Картина Эдуарда Мане Портрет Эмиля Золя: описание, биография художника, отзывы покупателей, другие работы автора. Опасения Эдуарда Мане умереть в безвестности не оправдались, очень скоро к нему пришла заслуженная слава, а портрет, писанный с Эмиля Золя стал почитаться, как один из лучших в его портретном творчестве еще при жизни, как самого автора, так и его главного действующего лица.
В задачу Мане входило освободить художников от доктрин академизма и литературных сюжетов. Мы не привыкли к столь простому и искреннему восприятию действительности. Весь Париж стоял на голове.
Я не могу передать здесь полностью содержание книги, в которой собираюсь изложить свои художественные взгляды я довольствуюсь тем, что намечаю в общих чертах то, что происходит сейчас в области искусства и что я думаю об этом. Считается, что именно тогда Эдуард и познакомился с Сюзанной. И вот он создает произведения, ставшие его плотью и кровью. В сопоставлении этих белых тонов преодолена огромная трудность. Чем больше вглядываешься в препятствие, тем меньше испытываешь страха и недоверия.
Кончик покрывала девушка придерживает рукой. «Трагический актер» — портрет Рувьера в роли Гамлета, одетого в черное, — замечателен по выполнению. Через год он снова энтузиазмом пишет на страницах LArtiste. Я уверен, что Эдуард Мане не раз наблюдал, как его знакомые испытывали в его присутствии внезапное и странное замешательство.
Творчеством этого живописца заканчивается период главенствования традиционного официального искусства и начинается время нового – с иными целями и языком. В сущности — все это только смех, только вздор. Но по возвращении вновь терпит неудачу на приемных экзаменах. На заднем плане едва виден с графином в руке Леон Леенхофф, предположительно, сын Мане. Париж.
Смешно было бы пытаться превратить такого живописца в мечтателя и мистика. Пора толпе приблизиться к нему и отдать себе отчет в том, что же ее так нелепо пугает. Она умерла во время родов, через пять дней после Мане. Все дело в привычке.
Сюзаннабыла известна, как замечательная пианистка. Пабло Пикассо по-своему интерпретировал «Завтрак на траве» Э. Мане в серии своих работ 1959 -1962 годов. Обнаженная женщина изображена сидящей на траве в компании двух элегантных господ (вторая, полуобнаженная женщина видна на заднем плане). У Тициана спутницей Венеры былая маленькая домашняя собачка, символизирующая верность. Это особенно заметно в «Портрете Эмиля Золя».
К «Олимпии» он приступил по его окончании. О жизни Сюзанны того периода почти ничего не известно. Ту же геометрическую форму образует и зелёная драпировка над ними. Первые значительные произведения созданы им, самое большее, шесть-семь лет тому назад. Эдуард Мане применяет этот метод в каждой своей работе в то время как другие ломают себе голову, выдумывая новую «Смерть Цезаря» или нового «Сократа, пьющего цикуту», он спокойно помещает в своей мастерской какие-нибудь предметы или людей и принимается писать, тщательно анализируя натуру.
«Олимпия», как тема и композиция, еще долго не отпускала Мане даже после Салона 1865 года. Эдуард Мане применяет этот метод в каждой своей работе в то время как другие ломают себе голову, выдумывая новую «Смерть Цезаря» или нового «Сократа, пьющего цикуту», он спокойно помещает в своей мастерской какие-нибудь предметы или людей и принимается писать, тщательно анализируя натуру. Я должен был написать эти строки, прежде чем говорить об Эдуарде Мане как о художнике.
Это движение наблюдается не только в области науки во всех сферах человеческого знания и творчества люди стремятся найти в окружающей действительности четкие и определенные принципы. Смех, как известно, заразителен и в одно прекрасное утро Париж, проснувшись, находит себе еще одну новую забаву. Позже на него повлияла манера импрессионистов с их более светлыми оттенками. Вот таким образом нелишне сообщить, что если Эдуард Мане писал своих espada и majo (тореро и щёголь – А. К. ), то делал он это по той простой причине, что в мастерской у него были испанские костюмы, расцветка которых ему нравилась. В ней — весь художник и только он один. Отсутствие одежд и только это качество определяет их принадлежность жанру ню (фр.
Впервые она участвовала в выставке-салоне в 1870 году. Эдуард Мане считается одним из зачинателей импрессионизма. Если вы исходите из тона более светлого, чем тон реальный, вы принуждены будете и дальше держаться более светлой гаммы обратное получится, если вы будете исходить из более темного тона. Заговорил он свежим и изящным языком, который сбил с толку публику.
Гонсалес выросла в среде ценителей искусства. Произведение нравится ей или не нравится — вот и все. Он не умеет ни воспевать, ни философствовать. Мы не привыкли к столь простому и искреннему восприятию действительности.
Я им ответил, что судьба, несомненно, уготовила уже место в Лувре для «Олимпии» и для «Завтрака на траве». Мы не привыкли видеть такое простое и искреннее толкование действительности. Никто не старается найти правильную точку зрения. И вот эти люди, даже непытаясь понять, что же их оскорбляет, накинулись на молодого художника, стали поносить его талант, подвергать сомнению его добросовестность, делая из него какого-то паяца, который на потеху зевакам показывает им язык. Из только что названных картин я предпочитаю «Уличную певицу». Затем она выставляла свои работы каждый год.
Я утверждаю, что эта картина — поистине плоть и кровь Эдуарда Мане. Теперь взгляните на букет и, пожалуйста, поближе: розовые, синие, зеленые пятна. И обратите внимание — ее привлекает всегда самое банальное, то, что она привыкла видеть из года в год.
Обнаженная при этом смотрела на зрителя с такой обескураживающей беспечностью, что критики почти лишались чувств при виде подобной непристойности. Его композиционное решение было навеяно рафаэлевским «Судом Париса» и «Сельским концертом» Джоджоне. Счастливы те, кого учителя не признают своим детищем.
Этот художник говорил своим собственным языком, который отныне принадлежал только ему. «Из вас ничего не получится», — говорит учитель, что означает: «Вне меня нет спасения, а вы — не я». Если бы художник всегда писал такие головы, он стал бы любимцем публики, его осыпали бы похвалами и деньгами правда, он остался бы тогда всего лишь эхом и мы никогда не узнали бы той прекрасной простоты, которая составляет особенность его таланта. В основе композиции картины положено многократное повторение треугольноеформы. Тут публика приходит в неистовство. «Испанский певец» – сидящий на зеленой деревянной скамье испанец, поющий и перебирающий струны, удостоился благосклонного отзыва.
После анализа — синтез. Впрочем, тут есть и предвзятость: искусство живет только фанатизмом.
Звали ее Сюзанна Мане и была она женой мастера. Но с появлением его «Завтрака на траве», мне кажется, он с очевидностью обнаруживает ту индивидуальность, которую я пытался кратко объяснить и истолковать. Одна из самых известных картин Мане изображает казнь мексиканского императора Максимилиана, которого поддерживали французские войска, когда он захватил власть в Мехико.
Сам Эмиль Золя писал о Э. Мане следующее: «Первое впечатление, которое производит любое полотно Эдуарда Мане, немного суровое и терпкое. В конце концов, ссогласия отца, Мане намеревается стать моряком, но в 1848 он проваливается на конкурсе в Борда. На полотнах Мане светотеневая моделировка заменяется цветовой, палитра становится все более светлой, красочной мазок – широким, свободным, передающим трепетность живого дыхания жизни контуры изображаемого теряют четкость, как бы растворяются в световоздушной среде. Она охотно приняла бы то же самое, если бы только оно было иначе ей преподнесено. М-сье Мане весьма плохо встретил этот совет.
Ноги девушки украшают изящные туфли-панталеты. Отсюда недалеко и до обвинения в плагиате. В общем, толпа отказалась судить о «Завтраке на траве» так, как судят о подлинных произведениях искусства она увидела в картине только людей, закусывающих на траве после купанья и решила, что в трактовке сюжета художник преследовал непристойную, скандальную цель, тогда как на самом деле он стремился лишь к резким контрастам и к смелому изображению цветных пятен.
В произведении искусства стали бы искать прежде всего человечность, частицу живого творчества, новое проявление человеческой природы, поставленной лицом к лицу с действительностью. Карикатуристы завладевают человеком и его произведением репортеры смеются еще громче, чем бескорыстные насмешники. Через два года он вернулся к ее вариациям в гравюре, а спустя еще год включил ее изображение в качестве детали фона в «Портрет Эмиля Золя» (1868, Музей Орсэ). Ему покровительствовал директор коллежа м-сье Дефоконпре – переводчик Вальтера Скотта, лично связанный с семьей Мане и особенно с полковником Фурнье.
Тогда люди с восхищением и симпатией направились бы прямо к тем полотнам, которые создают неожиданное и странное впечатление именно их стали бы спокойно и внимательно изучать с надеждой обнаружить в них проявление еще одной грани человеческого гения. В 1864 году Эдуард Мане выставил «Мертвого Христа с ангелами» и «Бой быков». В том же году Мане получил орден Почетного легиона. Только в 1860 году им был написан «Любитель абсента» — полотно, где еще чувствуется неясный след влияния Тома Кутюра, но где уже есть зачатки собственной манеры художника.
Среди них – брошюра с очерком Золя «Новый путь живописи: Эдуар Мане». Я вижу в нем живописца-аналитика. Фрагонара, училась живописи у К. Коро, работая с ним на пленэре. В левой части полотна изображена японская ширма.
Что касается меня, то я предпочитаю «Мертвого Христа с ангелами», — здесь я снова нахожу подлинного Эдуарда Мане, со всеми особенностями его зрения, с его смелой рукой. В каждом полотне кисть художника говорит одним и тем же языком, простым и точным.
Музей Орсэ. Голова мальчугана — чудо моделировки и подкупающей нежности. Эдуард Мане родился в богатой буржуазной семье.
Толпа почти всегда смеется по пустякам. Принятая жюри Салона 1865 года «Олимпия» вызвала такой скандал, что пришлось закрыть залы для посетителей. Эдуарду это так наскучило, что он только и мечтал, как бы убежать в гимнастический зал.
Но вот об именах тех, кто на этих работах изображен, мы почти ничего не знаем. После анализа – синтез. Все они интересуют меня почти одинаково, в них во всех есть подлинная красота, — жизнь, жизнь в ее многообразии, всегда меняющаяся, всегда новая.
Эдуард Мане умер после продолжительной болезни в возрасте 51 года. В насмешку говорилось, что полотна Эдуарда Мане напоминают лубочные картинки. «Портрет госпожи М» — одно из лучших произведений художника. Не требуйте от него ничего, кроме точной, буквальной передачи.
Своеобразие — вот главное пугало. В семнадцать лет, ко времени окончания коллежа, в нем пробудилась любовь к живописи.
Ее отец известный писатель Эммануэль Гонсалес, а мать музыкант. Сравнительно новым лицом была Берта Моризо, третья и центральная фигура на картине.
Подхожу теперь к последним произведениям, к тем, которых публика еще не знает. Но никто не направляет толпу. Объясню свою мысль. Тон, который он вносит, светел и наполняет холст сиянием.
Не сегодня-завтра он будет понят и признан. Среди них — брошюра с очерком Золя «Новый путь живописи: Эдуар Мане». В «Олимпии» оставалось только заменить ее кошкой, которая «гуляет сама по себе» и поместить на таком же точно месте, в ногах. Где это видано. Он умеет живописать — и это все у него есть дарование особенность его темперамента в том, что он схватывает доминирующие тона во всей их тонкости и лепит предметы и людей крупными планами.
Неужели вам все еще смешно. В 1879 году она вышла замуж за Анри Герарда, графического художника. Правда, там Леон был представлен всем как младший брат Сюзанны. Но с появлением его «Завтрака на траве», мне кажется, он с очевидностью обнаруживает ту индивидуальность, которую я пытался кратко объяснить и истолковать.
Согласен, что между его первыми произведениями и работами этих мастеров есть известное сходство, — ведь каждый из нас чье-то детище. Что все это означает. nu). Гарантией этого послужила работа с лучшей моделью мастера – Викториной Мёран, с ее нестандартностью и несхожестью с признанными красавицами, отвечавшими вкусам буржуазного общества.
Вот тогда я взял бы скептиков за руку и подвел их к картинам Эдуарда Мане. Но подлинным центром притяжения стала картина Эдуарда Мане Завтрак на траве. Картина эта – подлинная фантасмагория света и цвета.
В насмешку говорилось, что полотна Эдуарда Мане напоминают лубочные картинки. Ей брошена кость. Сначала глаз замечает лишь широко положенные пятна. Хорошо освещено его задумчивое лицо и книга, которую писатель держит в руках.
Правда, он еще не обрел себя, он был молодым, неопытным путешественником, попусту тратившим время. Возьмем любую картину Эдуарда Мане и будем в ней искать только то, что она содержит, – освещенные предметы и живых людей. Эдуард Мане привлекал сверстников своей простотой и открытой манерой. В 1868 г. в Лувре она знакомится с Э. Манэ, а в 1874 г. выходит замуж за его брата Эжена. Объясню свою мысль.
Наша роль, роль критиков художественных произведений, сводится к установлению особенностей языка различных темпераментов, к изучению этих особенностей для того, чтобы сказать, что же в них по-настоящему нового, сильного и проникновенного. Именно он познакомил Сезанна с Мане. Пабло Пикассо писал об этом полотне Э. Мане: «Когда я вижу «Завтрак на траве» я говорю себе: горести оставим на потом». Наконец, остаются еще четыре картины, едва успевшие подсохнуть: «Курильщик», «Гитарист», «Портрет госпожи М», «Молодая дама 1866 года». Боже, какое неприличие.
Перед нами любопытный случай, который, в двух словах, сводится к следующему. Так, одно из самых ранних его произведений – "Любитель абсента" (1859 – кажется прямой иллюстрацией к "Цветам зла" Бодлера. Мане упрекали в подражании испанским мастерам. Вот в чем, как мне кажется, заключается то, что называют законом валеров. 9 декабря в качестве юнги он поднимается на борт корабля Гавр-и-Гваделупа. От последней картины у художника сохранился только эспада переднего плана — «Мертвый человек», — очень близкий по манере «Мальчику со шпагой».
Его родители надеялись, что их сын получит респектабельное юридическое образование. Кроме того, как я говорил, неожиданной кажется здесь и какая-то элегантная угловатость. К одному и тому же произведению подходят люди разного склада ума и каждый выносит суждение, которое подсказывают ему случайные обстоятельства или его образ мыслей. Передо мной — грандиозное зрелище, каждый акт которого меня увлекает и глубоко волнует.
Это сообщает произведению особую четкость, глубокую правдивость и редкое обаяние. В течение шести лет (1850-1856) Эдуард Мане посещал мастерскую известного в то время исторического живописца Тома Кутюра, с которым у молодого художника вскоре сложились весьма напряженные отношения. В левой части полотна изображена японская ширма. Она стала его студенткой, моделью и другом.
Я хочу анализировать только факты, а произведения искусства — это не что иное, как факты. Публика увидела только соответствующим образом трактованный сюжет.
Какое мне дело до совершенства, о котором мечтает кучка людей. Именно К. Моне изображал Э. Мане в картинах, полных братских чувств и намеках на особый талант будущего мэтра импрессионизма. Художника не случайно называли "живописцем современной жизни". Затем его зрение прояснилось, он ясно увидел вещи, язык его развязался и он заговорил. Опасная любовь.
Но о связи его с Сюзанной в тот период никто ничего не знал. Здесь перед нами, по словам балагуров, лубочная картинка. В 1865 году Эдуарда Мане опять приняли в Салон. Ева Гонсалес (19 апреля 1849 г. – 5 мая 1883 г. ), французская художница, родилась в Париже. В заключение скажу, что в «Молодой даме 1866 года» ясно выражена та врожденная изысканность, которая свойственна Эдуарду Мане как светскому человеку. Это — нечто неосознанное, это — сама натура художника.
Он покинул море и отправился в Италию и в Голландию. В 1859 году «Любитель абсента» был отвергнут Салоном туда Мане попал лишь два года спустя с «Портретом родителей». Красота живет в нас самих, а не вне нас. Это сообщает произведению особую четкость, глубокую правдивость и редкое обаяние.
С помощью зеркального отражения (прием, по всей вероятности, заимствованный из "Менин" Веласкеса) художник раздваивает свой образ – вводит его в текущую мимо жизнь и ставит над временем. Французское слово сhatte (кошка) оставалось повсеместным парижским обозначением продажной любви. Повторяю, единственная причина всего этого — первое впечатление.
У нее нет ни методы, ни точки зрения. И что же, по-вашему, ей делать среди оглушительного шума современных мнений. Своеобразие — вот главное пугало. Его ждет судьба великих мастеров, таких, как Делакруа и Курбе. Все дело в воспитании. Эмиль Золя изображён сидящим вполоборота к зрителю, с открытой книгой в руках (полагают, что это «История живописи» Шарля Блана).
Публику никогда не удастся излечить от страха. Клод работает, забывая оеде исне, нонеидет дальше набросков— ничто неудовлетворяет его. Зато вся компания молодых живописцев искульпторов— легкий ициничный насмешник Фажероль, честолюбивый сын каменотеса Магудо, расчетливый критик Жори— уверены, что Клод станет главой новой школы. Жори прозвал её«школой пленэра». Вся компания, разумеется, занята нетолько спорами обискусстве: Магудо сотвращением терпит рядом ссобойшлюху-аптекаршуМатильду, Фажероль влюблен впрелестную кокотку Ирму Беко, проводящую время схудожниками бескорыстно, вот ужподлинно излюбви кискусству.
Я не выдумываю. В картине надо видеть не завтрак на траве, а весь пейзаж в его монолитности, в его тонкости, с его широкими, мощными первыми планами и изысканно легкой глубиной. Наши художники ее не балуют они приучили ее к таким пошлостям, к такой сладенькой лжи, что она решительно отказывается от суровой и смелой правды. Как и обнаженная в "Завтраке", "Олимпия" (моделью для нее послужила опять же Викторина Меран) смотрит на нас взглядом, словно олицетворяющим загадочную и победную силу искусства Мане. Теперь, предупредив публику, мне значительно легче высказать свои взгляды. В центре картины стоит Антуан Гийеме, ученик Коро, чья манера оказывала на творчество Мане устойчивое воздействие. Тема обнаженной женской натуры обозначена на экспозиции выдающимся творением Тициана «Даная», двадцатью гравюрами по работам великих венецианцев и французских художников XVII-XIX столетий и рисунком Франсуа Буше из коллекции Эрмитажа.
Герои Эдуарда Мане внешне разобщены, не связаны поверхностными какими-то сюжетными отношениями, но объединены одной психологической и поэтической атмосферой, проникнуты общим ощущением тайны жизни. Непосредственный переход от тени к свету был предметом его постоянных поисков. Никто не старается найти правильную точку зрения. Мане с ней познакомился годом раньше в Лувре, где она копировала Рубенса.
В третьих, в Мане меня поражает его несколько сухая, но чарующая грация. Изучая сегодня художника Эдуарда Мане, мне не дано испытать этой радости. Ее шокирует и возмущает не внутренняя структура картины, а ее общий, чисто внешний вид. Кто такой этот Коэл – об этом история умалчивает. Отказ был бы здесь равносилен преступлению, узаконенному убийству.
Вот как я объясняю рождение всякого подлинного художника, в частности, Эдуарда Мане. Я не свергаю ни одного кумира, не отрицаю ни одного художника. Ее шокирует и возмущает не внутренняя структура картины, а ее общий, чисто внешний вид.
Это сообщает произведению особую четкость, глубокую правдивость и редкое обаяние. Однажды он попробовал поговорить об этом с отцом Эдуарда. Она охотно приняла бы то же самое, если бы только оно было иначе ей преподнесено. В третьих, в Мане меня поражает его несколько сухая, но чарующая грация. В 1865 году он отправился в Испанию изучать творчество Гойи.
Среди ее учеников были младшие братья Эдуарда Мане – Эжен и Гюстав. Вы не знаете, не знаю этого и я. Но я знаю, что вам удалось создать живописное произведение большой художественной силы, то есть передать своеобразным языком правду света и тени, реальность предметов и людей. Франция. Я чуть не забыл четыре замечательные марины — «Пароход», «Бой «Кирседжа» и «Алабамы», «Морской вид в тихую погоду» и «Рыбачье судно, возвращающееся с попутным ветром», — великолепные волны которых свидетельствуют о том, что художник был на море и любит его, а также семь картин — натюрморты и цветы, которые, к счастью, уже становятся общепризнанными шедеврами. Проведя несколько лет у аббата Пуалу в Вожи-рар, Эдуард Маке закончил свое образование в коллеже Роллен.
В конце концов победила его приверженность к искусству. Это уже первый шаг. Находят, что Эдуарда Мане что-то роднит с испанскими мастерами и он нигде не подтверждает этого в такой степени, как в «Мальчике со шпагой». В церковной книге Цальтбоммеля есть запись от 1852 года о крещении Леона Леенхоффа, сына Сюзанны и господина Коэла.
Так, обнаженную женщину в «Завтраке на траве» художник поместил, разумеется, только ради того, чтобы написать нагое тело. Знаком уважения к модели стала импрессионистическая фактура портрета Клода Моне в картине «Моне, пишущий в своей лодке-мастерской».
Верность тонов определяет планы, наполняет картину воздухом, всему придает силу. Известно, насколько успешно он преодолел эту трудность. Не требуйте от него ничего, кроме точной, буквальной передачи. Впрочем, Эдуарду Мане достаточно набраться терпения. Он обобщает форму, пренебрегает светотенью и третьим измерением (Курбе не случайно сравнивал "Олимпию" с "игральными картами"), добивается особой интенсивности цвета. Мане упрекали в подражании испанским мастерам.
Он выставляет «Поругание Христа стражей» и свой шедевр — «Олимпию». Чрезвычайно талантливая внучка Ж. О. «Мальчик со шпагой» — мальчуган с наивным и удивленным взглядом, держащий обеими руками большую шпагу с портупеей. Всю барную стойку, натюрморт на переднем плане художник соорудил самостоятельно. Чтобы понять и оценить этот талант, нужно — повторяю еще раз — позабыть о тысяче вещей. Такая-то поза показалась комичной, такой-то цвет рассмешил до слез, такая-то линия уморила чуть ли не сотню человек.
Пикассо написал сотни графических и живописных работ на эту тему. Запоздалое официальное признание принес художнику в 1881 году «Портрет актрисы Жанны де Марси». Впрочем, я предпочитаю «Флейтиста» — симпатичного мальчугана из оркестра, который изо всех сил и от всей души дует в свою флейту. «Смотрите и судите, — сказал бы я. — Вот чудак, вот непризнанный художник. Неожиданной кажется здесь и какая-то элегантная угловатостьЧерез несколько секунд выявляется целое, значительное и прочное и испытываешь истинное очарование, созерцая эту ясную и серьезную живопись изображающую натуру с грубоватой нежностьюон говорит языком простым и точным» (январь 1867года). В этом — своеобразие, неповторимая прелесть произведения.
Там, он подружился с Антоненом Прустом. В «Олимпии», по-прежнему вдохновленный классическими образцами (на этот раз «Венерой Урбинской» Тициана, которую он копировал в 1856 году), Э. Мане снова демифологизировал мотив. Эта женщина привела в негодование публику, ничего, кроме нее, в картине не увидевшую. Здесь действительность является величиной постоянной, а различные темпераменты — величинами творческими, сообщающими произведениям различные особенности. На стене над столом можно различить чёрно-белую репродукцию картины Мане «Олимпия», которая частично закрывает гравюру с картины Веласкеса «Пьяницы или Триумф Вакха», а также цветную гравюру Утагавы Куниаки II с изображением японского борца.
Он работал в течение шести лет, перед вами его произведения. Но Эдуард попытался стать моряком (и даже совершил в качестве юнги путешествие в далёкре Рио-де-Жанейро). Одни ничего не понимают, другие сравнивают. Что до меня, то мои симпатии, признаюсь, на стороне других произведений художника откровенную резкость, правдивые и сильные пятна «Олимпии» я ценю выше, чем изысканное, но поверхностное изящество «Мальчика со шпагой». Один требует цвета, другой — рисунка, третий — морали.
Из его натюрмортов я особенно восхищался роскошным букетом пионов — «Ваза с цветами» и картиной под названием «Завтрак» обе останутся в моей памяти наравне с «Олимпией». Объясню свою мысль. Эмиль Золя изображён сидящим вполоборота к зрителю, с открытой книгой в руках (полагают, что это «История живописи» Шарля Блана). Сам же Мане говорил, что существует только одна правда – сразу передать то, что видишь.
Но они прекрасны особой красотой иначе говоря — они живут своей собственной жизнью. Перед нами любопытный случай, который, в двух словах, сводится к следующему. Вся картина, как я сказал, сияет и лучится. Ни малейшей убежденности, ни малейшей заботы об истине. Вот в чем, как мне кажется, заключается то, что называют законом валеров. Каждый художник привлекает толпу на свою сторону, льстя ей и предоставляя любимые игрушки — золоченые и разукрашенные розовыми бантиками. Первой подлинно масштабной работой Мане явился "Завтрак на траве" (1862).
Меня как человека интересует человеческая природа, моя великая праматерь человеческое творение, произведение искусства трогает и восхищает меня постольку, поскольку в его основе я обнаруживаю художника, брата, который показывает мне природу в новом аспекте со всей силой или со всей нежностью своего «я». При этом детали исчезли. Женщина без малейшего намека на одежду среди двух одетых мужчин. С 1862 года, унаследовав состояние отца, художник получил материальную независимость.
Ансамбль представляет собою определенное единство и целостность. Таково уж непостоянство, царящее в мире: Эдуард Мане, принятый в Салон дважды подряд, в 1866 году получил решительный отказ оригинальную, неожиданную «Олимпию» принимают, но зато отвергают «Флейтиста» и «Трагического актера» — полотна, которые хоть и отмечены целиком индивидуальностью художника, все же не обнаруживают ее так явственно. «Олимпию» никто так и не купил, полотно оставалась в мастерской до конца его жизни и было снято с посмертной распродажи не найдя ни одного покупателя. Размещенные на столе фрукты выступают на сером фоне между отдельными фруктами, в зависимости от того, ближе или дальше расположены они друг от друга, возникают валёры (валёр – в живописи и графике: оттенок тона, определяющий светотеневое соотношение в пределах одного цвета – А. К. ), образующие целую гамму оттенков.
В общем, этот вопрос так и остался без ответа. Холст, масло. Я сказал — шедевр и не отступлю от своего мнения. В устремленном прямо на зрителя взгляде обнаженной женщины (художник написал ее с Викторини Меран, своей любимой натурщицы) есть и дерзкая непосредственность и глубокая мечтательность.
Художник выбирает из бесконечного потока бытия лишь мимолетный фрагмент, стремясь передать свежесть впечатления, создать у зрителя особое ощущение, что он свидетель всего происходящего сейчас, что каждое мгновение жизни может быть исполнено поэзии и художественной ценности. Когда появляется какой-нибудь Делакруа, его освистывают за то, что он не похож на других. Официального успеха художнику пришлось ждать долго. Вся картина, как я сказал, сияет и лучится.
Впервые ее работы были выставлены в Салоне в 1864 г., когда Берте было всего 23 года. В 1869 году она встретила Эдуарда Мане. Зрителю видна и тёмно-красная обивка кровати.
В творчестве Мане созданию «Олимпии» предшествовали – «Нимфа, застигнутая врасплох» (1859–1861, Музей изобразительных искусств, Буэнос-Айрес), первая работа в жанре ню исполненная в натуральную величину и «Завтрак на траве», вызвавший бурю негодований в знаменитом Салоне Отверженных 1863 года. Вот в чем, как мне кажется, заключается то, что называют законом валеров. Смешно было бы пытаться превратить такого живописца в мечтателя и мистика. Показать художника во весь рост, раскрыть его индивидуальность — задача вообще нелегкая. Посмотрим, каковы взгляды толпы на искусство.
На стене над столом можно различить чёрно-белую репродукцию картины Мане «Олимпия», которая частично закрывает гравюру с картины Веласкеса «Триумф Вакха или Пьяницы», а также цветную гравюру Утагавы Куниаки II с изображением японского борца. Голова на фоне стены становится лишь более или менее светлым пятном на более или менее сером фоне а, например, одежда, противопоставленная фигуре, становится пятном более или менее синим рядом с пятном более или менее белым. Это было бы поучительно. Но в Лувре никто не станет возмущаться.
Даже самые отъявленные враги Эдуарда Мане признают, что он хорошо пишет мертвую натуру. Неужели он по-прежнему кажется вам забавным шутником. «Завтрак на траве» — самое большое полотно Эдуарда Мане, в котором он осуществил мечту всех художников, — дать в пейзаже фигуры в натуральную величину.
Одни ничего не понимают, другие сравнивают. Каковы же мои воззрения в области искусства. Эмиль Золя изображен сидя вполоборота за письменным столом в мягком кресле. Пусть только публика помнит, что эти картины — плоды всего лишь шести лет труда и что художнику едва минуло тридцать три года.
Светящиеся тени Тициана вдохновляли его, а примитивисты выводили из себя. Я бы не отважился дать окончательную оценку тем тридцати или сорока его полотнам, которые мне довелось увидеть. Однако творчество Мане отнюдь не исчерпывалось созданием больших программных композиций. Мане, однако, был единственным среди импрессионистов, кто писал военные сцены.
208 x 264 см. Отсюда недалеко и до обвинения в плагиате. В начале 60-х годов художник порой близко "пересказывает" в своих произведениях работы велики испанских художников, а во время гастролей в Париже мадридской балетной труппы (1862) Мане пишет серию картин с живых испанских моделей ("Лола из Валенсии", "Гитарист", "Испанский балет"). Приближаясь к картине, видишь, что техника – скорее деликатная, нежели резкая художник пользуется только широкой кистью, причем очень осторожно нигде нет нагромождения краски, кладка везде компактная.
Ее работы напоминали раннего Мане (Испанский период), прославившиеся темной палитрой с резким контрастом светлых и темных пятен. Это – нечто неосознанное, это – сама натура художника. Разве не грустно думать, что в свое время был освистан Делакруа, что этот гений, одержавший победу только после смерти, переживал минуты отчаяния. Импрессионизм.
Размещенные на столе фрукты выступают на сером фоне между отдельными фруктами, в зависимости от того, ближе или дальше расположены они друг от друга, возникают валёры (валёр – в живописи и графике: оттенок тона, определяющий светотеневое соотношение в пределах одного цвета – А. К. ), образующие целую гамму оттенков. Однако крестным отцом ребенка был Эдуард Мане и потому возникли предположения, что Мане и есть настоящий отец мальчика. Одним из этапных для Мане произведений (как и всего Х1Х века) стал «Завтрак на траве». Повторяю, в течение трех лет он чувствовал себя оглушенным ударами учительской линейки. Сейчас все проблемы снова поставлены на рассмотрение, наука стала искать прочные основания и потому вернулась к точному наблюдению фактов. Композиция картины была навеяна рисунком Рафаэля и образами картины "Концерт" Джорджоне. Не начинаете ли вы чувствовать, что в этом таланте есть еще что-то, кроме черных кошек.
Я не теряю надежды, что кто-нибудь из них еще выступит и скажет правду. В 1865 году она начала свою профессиональную подготовку и взяла уроки рисунка. Будущее принадлежит ему сам я не рискнул бы ограничить его только настоящим.
Каждый большой художник призван дать нам новое, ему одному свойственное толкование природы. Приближаясь к картине, видишь, что техника — скорее деликатная, нежели резкая художник пользуется только широкой кистью, причем очень осторожно нигде нет нагромождения краски, кладка везде компактная. Какое мне дело до философских абстракций. Верность тонов определяет планы, наполняет картину воздухом, всему придает силу. Но пусть только появится новый яркий талант и вы опять услышите шиканье и свист.
Каждый вновь появляющийся — всегда чудовище, паршивая овца в стаде. Ее акварельные работы с их яркими цветами и мягкими формами пользовались большим успехом. Пространство картины пронизано светом, наполнено воздухом.
В картине немного зеленой листвы, несколько деревьев и в глубине — река, в которой плещется женщина в рубашке на переднем плане — двое молодых людей сидят перед другой, обнаженной женщиной, которая только что вышла из воды и обсыхает на воздухе. В живописном отношении "Олимпия" – одна из вершин творчества художника.
У французского живописца Эдуарда Мане тоже была такая любимая модель. Сначала глаз замечает лишь широко положенные пятна. Эдуард Мане и Клод Моне, которых несведующие люди иногда путают, были друзьями. Эдуард Мане родился в Париже, в богатой буржуазной семье.
Он не умеет ни воспевать, ни философствовать. При жизни Мане картина никогда больше не показывалась. Под впечатлением от общения с ним Б. Моризо примыкает к импрессионистам и на знаменитой выставке 1874 г. показывает 9 своих работ, одной из которых была картина У колыбели (1872, Музей Орсэ, Париж).
Затем появляются художественные критики и вносят в эту сумятицу еще больший беспорядок. Путешествие через Атлантику и пребывание в Рио оставили глубокий след в сознании Мане. Мане, подобно импрессионистам, пробует писать на открытом воздухе, на пленэре, всю картину целиком иногда он работает вместе с Клодом Моне над одним и тем же пейзажным мотивом или пишет товарища на природе: Клод Моне в своей лодке на Сене (1874, Мюнхен, Новая пинакотека).
Все сбиты с толку и вот тут одних охватывает веселье, других — злоба. Эдуард Мане подумал: зачем же лгать, почему не сказать правду. Другие крупные произведения Мане 60-х годов – "Завтрак в мастерской" (1868) и "Балкон" (1869), явившийся своеобразным современным переосмыслением картины Франциско Гойи.
Все равно. А уж философы, если надо, позаботятся о выработке соответствующих формул. "Глаз Мане, – писал Пруст, – был наделен поразительной зоркостью, Париж не знал фланера, который бы извлекал столько наблюдений из своих прогулок по городу", Мане писал парижские улицы и кафе, скачки в Лоншане, речные сцены в Аржантейле и марины, обнаженных женщин "за туалетом", замечательные портреты и натюрморты. Поймите, я говорю не о бело-розовой грации фарфоровых головок — я говорю о грации, глубоко волнующей и подлинно человечной.
Я вижу в нем живописца-аналитика.
Он развертывается во всей своей широте, в своей искренности и мощи. Кроме того, как я говорил, неожиданной кажется здесь и какая-то элегантная угловатость. Мне придется повторить здесь то, что я уже говорил, — предельная простота и точность, ясность и изящество. Эти произведения, бесспорно, входят в великую семью творений человечества.
Скандал был полным. Посмотрите на голову девушки: губы — две тонкие розовые полоски, глаза — всего лишь несколько черных штрихов.
Дальше следуют «Испанский певец» и «Мальчик со шпагой». Фигура негритянкив розовом справа также вписана в треугольник. Публика увидела только соответствующим образом трактованный сюжет.