Мане одновременно договаривается с Мартине об устройстве выставки — она включит лучшие из прочих его холстов, среди которых будут «Музыка в Тюильри» и «Старый музыкант», «Gitanos» и «Испанский балет», «Уличная певица» и «Лола из Валенсии». Он снова поинтересовался мнением Кутюра и когда тот в очередной раз негативно отозвался о его творении, Мане окончательно порвал с учителем. И лишь в 1879 году Салон оценил упорство художника: полотна Мане «В теплице» и «В лодке» были встречены очень тепло. Своеобразным итогом импрессионистических поисков и всего творчества Мане становится его работа Бар в Фоли-Бержер (1882).
И лишь в 1879 годщу Салон оценил упорство художника: полотна Мане «В теплице» и «В лодке» были встречены очень тепло. И Гойя и Веласкес и Э. Мане – художники, которые максимально «схватили» сущность времени, выявили ее в своих работах. Помогал ему и опыт французских реалистов середины XIX века (в особенности Г. Курбе). В устремленном прямо на зрителя взгляде обнаженной женщины (художник написал ее с Викторини Меран, своей любимой натурщицы) есть и дерзкая непосредственность и глубокая мечтательность.
Трудно определить однозначно жанр последней большой картины художника – Бар в Фоли-Бержер (1881-1882). Мане тщательно копирует их. Много путешествует, посещает Нидерланды, Австрию, Италию, а позже Германию, Испанию и Англию. Эдуард Мане – самостоятельное явление в истории искусства. Его можно назвать «испанским». В произведениях 60-х гг.
Особо тёплые отношения Мане завязывает со скандальным поэтом Шарлем Бодлером.
Да, теперь было слишком поздно. Операция проходит неудачно и Мане умирает 30 апреля, накануне открытия очередного Салона. Рисунок – единственный предмет, по которому у будущего художника стоит оценка «хорошо».
наложение жанров друг на друга3. На этом этапе художник создает работу «Бой быков», от которой сохраняет фрагмент – «Мертвый тореро» пишет религиозную композицию Христос с ангелами. акцентирование отсутствия пространственной глубины, перспективы. Мане одновременно договаривается с Мартине об устройстве выставки— она включит лучшие из прочих его холстов, среди которых будут «Музыка в Тюильри» и «Старый музыкант», «Gitanos» и «Испанский балет», «Уличная певица» и «Лола из Валенсии». Он считает, что Э. Мане ввел принцип «заслоняющей плоскости».
Похоронен великий художник на кладбище Пасси (фр. интерес к обнаженной натуре4. Он пишет: «Мане – автор «Олимпии» – оказался в самом центре эпохи». Мане создает серию картин с изображением испанских танцоров. Мане не участвовал в выставке, но ему было близко творчество многих импрессионистов.
Именно в буржуазный, 19 век, в кафе собираются довольно разные люди, не принадлежащие какому-либо одному общественному слою. Картина «Завтрак на траве» экспонировалась в Салоне отверженных, где были выставлены произведения, отвергнутые жюри официального Салона. Автор опирается на свидетельства современников, на подлинные документы.
Этот прием – включение современников в мифологический сюжет использовал и Караваджо. Отдельной темой в позднем творчестве Э. Мане стоят кафе, кафе-концерты, кафе-шантаны. В случае с Э. Мане такая уплощенность связана, скорее всего с влиянием на него искусства Японии, в частности, гравюр. По-английски это звучит как self-concept, т. е. В поисках «монументального» полотна для следующей выставки Мане решается на написание картины с изображением голой натуры.
Основной миссией живописца было и есть поиск красоты в обыденном. Однако творчество Мане отнюдь не исчерпывалось созданием больших программных композиций. Как бы то ни было, художник решительно идёт своей дорогой. Ревалд характеризует манеру Мане как находящуюся «между так называемой реалистической и романтической».
Накопленные знания и видение он воплощает в своих работах. Уйдя от Кутюра, Мане уничтожил все картины, созданные за это время. Жюри салона 1863 года также отвергло все три представленные Мане картины. ориентация на мастеров прошлого3. В 1874 году открылась первая выставка художников – импрессионистов.
Правда, не одного Мане постигла такая участь: 2800 картин было отвергнуто. Акцент переносится на современное событие, поиск сущности в окружающем мире. Каталин Геллер считает, что плоскостность, активное декоративное начало в картинах Мане – в чем его неоднократно упрекал Курбе – связана с влиянием японской гравюры, которое распространилось в Европе в 19 веке. Свет и цвет сближает все, что есть в этом заведении и, в целом, в Бытии. У многих картин этого периода трудно даже определить жанр. В традициях старых мастеров исполнен и «Портрет родителей» (1860), выполненный как жанровая картина.
Эдуард получает наследство и теперь может не думать о том, как и на что ему жить. нововведение Мане – организация полотна «Музыки в Тюильри» посредством пятен и силуэтов, 6. Как видно из обзора, никто из исследователей не рассматривает художника как мыслителя.
Художник часто бывает в таких местах, запечатлевает такую натуру. По возвращении во Францию, Эдуар победил неприязнь отца к занятию искусством. направление, основанное на следовании внешним формам классического искусства. «Железная дорога» опять вызвала острую антипатию жюри. В том же году Мане написал картину Олимпия (Париж, музей Д Орсе), на которой изображена лежащая на ложе обнаженная девушка, которой служанка-негритянка подносит букет цветов, – сюжет, восходящий через Гойю к Тициану и Джорджоне.
В это время для Мане особенно ценной была поддержка, оказанная его друзьями и поклонниками. Мане, пытавшийся следовать в «Завтраке» традициям старых мастеров, был обескуражен. Мане Эдуар (Manet Eduard), французский художник.
Он неоднократно посещал голландские музеи, где любовался живописью Франса Халса. Бога виноделия окружают обычные «пьяницы» – крестьяне, мужички из народа. Так, на раннем натюрморте Пионы (1864-1865) изображены распускающиеся красные и бело-розовые бутоны, а также уже расцветшие и начинающие увядать цветы, роняющие лепестки на скатерть. принцип композиционной «кадрировки»4. Сперва Марине не решился на столь откровенную дерзость и побоялся открывать салон, однако вмешательство императора Наполеона III вынудило его провести выставку, сразу же получившую название «Салон отверженных». Художник планировал написать серию полотен – аллегорий четырех времен года, которые должны были олицетворять четыре его подруги, однако смог завершить только два – Весну, моделью для которой послужила Жанна Демарси (1881, частное собрание) и Осень, где моделью была Мари Ларан (1882–1883, Нанси, Музей изящных искусств). Однако вскоре Эдуард находит новый сюжет для будущей картины.
Выставка должна была разжечь интерес зрителей как раз накануне открывающегося салона. По поводу создания этой картины Мане говорил своему другу, журналисту А. Прусту: "Когда я был в ателье, я копировал Джорджоне, нагую женщину с музыкантами. Влияние старых мастеров сказалось в первых работах художника, благосклонно принятых публикой («Испанский певец, », 1860 «Мальчик со шпагой» и др. ). Четырнадцать работ художника, представленных на частной выставке в кафе Мартинэ (1863), показали новую манеру художника, дерзко нарушающего догмы искусства («Лола из Валенсии», 1862 «Уличная певица», 1862 «Музыка в садах Тюльери», 1860 и др. ). Фиаско на некоторое время сбило Мане с индивидуального пути: он с трудом находил интересные сюжеты, некоторые элементы откровенно заимствовал у известных художников.
Но картина вызвала самое большое внимание и стала символом "Салона отверженных" 1863 года. Вскоре художника и натурщицу стали связывать не только творческие узы, но и интимные. В 1876 году жюри Салона отвергает обе картины Мане.
Во время осады Парижа в 1870 году Мане, как убеждённый республиканец, остался в столице. В 1870-80х гг. Он, как и последовавшие по его стопам импрессионисты, в самых первых своих работах ставил перед собой задачу остановить на холсте состояние действительности, позу модели в одну конкретную минуту. Именно на этом этапе появляются первые портреты современников – Э. Золя, Т. Дюре, портрет жены в картине «Чтение» (1868)Итак, для третьего этапа характерно:1. изменение техники с классической на «a la prima». После войны «банда Мане», как называли художников- «батиньольцев» обыватели от искусства, вновь собралась в Париже.
Первое датированное произведение Мане – «Пьяный Пьеро» – это рисунок тушью товарища Понтийона, одетого в костюм Пьеро. В 1866 началась дружба Мане с импрессионистом К. Моне. Сложно определить жанр этой картины – как портрет или бытовой жанр. Мане отказывается от приемов композиции старых мастеров.
И вместе с тем чисто импрессионистическим остается ощущение движения, мимолетности и совершенного единства фигур со средой. Однако бунтарь по натуре Мане не стал учиться в Школе изящных искусств (на чем настаивал его отец), он учился в мастерской Тома Кутюра, который незадолго до этого прогремел в Салоне 1847 года со своей картиной «Римляне эпохи упадка» изображающей античную оргию. Художник уже размышляет о следующем салоне и в расчёте на это пишет картину «Старый музыкант», хорошую в плане исполнения, но явно слабую в построении композиции.
– Флейтист (1866). А. Якимович в статье «О построении пространства в современной картине» выделяет ключевые фигуры, «узлы» во всей истории искусства, которые внесли принципиально новое в концепции пространственного построения. Необходимо отметить, что Э. Мане довольно поздно написал свой автопортрет. «Испанский музыкант» – «Гитарреро» был написан в новой манере, которая находится между так называемой реалистической и романтической.
Это время, когда создано довольно много рисунков и картин на испанскую тематику. К числу таких фигур автор относит и Э. Мане. Чтобы доказать публике, что он лишь переосмысляет в своем творчестве заветы классиков, он показал в Салоне 1865 года работу «Олимпия» исполненную в той же манере.
Особым нападкам подверглась «Музыка в садах Тюльери», где Мане, отказавшись от детализации, сумел передать образ динамичной толпы черточками и пятнами света на холсте. Такая «идеографическая» уплощенность связана с обращением к традиции примитива, фольклора и архаики. В ней опять же мы наблюдаем реминисценции голландцев 17 века, Караваджо.
Портрет современников – «Балкон» опять нам напоминает работу «Махи на балконе» Гойи. Картина эта – подлинная фантасмагория света и цвета. Его интересуют эффекты пара, дыма, освещения ускользающего пространства – появляется «Железная дорога».
Жюри салона 1863 года также отвергло все три представленные Мане картины. В то же время Мане сохраняет ясность рисунка, серые и черные тона в колорите, отдает предпочтение не пейзажу, а бытовому сюжету с выраженной социально-психологической подосновой (столкновение мечты и реальности, призрачность счастья в сверкающем и праздничном мире – в одной из последних картин Мане Бар в Фоли-Бержер, 1881-1882, Институт Кортолда, Лондон). Край стола, на котором стоит бутылка, не согласуется с перспективой. К счастью, ему удалось уцелеть в период боевых действий. Еще больший скандал сопутствовал картине Мане «Олимпия» (1863), представленной в Салоне 1865. Он запечатлел Париж в дни блокады и голода. Недаром, будучи уже зрелым мастером, он выставил их рядом с с остальными работами.
Обиженные художники обратились к Мартине с просьбой провести выставку без редакции жюри. В 1856 году он посетил Голландию, Австрию, Италию. Жюри салона 1863 года также отвергло все три представленные Мане картины. Творчество Э. Мане стоит, скорее всего, между реализмом и импрессионизмом. «Олимпию» Мане решился показать публике только спустя два года после ее создания.
Бедная красавица изображенная на полотне, тут же обрела нелестные эпитеты «потаскухи, возомнившей себя королевой» и «бесстыжей девки, вышедшей из-под кисти Мане». И лишь в 1879 году Салон оценил упорство художника: полотна Мане «В теплице» и «В лодке» были встречены очень тепло. В 1860-х годах Мане приобретает двусмысленную репутацию.
Он закончил у Кутюра полный шестилетний курс обучения (1850—1856), однако все это время отношения между учителем и учеником оставляли желать лучшего. Он бывал в Аржантейе (пригороде Парижа), где работали К. Моне и О. Ренуар и создал несколько произведений, близких им по духу. Но, в конце концов, тяга к творчеству победила.
После провала юноша стал юнгой на торговом судне. Малларме, 1876, Музей импрессионизма, Париж) – своего рода исследования внутреннего мира современника, расширяющие возможности этого жанра. Особняком стоит Эмиль Золя— горячий сторонник творчества Мане, ярый защитник его живописи. Оказавшись не у дел, он устроился юнгой на торговое судно. Особое внимание художника привлекли испанцы: Веласкес и Гойя.
Своих моделей нередко одевал в испанские наряды – Гитареро (1860), Викторина Меран в костюме эспада (1862). Зритель следил за переменчивой кистью художника, пытаясь найти логику в его картине. Появление этой техники также связано, я думаю, с импрессионистами, у которых был принцип писать быстро, чтобы запечатлеть мгновение (тот же Клод Моне, который писал Руанский собор, стога сена, пытаясь поймать особенности освещения). Наиболее известные из них — иллюстрации к поэме Шарля Кро, сделанные в офорте и к «Ворону» Эдгара По, сделанные в технике литографии. Композиция была навеяна художнику гравюрой Марка-Антонио Раймонди с рафаэлевской композиции «Суд Париса». «Железная дорога» опять вызвала острую антипатию жюри. Почему Э. Мане, француз, обращается к испанской живописи. Существуют четыре версии последней композиции: в Музее изящных искусств Бостона в Национальной галерее Лондона в Национальной художественной галерее в Копенгагене (все – 1867) и в Кунстхалле в Мангейме.
В это же время один из организаторов салона Луи Мартине, осознавая трудности для признания на салоне молодых художников, организовал альтернативную выставку, среди картин которых были и творения Мане: «Мальчик с вишнями», «Читающий» и получивший признание «Гитарреро». Мане также сделал рисунки для ксилографии к поэме С. Малларме «Послеполуденный отдых фавна». Вскоре художник узнал, что жюри салона отвергло «Любителя абсента» (из всех членов жюри за картину проголосовал только Делакруа, сам учитель Мане, Кутюр, проголосовал против). Во всех исследованиях, посвященных импрессионизму, Э. Мане рассматривают, как некое «переходное звено», как нечто, давшее основы, но постепенно начавшее «мешать» такому цельному явлению, как импрессионизм. Ее признают неприличной, а сам Эдуард Мане упрекается в безнравственности за ее написание.
Его интересуют «секреты» живописи старых мастеров – Рембрандта, Рубенса, Ван Дейка, Гойи, Эль Греко, Веласкеса, Халса, Ватто и Шардена, а среди новых – Делакруа. В искусстве Мане была некая предопределенность. Что трактовалось как непристойность. Сам же художник, вполне разделяя судьбу своих соотечественников, вместе со многими коллегами по цеху вступает в армию и участвует в защите Парижа. Любитель абсентаПервое значительное произведение – картина «Любитель абсента» (1858-1859), в которой в традиции живописи Веласкеса представлен пропойца, наследник романтических бродяг.
Как и обнаженная в "Завтраке", "Олимпия" (моделью для нее послужила опять же Викторина Меран) смотрит на нас взглядом, словно олицетворяющим загадочную и победную силу искусства Мане. Так, П. Валери проводит параллель между сюжетами картин Мане и тематикой стихов Бодлера: «Любителя абсента» (1860) он сравнивает с «Вином мусорщика», а «Олимпию» – с циклом стихов «Парижские картинки». М. Н. В «Завтраке на траве» он словно стремился переосмыслить темы старых картин и, в первую очередь, тему «Сельского концерта» Джорджоне. В картинах «Балкон» и «Завтрак в мастерской» показан облик современников художника.
В длительном плавании в его душе родилось какое-то особенное ощущение моря. Предисловие к каталогу написал Эмиль Золя. Копировал их и Мане и не только в Лувре. Вскоре последовала новая трагедия: повесился Александр, мальчик, помогавший Мане в мастерской и ставший персонажем его картины «Мальчик с вишнями».
В работах конца 1850-х – начала 1860-х годов, составивших галерею остро переданных человеческих типов и характеров, Мане сочетал жизненную достоверность образа с романтизацией внешнего облика модели (Лола из Валенсии, 1862, Музей дОрсэ, Париж). Единственным плюсом было то, что именно в мастерской Тома, требовавшего от своих учеников изучения старых мастеров, создатель картины «Лола из Валенсии» открыл для себя классическое наследие. Его творчество было «манифестацией новой школы».
В конце концов победила его приверженность к искусству. Сцены обыденной жизни становятся главными в творчестве Мане (с 1870-х), в его произведениях проявляются все новшества пленэрной живописи, разработанные его друзьями-импрессионистами. В самом значительном и глубоком произведении Бар Фоли-Бержер (1881-82, Институт Кортолда, Лондон) Мане раскрывает иллюзорность и призрачность счастья в сверкающем, праздничном современном мире. Сходство достигается только тогда, когда картину разглядывают с определённого расстояния.
Эдуард Мане родился 23 января 1832 года в Париже, в семье Огюста Мане, чиновника Министерства юстиции и Эжени-Дезире Фурнье, дочери дипломата. Но юноша провалил вступительные экзамены в морское училище.
Биография А. Перрюшо отличается легкостью изложения. Юношу влекла скандальная слава. Однако приверженность его импрессионистам была краткой, художник никогда не участвовал в их выставках и себя импрессионистом не считал. Итак, для «импрессионистического» этапа характерно:1. Портреты Мане (С.
«Портрет Золя» – дань признательности известному писателю, который не раз оказывал Мане важную поддержку. Была открыта большая выставка его произведений в Школе изящных искусств. Фигуры людей на картинах представлены крупно, особое внимание уделено их поведению. Сходство достигается только тогда, когда картину разглядывают с определённого расстояния.
и Янсон Э. Ф. В ней художник также модернизировал классические мотивы (прототипом служила Венера Урбинская Тициана). И тем не менее, ничто не прошло даром. Контуры теряют четкость, растворяясь в световоздушной среде.
Мане никогда не ввязывается в споры, не участвует в посиделках в дешевых кабачках. Используя и переосмысляя сюжеты и мотивы живописи старых мастеров, Мане стремился наполнить их актуальным содержанием, полемически иногда эпатирующим образом внести в известные классические композиции изображение современного человека (Завтрак на траве, Олимпия – оба 1863, Музей дОрсэ). Объекты его поклонения – Тициан и Тинторетто, Рембрандт и Хальс, Пуссен, Делакруа и Энгр, но прежде всего великие испанцы – Веласкес и Гойя. От глухих и плотных тонов, напряжённого колорита с преобладанием тёмных цветов он перешёл к более светлой и свободной живописи, богатой прозрачными рефлексами и валёрами (В лодке, 1874, Метрополитен-музей). К счастью, ему удалось уцелеть в период боевых действий. В начале 60-х годов художник порой близко "пересказывает" в своих произведениях работы велики испанских художников, а во время гастролей в Париже мадридской балетной труппы (1862) Мане пишет серию картин с живых испанских моделей ("Лола из Валенсии", "Гитарист", "Испанский балет").
Она представляет собой «шедевр пространственного иллюзионизма», как и «Менины» Веласкеса, которыми восхищался Э. Мане. Мане привлекает скандальную славу, хотя и не стремился к ней. Новую его картину «Завтрак на траве», как и предполагалось, приемная комиссия Салона 1863 года отвергла. Кладбище Пасси насчитывает всего около 2000 могил. Несмотря на это, ему было разрешено отправиться в учебно-подготовительное плавание на паруснике Гавр и Гваделупа в качестве юнги.
Художник и здесь отталкивался от классических образцов (прежде всего от тициановской «Венеры»), но композиционная схема идущая от старых мастеров, была наполнена новым содержанием: автор подмечал угловатость хрупкой фигуры модели, ее полные независимости позу и взгляд изменилась техника живописи, приобретшая непосредственный эмоциональный характер. Слухи распространились по Парижу, но Сюзанна ни о чём не узнала или не подала виду. Творческая свобода художника в 1863 году являет миру первый из скандальных его шедевров – «Завтрак на траве» изображающий обнаженную женскую натуру в обществе одетых мужчин. В это же время один из организаторов салона Луи Мартине, осознавая трудности для признания на салоне молодых художников, организовал альтернативную выставку, среди картин которых были и творения Мане: «Мальчик с вишнями», «Читающий» и получивший признание «Гитарреро».
Олимпия – одна из самых концептуальных работ Мане, выражающих не только новые находки в технике живописи, но и определенное мышление художника, его идеи, воплотившиеся в этом произведении. Он неоднократно посещал голландские музеи, где любовался живописью Франса Халса. Сходство достигается только тогда, когда картину разглядывают с определённого расстояния. Размышляя над следующим предложением салону, Мане вновь обращается к офорту. мелкий, дробный мазок3. Выставлено пятьдесят работ — лучшие картины, созданные за десять лет творчества.
С согласия отца Мане даже намеревается стать моряком. Он против академической школы Кутюра, не приемлет классицизм Энгра и Давида. Первой подлинно масштабной работой Мане явился "Завтрак на траве" (1862). Даже в такое тяжёлое для него время, Мане не перестаёт работать — так, в Бордо, он пишет пейзаж порта. Первые работы наметили и первые нововведения, связанные главным образом с контуром.
Выставлено пятьдесят работ — лучшие картины, созданные за десять лет творчества. Во время осады Парижа в 1870 году Мане, как убеждённый республиканец, остался в столице. Художник уже размышляет о следующем салоне и в расчёте на это пишет картину «Старый музыкант», хорошую в плане исполнения, но явно слабую в построении композиции. Размышляя над следующим предложением салону, Мане вновь обращается к офорту.
Э. Мане начинает рисовать, обучаясь в коллеже. Правда, его серии офортов, выполненные в 1862 и 1874 году, остались нераспроданными. Мастерскую Кутюра Э. Мане покидает в 1856 году. Итак, для подготовительного этапа характерно:1.
Находясь в постоянном поиске, он принимается за написание следующей картины «Уличная певица», натурщицей для которой стала Викторина-Луиза Меран, юная провинциалка, стремившаяся выбиться из нищеты любыми методами. В 1875 появляется «голубая симфония» – «Гондолы на Большом канале в Венеции». Выставка должна была разжечь интерес зрителей как раз накануне открывающегося салона. первые самостоятельные работы – еще следование правилам живописи мастерской Кутюра, однако уже здесь заметна особенность Мане – моделей для своей работы он берет из жизни («Любитель абсента», «Музыка в Тюильри». )2.
Однако, отношения между учителем и учеником не сложились. Толпа, хохоча, завывая и угрожая тростями и зонтами, не пугалась военного караула. Как бы то ни было, художник решительно идёт своей дорогой. Братья Гонкур писали: «Художник, который не изображает женский тип своего времени не останется долго в искусстве». Под впечатлением кровавых событий во время подавления революции Мане создал акварель «Баррикада», выразительно передав жестокость палачей и мужество коммунаров.
Они обратились к очень светлой палитре изображая природу, передавая атмосферу и свет. Однако, при подобной оценке, упускается главное – собственное непреходящее значение его произведений, украшающих уже более века крупнейшие музеи мира. Увлечение старой живописью обусловило многочисленные путешествия Мане.
Тень фигуры не соответствует её положению. Их признание имело значение. Мане отбросил академическую технику «тщательной отделки» картины, в которой не имело значения, рассматривалось ли полотно с близкого или далёкого расстояния. Во время осады Парижа в 1870 году Мане, как убеждённый республиканец, остался в столице. Это идеал женской красоты для Мане. Эдуард Мане начал работать в офорте и литографии в 1862 году.
Другие крупные произведения этого периода – Нана (1876–1877, Гамбург, Кунстхалле) Портрет г-на и г-жи Жюль Гиме в оранжерее (1879, Берлин, Национальная галерея) и В кабачке папашиЛятюиль (1879, Турне, Музей изящных искусств). В поисках «монументального» полотна для следующей выставки Мане решается на написание картины с изображением обнажённой натуры. Многим произведениям Мане свойственны импрессионистические живописная свобода и фрагментарность композиции, светонасыщенная красочная вибрирующая гамма (Аржантёй, Музей изящных искусств, Турне). В начале 1860-х гг. Это был тяжёлый период для живописца, осмеянный, он решил уехать в Испанию, где были созданы замечательные «Бой быков в Мадриде», «Флейтист».
Оставив рутину художественной школы, 24-летний Эдуард занялся самообразованием. Летом 1870 г. Мане создал свою первую картину на свежем воздухе – Сад. Особо тёплые отношения Мане завязывает с французским поэтом Шарлем Бодлером. Эдуард Мане родился в Париже, в богатой буржуазной семье. Однако художник опять идет по своему пути, что мы назовем двунаправленностью искусства Э. Мане: с одной стороны – «воскрешение» работ старых мастеров – Тициана, Рафаэля, Джорджоне, актуализация их. В 1883 году Манэ ампутируют левую ногу. Один из самых известных трудов по французскому импрессионизму – книга Д. Ревалда «История импрессионизма». Она изображена полулежащей на постели и чуть свысока, пристально и в то же время задумчиво смотрит на зрителя.
Появление в палитре художника ярких розовых, красных, белых красок3. После импрессионистических поисков, Мане вновь возвращается к своей манере. Очередная шумиха вокруг его имени возникла в 1874 году. Он обобщает форму, пренебрегает светотенью и третьим измерением (Курбе не случайно сравнивал "Олимпию" с "игральными картами"), добивается особой интенсивности цвета.
Но опасаясь слишком жёсткой и академичной программы обучения в Школе, Мане в 1850 году поступает в мастерскую модного в то время художника Тома Кутюра, который прославился в 1847 году благодаря монументальному полотну «Римляне периода упадка». В эти же годы художник впервые достиг общественного признания. Спасаясь от скандального шума, художник уехал в Испанию. Мане постоянно ссорился со своим учителем он стремился передать «настоящий дневной свет» и «писать жизнь в разное время такой, какая она есть».
В 1867 году Мане показывает свои произведения в отдельном павильоне. 15 апреля 1874г. В 1850–1856 учился в Школе изящных искусств в Париже у Тома Кутюра (1815–1879), одного из самых известных французских художников-академистов того времени.
Те современники Мане, которые также были «анти-академиками» – Курбе и Милле – также не вдохновляли художника. Такова была его художественная программа. Мане Эдуард (Manet) (1832-1883), французский художник. У художника появляется техника «a la prima».
Под влиянием импрессионистов колорит Мане стал светлее, хотя он не принял их манеру наложения на холст мазков дополнительных цветов. В конце 1860-х годов Мане сблизился с Эдгаром Дега, Клодом Моне, Огюстом Ренуаром, перешел от глухих и плотных тонов, напряженного колорита с преобладанием темных цветов к светлой и свободной пленэрной живописи (В лодке, 1874, Метрополитен-музей В кабачке папаши Латюиль, 1879). Он предпочитал любой ценой добиться признания жюри официальных Салонов. Близок этот принцип и Э. Мане.
Приблизительно одна десятая часть всех его картин – это морские пейзажи. Также автор высказывает мнение, что Мане «будто экспериментировал» с публикой, предлагая то картины на испанские темы, то сюжеты с современными парижанами, то пленэрные работы. Актуальность и новизна исследования. Художник возлагал большие надежды на признание своей картины «Завтрак на траве», но она была раскритикована и вызвала смех у посетителей салона.
Его первые самостоятельные работы находят положительные отклики у публики. Мане явно скучал в мастерской Кутюра. Но Эдуард попытался стать моряком (и даже совершил в качестве юнги путешествие в далёкре Рио-де-Жанейро). Тем не менее, Мане не хотел участвовать в выставках групп импрессионистов. На лето 1870года приходится апогей франко-прусской войны, затеянной Наполеоном III. После триумфа в Салоне «Гитарреро» многие молодые художники отправились к господину Мане, они начали считать его своим учителем. Этапным произведением выделяется работа Лоло из Валенсии. Во время осады немцами Парижа (1870) художник стал артиллеристом и находился в рядах защитников города.
Картина «Купанье» была предложена жюри вместе с менее значимыми «Молодой женщиной в костюме эспада» и «Молодым человеком в костюме махо». Клод Моне, Поль Сезанн и Эдгар Дега становятся для автора «Олимпии» друзьями и последователями. приверженность к темным тонам, 4. Но так как художник не считал себя импрессионистом, то корректнее будет говорить о нем как о реалисте. Э. Мане едет в Аржантей, где сближается с К. Моне.
Импрессионистический этап изменил палитру Мане на более светлые краски. Его родители надеялись, что их сын получит респектабельное юридическое образование. Понять Кутюра значило понять возможности официального искусства. Сад Тюильри – основное место, где проводят время светские жители Парижа. В 1839 г. Эдуарда отдали в пансион аббата Пуалу в Вожираре, а в 1844-1848 гг.
Художник ежедневно посещает Лувр, где делает первые наброски. Авторы находят, что именно эти принципы позже лягут в теорию «искусства для искусства». Они были сосредоточены на произведениях великих мастеров: Андреа дель Сарто («Мадонна дель Сакко») 1857 г., Тициана («Венера Урбинская», «Мадонна с кроликом», «Юпитер и Антиопа») 1856 г., Делакруа («Ладья Данте») 1858 г., Филиппо Липпи («Голова молодого человека»).
«Железная дорога» опять вызвала острую антипатию жюри. А теперь парню открылись солнечные просторы тропических стран и окружающая действительность засияла разноцветными красками. Дядюшка был добродушным низеньким толстяком с маленькой бородкой и всегда смеющимся лицом. С этого времени Мане, регулярно отвергаемый жюри салонов, сближается с группой молодых художников, которые вскоре будут названы импрессионистами.
Этим новым поискам уже не соответствовал живописный стиль ранних произведений художника, в частности, приемы гармонизации плоских цветовых пятен. Находясь в постоянном поиске, он принимается за написание следующей картины «Уличная певица», натурщицей для которой стала Викторина-Луиза Меран, юная провинциалка, стремившаяся выбиться из нищеты любыми методами. Блики света присутствуют на всех персонажах картины. Это, однако, не привело к превращению Мане в модного конъюнктурного художника (каким отчасти стал Курбе после некоторых успехов в Салоне) — в 1874 году жюри отвергает его «Бал-маскарад в Опере».
изображение современных жителей Парижа5. Он пишет самую знаменитую работу 60-х гг.
Она вызвала, пожалуй, еще более бурные споры. Его отец – Огюст Мане был шефом отделения в Министерстве юстиции. художник пишет Музыка в Тюильри. Более поздние работы отличаются непринужденной эскизностью. Творческая жизнь в Париже затихает и сворачивается. Композиция картины была навеяна рисунком Рафаэля и образами картины "Концерт" Джорджоне.
Однако, картины встретили полнейшее неприятие публики и старших коллег Мане по цеху. Рубенса, Рафаэля, маскируя свои «заимствования» изображением современной обстановки и демонстрируя таким образом, что мог бы дать новую жизнь современной живописи, не порывая с традицией. во Франции очень популярен гребной спорт. Композиция была навеяна художнику гравюрой Марка-Антонио Раймонди с рафаэлевской композиции «Суд Париса». Поль Сезанн как-то заметил, что Мане многим обязан Кутюру.
«Олимпия» невольно напоминает «Венеру Урбинскую» Тициана. В 1848 году Мане оказался на борту парусника, который отправлялся в Рио-де-Жанейро. Однако, жажда быть известным в порядочном обществе, пользоваться успехом, не покидает его. На лето 1870 года приходится апогей франко-прусской войны, затеянной Наполеоном III. В дни Коммуны был заочно избран в федерацию революционных художников. Особой стилистической ясностью отмечен «Флейтист».
В 1881 году он получает медаль Салона, а позже его награждают орденом Почетного легиона. Изменилась и техника художника, она стала подвижной, мазки приобрели разнообразную форму. Обращался к темам современной истории (Казнь императора Максимилиана, 1867, Кунстхалле, Мангейм), откликался на события Парижской Коммуны 1871 (Расстрел коммунаров, акварель, 1871, Музей изобразительных искусств, Будапешт). Это аллегорические портреты двух актрис – Жанны и Мэри. Многие работы Мане «переводят на современный ему язык живописи картины старых мастеров».
Так, прима-балерина испанской труппы изображена за кулисами перед выходом на сцену – Лола из Валенсии (1862), а в картине Испанский балет танцоры запечатлены в момент выступления (1862). поиски изображение «естественных» моделей. Несколько раз солдатам приходилось обнажать оружие.
Это путешествие по океану в последующем сыграло не последнюю роль в творчестве художника. Может быть, у великих испанцев он искал поддержки именно в такой ситуации. Испания входит в моду у французов. Тем не менее, Мане не хотел участвовать в выставках групп импрессионистов. Большое значение имели работы мастеров графики Домье и Гаварни. Край стола, на котором стоит бутылка, не согласуется с перспективой.
Эдуар Мане отправляет своих родных на юг Франции в Олорон-Сент-Мари. Особенно мальчику нравилось, когда к ним приходил родной дядя (брат мамы), полковник Эдмон-Эдуард Фурнье, со своей супругой.
Отец желанию сына учиться на художника яростно воспротивился. Бунтарский дух заставлял его искать не совсем обычные пути в жизни. Однако вскоре Эдуард находит новый сюжет для будущей картины. «Флейтист», «Женщина с попугаем» (1866), - такие работы, в которых жанры взаимодействуют друг с другом.
Такие работы, как Большой канал в Венеции (1874), Мостильщики, улица Монье (1878), Подавальщица пива (1878) обнаруживают своеобразие импрессионизма Мане и его поиски в этом направлении. В 1874 году он поехал в Аржантей, где работал на пленэре рука об руку с Моне и Ренуаром. На лето 1870 года приходится апогей франко-прусской войны, затеянной Наполеоном III. На картине Флейтист (1866, Париж, музей Д Орсе) изображан юный пехотинец играющий на флейте.
Известно, что сам художник не сохранял свои ранние работы и наброски. На похороны великого творца собрался весь артистический Париж. Учился у Т. Кутюра (1850-56, с перерывами).
1868-1869). В качестве модели художник пригласил Викторину Меран, позировавшую ему и для Завтрака на траве. В дальнейшем, подобные принципы получили распространение в творчестве импрессионистов.
Художник полагал, что достиг этой цели в картине Любитель абсента (1859, Копенгаген, Новая Карлсбергская глиптотека). В том же темном колорите, что Любитель абсента, написана Музыка в Тюильри (1860, Лондон, Национальная галерея). В «Музыке в саду Тюильри», наоборот, рассматриваемые с близкого расстояния лица становятся почти абстрактными формами. В 1861 – 62 гг.
Особенно совершенна работа В лодке. Моделью для Олимпии также служила Викторина Меран. Ряду произведений Мане (Аржантёй, Музей изящных искусств, Турне) свойственны подчёркнутая живописная свобода и фрагментарность композиции, светонасыщенная вибрирующая красочная гамма. Творчество художника это явление в истории искусства. Однако, картины встретили полнейшее неприятие публики и старших коллег Мане по цеху. Его интересовал мир людей их отношений и чувств.
Вместо того чтобы, подобно другим мечтающим об артистическом призвании, поступить в Школу изящных искусств (на этом настаивал и отец Мане), он пошел учиться в мастерскую Тома Кутюра, незадолго до того прогремевшего в Салоне 1847 года своей картиной «Римляне эпохи упадка» с изображением античной оргии. Интересно, что в психологии также есть такой термин – «автопортрет». Нужно отметить, что картина В лодке – одно из высших достижений импрессионизма Мане. Этапным произведением можно считать Бар в Фоли-Бержер (1882). Однако, картины встретили полнейшее неприятие публики и старших коллег Мане по цеху. Вскоре художник узнал, что жюри салона отвергло «Любителя абсента» (из всех членов жюри за картину проголосовал только Делакруа, сам учитель Мане, Кутюр, проголосовал против). В работах «Мальчик с вишнями» и «Любитель абсента» можно заметить, как ловко Мане импровизирует с линией контура, нарочито выделяя его или же полностью «сливая» его с фоном.
Выставка должна была разжечь интерес зрителей как раз накануне открывающегося салона. Но говорить об Э. Мане как об импрессионисте также неверно, т. к. Одним из художников, оказавших наибольшее влияние на Мане, становится Веласкес. С этого и начался неразрешимый конфликт Эдуарда Мане с официальным искусством. В начале 1850 года Мане учится в Школе изящных искусств в Париже.
В «Музыке в саду Тюильри», наоборот, рассматриваемые с близкого расстояния лица становятся почти абстрактными формами. Обиженные художники обратились к Мартине с просьбой провести выставку без редакции жюри. Правда, не одного Мане постигла такая участь: 2800 картин было отвергнуто. Тоже делает и Э. Мане.
Тяготение к «реалистическим» сюжетам и трактовке4. Возвратившись в Париж, настоял на возможности обучения живописи и в течение семи лет (1849—56) занимался в мастерской Т. Кутюра. считают, что Мане произвел «революцию красочного пятна», т. е. Создает морские пейзажи и многочисленные натюрморты, «Бой Кирсэджа и Алабамы». Художник возлагал большие надежды на реалистичную (чем-то схожую с творчеством Бодлера) картину «Любитель абсента». Она свидетельствовала о происходящих переменах в судьбах французского искусства.
Юношу привлекла эта скандальная слава. Перрюшо представляет работу «Олимпия» как своеобразную визитную карточку творчества Мане.
Эдуард Мане отправляет своих родных на юг Франции в Олорон-Сент-Мари. Но в центре всего – пленительный образ девушки, в котором Мане, как всегда, заставляет нас ощутить проникновенную загадочную глубину человеческой личности. Впервые, на этом этапе появляется «Автопортрет с палитрой» (около 1878) – именно обязательным присутствием своей палитры Мане еще раз подчеркивает почетное занятие, свою профессию – художник. Но были и различия, что видно по его лучшим произведениям тех лет – картинам «Аржантей» и «В лодке». Сходство достигается только тогда, когда картину разглядывают с определённого расстояния.
Здесь опять представлена фигура на условном фоне. Эту картину можно считать этапной по находкам, которые сделал художник. На этом полотне, представляющем очаровательный портрет парижского общества изображены почти все члены семьи Мане, его друзья и знакомые, в том числе Ж. Оффенбах, Ш. Бодлер, Т. Готье. Отвержение работ, претендентов на участие в Парижском салоне, вынудило Мане провести выставку получившую название «Салон отверженных». В живописном отношении "Олимпия" – одна из вершин творчества художника. Всё воспитание Эдуарда проходило в буржуазной среде под дымчатым парижским небом.
Мане упорно изучал натуру, писал этюды натурщиц и пейзажи в Фонтенбло, ездил в Нидерланды, Италию, Австрию, Германию (1853—56). Картина была выставлена на Салоне 1865 и подверглась яростным нападкам критиков. Эдуар Мане работал преимущественно в Париже, посетил Бразилию (1848-1850), Германию, Испанию (1865), Великобританию (конец 1860-х годов), Голландию (1872). Воспротивившись предназначавшейся ему карьере юриста, поступил в морскую школу. Он пишет «Мальчика с вишнями» (1858), «Любителя абсента» (1859) и «Портрет родителей» (1860) В ранних работах Мане практически не отходит от принятых канонов живописи.
высветление палитры2. В июле 1849 года, после возвращения в Париж, Мане ещё раз безрезультатно попытался сдать экзамен в Морскую школу.
Художник возлагал большие надежды на реалистичную (чем-то схожую с творчеством Бодлера) картину «Любитель абсента». Вскоре последовала новая трагедия: повесился Александр, мальчик, помогавший Мане в мастерской и ставший персонажем его картины «Мальчик с вишнями». Мане добивается известности, хотя и скандальной. Но при таком количестве аналогий картина Мане очень оригинальна. Это связанно с тем, что художник в одном произведении нередко объединял изображение быта и пейзажа – например, в таких работах, как: Завтрак в мастерской (1868), Балкон (ок.
Его сдержанные родители дают ему достойное порядочного буржуа воспитание. Он создает портреты современников: «Портрет Малларме», «Портрет Фора в роли Гамлета» (1876), «Портрет Жоржа Клемансо» (1879). На идейном уровне работу можно трактовать как поиск и жажду признания.
Расположенный недалеко от императорского дворца, он привлекает горожан. Одним из художников, оказавших наибольшее влияние на Мане, становится Веласкес. В «Музыке в саду Тюильри», наоборот, рассматриваемые с близкого расстояния лица становятся почти абстрактными формами. Вскоре последовала новая трагедия: повесился Александр, мальчик, помогавший Мане в мастерской и ставший персонажем его картины «Мальчик с вишнями». К числу таких картин относится «Завтрак на траве», где импозантные кавалеры находятся в обществе обнажённых дев, «Олимпия», чья откровенность настолько раздражала публику, что устроителям выставки пришлось повесить картину как можно выше, опасаясь, что её проткнут в негодовании тростью или зонтом. Устойчивый интерес к испанским художникам: Гойе, Веласкесу, Мурильо, Зурбарану. Когда полотно было приобретено, его вывесили в Лувре, рядом с произведениями Энгра.
Мане привлекает скандальную славу, хотя и не стремился к ней. Он не приемлет их суровый реализм. Клод Моне, Поль Сезанн и Эдгар Дега становятся для автора «Олимпии» друзьями и последователями. После обустройства в новой мастерской, в 1873 году Эдуар Мане пишет свою знаменитую картину «За кружкой пива» («Le Bon Bock») и впервые за последние почти 15 лет имеет огромный успех. Янсон Х. В.
Уроки у известного живописца-академиста Тома Кутюра не приносили творческого удовлетворения и Мане многое постигал сам, путешествуя по Европе и копируя работы видных мастеров. Мане одновременно договаривается с Мартине об устройстве выставки— она включит лучшие из прочих его холстов, среди которых будут «Музыка в Тюильри» и «Старый музыкант», «Gitanos» и «Испанский балет», «Уличная певица» и «Лола из Валенсии». Рисовать он начал еще в коллеже. Мане было скучно в мастерской Кутюра. В конце концов, полем для его дальнейшей карьеры выбрали морскую службу.
Но опасаясь слишком жесткой и академичной программы обучения в Школе, Мане в 1850 году поступает в мастерскую модного в то время художника Тома Кутюра, который прославился в 1847 году благодаря монументальному полотну «Римляне периода упадка». Одна из последних картин художника «Бар в Фоли Берже» – своеобразный синтез его художественных поисков 60-х и 70-х годов. Со временем Мане все чаще отказывался от композиционных схем классики, стремился воссоздать как бы случайно увиденные, подсказанные самой жизнью решения (таков «Флейтист», 1866 и др. ). Учился в парижской Школе изящных искусств у Т. Кутюра (1850-1856). Необычайной свежестью, чистотой привлекает его цветовая палитра («В лодке», 1874 «Аржантейль», 1874 «Семья Моне в саду» и др. ).
Этим двум картинам сильно досталось от критиков. которое привело его в Венецию и Флоренцию. Именно здесь художник познакомился с Эмилем Золя, быстро набиравшим тогда известность.
Вот таким образом, копии Мане не похожи на копии исполненные его современниками. Однако вскоре Эдуар находит новый сюжет для будущей картины. В офорте он использовал свою излюбленную композицию, построенную на темном резком силуэте. Мане неоднократно писал портреты артистов испанского балета, гастролировавших в Париже. утверждение доминирования темных тонов2.
Неприятие академизма, «условных» поз и жестов, мифологических сюжетов3. При этом главным для него был ритм линии, передающий струящееся движение внутри силуэта. Фон дан условно – мы видим некие перекладины. Э. Мане в отечественных изданиях тоже классифицируется как «реалист».
Особняком стоит Эмиль Золя— горячий сторонник творчества Мане, ярый защитник его живописи. У меня есть несколько гипотез. Обращение Мане к Веласкесу и Гойе. Это было воспринято критиками как неслыханное ханжество.
Клод Моне, Поль Сезанн и Эдгар Дега становятся для автора «Олимпии» друзьями и последователями. Последнее крупное произведение Мане – картина Бар в Фоли-Бержер (1881, Лондон, Институт Курто). Композиция была навеяна художнику гравюрой Марка-Антонио Раймонди с рафаэлевской композиции «Суд Париса».
Мане не использует полутона, только лёгкая светотень подчёркивает выпуклость фигуры. В последние годы Э. Мане работает над циклом «Времена года», но осуществил он всего две картины – «Весна» и «Осень» (1881). Обучаться живописи Мане стал в 1850 году. В 1870-1880-е годы Мане много работал в области портрета, расширяя возможности этого жанра и превращая его в своего рода исследование внутреннего мира современника (портрет С. Малларме, 1876, Музей дОрсэ, Париж), писал пейзажи и натюрморты (Букет сирени, 1883, Картинная галерея, Берлин-Далем), выступал как рисовальщик, мастер офорта и литографии. Автор уделяет особое внимание окружению художника, общественной жизни Парижа, мировоззрению эпохи, художественной атмосфере. Тень фигуры не соответствует её положению. Теперь художник решительно отвёрг все советы Кутюра, что позволило ему легко и непринуждённо изобразить собрание людей.
Начиная с 1860 г., Мане ежегодно отправлял свои работы на выставки в Салон, хотя обычно жюри принимало лишь половину присланных им картин. Эдуард Мане родился 23 января 1832 г. в Париже. Дерзкий и непосредственный взгляд обнажённой женщины (художник написал её со своей любимой натурщицы Викторины Меран) устремлён прямо на зрителя. В «Музыке в саду Тюильри», наоборот, рассматриваемые с близкого расстояния лица становятся почти абстрактными формами.
Однако опасаясь слишком жесткой и академичной программы обучения в Школе, Мане в 1850 году поступает в мастерскую модного в то время художника Томы Кутюра, который прославился в 1847 году благодаря монументальному полотну «Римляне периода упадка». Вместо классической Венеры или романтической одалиски он, по словам одного критика того времени, "изобразил голую женщину на неприбранной постели и возле нее негритянку с букетом цветов и черную кошку с выгнутой спиной". При жизни его называли якобинцем живописи, попирающим традиции и хороший вкус. Следствия этого проявились очень быстро.
Как всегда у Мане, мир вещей не препятствует восприятию внутреннего состояния человека. Пространство картины пронизано светом, наполнено воздухом. Академизм – сложившееся в 16-19 вв. Среди прекрасных портретов кисти Мане первым следует назвать портрет Э. Золя в рабочем кабинете, эмоционально насыщенный портрет поэта С. Малларме (1876), портрет одного из деятелей Коммуны — А. Рошфора (1881). Художник продолжает писать портреты.
Освоение объект-языка, тщательное копирование произведений мастеров прошлого2. Одновременно художник разрабатывает «испанскую» тему – создает «Лолу из Валенсии» (1862), «Гитарерро» и «Викторина Меран в костюме эспады». Используя и переосмысляя сюжеты и мотивы живописи старых мастеров, Мане стремился наполнить их острым современным звучанием, полемически внося в известные классические композиции изображение современного человека (Завтрак на траве, Олимпия – оба 1863, Музей импрессионизма, Париж). Следы всего этого без труда обнаруживаются в его работах того времени.
Художник возлагал большие надежды на реалистичную (чем-то схожую с творчеством Бодлера) картину «Любитель абсента». Картина Мане «Завтрак на траве», на которую художник возлагал наибольшие надежды, была раскритикована и вызвала смех у посетителей салона. Он пишет разрозненную толпу в саду Тюильри. Картина «Купанье» была предложена жюри вместе с менее значимыми «Молодой женщиной в костюме эспада» и «Молодым человеком в костюме махо». Также художник отказывается от пространственных качеств формы.
Они объединяют разрозненную публику, девушку-барменшу, подошедшего к ней мужчину. Новаторство художника не было понято, если не считать небольшую группу его друзей. Художник всегда работает в мастерской, наедине с самим собой. В 1863 году Мане пишет картину «Завтрак на траве», следом – «Олимпию».
Художник не может писать. Cimetire de Passy) — одно из известных кладбищ Парижа, расположенное в 16-м округе. Вот тут-то и случился скандал. он учился в коллеже Роллэн. Эдуард Мане (23 ягваря 1832 – 30 апреля 1883) – французский художник, гравер, один из родоначальников импрессионизма. На этом этапе таких картин появляется много.
«Бар в Фоли-Бержер» — картина, которую он выставил в Салоне 1882 года, была написана широко и свободно, с невиданным мастерством. Край стола, на котором стоит бокал, не согласуется с перспективой. В 1863 году художник пишет самые «скандальные» работы во всем его творчестве – «Завтрак на траве» и Олимпия.
Мане участвует в военных событиях, делает зарисовки баррикад, расправы версальцев с коммунарами. На этом этапе художник особенно близок импрессионистам: он обращается к работе на пленэре: «На пляже», «Купальщицы на пляже» (1873). В этих богатых цветом полотнах с удивительным мастерством передано чувство полноты жизни. Юношу привлекла эта скандальная слава. В 70-х годах меняется техника живописи Э. Мане: происходит отказ от традиционной последовательности – подмалевок, пропись, лессировка. Эдуард Мане не проявляет попыток к новаторству с первых своих самостоятельных работ. сблизился с Э. Дега, К. Моне, О. Ренуаром и перешёл к пленэрной живописи.
Художника не случайно называли "живописцем современной жизни". Пикассо написал сотни графических и живописных работ на эту тему. Вскоре художника и натурщицу стали связывать не только творческие узы, но и интимные.
1865 год является годом рождения «Олимпии», вызвавшей еще более нещадную критику и непонимание со стороны поклонников изобразительных искусств. Позже, плавая на корабле в Рио-де-Жанейро, он рисует «карикатуры» на товарищей – моряков. Опять заметно возвращение к проблеме фона и фигуры.
В декабре 1848 года Мане юнгой поднялся на борт парусного судна «Гавр и Гваделупа». Мане не использует полутона, только лёгкая светотень подчёркивает выпуклость фигуры. Несмотря на античный сюжет, например, в картине «Вакх», художник продолжает традиции жанровой живописи 17 века, так называемых «бодегонес» – бытовых картин, натюрмортов. Шардена,, П. -П.
(Этот прием, впервые найденный Эдуардом Мане восемьдесят лет назад, с успехом применяется и сегодня кинематографистами. ) Но публика холодно приняла картину, где «героиней» была опять-таки особа «низшего круга» и Мане с присущей ему иронией сказал Альберу Вольфу, что ничего не имел бы против прочесть, пока еще жив, великолепную статью, которую тот напишет после его смерти. Родился в Париже 23 января 1832 в семье высокопоставленного государственного служащего.
Мане отбросил академическую технику «тщательной отделки» картины, в которой не имело значения, рассматривалось ли полотно с близкого или далёкого расстояния. Обиженные художники обратились к Мартине с просьбой провести выставку без редакции жюри. Он предпочитал любой ценой добиться признания жюри официальных Салонов. В эти моменты маленький Эдуард бросал игры с братьями и наблюдал за дядей, даже несколько штрихов на бумаге осмеливался сделать сам. Изображение самого текущего времени было подлинной целью творческих исканий художника.
Вместо того чтобы, подобно другим мечтающим об артистическом призвании, поступить в Школу изящных искусств (на этом настаивал и отец Мане), он пошел учиться в мастерскую Тома Кутюра, незадолго до того прогремевшего в Салоне 1847 года своей картиной «Римляне эпохи упадка» с изображением античной оргии. Именно ему было суждено преобразовать вкусы и приемы, казавшиеся незыблемыми и проложить тот путь, по которому за ним смело последовали другие. – «Я – концепция» – как Я представляю, знаю себя.
К счастью, этот год был особенным – таких же отвергнутых работ оказалось слишком много (три тысячи из представленных пяти) и император Наполеон III играя в справедливость и идя на поводу у возмущенного общественного мнения, приказал выставить их в так называемом Салоне отверженных. Мане едет туда и в 1874 г. создает там свои работы, которые близки импрессионизму – «Сена у Аржентейля», «Аржантей», В лодке, «Клод Моне в своем ателье». Слухи распространились по Парижу, но Сюзанна ни о чём не узнала или не подала виду. В течение шести лет (1850-1856) Эдуард Мане посещал мастерскую известного в то время исторического живописца Тома Кутюра, с которым у молодого художника вскоре сложились весьма напряженные отношения. До1870-х Мане строил композиции большинства своих работ на основе картин Ж. -Б. -С. Во всех этих работах есть оттенок известной театральности и игры.
работа практически во всех жанрах2. Выставлено пятьдесят работ— лучшие картины, созданные за десять лет творчества. Особняком стоит Эмиль Золя— горячий сторонник творчества Мане, ярый защитник его живописи. Они сделали художника известным среди современников и создали славу у потомков.
В 1862 году он создает еще несколько работ: портрет испанской танцовщицы – «Лола из Валенсии» изображает своего брата Эжена в национальном испанском костюме махо – «Молодой человек в костюме махо», пишет «Портрет Викторины Мёран в костюме эспады». Он предпочитал любой ценой добиться признания жюри официальных Салонов.
В 1853 году он совершил традиционное для французских художников путешествие в Италию. Мане отбросил академическую технику «тщательной отделки» картины, в которой не имело значения, рассматривалось ли полотно с близкого или далёкого расстояния. В представленном на них образе обнаженной женщины на ложе, напоминающем традиции жанра у Джорджоне, Тициана, Веласкеса, Гойи и Энгра, присутствуют и приметы нового времени – черты марионетки и фетиша. Однако он верен своему «бархатистому» черному цвету, его тонким градациям, о чем говорят работы этого же года (1873) – За кружкой пива и «Бал-маскарад в Опере». Эдуард Мане считается одним из зачинателей импрессионизма. Основная тема произведений Мане – сцены современной парижской жизни (Нана, 1877, Кунстхалле, Гамбург В кабачке папаши Латюиль, 1879, Музей изящных искусств, Турне).
С этим мнением согласны и другие исследователи. Мане отбросил академическую технику «тщательной отделки» картины, в которой не имело значения, рассматривалось ли полотно с близкого или далёкого расстояния.
Увлечение старой живописью обусловило многочисленные путешествия Мане. Если откровенная полемичность привнесла в картину Завтрак на траве нарочитость и искусственность, то написанная в том же году Олимпия (1863) – произведение редкого художественного совершенства. В них художник стремился передать сияние цветов, окутанных атмосферой, пронизанной светом – Розы в хрустальном бокале (1882-1883). Пленэр (живопись на открытом воздухе) не изменил, но обогатил уже сложившуюся живописную систему Мане. Эдуард Мане родился 23 января 1832 года в Париже, во Франции. Здесь же состоялись встречи Мане с будущими импрессионистами.
Эдуард Мане родился в семье крупного чиновника 23 января 1832 года в Париже. Он пишет своего друга Моне и его жену в лодке, которую они называли «плавучей студией» (1874, Мюнхен, Новая Пинакотека) и в том же году создает полотно Вечер (Турне, Музей изящных искусств), где также изображены две фигуры в лодке. После кончины Мане начался другой период в истории французского искусства. Мане утверждает этой картиной ценность для него современности (тема развлечений горожан и кафе), близость ему испанской живописи, в частности, Веласкеса. Появляются работы «Слива» («Подвыпившая»), Подавальщица пива, «У папаши Латюиль».
Только «Любитель абсента», написанный по правилам живописной техники Кутюра, вызвал категорическое неприятие своим сюжетом: на холсте изображен не мифологический герой, а обыкновенный бродяга-люмпен, любящий выпить. Но особенно важную роль в формировании этого течения сыграло творчество Эдуарда Мане. Красоту сочетания красок, подтверждает живопись картины «В лодке». Можно привести высказывание Ш. Бодлера о картинах вообще: «все должно содействовать выражению основной идеи, все должно хранить ее изначальный колорит, опознавательные цвета». В четком контуре изящной женской фигуры читается некоторая угловатость, при помощи которой великолепно передан характер модели, отвергающий всякие сопоставления с традиционным идеалом женской красоты.
Терновец акцентирует внимание на реализме Мане. Основные цвета – цвета страстной, эмоциональной Испании, символы духа страны. Омрачил все впечатления от Рио-де-Жанейро укус змеи. Интересно, что «Олимпия» и «Завтрак на траве» практически единственные завершенные работы, где у художника появляется обнаженная натура.
Уже на первых порах талантливое и мятежное нутро юноши давало о себе знать. В 1867 году появляется работа на современную историческую тему «Казнь императора Максимилиана». В последние годы жизни он работал в основном пастелью и акварелью. Особо тёплые отношения Мане завязывает со скандальным поэтом Шарлем Бодлером.
Картина «Купанье» была предложена жюри вместе с менее значимыми «Молодой женщиной в костюме эспада» и «Молодым человеком в костюме махо». Э. Мане обязательным присутствием своей палитры подчеркивает почетное занятие, свою профессию – художник. Увлечение старой живописью обусловило многочисленные путешествия Мане.
Отечественный искусствовед Б. Н. Завтрак в мастерской (1868, Мюнхен, Новая Пинакотека) и Портрет Эмиля Золя (1868, Париж, музей Д Орсе) ясно показывают, как возросло мастерство Мане. По остальным – «неудовлетворительно». живопись на пленэре5.
Ее называли непристойной, порнографической, недоступной для понимания, бессюжетной и пр. Правда, не одного Мане постигла такая участь: 2800 картин было отвергнуто.
Очередная шумиха вокруг его имени возникла в 1874 году. Основные цвета этой работы – красный, белый и черный. Этот этап можно охарактеризовать как поиск, самоопределение художника.
Однако, начиная уже с 1874 года Мане вполне вырабатывает свой оригинальный стиль, особенности которого во многом сближают его с молодым тогда движением импрессионистов (в этой связи стоит отметить так же дружбу Мане с Дега, одной из ключевых фигур импрессионистского движения). С помощью зеркального отражения (прием, по всей вероятности, заимствованный из "Менин" Веласкеса) художник раздваивает свой образ – вводит его в текущую мимо жизнь и ставит над временем. Он писал не мгновение, а процесс перевоплощения одного мгновения в другое. Он надеялся найти в своем учителе единомышленника и художественного революционера.
Вследствие этого появляется картина Завтрак на траве. Он подчеркивает это, даже основываясь на технике Мане: «сильный, широкий удар кисти имеет мало общего с дробным раздельным мазком импрессионистов». стремился к жизненной достоверности образов, сочетая её с романтизацией внешнего облика модели (Лола из Валенсии, 1862, Флейтист, 1866, – оба в Музее импрессионизма, Париж). 30 апреля 1883 года Эдуард Мане скончался. В итоге, полотно перевесили в самый дальний зал Салона так высоко, что ее почти не было видно.
Другие крупные произведения Мане 60-х годов – "Завтрак в мастерской" (1868) и "Балкон" (1869), явившийся своеобразным современным переосмыслением картины Франциско Гойи. Их образы символизируют муз. Родители коротали с ними вечера у камина – женщины рукодельничали, мужчины вели беседы. Гойю и Веласкеса называют реалистами. За эти пять лет Э. Мане работает практически во всех жанрах: бытовой исторический, nu, пейзаж, марина, портрет, натюрморт. Эдуар Мане отправляет своих родных на юг Франции в Олорон-Сент-Мари. Вокруг Мане начали группироваться Дега, Писсарро, Клод Моне, Ренуар и Сислей.
Но, многие заложенные им принципы были восприняты и продолжены. Вскоре художник узнал, что жюри салона отвергло «Любителя абсента» (из всех членов жюри за картину проголосовал только Делакруа, сам учитель Мане, Кутюр, проголосовал против).
Однако вскоре Эдуардж находит новый сюжет для будущей картины. Все это объединено в сцену современной жизни с предельно прозаической сюжетной мотивировкой (что может быть банальнее продавщицы за стойкой бара. ), претворенной художником в образ изысканного совершенства. Мане, подобно импрессионистам, пробует писать на открытом воздухе, на пленэре, всю картину целиком иногда он работает вместе с Клодом Моне над одним и тем же пейзажным мотивом или пишет товарища на природе: Клод Моне в своей лодке на Сене (1874, Мюнхен, Новая пинакотека). Художник передает своеобразие именно испанского темперамента. Во-первых, приведем отрывки их писем и воспоминаний о Веласкесе и Гойе: О Веласкесе писал его современник, учитель: «так хорошо, так похоже на модельего способность казалась чудом» Гойя в письмах определяет место художника: «живопись выбирает Вселенной то, что наилучше соответствует её целям, она соединяет в едином вымышленном образе явление жизни и свойства характеров, которые природа рассеяла повсюду и благодаря такому искусно построенному сочетанию получаются удачное подражание, в силу которого художник и именуется творцом, а не покорным копировщиком».
Мане не использует полутона, только лёгкая светотень подчёркивает выпуклость фигуры. В скромно сервированном завтраке, пучке спаржи, нескольких фруктах (один из лучших натюрмортов Мане изображает лишь один лимон) и особенно в цветах художник раскрывает поистине драгоценное колористическое богатство, тончайшие оттенки цвета. На картину Мане обрушился шквал критики. Мане часто делает копии с понравившихся ему произведений, порой довольно произвольные. Несмотря на душевную близость импрессионистам – Мане многих считал талантливыми и всячески поддерживал – он остается верен своим находкам, своим творческим задачам: он отказывается от пейзажа, опять в его палитре появляются излюбленные темные тона.
Он многократно посещал голландские музеи, где любовался живописью Франса Халса. Тень фигуры не соответствует её положению. Она стала гораздо светлее. появление портретного жанра.
Сперва Мартине не решился на столь откровенную дерзость и побоялся открывать салон, однако вмешательство императора Наполеона III вынудило его провести выставку, сразу же получившую название «Салон отверженных». Им послужил городской сад Тюильри, где по выходным парижская богема собиралась для прогулок и светских бесед. Таков самый интересный офорт Мане «Очередь в мясную лавку». В 1848 году отправляется в поход на корабле в Рио-де-Жанейро. В 1839 году Эдуард Мане был отдан в пансион аббата Пуалу, а в 1844-1848 годах учился в коллеже Роллен. Через несколько недель в Салоне отверженных (1863) была выставлена новая картина Мане «Завтрак на траве», где художник в эпизоде завтрака на лоне природы, по примеру мастеров Возрождения, представил обнаженную модель рядом с одетыми по моде своего времени мужчинами.
Появляется несколько портретов художницы Берты Моризо, которая поддерживала Мане: «Отдых» (Портрет Берты Моризо, 1869), «Берта Моризо с букетом фиалок» (1872), «Берта Моризо в трауре». он самостоятельный художник импрессионистом себя не считавший.
Мане также обратился к работе на пленэре. К счастью, ему удалось уцелеть в период боевых действий. Как бы то ни было, художник решительно идёт своей дорогой. В поисках «монументального» полотна для следующей выставки Мане решается на написание картины с изображением обнаженной натуры.
В этом произведении художник создал образ не богини или нимфы, а реальной женщины с неповторимым очарованием. Картина Мане «Завтрак на траве», на которую художник возлагал наибольшие надежды, была раскритикована и вызвала смех у посетителей салона. В этих произведениях искусство Мане достигло наибольшей зрелости и совершенства. Очередная шумиха вокруг его имени возникла в 1874 году.
Бар в Фоли-Бержер подводит итог творческим исканиям Мане. Тем не менее, Мане не хотел участвовать в выставках групп импрессионистов. Работы художника неизменно привлекают многих туристов, приезжающих во Францию. Известны случаи материальной помощи К. Моне с его стороны.