Двести лет назад, в 1772 году, когда картина Джорджоне прибыла из Парижа в Петербург и навсегда поселилась в Эрмитаже, к ней стали настороженно присматриваться: мало того, что на живописи угадывались следы вторжения чужой, не авторской кисти, начали проявляться и симптомы серьезного заболевания. «буря» (итал. La Tempesta)— одна из известнейших картин венецианского художника Джорджоне.
Видимо, это определило и необычную тематику станковых картин Джорджоне. Затянутое облаками небо освещено вспышкой молнии, предвещающей неизбежную бурю. Выяснилось, что на месте пастуха ранее была написана обнажённая женская фигура. Очевидна и аллюзия с Девой Марией. Очевидна и аллюзия с Девой Марией.
При съемках через сильно увеличивающий объектив получаются макрофотографии, на которых специалисту нетрудно выявить «почерк» художника, то есть манеру наложения красок, направление движения кисти. Сделаем небольшое отступление и объясним термин «переводная». Природа и человек предстают в этой картине Джорджоне в идеальном гармоническом равновесии.
дано живописное выражение элементов из которых состоит каждое субастральное тело. За свою короткую творческую жизнь Джорджоне создал чуть более тридцати работ, многие из которых находятся в самых знаменитых музеях мира: Галерее Старых мастеров в Дрездене, Старой Мюнхенской пинакотеке, Галерее Академии в Венеции, Галерее Уффици, Лувре, Вашингтонской Национальной галерее искусства. На протяжении XVI века его определяли как «солдата» изображения которых часто встречаются в венецианской живописи начала XVI века. Из-за ребристого разряда молнии, освещающего всю сцену, картина осталась в истории под названием «Буря».
Вот древнеегипетские и ассирийские скульптуры и рельефы. Помните технологию того процесса. Очевидна и аллюзия с Девой Марией. В исследовательскую и реставрационную практику музея внедрены физико-оптические методы, рентгеноструктурный и спектральный анализ (с применением микролазерного анализатора, электродиализа) ингибиторы коррозии металла, полибутилметакрилат, пенопласты, фторопласты и другие синтетические материалы, вакуумная техника, способы определения кислотности гравюр и исторических документов с помощью электродов. Тем не менее попытки объяснения сюжета продолжились и в 1969 году Эдгар Уинд предположил, что в «Буре» изображена «Аллегория Мужества и Милосердия» (Fortezza e Carita) многие эксперты разделяют его точку зрения.
Порой не знаешь, что делать. Она абсолютно нага и только её плечи покрывает белая материя, возможно, символизирующая чистоту и невинность. А следовательно, можно определить автора картины (как по почерку устанавливают, кто автор рукописи). По словам биографов тех времён: «За яркую победительную внешность и величие духа именно в столице его прозвали Джорджоне, что означает – большой Джорджо». В 1895 году немецкий учёный Викхоф предположил, что изображённое на картине иллюстрирует «Фиваиду» Стация: царь Адраст в поисках воды встречает королевскую дочь Гипсипилу, скрывающуюся под видом кормилицы в лесу, где она спасает сына короля Ликурга. Все полотно пронизано солнцем и музыкой, особый, поэтический, прекрасный мир.
Кажется, что само погодное явление принимает участие в действии. дано живописное выражение элементов из которых состоит каждое субастральное тело. Хартлауб (1925) высказал гипотезу, что в картине дано символическое изображение одного из тайных мистических союзов игравших большую роль в оккультных учениях эпохи Ренессанса, но в другой работе, опубликованной в 1953 году, решил, что это «Рождение Аполлона». Аисты иногда представляют любовь к родителям для их детей.
Действительно, сложно догадаться, какой смысл заложен автором в сюжет. Около 1530 года она была упомянута венецианским патрицием Маркантонио Микиэлем, собиравшим материал для жизнеописания художников, как «Пейзаж на холсте с бурей, цыганкой и солдатом руки Джорджоне из Кастельфранко». Белоусова считала, что сюжет картины связан с «» Боккаччо. После этого двое исследователей (Фьокко, 1948 Гилберт, 1952) решили, что у картины и вовсе нет сюжета, но изображён просто идиллический пейзаж. И тем и другим приходится с величайшей осторожностью снимать исторические напластования. Наоборот, ему отводится главная роль.
Последний, по-видимому, самый плодотворный период творчества Джорджоне (1507—1510) представлен сюжетными композициями и портретами. Известнейшие поэты и романтики Европы, признали Джорджо из Кастельфранко своим предтечей. Крупнейший русский знаток творчества Джорджоне Н. А. Женщина, сидящая справа, кормит грудью младенца. Затянутое облаками небо освещено вспышкой молнии, предвещающей неизбежную бурю.
Как отмечал в своих работах исследователь Бернсок «иметь картину у себя дома стало для венецианцев такой же потребностью, как слушать музыку» и, благодаря своим разносторонним талантам и душевной щедрости, Большой Джорджо мог полностью удовлетворять обе эти потребности. Согласно итальянскому ученому Сальваторе Сеттису, город пустыни представлял бы Рай, эти два знака быть Адамом и Евой с их сыном Каином: молния, как в древнегреческие и еврейские времена, представляла бы Бога, который только что выгнал их от Эден. Густая черная полоса — это фотоаппарат заметил на полотне сравнительно свежую краску. Около 1530года она была упомянута венецианским патрицием Маркантонио Микиэлем, собиравшим материал для жизнеописания художников, как «Пейзаж на холсте с бурей, цыганкой и солдатом руки Джорджоне из Кастельфранко».
Полотно не подновлено, каждый видит, что картина старая. В 1939 году была сделана и опубликована рентгенограмма картины. Английский поэт-романтик Байрон, сам тогда не имевший собственной семьи, видел в сюжете «Грозы» семью художника которой у Джорджоне не было.
В 1939 году была сделана и опубликована рентгенограмма картины. Вазари в своих Жизнеописаниях итальянских художников также сообщает, что в Венеции Джорджоне открыл собственную мастерскую, пригласив в качестве помощников совсем юных Тициана и Себастьяно Лучани (Себастьяно дель Пьомбо). На ней имеются лишь незначительные иногда точечные утраты.
Все обошлось благополучно. Свидетельством этого являются техника, цвет и настроение картин Джорджоне, созданных в манере и стиле позднего Беллини. Из сохранившихся документов видно, что уже в 1500 г., в возрасте двадцати трех лет, талант художника был высоко оценен: ему стали поручать важные и ответственные работы. В 1504 г. кондотьер Туцио Костанцо (Tutsio Costanzo) в память о сыне поручил Джорджоне создание алтарной композиции в соборе Кастельфранко (Duomo, Castelfranco Veneto). Алтарная композиция «Мадонна с младенцем на троне между Св. Воплощенная мечта художника – счастливые люди на фоне прекрасной природы. При этом на фотопленке фиксируются и древние кракелюры — трещины в красочном слое. Этим произведением я не уставал любоваться, восхищаться, много писал о нем.
Ирина Артемьева, ведущий научный сотрудник Отдела западноевропейского искусства директор центра «Эрмитаж — Италия» и куратор выставки, рассказывая о творчестве Джорджоне, напомнила, что «Гроза» до сих пор считается сдной из самых таинственных работ в творчестве мастера и что эта загадка до сих пор не разгадана. Их освещает вспышка молнии. Арнальдо Ферригуто в своей монографии о Джорджоне изданной в 1933 году интерпретировал сюжет в духе учений венецианских гуманистов XV – XVI веков о философии Аристотеля и считал, что в «Буре» изображено аристотелевское представление о четырёх стихиях: земле, воздухе, воде и огне, т. е.
Работа реставраторов живописи напоминает работу археолога. Спящая, она всем своим существом связана с окружающей ее природой. Это позволяет предположить, что персонажей не объединяет какая-то сюжетная линия.
По неизвестной причине Джорджоне не дал имени своему творению, вот таким образом оно также известно как «Буря». Видно, что в них происходит активное передвижение воздушных масс, они буквально бурлят. Их общая толщина достигала полмиллиметра, а иногда и целого миллиметра, а это очень много. За четыре с половиной века существования «Юдифь» побывала в разных руках. Кроме того, «Гроза» Джорджоне стала продолжением серии «Шедевры музеев мира в Эрмитаже» Но эту картину можно вполне обоснованно назвать шедевром из шедевров: по оценке специалистов, картина входит в десятку лучших живописных произведений мира.
Столь же гармонично, как и сама богиня, вписывается в облик мирной природы и поселение на вершине холма (возможно, написанное Тицианом). Не меньше споров вызывает и сюжет «Трех философов» (ок. Сделанное же Маловой ярко выделяется даже на этом фоне. Трое других исследователей (Эйслер, 1925 Рихтер, 1937 Морасси, 1942) полагали, что на картине изображён Парис, ребёнком отданный на воспитание пастуху. Одной из последних картин Джорджоне является «Сельский концерт» (ок. Всю жизнь я преклонялся перед картиной Джорджоне «Спящая Венера», хранящейся в Дрезденской галерее. «Грозу» нередко называют первым пейзажем в истории европейской живописи, что не совсем точно, так как пейзажные панорамы с небольшими человеческими фигурами писали в это время и нидерландские и немецкие мастера.
Хартлауб (1925) высказал гипотезу, что в картине дано символическое изображение одного из тайных мистических союзов игравших большую роль в оккультных учениях эпохи Ренессанса, но в другой работе, опубликованной в 1953 году, решил, что это «Рождение Аполлона». В чем дело. Это очень редкий случай в живописи эпохи Возрождения. Эта картина — логическое завершение созданного Джорджоне жанра «сельской сцены», которая предстает в его последней работе в облике «счастливой Аркадии», где на лоне природы музицируют нарядно одетый патриций, пастух и прекрасная обнаженная нимфа, а вторая женщина склоняется над мраморным колодцем со стеклянным сосудом в руке, прислушиваясь то ли к звукам музыки, то ли к тихому журчанию воды.
Картина изображает идиллический сельский пейзаж с рекой, деревьями и руинами. Прекрасный мужчина, его любили многие женщины Венеции, но не находя подходящей для себя, художник создает свою, воплощает свой идеал в картине «Спящую Венеру». Период творческой зрелости Джорджоне характеризует его первая бесспорная и достаточно точно датируемая работа — алтарный образ Мадонна Кастельфранко (1504—1505, Кастельфранко, собор Сан Либерале). Именно в этих «Записках» говорится о пяти работах Джорджоне: «Буря» (The Tempes, 1507-1508), «Три философа (The Three Philosophers, 1508-1509), «Спящая Венера» (Sleeping Venus, 1508), «Мальчик со стрелой» (Young Man with Arrow, 1506) и «Пастух с флейтой» (Shepherd with a Flute, 1508). Джорджоне умер 25 октября 1510 г. во время эпидемии чумы в Венеции. Искусствоведы считают, что Джорджоне был чрезвычайно влиятельным среди своих современников и вместе с Тицианом внесли значительный вклад в развитие венецианской школы живописи. После этого двое исследователей (Фьокко, 1948 Гилберт, 1952) решили, что у картины и вовсе нет сюжета, но изображён просто идиллический пейзаж.
Белоусова считала, что сюжет картины связан с «Фьезоланскими нимфами» Боккаччо. Женщина, сидящая справа, кормит грудью младенца. Однако художники, много раз бравшиеся за чинку картины, сильно исказили ее. Только спустя почти двадцать лет после смерти Джорджоне, около 1530 пода, картина была названа венецианским патрицием Маркантонио Микиэлем, собиравшим материал для жизнеописания художников, «Пейзажем на холсте с бурей, цыганкой и солдатом руки Джорджоне из Кастельфранко: А название «Гроза» или «Буря» появилось у этой работы лишь в XIX веке. Можно также отметить аиста на крыше справа. И природа в картине Джорджоне также увидена глазами горожанина.
В картине нет ярких красок, все тона приглушены. Я считал его самой поэтической работой Джорджоне. Джорджоне не дал этой картине названия. А потом на картину нанесли еще и желтый, специально подцвеченпый лак: в конце XVIII — начале XIX века была такая своеобразная мода. Но сейчас должен признаться: с тех пор, как закончилась реставрация «Юдифи», я изменил «Спящей Венере».
Но и в теперешнем своем состоянии Спящая Венера остается самым совершенным творением Джорджоне. Некоторые исследователи отождествляют ее персонажей с тремя волхвами, наблюдающими Вифлеемскую звезду, ссылаясь на то, что старший философ держит в руках астрологическую таблицу, а младший, в руках которого применявшиеся при астрономических наблюдениях циркуль и угольник, с легкой улыбкой всматривается в темноту грота (возможно, Вифлеемской пещеры). Живопись, созданная рукой Джорджоне, сохранилась хорошо. За ее сомкнутыми веками затаился прекрасный и божественный мир. В 1895 году немецкий учёный Викхоф предположил, что изображённое на картине иллюстрирует «Фиваиду» Стация: царь Адраст в поисках воды встречает королевскую дочь Гипсипилу, которая под видом кормилицы прячется в лесу, где спасает сына короля Ликурга. Человек, возможно солдат, держа длинный штат или щуку, стоит в contrapposto слева.
Хартлауб (1925) высказал гипотезу, что в картине дано символическое изображение одного из тайных мистических союзов игравших большую роль в оккультных учениях эпохи Ренессанса, но в другой работе, опубликованной в 1953 году, решил, что это «Рождение Аполлона». Трое других исследователей (Эйслер, 1925 Рихтер, 1937 Морасси, 1942) полагали, что на картине изображён Парис, ребёнком отданный на воспитание пастуху. Франциском и Св. Затянутое облаками небо освящено вспышкой молнии, предвещающей неизбежную бурю. Выяснилось, что на месте пастуха ранее была написана обнажённая женская фигура.
Правда, у «Юдифи» кризисных явлений не было. Потом прикладываете ее к поверхности, которую решили украсить, тщательно приглаживаете. «Раскопки» на холсте, проведенные Маловой, подтвердили выводы, которые были сделаны при предварительных комплексных исследованиях картины.
Это неполная история интерпретаций сюжета картины, которых насчитывается более двадцати. Певучее и идеальное тело Венеры, богини любви исполнено царственной простоты. Она прижимает ребенка к груди используя бедра, чтобы максимально прикрыть его.
По-видимому, почти одновременно с Мадонной Кастельфранко была написана Юдифь (ок. Несмотря на присутствие двух персонажей, пейзаж определенно не является простым фоном. Теперь я не меньше люблю «Юдифь», я восхищен ею и преклоняюсь перед этим замечательным творением великого мастера. До настоящего времени не существует однозначной интерпретации этой картины.
Однако она держала меня в постоянной тревоге: не случится ли что-нибудь неожиданное. В те времена художники брали в качестве основы для картины преимущественно деревянные доски (холст стали широко использовать лишь с XVII века). Наконец, рентгенография.
Клаунер (1955) трактует картину как миф о рождении Диониса. Нэнси Томсон де Груммонд (1972) трактовала картину как «Легенду о св. Фотоаппарат, оказывается, часто видит совсем не так и не то, что видит человеческий глаз. Лицо рыцаря задумчиво и печально, монах обращается к нам с патетическим жестом скорби. Загадочность этой картины начинается уже с ее названия. Джорджоне прекрасно пел и играл на лютне, это позволило ему приобщиться к избранному кругу богатых и знатных молодых патрициев, которые мечтали «всю землю превратить в сад веселья».
Единственный живописный вариант этого Автопортрета (Брауншвейг, Музей герцога Антона Ульриха), по мнению ряда исследователей, является подлинником, нижняя часть которого, с головой Голиафа на парапете, ныне утрачена. Выяснилось, что на месте пастуха ранее была написана обнажённая женская фигура. Особенно выросла реставрационная служба в годы Советской власти, когда резко расширились и обогатились коллекции Эрмитажа: сейчас в музее насчитывается свыше 2 600 тысяч экспонатов.
Скорее всего, обо всех этих тонкостях современных интерпретаций не помышляли ни сам Джорджоне, ни его молодой заказчик. Картина изображает идиллический сельский пейзаж с рекой, деревьями и руинами.
Либералисом» или «Алтарь Кастельфранко» (Madonna and Child Enthroned between St Francis and St Liberalis, 1505) является самой известной и знаменитой из работ живописца. Из архивных документов, датированных 1508 г., видно, что Джорджоне работал над созданием фресок на здании Немецкой биржи (Fondaco dei Tedeschi), причем фрески на другой стороне улицы выполнялись Тицианом. Черты ее лица напоминают черты лица старухи, которая держит в руке свиток с надписью «Col tempo» («С течением времени»). Он улыбается и глядит налево, но, кажется, не смотрит на женщину. Небо затянуто темно синими облаками.
Лучи «икс», пронизывая картину, делают доступными для изучения слои живописи, лежащие наиболее глубоко, — самые старые. Три картины живописца есть и в Государственном Эрмитаже. К сожалению, существует вероятность того, что часть полотен, считающихся работой Джорджоне, таковыми не являются: документально подтверждено, что только примерно полдюжины из всех приписываемых Джорджоне картин действительно созданы им. В 1939 году была сделана и опубликована рентгенограмма картины. 1507—1508, Вена, Музей истории искусства). Вот таким образом работники музеев «переводили» картины, паписанные на дереве, на холст.
Очевидно, заказчиком картины был уроженец Кастельфранко военачальник Туцио Костанцо, потерявший в 1504 году своего юного сына Маттео, — герб семьи Костанцо украшает в картине Джорджоне нижнюю часть постамента трона Мадонны, которая напоминает деревянный саркофаг, — такие саркофаги, затем заменявшиеся на мраморные, часто устанавливали в это время под алтарным образом в семейных капеллах. 1509—1510, Париж, Лувр), по-видимому, законченный Тицианом.
Результатом этого вызова стала работа художника «Юдифь», чьи неотразимые глаза неспроста опущены к полу. Главным местом его деятельности была Венеция. Или мифологические — женщину и мужчину называли Парисом и Эноной, весь сюжет — аллегорией четьрех стихий, алхимией превращения неблагородных металлов в золото посредством воздействия с землей, огнем, водой и воздухом. От всех этих фресок остался один небольшой неясный фрагмент.
В конце концов кристаллики солей раскалывают камень, превращают его в щебень. Крупнейший русский знаток творчества Джорджоне Н. А. Крупнейший русский знаток творчества Джорджоне Н. А. Умер от чумы. С именем Джорджоне связывают ряд портретов.
В ее лице сквозит полное спокойствие и умиротворение, которое дарит радость материнства. Это заставляет предположить, что именно здесь таится ключ к пониманию содержания. К сожалению, сохранились лишь фрагменты фресок с едва заметными контурами фигур. В «Заметках о произведениях искусства» (Notizie dopere del disegno, 1520-1543) венецианского патриция и коллекционера Микиэля Маркантонио (Michiel Marcantonio), опубликованных в XIX в., содержится не только подробное описание произведений искусства, находившихся тогда в государственных и частных коллекциях Северной Италии, но и биографические сведения об авторах, подробное описание этих произведений и комментарии Маркантонио.
Женщина, сидящая справа, кормит грудью младенца. Ярким примером такой нарисованной музыки является последняя дошедшая до нас картина Джорджоне «Сельский концерт». Картина эта не фигурирует в документах XVI века и авторство Джорджоне (оспариваемое некоторыми современным исследователями) установлено лишь на основании ее стиля. Каждый видевший замечательное произведение Джорджоне с трудом узнал бы «Юдифь» на этих фотографиях. Кто он такой. Джорджоне писал «Юдифь» на дереве. На переднем плане, справа изображена обнаженная женщина, сидящая на берегу.
Де Минерби (1939) считал, что на картине изображён миф о Венере и Адонисе. Персонажи Джорджоне предстают перед нами на скалистой, поднимающейся несколькими ступенями площадке в тихий предвечерний час, а возможно и ранним утром — бледно-голубое, покрытое легкими лиловыми облачками небо у горизонта окрашено в красноватые тона заката (или рассвета) легкий туман окутывает простирающуюся внизу зеленую долину и очертания синеющих на горизонте гор. Несмотря на преобладание темных красок, в картине нет зловещности или тревожности. Она присела вблизи небольших кустов покормить грудью ребенка. За века «Юдифь» покрылась десятками, если не сотнями, лаковых пленок. Де Минерби (1939) считал, что на картине изображён миф о Венере и Адонисе.
Он — городской житель, возможно из того самого города, чьи постройки виднеются вдали. Справа женщина сидит, кормя грудью ребенка. Некоторым это представляет полет в Египет другим, сцене от классической мифологии (Париж и Oenone) или из древнегреческого пасторального романа. Имя Зорзи да Кастельфранко (Zorzi da Castelfranco), т. е.
Де Минерби (1939) считал, что на картине изображён миф о Венере и Адонисе. К сожалению, написанная Джорджоне композиция позднее, видимо, при переводе с дерева на холст была уменьшена в ширину примерно на треть в первоначальном виде, как свидетельствует гравюра Антуанетты Ларшер (1690), фигура героини Джорджоне была более гармонично вписана в пейзажную панораму. Иногда философов Джорджоне отождествляют с персонажами античной литературы.
М. Кальвези (1962) предположил, что на картине изображено «Нахождение Моисея», причём, «цыганку» представил как дочь Фараона, а пастуха как Гермеса Трисмегиста – охранителя ребёнка. Он же, видимо со слов Тициана, пишет, что Джорджоне был талантливым музыкантом («его игра на лютне и пение почитались в те времена божественными»). 1505—1506, Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж). Затянутое облаками небо освещено вспышкой молнии, предвещающей неизбежную бурю.
Существует предположение, что эта полная экспрессии картина, написанная в неожиданной для Джорджоне энергичной манере — не портрет, а предостережение молодой женщине, позировавшей для героини Грозы. Но, по крайней мере, два из них являют нам новый тип портрета-картины. Другие исследователи и толкователи видели в сюжете картины библейские аналогии — изгнание из рая Адама и Евы (на эти мысли, очевидно, наводила обнаженная женская фигура), бегство в Египет. В результате трепетная живопись потеряла объемность, глубину, стала плоской.
Нэнси Томсон де Груммонд (1972) трактовала картину как «Легенду о св. Задним фоном картины служат развалины строений с колоннами. Небо, дерево, дальаий пейзаж, трава, стена — все было переписано ими заново.
Некий чудак обвел все кирпичики и травинки золотом. Тем не менее попытки объяснения сюжета продолжились и в 1969 году Эдгар Уинд предположил, что в «Буре» изображена «Аллегория Мужества и Милосердия» (Fortezza e Carita) многие эксперты разделяют его точку зрения. — В Эрмитаже произошло событие огромной важности.
Джорджо Барбарелли да Кастельфранко (1477/1478-1510) известный как Джорджоне (Giorgione), родился в небольшом городке Кастельфранко-Венето близ Венеции. О личной жизни живописца известно лишь из знаменитых «Жизнеописаний» (Lives of the Most Eminent Painters, Sculptors, and Architects) биографа и художника Джорджо Вазари. Его костюм — дорогая куртка из пурпурной материи и рейтузы, модная, короткая прическа позволяют видеть в нем человека, принадлежащего к аристократическому кругу: по-видимому, это придворный или паж. Картина изображает идиллический сельский пейзаж с рекой, деревьями и руинами.
1510, Дрезден, Картинная галерея). Плавные и чистые линии ее тела похожи на невысокие окрестные холмы. Еще меньше напоминает он сельского пастуха, хотя в руке у него пастушеский посох. Молодой венецианец, проживший чуть больше тридцати лет, написал «Грозу» за два года до смерти – в 1508 году. Из-за ребристого разряда молнии, освещающего всю сцену, картина осталась в истории под названием «Буря». Вообще реставрационные работы, выполненные в Эрмитаже, очень высоко ценятся во всем мире. Клаунер (1955) трактует картину как миф о рождении Диониса.
Из-за ребристого разряда молнии, освещающего всю сцену, картина осталась в истории под названием «Буря» (в русских источниках обычно Гроза). Все они испещрены пятнами, штрихами, рябинами-точками. После этого двое исследователей (Фьокко, 1948 Гилберт, 1952) решили, что у картины и вовсе нет сюжета, но изображён просто идиллический пейзаж. М. Кальвези (1962) предположил, что на картине изображено «Нахождение Моисея», причём, «цыганку» представил как дочь Фараона, а пастуха как Гермеса Трисмегиста – охранителя ребёнка. Сегодняшний отдел реставрации Эрмитажа — это крупный научно-исследовательский и художественный комплекс, включающий в себя фиЗико-рентгеновскую и химическую лаборатории, биологическую группу и шесть мастерских, которые занимаются широким кругом проблем консервации и восстановления произведений искусства и предметов старины, оказывают «скорую помощь» экспедициям археологов при обнаружении древних памятников. Джорджоне родился в небольшом городке Кастельфранко-Венето недалеко от Венеции.
Многие сердца покорила «страшная сила» красоты Венеры. В ней не заметно следов человеческой деятельности или труда крестьян. Таким образом, Джорджоне удалось передать сумеречность, которая наступила в связи с надвигающейся грозой. Женщина, сидящая справа, кормит грудью младенца. Белоусова считала, что сюжет картины связан с «Фьезоланскими нимфами» Боккаччо.
Персонажи картины — и старец с астрологической таблицей (астрология тогда отнюдь не считалась лженаукой) и предпочитающий размышление восточный философ и юноша с угломерными инструментами в руках равно представляли величайшую из наук — философию. Картина изображает идиллический сельский пейзаж с рекой, деревьями и руинами. Так например, картина «Сельский концерт» (Pastoral Concert, 1508-1509), считающаяся работой Джорджоне, специалисты Лувра теперь приписывают Тициану. Переселение древних камней из земли в самые благоприятные музейные условия, как правило, влечет за собой тяжелое «заболевание» экспонатов. Сведения о Джорджоне очень скудны.
Момент наступления бури, раздираемый молнией фон. Реставрация проводилась с огромной осторожностью, бережностью и любовью. Богатейший материал дала научная фотография.
Около 1530 года она была известна под названием «Пейзаж на холсте с бурей, цыганкой и солдатом», однако из-за ребристого разряда молнии, освещающего всю сцену, картина осталась в истории под названием «Буря». Десятки раз фотографировали «Юдифь» в отраженной ультрафиолетовой люминесценции, в инфракрасных лучах, при просвечивании рентгеном. Джорджоне не дал этой картине названия. Это был женский силуэт, который подобен нежной тени. Джорджоне не дал этой картине названия.
«Досье» картины — огромные папки, заполненные снимками. Земля, воздух, свет, отражающийся от деревьев и домов, формируют одно единое целое. Каждый в свое время покрывал «живописью» тетради и книги с помощью переводных картинок.
Он улыбается ей, но не находит ответа, ведь героиня устремила свой взор на зрителя. Патетическое начало, присущее этому портрету, характерно и для другой, возможно, портретной работы Джорджоне — Старухи (1506—1508, Венеция, Галерея Академии), происходящей, как и Гроза из собрания Габриэле Вендрамина. Она могла быть цыганкой или к глазам некоторых людей проститутка. Они напитались почвенными водами, в которых содержится немало солей. Слева стоит молодой человек с посохом и задумчиво смотрит кдоа-то в сторону. Думаю, что реставрационные работы подобного масштаба случаются раз в столетие. Другие исследователи видят в образах философов персонификацию трех философских течений — средневекового аристотелизма, восточного аверроизма и ренессансного неоплатонизма.
Картина, призванная напоминать о юноше, безвременно покинувшем прекрасный, расстилающийся на заднем плане мир, проникнута тишиной и очень сдержанно выраженной печалью. Интерпретации сюжета этой картины посвящена обширная литература. Нэнси Томсон де Груммонд (1972) трактовала картину как «Легенду о св. Тем не менее попытки объяснения сюжета продолжились и в 1969 году Эдгар Уинд предположил, что в «Буре» изображена «Аллегория Мужества и Милосердия» (Fortezza e Carita) многие эксперты разделяют его точку зрения. А свет молнии словно усиливает ощущение неизвестности и тайны. Это неполная история интерпретаций сюжета картины, которых насчитывается более двадцати.
Прикосновения Джорджоне к самой сущности женственности, сделало «Спящую Венеру» великолепным образом для всех поколений художников. Все сделано безукоризненно, с большим чувством меры. Это неполная история интерпретаций сюжета картины, которых насчитывается более двадцати. Очевидна и аллюзия с Девой Марией.
Круг заказчиков его станковых картин хорошо изучен и достаточно специфичен — это молодые венецианские патриции, близкие к «Академии Альдина» — объединению венецианских гуманистов, знатоков античности, ренессансной литературы, философии, связанных с деятельностью крупнейшего итальянского книгоиздателя этого времени — венецианца Альдо Мануцио. Но «Гроза» — первое произведение европейской живописи, тональность которого определяет состояние природы, ее жизнь.