Эдуард Мане не останавливался на определенных темах своих произведений, чередовал пейзаж с портретом, натюрморт с сюжетами из жизни.
В картинах импрессионистов и у Эдуарда Мане «случайность» выбранного момента, ничем не выделяющегося среди предшествующих и последующих, специально подчеркивалась композицией изобилующей срезами фигур и предметов, предполагающей в этом случаи возможность продолжения изображенного за пределы холста. В вашей среде это будет революцией, я бы даже сказал — катастрофой». Пусть он не знает, пусть она не знает (а если бы подозрение и зародилось, то как поспешно постарались бы они от него отделаться. ), что картины, когда Мане с кистью в руке пытается разгадать загадку этого лица, запечатлеть его очарование и испытываемую им самим душевную смятенность, порождают чувство обладания, взаимного причащения. Однако, картины встретили полнейшее неприятие публики и старших коллег Мане по цеху.
«Олимпию» Мане решился показать публике только спустя два года после ее создания. Его интересовал мир людей их отношений и чувств. В живописном отношении "Олимпия" – одна из вершин творчества художника. Моне – это в большей степени пейзажи, не резкая дымка, особое «настроение ветра». Место действия картины – бар, находящийся на первом этаже популярного столичного варьете.
Художник выбирает из бесконечного потока бытия лишь мимолетный фрагмент, стремясь передать свежесть впечатления, создать у зрителя особое ощущение, что он свидетель всего происходящего сейчас, что каждое мгновение жизни может быть исполнено поэзии и художественной ценности. В «Музыке в саду Тюильри», наоборот, рассматриваемые с близкого расстояния лица становятся почти абстрактными формами.
Среди прекрасных портретов кисти Мане первым следует назвать портрет Э. Золя в рабочем кабинете, эмоционально насыщенный портрет поэта С. Малларме (1876), портрет одного из деятелей Коммуны — А. Рошфора (1881). Эдуард Мане отправляет своих родных на юг Франции в Олорон-Сент-Мари. Пленэр (живопись на открытом воздухе) не изменил, но обогатил уже сложившуюся живописную систему Мане. Их образы символизируют муз.
От картин Мане веет любовью к жизни. перешёл к пленэрной живописи. Мане усердно посещает Лувр, а после ухода от Кутюра совершает турне по музеям Италии, Голландии, Германии и Австрии. Особой стилистической ясностью отмечен «Флейтист».
Она догадывается — нет, она просто знает, — что он великий художник середины века. Да это попахивает порнографией. Но ничто не изменится. Мане не участвовал в выставке, но ему было близко творчество многих импрессионистов.
Его родители надеялись, что их сын получит респектабельное юридическое образование. Однако, отношения между учителем и учеником не сложились.
В 1856 году он посетил Голландию, Австрию, Италию. Единственным плюсом было то, что именно в мастерской Тома, требовавшего от своих учеников изучения старых мастеров, создатель картины «Лола из Валенсии» открыл для себя классическое наследие. Его отец руководил департаментом в Министерстве юстиции, мать была дочерью дипломата. Еще больший скандал сопутствовал картине Мане «Олимпия» (1863), представленной в Салоне 1865. Шардена,, П. -П. Картина Мане «Завтрак на траве», на которую художник возлагал наибольшие надежды, была раскритикована и вызвала смех у посетителей салона. С помощью зеркального отражения (прием, по всей вероятности, заимствованный из «Менин» Веласкеса) художник раздваивает свой образ – вводит его в текущую мимо жизнь и ставит над временем.
Но не стоило бы и говорить о Мане, будь он автором единственно этой работы. В художественных принципах картины Олимпия лежали во многом истоки всего последующего европейского искусства, а идолообразность женской фигуры прямо предвосхищала образы Поля Гогена. Он усадил на своей картине голую женщину между двумя полностью одетыми джентльменами. Однако французский художник внес в этот опыт не только современную энергию и лаконизм, но и нечто абсолютно новое.
Позднее в семье родилось еще двое мальчиков. Тень фигуры не соответствует её положению. Своим творчеством Эдуар Мане предвосхитил возникновение, а затем стал и одним из основоположников импрессионизма. Произведения выдающегося французского живописца входят в обязательную программу не только художественного, но и общего образования. Он бывал в Аржантейе (пригороде Парижа), где работали К. Моне и О. Ренуар и создал несколько произведений, близких им по духу.
Картина «Купанье» была предложена жюри вместе с менее значимыми «Молодой женщиной в костюме эспада» и «Молодым человеком в костюме махо». Творческая свобода художника в 1863 году являет миру первый из скандальных его шедевров – «Завтрак на траве» изображающий обнаженную женскую натуру в обществе одетых мужчин.
Косвенно повлияли на картину также «Паломничество на остров Киферы» Антуана Ватто и «Девушки на берегу Сены» Гюстава Курбе. Однако творчество Мане отнюдь не исчерпывалось созданием больших программных композиций. Они в прямом смысле этого слова – ПОЗИТИВНЫ. В последний апрельский день 1883-го не стало Эдуарда Мане, картины же его – бессмертны. Выставка должна была разжечь интерес зрителей как раз накануне открывающегося салона. В живописном отношении Олимпия – одна из вершин творчества художника.
Как всегда у Мане, мир вещей не препятствует восприятию внутреннего состояния человека. Правда, не одного Мане постигла такая участь: 2800 картин было отвергнуто. Да и Мане отвечает ей восхищением. Это произведение можно считать программным в творчестве Э. Мане, так как оно отражает его излюбленные темы: натюрморт, портрет, различные световые эффекты, движение толпы.
Когда полотно было приобретено, его вывесили в Лувре, рядом с произведениями Энгра. Он едет в Аржантей, где работает с Моне и Ренуаром. Композиция картины была навеяна рисункомРафаэляи образами картины КонцертДжорджоне. Под впечатлением кровавых событий во время подавления революции Мане создал акварель «Баррикада», выразительно передав жестокость палачей и мужество коммунаров. Ни капли аллегории, никаких мифических подоплёк.
увлеченно работает пастелью, которая помогала ему использовать достижения импрессионистов в области анализа цвета, сохранив при этом собственное представление о равновесии между силуэтом и объемом («Женщина, подвязывающая чулок», 1880, Собрание Нансен, Копенгаген). Оставив рутину художественной школы, 24-летний Эдуард занялся самообразованием. Однако вскоре Эдуард находит новый сюжет для будущей картины.
Удивительная, полная взлетов и падений, жизнь чувствуется на репродукции Эдуарда Мане. Мане – это чаще всего люди, более четко прописанные линии, более яркие краски. Среди них были: писатель Золя, художники Фантен-Латур, Ренуар, Сезанн, Моне, Сислей, Гис, некоторые критики. Известны случаи материальной помощи К. Моне с его стороны. Дальнейшее творчество Эдуарда Мане не изменяет своей направленности и продолжает свою линию. Местом постоянных встреч Мане и его друзей стало кафе Гербуа в квартале Батиньоль, отсюда первоначальное название группы – «батиньольская». Если пейзаж написан легкими, стремительными мазками, то фигуры и натюрморт представлены в более сгущенных и контрастных тонах.
Юная парочка встречается вечерами на улице С. -Петербург. Композиция была навеяна художнику гравюрой Марка-Антонио Раймонди с рафаэлевской композиции «Суд Париса». Она свидетельствовала о происходящих переменах в судьбах французского искусства. Эдуард Мане считается одним из зачинателей импрессионизма. Его родители надеялись, что их сын получит респектабельное юридическое образование. Художник и здесь отталкивался от классических образцов (прежде всего от тициановской «Венеры»), но композиционная схема идущая от старых мастеров, была наполнена новым содержанием: автор подмечал угловатость хрупкой фигуры модели, ее полные независимости позу и взгляд изменилась техника живописи, приобретшая непосредственный эмоциональный характер.
– в мастерской на диване. Картина эта – подлинная фантасмагория света и цвета. Возвратившись в Париж, Мане начинает «Балкон». Не будь между Бертой и Мане преграды респектабельности и светских привычек, а еще, наверное, не будь трепещущая Берта Моризо, такая близкая и при этом такая далекая, столь недоступной, какой-нибудь сеанс для «Балкона» в случае отсутствия мадам Мане закончился бы — кто может знать.
Другие крупные произведения Мане 60-х годов – "Завтрак в мастерской" (1868) и "Балкон" (1869), явившийся своеобразным современным переосмыслением картины Франциско Гойи. Большое значение имели работы мастеров графики Домье и Гаварни. Он неоднократно посещал голландские музеи, где любовался живописью Франса Халса. Мане привлекает скандальную славу, хотя и не стремился к ней. Мане, подобно импрессионистам, пробует писать на открытом воздухе, на пленэре, всю картину целиком иногда он работает вместе с Клодом Моне над одним и тем же пейзажным мотивом или пишет товарища на природе: Клод Моне в своей лодке на Сене (1874, Мюнхен, Новая пинакотека).
После кончины Мане начался другой период в истории французского искусства. С помощью зеркального отражения (прием, по всей вероятности, заимствованный из Менин Веласкеса) художник раздваивает свой образ – вводит его в текущую мимо жизнь и ставит над временем. Одним из художников, оказавших наибольшее влияние на Мане, становится Веласкес. Но хотя Эдуард Мане во многом способствовал зарождению импрессионизма, он не слился с этим движением.
В художественных принципах картины "Олимпия" лежали во многом истоки всего последующего европейского искусства, а "идолообразность" женской фигуры прямо предвосхищала образы Поля Гогена. Да еще эта мерзавка так нагло смотрит публике прямо в глаза. Работы художника неизменно привлекают многих туристов, приезжающих во Францию.
Работа Э. Мане пастелью способствовала смягчению его живописной манеры даже в тех случаях, когда он описывал далеко не поэтичные образы, навеянные произведениями современных ему писателей («Нана», 1877, Кунстхалле, Гамбург «У папаши Латюиль», 1879, Музей, Турин). Предисловие к каталогу написал Эмиль Золя. Цецилии» взять на себя роль одной из женщин. Это ей первой поведал он о замысле «Балкона».
Пикассо написал сотни графических и живописных работ на эту тему. В 1874 году Мане отказывается участвовать в первой групповой выставке импрессионистов. Но в центре всего – пленительный образ девушки, в котором Мане, как всегда, заставляет нас ощутить проникновенную загадочную глубину человеческой личности. Почему утонченных французов не смущала нагота на картинах художников Возрождения и почему они так завелись именно из-за «Завтрака». Появляются картины «Аржантей», «Партия в крокет», «В лодке».
Что ж, он и есть сумасшедший, подобно восемнадцатилетнему юноше, опьяненному любовью. Эта девушка, еще ожидающая своей женской судьбы, отнюдь не целиком поглощена живописью. Это было воспринято критиками как неслыханное ханжество. Картина эта – подлинная фантасмагория света и цвета. К счастью, ему удалось уцелеть в период боевых действий. В это же время один из организаторов салона Луи Мартине, осознавая трудности для признания на салоне молодых художников, организовал альтернативную выставку, среди картин которых были и творения Мане: «Мальчик с вишнями», «Читающий» и получивший признание «Гитарреро».
Пространство картины пронизано светом, наполнено воздухом. Копировал их и Мане и не только в Лувре. «Завтрак на траве» хорош своим вызовом, но привлекателен Мане множеством других своих работ – прозрачными, тонкими, полными дымки. Первой подлинно масштабной работой Мане явился Завтрак на траве (1862).
В дни Коммуны был заочно избран в федерацию революционных художников. Эдуард Мане считается одним из зачинателей импрессионизма. Эдуард Мане родился в Париже, в богатой буржуазной семье. Влияние старых мастеров сказалось в первых работах художника, благосклонно принятых публикой («Испанский певец, », 1860 «Мальчик со шпагой» и др. ). В конце концов победила его приверженность к искусству. Это «одиночество в толпе» мастеру удалось передать просто гениально.
Их признание имело значение. Мане Эдуард (Manet), французский художник. – не унимались критики. Возвратившись в Париж, настоял на возможности обучения живописи и в течение семи лет (1849—56) занимался в мастерской Т. Кутюра. Он пленяет ее и как мужчина.
Композиция картины была навеяна рисунком Рафаэля и образами картины "Концерт" Джорджоне. В 1859 году Мане решил, что его художественное образование завершено и принял решение выставляться в Парижском салоне, престижной ежегодной парижской выставке. Мане Эдуар (Manet Eduard), французский художник.
Как и обнаженная в Завтраке, Олимпия (моделью для нее послужила опять же Викторина Меран) смотрит на нас взглядом, словно олицетворяющим загадочную и победную силу искусства Мане. Вершиной творчества Э. Мане является его знаменитая картина «Бар в Фоли Бержер» (1882, Галерея института Варбурга и Курто, Лондон), которая представляет собой синтез мимолетности, нестабильности, сиюминутности, свойственных импрессионизму и постоянства, стабильности и незыблемости, присущих классическому направлению в искусстве. Картина «Завтрак на траве» экспонировалась в Салоне отверженных, где были выставлены произведения, отвергнутые жюри официального Салона. Обиженные художники обратились к Мартине с просьбой провести выставку без редакции жюри.
Пейзажи Эдуарда Мане в современном мире воспринимается как нечто классическое, почти эталонное. Мане писал парижские улицы и кафе, скачки в Лоншане, речные сцены в Аржантейле и марины, обнаженных женщин «за туалетом», замечательные портреты и натюрморты.
Мане одновременно договаривается с Мартине об устройстве выставки— она включит лучшие из прочих его холстов, среди которых будут «Музыка в Тюильри» и «Старый музыкант», «Gitanos» и «Испанский балет», «Уличная певица» и «Лола из Валенсии». Хотя ей уже двадцать семь лет, она отвергла не одно предложение.
В Салоне прошлого года он долго изучал «Вид Парижа, написанный с холма Трокадеро» кисти Берты и, вдохновившись картиной — прозрачностью воздуха, деликатно промодулированными серыми тонами, в свою очередь, написал с того же места «Вид на Всемирную выставку 1867 года». Понять Кутюра значило понять возможности официального искусства. С этого и начался неразрешимый конфликт Эдуарда Мане с официальным искусством. На лето 1870года приходится апогей франко-прусской войны, затеянной Наполеоном III.
С согласия отца Мане даже намеревается стать моряком. Художника не случайно называли живописцем современной жизни. «Ну и раздразнил же ты их, приятель» – Клод Моне похлопал по плечу своего приятеля Эдгара Моне – «твой «Завтрак на траве» они запомнят надолго. ». Размышляя над следующим предложением салону, Мане вновь обращается к офорту. Другие крупные произведения Мане 60-х годов – Завтрак в мастерской (1868) и Балкон (1869), явившийся своеобразным современным переосмыслением картины Франциско Гойи.
Сперва Мартине не решился на столь откровенную дерзость и побоялся открывать салон, однако вмешательство императора Наполеона III вынудило его провести выставку, сразу же получившую название «Салон отверженных». Рубенса, Рафаэля, маскируя свои «заимствования» изображением современной обстановки и демонстрируя таким образом, что мог бы дать новую жизнь современной живописи, не порывая с традицией. Сходство достигается только тогда, когда картину разглядывают с определённого расстояния. Пространство картины пронизано светом, наполнено воздухом.
Увлечение старой живописью обусловило многочисленные путешествия Мане. Источником вдохновения послужила картина «Сельский концерт» кисти Джорджоне из собрания Лувра. Помогал ему и опыт французских реалистов середины XIX века (в особенности Г. Курбе). Отвержение работ, претендентов на участие в Парижском салоне, вынудило Мане провести выставку получившую название «Салон отверженных».
Пикассо написал сотни графических и живописных работ на эту тему. Ощущая затаенную страстность ее натуры, он загорается сам. В «Завтраке на траве» он словно стремился переосмыслить темы старых картин и, в первую очередь, тему «Сельского концерта» Джорджоне.
И тем не менее, ничто не прошло даром. Художник возлагал большие надежды на реалистичную (чем-то схожую с творчеством Бодлера) картину «Любитель абсента». Используя и переосмысляя сюжеты и мотивы живописи старых мастеров, Мане стремился наполнить их актуальным содержанием, полемически иногда эпатирующим образом внести в известные классические композиции изображение современного человека (Завтрак на траве, Олимпия – оба 1863, Музей дОрсэ).
Но Эдуард попытался стать моряком (и даже совершил в качестве юнги путешествие в далёкре Рио-де-Жанейро). Особым нападкам подверглась «Музыка в садах Тюльери», где Мане, отказавшись от детализации, сумел передать образ динамичной толпы черточками и пятнами света на холсте. Особо тёплые отношения Мане завязывает с французским поэтом Шарлем Бодлером. В устремленном прямо на зрителя взгляде обнаженной женщины (художник написал ее с Викторини Меран, своей любимой натурщицы) есть и дерзкая непосредственность и глубокая мечтательность. Картина эта – подлинная фантасмагория света и цвета.
В середине 1870-х гг. Нельзя сказать, что на этом пути, картины Эдуарда Мане не находили своих почитателей. Ее признают неприличной, а сам Эдуард Мане упрекается в безнравственности за ее написание. Значительное влияние на становление Мане как художника оказало творчество Джорджоне, Тициана, Хальса, Веласкеса, Гойи, Делакруа.
Новый взгляд на искусство это далеко не все достоинства картины Эдуарда Мане. До1870-х Мане строил композиции большинства своих работ на основе картин Ж. -Б. -С. Накопленные знания и видение он воплощает в своих работах. В конце концов победила его приверженность к искусству. Мане упорно изучал натуру, писал этюды натурщиц и пейзажи в Фонтенбло, ездил в Нидерланды, Италию, Австрию, Германию (1853—56). В то же время Мане сохраняет ясность рисунка, серые и черные тона в колорите, отдает предпочтение не пейзажу, а бытовому сюжету с выраженной социально-психологической подосновой (столкновение мечты и реальности, призрачность счастья в сверкающем и праздничном мире – в одной из последних картин Мане Бар в Фоли-Бержер, 1881-1882, Институт Кортолда, Лондон).
Мане отбросил академическую технику «тщательной отделки» картины, в которой не имело значения, рассматривалось ли полотно с близкого или далёкого расстояния. Творчество Мане обновило традиции французской живописи XIX века и во многом определило дальнейшее развитие мирового изобразительного искусства.
Сеансы позирования для «Балкона» смогут служить оправданиями и другим встречам, на этот раз в мастерской на улице Гюйо. Творческий поиск французского живописца шел своим, уникальным путем. В работах конца 1850-х – начала 1860-х годов, составивших галерею остро переданных человеческих типов и характеров, Мане сочетал жизненную достоверность образа с романтизацией внешнего облика модели (Лола из Валенсии, 1862, Музей дОрсэ, Париж).
В дальнейшем, подобные принципы получили распространение в творчестве импрессионистов. В картинах «Балкон» и «Завтрак в мастерской» показан облик современников художника. ему нравилось больше рисовать. Художника не случайно называли "живописцем современной жизни".
Ну еще бы. Перед безвременной кончиной маэстро создал свое последнее полотно – «Бар в «Фоли-Бержер». В ней художник также модернизировал классические мотивы (прототипом служила Венера Урбинская Тициана). Во время осады немцами Парижа (1870) художник стал артиллеристом и находился в рядах защитников города.
Дерзкий и непосредственный взгляд обнажённой женщины (художник написал её со своей любимой натурщицы Викторины Меран) устремлён прямо на зрителя. Мане, подобно импрессионистам, пробует писать на открытом воздухе, на пленэре, всю картину целиком иногда он работает вместе с Клодом Моне над одним и тем же пейзажным мотивом или пишет товарища на природе: Клод Моне в своей лодке на Сене (1874, Мюнхен, Новая пинакотека). «Бар в Фоли-Бержер» — картина, которую он выставил в Салоне 1882 года, была написана широко и свободно, с невиданным мастерством. Бедная красавица изображенная на полотне, тут же обрела нелестные эпитеты «потаскухи, возомнившей себя королевой» и «бесстыжей девки, вышедшей из-под кисти Мане».
Впрочем, Эдма скоро оставит живопись, так как недавно обручилась с Адольфом Понтийоном, с тем самым Понтийоном, который вместе с Мане путешествовал на «Гавре и Гваделупе» он был на том же самом карнавале в Рио и стал моделью для первого из датированных произведений художника — «Пьяного Пьеро», а сейчас служит морским офицером в Шербуре Эдма обвенчается с ним в начале следующего года. 1865 год является годом рождения «Олимпии», вызвавшей еще более нещадную критику и непонимание со стороны поклонников изобразительных искусств. Он обобщает форму, пренебрегает светотенью и третьим измерением (Курбе не случайно сравнивал "Олимпию" с "игральными картами"), добивается особой интенсивности цвета. Достаточно беглого взгляда на картину Мане, чтобы это понять. Мане наполнил образы иным содержанием и перенес их в современную реальность.
Слухи распространились по Парижу, но Сюзанна ни о чём не узнала или не подала виду. Вместо Венеры Мане изобразил голую женщину на неприбранной постели и возле нее негритянку с букетом цветов и черную кошку с выгнутой спиной. Художник возлагал большие надежды на признание своей картины «Завтрак на траве», но она была раскритикована и вызвала смех у посетителей салона. Но в центре всего – пленительный образ девушки, в котором Мане, как всегда, заставляет нас ощутить проникновенную загадочную глубину человеческой личности.
Но, в конце концов, тяга к творчеству победила. Вскоре художника и натурщицу стали связывать не только творческие узы, но и интимные. В начале 60-х годов художник порой близко "пересказывает" в своих произведениях работы велики испанских художников, а во время гастролей в Париже мадридской балетной труппы (1862) Мане пишет серию картин с живых испанских моделей ("Лола из Валенсии", "Гитарист", "Испанский балет"). Здесь также нет дальних планов, в то время как до Мане использовалась классическая перспектива, которая придавала глубину картинам. Эти слова оказались пророческими – Париж еще долго кипел от негодования.
Как и обнаженная в "Завтраке", "Олимпия" (моделью для нее послужила опять же Викторина Меран) смотрит на нас взглядом, словно олицетворяющим загадочную и победную силу искусства Мане. Вскоре последовала новая трагедия: повесился Александр, мальчик, помогавший Мане в мастерской и ставший персонажем его картины «Мальчик с вишнями». Уйдя от Кутюра, Мане уничтожил все картины, созданные за это время. Число сеансов растет.
Вскоре художник узнал, что жюри салона отвергло «Любителя абсента» (из всех членов жюри за картину проголосовал только Делакруа, сам учитель Мане, Кутюр, проголосовал против). В 1870-1880-е годы Мане много работал в области портрета, расширяя возможности этого жанра и превращая его в своего рода исследование внутреннего мира современника (портрет С. Малларме, 1876, Музей дОрсэ, Париж), писал пейзажи и натюрморты (Букет сирени, 1883, Картинная галерея, Берлин-Далем), выступал как рисовальщик, мастер офорта и литографии. Своеобразным итогом импрессионистических поисков и всего творчества Мане становится его работа Бар в Фоли-Бержер (1882).
Недаром, будучи уже зрелым мастером, он выставил их рядом с с остальными работами. Первой подлинно масштабной работой Мане явился "Завтрак на траве" (1862).
Эдуард Мане родился в Париже, в богатой буржуазной семье. «Портрет Золя» — дань признательности известному писателю, который не раз оказывал Мане важную поддержку. Интерес к передаче световоздушной среды, столь важный для импрессионистов имел для Мане второстепенное значение.
Прямо там художник начинал работу над своим творением. Мадам Моризо, неизменно присутствующая на сеансах с вышиванием в руках, находит, что у него «вид словно у сумасшедшего». (Этот прием, впервые найденный Эдуардом Мане восемьдесят лет назад, с успехом применяется и сегодня кинематографистами. ) Но публика холодно приняла картину, где «героиней» была опять-таки особа «низшего круга» и Мане с присущей ему иронией сказал Альберу Вольфу, что ничего не имел бы против прочесть, пока еще жив, великолепную статью, которую тот напишет после его смерти. Мане добивается известности, хотя и скандальной. В 1867 году Мане показывает свои произведения в отдельном павильоне. Мане не использует полутона, только лёгкая светотень подчёркивает выпуклость фигуры.
Он неустанно изучает ее черты. Край стола, на котором стоит бокал, не согласуется с перспективой. В течение шести лет (1850-1856) Эдуард Мане посещал мастерскую известного в то время исторического живописца Тома Кутюра, с которым у молодого художника вскоре сложились весьма напряженные отношения. Фигуры людей на картинах представлены крупно, особое внимание уделено их поведению. В течение шести лет (1850-1856) Эдуард Мане посещал мастерскую известного в то время исторического живописца Тома Кутюра, с которым у молодого художника вскоре сложились весьма напряженные отношения. В 1874 году открылась первая выставка художников —импрессионистов.
Мадам Моризо такие мелочи не смущают. Герои Эдуарда Мане внешне разобщены, не связаны поверхностными какими-то сюжетными отношениями, но объединены одной психологической и поэтической атмосферой, проникнуты общим ощущением тайны жизни. Одетая всегда в черное и белое, она очень элегантна — «очень стильна», как выражаются в Пасси люди ее круга.
Новаторство художника не было понято, если не считать небольшую группу его друзей. Внешне холодная, внушающая всем окружающим сдержанность, девушка таит в глубине души бешеный огонь, вулканическую лаву: этот-то внутренний огонь и воспламеняет ее взгляд. Необычайной свежестью, чистотой привлекает его цветовая палитра («В лодке», 1874 «Аржантейль», 1874 «Семья Моне в саду» и др. ).
Но, многие заложенные им принципы были восприняты и продолжены. Но опасаясь слишком жёсткой и академичной программы обучения в Школе, Мане в 1850 году поступает в мастерскую модного в то время художника Тома Кутюра, который прославился в 1847 году благодаря монументальному полотну «Римляне периода упадка». Красоту сочетания красок, подтверждает живопись картины «В лодке».
Была открыта большая выставка его произведений в Школе изящных искусств. Со временем Мане все чаще отказывался от композиционных схем классики, стремился воссоздать как бы случайно увиденные, подсказанные самой жизнью решения (таков «Флейтист», 1866 и др. ). Находясь в постоянном поиске, он принимается за написание следующей картины «Уличная певица», натурщицей для которой стала Викторина-Луиза Меран, юная провинциалка, стремившаяся выбиться из нищеты любыми методами. Уж не Берта ли Моризо, привыкшая к работе на пленэре, к освещенным солнцем звучным тонам (она брала уроки у Коро), подтолкнула Мане на этот путь. Многим произведениям Мане свойственны импрессионистические живописная свобода и фрагментарность композиции, светонасыщенная красочная вибрирующая гамма (Аржантёй, Музей изящных искусств, Турне).
Поль Сезанн как-то заметил, что Мане многим обязан Кутюру. Однако творчество Мане отнюдь не исчерпывалось созданием больших программных композиций. Почти всю осень Мане работает над «Балконом», произведением новаторским по фактуре, где звонкие тона зеленых ставен и балконной решетки звучат подобно фанфарам будущего. Одна из последних картин художника «Бар в Фоли Берже» — своеобразный синтез его художественных поисков 60-х и 70-х годов. Эдуард Мане родился 23 января 1832 года в Париже.
«Олимпия» невольно напоминает «Венеру Урбинскую» Тициана. В начале 60-х годов художник порой близко пересказывает в своих произведениях работы велики испанских художников, а во время гастролей в Париже мадридской балетной труппы (1862) Мане пишет серию картин с живых испанских моделей (Лола из Валенсии, Гитарист, Испанский балет). Художник уже размышляет о следующем салоне и в расчёте на это пишет картину «Старый музыкант», хорошую в плане исполнения, но явно слабую в построении композиции. Мане любит любовь и женские улыбки, любит любовные интрижки.
Это пара в лодке, гулящие леди и джентльмены, красивые женщины, рыжие бородатые мужчины. Что до Берты, то создается впечатление, будто замуж она не торопится. При этом, Мане отказался от сюжетного начала и от литературности вообще, столь распространенной у художников в то время. В конце 1860-х годов Мане сблизился с Эдгаром Дега, Клодом Моне, Огюстом Ренуаром, перешел от глухих и плотных тонов, напряженного колорита с преобладанием темных цветов к светлой и свободной пленэрной живописи (В лодке, 1874, Метрополитен-музей В кабачке папаши Латюиль, 1879).
Оно стало экспонатом еще одного Парижского салона (1882-го года). Вызываемое Бертой чувственное возбуждение превращает этого дважды живописца в лирика. В поисках «монументального» полотна для следующей выставки Мане решается на написание картины с изображением обнажённой натуры.
Если пейзаж написан легкими, светящимися и как бы размытыми красками, то фигуры и блестящий натюрморт представляют собой изысканную гармонию более сгущенных и контрастных тонов. Он обобщает форму, пренебрегает светотенью и третьим измерением (Курбе не случайно сравнивал Олимпию с игральными картами), добивается особой интенсивности цвета. Особое внимание художника привлекли испанцы: Веласкес и Гойя. Учился в парижской Школе изящных искусств у Т. Кутюра (1850-1856).
Этот конфликт еще больше обострился после создания в 1863 году знаменитой картины Олимпия. Такова была его художественная программа. Местом постоянных встреч Мане и его друзей стало знаменитое кафе Гербуа в квартале Батиньоль, отсюда первоначальное название группы – батиньольская. Но хотя Эдуард Мане во многом способствовал зарождению импрессионизма, он не слился с этим движением.
Эдуар Мане работал преимущественно в Париже, посетил Бразилию (1848-1850), Германию, Испанию (1865), Великобританию (конец 1860-х годов), Голландию (1872). Он запечатлел Париж в дни блокады и голода. Своеобразным итогом импрессионистического периода и всего творчества Мане явилось созданное им полотно «Бар в Фоли-Бержер».
Вот таким образом, копии Мане не похожи на копии исполненные его современниками. Через несколько недель в Салоне отверженных (1863) была выставлена новая картина Мане «Завтрак на траве», где художник в эпизоде завтрака на лоне природы, по примеру мастеров Возрождения, представил обнаженную модель рядом с одетыми по моде своего времени мужчинами. Гийеме это быстро наскучило: он говорит, что Мане «промахнулся» с ним, что «мадемуазель Клаус ужасна», сеансы им обоим надоели и они решили говорить, будто картина «совершенна» и «добавлять к ней нечего». По инициативе художников была организована подписка для приобретения государством картины Олимпия, которую хотели продать в Америку. Четырнадцать работ художника, представленных на частной выставке в кафе Мартинэ (1863), показали новую манеру художника, дерзко нарушающего догмы искусства («Лола из Валенсии», 1862 «Уличная певица», 1862 «Музыка в садах Тюльери», 1860 и др. ). Но картина вызвала самое большое внимание и стала символом "Салона отверженных" 1863 года. Пространство картины пронизано светом, наполнено воздухом.
Особняком стоит Эмиль Золя— горячий сторонник творчества Мане, ярый защитник его живописи. Мане, подобно импрессионистам, пробует писать на открытом воздухе, на пленэре, всю картину целиком иногда он работает вместе с Клодом Моне над одним и тем же пейзажным мотивом или пишет товарища на природе: Клод Моне в своей лодке на Сене (1874, Мюнхен, Новая пинакотека). Когда «Балкон» будет закончен, Берта не перестанет бывать на улице Гюйо и часто без матери.
Они сделали художника известным среди современников и создали славу у потомков. Композицию трех главных фигур художнику подсказала гравюра XVI столетия, сделанная Маркантонио Раймонди с несохранившейся фрески Рафаэля «Суд Париса». Но Эдуард попытался стать моряком (и даже совершил в качестве юнги путешествие в далёкре Рио-де-Жанейро). Мане просит приятельницу Сюзанны крошку Фанни Клаус из «Квартета св. Сцены обыденной жизни становятся главными в творчестве Мане (с 1870-х), в его произведениях проявляются все новшества пленэрной живописи, разработанные его друзьями-импрессионистами. Да, теперь было слишком поздно.
Но были и различия, что видно по его лучшим произведениям тех лет — картинам «Аржантей» и «В лодке». В устремленном прямо на зрителя взгляде обнаженной женщины (художник написал ее с Викторини Меран, своей любимой натурщицы) есть и дерзкая непосредственность и глубокая мечтательность. Просто современная голая женщина, не понятно что делающая в компании двух одетых мужиков. Привезенная картина является уменьшенным вариантом скандально известного произведения «Завтрак на траве», написанного в 1863 году.
Жюри салона 1863 года также отвергло все три представленные Мане картины. С помощью зеркального отражения (прием, по всей вероятности, заимствованный из "Менин" Веласкеса) художник раздваивает свой образ – вводит его в текущую мимо жизнь и ставит над временем. Моделью для Олимпии также служила Викторина Меран. Эдуард Мане не проявляет попыток к новаторству с первых своих самостоятельных работ.