Иногда создаётся впечатление, что «руки персонажей пририсованы к римским портретным бюстам»145. Женское начало ассоциируется с льющейся водой— и то и другое означает начало жизни. Для души он продолжал делать карандашные портреты (всего 23 за все шесть лет пребывания в Риме), моделями для которых служили друзья и гости95. Современники ощущали некий дискомфорт при сопоставлении Парижа, полностью перестроенного бароном Османом и живописного наследия Энгра, копировавшего ренессансные образцы и призывавшего «Назад, к Рафаэлю. ».
После этого Эдип женился на вдове Лая, прекрасной Иокасте, не зная, что она – его мать. Гордый юноша отказался и возница Лая проехал колесом по его ноге. Выбор именно мастерской Давида объяснялся его известностью в революционном Париже4. C 1800 года Энгр участвовал в конкурсе на соискание Римской премии, представив полотно «Сципион с сыном и послами Антиоха» (не сохранилось), но оно заняло только второе место7. Поза Эдипа заимствована Энгром из помпеянских фресок.
Повторение «Купальщицы» задаёт волнообразные линии, которые в композиции акцентируются немногими стоящими фигурами. Высшие достижения Энгра связаны с «бессюжетным» изображением обнаженной натуры. И только узор головной повязки вносит деликатный красочный акцент в эту строгую гамму. На Салоне 1834 года очень неоднозначные оценки получило эпическое полотно «Мученичество святого Симфориона», заказанное художнику ещё в 1824 году.
Творчество. Композиция «Венеры» была использована в другом известном полотне Энгра— «Источник».
Плафон для потолка спальни, готовившейся для Наполеона во дворце Квиринале в Риме. Это привело его к изучению дорафаэлевской живописи Италии, которую тогда именовали «примитивной» и средневековой книжной миниатюры.
Слепой Эдип был оскорблен своими сыновьями, Полиником («многоссорящимся») и Этеоклом. Ж. -О. -Д. Энгр. Ещё в Италии он познакомился с Никколо Паганини исполнив два его графических портрета, впрочем, в воспоминаниях Амори-Дюваля описан концерт Паганини в Париже 10 апреля 1831 года, на котором Энгр был только зрителем86.
Тем не менее как портретист он принадлежит к самым выдающимся мастерам мирового искусства. Те понесли. Слепого Эдипа страшно мучили богини мщения, Эринии.
Другую160— светскую160— сторону портретного искусства Энгра воплощают три изображения семейства Ривьер160— отца, жены и дочери. Эдип спокоен, внутренне сосредоточен Сфинкс насторожен и зловещ. Герцог Орлеанский прислал особое письмо, полное похвал работам прославленного мастера.
1814. Горделивая поза кажется удивительно естественной, лишенной всякого кокетства. Для 23-летнего художника портрет первого лица государства в натуральную величину был очень серьёзной задачей это также свидетельствует о статусе Энгра ибо маловероятно привлечение совсем неизвестного молодого живописца для целей государственной пропаганды.
В портрете мадам Ривьер имеются несоответствия в размерах головы, плеч и линии груди. Фигура отражается в зеркале, где хорошо видны ее обнаженные плечи и классический профиль. Художник продолжал напряжённо работать, в январе 1801 года он был удостоен премии за натурное поясное изображение «Мужской торс».
В соединении с портретом короля образовалось абсолютно эклектическое произведение. В дальнейшем власти продолжали награждать живописца: в 1855 году он стал первым художником, возведённым в ранг великого офицера Ордена Почётного легиона наконец император Наполеон III в 1862 году сделал Энгра сенатором, несмотря на то, что у него резко ухудшился слух и он был плохим оратором105. Это добавляет картине тонкого эротизма. (1813). В исторической перспективе основные причины их конфликта (первичность цвета или линии) оказались второстепенными, а после опубликования дневников Делакруа и записей Энгра выяснилось, что их взгляды на современность, принципы анализа произведений искусства и подходы к их созданию едва ли не полностью совпадают106.
Согласно мифу, супружеская жизнь Эдипа и Иокасты длилась много лет. Николаю и Александру Невскому. На рисунке изображена семья французского консула в В 1813 году Энгр женился. Бард помещен в центре композиции, склонившимся на арфу у скал.
Апулей творчествосы. Архитектура нового Барокко. Оригинально решена и проблема освещения фигур: свет, озаряющий лик Мадонны исходит извне, а не от пламени свечей. Однако на этой же выставке впервые были показаны зарисовки и эскизы Энгра, которые позволили новому поколению критиков провозгласить его гением. «Портрет Филибера Ривьера» демонстрирует видного чиновника Империи, он сидит спокойно, поза его элегантна.
Последняя его картина— восьмая по счёту версия «Мадонны с причастием»— символически датирована 31 декабря 1866 года127. Жан Огюст начал заниматься портретной живописью, главным образом для заработка, подписывая свои работы «Энгр-сын» (фр. Ingres-fils)4. Это и способствует сознательному возвышению одалиски приобретающей качество богини. Энгр определял своё творчество как «хранение истинных доктрин, а не новаторство», однако эстетически постоянно выходил за пределы неоклассицизма, что выразилось в его разрыве с парижским Салоном в 1834 году. Творческий путь Энгра начался в период консульства и Первой империи, причём современная ему обстановка определила полную аполитичность художника.
Материалы переписки были опубликованы в 1909 году Буайе дАжаном и это издание до сих пор служит важным источником для исследования внутреннего мира художника переиздание последовало в 1926 году. От печали и стыда Иокаста удавилась. Лай стал избегать своей жены Иокасты, не объясняя ей причины этого. Одним из немногих положительных отзывов были суждения Теофиля Готье, который оценил монументальное построение композиции, её величие и умение художника воссоздать «суровый дух далёкой эпохи»87.
Энгр искажает пропорции тела, удлиняя спину одалиски, на три позвонка. Ярким примером является изображение Анджелики, прикованной к скале. В исторической перспективе основные причины их конфликта (первичность цвета или линии) оказались второстепенными, а после опубликования дневников Делакруа и записей Энгра выяснилось, что их взгляды на современность, принципы анализа произведений искусства и подходы к их созданию едва ли не полностью совпадают К концу жизни Энгр последовательно подчинял своё искусство и свои личные вкусы декларируемой классицистской доктрине. Таковы «Ариосто и посол Карла V», «Паоло и Франческа», «Руджеро, освобождающий Анджелику», «Смерть Леонардо да Винчи», «Папа Пий VII в Сикстинской капелле» и некоторые другие. Д. Перова, напротив, утверждает, что «именно таким Бонапарт пришёл к власти в 1799— решительным, уверенным и непоколебимым генералом»8.
«Лишь одеяния ангелов, переливающихся розовато-золотистыми оттенками, заставляют вспомнить лучшие колористические находки Энгра, как и идеальная пластика фигур»71. В этих же тонах выполнен сложный по структуре натюрморт на переднем плане. Он был первенцем в семье Жана-Мари-Жозефа Энгра (1755—1814) и Анны Муле (1758—1817). «Сон Оссиана»— картина, демонстрирующая свободу романтического решения, что подчёркивается резкими контрастами светотени ирреальностью изображённого пространства и бесплотностью фигур44.
Папа Пий VII в Сикстинской капелле, Паоло и Франческа, Послы Агамемнона у Ахилла (1801). Повышение заразительности также обеспечивает соединение приемов закрывания и открывания. Большая купальщица (Купальщица Вальпенсона). В 1845—1846 годах Энгр очень далеко продвинулся в своей работе и даже согласился писать парную композицию «Железный век».
Оно предлагало прохожим загадку и низвергало их всех в пропасть, так как найти правильный ответ на неё никто не мог. Парижский Салон 1824 года открылся, когда Энгр ещё находился в пути. По другой версии мифа, Эдип проклял сыновей за то, что они бросили его после изгнания из Фив, когда он, нищий слепец, нигде не находил приюта. Надгробие выполнил в 1868 году римский студент Энгра— скульптор Виктор Бальтар. В 1849 году умирает Мадлен, жена Энгра. 1859-1863 гг.
Но вдруг в Фивах началась моровая язва. Линию ортодоксального академизма продолжала «Мадонна перед чашей с причастием», написанная в 1841 году по заказу наследника русского престола— будущего императора Александра II. Рагнар фон Холтен утверждал, что предмет изображает не только сражение между добром и злом, но также и между полами и что вводное стихотворение Buch der Leider Генрихом Гейне было источником для идеи живописи.
Цветовое решение портрета сдержанное, доминирующими являются чёрный фрак и желтоватые панталоны, оттенённые красной скатертью на столе и такой же обивкой кресла. В то время, когда живопись была создана, отец Моро недавно умер. В это время он создает замечательные портреты и композиции с обнаженной натурой, а также серию картин на мифологические и исторические темы («Эдип и сфинкс», «Зевс и Фетида», «Сон Оссиана», «Паоло и Франческа», «Роже и Анжелика»), в которых одним из первых выходит за пределы стиля классической живописи.
В свою очередь, Мадлен писала своей сестре, что Энгр— «художник огромного таланта, не мот, не пьяница, не распутник и при этом зарабатывает от десяти до двенадцати тысяч франков в год»50. Искусствоведы противопоставляли этим двум портретам изображение дочери— Каролины Ривьер.
Композиционное построение картины, образ Мадонны с Младенцем, являющейся в облаках коленопреклоненному Людовику XIII, фигуры ангелов — все решено, как говорил сам художник, «в рафаэлевском и моем духе».
Рождение Венеры, 1863 г. Жером. Они возбуждали в старце муки совести за прежние беззакония, хотя все их Эдип совершил невольно. Энгр также нарисовал более позднюю версию (c. Энгр именовал Делакруа своим «анти-Я» и явно был более непримирим в их конфронтации, активно используя доступные ему административные ресурсы. Многие приходили к горе, пытаясь разгадать загадку, но напрасно.
Ниже, по сторонам трона, показаны аллегории Илиады и Одиссеи. его искусство (и эту аналогию Энгр безусловно распространяет и на собственное творчество) становится тем пространством, в котором горний мир приобретает качество явления. Впрочем, Гэри Тинтероу заметил, что сейчас такой стиль выглядит китчем108. «Рафаэль и Форнарина» знаменовала начало большой серии небольших по формату картин, чьи сюжеты основаны на разнообразных исторических анекдотах и литературе эпохе Ренессанса.
В 1821 и 1823 годах «Венера» упоминается в переписке, но так и не была закончена. О своих графических работах и этюдах он писал Жилиберу в 1821 году, что их нельзя рассматривать как нечто окончательное и что он признаёт в искусстве лишь готовые результаты. Ярким примером является изображение Анджелики, прикованной к скале. Дневники Энгра послужили основным источником биографии Энгр открыто называл себя гением и ещё в 1806 году откровенно писал, что его «терзает жажда славы». По Н. А. Дмитриевой, «всякий раз, когда французское искусство начинает тосковать по утраченной ясности, оно вспоминает Энгра»150.
На мольберте Энгр показал неоконченную картину «Форнарина» и на заднем плане— тондо «Мадонна делла Седиа», для которых Рафаэлю позировала одна и та же натурщица53.
Только в апреле 1852 года, после почти трёх лет вдовства, художник женился на племяннице своего давнего друга Маркотта160— Дельфине Ромель (она также была сестрой жены сына Керубини160— Сальваторе). За год до назначения Эгра директором стипендиат Школы изящных искусств Ксавье Сигалон должен был снять копию «Страшного суда» Микеланджело в натуральную величину (она должна была отправиться в Париж как учебное пособие), но так и не смог пробиться сквозь противодействие властей Ватикана. Художнику был 71 год, его избраннице— 43 года. Бой петухов, 1847 г. Живопись изображает Эдипа, встречающего Сфинкса на перекрестке на его поездке между Фивами и Дельфи.
Жан Огюст Доминик Энгр родился 29 августа 1780 года в Монтобане на юго-западе Франции. Картина была решена сдержанно в плане эмоций и колорита. Помимо портретов, он получил в 1812 году несколько заказов на оформление интерьеров, создав в том числе огромную композицию (5 метров в длину) «Ромул, победивший Акрона» для римской резиденции Наполеона. Так изображает судьбу Эдипа Софокл, следуя древнему аттическому преданию о том, что он умер в Колоне и влагая в легенду свои возвышенные нравственные и религиозные понятия. Эдип был первым, чтобы ответить на загадку правильно и, услышав ответ Эдипа, Сфинкс был изумлен и необъяснимо убил себя, бросившись в море. Тем не менее, немногие современники, которые могли видеть картину, восприняли её как «порнографическую» (хотя при желании там можно найти намёк на лесбийскую сцену)125. Эта картина в России была раскритикована как католическая по духу действительно, застывшие позы и канонические цвета прямо соотносятся с католической церковной иконографией В 1839 году Энгр вернулся к ориентальной теме, написав полотно «Одалиска и рабыня» известное также в повторении 1842 года.
Полуженщину-полульва греческой мифологии Энгр показал в тени скал, что символизировало «тёмную» иррациональную природу тайны, противостоящей свету разума Эдипа. Он переписал «Апофеоз Гомера», тщетно надеясь, что эта картина станет канонической для следующих поколений написал два повторения «Стратоники» и акварельную версию «Сна Оссиана». Энгр видит свое призвание в сохранении великих традиций прошлого. Наиболее известное произведение этого периода— «Большие купальщицы» (1884—1887). Загнездившись близ Фив, на горе Фикион, Сфинкс задавал всем следовавшим мимо путникам загадку: «Кто из живых существ утром ходит на четырех ногах, днем на двух, а вечером на трех. » Люди не могли разгадать её – за это Сфинкс сбрасывал их в пропасть, а потом пожирал.
Художник тяжело переживает утрату любимой женщины, однако спустя три года женится вторично на Дельфине Рамель («Мадам Энгр»). Энгр выработал в рисунках особую технику. Естественным для Энгра было было обращение к сюжету Данте о Паоло и Франческе да Римини55. В 1813 году Энгр женился. Впрочем, Энгра и его заказчиков это беспокоило мало47.
Сыновья Эдипа убили друг друга в этой войне. Их «война» закончилась только в июле 1857 года, когда Делакруа был, наконец избран действительным членом Академии изящных искусств на место умершего Поля Делароша, с которым Энгр тоже в своё время поссорился119. Весной 1806 года были выделены средства на четырёхлетнюю пенсионерскую поездку в Рим. В результате он категорически отказался впредь участвовать в работе Салона и охарактеризовал парижскую публику как «невежественную и жестокую»88. В этой роще Эринии наконец примирились с Эдипом. В том стихотворении Сфинкс одерживает победу над Эдипом.
В окончательном варианте она изображена сидящей в позе, близкой к позе аркадской богини. Материалы тетрадей Энгра публиковались в 1947 и 1994 годах132. Однако, по мнению В. Раздольской именно в портретах Энгр смог «выразить и притом блистательно, своё время»16.
Уродство — случайность, а совсем не основная часть живой натуры. Альбер Вольф, который в 1870-е годы освещал выставки импрессионистов, писал, что ретроспектива Энгра явилась для него «откровением», поскольку неизвестные широкой публике произведения и эскизы намного превосходили широко разрекламированные творения художника128. Тело и лицо богини соответствует отрешённому и спокойно-безмятежному энгровскому идеалу. В 1813 году Энгр женится на родственнице одной из своих римских знакомых — Мадлен Шапель.
Картина «Жанна дАрк на коронации Карла VII» скрупулёзно воспроизводит детали обстановки, доспехи исторические одеяния всё это передано в сухой, жёсткой манере. «Портрет Бонапарта— первого консула» разными критиками оценивался по-разному. В знаменитых «купальщицах» и «одалисках», которые Энгр создавал на протяжении всей творческой жизни («Купающаяся женщина», «Купальщица Вальпенсон», «Маленькая купальщица», «Большая одалиска», «Одалиска с рабыней», «Источник», «Турецкая баня»), проявилось присущее ему понимание искусства, яркость его видения, правдивость по отношению к натуре и умение претворить ее в образы совершенной красоты. Очень своеобразным оказался «Автопортрет» 24-летнего художника (в 1850 году Энгр полностью его переписал)18.
Во Францию они отправились морем через Геную и вернулись в Париж в середине мая. В искусство XIX века Энгр вошел прежде всего как «наследник» Давида, продолжатель классических традиций предыдущего столетия. 1820-1856 гг.
Столь же спокойно и выражение его лица. Его английские последователи стремились превратить классицистскую статуарную «бесчувственность» в «деиндивидуализированность» иными словами, они стремились «депсихологизировать» женское тело и превратить его в «эротический принцип per se»149. 1827 г. Одалиска и рабыня 1842 Стратоника, Мадонна перед чашей с причастием. В сентябре, за несколько дней до открытия Салона, Энгр отправился в Рим31.
Новый брак оказался удачным: Дельфина Ромель была старой девой, жившей с престарелыми родителями, она окружила Энгра заботой, по выражению Г. Тинтероу— «буржуазным комфортом». Христос, передающий святому Петру ключи от рая в присутствии ангелов, Мучение св. Симфориона, Роже и Анжелика, Портрет первого консула (1803 г. ), Автопортрет (1835), Портрет Луи Франсуа Бертена (1832), Портрет мадам Гонз (1852), Портрет мадам Энгр (1814), Портрет мадам Мари де Сенонн (1814). Это и сбылось. Однако только 12 ноября 1824 года— за 15 дней до закрытия— Энгр смог экспонировать в Салоне «Обет Людовика XIII», после чего критики единогласно назвали его «Салоном романтической битвы»: одновременно была выставлена «Резня на Хиосе» Делакруа73. Сохранилось 10 тетрадей Энгра, 9 из которых хранятся в музее в Монтобане. Ещё одной известной работой Энгра был «Портрет княгини Полины де Брольи» (1853).
В свою очередь, Мадлен писала своей сестре, что Энгр— «художник огромного таланта, не мот, не пьяница, не распутник и при этом зарабатывает от десяти до двенадцати тысяч франков в год» «Рафаэль и Форнарина» знаменовала начало большой серии небольших по формату картин, чьи сюжеты основаны на разнообразных исторических анекдотах и литературе эпохе Ренессанса. Ещё одной известной картиной этого периода стал «Сон Оссиана», заказанный на тему чрезвычайно модной тогда мистификации Макферсона (её поклонником был Наполеон). «Эдип и Сфинкс». На рисунке изображена семья французского консула в Чивитавеккья. За пределами Франции самое большое собрание Энгра находится в музеях США140.
Стремясь к ритмической выразительности и пластической экспрессии, Энгр смело нарушал анатомические пропорции — и не удивительно, что его образы вдохновляли впоследствии «неканонических» мастеров (Редон и Пикассо). «Искусство должно быть только прекрасным и должно нас учить только красоте» — таков девиз Энгра, ему он оставался верен всю свою жизнь. Все эти подробности излагались уже в первоначальном, древнем сказании.
Техника Энгра тут выше всяческих похвал. По мнению современных искусствоведов, в этой картине Энгр добился гармонии восприятия натуры и воплощения её форм. Июльская революция оставила Энгра равнодушным.
Юпитер и Фетида (1811-1812 гг. ). У них родилось несколько детей. Продуктивность Энгра-художника из-за его прямых обязанностей несколько снизилась.
Его работы «Автопортрет», «Портрет Филибера Ривьера», «Портрет мадемуазель Ривьер» и «Наполеон на императорском троне» произвели неоднозначное впечатление на общественность. 1808 г. Т. Шассерио. Фигура изображена со спины, причём контур создаёт ощущение единого движения кисти. для ситуации XIX в., что повышает заразительность данного произведения. В 1793—1796 годах выступал второй скрипкой в оркестре тулузского Капитолия (фр. Orchestre du Capitole de Toulouse)— оперного театра6. В 1827 году он пишет большую аллегорическую картину «Апофеоз Гомера», в которой художник свел воедино мыслителей и философов, писателей и поэтов, художников и композиторов всех времен.
По словам В. Раздольской, «не все они превосходят по качеству исполнения ранние варианты, но, работая над ними, Энгр повиновался тому стремлению к совершенству, которое было побудительным импульсом всей его творческой жизни»118. В 17 лет Энгр попал в революционный Париж, в ателье Давида. Апофеоз Гомера.
Особое место в искусствоведении традиционно занимает истолкование Энгром жанра ню. По Н. Вольфу, в лучших работах Энгра доминируют фигуры с чётко обрисованными контурами, что подчёркивается резким, «не атмосферным» освещением. Римляне времен упадка, 1847 г. Кабанель. После многолетних страданий Эдип пришел в аттическое местечко Колон, близ которого была роща Эриний с «медным порогом» – входом в подземное царство Аида.
1814. Загадка была: «Что прогулки на четырех футах утром, два днем и три ночью. Например: Мадонна с длинной шеей. С точки зрения В. Раздольской, картина стала «стилистической реконструкцией», в которой рафаэлевское влияние абсолютно нивелировало творческую оригинальность самого Энгра. Ахилл изображён играющим на лире в компании Патрокла. В. И. Раздольская писала, что Энгр следовал в «Послах» классицистским принципам— композиция построена как барельеф, персонажи также решены статуарно, причём художник достаточно свободно интерпретировал античные прототипы16.
В мастерской Давида Энгр проникся преклонением перед классическим идеалом. Энгр полностью разделял взгляды академистов на жанровую систему, определял себя как исторического живописца, в то время как портреты в его понимании были «низшим» жанром, которым можно заниматься только для заработка8. «Апофеозу» Энгр придавал большое значение, полагая, что именно эта картина станет «самым прекрасным и самым главным произведением всей его жизни»80.
Итоговым для пребывания Энгра в Риме стало его огромное полотно «Юпитер и Фетида», законченное в 1811 году. Столь же красноречиво выражена эпоха в портрете Инесс Муатесье. Неудача означает его собственную смерть и тот из осажденных Thebans.
В Риме Энгр быстро стал модным художником, особенно в среде французской аристократии, прибывшей в Рим с родственниками Наполеона. В 1802 г. Энгр дебютировал на престижной живописной выставке. Французское министерство внутренних дел поручило ему написать алтарный образ для собора малой родины художника— Монтобана— на тему «Обет Людовика XIII, просящего покровительства Богородицы для Французского королевства».
Поскольку на это полотно претендовали сразу пять коллекционеров, Энгр устроил аукцион. Эдип был чудесным образом спасен и воспитан в Коринфе. Ещё в 1809 году первый заказ ему сделал Иоахим Мюрат. Однако и радикал Ш. Делеклюз увидел в «Апофеозе» выражение всех академических идеалов красоты, согласно которым художник должен облагораживать реальность, а не воспроизводить её81.
В тот же период он создал одно из немногих своих полотен на современную тему— «Папа Пий VII в Сикстинской капелле». На перекрестке двух дорог (по Софоклу, в Парнасской Схисте – ущелье, через которое шла дорога из Дельф на юг по Эсхилу, у Потний, близ Фив) ему встретился его настоящий отец, фиванский царь Лай, ехавший на колеснице. Деметрий». Во Флоренции Энгр продолжал заниматься портретами. Следует отметить параллели с произведением Давида «Коронация». Из сцены Страшного Суда Микеланджело воспроизведена часть с изображением праведников.
Но он полагал, что, взяв ее за образец, следует передавать ее возвышенный облик. Турецкая Баня. Сон Оссиана. Он переписал «Апофеоз Гомера», тщетно надеясь, что эта картина станет канонической для следующих поколений написал два повторения «Стратоники» и акварельную версию «Сна Оссиана».
На картине скрупулёзно воспроизведена полихромия античного интерьера, дизайн которого разработал его студент Виктор Бальтар, а в цвете написали братья Поль и Ремон Бальзы, которые ранее копировали фрески Рафаэля102. Этот сюжет пользовался популярностью с конца XVIII века: его воспроизвёл учитель Энгра— Давид, а в 1792 году в Париже состоялась премьера оперы «Стратоника» Мегюля, которая была возобновлена в 1821 году. Этот жанр полностью исчез с появлением фотографии. Энгр утверждал: «Ничего существенного нельзя открыть в искусстве после Фидия и Рафаэля». Если для Энгра обращение к античности заключало прежде всего преклонение перед идеальным совершенством силы и чистотой образов высокой греческой классики, то считавшие себя его последователями многочисленные представители официального искусства наводнили Салоны (выставочные залы) «одалисками» и «фрипами» используя античность лишь как предлог для изображения обнаженного женского тела. В Италии до 1824 года были созданы прекрасные портреты, живописные и графические.
Современные искусствоведы не считают эту работу Энгра удачной, так, В. Раздольская называет эту композицию «застывшей» и «лишённой живого чувства». Всего художник прожил в Италии 24 года103. В этом же году художник вернулся к давно интересовавшей его теме Рафаэля, создав композицию «Рафаэль и Форнарина», на которой представлен парный портрет его кумира с возлюбленной. Сюжет полотна взят из Троянского цикла: изображены Одиссей (в красном одеянии), Аякс и старец Феникс, направленные Агамемноном примириться с великим героем. Композиция «Золотого века» отталкивалась от фресок Рафаэля в Ватикане— строго организованная и с полукруглым завершением. Женское начало ассоциируется с льющейся водой160— и то и другое означает начало жизни. В декабре они обвенчались. Перчатки на руках Каролины Ривьер создают впечатление, что «руки слишком крупные для столь изящного юного создания»24.
Виды деятельности. В соответствии с классицистской техникой, Энгр не признавал видимых мазков, писал «гладко», так же как не признавал смешения цветов, которым активно пользовались художники-романтики. Большинство суждений об искусстве и методе содержится в девятой тетради. В. Раздольская утверждала, что он «эффектный и броский по цвету, но лишённый подлинной образной значительности»27. В Риме Энгр продолжал работать в портретном жанре, создав изображения М. Гране и мадам Девосе (оба— 1807 года).
Результатом стало абсолютно эклектическое, хотя и мастерски выполненное произведение. Впрочем, в его ориентальных и некоторых мифологических работах, созданных под влиянием романтиков, «мелодия линии сменяется более чувственным колоритом»144. Весной 1820 года Энгры переехали во Флоренцию, причём Жан Огюст в порыве раздражения охарактеризовал римскую жизнь как «13 лет рабства»58. Фигурки амуров создают впечатление суеты, но придают композиции устойчивость, служа пьедесталом основной фигуре104.
Есть также основания полагать, что Энгр всерьёз увлёкся искусством Востока, во всяком случае, один из современников иронически назвал его «китайским художником, заблудившимся в развалинах Афин»36. Революция 1848 года во Франции, как и события 1830 года, оставила Энгра безучастным. В России хранятся считанные произведения Энгра— первоначальный вариант «Мадонны перед чашей с причастием» (ГМИИ)99 и «Портрет графа Гурьева» (Государственный Эрмитаж). К 1808 году относится «Большая купальщица» или «Купальщица Вальпинсона» (по имени коллекционера-владельца), написанная за сравнительно короткий срок в едином творческом порыве. В особняке Бартолини в 1820 году был создан один из самых известных у него «Портрет графа Н. Д. Гурьева».
Распря Этеокла и Полиника из-за наследства стала причиною Похода Семерых на Фивы. 1820-1824. Не оставил он и занятий музыкой под руководством известного скрипача Лежана5. Лай пробовал спрыгнуть с колесницы, но запутался в упряжи.
Свою признательность Энгр выразил в нескольких портретах жены и её родителей115. Она же сравнивала лучшие работы Энгра, включая портреты, с барельефами «с нежными переходами формы»141. Экспозиция начиналась с Давида, Энгр был представлен 11 полотнами, включая «Большую одалиску», «Стратонику», «Одалиску с рабыней», несколько портретов106. Жан Огюст получил первые уроки музыки и рисования дома и далее был отдан в школу в Монтобане (фр. cole des Frres de lducation Chrtienne), где он смог в очень раннем возрасте реализоваться как художник и скрипач4. Эдип должен ответить на загадку Сфинкса правильно, чтобы пройти. Подготовительные рисунки к «Турецкой бане» сохранились и показывают, насколько глубоко Энгр интерпретировал натуру, а затем изменял её в угоду своему замыслу112.
Н. А. Дмитриева даже утверждала, что «работы Энгра не живописны, колориту сознательно отводится второстепенная роль, отсутствуют и светотеневые эффекты»141. Однажды он привёл на сеанс в Академию натурщика-горбуна и вызвал изрядный скандал. В конце жизни все устремления Энгра были обращены в прошлое. Однако Амори-Дюваль, при подготовке Всемирной выставки 1855 года, попросил мэтра разместить под его основными произведениями рисунки и Энгр неожиданно ответил: «Нет, зачем же ведь тогда все будут смотреть только на них»137. В 1791 году отец решил, что сыну необходимо более фундаментальное образование и отдал его на обучение в тулузскую Академию живописи, скульптуры и архитектуры (фр. Acadmie Royale de Peinture, Sculpture et Architecture), которая из-за перипетий революции потеряла статус «Королевской».
Обезумевшие кони поволокли его по земле и отец Эдипа погиб. Учился в Тулузской академии изящных искусств.
Нет никаких аксессуаров, которые отвлекали бы от лица персонажа. Известен анекдот этого времени: однажды семья туристов постучалась в мастерскую Энгра и глава семейства спросил: «Это здесь живёт человек, который рисует удивительно живые маленькие портреты. » Энгр раздражённо ответил: «Нет. Искусствоведы практически единодушны в том, что самая сильная сторона Энгра-художника (как и его учителя Давида)— искусство портрета141, это мнение стало ведущим ещё со времён Всемирной выставки 1855 года142. По сравнению с «Венерой Анадиоменой» композиция «Источника» более статуарна, контуры фигуры более чёткие, но менее живые, более слащавое выражение лица109. В 1839 году Энгр вернулся к ориентальной теме, написав полотно «Одалиска и рабыня» известное также в повторении 1842 года. Салон 1808 года оказался этапным для развития французской художественной жизни, его иногда именуют «предромантическим». Напротив именно 1848 годом подписана одна из наиболее известных работ художника— «Венера Анадиомена».
Художник выполнил и множество графических портретов42. Композиция «Апофеоза» строго центрична и основана на «Афинской школе» Рафаэля. Ф. Конисби отмечал, что «Торс» и «Послы» обозначают окончательный разрыв Энгра и Давида: эти картины отмечены сильным влиянием стиля Джона Флаксмана, причём Энгр весьма последовательно воплощал флаксмановскую графичность средствами живописи маслом15. В 1820 году он получил заказ на большую алтарную картину для собора в Монтобане — «Обет Людовика XIII».
Энгр называл данное полотно «своей большой исторической миниатюрой» (формат картины 5798 см). Они любили брать предметом поэтической разработки этот миф, основанный на мысли о всемогуществе судьбы и зыбкости человеческих предположений и надежд. В течение всей жизни Энгр переписывался с друзьями, особенно Жилибером, но оригиналы его писем не сохранились. Бартолини тогда ваял графскую жену. Впрочем, главным всегда было лицо, как правило, проработанное более подробно («Портрет мадам Детуш», «Портрет Паганини»). Однако Амори-Дюваль, при подготовке Всемирной выставки 1855 года, попросил мэтра разместить под его основными произведениями рисунки и Энгр неожиданно ответил: «Нет, зачем же ведь тогда все будут смотреть только на них» (Ingres), (1780-1867), французский художник и музыкант. Сурово отнеслись критики и к «готическому» стилю портрета Каролины Ривьер, упрекая художника в «нарочитой точности и сухой прорисовке» фигуры юной девушки25.
С другой стороны, она сама же и совершает действие приглашения, оборачиваясь к зрителю. Этот линеарно-плоскостный стиль находит выражение в картинах «Эдип и Сфинкс» и «Юпитер и Фетида». В данном случае противопоставленные персонажи представлены как две равные силы из которых побеждающим началом является человек, превосходящий Сфинкса своей устойчивостью, своими значительными размерами, своим светом во тьме, визуализирующим свет разума, побеждающим смерть (именно смерть несла птица сфинкс). Прежде всего это касается Мадонны и ангелов, в которых явно улавливаются прямые заимствования из «Сикстинской Мадонны» или «Мадонны ди Фолиньо». В 1801 году картина стала дебютом Энгра на парижском Салоне и вызвала одобрительные отзывы.
Тем большее разочарование вызывала холодность публики к результатам шестилетнего труда. Большой работой стал «Апофеоз Наполеона I», написанный в 1853 году на потолке зала в Отель де Виль (Париж), «Портрет принцессы Альберт де Бройля» был завершена в 1853 году и «Жанна дАрк на коронации Карла VII» появилась в 1854 г. (последняя работа была выполнена преимущественно с помощью ассистентов). Используется миф о мудром фиванском царе, разгадавшем загадку Сфинкса.
Скончался художник 14 января 1867 году в возрасте 87 лет. Особенно полная передача ренессансного стиля характерна для «Смерти Леонардо». В том же 1801 году картина «Послы Агамемнона у Ахилла» была удостоена Римской премии, что позволяло Энгру на четыре года отправиться во Французскую Академию в Риме. «Сон Оссиана». «Большая одалиска» показывает интерес Энгра к ориентализму, вообще характерному для эпохи романтизма. Среди фигур позади неё выделяется оруженосец, которому Энгр придал автопортретные черты120. В 1852 г. Энгр женился на 43-летней Дельфин Рамель (художнику был 71 год). Атрибуты на столе символизируют его профессию (бюст Керубини) и характеризуют вкусы— на столе представлены сочинения Данте и Макиавелли, партитура Гайдна63.
В 1806 году Энгр по собственной инициативе создал весьма амбициозный «Портрет Наполеона на императорском троне» (размером 259162 см). Что касается образа Людовика ХШ, то его прототипом послужил портрет Филиппа де Шампеня. Остальные пять изображали его друзей и выполнялись на досуге от главного занятия65. Сам же Энгр, комментируя свой творческий метод, заявлял: «Строя фигуру, не создавайте её по частям, согласуйте всё одновременно и, как правильно говорят, рисуйте ансамбль»48. Энгр достиг в картине «Купальщица Вальпинсона» гармонии живого восприятия натуры.
Приняв Эдипа за обыкновенного простолюдина, Лай грубо потребовал от него уступить дорогу. Несмотря на надменно-бесстрастный облик портретируемого, по мнению В. Раздольской, Энгр привнёс в картину «оттенок романтической взволнованности» благодаря пейзажу с грозовым небом и синеющими вдали горами. Красочный акцент сделан только на узоре головной повязки на самой границе серого фона43. В отборе персон «великих» Энгр проявил почти курьёзную нетерпимость к тем, кто лично был ему антипатичен.
Только в 1862 году он создал станковый, уменьшенный вариант «Золотого века», причём подготовительные материалы к нему «поражают экспрессией и смелостью обобщения»112113. Энгр направил в тот год картину «Эдип и Сфинкс»— первое своё отчётное полотно. Подготовительные рисунки к «Турецкой бане» сохранились и показывают, насколько глубоко Энгр интерпретировал натуру, а затем изменял её в угоду своему замыслу В конце жизни все устремления Энгра были обращены в прошлое. «Папа Пий VII в Сикстинской капелле».
Полиник изгнанный из города Этеоклом, хотел незадолго до смерти Эдипа увести его из Колона к себе, но этого не допустил великий герой Тесей, правивший тогда Афинами. Как и Н. А. Дмитриева, Вольф отмечал, что «Энгр поклонялся превосходству линии и холодным цветам». «Сочинения Оссиана» были модными во Франции, начиная с конца XVIII в., когда были изданы шотландским поэтом Макферсоном в 1760-е гг. Картина «Руджеро, освобождающий Анджелику» вновь не укладывалась в рамки классицизма, напротив, сюжет и композиционное решение отвечают эстетике романтической школы живописи, хотя Энгр был ярым её противником.
Через Милан, Болонью и Флоренцию Энгр последовал в Рим, куда прибыл 11 октября 1806 года. Энгр открыто называл себя гением и ещё в 1806 году откровенно писал, что его «терзает жажда славы». Немедленно последовали знаки внимания и от консервативно настроенного Французского королевства: художника наградил орденом Почётного легиона лично король Карл X, а в 1825 году его избрали членом Академии изящных искусств (членом-корреспондентом которой он был ещё с 1823 года).
Королевским указом он был возведён в достоинство пэра. Энгр добивался в этом образе особого лиризма, Жан Кассу в 1947 году назвал его «Французской Джокондой»23. Нереида Фетида умоляет Юпитера о заступничестве за ее сына Ахилла. Новый брак оказался удачным: Дельфина Ромель была старой девой, жившей с престарелыми родителями, она окружила Энгра заботой, по выражению Г. Тинтероу160— «буржуазным комфортом». (1813).
Эта полулежащая женская фигура в восточном тюрбане, с веером из павлиньих перьев не столь естественна и непринужденна, как «Купальщица Вальпинсона». Н. Вольф отмечал, что эта работа как нельзя лучше иллюстрирует тематическое противостояние Энгра и Делакруа, причём «Турецкая баня» воспроизводит западные «гаремные клише и фантазии». Папа Пий VII в Сикстинской капелле. Эдип ответил: «Человек: как младенец, он ползает на четвереньках как взрослый, он идет на двух ногах и в старости он использует трость».
В 1864 году он написал заново «Эдипа». На обнаженное бедро героини этой работы спускается веер, сделанный из павлиньих перьев. Сумма гонорара составила 3000 франков. Ярким примером является «энгровский период» одного из ведущих представителей импрессионизма— Огюста Ренуара, пришедшийся на 1880-е годы. Существует также версия о влиянии иллюстраций Флаксмана к «Илиаде», в этом случае образцом был Зевс29.
Преклонение перед античностью переросло у Энгра в почти слепое восхищение ею. Однако, по сравнению с ренессансным прототипом, в работе французского художника было больше декоративных элементов и взгляд модели, как обычно у Энгра, устремлён на зрителя и «ищет с ним контакта»43. Это было сделано ради особой экспрессии, чтобы подчеркнуть грацию героини и драматичность её положения, особенно в контрасте с бесстрастностью царя богов.
Среди семейных графических портретов римского периода выделяется «Семья Стамати», сочетающая композиционную целостность и динамизм. Но мальчик был найден и спасён одним пастухом, который назвал его Эдипом («с распухшими ногами»). Картина была решена сдержанно в плане эмоций и колорита. Фигура изображена со спины, причём контур создаёт ощущение единого движения кисти.
В 1817 году скончалась его мать. Другую— светскую— сторону портретного искусства Энгра воплощают три изображения семейства Ривьер— отца, жены и дочери. Лай ехал в Дельфы, чтобы спросить у оракула, как избавиться от Сфинкса – чудовища, которое прилетело в его царство из Эфиопии и погубило множество людей.
Сам он утверждал, что искажение пропорций, форм и масштабных соотношений вполне позволительно, если позволяет подчеркнуть характер и «выявить элемент прекрасного»45. Сюжет взят из эпоса Ариосто «Неистовый Роланд». История всегда трогала Энгра, по воспоминаниям, он плакал, когда читал её ученикам98. Интерес к средневековой и ренессансной поэзии также был возрождён в XIX веке романтиками, которые ценили передачу средствами поэзии душевных качеств персонажей и чувственность натуры.
Источник. Сфинкс (вернее, Сфинкса ибо этот монстр имел женский пол) был дочерью ужасных Тифона и Ехидны и имел тело льва, голову женщины, хвост змеи и крылья орла. Стиль исторических жанровых картин Энгра отвечал вкусам новых властей: ностальгии по стабильной королевской власти при «старом порядке»56.
На Всемирной выставке 1855 года были экспонированы 66 полотен Энгра, в том числе недавно написанная картина «Жанна дАрк на коронации Карла VII в Реймском соборе 17 июля 1429 года», «Апофеоз Наполеона», «Мадонна с причастием» и множество других. Картина досталась графу Шарлю-Мари Танги Дюшателю за 25 000 франков108. Только в апреле 1852 года, после почти трёх лет вдовства, художник женился на племяннице своего давнего друга Маркотта— Дельфине Ромель (она также была сестрой жены сына Керубини— Сальваторе).
Далее в зеркальной симметрии выставлены 42 фигуры (41 мужчина и единственная женщина— Сапфо) художников, литераторов и политиков с древнейших времён до XVII века79. В этих же тонах выполнен сложный по структуре натюрморт на переднем плане. В этом плане Кабанель в своём «Рождении Венеры» прямо полемизировал с Энгром при полном формальном соответствии канону148.
Фидий держит в руках атрибуты своей профессии— резец и молоток. Ещё одной известной римской работой Энгра стала картина «Антиох и Стратоника», написанная на сюжет Плутарха. Его женские портреты имеют очень широкий спектр эмоциональных красок: от чувственного «Портрета мадам Сенонн» к реалистичному «Портрет мадемуазель Жанны Гонен» и холодному «Портрет принцессы де Бройля». Неудачным признаётся и цветовое решение, в котором нет единства82.
Работа была высоко оценена директором Школы изящных искусств, который писал, что «Эдип воплощает прекрасный дух античности, высокого и благородного искусства» и что картина являет собой «дух мастера последних веков Римской империи»41. Эдип в ярости пронзил возницу копьём и стал стегать лошадей. Его душевные мучения затихли.
Многочисленные детали (небрежность причёски и складок плаща), поза героя, оторвавшегося от творчества, показывают, что он— созидатель и служитель прекрасного, что полностью отвечает эстетике романтизма19. Влияние итальянского владельца эпохи Возрождения Андреа Мантеньи было также обнаружено в версии Моро. Как и обычно у Энгра, портрет полон конкретных деталей.
Свою признательность Энгр выразил в нескольких портретах жены и её родителей Ещё одной известной работой Энгра был «Портрет княгини Полины де Брольи» (1853). Согласно античному автору, Антиох, сын Селевка, был влюблён в свою юную мачеху Стратонику и решил покончить с собой, уморив себя голодом. Критики упрекали Энгра за то, что он, желая удлинить линию спины одалиски, добавил ей лишний шейный позвонок, а правую (неестественно вытянутую) руку написал так, словно она лишена костей. Его лицо сосредоточено, его тело изображено «живым» в противоположность статуарности фигуры Сфинкса40.
На этом фоне выделяется экспрессия взгляда, чего Энгр всегда добивался в своей живописи ибо учил, что «в каждой голове главное, что надо сделать, — это заставить говорить глаза»20. «Большая одалиска» вначале подверглась резкой критике, а в дальнейшем стала одним из прославленных произведений художника. Он предпочитал использовать интенсивные цветовые пятна и полутона. Главной задачей художника стало достоверное изображение фресок Сикстинской капеллы, в том числе «Страшного суда» Микеланджело на западной стене47.
Столь же спокойно и выражение его лица. Широкая публика смогла увидеть картину только в начале XX века. Современники даже называли его «буржуазным Юпитером-громовержцем»84. Энгр сам отмечал, что главным в картине видит «моделировку светом».
Его сыновья Этеокл и Полиник тогда уже воевали друг с другом из-за владычества над Фивами. И «Одалиска» и «Антиох» были восторженно приняты на Салоне 1840 года, что означало для Энгра возможность вернуться в Париж после окончания срока его полномочий директора Французской Академии102. Был исключён Рубенс, которого Энгр обозвал «мясником» и лишь после долгих колебаний был добавлен Шекспир.
Энгр в этой работе широко использовал восточные аксессуары, но сам тип одалиски не несёт специфически «восточных» черт, в отличие от марокканских и алжирских женщин Делакруа. Современники оценили картину, так, Теофиль Готье высокопарно заявил, что «так могло выглядеть творение Апеллеса». Стендаль утверждал, что портрет короля на этой картине принадлежит «к числу самых красивых исторических картин»54. Самые известные свои портреты раннего периода Энгр создал в 1804—1805 годах.
1814. Обет Людовика XIII, просящего покровительства мадонны для Французского королевства. Туалет Эсфири, 1841 г., Две сестры, 1843 г. Т. Кутюр. Среди портретов, написанных Энгром в этот период, выделяется портрет графини Луизы дОссонвиль, который он сам называл «отчаянно трудным» и писал в течение трёх лет (1842—1845). Моровая язва была наслана богами на Фивы в наказание за это кровосмешение.
Однако именно в этот период он создал несколько самых своих знаменитых портретов, в первую очередь «Портрет Луи Франсуа Бертена», директора газеты Journal des dbats (1832). Позднее Энгр-старший был избран членом Тулузской академии2.
Чудище расположилось на Фикейской горе и стало задавать загадку путникам: «Какое существо имея один и тот же голос, становится поочередно четырехногим утром, двуногим днем, а вечером – трехногим. » Оракул предсказал, что фиванцы избавятся от сфинкса только после того, как найдут ответ. Они не дали ему должной почетной доли жертвенного мяса и Эдип в гневе обрек их на смертельную ссору, сказав: «пусть они поделят между собою отцовское достояние мечом». Большая одалиска.
». Искусство Энгра— цельное по стилю, но очень неоднородное типологически и потому по-разному оценивалось современниками и потомками. Противостояние на Салоне 1824 года стало началом вражды между Энгром и Делакруа— признанными крупнейшими живописцами Франции того времени, которые воплощали противоположные эстетические концепции. Лишь Эдип разгадал загадку Сфинкса и тогда само чудовище бросилось со скалы. Свою признательность Энгр выразил в нескольких портретах жены и её родителей Повторение «Купальщицы» задаёт волнообразные линии, которые в композиции акцентируются немногими стоящими фигурами. Столь же спокойно и выражение его лица. Всех, кто не смог это сделать, сфинкс пожирал. Все эти художники позднее тесно общались во время пребывания в Риме.
Только в апреле 1852 года, после почти трёх лет вдовства, художник женился на племяннице своего давнего друга Маркотта— Дельфине Ромель (она также была сестрой жены сына Керубини— Сальваторе). Эдип и сфинкс.
Вслед за ним это сделает Э. Мане. Таковы «Ариосто и посол Карла V», «Паоло и Франческа», «Руджеро, освобождающий Анджелику», «Смерть Леонардо да Винчи», «Папа Пий VII в Сикстинской капелле» и некоторые другие. Одалиска показана спиной к зрителю, но при этом почти равнодушно наблюдает за ним. Там были представлены его работы, выполненные во Флоренции и Риме, включая «Сикстинскую капеллу» и «Смерть Леонардо». Сюжет увлёк Энгра ещё в период работы над «Юпитером и Фетидой», но только заказ герцога Орлеанского побудил художника реализовать его.