Савицкий согласился, хоть и посчитал решение несправедливым. «Отобразить родную природу без прикрас, рассказать о ней правдиво и ясно – к этому стремился Шишкин» (с. 14, 2). В сентябре за картину «Вид в окрестностях Дюссельдорфа» (1864) Шишкин получает звание академика и с октября окончательно поселяется в Петербурге.
Во всех своих произведениях он является удивительным знатоком растительных форм, воспроизводящим их с тонким пониманием как общего характера, как и мельчайших отличительных черт всякой породы деревьев, кустов и трав. Он также продолжил работать с гравировкой «царской водкой», примкнув в 1870 к кружку санкт-петербургских аквафортистов. Мери-Хови по финляндской железной дороге, Молодые сосенки у песчаного обрыва.
Такие полотна, как Ручей в лесу (На косогоре) (1880), Заповедник. Лес выглядит небольшим и просторным.
Ф. Булгаков «Альбом русской живописи. Приобретя вместе с этой последней наградой право на поездку за границу в качестве пенсионера академии, он отправился в 1861 году в Мюнхен, посещал там мастерские известных художников Бенно и Франца Адамов, пользовавшихся большой популярностью анималистов, а затем в 1863 году перебрался в Цюрих, где под руководством профессора Р. Коллера, считавшегося тогда одним из лучших изобразителей животных, срисовывал и писал последних с натуры. В России художнику было присуждено звание академика (1865 г. ). В таких картинах, как «Полдень. Закончив Московское училище живописи, ваяния и зодчества в 1856 году, будущий мастер учился в петербургской Академии художеств (1856-1860).
Не случайно друзья Шишкина, художники-передвижники, находили его этюды не менее интересными, чем картины, а подчас даже более свежими и колоритными. Что впереди. В 1870-х годах Шишкин еще сильнее сблизился с передвижниками, став одним из учредителей Товарищества передвижных художественных выставок. «Зовет и манит меня лес.
«В рисунке природы не должно быть фальши. В этот период Шишкин активно занимается живописью, а также гравировкой так называемой «царской водкой». «С тех пор, как я взялась за кисть, я не знаю школы лучше, чем обучение у полотен Шишкина» (Л. Бродская). Кроме картин, художник в этот период пишет большое количество этюдов. Так в реальной жизни не бывает, повторяем мы. А восемнадцатилетний Ваня записал в тетради: «Посвятить себя живописи – значит отказаться от всяких легкомысленных занятий в жизни».
А в 1880-х Шишкин женился на красавице Ольге Лагоде, своей ученице. Он демонстрирует мастерство кисти, показывая зрителю свои чувства, переживания. Не было в русском искусстве художника, который бы знал пейзаж столь ученым образом (Крамской). В полотне Среди долины ровныя.
А их было немало. Видимо, по эскизу Шишкина (то есть так, как они были задуманы пейзажистом), Савицкий и написал медведей в самой картине. Впоследствии оттиски с досок, служившие для этого альбома, подправленные и несколько переделанные, были изданы Марксом (с прибавкой нескольких других офортов) в виде нового альбома. В Цюрихе Иван Шишкин попробовал впервые гравировать крепкой водкой. Эти медведи с некоторыми различиями в позах и количестве (сначала их было двое) фигурируют в подготовительных рисунках и эскизах» (с. 40, 1). Шишкин – художник народный.
Мачтовый лес в Вятской губернии» (1872) и «Рожь» (1878 Третьяковская галерея). В апреле 1874 года умерла первая жена Шишкина, Евгения Александровна (сестра Федора Александровича Васильева) и вслед за ней маленький сын. К ним относятся Уголок заросшего сада.
Отсюда он сделал экскурсию в Женеву с целью ознакомиться с работами Ф. Диде и А. Калама, а потом переехал в Дюссельдорф и написал там по заказу Н. Быкова «Вид в окрестностях Дюссельдорфа»— картину, которая, будучи прислана в Санкт-Петербург, доставила художнику звание академика. Его называли лесным богатырем-художником, царем леса и в самом деле культ дерева, леса был присущ Шишкину в высшей степени. Достаточно будет упомянуть о шишкинских произведениях, находящихся в публичных коллекциях. Такие полотна, как «Ручей в лесу (На косогоре») (1880), «Заповедник. Местность Кукко». В 1852 году Иван едет в Москву и поступает в Московское училище. Шишкин — не вершина искусства, а та основа, без которой нельзя идти дальше».
Более того, вот какая оценка была дана ему в альбоме «Сто русских деятелей искусства» изданном в Париже: «Роль Шишкина в истории развития глаза русских пейзажистов огромна и абсолютно исключительна. был талантливым живописцем XIX века. С 1870 года, примкнув к образовавшемуся в Санкт-Петербург кружку аквафортистов, принялся снова за гравирование «царской водкой», которое уже не покидал до конца своей жизни, посвящая ему почти столько же времени, сколько и живописи. Из-за постоянных ссор многие близкие и друзья перестали общаться с ним.
От этого снег, толстым слоем лежащий на земле, на ветвях сосен кажется еще голубее. Шишкина» (СПб., 1885) и Д. Ровинский «Подробный словарь русских граверов XVI — XIX веков» (том II, СПб., 1885). Сосновый лес очень труден для кисти, ведь надо сделать так, чтобы хвоя чувствовалась, чтобы ею «пахло» в комнате, где висит картина.
Но семейное счастье художника оказалось недолгим. Ведь лейтмотивом прославленной картины 1889 года как раз и является туман в сосновом лесу. В Московский публичный музей поступили, по завещанию К. Солдатенкова, картина «Вид в окрестностях Москвы» и один рисунок. С детства Иван был личностью незаурядной, вот таким образом в молодости даже несколько лет был городским главой Елабуги. Мрачное настроение. Каждое дерево обладает своим «характером».
Кроме дошедших до нас светлых шишкинских рисунков с подписью Братцево, свободных от скованности его академической манеры, главным, конечно, были исполнявшиеся им живописные этюды, в одном из которых и был запечатлен мотив зреющего ржаного поля и дороги, послуживший впоследствии, в 1869 году основой для картины Полдень. «И вот среди этого лесного царства вдруг возникает фигура старика-лесника, сразу незаметного – его одежда по цвету сродни лесу» (с. 32, 1). А их было немало. С этого времени начался наиболее плодотворный период творчества живописца. Якоби пенсионер Шишкин выезжает в Германию.
Моментально». Шишкин вообще любил высшие точки состояний природы, равно как и наиболее мощные и стойкие породы деревьев (рис. 1). Став маститым художником, бывал в Белоруссии – рисовал в Беловежской пуще.
В апреле 1874 года умирает жена, оставив двоих детей, дочь и сына, который тоже вскоре умирает. В лучших пейзажах Шишкина этого времени находят отражение общие для русского изобразительного искусства тенденции, преломляемые им по-своему. Отец художника, И. В. Шишкин, был не только предпринимателем, но и инженером, археологом и краеведом, автором «Истории города Елабуги». Среди русских пейзажистов Шишкину, бесспорно, принадлежит место самого сильного художника.
Предельно яркого выражения тема эпического пейзажа достигла в знаменитой картине «Рожь». «Молодые художники постоянно бывали в доме Шишкина. Эти медведи с некоторыми различиями в позах и в количестве (сначала их было два) фигурируют во всех подготовительных набросках и эскизах Шишкина. Это очевидно. Видимо, по эскизу Шишкина (то есть так, как они были задуманы пейзажистом), Савицкий и написал медведей в самой картине.
Сосновый бор (1872)-это портрет досконально изученного прикамского леса, где вырос сам художник. В 24-летнем возрасте Шишкин переехал в Санкт-Петербург на учебу в Академии художеств. В 1881 г. Ольга Антоновна скоропостижно скончалась.
Рассматривая наброски лесосплава, Шишкин спросил Репина, какое дерево сплавляли по реке. Картины и рисунки И. И. Шишкина» (СПб., 1892) А. Пальчиков «Перечень печатных листов И. И. Что-то радостное и вместе с тем задумчивое есть в широко распахнувшейся степи (именно такое ощущение вызывает свободная, незамкнутая композиция картины), в чередовании освещенных и затемнённых пространств, в засохших стеблях, словно стелющихся под ноги путнику, в величественном дубе, возвышающемся среди равнин.
Выйдя замуж, она посвятила себя дому и шестерым детям. Большое значение в воспитании мальчика имел образ отца, человека разносторонне развитого. Картиной «Рожь» завершаются в семидесятых годах завоевания Шишкина — пейзажиста эпического склада. Среди русских пейзажистов И. И.
У него были какие-то свои трения с Савицким. Не скрою, моя картина «Сосновый бор. Крамским. От этого снег, толстым слоем лежащий на земле, на ветвях сосен кажется еще голубее. Не скрою, моя картина «Сосновый бор.
Он свободно ассоциируется с вечным «древом жизни», старым дубом князя Андрея Волконского из «Войны и мира» или со своим прототипом из популярной песни. Картина «В лесу графини Мордвиновой» поражает нас не свойственной Шишкину проникновенностью и сосредоточенностью настроения. Третьяков и Крамской небезосновательно считали, что Шишкин способствовал развитию молодых дарований в стиле русской национальной школы. Его этюд «Сосна на Валааме» принес автору серебряную медаль и зафиксировал стремление Шишкина передать простую, не романтизированную красоту природы. В нем сочетаются величие и задушевная лирика. Шишкин примкнул к Товариществу передвижных выставок, сблизившись с И. Н.
Однако истинной ценностью произведения является прекрасно выраженное состояние природы. Шишкин выпускал эстампы то отдельными листами, то целыми сериями, которые он объединял в альбомы, пользовавшиеся большим успехом. В московский публичный музей поступили, по завещанию К. Солдатенкова, картина «Вид в окрестностях Москвы» и один рисунок. Одной из работ, запечатлевшей дикую красоту Валаама, стала картина «Сосна на Валааме».
Здесь его творчество расцвело. «Шишкин – верстовой столб в развитии русского пейзажа, это человек-школа», – говорил о нем И. Крамской и это известное высказывание главы передвижников можно отнести и к преподавательской деятельности художника. Одиночество. Стройные сосны в левой части картины тактично окрашены светом угасающего дня. В лучших произведениях Шишкина все настойчивей и сильней начинают звучать эпические ноты.
Только в глубине луч солнца осветил полянку, слегка окрасив ее в розоватый тон. Для ранних работ мастера («Вид на острове Валааме», 1858, Киевский музей русского искусства «Рубка леса», 1867, Третьяковская галерея) характерна некоторая дробность форм придерживаясь традиционного для романтизма «кулисного» построения картины, четко размечая планы, он не достигает еще убедительного единства образа. Молодого художника привлекают разнообразие и богатство форм в природе.
Строгая мать-медведица не допустила бы шумную возню вблизи человеческого жилища. Для своих детей Шишкин был самым нежным и любящим отцом. Сосновый лес очень труден для кисти, ведь надо сделать так, чтобы хвоя чувствовалась, чтобы ею «пахло» в комнате, где висит картина. Проявляясь главным образом в его успешных выступлениях на академической выставке 1865 года с картиной «Вид в окрестностях Дюссельдорфа» (Государственный Русский музей) и позже, в 1867 году, с той же работой на Парижской Всемирной выставке, а спустя год снова на академической выставке, Шишкин внешне оказывается на виду академического начальства и даже награждается орденом Станислава III степени.
О его рисунках постепенно узнала вся школа. Но картина не является иллюстрацией стихов.
Их он стремился передать как можно конкретнее. Чувствуется глубина оврага, глушь. В 1856 году Шишкин принят в Академию художеств.
Мать художника, Дарья Романовна, была из мещанского рода. Рисунок с самого начала стал для него важнейшим средством изучения натуры. В 1860 году за пейзаж «Вид на острове Валааме» Шишкин удостаивается первой золотой медали, а вместе с ней и права на заграничную командировку. Идущие под дождем люди усиливают ощущение обжитости природы. Братцево» ознаменовали собой рождение нового стиля художника.
Шишкин бросил работать, запил. Это несомненно. Его называли «лесным богатырем-художником», «царем леса» и в самом деле культ дерева, леса был присущ Шишкину в высшей степени. Мери-Хови по финляндской железной дороге», «Молодые сосенки у песчаного обрыва. Евгения Александровна болела, умер старший сын Владимир, а вскоре и любимая жена (1874 г. ), а через год смерть унесла младшего – Константина.
Спасла его, видимо, привычка к труду: из-за своего самолюбия Шишкин не мог позволить себе упустить то место, которое он уже прочно занимал в художественных кругах и продолжал писать картины, которые становились все популярнее благодаря передвижным выставкам. Самыми главными произведениями его жизни были и остаются такие полотна как «Утро в сосновом лесу», «Дождь в дубовом лесу», «Полдень», «В окрестностях Москвы», «Корабельная роща». В 1873г присуждается звание профессора за картину Лесная глушь. Третьяков решил судьбу картины по-своему. Есть в этом пейзаже особенная поэтичность и даже таинственность.
Брался ли он за изображение соснового или елового леса, отдельные сосны и ели, точно так же, как и их совокупность, получали у него свою истинную физиономию, без всяких прикрас или преуменьшений, — тот вид и с теми частностями, которые вполне объясняются и обуславливаются почвой и климатом, где художник заставлял их расти. Домашние рано подметили страсть младшего Ванечки к краскам и одно время звали его «мазилкой». Учился в МУЖВЗ (1852-56) и в петербургской АХ (1856-65 профессор с 1873, руководитель пейзажного класса в 1894-95) пенсионер АХ в Мюнхене, Праге, Дюссельдорфе (1862-65).
Могучая натура Шишкина победила тяжелые душевные переживания и уже в 1875 году на 4-ю Передвижную выставку Шишкин смог дать ряд картин из которых одна ("Родник в сосновом лесу") снова вызвала восторженные похвалы Крамского. – Как бы я хотел умереть. Такие полотна, как «Ручей в лесу (На косогоре») (1880), «Заповедник. Картина «Утро в сосновом лесу» (рис. 2) пользуется популярностью занимательным сюжетом.
Крамским точно отмечена сама сущность творческого метода Шишкина, метода, в котором функции художественно-познавательные, эстетические естественно сочетались с функциями «естествоиспытательскими», научно-исследовательскими. Её сюжет, возможно, был подсказан Шишкину К. А. Савицким.
Мери-Хови по финляндской железной дороге» (1890). Шишкин был первым анатомом природы, который показал ее скелет и строение. Шишкин Иван Иванович (1832-1898), русский художник.
Возобновились погашенные на время интриги, между художниками начались распри. Однако трактованы они с большей живописной свободой. Для ранних работ мастера («Вид на острове Валааме», 1858, Киевский музей русского искусства «Рубка леса», 1867, Третьяковская галерея) характерна некоторая дробность форм придерживаясь традиционного для романтизма «кулисного» построения картины, четко размечая планы, он не достигает еще убедительного единства образа. А «сюжетом» его искусства был образ Родины, русской природы, которую он воплотил в своих произведениях полной могучих сил, неувядающей и облагораживающей красоты. С конца 1870-х годов Шишкин становится самым известным русским пейзажистом.
Приблизиться к природе было его главной целью уже в ту пору. Жил преимущественно в Петербурге.
Дорога на Каму» (1953г. ) навеяна творчеством Шишкина (К. Е. Максимов). Сосновый бор» (1881), «Сосновый лес» (1885), «В сосновом лесу» (1887) и другие по характеру близки работам предшествующего десятилетия. Сейчас эта картина хранится в Киевском музее русского искусства. В 1860-х гг. «Замысел картины подсказал Шишкину Савицкий К. А.
В 1857 Шишкин за картину «В окрестностях Петербурга» и за рисунки, выполненные в Дубках летом, получает две Малые серебряные медали. Его «Корабельная роща» (1898 г. ) стала гимном русскому лесу, его вековому могуществу и покою. В ней имеются картины: «Рубка леса», «Полдень в окрестности Москвы», «Сосновый лес», «Горелый лес», «Рожь», «Дебри», «Пасека», «Еловый лес» и «Утро в сосновом лесу» и, кроме того, семнадцать мастерских рисунков. На первой передвижной выставке он выступает с картинами «Вечер», «Сосновый лес» и «Березовый лес», а в 1872 году по этюдам с натуры пишет в мастерской Крамского «Сосновый бор. Отец выписывал сыну книги по искусству.
Среди всех произведений художника наиболее широкой известностью пользуется картина «Утро в сосновом лесу». На опушке изображен сосняк – стройный, высокий. Их будет охватывать чувство нежности к своей земле, к своей малой родине. В 1868 году Шишкин женился на сестре художника Ф. А.
Картина получилась полной жизни и радостной свежей энергии. Шишкин постоянно пишет с натуры, тщательно изучая каждый листочек, каждую травинку. Шишкину бесспорно, принадлежит место самого сильного художника. Современников картины Шишкина поражали тем, как легко и свободно он экспериментировал, добиваясь при этом потрясающей реалистичности. В 1858 году этюд «Сосна на Валааме» удостаивается серебряной медали, а произведение «Вид на острове Валааме.
Отец дал сыну разностороннее образование и, помимо уездного училища, посылал его к разным учителям, выписывал серьезные научные книги и журналы. Шишкин стремился к другому. В январе 1856 годаИван Шишкин поступил в петербургскую Академию художеств, однако учился без интереса. Чувствуют приближение утра резвящиеся медвежата.
Что говорит биография Шишкина об этом периоде его жизни. Был похоронен на Смоленском православном кладбище2. Эту технику художник освоил еще за границей. Однако уже последующие его работы и, в частности, этюд «Полдень. Безболезненно и спокойно. В них нет политики и социальной направленности. «В Московском училище живописи и ваяния, где более трех лет занимался художник, широко применялась прогрессивная педагогическая система А. Г. Венецианова, основанная на внимательном и бережном отношении к натуре» (с. 5, 2).
Между тем помимо «Сосен, освещенных солнцем» и сочного по живописи, чрезвычайно выразительного пейзажа «Дубы. Родилась дочь Ксения. Крамским точно отмечена сама сущность творческого метода Шишкина, метода, в котором функции художественно-познавательные, эстетические естественно сочетались с функциями естествоиспытательскими, научно-исследовательскими. В двенадцать лет был определён в ученики 1-ой казанской гимназии, но, дойдя в ней до 5-го класса, оставил её и поступил в Московское училище живописи, ваяния и зодчества (1852—1856). Он немало сделал для родного города, а главное когда-то построил действующий водопровод.
«Стоит ли идти по ней, пытаясь излечиться от горя работой. », – думал Иван Шишкин. И это лишний раз подтверждает возможность взаимосвязи обеих картин. Член-учредитель ТПХВ (см. Уже в первый год пребывания в академии ему была присуждена малая серебряная медаль за «Вид в окрестностях Петербурга».
В 1886 г. сам художник Иван Иванович выпустил в свет альбом своих избранных 25 гравюр. участвует во Всероссийской промышленно-торговой выставке в Москве. В таких картинах, как «Полдень.
Наставником будущего живописца в Москве был А. Мокрицкий. В 1871 году в Московской Синодальной типографии вышла книга Ивана Ивановича Шишкина об истории города Елабуга, а еще раньше он подготовил рукопись «Жизнь елабужского купца Ивана Васильевича Шишкина, писанная им самим в 1867 году».
«Главнейшее для пейзажиста есть прилежное изучение натуры, — записал он еще в Москве в своей ученической тетради, — вследствие чего картины с натуры должны быть без фантазии». «Утро» полностью лишено всего этого. Впоследствии многие критики отмечали, чтоИван Шишкин был настоящим исследователем природы и знал «каждую морщинку коры изгиб ветвей, сочетание стеблей листьев в букетах трав. ». Случайность. Отец мальчика, Иван Васильевич интересовался наукой историей, археологией.
Отсюда и достоверность и жизнь на его картинах. Шишкин Иван Иванович (1832-1898) родился в г. Елабука, в купеческой семье. В 12 лет по настоянию отца был определён в 1-ю Казанскую гимназию. Немало рисовал он пером на этих вечерах превосходных рисунков. Иван Иванович Шишкин родился в старинном русском городе Елабуга в купеческой семье.
Отец не стал настаивать. Один неизвестный рецензент-современник точно сказал по поводу его выставки: Шишкин тщательно с намерением избегает всего, что способно искусственно возвышать естественную поэтичность сюжета. Шишкина спас разве только его успех, который он уже себе обеспечил, восприимчивость и сила, которыми отличался его организм. Отсюда он сделал экскурсию в Женеву с целью ознакомиться с работами Диде и Калама, а потом переехал в Дюссельдорф и написал там по заказу Н. Быкова «Вид в окрестностях Дюссельдорфа»— картину, которая, будучи прислана в Санкт-Петербург, доставила художнику звание академика. Он всегда сам находил себе учеников, выделяя тех, кому было тесно в академических рамках.
«Произведения, созданные Шишкиным в годы учения, носили нередко романтические черты» (с. 7, 2). Отсюда он сделал экскурсию в Женеву с целью ознакомиться с работами Диде и Калама, а потом переехал в Дюссельдорф и написал там по заказу Н. Быкова «Вид в окрестностях этого города» — картину, которая, будучи прислана в Санкт-Петербург, доставила художнику звание академика. Достаточно будет упомянуть о шишкинских произведениях, находящихся в публичных коллекциях.
Весной 1862 года вместе с В. И. Видимо, «Туман в сосновом лесу», с успехом экспонировавшийся на передвижной выставке в Москве (ныне в частном собрании в Чехословакии) породил у Шишкина и Савицкого обоюдное желание написать сходный по мотиву пейзаж с включением в него своеобразной жанровой сценки с резвящимися медведями. Все это развивало поэтическое воображение мальчика.
В Московский публичный музей поступили, по завещанию К. Солдатенкова, картина «Вид в окрестностях Москвы» и один рисунок. В 1950 году прах художника был перенесён вместе с памятником на Тихвинское кладбище Александро-Невской лавры. — Ср. Художник владел усадьбой в деревне Выра (ныне— Гатчинский район Ленинградской области).
Видимо, Туман в сосновом лесу, с успехом экспонировавшийся на передвижной выставке в Москве (ныне в частном собрании в Чехословакии) породил у Шишкина и Савицкого обоюдное желание написать сходный по мотиву пейзаж с включением в него своеобразной жанровой сценки с резвящимися медведями. Эта кропотливая работа особенно заметна в работах конца 1880-х, например в пейзажах «Сосны, освещенные солнцем», «Дубы. Талант Шишкина в который раз отметила и Академия, возведя его в звание профессора за картину «Лесная глушь». В 1858 году Шишкин впервые побывал на Валааме. Его репутация была безупречной. Первые приметы внутреннего недовольства своим положением, а возможно и сложившимся живописным методом проявились у Шишкина весьма наглядно уже в следующем году по возвращении из-за границы. Замысел ее подсказал Шишкину К. А. Савицкий, но не исключена возможность, что толчком к появлению этого полотна послужил пейзаж 1888 года «Туман в сосновом лесу», написанный, по всей вероятности, как и «Бурелом», после поездки в вологодские леса.
Лето 1866 года он проводит в Москве и работает в Братцеве вместе с Л. Л. Каменевым, его товарищем по Московскому Училищу живописи и ваяния. 90-е годы Шишкин встретил полный сил. Были созданы картины «Рубка леса» (1867 г. ), «Рожь» (1878 г. ). Мастер смело экспериментировал. Он их назвал «Записки достопримечательностей разных». Его отец, купец второй гильдии, городской староста, был большим ревнителем старины, увлекался краеведением и археологией издал книгу «Жизнь елабужского купца Ивана Васильевича Шишкина, написанная им самим в 1867 г». За полотно «Лесная глушь» Академия присвоила Шишкину в 1873 году звание профессора. Картина «Рубка леса» (1867) – своеобразный итог раннего периода творчества художника.
Все сковано морозом и погружено в тень. Сныть-трава» (1884), «Лес (Шмецк близ Нарвы)» (1888), «У берегов Финского залива (Удриас близ Нарвы)» (1888 год), «На песчаном грунте. В самой натуре, Шишкин ищет такие мотивы, которые позволили бы раскрыть ее в объективной значимости и старается воспроизвести их на уровне картинной завершенности, о чем со всей наглядностью можно судить по другому этюду той же серии – Вид на острове Валааме (1858).
Никто до Шишкина с такой ошеломляющей открытостью и с такой обезоруживающей сокровенностью не поведал зрителю о своей любви к родному краю, к неброской прелести северной природы. В академии его картины одна за другой награждались медалями. Принципы и устои этого академика сказались на творческой манере Шишкина. В течение всей жизни художник периодически посещает свою малую родину — Елабугу. Сосновый бор» (1881), «Сосновый лес» (1885), «В сосновом лесу» (1887). Они были куплены и художник получил первые большие деньги.
Друзья ничего не могли поделать и надеялись только на «крепкую натуру» Ивана Ивановича. Такая подвижность границ образа происходит не от его нечеткости, а, скорее, от той же благодатной «элементарности», дающей возможность трактовать образ как реалистический символ.
В 1886 году сам художник выпустил в свет альбом своих избранных гравюр в числе 25. Образ Родины прочитывается в картине Рожь (1878), где, кажется, мир сведен до основных первоэлементов бытия (плодоносящая земля, небо, ее объемлющее и человек) и вместе с тем дан исчерпывающе полно. Он много путешествовал по России, выставлялся в Академии, принимал участие в работе Товарищества передвижных выставок, много рисуя пером (эту технику художник освоил будучи за границей). До 1860 года Шишкин продолжает обучение в Петербургской Академии художеству С. М. На удивление личная жизнь пейзажиста складывалась не так хорошо, как профессиональная.
В июне 1865 года он возвращается в Россию, лето проводит на родине – в Елабуге. «Но, пожалуй, самой мощной по своему звучанию явилась картина «Афонасовская корабельная роща близ Елабуги» (с. 20, 1). В 1882г. В 1844 он поступает в Первую мужскую гимназию Казани. «Шишкин-человек-школа» – сказал о нем Крамской и оказался прав. Несмотря на известные успехи Шишкина в области колорита, передачи световоздушной среды (а они очевидны в таких картинах, как «Полдень», 1868 «Среди долины ровныя. », 1883 «Лесные дали», 1884 «Сосны, освещенные солнцем», 1886), эти ценности лежали вне возможностей его творческого метода и были даже необязательными для его художественной концепции пейзажа-«памятника», пейзажа-«монумента»., 1883, Дубовая роща, 1887, – оба произведения в Киевском музее русского искусства). Сосновый бор» (1881), «Сосновый лес» (1885), «В сосновом лесу» (1887) и другие по характеру близки работам предшествующего десятилетия.
В Академии художеств одним из преподавателей у Шишкина был С. М. «Зовет и манит меня лес. Он начал обретать собственный стиль и отношение к природе. Именно в этот период были созданы «Первый снег», «Дорога в сосновом лесу», «Сосновый бор», «Рожь» и другие известные картины мастера.
В 1870-е гг. Он решил учиться на художника. Иван Иванович Шишкин родился 25 января (13 января по старому стилю) 1832 года, в Елабуге, ныне Татарстан, в купеческой семье. В воспоминаниях о знаменитых «четвергах» Артели И. Е. Репин писал: «Громче всех.
Пейзаж представляет зрителю высший летний расцвет. «Сосновый бор» (1872)-это «портрет» досконально изученного прикамского леса, где вырос сам художник. Ведь лейтмотивом прославленной картины 1889 года как раз и является туман в сосновом лесу. Уже первые проведенные здесь месяцы явились для него серьезной практикой в натурной работе, способствовавшей закреплению и совершенствованию профессиональных знаний, большему постижению жизни природы в многообразии и взаимосвязи растительных форм. Прозрачный ручей на переднем плане, в котором можно сосчитать все камушки.
Особо стоит отметить этюды Шишкина, выполненные на пленэре, среди которых «Уголок заросшего сада. Однако трактованы они с большей живописной свободой. «Туман в сосновом лесу» имевший успех на передвижной выставке в Москве (ныне в частном собрании) мог вызвать у Шишкина и Савицкого желание написать полотно, повторяющее мотив прославленной картины, но с включением жанровой сцены. Вернувшись на родину, Шишкин продолжал совершенствовать пейзажную технику.
Живя неподалеку от родных мест живописца, мы, конечно, считаем (или надеемся. ), что на своих полотнах он отразил именно их. Начав картину «Краснолесье» изображавшую «целое море соснового леса – лесное царство», художник выронил уголь и рисунок и упал замертво. Теперь всё ощутимее его стремление к передаче состояния природы, экспрессии образов, чистоте палитры. он все же побывал в Германии, где познакомился с Дюссельдорфской художественной школой. Пейзаж полон жизни и здоровой энергии, но почему на заднем плане – засохшая сосна.
Дорога на Каму» (1953г. ) навеяна творчеством Шишкина (К. Е. Максимов). В его картинах – чуткое отношение к деталям. В 1873 году академия возвела его в звание профессора за приобретённую ею картину «Лесная глушь». У работы было очень много положительных отзывов. Видимо, он считал, что важно правильно изобразить брёвна их которых сделаны плоты. В 1888 году Шишкин написал «Туман в сосновом лесу» и тогда же, видимо, этюд «Крестовский остров в тумане», в 1889 году — «Утро в сосновом лесу» и «Туман», в 1890 году — снова «Туман» и, наконец, «Туманное утро». Судите сами. Осталось свидетельство о разговоре, состоявшемся между Иваном Ивановичем и Ильёй Ефимовичем Репиным.
Дошло до того, что Архип Куинджи назвал методИвана Шишкина вредным для живописи. Васильева.
Монументальная картина (самая крупная по размеру в творчестве Шишкина) – последний торжественный образ леса в созданной им эпопее, символизирующей богатырскую силу русской природы. Крамским. Шишкин был первым анатомом природы, который показал ее скелет и строение. Классические произведения Шишкина такие, как «Рожь» или «Среди долины ровныя. » (1883, Киевский музей русского искусства), «Лесные дали» (1884, Третьяковская галерея) воспринимаются как обобщенные, эпические образы России. Вдали от них он никогда не был спокоен и почти не мог работать.
Однако трактованы они с большей живописной свободой. Шишкин обращается к возможно более объективному изображению русского лесного пейзажа от некоторой описательности и детализации (Рубка леса, 1867, ГТГ) он переходит к созданию целостных образов природы (Рожь, 1878, Лесные дали, 1884, – оба в ГТГ), раскрывает типически-выразительные и поэтические черты национального ландшафта (Среди долины ровныя. Шишкина влекла жажда художественного исследования природы. Так складывалась монолитная концепция творчества Шишкина, снискавшая ему, в силу своей цельности и органичности, столь широкое признание.
Сокурсники и даже учителя отмечали, что «Шишкин рисует такие виды, какие еще никто до него не рисовал: просто поле, лес, река, — а у него они выходят так красиво, как и швейцарские виды». Она была представлена в 1878 году на VI Передвижной выставке. В 1886 году сам художник выпустил в свет альбом своих избранных гравюр в числе 25.
В семидесятых годах Шишкин все серьезнее увлекается офортом. Очень расстраивался из-за этого Шишкин Иван Иванович. Сосновый бор» (1881), «Сосновый лес» (1885), «В сосновом лесу» (1887) и другие по характеру близки работам предшествующего десятилетия. Шишкин был упоен красотой русских земель, о чем он сам говорил при жизни.
Отвечая в 1893 г. на вопросы «Петербургской газеты», Шишкин признался: «- Мой идеал счастья. Богатство и разнообразие растительных форм увлекает Шишкина. Русский музей владеет картинами: «Корабельная роща», «Полянка с соснами», «Лесная глушь» и «Поляна», пятью этюдами и двумя рисунками.
В 1872г За картину Сосновый бор. Отталкиваясь от традиций позднего русского романтического пейзажа (Вид на острове Валаам, 1858, Киевский музей русского искусства), с 60-х гг. «Шишкин-человек-школа» — сказал о нем Крамской и оказался прав. География работ Шишкина чрезвычайно широка. Живя в Петербурге, ездил на Валаам, в Сестрорецк.
В таких картинах, как «Полдень в окрестностях Москвы» (1869, там же), это единство предстаёт уже очевидной реальностью, прежде всего за счёт тонкой композиционной и светло – воздушно – колористической координации зон неба и земли, почвы (последнюю Шишкин чувствовал особенно проникновенно, в этом отношении не имея себе равных в русском пейзажном искусстве». Отсюда и дорога, теряющаяся в поле. Как нередко бывало у художника, увлекший его мотив он варьирует в нескольких произведениях.
Отец художника, И. В. Шишкин, был не только предпринимателем, но и инженером, археологом и краеведом, автором «Истории города Елабуги».
Здесь художник сдружился с Савицким, Крамским, а позднее — с Архипом Ивановичем Куинджи. «С тех пор, как я взялась за кисть, я не знаю школы лучше, чем обучение у полотен Шишкина» (Л. Бродская). Совсем другая по настроению картина «Дождь в дубовом лесу». Здесь исчезла всякая таинственность. В семидесятых годах художник много работает над изучением природы. Вечер», «Утро в сосновом лесу» и «У берегов Финского залива».
Лишь темнеющие на его фоне мощные стволы огромных деревьев да птица на ветке привносят ощущение жизни. Мачтовый лес в Вятской губернии получает первую премию на конкурсе Общества поощрения художников. В самой натуре, Шишкин ищет такие мотивы, которые позволили бы раскрыть ее в объективной значимости и старается воспроизвести их на уровне картинной завершенности, о чем со всей наглядностью можно судить по другому этюду той же серии —»Вид на острове Валааме" (1858).
Тогда только картина будет выглядеть достоверно. Только в глубине луч солнца осветил полянку, слегка окрасив ее в розоватый тон. Мери-Хови по финляндской железной дороге» (1889), «Молодые сосенки у песчаного обрыва. С вниманием биолога он осматривал и ощупывал стволы деревьев, травы, мхи, мельчайшие листья. Художнику одинаково удаются и далевые виды и лесные «интерьеры» («Сосны, освещенные солнцем», 1886 «Утро в сосновом лесу» где медведи написаны К. А. Савицким, 1889).
Эти медведи с некоторыми различиями в позах и в количестве (сначала их было два) фигурируют во всех подготовительных набросках и эскизах Шишкина. За картину «Лесная глушь» (1872) Шишкин получает звание профессора пейзажной живописи. Летом работает с натуры в Сиверской. Иван Иванович Шишкин родился в Вятской губернии (город Елабуга) 25 января 1832 года.
В семидесятых годах Шишкин все серьезнее увлекается офортом. Так в реальной жизни не бывает. Ощущение русского раздолья рождает образный строй самого полотна. Пример тому — поэтичная по мотиву и гармоничная по живописи картина «Туманное утро» (1885). Местность Кукко.
В полотне «Среди долины ровныя. » прекрасен и героичен великан-дуб, концентрирующий в себе растительную мощь земли. Учился Ваня прилежно, но в 1848 из гимназии ушел раньше срока (из четвертого класса) и вернулся в Елабугу. Образ Родины прочитывается в картине «Рожь» (1878), где, кажется, мир сведен до основных «первоэлементов» бытия (плодоносящая земля, небо, ее объемлющее и человек) и вместе с тем дан исчерпывающе полно. Сныть-трава (1884), Лес (Шмецк близ Нарвы), У берегов Финского залива (Удриас близ Нарвы) (оба 1888 г. ), На песчаном грунте.
Русский музей владеет картинами: «Корабельная роща», «Полянка с соснами», «Лесная глушь» и «Поляна», пятью этюдами и двумя рисунками. До 1865 года он будет жить в основном в Германии, Швейцарии и Франции. С Крамским у них были особенно теплые отношения.
Он привез оттуда множество этюдов и рисунков пером и в конце года получил вторую академическую награду — большую серебряную медаль за пейзажную живопись «Вид на острове Валааме». У Шишкина не было стремления к самодовлеющей пейзажности, его не увлекала дикая, первобытная красота природы — в картинах художника она всегда соприкасается с миром людей, миром живых существ, о котором напоминают то мотив дороги, то срубленное дерево, то фигура лесного сторожа и т. д. Может быть, это было уступкой чрезмерной аналитической заостренности метода художника, пытавшегося такими традиционными внешними средствами «оживить» пейзаж, тем более что цветовому исполнению полотен отводилось, как правило, последнее место после тщательной графической и тональной проработки форм. К ним относятся «Уголок заросшего сада. Он хотел писать живую природу, которая не нуждается в украшательстве.
Уже в эти годы становится понятно, что любимым жанром Шишкина станет пейзаж. Репин удивился: «Не знаю, а в чём дело. » Иван Иванович пояснил, что каждая порода дерева от влаги по-разному себя ведёт.
Характерна в этом смысле «Рожь». Брался ли он за изображение соснового или елового леса, отдельные сосны и ели, точно так же, как и их совокупность, получали у него свою истинную физиономию, без всяких прикрас или приуменьшений, – тот вид и с теми частностями, которые вполне объясняются почвой или климатом, где художник заставлял их расти. На ней было представлено 300 этюдов и более 200 рисунков. В окрестностях Москвы» (1869, там же), это единство предстает уже очевидной реальностью, прежде всего за счет тонкой композиционной и свето-воздушно-колористической координации зон неба и земли, почвы (последнюю Шишкин чувствовал особенно проникновенно, в этом отношении не имея себе равных в русском пейзажном искусстве). В течение всей жизни Шишкин писал лес. Начиная с этой работы на первый план в творчестве Шишкина выдвигается поэтическое начало.
Душевный мир. Сама местность под деревьями — камни, песок или глина, неровности почвы, поросшие папоротниками и другими лесными травами, сухие листья, хворост, валежник и прочее — получали в картинах и рисунках Шишкина вид абсолютной действительности, максимально близкой к реальности» (с. 52, 1).
Мери-Хови по финляндской железной дороге» (1890) и целый ряд других. В 1873 году он стал профессором Академии Художеств (получил звание закартину«Лесная глушь»). Успехи молодого художника отмечаются золотыми и серебряными медалями. Это все одно, что сфальшивить в молитве, произнести чужие и чуждые ей слова», – так полагал Иван Иванович Шишкин, Академик (1865г. ) и профессор (1873г. ) живописи Петербургской академии художеств и последовательно воплощал эту мысль в своих знаменитых полотнах. – Величайшее несчастье. Один неизвестный рецензент-современник точно сказал по поводу его выставки: «Шишкин тщательно с намерением избегает всего, что способно искусственно возвышать естественную поэтичность сюжета».
По возвращении в Россию Шишкин оказывается на пороге нового этапа.
Судя по описанию оказавшегося в Чехословакии пейзажа, задний план его с участком густого леса напоминает дальний вид исполненного маслом эскиза картины «Утро в сосновом лесу», принадлежащего Государственной Третьяковской галерее. Это дерево давно должны были спилить на дрова. Богатство и разнообразие растительных форм увлекает Шишкина.
А вот зарисовки лесных берегов Камы, «Чертова городища» всех приводили в восхищение. В окрестностях Москвы (Государственная Третьяковская галерея), с золотистыми полями спеющей ржи, конкретно вписанными дальними планами, дорогой идущей из глубины и высоким, распростертым над землей небом со светлыми кучевыми облаками.
Биография художника зашифрована в его творениях. Это его царство и тут он не имеет соперников, он единственный. прекрасен и героичен великан-дуб, концентрирующий в себе растительную мощь земли.
В 12 лет был определён в ученики 1-й казанской гимназии, но дойдя в ней до 5-го класса, оставил её и поступил в Московское училище живописи, ваяния и зодчества (1852—1856). Кроме дошедших до нас светлых шишкинских рисунков с подписью «Братцево», свободных от скованности его академической манеры, главным, конечно, были исполнявшиеся им живописные этюды, в одном из которых и был запечатлен мотив зреющего ржаного поля и дороги, послуживший впоследствии, в 1869 году основой для картины «Полдень. И это лишний раз подтверждает возможность взаимосвязи обеих картин. В ней имеются картины: «Рубка леса», «Полдень в окрестности Москвы», «Сосновый лес», «Горелый лес», «Рожь», «Дебри», «Пасека», «Еловый лес» и «Утро в сосновом лесу» и, кроме того, семнадцать мастерских рисунков.
Стилистически близкие его живописным произведениям, сочные эстампы художника отличаются выразительностью образного строя и удивительной тонкостью исполнения. Вот таким образом талант Шишкина иногда гораздо ярче выказывается в одноцветных рисунках и офортах, чем в таких работах, в которых он пользовался многими красками. Сознание важности новых задач опережало возможности их решения. Но счастье вновь отвернулось от художника.
Летом 1880 года Шишкин был уже ее женихом. Среди всех произведений художника наиболее популярна картина «Утро в сосновом лесу». Через три года он вернется к этому этюду и напишет картину «Полдень».
С его именем связана история отечественного пейзажа второй половины XIX столетия. В 1878 году, после одной из таких поездок появляется одно из самых известных произведений художника – картина «Рожь». Медведи получились у Савицкого столь удачно, что он даже расписался на картине вместе с Шишкиным.
Его друзьями были Константин Савицкий, Архип Куинжди и Иван Крамской. Тем более, что у неё не два малыша, как это бывает обычно, а аж три. Окончив курс этого заведения, с 1857 продолжал своё образование в Петербуржской Академии Художеств (1856—1865), где числился учеником профессора С. М. Воробьёва. Пример тому – поэтичная по мотиву и гармоничная по живописи картина Туманное утро (1885). Ему претила чиновничья жизнь, да и к купеческим делам он был непригоден.
Шишкин горячо поддерживал их идеи, хотя его первая работа, которую он написал по возвращении на родину, — «Швейцарский пейзаж» — все еще несла на себе отпечаток академических традиций, какие он впитал в годы учебы. Стройные сосны в левой части картины тактично окрашены светом угасающего дня. Ничуть не бывало.
Он считался лучшим пейзажистом и гравером своего времени. В одном только Государственном Русском музее хранятся семь карандашных эскизов-вариантов. Он охотно с ними занимался, брал их на этюды, совершал с ними дальние поездки» (с. 19, 2). Их он стремился передать как можно конкретнее. Рисунок с самого начала стал для него важнейшим средством изучения натуры.
Он умер скоропостижно в Петербурге 8 (20)марта1898, сидя за мольбертом, работая над новой картиной. Особое значение для Шишкина имели натурные впечатления, полученные в родных местах (куда он нередко наезжал), а также на о. Валаам и в окрестностях Петербурга и Москвы. Все сковано морозом и погружено в тень.
Шишкин стал одним из участников российского художественного объединения «Передвижники», благодаря которым выставки картин талантливых художников проходили в различных городах. Пейзажист. В Цюрихе попробовал впервые гравировать «царской водкой». Много работал Шишкин и за границей.
Всего богаче ими московская Третьяковская галерея. Шишкин И. И. Шишкин – не вершина искусства, а та основа, без которой нельзя идти дальше». Мери-Хови по финляндской железной дороге (1890) и целый ряд других. Сныть-трава» (1884), «Лес (Шмецк близ Нарвы)», «У берегов Финского залива (Удриас близ Нарвы)» (оба 1888 г. ), «На песчаном грунте.
Воробьева. Он недавно похоронил жену и двух маленьких сыновей. В одном только Государственном Русском музее хранятся семь карандашных эскизов-вариантов. Не было в русском искусстве художника, который бы знал пейзаж столь «ученым образом» (Крамской).
В окрестностях Москвы» (1869), это единство предстает уже очевидной реальностью, прежде всего за счет тонкой композиционной и свето-воздушно-колористической координации зон неба и земли, почвы (последнюю Шишкин чувствовал особенно проникновенно, в этом отношении не имея себе равных в русском пейзажном искусстве). Такие полотна, как «Ручей в лесу (На косогоре)» (1880), «Заповедник. В Цюрихе попробовал впервые гравировать «царской водкой». Среди его произведений этого периода следует отметить картины «Ручей в лесу (На косогоре)» (1880), «Заповедник. В своей теще, которая поселилась у него, он находил даже поддержку этому. Передвижники).
В полотнах живописца красноречиво выражены коренные качества русского пейзажа с характерным для него сочетанием могучих вертикалей и горизонталей, спокойной гармонией масс земли и неба. Его отец Иван Васильевич пользовался у земляков глубоким уважением. Приблизиться к природе было его главной целью уже в ту пору. Именно этот чуткий педагог помог Ивану найти себя в художестве.
Почему Ивана Шишкина называют художником полудня, догадаться не трудно. «В последние десятилетия XIX века, в трудный для Товарищества период, когда возникшие в его среде разногласия грозили распадом всей организации, Шишкин был с теми художниками, которые продолжали исповедовать демократические просветительские идеалы шестидесятых годов» (с. 17, 2). Одни срубы разбухают, другие – тонут, а третьи – отталкивают воду. Родился будущий художник в Елабуге. Вот таким образом талант Шишкина иногда гораздо ярче высказывается в одноцветных рисунках и офортах, чем в таких работах, в которых он пользовался многими красками», — считают некоторые критики.
Иван Иванович нарисовал девственный глухой лес, по которому не ступала нога человека. Есть другая версия, что толчком к появлению этого полотна послужил пейзаж «Туман в сосновом лесу» (1888), написанный, по всей вероятности, как и «Бурелом», под впечатлением от поездки в вологодские леса. Для Шишкина мрачная природа – нонсенс. Для ранних работ мастера («Вид на острове Валааме» 1858, Киевский музей русского искусства «Рубка леса», 1867, Третьяковская галерея) характерна некоторая дробность форм придерживаясь традиционного для романтизма «кулисного построения картины, чётко размечая планы, он не достигает ещё убедительного единства образа.
Художник владел усадьбой в деревне Выра (ныне— Гатчинский район Ленинградской области). Однако вторая половина этого десятилетия стала тяжелым временем в жизни Шишкина. Медведей написал Савицкий в самой картине.
Иван Шишкин родился 13 (25) января 1832 года в Елабуге – маленьком провинциальном городке, расположенном на высоком берегу Камы, в купеческой семье. С 1870 года, примкнув к образовавшемуся в Санкт-Петербурге кружку аквафортистов, принялся снова за гравирование «царской водкой», которое уже не покидал до конца своей жизни, посвящая ему почти столько же времени, сколько и живописи. Их дом всегда был полон гостей. Всего богаче ими московская Третьяковская галерея.
Известно большое количество сделанных художником пробных оттисков. И солнечный свет как бы робко заглядывает в этот дремучий лес. Ведь в ней «начиная от замысла и кончая исполнением, все говорит о манере живописи, о творческом методе, свойственных именно Шишкину».
В окрестностях Москвы» (Государственная Третьяковская галерея), с золотистыми полями спеющей ржи, конкретно вписанными дальними планами, дорогой идущей из глубины и высоким, распростертым над землей небом со светлыми кучевыми облаками. Проявляясь главным образом в его успешных выступлениях на академической выставке 1865 года с картиной Вид в окрестностях Дюссельдорфа (Государственный Русский музей) и позже, в 1867 году, с той же работой на Парижской Всемирной выставке, а спустя год снова на академической выставке, Шишкин внешне оказывается на виду академического начальства и даже награждается орденом Станислава III степени. Успехи в колорите были достигнуты Шишкиным, прежде всего и в наибольшей степени в этюдах, в процессе прямого общения с природой. Сосновый бор (1881), Сосновый лес (1885), В сосновом лесу (1887) и другие по характеру близки работам предшествующего десятилетия. Подобно многим русским художникам, он от природы обладал огромным талантом самородка.
Воробьев. До 1856 года руководителем начинающего художника был Аполлон Мокрицкий. Окрестности Москвы. Более того, вот какая оценка была дана ему в альбоме «Сто русских деятелей искусства» изданном в Париже: «Роль Шишкина в истории развития глаза русских пейзажистов огромна и абсолютно исключительна.
Тем более, что остров славился своей живописной природой. Однако трактованы они с большей живописной свободой.