"Громче всех, -- вспоминает Репин, -- раздавался голос богатыря как зеленый могучий лес он заражал всех здоровьем, весельем, хорошим аппетитом и правдивой русской речью. Он считался лучшим пейзажистом и гравером своего времени. Что-то радостное и вместе с тем задумчивое есть в широко распахнувшейся степи (именно такое ощущение вызывает свободная, незамкнутая композиция картины), в чередовании освещенных и затемнённых пространств, в засохших стеблях, словно стелющихся под ноги путнику, в величественном дубе, возвышающемся среди равнин. И это лишний раз подтверждает возможность взаимосвязи обеих картин. Да и сама жизнь требовала этого.
Отсюда и дорога, теряющаяся в поле. По возвращении в Россию Шишкин оказывается на пороге нового этапа. Художник постоянно рисовал в подмосковном лесу — в Сокольниках изучая форму растений, проникая в анатомию природы и делая это с огромным увлечением. Иван Иванович Шишкин родился в Вятской губернии (город Елабуга) 25 января 1832 года.
В 1886 году сам художник выпустил в свет альбом своих избранных гравюр в числе 25. Рисунок с самого начала стал для него важнейшим средством изучения натуры.
Но стремительное развитие русской художественной культуры нуждалось в большем: Шишкин создавал свои пейзажи в годы, когда Крамской требовал «живописи живой и разительной», когда Репин уже написал «Крестный ход в Курской губернии» и мощную по живописи картину «Иван Грозный и царевич Иван», когда Суриков работал над созданием «Боярыни Морозовой», абсолютной в своем живописном решении. В 1852 году Иван едет в Москву и поступает в Московское училище. Сныть-трава» (1884), «Лес (Шмецк близ Нарвы)», «У берегов Финского залива (Удриас близ Нарвы)» (оба 1888 г. ), «На песчаном грунте.
Это дерево давно должны были спилить на дрова. Много работал Шишкин и за границей. Стройные сосны в левой части картины тактично окрашены светом угасающего дня. В ней художник выразил многогранные особенности своего дарования.
Это – Афонасовская корабельная роща близ Елабуги он уже показал ее почти с той же точки в картине «Сосновый бор» 1872 года.
«В рисунке природы не должно быть фальши. Шишкина влеклажажда художественного исследования природы. Крамской писал Ф. А.
Шишкину бесспорно, принадлежит место самого сильного художника. Петергоф», «Дождь в дубовом лесу», «На севере диком. », столь несхожие между собой, были написаны за несколько месяцев 1891 года.
Все более многогранно год от года решал он задачу воплощения в живописи своего поэтического восприятия русской природы эпическая величавость и неподдельная задушевность неразрывно сливаются в 80-х годах в его лучших произведениях. Взамен этого он много работал с натуры то в ближайших окрестностях Петербурга, то среди суровой природы на острове Валаам (в северной части Ладожского озера). Полнота чувства и зрелость мысли отличают эти поздние картины художника. Рассматривая наброски лесосплава, Шишкин спросил Репина, какое дерево сплавляли по реке.
Есть в этом пейзаже особенная поэтичность и даже таинственность. В двенадцать лет был определён в ученики 1-ой казанской гимназии, но, дойдя в ней до 5-го класса, оставил её и поступил в Московское училище живописи, ваяния и зодчества (1852—1856). Порой он отходил от единой системы создания картин, чему учили в академии, но он создавал замечательные шедевры, многие из которых хранятся в России, Чехословакии, Белоруссии. Успехи молодого художника, отмеченные золотыми и серебряными медалями, подтверждают отзыв его прежнего наставника Мокрицкого в связи с поступлением Шишкина в Академию: «Лишились мы отличного и даровитого ученика, но надеемся увидеть в нем со временем отличного художника, если ой стой же любовью будет заниматься в Академии». Если в картинах «Святой ключ близ Елабуги» и «Дубовая роща» (обе 1886 г. ) он дал прекрасные образцы своей годами выработанной живописи, точно определенной в цвете, верно характеризующей предметный мир, с краской, положенной плотным слоем, то в том же 1886 году он создал совсем иное, чудесное произведение – «Сосны, освещенные солнцем». Васильева.
В 1870-е гг. Крамским. Но всегда, писал ли он широкие дали или только кустик сныдь-травы, он определял композицию своего этюда, рассматривал его не как заметку для памяти, но как по-своему завершенное художественное произведение. Летом 1880 года Шишкин был уже ее женихом. Постоянная работа на натуре развивала в Шишкине понимание природы.
В картине нет глубоких просторов, подчеркнутого центра, она нарочито далека от декоративности и именно потому она прозвучала как резкий вызов «выдуманным пейзажам» (так определял их И. Н. Он улавливал в ней все более богатое содержание, видел новые мотивы. Летом работает с натуры в Сиверской. Что говорит биография Шишкина об этом периоде его жизни. Вдали от них он никогда не был спокоен и почти не мог работать. В 1881 г. Ольга Антоновна скоропостижно скончалась. Случайность.
Для ранних работ мастера («Вид на острове Валааме», 1858, Киевский музей русского искусства «Рубка леса», 1867, Третьяковская галерея) характерна некоторая дробность форм придерживаясь традиционного для романтизма «кулисного» построения картины, четко размечая планы, он не достигает еще убедительного единства образа. В одном только Государственном Русском музее хранятся семь карандашных эскизов-вариантов.
Куинджи и, чуть позднее, И. И. В 1844 он поступает в Первую мужскую гимназию Казани. Приблизиться к природе было его главной целью уже в ту пору. Живая эмоциональность, слишком сдержанная в ранних произведениях Шишкина, получила свободное развитие в работах середины 1880-х годов. Саврасов, Ф. А. Весной 1862 года вместе с В. И.
Большое значение в воспитании мальчика имел образ отца, человека разносторонне развитого. Это же свойственно пейзажам «Дубы» (1887, ГРМ), «Золотая осень» (1888, Пермская гос.
Эти черты свойственны картине «Ручей в лесу» (1880) и еще более – картине «Среди долины ровныя. » (1883, ее названием служит первая строка стихотворения А. Ф. В 1865 году Шишкин возвращается в Россию и за картину "Вид в окрестностях Дюссельдорфа" (1865, ГРМ) получает звание академика. Эпическим размахом выделяется среди них картина «Кама близ Елабуги», созданная в 1895 году. Стремление к «верности, сходству, портретности изображаемой природы» проявляется уже в ранней работе «Вид в окрестностях Петербурга» (1856, ГРМ). Все это развивало поэтическое воображение мальчика. был талантливым живописцем XIX века.
Мачтовый лес в Вятской губернии» (1872) и «Рожь» (1878 Третьяковская галерея). В его картинах – чуткое отношение к деталям. С его именем связана история отечественного пейзажа второй половины XIX столетия. Его друзьями были Константин Савицкий, Архип Куинжди и Иван Крамской.
От этого снег, толстым слоем лежащий на земле, на ветвях сосен кажется еще голубее. музей русского искусства, Киев), в нем сочетаются величие и задушевная лирика. Достаточно будет упомянуть о шишкинских произведениях, находящихся в публичных коллекциях. Пейзажист – истинный художник, он чувствует глубже, чище записал он несколько позже в дневнике.
Видимо, «Туман в сосновом лесу», с успехом экспонировавшийся на передвижной выставке в Москве (ныне в частном собрании в Чехословакии) породил у Шишкина и Савицкого обоюдное желание написать сходный по мотиву пейзаж с включением в него своеобразной жанровой сценки с резвящимися медведями. Ощущение русского раздолья рождает образный строй самого полотна. Начав картину «Краснолесье» изображавшую «целое море соснового леса – лесное царство», художник выронил уголь и рисунок и упал замертво. Богатство и разнообразие растительных форм увлекает Шишкина. Одиночество.
И когда он перед натурой. Художник владел усадьбой в деревне Выра (ныне— Гатчинский район Ленинградской области). Савицким (написавшим в картине медведей). Мрачное настроение. Иван Иванович Шишкин родился 13 января 1832 года в Елабуге. Одной из работ, запечатлевшей дикую красоту Валаама, стала картина «Сосна на Валааме». Богато нюансирован цвет.
Для Шишкина мрачная природа – нонсенс. Все это ясно видно также в картинах «Дубы», «Дубовая роща», написанных в 1887 году. Зритель словно стоит на пороге того мира, который окружает его и в котором все ему доступно и близко (принцип активного композиционного построения, словно бы сталкивающего зрителя с жизнью изображенной художником и уничтожающего воображаемую преграду между пространством реальным и живописным, был применен Репиным, Суриковым, Серовым в произведениях тех же 1880-х гг. ). Самостоятельную ценность имеют его рисунки и этюды, представляющие собой детализованный дневник природной жизни.
Замысел ее подсказал Шишкину К. А. Савицкий, но не исключена возможность, что толчком к появлению этого полотна послужил пейзаж 1888 года «Туман в сосновом лесу», написанный, по всей вероятности, как и «Бурелом», после поездки в вологодские леса. Это же свойственно пейзажам Дубы (1887, ГРМ), Золотая осень (1888, Пермская гос.
На каждой передвижной выставке он обязательно бывал представлен несколькими работами. Он всегда сам находил себе учеников, выделяя тех, кому было тесно в академических рамках. Родилась дочь Ксения. Савицкий согласился, хоть и посчитал решение несправедливым. Однако Шишкин не довольствовался умением писать природу вообще.
До 1865 года он будет жить в основном в Германии, Швейцарии и Франции. Здесь исчезла всякая таинственность.
Богатство и разнообразие растительных форм увлекает Шишкина. Известно большое количество сделанных художником пробных оттисков. – Как бы я хотел умереть. Среди всех произведений художника наиболее популярна картина «Утро в сосновом лесу».
В своей теще, которая поселилась у него, он находил даже поддержку этому. Более того, вот какая оценка была дана ему в альбоме «Сто русских деятелей искусства» изданном в Париже: «Роль Шишкина в истории развития глаза русских пейзажистов огромна и абсолютно исключительна. В 1882г. У него все явственнее проступало трезвое, спокойно-вдумчивое отношение к природе. Сосновый лес очень труден для кисти, ведь надо сделать так, чтобы хвоя чувствовалась, чтобы ею «пахло» в комнате, где висит картина. Среди его учеников были Е. Е. Волков, А. Н. Шильдер, Н. Н. Хохряков и рано ушедший из жизни Федор Васильев, чьи картины учитель бережно сохранил и организовал его посмертную выставку. В полотне «Среди долины ровныя. » прекрасен и героичен великан-дуб, концентрирующий в себе растительную мощь земли.
Стройные сосны в левой части картины тактично окрашены светомугасающего дня. В решении колористических задачШишкин уступал Куинджи, но зато был сильнее его как рисовальщик. Характерно, чтоКуинджи изображавший, как правило, явления природы, не поддающиеся длительномуизучению, обходился без предварительных натурных этюдов, в то время как Шишкин считалих первоосновой творческого процесса. Наряду с Куинджи в конце семидесятыхгодов выступает В. Д. Поленов – автор замечательных пленэрных жанрово-пейзажныхкартин Московский дворик и Бабушкин сад. Он видел в нем бесконечное разнообразие форм, воплощение бессмертия природы, материализацию чувства Родины. Русский музей владеет картинами: «Корабельная роща», «Полянка с соснами», «Лесная глушь» и «Поляна», пятью этюдами и двумя рисунками.
Что может быть лучшеприроды Богатство и разнообразие растительныхформ увлекает Шишкина. Потому в картинах Шишкина "Туманное утро" (1885, Горьковский гос. Подобно многим русским художникам, он от природы обладал огромным талантом самородка.
Однако истинной ценностью произведения является прекрасно выраженное состояние природы. это человек-школа. » (письмо от 5 июля 1872 г. ). В России художнику было присуждено звание академика (1865 г. ).
Щедрина и А. А. Шишкин, путешествуя по России представлял затем свои полотна на различных выставках. Разработка множества оттенков основного цвета («Тон почуял», – говорил Крамской о Шишкине), сложные светотеневые градации, даже разнообразие приемов наложения краски – все свидетельствует об исканиях наибольшей правды в изображении природы. «Подобной выставки этюдов у нас еще не было», – заявляли газеты.
Отец его, небогатый купец, был большим ревнителем старины. В таких картинах, как «Полдень в окрестностях Москвы» (1869, там же), это единство предстаёт уже очевидной реальностью, прежде всего за счёт тонкой композиционной и светло – воздушно – колористической координации зон неба и земли, почвы (последнюю Шишкин чувствовал особенно проникновенно, в этом отношении не имея себе равных в русском пейзажном искусстве». Картина «В лесу графини Мордвиновой» поражает нас не свойственной Шишкину проникновенностью и сосредоточенностью настроения. За границей, помимо живописи, он много занимался рисунками пером произведения его в этом роде приводили в удивление иностранцев и некоторые были помещены в Дюссельдорфском музее рядом с рисунками первоклассных европейских мастеров. Его называли «лесным богатырем-художником», «царем леса» и в самом деле культ дерева, леса был присущ Шишкину в высшей степени.
Домашние рано подметили страсть младшего Ванечки к краскам и одно время звали его «мазилкой». В нем сочетаются величие и задушевная лирика. Тянутся тоненькие жерди, переброшенные через мелкий ручей.
Репиным) организовал в залах Академии художеств выставку своих произведений. Ведь лейтмотивом прославленной картины 1889 года как раз и является туман в сосновом лесу. Отсюда он сделал экскурсию в Женеву с целью ознакомиться с работами Ф. Диде и А. Калама, а потом переехал в Дюссельдорф и написал там по заказу Н. Быкова «Вид в окрестностях Дюссельдорфа»— картину, которая, будучи прислана в Санкт-Петербург, доставила художнику звание академика. «Замысел картины подсказал Шишкину Савицкий К. А. Пейзаж представляет зрителю высший летний расцвет. Выйдя замуж, она посвятила себя дому и шестерым детям.
Третьяков решил судьбу картины по-своему. Не скрою, моя картина «Сосновый бор. Отец его, небогатый купец, был большим ревнителем старины. Чувствуется глубина оврага, глушь. Выставка давала представление об огромном труде художника, глубоко чувствовавшего и стремившегося передать красоту и богатырскую силу российской природы.
Пример тому — поэтичная по мотиву и гармоничная по живописи картина «Туманное утро» (1885). Но картина не является иллюстрацией стихов. Художник владел усадьбой в деревне Выра (ныне— Гатчинский район Ленинградской области). Но тема торжественной и ясной красоты родной земли была для него основной. Судя по описанию оказавшегося в Чехословакии пейзажа, задний план его с участком густого леса напоминает дальний вид исполненного маслом эскиза картины «Утро в сосновом лесу», принадлежащего Государственной Третьяковской галерее. Сосновый бор» (1881), «Сосновый лес» (1885), «В сосновом лесу» (1887) и другие по характеру близки работам предшествующего десятилетия.
Мощное и беспомощное, высокое и малое, вековое и мгновенное (две бабочки на первом плане) образуют систему противопоставлений, далекую от назойливости и нарочитости, но подлинно выразительную в своей жизненной правде. Васильеву, который сам был блестящим мастером работы с натуры: «. Произведения Шишкина Рубка леса (1867, ГТГ), При закате (1869, ГРМ), Полдень в окрестностях Москвы (1869, ГТГ), где раскрываются особенности национального пейзажа, отвечали направлению, которое развивалось впоследствии Товариществом передвижных художественных выставок.
«Сосновый бор» (1872)-это «портрет» досконально изученного прикамского леса, где вырос сам художник. Сосновый бор». А восемнадцатилетний Ваня записал в тетради: «Посвятить себя живописи – значит отказаться от всяких легкомысленных занятий в жизни». А «сюжетом» его искусства был образ Родины, русской природы, которую он воплотил в своих произведениях полной могучих сил, неувядающей и облагораживающей красоты.
В начале 1890-х годов уже вполне очевидны были успехи молодых мастеров русской пейзажной живописи, возглавляемых И. И. Сложные противоречия русской художественной жизни проявились в том, что Шишкин, член Товарищества передвижных художественных выставок, за картину «Лесная глушь» был признан Академией художеств профессором (хотя реализм Товарищества передвижников был враждебен академическим воззрениям). Успехи молодого художника отмечаются золотыми и серебряными медалями.
Стремление к верности, сходству, портретности изображаемой природы проявляется уже в ранней работе Вид в окрестностях Петербурга (1856, ГРМ). Дорога на Каму» (1953г. ) навеяна творчеством Шишкина (К. Е. Максимов). Он демонстрирует мастерство кисти, показывая зрителю свои чувства, переживания.
Присутствие медвежьего семейства, расположившегося на краю этого оврага, порождает у зрителя ощущение отдаленности и глухости дикого леса. На рубеже восьмидесятых – девяностыхгодов Шишкин обратился к сравнительно редкой для него теме зимнего оцепенения природыи написал большую картину Зима 1890, поставив в ней трудную задачупередачи чуть заметных рефлексов и почти монохромной живописи. Все сковано морозоми погружено в тень. Не было в русском искусстве художника, который бы знал пейзаж столь «ученым образом» (Крамской). Излюбленный художником предметный план с папоротниками, сочной травой, сырой землей, разорванной корневищами, контрастирующий с торжественным и гулким лесом — все это внушает чувство упоения красотой материальной жизни природы, энергией произрастания леса.
Вот таким образом, не окончив гимназию, Шишкин поступает в Московское училище живописи, ваяния и зодчества. Однако трактованы они с большей живописной свободой. Затем он обосновался в Дюссельдорфе, крупном центре художественной жизни Западной Европы.
Мери-Хови по финляндской железной дороге» (1890) и целый ряд других. «Произведения, созданные Шишкиным в годы учения, носили нередко романтические черты» (с. 7, 2). Левитаном и К. А.
Он написал очень много картин соснового леса, среди наиболее известных – «Ручей в лесу», «Утро в сосновом бору», «Сосновый лес», «Туман в сосновом лесу», «Заповедник. С этого времени начался наиболее плодотворный период творчества живописца. Васильев, А. И. Но картина не является иллюстрацией стихов. Шишкин И. И.
Могучая натура Шишкина победила тяжелые душевные переживания и уже в 1875 году на 4-ю Передвижную выставку Шишкин смог дать ряд картин из которых одна ("Родник в сосновом лесу") снова вызвала восторженные похвалы Крамского. Все сковано морозом и погружено в тень. В картинах «Лес весной», «Лесные дали» (обе 1884 г. ) или «Туманное утро» (1885) Шишкин обращается к переживаниям человека пейзажные образы напоминают зрителю о том душевном волнении, которое он сам испытывал, присматриваясь к природе, улавливая ее далекие, чистые голоса. В сентябре за картину «Вид в окрестностях Дюссельдорфа» (1864) Шишкин получает звание академика и с октября окончательно поселяется в Петербурге.
Иван Иванович Шишкин родился в январе 1832 года в провинциальном городке Елабуге. Шишкин многое отбросил из более ранней картины: в «Корабельной роще» нет последовательности нескольких планов, боковых кулис, нет подробного рассказа о разнообразных растениях – художник достиг здесь композиционной живописной и смысловой выразительности. В Цюрихе попробовал впервые гравировать «царской водкой». Он охотно с ними занимался, брал их на этюды, совершал с ними дальние поездки» (с. 19, 2).
В лучших произведениях Шишкина все настойчивей и сильней начинают звучать эпические ноты. – Величайшее несчастье. Ощущение русского раздолья рождает образный строй самого полотна. Несмотря на известные успехи Шишкина в области колорита, передачи световоздушной среды (а они очевидны в таких картинах, как «Полдень», 1868 «Среди долины ровныя. », 1883 «Лесные дали», 1884 «Сосны, освещенные солнцем», 1886), эти ценности лежали вне возможностей его творческого метода и были даже необязательными для его художественной концепции пейзажа-«памятника», пейзажа-«монумента».
Мастерство Шишкина, даже и доведенное до степени виртуозности, никогда не входило в противоречие с художественной правдой. В апреле 1874 года умерла первая жена Шишкина, Евгения Александровна (сестра Федора Александровича Васильева) и вслед за ней маленький сын. В воспоминаниях о знаменитых «четвергах» Артели И. Е. Репин писал: «Громче всех.
Каждое дерево обладает своим «характером». Сознание важности новых задач опережало возможности их решения. Эти искания были подкреплены постоянной работой на натуре.
Среди русских пейзажистов И. И. Шишкин примкнул к Товариществу передвижных выставок, сблизившись с И. Н. «Зовет и манит меня лес. В 1873 году академия возвела его в звание профессора за приобретённую ею картину «Лесная глушь». Савицкий), картина кажется прозрачной и легкой. Несмотря на успехи Шишкина в пейзажной живописи, близкие друзья настойчиво советовали ему обратить внимание на выразительные средства, в частности, на передачу световоздушной среды. «Стоит ли идти по ней, пытаясь излечиться от горя работой. », – думал Иван Шишкин. участвует во Всероссийской промышленно-торговой выставке в Москве.
Эти медведи с некоторыми различиями в позах и количестве (сначала их было двое) фигурируют в подготовительных рисунках и эскизах» (с. 40, 1). Шире и свободнее, чем хотя бы «Лесная глушь» 1872 года, картина выражает мысль о жизни природы – многообразной, перекликающейся с богатством чувств и мыслей человека. Был похоронен на Смоленском православном кладбище2. Поэтическим чувством проникнуто полотно «Среди долины ровныя» (1883, Гос.
Чувствуют приближение утра резвящиеся медвежата. Он много путешествовал по России, выставлялся в Академии, принимал участие в работе Товарищества передвижных выставок, много рисуя пером (эту технику художник освоил будучи за границей). Художник открывал обширный мир непримечательных составляющих природы, ранее не внесенных в оборот искусства. Немало рисовал он пером на этих вечерах превосходных рисунков.
Монументальная картина (самая крупная по размеру в творчестве Шишкина) – последний торжественный образ леса в созданной им эпопее, символизирующей богатырскую силу русской природы. А в 1880-х Шишкин женился на красавице Ольге Лагоде, своей ученице. «Туман в сосновом лесу» имевший успех на передвижной выставке в Москве (ныне в частном собрании) мог вызвать у Шишкина и Савицкого желание написать полотно, повторяющее мотив прославленной картины, но с включением жанровой сцены. А их было немало.
Свет приобрел большую роль в произведениях Шишкина (и не только в живописи, но ив его рисунках 80-х гг. ) – он оживляет цвет, вызывает к жизни все богатство его тонов. Вечер», «Утро в сосновом лесу» и «У берегов Финского залива». Её сюжет, возможно, был подсказан Шишкину К. А. Савицким. Друзья ничего не могли поделать и надеялись только на «крепкую натуру» Ивана Ивановича.
Также художник показывал свои картины и в Товариществе передвижных выставок. Творческая деятельность И. И. Шишкина была завершена величественной композицией «Корабельная роща» (1898, ГРМ), в которой опыт и мастерство художника выразили неизгладимые впечатления детства. Коровин. Но эта реалистичность нередко вредила его пейзажам: во многих из них она заслоняла собой общее настроение, сообщала им характер не картин, задуманных не с целью возбуждать в зрителе то или другое чувство, а случайных, хотя и превосходных этюдов.
Из-за постоянных ссор многие близкие и друзья перестали общаться с ним. 90-е годы Шишкин встретил полный сил. Картин в Елабуге он не видал – их не было, он знал о них по рассказам из книг. В ней имеются картины: «Рубка леса», «Полдень в окрестности Москвы», «Сосновый лес», «Горелый лес», «Рожь», «Дебри», «Пасека», «Еловый лес» и «Утро в сосновом лесу» и, кроме того, семнадцать мастерских рисунков., высоко ценивший искусство Шишкина, помогавший ему, вплоть до того, что предоставлял свою мастерскую для работы над конкурсной картиной "Мачтовый лес в Вятской губернии" (1872, эта картина под названием "Сосновый бор" находится в ГТГ), писал о достоинствах Шишкина: "Шишкин нас просто изумляет своими познаниями. В 1856--1860 годах он продолжает обучение в Петербургской Академии художеств у С. М. Воробьева. Лучи света проникают в глубину леса и появляются неожиданно среди дальних деревьев.
Шишкин вообще любил высшие точки состояний природы, равно как и наиболее мощные и стойкие породы деревьев (рис. 1). Шишкина влекла жажда художественного исследования природы. В окрестностях Москвы» (1869), это единство предстает уже очевидной реальностью, прежде всего за счет тонкой композиционной и свето-воздушно-колористической координации зон неба и земли, почвы (последнюю Шишкин чувствовал особенно проникновенно, в этом отношении не имея себе равных в русском пейзажном искусстве). Мать художника, Дарья Романовна, была из мещанского рода.
Отвечая в 1893 г. на вопросы «Петербургской газеты», Шишкин признался: «- Мой идеал счастья. Строгая мать-медведица не допустила бы шумную возню вблизи человеческого жилища. В Московский публичный музей поступили, по завещанию К. Солдатенкова, картина «Вид в окрестностях Москвы» и один рисунок. Строки автобиографии, написанной в третьем лице, позволяют узнать о занятиях молодого Шишкина, получившего свободу от «гимназии с ее узкой формалистикой». Однакотрактованы они с большей живописной свободой.
Он свободно ассоциируется с вечным «древом жизни», старым дубом князя Андрея Волконского из «Войны и мира» или со своим прототипом из популярной песни. Произведения Шишкина "Рубка леса" (1867, ГТГ), "При закате" (1869, ГРМ), "Полдень в окрестностях Москвы" (1869, ГТГ), где раскрываются особенности национального пейзажа, отвечали направлению, которое развивалось впоследствии Товариществом передвижных художественных выставок. Ведь в ней «начиная от замысла и кончая исполнением, все говорит о манере живописи, о творческом методе, свойственных именно Шишкину». В 1890-х годах Шишкин по-прежнему с подъемом писал этюды, до сих пор способные изумить своей задушевностью, солнечностью, чистотой и верностью цвета.
Пример тому – поэтичная по мотиву и гармоничнаяпо живописи картина Туманное утро 1885. Картиной «Рожь» завершаются в семидесятых годах завоевания Шишкина — пейзажиста эпического склада.
Их он стремился передать как можно конкретнее. Созданные в первой половине века пейзажи А. Г.
Прозрачный ручей на переднем плане, в котором можно сосчитать все камушки. И солнечный свет как бы робко заглядывает в этот дремучий лес. Шишкин был членом кружка аквафортистов. Венецианова и И. К.
Так в реальной жизни не бывает, повторяем мы. «В Московском училище живописи и ваяния, где более трех лет занимался художник, широко применялась прогрессивная педагогическая система А. Г. Венецианова, основанная на внимательном и бережном отношении к натуре» (с. 5, 2).
Были созданы картины «Рубка леса» (1867 г. ), «Рожь» (1878 г. ). Достаточно будет упомянуть о шишкинских произведениях, находящихся в публичных коллекциях. Она была представлена в 1878 году на VI Передвижной выставке. Ощущение русского раздолья рождает образный строй самого полотна. В окрестностях Москвы» (Государственная Третьяковская галерея), с золотистыми полями спеющей ржи, конкретно вписанными дальними планами, дорогой идущей из глубины и высоким, распростертым над землей небом со светлыми кучевыми облаками. На первой передвижной выставке он выступает с картинами «Вечер», «Сосновый лес» и «Березовый лес», а в 1872 году по этюдам с натуры пишет в мастерской Крамского «Сосновый бор.
Особенно ярко проявилась его творческая зрелость в двух картинах 1872 года – «Сосновый бор» и «Лесная глушь». После обучения в училище живописи и ваяния (г. Во многих произведениях, прослеживая цветовые и световые градации, он использует принципы тональной живописи. Айвазовского, С. Ф. Талант Шишкина в который раз отметила и Академия, возведя его в звание профессора за картину «Лесная глушь».
Шишкин -- верстовой столб в развитии русского пейзажа, это человек-школа. Что-то радостное и вместе с тем задумчивое есть в широко распахнувшейся степи (именно такое ощущение вызывает свободная, незамкнутая композиция картины), в чередовании освещенных и затемнённых пространств, в засохших стеблях, словно стелющихся под ноги путнику, в величественном дубе, возвышающемся среди равнин. художественная галерея) и другим.
В июне 1865 года он возвращается в Россию, лето проводит на родине – в Елабуге. Местность Кукко». Во всех своих произведениях он является удивительным знатоком растительных форм, воспроизводящим их с тонким пониманием, как общего характера, так и мельчайших отличительных черт любой породы деревьев, кустов и трав. Видимо, он считал, что важно правильно изобразить брёвна их которых сделаны плоты.
Поэтическим чувством проникнуто полотно Среди долины ровныя (1883, Гос. «И вот среди этого лесного царства вдруг возникает фигура старика-лесника, сразу незаметного – его одежда по цвету сродни лесу» (с. 32, 1). Да и сама жизнь требовала этого. В 1891 году в Академии было выставлено более шестисот этюдов и гравюр Шишкина. Это его царство и тут он не имеет соперников, он единственный. Он умер скоропостижно в Петербурге 8 (20)марта1898, сидя за мольбертом, работая над новой картиной. Молодого художника привлекают разнообразие и богатство форм в природе.
В 1865 году Шишкин возвращается в Россию и за картину Вид в окрестностях Дюссельдорфа (1865, ГРМ) получает звание академика. Он недавно похоронил жену и двух маленьких сыновей. Сосновый бор» (1881), «Сосновый лес» (1885), «В сосновом лесу» (1887) и другие по характеру близки работам предшествующего десятилетия.
В 1865 году Шишкин возвращается в Россию и за картину «Вид в окрестностях Дюссельдорфа» (1865, ГРМ) получает звание академика. Он также продолжил работать с гравировкой «царской водкой», примкнув в 1870 к кружку санкт-петербургских аквафортистов. Ему претила чиновничья жизнь, да и к купеческим делам он был непригоден. Стремление к "верности, сходству, портретности изображаемой природы" проявляется уже в ранней работе "Вид в окрестностях Петербурга" (1856, ГРМ). Отсюда он сделал экскурсию в Женеву с целью ознакомиться с работами Диде и Калама, а потом переехал в Дюссельдорф и написал там по заказу Н. Быкова «Вид в окрестностях Дюссельдорфа»— картину, которая, будучи прислана в Санкт-Петербург, доставила художнику звание академика. И когда он перед натурой, то точно в своей стихии, тут он и смел и ловок, не задумывается, как, что и почему. Крамским. Мастер смело экспериментировал.
Только весной 1862 года он уехал за границу. В 12 лет был определён в ученики 1-й казанской гимназии, но дойдя в ней до 5-го класса, оставил её и поступил в Московское училище живописи, ваяния и зодчества (1852—1856). И. Н. Крамской, высоко ценивший искусство Шишкина, помогавший ему, вплоть до того, что предоставлял свою мастерскую для работы над конкурсной картиной Мачтовый лес в Вятской губернии (1872, эта картина под названием Сосновый бор находится в ГТГ), писал о достоинствах Шишкина: Шишкин нас просто изумляет своими познаниями. Мери-Хови по финляндской железной дороге», «Молодые сосенки у песчаного обрыва. Предельно яркого выражения тема эпического пейзажа достигла в знаменитой картине «Рожь». В семидесятых годах художник много работает над изучением природы.
художественный музей) и Сосны, освещенные солнцем (1886, ГТГ) привлекает не столько линейная композиция, сколько гармония светотени и цвета. Его этюд «Сосна на Валааме» принес автору серебряную медаль и зафиксировал стремление Шишкина передать простую, не романтизированную красоту природы. В картине — то знакомое сочетание большого и малого, могучего и хрупкого, что так зорко видел художник в природе родного края, что знал и любил и так искренне воспел своей кистью «русской, простой, бесхитростной. » 8 марта 1898 года художника не стало. Уже в первый год пребывания его в академии были присуждены ему две малые серебряные медали за классный рисунок и за вид в окрестностях Санкт-Петербурга. Однако уклад гимназии, по словам самого Шишкина, препятствовал его стремлениям и наклонностям и он после летних каникул 1848 года не вернулся в гимназию, «чтобы не стать чиновником».
Такие полотна, как «Ручей в лесу (На косогоре)» (1880), «Заповедник. Их будет охватывать чувство нежности к своей земле, к своей малой родине. Отсюда и достоверность и жизнь на его картинах. Один неизвестный рецензент-современник точно сказал по поводу его выставки: «Шишкин тщательно с намерением избегает всего, что способно искусственно возвышать естественную поэтичность сюжета». Именно в этот период были созданы «Первый снег», «Дорога в сосновом лесу», «Сосновый бор», «Рожь» и другие известные картины мастера. Воплощением достижений Шишкина в 80-х годах явилась картина «Бурелом», созданная в 1888 году (показанная впервые на XVI выставке Товарищества передвижников, она называлась «Бурелом.
Впоследствии оттиски с досок, служившие для этого альбома, подправленные и несколько переделанные, были изданы, с прибавкой нескольких других офортов, в виде нового альбома Марксом. В основном экспонатами выставки являлись его недавние этюды. Мачтовый лес в Вятской губернии получает первую премию на конкурсе Общества поощрения художников.
Это же свойственно пейзажам "Дубы" (1887, ГРМ), "Золотая осень" (1888, Пермская гос. Иван Иванович Шишкин родился в январе 1832 года в провинциальном городке Елабуге. «Отобразить родную природу без прикрас, рассказать о ней правдиво и ясно – к этому стремился Шишкин» (с. 14, 2). Шишкин постоянно пишет с натуры, тщательно изучая каждый листочек, каждую травинку.
«Но, пожалуй, самой мощной по своему звучанию явилась картина «Афонасовская корабельная роща близ Елабуги» (с. 20, 1). От этого снег, толстым слоем лежащий на земле, на ветвях сосенкажется еще голубее. С Крамским у них были особенно теплые отношения.
Его рисунок претерпел такую же эволюцию, как и живопись. Мокрицкий, сам когда-то прошедший реалистическую выучку у А. Г. Став маститым художником, бывал в Белоруссии – рисовал в Беловежской пуще. Всего богаче ими московская Третьяковская галерея. Шишкин бросил работать, запил. Идущие под дождем люди усиливают ощущение обжитости природы.
Потому в картинах Шишкина Туманное утро (1885, Горьковский гос. В таких картинах, как «Полдень.
В ней имеются картины: «Рубка леса», «Полдень в окрестности Москвы», «Сосновый лес», «Горелый лес», «Рожь», «Дебри», «Пасека», «Еловый лес» и «Утро в сосновом лесу» и, кроме того, семнадцать мастерских рисунков. Большие академические выставки в Берлине и Дрездене вызвали его резкую критику, но зато его обрадовала Прага, сами чехи и их живое, реалистическое искусство. «Утро» полностью лишено всего этого. И. Н. Крамской, высоко ценивший искусство Шишкина, помогавший ему, вплоть до того, что предоставлял свою мастерскую для работы над конкурсной картиной «Мачтовый лес в Вятской губернии» (1872, эта картина под названием «Сосновый бор» находится в ГТГ), писал о достоинствах Шишкина: «Шишкин нас просто изумляет своими познаниями И когда он перед натурой, то точно в своей стихии, тут он и смел и ловок, не задумывается, как, что и почему тут он все знает, я думаю, что это единственный у нас человек, который знает природу ученым образом Шишкин — верстовой столб в развитии русского пейзажа, это человек-школа». С 1870 года, примкнув к образовавшемуся в Санкт-Петербурге кружку аквафортистов, принялся снова за гравирование «царской водкой», которое уже не покидал до конца своей жизни, посвящая ему почти столько же времени, сколько и живописи.
«В последние десятилетия XIX века, в трудный для Товарищества период, когда возникшие в его среде разногласия грозили распадом всей организации, Шишкин был с теми художниками, которые продолжали исповедовать демократические просветительские идеалы шестидесятых годов» (с. 17, 2). Художник с увлечением работает над широкими по размаху, эпическими по своему строю картинами, воспевающими просторы родной земли. музей русского искусства, Киев), в нем сочетаются величие и задушевная лирика. Из лесов Вологодской губернии»). Шишкина спас разве только его успех, который он уже себе обеспечил, восприимчивость и сила, которыми отличался его организм. Она находилась ранее вСША, а в 1986 году оказалась на аукционе в Лондоне. Судьба ее в настоящее времянеизвестна. Окончив Академию с Большой золотоймедалью в 1860 году, Шишкин получает право на поездку за границу в качестве пенсионера. Его путь к стилевой особенностисвоего творчества был далеко не простым, поскольку в формировании его как пейзажистаеще сказывалась прочная связь с Академией и ее эстетическими принципами.
Моментально». музей русского искусства, Киев), в нем сочетаются величие и задушевная лирика.
В Цюрихе попробовал впервые гравировать «царской водкой». Евгения Александровна болела, умер старший сын Владимир, а вскоре и любимая жена (1874 г. ), а через год смерть унесла младшего – Константина. На опушке изображен сосняк – стройный, высокий. «Шишкин-человек-школа» — сказал о нем Крамской и оказался прав.
Шишкин — не вершина искусства, а та основа, без которой нельзя идти дальше». художественный музей) и "Сосны, освещенные солнцем" (1886, ГТГ) привлекает не столько линейная композиция, сколько гармония светотени и цвета. География работ Шишкина чрезвычайно широка. Живя неподалеку от родных мест живописца, мы, конечно, считаем (или надеемся. ), что на своих полотнах он отразил именно их.
Есть другая версия, что толчком к появлению этого полотна послужил пейзаж «Туман в сосновом лесу» (1888), написанный, по всей вероятности, как и «Бурелом», под впечатлением от поездки в вологодские леса. Первые приметы внутреннего недовольства своим положением, а возможно и сложившимся живописным методом проявились у Шишкина весьма наглядно уже в следующем году по возвращении из-за границы. У Шишкина не было стремления к самодовлеющей пейзажности, его не увлекала дикая, первобытная красота природы — в картинах художника она всегда соприкасается с миром людей, миром живых существ, о котором напоминают то мотив дороги, то срубленное дерево, то фигура лесного сторожа и т. д. Может быть, это было уступкой чрезмерной аналитической заостренности метода художника, пытавшегося такими традиционными внешними средствами «оживить» пейзаж, тем более что цветовому исполнению полотен отводилось, как правило, последнее место после тщательной графической и тональной проработки форм. Суховатой чеканностью исполнения сходны с ними и его ранние картины. Только в глубине луч солнца осветил полянку, слегка окрасивее в розоватый тон.
В 1868 году Шишкин женился на сестре художника Ф. А. Его отец, купец второй гильдии, городской староста, был большим ревнителем старины, увлекался краеведением и археологией издал книгу «Жизнь елабужского купца Ивана Васильевича Шишкина, написанная им самим в 1867 г». Медведей написал Савицкий в самой картине. Их дом всегда был полон гостей. Но картина не является иллюстрацией стихов.
8 марта 1898 года художника не стало. В 1860 году за пейзаж «Вид на острове Валааме» Шишкин удостаивается первой золотой медали, а вместе с ней и права на заграничную командировку. До 1856 года руководителем начинающего художника был Аполлон Мокрицкий. Видимо, по эскизу Шишкина (то есть так, как они были задуманы пейзажистом), Савицкий и написал медведей в самой картине. Классические произведения Шишкина такие, как «Рожь» или «Среди долины ровныя. » (1883, Киевский музей русского искусства), «Лесные дали» (1884, Третьяковская галерея) воспринимаются как обобщенные, эпические образы России. Уже спустя три с небольшим месяца после поступленияон привлек внимание профессоров своими натурными пейзажными рисунками. В 1857 годуон получил две малые серебряные медали – за картину В окрестностях Петербурга 1856 и за рисунки исполненные летом в Дубках. О графическом мастерстве Шишкинаможно судить по рисунку Дубки под Сестрорецком 1857.
Шишкин был первым анатомом природы, который показал ее скелет и строение. Друг Шишкина – Крамской – хвалил его картины, но указывал, что «другие ушли дальше». Это очевидно. Переброшенная черезнего изгородь говорит о близком присутствии человека. Для него, казалось, не было трудностей. Окончив курс этого заведения, с 1857 продолжал своё образование в Петербуржской Академии Художеств (1856—1865), где числился учеником профессора С. М. Воробьёва.
Картина «Утро в сосновом лесу» (рис. 2) пользуется популярностью занимательным сюжетом. Уже в первый год пребывания в академии ему была присуждена малая серебряная медаль за «Вид в окрестностях Петербурга». Потому в картинах Шишкина «Туманное утро» (1885, Горьковский гос. Рисунки 80-х годов, которые художник выполнил углем и мелом, гораздо более живописны, нежели рисунки пером, относящиеся к 60-м годам.
Отец выписывал сыну книги по искусству. Характерна в этом смысле «Рожь». Чувствуется глубина оврага, глушь. Это относится прежде всего к творчеству чрезвычайно популярногов свое время швейцарского пейзажиста А. Калама, художника неглубокого, но с любовьюизучавшего альпийскую природу, умевшего ее внешне опоэтизировать. Девяностые годы Шишкин встретил полный сил.
Шишкин Иван Иванович (1832-1898) родился в г. Елабука, в купеческой семье. В 12 лет по настоянию отца был определён в 1-ю Казанскую гимназию. Названием картины стали строки из стихотворения А. Ф. Мерзлякова известные как народная песня. Совсем другая по настроению картина «Дождь в дубовом лесу». Впоследствии оттиски с досок, служившие для этого альбома, подправленные и несколько переделанные, были изданы Марксом (с прибавкой нескольких других офортов) в виде нового альбома. То, что Шишкин явился перед публикой с выставкой такого рода, было многозначительно.
Немало нарисовал он пером на этих вечерах превосходных рисунков. Иным произведением является вторая картина. Даже чисто живописные особенности картины были новы и необычны для тех лет. А вот зарисовки лесных берегов Камы, «Чертова городища» всех приводили в восхищение. Та же тема торжества жизни составляет основу известного произведения «Утро в сосновом лесу» (1889).
В них нет политики и социальной направленности. Названием картины стали строки из стихотворения А. Ф. Мерзлякова известные как народная песня. Кроме дошедших до нас светлых шишкинских рисунков с подписью «Братцево», свободных от скованности его академической манеры, главным, конечно, были исполнявшиеся им живописные этюды, в одном из которых и был запечатлен мотив зреющего ржаного поля и дороги, послуживший впоследствии, в 1869 году основой для картины «Полдень. Что-то радостное и вместе с тем задумчивое есть в широко распахнувшейся степи (именно такое ощущение вызывает свободная, незамкнутая композиция картины), в чередовании освещенных и затемнённых пространств, в засохших стеблях, словно стелющихся под ноги путнику, в величественном дубе, возвышающемся среди равнин. Поэтическим чувством проникнуто полотно "Среди долины ровныя" (1883, Гос. Такие полотна, как «Ручей в лесу (На косогоре») (1880), «Заповедник.
В 1873г присуждается звание профессора за картину Лесная глушь. К ним относятся «Уголок заросшего сада. Да и сама жизнь требовала этого. Всех исполненных Шишкиным офортов Д. Ровинский насчитывал до сотни он указывал, сверх того, на 68 оригинальных литографий и на 15 цинкографических опытов этого мастера. Венецианова.
В 1888 году Шишкин написал «Туман в сосновом лесу» и тогда же, видимо, этюд «Крестовский остров в тумане», в 1889 году — «Утро в сосновом лесу» и «Туман», в 1890 году — снова «Туман» и, наконец, «Туманное утро». Принципы и устои этого академика сказались на творческой манере Шишкина.
Однако трактованы они с большей живописной свободой. Творческая деятельность И. И. Шишкина была завершена величественной композицией Корабельная роща (1898, ГРМ), в которой опыт и мастерство художника выразили неизгладимые впечатления детства. художественная галерея) и другим.
Однако трактованы они с большей живописной свободой. Уже в эти годы становится понятно, что любимым жанром Шишкина станет пейзаж. Воробьева. Эти медведи с некоторыми различиями в позах и в количестве (сначала их было два) фигурируют во всех подготовительных набросках и эскизах Шишкина. Эту технику художник освоил еще за границей. Это несомненно.
Его «Корабельная роща» (1898 г. ) стала гимном русскому лесу, его вековому могуществу и покою. Мерзлякова, которое стало в XIX веке народной песней). Такие полотна, как «Ручей в лесу (На косогоре») (1880), «Заповедник.
С большой заботливостью относился к даровитому ученику профессор училища А. Н. По-новому здесь разработана композиция пейзажа: зритель не смотрит на него «со стороны», а как бы может войти в него первый план нарочито иллюзорен, а от него в глубину уходит тропинка. Среди всех произведений художника наиболее широкой известностью пользуется картина «Утро в сосновом лесу». Рядом с двухсотлетними деревьями поднимаются юные сосенки. Проявляясь главным образом в его успешных выступлениях на академической выставке 1865 года с картиной «Вид в окрестностях Дюссельдорфа» (Государственный Русский музей) и позже, в 1867 году, с той же работой на Парижской Всемирной выставке, а спустя год снова на академической выставке, Шишкин внешне оказывается на виду академического начальства и даже награждается орденом Станислава III степени.
Сокурсники и даже учителя отмечали, что «Шишкин рисует такие виды, какие еще никто до него не рисовал: просто поле, лес, река, — а у него они выходят так красиво, как и швейцарские виды». Он не уступал им в значительностисодержания и в уровне исполнения.
В 1873 году он стал профессором Академии Художеств (получил звание закартину«Лесная глушь»). Безболезненно и спокойно. Среди русских пейзажистов Шишкину, бесспорно, принадлежит место самого сильного художника. Это все одно, что сфальшивить в молитве, произнести чужие и чуждые ей слова», – так полагал Иван Иванович Шишкин, Академик (1865г. ) и профессор (1873г. ) живописи Петербургской академии художеств и последовательно воплощал эту мысль в своих знаменитых полотнах.
«С тех пор, как я взялась за кисть, я не знаю школы лучше, чем обучение у полотен Шишкина» (Л. Бродская). В этот период Шишкин активно занимается живописью, а также гравировкой так называемой «царской водкой». За границей, помимо живописи, он много занимался рисунками пером произведения его в этом роде приводили в удивление иностранцев и некоторые были помещены в Дюссельдорфском музее рядом с рисунками первоклассных европейских мастеров. У него были какие-то свои трения с Савицким. Эта кропотливая работа особенно заметна в работах конца 1880-х, например в пейзажах «Сосны, освещенные солнцем», «Дубы.
В 1872г За картину Сосновый бор. Иван Иванович Шишкин родился в январе 1832 года в провинциальном городке Елабуге. Наряду с живописными работами особое место в творчестве Шишкина принадлежит графике.
Образ Родины прочитывается в картине «Рожь» (1878), где, кажется, мир сведен до основных «первоэлементов» бытия (плодоносящая земля, небо, ее объемлющее и человек) и вместе с тем дан исчерпывающе полно. В семидесятых годах Шишкин все серьезнее увлекается офортом. В течение всей жизни Шишкин писал лес. И Шишкин сумел снова двинуться вперед. Он начал обретать собственный стиль и отношение к природе.
Что-то радостное и вместе с тем задумчивое есть в широко распахнувшейся степи (именно такое ощущение вызывает свободная, незамкнутая композиция картины), в чередовании освещенных и затемнённых пространств, в засохших стеблях, словно стелющихся под ноги путнику, в величественном дубе, возвышающемся среди равнин. Но счастье вновь отвернулось от художника. С 1870 года, примкнув к образовавшемуся в Санкт-Петербург кружку аквафортистов, принялся снова за гравирование «царской водкой», которое уже не покидал до конца своей жизни, посвящая ему почти столько же времени, сколько и живописи. Что впереди.
Рядом с ними возвышается мощная фигура Ивана Ивановича Шишкина. У работы было очень много положительных отзывов. В дружной среде художников-демократов творчество Шишкина быстро становилось все более зрелым и значительным, приобретало национальный характер. Для своих детей Шишкин был самым нежным и любящим отцом. Тем более, что у неё не два малыша, как это бывает обычно, а аж три.
Вот таким образом талант Шишкина иногда гораздо ярче выказывается в одноцветных рисунках и офортах, чем в таких работах, в которых он пользовался многими красками. Рисунок с самого начала стал для него важнейшим средством изучения натуры. Сама местность под деревьями— камни, песок или глина, неровности почвы, поросшие папоротниками и другими лесными травами, сухие листья, хворост, валежник и прочее— получала в картинах и рисунках Шишкина вид абсолютной действительности. Вернувшись на родину, Шишкин продолжал совершенствовать пейзажную технику. Произведения Шишкина «Рубка леса» (1867, ГТГ), «При закате» (1869, ГРМ), «Полдень в окрестностях Москвы» (1869, ГТГ), где раскрываются особенности национального пейзажа, отвечали направлению, которое развивалось впоследствии Товариществом передвижных художественных выставок. Пейзаж полон жизни и здоровой энергии, но почему на заднем плане – засохшая сосна. О его рисунках постепенно узнала вся школа.
Художнику одинаково удаются и далевые виды и лесные «интерьеры» («Сосны, освещенные солнцем», 1886 «Утро в сосновом лесу» где медведи написаны К. А. Савицким, 1889). Родился будущий художник в Елабуге. Почему Ивана Шишкина называют художником полудня, догадаться не трудно.
Одни срубы разбухают, другие – тонут, а третьи – отталкивают воду. «Шишкин – верстовой столб в развитии русского пейзажа, это человек-школа», – говорил о нем И. Крамской и это известное высказывание главы передвижников можно отнести и к преподавательской деятельности художника. Однако вторая половина этого десятилетия стала тяжелым временем в жизни Шишкина. Приблизиться к природе было его главной целью уже в ту пору. художественная галерея) и другим. Прекрасные произведения создали А. К.
Такая подвижность границ образа происходит не от его нечеткости, а, скорее, от той же благодатной «элементарности», дающей возможность трактовать образ как реалистический символ. За полотно «Лесная глушь» Академия присвоила Шишкину в 1873 году звание профессора. Лес выглядит небольшим и просторным.
О нем говорили и Михаил Бакунин нет зла, все -благо. Москва), начинающий художник поступил в Академию художеств в Петербурге. " 8 марта 1898 года художника не стало. Не изменяя делу всей своей жизни. В контексте русской пейзажной живописи второй половины XIX века картина имеет значение этапного произведения, лучше всего выразившего в тот период путь передвижнического пейзажа, в котором конкретный национальный образ русской природы приобрел особую социальную значимость. то точно в своей стихии, тут он и смел и ловок, не задумывается: тут он все знает.
Его репутация была безупречной. Между тем помимо «Сосен, освещенных солнцем» и сочного по живописи, чрезвычайно выразительного пейзажа «Дубы. В годах он продолжает обучение в Петербургской Академии художеств у. Медведи – «хозяева» русских лесов излюбленные герои сказок, забавные и трогательные, – удачно введены в картину. Вторая картина – «Лесная глушь» – более целостна. Очень расстраивался из-за этого Шишкин Иван Иванович.
С этими мастерами был и Шишкин. Якоби пенсионер Шишкин выезжает в Германию. Шишкин -- верстовой столб в развитии русского пейзажа, это человек-школа".
Так в реальной жизни не бывает. Сама местность под деревьями — камни, песок или глина, неровности почвы, поросшие папоротниками и другими лесными травами, сухие листья, хворост, валежник и прочее — получали в картинах и рисунках Шишкина вид абсолютной действительности, максимально близкой к реальности» (с. 52, 1). Ощущение русского раздолья рождает образный строй самого полотна. Затосковав по отечеству, в 1866 году вернулся в Санкт-Петербург до истечения срока своего пенсионерства.
Биография художника зашифрована в его творениях. Для ранних работ мастера («Вид на острове Валааме» 1858, Киевский музей русского искусства «Рубка леса», 1867, Третьяковская галерея) характерна некоторая дробность форм придерживаясь традиционного для романтизма «кулисного построения картины, чётко размечая планы, он не достигает ещё убедительного единства образа.
«Молодые художники постоянно бывали в доме Шишкина. Левитан и К. А. Творческая деятельность была завершена величественной композицией "Корабельная роща" (1898, ГРМ), в которой опыт и мастерство художника выразили неизгладимые впечатления детства. В 1856 году Шишкин принят в Академию художеств.
Картина получилась полной жизни и радостной свежей энергии. Работа очень понравилась знаменитому коллекционеру Петру Третьякову, но он потребовал вымарать подпись Савицкого, оставив авторство за Шишкиным. Шишкин был упоен красотой русских земель, о чем он сам говорил при жизни. За картину «Лесная глушь» (1872) Шишкин получает звание профессора пейзажной живописи.
Только в глубине луч солнца осветил полянку, слегка окрасив ее в розоватый тон. Его творчество охватывает почти всю вторую половину столетия. В самой натуре, Шишкин ищет такие мотивы, которые позволили бы раскрыть ее в объективной значимости и старается воспроизвести их на уровне картинной завершенности, о чем со всей наглядностью можно судить по другому этюду той же серии —»Вид на острове Валааме" (1858). Лучшей из них следует считать картину «Вид в окрестностях Дюссельдорфа» (1865), за которую он получил звание академика. Сосновый бор» (1881), «Сосновый лес» (1885), «В сосновом лесу» (1887) и другие по характеру близки работам предшествующего десятилетия.
Немало нарисовал он пером на этих вечерах превосходных рисунков.
Крамским точно отмечена сама сущность творческого метода Шишкина, метода, в котором функции художественно-познавательные, эстетические естественно сочетались с функциями «естествоиспытательскими», научно-исследовательскими. Он мог создать несколько выдающихся произведений – картины «В лесу графини Мордвиновой. Иван Иванович нарисовал девственный глухой лес, по которому не ступала нога человека.
Душевный мир. Но картина не является иллюстрацией стихов. Шишкин удачно преодолел в ней трудность изображения глубины леса в сумеречном вечернем освещении. Репин удивился: «Не знаю, а в чём дело. » Иван Иванович пояснил, что каждая порода дерева от влаги по-разному себя ведёт.
Картина «Рубка леса» (1867) – своеобразный итог раннего периода творчества художника.
Учился Ваня прилежно, но в 1848 из гимназии ушел раньше срока (из четвертого класса) и вернулся в Елабугу. Всего богаче ими московская Третьяковская галерея. Русский музей владеет картинами: «Корабельная роща», «Полянка с соснами», «Лесная глушь» и «Поляна», пятью этюдами и двумя рисунками. Подлинной школой для Шишкина стал Валаам, служивший местом летней работы на натуре академическим ученикам-пейзажистам. Он не останавливался в своем развитии. Отец его, небогатый купец, был большим ревнителем старины.
Учась в Московском училище живописи, ваяния и зодчества, он писал московские пейзажи – посещал Троице-Сергиеву Лавру, много работал в Лосиноостровском лесу, Сокольниках. Сокольники. Все эти произведения представлялиразличные направления в единых рамках русского реалистического пейзажа. Тогда только картина будет выглядеть достоверно. В 1866 году Иван Шишкин возвращается в Петербург.
Шишкин – художник народный. Названием картины стали строки из стихотворения известные как народная песня. Сосны вздымаются к небу, уходят за раму картины. В 1886 году сам художник выпустил в свет альбом своих избранных гравюр в числе 25.
Его занятия имели самостоятельный характер. В конце того же 1891 года Шишкин (совместно с И. Е. Он решил учиться на художника.
художественный музей) и «Сосны, освещенные солнцем» (1886, ГТГ) привлекает не столько линейная композиция, сколько гармония светотени и цвета. Ничуть не бывало. Немало нарисовал он пером на этих вечерах превосходных рисунков. Крамской) академического направления. Но семейное счастье художника оказалось недолгим.
Живя в Петербурге, ездил на Валаам, в Сестрорецк. Тема родины составила основное содержание его картины «Полдень. В Московский публичный музей поступили, по завещанию К. Солдатенкова, картина «Вид в окрестностях Москвы» и один рисунок.
Художник мастерски владел искусством рисунка и гравюры.