Эдуард Мане, «Гитарреро», 1861 год Двумя годами позже Мане предпринял ещё одну попытку принять участие в Парижском салоне.
Мане привлекает скандальную славу, хотя и не стремился к ней. Глава семьи сидит у стола, а жена вежливо стоит рядом. Но Эдуард попытался стать моряком (и даже совершил в качестве юнги путешествие в далёкре Рио-де-Жанейро). Перед нами спившийся бродяга, каких можно было встретить на улицах Парижа. У первой «одолжит» радугу, собаку (повторив ее почти буквально) и расположение небольшой группы деревьев из второй – две фигуры во фламандских костюмах XVII века.
С помощью зеркального отражения (прием, по всей вероятности, заимствованный из Менин Веласкеса) художник раздваивает свой образ – вводит его в текущую мимо жизнь и ставит над временем. В «Музыке в саду Тюильри», наоборот, рассматриваемые с близкого расстояния лица становятся почти абстрактными формами. В апреле 1885 года она основала кафе «Тамбурин» на бульваре Клиши там была устроена выставка картин Ван-Гога и его друзей – Тулуз-Лотрека, Бернара, Анкетена.
«Фатальность его дара» (Мане пытается защищаться. Двадцать четвертого июня «Moniteur» сообщает: primo – отныне Салон будет устраиваться ежегодно secundo – граф Валевский уходит в отставку с поста министра tertio – г-н де Ньюверкерке назначается суперинтендантом департамента изящных искусств. Мане не участвовал в выставке, но ему было близко творчество многих импрессионистов.
Они не воспринимают окружающий мир как нечто многообразное и непрерывно изменчивое. Эдуард Мане считается одним из зачинателей импрессионизма. Он пишет ее портрет и – как знать. В самом деле, третьего июля во Дворце промышленности начинают торжественную раздачу наград.
Но что дано предвидеть Мане. Зднесь кисть Мане передает текучий блеск хрусталя, нежное свечение цветов и кружев, тяжелое рдение плодов, утонченные сочетания лилово-черного, оранжевого, розового,, желтого, серебристо-сиреневого – а отражения и отблески в зеркале придают всему феерический характер. От произнесенного ими «да» или «нет» зависит карьера или гибель тех, кто жаждет признания. У Мане на этот счет иное мнение.
Наняв натурщика-испанца, он пишет с него задуманную картину. Отчего эти персонажи размещены именно так. Единственно, с чем надо бороться, так это с посредственностью.
Неприятие салоном картины было вполне обосновано: необычной была сама тема картины— реалистический и неприукрашенный портрет пьяницы, а не аллегория, порождённая воображением художника. В одной из последних картин художника — «Бар в Фоли-Бержер» — отразились и внимание к личности человека и эффектное построение композиции и тончайшая передача вибрации света и разных форм предметов. Когда полотно было приобретено, его вывесили в Лувре, рядом с произведениями Энгра. А нет – надо начать сызнова.
«Гитарреро» был для Готье всего лишь занимательной картинкой. Так началось противостояние Мане официальному искусству. Находясь в постоянном поиске, он принимается за написание следующей картины «Уличная певица», натурщицей для которой стала Викторина-Луиза Меран, юная провинциалка, стремившаяся выбиться из нищеты любыми методами. В 1866 жюри Салона отвергает «Трагического актера» и «Флейтиста» Мане.
Смехом судорожным истеричным. Мане с ней познакомился годом раньше в Лувре, где она копировала Рубенса.
Но произносят как нечто оскорбительное. В живописном отношении Олимпия – одна из вершин творчества художника. Он в восторге, он раскланивается и, опьяненный успехом, упивается похвалами. После кончины Мане начался другой период в истории французского искусства.
«Салон», «Салон», как раньше «Мореходная школа», «Мореходная школа» — всегда в кругу семьи одна и та же песня. И все-таки его терзает тревога. Ему самому очень нравится эта живопись – она выполнена широко и свободно, сверкающими красками. Большое значение имели работы мастеров графики Домье и Гаварни. Выставлено пятьдесят работ— лучшие картины, созданные за десять лет творчества. Он бездумен и слеп, он не относится к тем, кому ведомы тайны предзнаменований.
Обещайте изменить жанр и вы получите от нас медаль». Мане тоже просит ее позировать – это смуглое томное личико его очаровало. Он намеревался сделать «Завтрак на траве» «махиной в расчете на медаль» он не предполагал и предположить никогда не сможет, что «Завтрак» открывает новую эру в живописи, что встретившая его брань переживет свой век, что пропасть, только что возникшая между ним и публикой, шириться не перестанет, пропасть между прежней публикой и новой живой живописью, ее-то в настоящий момент именно он и воплощает. Картина «Завтрак на траве» экспонировалась в Салоне отверженных, где были выставлены произведения, отвергнутые жюри официального Салона. В картине «Аржантей» Мане делает фигуры женщины и мужчины крупными, яркими, словно подчёркивая, что для него мир людей их отношения и чувства самое существенное, а светящаяся стихия воздуха, важная для импрессионистов имеет вспомогательное значение. Пишет быстро, очень быстро. Тем не менее в 70-е годы в своём творчестве художник испытал сильное влияние Клода Моне и Ренуара, которое проявилось, в частности, в его поздних, непревзойденных по живописному мастерству женских портретах и натюрмортах. Полдюжины – самое большее – напоминают пыл прежних лет.
Как-то в Лувре — а там бродит много разных чудаков — Мане заметил (может быть, это Бодлер обратил его внимание) высокого тощего малого, который на манер Тальма драпировался в длинный коричневый плащ, одет был бедно, неряшливо, а на голове имел пыльный, выцветший цилиндр. Мане явно скучал в мастерской Кутюра. В поисках «монументального» полотна для следующей выставки Мане решается на написание картины с изображением обнажённой натуры. Картина эта – подлинная фантасмагория света и цвета. Революционный Салон 1848 года – Салон, где вообще не было жюри и куда были допущены все без исключения желающие экспонироваться, показывал произведения более пяти тысяч художников. При этом «Moniteur» уточняет: условия приема в очередной Салон, равно как и состав жюри, будут оговорены в следующем постановлении. Затем берется за живопись совсем уж необычную.
Мане не хочет доискиваться истинных причин этих похвал. Прощанием с романтизмом называют критики картину Мане «Любитель абсента». Вместо фимиама — проклятия и яд, вместо пристойной торжественности — судебный процесс.
Увлечение живописью стало поводом для целого ряда путешествий Мане. Полотно «Завтрак на траве» («Купание»), на котором изображена обнажённая натурщица, сидящая среди одетых двух мужчин и ещё одна голая женщина у берега, сделало художника скандально известным среди современников. В конце концов победила его приверженность к искусству. Однако, отношения между учителем и учеником не сложились. Мане польщен, он принимает делегацию чрезвычайно любезно, подробно отвечает на любой вопрос, касающийся и его самого и «Гитарреро».
Ее популярность началась еще там, теперь же она процветает в парижских мастерских. Край стола, на котором стоит бокал, не согласуется с перспективой. Ван-Гог написал ее в картине «Женщина с тамбуринами». ), он просит отца и мать позировать для картины, которую намерен выставить в Салоне. Но эту уступку цивилизованной моде искупают альпаргеты84.
Вскоре художника и натурщицу стали связывать не только творческие узы, но и интимные. Золя в газете «Evenement» встает на защиту художника, однако его вынуждают прекратить свои публикации. «Ну, что ты скажешь. » – спрашивает Мане Пруста. галерея искусства), В лодке (1874, музей Метрополитен), Аржантей (1874, Турне, Музей), Нана (1877, Гамбург, Кунстхалле), Бар в Фоли-Бержер (1881, Лондон, Институт Курто). Здесь часть веера и правой рукидевушки срезаны рамой. На это «заимствование» впервые обратил внимание Charles Sterling («Manet et Rubens» в «LAmour de lArt», октябрь 1932 года). Действуйте смело, господа.
Полотно «Музыка в Тюильри», отмеченное таким обостренным ощущением современности, написанное с таким непринужденным блеском, с такой «вкусностью» живописного теста, с такой необычайной свежестью, раскрыло лучшие качества, заложенные в таланте Мане и проявленная им здесь смелость была тем более значительна, что сам художник смелости этой еще никак не осознавал. Отныне он может распрощаться с неизвестностью. Одеты мужчины -- как денди. Тут даже «Джоконда» вызвала бы развеселый хохот. Омрачил все впечатления от Рио-де-Жанейро укус змеи.
Родители мечтали об административной карьере для сына, однако тяга к искусству пересилила и Мане поступил в Школу изящных искусств, в мастерскую Кутюра (1850—1856), где получил хорошую профессиональную подготовку. Но увы. У первой «одолжит» радугу, собаку (повторив ее почти буквально) и расположение небольшой группы деревьев из второй – две фигуры во фламандских костюмах XVII века.
Погодите, он еще себя покажет этот провал – просто случайное и досадное происшествие, не более того. Войдя в зал «М», Мане с неудовольствием констатирует, что его картины загнали на самый верх. Жюри салона 1863 года также отвергло все три представленные Мане картины. Имперский режим рухнул ранней осенью 1870 года, во Франции была объявлена республика, но военные действия шли с прежним размахом.
Но опасаясь слишком жёсткой и академичной программы обучения в Школе, Мане в 1850 году поступает в мастерскую модного в то время художника Тома Кутюра, который прославился в 1847 году благодаря монументальному полотну «Римляне периода упадка». В дальнейшем, подобные принципы получили распространение в творчестве импрессионистов. Постановление это – а оно появится в «Moniteur» 14 августа – сразу же лишает Институт его привилегий: начиная с 1864 года три четверти членов жюри будут выбираться художниками, удостоенными медалей право назначать остальных членов жюри администрация сохраняет за собой. Мы будто присутствуем рядом и слышим, как он делает комплименты и предлагает пойти в кафе, а она смущается и решает, как ей поступить.
Картина эта – подлинная фантасмагория света и цвета. «Нынче вместо поединка перед вами свалка, вместо торжественной выставки – беспорядочный базар, вместо отобранного – все целиком». Одна из последних картин художника «Бар в Фоли Берже» – своеобразный синтез его художественных поисков 60-х и 70-х годов. К тому же у него окончательно созрел новый замысел. Чтобы предотвратить это, художник меняет направление взятых у Рубенса элементов.
Короткие штаны Фигаро носят только тореадоры и бандерильеро. Пишет быстро, очень быстро. Возможно, вот таким образом настроение в картине печальное, подавленное.
Но эту уступку цивилизованной моде искупают альпаргеты (Народная испанская обувь, сплетенная из пеньковой веревки. ). Особое внимание художника привлекли испанцы: Веласкес и Гойя. Похвалы, расточаемые Мане посетителями пивной Мучеников, пресекаются им с решительностью категоричной громко, тоном угрожающим и безапелляционным, с ярко выраженным тяжеловесным акцентом уроженца Юры Курбе заявляет: «Не хватало только того, чтобы этот молодой человек разделывал нас под Веласкеса. » Это злое замечание завистники – а они немедленно появляются рядом с тем, кому сопутствует успех, – будут повторять направо и налево. В 1870-е годы М. много работает в области портрета, перенося в неё основные проблемы своих сюжетных композиций, расширяя возможности этого жанра и превращая его в своего рода исследование внутреннего мира современника (портрет С. Малларме, 1876, Музей импрессионизма), пишет натюрморты и пейзажи, выступает как рисовальщик, мастер литографии и офорта.
С первых же дней, даже с первых часов «Завтрак на траве» собирает толпу. Мане, подобно импрессионистам, пробует писать на открытом воздухе, на пленэре, всю картину целиком иногда он работает вместе с Клодом Моне над одним и тем же пейзажным мотивом или пишет товарища на природе: Клод Моне в своей лодке на Сене (1874, Мюнхен, Новая пинакотека). Недаром, будучи уже зрелым мастером, он выставил их рядом с с остальными работами.
Видите ли искусство состоит в том, чтобы делать нечто значительное. Во время осады Парижа в 1870 году Мане, как убеждённый республиканец, остался в столице. Решено. Обжегшись на первой неудаче, он не может быть спокоен и сейчас.
Обжегшись на первой неудаче, он не может быть спокоен и сейчас. Но, многие заложенные им принципы были восприняты и продолжены. Прекрасно, тогда пусть его заменит кто-нибудь из подчиненных. Их образы символизируют муз.
Но ведь пишет-то он в силу наслаждения, наслаждения зрительного. В течение шести лет (1850-1856) Эдуард Мане посещал мастерскую известного в то время исторического живописца Тома Кутюра, с которым у молодого художника вскоре сложились весьма напряженные отношения. Действуйте смело, господа. Более уравновешенные и искушенные посетители пытаются судить картины непредвзято. В картинах импрессионистов и у Эдуарда Мане случайность выбранного момента, ничем не выделяющегося среди предшествующих и последующих, специально подчеркивалась композицией изобилующей срезами фигур и предметов, предполагающей в этом случаи возможность продолжения изображенного за пределы холста.
Особо тёплые отношения Мане завязывает со скандальным поэтом Шарлем Бодлером. Но, невзирая на плохую развеску, его произведения привлекают всеобщее внимание, особенно «Гитарреро» картина встречена единодушным одобрением. Место действия картины – бар, находящийся на первом этаже популярного столичного варьете. Ну, разумеется, нет. «Правильно только одно, – говорит он Прусту, – делать сразу то, что видишь. Но законченная работа его, очевидно, не удовлетворила.
Родители коротали с ними вечера у камина – женщины рукодельничали, мужчины вели беседы. С редкой наблюдательностью М. выбирает в суетной и пёстрой жизни большого города, в калейдоскопе мгновенных мизансцен наиболее характерные моменты привлечённый не только их живописным эффектом, но и их психологическим содержанием, он, синтезируя свои наблюдения, возводит отдельные явление до ранга типического, раскрывает его комические, грустные или даже трагические стороны («Бал-маскарад в Опере», 1873, собрание Хавемейер, Нью-Йорк «Нана», 1877, Кунстхалле, Гамбург). В начале 60-х годов художник порой близко "пересказывает" в своих произведениях работы велики испанских художников, а во время гастролей в Париже мадридской балетной труппы (1862) Мане пишет серию картин с живых испанских моделей ("Лола из Валенсии", "Гитарист", "Испанский балет").
Они сделали художника известным среди современников и создали славу у потомков. Мастерские охвачены энтузиазмом. Как он бренчит на гитаре, как распевает во все горло.
В то же время Мане сохраняет ясность рисунка, серые и черные тона в колорите, отдает предпочтение не пейзажу, а бытовому сюжету с выраженной социально-психологической подосновой (столкновение мечты и реальности, призрачность счастья в сверкающем и праздничном мире – в одной из последних картин Мане Бар в Фоли-Бержер, 1881-1882, Институт Кортолда, Лондон). Какое же полотно начать. Вы отказываетесь видеть последовательность промежуточных тонов». Он создает серию картин, отмеченных натурализмом Золя (портрет которого он написал в 1868) и Мопассана: «Нана» (1877), «Официантка в пивной» (1878), «В кабачке папаши Латюиля» (1879), «Бар в «Фоли-Бержер» (1881minus1882). Здесь впервые были явлены миру признаки импрессионизма.
Все остальное – чепуха». Тень фигуры не соответствует её положению.
В картинах «Балкон» и «Завтрак в мастерской» показан облик современников художника. Число кандидатов и впрямь велико. Прекратив работу с Сегатори (В феврале 1866 года Сегатори будет позировать Коро («Итальянка Агостина»).
Салон открывается 1 мая. Воодушевленный одобрением, он пишет первую картину – уголок сада, где играют дети. А разве иначе возможно. Художник возлагал большие надежды на реалистичную (чем-то схожую с творчеством Бодлера) картину «Любитель абсента».
В работах конца 1850-х – начала 1860-х годов, составивших галерею остро переданных человеческих типов и характеров, Мане сочетал жизненную достоверность образа с романтизацией внешнего облика модели (Лола из Валенсии, 1862, Музей дОрсэ, Париж). Там, он подружился с Антоненом Прустом. Следующий Салон откроется через семь-восемь месяцев, 15 апреля 1859 года. Он, конечно же, ни за что не променяет кафе Тортони и кафе Бад на прокуренные залы пивной Мучеников, где представители парижской богемы, эти «странствующие рыцари кисти и пера искатели бесконечного, торговцы химерами, строители башен вавилонских»79 горланят и жестикулируют, а вокруг снуют простоволосые девицы, жалкие проститутки по кличке Титин, Мими Бретонка, Виноградная Гроздь или Яичница-Глазунья. Разумеется, то, что «Завтрак» был повешен среди этих проклятых холстов, с особой силой и очевидностью выявило его сущность, чего, возможно и не случилось бы, будь он попросту допущен в Салон. Совсем недавно такой замысел показался бы ему дерзким, но сегодня его ничуть не пугает, так как «Музыка в Тюильри» внушила художнику уверенность в себе.
Композиция картины была навеяна рисункомРафаэляи образами картины КонцертДжорджоне. В этой фигуре, взятой в натуральную величину, написанной свободной кистью, сочной по фактуре и переданной в бесконечно правдивом колорите, чувствуется бездна таланта». После того как художник изучил приятные черты Александра в живописных набросках, рисунках и лависах, он резюмирует свои наблюдения в картине «Мальчик с вишнями»: здесь преломились самые разные влияния, начиная с голландских мастеров и Шардена и кончая даже Мурильо — он, кстати, Мане совсем не нравится.
Страшился ли Мане подобного братства, которое, неожиданно возникнув, не могло не затронуть самой глубины существа этих двух людей. «Железная дорога» опять вызвала острую антипатию жюри. Пока его самостоятельность дальше не простирается. Кроме того, Мане регулярно посещал Лувр и оттачивал навыки, рисуя копии известных картин. Это был тяжёлый период для живописца, осмеянный, он решил уехать в Испанию, где были созданы замечательные «Бой быков в Мадриде», «Флейтист».
Мане лихорадочно гонит работу. Какая тут смелость. В самом деле, Мане давно пора, как считает его мать, «проявить себя», доказать свой талант. «Жизнь Парижа, – пишет поэт, – изобилует поэтичнейшими и чудесными сюжетами.
Копировал их и Мане и не только в Лувре. После того как «Музыка» («Музыка в Тюильри» находится сейчас в Национальной галерее Лондона. ) написана, он чувствует, что обрел какую-то незнакомую доныне силу, как изо дня в день в нем растет уверенность. Пребывая после всех этих скандалов в растерянности, он тем не менее отваживается – разумеется, неохотно – на кое-какие признания они становятся известны критикам и сеют среди них лишнее замешательство (Один из них, Эрнест Шено, критик из «Constitutionnel», публикуя в 1884 году книгу «LArt et les artistes modernes en France et en Angleterre», добавит по поводу Мане, которого он подверг резким нападкам, следующие строки: «Может показаться маловероятным, что г-н Мане позаимствовал одну из своих композиций у Рафаэля. Прощанием с романтизмом называют критики картину Мане «Любитель абсента». Им показалось, что испанский музыкант «написан в необычной, новой манере» и они решили незамедлительно «всем вместе отправиться к г-ну Мане»78. Это впечатление усиливается светом, почти не дающим теней.
Мане не использует полутона, только лёгкая светотень подчёркивает выпуклость фигуры. И эта самая публика – а ее мнения высказывались тем громогласнее, чем менее основательны они были 15 мая заполняет, торопясь и тесня друг друга, двенадцать дополнительных залов «Салона отвергнутых». Он пишет тщательно и, обуздывая собственные склонности идет на некоторые уступки. Как далеко оказался Мане от Кутюра, от академических чинных почестей. Он создает серию картин, отмеченных натурализмом Золя (портрет которого он написал в 1868) и Мопассана: Нана (1877), Официантка в пивной (1878), В кабачке папаши Латюиля (1879), Бар в Фоли-Бержер (1881-1882). На этом славном испанце – «sombrero calanes» (Шляпа с загнутыми полями (испан. ). ), марсельская куртка и панталоны. Так, современники становятся персонажами картины «Завтрак на траве» (1863, Музей импрессионизма) и тема, навеянная «Сельским концертом» Джорджоне (изображение одетых и нагих фигур на фоне пейзажа), приобретает здесь свою особую, хотя и несколько противоречивую эмоциональную напряжённость острота творческого преломления натуры, тяготение к вневременным художественным формулам при умении сообщить зрителю ощущение определённой эпохи отличают картину «Олимпия», где моделью для классического, обычно мифологизированного, мотива обнажённого тела служит подчёркнуто земная парижанка середины 19 века.
Особняком стоит Эмиль Золя— горячий сторонник творчества Мане, ярый защитник его живописи. Здесь впервые были явлены миру признаки импрессионизма. В его ушах уже звучит гул будущей славы. Какой пример подал строптивцу Мане Шарль Бодлер.
– Вот Гитарреро – такого не увидишь в Опера Комик, таким не украсишь виньеточку на обложке сборника романсов зато Веласкес дружески ему подмигнул бы, а Гойя попросил бы огонька, чтобы раскурить свою papelito (Papelito – самокрутка (испан. ). ). Вместо того чтобы, подобно другим мечтающим об артистическом призвании, поступить в Школу изящных искусств (на этом настаивал и отец Мане), он пошел учиться в мастерскую Тома Кутюра, незадолго до того прогремевшего в Салоне 1847 года своей картиной «Римляне эпохи упадка» с изображением античной оргии. Онанаписана широкой кистью в обобщеннойманере. А нет – надо начать сызнова. Никогда еще он не был уверен, что достиг столь высокого результата.
Увлечение старой живописью обусловило многочисленные путешествия Мане. Он хорошо знает две картины Рубенса: луврский «Пейзаж с радугой» и «Парк замка Стен», который видел в музее Вены. ". Они одинаково ненавидят и власть и оппозицию. Впоследствии станет любовницей Ван-Гога (см.
Затем берется за живопись совсем уж необычную. В итоге картина не только приобретает законченность стиля, но при этом превращается, в значительной степени из ренессансного окна в мир в поэтический образ мира. Мане отправляет обе картины в Салон. И тем не менее, ничто не прошло даром. Но ведь и вправду речь идет об экзамене — экзамене, последствия которого будут куда как серьезны. К тому же у него окончательно созрел новый замысел.
Юная барменша задумалась о чём-то своём, мыслями она далеко от места, где находилась. В начале 60-х годов художник порой близко пересказывает в своих произведениях работы велики испанских художников, а во время гастролей в Париже мадридской балетной труппы (1862) Мане пишет серию картин с живых испанских моделей (Лола из Валенсии, Гитарист, Испанский балет). Одержимый желанием создать «шедевр», он памятует о заветах Кутюра и требованиях, предъявляемых академическим жюри. Картина Мане «Завтрак на траве», на которую художник возлагал наибольшие надежды, была раскритикована и вызвала смех у посетителей салона.
В «Завтраке на траве» он словно стремился переосмыслить темы старых картин и, в первую очередь, тему «Сельского концерта» Джорджоне. Уистлер, представивший «Девушку в белом», принят не был. Вне Салона надеяться не на что. Но мир вещей не заслоняет человека. И сама картина и обрушившаяся на нее после показа в Салоне 1863 года критика обозначили глубокую пропасть, разделявшую академическую живопись и то, что впоследствии получило название «современной живописи».
Сколько же идиотов на свете. Его превосходительство отмечает растущее количество художников, скульпторов и граверов, призывает жюри ни на минуту не послаблять требований, оставаться непреклонным и непоколебимым на вверенном ему поприще. Что писать. Но статья эта ничуть не поколебала уверенности живописца. Единственная досадная деталь: работая, Мане так торопился, что совершил промашку: написал гитариста-левшу. Как ни пытайся, трудно представить, что не попавшие в Салон картины могут иметь какую-то ценность.
Картина «Купанье» была предложена жюри вместе с менее значимыми «Молодой женщиной в костюме эспада» и «Молодым человеком в костюме махо». Художника не случайно называли "живописцем современной жизни". Плавание через Атлантический океан и пребывание в Бразилии полностью перевернуло его мировосприятие. В это же время один из организаторов салона Луи Мартине, осознавая трудности для признания на салоне молодых художников, организовал альтернативную выставку, среди картин которых были и творения Мане: «Мальчик с вишнями», «Читающий» и получивший признание «Гитарреро». Иначе говоря, определяет, что обозначает данное понятие в массовом сознании. Художник уже размышляет о следующем салоне и в расчёте на это пишет картину «Старый музыкант», хорошую в плане исполнения, но явно слабую в построении композиции. Скандал был полным. Оставив рутину художественной школы, 24-летний Эдуард занялся самообразованием. Первой подлинно масштабной работой Мане явился "Завтрак на траве" (1862).
Но мир вещей не заслоняет человека. У них в голове есть некий мифичекий "образ народа", который ". И тогда, словно под воздействием внезапно нахлынувших потаенных чувств, неожиданно заявляет, что напишет картину «В честь Делакруа».
Но Эдуард попытался стать моряком (и даже совершил в качестве юнги путешествие в далёкре Рио-де-Жанейро). В зеркальном отражении видны витрина, сама барменша за стойкой в бар и один мужчина. Но увы.
Мане Эдуар (Manet Eduard), французский художник. Чего бы это ни стоило, но он заставит учителя отозваться о работе с похвалой. В течение шести лет (1850-1856) Эдуард Мане посещал мастерскую известного в то время исторического живописца Тома Кутюра, с которым у молодого художника вскоре сложились весьма напряженные отношения. Прелестные губки шлют ему улыбки. Мане отбросил академическую технику «тщательной отделки» картины, в которой не имело значения, рассматривалось ли полотно с близкого или далёкого расстояния.
Именно это стремление сделать предметом искусства саму окружающую действительность и сплотило вокруг художника молодых новаторов, за которыми вскоре утвердилось название импрессионистов. Не за горами то время, когда к нему придет слава, богатство, великолепная мастерская и к ее дверям каждую пятницу – а по пятницам принимают все «великосветские» художники – будут тянуться вереницы экипажей. «Олимпию» Мане решился показать публике только спустя два года после ее создания. Обиженные художники обратились к Мартине с просьбой провести выставку без редакции жюри.
Эдуард Мане отправляет своих родных на юг Франции в Олорон-Сент-Мари. Не все целиком, конечно, но количество огромное. Да черт с ним, если это и вызовет подозрения. Мане, подобно импрессионистам, пробует писать на открытом воздухе, на пленэре, всю картину целиком иногда он работает вместе с Клодом Моне над одним и тем же пейзажным мотивом или пишет товарища на природе: Клод Моне в своей лодке на Сене (1874, Мюнхен, Новая пинакотека). В работах «Мальчик с вишнями» и «Любитель абсента» можно заметить, как ловко Мане импровизирует с линией контура, нарочито выделяя его или же полностью «сливая» его с фоном.
Дружба Мане и Бодлера, возникшая в силу потаенных импульсов исполнена грядущих знамений. Живопись эта напоминает терпкость зеленых фруктов, которым не дано созреть». В конце 1860-х годов Мане сблизился с Эдгаром Дега, Клодом Моне, Огюстом Ренуаром, перешел от глухих и плотных тонов, напряженного колорита с преобладанием темных цветов к светлой и свободной пленэрной живописи (В лодке, 1874, Метрополитен-музей В кабачке папаши Латюиль, 1879). Та самая публика, которая оказала ему такой отвратительный прием в галерее Мартине.
А вдруг его упрекнут в плагиате. Курбе внимательнейшим образом изучил «Гитарреро» и сразу же углядел здесь влияние испанцев, Веласкеса. Его тревожат слухи, а их день ото дня становится все больше. Зато Мане видит. ". Он бывал в Аржантейе (пригороде Парижа), где работали К. Моне и О. Ренуар и создал несколько произведений, близких им по духу.
Единственным плюсом было то, что именно в мастерской Тома, требовавшего от своих учеников изучения старых мастеров, создатель картины «Лола из Валенсии» открыл для себя классическое наследие. Но с 1857 года Академия изящных искусств восстанавливает прерогативы, какими она пользовалась при июльской монархии и вершит свою волю. Основная форма является сочетанием этих мазков.
Какое же полотно начать. Сам же Мане говорил, что существует только одна правда – сразу передать то, что видишь. Здесь все воспринимается как нелепое, абсурдное.
Отправившись в Салон вместе с Феликсом Бракмоном и Фантен-Латуром – последний в этом году дебютировал во Дворце промышленности, – молодые художники Альфонс Легро, Каролюс-Дюран и еще два или три человека остановились перед «Гитарреро» как вкопанные. «Мане», «Эдуард Мане». В конце концов победила его приверженность к искусству. Работы художника неизменно привлекают многих туристов, приезжающих во Францию.
Его тревожат слухи, а их день ото дня становится все больше. Особенно мальчику нравилось, когда к ним приходил родной дядя (брат мамы), полковник Эдмон-Эдуард Фурнье, со своей супругой. В мае 1871 года он покинул Лондон, чтобы переехать жить в Зандам, в Нидерландах, где он написал двадцать пять картин (и где полиция подозревала его в революционной деятельности). Показ картины «Завтрак на траве» был запрещён, она попала на выставку в «Салон отверженных» комиссией работ.
Вот так-то. Помогал ему и опыт французских реалистов середины XIX века (в особенности Г. Курбе). Их признание имело значение. Он, Мане, был искренен, когда писал и только. Как бы то ни было, художник решительно идёт своей дорогой.
Чудесное окружает нас, питает, как воздух но мы не видим его» («Salonde 1846», гл. Но в состоянии ли художник не переоценивать того, кто его хвалит. Он неоднократно посещал голландские музеи, где любовался живописью Франса Халса.
И больше я к ней не прикасался». Мать изображена с корзинкой в руке, берет клубки. Эдуард Мане родился в Париже, в богатой буржуазной семье. Трудно было найти что-либо более противоположное, чем стремление Мане к живому и современному искусству и академический, мертворожденный "историзм" Тома Кутюра. Право, надо непременно посетить этот «Салон парий», эту «выставку комедиантов». Эдуард Мане считается одним из зачинателей импрессионизма. Однако творчество Мане отнюдь не исчерпывалось созданием больших программных композиций.
Однако вскоре Эдуард находит новый сюжет для будущей картины. Впрочем, рассуждать среди возбужденной толпы бесполезно. Полноте. Кажется, что мы и вправду слышим все это. Равно как и трудиться над тем, что принято называть композицией, ему тоже скучно. Поздравляют.
Сперва Мартине не решился на столь откровенную дерзость и побоялся открывать салон, однако вмешательство императора Наполеона III вынудило его провести выставку, сразу же получившую название «Салон отверженных». Увы, отныне все это кануло в Лету. Что писать. Прохладный прием вовсе его не обескуражил.
В былые времена в Салон было не так трудно попасть. Уроки рисования, как ни странно, не вызвали у Мане ожидаемого интереса, во многом из-за академичности преподавания и мальчик копированию гипсовых изваяний предпочитал рисование портретов своих товарищей, что вскоре стало примером для многих его одноклассников. Сравнительно новым лицом была Берта Моризо, третья и центральная фигура на картине. «В деревне» он просто «скучает». Это путешествие по океану в последующем сыграло не последнюю роль в творчестве художника. Светящиеся тени Тициана вдохновляли его, а примитивисты выводили из себя. Г-н де Ньюверкерке в отсутствии.
Осторожная, умело написанная заметка в «Le Courrier artistique» от 15 апреля ловко вуалирует вопрос суть ее вкратце такова: люди талантливые прекрасно знают, что вправе рассчитывать на галерею Мартине. Его интересовал мир людей их отношений и чувств. 71 Но работа производит двойственное впечатление, отрицать это не приходится. Натурщицей служит Сюзанна. Мазок сохраняет свою изначальную форму.
XVIII «De lHeroisme de la Vie moderne». ). Эдуар Мане работал преимущественно в Париже, посетил Бразилию (1848-1850), Германию, Испанию (1865), Великобританию (конец 1860-х годов), Голландию (1872). Во время написания полотна отец уже был в отставке и тяжело болел. Его родители надеялись, что их сын получит респектабельное юридическое образование.
Вот так-то. «Портрет Золя» – дань признательности известному писателю, который не раз оказывал Мане важную поддержку. Выбрав холст 75 сантиметров в высоту на 1 метр 20 сантиметров в ширину, он с великим тщанием приступает к работе используя этюды, выполненные непосредственно на натуре, пишет сад Тюильри в самые людные часы гулянья, во время концерта – такие концерты устраиваются дважды в неделю и собирают вокруг музыкального павильона буквально весь Париж. Но у Мане нет времени пережевывать оскорбительный отзыв. Так вот она где, та самая «современность», о которой толкует Бодлер.
В устремленном прямо на зрителя взгляде обнаженной женщины (художник написал ее с Викторини Меран, своей любимой натурщицы) есть и дерзкая непосредственность и глубокая мечтательность. Считая, что холст слишком велик, он его разрежет, уменьшив наполовину. ), затем увлекается другой неожиданной работой: начинает довольно большой по размерам холст иллюстрирующий эпизод из романа Лесажа «Жиль Блаз», – «Студенты Саламанки» (Сейчас в музее Буэнос-Айреса. ). «Жизнь Парижа, – пишет поэт, – изобилует поэтичнейшими и чудесными сюжетами. «Г-н Колларде, как вы отнесетесь к тому, чтобы я сделал ваш портрет. » Ну разумеется.
Похвалы, расточаемые Мане посетителями пивной Мучеников, пресекаются им с решительностью категоричной громко, тоном угрожающим и безапелляционным, с ярко выраженным тяжеловесным акцентом уроженца Юры Курбе заявляет: «Не хватало только того, чтобы этот молодой человек разделывал нас под Веласкеса. » Это злое замечание завистники – а они немедленно появляются рядом с тем, кому сопутствует успех, – будут повторять направо и налево. Фигуры людей на картинах представлены крупно, особое внимание уделено их поведению. Оно стало экспонатом еще одного Парижского салона (1882-го года). Он пишет ее портрет и – как знать. Художник стремился быть «самим собой», «правдиво передавать свои впечатления». Ибо смысл их существования – нытье и все те же Инет-сопли.
Наполеон III молча его выслушивает.
Фернан Денуайе – рыжий заморыш, разговаривающий прямо-таки замогильным голосом, лыс, но усы торчат весьма заносчиво и при всех, даже при Бодлере, заявляет: «Есть только один поэт – и это я. » Спит Денуайе до пяти часов вечера, живет как самый обыкновенный прихлебатель и повсюду таскает за собой Нуазетту, кабацкую танцовщицу. Полотнои его композиция ритмичны и уравновешенны.
Ее популярность началась еще там, теперь же она процветает в парижских мастерских. Пока решение жюри еще не обнародовано, Мане, чтобы хоть как-то обуздать волнение, начинает писать обнаженную натуру, приступает к работе над «Испуганной нимфой», сделав для нее несколько предварительных эскизов. Что же делать. Столь могучий прилив восстановил против себя представителей власти: академики опасаются за состояние «здоровья» искусства в этом году они будут так же непреклонны, как и в 1859-м. Он закончил у Кутюра полный шестилетний курс обучения (1850 – 1856), однако все это время отношения между учителем и учеником оставляли желать лучшего.
Помимо него самого и его брата Эжена, это друзья и знакомые, среди которых люди широкоизвестные: Бодлер и Баллеруа, Теофиль Готье и Оффенбах, барон Тейлор и князь Бульваров Орельен Шолль, парижский хроникер, создававший свои знаменитые остроты не столько в газетах, сколько на террасе кафе Тортони писатель Шанфлери, близкий друг Мюрже и Курбе, страстный проповедник реализма, афиширующий свои убеждения как собственной не слишком опрятной внешностью – спутанные лохмы волос, так и своими статьями и книгами, написанными крайне небрежно, с бесконечным презрением к «ненужным красотам стиля» и супруга «майора» мадам Лежон, чьи прекрасные плечи заставляли забыть о некрасивых чертах ее лица и Фантен-Латур, молодой художник, склонный к созерцанию, молчаливый, по виду даже несколько холодный искусный копиист, охотно исправляющий живописные поделки дамочек и барышень в Лувре, где Мане часто уступает желанию поболтать с ним и уроженец Анже Закари Астрюк, по-южному говорливый, артикулирующий каждый слог на манер профессионального актера он старается приобщиться ко всем видам искусства – пишет маслом, лепит, сочиняет стихи и музыку, выступает в роли критика и журналиста приехав в один прекрасный день из Испании, Астрюк появился на улицах Парижа (а он, как утверждают, «испанец больше самого Сида Кампеадора») в испанских холщовых туфлях на веревочной подошве его багаж заменяла папка, набитая рисунками и поэмами. Так возникает проклятое искусство, так появляются творцы, которых власти и толпа предают анафеме. Пусть не остановят вас банальные сетования, непрестанно раздающиеся вокруг, – сильные не должны брать их в расчет ибо сетования эти служат утешением только побежденным».
Эти испытывают экстаз от любой беды в государстве. Кажется, что мы и вправду слышим все это. Этот конфликт еще больше обострился после создания в 1863 году знаменитой картины Олимпия. Не все целиком, конечно, но количество огромное. Мане уступает. Жюри считало, что поступает правильно, воздвигнув «плотину», преградившую поток честолюбию художников, число которых растет с катастрофической быстротой.
И сама картина и обрушившаяся на нее после показа в Салоне 1863 года критика обозначили глубокую пропасть, разделявшую академическую живопись и то, что впоследствии получило название «современной живописи». Юная барменша задумалась о чём-то своём, мыслями она далеко от места, где находилась. Число кандидатов и впрямь велико.
Кутюр, настроенный в тот момент миролюбиво, не воспринимает критику всерьез. К помощи Агостины часто прибегает Жером. А вдруг его упрекнут в плагиате. И в «Олимпии», напоминающей «Венеру Урбинскую» Тициана, вновь был использован излюбленный приём Мане — сопоставление старого и нового. Никогда еще Салон живописи не привлекал такой беспокойной толпы.
Картину оживляетцветной букет, написанный пятнами, вруках у служанки. На лето 1870года приходится апогей франко-прусской войны, затеянной Наполеоном III. Клод Моне, Поль Сезанн и Эдгар Дега становятся для автора «Олимпии» друзьями и последователями. Его родители надеялись, что их сын получит респектабельное юридическое образование.
В устремленном прямо на зрителя взгляде обнаженной женщины (художник написал ее с Викторини Меран, своей любимой натурщицы) есть и дерзкая непосредственность и глубокая мечтательность. Среди современных ему критиков единственным обратившим на это внимание был Теофиль Торе. Как он бренчит на гитаре, как распевает во все горло.
Дядюшка был добродушным низеньким толстяком с маленькой бородкой и всегда смеющимся лицом. Этого уже достаточно, чтобы Мане пришел в хорошее расположение духа. Иначе как оценить отношение жюри к членам Общества аквафортистов. Он написал то, что видел, что ласкало его глаз, который деспотически им управлял. Пространство картины пронизано светом, наполнено воздухом. Всё воспитание Эдуарда проходило в буржуазной среде под дымчатым парижским небом. В 1867 году Мане показывает свои произведения в отдельном павильоне.
Он не задается целью скомпоновать эту толпу как единую органичную массу. Третьего июля критик официальной газеты империи «Moniteur universel» Теофиль Готье, великий Тео, в восторге хвалит «Гитарреро»: «Карамба. Живым всегда избегают воздавать должное. Его обступают. Уйдя от Кутюра, Мане уничтожил все картины, созданные за это время.
Еще в 1839 году, то есть двадцать лет назад, Бальзак в «Пьере Грассу» жаловался, что Салон заполонен плотной массой картин. Эдуард Мане привлекал сверстников своей простотой и открытой манерой. Короткие штаны Фигаро носят только тореадоры и бандерильеро. Зато Мане видит.
В этом портрете Мане делает уступки буржуазной добропорядочности. В часы прогулок по Тюильри он быстро фиксирует в блокноте позы и лица людей, фиксирует «мимолетность изменчивость и случайность» сцен современной жизни. В 1856 году он посетил Голландию, Австрию, Италию.
Полотно «Завтрак на траве» («Купание»), на котором изображена обнажённая натурщица, сидящая среди одетых двух мужчин и ещё одна голая женщина у берега, сделало художника скандально известным среди современников. Но реальность и его отражение отличаются и позой девушки и расположением бутылок. Особой стилистической ясностью отмечен «Флейтист». Он обобщает форму, пренебрегает светотенью и третьим измерением (Курбе не случайно сравнивал Олимпию с игральными картами), добивается особой интенсивности цвета. Еще одна категория идиотов, больных на всю голову, это оппозиционеры-отрицалы. Очередная шумиха вокруг его имени возникла в 1874 году.
Поль Сезанн как-то заметил, что Мане многим обязан Кутюру. Скорее уж Мане думает о статье, опубликованной в «Gazette de France» после открытия «Салона отвергнутых», которую, по мнению некоторых, продиктовал сам Делакруа: «Среди отвергнутых произведений девять десятых просто смешны. В своём самом значительном и последнем произведении «Бар Фоли-Бержер» (1881—1882 институт Курто, Лондон), посвященном теме призрачности счастья, столкновения мечты и реальности, одиночества человека в толпе М. достигает полного единства замысла изящно-остроумного композиционного решения и живописного содержания. Композиция картины была навеяна рисунком Рафаэля и образами картины "Концерт" Джорджоне. Он набрасывает портрет аббата Юреля69, затем увлекается другой неожиданной работой: начинает довольно большой по размерам холст иллюстрирующий эпизод из романа Лесажа «Жиль Блаз», – «Студенты Саламанки»70. Роскошь, жизнь, сосредоточенная только на удовольствиях и развлечениях (чему способствовало экономическое процветание государства, о котором особенно пекся императорский режим, задавшийся целью потопить все политические и гражданские свободы в преуспевании материальном), толкают на стезю содержанок женщин, прежде зарабатывавших на хлеб позированием в мастерских.
То было время, когда эпоха натурщиков и натурщиц заканчивалась. Мане отправляет обе картины в Салон. Наконец-то вы поняли. Пикассо написал сотни графических и живописных работ на эту тему.
Сходство достигается только тогда, когда картину разглядывают с определённого расстояния. Или Дюранти – поговаривают, будто он внебрачный сын Мериме80, – бедный, озлобленный, угрюмый писатель, хоть он и гордец, но добивается от Министерства общенародного образования денежного «поощрения литературе» в сумме ста пятидесяти или двухсот франков. Эта картина стала последней большой работой художника и удостоилась высоких оценок даже тех, кто постоянно выступал против работ Мане. Юношу привлекла эта скандальная слава. Она свидетельствовала о происходящих переменах в судьбах французского искусства.
Непосредственный переход от тени к свету был предметом его постоянных поисков. Понять Кутюра значило понять возможности официального искусства. Но только спустя пятьдесят лет после смерти художника появится первая систематическая работа о таких «заимствованиях»: в мае 1932 года Germain Bazin опубликует в журнале «LAmour de lArt» капитальный труд по данному вопросу («Manet et la tradition»). ) Но работа производит двойственное впечатление, отрицать это не приходится. Успех растет, крепнет. И лишь в 1879 году Салон оценил упорство художника: полотна Мане «В оранжерее» и «В лодке» были встречены очень тепло.
Полноте. – возможно, в глубине души надеется показать его в Салоне. Хочешь не хочешь, но всем этим господам в зеленых фраках ты должен понравиться.
Художника не случайно называли живописцем современной жизни. Но были и различия, что видно по его лучшим произведениям тех лет – картинам «Аржантей» и «В лодке». Столь могучий прилив восстановил против себя представителей власти: академики опасаются за состояние «здоровья» искусства в этом году они будут так же непреклонны, как и в 1859-м.
Мане нарушил академические нормы своего времени. Известны случаи материальной помощи К. Моне с его стороны. В длительном плавании в его душе родилось какое-то особенное ощущение моря. На этом славном испанце – «sombrero calanes»83, марсельская куртка и панталоны. Предисловие к каталогу написал Эмиль Золя. Теперь лучше, чем прежде, лучше, чем ранее, когда девять лет назад Мане копировал «Ладью Данте», понимают, какое место занимал Делакруа. Раз так – экспонироваться и только экспонироваться.
Другие крупные произведения Мане 60-х годов – "Завтрак в мастерской" (1868) и "Балкон" (1869), явившийся своеобразным современным переосмыслением картины Франциско Гойи. Мане лихорадит — он хочет стяжать свои первые лавры. На заднем плане -- вторая женщина в лёгкой одежде моется в реке.
Эдуард Мане родился в Париже, в богатой буржуазной семье. Живописность этой блестящей работы влечет и чарует публику. Но законченная работа его, очевидно, не удовлетворила. Выставка должна была разжечь интерес зрителей как раз накануне открывающегося салона. Хотя отношения с африканским миром в те годы нельзя назвать слишком тесными, но тем не менее можно вспомнить несколько примеров: уже в 1842 году некий Жалабер изобразил в своей картине «Одалиска» цветную служанку.
Затем эти художники, в свою очередь, привели на улицу Дуэ тех критиков, кто так или иначе защищает реализм Курбе, – Шанфлери, Закари Астрюка, Кастаньяри, Фернана Денуайе и Дюранти – последний известен как автор «Несчастья Генриетты Жерар» и вот уже пять лет выпускает газетку «Реализм», которой не суждено существовать долго. Перед ним открывается жизнь, о которой он мечтал. Совсем недавно такой замысел показался бы ему дерзким, но сегодня его ничуть не пугает, так как «Музыка в Тюильри» внушила художнику уверенность в себе. В результатах Мане не сомневается.
Турне «Моне и госпожа Моне в лодке», оба — 1874) несёт в себе черты этого метода (намеренная фрагментарность композиции, светонасыщенность, яркая, вибрирующая цветовая гамма) в то же время М. расходится с импрессионистами, сохраняя конструктивную ясность рисунка, ритмически организующего плоскость, оставляя в своей палитре серые и чёрные тона и в целом не изменяя бытовому жанру с его литературно-ассоциативной подосновой. Размышляя над следующим предложением салону, Мане вновь обращается к офорту. нужно неизменно. Мане хвалит работу, но тем не менее находит ее колорит «тяжеловатым, слишком засоренным полутонами». Такова была его художественная программа.
Используя и переосмысляя сюжеты и мотивы живописи старых мастеров, Мане стремился наполнить их актуальным содержанием, полемически иногда эпатирующим образом внести в известные классические композиции изображение современного человека (Завтрак на траве, Олимпия – оба 1863, Музей дОрсэ). Как и обнаженная в Завтраке, Олимпия (моделью для нее послужила опять же Викторина Меран) смотрит на нас взглядом, словно олицетворяющим загадочную и победную силу искусства Мане. Ему вовсе не хочется, чтобы его принимали за кого-то вроде таких вот «революционеров», которые, между прочим, «почти открыто требуют поджечь Лувр»81, чтобы впоследствии и на него обрушился гнев представителей официального искусства, критики и публики. Вскоре последовала новая трагедия: повесился Александр, мальчик, помогавший Мане в мастерской и ставший персонажем его картины «Мальчик с вишнями». Третьего июля критик официальной газеты империи «Moniteur universel» Теофиль Готье, великий Тео, в восторге хвалит «Гитарреро»: «Карамба.
Однако через некоторое время восстает против его обучения ибо в мастерской царил дух рутины, процветали традиции «школы здравого смысла» или «золотой середины», которая находила Энгра «слишком холодным», а Делакруа «слишком горячим» и самодовольно мнила себя способной соединить в себе все достоинства классиков и романтиков. У Мане на этот счет иное мнение. Вот таким образом, копии Мане не похожи на копии исполненные его современниками. Как и обнаженная в "Завтраке", "Олимпия" (моделью для нее послужила опять же Викторина Меран) смотрит на нас взглядом, словно олицетворяющим загадочную и победную силу искусства Мане. восторга за рашу.
Он снова ограничивается методом, апробированным в картине «Остров Сент-Уэн», то есть просто инверсией фигуры. Он уверен, что публика его поймет и воздаст сторицей. Внезапно где-то раздаются взрывы смеха и вот они уже разносятся повсюду. Так вот она где, та самая «современность», о которой толкует Бодлер. Но у Мане нет времени пережевывать оскорбительный отзыв. «Ну, что ты скажешь. » – спрашивает Мане Пруста.
В таком окружении и даже невзирая на сравнительно многочисленные работы, отмеченные печатью новизны и творческих сил, такие, например, как «Девушка в белом» Уистлера, «Завтрак» Мане приобретает значительность исключительную. Вождь реализма, несомненно, прослышал и об отказе Мане и о мотивах этого отказа. Совмещение планов: пространство сжато, уплощено как в панно.
Или Дюранти – поговаривают, будто он внебрачный сын Мериме (И напрасно. ), – бедный, озлобленный, угрюмый писатель, хоть он и гордец, но добивается от Министерства общенародного образования денежного «поощрения литературе» в сумме ста пятидесяти или двухсот франков. может, просто не хочет признаваться, что его затея оказалась неудачной. Непосредственный переход от тени к свету был предметом его постоянных поисков. Более обеспеченные семьи покупали словарные энциклопедии в печатном виде. В зеркальном отражении видны витрина, сама барменша за стойкой в бар и один мужчина.
К помощи Агостины часто прибегает Жером. Неужели господа из жюри подымут руку на «Гитарреро» и «Портрет г-на и г-жи Мане». Приблизительно одна десятая часть всех его картин – это морские пейзажи.
Группа людей изображенная в картине, была почти полностью заимствована из гравюры Раймонди с картины Рафаэля «Суд Париса». Чреватое революцией, последствия которой предвидеть невозможно, произведение Мане становится в «Салоне отвергнутых» угрожающим и опасным. Для посетителей композиция «Завтрака» смешна, тут двух мнений быть не может. В 1874 году открылась первая выставка художников – импрессионистов. Кому в толпе дано представить Мане таким, каков он на самом деле. Все остальное – чепуха». Автор «Завтрака» может быть только эдаким ломовым извозчиком живописи, грубым невеждой, швыряющим «нечистоты» и намеренно эпатирующим зрителей. Но не будет больше говорить об этом. Композиция была навеяна художнику гравюрой Марка-Антонио Раймонди с рафаэлевской композиции «Суд Париса».
Мане одновременно договаривается с Мартине об устройстве выставки— она включит лучшие из прочих его холстов, среди которых будут «Музыка в Тюильри» и «Старый музыкант», «Gitanos» и «Испанский балет», «Уличная певица» и «Лола из Валенсии». Неподалеку выбирается из воды ее полуобнаженная подруга. Что до позы, то Мане берет за образец «Купающуюся Сусанну» Рубенса (Эта картина Рубенса утеряна, но существует гравюра Ворстермана. Мало того – администрация отказалась сделать каталог.
Его «Олимпия» – яркий контраст почтибелого обнаженного тела хрупкой девушкибез прикрас – на голубовато-белойпостели и темнокожей служанки – напочти черном фоне. Вместе с тем картина вызывала и самое большое внимание, впоследствии став символом Салона отверженных 1863 года. Художник пересоздавал и анализировал образцы, словно размышляя с кистью в руках над характером старой живописи. Чтобы оживить композицию, придать ей необходимую рельефность, Мане поместит в правой части картины второстепенную фигуру: служанку, подносящую «Венере» букет цветов, – букет даст возможность сделать несколько многоцветных мазков.
Жюри может не собираться во второй раз. «Вообрази, – доверительно говорит он, – я написал голову одним махом. В «Любителе» есть что-то такое, что отдает дисциплиной ателье и школярством.
Мане побывал в Испании (1865), Англии (кон. Он не лгал. Всего за несколько часов было выдано семь тысяч входных билетов. Художник изобразил парижское кафе, в котором он любил бывать вместе с друзьями. В живописном отношении "Олимпия" – одна из вершин творчества художника.
– восклицает он. Показ картины «Завтрак на траве» был запрещён, она попала на выставку в «Салон отверженных» комиссией работ. Еще в 1839 году, то есть двадцать лет назад, Бальзак в «Пьере Грассу» жаловался, что Салон заполонен плотной массой картин. Используя контраст, Мане удалось передать одиночество девушки и суету разноголосой толпы. Работа также интересна тщательностью найденных отношений больших колористических пятен и убедительностью деталей. Однако, картины встретили полнейшее неприятие публики и старших коллег Мане по цеху.
Их революционная новизна вызывала нападки со всех сторон, критики смешивали Мане с грязью. – возможно, в глубине души надеется показать его в Салоне. Да черт с ним, если это и вызовет подозрения. Поглощенный мыслями о реванше, Мане снова работает в мастерской Стевенса, пишет с натуры квадрилью тореадоров, по мотивам которой собирается затем создать «Эпизод боя быков».
Была открыта большая выставка его произведений в Школе изящных искусств. В 1859 году Мане решил, что его художественное образование завершено и принял решение выставляться в Парижском салоне, престижной ежегодной парижской выставке.
Мане пишет натурщицу-парижанку, с худым, бледным телом, выступающими ключицами, так, как некогда изображали Венеру старые мастера: в той же величавой позе, с тем же пиететом, утверждая этим, что современность столь же эстетически ценна, столь же достойна отражения в искусстве (Олимпия, 1863, Париж, музей Орсе). «Испуганная нимфа» принадлежит музею Буэнос-Айреса. ). Тем не менее, Мане не хотел участвовать в выставках групп импрессионистов. Вскоре художник узнал, что жюри салона отвергло «Любителя абсента» (из всех членов жюри за картину проголосовал только Делакруа, сам учитель Мане, Кутюр, проголосовал против).
Он обобщает форму, пренебрегает светотенью и третьим измерением (Курбе не случайно сравнивал "Олимпию" с "игральными картами"), добивается особой интенсивности цвета. Другие крупные произведения Мане 60-х годов – Завтрак в мастерской (1868) и Балкон (1869), явившийся своеобразным современным переосмыслением картины Франциско Гойи. Здесь есть полотна и хорошие и плохие – больше, конечно, плохих, но среди «наплыва безликих произведений» можно выделить «около пяти десятков холстов, которые в среднем превосходят полотна, принятые к экспозиции Институтом» ().
Перед нами спившийся бродяга, каких можно было встретить на улицах Парижа. Чудесное окружает нас, питает, как воздух но мы не видим его»72. Многим произведениям Мане свойственны импрессионистические живописная свобода и фрагментарность композиции, светонасыщенная красочная вибрирующая гамма (Аржантёй, Музей изящных искусств, Турне). Манесохранил структуру полотна Тициана ипереосмыслил ее на современный манер. Как всегда у Мане, мир вещей не препятствует восприятию внутреннего состояния человека. Первой подлинно масштабной работой Мане явился Завтрак на траве (1862).
Злополучный опыт у Мартине его так ничему и не научил. При этом из страны они не валят и революцию делать не спешат. Он предпочитал любой ценой добиться признания жюри официальных Салонов. Наняв натурщика-испанца, он пишет с него задуманную картину.
Курбе внимательнейшим образом изучил «Гитарреро» и сразу же углядел здесь влияние испанцев, Веласкеса. Учился в парижской Школе изящных искусств у Т. Кутюра (1850-1856). Фернан Денуайе – рыжий заморыш, разговаривающий прямо-таки замогильным голосом, лыс, но усы торчат весьма заносчиво и при всех, даже при Бодлере, заявляет: «Есть только один поэт – и это я. » Спит Денуайе до пяти часов вечера, живет как самый обыкновенный прихлебатель и повсюду таскает за собой Нуазетту, кабацкую танцовщицу. На чем бы она ни паразитировала. Истина и поэзия. Однако творчество Мане отнюдь не исчерпывалось созданием больших программных композиций. В картине «Аржантей» Мане делает фигуры женщины и мужчины крупными, яркими, словно подчёркивая, что для него мир людей их отношения и чувства самое существенное, а светящаяся стихия воздуха, важная для импрессионистов имеет вспомогательное значение. И больше я к ней не прикасался».
возродить" и ". С помощью зеркального отражения (прием, по всей вероятности, заимствованный из "Менин" Веласкеса) художник раздваивает свой образ – вводит его в текущую мимо жизнь и ставит над временем. Подумайте сами, ну может ли он открыть как раз напротив Салона (а его жюри, как известно, возглавляет г-н де Ньюверкерке) выставку произведений, осужденных этим жюри. Чтобы предотвратить это, художник меняет направление взятых у Рубенса элементов. В декабре 1848 года Мане юнгой поднялся на борт парусного судна «Гавр и Гваделупа».
Он рассчитывал своей «Музыкой» добиться успеха в очередном Салоне. В часы прогулок по Тюильри он быстро фиксирует в блокноте позы и лица людей, фиксирует «мимолетность изменчивость и случайность» сцен современной жизни. «Правильно только одно, – говорит он Прусту, – делать сразу то, что видишь.
Они во всех видят русофобов и врагов народа. Одним из художников, оказавших наибольшее влияние на Мане, становится Веласкес. После двух часов работы поглядел в мое маленькое зеркальце, чтобы проверить сделанное (Чтобы корректировать холст в процессе работы, художники обычно проверяют его в зеркальном отражении – так легче заметить ошибки. ), – живопись смотрелась.
Красоту сочетания красок, подтверждает живопись картины «В лодке». – новые, приводящие в недоумение декреты. Мане тоже просит ее позировать – это смуглое томное личико его очаровало. «Бар в «Фоли-Бержер», Эдуард Мане, 1882 год Несмотря на болезнь, Мане удалось создать ещё одно масштабное полотно –«Бар в «Фоли-Бержер».
Он заметил это позже. Г-н Колларде будет позировать на улице Лавуазье. Пикассо написал сотни графических и живописных работ на эту тему. Люди, представленные Мане в картине, отнюдь не анонимны. Он, конечно же, ни за что не променяет кафе Тортони и кафе Бад на прокуренные залы пивной Мучеников, где представители парижской богемы, эти «странствующие рыцари кисти и пера искатели бесконечного, торговцы химерами, строители башен вавилонских» (FirminMaillard. Уроки рисования, как ни странно, не вызвали у Мане ожидаемого интереса, во многом из-за академичности преподавания и мальчик копированию гипсовых изваяний предпочитал рисование портретов своих товарищей, что вскоре стало примером для многих его одноклассников. Вождь реализма, несомненно, прослышал и об отказе Мане и о мотивах этого отказа.
Церемония открывается речью министра графа Валевского. Церемония открывается речью министра графа Валевского.
Решительно это успех, успех, о каком всегда мечтал Мане. Ибо, — уточняет он, — окраска теней имеет массу оттенков, она вовсе не однообразна».
поднять с колен", ага чтобы он тут же опролкинулся на задницу от ". «Ага.
В 1870-1880-е годы Мане много работал в области портрета, расширяя возможности этого жанра и превращая его в своего рода исследование внутреннего мира современника (портрет С. Малларме, 1876, Музей дОрсэ, Париж), писал пейзажи и натюрморты (Букет сирени, 1883, Картинная галерея, Берлин-Далем), выступал как рисовальщик, мастер офорта и литографии. Неужели господа из жюри подымут руку на «Гитарреро» и «Портрет г-на и г-жи Мане». «Жизнь Ван-Гога»).
Правда, не одного Мане постигла такая участь: 2800 картин было отвергнуто. Пространство картины пронизано светом, наполнено воздухом. Персонаж этот чем-то Мане привлек. Как только неизвестное явление обретает ясность, конкретные признаки, либо возникает осознание объекта, люди присваивают ему название (звуко-буквенную оболочку), а точнее, лексическое значение. Ему вовсе не хочется, чтобы его принимали за кого-то вроде таких вот «революционеров», которые, между прочим, «почти открыто требуют поджечь Лувр» (Статья Дюранти, которую цитирует в «Истории импрессионизма» Джон Ревалд. ), чтобы впоследствии и на него обрушился гнев представителей официального искусства, критики и публики.
Тематическая и техническая новизна картины снова вызвала удивление и непонимание близких Мане. Ряд произведений («Аржантёй», Музей изящных искусств. Вот там и следует нанести решительный удар. Слухи распространились по Парижу, но Сюзанна ни о чём не узнала или не подала виду. К счастью, ему удалось уцелеть в период боевых действий. «Вообрази, – доверительно говорит он, – я написал голову одним махом. Он пытается возражать.
Ну, разумеется, нет. «Любитель» самым недвусмысленным образом заявляет о намерении Мане не иметь никакого дела с исторической живописью, говорит о его стремлении искать модели в современной жизни. Лексический запас регулярно пополняют новые определения. Новаторство художника не было понято, если не считать небольшую группу его друзей. Ему самому очень нравится эта живопись – она выполнена широко и свободно, сверкающими красками. Между этими персонажами еще меньше прямой связи, чем между фигурами Завтрака, но от их сочетания рождается цельный и насыщенный ассоциациями образ, в чем-то созвучный с образами в поэзии Бодлера.
Вышло – так вышло. Процесс против «Цветов зла», равно как и процесс имевший место шесть-семь месяцев тому назад, против автора «Мадам Бовари» означал разрыв Литературы с большой буквы с моралью банальной и обывательской. Их поставляют Неаполь или Абруцци (на таком «экспорте» специализировалась преимущественно деревня Пиччиниско) почти все без исключения итальянцы и итальянки едут в Париж с единственной целью – всячески экономя, предельно ограничивая расходы, накопить небольшое состояние, чтобы, вернувшись на родину, пожить в относительном достатке. Выбор сюжета картины – двое полностью одетых мужчин с нагой женщиной на природе – вызвал полное непонимание и обвинения в декадентстве и плохом вкусе. Но это пока прелюдия, подготовительная работа.
«Нынче вместо поединка перед вами свалка, вместо торжественной выставки – беспорядочный базар, вместо отобранного – все целиком». Жмут руку. Ежедневно молодой художник посещает Лувр, делает копии известных полотен и всегда пытается получить одобрение Кутюра: стремление к признанию было присуще Мане с ранних лет.
Мане чрезвычайно любит подростка, ему привлекательна эта «живая шаловливая физиономия», принимающая порой грустное, меланхолическое выражение. Всегда ли жюри, вынося решение, руководствовалось только достоинствами произведений. На траве – снятые женские платья и корзины для пикника. – обнародовал – поразительно. В этой фигуре, взятой в натуральную величину, написанной свободной кистью, сочной по фактуре и переданной в бесконечно правдивом колорите, чувствуется бездна таланта». Вышло – так вышло. Разрешение выставляться в Салоне — это гарантия, своего рода патент на талант.
Он еще подумает – у него ведь есть время, – какие полотна написать, чтобы их приняли. Он заметил это позже. Но подлинным центром притяжения стала картина Эдуарда Мане Завтрак на траве. Картина была показана на первой импрессионистской выставке в 1874 году.
Возникшее поначалу возбуждение быстро затухает. Толпа «рапэнов» устремляется к Академии: напротив ее здания водружают огромный черный крест, на котором гигантскими белыми буквами написано: «Здесь покоится прах жюри Института. » станцевав вокруг этого карнавального сооружения фарандолу, все отправляются на улицы, размахивая виселицей с манекеном, одетым в зеленый академический мундир. Сравнительно новым лицом была Берта Моризо, третья и центральная фигура на картине.
Особо тёплые отношения Мане завязывает с французским поэтом Шарлем Бодлером. Это впечатление усиливается светом, почти не дающим теней. «Олимпия» невольно напоминает «Венеру Урбинскую» Тициана. Последний пункт легко восполнить чтением художественной литературы. Из современников Мане преклонялся перед Делакруа.
Он идет даже на то, чтобы взять с собой холст и палитру и тут же, на месте, сделать несколько быстрых этюдов.