И спустя несколько месяцев: «Я чувствую, как меня покидает то, чему я научился в Париже и как я возвращаюсь к тем мыслям, которые пришли мне в голову, когда я жил в деревне и не знал импрессионистов». Смысловой центр композиции занимает дилижанс, перекликающийся с поездом на заднем плане и красными крышами домов на обочине – все это европейское и совершенно цивилизованное, но при этом пейзаж проникнут гармонией. Ван Гог уходит от идей «восточных» философов — Толстого и Достоевского (по крайней мере, окончательно перестаёт обращаться к их идеям в своих письмах), хоть и по-прежнему уверен в важности труда и во всех преимуществах жизни в деревне.
Факсимильная репродукция этой картины много лет висела в моей комнате. Задачу осложняет то, что пространство на горизонте в общем-то заканчивается.
И заканчивается это формирование под влиянием японского искусства. Первый план мы видим как бы с высокого обрыва, практически сверху. Винсенту очень близка социальная утопия Льва Николаевича о «революции» в сердцах. Таким образом, успокоение, черпаемое зрителем в картине — это проекция чувства утешения, которую автор посредством своего труда переносит на группу единомышленников. Не стоит забывать и о названии картины – это пейзаж именно после дождя, что вводит западную идею обновления (отнюдь не вечного) как в колорит, так и в смысловое наполнение картины.
«Красные виноградники в Арле» выдержаны в красно-коричнево-жёлтых тонах, разбавленных лазурью олив и глубоким фиолетовым цветом земли. Так, в «Красных виноградниках в Арле» Ван Гог использует яркие тёмные контуры, выделяя ими фигуры и планы, в Овере же он предпочитает моделировать формы с помощью объёмов, только благодаря разнообразию фактуры и формы мазков. В ней представлен общий анализ идей, занимавших Ван Гога в арльский и оверский периоды, а так же разбор сюжетов и художественной техники, характерных для него в эти периоды творчества. Динамика «Пейзажа в Овере», наоборот, строится в основном на разнонаправленном движении по прямой – движущиеся в разных направлениях дилижанс и поезд перекликаются с прямоугольниками возделанной земли, уходящими к горизонту и лишь слегка пенящимися разнофактурными мазками. Кроме того, утверждать или думать, что Париж плох и в то же время жить в нем — это ханжество». Силой и бодростью дышит этот смело и широко написанный этюд.
Чтобы не останавливаться на одном, хоть и очень авторитетном источнике, я буду опираться на ещё одно исследование – это большая статья «Постимпрессионизм», в которой он анализирует общие для всех художников стилистические особенности построения пространства и даёт свою трактовку развитию самого течения постимпрессионизма. Подводя итог, можно предположить, что разочарование Винсента Ван Гога в Юге (где ему виделся Восток) граничит с крахом его идеи общей мастерской для художников, – братства, где все бы работали вместе и помогали друг другу: неудачный опыт его совместного проживания с Гогеном поставил крест на этой идее. Структурно работа состоит из введения, трех глав, заключения и списка литературы.
Эта пара часто (по сравнению с остальными) встречается в рассуждениях Ван Гога, посвящённых именно семиотике цвета. Это общество воспринимало Ван Гога как человека не очень нормального, о чем свидетельствуют бесхитростные воспоминания Милье о Ван Гоге, записанные журналистом Пьером Вейлером в 1955 году: «У этого парня были и вкус и талант к рисованию, но когда он брался за кисть, то делался ненормальным. Воплощается оно в изображении различных мотивов с помощью направленности мазка, гармонизации шести основных цветов, предложенных в теории Сёра и чёткой очерченности фигур и иногда, планов тёмными контурами. Только в живописи не разбирался.
Объектом данного исследования являются две картины кисти Винсента Ван Гога: «Красные виноградники в Арле», 1888 г. и «Пейзаж в Овере после дождя», 1890 г., обе из ГМИИ. Приступая к анализу техники, которую Винсент Ван Гог использует в своей картине «Пейзаж в Овере после дождя», необходимо напомнить основные рубежи становления его стиля.
К примеру, в картине «Красные виноградники» мы можем лишь догадываться о направлении движения путника на дороге, но точно знаем, что оно есть). Он находит утешение в столь не схожих друг с другом романах Ги де Мопассана, картинах Джотто, посланиях апостола Павла, полотнах Анри Шеффера или Пюви де Шаванна, живописи Жана Франсуа Милле, портретах Рембрандта ван Рейна и драмах Шекспира (двое последних почитались им как вершины мировой культуры). Но это по специфике своей биографии, а не проблемные искусствоведческие работы. Своей работой я попробую начать её осуществление.
Во многих, но не во всех — что они знают, например, об искусстве и ряде других вещей. ». В классической книге Джона Ревалда «Постимпрессионизм» можно найти как общую характеристику периода, так и интересные суждения о творчестве отдельных художников. Их создателей интересует многое: был ли он сумасшедшим, отрезал ли себе ухо, о чем спорил с Гогеном. И мазки изображающие поля, не резкие, не вибрирующие, а спокойно изгибающиеся.
Хороший был парень. Значит, задача становится намного более выполнимой. Хотя, конечно, вряд ли художник сознательно вкладывал сюда цитату из романа, что не мешает зрителю (или исследователю) предположить возможность этой ассоциации.
Прокофьев связывает неудачи этой идеи с отсутствием практической необходимости в создании подобного объединения. Этот нежный цвет, сочетающий в себе голубой и серебристо-серый тона – один из немногих, значение которого Винсент называет в письмах он ассоциируется у него с работами Вермеера и спокойствием. Я была потрясена--картины он и не смотрел и ничего в них не понял. Она создаёт именно мотив красных виноградников (хоть на картине нет ни одной лозы) мотив стремящихся ввысь деревьев, уходящих к горизонту мотив влажной после дождя земли, отливающий фиолетовыми, голубыми и рыжими тонами на переднем плане, мотив дороги, залитой водой и солнечным светом. Высокий и красивый к тому же. Завершая анализ художественной техники, в которой исполнено полотно «Красные виноградники в Арле», можно сказать, что в этот период художник окончательно формирует тот стиль написания картин, который был задуман им ещё в Гааге.
А я в жизни. Человек выводится Ван Гогом в вечность благодаря сближению с природой. Говоря о группе деревьев и их колористическом решении в лазурно-изумрудных тонах интересно упомянуть, что несколько похожих этюдов Эмиль Золя приписывает герою своего романа «Творчество», который Ван Гог, без сомнения, читал. Как раз в это время в Пушкинском музее проходила его большая выставка.
Но всё-таки, по мнению самого художника, приведённого выше, существуют мотивы в живописи, которые являются умиротворяющими сами по себе. Там пейзаж должен был содержать в себе «все оттенки фиолетового: от кроваво-пурпурного до пепельного». Начиная с Евангелия, к которому художник часто обращался вне зависимости от собственного разочарования в религии, до произведений Золя, Диккенса и Бичер-Стоу, которые писали о рабстве (социальном, духовном, о рабстве в прямом смысле этого слова) и о возможности избавиться от него путём действия и человечного отношения к людям. Это и Мопассан и Рабле и Вольтер и братья Гонкуры и Золя.
Человек и художник» Нины Александровны Дмитриевой. Но описания пейзажей в них запоминал и часто приводил их в письмах к брату. Неохватные поля спускаются к небольшим домам и дороге, дальше текут к очертаниям поезда, расположенным практически на горизонте. Но, несмотря на такую потрясающую значимость колорита, которую он сам очень чётко обозначает, Ван Гог крайне редко даёт какие-то пояснения к семиотике своих цветов. В книге издательства Grund, посвященной творчеству Ван Гога — только «Красные виноградники».
Да, он очень красочно рисует окружающую действительность почти в каждом из писем к брату. Далее второй план выгибается перед нами практически отвесно, вбирая в себя и делая смысловым центром картины круг работающих крестьян. С внешним же временем эти процессы не синхронизированы. Возможно, Ж. Леймари прав, говоря, что «его трагическая жизнь сегодня популярна как какая-то священная легенда, которая нам больше нужна, чем сияние его подсолнухов. ».
Изначально подобное объединение задумывалось как ассоциация голландских художников, которые бы «создавали, печатали и распространяли рисунки, предназначенные для жилищ рабочих и крестьян, одним словом, для каждого человека труда, определённые люди должны объединиться и взять на себя обязательство не жалеть сил для выполнения этой задачи». В эти дни создается «Пейзаж в Овере после дождя» – одна из самых значительных картин художника.
Ван Гог уезжает в Арль после двух лет жизни в Париже. Одним из значимых идейных начинаний самого Ван Гога по переустройству жизни является идея о создании единой мастерской художников, которая в литературе получила название «Мастерская Юга», так как её традиционно связывают с арльским периодом творчества художника.
В одном из первых писем из Арля он пишет следующее: «. Писем парижского периода сохранилось всего четыре и вот таким образом реконструкция того периода жизни Винсента крайне усложнена (хотя, может быть, просто не привычно легка — обо всех остальных мы знаем из подробнейших, чуть ли не ежедневных писем).
В Арле же Винсент читает Достоевского, «Записки из Мёртвого дома», где Фёдор Михайлович описывает свою жизнь на каторге: ему пришлось жить бок о бок с серийными убийцами, грабителями, насильниками – отбросами общества. Для выполнения поставленных задач была использована несколько разнородная литература. И возможно именно они, как одна из вершин европейского искусства, примирили его с европейской цивилизацией в целом и позволили гармонизировать в «Пейзаже в Овере после дождя» крестьянскую жизнь с жизнью по-европейски цивилизованных людей.
Творчество его идет, как бы нащупывая дорогу: «. И притом романтизм имплицирует атеизм именно постольку, поскольку его религиозность преодолевает сама себя — углубляясь и возрастая в такой мере (а также приобретая оттенок эстетизма), что она превосходит всякие исторические формы религии, выхолащивается внутренне при предельной самонасыщенности — насыщенности именно самою собой».
Зелёный — цвет леса, листьев, молодых всходов, весны, севера, прохлады. О значении красного уже было сказано выше, к тому же здесь он перекликается с цветом винограда, связывая его с фигурами в том числе и пространственно (не говоря о символическом смысле). Я осознаю, что в принципе невозможно понять мысли другого человека. Тогда я не оценила, что мне-то он не мешал смотреть и пробыл в музее столько времени, сколько мне нужно было, ни разу не позвал меня уйти.
Все это в целом сводится к попытке реконструкции умонастроения художника в тот или иной период его жизни. Но объясняет значения всех красок, задействованных на картине, лишь в двух случаях — это описание его «Портрета Эжена Бока» (1888 г., Музей дОрсе, Париж) и «Ночного кафе» (1888 г., Арт-галерея Йельского университета). Сначала хотелось бы остановиться на первой паре этих дополняющих друг друга цветов. Но этого опосредованного письмами, пусть и очень насыщенного, общения Винсенту не хватало. Все дышит, все живет уходя в глубь поля, работает над грядками крестьянин, медленно едет коляска доктора, бежит поезд и далеко расстилается его дым, закрывая линию горизонта. Сам Ван Гог пишет об этом так: «.
Впервые она появляется в объяснении замысла картины «Ночное кафе» в письме Винсента к брату: «В этой картине я пытался выразить неистовые человеческие страсти красным и зелёным цветом. Итак, ноябрь 1888 года, Арль, город на юге Франции, недалеко от Марселя. Основной колорит картины строится на взаимодействии четырёх цветов — зелёного (со множеством оттенков и вариаций цвета) и красного, чёрного и белого.
Но в то же время, Винсент уже обращался к этому пурпурно-винно-красному цвету в этюде, представляющем Христа с ангелом в Гефсиманском саду (1888). О чем он с ней может говорить.
Возможно, в его памяти сохранились описания этих лучших работ Клода – героя романа «Творчество», написанных им один — на Юге, недалеко от мест, где работает сам Винсент, другой — в деревне, куда герой романа уезжает со своей возлюбленной, убегая от суеты и буржуазных условностей Парижа. В их работах его привлекают сюжеты и линейная техника исполнения. Так что использование этих же цветов в «Красных виноградниках» дает возможность предположить, что художник вкладывал в них христианские смыслы.
Основное различие этих полотен в том, что «Красные виноградники в Арле» написаны Ван Гогом под влиянием восточной (или условно восточной) философии и живописи – книг и, рисунков Хокусаи, Моронобу, Хирошиге, Утамаро, а «Пейзаж в Овере после дождя» создан после разочарования художника в Юге, который столь похож для него на Японию и впервые случившейся попытки примирения художника с европейской цивилизацией. «В последнее время я много и быстро работал. Ответа на этот вопрос художник так и не находит. И потом, его цвета. Но в каждом из этих людей сохраняется что-то человеческое, «искра Божья» и, выходя с каторги, главный герой отказывается от всех своих предыдущих стремлений — о переустройстве общества – и видит цель своей жизни в изменении отношений между людьми на основе христианской любви.
Хотя бы потому, что природа для Ван Гога — не меньший источник утешения, чем живопись. Этому существует несколько причин, на которые указывает Лео Янсен в своей статье «Искусство как источник утешения». В соответствии с целью работы мной были поставлены следующие задачи: изучение исторического и культурного контекстов анализ литературного контекста на основе популярной литературы конца XIX века и личных предпочтений Ван Гога в ней (и, шире, — в мировой литературе) знакомство с творчеством тех художников, которых ценил и считал своими учителями Ван Гог тщательный анализ биографического контекста: что именно читал Ван Гог в момент написания картин (и чуть раньше), с кем именно встречался, что обсуждал.
Эта глобальная задача сохраняется на всём протяжении творчества Ван Гога. Динамика картин также разнится – в «Красных виноградниках» Ван Гог выводит на первый план круговое движение работающих людей и солнечного диска и дугообразное движение плавно изгибающейся дороги, перекликающиеся с двумя предыдущими. Так, в «Пейзаже в Овере» Ван Гог практически возвращается к построению классической световоздушной прямой перспективы: поля сокращаются, удаляясь к горизонту масштаб фигур пропорционален их положению в пространстве на самом дальнем плане очертания города даже подёрнуты сине-фиолетовой дымкой. К примеру, в последней биографии Ван Гога, переведенной на русский язык, упомянуты только «Красные виноградники в Арле» и «Портрет доктора Рея». Любая глубокая и серьёзная привязанность.
Позже увидела, что мой спутник беседует со смотрительницей. Он вспоминает виденные им в Париже у брата прежние этюды многие из них ему хочется теперь переработать заботы о совершенствовании не покидают его этот зрелый художник, мастер, проложивший европейской живописи новые пути, просит брата о присылке ему анатомических рисунков Борга «для копирования». Пушкина в Москве. Светлая дорога пересекает полотно. Тут мы подходим ко второй причине неразрывной связи творчества художника с понятием «утешение».
Ван Гог даже упрекает Эмиля Бернара, решившего пойти этим путём: «. Говоря о построении пространства на картине Ван Гога «Красные виноградники в Арле», важно вспомнить идеи, высказываемые им относительно эффекта сжатия длительности используемого в полотнах постимпрессионистов. Или с огромным солнечным диском, пульсирующим энергией, нависшим над «вывернутым пространством» с высоким горизонтом и заслонившим собой всё небо. Точнее, речь о ней идет всего лишь однажды — когда он рассказывает брату о маринах, написанных в Сент-Мари. И Винсент находит его в литературе и искусстве — и высшей похвалой художнику, картине или книге для Ван Гога становится это понятие утешительности.
Первая глава носит теоретический характер. Здесь Винсент упоминает о том, что не использует перспективную рамку и измерения. Все--это была последняя встреча.
Именно это, по мнению художника, создаёт произведение искусства. И исходя из того, что Ван Гог роман читал внимательно, поскольку Золя — один из его любимейших авторов, можно предположить (довольно робко), что сочетание лазурных деревьев с красной почвой могут означать именно этот душевный подъём, творческие силы, хлещущие через край. И в этом Винсент винил именно общество — словосочетание «цивилизованный человек» приобрело для художника негативный, чуть ли не ругательный оттенок.
Это дополнительно подчёркивается ярко-красными отсветами на стволах олив идущими, видимо, от красноты виноградника и заходящего солнца (напоминаю, что оно, по словам самого художника, обозначает пыл души). Я стала смотреть картины медленно, основательно все изучая, так мне они нравились, молодой человек ушел вперед и я потеряла его на время из поля зрения. Как мы помним, прием уже использовался в Арле: для того, чтобы не допустить визуального столкновения жёлтого неба и фиолетовой почвы под ногами своего «Сеятеля» (1888), художник вводит на их стыке чисто белое пятно штанов. Красный — кровь, молодость, огонь, пыл души».
Иногда я говорю себе, что этого куда, этой цели скитаний и не существует вовсе». Этот прием напрашивается сам собой: в данной курсовой работе тоже используется анализ биографического контекста (наряду с другими видами контекстов) в связи с конкретными произведениями искусства. С одной стороны, в восприятии художника портик представляет собой что-то «по-китайски кошмарное, жесткое», абсолютно не близкое ему по духу с другой стороны, работа мастера его восхищает своей красотой. Но при этом нельзя сказать, что предложенные ей значения цветов универсальны: к примеру, сочетания зелёного с красным в картинах Винсента всегда говорят о боли, страхе, внутреннем надломе — в этих тонах выдержано его «Ночное кафе» (1888 г. ), место, где «это место, где можно погибнуть, сойти с ума или совершить преступление» и «Кресло Гогена» (1888 г. ), написанное незадолго до разрыва с ним.
Однако из произведений Толстого Винсент читал только притчи, рассказы (к примеру, «Сколько земли человеку нужно») и публицистическую работу «В чем моя вера». Ведь попытка понять картину — всегда в некотором роде попытка понять художника. В «Пейзаже в Овере после дождя» Ван Гог отходит от этого идеала, отдавая небольшой фигурке крестьянина второстепенное место в композиции. Перенасыщенные, ненормальные, недопустимые. ». Позднее подобное объединение пытался создать Гоген, но так же безуспешно.
Очень часто рядом со стремлением к простой жизни, неустанному труду звучат мысли о мучительном одиночестве: «Человек несёт в душе своей яркое пламя, но никто не хочет погреться около него прохожие замечают лишь дымок, уходящий через трубу и проходят своей дорогой. И «монументальные, дышащие ощущением простора, яркие по колориту пейзажи» – из их числа. Это цель его работы — создавать «искусство, предлагающее утешение разбитым сердцам». И она находит своё отображение в фигурах крестьян, собирающих виноград. Ужас.
На картине Ван Гога «Красные виноградники в Арле» мысль о совместной работе художников в одной мастерской обобщается до полномасштабной идеи совместного труда как источника смысла, вдохновения и красоты. Можно предположить, что «Пейзаж в Овере после дождя» – это некое разрешение этого противоречия, в котором художник совмещает простую крестьянскую жизнь с цивилизацией (символом которой, предположительно, можно считать поезд на заднем плане). Так что же делать.
О жёлтом цвете в его работах лучше всех написал Эмиль Бернар: «Жёлтый — это был его любимый цвет, символ того света, который он мечтал увидеть не только на картинах, но и в людях». Это сокрыто в самом построении картинного пространства. Этот ранний христианский порыв помощи простым людям потом не угас и оказался созвучен со многим произведениями Бичер-Стоу, Диккенса, Золя (которого он очень ценил), Доде, Мопассана, Достоевского и Толстого. Факсимильные были выполнены в размер картины и точно воспроизводили даже мазки кисти.
Трофима в Арле неоднозначно. Дж. Также эта техника изображения фигур могла сформироваться и под влиянием или в связи с готическими витражами — он стремится сделать свой рисунок «по колориту похожим на витражи и чётким по рисунку и линиям».
При этом не стоит забывать о том, что виноград сам по себе — древнейший символ Христа. В картине «Красные виноградники в Арле» эти три времени некоторым образом гармонизированы и в то же время, как это ни парадоксально, противопоставлены зрителю. Так, Винсент в «Красных виноградниках» намеренно рассеивает фокус зрительского восприятия. Гармонизируются же три времени (человеческое, вселенной и природы) внутри картины благодаря сюжету и перекличке одинаково ярких для всего полотна повторяющихся цветов.
Видимо, ему была совершенно необходима эта передышка от жарких споров (по-другому он спорить не очень умел, судя по воспоминаниям современников) и огромного количества теорий искусства, которые обрушились на него так внезапно. С кем я общаюсь. Это обилие тёплых, тяжёлых красно-коричневых тонов не свойственно Винсенту в этот период, что даёт возможность предположить, что это изменение цветовой гаммы — влияние Гогена, «обожающего красный цвет». Позднее, в Нюэне, художник противопоставляет персонажей своей картины «Едоки картофеля» этому цивилизованному обществу — Ван Гог «хотел дать представление о совсем другом образе жизни, чем тот, который ведем мы, цивилизованные люди». Но альтруистичность Винсента, пытавшегося вытащить Син из её ужасающего образа жизни, вызывала лишь недоумение у родных и знакомых (всех, кроме Тео).
Согласно Ван Гогу, характер изображаемой вещи должен находиться в полном соответствии и являться единым целым с манерой её изображения. Возможно именно творчество любимых авторов побуждает художника написать в письме к Ио (жене его брата – Тео) следующие строки: «Как бы ни было, мы не дикари, не крестьяне и, вероятно, просто должны любить эту (так называемую) цивилизацию. А он просто хотел быть инженером и ему интересна была вся эта техническая часть. Д. Азио, когда пишет о гаагском периоде жизни художника, то приводит мнение самого Винсента, высказанное им лишь однажды в письме к Ван Раппарду: «Я же стараюсь не давать слишком много деталей, так как их излишек рассеивает мечту» и комментирует его, развивая эту идею художника: «Внушить зрителю мечту незавершённостью картины, намёком, свободным прерывистым штрихом, оставляющим простор для воображения». На ней – небольшая повозка, а вдоль дороги стоят белые дома с ярко-красными крышами».
Сам он дважды описывает эту идею брату: «В своем сочинении В чем моя вера. Одним из наиболее значимых воплощений этого идеала простой и честной жизни является картина «Красные виноградники в Арле», смысловым центром которой является круг работающих в поле крестьян. Допустить мысль о том, что это некий своеобразный автопортрет, позволят строки следующего письма: «Я часто напоминаю сам себе путника, который бредёт, куда глаза глядят, без всякой цели. Эта цитата, на мой взгляд, практически идеально описывает литературные воззрения Винсента (хотя они во многом и далеки от романтизма как такового) и объясняет нам в полной мере выбор им книг для собственного чтения и сюжетов для собственных картин. Также в «Пейзаже в Овере после дождя» художник моделирует более спокойное пространство, намного более соотносимое с привычной для зрителя световоздушной перспективой. Но он больше не отвергает город и цивилизацию столь резко и делает попытки с ней примириться.
Все эти книги и авторы — порождение западной цивилизации, они вышли из неё и немыслимы без неё. Завершая анализ полотна Винсента Ван Гога «Пейзаж в Овере после дождя» можно предположить, что эта гармоничная картина (не лишённая динамики, а наполненная гармоничным разнонаправленным движением) выступает в роли некого примиряющего начала между художником и западной цивилизацией, которую он всегда обличал: «Меланхолия и пессимизм — вот недуги, которые особенно болезненно гнетут нас, цивилизованных людей», – и при этом всегда связывал себя с ней. Изменяется лишь её интерпретация в полотнах после знакомства с импрессионистами и работами японских художников: автор по-прежнему увлечён идеей сделать рисунок «более свободным и более чётким», позволяющим именно намёком передать любую фигуру, сделав её достаточно конкретной, но и оставив простор для воображения.
Е. Мурина также отмечает, что его картины схожи с витражами не только в технике, но и по содержанию — он стремился не только передать краски имманентно излучающие «внутренний свет», но и сблизить свои работы с этой живописью, участвующей в жизненно необходимом ритуале, связанной с духовной жизнью людей. Подобные взгляды были характерны и для Винсента – крестьяне присутствуют очень во многих его работах как в качестве основного и наиболее значимого элемента («Красные виноградники в Арле» (1888 г., ГМИИ), «Сеятель» (1888 г., Музей Винсента ван Гога, Амстердам), «Едоки картофеля» (1885 г., Музей Винсента ван Гога, Амстердам) и др. ), так и в качестве изобразительного дополнения к основной идее композиции (к примеру, небольшая фигурка работающего крестьянина в «Пейзаже в Овере после дождя» (1890 г., ГМИИ).
Вот перед ними встает пенящаяся сероватыми бликами олив равнина. » и далее: «Отныне, покоренная этим царством красок, она объявила, что его творчество прекрасно если бы он только мог вовремя остановиться, а то иногда она вновь в ужасе замирала перед лиловой землей или голубым деревом, которые переворачивали все ее привычные представления об окраске предметов». И ему очень не хватало человека из одного с ним мира.