Римского-Корсакова (1898). потому, что слишком уважаю её— я только не понимаю всех этих обрядов. За картину «Девочка с персиками» Серов получил премию Московского общества любителей художеств, а второй портрет тотчас купил Третьяков. Таким он образом он незаметно стал одним из лучших и наиболее авторитетных портретистов. Фотографии – вот основной источник, с которым должен был иметь дело Серов. Поступление в петербургскую Академию художеств. 1883.
В Абрамцеве он пишет знаменитый портрет двенадцатилетней Веры Мамонтовой «Девочка с персиками» (1887г. ), в котором художнику, как он пишет, хотелось сохранить «свежесть живописи при полной законченности, как у старых мастеров». Участие в Международной художественной выставке в Риме, поездка в Рим, затем в Париж, Флоренцию, Лондон. На XXII Передвижной выставке были показаны портрет С. А. Толстой и пейзаж «В Крыму». Предпринимая попытку поставить «Юдифь» на сцене Мариинского театра в 1887 году, так и не состоявшуюся, Серов принял деятельное участие в постановке оперы в 1898 году в Частной опере вместе с Коровиным. Друзей Валентин обрел не только в стенах Академии, но и за ее пределами. Середина 1880-х гг.
Излюбленные модели Серова – артисты, художники, писатели (портреты А. Мазини, 1890, Ф. Таманьо, 1891-93, К. А. Коровина, 1891, И. И. Левитана, 1893, Н. С. Лескова, 1894, Н. А. Римского-Корсакова, 1898, – все в ГТГ). А. Коровин» (1891), «Ф. Картина вся овеяна безмятежной радостью весенней поры в жизни человека. С детских лет будущего художника окружала атмосфера искусства.
Коровиным по Северной Двине и побывал в Архангельске и Мурманске. Другая его работа, написанная годом позже, называлась Девушка, освещенная солнцем. Вскоре после этого B. C. В1898 году появилось новое объединение художников— «Мир искусства», вэту группу вошел иСеров.
К числу лучших произведений романовской серии относится портрет Николая II 1900 года. В истории эстетики сущность искусства истолковывалась как подражание (мимезис), чувственное выражение сверхчувственного и т. п. Он добился поставленной цели — чувства «свежести, той особенной свежести, которую всегда чувствуешь в натуре и не видишь в картинах» (как он позднее рассказывал художник и искусствовед Игорь Эммануилович Грабарю), воплотив в этих образах юности, света, радости принципы импрессионизма, — причем с беспрецедентной для национальной традиции последовательностью и полнотой. Мамонтова, И. Е. В пейзажах часто изображаются виды городов или архитектурных комплексов (архитектурный пейзаж, ведута), морские виды (марина).
Он создаёт серию портретных образов, в которых раскрывает общественную значимость художественной личности (портреты – М. Горького, 1904, Музей А. М. Горького, Москва М. Н. Ермоловой, 1905, Ф. И. Шаляпина, уголь, 1905, – оба в ГТГ). Даже самые суровые критики отмечали невероятную реалистичность полотна. Многие лучшие сельские картины-этюды Серова выполнены акварелью, гуашью, пастелью.
Участие во Всемирной выставке в Париже (Grand Prix за портрет Павла Александровича). К тому же сам отец будущего художника был страстным любителем рисования. Коровиным. В. Якунчиковой (Мориц), а также пейзаж «Татарская деревня», который был сразу приобретён П. М. Третьяковым за 300 рублей. Кроме музыкантов в их доме бывалиАнтокольский, Репин.
Созданные им портреты Кончаловского, К. Коровина (1891 г. ) и И. Е. Репина (1892 г. ), Е. И. Лосевой (1903 г. ) по-серовски выражают различные черты характера и, вместе с тем, апеллируют к почерку самих художников, с узнаваемыми приёмами используемыми ими в своих полотнах. В 1879 году в Репин снова дает уроки живописи четырнадцатилетнему Серову. С мэтром отправился в путешествие и начинающий художник Серов. В портретах детей Серов стремился захватить позу и жест, чтобы показать и подчеркнуть непосредственность внутреннего движения искреннюю чистоту и ясность взгляда ребёнка («Дети», 1899, Русский музей «Мика Морозов», 1901, Третьяковская галерея).
Мать – Валентина Семеновна Серова (урожд. В доме Серовых всегда было шумно и весело. Сказочный народ, обитающий на нем, постоянно пребывает в полусонно-блаженном бытии. Но как ему при всем этом удалось добиться такой реалистичности. В отличие от крупноформатного живописного портрета Сергея Михайловича (1895), эскиз портрета Павла Михайловича (1899) невелик и выполнен в технике акварели, однако остается для нас одним из самых драгоценных свидетельств не только внешнего облика Третьякова, но и тончайших проявлений его великой и неординарной души.
Большое влияние на Серова оказали живопись старых мастеров, виденная им в музеях России и Западной Европы, дружба с М. А. Врубелем, а позже с К. А. Коровиным и творческая атмосфера абрамцевского кружка (см. Эта картина была выставлена на Парижской всемирной выставке в 1900 году и получила Гран-при. Домотканово», 1895 обе — там же «Зимой», 1898, Русский музей «В деревне. В 1880 году Илья Репин предпринял путешествие в Крым для того, чтобы собрать материал для монументального полотна «Запорожцы». Передвижники), Серов вынужден был много работать над заказными, как правило, парадными портретами (великого князя Павла Александровича, 1897, ГТГ С. М. Боткиной, 1899, Ф. Ф. Юсупова, 1903, – оба в ГРМ), в которых всё более последовательно использовал линейно-ритмическое построение композиции и декоративные цветовые сочетания. Рождение дочери Натальи. 1909.
Фигуры в портретах Серова постепенно становились всё более и более графически изысканными и экономичными, особенно в поздний период (Василий Качалов, 1908, Тамара Карсавина, 1909 многочисленные персонажи из басен Ивана Крылова, 1895-1911). На собраниях Валентин Александрович часто отмалчивался и даже был нелюдим. Картина вся овеяна безмятежной радостью весенней поры в жизни человека. Становится преподавателем МУЖВЗ.
Этими чертами отличаются портреты князей Юсуповых (1901-1903, ГРМ), которых Серов начинал писать в Петербурге в 1901 году и продолжил в их родовом имении Архангельском под Москвой, портрет приват-доцента Московского университета, миллионера М. А. Морозова (1902, ГТГ). В качестве учителя Антокольский порекомендовал известного русского художника И. Е. Предлагали мне поступить сюда (в Москве) в школу живописи преподавателем— я отказался».
Поездка в Германию. 1903.
Гиршман. 1908. Героическая эпохаПетра I, суровая и небывалая, завладевает воображением художника. Возвращение в Россию. А где можно было брать основной материал. Революция 1905 года оставила заметный след в творческом наследии и жизни художника.
Отклоняет приглашение преподавать в Академии художеств. В 1904 году Валентин Александрович гостил в Италии, три года спустя он поехал в Грецию. О. Гиршман», 1910-1911 все — Третьяковская галерея «Ида Рубинштейн», темпера, уголь, 1910, Русский музей) живопись и графика соперничают тут друг с другом на равных, хотя в ряде случаев (напр., в портрете И. А. Морозова — темпера, 1910, Третьяковская галерея) сильные цветовые эффекты доминируют. Произошло это спустя пять лет после поступления.
Ее организовали разночинцы. Начало систематических занятий с И. Е. 1901 год— созданы портреты четырёхлетнего «Мики Морозова», сына М. А. Морозова, С. С. Боткина, П. М. Романова, П. И. Харитоненко, И. Е. Репина. Стиль: реализм, неоклассицизм. Это случилось в 1871 году.
Серов много работал в различных графических техниках – акварели (портрет С. М. Лукомской, 1900, ГТГ), пастели, литографии и пр.
Таковы «А. Весной были написаны также портреты М. А. Морозова, А. П. Лангового и И. С. Остроухова. Особенно известен портрет банкира В. О. Гиршмана (1911, ГТГ), который, по свидетельству дочери Серова, все умолял убрать руку, которой он как бы доставал золотые из кармана. («Н.
Левитана (1893), писателя Н. С. Очень достоверно передана обстановка комнаты. Первым официально-парадным произведением Валентина Александровича, написанным с натуры, был портрет великого князя Павла Александровича (1897). В 1892 году Серов начинает писать портреты высочайших особ, чему послужило поводом участие Серова (совместно с Коровиным) на выигранном им конкурсе на создание большого группового портрета Александра III в память чудесного спасения императорской семьи в железнодорожной катастрофе 17 октября 1888 года в Борках (окончен в 1894 г. ). Эти чувства выплескиваются в антимонархических карикатурах 1905 года (рисунок «1905 год. В «Девочке с персиками» изображена дочь С. И.
Именно здесь у мальчика впервые появился интерес к рисованию. 1886 год— в начале года были написаны этюды «Зима в Абрамцеве», портрет певицы Марии Ван Зандт в мае у Симоновичей, в Едимоново Тверской губернии, Серов встретился со своей невестой Ольгой Трубниковой и написал её портреты у открытого окна летом этого года его друг В. Д. Дервиз, обвенчавшись с Надеждой Симонович, приобрёл неподалёку обширное поместье Домотканово, куда позже неоднократно будет приезжать Валентин Серов. мастерство Серова-портретиста достигла апогея.
Яркий, но короткий жизненный путь Валентина Александровича Серова, всемирно признанного мастера портретной живописи и представителя российского реалистического искусства, с раннего детства был связан с творчеством. Несмотря на свой авторитет и лучшие заказы, о которых другим известным художникам оставалось только мечтать, Александр Валентинович не хотел записывать себя в «придворные портретисты» и не льстил высокопоставленным чинам ради личной выгоды. Для примера стоит взять всю ту же Девушку, освещенную солнцем. Вподарок жене царя Александре Федоровне Серов написал «домашний» портрет Николая IIв тужурке. Этими чертами отличаются портреты князей Юсуповых (19011903г. ), которых Серов начинал писать в Петербурге в 1901 году и продолжил в их родовом имении Архангельском под Москвой, портрет приват-доцента Московского университета, миллионера М. А. Морозова (1902г. ).
В отличие от крупноформатного живописного портрета Сергея Михайловича (1895), эскиз портрета Павла Михайловича (1899) невелик и выполнен в технике акварели, однако остается для нас одним из самых драгоценных свидетельств не только внешнего облика Третьякова, но и тончайших проявлений его великой и неординарной души. «И рисунок и колорит и светотень и характерность и чувство цельности своей задачи и композиция – все было у Серова и было в превосходной степени». Из этого товарищества Серов вышел в 1900 году, вступив в объединение под названием «Мир искусства». В эти несчастные пропуски он писал пруд («Заросший пруд. Его нелепая карнавальная свита (столь необычные формы принимают их развевающиеся на ветру одежды) с трудом продвигается за ним.
Рисунок Серова постепенно становился всё более изысканным и экономным в использовании изобразительных средств, что особенно сказалось в поздний период (портреты В. И. Качалова, 1908, Т. П. Карсавиной, 1909, – оба в ГТГ многочисленные рисунки к басням И. А. Крылова, 1895-1911, ГТГ, ГРМ и других собраниях). Особенно известен портрет банкира В. О. Гиршмана (1911г. ), который, по свидетельству дочери Серова, «все умолял убрать руку, которой он как бы доставал золотые из кармана». Творчество Серова вызывает восхищение и у Чистякова и у его современников. Первые значительные произведения Валентина Серова («Девочка с персиками», 1887 «Девушка, освещенная солнцем», 1888 обе — Третьяковская галерея) явились новым этапом истории русского искусстваИскусство — художественное творчество в целом — литература, архитектура, скульптура, живопись, графика, декоративно-прикладное искусство, музыка, танец, театр, кино и другие разновидности человеческой деятельности, объединяемые в качестве художественно-образных форм освоения мира. Здесь молодой художник завоевывает уважение, его талант вызывает восхищение. Репиным.
Он слышал выстрелы, видел убитых. Портрет, написанный позднее, на котором запечатлена Мария Яковлевна Симонович, созданный в Домотканове (это имение, принадлежавшее другу Серова Владимиру Дервизу). и жанром («Заросший пруд. Репина (1892), И. И. Дервизом. 1885. Картины «Девушка, освещенная солнцем» и «Девочка с персиками» принесли Валентину Серову заслуженную популярность, которая значительно выдвинула его вперед по сравнению с остальными молодыми живописцами того поколения. Летом Серовым была выполнена одна из лучших его работ, картина «Дети», на которой изображены сыновья художника, Саша (справа) и Юра, стоящие на балконе дачи Василия Матэ в Териоках.
Поездка в Грецию была запланирована в связи с изучением артефактов, найденных английским археологом Эвансом и с обнаруженными им руинами Кносского дворца, которые навсегда изменили сложившееся ранее представление об островной критской цивилизации. Я только высмотрел, подметил». Первоначально в Древнем Риме слово imperium обозначало верховную власть (военную, судебную, административную), которой обладали высшие магистраты — консулы, преторы, диктаторы и др. Портрет O. K.
Боткиной (1899) принесло Серову славу одного из лучших портретистов Европы конца XIX века. Был написан портрет императора Николая II. Онговорил: «В нынешнем веке пишут все тяжелое, ничего отрадного. Представители «модерна» использовали новые технико-конструктивные средства, свободную планировку, своеобразный архитектурный декор для создания необычных, подчеркнуто индивидуализированных зданий, все элементы которых подчинялись единому орнаментальному ритму и образно-символическому замыслу (Хенри ван де Велде в Бельгии, Йозеф Мария Ольбрих в Австрии, Антонио Гауди в Испании, Чарлз Ренни Макинтош в Шотландии, Федор Осипович Шехтель в России).
Поскольку Валентин Александрович отличался неспешной манерой работы, многие люди, с которых он писал портреты, жаловались на жесткие требования, согласно которым модели не разрешалось двигаться или отвлекать художника от работы даже по вопросам первостепенной важности. Небольшая, но в три окна, светлая, чистенькая. Его дружескому суду мыверили иссорившиеся протягивали друг другу руки». Мир искусства считался действительно знаменитой организацией. Турчанинова (1907), М. Н. Особенно радовался Серов, когда ему удалась улыбка моей матери, которую он очень любил. Константин Коровин позднее написал про этот портрет: «Серов первым из художников уловил и запечатлел на полотне мягкость интеллигентность и вместе с тем слабость императора» В октябре 1917 года после штурма Зимнего дворца ученики-художники увидели, как из дворца выходят солдаты, волоча этот взятый в спальне императрицы портрет.
В первую половину 1890-х гг. Работая над портретами царской семьи в Историческом музее, Серов уговорил позировать его директора известного историка И. Е. Забелина, кроме того был написан заказной портрет О. Ф. Тамара (урождённой Якунчиковой), о котором позже И. Э. Грабарь выскажется, что более всего удалась на полотне такса. Осенью, передав мастерскую в МУЖВЗ Ап. В Домотканове был создан портрет двоюродной сестры Девушка, освещенная солнцем (1888, ГТГ).
В 1897 году были исполнены портреты великого князя Павла Александровича и его дочери Марии Павловны. Серов же стал поистине популярен и среди простых людей. Поездка с Репиным в Крым и Запорожье. Мазини» (1890), «К. Портрет великого князя Павла Александровича. 1898.
В октябре 1889 года Серов одновременно с Репиным, в его мастерской, писал портрет восемнадцатилетней Софьи Михайловны Драгомировой, дочери генерала М. И. Драгомирова немного не закончив портрет, Серов уехал в Москву и Репин, передавая его работу Драгомировой9, «сделал несколько мазков на костюме и аксессуарах, не трогая лица»— это вмешательство так возмутило Серова, что он направил своему бывшему учителю резкое письмо, на некоторое время омрачившее их отношения10. 1887 год— в феврале серьёзно заболел: у Серова было воспаление предстательной железы. Получив широкую известность, став в 1894 членом ТПХВ (см.
В этих образах царит большой стиль модернаМодерн (французское moderne — новейший, современный) («ар нуво», «югендстиль») — стилевое направление в европейском и американском искусстве конце 19 — начале 20 веков. Серов проявил новые стороны своего таланта, развивая как свой собственный почерк, так и подражая манере своих современников. Учился в детстве у И. Е. Репина (в Париже и в Москве) и в петербургской АХ (1880-85) у П. П. Чистякова. 15 в. ) привело к резкому росту выпуска книг.
С 1878 года Серов вновь вернулся в Москву, где продолжил обучение у Репина. Чему так завидовали многие художники конца 19 века. Сам Серов часто говорил о себе: «Я ведь всё-таки и немного пейзажист», о чём свидетельствуют не только упомянутые выше пейзажи Венеции, но и виды Домотканово из которых примечательны «Осенний вечер.
Из работ, сделанных Серовым в 1879 году, следует отметить портреты С. И. Бергман, 1846-1927), композитор и музыкально-общественный деятель. 1871. К 35-летию артистической деятельности М. Н. Ермоловой по заказу Литературно-художественного кружка выполнил её ростовой портрет, который был представлен на устроенной Дягилевым в Таврическом дворце в Петербурге Историко-художественной выставке русских портретов (в основном— русское портретное искусство XVIIIв. ). "Девочка с персиками". 1888. о русском прошлом, которые превратились в самостоятельный цикл, где центральное место заняла фигура Петра I, запечатленная удивительно остро и экспрессивно (темпера «Петр I», 1907, Третьяковская галерея).
Виды на урожай 1906 года (1905, ГТГ). Летом родился старший сын О. Ф. и В. А. Серовых— Александр.
В это же время Серов организовал «подписной лист» с ходатайством о назначении И. С. Остроухова попечителем Третьяковской галереи19. Одна из сложнейших техник Валентина Александровича – игра со светом. Получил в Академии «серебряную второго достоинства медаль от 27 апреля 1885г.
Смерть отца. 1872. Большое место в позднем творчестве Серова заняла историческая живопись, отличающаяся глубиной постижения исторического содержания эпохи (Пётр I, темпера, 1907, ГТГ), богатством оттенков в характеристике героев и обстановки (Выезд Петра II и цесаревны Елизаветы Петровны на охоту, 1900, ГРМ). Валентин Александрович Серовродился в Петербурге 7 января 1865 года (старый стиль) в семье известного композитораАлександра Николаевича Серова. Круг людей, становившихся моделями Валентина Серова, регулярно расширялся, но и это не смогло заставить мастера повторяться и писать шаблонные картины.
Вспоминая это время, Мария Яковлевна Симанович писала: Мы работаем запоем, оба одинаково увлеклись: он удачным писанием, а я важностью своего назначения. У Чистякова Валентин перенял и «вдумчивую» неторопливую манеру письма, которая со стороны воспринималась как излишне кропотливая и медлительная. Не умею молиться, да и невозможно, когда о боге нет совершенно никакого представления». Рубеж 1890-1900-х гг.
Вспоминая это время, Мария Яковлевна Симанович писала: «Мы работаем запоем, оба одинаково увлеклись: он удачным писанием, а я важностью своего назначения. Домотканово», 1888 «Октябрь. В Петербурге Серов стал очевидцем расстрела рабочих на 5-й линии Васильевского острова и это потрясло его. Трубниковой.
1892 год— после крушения 17 октября 1888 года императорского поезда харьковское дворянство, чтобы увековечить чудесное спасение императорской семьи, решило построить на месте трагедии (станции Борки) церковь и объявило конкурс на создание картины Александра III с семьёй— Серов с Коровиным, выполнив эскиз будущего полотна, выиграли в начале года конкурс эскизные портреты для картины писать пришлось по фотографиям. Форму лейб-гвардии Преображенского полка Николай носил вбудни. Это произведение вместе с портретами М. Ф. Аудитория воспринимала подобные спектакли на ура, а у Валентина появилось прозвище «Антоша», которым его величали люди из самого близкого окружения.
Поездка в Рим и Париж. Валентин Серов умер 22 ноября 1911 года в Москве. Выполнил эскизы к неосуществленному панно «После Куликовской битвы», заказанному Серову для Исторического музея в Москве. Здесь его главным наставником был П. П. Чистяков. за этюд с натуры».
Летом жил с семьёй в Крыму, где написал массу этюдов и портрет хозяйки дачи, где они жили, Розалии Соломоновны Львовой (её сын, врач Соломон Кеселевич Львов, женился на Марии Симонович, двоюродной сестре Серова, которую он изобразил на картине «Девушка, освещённая солнцем»). Творчество художника виртуозно и артистично выразило практически все важнейшие устремления русской живописи и графики (прежде всего тенденцию к импрессионизму и модерну) накануне авангардаАвангардизм (авангард) — совокупное наименование художественных тенденций, более радикальных, чем модернизм. Получает звание академика живописи. 1899. В Харькове им были написаны три пастельных портрета: два— жены профессора Харьковского университета К. Д. Хрущева и один— его дочери.
Рождение сына Антона. 1902. Одновременно Серов писал интимно-задушевные, камерные портреты, преимущественно детей и женщин, в которых стремился раскрыть их душевную непосредственность и чистоту (Дети, 1899, ГРМ Мика Морозов, 1901, ГТГ). В ореоле струящегося света мягко вырисовывается «девочка в розовом» с приколотой к черному банту красной гвоздикой. Русский художник Валентин Александрович Серов родился 19 января 1865 года в Петербурге.
Солдаты выкололи штыками глаза на портрете императора. Яхочу, хочу отрадного ибуду писать только отрадное». В годы Революции 1905-07 Серов создал ряд сатирических рисунков, разоблачающих царское правительство и карателей будучи действительным членом петербургской АХ (с 1903), в 1905 ушёл из неё в знак протеста против расстрела 9 января. Николаю II пришлось извиниться перед Александром Валентиновичем и инцидент был исчерпан.
конец XVII-XVIII век» И. И. Кутепова (СПб. Через 6 лет после рождения сына, прожив 51 год, умирает отец. За эту работу в 1888 году награждён премией Московского общества любителей художеств. Я только высмотрел, подметил. «Девочка с персиками» – лирическая поэма о светлой юности, созданная талантом и молодостью двадцатидвухлетнего художника, безмерно влюбленного в жизнь и лучшее её порождение – человека. В качестве фона был выбран главный харьковский зал собрания. Также Серова должен был принять участие в росписи Владимрского собора в Киеве, для чего представил эскиз росписи «Рождество Христово», однако, представленный позже срока, оставшись лишь в эскизе.
1888 год— в начале года окончил портрет М. Ф. Якунчиковой летом жил у Дервиза в Домотканово, где кроме ряда пейзажей была написана «Девушка, освещённая солнцем», которую приобрёл за 300 рублей П. И. Третьяков. Позднее останки перенесены на Новодевичье кладбище. Поэзия юности, выраженная поэзией света и цвета, – вот, в сущности, тема картины. Становится свидетелем расстрела демонстрации 9 января. Творчеством художников интересовалась практически вся интеллигенция.
Если про «Девочку с персиками» можно однозначно сказать, что эта картина является совершенным образцом живописи в стиле импрессионизма, то в «Девушке, освещенной солнцем», прослеживаются стилистические особенности, позволяющие отнести картину к жанру постимпрессионизма. Виды на урожай 1906 года» (1905г. ). Бенуа. Эта картина пришлась по сердцу многим критикам.
Это наполняет картину теплом домашнего уюта. Становится членом "Мира искусства". Домотканово», 1904 обе — Третьяковская галерея). В эти несчастные пропуски он писал пруд (Заросший пруд.
«Девочка с персиками» – лирическая поэма о светлой юности, созданная талантом и молодостью двадцатидвухлетнего художника, безмерно влюбленного в жизнь и лучшее её порождение – человека. Красивый изысканный колорит (золотисто-красноватые тона столика, серебристый блеск стекла, черная бархатная кофточка, белое полотенце, перекинутое через плечо), артистический рисунок фигуры, красивой головы в сложнейшем повороте и тонкой, как бы точеной руки – все способствует тому, что образ Гиршман в какой-то мере читается тоже как некая принадлежность туалетного набора изящных безделушек (это впечатление усиливается и контрастом хмурого, сосредоточенного лица самого художника, отраженного, как бы мимоходом. Свобода самовыражения, неразличимо сливаясь с правдой образа, достигла особой непринужденности в женских и детских портретахПортрет (французское portrait) — изображение или описание человека или группы людей в изобразительном искусстве один из жанров (и отдельное произведение), в котором воссоздается человеческая индивидуальность. Серов и вправду многое перенял у своего наставника. Рождение сына Георгия. 1895.
К концу лета наконец-то был окончен портрет отца, а также выполнено несколько заказов, в том числе для реформатской церкви на Большой Морской улице в Петербурге был написан портрет пастора Дальтона, а затем в Домотканово был завершён портрет хозяйки имения Н. Я. Дервиз. в зеркале у края холста). Например, Врубель, находящийся в 80-е годы в Киеве, был известен лишь узкому кругу лиц. После написания портрета Марии Федоровны Морозовой (1897г. ), матери архимиллионеров Морозовых и картины-портрета С. М. Боткиной (1899г. ), показанного на Всемирной парижской выставке, началась новая линия в творчестве художника. Самой значительной своей работой Серов считал картину «Девушка, освещенная солнцем». В 1884 году в Абрамцеве создал одно из первых своих значительных произведений— портрет Л. А. Мамонтовой (Новгородский государственный объединённый музей-заповедник). Переезд с матерью в Париж.
Мая. 1876. Громадное влияние на Серова как на будущего художника оказывал Николай Николаевич Ге. 1894 год— был избран членом Товарищества передвижных художественных выставок. В 1871 году отец мальчика скоропостижно скончался.
Галерея «высочайших особ» пополнилась портретом великого князя Георгия Михайловича, однако в конце года, после вмешательства в работу Серова (когда он писал очередной портрет Николая II) императрицы Александры Фёдоровны, он прекратил работать для царского двора. В мае вместе с матерью уехал за границу, где встретился со своим первым учителем рисования Кёппингом в Мюнхене, в Пинакотеке Серов скопировал «Портрет молодого испанца» Веласкеса (эта копия находится в ГТГ) посетил Всемирную выставку в Антверпене7. Лишь изредка он мог выкинуть пару едких замечаний.
И. Шаляпин», уголь, мел, 1905 «Г. Валентин копировал карандашом портреты Репина, выполненные масляными красками, чтобы научиться передавать светотеневые эффекты, писал натюрморты. В1892 году харьковское дворянство заказало художнику картину «Император Александр IIIс семьей»— вчесть спасения царской семьи при крушении поезда настанции Борки. Художник давал уроки русскому мальчику каждый день. Их ранний рубеж в изобразительном искусстве 1910-х годов обозначен фовизмом и измом.
Именно Третьякову принадлежит эпохальная фраза: «Большая дорога лежит перед этим художником» именно Третьяков дал начинающему Серову путевку в жизнь, став одним из первых ценителей и собирателей его произведений. Участие в Первой коллективной выставке произведений русских художников, организованной в Вене. Репина, который в то время находился в Париже в качестве пенсионера Академии художеств. В этих картинах произошло смешение жанров: портрет соединился с пейзажем, с интерьером. Таманьо» (1891), «Н. Мамонтовыми.
Поездка с Л. С. ВойтиПосетитьЧитатьСмотретьАфишаАтласСпецпроектыКиноМузеиМузыкаТеатрыАрхитектураЛитератураТрадицииЛекцииОбразы РоссииВойтиМузеиПерсоныХудожникПерсонаВалентин СеровГоды жизни: 19 января 1865 — 05 декабря 1911Страна рождения: РоссияСфера деятельности: ХудожникВалентин Серов писал портреты ипейзажи, рисовал иллюстрации ивыпускал журнал «Мир искусства», преподавал живопись исостоял всовете Третьяковской галереи. Поездка в Берлин и Париж. 1910. После написания портрета Марии Федоровны Морозовой (1897, ГРМ), матери архимиллионеров Морозовых и картины-портрета С. М. Боткиной (1899, ГРМ), показанного на Всемирной парижской выставке, началась новая линия в творчестве художника. Бакстом в Грецию и на Крит.
Репин вспоминал: «Первую свою картину он начал в Москве, живя у меня в 1878—1879 году. Живет с матерью в Мюнхене. В середине 90-х годов Серова осаждают высокопоставленные заказчики. Среди них были и приближенные императора. В альбоме художника появились рисунки: атаки казаков на безоружный народ, а затем и картина «Солдатушки, бравы ребятушки, где же ваша слава. » (1905г. ), «Баррикады, похороны Н. Э. Баумана» (1905, Гос.
Он сумел с раннего детства привить эту любовь и сыну. Именно тогда начал много рисовать маленький Тоша Серов – художник от Бога. В 1900-е гг.
На уроки по наукам ему надо было ходить почти от Девичьего поля (Зубово) к Каменному мосту на Замоскворечье. Поездка с женой в Италию. 1905. Сначала занятия с Серовым Репин проводил в Париже, потом в Москве и Абрамцеве. Обучение в гимназии К. И. Работа над полотном шла три месяца. Акимовой (1908).
1900 год— в январе—марте работал над заказными портретами царской семьи. Избран действительным членом венского Сецессиона. Лескова (1894), композитора Н. А. Коровина. 1892. Возвращение в Москву.
Баба с лошадью», 1898 «Стригуны на водопое. Художник давно мечтал написать портрет всаду, где играют солнце итень листвы. Они задались вопросом, кто же такой Валентин Серов.
В феврале родилась дочь Ольга. Особым заказом императорского двора стал заказ акварели «Миропомазание Государя Императора» для альбома по случаю коронации Николая II, в связи с этим он получил право присутствовать на коронации 26 мая, «на правом клиросе или же в самом алтаре» Успенского собора Кремля, а завершить работу он должен был до 1 мая 1897 года. В это же время от Н. И. Кутепова Серову поступило предложение иллюстрировать книгу «», два тома которой уже были изданы. и Ю. С. Вскоре Серов покидает академию. Когда рисунки мальчика увидел скульптор М. М. Остроуховым, М. С.
Нодевушку это несмущало, потом она вспоминала, что увлеклась «важностью своего значения». Портрет И. И. Эта поездка, свершённая им на средства от созданного им плафона «Феб лучезарный» дома в тульском имении помещиков Селезнёвых во многом поправило здоровье художника, незадолго до этого в феврале заболевшего от воспаления предстательной железы. Домотканово, 1888, ГТГ). Летом начал обустраивать приобретённую дачу в Ино16. Дервиза Домотканово. Вернувшись из путешествия, Серов начал делать наброски в античном стиле.
Основные материалы для изготовления книги: папирус, со 2 в. до н. э. — пергамент и с 13 века (в Европе) — бумага. Поездка в Крым и Сочи с В. Д. Поездка в Париж. 1907. Его натурщицей стала двоюродная сестра художника Мария Симонович.
10 марта в знак протеста выходит из состава действительных членов Академии. 1899 год— в начале года работы Серова, два портрета и несколько пейзажей, показывались на первой выставке объединения «Мир искусства». Встречается с Л. Н. Женитьба на О. Ф. Александр Николаевич Серов ушел из жизни, когда Валентину было всего 6 лет. Домотканово» (1886 г. ), «Заросший пруд.
Портреты Ермоловой, Горького. 1906. В 1889 году художник написал портрет, на котором изображена Прасковья Мамонтова, двоюродная сестра знаменитой «Девочки с персиками». На выставке было представлено более 2000 портретов от разных художников.
Валентину Серову было 22 года, когда к нему пришла первая волна популярности. Серов Валентин Александрович (1865-1911), русский художник.
В середине 90-х годов Серова осаждают высокопоставленные заказчики. 1902 г. ) – «Петр II и Елизавета на псовой охоте» и «Петр I на псовой охоте» рассматриваются как полотно, а не иллюстрация. Участие в 5-й периодической выставке МОЛХ. 1887. Его отец, Александр Николаевич Серов, был композитором и музыкальным критиком. Знакомство с К. А. Выставленный на конкурс МОЛХ «Портрет В. М» («Девочка с персиками») в декабре был удостоен единственной премии в номинации портрет в сумме 200 рублей, а «Заросший пруд», выставленный на том же конкурсе под названием «Сумерки», хотя и не смог конкурировать с пейзажами Левитана (2-ю премию получил левитановский пейзаж «Вечереет»), однако был приобретён с выставки В. В. и М. Ф. Якунчиковыми. Там же Серов написал несколько портретов из которых «Девушка освещённая солнцем» – портрет М. Я. Симонович по-праву считается одно из лучших работ раннего периода творчества художника, наряду с «Девочкой с персиками».
Во время позднего периода, который начался в 1900 году, Серов был членом влиятельного общества и журнала русского искусства «Мир искусства», который вырос, в частности из неудовлетворенности движением передвижников. "Девушка, освещенная солнцем" "Заросший пруд". Официальное оформление выхода из Академии художеств. Поездка в Париж. Впоследствии, эти черты характера постепенно усугублялись.
Похоронен на Донском кладбище в Москве. Так началась целая серия портретов императорской семьи. Домотканово» (1888) и «Октябрь. Петр на журавлиных ногах, грозный и стремительный, движется навстречу сильному ветру.
В сентябре получил заказ на исполнение портрета императора, «поколенного размера, в парадной форме 80-го Кабардинского генерал-фельдмаршала князя Барятинского полка» за заявленную художником цену в 4 тысячи рублей. В знак протеста он вышел из состава действительных членов Академии художеств. (1905, ГРМ), Баррикады, похороны Н. Э. Баумана (1905, Гос.
1865, 7 (19) января родился в Петербурге. Мамонтова Веруша.
Я таким всегда дураком стою в церкви (в русской в особенности, не переношу дьячков ит. д. ), совестно становится. Революция 1905 года оставила заметный след в творческом наследии и жизни художника. Создание Серовым «Девочки с персиками» во многом перевернуло представление о детском портрете. 22 ноября (5 декабря) Серов скоропостижно скончался. В это же время он выполнил для усадьбы Юсуповых Архангельское копию «портрета покойного царя» Александра III. Сразу же вспоминается его учитель, профессор Чистяков.
Толстым во время работы над портретом С. А. Толстой. 1893. Единственной монументальной работой в творчестве художника стал занавес к балета «Шехерезада» 1910 года, впервые представленный широкой публике юбилейной выставке в честь художника в Третьяковской галерее в 2015 году. Мальчик появился на свет 7 (19) января 1865 года в Петербурге. Вопрос нерешаемый.
Однако через год коммуна перестала существовать и ребенка отправили к матери в Мюнхен. Днем люди трудились в поле, а по вечерам обучали крестьян грамоте. В 1890-1900 годах Серов написал много пейзажей страны, в которых художественное направление взял романтический поворот. В светском портрете нарастают черты иронического сарказма («Княгиня О. К. Орлова», 1911, там же). Чистяков был невероятно жестоким и даже злобным человеком.
Поэзия юности, выраженная поэзией света и цвета, – вот, в сущности, тема картины. Ни у одного другого творца не получалось столь мощно и ярко передать игру света и теней. Осенние и зимние тропинки и дороги изображенные на них, выглядят унылыми и необитаемыми.
В1896 году Серов получил право присутствовать накоронации Николая II вУспенском соборе— оннаписал акварель «Миропомазание Государя Императора». Будучи полноправным членом Санкт-Петербургской Академии художеств с 1903 года, в 1905 году Серов ушёл в отставку в знак протеста против казни бастующих рабочих и их семей 9 января, в «Кровавое воскресенье». Знакомство с А. Н. После окончания и представления картины «Александр III с семьёй», два месяца до конца сентября вместе с К. А. Коровиным он ездил по Русскому Северу, написав множество этюдов. Природа в этюдах Валентина Александровича противопоставляется человеку и предстает в «неласковом» и суровом виде.
Автопортрет, созданный в эти годы, поражает зрителя глубиной самоанализа молодого художника. Тогда же Серов писал интерьеры особняка в Белкине, один из которых лёг в основу картины «Зал старого дома». Портреты Ф. Таманьо, К. А. Дальнейшее влияние на Серова оказали картины старых мастеров, которые он рассматривал в музеях России и Западной Европы, дружба с Михаилом Врубелем и (позже) Константином Коровиным, а также творческая атмосфера Абрамцево, с которым он был тесно связан. С начала года по заказу С. И. Мамонтова писал портрет А. Мазини и вместе с К. Коровиным работал в московской мастерской на Долгоруковской улице— они получили заказ: написать для церкви Космы и Дамиана в Костроме, в приходе фабрики П. М. Третьякова и В. Д. Коншина, картину «Христос на Гефсиманском озере (Хождение по водам)» к ним присоединился и М. Врубель всю весну работал в Костроме (на картине Серов писал только фигуры) и Ярославле летом жил с женой и дочерью в Домотканово, переехав осенью в Москву— в Малый Гнездниковский переулок (дом Крумбюгеля на углу со Шведским тупиком). Художник поднял интерес широкой публики к античной культуре, актуальность которой в обществе на тот момент была утрачена и сумел отобразить мифологические сюжеты в своеобразном стиле, который был высоко оценен многочисленными критиками.
Картина Девочка с персиками стала широко известной, причем не только в творческих кругах. Поездка в Мюнхен и Голландию. Валентин стал принимать самое активное участие в жизни данного общества, организуя различные выставки и добывая деньги на выпуск печатного издания объединения «Мир искусства». 1896 год— В начале года был получен выгодный заказ на выполнение акварели «Миропомазание Государя Императора» для художественного альбома коронования Николая II в связи с этим он получил право присутствовать на коронации 26 мая, «на правом клиросе или же в самом алтаре» Успенского собора, а завершить работу он должен был до 1 мая 1897 года. Использовал он также карандаш, кисть и уголь, владел которыми он поистине великолепно. Что у Серова получалось такого, что никак не могло получиться у других.
Его картины «Девочка с персиками» и «Девушка, освещенная солнцем» стали свежим и исключительно сильным словом в изобразительном искусстве. Последний период (1897-1911) в творчестве Серова охарактеризовано существенным изменением его манеры, предпосылки к чему наметились ещё в Академии, когда 1885 году Серов как художник решительно начал поиски своего стиля. Известными стали такие картины, как «Петр Великий в Монплезире», «Выезд Петра II и Елизаветы Петровны на охоту». Особую главу Валентина Александровича составляют произведения «деревенского Серова» — этюды и картины с сельским пейзажемПейзаж (французское paysage, от pays местность) — вид изображение какой-либо местности в живописи и графике жанр (и отдельное произведение), а также в поэзии (пейзажная лирика) и прозе, при котором основной предмет изображения — природа. Его картины «Девочка с персиками» и «Девушка, освещенная солнцем» стали свежим и исключительно сильным словом в изобразительном искусстве. Своему другуМамонтовуСеров сообщает в 1890 году: Написал я в Костроме два портрета. Будучи сыном крупного композитора А. Н. Серова, оставившего большой след в истории русского музыкального искусства, оставившего богатое музыкальное наследие, в том числе и оперы «Юдифь» (1861-1863), «Рогнеда» (1863-1865) и «Вражья Сила» (1867-1871), художник не мог не прикоснуться к этой теме и как сын и как сценограф.
Петр на «журавлиных» ногах, грозный и стремительный, движется навстречу сильному ветру. В «Девочке с персиками» изображена дочь С. И. Мамонтова Веруша. Совсем портретчиком становлюсь. По заказу тульских помещиков Селезнёвых сделал роспись плафона «Феб лучезарный»8 и, получив деньги за заказ (тысячу рублей), в мае с друзьями (Илья Остроухов, Михаил и Юрий Мамонтовы) отправился в Италию с августа по октябрь— в Абрамцеве, где написал знаменитый портрет В. С. Мамонтовой «Девочка с персиками» в конце года— в Ярославле, где писал портреты Чоколовых и начал, по просьбе А. И. Мамонтова, делать иллюстрации к детской Библии (проект не состоялся). Именно в этот кружок, по настоянию Серова, были приглашены Коровин и Врубель. После усмирения» — Третьяковская галерея, темпера «Солдатушки, бравы ребятушки. » — Русский музей).
музей Революции СССР), острые политические карикатуры, которые разоблачали Николая II как палача революции: 1905 год. Солнечный свет, льющийся из окна, заливает комнату. С подачи Репина, Серов впервые участвовал в выставке ТПХВ (очередной, XVIII-й)— с портретом отца и получил лестный отзыв критика В. В. Стасова. Домотканово, 1895, ГТГ Баба в телеге, 1899, ГРМ).
В самом конце года в Санкт-Петербург приехала невеста Серова, Ольга Фёдоровна Трубникова. Преподавал в МУЖВЗ (1897-1909) среди учеников – П. В. Кузнецов, Н. Н. Сапунов, М. С. Сарьян, К. С. Петров-Водкин, Н. П. Ульянов, К. Ф. Юон. Также в этот период художник написал несколько портретов деятелей искусства: портрет итальянских певцов Анджело Мазини (1890), Франческо Таманьо (1893), художников К. А. Возникновение книгопечатания (в Китае — в 11 в., в Европе — в сер.
Отец – композитор и музыкальный критик Александр Николаевич Серов (1820-1871), автор опер Юдифь, Рогнеда, Вражья сила. В античном мире и в средние века книги размножали путем переписывания. Прожив в Париже немногим менее года, Серовы летом 1875 года возвращаются в Москву. Портрет самого С. И. Мамонтова (1887 г. ), П. А. Мамонтовой (1887 г. ), М. Ф. Якунчивой (1888 г. ), Л. А. Мамонтовой (1884 г. – первое значительное произведение художника) и знаменитая «Девочку с персиками» – портрет В. С. Мамонтовой (1887 г. ) выразили приверженность Серова не только импрессионизму, созвучного творчеству Ренуара, но и рождение собственного художественного видения, зрелого и уверенного собственного почерка.
Спустя месяц Серов продолжил писать галерею портретов Юсуповых. Выходит из ТПХВ. Таким образом, осенью 1874 года Серовы переезжают в Париж. Стиль этого полотна значительно отличается от предыдущих работ мастера и живопись здесь совсем непохожа на представленную в «Девочке с персиками». Выход Серова явился единственным подобным актом за всю историю существования Академии. Валентин Серов был членом Товарищества передвижных художественных выставок.
В эти году (в мае 1887 года) Серов впервые посетил Италию, воочию увидев творения итальянских мастеров. Орловой. Переезд с матерью в Киев. 1878. В 1900 году он написал портрет Николая II (сохранился авторский вариант того же года — Третьяковская галерея) самодержец, одетый в тужурку Преображенского полка, представлен тут скромно, почти по-домашнему, без пышных аксессуаров), который обычно считается лучшим изображением последнего русского императораИмператор (латинское imperator — повелитель) — монархический титул.
В 1880году поступил в Императорскую Академию Художеств. Героическая эпоха Петра, суровая и небывалая, завладевает воображением художника. Ее волосы растрепаны, смуглое лицо раскраснелось. Вряд ли император согласился бы позировать в течение нескольких недель. В 1900 году Валентин Серов вошел в объединение под названием Мир искусства. При их написании художник искал новые, собственные приемы передачи света и тени, стремился к максимальному сохранению свежести красок «при полной законченности, как у старых мастеров».
Любил он и её подвижность лица и её грацию» А. Н. Бенуа отметил, что «в последнем из своих больших портретов, в портрете княгини Юсуповой, Серов встал вровень с величайшими мастерами женской красоты». Родился сын Георгий. Это полотно вместе с картиной «Девушка, освещенная солнцем» были показаны на восьмой выставке Товарищества передвижников в 1888 году. Спустя годы Константин Коровин писал обэтом портрете: «Серов первым изхудожников уловил изапечатлел наполотне мягкость интеллигентность ивместе стем слабость императора». Со времени Августа и его преемников титул императора приобрёл в Римской империи монархический характер. Мать будущего художника также была известной личностью.
Поленовым подает заявление в Совет Академии художеств, в котором обвиняет президента Академии (и одновременно главнокомандующего петербургским военным округом) в организации расстрела. Весной 1901 года в Училище живописи был создан объединённый портретно-жанровый класс, который возглавил В. Серов вторым преподавателем был принят К. Коровин одновременно он преподавал в школе-мастерской Е. Н. Званцевой, в которой позировали обнаженные модели. Он подсмотрел в жизни естественно-непринужденную позу присевшей на мгновение за стол с персиками девочки, о чем-то вдруг неожиданно задумавшейся. Изобразительное и декоративное искусство «модерна» отличают поэтика символизма, декоративный ритм гибких текучих линий, стилизованный растительный узор. : культ сильной линии, броского, монументального жеста и позы («М.
фон Меккк рисунка Володе фон Мекку. «Девочка сперсиками», полотна счленами императорской семьи, афиша сАнной Павловой ипортрет обнаженной Иды Рубинштейн— вспоминаем творчество известного русского художника. Домотканово», 1888 г. ).
1903 год— 15 февраля Серов присутствовал на собрании участников выставок «Мира искусства», на котором было решено прекратить деятельность этого художественного объединения 21 апреля был избран «профессором-руководителем» мастерской Высшего художественного училища при Петербургской Академии художеств, но отказался от должности 30 октября был избран в число действительных членов Академии художеств. Неприемля ни репинскую, ни чистяковскую манеру, отчасти и под влиянием Врубеля, Серов занимался поисками, увенчавшимися в портрете В. А. Титова исполненным художником в 1886 году в Абрамцево. Также вёл художественно-декоративную часть постановки оперы своего отца, «Юдифь», в частной опере Мамонтова12.
Затем Серовы обосновались в Москве. 1891. Более того, стиль Ге можно проследить, взглянув на лучшие картины Валентина Серова. Летом вместе с матерью посетил Вагнеровский фестиваль в Байрейте. Знакомство с семьей Мамонтовых. Не менее значимы портреты великих князей Михаила Николаевича в тужурке (1900 г. ) и Георгия Михайловича (1901 г. ). и «Пётр I» 1907 года, являющие собой портрет эпохи великих преобразований XVIII века. В 1890-х – начале 1900-х гг.
Избран членом попечительского Совета Третьяковской галереи. 1900. Начало работы над портретами семейства Юсуповых. 1901. В картинах на мифологические сюжеты (Одиссей и Навзикая, темпера, 1909-10, ГТГ и ГРМ Похищение Европы, темпера, 1910, ГТГ) Серов, своеобразно стилизуя искусство греческой архаики, дал собственную, свободную от классицистической нормативности интерпретацию античности.
Были две абсолютно разные фигуры того же мальчика. После банкротства С. И. Мамонтова журналу «Мир искусства» шесть месяцев оказывали помощь И. С. Остроухов и С. С. Боткин, а затем, ставшему «придворным портретистом», Серову удалось выхлопотать у императора субсидию на три года. Одна из лучших композиций – темпера Петр I (1907, ГТГ). В начале 1889 года Валентин Александрович Серов женится на О. Ф. Биография художника содержит и еще один весьма интересный промежуток времени.
был ознаменован обращению Серова к жанру театральной сценографии. Под впечатлением этих событий Серов написал картины «Солдатушки, бравы ребятушки» и «Разгон демонстрации казаками в 1905 году»14. Здесь нельзя не сказать и теме Петра, наиболее ярко выраженной в таких работах как «Пётр I в Монплезире» 1910-1911 гг. В Петербурге Серов стал очевидцем расстрела рабочих на 5-й линии Васильевского острова и это потрясло его «Он слышал выстрелы, видел убитых. Серов часто обращался к пейзажно-жанровым композициям на крестьянские темы.
Этим подчеркнута значительность личности Петра. 1905 год— В связи с ролью великого князя Владимира Александровича в событиях «Кровавого воскресенья» в январе 1905г. Этими чертами отличаются портреты князей Юсуповых (1901-1903г. ), которых Серов начинал писать в Петербурге в 1901 году и продолжил в их родовом имении Архангельском под Москвой, портрет приват-доцента Московского университета, миллионера М. А. Морозова (1902г. ). Мамонтов, по уверению современников, был жестоким и недалеким человеком.
Осенью Серов выслал А. В. Прахову эскиз росписи «Рождества Христова» для Владимирского собора в Киеве, однако срок предоставления работы уже истёк и контракт был подписан с М. В. Нестеровым. В работе «Одиссей и Навзикая» изображен фрагмент древнегреческого мифа о потерпевшем крушение Одиссее, очутившемся на берегу феакийского острова. Левитана. Лучшие произведения Серова принадлежат к вершинам русского реалистического искусства.
Его нелепая карнавальная свита (столь необычные формы принимают их развевающиеся на ветру одежды) с трудом продвигается за ним. Разрыв Серова с императорским домом пришёлся на события 9 января 1905 года, когда сам художник также вышел из Академии художеств, которую возглавлял великий князь Владимир Александрович, сыгравший большую роль в «кровавом воскресенье». Домотканово". 1896. После усмирения», «1905 год.
Абрамцево), с которым был тесно связан молодой Серов. Лучшим произведениям раннего периода (Девочка с персиками, 1887, Девушка, освещённая солнцем, 1888, – оба в ГТГ), в которых Серов утверждал идеал юности и красоты, счастливого и радостного бытия, присущи непосредственность восприятия натуры интерес к разработке световых и цветовых эффектов, к передаче световоздушной среды. С начала 90-х гг. Рождение сына Александра. 1894. На XXIII Передвижной выставке представил портреты Н. С. Лескова и 3. С. Лесков» (1894 все — там же) — люди искусства, чей творческий пыл как бы вступает в увлеченный, страстный диалог со свободным размахом серовской кисти.
Участие в Международной выставке берлинского Сецессиона. В портретах Серова – его современники, разные по характеру, внутреннему миру: темпераментный певец Ф. Таманьо (1891, ГТГ), обладающий, по образному выражению художника, золотой глоткой, жизнерадостный друг художника пейзажист К. А. Коровин (1893, ГТГ), одухотворенныйЛевитан (1893, ГТГ), подчеркнуто-нервныйЛесков (1894, ГТГ). В конце года на конкурсе МОЛХ представил портрет А. Мазини, который получил первую премию. 1889 год— 29 января в церкви Семёновского полка в Санкт-Петербурге состоялось венчание Валентина Серова с Ольгой Трубниковой (шафером Серов попросил быть Сергея Мамонтова, свидетелем был приглашён И. Е. Репин). После усмирения, 1905 год.
В семье Серовых часто бывали Репин, Антокольский. Биография мальчика неожиданно изменила направление, когда внезапно умер отец. Отец будущего художника часто приглашал в гости Тургенева, Антакольского (знаменитого скульптора), Николая Ге и прочих известных личностей. 18 февраля вместе с В. Д.
Особенно не по-детски он взялся за схватывание характера энергичными чертами, когда я указал ему их на гипсовой маске. В сентябре вместо занятий в Академии уехал в Одессу, чтобы встретиться с невестой и в имении Н. Д. Кузнецова весь октябрь писал этюд «Волы» и к концу года вернулся в Москву. Изысканная элегантность цвета и пластики замечательно передают в этих образах («Великий князь Павел Александрович», 1897, Третьяковская галерея «Граф Ф. Ф. Сумароков-Эльстон, впоследствии князь Юсупов», 1903, Русский музей) блеск и гордую замкнутость этого аристократического мира. Морозовой и С. М. С 1899 года В. А. Серов работал над иллюстрациями к книгамКнига — непериодическое издание в виде сброшюрованных листов печатного материала (объемом более 48 страниц) средство информации.
1897 год— в 1-й половине года были написаны портреты великого князя Павла Александровича и великой княжны Марии Павловны («Портрет девочки с собакой»), а также М. Ф. Морозовой— матери С. Т. Морозова. Петр I Портрет Г. Л. Избран действительным членом Академии художеств. 1904. Домотканово» (1895 г. ). В 1910 году увидели свет лучшие полотна в данном жанре, вышедшие из под пера мастера, а именно: «Одиссей и Навзикая» и «Похищение Европы». Среднерусская природа с рощами, полянами, оврагами, перелесками, с околицами русских деревень полюбилась художнику с детских лет, а домМамонтова, где над эскизами декораций трудилисьКоровиниВрубель, где была мастерская майолики, где с успехом шла частная опера, вдохновил художника на счастливые творческие успехи. На частной выставке в Мюнхене (Сецессион) впервые за границей демонстрировались работы В. А. Серова в результате в конце года Серову поступили предложения участвовать в заграничных выставках— в Мюнхене, Стокгольме, Копенгагене.
В начале XX века Серов создавал героические портреты в жанре светского портрета он сосредоточился на резком изображении значительных творчески мыслящих художников, писателей, актёров и музыкантов: портреты Максима Горького (1904), музей Горького, Москва Ермоловой Марии (1905), Фёдора Шаляпина (уголь, 1905) – оба в Третьяковской галерее и Елены Ивановны Рерих (1909). Я. Дервиз с ребенком», 1888-89 «Мика Морозов», 1901 оба — Третьяковская галерея). Подлинным Шедевром Серова-графика стала афиша Русских сезонов 1909 года с Анной Павловой в образе Сильфиды, о котором в своих мемуарах Л. Л. Новиков отмечал, что «Портрет Павловой работы Серова вызвал больше откликов в печати, чем сама Павлова». Онзанимался организацией выставок искал деньги наиздание журнала «Мир искусства». Рождение сына Михаила. 1897. Отказавшись от многокрасочной, сочной по цвету живописи второй половины 80-х гг., Серов теперь предпочитал одну доминирующую гамму черно-серых или коричневых тонов (хотя и передавал большое количество разных оттенков цвета), пользовался более свободным, широким мазком. Одна из лучших композиций – темпера «Петр I» (1907г. ).
Кроме этого, в начале года был закончен портрет И. И. Левитана, который вместе с «портретом г-жи О. Ф. Т» представил на XXI выставке ТПХВ. В знак протеста он вышел из состава действительных членов Академии художеств. Гармоничная жизнь семьи вдруг разладилась. Избран членом ТПХВ.
В сентябре супруги Серовы отправились в Париж, на Всемирную выставку. В сентябре принято окончательное решение оставить Академию и, забрав документы, он был вынужден решать возникший вопрос с отбыванием воинской повинности, в связи с чем переехал в Москву, — к Мамонтовым. В 1888году написал знаменитый портрет В. С. Мамонтовой («Девочка с персиками» Третьяковская галерея). Встреча с А. Матиссом, посетившим Москву осенью. Александр III, впервые столкнувшись с Валентином Серовым, встретил его с некоторой долей враждебности, недоверия и страха.
Участие в Международной выставке мюнхенского Сецессиона. Мамонтовой. Осенью мальчик был определен в Петербургскую гимназию-пансион. Н. Ермолова», 1905 «Ф. равно как и в жанре исторической графики, черты монументального графического видения проступают в портрете С. П. Дягилева (1904 г) исполненного маслом, портрете Иды Рубенштейн (1910 г. ) и в варианте «Похищение Европы» (1910 г. ).
Его работы узнавались, а непередаваемый стиль ценился. Антокольский, он посоветовал матери Серова дать сыну художественное образование. Первым произведением Серова, которое поставило его в ряд крупнейших мастеров русской живописи, стала картина «Девочка с персиками». Репина, Т. А. Позднее, в 1907 году, «Юдифь» всё-таки была возобновлена на сцене Мариинского театра, а Серов проявил себя не только как тонкий декоратор, но и как исследователь, методично и скурпулёзно стремящийся реконструировать эпоху древней Ассирии, культура которой была открыть на рубеже веков. Начало 1890-х гг. Именно в эти годы сформировался облик Серова-гражданина, остро осознающего социальную несправедливость.
Продолжение занятий с Репиным. 1880. "Октябрь. Начал выполнять гуашью композицию «Набор» («Новобранец»), которая позже была воспроизведена в красках на почтовых открытках. Валентин Александрович Серов родился 19 января 1865 года в Петербурге. Работа над композициями Похищение Европы и Одиссей и Навзикая портрет Иды Рубинштейн. 1911. Л. Гиршман», темпера, 1907 «В. В ореоле струящегося света мягко вырисовывается «девочка в розовом» с приколотой к черному банту красной гвоздикой.
Желание писать «только отрадное» (о чем сам художник свидетельствовал в письме своей невесте О. Ф. Трубниковой, в 1887 году) с годами все более противоречит нервной реакции на возрастающую политическую нестабильность — в особенности в годы революции и контрреволюции 1905-1907 годов, когда Серова мучительно гнетет «тупая мгла» «российского кошмара» (из письма О. Ф. Серовой, 1907). Острую иногда гиперболизированно-гротескную и социально окрашенную психологическую характеристику модели даёт Серов в портретах М. А. Морозова (1902), Г. Л. Гиршман (темпера, 1907), В. О. Гиршмана (1911 все – в ГТГ), И. Рубинштейн (1910) и О. К. Орловой (1911 оба – в ГРМ). Девочка изображена сидящей за столом в столовой дома Мамонтовых.
Позднее Серов писал, что «в Академии ценил лишь мнение одного П. П. Чистякова». При их написании художник искал новые, собственные приемы передачи света и тени, стремился к максимальному сохранению свежести красок «при полной законченности, как у старых мастеров». Коровина (1891), И. Е. В детстве учился в Париже и Москве у Ильи Репина и в Санкт-Петербургской Академии художеств (1880-1885) у Павла Чистякова. Фигура кажется громадной, образ приобретает черты величественности.
Кроме музыки, отец увлекался естественными науками, архитектурой и хорошо рисовал. В 1890-м году Серов впервые обратился к жанру религиозной живописи, совместно с М. В. Врубелем в создании картины «Христос на Гефсиманском озере (Хождение по водам) для церкви Косьмы и Дамиана в Костроме при фабрике П. М. Третьякова и В. Д. Коншина. С 1900-х гг. Получая широкую популярность, в 1894 году Серов присоединился к передвижникам и взял важные заказы, среди которых были портреты великого князя Павла Александровича 1897 года (Третьяковская галерея), Боткина С. М. 1899 года, Юсуповой Ф. Ф. 1903 года, а также княгини Ольги Орловой (все три портрета находятся в Русском музее в Санкт-Петербурге).
Особенно известен портрет банкира В. О. Гиршмана (1911г. ), который, по свидетельству дочери Серова, «все умолял убрать руку, которой он как бы доставал золотые из кармана». Одна из древнейших форм книги — свиток (4-3-е тысячилетине до н. э. ), со 2-4 вв. Серов делает образ Петра живым и убедительным, передавая и обостряя индивидуальные черты внешнего облика – его высокий рост, длинные ноги, маленькую энергичную голову (Серов детально изучил портреты Петра, особенно скульптурные и среди них – фигуру Петра, выполненную Растрелли Старшим, документально воссоздающую внешность Петра). Именно Третьякову принадлежит эпохальная фраза: «Большая дорога лежит перед этим художником» именно Третьяков дал начинающему Серову путевку в жизнь, став одним из первых ценителей и собирателей его произведений. заменялся кодексом. Первым способом множественного репродуцирования книги была ксилография. Над образом Александра III Серов работал пофотографии.
Трубниковой (1865-1927). От нее веет здоровьем, безмятежностью. В конце года по просьбе Дягилева занимался устройством выставки «Мир Искусства» в Москве. Уже тогда Валентин Александрович заметно выделился среди остальных творцов. Поездка в Вену и Италию с И. С. Одно окно меня приводит всегда в восторг, оно все почти сплошь заполнено готической киркой очень милой архитектуры, стрельчатые окна, контрфорсы, флораны, шпиль, одним словом, готика» в письме Е. Г. Мамонтовой Валентин Серов признавался, что рисунки с натурщиков доставляют ему большое удовольствие: «хотя я уже их третью зиму рисую, но все же с удовольствием именно теперь».
Знаменитое блюдо изображенное на картине «Девочка с персиками», является своеобразным памятным знаком, в котором отдается дань тем пристрастиям, которым отдавались члены абрамцевского кружка. В Абрамцеве он пишет знаменитый портрет двенадцатилетней Веры Мамонтовой Девочка с персиками (1887, ГТГ), в котором художнику, как он пишет, хотелось сохранить свежесть живописи при полной законченности, как у старых мастеров. В этом году появился целый ряд портретов деятелей искусства.
Детство в столь творческом семейном окружении не могло отрицательно сказаться на Серове. В Домотканове был создан портрет двоюродной сестры «Девушка, освещенная солнцем» (1888г. ). В конце года последовали заказы портретов от царствующей династии Романовых. В эти же годы даровитый мастер увлекся историческими сюжетами. Летом поселился в Домотканове, где выполнил ряд пейзажей и портретов, в том числе портрет жены: «Летом». В Никольском имении мальчик узнал красоту и магию русской природы. В связи с выполнением заказного портрета Александра III выезжал в Данию. Съездив вместе в Париж на Всемирную художественную выставку, они поселяются в Москве. Однако в юном Валентине Чистяков увидел настоящего гения.
В Мюнхене Серов изучает коллекцию Старой Пинакотеки, копирует Веласкеса. 1886. На открывшейся в самом конце года, IX выставке МОЛХ были выставлены две его работы: Портрет юноши (1885)— копия с картины Веласкеса в Старой пинакотеке и портрет М. Ф. Якунчиковой (1888). Позже, через год, Серов воссоединился с матерю в Мюнхене где начал учиться у гравёра Карла Кёппинга, но в 1874 году Серовы переехали в Париж, где с октября был отдан в обучение И. Е. Репину, отмечавшего усердие, с которым уже в то время занимался рисованием будущий художник.