Картина Эдгара Дега Интерьер (Изнасилование): описание, биография художника, отзывы покупателей, другие работы автора.
Желание рисовать начало проявляться у Дега уже в детстве. В левой руке она держит белый платок. Здесь эти случайные детали намеренно были опущены. Лаура беременна третьим ребёнком, хотя чёрное платье скрывает её положение.
Это были сложные, большие работы, с помощью которых художник надеялся прославиться, выставив их в Салоне. Темой балета художник увлекся в 1870-е годы. Оценивать работы Дега более поздних лет непросто. Дега был, по определению Эдмона де Гонкура, посетившего мастерскую художника, «человеком, который лучше, чем кто-либо другой, сумел, транскрибируя современную жизнь, уловить её душу». Танцовщицы, расположившиеся вдоль стены студии, репетируют. Основой процветания города была торговля хлопком. С этого момента он уже окончательно прекратил работу.
Поза, жесты, обстановка и деятельность часто характеризовали модель на портретах Дега. Его дар наблюдения, точность и зоркость взгляда были несравненны. Такая атмосфера забавляла и развлекала Дега.
«Не было искусства, менее непосредственного, чем мое», — так сам художник оценивает собственное творчество. Эдгара настолько поразили работы друга, что он тоже обратился к этим техникам. Центр любой репродукции Эдгара Дега, центр его собственного мироощущения – женская фигура. Мне нравится эта суровость». Он выставляется лишь в немногих избранных публичных местах, что вызывает интерес к нему со стороны респектабельных художественных журналов Парижа.
Он нарисовал всю картину в классически строгом духе Пуссена, но придал лицам героев черты «детей Монмартра», черты хорошо знакомой ему молодёжи парижских предместий. После возвращения в Париж в 1859 году Эдгар открыл собственную мастерскую на рю Мадам. Четыре последних года его жизни о Дега заботилась любимая племянница. Например, в «Упражнениях юных спартанцев» он пренебрег исторической точностью, чтобы по-иному и явно по-современному представить тему из древней истории.
Все свое время Моро посвящал изучению живописи. Художник акцентирует внимание на выражениях лиц танцовщиц. Он также был известен как способный мимический актёр. Пожалуй, тут Ренуар не совсем прав. Дега любил изображать людей, особенно женщин, словно бы застигнутых врасплох за своими занятиями.
Все это как будто «подсмотрено в замочную скважину», говорил художник. Находясь в Италии, Дега написал ряд портретов, на которых изображены члены его семьи. Аноним в «Gazette de France» (15 мая 1886) характеризовал каждую обнаженную Дега на той выставке как «как женщину, чье изображение исполненное словно бы для зоологического трактата, выражает лишь животное начало» Лишь статья Жориса Карла Гюисманса, при ее всей односторонности, оказалась если не адекватной, то все же достойной выступления Дега на последней выставке импрессионистов: «Он захотел отплатить и бросить прямо в лицо своему веку наиболее резкое оскорбление, опрокидывая идола из постоянной продажи, женщину, которую он унижает унизительными позами интимных забот». В это время она продолжала носить траур по своему отцу, деду Дега, который умер совсем недавно— его портрет висит позади Лауры.
Дега Эдгар (Degas Edgar), французский художник, график и скульптор. Большинство рисунков Дега— это наброски и зарисовки человеческих фигур, как, например, «Балерина, завязывающая туфлю», 1880—1885. Лаура беременна третьим ребенком, хотя черное платье скрывает ее положение.
«Семейство Беллели». Прекрасно написано лицо женщины, погруженной в грустные раздумья. Идеал Эдгар видел в неутихающей жизни мегаполиса.
Несколько из них оказались в галерее Тео Ван Гога (брата Винсента). А силой зрительной памяти с ним мог сравниться разве только Домье.
Лаура беременна третьим ребенком, хотя черное платье скрывает ее положение. Своим друзьям-импрессионистам он говорил: «Вам нужна жизнь естественная, мне— искусственная». Почти за десять лет до своей смерти Дега практически перестал писать. Для создания драматического напряжения художник использовал также направленный свет изображая, например, лицо, разделенное прожектором на две части: освещенную и затененную (Кафешантан в «Амбассадёр», 1876—1877, Музей изящных искусств, Лион «Певица с перчаткой», 1878, Музей Фогт, Кембридж).
Дега — истинный сын XIX века, одним из главных художественных открытий которого было стремление запечатлеть мир в движении, в развитии (заметим, что это эпоха расцвета психологического романа). Призрачная фигура мужчины отбрасывает зловещую тень на закрытую за ним дверь.
Пытаясь постичь ее суть, он горячо интересовался произведениями Леонардо да Винчи, Рафаэля, Тициана, Веронезе и Караваджо, стараясь воспринять их систему построения колорита. Дега осознавал давление коммерческого пресса и, судя по всему, проводил различие между ориентированными на рынок «товарами», как он называл и остальными своими произведениями. Односпальная кровать в углу комнаты кажется нетронутой. Художник подчеркивает различие характеров, душевных переживаний.
Нужно отметить, что на молодого художника Моро оказывал сильное влияние, но если последний главное место отводил цвету, то Дега (особенно в своих первых работах) утверждал преимущественное значение рисунка, считая его «более плодотворным полем деятельности». Как позже объяснял Клод Моне, Дега делал это для того, чтобы «заставить раму помогать произведению и дополнять его», таким образом усиливая цвета. Эдгар изучал творения великих мастеров живописи в Лувре, за время своей жизни несколько раз посещал Италию (где проживали его родственники по линии отца), где имел возможность знакомиться с шедеврами мастеров Итальянского Возрождения. Отношение Дега к собственному телу было свободным от условностей. И действительно, однажды его с нежностью назвали «медвежонком» за частое ворчание и брюзжание. Цвет здесь как бы возникает на ваших глазах из переливчатого сияния из струящегося потока радужных «элементарных частиц» из вихря перекрещивающихся «силовых» линий.
Свои красочные композиции Моро выполнял преимущественно в техниках акварели или пастели. Когда Дега спросили, что он думает по этому поводу, он ответил: «Я чувствую себя лошадью, только что выигравшей скачку и получившей в награду все тот же мешок с овсом». Лаура беременна третьим ребёнком, хотя чёрное платье скрывает её положение. Такие портреты напоминали фотографии голливудских кинозвёзд, сделанные для обложки глянцевого журнала. В 1855 году Дега удалось самому увидеться с Энгром, которому в то время исполнилось 75 и даже получить от него совет: «Рисуйте линии, молодой человек, как можно больше, по памяти или с натуры».
К этому времени Дега исполнилось 50 лет. При этом сам Дега отвергал термин «импрессионизм», как и некоторые принципы творчества художников-новаторов и к концу жизни дистанцировался от их общества. Но не само по себе, а в необычном движении и ракурсе.
Страсть к эксперименту была у художника в крови— недаром ещё в 1879 году один из обозревателей, посетивший выставку импрессионистов, писал, что Дега «без устали ищет новую технику». Фотографическая память помогала подмечать самые незначительные особенности Парижа. Затем наступил период, когда о пастели забыли и интерес к ней вновь пробудился только во второй половине XIX века.
Писатель и журналист Эдмон Дю-ранти, приятель Дега, настойчиво призывал друзей следить за открытиями в науке использовать новшества, чтобы искусство художника шло в ногу со временем. Он регулярно посещал скачки, кабаки и просто часами бродил по улицам, охотясь на образы и полагаюсь на свою выдающуюся зрительную память. Пастель состоит из красящего пигмента в порошке, смешанного с небольшим количеством клейкого вещества (обычно гуммиарабика) и спрессованного в форме мелка. С Эдуардом Мане Дега сближает общее неприятие академического салонного искусства. Дега можно отнести к импрессионизму только благодаря трепещущей, светящейся игре красок.
С Эдуардом Мане Дега сближает общее неприятие академического салонного искусства. Дега просил не произносить траурных речей во время его похорон и особенно настаивал на том, что, если Форену придется сказать несколько слов, пусть это будет самая простая фраза, вроде: «Он, как и я, очень любил рисовать». Мастер сплел экспрессию и простоту воедино в головокружительном танце. Хотя Дега никогда не выставлял эти картины вместе, четыре из них можно объединить одной моделью и определенной сюжетной последовательностью, напоминающей кадры кинопленки. В творчестве мастера нет ничего от экспромта. Все здесь живут только хлопком и ради хлопка».
Демократичность и даже некоторая вульгарность кафешантанов притягивали его. В работе надо оставлять какое-то место случаю, чтобы могли возникнуть некие чары, возбуждающие художника, завладевающие его палитрой и направляющие его руку. Мастера не редко упрекали за «вульгарность» его образов и тем.
В то же время сочные тона и «мерцающий» штрих пастели помогали художнику создать ту особенную красочную атмосферу, ту переливчатую воздушность, которая так отличает его работы.
К тому времени портрет был самой грандиозной работой художника. Самым видным из них был Дюран-Рюэль, с которым Дега познакомился в начале 70-х годов. К тому времени этот портрет был самой грандиозной работой художника. Манера и яркость их творчества была близка и Эдгару Дега.
Молодой художник, желающий выставляться в Салоне, в первой половине шестидесятых годов обращается к историческим сюжетам: «Молодые спартанки, вызывающие на состязание юношей» (1860), «Семирамида закладывает город» (1861), «Александр и Буцефал» (1861—1862), «Дочь Иеффая» (1859—1860), «Эпизод средневековой войны» («Бедствия Орлеана») (1865). Современная жизнь — вот главная тема художника, сближающая Дега с импрессионистами.
Среди десяти работ Эдгара Дега, хранящихся в российских музеях, только одна («Танцовщица у фотографа» из Музея изобразительных искусств имени А. С. Пушкина) написана масляными красками. Она возвышается словно массивная темная пирамида. Критики часто сходятся в том, что, несмотря на нежелание Дега (в отличие от импрессионистов) работать на пленэре, принципиально их творчество в общем очень схоже, что, в свою очередь позволяет причислить Эдгара Дега к кругу импрессионистов. В 1855 году Дега удалось самому увидеться с Энгром, которому в то время исполнилось 75 лет и даже получить от него совет: «Рисуйте линии, молодой человек, как можно больше, по памяти или с натуры».
Позже он пишет портрет художника Лепика («Площадь Согласия»)— в определённой степени революционный тип портретного искусства, когда окружение главного (условно) персонажа имеет не меньший вес, ценность и значение, чем герой портрета. На протяжении всей жизни ее сопровождали одни несчастья. Ни грация, ни мнимая поэзия не входят в его цели.
В 1855 году Дега удалось самому увидеться с Энгром, которому в то время исполнилось 75 лет и даже получить от него совет: «Рисуйте линии, молодой человек, как можно больше, по памяти или с натуры». Познакомился в Школе с Анри Фантен-Латуром и Леоном Бонна. Манера Дега сложилась под влиянием разных художников. Для учениц это томительное ожидание, для пожилого балетмейстера – палитра новых идей. Несмотря на то, что французский художник конца 19 начала 20 века рисовал на всевозможные темы (в его коллекции есть пейзажи, портреты, жанровые сцены) – именно танцовщицы Дега стали визитной карточкой художника, одним из главных символов импрессионизма рубежа веков.
Хюттингер). Дега всегда тщательно продумывал композицию своих картин, зачастую делая множество набросков и этюдов, а в последние годы жизни, когда угасающее зрение уже не давало ему возможности искать новые темы, он снова и снова обращался к своим любимым образам, переводя иногда контуры фигур со старых полотен с помощью копировальной бумаги. Находясь в Италии, Дега написал ряд портретов, на которых изображены члены его семьи. Балерины Эдгара Дега узнаваемы в любой точке современного мира.
Остальные выполнены пастелью. С годами Дега все чаще отдает предпочтение пастели, часто в сочетании с монотипией, литографией или гуашью. Ламот сумел передать Дега любовь к четким контурам, которые так ценил в рисунке сам Энгр. Баронесса стоит свободно, у неё гордая, прямая и чопорная осанка.
Чем с успехом и воспользовался, полностью посвятив свою жизнь живописи. Однако, есть художники, верные найденным идеалам до последней капли пота. Небольшого роста, худощавый, одетый элегантно, но без всякого налета «богемности», Дега участвует в спорах, прямой до резкости, язвительный, сыплет остроумными парадоксами, его «словечки» разносятся по всему Парижу, при этом не терпит никакой шумихи вокруг своего имени, не дает интервью и «расправляется с репортерами, как терьер с крысами».
Этот танец балерины Эдгара Дега будут исполнять до бесконечности и персонально для вас. Потрясающий эффект, которого он добивался с помощью этой техники, отлично иллюстрирует не датированный «Набросок с двумя всадниками». Самыми привлекательными были, конечно, те, что открывались летом, на свежем воздухе, в садах иллюминированных белыми газовыми шарами. К тому времени этот портрет был самой грандиозной работой художника. Все внимание сосредоточено на танцовщицах, вот таким образом фон сведен к минимуму.
По возвращении во Францию Дега создает «Хлопковую контору» (1873 год), картину, замечательную по композиции, экспрессии, свету и цвету. Бег линий рождает форму из вихря красочных штрихов рождается цвет. Ламот сумел передать Дега любовь к четким контурам, которые так ценил в рисунке сам Энгр. Учился в парижской Школе изящных искусств (1855–1856), в 1854–1859 ездил в Италию изучать искусство Раннего Возрождения побывал также в США (1872–1873) и Испании. У Сезанна картина несёт в себе всю непреложность миропорядка и выглядит полностью завершенным микрокосмом.
В действительности за спонтанностью его композиций скрывалась их тщательная подготовка. Не многие другие художники так упорно изучали человеческое тело, как Дега. Поскольку стиль Дега основывался на прекрасном рисунке, его картины обладают точностью изображения, абсолютно нетипичной для импрессионизма.
Придерживаясь достаточно консервативных взглядов как в области политики, так и в личной жизни, Дега был чрезвычайно изобретателен в поисках новых мотивов своих картин используя неожиданные ракурсы и укрупненные планы («Мисс Лала в цирке Фернандо», 1879, Национальная галерея, Лондон). Как нельзя кстати пригодилось знакомство с импрессионистами— Дега участвовал почти во всех их выставках начиная с 1874года. Наряду с живописью работал в рисунке, гравюре, монотипии, скульптуре, в каждом из родов искусства выказывая самые смелые творческие подходы. В фигурах балерин, купальщиц, лошадей (часто этюдных по лепке) Дега добивался пластически выразительной передачи мгновенного движения, остроты и неожиданности позы, сохраняя при этом пластическую цельность и конструктивность фигуры. В 1912 году Дега пережил сильный удар — дом, в котором он жил, должны были реконструировать и он был вынужден переехать на новое место, что очень болезненно для человека, дожившего до 80 лет. Этот рисунок выполнен не столько карандашом, сколько углем.
Все здесь полно осмысленного движения. Критика не упустила выставки импрессионистов 1886 года и отзывы были весьма разноречивы. На рубеже 60-х годов XIX века Эдгар Дега открывает собственную мастерскую в Париже.
Волосы забраны наверх, лицо полностью открыто. Речь идет о картине «Семья Белели» (1860—1862, Париж, Музей Орсэ). В том же году одна из его картин, «Танцовщицы в баре», была куплена на аукционе нью-йоркским музеем Метрополитен за огромную, небывалую по тем временам сумму — 478 000 франков. В этом особенность французской художественной школы — продвигаясь вперед, не отбрасывать завоевания предшествующих поколений, отсюда «классичность» как важное свойство национальной эстетики. Но Дега, человек по своему существу волевой, не удовлетворяющийся никогда тем, что получается сразу, обладавший слишком критическим умом и слишком воспитанный величайшими мастерами, — никогда не отдавался непосредственному наслаждению в работе.
«LOpinion», 27 мая 1886). На полу можно заметить женский корсет. Таковы картины «Танцовщицы на репетиции», «Танцовщица у фотографа», «Ожидание», «Две танцовщицы» и др.
Завершенность и продуманность его композиций заставляет порой вспомнить полотна Пуссена. Принял участие во всех выставках импрессионистов (1874 – 1886), кроме седьмой (1882), когда протестовал против участия в ней Моне и Ренуара, не порвавших с Салоном.
Темы скульптур Дега повторяли темы его картин— танцовщицы, купальщицы или скачущие жокеи. Но это скорее – исключение, подтверждающее общее правило. В 1873году художник вернулся в Париж. Оба эти материала сухие или быстро сохнущие, непрозрачные, что позволяло Дега легко вносить в свои композиции (и маскировать) изменения. На тему танцовщиц Дега, в сильной степени, повлиял Оноре Домье.
С другой стороны, Ренуар верно подметил, что зрелые работы Дега более индивидуальны, они в самом деле «расширились» по стилю, — это и отличает их в первую очередь от ранних работ художника. Говорим Дега – подразумеваем балет.
Дело в том, что Эдгара Дега как художника привлекало человеческое тело. Поздние работы Дега выделяются интенсивностью и богатством колорита, которые дополняются эффектами искусственного освещения, укрупненными, почти плоскостными формами, стесненностью пространства, придающей им напряженно-драматический характер (Голубые танцовщицы, пастель, Государственный музей изобразительных искусств, Москва). Воллару удалось заполучить несколько рисунков для использования их в качестве иллюстраций к «Заведению Телье» Мопассана и «Гримасам куртизанок» Пьера Луи. В полутемной спальне изображены две человеческие фигуры, мужчина и женщина. Рене и Ахилл занимались импортом вина в Новый Орлеан и Дега гордился их успехами. Хотя пространство, как и раньше, оставалось театральным (нереальным) или неопределенным, фигуры, теперь это были в основном купальщицы, тоже не пощадило время, не без усилий справляются они со своими ослабевшими телами. Картины темные по колориту, суховаты по форме.
Работы из серии монмартрских зарисовок были выполнены Дега на заказ для роскошного издания «Семья Кардиналь», задуманного Людовиком Галеви. Дега писал своему другу: «Один хлопок.
Иногда его называют холодным, бесстрастным наблюдателем, особенно при написании женских портретов, однако Берта Моризо, одна из выдающихся художниц того времени, говорила, что Дега «искренне восхищался человеческими качествами молоденьких продавщиц в магазине». Увлечённый многообразием и подвижностью городской жизни, он пишет современный ему Париж (улицы, театр, кафе, скачки) в непрерывно сменяющихся аспектах. Говорим балет – видим картины Дега.
Завершенность и продуманность его композиций заставляет порой вспомнить полотна Пуссена. В то же время картина отличается свежестью и индивидуальным взглядом художника.
какими грязными методами не бывавший на пленэре художник добыл свой материал. Он жил один. И тем не менее в них присутствует сильная, несгибаемая воля самого художника. Художник, как трезвый и тонкий наблюдатель, одновременно фиксирует скрывающийся за нарядной зрелищностью утомительный будничный труд (Экзамен танца, пастель, 1880, частное собрание, Нью-Йорк).
В этом его глубокое внутреннее сродство с импрессионистами. Особенно ощутимо это в «Голубых танцовщицах» из московского музея, где из радужного мерцания чистых тонов как бы возникает мелодия танца. Особый драматизм образов очень часто рождается из неожиданно смелого движения линий, необычной композиции, напоминающей моментальную фотографию, на которой фигуры с оставшимися за кадром отдельными частями тела сдвинуты по диагонали в угол, центральная часть картины представляет собой свободное пространство («Оркестр Оперы», 1868—1869, Музей Орсэ, Париж «Две танцовщицы на сцене», 1874, Галерея института Варбурга и Курто, Лондон «Абсент», 1876, Музей Орсэ, Париж).
Первые образцы этих скульптур появились в 1921 году. У Дега же она содержит лишь часть срезанного рамой мощного потока жизни. Для его ранних работ характерны резкий и точный рисунок, зоркая наблюдательность, сочетающиеся то с благородно-сдержанной манерой письма (зарисовки брата, 1856 – 1857, Лувр, Париж рисунок головы баронессы Беллели, 1859, Лувр, Париж), то с жесткой реалистической правдивостью исполнения (портрет итальянской нищенки, 1857, частное собрание).
Фоном картины служит коричневатая стена. В это время она продолжала носить траур по своему отцу, деду Дега, который умер совсем недавно — его портрет висит позади Лауры. Поддержанный приятелем-скульптором Бартоломе, Дега создал большое количество восковых и глиняных фигур танцовщиков и лошадей. Его произведения ничего не воспевают.
Ни одну из этих скульптур, за исключением «Маленькой четырнадцатилетней танцовщицы», Дега никогда не выставлял. Под влиянием этих людей в конце 1860 года создается серия крупных работ – «Прачки», «Скачки», «Балетные сцены» и «Модистки». На вопрос, почему он так часто обращается к теме балета, Дега в свое время ответил: «Меня называют живописцем танцовщиц не понимают, что танцовщицы послужили мне лишь предлогом писать красивые ткани и передавать движения».
Картина погружает в атмосферу волнительного предвкушения.
На этом внушительном групповом портрете изображены тетушка Дега Лаура со своим мужем, бароном Дженнаро Беллели и двумя детьми. Даже у теряющего зрение Дега палитра оставалась близкой к палитре фовистов». Дебютировал в Салоне 1865 года. Для его ранних работ характерны резкий и точный рисунок, зоркая наблюдательность, сочетающиеся то с благородно-сдержанной манерой письма (зарисовки брата, 1856—1857, Лувр, Париж рисунок головы баронессы Беллели, 1859, Лувр, Париж), то с жесткой реалистической правдивостью исполнения (портрет итальянской нищенки, 1857, частное собрание). Произведения Дега, с их строго выверенной композицией (асимметричной, обладающей динамической фрагментарностью кинокадра), с их точным и гибким рисунком, неожиданными ракурсами, активным взаимодействием фигуры и пространства (часто как бы вывернутого на плоскость), сочетают кажущиеся непредвзятость и случайность с тщательной продуманностью и точным расчётом.
Этот приём впоследствии использовал А. де Тулуз-Лотрек в афишах для Мулен-Руж. «Не было искусства, менее непосредственного, чем мое», – так сам художник оценивает собственное творчество.
Тема заинтересовала Дега и он продолжал её разрабатывать с воодушевлением, в духе Рабле, что тем более странно, так как Алеви вскоре отказался от своего замысла. «Уловленные мгновения»— так, пожалуй, можно было бы выразиться о многих работах Эдгара Дега.
Один из частых сюжетов – балет. Молодой художник, желающий выставляться в Салоне, в первой половине шестидесятых годов обращается к историческим сюжетам: «Молодые спартанки, вызывающие на состязание юношей» (1860), «Семирамида закладывает город» (1861), «Александр и Буцефал» (1861 – 1862), «Дочь Иеффая» (1859 – 1860), «Эпизод средневековой войны» («Бедствия Орлеана») (1865). Сам я не знаю ничего ни о вдохновении, ни о стихийности, ни о темпераменте».
Хроника импрессионистов. «Голубые танцовщицы». Конечно, у него есть несколько пейзажей. «Их низменная плоть великолепно показана со всеми деталями и отвратительным правдоподобием» (Жюль Деклозо. Каждое его произведение – итог длительных наблюдений и упорной, кропотливой работы по их претворению в художественный образ. После заключительной выставки импрессионистов в 1886 году художник перестал публично выставлять свои работы, предпочитая продавать написанные им картины по высокой цене через нескольких торговых агентов.
Эдгар Дега воспринимал театр именно так. Здесь он сделал наброски, но окончательно картину написал уже в Париже в 1859 году. Искусству Дега присуще сочетание прекрасного, порой фантастичного и прозаического. Сами названия направлений и стилей, как правило, случайны, появлялись и закреплялись стихийно и мало что говорят о том явлении искусства, которое называют. Конкретностью фона с модными в начале 1880-х полосатыми обоями с цветами эта композиция отличается от других пастелей в «Сюите обнаженных женщин, купающихся, моющихся, обсыхающих, вытирающихся, причесывающихся или дающих себя причесывать» (так называлась серия из 10 произведений, показанная на последней выставке импрессионистов в 1886 году). Дега даже специально оговаривал, что рамы его картин не должны меняться. Картины Эдгара Дега способны иллюстрировать всевозможные виды движений.
Он умер 27 сентября 1917 года, в возрасте 83 лет. Ее первый муж был убит во время Гражданской войны, а второй бросил, уйдя к другой. А балерины на переднем плане пока ожидают своей очереди, чтобы предстать перед мастером. Совершил поездку в Новый Орлеан, США (1872 – 1873).
Как модель, так и интерьер «Вытирающейся женщины» остаются неизвестными. На картине зрители видят танцевальный класс мастера Жюля Перро, стоящего во властной позе. Друзья шутили: «Картина может считаться законченной, только если её отобрать у Дега».
Фигуры здесь изображены почти в натуральную величину, а сама картина выглядит тщательно продуманной. С этой целью им было собрано множество этюдов, литографий, монотипий и рисунков. На круглом столе в центре комнаты стоит лампа, являющаяся единственным источником света.
Написанная в период поиска новых художественных течений, является одним из самых интригующих произведений Эдгара Дега. Так почему же все-таки балет и танцовщицы. Его усилия увенчались появлением нового словаря реализма, подобно тому, как это удалось сделать в современной ему литературе братьям Гонкурам (Эдмону-Луи-Антуану и Жюлю-Альфреду) и Эмилю Золя. В творчестве мастера нет ничего от экспромта.
В то же время картина отличается свежестью и индивидуальным взглядом художника. Некоторые выставки он помогал организовывать. 1886, Париж, Музей Орсэ).
Такие работы давали повод для разговоров о неудачах либо несостоятельности Дега в этом жанре. В это время она продолжала носить траур по своему отцу – его портрет висит позади Лауры. В то же время картина отличается свежестью и индивидуальным взглядом художника. Дега мало интересовал пейзаж, занимавший центральное место в творчестве импрессионистов и он не стремился запечатлеть на полотне ускользающую игру света и тени, так завораживавшую Моне.
В отличие от все прочих импрессионистов, Дега не слишком жаловал работу на пленэре. Много раз говорилось об отстранённости Дега по отношению к его моделям. Он наблюдает за полуобнаженной женщиной, стоящей к нему спиной. Наблюдение за людьми тогда считалось неприличным занятием. Рядом с ней лежит открытый чемодан с выступающей одеждой.
Эту картину Дега написал во время поездки к своим родственникам в Новый Орлеан. Это утверждение, возможно, близко к объективности там, где речь идёт о колорите фона, а вот утверждение, что картины Дега несут в себе и тонкую, чуть грустную иронию художника и его глубокую нежность к моделям, похоже на эмоциональность самого искусствоведа и не может быть доказано. Дега стремился к максимальной «реалистичности» или «натуралистичности» своих произведений.
Пастель в самом деле находится на грани между рисунком и живописью, а сам Дега говорил, что она позволяет ему стать «колористом с линией». Поздние работы Дега выделяются также интенсивностью и богатством колорита, которые дополняются эффектами искусственного освещения, укрупненными, почти плоскостными формами, стесненностью пространства, придающей им напряжённо-драматический характер («Голубые танцовщицы», пастель, Государственный музей изобразительных искусств, Москва). Начав со строгих по композиции исторических картин и портретов (Семейство Беллелли, около 1858, Музей Орсе, Париж), Дега в 1870-е годы сблизился с представителями импрессионизма, обратился к изображению современной городской жизни – улиц, кафе, театральных представлений (Площадь Согласия, около 1875 Абсент, 1876, Музей Орсе, Париж). Пишущие, однако, сходились в оценке «Сюиты». Колорит большого холста выдержан в строгих черно-белых и голубых тонах.
Когда-то, Антуан Ватто, любитель театральных сюжетов, предпочитал рисовать обворожительных легкомысленных дам и изящных меланхоличных юношей в наигранных застывших позах, бывших для Ватто зримым символом красоты условного и хрупкого мира— прекрасного, отделённого своей ирреальностью от обыденной жизни. Для него наступили тяжёлые времена: умер его отец, оставив большие долги. Друзья и члены его семьи отзывались о Дега как о неуклюжем прямом человеке. В этом их сила и слабость.
Он постоянный участник выставок импрессионистов, начиная с первой, в 1874 году. Курбе и Делакруа оказали определенное влияние на творчество Дега, однако действительным, признаваемым им авторитетом до конца жизни для художника оставался Энгр. Картина Дега на аукционах стоят миллионы евро. В «Семирамиде, строящей Вавилон» Дега создал волнующее оригинальное произведение, но, казалось, он сам не был уверен в правильном направлении своих поисков.
Эти элементы были частью идеологии реализма-натурализма. Во многих произведениях Дега показывает характерность поведения и облика людей, порожденную особенностями их быта, выявляет механизм профессионального жеста, позы, движения человека, его пластическую красоту (Гладильщицы, 1884, Музей дОрсе). Эдгар изучал творения великих мастеров живописи в Лувре, за время своей жизни несколько раз посещал Италию (где проживали его родственники по линии отца), где имел возможность знакомиться с шедеврами мастеров Итальянского Возрождения. Учился живописи в Школе изящных искусств (1855 – 1856) у Луи Ламота, ученика Доминика Энгра, влияние которого сказалось на его раннем творчестве.
Он родился в довольно состоятельной семье и мог не заботится о заработке ради куска хлеба. Таким же творческим был подход художника к гравюре и скульптуре. С конца 1880-х годов Дега много занимался скульптурой, добиваясь выразительности в передаче мгновенного движения (Танцовщица, бронза, Музей Вальраф-Рихарц-Людвиг, Кельн). Дега просил не произносить траурных речей во время его похорон и особенно настаивал на том, что, если Форену придется сказать несколько слов, пусть это будет самая простая фраза, вроде: «Он, как и я, очень любил рисовать». К концу 80-х годов Дега, по существу, реализовал своё желание «стать знаменитым и неизвестным».
Богатство поз, движений, которые удается запечатлеть живописцу, воистину не знает границ. Дега вырос из традиционной живописи, которая так мало значила для других импрессионистов. Финансовый кризис, который Дега пережил после смерти отца, оказался после нескольких лет напряжённой, ежедневной работы преодолённым и уже к 1880 году Дега стал заметной и уважаемой фигурой в парижском мире искусств. Картины темные по колориту, суховаты по форме.
Маленькая Джулия выхвачена в момент минутной взволнованности. В картине «Танцевальный класс» Дега феноменально сочетает точный рисунок с эскизностью деталей.
Эдгар Дега был практически универсальным художником не только в плане жанров, но и в плане техники, в которой он выполнял свои работы. Классические традиции в композиции на этом полотне соседствуют с характерными персонажами, что положительно отличает эту работу художника. Четверо из шести детей умерли в детстве. Мощь и глубина композиции обнаруживают стремление художника следовать образцам итальянского Ренессанса и традициям мастеров старшего поколения, прежде всего Энгру, который когда-то также создал в Италии ряд выдающихся портретов.