Художники Дырин Юрий, Миргород Игорь, Недбайло Николай. Юрий Александрович Дырин – член Союза художников России, живописец, педагог, яркий представитель этнофутуристического направления в искусстве Мордовии. Персональная выставка художника Юрия Дырина Сотворение открылась 6 марта 2015 года в Музее изобразительных искусств им.
В фантазии автора по ощущениям из детства возникает картина счастливого мира. К духовному принадлежат чувства автора, а физический находится под ним. На его полотнах как будто сгустилась вечность, пробужденная памятью и чувством. К примеру, при просмотре таких картин как «Пришелец», «Атлантида» кажется, что образ завершается уже у вас на глазах, гипнотизируя сознание. На ровном фоне живописные образы приобретают пластическую целостность, но не законченность.
Правда, ответы эти преподносятся иносказательно, метафорически («Цветы зимних снов», 1997 г., «Снежный лев», 1996 г. ). И всегда. Много можно сказать о таланте создавать сны наяву Юрия Дырина. Каждый знак имеет своё лирическое звучание и силу заклинания. Красочная пластика находится в подчинении украшающей текстуры имеющей будто первозданное значение, в которой проявляется сочетание настоящего и грез о всемирной гармонии.
Любой образ живописца – заглядывание в тайну, провоцирующее на появление еще одной тайны. В таких пространствах, как на полотнах «Лесная тропинка» и «Утренняя звезда», вся среда застывает в покорении мистическим текстурам, вот таким образом такие полотна склоняют зрителя к медитации – неторопливому долговременному созерцанию. Сущность данного фигурального образа – горячее стремление к воле и гармонии. Охватить сферу глубоких смыслов – вот концепция собранных на выставке работ художника.
Начиная творить во время крушения одних идеалов и образования на их месте пустых «дыр», так как новые идеалы еще не родились, во времена, когда непреходящие ценности подменялись сиюминутными, художник старается уйти от этого несовершенства и создать свой собственный мир мечты и сказки, где нет вопросов, остающихся без ответа, даже если эти вопросы мучительны. Они проявляются с помощью высоких по сути своей художественных приемов.
Художник умеет поразить зрителя «живой декоративностью» картин, богатых обилием рельефных природных фактур. Ведь его работа и есть творение в великом, сакральном смысле этого слова. Переживание чуда отправляет зрителя в сказочный волшебный сон.
Волшебный эффект всегда производят картины зимних снов живописца. Уходит от хозяев к другим. Вместе они работают над возрождением и сохранением этнических традиций эрзянской культуры. Одна из них – «Зимний сон» – экспонируется в Мордовском музее изобразительных искусств им. Небесный пастырь летит под парусами, поддуваемыми солнечным лёгким ветром.
В июне 2010 года город Сестрорецк, что недалеко от Санкт-Петербурга, приглашал взглянуть на необычайные произведения резчиков, членов Союза Тавлинских мастеров «Эрьмезь».
Это, по существу, программное творение живописца. В них – страстный, самоотверженный призыв-просьба сберечь ценности духовные, не глядя на техногенное засилье современности (картины «Ковчег», 2002 г., «Охота на мамонта», 1999 г. ).
В произведениях живописца ярко прочитывается авторское «я», в них – вселенское чувство сопричастности явлениям мироздания и существующей земной действительности. Но вопросы знакомы всем. Художественное творческое объединение «АРТома» (в переводе с мордовского – «красить») – союз трех саранских художников, работающих в направлении этнофутуризма. Только в завершенной работе с осмысленной художественной формой возможна такая наивно-откровенная непринужденность чувств и игривый характер цвета. К примеру, в картине «Всадник», созданной под влиянием эмоций шикарного художественного стиля модерн, непостоянство цветового пульса вызывает удивительную судорожную красоту полотна.
Поиски себя все-таки окончились поступлением в Саранское художественное училище им. Сделать этого он не может и, сгорая со стыда. Одни только краски, создающие удивительный колорит, уже знакомят с тайной. Молодого юношу стала привлекать охота на диких животных.
Одна из главных тайн работ Юрия Дырина – загадка сотворения символа, знака. Тут видна первозданная сила жизни, развитие духа творения. А вот полотно «Земля, небо, животные, омытые дождем» – наоборот безгранично энергичное произведение по своему существу и художественной пластике. Эрьзи. Художник отыскивает знаки, отвечающие собственному характеру и художественной мысли.
Раскрывшийся перед внутренними очами его мир наполнен божественной мудростью. Здесь царит библейское пространство. С. Д. Неизвестен облик этого персонажа, на кого он похож и способен ли разговаривать. Требуют от него сделать черные онучи белыми.
Творчество Юрия Александровича разделяется на два отдельных течения: это «минисказки», образы которых навеяны мудростью народного фольклора и этнофутуристическое искусство – художник объясняет это как работу в стиле творчества народов Мордовии, где вместо традиционных и фольклорных образов бытности акцентами являются исключительно фактурные сочетания орнаментов, повторяющих чертами древние эрзянские росписи на деревянных изделиях, ткани или бытовых предметах. Куйгорож (или Куйгараш) в мифологии мокшанской и чувашской народностей – фантастическое существо, приносящее в дом сокровища. В художественной выставке «Моя Россия», через все произведения которой проходит лейтмотив любви, принял участие и известный художник-этнофутурист Республики Мордовия Юрий Александрович Дырин. В разнообразии красок и хаосе форм и сопоставлений не теряется ни одна деталь. Скульптурные композиции современных Эрьмезей представляют юмористические сцены из жизни жителей села («Кильдизе» – «Запрягла» Юрия Титойкина) их занятия, ремёсла.
Красочно-фактурные работы художник не ограничивает сжатым цветовым диапазоном. Просто, в переломные периоды они становятся более актуальными: Кто мы есть. Особенно яркие фактуры используются в цветочных натюрмортах. А вместе с собой уносит все деньги и все имущество.
Проследить такие элементы можно в картинах «Утренняя звезда», «Мартовский месяц», «Вечерняя прогулка». Юрий Дырин является художником-постановщиком мультфильма «Куйгорож» по мотивам мокшанской народной сказки, который создавался в проекте «Гора самоцветов» на Московской студии «Пилот» и стал лауреатом кинопремии «Золотой Орёл». И можно с уверенностью сказать, что это творчество не для всех. Взяв это яйцо и положив его подмышку, человек может выносить Куйгорожа. Сила языческой выдумки и экстатичность ролей пленяет зрителя в полотнах Юрия Дырина.
Очень часто героями работ становятся кузнецы, плотники, рыболовы, охотники, пильщики. Дар и энергичность Юрия Дырина позволяют ему безустанно работать и принимать участие не только в проектах группы «АРТома», но и в многочисленных индивидуальных выставках, а также республиканских, международных, всероссийских художественных показах работ. Творчество Юрия Александровича разделяется на два отдельных течения: это «минисказки», образы которых навеяны мудростью народного фольклора и этнофутуристическое искусство – художник объясняет это как работу в стиле творчества народов Мордовии, где вместо традиционных и фольклорных образов бытности акцентами являются исключительно фактурные сочетания орнаментов, повторяющих чертами древние эрзянские росписи на деревянных изделиях, ткани или бытовых предметах. Четкие фактуры удивительным образом сплавлены со знаковыми орнаментами в цикле «Архаический символизм». ограничиться единственной точкой зрения, то восприятие при этом не будет полным.
При создании очередного шедевра художник использует всевозможные натуральные материалы: паклю, птичьи перышки, мешковину и даже шишки. Известно лишь, что, прося у своего хозяина работы, он четко выполняет все порученное. Он проявляет неискушенное желание жизни. А если охватить взглядом картину полностью, т. е.
Стихийная вольность креативного духа и мечта о вечной гармонии в мире провозглашается в картине Юрия Александровича «Небесный пастырь». Художник умеет поразить зрителя «живой декоративностью» картин, богатых обилием рельефных природных фактур. Вокруг всё погружено в абсолютную синеву, в нерастворимый омут небесного спокойствия, окружено лазурной чистотой и неземной тайной. В дом приносит деньги и сокровища.
Несговорчивый упрямый конь («Набой лишме») Василия Ширманкина, коза, запряженная в сани («Истяяк эрси» – «И такое бывает») Романа Рябова – поражают своей реалистичностью и выразительностью. Картина «Сотворение мира» (Новая планета) привлекает ритуальной интонацией образов. За обилием украшений и орнаментов Дырин в своих холстах скрывает посвящение для избранных. Ф. В. Сычкова, учеба в котором было благополучно завершена в 1990 году. Художник подарил нам мир детства, волшебства, как красивую мечту и заветную тайну.
В картине живопись мечтает, грезит, материализуется чистота мира – природа на полотне более чем живая. Построить подобный мир можно только человеку, находящемуся в состоянии единения с миром, счастливой гармонии со своим внутренним «Я».