Не довольствуясь занятиями в стенах академии, Иван Шишкин в это время усердно рисовал и писал этюды с натуры в окрестностях Санкт-Петербурга и на острове Валаам, через что приобретал все большее знакомство с ее формами и умение точно передавать ее карандашом и кистью. В 1886 году сам художник выпустил в свет альбом своих избранных гравюр в числе 25. Тем более, что у неё не два малыша, как это бывает обычно, а аж три.
Мрачное настроение. Иван Иванович Шишкин родился в январе 1832 года в провинциальном городке Елабуге. Учился Ваня прилежно, но в 1848 из гимназии ушел раньше срока (из четвертого класса) и вернулся в Елабугу. Уже в первый год пребывания в академии ему была присуждена малая серебряная медаль за «Вид в окрестностях Петербурга». Но счастье вновь отвернулось от художника.
Что-то радостное и вместе с тем задумчивое есть в широко распахнувшейся степи (именно такое ощущение вызывает свободная, незамкнутая композиция картины), в чередовании освещенных и затемнённых пространств, в засохших стеблях, словно стелющихся под ноги путнику, в величественном дубе, возвышающемся среди равнин. Её сюжет, возможно, был подсказан Шишкину К. А. Савицким. Монументальная картина (самая крупная по размеру в творчестве Шишкина) – последний торжественный образ леса в созданной им эпопее, символизирующей богатырскую силу русской природы. В академии его картины одна за другой награждались медалями. И. Н. Крамской, высоко ценивший искусство Шишкина, помогавший ему, вплоть до того, что предоставлял свою мастерскую для работы над конкурсной картиной "Мачтовый лес в Вятской губернии" (1872, эта картина под названием "Сосновый бор" находится в ГТГ), писал о достоинствах Шишкина: "Шишкин нас просто изумляет своими познаниями. Душевный мир.
90-е годы Шишкин встретил полный сил. Сокурсники и даже учителя отмечали, что «Шишкин рисует такие виды, какие еще никто до него не рисовал: просто поле, лес, река, — а у него они выходят так красиво, как и швейцарские виды». Самыми главными произведениями его жизни были и остаются такие полотна как «Утро в сосновом лесу», «Дождь в дубовом лесу», «Полдень», «В окрестностях Москвы», «Корабельная роща». Ничуть не бывало. Отсюда он сделал экскурсию в Женеву с целью ознакомиться с работами Диде и Калама, а потом переехал в Дюссельдорф и написал там по заказу Н. Быкова «Вид в окрестностях этого города» — картину, которая, будучи прислана в Санкт-Петербург, доставила художнику звание академика. Совсем другая по настроению картина «Дождь в дубовом лесу».
Русский музей владеет картинами: «Корабельная роща», «Полянка с соснами», «Лесная глушь» и «Поляна», пятью этюдами и двумя рисунками. По возвращении в Россию Шишкин оказывается на пороге нового этапа.
Однако трактованы они с большей живописной свободой. художественный музей) и «Сосны, освещенные солнцем» (1886, ГТГ) привлекает не столько линейная композиция, сколько гармония светотени и цвета. Поэтическим чувством проникнуто полотно "Среди долины ровныя" (1883, Гос. В 1873 году академия возвела его в звание профессора за приобретённую ею картину «Лесная глушь».
Однако вторая половина этого десятилетия стала тяжелым временем в жизни Шишкина. За границей, помимо живописи, он много занимался рисунками пером произведения его в этом роде приводили в удивление иностранцев и некоторые были помещены в Дюссельдорфском музее рядом с рисунками первоклассных европейских мастеров. Друзья ничего не могли поделать и надеялись только на «крепкую натуру» Ивана Ивановича.
Однако трактованы они с большей живописной свободой. Крамским. Художник мастерски владел искусством рисунка и гравюры. Начав картину «Краснолесье» изображавшую «целое море соснового леса – лесное царство», художник выронил уголь и рисунок и упал замертво. Талант Шишкина в который раз отметила и Академия, возведя его в звание профессора за картину «Лесная глушь».
Воробьева. В окрестностях Москвы» (1869, там же), это единство предстает уже очевидной реальностью, прежде всего за счет тонкой композиционной и свето-воздушно-колористической координации зон неба и земли, почвы (последнюю Шишкин чувствовал особенно проникновенно, в этом отношении не имея себе равных в русском пейзажном искусстве). В 1870 году Шишкин становится одним из членов-учредителей Товарищества передвижных художественных выставок и остается верным ему в течение всей своей жизни. Живя неподалеку от родных мест живописца, мы, конечно, считаем (или надеемся. ), что на своих полотнах он отразил именно их. Стремление к «верности, сходству, портретности изображаемой природы» проявляется уже в ранней работе «Вид в окрестностях Петербурга» (1856, ГРМ).
Их дом всегда был полон гостей. Прозрачный ручей на переднем плане, в котором можно сосчитать все камушки. Шишкина» (СПб., 1885) и Д. Ровинский «Подробный словарь русских граверов XVI — XIX веков» (том II, СПб., 1885).
Пейзаж полон жизни и здоровой энергии, но почему на заднем плане – засохшая сосна. Однако истинной ценностью произведения является прекрасно выраженное состояние природы. Он решил учиться на художника.
Шишкин вообще любил высшие точки состояний природы, равно как и наиболее мощные и стойкие породы деревьев (рис. 1). – Величайшее несчастье. Видимо, он считал, что важно правильно изобразить брёвна их которых сделаны плоты. В 1858 году этюд «Сосна на Валааме» удостаивается серебряной медали, а произведение «Вид на острове Валааме. Все это развивало поэтическое воображение мальчика. У него были какие-то свои трения с Савицким.
За полотно «Лесная глушь» Академия присвоила Шишкину в 1873 году звание профессора. Домашние рано подметили страсть младшего Ванечки к краскам и одно время звали его «мазилкой». В апреле 1874 года умерла первая жена Шишкина, Евгения Александровна (сестра Федора Александровича Васильева) и вслед за ней маленький сын.
В них нет политики и социальной направленности. И когда он перед натурой, то точно в своей стихии, тут он и смел и ловок, не задумывается, как, что и почему. Вернувшись на родину, Шишкин продолжал совершенствовать пейзажную технику. Ведь Иван Иванович писал её для Савицкого и подбирал пейзаж для фона, соответствующий замыслу друга, ведь сам он не любил такие глухие места. художественная галерея) и другим. Иван Иванович Шишкин родился 25 января (13 января по старому стилю) 1832 года, в Елабуге, ныне Татарстан, в купеческой семье. В Академии художеств одним из преподавателей у Шишкина был С. М.
Вдали от них он никогда не был спокоен и почти не мог работать. Он умер скоропостижно в Петербурге 8 (20)марта1898, сидя за мольбертом, работая над новой картиной. Стремление к "верности, сходству, портретности изображаемой природы" проявляется уже в ранней работе "Вид в окрестностях Петербурга" (1856, ГРМ). Иван Иванович Шишкин родился в январе 1832 года в провинциальном городке Елабуге. «Громче всех, — вспоминает Репин, — раздавался голос богатыря И. И. Шишкина как зеленый могучий лес он заражал всех здоровьем, весельем, хорошим аппетитом и правдивой русской речью.
В. В. Стасов В сокровищнице русского искусства Ивану Ивановичу Шишкину принадлежит одно из самых почетных мест. Весной 1862 года вместе с В. И. Но картина не является иллюстрацией стихов. Предельно яркого выражения тема эпического пейзажа достигла в знаменитой картине «Рожь».
Среди его произведений этого периода следует отметить картины «Ручей в лесу (На косогоре)» (1880), «Заповедник. Каждое дерево обладает своим «характером». С 1870 года, примкнув к образовавшемуся в Санкт-Петербург кружку аквафортистов, принялся снова за гравирование «царской водкой», которое уже не покидал до конца своей жизни, посвящая ему почти столько же времени, сколько и живописи. На первой передвижной выставке он выступает с картинами «Вечер», «Сосновый лес» и «Березовый лес», а в 1872 году по этюдам с натуры пишет в мастерской Крамского «Сосновый бор. Сосновый бор» (1881), «Сосновый лес» (1885), «В сосновом лесу» (1887) и другие по характеру близки работам предшествующего десятилетия. Шишкин бросил работать, запил. Его репутация была безупречной.
В Московский публичный музей поступили, по завещанию К. Солдатенкова, картина «Вид в окрестностях Москвы» и один рисунок. Большое значение в воспитании мальчика имел образ отца, человека разносторонне развитого.
Уже в первый год его пребывания в академии были присуждены ему две малые серебряные медали за классный рисунок и за вид в окрестностях Санкт-Петербурга. Став маститым художником, бывал в Белоруссии – рисовал в Беловежской пуще. «Молодые художники постоянно бывали в доме Шишкина. Брался ли он за изображение соснового или елового леса, отдельные сосны и ели, точно так же, как и их совокупность, получали у него свою истинную физиономию, без всяких прикрас или приуменьшений, – тот вид и с теми частностями, которые вполне объясняются почвой или климатом, где художник заставлял их расти. Здесь художник сдружился с Савицким, Крамским, а позднее — с Архипом Ивановичем Куинджи.
Он начал обретать собственный стиль и отношение к природе. Картины и рисунки И. И. Шишкина» (СПб., 1892) А. Пальчиков «Перечень печатных листов И. И. Окончив курс этого заведения, с 1857 продолжал своё образование в Петербуржской Академии Художеств (1856—1865), где числился учеником профессора С. М. Воробьёва. В 1873г присуждается звание профессора за картину Лесная глушь. Это же свойственно пейзажам "Дубы" (1887, ГРМ), "Золотая осень" (1888, Пермская гос.
И солнечный свет как бы робко заглядывает в этот дремучий лес. Третьяков решил судьбу картины по-своему. Он всегда сам находил себе учеников, выделяя тех, кому было тесно в академических рамках. Подобно многим русским художникам, он от природы обладал огромным талантом самородка. Мери-Хови по финляндской железной дороге» (1890).
Из-за постоянных ссор многие близкие и друзья перестали общаться с ним.
Достаточно будет упомянуть о шишкинских произведениях, находящихся в публичных коллекциях. Обычно избегая зыбких, переходных состояний природы, художник Иван Шишкин фиксирует ее высший летний расцвет, достигая впечатляющего тонального единства именно за счет яркого, полуденного, летнего света, определяющего всю колористическую шкалу. Немало нарисовал он пером на этих вечерах превосходных рисунков.
О его рисунках постепенно узнала вся школа. Сныть-трава» (1884), «Лес (Шмецк близ Нарвы)» (1888), «У берегов Финского залива (Удриас близ Нарвы)» (1888 год), «На песчаном грунте. В течение всей жизни художник периодически посещает свою малую родину — Елабугу. он все же побывал в Германии, где познакомился с Дюссельдорфской художественной школой. Репин удивился: «Не знаю, а в чём дело. » Иван Иванович пояснил, что каждая порода дерева от влаги по-разному себя ведёт. В 1852 году Шишкин поступил в Московское училище живописи и ваяния, где обучался под руководством художника-портретиста Аполлона Мокрицкого. Одной из работ, запечатлевшей дикую красоту Валаама, стала картина «Сосна на Валааме».
Для Шишкина мрачная природа – нонсенс. Картина «Утро в сосновом лесу» (рис. 2) пользуется популярностью занимательным сюжетом. В 1886 году сам художник выпустил в свет альбом своих избранных гравюр в числе 25.
Отец выписывал сыну книги по искусству. С конца 1870-х годов Шишкин становится самым известным русским пейзажистом. Иван Иванович Шишкин родился в Вятской губернии (город Елабуга) 25 января 1832 года.
Есть другая версия, что толчком к появлению этого полотна послужил пейзаж «Туман в сосновом лесу» (1888), написанный, по всей вероятности, как и «Бурелом», под впечатлением от поездки в вологодские леса. Так в реальной жизни не бывает, повторяем мы.
В 1865 году Шишкин возвращается в Россию и за картину "Вид в окрестностях Дюссельдорфа" (1865, ГРМ) получает звание академика. Он экспериментировал с сочетаниями разных кистей и мазков, оттачивал построение форм, передачу самых нежных цветовых оттенков. Строки автобиографии, написанной в третьем лице, позволяют узнать о занятиях молодого Шишкина, получившего свободу от «гимназии с ее узкой формалистикой». Он охотно с ними занимался, брал их на этюды, совершал с ними дальние поездки» (с. 19, 2).
Шишкин – художник народный. Эту технику художник освоил еще за границей. — Ср. Живя в Петербурге, ездил на Валаам, в Сестрорецк.
Могучая натура Шишкина победила тяжелые душевные переживания и уже в 1875 году на 4-ю Передвижную выставку Шишкин смог дать ряд картин из которых одна ("Родник в сосновом лесу") снова вызвала восторженные похвалы Крамского. До 1865 года он будет жить в основном в Германии, Швейцарии и Франции. Это его царство и тут он не имеет соперников, он единственный. Да и сама жизнь требовала этого. Среди русских пейзажистов Шишкину, бесспорно, принадлежит место самого сильного художника. В 1882г.
Отец его, небогатый купец, был большим ревнителем старины. Шишкин постоянно пишет с натуры, тщательно изучая каждый листочек, каждую травинку. «Стоит ли идти по ней, пытаясь излечиться от горя работой. », – думал Иван Шишкин. Произведения Шишкина «Рубка леса» (1867, ГТГ), «При закате» (1869, ГРМ), «Полдень в окрестностях Москвы» (1869, ГТГ), где раскрываются особенности национального пейзажа, отвечали направлению, которое развивалось впоследствии Товариществом передвижных художественных выставок. Чувствуют приближение утра резвящиеся медвежата. За картину «Лесная глушь» (1872) Шишкин получает звание профессора пейзажной живописи. Русский музей владеет картинами: «Корабельная роща», «Полянка с соснами», «Лесная глушь» и «Поляна», пятью этюдами и двумя рисунками.
Ему претила чиновничья жизнь, да и к купеческим делам он был непригоден. Достаточно вспомнить колористические достоинства известных к тому времени произведений Репина и Сурикова. Выйдя замуж, она посвятила себя дому и шестерым детям.
В своей теще, которая поселилась у него, он находил даже поддержку этому. Характерна в этом смысле «Рожь». Вот таким образом талант Ивана Шишкина иногда гораздо ярче выказывается в одноцветных рисунках и офортках, чем в таких работах, в которых он пользовался многими красками.
Его друзьями были Константин Савицкий, Архип Куинжди и Иван Крамской. В 1857 Шишкин за картину «В окрестностях Петербурга» и за рисунки, выполненные в Дубках летом, получает две Малые серебряные медали. Он много путешествовал по России, выставлялся в Академии, принимал участие в работе Товарищества передвижных выставок, много рисуя пером (эту технику художник освоил будучи за границей). Закончив Московское училище живописи, ваяния и зодчества в 1856 году, будущий мастер учился в петербургской Академии художеств (1856-1860).
«И вот среди этого лесного царства вдруг возникает фигура старика-лесника, сразу незаметного – его одежда по цвету сродни лесу» (с. 32, 1). Впоследствии оттиски с досок, служившие для этого альбома, подправленные и несколько переделанные, были изданы Марксом (с прибавкой нескольких других офортов) в виде нового альбома. Случайность.
Уже в эти годы становится понятно, что любимым жанром Шишкина станет пейзаж.
В 1856 году Шишкин принят в Академию художеств. Отец не стал настаивать. В 1886 г. сам художник Иван Иванович выпустил в свет альбом своих избранных 25 гравюр. В лучших произведениях Шишкина все настойчивей и сильней начинают звучать эпические ноты. Всего богаче ими московская Третьяковская галерея.
Что впереди. Лес выглядит небольшим и просторным. Летом 1880 года Шишкин был уже ее женихом. В этот период Шишкин активно занимается живописью, а также гравировкой так называемой «царской водкой».
Мать художника, Дарья Романовна, была из мещанского рода. Очень расстраивался из-за этого Шишкин Иван Иванович. В двенадцать лет был определён в ученики 1-ой казанской гимназии, но, дойдя в ней до 5-го класса, оставил её и поступил в Московское училище живописи, ваяния и зодчества (1852—1856). Для ранних работ мастера («Вид на острове Валааме» 1858, Киевский музей русского искусства «Рубка леса», 1867, Третьяковская галерея) характерна некоторая дробность форм придерживаясь традиционного для романтизма «кулисного построения картины, чётко размечая планы, он не достигает ещё убедительного единства образа. Строгая мать-медведица не допустила бы шумную возню вблизи человеческого жилища. Шишкин Иван Иванович (1832-1898) родился в г. Елабука, в купеческой семье. В 12 лет по настоянию отца был определён в 1-ю Казанскую гимназию.
Его рисунок претерпел такую же эволюцию, как и живопись. «Шишкин – верстовой столб в развитии русского пейзажа, это человек-школа», – говорил о нем И. Крамской и это известное высказывание главы передвижников можно отнести и к преподавательской деятельности художника. В Московский публичный музей поступили, по завещанию К. Солдатенкова, картина «Вид в окрестностях Москвы» и один рисунок. Родилась дочь Ксения. музей русского искусства, Киев), в нем сочетаются величие и задушевная лирика.
«Утро» полностью лишено всего этого. С 1870 года, примкнув к образовавшемуся в Санкт-Петербурге кружку аквафортистов, принялся снова за гравирование «царской водкой», которое уже не покидал до конца своей жизни, посвящая ему почти столько же времени, сколько и живописи.
Успехи молодого художника, отмеченные золотыми и серебряными медалями, подтверждают отзыв его прежнего наставника Мокрицкого в связи с поступлением Шишкина в Академию: «Лишились мы отличного и даровитого ученика, но надеемся увидеть в нем со временем отличного художника, если ой стой же любовью будет заниматься в Академии». «Туман в сосновом лесу» имевший успех на передвижной выставке в Москве (ныне в частном собрании) мог вызвать у Шишкина и Савицкого желание написать полотно, повторяющее мотив прославленной картины, но с включением жанровой сцены. Отец художника, И. В. Шишкин, был не только предпринимателем, но и инженером, археологом и краеведом, автором «Истории города Елабуги». Принципы и устои этого академика сказались на творческой манере Шишкина.
Его этюд «Сосна на Валааме» принес автору серебряную медаль и зафиксировал стремление Шишкина передать простую, не романтизированную красоту природы. Отсюда он сделал экскурсию в Женеву с целью ознакомиться с работами Диде и Калама, а потом переехал в Дюссельдорф и написал там по заказу Н. Быкова «Вид в окрестностях Дюссельдорфа»— картину, которая, будучи прислана в Санкт-Петербург, доставила художнику звание академика. В московский публичный музей поступили, по завещанию К. Солдатенкова, картина «Вид в окрестностях Москвы» и один рисунок. В картине — то знакомое сочетание большого и малого, могучего и хрупкого, что так зорко видел художник в природе родного края, что знал и любил и так искренне воспел своей кистью «русской, простой, бесхитростной. » 8 марта 1898 года художника не стало. Творческая деятельность И. И. Шишкина была завершена величественной композицией «Корабельная роща» (1898, ГРМ), в которой опыт и мастерство художника выразили неизгладимые впечатления детства. В 1872г За картину Сосновый бор. В 1860 году за пейзаж «Вид на острове Валааме» Шишкин удостаивается первой золотой медали, а вместе с ней и права на заграничную командировку.
Однако уклад гимназии, по словам самого Шишкина, препятствовал его стремлениям и наклонностям и он после летних каникул 1848 года не вернулся в гимназию, «чтобы не стать чиновником». Эти медведи с некоторыми различиями в позах и количестве (сначала их было двое) фигурируют в подготовительных рисунках и эскизах» (с. 40, 1). Отец художника, И. В. Шишкин, был не только предпринимателем, но и инженером, археологом и краеведом, автором «Истории города Елабуги». В 24-летнем возрасте Шишкин переехал в Санкт-Петербург на учебу в Академии художеств. До 1856 года руководителем начинающего художника был Аполлон Мокрицкий.
В таких картинах, как «Полдень в окрестностях Москвы» (1869, там же), это единство предстаёт уже очевидной реальностью, прежде всего за счёт тонкой композиционной и светло – воздушно – колористической координации зон неба и земли, почвы (последнюю Шишкин чувствовал особенно проникновенно, в этом отношении не имея себе равных в русском пейзажном искусстве». Среди всех произведений художника наиболее популярна картина «Утро в сосновом лесу». Был похоронен на Смоленском православном кладбище2.
В таких картинах, как «Полдень. Безболезненно и спокойно. Все эти работы с каждым годом увеличивали за ним репутацию одного из лучших русских живописцев пейзажа и бесподобного аквафортиста. Моментально». Отец его, небогатый купец, был большим ревнителем старины. На опушке изображен сосняк – стройный, высокий.
Ощущение русского раздолья рождает образный строй самого полотна. В июне 1865 года он возвращается в Россию, лето проводит на родине – в Елабуге. В 1881 г. Ольга Антоновна скоропостижно скончалась.
Да и сама жизнь требовала этого. География работ Шишкина чрезвычайно широка. участвует во Всероссийской промышленно-торговой выставке в Москве. В Цюрихе Иван Шишкин попробовал впервые гравировать крепкой водкой.
Это же свойственно пейзажам «Дубы» (1887, ГРМ), «Золотая осень» (1888, Пермская гос. Сосновый бор» (1881), «Сосновый лес» (1885), «В сосновом лесу» (1887) и другие по характеру близки работам предшествующего десятилетия. Биография художника зашифрована в его творениях.
В 1868 году Шишкин женился на сестре художника Ф. А. Мери-Хови по финляндской железной дороге» (1889), «Молодые сосенки у песчаного обрыва. Однако, мастерство, накопленное в Академии и за границей, мало ориентировало художника на выбор дальнейшего собственного пути, выбор ответственный для Шишкина и его самобытного таланта.
Савицкий согласился, хоть и посчитал решение несправедливым. Богатство и разнообразие растительных форм увлекает Шишкина.
Шишкин примкнул к Товариществу передвижных выставок, сблизившись с И. Н. Он также продолжил работать с гравировкой «царской водкой», примкнув в 1870 к кружку санкт-петербургских аквафортистов. Отсюда и достоверность и жизнь на его картинах. художественная галерея) и другим. В ней имеются картины: «Рубка леса», «Полдень в окрестности Москвы», «Сосновый лес», «Горелый лес», «Рожь», «Дебри», «Пасека», «Еловый лес» и «Утро в сосновом лесу» и, кроме того, семнадцать мастерских рисунков. Всю жизнь он изучал русский, преимущественно северный лес, русское дерево, русскую чащу, русскую глушь.
Немало рисовал он пером на этих вечерах превосходных рисунков. художественный музей) и "Сосны, освещенные солнцем" (1886, ГТГ) привлекает не столько линейная композиция, сколько гармония светотени и цвета. Отсюда и дорога, теряющаяся в поле. Художник владел усадьбой в деревне Выра (ныне— Гатчинский район Ленинградской области). Медведей написал Савицкий в самой картине.
Такие полотна, как «Ручей в лесу (На косогоре)» (1880), «Заповедник. Евгения Александровна болела, умер старший сын Владимир, а вскоре и любимая жена (1874 г. ), а через год смерть унесла младшего – Константина. Творческая деятельность И. И. Шишкина была завершена величественной композицией "Корабельная роща" (1898, ГРМ), в которой опыт и мастерство художника выразили неизгладимые впечатления детства. Картина «В лесу графини Мордвиновой» поражает нас не свойственной Шишкину проникновенностью и сосредоточенностью настроения. Успехи молодого художника отмечаются золотыми и серебряными медалями. Ощущение русского раздолья рождает образный строй самого полотна.
– Как бы я хотел умереть. Васильева. Их будет охватывать чувство нежности к своей земле, к своей малой родине. Вечер», «Утро в сосновом лесу» и «У берегов Финского залива». Это все одно, что сфальшивить в молитве, произнести чужие и чуждые ей слова», – так полагал Иван Иванович Шишкин, Академик (1865г. ) и профессор (1873г. ) живописи Петербургской академии художеств и последовательно воплощал эту мысль в своих знаменитых полотнах. Именно в этот период были созданы «Первый снег», «Дорога в сосновом лесу», «Сосновый бор», «Рожь» и другие известные картины мастера.
Одни срубы разбухают, другие – тонут, а третьи – отталкивают воду. В семидесятых годах художник много работает над изучением природы. Он немало сделал для родного города, а главное когда-то построил действующий водопровод. Такие полотна, как «Ручей в лесу (На косогоре») (1880), «Заповедник.
«Произведения, созданные Шишкиным в годы учения, носили нередко романтические черты» (с. 7, 2). Шишкин был членом кружка аквафортистов. Отец мальчика, Иван Васильевич интересовался наукой историей, археологией. «В рисунке природы не должно быть фальши. Особое значение для Шишкина имели натурные впечатления, полученные в родных местах (куда он нередко наезжал), а также на о. Валаам и в окрестностях Петербурга и Москвы.
Были созданы картины «Рубка леса» (1867 г. ), «Рожь» (1878 г. ). В России художнику было присуждено звание академика (1865 г. ). В сентябре за картину «Вид в окрестностях Дюссельдорфа» (1864) Шишкин получает звание академика и с октября окончательно поселяется в Петербурге.
Жил преимущественно в Петербурге. Крамским. " 8 марта 1898 года художника не стало. В 1852 году Иван едет в Москву и поступает в Московское училище. Рисунок с самого начала стал для него важнейшим средством изучения натуры.
Воробьев. В Цюрихе попробовал впервые гравировать «царской водкой». Среди русских пейзажистов И. И. Всего богаче ими московская Третьяковская галерея.
«Отобразить родную природу без прикрас, рассказать о ней правдиво и ясно – к этому стремился Шишкин» (с. 14, 2). Приблизиться к природе было его главной целью уже в ту пору. В 12 лет был определён в ученики 1-й казанской гимназии, но дойдя в ней до 5-го класса, оставил её и поступил в Московское училище живописи, ваяния и зодчества (1852—1856).
Родился будущий художник в Елабуге. Картина получилась полной жизни и радостной свежей энергии. Кроме картин, художник в этот период пишет большое количество этюдов. Но и в это время художник не ограничивается студийными занятиями: он активно пишет на природе изучая окрестности Санкт-Петербурга и острова Валаам. С его именем связана история отечественного пейзажа второй половины XIX столетия. Сама местность под деревьями — камни, песок или глина, неровности почвы, поросшие папоротниками и другими лесными травами, сухие листья, хворост, валежник и прочее — получали в картинах и рисунках Шишкина вид абсолютной действительности, максимально близкой к реальности» (с. 52, 1).
Шишкин -- верстовой столб в развитии русского пейзажа, это человек-школа". Но картина не является иллюстрацией стихов. Немало нарисовал он пером на этих вечерах превосходных рисунков.
Летом работает с натуры в Сиверской. Это очевидно. Для своих детей Шишкин был самым нежным и любящим отцом. Здесь его творчество расцвело. В ней имеются картины: «Рубка леса», «Полдень в окрестности Москвы», «Сосновый лес», «Горелый лес», «Рожь», «Дебри», «Пасека», «Еловый лес» и «Утро в сосновом лесу» и, кроме того, семнадцать мастерских рисунков. Потому в картинах Шишкина "Туманное утро" (1885, Горьковский гос. Для ранних работ мастера («Вид на острове Валааме», 1858, Киевский музей русского искусства «Рубка леса», 1867, Третьяковская галерея) характерна некоторая дробность форм придерживаясь традиционного для романтизма «кулисного» построения картины, четко размечая планы, он не достигает еще убедительного единства образа.
Его «Корабельная роща» (1898 г. ) стала гимном русскому лесу, его вековому могуществу и покою. Молодого художника привлекают разнообразие и богатство форм в природе. Якоби пенсионер Шишкин выезжает в Германию.
Шишкину бесспорно, принадлежит место самого сильного художника. В 1891 году в Академии было выставлено более шестисот этюдов и гравюр Шишкина. Много работал Шишкин и за границей. В полотнах Шишкина, созданных в эти годы, очевидны черты романтизма, сквозь которые уже проступал спокойный и уравновешенный взгляд на природу. «В Московском училище живописи и ваяния, где более трех лет занимался художник, широко применялась прогрессивная педагогическая система А. Г. Венецианова, основанная на внимательном и бережном отношении к натуре» (с. 5, 2). На удивление личная жизнь пейзажиста складывалась не так хорошо, как профессиональная.
Что говорит биография Шишкина об этом периоде его жизни. Иван Иванович нарисовал девственный глухой лес, по которому не ступала нога человека. Ф. Булгаков «Альбом русской живописи. Именно этот чуткий педагог помог Ивану найти себя в художестве. А в 1880-х Шишкин женился на красавице Ольге Лагоде, своей ученице.
У работы было очень много положительных отзывов. В 1865 году Шишкин возвращается в Россию и за картину «Вид в окрестностях Дюссельдорфа» (1865, ГРМ) получает звание академика.
А восемнадцатилетний Ваня записал в тетради: «Посвятить себя живописи – значит отказаться от всяких легкомысленных занятий в жизни». Это дерево давно должны были спилить на дрова. Так в реальной жизни не бывает. Есть в этом пейзаже особенная поэтичность и даже таинственность. Она была представлена в 1878 году на VI Передвижной выставке. Отсюда он сделал экскурсию в Женеву с целью ознакомиться с работами Ф. Диде и А. Калама, а потом переехал в Дюссельдорф и написал там по заказу Н. Быкова «Вид в окрестностях Дюссельдорфа»— картину, которая, будучи прислана в Санкт-Петербург, доставила художнику звание академика.
В 1873 году он стал профессором Академии Художеств (получил звание закартину«Лесная глушь»). После того как учредилось Товарищество передвижных выставок, на этих выставках производил рисунки пером. «Но, пожалуй, самой мощной по своему звучанию явилась картина «Афонасовская корабельная роща близ Елабуги» (с. 20, 1). Пейзаж представляет зрителю высший летний расцвет. Его отец, купец второй гильдии, городской староста, был большим ревнителем старины, увлекался краеведением и археологией издал книгу «Жизнь елабужского купца Ивана Васильевича Шишкина, написанная им самим в 1867 г». Художник владел усадьбой в деревне Выра (ныне— Гатчинский район Ленинградской области). Почему Ивана Шишкина называют художником полудня, догадаться не трудно. Он считался лучшим пейзажистом и гравером своего времени. Поэтическим чувством проникнуто полотно «Среди долины ровныя» (1883, Гос.
В течение всей жизни Шишкин писал лес. Сосновый бор» (1881), «Сосновый лес» (1885), «В сосновом лесу» (1887). Одиночество. Основные черты его искусства сохраняются и теперь, но художник отнюдь не остаётся неподвижно на творческих позициях, выработанных к концу семидесятых годов. В Цюрихе попробовал впервые гравировать «царской водкой».
Наряду с живописными работами особое место в творчестве Шишкина принадлежит графике. В 1878 году, после одной из таких поездок появляется одно из самых известных произведений художника – картина «Рожь». Шишкин стал одним из участников российского художественного объединения «Передвижники», благодаря которым выставки картин талантливых художников проходили в различных городах.
Это несомненно. Что-то радостное и вместе с тем задумчивое есть в широко распахнувшейся степи (именно такое ощущение вызывает свободная, незамкнутая композиция картины), в чередовании освещенных и затемнённых пространств, в засохших стеблях, словно стелющихся под ноги путнику, в величественном дубе, возвышающемся среди равнин. В его картинах – чуткое отношение к деталям.
Достаточно будет упомянуть о шишкинских произведениях, находящихся в публичных коллекциях. В 1844 он поступает в Первую мужскую гимназию Казани. Эта кропотливая работа особенно заметна в работах конца 1880-х, например в пейзажах «Сосны, освещенные солнцем», «Дубы.
С Крамским у них были особенно теплые отношения. Идущие под дождем люди усиливают ощущение обжитости природы. Полного курса так и не закончил. В 1852 г. перебрался в Москву и поступил в Училище живописи, ваяния и зодчества. Преподаватели сразу отметили склонность Шишкина к пейзажной живописи. Картина «Рубка леса» (1867) – своеобразный итог раннего периода творчества художника.
В воспоминаниях о знаменитых «четвергах» Артели И. Е. Репин писал: «Громче всех. Потому в картинах Шишкина «Туманное утро» (1885, Горьковский гос. Вообще пейзажисты очень любят изображать природу во время восходов или закатов, в грозу, бурю или туман.
И. Н. Крамской, высоко ценивший искусство Шишкина, помогавший ему, вплоть до того, что предоставлял свою мастерскую для работы над конкурсной картиной «Мачтовый лес в Вятской губернии» (1872, эта картина под названием «Сосновый бор» находится в ГТГ), писал о достоинствах Шишкина: «Шишкин нас просто изумляет своими познаниями И когда он перед натурой, то точно в своей стихии, тут он и смел и ловок, не задумывается, как, что и почему тут он все знает, я думаю, что это единственный у нас человек, который знает природу ученым образом Шишкин — верстовой столб в развитии русского пейзажа, это человек-школа».
Рассматривая наброски лесосплава, Шишкин спросил Репина, какое дерево сплавляли по реке. А вот зарисовки лесных берегов Камы, «Чертова городища» всех приводили в восхищение. Отвечая в 1893 г. на вопросы «Петербургской газеты», Шишкин признался: «- Мой идеал счастья. музей русского искусства, Киев), в нем сочетаются величие и задушевная лирика. До 1860 года Шишкин продолжает обучение в Петербургской Академии художеству С. М. Здесь исчезла всякая таинственность.
В 1860-х гг. Тогда только картина будет выглядеть достоверно. Произведения Шишкина "Рубка леса" (1867, ГТГ), "При закате" (1869, ГРМ), "Полдень в окрестностях Москвы" (1869, ГТГ), где раскрываются особенности национального пейзажа, отвечали направлению, которое развивалось впоследствии Товариществом передвижных художественных выставок. «В последние десятилетия XIX века, в трудный для Товарищества период, когда возникшие в его среде разногласия грозили распадом всей организации, Шишкин был с теми художниками, которые продолжали исповедовать демократические просветительские идеалы шестидесятых годов» (с. 17, 2).
«Замысел картины подсказал Шишкину Савицкий К. А. С этого времени начался наиболее плодотворный период творчества живописца. Тогда в своих еще слабых работах он мечтал приблизиться к природе настолько, насколько возможно и постоянно зарисовывал интересные ему виды и детали пейзажа. Но семейное счастье художника оказалось недолгим. Иван Шишкин родился 13 (25) января 1832 года в Елабуге – маленьком провинциальном городке, расположенном на высоком берегу Камы, в купеческой семье.
Наставником будущего живописца в Москве был А. Мокрицкий. Он недавно похоронил жену и двух маленьких сыновей.