Слушатели были ознакомлены с творчеством его родоначальника И. И. Нестерова). Далее, демонстрировалось смешение различных акварельных техник: подробная проработка отдельных кусков и техника а-ля прима. Акцент делался на цельном, широком видении пространства.
Особое место отводилось формам раннего фарфора. Раскрыта и продемонстрирована стилистика отдельных, наиболее известных и хрестоматийных произведений фарфора (сервизные формы, «кринолиновая группа», анималистика), обозначена их художественная специфика и использованные средства выразительности. На примерах было прояснено значение открытий импрессионистов для пейзажной живописи, указана разница в принципах работы над пейзажем в разные эпохи и этапы развития живописи до импрессионистов и после.
Бетгера. Шла речь и о представителях позднего академизма (Семирадский, Бронников, Нокалович, Сведомский). Затрагивался вопрос соотношения пространственных построений и зрительного восприятия.
При этом подробно рассмотрен постбетгеровский или «живописный» период, представленный искусством Херольда, фон Левенфинка, Шиндлера, Штадлера и Кендлера. Особое внимание было уделено А. Иванову, его влиянию на последующее развитие исторического жанра в искусстве Крамского, Поленова, Репина, других художников-передвижников. Иванов, Егоров, Шебуев), акцент был сделан на выявление характерной для классицизма трактовке исторической темы (как ее образной, так и пластической интерпретации), художникам, в творчестве которых проявил себя романтизм, с присущим ему пониманием истории (Брюллов), а затем и художникам реалистам. На примере работ известных художников разных эпох (Сезанн, Караваджо, Жорж Де Латур, Коровин, пр. ), натюрморта из нескольких простых предметов и отдельных объектов, поставленных в разные условия освещения, объяснялась существенная и решающая для хода работы разница между боковым светом, прямым светом и контражуром, разница задач и путей их решения.
Были разобраны основные системы пространственных построений (обратная и параллельная перспективы, ренессансная перспектива, метод комбинирования разных пространственных построений) и то, как разные пространственные построения влияют на образ, пластическую выразительность произведения. Лекция была посвящена творчеству выдающегося мастера исторического жанра, В. И. В лекции было заострено внимание слушателей на основных исторических периодах в судьбах Мейсена указанного времени.
.