Пространство картины пронизано светом, наполнено воздухом. Ее акварельные работы с их яркими цветами и мягкими формами пользовались большим успехом.
Как и обнаженная в "Завтраке", "Олимпия" (моделью для нее послужила опять же Викторина Меран) смотрит на нас взглядом, словно олицетворяющим загадочную и победную силу искусства Мане. Гонсалес выросла в среде ценителей искусства. До1870-х Мане строил композиции большинства своих работ на основе картин Ж. -Б. -С.
Единственным плюсом было то, что именно в мастерской Тома, требовавшего от своих учеников изучения старых мастеров, создатель картины «Лола из Валенсии» открыл для себя классическое наследие. Кто-то с издевкой сказал, что картины Эдуарда Мане похожи на эпинальские народные картинки. Своим искусством Мане предвосхитил возникновение и стал одним из основоположников импрессионизма в конце 60-х гг. Именно это стремление сделать предметом искусства саму окружающую действительность и сплотило вокруг художника молодых новаторов, за которыми вскоре утвердилось название импрессионистов.
Особым нападкам подверглась «Музыка в садах Тюльери», где Мане, отказавшись от детализации, сумел передать образ динамичной толпы черточками и пятнами света на холсте. Со временем Мане все чаще отказывался от композиционных схем классики, стремился воссоздать как бы случайно увиденные, подсказанные самой жизнью решения (таков «Флейтист», 1866 и др. ). К счастью, ему удалось уцелеть в период боевых действий. Эдуард Мане привлекал сверстников своей простотой и открытой манерой.
Оно стало экспонатом еще одного Парижского салона (1882-го года). Бедная красавица изображенная на полотне, тут же обрела нелестные эпитеты «потаскухи, возомнившей себя королевой» и «бесстыжей девки, вышедшей из-под кисти Мане». Но со смертью отца и получением наследства полет его мысли раскрепощается, не тяготимый финансовой зависимостью от писания картин. Работа Э. Мане пастелью способствовала смягчению его живописной манеры даже в тех случаях, когда он описывал далеко не поэтичные образы, навеянные произведениями современных ему писателей («Нана», 1877, Кунстхалле, Гамбург «У папаши Латюиль», 1879, Музей, Турин). Звали ее Сюзанна Мане и была она женой мастера.
В дни Коммуны был заочно избран в федерацию революционных художников. Она стала его студенткой, моделью и другом. В общем, этот вопрос так и остался без ответа. Своеобразным итогом импрессионистического периода и всего творчества Мане явилось созданное им полотно "Бар в Фоли-Бержер".
Считается, что именно тогда Эдуард и познакомился с Сюзанной. Возвратившись в Париж, настоял на возможности обучения живописи и в течение семи лет (1849—56) занимался в мастерской Т. Кутюра. На заднем плане едва виден с графином в руке Леон Леенхофф, предположительно, сын Мане.
Ева Гонсалес (19 апреля 1849 г. – 5 мая 1883 г. ), французская художница, родилась в Париже. В основе композиции картины положено многократное повторение треугольноеформы. Но, в конце концов, тяга к творчеству победила. Оставив рутину художественной школы, 24-летний Эдуард занялся самообразованием. Композиция была навеяна художнику гравюрой Марка-Антонио Раймонди с рафаэлевской композиции «Суд Париса». Под впечатлением от общения с ним Б. Моризо примыкает к импрессионистам и на знаменитой выставке 1874 г. показывает 9 своих работ, одной из которых была картина У колыбели (1872, Музей Орсэ, Париж).
Слухи распространились по Парижу, но Сюзанна ни о чём не узнала или не подала виду. Пикассо написал сотни графических и живописных работ на эту тему. С этого и начался неразрешимый конфликт Эдуарда Мане с официальным искусством. Кончик покрывала девушка придерживает рукой. Особо тёплые отношения Мане завязывает с французским поэтом Шарлем Бодлером. Еще больший скандал сопутствовал картине Мане «Олимпия» (1863), представленной в Салоне 1865.
Эдуарду это так наскучило, что он только и мечтал, как бы убежать в гимнастический зал. Но картина вызвала самое большое внимание и стала символом "Салона отверженных" 1863 года. Необычайной свежестью, чистотой привлекает его цветовая палитра («В лодке», 1874 «Аржантейль», 1874 «Семья Моне в саду» и др. ).
Художника не случайно называли "живописцем современной жизни". Впервые она участвовала в выставке-салоне в 1870 году. Эдуард Мане родился в Париже, в богатой буржуазной семье. М-сье Мане весьма плохо встретил этот совет. Мане не использует полутона, только лёгкая светотень подчёркивает выпуклость фигуры. Вскоре художника и натурщицу стали связывать не только творческие узы, но и интимные.
Мане было скучно в мастерской Кутюра. Среди прекрасных портретов кисти Мане первым следует назвать портрет Э. Золя в рабочем кабинете, эмоционально насыщенный портрет поэта С. Малларме (1876), портрет одного из деятелей Коммуны — А. Рошфора (1881). Размышляя над следующим предложением салону, Мане вновь обращается к офорту. Однако творчество Мане отнюдь не исчерпывалось созданием больших программных композиций. В живописном отношении "Олимпия" – одна из вершин творчества художника. Да, теперь было слишком поздно. увлеченно работает пастелью, которая помогала ему использовать достижения импрессионистов в области анализа цвета, сохранив при этом собственное представление о равновесии между силуэтом и объемом («Женщина, подвязывающая чулок», 1880, Собрание Нансен, Копенгаген).
Сравнительно новым лицом была Берта Моризо, третья и центральная фигура на картине. В начале 60-х годов художник порой близко "пересказывает" в своих произведениях работы велики испанских художников, а во время гастролей в Париже мадридской балетной труппы (1862) Мане пишет серию картин с живых испанских моделей ("Лола из Валенсии", "Гитарист", "Испанский балет"). Влияние старых мастеров сказалось в первых работах художника, благосклонно принятых публикой («Испанский певец, », 1860 «Мальчик со шпагой» и др. ). Мане писал парижские улицы и кафе, скачки в Лоншане, речные сцены в Аржантейле и марины, обнаженных женщин «за туалетом», замечательные портреты и натюрморты. Мане отбросил академическую технику «тщательной отделки» картины, в которой не имело значения, рассматривалось ли полотно с близкого или далёкого расстояния.
Именно он познакомил Сезанна с Мане. Мане с ней познакомился годом раньше в Лувре, где она копировала Рубенса. В итоге картина не только приобретает законченность стиля, но при этом превращается, в значительной степени из ренессансного "окна в мир" в поэтический "образ мира".
Правда, потом досужая на вымыслы публика, стала предполагать, что к рождению мальчика причастен Огюст Мане – отец Эдуарда. Художник и здесь отталкивался от классических образцов (прежде всего от тициановской «Венеры»), но композиционная схема идущая от старых мастеров, была наполнена новым содержанием: автор подмечал угловатость хрупкой фигуры модели, ее полные независимости позу и взгляд изменилась техника живописи, приобретшая непосредственный эмоциональный характер. Ее работы напоминали раннего Мане (Испанский период), прославившиеся темной палитрой с резким контрастом светлых и темных пятен.
Но подлинным центром притяжения стала картина Эдуарда Мане Завтрак на траве. Для него не было большего удовольствия, чем сводить А. Пруста и своего племянника по воскресеньям в Лувр. В «Музыке в саду Тюильри», наоборот, рассматриваемые с близкого расстояния лица становятся почти абстрактными формами. Светящиеся тени Тициана вдохновляли его, а примитивисты выводили из себя. С помощью зеркального отражения (прием, по всей вероятности, заимствованный из "Менин" Веласкеса) художник раздваивает свой образ – вводит его в текущую мимо жизнь и ставит над временем. Ее отец известный писатель Эммануэль Гонсалес, а мать музыкант.
Сходство достигается только тогда, когда картину разглядывают с определённого расстояния. Ее признают неприличной, а сам Эдуард Мане упрекается в безнравственности за ее написание.
Эдуард Мане отправляет своих родных на юг Франции в Олорон-Сент-Мари. У французского живописца Эдуарда Мане тоже была такая любимая модель. Другие крупные произведения Мане 60-х годов – "Завтрак в мастерской" (1868) и "Балкон" (1869), явившийся своеобразным современным переосмыслением картины Франциско Гойи. Юношу влекла скандальная слава.
Фрагонара, училась живописи у К. Коро, работая с ним на пленэре. Пожалуй самые знаменитые картины Мане – это «Флейтист», «Олимпия», «Букет сирени», «Завтрак на траве», «Арджантей», «Бар Фоли-Бержер», «В лодке», «Кабачок», «Портрет Эмиля Золя», «Казнь императора Максимилиана». Жанр многих его работ иногда трудно определить. Мане добивается известности, хотя и скандальной. Мане Эдуар (Manet Eduard), французский художник.
Его родители надеялись, что их сын получит респектабельное юридическое образование. Картина Мане «Завтрак на траве», на которую художник возлагал наибольшие надежды, была раскритикована и вызвала смех у посетителей салона. Кто такой этот Коэл – об этом история умалчивает. Он запечатлел Париж в дни блокады и голода. Здесь также нет дальних планов, в то время как до Мане использовалась классическая перспектива, которая придавала глубину картинам. (Этот прием, впервые найденный Эдуардом Мане восемьдесят лет назад, с успехом применяется и сегодня кинематографистами. ) Но публика холодно приняла картину, где «героиней» была опять-таки особа «низшего круга» и Мане с присущей ему иронией сказал Альберу Вольфу, что ничего не имел бы против прочесть, пока еще жив, великолепную статью, которую тот напишет после его смерти.
Используя и переосмысляя сюжеты и мотивы живописи старых мастеров, Мане стремился наполнить их актуальным содержанием, полемически иногда эпатирующим образом внести в известные классические композиции изображение современного человека (Завтрак на траве, Олимпия – оба 1863, Музей дОрсэ). Многим произведениям Мане свойственны импрессионистические живописная свобода и фрагментарность композиции, светонасыщенная красочная вибрирующая гамма (Аржантёй, Музей изящных искусств, Турне).
Чрезвычайно талантливая внучка Ж. О. В середине 1870-х гг. Однако бунтарь по натуре Мане не стал учиться в Школе изящных искусств (на чем настаивал его отец), он учился в мастерской Тома Кутюра, который незадолго до этого прогремел в Салоне 1847 года со своей картиной «Римляне эпохи упадка» изображающей античную оргию. 9 декабря в качестве юнги он поднимается на борт корабля Гавр-и-Гваделупа.
В то же время Мане сохраняет ясность рисунка, серые и черные тона в колорите, отдает предпочтение не пейзажу, а бытовому сюжету с выраженной социально-психологической подосновой (столкновение мечты и реальности, призрачность счастья в сверкающем и праздничном мире – в одной из последних картин Мане Бар в Фоли-Бержер, 1881-1882, Институт Кортолда, Лондон). Одним из художников, оказавших наибольшее влияние на Мане, становится Веласкес. Через несколько недель в Салоне отверженных (1863) была выставлена новая картина Мане «Завтрак на траве», где художник в эпизоде завтрака на лоне природы, по примеру мастеров Возрождения, представил обнаженную модель рядом с одетыми по моде своего времени мужчинами. Но вот об именах тех, кто на этих работах изображен, мы почти ничего не знаем.
Обиженные художники обратились к Мартине с просьбой провести выставку без редакции жюри. Край стола, на котором стоит бокал, не согласуется с перспективой. Выставка должна была разжечь интерес зрителей как раз накануне открывающегося салона.
В 1868 г. в Лувре она знакомится с Э. Манэ, а в 1874 г. выходит замуж за его брата Эжена. Правда, не одного Мане постигла такая участь: 2800 картин было отвергнуто.
В конце 1860-х годов Мане сблизился с Эдгаром Дега, Клодом Моне, Огюстом Ренуаром, перешел от глухих и плотных тонов, напряженного колорита с преобладанием темных цветов к светлой и свободной пленэрной живописи (В лодке, 1874, Метрополитен-музей В кабачке папаши Латюиль, 1879). Публику и критиков шокировали вызывающий реализм художника игнорирование им академических общепринятых канонов красоты, а также привычной сюжетной "законченности" изображения. Зрителю видна и тёмно-красная обивка кровати. Но по возвращении вновь терпит неудачу на приемных экзаменах.
Это произведение можно считать программным в творчестве Э. Мане, так как оно отражает его излюбленные темы: натюрморт, портрет, различные световые эффекты, движение толпы. Непосредственный переход от тени к свету был предметом его постоянных поисков. Мане одновременно договаривается с Мартине об устройстве выставки— она включит лучшие из прочих его холстов, среди которых будут «Музыка в Тюильри» и «Старый музыкант», «Gitanos» и «Испанский балет», «Уличная певица» и «Лола из Валенсии». Мане, подобно импрессионистам, пробует писать на открытом воздухе, на пленэре, всю картину целиком иногда он работает вместе с Клодом Моне над одним и тем же пейзажным мотивом или пишет товарища на природе: Клод Моне в своей лодке на Сене (1874, Мюнхен, Новая пинакотека).
Четырнадцать работ художника, представленных на частной выставке в кафе Мартинэ (1863), показали новую манеру художника, дерзко нарушающего догмы искусства («Лола из Валенсии», 1862 «Уличная певица», 1862 «Музыка в садах Тюльери», 1860 и др. ). Учился в парижской Школе изящных искусств у Т. Кутюра (1850-1856).
В этой двойственности, неповторимом сочетании мгновенного и вечного и заключалась одна из главных особенностей всего искусства Мане. Особняком стоит Эмиль Золя— горячий сторонник творчества Мане, ярый защитник его живописи. О жизни Сюзанны того периода почти ничего не известно. Правда, там Леон был представлен всем как младший брат Сюзанны. С помощью зеркального отражения (прием, по всей вероятности, заимствованный из «Менин» Веласкеса) художник раздваивает свой образ – вводит его в текущую мимо жизнь и ставит над временем.
Художник возлагал большие надежды на реалистичную (чем-то схожую с творчеством Бодлера) картину «Любитель абсента». В конце концов победила его приверженность к искусству.
перешёл к пленэрной живописи. Под впечатлением кровавых событий во время подавления революции Мане создал акварель «Баррикада», выразительно передав жестокость палачей и мужество коммунаров. Но Эдуард попытался стать моряком (и даже совершил в качестве юнги путешествие в далёкре Рио-де-Жанейро).
Шардена,, П. -П. Это было воспринято критиками как неслыханное ханжество. Эдуард Мане не проявляет попыток к новаторству с первых своих самостоятельных работ. Место действия картины – бар, находящийся на первом этаже популярного столичного варьете.
Это «одиночество в толпе» мастеру удалось передать просто гениально. Он обобщает форму, пренебрегает светотенью и третьим измерением (Курбе не случайно сравнивал "Олимпию" с "игральными картами"), добивается особой интенсивности цвета. На лето 1870года приходится апогей франко-прусской войны, затеянной Наполеоном III. Вскоре художник узнал, что жюри салона отвергло «Любителя абсента» (из всех членов жюри за картину проголосовал только Делакруа, сам учитель Мане, Кутюр, проголосовал против). 1865 год является годом рождения «Олимпии», вызвавшей еще более нещадную критику и непонимание со стороны поклонников изобразительных искусств.
Но о связи его с Сюзанной в тот период никто ничего не знал. Вершиной творчества Э. Мане является его знаменитая картина «Бар в Фоли Бержер» (1882, Галерея института Варбурга и Курто, Лондон), которая представляет собой синтез мимолетности, нестабильности, сиюминутности, свойственных импрессионизму и постоянства, стабильности и незыблемости, присущих классическому направлению в искусстве. Впервые ее работы были выставлены в Салоне в 1864 г., когда Берте было всего 23 года. При таком подходе часть полотна, видимая с близкого расстояния, является не чем иным, как увеличенной деталью отдалённого вида.
В устремленном прямо на зрителя взгляде обнаженной женщины (художник написал ее с Викторини Меран, своей любимой натурщицы) есть и дерзкая непосредственность и глубокая мечтательность. Мане Эдуард (Manet), французский художник. Среди ее учеников были младшие братья Эдуарда Мане – Эжен и Гюстав.
В работах конца 1850-х – начала 1860-х годов, составивших галерею остро переданных человеческих типов и характеров, Мане сочетал жизненную достоверность образа с романтизацией внешнего облика модели (Лола из Валенсии, 1862, Музей дОрсэ, Париж).
Эдуар Мане работал преимущественно в Париже, посетил Бразилию (1848-1850), Германию, Испанию (1865), Великобританию (конец 1860-х годов), Голландию (1872). Находясь в постоянном поиске, он принимается за написание следующей картины «Уличная певица», натурщицей для которой стала Викторина-Луиза Меран, юная провинциалка, стремившаяся выбиться из нищеты любыми методами. В тоже время в некоторых моментах он расходится с постулатами этого направления. Всю барную стойку, натюрморт на переднем плане художник соорудил самостоятельно.
Справа, с удивительно японовидной внешностью, – пианистка Фани Кло, участница квартета Сент-Сесиль она часто музицировала в доме Мане вместе с Сюзанной, тоже способной пианисткой. Во время осады немцами Парижа (1870) художник стал артиллеристом и находился в рядах защитников города.
Мане упорно изучал натуру, писал этюды натурщиц и пейзажи в Фонтенбло, ездил в Нидерланды, Италию, Австрию, Германию (1853—56). Сюзаннабыла известна, как замечательная пианистка. Отвержение работ, претендентов на участие в Парижском салоне, вынудило Мане провести выставку получившую название «Салон отверженных». В 1856-58 годах Мане приобретает известность как подающий надежды художник, его приглашают в различные салоны, где он знакомится с высшим кругом парижского общества. Художник уже размышляет о следующем салоне и в расчёте на это пишет картину «Старый музыкант», хорошую в плане исполнения, но явно слабую в построении композиции.
Ноги девушки украшают изящные туфли-панталеты. Он неоднократно посещал голландские музеи, где любовался живописью Франса Халса. Моделью для Олимпии также служила Викторина Меран. В 1865 году она начала свою профессиональную подготовку и взяла уроки рисунка. Затем она выставляла свои работы каждый год. Но хотя Эдуард Мане во многом способствовал зарождению импрессионизма, он не слился с этим движением. Накопленные знания и видение он воплощает в своих работах.
По возвращении во Францию, Э. Мане победил неприязнь отца к занятию искусством. Сцены обыденной жизни становятся главными в творчестве Мане (с 1870-х), в его произведениях проявляются все новшества пленэрной живописи, разработанные его друзьями-импрессионистами. В последний апрельский день 1883-го не стало Эдуарда Мане, картины же его – бессмертны. Картина эта – подлинная фантасмагория света и цвета. В 1879 году она вышла замуж за Анри Герарда, графического художника.
Своеобразным итогом импрессионистического периода и всего творчества Мане явилось созданное им полотно «Бар в Фоли-Бержер». «Бар в Фоли-Бержер» — картина, которую он выставил в Салоне 1882 года, была написана широко и свободно, с невиданным мастерством. Однако, картины Мане отражают из целостного потока бытия лишь мимолетный фрагмент. Дерзкий и непосредственный взгляд обнажённой женщины (художник написал её со своей любимой натурщицы Викторины Меран) устремлён прямо на зрителя.
Однажды он попробовал поговорить об этом с отцом Эдуарда. Первой подлинно масштабной работой Мане явился "Завтрак на траве" (1862). Ту же геометрическую форму образует и зелёная драпировка над ними. Скандал был полным.
Местом постоянных встреч Мане и его друзей стало кафе Гербуа в квартале Батиньоль, отсюда первоначальное название группы – «батиньольская». Рубенса, Рафаэля, маскируя свои «заимствования» изображением современной обстановки и демонстрируя таким образом, что мог бы дать новую жизнь современной живописи, не порывая с традицией. В поисках «монументального» полотна для следующей выставки Мане решается на написание картины с изображением обнажённой натуры.
В течение шести лет (1850-1856) Эдуард Мане посещал мастерскую известного в то время исторического живописца Тома Кутюра, с которым у молодого художника вскоре сложились весьма напряженные отношения. Конечно и то удивительное личное ощущение моря, которое впоследствии отличало Мане-мариниста, родилось в его душе именно во время этого плавания в заэкваториальные страны. В одной картине могут быть объединены жанровые сценки и пейзаж. Творческая свобода художника в 1863 году являет миру первый из скандальных его шедевров – «Завтрак на траве» изображающий обнаженную женскую натуру в обществе одетых мужчин. Клод работает, забывая оеде исне, нонеидет дальше набросков— ничто неудовлетворяет его. Зато вся компания молодых живописцев искульпторов— легкий ициничный насмешник Фажероль, честолюбивый сын каменотеса Магудо, расчетливый критик Жори— уверены, что Клод станет главой новой школы. Жори прозвал её«школой пленэра». Вся компания, разумеется, занята нетолько спорами обискусстве: Магудо сотвращением терпит рядом ссобойшлюху-аптекаршуМатильду, Фажероль влюблен впрелестную кокотку Ирму Беко, проводящую время схудожниками бескорыстно, вот ужподлинно излюбви кискусству. Она умерла во время родов, через пять дней после Мане.
Композиция картины была навеяна рисунком Рафаэля и образами картины "Концерт" Джорджоне. Эдуард Мане считается одним из зачинателей импрессионизма. Мане, однако, был единственным среди импрессионистов, кто писал военные сцены.
Пленэр (живопись на открытом воздухе) не изменил, но обогатил уже сложившуюся живописную систему Мане. Там, он подружился с Антоненом Прустом. Тень фигуры не соответствует её положению. В 1869 году она встретила Эдуарда Мане. Своеобразным итогом импрессионистических поисков и всего творчества Мане становится его работа Бар в Фоли-Бержер (1882). Путешествие через Атлантику и пребывание в Рио оставили глубокий след в сознании Мане. Фигура негритянкив розовом справа также вписана в треугольник.
Художник возлагал большие надежды на признание своей картины «Завтрак на траве», но она была раскритикована и вызвала смех у посетителей салона. Мане привлекает скандальную славу, хотя и не стремился к ней. Приятель и соученик Мане, Антонен Пруст, ясно выразил то, чего молодой художник искал в живописи: Понемногу он уничтожил полутона. Однако вскоре Эдуард находит новый сюжет для будущей картины.
Однако, картины встретили полнейшее неприятие публики и старших коллег Мане по цеху. Картина «Купанье» была предложена жюри вместе с менее значимыми «Молодой женщиной в костюме эспада» и «Молодым человеком в костюме махо». Сперва Мартине не решился на столь откровенную дерзость и побоялся открывать салон, однако вмешательство императора Наполеона III вынудило его провести выставку, сразу же получившую название «Салон отверженных». Прямо там художник начинал работу над своим творением. В это же время один из организаторов салона Луи Мартине, осознавая трудности для признания на салоне молодых художников, организовал альтернативную выставку, среди картин которых были и творения Мане: «Мальчик с вишнями», «Читающий» и получивший признание «Гитарреро». Картина эта – подлинная фантасмагория света и цвета.
Жюри салона 1863 года также отвергло все три представленные Мане картины. Знаменитая работа «Завтрак в мастерской» являет собой удачное сочетание портрета, натюрморта и бытового сюжета. В ней художник также модернизировал классические мотивы (прототипом служила Венера Урбинская Тициана).
Сам же Мане говорил, что существует только одна правда – сразу передать то, что видишь. Увлечение старой живописью обусловило многочисленные путешествия Мане. Но опасаясь слишком жёсткой и академичной программы обучения в Школе, Мане в 1850 году поступает в мастерскую модного в то время художника Тома Кутюра, который прославился в 1847 году благодаря монументальному полотну «Римляне периода упадка». Весь Париж стоял на голове.
В 1870-1880-е годы Мане много работал в области портрета, расширяя возможности этого жанра и превращая его в своего рода исследование внутреннего мира современника (портрет С. Малларме, 1876, Музей дОрсэ, Париж), писал пейзажи и натюрморты (Букет сирени, 1883, Картинная галерея, Берлин-Далем), выступал как рисовальщик, мастер офорта и литографии. История хранит имена многих известных художников, оставивших нам на память о себе свои произведения. Вскоре последовала новая трагедия: повесился Александр, мальчик, помогавший Мане в мастерской и ставший персонажем его картины «Мальчик с вишнями».
С согласия отца Мане даже намеревается стать моряком. Через год он снова энтузиазмом пишет на страницах LArtiste.