При этом главным для него был ритм линии, передающий струящееся движение внутри силуэта. В 1863 году художник пишет самые «скандальные» работы во всем его творчестве – «Завтрак на траве» и Олимпия. Мане также сделал рисунки для ксилографии к поэме С. Малларме «Послеполуденный отдых фавна». В начале 1850 вместе со своим другом по гимназии А. Прустом (в будущем — автор воспоминаний о Мане) учится в Школе изящных искусств в Париже у Т. Кутюра известного мэтра салонного и академического искусства, прославившегося картиной «Римляне эпохи упадка» (1847, Лувр). 30 апреля 1883 года Эдуард Мане скончался. Необходимо отметить, что Э. Мане довольно поздно написал свой автопортрет.
Мане, однако, был единственным среди импрессионистов, кто писал военные сцены. Может быть, у великих испанцев он искал поддержки именно в такой ситуации. В них художник стремился передать сияние цветов, окутанных атмосферой, пронизанной светом – Розы в хрустальном бокале (1882-1883).
Он снова поинтересовался мнением Кутюра и когда тот в очередной раз негативно отозвался о его творении, Мане окончательно порвал с учителем. Но особенно важную роль в формировании этого течения сыграло творчество Эдуарда Мане. Слухи распространились по Парижу, но Сюзанна ни о чём не узнала или не подала виду. Этот прием – включение современников в мифологический сюжет использовал и Караваджо. Зритель следил за переменчивой кистью художника, пытаясь найти логику в его картине.
Одновременно художник разрабатывает «испанскую» тему. Художник продолжает писать портреты. В 1870-1880-е годы Мане много работал в области портрета, расширяя возможности этого жанра и превращая его в своего рода исследование внутреннего мира современника (портрет С. Малларме, 1876, Музей дОрсэ, Париж), писал пейзажи и натюрморты (Букет сирени, 1883, Картинная галерея, Берлин-Далем), выступал как рисовальщик, мастер офорта и литографии.
Эту картину можно считать этапной по находкам, которые сделал художник. Через несколько недель в Салоне отверженных (1863) была выставлена новая картина Мане «Завтрак на траве», где художник в эпизоде завтрака на лоне природы, по примеру мастеров Возрождения, представил обнаженную модель рядом с одетыми по моде своего времени мужчинами. Основная тема произведений Мане – сцены современной парижской жизни (Нана, 1877, Кунстхалле, Гамбург В кабачке папаши Латюиль, 1879, Музей изящных искусств, Турне).
Край стола, на котором стоит бутылка, не согласуется с перспективой. Болезнь быстро прогрессировала, ограничивая творческие возможности художника. Мане также обратился к работе на пленэре. Появляются работы «Слива» («Подвыпившая»), Подавальщица пива, «У папаши Латюиль». Картина Мане «Завтрак на траве», на которую художник возлагал наибольшие надежды, была раскритикована и вызвала смех у посетителей салона. Эдуард Мане родился 23 января 1832 года в Париже, во Франции. Композиция картины была навеяна рисунком Рафаэля и образами картины "Концерт" Джорджоне.
Воспротивившись предназначавшейся ему карьере юриста, поступил в морскую школу. Первые работы наметили и первые нововведения, связанные главным образом с контуром. Возвратившись в Париж, настоял на возможности обучения живописи и в течение семи лет (1849—56) занимался в мастерской Т. Кутюра.
Он писал не мгновение, а процесс перевоплощения одного мгновения в другое. Опять заметно возвращение к проблеме фона и фигуры. Журналисты, карикатуристы и консервативная буржуазия непрестанно высмеивали произведения художника.
Испания входит в моду у французов. Правда, его серии офортов, выполненные в 1862 и 1874 году, остались нераспроданными. Эдуард получает наследство и теперь может не думать о том, как и на что ему жить. «Железная дорога» опять вызвала острую антипатию жюри. Еще больший скандал сопутствовал картине Мане «Олимпия» (1863), представленной в Салоне 1865.
Творческая свобода художника в 1863 году являет миру первый из скандальных его шедевров – «Завтрак на траве» изображающий обнаженную женскую натуру в обществе одетых мужчин. Портрет Демарси» (Метрополитен-музей) и «Осень.
В последние годы жизни он работал в основном пастелью и акварелью. Обнаженное тело, легко моделированное тончайшими градациями желтоватых оттенков, включено в гармонию изысканных тонов – серебристых простыней, золотистой шали, розового платья негритянки. Как всегда у Мане, мир вещей не препятствует восприятию внутреннего состояния человека.
В дни Коммуны был заочно избран в федерацию революционных художников. Однако вскоре Эдуард находит новый сюжет для будущей картины. Мане одновременно договаривается с Мартине об устройстве выставки — она включит лучшие из прочих его холстов, среди которых будут «Музыка в Тюильри» и «Старый музыкант», «Gitanos» и «Испанский балет», «Уличная певица» и «Лола из Валенсии». интерес к обнаженной натуре4.
Несмотря на этот факт, Дюранти и Мане помирились, сочтя происшедшее недоразумением и остались хорошими друзьями до самой смерти Эдуарда. Именно он познакомил Сезанна с Мане. В начале 1850 года Мане учится в Школе изящных искусств в Париже. Сложно определить жанр этой картины – как портрет или бытовой жанр. Четырнадцать работ художника, представленных на частной выставке в кафе Мартинэ (1863), показали новую манеру художника, дерзко нарушающего догмы искусства («Лола из Валенсии», 1862 «Уличная певица», 1862 «Музыка в садах Тюльери», 1860 и др. ). приверженность к темным тонам, 4.
(Этот прием, впервые найденный Эдуардом Мане восемьдесят лет назад, с успехом применяется и сегодня кинематографистами. ) Но публика холодно приняла картину, где «героиней» была опять-таки особа «низшего круга» и Мане с присущей ему иронией сказал Альберу Вольфу, что ничего не имел бы против прочесть, пока еще жив, великолепную статью, которую тот напишет после его смерти. Недаром, будучи уже зрелым мастером, он выставил их рядом с с остальными работами. Операция проходит неудачно и Мане умирает 30 апреля, накануне открытия очередного Салона.
Однако, жажда быть известным в порядочном обществе, пользоваться успехом, не покидает его. Это путешествие по океану в последующем сыграло не последнюю роль в творчестве художника. В том же году Мане пишет «Олимпию» (Музей дОрсе, Париж). В 1862 году он создает еще несколько работ: портрет испанской танцовщицы – «Лола из Валенсии» изображает своего брата Эжена в национальном испанском костюме махо – «Молодой человек в костюме махо», пишет «Портрет Викторины Мёран в костюме эспады». Вскоре художника и натурщицу стали связывать не только творческие узы, но и интимные.
Воспротивившись предназначавшейся ему карьере юриста, поступил в морскую школу. Это связанно с тем, что художник в одном произведении нередко объединял изображение быта и пейзажа – например, в таких работах, как: Завтрак в мастерской (1868), Балкон (ок. Мане было скучно в мастерской Кутюра. высветление палитры2. В ранних произведениях художник верен программе жить своим временем и изображать то, что видишь перед собой, однако он был склонен также выбирать для своих работ темы, несущие в себе черты романтической необычности. Клод Моне, Поль Сезанн и Эдгар Дега становятся для автора «Олимпии» друзьями и последователями. Очередная шумиха вокруг его имени возникла в 1874 году. После провала юноша стал юнгой на торговом судне.
Мане отбросил академическую технику «тщательной отделки» картины, в которой не имело значения, рассматривалось ли полотно с близкого или далёкого расстояния. Жюри салона 1863 года также отвергло все три представленные Мане картины. Сравнительно новым лицом была Берта Моризо, третья и центральная фигура на картине. Импрессионистический этап изменил палитру Мане на более светлые краски.
Вокруг Мане начали группироваться Дега, Писсарро, Клод Моне, Ренуар и Сислей. Другие крупные произведения Мане 60-х годов – "Завтрак в мастерской" (1868) и "Балкон" (1869), явившийся своеобразным современным переосмыслением картины Франциско Гойи. Художник возлагал большие надежды на реалистичную (чем-то схожую с творчеством Бодлера) картину «Любитель абсента». Клод Моне, Поль Сезанн и Эдгар Дега становятся для автора «Олимпии» друзьями и последователями.
В 1883 году Манэ ампутируют левую ногу. Отдельной темой в позднем творчестве Э. Мане стоят кафе, кафе-концерты, кафе-шантаны.
Через год он снова энтузиазмом пишет на страницах «L39Artiste». Если откровенная полемичность привнесла в картину Завтрак на траве нарочитость и искусственность, то написанная в том же году Олимпия (1863) – произведение редкого художественного совершенства. В 1860-е годы создаются «Самоубийца» (частное собрание), «Пейзаж с катафалком» (Метрополитен-музей), «Христос и ангелы» (там же), «Мертвый тореро» (Национальная галерея, Вашингтон).
Его сдержанные родители дают ему достойное порядочного буржуа воспитание. Тень фигуры не соответствует её положению. Большое значение имели работы мастеров графики Домье и Гаварни. В 1848 отправляется в поход на корабле в Рио-де-Жанейро. Мане не участвовал в выставке, но ему было близко творчество многих импрессионистов.
После импрессионистических поисков, Мане вновь возвращается к своей манере. Основной миссией живописца было и есть поиск красоты в обыденном. При жизни его называли якобинцем живописи, попирающим традиции и хороший вкус. Его интересуют эффекты пара, дыма, освещения ускользающего пространства – появляется «Железная дорога». Создает морские пейзажи и многочисленные натюрморты, «Бой Кирсэджа и Алабамы». В эти же годы художник впервые достиг общественного признания.
В 1876 году жюри Салона отвергает обе картины Мане. Он создает портреты современников: «Портрет Малларме», «Портрет Фора в роли Гамлета» (1876), «Портрет Жоржа Клемансо» (1879). В живописном отношении "Олимпия" – одна из вершин творчества художника. Край стола, на котором стоит бутылка, не согласуется с перспективой.
Он предпочитал любой ценой добиться признания жюри официальных Салонов. В 1867 году появляется работа на современную историческую тему «Казнь императора Максимилиана». Таков самый интересный офорт Мане «Очередь в мясную лавку».
С согласия отца Мане даже намеревается стать моряком. В конце 1860-х годов Мане сблизился с Эдгаром Дега, Клодом Моне, Огюстом Ренуаром, перешел от глухих и плотных тонов, напряженного колорита с преобладанием темных цветов к светлой и свободной пленэрной живописи (В лодке, 1874, Метрополитен-музей В кабачке папаши Латюиль, 1879). Мане добивается известности, хотя и скандальной. Пленэр (живопись на открытом воздухе) не изменил, но обогатил уже сложившуюся живописную систему Мане. Если пейзаж написан легкими, светящимися и как бы размытыми красками, то фигуры и блестящий натюрморт представляют собой изысканную гармонию более сгущенных и контрастных тонов. Отечественный искусствовед Б. Н.
Мане не использует полутона, только лёгкая светотень подчёркивает выпуклость фигуры. Особняком стоит Эмиль Золя— горячий сторонник творчества Мане, ярый защитник его живописи. В этих произведениях искусство Мане достигло наибольшей зрелости и совершенства. По возвращении во Францию, Эдуар победил неприязнь отца к занятию искусством.
Уйдя от Кутюра, Мане уничтожил все картины, созданные за это время. Его отец – Огюст Мане был шефом отделения в Министерстве юстиции. Предисловие к каталогу написал Эмиль Золя. Рисовать он начал еще в коллеже.
Светящиеся тени Тициана вдохновляли его, а примитивисты выводили из себя». В 1848 году Мане оказался на борту парусника, который отправлялся в Рио-де-Жанейро. До1870-х Мане строил композиции большинства своих работ на основе картин Ж. -Б. -С. Вскоре последовала новая трагедия: повесился Александр, мальчик, помогавший Мане в мастерской и ставший персонажем его картины «Мальчик с вишнями».
Один из самых известных трудов по французскому импрессионизму – книга Д. Ревалда «История импрессионизма». Известны случаи материальной помощи К. Моне с его стороны.
Э. Мане в отечественных изданиях тоже классифицируется как «реалист». Рисовать начал еще в коллеже. Устойчивый интерес к испанским художникам: Гойе, Веласкесу, Мурильо, Зурбарану. В то же время Мане сохраняет ясность рисунка, серые и черные тона в колорите, отдает предпочтение не пейзажу, а бытовому сюжету с выраженной социально-психологической подосновой (столкновение мечты и реальности, призрачность счастья в сверкающем и праздничном мире – в одной из последних картин Мане Бар в Фоли-Бержер, 1881-1882, Институт Кортолда, Лондон). В длительном плавании в его душе родилось какое-то особенное ощущение моря. Однако творчество Мане отнюдь не исчерпывалось созданием больших программных композиций.
Картина «Завтрак на траве» экспонировалась в Салоне отверженных, где были выставлены произведения, отвергнутые жюри официального Салона. В течение шести лет (1850-1856) Эдуард Мане посещал мастерскую известного в то время исторического живописца Тома Кутюра, с которым у молодого художника вскоре сложились весьма напряженные отношения. Накопленные знания и видение он воплощает в своих работах. Однако художник опять идет по своему пути, что мы назовем двунаправленностью искусства Э. Мане: с одной стороны – «воскрешение» работ старых мастеров – Тициана, Рафаэля, Джорджоне, актуализация их.
К счастью, ему удалось уцелеть в период боевых действий. Так, прима-балерина испанской труппы изображена за кулисами перед выходом на сцену – Лола из Валенсии (1862), а в картине Испанский балет танцоры запечатлены в момент выступления (1862). Братья Гонкур писали: «Художник, который не изображает женский тип своего времени не останется долго в искусстве». В том же темном колорите, что Любитель абсента, написана Музыка в Тюильри (1860, Лондон, Национальная галерея).
Увлечение старой живописью обусловило многочисленные путешествия Мане. Нужно отметить, что картина В лодке – одно из высших достижений импрессионизма Мане. Родился в Париже 23 января 1832 в семье высокопоставленного государственного служащего. Выставка должна была разжечь интерес зрителей как раз накануне открывающегося салона.
Композиция была навеяна художнику гравюрой Марка-Антонио Раймонди с рафаэлевской композиции «Суд Париса». Впервые, на этом этапе появляется «Автопортрет с палитрой» (около 1878) – именно обязательным присутствием своей палитры Мане еще раз подчеркивает почетное занятие, свою профессию – художник. Это, однако, не привело к превращению Мане в модного конъюнктурного художника (каким отчасти стал Курбе после некоторых успехов в Салоне) — в 1874 году жюри отвергает его «Бал-маскарад в Опере». В сентябре 1879 года у Мане случился первый острый приступ ревматизма. В 1866 началась дружба Мане с импрессионистом К. Моне.
В данном случае сравнение с ранними его шедеврами, прежде всего – с Олимпией, дает представление о том пути, который художник прошел за 18 лет, разделяющих эти произведения. Он пишет самую знаменитую работу 60-х гг. Мане отбросил академическую технику «тщательной отделки» картины, в которой не имело значения, рассматривалось ли полотно с близкого или далёкого расстояния.
9 декабря 1848 г. корабль покинул Гаврский порт, чтобы пересечь Атлантический океан и 4 февраля следующего года бросить якорь на рейде Рио-де-Жанейро. Биография А. Перрюшо отличается легкостью изложения. Веласкес, который был величайшим примером для Мане, копировал многие полотна Тициана.
Поль Сезанн как-то заметил, что Мане многим обязан Кутюру. Похоронен великий художник на кладбище Пасси (фр. Она стала гораздо светлее. Своеобразным итогом импрессионистических поисков и всего творчества Мане становится его работа Бар в Фоли-Бержер (1882). Обиженные художники обратились к Мартине с просьбой провести выставку без редакции жюри.
Они объединяют разрозненную публику, девушку-барменшу, подошедшего к ней мужчину. Непосредственный переход от тени к свету был предметом его постоянных поисков. Мане явно скучал в мастерской Кутюра.
Вскоре художника и натурщицу стали связывать не только творческие узы, но и интимные. В работах конца 1850-х – начала 1860-х годов, составивших галерею остро переданных человеческих типов и характеров, Мане сочетал жизненную достоверность образа с романтизацией внешнего облика модели (Лола из Валенсии, 1862, Музей дОрсэ, Париж). Художник и здесь отталкивался от классических образцов (прежде всего от тициановской «Венеры»), но композиционная схема идущая от старых мастеров, была наполнена новым содержанием: автор подмечал угловатость хрупкой фигуры модели, ее полные независимости позу и взгляд изменилась техника живописи, приобретшая непосредственный эмоциональный характер. Гойю и Веласкеса называют реалистами. Картина была выставлена на Салоне 1865 и подверглась яростным нападкам критиков. Особое внимание художника привлекли испанцы: Веласкес и Гойя.
Очередная шумиха вокруг его имени возникла в 1874 году. Но картина вызвала самое большое внимание и стала символом "Салона отверженных" 1863 года. Пикассо написал сотни графических и живописных работ на эту тему. Эта стоящая над временем поэзия и глубина образов сближала Мане, при всем его новаторстве, с творчеством великих мастеров прошлого. Но, многие заложенные им принципы были восприняты и продолжены.
И тем не менее, ничто не прошло даром. Мане не использует полутона, только лёгкая светотень подчёркивает выпуклость фигуры.
Здесь также нет дальних планов, в то время как до Мане использовалась классическая перспектива, которая придавала глубину картинам. Завтрак в мастерской (1868, Мюнхен, Новая Пинакотека) и Портрет Эмиля Золя (1868, Париж, музей Д Орсе) ясно показывают, как возросло мастерство Мане.
Тема «выключенности» человека из среды и тут остается главной. Несмотря на античный сюжет, например, в картине «Вакх», художник продолжает традиции жанровой живописи 17 века, так называемых «бодегонес» – бытовых картин, натюрмортов. Его можно назвать «испанским». Это аллегорические портреты двух актрис – Жанны и Мэри. Они были сосредоточены на произведениях великих мастеров: Андреа дель Сарто («Мадонна дель Сакко») 1857 г., Тициана («Венера Урбинская», «Мадонна с кроликом», «Юпитер и Антиопа») 1856 г., Делакруа («Ладья Данте») 1858 г., Филиппо Липпи («Голова молодого человека»).
И лишь в 1879 году Салон оценил упорство художника: полотна Мане «В теплице» и «В лодке» были встречены очень тепло. Мане отбросил академическую технику «тщательной отделки» картины, в которой не имело значения, рассматривалось ли полотно с близкого или далёкого расстояния. ориентация на мастеров прошлого3. В «Завтраке на траве» он словно стремился переосмыслить темы старых картин и, в первую очередь, тему «Сельского концерта» Джорджоне. Эдуард Мане родился в Париже, в богатой буржуазной семье.
Юношу привлекла эта скандальная слава. Художник часто бывает в таких местах, запечатлевает такую натуру. Эдуард Мане считается одним из зачинателей импрессионизма.
Юношу влекла скандальная слава. Изменилась и техника художника, она стала подвижной, мазки приобрели разнообразную форму. В традициях старых мастеров исполнен и «Портрет родителей» (1860, частное собрание, Париж), выполненный как жанровая картина Мане одним из первых художников заметил отчужденность людей друг от друга изображенные им персонажи находятся рядом, но словно не обращают внимания на окружение. Контуры теряют четкость, растворяясь в световоздушной среде. Любитель абсентаПервое значительное произведение – картина «Любитель абсента» (1858-1859), в которой в традиции живописи Веласкеса представлен пропойца, наследник романтических бродяг.
Мане часто делает копии с понравившихся ему произведений, порой довольно произвольные. Дерзкий и непосредственный взгляд обнажённой женщины (художник написал её со своей любимой натурщицы Викторины Меран) устремлён прямо на зрителя. Но опасаясь слишком жесткой и академичной программы обучения в Школе, Мане в 1850 году поступает в мастерскую модного в то время художника Тома Кутюра, который прославился в 1847 году благодаря монументальному полотну «Римляне периода упадка». Мане упорно изучал натуру, писал этюды натурщиц и пейзажи в Фонтенбло, ездил в Нидерланды, Италию, Австрию, Германию (1853—56). Это был тяжёлый период для живописца, осмеянный, он решил уехать в Испанию, где были созданы замечательные «Бой быков в Мадриде», «Флейтист».
Он неоднократно посещал голландские музеи, где любовался живописью Франса Халса. Но, в конце концов, тяга к творчеству победила. Сам же Мане говорил, что существует только одна правда – сразу передать то, что видишь. Однако приверженность его импрессионистам была краткой, художник никогда не участвовал в их выставках и себя импрессионистом не считал. Итак, для «импрессионистического» этапа характерно:1. Копировал их и Мане и не только в Лувре. Мане одновременно договаривается с Мартине об устройстве выставки— она включит лучшие из прочих его холстов, среди которых будут «Музыка в Тюильри» и «Старый музыкант», «Gitanos» и «Испанский балет», «Уличная певица» и «Лола из Валенсии».
В 1863 году Мане пишет картину «Завтрак на траве», следом – «Олимпию». Картина «Купанье» была предложена жюри вместе с менее значимыми «Молодой женщиной в костюме эспада» и «Молодым человеком в костюме махо». Под впечатлением кровавых событий во время подавления революции Мане создал акварель «Баррикада», выразительно передав жестокость палачей и мужество коммунаров. Работы художника неизменно привлекают многих туристов, приезжающих во Францию. Основные цвета этой работы – красный, белый и черный. Более поздние работы отличаются непринужденной эскизностью.
Однако, картины встретили полнейшее неприятие публики и старших коллег Мане по цеху. Он подчеркивает это, даже основываясь на технике Мане: «сильный, широкий удар кисти имеет мало общего с дробным раздельным мазком импрессионистов».
Как и в собраниях Лувра, его везде интересуют «секреты» живописи старых мастеров, преимущественно Веласкеса, Гойи, Эль Греко, Халса, Рембрандта, Рубенса, Ван Дейка, Ватто и Шардена, а среди новых — Делакруа. В картине «Балкон» (1868, Музей дОрсе, Париж) Мане, сочетая принципы бытового жанра с портретом, вновь показывает отчужденность людей друг от друга. Мане тщательно копирует их. Именно тогда начало обозначаться влияние на молодого художника картин мастеров Раннего и Высокого Возрождения. В ней опять же мы наблюдаем реминисценции голландцев 17 века, Караваджо.
Правда, не одного Мане постигла такая участь: 2800 картин было отвергнуто. Однако, картины встретили полнейшее неприятие публики и старших коллег Мане по цеху. Он закончил у Кутюра полный шестилетний курс обучения (1850—1856), однако все это время отношения между учителем и учеником оставляли желать лучшего.
Его интересовал мир людей их отношений и чувств. И лишь в 1879 году Салон оценил упорство художника: полотна Мане «В теплице» и «В лодке» были встречены очень тепло. Во-первых, приведем отрывки их писем и воспоминаний о Веласкесе и Гойе: О Веласкесе писал его современник, учитель: «так хорошо, так похоже на модельего способность казалась чудом» Гойя в письмах определяет место художника: «живопись выбирает Вселенной то, что наилучше соответствует её целям, она соединяет в едином вымышленном образе явление жизни и свойства характеров, которые природа рассеяла повсюду и благодаря такому искусно построенному сочетанию получаются удачное подражание, в силу которого художник и именуется творцом, а не покорным копировщиком».
Размышляя над следующим предложением салону, Мане вновь обращается к офорту. Объекты его поклонения – Тициан и Тинторетто, Рембрандт и Хальс, Пуссен, Делакруа и Энгр, но прежде всего великие испанцы – Веласкес и Гойя. Первое датированное произведение Мане – «Пьяный Пьеро» – это рисунок тушью товарища Понтийона, одетого в костюм Пьеро. Так, на раннем натюрморте Пионы (1864-1865) изображены распускающиеся красные и бело-розовые бутоны, а также уже расцветшие и начинающие увядать цветы, роняющие лепестки на скатерть. Вместо того чтобы, подобно другим мечтающим об артистическом призвании, поступить в Школу изящных искусств (на этом настаивал и отец Мане), он пошел учиться в мастерскую Тома Кутюра, незадолго до того прогремевшего в Салоне 1847 года своей картиной «Римляне эпохи упадка» с изображением античной оргии. В это же время один из организаторов салона Луи Мартине, осознавая трудности для признания на салоне молодых художников, организовал альтернативную выставку, среди картин которых были и творения Мане: «Мальчик с вишнями», «Читающий» и получивший признание «Гитарреро». Они обратились к очень светлой палитре изображая природу, передавая атмосферу и свет.
В 1839 г. Эдуарда отдали в пансион аббата Пуалу в Вожираре, а в 1844-1848 гг. В 1861 – 62 гг. Эдуард Мане родился в семье крупного чиновника 23 января 1832 года в Париже. Однако бунтарь по натуре Мане не стал учиться в Школе изящных искусств (на чем настаивал его отец), он учился в мастерской Тома Кутюра, который незадолго до этого прогремел в Салоне 1847 года со своей картиной «Римляне эпохи упадка» изображающей античную оргию.
Противопоставление фигуры и фона и поиск их гармоничного соотношения имеет отдельный детерминирующий фактор: я думаю, это может быть связано не только с живописными исканиями, но и с поиском самим художником места в обществе, желанием нравиться, выставляться в Салоне и получать награды. Художник возлагал большие надежды на признание своей картины «Завтрак на траве», но она была раскритикована и вызвала смех у посетителей салона. Увлечение испанской темой заметно ослабевает после поездки в Испанию в 1865. Именно с этим стилем связаны решительные и принципиальные сдвиги в развитии живописи 1860-1880 гг., без которых невозможно себе представить последующее развитие искусства.
Но в центре всего – пленительный образ девушки, в котором Мане, как всегда, заставляет нас ощутить проникновенную загадочную глубину человеческой личности. В том же году Мане написал картину Олимпия (Париж, музей Д Орсе), на которой изображена лежащая на ложе обнаженная девушка, которой служанка-негритянка подносит букет цветов, – сюжет, восходящий через Гойю к Тициану и Джорджоне. В «Музыке в саду Тюильри», наоборот, рассматриваемые с близкого расстояния лица становятся почти абстрактными формами.
Рисунок – единственный предмет, по которому у будущего художника стоит оценка «хорошо». В 1879 году у художника появляются признаки атаксии, когда вследствие поражения головного мозга наблюдается нарушение координации движений. Он пишет разрозненную толпу в саду Тюильри. Размышляя над следующим предложением салону, Мане вновь обращается к офорту. Первое значительное произведение — картина «Любитель абсента» (1858-1859, Ну Карлсберг, Глиптотека, Копенгаген), в которой в традиции живописи Веласкеса представлен деклассированный пропойца — наследник романтических бродяг сюжет картины мог быть инспирирован влиянием Ш. Бодлера, с которым художник познакомился в это время.
Появляется несколько портретов художницы Берты Моризо, которая поддерживала Мане: «Отдых» (Портрет Берты Моризо, 1869), «Берта Моризо с букетом фиалок» (1872), «Берта Моризо в трауре». Последнее крупное произведение Мане – картина Бар в Фоли-Бержер (1881, Лондон, Институт Курто). Толпа, хохоча, завывая и угрожая тростями и зонтами, не пугалась военного караула. Теперь художник решительно отверг все советы Кутюра, что позволило ему легко и непринуждённо изобразить собрание людей. Существуют четыре версии последней композиции: в Музее изящных искусств Бостона в Национальной галерее Лондона в Национальной художественной галерее в Копенгагене (все – 1867) и в Кунстхалле в Мангейме. Шардена,, П. -П. В этот период появились многочисленные натюрморты и акварели.
Замысел ее был ошеломляюще необычен: девушка стоит за стойкой, глядя на вас, а в зеркале позади нее отражается весь бар с массой людей и фантастическим блеском огней. Как бы то ни было, художник решительно идёт своей дорогой.
Эдуард Мане – самостоятельное явление в истории искусства. Однако через некоторое время восстает против его обучения ибо в мастерской царил дух рутины, процветали традиции «школы здравого смысла» или «золотой середины», которая находила Энграслишком холодным, а Делакруа «слишком горячим» и самодовольно мнила себя способной соединить в себе все достоинства классиков и романтиков. В это же время один из организаторов салона Луи Мартине, осознавая трудности для признания на салоне молодых художников, организовал альтернативную выставку, среди картин которых были и творения Мане: «Мальчик с вишнями», «Читающий» и получивший признание «Гитарреро». Эдуард Мане отправляет своих родных на юг Франции в Олорон-Сент-Мари.
Он бывал в Аржантейе (пригороде Парижа), где работали К. Моне и О. Ренуар и создал несколько произведений, близких им по духу. Ее признают неприличной, а сам Эдуард Мане упрекается в безнравственности за ее написание. Такая «идеографическая» уплощенность связана с обращением к традиции примитива, фольклора и архаики. Художник возлагал большие надежды на реалистичную (чем-то схожую с творчеством Бодлера) картину «Любитель абсента».
В 1863 Мане пишет картину «Завтрак на траве» (Музей дОрсе, Париж), которая под названием «Купание» была выставлена в скандально известном Салоне отверженных, где экспонировались произведения, не принятые официальным жюри. Картина эта – подлинная фантасмагория света и цвета. Синтезом предшествующих художественных исканий Мане явилась картина «Бар «Фоли-Бержер» (1881-1882, Институт Курто, Лондон). Однако вскоре Эдуардж находит новый сюжет для будущей картины. Пространство картины пронизано светом, наполнено воздухом.
На заднем плане едва виден с графином в руке Леон Леенхофф, предположительно, сын Мане. Однако Мане не до конца принимает принципы нового искусства, о чем свидетельствует картина «Аржантей» (1874, Музей изящных искусств, Турне). появление портретного жанра. В картинах «Балкон» и «Завтрак в мастерской» показан облик современников художника.
Художник полагал, что достиг этой цели в картине Любитель абсента (1859, Копенгаген, Новая Карлсбергская глиптотека). В поисках «монументального» полотна для следующей выставки Мане решается на написание картины с изображением обнажённой натуры.
Акцент переносится на современное событие, поиск сущности в окружающем мире. По остальным – «неудовлетворительно». Он не приемлет их суровый реализм. Сходство достигается только тогда, когда картину разглядывают с определённого расстояния. Часто он делает копии с понравившихся ему произведений, порой довольно произвольные.
У художника появляется техника «a la prima». После триумфа в Салоне «Гитарреро» многие молодые художники отправились к господину Мане, они начали считать его своим учителем. Этапным произведением выделяется работа Лоло из Валенсии. Используя и переосмысляя сюжеты и мотивы живописи старых мастеров, Мане стремился наполнить их актуальным содержанием, полемически иногда эпатирующим образом внести в известные классические композиции изображение современного человека (Завтрак на траве, Олимпия – оба 1863, Музей дОрсэ).
В этих богатых цветом полотнах с удивительным мастерством передано чувство полноты жизни. М-сье Мане весьма плохо встретил этот совет. акцентирование отсутствия пространственной глубины, перспективы. наложение жанров друг на друга3. Их признание имело значение. Правда, не одного Мане постигла такая участь: 2800 картин было отвергнуто.
Это время, когда создано довольно много рисунков и картин на испанскую тематику. И Гойя и Веласкес и Э. Мане – художники, которые максимально «схватили» сущность времени, выявили ее в своих работах. Cimetire de Passy) — одно из известных кладбищ Парижа, расположенное в 16-м округе.
В искусстве Мане была некая предопределенность. После смерти Бодлера художник сближается с Э. Золя, пишет его портрет. Вскоре оказалось, что он болен атаксией — нарушением координации движений. Выставка должна была разжечь интерес зрителей как раз накануне открывающегося салона. К числу таких фигур автор относит и Э. Мане. изображение современных жителей Парижа5.
Фон дан условно – мы видим некие перекладины. К числу таких картин относится «Завтрак на траве», где импозантные кавалеры находятся в обществе обнажённых дев, «Олимпия», чья откровенность настолько раздражала публику, что устроителям выставки пришлось повесить картину как можно выше, опасаясь, что её проткнут в негодовании тростью или зонтом. Эдуард Мане начал работать в офорте и литографии в 1862 году. Особняком стоит Эмиль Золя— горячий сторонник творчества Мане, ярый защитник его живописи. Однако он верен своему «бархатистому» черному цвету, его тонким градациям, о чем говорят работы этого же года (1873) – За кружкой пива и «Бал-маскарад в Опере». 1865 год является годом рождения «Олимпии», вызвавшей еще более нещадную критику и непонимание со стороны поклонников изобразительных искусств. Основные цвета – цвета страстной, эмоциональной Испании, символы духа страны.
Почему Э. Мане, француз, обращается к испанской живописи. Разрушая традиционные каноны бытовой живописи, в частности, отказываясь от четкой сюжетной мотивировки, Мане воспользовался иконографическими мотивами картин «Концерт» Тициана (в 19 в. приписывался Джорджоне), «Паломничество на остров Киферу» Ватто и «Девушки на берегу Сены» Курбе, а для построения композиции — гравюрой Раймонди с рисунка Рафаэля «Суд Париса». стремился к жизненной достоверности образов, сочетая её с романтизацией внешнего облика модели (Лола из Валенсии, 1862, Флейтист, 1866, – оба в Музее импрессионизма, Париж). Эдуард Мане (23 ягваря 1832 – 30 апреля 1883) – французский художник, гравер, один из родоначальников импрессионизма. Кладбище устроено, как висячий сад, оно возвышается над площадью Трокадеро и находится непосредственно у дворца Шайо. Кладбище Пасси насчитывает всего около 2000 могил.
– «Я – концепция» – как Я представляю, знаю себя. В связи с намечающимся «возрождением» техники пастели Мане пишет цветными мелками ряд произведений (например, «Портрет Ирмы Бруннер», около 1882, Музей дОрсе, Париж), отличающийся тонкостью красочных отношений.
Омрачил все впечатления от Рио-де-Жанейро укус змеи. Особой стилистической ясностью отмечен «Флейтист». первые самостоятельные работы – еще следование правилам живописи мастерской Кутюра, однако уже здесь заметна особенность Мане – моделей для своей работы он берет из жизни («Любитель абсента», «Музыка в Тюильри». )2.
принцип композиционной «кадрировки»4. Особо тёплые отношения Мане завязывает со скандальным поэтом Шарлем Бодлером. Во время осады Парижа в 1870 году Мане, как убеждённый республиканец, остался в столице. Во время осады Парижа в 1870 году Мане, как убеждённый республиканец, остался в столице.
Среди прекрасных портретов кисти Мане первым следует назвать портрет Э. Золя в рабочем кабинете, эмоционально насыщенный портрет поэта С. Малларме (1876), портрет одного из деятелей Коммуны — А. Рошфора (1881). Каталин Геллер считает, что плоскостность, активное декоративное начало в картинах Мане – в чем его неоднократно упрекал Курбе – связана с влиянием японской гравюры, которое распространилось в Европе в 19 веке. В центре картины стоит Антуан Гийеме, ученик Коро, чья манера оказывала на творчество Мане устойчивое воздействие. В 1848 году отправляется в поход на корабле в Рио-де-Жанейро.
Мане, подобно импрессионистам, пробует писать на открытом воздухе, на пленэре, всю картину целиком иногда он работает вместе с Клодом Моне над одним и тем же пейзажным мотивом или пишет товарища на природе: Клод Моне в своей лодке на Сене (1874, Мюнхен, Новая пинакотека). Но подлинным центром притяжения стала картина Эдуарда Мане Завтрак на траве. Он запечатлел Париж в дни блокады и голода.
В 1860-х годах Мане приобретает двусмысленную репутацию. Ряду произведений Мане (Аржантёй, Музей изящных искусств, Турне) свойственны подчёркнутая живописная свобода и фрагментарность композиции, светонасыщенная вибрирующая красочная гамма. А. Якимович в статье «О построении пространства в современной картине» выделяет ключевые фигуры, «узлы» во всей истории искусства, которые внесли принципиально новое в концепции пространственного построения. Однако, начиная уже с 1874 года Мане вполне вырабатывает свой оригинальный стиль, особенности которого во многом сближают его с молодым тогда движением импрессионистов (в этой связи стоит отметить так же дружбу Мане с Дега, одной из ключевых фигур импрессионистского движения).
Тень фигуры не соответствует её положению. В начале 60-х годов художник порой близко "пересказывает" в своих произведениях работы велики испанских художников, а во время гастролей в Париже мадридской балетной труппы (1862) Мане пишет серию картин с живых испанских моделей ("Лола из Валенсии", "Гитарист", "Испанский балет"). Художник уже размышляет о следующем салоне и в расчёте на это пишет картину «Старый музыкант», хорошую в плане исполнения, но явно слабую в построении композиции. Картина «Бой «Кирседжа» и «Алабамы» (1864, Музей искусств, Филадельфия) представляет морское сражение двух американских кораблей армии северян и южан, близ Шербура. В последние годы Э. Мане работает над циклом «Времена года», но осуществил он всего две картины – «Весна» и «Осень» (1881). Находясь в постоянном поиске, он принимается за написание следующей картины «Уличная певица», натурщицей для которой стала Викторина-Луиза Меран, юная провинциалка, стремившаяся выбиться из нищеты любыми методами.
Художник планировал написать серию полотен – аллегорий четырех времен года, которые должны были олицетворять четыре его подруги, однако смог завершить только два – Весну, моделью для которой послужила Жанна Демарси (1881, частное собрание) и Осень, где моделью была Мари Ларан (1882–1883, Нанси, Музей изящных искусств). Автор опирается на свидетельства современников, на подлинные документы. Учился в парижской Школе изящных искусств у Т. Кутюра (1850-1856).
Мане создает серию картин с изображением испанских танцоров. Сходство достигается только тогда, когда картину разглядывают с определённого расстояния. Мане участвует в военных событиях, делает зарисовки баррикад, расправы версальцев с коммунарами. На этом этапе художник особенно близок импрессионистам: он обращается к работе на пленэре: «На пляже», «Купальщицы на пляже» (1873).
Но при таком количестве аналогий картина Мане очень оригинальна. Мане едет туда и в 1874 г. создает там свои работы, которые близки импрессионизму – «Сена у Аржентейля», «Аржантей», В лодке, «Клод Моне в своем ателье». В произведениях 60-х гг. Его первые самостоятельные работы находят положительные отклики у публики. Мане одновременно договаривается с Мартине об устройстве выставки— она включит лучшие из прочих его холстов, среди которых будут «Музыка в Тюильри» и «Старый музыкант», «Gitanos» и «Испанский балет», «Уличная певица» и «Лола из Валенсии». Мане лишь превратил героев древнего мифа в современников.
Но Эдуард попытался стать моряком (и даже совершил в качестве юнги путешествие в далёкре Рио-де-Жанейро). Портреты Мане (С. Интересно, что в психологии также есть такой термин – «автопортрет». Мане отказывается от приемов композиции старых мастеров.
«Железная дорога» опять вызвала острую антипатию жюри. В 1856 году он посетил Голландию, Австрию, Италию.
Художник возлагал большие надежды на реалистичную (чем-то схожую с творчеством Бодлера) картину «Любитель абсента». Расположенный недалеко от императорского дворца, он привлекает горожан.
Другие крупные произведения этого периода – Нана (1876–1877, Гамбург, Кунстхалле) Портрет г-на и г-жи Жюль Гиме в оранжерее (1879, Берлин, Национальная галерея) и В кабачке папашиЛятюиль (1879, Турне, Музей изящных искусств). Своим искусством Мане предвосхитил возникновение и стал одним из основоположников импрессионизма в конце 60-х гг. Необычайной свежестью, чистотой привлекает его цветовая палитра («В лодке», 1874 «Аржантейль», 1874 «Семья Моне в саду» и др. ).
во Франции очень популярен гребной спорт. считают, что Мане произвел «революцию красочного пятна», т. е. художник пишет Музыка в Тюильри.
Но в 1874 году, когда его друзья-импрессионисты решили выставиться вместе, Мане отходит от них, оставляя место главы движения заКлодом Моне. Он создает серию картин, отмеченных натурализмом Золя (портрет которого он написал в 1868) и Мопассана: «Нана» (1877), «Официантка в пивной» (1878), «В кабачке папаши Латюиля» (1879), Бар в «Фоли-Бержер» (1881 – 1882). Да, теперь было слишком поздно. и Янсон Э. Ф. Мане утверждает этой картиной ценность для него современности (тема развлечений горожан и кафе), близость ему испанской живописи, в частности, Веласкеса. Тень фигуры не соответствует её положению. В «Осени» мастер использует новую колористическую гамму, правда, уже открытую в композиции «В лодке» (1874, Метрополитен-музей), — сочетание оттенков голубого с коричневатыми тонами.
В 1874 — в год первой выставки импрессионистов, Мане едет «в малую столицу импрессионизма» — Аржантей, где работают К. Моне и О. Ренуар. Жюри салона 1863 года также отвергло все три представленные Мане картины. Однако вскоре Эдуард находит новый сюжет для будущей картины. Тяготение к «реалистическим» сюжетам и трактовке4. 15 апреля 1874г.
9 декабря в качестве юнги он поднимается на борт корабля «Гавр-и-Гваделупа». Вскоре последовала новая трагедия: повесился Александр, мальчик, помогавший Мане в мастерской и ставший персонажем его картины «Мальчик с вишнями».
По-английски это звучит как self-concept, т. е. Тем не менее, Мане не хотел участвовать в выставках групп импрессионистов. «Бар в Фоли-Бержер» — картина, которую он выставил в Салоне 1882 года, была написана широко и свободно, с невиданным мастерством.
Во время осады немцами Парижа (1870) художник стал артиллеристом и находился в рядах защитников города. В офорте он использовал свою излюбленную композицию, построенную на темном резком силуэте. Одна из последних картин художника «Бар в Фоли Берже» – своеобразный синтез его художественных поисков 60-х и 70-х годов. Творчество Э. Мане стоит, скорее всего, между реализмом и импрессионизмом. Многим произведениям Мане свойственны импрессионистические живописная свобода и фрагментарность композиции, светонасыщенная красочная вибрирующая гамма (Аржантёй, Музей изящных искусств, Турне).
поиски изображение «естественных» моделей. Как видно из обзора, никто из исследователей не рассматривает художника как мыслителя. Близок этот принцип и Э. Мане. Именно на этом этапе появляются первые портреты современников – Э. Золя, Т. Дюре, портрет жены в картине «Чтение» (1868)Итак, для третьего этапа характерно:1. Местом постоянных встреч Мане и его друзей стало знаменитое кафе Гербуа в квартале Батиньоль, отсюда первоначальное название группы – "батиньольская". Здесь опять представлена фигура на условном фоне.
С этим мнением согласны и другие исследователи. Появление этой техники также связано, я думаю, с импрессионистами, у которых был принцип писать быстро, чтобы запечатлеть мгновение (тот же Клод Моне, который писал Руанский собор, стога сена, пытаясь поймать особенности освещения). Творческая жизнь в Париже затихает и сворачивается. В декабре 1848 года Мане юнгой поднялся на борт парусного судна «Гавр и Гваделупа». Скандал был полным. Авторы находят, что именно эти принципы позже лягут в теорию «искусства для искусства». Увлечение старой живописью обусловило многочисленные путешествия Мане. Бога виноделия окружают обычные «пьяницы» – крестьяне, мужички из народа.
Мане Эдуар (Manet Eduard), французский художник. После обустройства в новой мастерской, в 1873 году Эдуар Мане пишет свою знаменитую картину «За кружкой пива» («Le Bon Bock») и впервые за последние почти 15 лет имеет огромный успех. На его картине мы видим живых парижан 60-х годов прошлого века, непринужденно расположившихся на месте классических персонажей. Вскоре художник узнал, что жюри салона отвергло «Любителя абсента» (из всех членов жюри за картину проголосовал только Делакруа, сам учитель Мане, Кутюр, проголосовал против). Сходство достигается только тогда, когда картину разглядывают с определённого расстояния. Эдуарду это так наскучило, что он только и мечтал, как бы убежать в гимнастический зал.
Мане никогда не ввязывается в споры, не участвует в посиделках в дешевых кабачках. Жюри салона 1863 года также отвергло все три представленные Мане картины.
Рубенса, Рафаэля, маскируя свои «заимствования» изображением современной обстановки и демонстрируя таким образом, что мог бы дать новую жизнь современной живописи, не порывая с традицией. К числу наиболее характерных импрессионистических полотен художника относятся картины, написанные в 1874 г. в Аржантее: Клод Моне в лодке, Аржантей, В лодке. После возвращения из Испании Мане вновь приступает к написанию картин вопреки слухам, что сколь бы не была хороша следующая работа художника, жюри Салона всё равно её отвергнет. Его интересуют «секреты» живописи старых мастеров – Рембрандта, Рубенса, Ван Дейка, Гойи, Эль Греко, Веласкеса, Халса, Ватто и Шардена, а среди новых – Делакруа.
В работе видны характерные для Мане тенденции: стремление к мгновенной фиксации увиденного и, в то же время, к статичной манере письма. Портрет Лоран» (Музей изящных искусств, Нанси), где изображенные артистки представлены как аллегории времен года, ощущается некое предчувствие стиля модерн: плоскостный фон ритмизован изображением цветов, а фигуры показаны в профиль. В «Музыке в саду Тюильри», наоборот, рассматриваемые с близкого расстояния лица становятся почти абстрактными формами. Своих моделей нередко одевал в испанские наряды – Гитареро (1860), Викторина Меран в костюме эспада (1862). Уроки рисования, как ни странно, не вызывают у Мане ожидаемого интереса, во многом из-за академичности преподавания и мальчик копированию гипсовых изваяний предпочитает рисовать портреты своих товарищей, что вскоре стало примером для многих его одноклассников. Картина «Купанье» была предложена жюри вместе с менее значимыми «Молодой женщиной в костюме эспада» и «Молодым человеком в костюме махо».
сблизился с Э. Дега, К. Моне, О. Ренуаром и перешёл к пленэрной живописи. 1868-1869). К «испанскому» циклу относятся также «Гитарерро» (Метрополитен-музей) и «Викторина Меран в костюме эспады» (там же). Как бы то ни было, художник решительно идёт своей дорогой. Мане постоянно ссорился со своим учителем он стремился передать «настоящий дневной свет» и «писать жизнь в разное время такой, какая она есть». Композиция была навеяна художнику гравюрой Марка-Антонио Раймонди с рафаэлевской композиции «Суд Париса». он учился в коллеже Роллэн.
Бар в Фоли-Бержер подводит итог творческим исканиям Мане. Но говорить об Э. Мане как об импрессионисте также неверно, т. к. Интересно, что «Олимпия» и «Завтрак на траве» практически единственные завершенные работы, где у художника появляется обнаженная натура.
Во всех этих работах есть оттенок известной театральности и игры. Появление в палитре художника ярких розовых, красных, белых красок3. Творчество художника это явление в истории искусства. Он неоднократно посещал голландские музеи, где любовался живописью Франса Халса. Бедная красавица изображенная на полотне, тут же обрела нелестные эпитеты «потаскухи, возомнившей себя королевой» и «бесстыжей девки, вышедшей из-под кисти Мане». В самом значительном и глубоком произведении Бар Фоли-Бержер (1881-82, Институт Кортолда, Лондон) Мане раскрывает иллюзорность и призрачность счастья в сверкающем, праздничном современном мире.
Особенно мальчику нравилось, когда к ним приходил родной дядя (брат мамы), полковник Эдмон-Эдуард Фурнье, со своей супругой. Мане неоднократно писал портреты артистов испанского балета, гастролировавших в Париже. Мане привлекает скандальную славу, хотя и не стремился к ней. Что трактовалось как непристойность.
Со временем Мане все чаще отказывался от композиционных схем классики, стремился воссоздать как бы случайно увиденные, подсказанные самой жизнью решения (таков «Флейтист», 1866 и др. ). Художник не может писать. – Флейтист (1866). Сад Тюильри – основное место, где проводят время светские жители Парижа.
Он пишет своего друга Моне и его жену в лодке, которую они называли «плавучей студией» (1874, Мюнхен, Новая Пинакотека) и в том же году создает полотно Вечер (Турне, Музей изящных искусств), где также изображены две фигуры в лодке. Выставлено пятьдесят работ — лучшие картины, созданные за десять лет творчества. Художнику становилось всё труднее не только работать, но и передвигаться. В дальнейшем, подобные принципы получили распространение в творчестве импрессионистов. Красоту сочетания красок, подтверждает живопись картины «В лодке». В представленном здесь образе обнаженной женщины на ложе (как и в «Завтраке на траве», это Викторина Меран в ногах женщины помещена черная кошка — бодлеровский символ из «Цветов зла»), напоминающем во многом традиции жанра у Джорджоне, Тициана, Веласкеса, Гойи и Энгра, присутствуют и приметы нового времени — черты марионетки и фетиша.
В 1881 году он получает медаль Салона, а позже его награждают орденом Почетного легиона. Тем не менее, Мане не хотел участвовать в выставках групп импрессионистов. В скромно сервированном завтраке, пучке спаржи, нескольких фруктах (один из лучших натюрмортов Мане изображает лишь один лимон) и особенно в цветах художник раскрывает поистине драгоценное колористическое богатство, тончайшие оттенки цвета.
Блики света присутствуют на всех персонажах картины. Однако, отношения между учителем и учеником не сложились. Перрюшо представляет работу «Олимпия» как своеобразную визитную карточку творчества Мане.
Особняком стоит Эмиль Золя— горячий сторонник творчества Мане, ярый защитник его живописи. В начале 1860-х гг. Дядюшка был добродушным низеньким толстяком с маленькой бородкой и всегда смеющимся лицом.
Вскоре последовала новая трагедия: повесился Александр, мальчик, помогавший Мане в мастерской и ставший персонажем его картины «Мальчик с вишнями». Несколько раз солдатам приходилось обнажать оружие. Вскоре художник узнал, что жюри салона отвергло «Любителя абсента» (из всех членов жюри за картину проголосовал только Делакруа, сам учитель Мане, Кутюр, проголосовал против). Вот таким образом, копии Мане не похожи на копии исполненные его современниками.
Можно привести высказывание Ш. Бодлера о картинах вообще: «все должно содействовать выражению основной идеи, все должно хранить ее изначальный колорит, опознавательные цвета». С этого и начался неразрешимый конфликт Эдуарда Мане с официальным искусством. Портрет современников – «Балкон» опять нам напоминает работу «Махи на балконе» Гойи. Влияние старых мастеров сказалось в первых работах художника, благосклонно принятых публикой («Испанский певец, », 1860 «Мальчик со шпагой» и др. ).
Обиженные художники обратились к Мартине с просьбой провести выставку без редакции жюри. Во всех исследованиях, посвященных импрессионизму, Э. Мане рассматривают, как некое «переходное звено», как нечто, давшее основы, но постепенно начавшее «мешать» такому цельному явлению, как импрессионизм. Терновец акцентирует внимание на реализме Мане. Изображение самого текущего времени было подлинной целью творческих исканий художника.
У меня есть несколько гипотез. Обращение Мане к Веласкесу и Гойе. Одновременно художник разрабатывает «испанскую» тему – создает «Лолу из Валенсии» (1862), «Гитарерро» и «Викторина Меран в костюме эспады». Картина «Купанье» была предложена жюри вместе с менее значимыми «Молодой женщиной в костюме эспада» и «Молодым человеком в костюме махо». Известно, что сам художник не сохранял свои ранние работы и наброски. Она свидетельствовала о происходящих переменах в судьбах французского искусства.
Его творчество было «манифестацией новой школы». Эдуард Мане родился 23 января 1832 г. в Париже. он самостоятельный художник импрессионистом себя не считавший.
В поисках «монументального» полотна для следующей выставки Мане решается на написание картины с изображением обнаженной натуры. Свет и цвет сближает все, что есть в этом заведении и, в целом, в Бытии. Все это объединено в сцену современной жизни с предельно прозаической сюжетной мотивировкой (что может быть банальнее продавщицы за стойкой бара. ), претворенной художником в образ изысканного совершенства.
Вследствие этого появляется картина Завтрак на траве. Он пишет «Мальчика с вишнями» (1858), «Любителя абсента» (1859) и «Портрет родителей» (1860) В ранних работах Мане практически не отходит от принятых канонов живописи. Это было воспринято критиками как неслыханное ханжество. Помогал ему и опыт французских реалистов середины XIX века (в особенности Г. Курбе). В «Нана» (1877, Кунстхалле, Гамбург) художник создает образ содержанки в духе романов Золя определенная «новеллистичность» ощутима и в картине «У папаши Латюйль» (Музей изящных искусств, Турне).
Многие работы Мане «переводят на современный ему язык живописи картины старых мастеров». Так, П. Валери проводит параллель между сюжетами картин Мане и тематикой стихов Бодлера: «Любителя абсента» (1860) он сравнивает с «Вином мусорщика», а «Олимпию» – с циклом стихов «Парижские картинки». М. Н. Особенно совершенна работа В лодке. Также художник отказывается от пространственных качеств формы.
Отвержение работ, претендентов на участие в Парижском салоне, вынудило Мане провести выставку получившую название «Салон отверженных». Новаторство художника не было понято, если не считать небольшую группу его друзей. работа практически во всех жанрах2.
Находясь в постоянном поиске, он принимается за написание следующей картины «Уличная певица», натурщицей для которой стала Викторина-Луиза Меран, юная провинциалка, стремившаяся выбиться из нищеты любыми методами. Слухи распространились по Парижу, но Сюзанна ни о чём не узнала или не подала виду. У многих картин этого периода трудно даже определить жанр. На похороны великого творца собрался весь артистический Париж.
Используя и переосмысляя сюжеты и мотивы живописи старых мастеров, Мане стремился наполнить их острым современным звучанием, полемически внося в известные классические композиции изображение современного человека (Завтрак на траве, Олимпия – оба 1863, Музей импрессионизма, Париж). Когда полотно было приобретено, его вывесили в Лувре, рядом с произведениями Энгра. Этот этап можно охарактеризовать как поиск, самоопределение художника. Правда, не одного Мане постигла такая участь: 2800 картин было отвергнуто. Те современники Мане, которые также были «анти-академиками» – Курбе и Милле – также не вдохновляли художника.
Но были и различия, что видно по его лучшим произведениям тех лет – картинам «Аржантей» и «В лодке». Он предпочитал любой ценой добиться признания жюри официальных Салонов. Э. Мане едет в Аржантей, где сближается с К. Моне. Путешествие через Атлантику и пребывание в Рио оставили глубокий след в сознании Мане.
В «Музыке в саду Тюильри», наоборот, рассматриваемые с близкого расстояния лица становятся почти абстрактными формами. На этом этапе таких картин появляется много. Этим двум картинам сильно досталось от критиков.
Фигуры людей на картинах представлены крупно, особое внимание уделено их поведению. Край стола, на котором стоит бокал, не согласуется с перспективой.
К примерам «чистой» живописи относится «Флейтист» (1866, Музей дОрсе, Париж). Обращался к темам современной истории (Казнь императора Максимилиана, 1867, Кунстхалле, Мангейм), откликался на события Парижской Коммуны 1871 (Расстрел коммунаров, акварель, 1871, Музей изобразительных искусств, Будапешт). Весь Париж стоял на голове. Он обобщает форму, пренебрегает светотенью и третьим измерением (Курбе не случайно сравнивал "Олимпию" с "игральными картами"), добивается особой интенсивности цвета. Но по возвращении вновь терпит неудачу на приемных экзаменах.
Неприятие академизма, «условных» поз и жестов, мифологических сюжетов3. нововведение Мане – организация полотна «Музыки в Тюильри» посредством пятен и силуэтов, 6. Художник в своих работах этого периода редко повышает звучание цвета до предельной степени интенсивности. Моделью для Олимпии также служила Викторина Меран. Янсон Х. В. Родился в семье крупных чиновников. Коварство Наполеона III было настолько отвратительно Мане, что он одел палачей во французскую форму.
При этом в большинстве его работ отсутствуют внешнее действие и минимальная сюжетная завязка. Одна из таких работ «Балкон». Эдуард Мане не проявляет попыток к новаторству с первых своих самостоятельных работ. Особым нападкам подверглась «Музыка в садах Тюльери», где Мане, отказавшись от детализации, сумел передать образ динамичной толпы черточками и пятнами света на холсте. Плавание через Атлантический океан и пребывание в Бразилии полностью перевернуло его мировосприятие.
Освоение объект-языка, тщательное копирование произведений мастеров прошлого2. Он считает, что Э. Мане ввел принцип «заслоняющей плоскости». Однако, картины встретили полнейшее неприятие публики и старших коллег Мане по цеху. Художник всегда работает в мастерской, наедине с самим собой. Обучаться живописи Мане стал в 1850 году.
Ревалд характеризует манеру Мане как находящуюся «между так называемой реалистической и романтической». Летом 1870 г. Мане создал свою первую картину на свежем воздухе – Сад. Приблизительно одна десятая часть всех его картин – это морские пейзажи. Уже на первых порах талантливое и мятежное нутро юноши давало о себе знать. Он пишет: «Мане – автор «Олимпии» – оказался в самом центре эпохи». Это идеал женской красоты для Мане. Трудно определить однозначно жанр последней большой картины художника – Бар в Фоли-Бержер (1881-1882).
Тоже делает и Э. Мане. Мане не использует полутона, только лёгкая светотень подчёркивает выпуклость фигуры. Академизм – сложившееся в 16-19 вв. Учился у Т. Кутюра (1850-56, с перерывами). По свидетельству современников, Мане был признанным авторитетом этой группы, тем не менее, это неформальное собрание было достаточно либеральным, его участники не боялись критиковать Мане.
Как и обнаженная в "Завтраке", "Олимпия" (моделью для нее послужила опять же Викторина Меран) смотрит на нас взглядом, словно олицетворяющим загадочную и победную силу искусства Мане. К счастью, ему удалось уцелеть в период боевых действий.
В эти годы Мане наконец получает признание своего таланта — даже со стороны тех, кто всю жизнь с ним боролся. На лето 1870 года приходится апогей франко-прусской войны, затеянной Наполеоном III.
В парных композициях начала 1880-х годов «Весна. Картина собирала сотни людей, пришедших на выставку лишь для того, чтобы обругать и плюнуть на неё. На лето 1870года приходится апогей франко-прусской войны, затеянной Наполеоном III. Такое поведение людей привлекало Э. Мане, определенно нравилось художнику, ведь он, еще со времен обучения у Кутюра, был против условностей и специального позирования. Такие работы, как Большой канал в Венеции (1874), Мостильщики, улица Монье (1878), Подавальщица пива (1878) обнаруживают своеобразие импрессионизма Мане и его поиски в этом направлении.
Художник уже размышляет о следующем салоне и в расчёте на это пишет картину «Старый музыкант», хорошую в плане исполнения, но явно слабую в построении композиции. В устремленном прямо на зрителя взгляде обнаженной женщины (художник написал ее с Викторини Меран, своей любимой натурщицы) есть и дерзкая непосредственность и глубокая мечтательность. Их образы символизируют муз. Его родители надеялись, что их сын получит респектабельное юридическое образование. Родители коротали с ними вечера у камина – женщины рукодельничали, мужчины вели беседы. В конце концов победила его приверженность к искусству.
«Олимпия» невольно напоминает «Венеру Урбинскую» Тициана. Художник передает своеобразие именно испанского темперамента.
В ее утонченной и смелой цветовой гармониипроявилась высочайшая живописная культура Эдуарда Мане, впитавшая в себя опыт мастеров прошлого. Художник ежедневно посещает Лувр, где делает первые наброски. После кончины Мане начался другой период в истории французского искусства.
Только «Любитель абсента», написанный по правилам живописной техники Кутюра, вызвал категорическое неприятие своим сюжетом: на холсте изображен не мифологический герой, а обыкновенный бродяга-люмпен, любящий выпить. «Испанский музыкант» – «Гитарреро» был написан в новой манере, которая находится между так называемой реалистической и романтической. В ней художник также модернизировал классические мотивы (прототипом служила Венера Урбинская Тициана). Обиженные художники обратились к Мартине с просьбой провести выставку без редакции жюри. утверждение доминирования темных тонов2. Позже, плавая на корабле в Рио-де-Жанейро, он рисует «карикатуры» на товарищей – моряков.
В 1875 появляется «голубая симфония» – «Гондолы на Большом канале в Венеции». С помощью зеркального отражения (прием, по всей вероятности, заимствованный из "Менин" Веласкеса) художник раздваивает свой образ – вводит его в текущую мимо жизнь и ставит над временем. Особо тёплые отношения Мане завязывает с французским поэтом Шарлем Бодлером. Картина «Музыка в Тюильри» (1860, Национальная галерея, Лондон) — образ нарядно одетой толпы в оболочке бытового жанра.
От глухих и плотных тонов, напряжённого колорита с преобладанием тёмных цветов он перешёл к более светлой и свободной живописи, богатой прозрачными рефлексами и валёрами (В лодке, 1874, Метрополитен-музей). Была открыта большая выставка его произведений в Школе изящных искусств. В поисках «монументального» полотна для следующей выставки Мане решается на написание картины с изображением голой натуры. Центром этого модного увлечения становится именно Аржантей – город на реке Сене, где любят бывать французы. В 1867 году Мане показывает свои произведения в отдельном павильоне.
На этом этапе художник создает работу «Бой быков», от которой сохраняет фрагмент – «Мертвый тореро» пишет религиозную композицию Христос с ангелами. Этапным произведением можно считать Бар в Фоли-Бержер (1882). Они сделали художника известным среди современников и создали славу у потомков. Такова была его художественная программа. «Портрет Золя» – дань признательности известному писателю, который не раз оказывал Мане важную поддержку. Также автор высказывает мнение, что Мане «будто экспериментировал» с публикой, предлагая то картины на испанские темы, то сюжеты с современными парижанами, то пленэрные работы. Актуальность и новизна исследования.
Мане был поражен и оскорблен реакцией на свое произведение. Полковник Фурье не настаивал, но тут же повидался с м-сье Дефоконпре и сказал ему, что готов оплатить из своего кармана уроки рисования, которые будут даны Эдуарду. В традициях старых мастеров исполнен и «Портрет родителей» (1860), выполненный как жанровая картина. Одним из художников, оказавших наибольшее влияние на Мане, становится Веласкес. Всё воспитание Эдуарда проходило в буржуазной среде под дымчатым парижским небом. В работах «Мальчик с вишнями» и «Любитель абсента» можно заметить, как ловко Мане импровизирует с линией контура, нарочито выделяя его или же полностью «сливая» его с фоном.
В 1867 Мане строит собственный павильон на всемирной выставке в Париже, для которой он создает не без влияния Гойи картину «Расстрел императора Максимилиана в Кверетаро», повествующую о бесславной кончине ставленника Наполеона III на мексиканский престол. Художника не случайно называли "живописцем современной жизни". В 1850–1856 учился в Школе изящных искусств в Париже у Тома Кутюра (1815–1879), одного из самых известных французских художников-академистов того времени.
Он против академической школы Кутюра, не приемлет классицизм Энгра и Давида. Выставка должна была разжечь интерес зрителей как раз накануне открывающегося салона. Но опасаясь слишком жёсткой и академичной программы обучения в Школе, Мане в 1850 году поступает в мастерскую модного в то время художника Тома Кутюра, который прославился в 1847 году благодаря монументальному полотну «Римляне периода упадка». живопись на пленэре5.
Вскоре художник узнал, что жюри салона отвергло «Любителя абсента» (из всех членов жюри за картину проголосовал только Делакруа, сам учитель Мане, Кутюр, проголосовал против). Она представляет собой «шедевр пространственного иллюзионизма», как и «Менины» Веласкеса, которыми восхищался Э. Мане. На картине Флейтист (1866, Париж, музей Д Орсе) изображан юный пехотинец играющий на флейте.
Наиболее известные из них — иллюстрации к поэме Шарля Кро, сделанные в офорте и к «Ворону» Эдгара По, сделанные в технике литографии. В 1870-80х гг. Именно это стремление сделать предметом искусства саму окружающую действительность и сплотило вокруг художника молодых новаторов, за которыми вскоре утвердилось название импрессионистов. Понять Кутюра значило понять возможности официального искусства. Однажды он попробовал поговорить об этом с отцом Эдуарда.
Эдуар Мане отправляет своих родных на юг Франции в Олорон-Сент-Мари. Одним из художников, оказавших наибольшее влияние на Мане, становится Веласкес. Он пишет, что художник порвал с системой академических условностей и дал в своем творчестве картину современного общества. «Флейтист», «Женщина с попугаем» (1866), - такие работы, в которых жанры взаимодействуют друг с другом. Э. Мане начинает рисовать, обучаясь в коллеже.
Первой подлинно масштабной работой Мане явился "Завтрак на траве" (1862). Сцены обыденной жизни становятся главными в творчестве Мане (с 1870-х), в его произведениях проявляются все новшества пленэрной живописи, разработанные его друзьями-импрессионистами. Так, он создает «Лолу из Валенсии» (1862, Музей дОрсе, Париж) — портрет испанской артистки на фоне театральных кулис, «сокровище с розово-черным мерцанием» (Бодлер).
Сперва Мартине не решился на столь откровенную дерзость и побоялся открывать салон, однако вмешательство императора Наполеона III вынудило его провести выставку, сразу же получившую название «Салон отверженных». Эдуар Мане работал преимущественно в Париже, посетил Бразилию (1848-1850), Германию, Испанию (1865), Великобританию (конец 1860-х годов), Голландию (1872). направление, основанное на следовании внешним формам классического искусства. Мане Эдуард (Manet) (1832-1883), французский художник. Выставлено пятьдесят работ— лучшие картины, созданные за десять лет творчества. Композиция была навеяна художнику гравюрой Марка-Антонио Раймонди с рафаэлевской композиции «Суд Париса». мелкий, дробный мазок3.
На идейном уровне работу можно трактовать как поиск и жажду признания. изменение техники с классической на «a la prima». «Олимпию» Мане решился показать публике только спустя два года после ее создания. В 1874 году открылась первая выставка художников – импрессионистов.