Сальвадор Дали в 1951 году от итальянского правительства получил заказ на создание иллюстраций к произведению «Божественной комедии» на основе гравюр. Иллюстрации художника Сальвадора Дали к книге Данте Алигьери «Божественной комедии» признаны лучшими работами художника в книжной графике.
Это был его триумф. Поэма Божественная комедия вот уже семь столетий является символом духовного возрождения. Был вариант издательских переплётов и в 3-х книгах. Они звали к покаянию и очищению от греха во имя счастья вечной, загробной жизни. Поль Гюстав Доре родился 6 января 1832 года в Страсбурге в семье инженера. История, воплощенная в человеческих судьбах, оживает под пером Данте. После очистительных испытаний они переходят из чистилища в Рай — обитель чистых душ.
Гюстав Доре внес неоценимый вклад в развитие европейской живописи и книжной иллюстрации. Слово «божественная» не принадлежит Данте, так поэму позже назвал Джованни Боккаччо. В шестидесятые годы он создает рисунки к сказкам Шарля Перро, «Дон Кихоту» Сервантеса, Басням Лафонтена, произведениям Виктора Гюго, Джона Мильтона, Шатобриана. Публику потрясли мастерски сделанные иллюстрации. В 1871 году художник создает блестящий цикл карикатур «Версаль и Париж», где в острых и удивительно верно схваченных типажах весьма лаконично дал характеристику депутатам Национального собрания 1871 года, собрания политических вампиров, национального позора и катастрофы. Вольф выбрал стильную слоновую бумагу светло-бежевого цвета, плотную и гладкую.
Но тех, кто увидел в Доре художника-проповедника, все-таки было большинство. В тексте сноска выделена арабской цифрой с круглой скобкой.
«Доре сочетал в себе немецкий порядок и организованность и французский романтизм и впечатлительность», 8212 напишут о нем позже критики. Однако самыми известными его работами стали иллюстрации к Данте "Божественная комедия", "Ад" и "Рай". Доре занимался и живописью, создавая полотна на исторические, религиозные темы, пейзажи.
Первые рисунки к этому произведению, которое поразило его до глубины души, он начал делать ещё в десятилетнем возрасте (и продолжил делать позднее, став взрослым и сформировавшимся художником). В конце 1847 года произошло достаточно значимое событие в жизни молодого художника: Обер издал альбом его литографий «Подвиги Геркулеса».
Ведь, как известно именно Цербер охраняет вход в царство мёртвых именно с него начинается путешествие. Царство мертвых поэт населил несметными толпами теней, но он дал им плоть, кровь, человеческие страсти и обитатели загробного мира стали неотличимы от тех, кто живет на земле, Данте еще не отделяет историю от мифа, факт от вымысла. В 1867 году в Лондоне была проведена выставка произведений французского художника.
Именно в шестидесятые годы получила развитие фотомеханическое воспроизведение ксилографий (гравюр на дереве) по цинковым клише – гальванокопирование. Заснув от трудов праведных, мальчик был разбужен криками голосящих крестьянок. Так же он создал иллюстрации к «Сказкам» Шарля Перро, «Неистовому Роланду» Ариосто, «Приключениям барона Мюнхгаузена» Распе, «Идиллиям короля» Альфреда Теннисона. В сравнении с акварелью Сальвадора Дали, на ту же тему, не беря во внимание то, что он сюрреалист, обе иллюстрации различны, но одновременно дополняют друг друга. Тем не менее, родители надеялись, что юноша поступит в политехническую школу. Этого достаточно, чтобы прокормить семью в течение года. Ты не думаешь, что я заслужил хороший завтрак.
Выдающийся представитель не только французского, но и всего европейского искусства второй половины XIX века, он внес в сокровищницу мировой графики непревзойденные по своим художественным достоинствам рисунки, проявив глубокое проникновение в сущность явлений, отразив в них различные стороны жизни современного ему общества, всех его классов и социальных групп». В вводной песне Данте рассказывает, как он, достигши середины жизненного пути, заблудился однажды в дремучем лесу и как поэт Вергилий избавив его от трёх диких зверей, загораживавших ему путь, предложил Данте совершить странствие по загробному миру. Величайший иллюстратор XIX века умер в 1883 году и похоронен на кладбище Пер-Лашез. То круг изменников, предателей. Мы решили сообщить об этом не только с целью вызвать особый интерес публики к работам юного мастера, но также отметить начало пути г-на Доре, который, мы верим в это, достигнет удивительных высот в искусстве». Называя свою поэму «комедией», Данте пользуется средневековой терминологией: комедия, как он поясняет в письме к Кангранде, — всякое поэтическое произведение среднего стиля с устрашающим началом и благополучным концом, написанное на народном языке трагедия — всякое поэтическое произведение высокого стиля с восхищающим и спокойным началом и ужасным концом.
Вот таким образом для многих не стало неожиданностью, что в возрасте 10 лет Гюстав Доре выполнил ряд иллюстраций к «Божественной комедии» Данте. Чистилище — окруженная морем гора имеющая семь уступов.
О празднествах в Италии русскую общественность информировали два крупнейших ученых – Александр Николаевич Веселовский (1838-1906) и Федор Иванович Буслаев (1818-1897). В 22 года выполняет иллюстрации к роману Рабле «Гаргантюа и Пантагрюэль» (1854), которые приносят ему известность, а в 1855 иллюстрирует знаменитое издание «Озорных рассказов» Бальзака. Поэт зовет к моральному очищению во имя достойной жизни на земле. Холодные души, мертвые еще при жизни. Он обладает тем визионерским взглядом, который присущ Поэту.
В результате этого Гюстав Доре подписывает пятилетний проект с Grant Co. Все окружающие были просто шокированы таким мастерством молодого дарования. Величайший иллюстратор XIX века умер в 1883 году и похоронен на кладбище Пер-Лашез. Недаром в библиотеке Пушкина хранится до тридцати итальянских книг.
И для Доре это было как проклятие, услышанное когда-то в детстве. Перед ним находилось около двадцати досок, он переходил от одной к другой, набрасывал рисунок с быстротой и уверенностью, которые изумляли. Соответственно, титульных листов в трех томах издания три, шмуцтитулов – шесть (три вводных, до титульного листа и три предваряющих разные части книги: Ад, Чистилище и Рай). Ты не думаешь, что я заслужил хороший завтрак.
Спустя некоторое время, в 1841 году семья художника перебирается в Бур. Помимо акварельных рисунков, сюрреалист создал ряд гравюр на дереве. Он использовался главным образом для набора художественной литературы. За ними следовали: Contes drolatiques Бальзака (1861), Сказки Нерро (1861), Дон-Кихот Сервантеса (1862), Атала Шатобриана (1862), Божественная Комедия Данте (1861 – 68), Библия (1864), Потерянный Рай Мильтона (1865), Басни Лафонтена (1867), Неистовый Роланд Apиосто (1879) Опыты Монтеня, Стихотворения Теннисона и т. д. В ряду этих иллюстраций лучшими должно признать относящиеся к Рабле, Сервантесу, Данте и Библии. Первые рисунки к этому произведению, которое поразило его до глубины души, он начал делать ещё в десятилетнем возрасте (и продолжил делать позднее, став взрослым и сформировавшимся художником).
В Новом завете (78 рисунков) художнику не важна природа, здесь все внимание сосредоточено на персонажах, которые Доре старался создавать, не нарушая иконографического канона. Предатели родины, предатели родных, близких, друзей, предавшие тех, кто им доверился. Он показал редактору целую серию своих рисунков на тему «Подвиги Геркулеса» и был принят в число сотрудников с окладом 5000 франков в год. Там вечный мрак и неподвижность смерти. Данте изображает ад местом наказания нераскаявшихся грешников. С его рисунками, переведенными в гравюру на дереве (ксилография), выходят в XIX в. и продолжают печататься до настоящего времени многие прославленные литературные памятники: «Божественная комедия» Данте (1861—1868), «Дон Кихот» Сервантеса (1862—1863), «Потерянный рай» Дж. Пятнадцатилетний художник обратился к издателю Шарлю Филипону, предложив ему серию литографий «Подвиги Геркулеса».
Но не меньше времени он проводил в залах Лувра и Национальной библиотеки. В 1855 году вышли в свет рисунки к «Озорным рассказам» Бальзака.
Публику потрясли мастерски сделанные иллюстрации. Для оформления переплета и титульного листа книги использованы декоративные, специально разработанные для данной книги шрифты (о них мы поговорим в разделе Декоративные элементы). В предисловии он писал: ««Подвиги Геркулеса» задуманы, выполнены и литографированы художником пятнадцати лет, который научился рисовать без учителя и классических студий. Страна жгучего холода. Поэма Божественная комедия вот уже семь столетий является символом духовного возрождения.
Не исключено, что если книга покупалась без переплета, он служил литографированной издательской обложкой (тогда первый шмуцтитул служил для предохранения ее от загрязнения) – при этом книгу можно было переплести по своему желанию. Изобразительным искусством начал заниматься ещё в детстве.
«Великий Доре», «величайший иллюстратор XIX века» – так называют художника исследователи его творчества. Родился в 1832 году в Страсбурге – умер в Париже в 1883 году. Это не сразу возымело действие. Грандиозные гравюры художника к «Аду» появились в 1861 году, «Чистилище» и «Рай» были выполнены в 1869 году. Оказывается, существовала легенда о зеленом петухе, приносящем неурожай и голод. В шестидесятые годы он создает рисунки к сказкам Шарля Перро, «Дон Кихоту» Сервантеса, Басням Лафонтена, произведениям Виктора Гюго, Джона Мильтона, Шатобриана. Именно Вольф в 1874 году впервые в России опубликовал полный русский перевод «Божественной комедии» с иллюстрациями Доре.
Л. А. Родился в 1832 году в Страсбурге – умер в Париже в 1883 году. В шестидесятые – начале семидесятых появляются огромные полотна – «Титаны» (1866), «Смерть Орфея» (1869), аллегории на военные темы 1871 года, «Медный змий», «Изгнание торгашей из храма», «Сон жены Пилата», «Избиение младенцев», «Снятие с креста» и другие произведения на библейские и евангельские сюжеты. Оттуда, с райских высот, умершая возлюбленная увидела опасность, которая угрожает Данте. Великолепием и добротностью они изумили ценителей и принесли огромный успех художнику. Его обступили хищные звери — лев, пантера, волчица.
Этот переезд оказал огромное влияние на всю художественную деятельность Доре. Изобразительным искусством начал заниматься ещё в детстве. В 1858 году работал в театре Буфф-Паризьен над декорационным оформлением премьеры оперетты Жака Оффенбаха «Орфей в аду». 3 1860-е гг. Как и иллюстрации к «Божественной комедии», «Дон Кихот» вошел в анналы изобразительного искусства и до сих пор считается непревзойденным. Родился в 1832 году в Страсбурге – умер в Париже в 1883 году. С самого раннего детства поражал окружающих мастерством рисунка.
В 1853 году Доре создал иллюстрации для произведений Байрона, в 1855 году закончил рисунки к «Озорным рассказам» Бальзака, а осенью того же года приступил к изучению Данте для создания иллюстраций к «Божественной комедии», которые были выполнены в 1861 году («Аду») и 1869 году («Чистилище» и «Рай»). А зрительная память у него была феноменальная. Пойдем"».
Наверное именно из-за такого талантливого описания побуждающего фантазировать и представлять было выбрано именно это произведение для иллюстрирования. В данном случае речь пойдет о Поле Гюставе Доре и Сальвадоре Дали. Новый шрифт, разработанный в издательстве Вольфа в 1874 году, получил название эльзевир. Второй альбом г-на Доре должен быть выполнен карандашом и появится в феврале». Они наказываются в самых мрачных низинах Дантова Ада. Этот неземной климат он передает с потрясающей убедительностью.
Более значительной и серьезной работой стали иллюстрации к «Божественной комедии» Данте Алигьери. Она претерпела более тысячи переизданий. Родился Гюстав в семье строителя мостов Пьера-Луи-Христофора Доре. Данте же написал ее на родном итальянском языке. В пейзаже романтизма главным стало восхищение мощью природы и одухотворение ее.
принесли миру иллюстрации к «Аду» и «Раю» Данте, к сказкам Шарля Перро, к приключениям барона Мюнхгаузена и Дон Кихоту. Дело в том, что до появления Вольфовского иллюстрированного издания не существовало еще ни одного полного русского перевода знаменитого творения Данте: были переводы отдельных песен, сделанные Норовым, были переводы Ада – Фан-Дима, Мина и Петрова – но полностью всех трех частей Божественной комедии Данте Алигьери не было. Сперва он пробовал себя, работая над небольшими и совсем недорогими популярными изданиями, но уже в иллюстрациях к «Гаргантюа и Пантагрюэлю» раскрылся как настоящий зрелый художник. Все окружающие были просто шокированы таким мастерством молодого дарования. Один из исследователей его творчества Л. Р. Варшавский писал: «В истории иллюстрации Гюстав Доре занимает исключительное место. В последние годы своей жизни Доре пробовал свои силы также в скульптуре и произвел по этой части несколько работ, даже более удачных, чем его живопись, – группу Парка и Амур (1877), огромную, вылепленную для отливки из бронзы вазу, окруженную виноградными лозами и фигурами малюток-гениев и нимф (1878), статую Египтянка спасает свое дитя от ужаления змеи (1879), Мадонну и памятник Александру Дюма, поставленный на площади Мальзерба, в Париже (последний труд художника).
С 1869 года сотрудничает с Блэнчардом Джероллдом. «Доре сочетал в себе немецкий порядок и организованность и французский романтизм и впечатлительность», – напишут о нем позже критики. 3. Он вообще ничего не делал с натуры, рассчитывая исключительно на собственную память.
Ад разделен на девять концентрических кругов. В конце этого же года был опубликован альбом литографий «Подвиги Геркулеса» изданный Обером, в котором указывалось, что автор этих литографий— пятнадцатилетний художник, выполнивший их без учителя и не имея классического образования. Первая его работа 8212 «Подвиги Геракла» 8212 была опубликована с предисловием. Не имея сколько-нибудь хорошего художественного образования, в пятнадцать лет, после того, как с матерью перебрался в Париж, с лёгкостью устраивается иллюстратором в Журналь Пур Рир. Оглавления, указателей, колонтитулов, аннотаций (элементов справочно-вспомогательного аппарата) в книге нет. Варшавский пишет: «В истории иллюстрации Гюстав Доре занимает исключительное место.
Ветхий завет (152 рисунка) он трактовал через призму грандиозных природных процессов, на фоне которых разворачивается история. Его послала Беатриче, чья душа обитает в раю. РаботыАвторская куклаГрафикаРезьба по деревуДекоративно-прикладное искусствоМоя мастерскаяВидеоблогМои публикацииБлогПубликацииУчителя и наставникиСобытияОб автореГлавнаяБлогУчителя и наставникиИллюстрации ДореПодписаться на новостиИллюстрации ДореГюстав Доре – «величайший иллюстратор», художник, яркий представитель европейского искусства второй половины 19 века. Он взялся убеждать родителей Доре, что мальчику необходимо остаться в Париже. Во время одной из рабочих поездок отца, в которую Пьер-Луи взял всю семью, Гюстав, которому на тот момент исполнилось 15, пробился в редакцию «Журнал для смеха», чтобы показать свои наброски.
Но есть в глубинах адской бездны страшная обитель тишины. Он сотнями делал эскизы, десятками 8212 рисунки и мучительно искал образы. В чистилище находятся грешники, успевшие покаяться перед смертью. Далее Доре создает многочисленные рисунки к двум фолиантам, рассказывающим о жизни Лондона (1872) и Испании (1874).
За одно утро он сделал двадцать великолепных рисунков. Оба художника передали нечто своё, неповторимую атмосферу страха — в случае Дали или покоя в рисунке Доре. В конце своего жизненного и творческого пути, Гюстав Доре сделал ощутимый выдох и сумел создать лишь несколько иллюстраций к «Неистовому Роланду» Ариосто. Именно в это время он создает иллюстрации к «Легенде о Крокемитене» и «Капитану Кастаньету», а в 1865 году иллюстрирует двумястами тридцатью рисунками двухтомную Библию. В Новом завете (78 рисунков) художнику не важна природа, здесь все внимание сосредоточено на персонажах, которые Доре старался создавать, не нарушая иконографического канона. Л. Р.
Старец этот — великий римский поэт Вергилий. И чем ниже путники спускались в Ад, тем больше герой Данте проникался. Юный Луи Август Гюстав с любопытством изучал множество книг с иллюстрациями. А может быть жаждал личного признания, как художника.
В этом же году Доре становится самым молодым участников Салона и выставляет на всеобщее обозрение свои работы «Новый Велизарий», «Союз -сила», «Сцены из жизни пьяниц». Ему выпало жить во времена научно-технического бума. Блэнчарда Джероллда вдохновило издание «Microcosm of London» Томаса Роуландсона, Уильяма Пайна и Рудольфа Акерманна изданное в 1808 году. У Данте христианская мифология перемешана с языческой. Данте изображает ад, как огромную воронку, уходящую к центру земли.
Сначала это были приключенческие повести и альбомы карикатур. Он рисует листы «Луи-Филипп – экс-король марионеток» и «Организационный Совет Национальной гвардии», которые в этот непростой период были крайне популярными. Всего в издании 87 гравюр Доре, все они выполнены в технике торцовой гравюры на дереве (их гравировал А. Паннемакер), в которой работал французский художник и воспроизведены в книге высокой печатью на отдельных листах.
Иллюстрации художественно-образные, полосные (распашных иллюстраций в книге нет, в отличие от Волшебных сказок Перро). Юноша попытался успокоить всех, объяснив причину преображения птицы, но в ответ от старухи-крестьянки услышал: «Когда-нибудь твою мазню будут очень ругать». Однажды, как рассказывал Доре друзьям, он получил в подарок от родителей масляные краски.
Так Доре стал самым молодым и самым высокооплачиваемым иллюстратором Парижа. Именно это пристрастие в последствие стало судьбоносным и мальчик увлекся рисованием. Он собрал здесь все разновидности позорного порока. Поэту грозит гибель. А уже 23 января 1883 года художника не стало. Второй перевод Ада появился на страницах Москвитянина за 1853 год.
В 1841 году местом проживания стал в Бур, небольшой живописный городок, а уже в 1847 Доре с матерью переехал в Париж, где его определяют в лицей Шарлемань. Моральный пафос «Божественной комедии» в ином. Клянусь, я голоден как раз на эту сумму. Сюжет поэмы – это аллегория, «хождение по мукам» — путь человеческой души от греха к праведности, от заблуждений земной жизни к истине. Книга London: A Pilgrimage с 180 иллюстрациями увидела свет в 1872 году. Художник обязывается пребывать в Лондоне в течение трёх месяцев и получает сумму в размере 10 000 в год в качестве трудовой оплаты.
В 1854 году вышел альбом литографий «Парижский зверинец», где Доре представил публике галерею парижских типажей. В 1854 году также появляются иллюстрации к «Гаргантюа и Пантагрюэлю» и выходит альбом литографий «Парижский зверинец» (гротескные зарисовки парижского быта). Следом за титульным листом идет второй шмуцтитул, на котором из сведений только название части книги в двойной линейной рамке (шмуцтитул, как и первый, с обратной стороны чистый оформлены они также в одном стиле).
В 1854 году вышел альбом литографий «Парижский зверинец», где Доре представил публике галерею парижских типажей. Серия создавалась в период между 1951–1959 годами. Читал ли Пушкин Комедию в подлиннике. В этом же время он создает огромные полотна на библейские и евангельские сюжеты: «Титаны» (1866), «Смерть Орфея» (1869), «Медный змий», «Изгнание торгашей из храма», «Сон жены Пилата», «Избиение младенцев», «Снятие с креста», а также такие произведения как «Цыгане», «Уличные музыканты», «Монахи во время службы».
Затем молодой художник отправляется к главному редактору «Журналь пур рир» Филипону с серией рисунков подвигов Геракла и зачисляется сотрудником, получая при этом зарплату в 5000 франков. Однажды, как рассказывал Доре друзьям, он получил в подарок от родителей масляные краски. Кто-то беззастенчиво упрекал художника в отсутствии академического образования, кто-то, отмечая богатство воображения, наблюдательность и способность воплощать задуманное, ругал за отсутствие психологизма. Лишь только семья обосновалась в Париже, юный Доре отправился к главному редактору «Журналь пур рир» Ш. Филипону, чтобы устроиться на работу.
«Комедия», начинается картиной дремучего леса, в котором заблудился поэт. В 1870-х годах Доре выполнил цикл гравюр «Версаль и Париж», а также оформил издание по истории Испании. Теофиль Готье писал в газете «Монитор» в 1861 году: «Нет другого такого художника, который лучше, чем Гюстав Доре, смог бы проиллюстрировать Данте.