Особым вниманием пользовались такие картины Эдварда Хоппера, как Вечерний ветер и Ночные тени, а также некоторые его офорты. Один из его биографов написал как-то: Из картин Эдварда Хоппера потомки узнают о том времени больше, чем из любого учебника. Можно еще приводить сотни примеров ироничных ремейков картины Эдварда Хоппера, сделанные на всевозможные темы.
В данном случае подобным элементом служит железнодорожное полотно, «перечеркивающее» странный дом. Только в 1924 году он обратился к живописи маслом и акварелью. Чтобы это продемонстрировать, достаточно сравнить эскиз и картину.
Он рисовал пустынные улицы, набережные, дома – но кроме названий картин ничто не говорит о том, что это Париж («Лестница на 48 рю де Лилль, Париж», 1906). Он ещё до Хичкока наделяет пейзаж выражением вглядывания, которое отнял у человека. Не о чем писать. В частности, своим любимым художником называет его кинорежиссёр и художник Дэвид Линч. Но зрителей не оставляет известная мысль о «луче света в тёмном царстве» и далеко не на все вопросы, возникающие при взгляде на полотно, они получают ответы.
Таким он был с самого детства, хотя мальчик рос в хорошей семье владельца галантерейной лавки в городке Найак (штат Нью-Йорк). Например, под наброском к «Полуночникам» она пишет из какой породы дерева сделана барная стойка и как блестят в искусственном освещении баллоны в углу. Вернувшись из последнего путешествия, арендовал студию в Нью-Йорке, где пытался определить свой собственный стиль. Одиноко стоящий загадочный дом утопает в закатном солнечном свете.
Эдвард Хопер писал картины в стиле магического реализма. Так начинается период тишины. Джо горячо поддерживала мужа, хоть и посмеивалась над тем, что он «не умеет рисовать красивые вещи». Но только они и могут быть названы искусством, незаконным «ворованным воздухом» Мандельштама. Они не столь красивы и уж точно не вызывают типовых безусловных эмоций, они неожиданны и послание их сомнительно. И, пожалуй, в каком-то смысле он прав.
Эдварт Хоппер (ориг. Хоппер с детства любил рисовать и родители поддерживали его желание стать художником. Одним из таких художников, выработавших свою неповторимую систему аналитического зрения и, так сказать имплантировавших свои глаза последователям, стал Эдвард Хоппер (Edward Hopper). В «Американском друге» эта неразличимость роли и биографии, оригинала и копии окажется философским сюжетом.
При желании каждую страничку презентации можно распечатать на принтере. Разумеется, в историях Линча полным-полно фриков, безумцев. И все же, картины Хоппера объединены одним сюжетом не только в рамках биографии художника. Европа не захватила его целиком и полностью. Естественно, это отразилось на стиле его картин. Но, несмотря на гнев, отчуждение и постоянную ругань на бытовой почве, супруги оставались вместе до самой смерти Хоппера. Особенно остро она действует на самых впечатлительных, отзывчивых творцов произведений искусства.
Не было материала. Свои впечатления мальчик тайком записывал в толстую тетрадь. Кажется, что отголоски «отстраненного взгляда» Хоппера можно увидеть даже у Андреаса Гурски. Массажистка – с предчувствиями, которые всегда сбываются.
Спасало только одно: Эдвард с детства очень любил рисовать. Свет больше не мыслился в качестве фона. Этого американского художника относят к представителям магического реализма. Впрочем, главное, что заимствует у Хоппера Линч, – это игра с настоящим.
Джо считала эту часть супружеской жизни (впрочем, как и приготовление еды) маловажной, больше заботясь о духовных потребностях и даже с гордостью писала в дневнике, что не поддается на уговоры мужа. До болезни он продолжал трудиться, не отдавая должное внимание своему успеху. Начиная с 1930-х его не уставали цитировать: Де Милль или Сьодмак, Хичкок или Линч. Однажды поддавшийся очарованию французских импрессионистов (Хоппер и в 1962 году говорил, что до сих пор считает себя импрессионистом) и упрямо писавший исключительно реалистичные пейзажи интерьеры и портреты, художник вынужден был бороться за популярность с целым войском разномастных кубистов, сюрреалистов, абстракционистов и авангардистов.
Его замысел не был понят современниками. Впрочем, автор отрицал, что хотел выразить некую депрессию. Добавьте к этому пуританское воспитание обоих супругов – и станет понятно, почему пресловутый «супружеский долг» стал для них сущим кошмаром.
Каждый, кто Хоппером вдохновлялся (Уорхол, Хичкок, Годар или Вендерс, Линч или Джармуш и пр. ), вдохновлялся именно этим эффектом утраты реальности, её присутствия исключительно в качестве референта (или в качестве следа). Однако на этом успех временно заканчивается. Это была одна из самых дорогих декораций в голливудской кинокартине. Edward Hopper) – выдающийся художник реалистичной живописи из Америки.
Периодически он возвращался в Нью-Йорк, затем снова уезжал в Париж. Не случайно в финале «Окна во двор» каждый останется при своём. Эдвард Хоппер (Edward Hopper, 1882–1967) был видным представителем американской жанровой живописи XX века. Они жили страдая и мучая друг друга и в то же время, были неразрывны. Однажды поддавшийся очарованию французских импрессионистов (Хоппер и в 1962 году говорил, что до сих пор считает себя импрессионистом) и упрямо писавший исключительно реалистичные пейзажи интерьеры и портреты, художник вынужден был бороться за популярность с целым войском разномастных кубистов, сюрреалистов, абстракционистов и авангардистов.
За внешним спокойствием скрыты глубокие душевные переживания. В это время в столице мирового искусства уже гремел Пикассо, в частности, с легендарными «Авиньонскими девицами» (1907). Однокашники на каждом шагу издевались и дразнили его по этому поводу. Его открытая дверь, в которую неизменно однообразным мазком врезается свет – одновременно естественный и электрический, – превращает сам свет в знак или индекс.
Путешествовал три раза в Европу.
Иногда при взгляде на его картины начинает казаться, что люди там и вовсе лишние. Хоппер отрицал, что хотел выразить именно это в картине, но говорил, что, «возможно, бессознательно хотел изобразить одиночество в большом городе». Разве можно сравнить его пеструю палитру с прохладой и скупостью красок у Хоппера. В 1915 году стал работать в технике офорт.
Родился в Нюаску, штат Нью-Йорк, в семье владельца магазина. Показал талант в рисовании в пятилетнем возрасте. А по другой версии, сюжет был отражением рассказа Э. Хемингуэя Убийцы. Именно с ее подачи он стал писать акварели («Крыша мансарды», 1923) и именно ее черты стали приобретать все женщины на картинах Эдварда («Комната в отеле», 1931, «Утро в городе», 1944). Эдварда, в возрасте 12 лет стремительно набравшего 180 сантиметров роста при худощавом телосложении, одноклассники дразнили «кузнечиком» (grasshopper).
Привыкнув как к сильному наркотику к потоку подобных картинок, можно проглядеть, пропустить, как пресные и пустые, картинки иного рода – настоящие и живые (в отличие от первых, лишь имитирующих жизнь). Оно теряет свою специфичность, заливается светом, превращается в маску. В то же время, по воспоминаниям знакомых ясно, что сама Джо была далека от идеала хранительницы семейного очага. С 1930 года «Дом у железной дороги» находится в нью-йоркском музее современного искусства на самом видном месте.
Так и не сумев стать по-настоящему хорошими супругами, они составили потрясающий творческий тандем. Нравственная дилемма (фиктивное и реальное) – дилеммой эстетической: художник подделывает картины, которые на аукционах сбываются знатокам. Окружение на репродукции Эдварда Хоппера преданно подчиняется настроению героев. Зато ощущение скрытой драмы и пронизывающее чувство одиночества испытывают очень многие.
В 1930 он с женой покупает и переезжает в дом, где открывает новый жанр «портрет дома». Сдержанные, прохладные по тону, сравнительно небольшие по формату картины Хоппера проникнуты лирической меланхолией, поэзией пустых пространств либо (при наличии фигур) мотивами человеческого одиночества и отчуждения (Дом у железной дороги, 1925, Музей современного искусства, Нью-Йорк Двусветный маяк, 1929, Музей Метрополитен, Нью-Йорк Раннее воскресное утро, 1930, Музей американского искусства Уитни, Нью-Йорк Полунощники, 1942, Чикагский художественный институт). Хоппера и Хичкока роднит их абсолютная вера в структуры.
Свет вовлекал мир в игру вопроса-ответа. Эдвард страдал, но не изменял своим идеалам: «Как они не могут понять: оригинальность художника – это не изобретательность и не метод, тем более, не модный метод, это квинтэссенция личности». Рожден в штате Нью-Йорк, деревне Ньюаску, в семье среднего достатка.
Близкие по тематике регионализму, вещи Хоппера, однако, лишены свойственного последнему социального гротеска, воплощая в себе «золотую середину» углубленно-созерцательного реализма. Не каждому такая самозабвенная независимость придется по душе. Вместе с городом Хоппер создал своеобразный образ человека в нем.
К этой категории, конечно же, в большей степени относится Пикассо.
Я часто представляю, что кто-то издалека наблюдает за моей жизнью – вот я сижу в кресле, вот встал, налил чаю – ничего более – наверху наверно зевают от скуки – ни смысла ни сюжета. И вполне закономерно решил посвятить этому занятию всю свою жизнь. Оно приковывает внимание зрителя и не даёт сосредоточить внимание на здании. А сюжеты, в которых появляются люди, кажутся украдкой подсмотренными. Известные картины Эдварда Хоппера: «Полуночники», «Дом у железной дороги», «Автопортрет», «Нью-йоркский кинотеатр», «Раннее воскресное утро», «Комната в Нью-Йорке». После смерти Эдварда Хоппера его жена Джо сказала биографу художника: «Однажды сотрудник журнала New Yorker пытался написать очерк о жизни Эдварда.
Он получил образование в Нью-Йоркской школе графики и в Нью-Йоркской художественной школе. «Решающий момент» на картинах Хоппера на несколько мгновений отстает от брессоновского. Ведь в действительности ничего не закончилось. Почему-то нехочется разбирать технические ихудожественные приемы. В 20-е года он обретает успех. Джо считала эту часть супружеской жизни (впрочем, как и приготовление еды) маловажной, больше заботясь о духовных потребностях и даже с гордостью писала в дневнике, что не поддается на уговоры мужа. С детства любил рисовать.
И вполне закономерно решил посвятить этому занятию всю свою жизнь. Но Париж на его картинах выглядит совсем не таким, как его принято изображать. Если верить дневнику жены, во всем был виноват грубый муж.
«Вероятно, даже неосознанно я описал одиночество в большом городе», сказал Хоппер об этой картине. Хоппер никогда не состоял на службе, вот таким образом вынужден был работать с большим усердием. То guilty pleasure, которое каждый испытывает от фильмов Хичкока, обязано этому вечно незавершённому, но обещанному жанром и – конечно – рассказчиком контракту «говорить до конца». Они поженились год спустя.
Однако у этой картины целых две истории. Такие же лестницы Хоппер вполне мог встретить в любом крупном европейском (как, впрочем и американском) городе. В какой-то степени эта символика отображала душевное состояние автора. Доходящие, порой, до абсурда. Один из приемов – открытые окна и двери как отображение звенящего одиночества. И Хоппер смог позволить себе все-таки изобразить абсолютно пустые помещения с солнечным геометрическим узором только под конец жизни, в картинах «Комнаты у моря» (1951) и «Солнце в пустой комнате» (1963).
К примеру, когда однажды друзья-художники спросили ее: Какое любимое блюдо Эдварда. В то время как многие современники Хоппера ярко горели и быстро сгорали (Джексон Поллок, к примеру, не дожил и до 45), сам он после сорока только созрел для женитьбы. Эдвард же оставил модные веяния без внимания (позже он говорил, что во время визитов в Париж даже не слушал о Пикассо), зато безоглядно влюбился в работы Поля Сезанна, Клода Моне и Эдуара Мане. Художник показал его не то, чтобы безликим, но абсолютно неузнаваемым. Важно отметить, что Ночные ястребы Эдварда Хоппера (именуемые Полуночниками) во многом повлияли на стиль другого художника – Дэвида Линча. Эдвард Хоппер, получивший известность лишь в последние годы жизни (а по сути – уже после смерти), тем не менее, носит гордое звание «поэта эпохи».
И, тем не менее, глядя на картину «Полуночники», становится ясно, что за подчеркнутой лаконичностью письма Хоппера скрывается бездна выразительности. Его безмолвные персонажи, погружённые в собственные мысли, кажутся участниками драмы на сцене, залитой мертвенным флуоресцентным светом. Его настоящую биографию могла бы написать только я. И это был бы чистый Достоевский». Хоппер часто пишет пустынные, будто бы лишенные жизни городские пейзажи.
Кисть Хоппера достигает фотографического правдоподобия, а потом совершает любимый манёвр – она опустошает лицо, заставляет его контрастировать с телом (которое через позу всё еще выражает ожидание, любопытство, надежду и пр. ). Это квинтессенция его личности. Теперь особняк с картины Хопера приобрёл зловещую репутацию «Мотеля Бейтса».
Вид четырех человеческих фигур (непонятно, но Хоппер назвал картину «с тремя персонажами») внутри залитого светом бара в ночи, окруженного асфальтовыми джунглями создает потрясающее ощущение одиночества. Синтаксис Линча, в сущности, есть повторение хопперовского конфликта – он любит длить крупный план, рождая цезуру в повествовании, его замедления создают эффект бесконечного настоящего, эллипса, который нужен затем, чтобы зритель ощутил гипноз языка, его способность производить тавтологии, указывать на то, что «этот предмет», «эта девушка» никогда не она сама. Даже мужчина и женщина, которые явно пришли вместе. Хоппер начинал свой творческий путь с офортов, в которых проявилась его яркая индивидуальность и наметились темы, позже развитые им в живописи, в частности, обнаженная женская фигура в городском интерьере.
С его слов, он «возможно, бессознательно изобразил одиночество в большом городе». Почему-то не хочется разбирать технические и художественные приемы. Иногда при взгляде на его картины начинает казаться, что люди там и вовсе лишние. В 1964 году Эдварт тяжело заболел. В настоящее время на её месте находится автостоянка Mulry Square.
Постоянным лейтмотивом его творчества были оконные проёмы. Вдохновленный «Полуночниками» австрийский художник Готфрид Хельнвайн (Gottfried Helnwein) сделал знаменитый ремейк под названием «Бульвар разбитых мечтаний». По стечению обстоятельств именно картина «Полуночники» стала культовым произведением искусства в США. Фактически изобретя новый жанр – портрет дома – он сумел сделать здание главным действующим лицом картины («Дом на закате», 1935) и позже этот прием стали использовать в кинематографе. Новоиспеченная миссис Хоппер и вовсе берегла невинность до брака.
Один из его биографов написал как-то: Из картин Эдварда Хоппера потомки узнают о том времени больше, чем из любого учебника. Герои картин Эдварда Хоппера160— это разочарованые, одинокие, опустошенные, застывшие люди изображенные в барах, кафе, гостиницах («Комната160— в гостинице», 1931 год, «Западный мотель», 1957 год). Эдварда, в возрасте 12 лет стремительно набравшего 180 сантиметров роста при худощавом телосложении, одноклассники дразнили «кузнечиком» (grasshopper).
В 1923 он встретил свою будущую жену, Джозефин Верстиль. На картине лица уже нет. Художник как бы искал выход из своего замкнутого мира. Сделал около 70 работ в этой технике.
Скажем, у Хичкока мечтает уже исключительно камера, хотя мы думаем, что герои. Добавьте к этому пуританское воспитание обоих супругов – и станет понятно, почему пресловутый «супружеский долг» стал для них сущим кошмаром. Она играет с природной способностью фотографии быть отражением, слепком реальности, а картины – этой реальности репрезентацией. Наше любимое блюдо — доброжелательная консервная банка тушеных бобов. Герои репродукции Эдварда Хоппера зачастую пребывают в полном одиночестве. Будто мы сквозь щелку подсматриваем в чью-то чужую ничем не примечательную жизнь, но пока ничего не происходит – а разве в обычной жизни так часто что-то происходит.
В 2012 году было выпущено 8 короткометражных фильмов, посвященных художнику. (В оригинале она называется «Nighthawks», что можно еще перевести как «Совы»). Однако их роль исключительно синтаксическая. Эдвард Хоппер написал картину «Полуночники» в 1942 году, как раз после нападения на Пёрл-Харбор.
Он родился в 1882 году в семье хозяина галантерейной лавки. И не смог. (Edward Hopper 22 июля 1882, Найак, штат Нью-Йорк — 15 мая 1967, Нью-Йорк) — популярный американский художник, выдающийся представитель американской жанровой живописи. 15 мая 1967 он умер.
В 1910-е годы именно офорт был наиболее приспособлен к полиграфической деятельности. Любой человек, хотя бы немного знакомый с его творчеством, скажет, что Ночные ястребы художника Эдварда Хоппера – это одно из самых известных его полотен. Хэппи-энд исключительно «на словах». Правда, сам художник не признавал, что описывает одиночество. До конца жизни Эдвард Хоппер не переставал трудиться.
В качестве рудимента (или отброса) пейзажа. Именно в этот период появляются на свет первые известные работы Хоппера. Репродукции его работ сейчас востребованы во всем мире, а оригиналы оцениваются очень высоко.
Но он далеко не всегда так трагичен, как может показаться на первый взгляд. Его яркое освещение – это форте (слишком светлое, чтобы не значить чего-то ещё. ) – становилось не светом, но мыслью о свете. На полотне изображены ночные посетители закусочной, погружённые в собственные мысли. В 1933 году в музее современного искусства в Нью-Йорке проходит его персональная выставка. Не услышишь всплеска.
На полотне не изображено ни входа, ни выхода, ведущего на улицу. В мире фотографии его влияние можно проследить на примерах Стефана Шора (Stephen Shore), Джоэла Мейеровица (Joel Meyerowitz), Филиппа-Лорка диКоркия (Philip-Lorca diCorcia): список можно продолжать. Третьи (что больше применимо к русским живописцам) увозили приобретенный опыт с собой на родину и уже там создавали свои лучшие работы. Резонируя с позой, хопперовское лицо блокирует время – манёвр столь волнующий, что рождает возможность для темпоральных кульбитов (создаёт минимальное различание, заставляет время сворачиваться в петлю). И всё же. Полуночники, 1942 Магический реализм Хоппера в свое время не был принят современниками.
Для просмотра презентации необходима программа Power Point. Событие вызвало у всей Америки чувство угнетения и тревоги. Презентацию можно просматривать несколько раз в день длительностью не более 5 минут. Он оказал серьезное влияние на американскую поп-культуру. Чтобы доказать этот тезис, мы могли бы сравнить только лица.
Мы верим в контракт, но наслаждаемся тем, что он никогда не выполняется полностью. Реализм Хоппера очень тесно сплетается с символизмом. Свою последнюю картину Комедианты он создал всего за два года до смерти. Сюжет картины навеян закусочной в районе Гринвич-Виллидж на Манхэттене, по соседству с домом художника. Здесь учился в течение 6 лет. К тому же такое положение сказывалось и на здоровье – нередко художник впадал в тяжелые депрессии.
Скажем, в «Утреннем солнце» на карандашном эскизе легко узнать лицо Джо. Она с «Harpers Bazarом», он – с фотоаппаратом. Вроде бы нет никакой драмы, не происходит ничего не обычного и примечательного. В 1905-1910 годах он несколько раз побывал в Европе, в 1913 году с успехом участвовал в знаменитой «Armory show» («Арсенальной выставке») в Нью-Йорке, но остался в стороне от авангардных течений.
Много чего скрывалось там от взрослых. Спасало только одно: Эдвард с детства очень любил рисовать. Эдвард Хоппер так стремился отдалиться от людей и был настолько замкнут, что для многих ценителей его искусства становится настоящим сюрпризом тот факт, что в его жизни порой бушевали поистине африканские страсти. Первые – немного «после», вторые – скорее «до». Вернее, внутренняя логика изображений сама рождает сюжет.
.