В картине «Балкон» (1868, Музей дОрсе, Париж) Мане, сочетая принципы бытового жанра с портретом, вновь показывает отчужденность людей друг от друга. В парных композициях начала 1880-х годов «Весна. В «Нана» (1877, Кунстхалле, Гамбург) художник создает образ содержанки в духе романов Золя определенная «новеллистичность» ощутима и в картине «У папаши Латюйль» (Музей изящных искусств, Турне). Правда, не одного Мане постигла такая участь: 2800 картин было отвергнуто. Край стола, на котором стоит бокал, не согласуется с перспективой.
Как и в собраниях Лувра, его везде интересуют «секреты» живописи старых мастеров, преимущественно Веласкеса, Гойи, Эль Греко, Халса, Рембрандта, Рубенса, Ван Дейка, Ватто и Шардена, а среди новых — Делакруа. Ее признают неприличной, а сам Эдуард Мане упрекается в безнравственности за ее написание. Мане не использует полутона, только лёгкая светотень подчёркивает выпуклость фигуры. Мгновения из повседневной жизни появляются на его холстах Балкон (1868-1869, Лувр) и, например, Завтрак в мастерской (1868, Баварское государственное художественное собрание).
Часто он делает копии с понравившихся ему произведений, порой довольно произвольные. К примерам «чистой» живописи относится «Флейтист» (1866, Музей дОрсе, Париж). Оставив рутину художественной школы, 24-летний Эдуард занялся самообразованием. После войны «банда Мане», как называли художников-«батиньольцев» обыватели от искусства, вновь собралась в Париже. Слухи распространились по Парижу, но Сюзанна ни о чём не узнала или не подала виду. Но опасаясь слишком жёсткой и академичной программы обучения в Школе, Мане в 1850 году поступает в мастерскую модного в то время художника Тома Кутюра, который прославился в 1847 году благодаря монументальному полотну «Римляне периода упадка».
Особняком стоит Эмиль Золя— горячий сторонник творчества Мане, ярый защитник его живописи. 1865 год является годом рождения «Олимпии», вызвавшей еще более нещадную критику и непонимание со стороны поклонников изобразительных искусств. Вскоре художника и натурщицу стали связывать не только творческие узы, но и интимные.
Это было воспринято критиками как неслыханное ханжество. О чем свидетельствует попытка написать расстрел императора Максимилиана (1867, Городская художественная галерея, Мангейм) – события произошедшее в Мексике, результат внешней политики Наполеона III. В начале 1850 вместе со своим другом по гимназии А. Прустом (в будущем — автор воспоминаний о Мане) учится в Школе изящных искусств в Париже у Т. Кутюра известного мэтра салонного и академического искусства, прославившегося картиной «Римляне эпохи упадка» (1847, Лувр).
В связи с намечающимся «возрождением» техники пастели Мане пишет цветными мелками ряд произведений (например, «Портрет Ирмы Бруннер», около 1882, Музей дОрсе, Париж), отличающийся тонкостью красочных отношений. Картина «Музыка в Тюильри» (1860, Национальная галерея, Лондон) — образ нарядно одетой толпы в оболочке бытового жанра.
В поисках «монументального» полотна для следующей выставки Мане решается на написание картины с изображением обнажённой натуры. Картина «Купанье» была предложена жюри вместе с менее значимыми «Молодой женщиной в костюме эспада» и «Молодым человеком в костюме махо». Он неоднократно посещал голландские музеи, где любовался живописью Франса Халса. Сегодня с творчества Эдуарда Мане (1832 – 1883) принято начинать рассказ о рождении современного искусства.
А так между героями картин и зрителями исчезал привычный музейный барьер. Правда, при виде представленных два года спустя Завтрака на траве и Олимпии, ныне украшающих собрание Лувра, достопочтенная публика и вовсе хваталась за зонтики и несвежие овощи, направляясь в атаку на эти странные (на ее взгляд) произведения. Однако вскоре Эдуард находит новый сюжет для будущей картины. Вернее тот факт, что ее появление не оправдывается сюжетом.
В это же время один из организаторов салона Луи Мартине, осознавая трудности для признания на салоне молодых художников, организовал альтернативную выставку, среди картин которых были и творения Мане: «Мальчик с вишнями», «Читающий» и получивший признание «Гитарреро». Эдуард Мане не проявляет попыток к новаторству с первых своих самостоятельных работ. Особо тёплые отношения Мане завязывает с французским поэтом Шарлем Бодлером. В «Осени» мастер использует новую колористическую гамму, правда, уже открытую в композиции «В лодке» (1874, Метрополитен-музей), — сочетание оттенков голубого с коричневатыми тонами. Юношу привлекла эта скандальная слава.
Сходство достигается только тогда, когда картину разглядывают с определённого расстояния. После того, как Эдуард окончил школу художников, он начинает путешествовать с целью изучения полотен мастеров старой школы со всего света. К «испанскому» циклу относятся также «Гитарерро» (Метрополитен-музей) и «Викторина Меран в костюме эспады» (там же). Он кончил у Кутюра полный шестилетний курс обучения (1850—1856), однако все это время отношения между учителем и учеником оставляли желать лучшего.
В этих обсуждениях и были сформулированы основополагающие принципы импрессионизма. Картина Мане «Завтрак на траве», на которую художник возлагал наибольшие надежды, была раскритикована и вызвала смех у посетителей салона. Следы всего этого без труда обнаруживаются в его работах того времени. Эдуард Мане отправляет своих родных на юг Франции в Олорон-Сент-Мари.
Обиженные художники обратились к Мартине с просьбой провести выставку без редакции жюри. Мане поступил в артиллерию в звании лейтенанта. В «Музыке в саду Тюильри», наоборот, рассматриваемые с близкого расстояния лица становятся почти абстрактными формами.
Мане явно скучал в мастерской Кутюра. Художник посмел изобразить обнаженной современную женщину (на обеих картинах запечатлена Викторина Меран, бывшая постоянной натурщицей Мане) и даже не пытался скрыть сей возмутительный, подрывающий нравственные устои факт. Однако Мане не до конца принимает принципы нового искусства, о чем свидетельствует картина «Аржантей» (1874, Музей изящных искусств, Турне). Единственным плюсом было то, что именно в мастерской Тома, требовавшего от своих учеников изучения старых мастеров, создатель картины «Лола из Валенсии» открыл для себя классическое наследие. Композиция была навеяна художнику гравюрой Марка-Антонио Раймонди с рафаэлевской композиции «Суд Париса». Родился в семье крупных чиновников.
Так, он создает «Лолу из Валенсии» (1862, Музей дОрсе, Париж) — портрет испанской артистки на фоне театральных кулис, «сокровище с розово-черным мерцанием» (Бодлер). Бунтарский дух заставлял его искать не совсем обычные пути в жизни. В том же году Мане пишет «Олимпию» (Музей дОрсе, Париж). В 1867 Мане строит собственный павильон на всемирной выставке в Париже, для которой он создает не без влияния Гойи картину «Расстрел императора Максимилиана в Кверетаро», повествующую о бесславной кончине ставленника Наполеона III на мексиканский престол.
Но начавшаяся в 1870 году франко-прусская война заставила на время забыть о живописи. Вместо того чтобы, подобно другим мечтающим об артистическом призвании, поступить в Школу изящных искусств (на этом настаивал и отец Мане), он пошел учиться в мастерскую Тома Кутюра, незадолго до того прогремевшего в Салоне 1847 года своей картиной «Римляне эпохи упадка» с изображением античной оргии. Жюри салона 1863 года также отвергло все три представленные Мане картины. Картина «Бой «Кирседжа» и «Алабамы» (1864, Музей искусств, Филадельфия) представляет морское сражение двух американских кораблей армии северян и южан, близ Шербура. Художник возлагал большие надежды на реалистичную (чем-то схожую с творчеством Бодлера) картину «Любитель абсента».
В 1874 — в год первой выставки импрессионистов, Мане едет «в малую столицу импрессионизма» — Аржантей, где работают К. Моне и О. Ренуар. Творческая свобода художника в 1863 году являет миру первый из скандальных его шедевров – «Завтрак на траве» изображающий обнаженную женскую натуру в обществе одетых мужчин. На лето 1870года приходится апогей франко-прусской войны, затеянной Наполеоном III. В 1863 Мане пишет картину «Завтрак на траве» (Музей дОрсе, Париж), которая под названием «Купание» была выставлена в скандально известном Салоне отверженных, где экспонировались произведения, не принятые официальным жюри. Мане принадлежит честь быть, если можно так выразиться, духовным отцом импрессионизма.
В 1860-е годы создаются «Самоубийца» (частное собрание), «Пейзаж с катафалком» (Метрополитен-музей), «Христос и ангелы» (там же), «Мертвый тореро» (Национальная галерея, Вашингтон). Выставка должна была разжечь интерес зрителей как раз накануне открывающегося салона. Однако, картины встретили полнейшее неприятие публики и старших коллег Мане по цеху. Воспротивившись предназначавшейся ему карьере юриста, поступил в морскую школу. Вскоре последовала новая трагедия: повесился Александр, мальчик, помогавший Мане в мастерской и ставший персонажем его картины «Мальчик с вишнями».
Тень фигуры не соответствует её положению. Вопреки общественному мнению художник продолжил работать в выбранной однажды манере. Одновременно художник разрабатывает «испанскую» тему. Портрет Демарси» (Метрополитен-музей) и «Осень. Увлечение испанской темой заметно ослабевает после поездки в Испанию в 1865. Красота черных пятен оправдывает грубость сюжета. В 1848 отправляется в поход на корабле в Рио-де-Жанейро.
Увлечение старой живописью обусловило многочисленные путешествия Мане. Дальнейшее творчество Эдуарда Мане не изменяет своей направленности и продолжает свою линию. По свидетельству современников, Мане был признанным авторитетом этой группы, тем не менее, это неформальное собрание было достаточно либеральным, его участники не боялись критиковать Мане. Так под влиянием Моне он создает свою первую картину на пленэре.
Позднее Мане и вовсе некоторое время работал в манере, свойственной молодым коллегам. После смерти Бодлера художник сближается с Э. Золя, пишет его портрет. В 1874 году он поехал в Аржантей, где работал на пленэре рука об руку с Моне и Ренуаром.
Тема «выключенности» человека из среды и тут остается главной. А вот исторические полотна ему не удавались. Мане привлекает скандальную славу, хотя и не стремился к ней.
В традициях старых мастеров исполнен и «Портрет родителей» (1860, частное собрание, Париж), выполненный как жанровая картина Мане одним из первых художников заметил отчужденность людей друг от друга изображенные им персонажи находятся рядом, но словно не обращают внимания на окружение. Портрет Лоран» (Музей изящных искусств, Нанси), где изображенные артистки представлены как аллегории времен года, ощущается некое предчувствие стиля модерн: плоскостный фон ритмизован изображением цветов, а фигуры показаны в профиль. Но со смертью отца и получением наследства полет его мысли раскрепощается, не тяготимый финансовой зависимостью от писания картин. Рисовать начал еще в коллеже.
В представленном здесь образе обнаженной женщины на ложе (как и в «Завтраке на траве», это Викторина Меран в ногах женщины помещена черная кошка — бодлеровский символ из «Цветов зла»), напоминающем во многом традиции жанра у Джорджоне, Тициана, Веласкеса, Гойи и Энгра, присутствуют и приметы нового времени — черты марионетки и фетиша. Женская обнаженная натура. Находясь в постоянном поиске, он принимается за написание следующей картины «Уличная певица», натурщицей для которой стала Викторина-Луиза Меран, юная провинциалка, стремившаяся выбиться из нищеты любыми методами. Синтезом предшествующих художественных исканий Мане явилась картина «Бар «Фоли-Бержер» (1881-1882, Институт Курто, Лондон). Первое значительное произведение — картина «Любитель абсента» (1858-1859, Ну Карлсберг, Глиптотека, Копенгаген), в которой в традиции живописи Веласкеса представлен деклассированный пропойца — наследник романтических бродяг сюжет картины мог быть инспирирован влиянием Ш. Бодлера, с которым художник познакомился в это время.
Бедная красавица изображенная на полотне, тут же обрела нелестные эпитеты «потаскухи, возомнившей себя королевой» и «бесстыжей девки, вышедшей из-под кисти Мане». Художник уже размышляет о следующем салоне и в расчёте на это пишет картину «Старый музыкант», хорошую в плане исполнения, но явно слабую в построении композиции. Одним из художников, оказавших наибольшее влияние на Мане, становится Веласкес.
Сперва Мартине не решился на столь откровенную дерзость и побоялся открывать салон, однако вмешательство императора Наполеона III вынудило его провести выставку, сразу же получившую название «Салон отверженных». Размышляя над следующим предложением салону, Мане вновь обращается к офорту. Вскоре художник узнал, что жюри салона отвергло «Любителя абсента» (из всех членов жюри за картину проголосовал только Делакруа, сам учитель Мане, Кутюр, проголосовал против). Разрушая традиционные каноны бытовой живописи, в частности, отказываясь от четкой сюжетной мотивировки, Мане воспользовался иконографическими мотивами картин «Концерт» Тициана (в 19 в. приписывался Джорджоне), «Паломничество на остров Киферу» Ватто и «Девушки на берегу Сены» Курбе, а для построения композиции — гравюрой Раймонди с рисунка Рафаэля «Суд Париса». После учёбы и небольшого плавания, Эдуард поступает в школу Изящных Искусств в Париже, вместе с А. Прустом, который потом написал воспоминания о Мане. И в первую очередь с его именем связывают появление импрессионизма.
К счастью, ему удалось уцелеть в период боевых действий. Мане отбросил академическую технику «тщательной отделки» картины, в которой не имело значения, рассматривалось ли полотно с близкого или далёкого расстояния. Мане одновременно договаривается с Мартине об устройстве выставки— она включит лучшие из прочих его холстов, среди которых будут «Музыка в Тюильри» и «Старый музыкант», «Gitanos» и «Испанский балет», «Уличная певица» и «Лола из Валенсии». Что же так взволновало и возмутило добропорядочных буржуа. К концу 1860-х годов Мане приобрел двусмысленную репутацию.
Его творчество предопределило саму возможность его появления.