мост в Европу», «Впечатление» – это лишь малая толика уникальных произведений автора, поражающих своей насыщенностью и полнотой жизненности. Первой значительной вехой в истории экспрессионизма считается возникновение объединения «Мост» (нем. И уже абсолютно непригодны напоминающие «армянские загадки» отрицательные определения, типа: экспрессионизм это не импрессионизм, а наоборот. Самое известное произведение Е. Замятина – роман-антиутопия «Мы», в котором описано общество жёсткого тоталитарного контроля над личностью (имена и фамилии заменены буквами и номерами, государство контролирует даже интимную жизнь) идейно основанное на тейлоризме (теория управления), сциентизме (идейная позиция, представляющая научное знание наивысшей культурной ценностью и основополагающим фактором взаимодействия человека с миром) и отрицании фантазии, управляемое «избираемым» на безальтернативной основе «Благодетелем». Апокалиптические катастрофы начала XXв: землетрясение в итальянской Мессине в 1908г, появление кометы Галея в 1911г и крушение «Титаника» в 1912г вызвали смутное ожидание конца.
Большое внимание уделялось непривычному освещению сцены, абстрактным декорациям (где преобладали косые, наклонные плоскости), символическим аксессуарам. Самыми яркими представителями нового стиля были художники Эрнст Людвиг Кирхнер, Эрих Хеккель, Макс Пехштейн, Карл Шмидт-Ротлуф и Эмиль Нольде. В переводе с латинского «expressio» означает «выражение». Вайоминг).
Ведь события в Европе не предвещали ничего хорошего. Существует мнение, что явлением экспрессионизма был классический психоанализ Фрейда. Андреев считается родоначальником русского экспрессионизма. Появляется новый взгляд на мир, окружающую действительность и на личность.
В Австрии наиболее крупной фигурой был Георг Тракль. Особенно выразительны были декоративные очертания тел в его многочисленных «ню». Исследовать свое «я» всегда означает представить себя как двойственность, так как субъект, производящий исследование, одновременно является и объемом. Самое важное в объекте предельно заострялось, результатом чего был эффект специфического экспрессионистского искажения.
Если Шёнбергу присущ наиболее последовательный эстетический радикализм в выражении экспрессионистской позиции, то в музыке Берга явно ощутимы малеровские традиции, мотивы «социального сострадания». Новая техника должна была воздвигнуть преграду для «романтической красоты чувства» теперь всё душевное и прекрасное воспринималось как тривиальное, нетерпимо благодушное и потому ложное, эгоистически отгораживающее себя от кошмара и абсурда реальной жизни. На рубеже XIX-XXвеков в Германии и Австрии зародилось и получило развитие одно из самых неоднозначных направлений авангарда-экспрессионизм. О. Мюллер «Влюблённые»Главной целью их творчества должно было стать не отображение внешнего мира, который казался лишь безжизненной оболочкой истины, а ту «действительную Действительность», что нельзя увидеть, но которую может ощутить художник.
Их творчество было призвано выражать чувства, раскрывая внутреннюю сущность вещей. За время существования группы состоялось девять выставок по всей Германии. Б. Кустодиев «Портрет Е. Замятина» (1923)Тенденции экспрессионизма проявились и в творчестве Евгения Замятина. Появился интерес к творчеству готических мастеров, Эль Греко, Питера Брейгеля Старшего.
К революции писатель сначала отнёсся с симпатией, но после реакции 1907 г. отказался от всяких революционных взглядов, считая, что бунт масс может привести лишь к большим жертвам и большим страданиям («Рассказ о семи повешенных»). Ветви – трещины в небе и камне. Необычайная нервность каждого мазка его картин вызывала сильные эмоции у зрителя и созерцание их всегда весьма сложно, а иногда даже мучительно.
В немецком литературоведении выделяется понятие «экпрессионистского десятилетия» c 1914 по 1924 годы, когда в Германии работали Альфред Дёблин, Готфрид Бенн, Франц Верфель, Иван Голль, Август Штрамм, Альберт Эренштейн, Карл Эйнштейн, Отто Флаке и др. Название «Мост» предложил Шмидт-Ротлуфф, считая, что оно выражает стремление группы к объединению всех новых художественных течений, а в более глубоком смысле символизирует её творчество – «мост» в искусство будущего. Термин «экспрессионизм» так эластичен, что позволяет объединить стать несхожих художников, как Эрнст Людвиг Кирхнер, Пауль Клее, Эгон Шиле и Василии Кандинский.
expression – выражение) указывает на приоритет внутреннего «Я», раскрываемого с предельной экспрессией. Школа Шёнберга отходит от крупных симфонических форм, ясно ощущая, что атональность препятствует конструированию монументальных полотен. К концу 20-х годов остродиссонансная сфера серийно-атональной музыки трактуется Бергом и Шёнбергом уже как средство воплощения бесчеловечных сил, угрожающих миру (оперы «Лулу» Берга и «Моисей и Аарон» Шёнберга). Как сигнал мирового неблагополучия, как «крик в ночи», мешающий привычному наслаждению искусством, экспрессионизм был актуален, неразрывно связан с историческими событиями.
Bracke). Вместо него оперировали различными дефинициями: «Новый пафос» (Эрвин Лёвенсон), «Активизм» (Курт Хиллер) и др. Искусство экспрессионизма по определению дисгармонично.
– Гюбнер). В качестве модели Шиле часто выступала его сестра Гертруда («Герти»), к которой, как утверждали, он испытывал сильное эмоциональное и отнюдь не только родственное, влечение. Конец XIX века оказался удивительно богат на различные события в искусстве. В экспрессионизме эта позиция привела к вытеснению из искусства естественно человеческого. Многие произведения отличаются лаконизмом, давая лишь намёки на какой-либо образ или душевное переживание (в цикле Веберна «5 пьес для оркестра», 1910, некоторые части длятся менее 1 мин. ), Необходимость единого конструктивно-организующего начала, отвечающего общим принципам мышления композиторов новой венской школы и новым типам образности, привела Шёнберга в начале 20-х гг. е. современность) с искусством прошлого и тем ярким и выразительным, что в нем уже было.
Члены «Моста» вместе и жили и работали. Само название этого направления (от лат. в Мюнхене оформилась группа «Синий всадник» идеологом которой выступал Василий Кандинский.
Дело в том, что сначала под словом «экспрессионизм» понималась любая альтернатива импрессионизму. Экспрессионизм не был целостным, стройным течением в искусстве.
Картина Танец поражает своей простотой и динамизмом. Она неотразимо влечёт к себе, своевольная, глубокая, мистическая. Формулировки такого рода у некоторых теоретиков экспрессионизма именно тем и грешат («экспрессионизм – это норма постижения». Лирические и абстрактные ноты образуют в их работах новую гармонию, в то время как искусство экспрессионизма по определению дисгармонично. Экспрессионизм в искусстве – направление, возникшее в XX веке в Европе. Редакция альманаха «Синий всадник» стала, по сути, новой художественной группой, которая приобрела международный характер, объединив разнонациональных мастеров авангарда. Наряду с живописью и скульптурой – чаще всего «яростно» -эмоциональными по манере, тяготеющими к острым цветовым контрастам или резким пространств, смещениям, – важное (если не центральное) значение обрела станковая и книжная графика экспрессионизма, достигшая значительных результатов благодаря смелым сочетаниям гротеска и гиперболы, предельно концентрированным контрастам света и тени. Экспрессионизм получил распространение в художественной культуре Бельгии (многие мастера латемской школы, отчасти Ф. Мазерель), стран Скандинавии, Восточной Европы и обнаружил значительную близость французскому фовизму. Первым таким объединением стал образованный в 1905 году «Мост», в который вошло 4 художников-экспрессионистов.
Черпая вдохновение в психоанализе Зигмунда Фрейда, с его приматом подсознательных эмоций, в философии Анри Бергсона, подчеркивавшей значение интуиции и памяти и в работах таких писателей, как Достоевский и Стриндберг, писатели-экспрессионисты стремились донести до читателя реальность субъективных ощущений и своего внутреннего мира. Мы глубокие и острые, не поверхностные и сверкающие. После войны, в годы Веймарской республики, немецкие художники-модернисты оказались «на коне» и пользовались поддержкой государства: их картины закупались музеями в огромных количествах, многие представители течения становились профессорами престижных учебных заведений. Тогда как в музыке А. Веберна полностью воплотился идеал духовности без чувств (ср. Ту точку зрения на творчество, оказавшейся ключевой для экспрессионизма, в большей мере определил Фридрих Ницше.
В 1906 году к этому объединение присоединились новые художники. Особенно выразительны были декоративные очертания тел в его многочисленных «ню». Наиболее яркими работами Эгона Шиле являются: «Сидящая женщина», 1917 «Молодая мать», 1914 «Любовь», 1917 «Автопортрет», 1912 «Семья», 1918 и др.
Политическая жизнь Европы переживала сильные потрясения и неспокойная обстановка того времени не могла не повлиять на художников. На творчество «мостовцев» огромное влияние оказали и европейская живопись конца XIX — начала XX веков и японская цветная гравюра и, как это ни удивительно искусство этрусков. В ней Ницше старается по-новому его осмыслить. «Осенний пейзаж», «Пристань в Гурзуфе», «Лунная ночь» – картины, от которых невозможно оторваться.
И позже Матисс останется верен теме счастья жизни. «Темой номера» июньского выпуска влиятельного журнала Art Auction стал недавний успех на торгах живописных работ немецких экспрессионистов. Однако известность пришла к мастеру уже посмертно.
Известными экспрессионистами называют Эдварда Мунка, Василия Кандинского, Ханса Хофманна. К главным организаторам «Моста» относят студентов архитектурного факультета высшей Технической школы в Дрездене Э. Л. Кирхнера, К. Шмидта-Ротлуффа, Ф. Блейля, Э. Хеккеля. Это неудивительно: ему свойственны протест против академизма и ярый индивидуализм. Симфония ужаса» немецкого кинорежиссёра Фридриха Вильгельма Мурнау (1922), «Кабинет восковых фигур» режиссёра П. Лени (1924), «Последний человек» режиссёра В. Мурнау (1924). Принцип выражения преобладает над изображением.
Россия, по словам Ф. Гюбнера, привила экспрессионизму «недостающую силу – мистицизм вольной веры» Толстого и Достоевского. Практически до начала Первой мировой войны понятие «экспрессионизм» включало такие неоднородные течения в искусстве, как фовизм, футуризм и кубизм. Было время увлечения спиритуализмом и религией («Иуда Искариот»). Штейнер, Э. Мендельзон, Х. Пёльциг, Б. Таут и др. ) экспрессионизм во многом продолжал традиции «модерна», пропагандируя применение новых конструкций и материалов, его мастера стремились к созданию органически обусловленных, как бы вырастающих из почвы форм. В театре экспрессионизм утвердил форму т. н. «Stationendrama», где действие развивалось не постепенно, но двигалось толчками от одной сцены к другой.
В наиболее общем виде термин «экспрессионизм» относится к произведениям, в которых художественными способами выражены сильные эмоции и само это выражение эмоций, общение посредством эмоций становится основной целью создания произведения. Одним из основоположников экспрессионизма считается постимпрессионист Винсент Ван Гог. Италия того времени представляла собой памятник своему былому величию. Обнаженный художник, в конце концов, выставляет себя на обозрение как сексуальное существо.
Много путешествовал по Европе и Северной Африке (1903-1907), с 1902 года Василий Кандинский жил в основном в Мюнхене, а в 1908-1909 в селе Марнау (Баварские Альпы). Более страшной музыки не сочинял ещё доныне ни один композитор на свете». Напряженная обстановка того периода повлияла и на художников. В разные времена понятие «экспрессионизм» трактовалось неодинаково.
Предложенное Шмидт-Ротлуффом название «Мост» выражает стремление группы к объединению всех новых художественных течений и символически намекает, что творчество художников, входящих в группу, служит мостом в искусство будущего. Её участники разработали свой «групповой стиль», при котором картины по их сюжетам и способу написания были так схожи, что не всегда сразу удавалось различить, кто является автором. Тем не менее, эти два начала неотделимы друг от друга, всегда действуют вместе. Позже возникла группа «Синий всадник».
Хотя немало работ изображают людей: балерин, актрис и даже прачек. Картины этих художников отличает и необычность палитры и вольное деформирование натуры. Э. Мунк «Крик» (1893). В 1905г немецкий экспрессионизм усилиями художников Эрнста Людвига Кирхнера, Макса Пехштейна, Эмиля Нольде и Карла Шмидт-Ротлуфа оформился в Дрездене в группу «Мост», название которой символизировало связь современности с тем, что художники считали экспрессионистическим в искусстве прошлого. В кино экспрессионизм возник и получил наибольшее развитие в 1915-25.
Этот фильм был фактически началом создания фильмов ужасов. Шедеврами экспрессионизма считаются фильмы «Кабинет доктора Калигари» режиссёра Роберта Вине (1920), «Голем» режиссёров К. Бёзе и П. Вегенера (1920), «Усталая Смерть» режиссёра Фрица Ланга (1921), «Носферату. Паула Модезон-Беккер и Рихард Герстль ушли из жизни до того, как термин «экспрессионизм» стал общеупотребительным. Так, в центре творчества Ван Гога и Мунка индивидуальный, субъективный опыт человека. Ницше спорит со всей немецкой эстетической традицией, оптимистически трактовавшей древнегреческое искусство с его светлым, аполлоническим в своей основе началом. Родился 28 января 1912 в городке Коуди (шт. Экспрессионизм (от лат. Аполлоническое начало являет собой порядок, гармонию, спокойный артистизм и порождает пластические искусства (архитектура, скульптура, танец, поэзия), дионисическое начало – это опьянение, забвение, хаос, экстатическое растворение идентичности в массе, рождающее непластическое искусство. Авторство термина «экспрессионизм» приписывается чешскому историку искусства Антонину Матешеку, который в 1910г ввёл его в противоположность термину «импрессионизм». Экспрессионизм (от фр.
Но изображенный облик имеет внутреннее, глубинное сходство с моделью. Самое полное в мире собрание произведений Эгона Шиле (250 живописных и графических работ) находится в Музее Леопольда в Вене. В этом была их схожесть с фовистами.
Художники воспринимали творчество как способ выражения эмоций. Его опера «Воццек» (1921), замысел которой созрел в годы 1-й мировой войны, проникнута глубоким состраданием к социально обездоленным, осуждением насилия и сытого самодовольства «власть имущих». Нервы – трещины в теле. Стиль, складывавшийся в русле нововенской школы, — жестко-экспрессивный, аскетичный, абстрагированный от всего «слишком человеческого». Тенденции:1) конфликт с миром, бунт и бессилие, беспросветность2) сострадание к человеку, к человечеству и вместе с тем крайний эгоцентризм3) безудержная эмоциональность4) абстракционизм. В русле экспрессионизма возникла идея духовности искусства, высшая чистота которого требует полного освобождения от мира чувственно-конкретного. Гитлер, предпочитавший натурализм в живописи, не принял идею об экспрессионизме как о творчестве, воспевавшем «немецкий дух». Все же слово «экспрессионизм» широко распространилось в Германии и Австрии.
В Германии в 1905 немецкие художники организовали группу «Мост». Творческое объединение, которое они создали, отчасти напоминало средневековую цеховую коммуну – члены «Моста» вместе работали и жили. Основными темами для них служили театр, кафе и люди города. Так, на знаменитой выставке Зондербунд в Кёльне в 1912г.
По словам Роберта Ландау (Landau Fine Art, Монреаль), если вдруг на рынке появится триптих Макса Бекманна, то он уйдет никак не меньше, чем за 40 миллионов долларов. Картины экспрессионистов, как символ ненавистной Гитлеру Веймарской республики, были объявлены «дегенеративным» искусством. Кёльнский собор потрясен до основания». Она страшная, эта музыка. Арнольд Шёнберг «Синий автопортрет» (1910)Здесь прежде всего следует говорить о музыке Арнольда Шёнберга.
Шиле старался противодействовать чувственной фрагментации собственного «я», передавая его множественность. В деформации предмета виделся способ повышенной выразительности. Да искусство экспрессионизма долгое время было не очень популярно в среде коллекционеров, но музеи уже давно «прибрали к рукам» большинство основных произведений. Экспрессионизм стремится не столько к воспроизведению действительности, сколько к выражению эмоционального состояния автора. Это с одной стороны демонстрация, а с другой изоляция собственного телесного «я» сопровождает отказом от обозначения в пространстве в автопортрете.
Они заявили: «Мы абсолютно новые, мы другие. Поверхность их холстов кажется обработанной грубой кистью без всякой заботы об изяществе.
Несмотря на войну, цены на картины и рисунки Шиле рвались вверх, а с ними росло и число заказов, особенно на портреты. Говоря о русском экспрессионизме, нельзя не упомянуть Василия Васильевича Кандинского. Всего их в короткой жизни Маке было 78. При формировании образа в сознании и передачи информации на холст, происходит глубокое осмысление и духовная переработка восприятий и представлений, в соответствии с взглядами идеалами.
С конца XIX в. в немецкой культуре сложился особый взгляд на произведение искусства. Единственный яркий, кричащий оранжевый тон усиливает экспрессию. В 1910г. Первая выставка «Моста» состоялась в 1906 году в Дрездене, в магазине ламп, но вопреки обилию вокруг осветительных приборов оказалась замеченной.
В музыке экспрессионизм сформировался в 1-м десятилетии 20 в. ряд его элементов проявился в последних произведениях Г. Малера («Песнь о земле», 1908 9-я, 1909 и неоконченной 10-я симфонии) и операх. К тому времени художник почти отказался от экспериментов с формальной живописью. В своём рассказе «Красный смех» Андреев нарисовал картину ужасов современной войны. Э. Шиле пишет портреты.
Матье признан основателем «исторической абстрактной живописи» (еще один очередной перл его величества интерпретации. ) Эта живопись «отличается от обыкновенной исторической живописи тем, что ничего не изображает – ни людей, ни костюмы, ни аксессуары». Экспрессионизм (от лат. В него вошло четверо художников-экспрессионистов. экспрессионистическим, в искусстве прошлого.
Экспрессионизм как формальное направление в литературе возник в Европе в 1910 – 1925. Широко использовалась контрастность различных красок, чтобы увеличить их «свечение», усиливающее воздействие на зрителя. expression – выразительность) – модернистское течение в западноевропейском искусстве, главным образом в Германии, первой трети 20 века, сложившееся в определенный исторический период – в преддверие первой мировой войны. В 1904 г. появился его первый альбом эскизов. В 1905 году немецкий экспрессионизм оформился в группу «Мост», которая бунтовала против поверхностного правдоподобия импрессионистов, стремясь вернуть немецкому искусству утраченные духовное измерение и разнообразие смыслов.
Его картины приблизились к классическим нормам прекрасного: человеческие тела на картинах стали более пластичными и гармоничными, цвета более мягкими «Семья» (1918). Отсюда возникает серия блистательных автопортретов, образы роковых женщины, постоянная смена стиля и поиск чего-то нового.
На немецком языке писали также авторы т. н. В основе последующих «импрессий», «импровизаций» и «композиций» художника (так сам Кандинский различал циклы своих работ) лежит образ прекрасного горного пейзажа, как бы тающего в облаках, в космическом небытии, по мере мысленного воспарения созерцающего автора-зрителя. Художник «Моста» Карл Шмидт-Ротлуф даже получил важный правительственный заказ — создать нового «орла» для республики.
Другие великие абстракционисты – Макс Бекманн, Оскар Кокошка, Хаим Сутин и Жорж Руо. Они борются, по мнению Ницше, в художнике и всегда оба присутствуют в любом художественном произведении. Очевидным является также влияние на Маке Тулуз-Лотрека. Особенностью художников «Моста» является их сознательно упрощённый эстетический словарь с краткими, сокращёнными формами деформированными телами светящимися красками, нанесёнными широкой кистью плоскими мазками и часто обведёнными жёсткой линией контура.
Несмотря на то, что термин «экспрессионизм» широко используется в качестве справочного, в реальности не существовало никакого определенного художественного движения, называющего себя «экспрессионизмом». Персонажи сознательно лишены индивидуализации (часто безымянные «отец», «сын», «девушка» и т. п. ) и выступают рупорами идей язык – напряженно патетичен. Красота наивысшая, наиболее проникновенная загорается на границе жизни и смерти. Экспрессионизм (от лат. expressio, «выражение»)— течение в европейском искусстве эпохи модернизма, получившее наибольшее развитие в первые десятилетия XX века, преимущественно в Германии и Австрии.
Поколение, травмированное бойней мировой войны (на которой погибли такие крупные мастера, как Август Маке и Франц Марк), воспринимало действительность крайне субъективно, через призму таких эмоций, как разочарование, тревога и страх. В его автопортретах гораздо больше общечеловеческого, чем личного. В книге «Рождение трагедии или Эллинство и пессимизм» (1871) Ницше излагает свою теорию дуализма, постоянной борьбы между двумя типами эстетического переживания, двумя началами в древнегреческом искусстве, которые он называет аполлоническим и дионисическим. Одновременно происходила переоценка эстетических ценностей. Причиной того, что картины экспрессионистов стали «надежной акцией», многие называют и активность русских коллекционеров на рынке искусства.
Р. Штрауса («Саломея», 1905 «Электра», 1908). До XXв художники не стремились специально работать в такой манере.
Социально-критический пафос отличает многие произведения экспрессионизма от искусства авангардистских течений, развивавшихся параллельно с ним или сразу после него (кубизма, сюрреализма). Родился в Витебске 24 июня. Именно в этот период были созданы музеи участников «Моста», а их картины украсили интерьеры правительственных зданий.
В русской литературе тенденции экспрессионизма проявились в творчестве Л. Андреева. Одной из отличительных черт группы «Синий всадник» был космополитизм и стремление к обмену идеями между художниками из разных стран. Именно протест против старой культуры зародил футуризм. Экспрессионистам свойственны тяготение к мистике и пессимизм.
Напротив, художники «Моста» (Кирхнер, Пехштейн, Нольде и др. ) подняли на щит свою «немецкость». Принцип всеохватывающей субъективной интерпретации действительности, возобладавший в экспрессионизме над миром первичных чувственных ощущений (составлявших первооснову художественного образа в импрессионизме), обусловил тяготение к иррациональности, обостренной эмоциональности и фантастическому гротеску, нередко – к полному или частичному уничтожению границ между персонажами и окружающей их естественной (или городской) пейзажной средой. Художественным следствием этого тезиса явилось уравнивание в правах внутреннего и внешнего: потрясённость героя, «ландшафт души» представлялись как потрясения и преобразования действительности. Каждый находит свое прекрасное, порой даже в том, что большинство считает безобразным. В живописи художников группы «Мост» натура деформирована, цвет экстатичен, краски положены тяжелыми массами.
Некоторые искусствоведы считают, что все произведения Шиле, включая ландшафты и городские виды, выражают душевные переживания художника и невероятным образом «автопортреты». Его живопись станет нежней. Л. Кирхнер, М. Пехштейн, Э. Хеккель, К. Шмидт-Ротлуф к ним примыкал Э. Нольде).
Ученик Шёнберга Альбан Берг создал единственное в своем роде экспрессионистское сочинение, отмеченное духом социального критицизма, — оперу «Воццек». Мне такое ограничение не нравится».
Экспрессионизм отражает такие эмоции, как боль, разочарование и страх, в работах художников часто присутствует мотив крика. От ранних, уже достаточно ярких импрессионистских картин-этюдов перешел к бравурным, цветистым и «фольклорным» по колориту композициям, где суммировались характерные мотивы русского национального модерна с его романтикой средневековых легенд и старинной усадебной культуры (картины Пестрая жизнь, Дамы в кринолинах и другие). Василий Кандинский полагал, что лучше всего оно выражается прямым психофизическим воздействием чистых красочных созвучий и ритмов. Так несколько «затушевывалось» былое внимание к французским художником (например, к Матиссу), подчеркивалось «северное» направление развития «экспрессионизма». Термин «экспрессионизм» впервые употребил в печати в 1911 Х. Вальден – основатель экспрессионистского журнала «Штурм» («Der Sturm»). Это творческое объединение представителей экспрессионизма в начале XX в. в Германии.
Многим «расово неблагонадежным» художникам (Кандинскому, в частности) пришлось уехать из страны. В 1912г. Деятельность «Моста» оказала большое значение для развития экспрессионизма в изобразительном искусстве.
Возникло как отклик на острейший социальный кризис 1-й четверти 20 в. (включая 1-ю мировую войну и последовавшие революционные потрясения), стало выражением протеста против уродств современной буржуазной цивилизации. Этот конфликт вел к радикальности художественных решений, к взрыву традиций. Формально экспрессионизм в литературе впервые отчетливо проявился в сжатой, трепетно-лирической поэзии немецких поэтов Георга Тракля (1887 – 1914), Франца Верфеля и Эрнста Штадлера (1883 – 1914). В 1918 году Шиле был приглашен для участия на 49-ой выставке венского Сецессиона.
Первый выпуск альманаха «Синий всадник» был посвящён тогдашнему директору Национальной галереи Гуго фон Чуди. Этому течению в искусстве Герварт Вальден, берлинский владелец художественной галереи и пропагандист авангардного искусства, в 1911 г. даёт название «экспрессионизм», которое объединяло вначале в том числе и кубизм и футуризм. Немецкие экспрессионисты считали своими предшественниками постимпрессионистов. В графике стремились возродить средневековую традицию гравюры на дереве. Книга «Рождение трагедии или Эллинство и пессимизм» (1871 г. ) выделяет древнегреческое искусство.
Отсюда и его тяготение к иррациональности, подчёркнутой эмоциональности и гротеску. Эмиль Нольде в автобиографии «Годы борьбы» писал: «Знатоки интеллектуального искусства называют меня экспрессионистом. Границы между персонажами картин и той средой, что их окружала, уничтожались. Изобразительное искусство переломной эпохи ищет не только новые формы, но и содержание.
Образ представляет собой сложный и многомерный процесс. Одновременно происходила переоценка эстетических ценностей. Несмотря на это, представители экспрессионизма, сплотившиеся вокруг «Синего всадника», заметно повлияли на развитие европейского искусства.
Очевидным является также влияние на Маке Тулуз-Лотрека. В феврале картина Франца Марка «Пасущиеся лошади III» была продана на Sothebys за рекордные 12, 3 миллиона фунтов (24, 3 миллиона долларов), в полтора раза выше эстимейта. Это послужило даже причиной тюремного заключения художника за «создание аморальных рисунков». Новый взгляд, который Ницше излагает в этой книге, во многом оспаривает традиционный немецкий подход, который трактует древнегреческое искусство оптимистически, воспринимая его светлое – аполлиническое начало. Художник воплотил в ней воспоминание о счастливом существовании человечества на совсем юной Земле, своего рода рае, но без религиозных ассоциаций.
Наиболее заметны его традиции в современной немецкой поэзии, в прозе Г. Грасса и В. Борхерта (ФРГ), в драматургии П. Хакса (ГДР), П. Вайса (ФРГ) и Борхерта, М. Фриша и Ф. Дюрренматта (Швейцария). В изобразительных искусствах среди предшественников экспрессионизма художники: француз П. Гоген, голландец В. Ван Гог, норвежец Э. Мунк, бельгиец Дж. В экспрессионизме выделяют два периода: до первой мировой войны и после. Тем не менее, эти два начала неотделимы друг от друга, всегда действуют вместе. Его книга «Рождение трагедии или Эллинство и пессимизм» (1871) обращает внимание на древнегреческое искусство и в ней Ницше пытается по-новому его осмыслить. Созданное ими творческое объединение частично напоминало средневековую цеховую коммуну. В наследие художника входят около 300 картин и несколько тысяч рисунков. В 1905 в Дрездене возникла группа «Мост».
В 1911г внутренние разногласия раскололи группу. С приходом к власти нацистов в 1933г, экспрессионизм был объявлен «дегенеративным искусством», а его представители потеряли возможность выставлять свои работы и публиковаться. Имя Ван Гога известно даже тем, кто абсолютно далек от мира живописи. В 1912 г. в Мюнхене оформилась группа «Синий всадник» идеологами которой были Василий Кандинский и Франц Марк. Пытаясь обойти это иные прибегают к фигуральным сравнениям (Т. Поколение, травмированное бойней мировой войны (на которой погибли такие крупные мастера, как Август Маке и Франц Марк), воспринимало действительность крайне субъективно, через призму таких эмоций, как разочарование, тревога и страх.
Для Шиле нагота является наиболее радикальной формой самовыражения, не так как тело выставлено напоказ, а потому «я» выявлено полностью. Экспрессионисты также отреклись от светотени, передачи пространства. В основном в работах Эгона Шиле обнаженные модели.
Она вызвала резкое несогласие остальных «мостовцев», посчитавших, что автор слишком завысил оценку собственной роли в деятельности группы. Реформа А. Шенберга явилась для тех лет наиболее радикальной. Новый метод полностью ликвидировал принцип централизации звуковысотных элементов музыки, заменив их условной «интервальной» организацией музыкальной ткани. В новой манере были написаны преимущественно камерные пьесы. Общим для всех было внимание к реальной жизни в плане философских основ.
Поверхность их холстов кажется обработанной грубой кистью без всякой заботы об изяществе. В наиболее общем виде термин «экспрессионизм» относится к произведениям, в которых художественными способами выражены сильные эмоции и само это выражение эмоций, общение посредством эмоций становится основной целью создания произведения. Первое такое объединение было образованно в 1905 году и имело название «Мост». Любопытно, что с 1911 года Шёнберг состоял в переписке с В. Кандинским— идеологом экспрессионистской группы «Синий всадник».
Здесь они выставлялись в галерее «Штурм» (нем. Они сознательно противопоставляли себя реализму импрессионизму и стилю «модерн» (югендстиль). В него вошли художники Э. Кирхнер, Э. Нольде, М. Пихштейн, П. Клее. Постепенно члены «Моста» перебирались в Берлин, ставший центром художественной жизни Германии.
Художник пытается не только изобразить современного человека, но и найти свой идеал. Например, Э. Шиле интересно изображает своеобразную фактуру одежды модели. Поживем — увидим. Некоторых вдохновляли барокко и романтизм.
В качестве модели Шиле часто выступала его сестра Гертруда («Герти»), к которой, как утверждали, он испытывал сильное эмоциональное и отнюдь не только родственное, влечение. В этом месяце открылся после масштабной реконструкции музей Франца Марка в баварском городе Кохель-ам-Зее, где можно будет увидеть живопись нынешнего «экспрессиониста-рекордсмена», а также произведения Кандинского, Клее, Мюнтер и других. Сочетание красок, уникальный подбор мазка, темы – все это придало его полотнам невероятную притягательную силу.
мастеров (например, Бехера, Ф. Вольфа, Р. Леонгарда) уже в конце 20-х гг. Это послужило даже причиной тюремного заключения художника за «создание аморальных рисунков». Война, бурный рост промышленности и резкое изменение в благосостоянии людей. К концу жизни Матисс был признан одним из самых замечательных художников XX века. Образ персонажа создавался на основе какой-либо одной черты («функции»), превращаясь в маску.
Все остальное – хаос, сплетение случайностей. В 1917 он вернулся в Вену. Как и фовисты, экспрессионисты из «Моста» хотели строить свои композиции на чистой краске и форме, отрицая стилизацию и всякий символизм. Ими были студенты-архитекторы, слушатели Высшей технической школы Дрездена: Эрнст Людвиг Кирхнер, Фриц Блейль, Карл Шмидт-Ротлуф и Эрих Хеккель.
Тем не менее, эти два начала неотделимы друг от друга, всегда действуют вместе. Очертания фигуры неправильны и угловаты. Экспрессионизм официально заявил о себе в 1905 году. Простые сюжеты повседневной жизни передавались через призму видения художников и просто зашкаливали эмоциями.
Две конфликтующие силы находятся в состоянии неустойчивого равновесия. Франц Марк и Август Макке ушли добровольцами на фронт и погибли. Скандал разгорелся через шесть лет на большой выставке «Моста» в Кельне, когда новое течение отвергли и академические художники и импрессионисты.
Наибольшее развитие получил в начале XX века. Несмотря на то, что данный термин широко используется в качестве справочного, в реальности не существовало никакого определенного художественного движения, называющего себя «экспрессионизмом».
Немецкие художники, прожившие долгую жизнь, – Макс Бекман, Георг Грос, Отто Дикс, Оскар Кокошка – работали в «экспрессионистской» манере лишь малый период творчества. Созданное ими творческое объединение частично напоминало средневековую цеховую коммуну. Во время этого краткого по времени обучения появилось 15 альбомов эскизов Маке. Более того изначально термин «экспрессионизм» имел другое значение. Экспрессионизм оставил след в искусстве новым качеством обострённой образности. Легендарный лозунг экспрессионистов: «Не падающий камень, а закон тяготения». Одна из характерных особенностей раннего экспрессионизма – его пророческий пафос, в наибольшей мере воплотившийся в произведениях Георга Гейма, погибшего в результате несчастного случая за два года до начала Первой мировой войны.
Об Эгоне Шиле написано множество монографий, статей и даже два романа («Высокомерие» Джоаны Скотт и «Порнограф из Вены» Люиса Крофтса), а в 1981 году о нем снят художественный фильм «Эгон Шиле – Жизнь как эксцесс» (совместное производство ФРГ, Франции и Австрии). У ряда художников благодаря росту антивоенных настроений и влиянию массового революционного движения экспрессионизм получил антивоенную и антиимпериалистическую окраску (Барлах, Ж. Грос, О. Дикс, Л. Мейднер, О. Нагель и др. ). Историки все еще спорят о сути экспрессионизма. Обнаженная человеческая фигура всегда привлекала мое внимание.
Вот таким образом именно Веберн был признан родоначальником послевоенного музыкального авангардизма. По иронии судьбы этот термин сначала применялся к творчеству художников, не имеющих отношения к Германии, – Гогена, Сезанна, Матисса, Ван Гога. В 1906 г. к ним присоединились Эмиль Нольде, Макс Пехштейн, фовист Кес ван Донген и другие художники. Хотя объединение появилось тотчас же за выступлением парижских фовистов в Осеннем салоне, представители «Моста» утверждали, что действовали самостоятельно. Это первое художественное течение, в полной мере проявившее себя в кинематографе. Художник создал около сотни собственных изображений. «Alles ist lebend tot» («живя, все мертво») – смысл этих слов Эгона Шиле в том, что в живом гнездится смерть.
Такая идея пришла им в голову, благодаря названием картин («Битва Бувине», «Капетинги повсюду» и др. ) Позднее его картины- «иероглифы» часто уподоблялись старинным гербам. Именно эти художники стали писать на улице с натуры, подняв значение этюда. Картон, масло, темпера, пастель.
Принцип выражения преобладает над изображением12. А яркая живописная работа «Верблюды на цирковой арене» участника группы «Мост» Макса Пехштейна ушла за 1, 9 миллиона фунтов (3, 8 миллиона долларов). Ее члены, среди которых были Эрнст Людвиг Кирхнер, Карл Шмидт-Ротлуфф (1884 – 1976), Эмиль Нольде и Макс Пехштейн, считали, что их произведения должны быть мостом между современностью и тем, что они считали живым и мощным, т. е. Богатые традиции художественного формотворчества Франции привели к тому, что там зародился кубизм, а мирные островок спокойствия, которым в то время была Швейцария, оказался родиной дадаизма. Интерес к живописи проявился у Августа Маке ещё в родительском доме.
Эта идея была обоснована теоретически Кандинским. Вне всякого сомнения, пристальное внимание к феномену сновидения также роднит психоанализ с экспрессионизмом. С 1907 каждая такая выставка функционировала как передвижная.
Позднее Маке учился у Ловиса Коринта. Кафка и Г. Майринк). Люди на картинах Шиле не только без одежды – они без кожи.
В 1911 году возникла мюнхенская группа «Синий всадник», новое содружество художников-экспрессионистов. Между тем для каждого из этих художников участие в группе «Мост» оказалось важной вехой творческой биографии. Шиле создает свой собственный стиль, сосредоточиваясь почти исключительно на контуре. В отличие от громко заявившего о себе футуризма, руководимого Маринетти в Италии, сторонников экспрессионизма трудно назвать «слаженным оркестром на марше». Изломанность веток у дерева снаружи, у человека – внутри.
Каждая из них призвана была прежде всего выразить одну и ту же, важнейшую для автора идею (форма, воспринятая экспрессионизмом от Ф. Ведекинда и Стриндберга). Искусство же левого экспрессионизма по самой сути агитационно: не «многоликая», полнокровная, воплощённая в осязательных образах картина реальности (познание), а заострённое выражение важной для автора идеи, достигаемое путём любых преувеличений и условностей. Именно там, на рубеже XIX и XX веков зародилось и развилось одно из самых неоднозначных и разнообразных направлений в искусстве, которое позднее получило название «экспрессионизм».
Пытаясь разработать упрощённый эстетический словарь с краткими, сокращёнными до самого существенного формами, члены «Моста» обращались к творчеству Грюневальда и Альтдорфера, а также к искусству народов Африки. Вот таким образом творческие люди просто не могли остаться в стороне и через свои работы демонстрировали отношение к миру. Он впервые говорит о другой Греции – трагической, опьяненной мифологией, дионисической и проводит параллели с судьбами Европы. Приблизительно до 1912 г. он использовался в Европе, в основном во Франции, применительно к прогрессивному искусству, явно не относящемуся к импрессионизму и даже «антиимпресcионистскому». – Только это может быть экспрессионизмом»).
В немецком литературоведении выделяется понятие «экпрессионистского десятилетия»: 1914—1924 годы. Некоторые особенности ксилографии (угловатые рубленные формы, упрощение контура, резкие тональные контрасты) оказали влияние на стилистику их живописи. Различными сочетаниями этих средств (комбинации штрихов, сочетание пятна и линии и т. д. ) в рисунке достигаются пластическая моделировка, тональные и светотеневые эффекты рисунка, как правило, выполняется одним цветом либо с более или менее органическим использованием разных цветов. Писатели-экспрессионисты (наряду со многими художниками) группировались вокруг журналов: «Штурм» (1910-32), в целом далёкого от острых политических проблем «Акцион» («Die Aktion», 1911-33) – социально насыщенного, антивоенного, проникнутого гуманистическими и нередко революционными идеями и созвучного ему немецкого журнала «Вайсен блеттер» («Die weiben Blatter», 1913-21), выходившего в Швейцарии.
Они же сделали палитру более светлой и свежей, а мазки смелыми. Во время одной из первых поездок в Париж Маке особенно поразили полотна Мане. Первая из них – «Мост» (Die Brucke), появилась в Дрездене в 1905 году. Глядя на некоторые автопортреты Шипе, сделанные после 1910 года, становится ясно, что художник рассматривал их как конкретную художественную реализацию духовной субстанции. Взгляните на картину Эль Греко «Вид Толедо», написанную в XVII в. Господствующим литературным течением экспрессионизм стал в немецкоязычных странах: Германии и Австрии (Франц Кафка, Густав Майринк, Лео Перуц, Альфред Кубин, Пауль Адлер).
Белый фон листа совершенно нейтрален. «буря»). В 1913 г. Кирхнер опубликовал «Хронику художественного объединения «Мост»». Уже в ранних его картинах доминируют темы детства, семьи, смерти, глубоко личностные и в то же время «вечные» (Суббота, 1910). Экспрессионизм в музыке получил наиболее радикальное выражение у композиторов нововенской школы: прежде всего у ее основоположника— Арнольда Шёнберга и у его учеников— Альбана Берга и Антона Веберна. Резкая оппозиция отмиравшему романтизму и утонченным эстетским школам начала XX века сближала эту группу с конструктивизмом молодого Пауля Хиндемита, с кубистскими опытами Стравинского и композиторов группы «6» («Les Six»)— Л. Дюрея, Д. Мийо, А. Онеггера, Ж. Орика, Ф. Пуленка, Ж. Тайфер.
Среди них, например, создания первобытного и примитивного искусства, в т. ч. Его альбом эскизов пополнился рисунками из жизни города на Сене. Энсор, швейцарец Ф. Ходлер и другие мастера, в разной степени близкие к символизму. Эволюция отд. В музыке Шёнберга стихия чувства еще оказывает мощное давление на воздвигнутую перед ней «плотину»: возникает противоречие между эмпиризмом перевозбужденных, хаотически разорванных состояний и жестко рациональной системой их обуздания. Массовая гибель людей во время Первой мировой войны привела к пацифистским тенденциям в экспрессионизме (Курт Хиллер, Альберт Эренштейн).
Популярностью пользуются и австрийские экспрессионисты, в частности Эгон Шиле. Характерны мотивы «местечкового» пейзажа и быта вкупе с символикой иудаизма (Ворота еврейского кладбища, 1917). Цвет используется художником и с целью вычленения главного.
Возникла в 1905 году. в России он слабо известен. Такие сравнения могут быть очень изящны, но мало что уясняют по существу. Путь музыки к духовности был понят как процесс вытеснения всех средств лирической выразительности. Группа стремилась достичь равноправия всех форм искусства.
91 х 73, 5 см. Во время этого краткого по времени обучения появилось 15 альбомов эскизов Маке. Жак-Эмиль Бланш «Портрет Игоря Стравинского» (1915)К экспрессионистской манере была близка музыка Эрнста Кшенека, Пауля Хиндемита, Бела Бартока, Игоря Стравинского. В 1920-1925 гг. ДЖЕКСОН ПОЛЛОК (1912-1956)Джексон Поллок – американский художник, один из наиболее известных представителей абстрактного экспрессионизма 1950-х годов. Насчёт отнесения «Синего всадника» к экспрессионизму среди специалистов нет единого мнения.
expressio, «выражение») – течение в европейском искусстве эпохи модернизма, получившее наибольшее развитие в первые десятилетия XX века, преимущественно в Германии и Австрии. Более созерцательны по образному строю произведения представителей общества – «Синий всадник» (В. В результате объединение официально прекратило существование. Нестандартными выразительными средствами, Э. Шиле представляет человеческое тело и душу. Поверхность холстов кажется обработанной грубой кистью без всякой заботы об изяществе. Экспрессионизм появился в Европе во время модернизма и пришёл на смену импрессионизму.
Чаще всего импрессионисты обращались к пейзажу, поскольку в изображении природы находили больше всего повода «поиграть» подвижным светом, яркими красками и воздушной перспективой. В. Кандинский ушёл из группы и вскоре с Францем Марком организовал редакцию альманаха «Синий всадник». Люди на картинах Шиле не только без одежды – они без кожи. Очертания фигуры неправильны и угловаты.
Двух мастеров сближало понимание того, что искусство проистекает из «объективной необходимости», которая не может быть объяснена словами. Под влиянием идей Ницше немецкие (а вслед за ними и другие) художники и литераторы обращаются к хаосу чувств, к тому, что Ницше называет дионисическим началом. Название «Мост» предложил Шмидт-Ротлуфф, считая, что оно выражает стремление группы к объединению всех новых художественных течений, а в более глубоком смысле символизирует её творчество – «мост» в искусство будущего. Мир таинственных и страшных «ночных настроений» воплощён композитором в мелодраме «Лунный Пьеро» (1912).
Экспрессионисты также отреклись от светотени, передачи пространства. Ими стали Эмиль Нольде, Макс Пехштейн, фовист Кес ван Донген и другие. Брехт и С. Беккет), прозу (Ф. Эгон Шиле – австрийский художник, один из лучших мастеров экспрессионизма. Наиболее яркими работами Эгона Шиле являются: «Сидящая женщина», 1917 «Молодая мать», 1914 «Любовь», 1917 «Автопортрет», 1912 «Семья», 1918 и др. Экспрессионизм был крайним выражением самой сути тогдашнего времени, квинтэссенцией идеологии предвоенных, военных и первых послевоенных лет, когда вся культура на глазах деформировалась.
Термин «авангард», заимствованный из военно-политической лексики, обозначил ряд школ и направлений в искусстве, которые часто имели диаметрально противоположную идейную основу, но были едины в полемическо-боевой форме подхода к художественному творчеству, выходящему за рамки художественной эстетики. К экспрессионизму принадлежат многие произведения скульптуры. В 1909г было основано «Новое объединение художников Мюнхена» с В. Кандинским в роли президента.
Мы внутри, а не снаружи». Новый стиль в искусстве, который стал настоящим открытием как для художников, так и для зрителей, развивался очень быстро и стремительно. Не осталась в стороне и Германия. Понятие «экспрессионизм» предполагает более широкий смысл: им обозначают тенденцию, периодически возникающую в изобразительном искусстве, литературе и кино, которая выражает болезненное мироощущение, присущее разным историческим периодам. Но уже в раннем периоде его творчества проявились основные мотивы: крайний скептицизм, неверие в человеческий разум («Стена», «Жизнь Василия Фивейского»). Они противопоставляли засилью вещей и подавленности личности социальным механизмом пафос «первозданно» свободного восприятия мира их творческие искания, устремленные к обострённому самовыражению («экспрессии»), к субъективной интерпретации реальности, неизбежно принимали оттенок анархического бунтарства. к выработке оригинальной системы композиции, получившей название додекафонии.
Э. Шиле применяет контрасты цветовых сочетаний, чтобы еще ярче показать главное. Мои работы искажают привычное видение души и тела.
В основном, это граничит с тем, что в это время сам термин еще не прижился. Лишь за несколько месяцев до гибели художнику удалось продать только одно свое творение. Однако в большей степени он связан с творчеством композиторов т. н. новой венской школы – А. Шёнберга (глава школы), А. Берга и А. Веберна. Третий источник имеет мало общего с визуальным искусством — это философия Фридриха Ницше.
Отличительной чертой немецкого экспрессионизма является его националистическая заряжённость: молодые немецкие художники отвергли идею линейного стилевого исторического развития от «французского импрессионизма» к экспрессионизму. Анри Матисс – самый известный среди художников-фовистов. Сегодняшнему «экспрессионистскому буму» мы обязаны не только уменьшением количества первоклассных импрессионистских работ на рынке, но и масштабным выставкам и проектам музеев и галерей. expressio, франц.
А с Карлом Шмидт-Ротлуфом её связывала дружба, продолжавшаяся всю жизнь. Впечатления и умственные образы проходят через человеческую душу как через фильтр, который освобождает их от всего наносного, чтобы открыть их чистую сущность и объединяются, сгущаются в более общие формы, типы, которые он, автор, переписывает их через простые формулы и символы. В само название они старались заложить особый смысл: группа должна была как бы стать «мостом», соединяющим экспрессионизм (т. Мотивы беспокойства за судьбы мира, неприятие зла и бесчеловечности парадоксально соединялись в их искусстве с элитарной замкнутостью, сознательной изоляцией от широкой аудитории. В 10-20-е годы прошлого века были созданы важнейшие образцы музыкального экспрессионизма: монодрамы «Ожидание», «Счастливая рука», Пять пьес для оркестра и вокальный цикл «Лунный Пьеро» Шёнберга, а также «Симфония» ор. 21 Веберна. Это живопись, кино, литература, музыка, театр. Но она страшная.
в немецком кинематографе и театре также господствовал экспрессионизм. Началом киноэкспрессионизма стал фильм «Кабинет доктора Калигари» (1920), ставший известным не только в Германии, но и за её пределами. Творчество наиболее ярких представителей направления разнородно. Вот таким образом в их произведениях выражение преобладает над изображением. Если оттолкнуться от характеристики экспрессионизма как художественного метода, то понятие «экспрессионизм» можно толковать гораздо шире: это художественное выражение сильных эмоций, причём само это выражение эмоций становится основной целью создания произведения. Именно вот таким образом исследованию данной темы стоит уделить отдельное внимание. Но нужно отдать должное и патриотизму немецкого импрессионизма (Макс Либерман, Ловис Коринт, Макс Слевогт): он развивался в полемике с французами. Художники воспринимали творчество как способ выражения эмоций. Отныне в умах людей всё терпело крах — и творчество несло на себе отпечаток пессимизма.
Многие художники, которых сейчас считают олицетворением этого направления, отрицали свою принадлежность к нему. В книге «Рождение трагедии или Эллинство и пессимизм» (1871) Ницше излагает свою теорию дуализма, постоянной борьбы между двумя типами эстетического переживания, двумя началами в древнегреческом искусстве, которые он называет аполлоническим и дионисическим. Понятие «экспрессионизм» обозначает направления живописи конца 19 — начала 20 века, школы эмотивного или интерпретационного искусства, которые возникли в основном в Германии и, позже, во Франции. Bracke). Предшественниками экспрессионизма была арт-группа «Мост». Согласно этой концепции художники-экспрессионисты (в отличие от представителей академической живописи, следующих ренессансным образцам) объявлялись носителями истинно германского духа.
Чаще всего о музыкальном экспрессионизме говорят применительно к композиторам Новой венской школы во главе с Арнольдом Шёнбергом. Шёнберг создал произведения, обличающие ужасы нацистского террора («Ода Наполеону», 1942 «Уцелевший из Варшавы», 1947). Он всегда использует контраст светлого и темного, что сразу же поражает и привлекает взгляд.
Русский художник стал основателем нескольких художественных объединений: Фаланга (1901 – 1904 гг. ), Новое мюнхенское художественное объединение (1909 – 1911 гг. ) и самое известное – Синий всадник. Итак, в центре художественной вселенной экспрессионизма – истерзанное бездушием современного мира, его контрастами живого и мёртвого, духа и плоти, «цивилизации» и «природы», материального и духовного сердце человека. Основными темами для них служили театр, кафе и люди города. Национальная галерея (Осло)Возможное прочтение картины: человек агонизирует по поводу раздающегося отовсюду, как выразился сам художник, «крика природы». Банальность, уродливость и противоречия современной жизни порождали у экспрессионистов чувства раздражения, отвращения, тревоги, которые они передавали при помощи искорёженных линий, быстрых и грубых мазков, кричащего колорита. Германия также не осталась в стороне. Аналогичные периоды (атональный и додекафонный) проходят в своей творческой эволюции Берг и Веберн.
В том смысле, в каком мы понимаем этот термин сегодня, – во всяком случае, когда говорим о «немецком экспрессионизме», — он означает широкое культурное движение, зародившееся в Германии и Австрии в начале XX. Это группы экспрессионистов, сформировавшиеся до Первой мировой войны. В начале XX в. в этом стиле создавали свои произведения и русские авторы: повесть «Красный смех», рассказ «Стена» Л. Андреева, ранние поэмы и стихотворения В. В. Маяковского. Л. Первые произведения Леонида Андреева проникнуты критическим анализом современного мира («Баргамот и Гараська», «Город»).
Позднее Маке учился у Ловиса Коринта. Все творчество Шагала изначально автобиографично и лирически исповедально. Представители контрастным состояниям (крайняя степень возбуждения или душевная прострация и безысходная угнетённость). Они обменивались не только письмами, но также статьями и картинами. Внутри человека даже в разгар лета – осеннее дерево. Очень распространены мотивы боли и крика.
Члены «Моста» вместе и жили и работали. Это— высшее достижение музыкального экспрессионизма. Истоки экспрессионизма в музыке: опера Вагнера «Тристан и Изольда», поздние симфонии Малера, некоторые сочинения Рихарда Штрауса. Из всех направлений нового искусства 20 в. экспрессионизм острее всего выразил конфликт человека с реальностью. По мере развития этого направления становится очевидно, что оно не является художественным «стилем». «пражской школы», которых при всей индивидуальности объединяет интерес к ситуациям абсурдной клаустрофобии, фантастическим сновидениям, галлюцинациям.
Один из ярких представителей немецкого экспрессионизма. Она базировалась в Мюнхене с 1911 по 1914 года. Появился интерес к творчеству готических мастеров, Эль Греко, Питера Брейгеля Старшего.
Картины Экспрессионизм. Женщины Шиле, недвусмысленно демонстрируют себя под поднятыми одеждами. этим термином обозначились работы художников не только из Германии, но и из других стран. Первое такое объединение было образованно в 1905 году и имело название «Мост».
Только спустя время это творчество получило четкое определение. Художник прославился своей экстравагантностью, отрезав себе мочку уха. Первой значительной вехой в истории экспрессионизма считается возникновение объединения «Мост» (нем. Берлин» принес на торгах Christies 38, 1 миллиона долларов, в мае следующего года «Иезуиты III» Лайонела Файнингера ушли на Sothebys за 23, 3 миллиона долларов, а «Водопад» Марка тот же Sothebys в ноябре продал за 20, 2 миллиона долларов. В предвоенные годы к «Мосту» примкнули Эмиль Нольде, Макс Пехштейн, Отто Мюллер.
Националистическими взглядами отличались не только представители «Моста», но и другие художники того времени. Со временем на первый план выходит тема страстной любви художника к своей первой жене – Белле Розенфельд (Над городом, 1914-1918). С конца XIX в. в немецкой культуре сложился особый взгляд на произведение искусства. Под влиянием идей Ницше немецкие (а вслед за ними и другие) художники и литераторы обращаются к хаосу чувств, к тому, что Ницше называет дионисическим началом.
Заставить людей по-настоящему сопереживать – это не простая задача. Просуществовал альманах недолго – начало первой мировой войны помешало издать его второй выпуск. Эту деформацию культурных ценностей и отразил экспрессионизм. Эту деформацию культурных ценностей и отразил экспрессионизм. Однако было бы неверно думать, что экспрессионизм лишь направление искусства. Название объединения предложил Хеккель, а бесспорным его идеологом стал Кирхнер. А хорошие «Кирхнеры» (особенно знаменитые «уличные сцены»), по оценке специалистов, способны принести 50, а то и 60 миллионов.
Всё это отразилось на формировании нового течения в искусстве. Более того, Томас Манн в 1922 году писал: «Действительно, то, что мы называем экспрессионизмом, это только поздняя и сильно пропитанная русским апокалиптическим образом мысли форма сентиментального идеализма». Экспрессионистам свойственны тяготение к мистике и пессимизм.
Во время одной из первых поездок в Париж Маке особенно поразили полотна Мане. Именно тут, на рубеже XIX и XX века зарождалось и сопровождалось развитием одно из самых разнообразных и неоднозначных направлений в искусстве – «экспрессионизм». Это можно наблюдать на «Автопортрете» 1914. В книге «Рождение трагедии или Эллинство и пессимизм» (1871) Ницше излагает свою теорию дуализма, постоянной борьбы между двумя типами эстетического переживания, двумя началами в древнегреческом искусстве, которые он называет аполлоническим и дионисическим. Вскоре В. Кандинский и Франц Марк основали альманах Синий всадник.
Живопись Эгона Шиле необычайно графична. Постепенно художники осознавали политическую опасность характерной для экспрессионизма «устремленности вглубь» и пытались исследовать возможности более активного его отклика на социально-политические проблемы. Для экспрессионистов превыше всего субъективность творческого акта. Экспрессионизм (от лат. На мой взгляд, нет уродливой или красивой обнаженной натуры.
Экспрессионизм (от фр. Социальная напряженность тех лет и дала толчок для появления экспрессионизма.