Суриков писал: «Для меня все галереи Рима — этот Веласкеса портрет. Особо отмечают портрет уже стареющего Филиппа IV. Он писал ему, что придворный художник Родриго де Вильяндрандо умер и место стало вакантно. К созданию портрета главы святого Престола Веласкес отнёсся с большей тщательностью, чем даже к изображению королевских особ, ведь его соперниками были лучшие художники знаменитой итальянской школы изображавшие образы предыдущих пап.
Диего Родригес де Сильва Веласкес — таково его полное имя — родился в небогатой дворянской семье в Севилье. При этом портреты Веласкеса эмоционально очень сдержанны. Кардинал-инфант пришёл в восторг и сразу заказал Веласкесу свой портрет.
Так, до сих пор идут споры о сюжете и смысле «Менин». Трактовка мифологического сюжета здесь весьма оригинальна. Художественный талант Веласкеса открылся в раннем возрасте. Они утвержали, что Веласкес не обладает талантом.
Веласкес скромно изобразил себя в полутени, погруженным в работу. Потребовались доказательства его аристократического происхождения и многочисленные свидетельства того, что он занимался живописью только «ради своего удовольствия и по повелению короля», картин своих не продавал, а жалование получал лишь по занимаемым придворным должностям. Произведения Веласкеса того периода, особенно его натюрморты, оказали большое влияние на современных ему севильских художников.
По второй, наоборот инфанта со своей свитой пришла в гости во время позирования короля и королевы художнику. По второй версии, картина представляет собой вариацию на темы сразу трёх античных мифов — о мойрах (богинях судьбы в древнегреческой мифологии), об Арахне и о похищении Европы — в оригинальной авторской трактовке. Там картина провисела несколько недель, после чего король велел перенести ее в зеркальный зал, где висели его любимые картины Тициана и Рубенса. Портрет главы римской церкви стал самым знаменитым созданием Веласкеса вне Испании. Художника, не всегда находившего в придворных кругах вдохновлявших его моделей, влекли к себе люди творческого склада, яркого темперамента.
Веласкес сдал экзамен на звание мастера 14 марта 1617 года и по поручительству Пачеко был принят в гильдию живописцев Севильи, где получил лицензию для работы в качестве художника-живописца и право «практиковать своё искусство в королевстве иметь мастерскую и нанимать подмастерьев»11. Так появляются картины «Завтрак», «Старая Кухарка», «Музыканты», «Завтрак двух юношей», «Служанка мулатка», «Водонос». Впав в уныние от неудачи в Мадриде, в 1623году Веласкес вернулся в Севилью. Необычным в ней было всё — от темы (до Веласкеса никто подобных полотен в испанской живописи не создавал) до её воплощения и даже смысла.
Комендант Бреды Юстин Нассауский вручает ключи от крепости испанскому полководцу Спиноле. Вместе с тем мастер с уважением и симпатией изображает побежденных голландцев. В мадридский период мастерство художника совершенствуется. е. среди зрителей) и смутно отражаясь в зеркале на противоположной стороне зала.
По совету учителя оттачивание рисунка производит в живописи на бытовые темы – бодегонес. Примером этому может послужить полотно «Христос в доме Марии и Марфы» (около 1620 г., Национальная галерея, Лондон), представляющее собой «картину в картине» и наполненное более глубоким смыслом, чем прочие работы этого периода.
Здесь ему оказывает покровительство премьер-министр Оливарес. Будущий художник родился 6 июня 1599 года небольшом городке Севилья в семье выходцев из Португалии. Кроме уже привычных портретов членов королевской семьи, в этот период были созданы две картины, считающиеся вершиной творчества великого художника— «Менины» (1656, Прадо, Мадрид) и «Пряхи» («Миф об Арахне») (около 1657г., Прадо, Мадрид). Недоброжелательность местной аристократии, возможно, слегка и задевала художника— но не более того, поскольку главную цель своего путешествия он заранее определил как «совершенствование профессионального мастерства». Школа живописи Пачеко, носящая название «Academia Sevillana», отражала академический, официальный взгляд на изложение религиозных сюжетов и образов.
Вместе с тем картина наполнена движением пространственных планов, воздуха, света. Картина украшала Эскориал до пожара, случившегося в сочельник 1734 года. Биографы утверждали, что Диего с лёгкостью давались многие науки. Наиболее значительной из этой серии является картина «Сдача Бреды» (1634—1635, Прадо, Мадрид), в которой художник не только запечатлел историческое событие (сдачу осаждённого голландского города испанской армии 2 июня 1625 года), но и с помощью многочисленных красноречивых деталей выразил своё отношение к этому событию и его участникам. В этот поздний период своего творчества он создал знаменитую композицию «Венера перед зеркалом» и пейзажи «Вилла Медичи», композиции «Менины» и «Пряхи».
Филипп IV повторил ему обещание Александра Македонского, адресованное Апеллесу: «Никто, кроме тебя, писать меня больше не будет». К тому времени изображение Гонгоры уже увидел и сам король Филипп IV.
Школа живописи Пачеко, носящая название «Academia Sevillana», отражала академический, официальный взгляд на изложение религиозных сюжетов и образов. Недоброжелательность местной аристократии, возможно, слегка и задевала художника, но не более того, поскольку главную цель своего путешествия он заранее определил как «совершенствование профессионального мастерства» и желание поработать с пейзажами. В июле 1629 года художник в сопровождении генерала Спинолы, только что назначенного командующим испанскими войсками в Италии, покинул Мадрид.
В 1623 году Веласкес переехал в Мадрид и стал королевским живописцем. Построение композиции и сложнейшее решение света создает не только убедительное ощущение реального пространства, но словно втягивает в него зрителя, стоящего перед картиной». В их портретах он не высмеивает ни их профессию, ни их самих. Первые работы юноши были выполнены в жанре бодегонес (bodegn — трактир (исп. ) и представляли собой бытовые сценки из народной жизни, в изображении которых Диего показал себя великолепным наблюдателем. Как и многих других мальчиков, его отдали в монастырскую латинскую школу. Недоброжелательность местной аристократии, возможно, слегка и задевала художника — но не более того, поскольку главную цель своего путешествия он заранее определил как «совершенствование профессионального мастерства».
Диего Веласкес родился 6 июня 1599 года (в некоторых источниках эта дата указывается как дата крещения) в Севилье (Испания) в семье местных уроженцев Хуана Родригеса де Сильва и Иеронимы Веласкес, чьи предки переехали в Испанию из Португалии. В этих полотнах обычно отсутствуют аксессуары, жесты, движение. К числу самых известных картин раннего Веласкеса относятся «Двое юношей у стола» (около 1618 года, Музей Веллингтона, Лондон), «Старая кухарка» (около 1618 года, Национальная галерея Шотландии, Эдинбург), «Завтрак» (около 1618 года, Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург), в которой художник демонстрирует своё мастерство путём игры света на фигурах переднего плана, подчёркивающей поверхности и текстуры, «Водонос» («Продавец воды из Севильи») (около 1622 года, Музей Веллингтона, Лондон), знаменитое своими визуальными эффектами: большой глиняный кувшин отражает свет горизонтальными бороздками на наружных стенках, одновременно по его поверхности скатываются прозрачные капли воды. Молодой художник приобрёл в Севилье уже достаточно хорошую репутацию. Увидев портрет, римский Папа, как известно, воскликнул: «Слишком правдиво. », — но принял его благосклонно и художника наградил золотой цепью.
Как описывает художник Хусепе Мартинес (исп. )русск., это привело в 1627 году к конкурсному соревнованию между Веласкесом и ещё тремя художниками: Кардуччо, Кахесом и Анхело Нарди (исп. )русск. Картина изображает обряд посвящения в братство этого бога. 1625 год. Подписанный после долгой войны между Францией и Испанией Пиренейский мир предусматривал брак между Людовиком XIV и старшей дочерью Филиппа IV Марией Терезой.
Справа находится другая пряха, она сматывает в тугой клубок сделанную из шерсти нитку. 25 мая 1651 года художник покинул Италию.
Действующие лица образуют полукольцо вокруг центральных фигур, вовлекая и зрителя, который становится участником события. Сам же папа, увидев портрет, воскликнул «Слишком правдиво. » и наградил художника золотой цепью и папской медалью. Но не успел он пробыть дома и двух месяцев (1623), как его догнало письмо от севильянца, служившего королевским капелланом. Существует большое количество копий и имитаций оригинальных полотен мастера. В течение трёх первых лет брака у молодой четы родилось две дочери.
Однако отражение это темно и неясно. Портреты, жанровая живопись исторические темы, религиозные картины, мифологические, во всём этом великому художнику нет равных.
В картинах Вакх (Пьяницы, до 1630) и Кузница Вулкана (1630 обе картины в музее Прадо, Мадрид) художник объединил мифологические образы богов с грубоватыми, нарочито приземленными образами людей, наделил их реальными психологическими характерами. Это и члены королевской семьи (королева Марианна Австрийская инфанта Маргарита инфант Филипп Просперо). Посетив галерею Дориа-Памфили, В. И. Внимание к мельчайшим деталям и фрагментам отличает все творчествоживописца и это относится также к исторической картине «Сдача Бреды», стоящей в первом ряду мировых произведений этого жанра.
Так Веласкес наконец получил возможность показать себя. Там его избрали членом римской Академии св. Здесь Веласкес овладел навыками и представлениями о шедеврах живописи в мировом масштабе.
1657, обе — Мадрид, Прадо), великолепные придворные портреты. Образ жизни Веласкеса, однако, не изменился.
Впав в уныние, Веласкес вернулся в Севилью. Собственно, Диего Родригес де Сильва Веласкес (Diego Rodriguez de Silva Velazquez). Картина украшала Эскориал до пожара, случившегося в сочельник 1734 года. Но здоровье Веласкеса было подорвано. Вообще отношения между королем и Веласкесом складывались очень дружеские. 25 мая 1651 года художник покинул Италию.
Произведения эти не имеют себе равных в мировой живописи. и о наличии вакансии на это место.
«Менин» часто называют «картиной создания картины». За работой этой пряхи наблюдает другая женщина.
– Жизнь города, его типы и нравы по-прежнему интересовали Веласкеса. Рисует он опять же портреты. Луки и общества виртуозов Пантеона. Более того, сам процесс творчества стал сюжетом картины.
Узнав о талантливом художнике из Севильи, он призывает его к себе. Диего Родригес де Сильва Веласкес родился 6 июня в 1599 году, в городе Севилья (Испаня). Среди подобных портретов этого периода надо отметить «Графа Оливареса» (1625) и «Шута Калаба-Сильяса» (1626-1627). Как описывает художник Хусепе Мартинес, это привело в 1627 году к конкурсному соревнованию между Веласкесом и ещё тремя художниками: Кардуччо, Кахесом и Анхело Нарди (исп. )русск. Но не успел он пробыть дома и двух месяцев, как его догнало письмо от Хуана де Фонсеки (исп. )русск.
Они настояли на том, чтобы был устроен конкурс. Их обручение должно было состояться на острове Фазанов на испанской границе. Но даже эта милость, которая отметила его придворные, а не творческие заслуги, принесла ему немало унизительных переживаний.
Существует несколько версий, противоречащих друг другу. Обстоятельства обучения не были задокументированы, но известно, что в октябре 1611 года Хуан Родригес подписал «договор на обучение» своего сына Диего с художником Франсиско Пачеко, на шесть лет, начиная с декабря 1611. Как и положено, Диего проявил способности к изобразительному искусству уже в детстве. Впоследствии оно только увеличивалось.
На заднем плане, за отодвинутой красной тяжёлой занавесью, видны готовые гобелены, сложенные стопкой. Первые работы юноши были выполнены в жанре бодегонес (bodegn — трактир (исп. ) и представляли собой бытовые сценки из народной жизни, в изображении которых Диего показал себя великолепным наблюдателем. Каганэ. Но не успел он пробыть дома и двух месяцев (1623), как его догнало письмо от севильянца, служившего королевским капелланом.
Но самое крупное произведение художника 1630-х – картина «Сдача Бреды». Известно, что он написал несколько портретов короля, его жены и графа-герцога. В этих портретах, становящихся все более «нематериальными», кисть живописца обретает легкость изображая темы в определенном отношении менее возвышенные, но в то же время более элегантные и социально значительные. с известием о смерти придворного живописца Родриго де Вильяндрандо (исп. )русск.
Быстрая карьера Веласкеса вызвала негодование и зависть среди соперников— художников Винсенсо Кардуччи и Эухенио Кахеса (исп. )русск., которые обвиняли Веласкеса в том, что тот способен правильно нарисовать только голову. В. И. Веласкес сдал экзамен на звание мастера 14 марта 1617 года и по поручительству Пачеко был принят в гильдию живописцев Севильи, где получил лицензию для работы в качестве художника-живописца и право «практиковать своё искусство в королевстве иметь мастерскую и нанимать подмастерьев». Иннокентий Х был некрасив и Веласкес не стремился облагородить его внешность. Особенно часто изображалась инфанта Маргарита, королевская дочь. Филипп IV повторил ему обещание Александра Македонского, адресованное Апеллесу: «Никто, кроме тебя, писать меня больше не будет».
Он рано начал собирать библиотеку, так как в раннем детстве научился читать. Существует несколько версий, противоречащих друг другу. В этот период очень плодотворно трудится Диего Веласкес. Даже дремлющему крупному псу отведена отнюдь не второстепенная роль. Отсюда появилось большое количество завистников. Художественный талант Веласкеса открылся в раннем возрасте. Веласкес скончался, достигнув вершины своего искусства.
«Кузница Вулкана» была написана им в столице Италии. Севильский период в творчестве художника Веласкеса определяется с 1617 по 1623 год. Первые работы юноши были выполнены в жанре бодегонес (bodegn — трактир (исп. ) и представляли собой бытовые сценки из народной жизни, в изображении которых Диего показал себя великолепным наблюдателем. Осенью 1623 года Веласкес вместе со своим тестем приехал в Мадрид. Есть в них и удаль и бесшабашность и веселье и горечь.
По второй версии, картина представляет собой вариацию на темы сразу трёх античных мифов — о мойрах (богинях судьбы в древнегреческой мифологии), об Арахне и о похищении Европы — в оригинальной авторской трактовке. В семнадцать лет Веласкес получил звание мастера. К числу самых известных картин раннего Веласкеса относятся «Двое юношей у стола» (около 1618 года, Музей Веллингтона, Лондон), «Старая кухарка» (около 1618 года, Национальная галерея Шотландии, Эдинбург), «Завтрак» (около 1618 года, Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург), в которой художник демонстрирует свое мастерство путём игры света на фигурах переднего плана, подчёркивающей поверхности и текстуры, «Водонос» («Продавец воды из Севильи») (около 1622 года, Музей Веллингтона, Лондон), знаменитое своими визуальными эффектами: большой глиняный кувшин отражает свет горизонтальными бороздками на наружных стенках, одновременно по его поверхности скатываются прозрачные капли воды. Каганэ.
Наиболее ярким представителем испанской живописи «золотого» века является художник-реалист Диего Веласкес. С присущим ему безупречным вкусом сам он пополнял художественные коллекции Алькасара.
А безупречное мастерство Веласкеса подтвердило правомерность его замысла. Мудрая непредвзятость и человечность Веласкеса воплотились в его портретах королевских шутов и карликов (Эль Бобо из Кории, Эль Примо, так называемого Хуана Австрийского, Себастьяна Мора и других, все – 1631–1648, Прадо, Мадрид). Согласно установочному принципу учителя «все искусство живописца в рисунке», Диего много рисует.
Веласкес сдал экзамен на звание мастера 14 марта 1617 года и по поручительству Пачеко был принят в гильдию живописцев Севильи, где получил лицензию для работы в качестве художника-живописца и право «практиковать свое искусство в королевстве иметь мастерскую и нанимать подмастерьев». Картины пропитаны большим психологическим смыслом. По возвращении в Испанию в 1631 году Веласкес был назначен гофмейстером королевского двора, в 1634 году художник получил почётное звание гардеробмейстера. Примером этому может послужить полотно «Христос в доме Марии и Марфы» (около 1620 г., Национальная галерея, Лондон), представляющее собой «картину в картине» и наполненное более глубоким смыслом, чем прочие работы этого периода. При дворе онделает успешную карьеру и пишет портреты членов королевской семьи.
1650, Лондон, Национальная галерея), «Лас Менинас» (1656), «Пряхи» (ок. Тонко и точно разработанная гамма красных и розовых оттенков – эмоциональный ключ к пониманию жестко-правдивого образа папы Иннокентия Х (1650, Галерея Дориа-Памфили, Рим), портрет которого Веласкес написал во время второй поездки в Италию в конце 1648 – середине 1651 годов. К этому же периоду относятся Венера перед зеркалом (около 1650, Национальная галерея, Лондон), в которой необычный композиционный прием (лицо Венеры видно только в зеркале) придает особую свежесть и остроту изображению гибкого, стройного, полного жизненного обаяния обнаженного женского тела, а также два пейзажа Вилла Медичи (1650–1651, Прадо, Мадрид по другому мнению – около 1630), в необычайно для своего времени широкой живописной манере воссоздающие целостные образы природы.
Сам понтифик назвал его «слишком правдивым», а другие члены курии пожелали заказать портреты у испанского художника. Примеры работ: Эль Примо, Менипп, Барбаросса. Написанный же в 1650 году портрет римского Папы Иннокентия X (Рим, галерея Дориа-Памфили), невиданный по откровенности образа, буквально покорил итальянцев.
Она стала одним из самых значительных произведений живописи в историческом жанре. Веласкес родился 6 июня 1599 года в городе Севилья в Испании, в семье португальских евреев, принявших христианство. К этому же времени относится создание Веласкесом своей самой, пожалуй, необычной картины «Венера перед зеркалом». Не меньше споров вызывают и «Пряхи».
Учился в родном городе у живописцев Франсиско де Эрреры Старшего и Франсиско Пачеко (1610–1616), в 1617 получил звание мастера. И портрет удался. Каждый образ на редкость красноречив. Звание мастера он получил в 1617 году.
Ключ от неё имел у себя и сам монарх, каждый день любивший наблюдать за работой творца. В раннем творчестве художника заметен интерес к представителям простого народа.
С торжественными почестями его как рыцаря ордена Сант Яго похоронили в главном алтаре мадридской церкви Сан Хуан Баутиста. С неё было сразу же сделано несколько копий. По обычаю, широко распространённому в Андалусии, Диего и его брат Хуан, также ставший художником, взяли себе фамилию матери, но сохранились образцы подписей художника, где он использовал и вторую фамилию «Сильва Веласкес». Следуя традиции, он исполнял заказанные ему портреты шутов, карликов, уродцев. В наивысшей степени это удалось ему в серии портретов придворных шутов (Los truhanes), которых, по некоторым сведениям, при дворе Филиппа IV имелось более сотни. В последнее десятилетие своей жизни Веласкес создал свои знаменитые картины «Венера перед зеркалом» (ок. Пачеко, человек широкой культуры и многосторонне образованный, автор неизданного при жизни трактата по искусству живописи, верный последователь Рафаэля и Микеланджело и сам делавший превосходные портреты карандашом, несмотря на отсутствие большого таланта, был своим человеком в интеллектуальной среде Севильи и среди духовенства, поскольку занимал должность цензора и эксперта по церковной живописи при святейшей инквизиции в Севилье.
С неё было сразу же сделано немало копий. Но в целом художник отдает должное жизнестойкости и оптимизму своего народа. Глубоким психологизмом отмечен самый поздний портрет стареющего Филиппа IV (1655—1660, Мадрид, Прадо), в котором привычная величавая невозмутимость испанского монарха не может скрыть того, что он не только обрюзг и устал, но и душевно подавлен, одинок в его обычно вялом и холодном взгляде угадывается что-то скорбное. Кроме уже привычных портретов членов королевской семьи, в этот период были созданы две картины, считающиеся вершиной творчества великого художника— «Менины» (1656, Прадо, Мадрид) и «Пряхи» («Миф об Арахне») (около 1657г., Прадо, Мадрид).
Он обращается к редким для испанской живописи античным сюжетам, стремясь трактовать их по-своему, без оглядки на предшествующие традиции («Триумф Вакха или Пьяницы», 1628—1629, «Кузница Вулкана», 1630), а также историческим— «Сдача Бреды» (1634). А слева у деревянного станка в небрежно наброшенном на голову платке сидит уставшая ткачиха и разговаривает со своей помощницей. Веласкес пробовал себя во всех стилях живописи, которые существовали на тот момент. Обнажённая богиня лежит спиной к зрителю, а её лицо можно увидеть в отражении зеркала. «В свете подобного толкования, – пишет В. И.
К тому времени изображение каноника уже увидел и сам король Филипп IV. Существует большое количество копий и имитаций оригинальных полотен мастера. Согласно установочному принципу учителя «все искусство живописца в рисунке», Диего много рисует. Одетые в черные доспехи, с розовым шарфом через плечо теснятся испанцы.
Приор Франсиско де лос Сантос писал в 1681 году, что испанский королевский дворец, который по собранию картин является «выдающимся среди других дворцов монархов мира», обязан этим «заботам Веласкеса». Именно он в европейском искусстве заложил основы психологического портрета. В 1922 году Веласкес перезжает работать в Мадрид. Веласкес обнаруживает мир внутренних переживаний в степенном, одиноко печальном умном карлике Эль Примо, в растерянном, забившемся в угол дурачке (Эль Бобо) из Кории, в уродце Себастьяно Морра, устремившем на зрителя взгляд, полный укора и мрачного отчаяния (все — Мадрид, Прадо). В наивысшей степени это удалось ему в серии портретов придворных шутов (Los truhanes), которых, по некоторым сведениям, при дворе Филиппа IV имелось более сотни.
Веласкес Диего, великий испанский художник. Приехав в Мадрид, он вскоре почувствовал приступ возвратной лихорадки. Осажденная испанцами голландская крепость Бреда пала. Так, до сих пор идут споры о сюжете и смысле «Менин». Его учитель Пачеко, а также друзья и земляки старались помочь его карьере. Смелость молодого севильянца, не считавшегося с академическими традициями, привела к конфликту с наиболее авторитетными художниками.
По третьей, «Пряхи» — это своеобразный, наполненный глубоким смыслом, эмоциями и переживаниями портрет (по образцу «Менин») двух любимых художником женщин в образе античных богинь: Хуаны Миранды в виде пожилой пряхи и Фламинии Тривио в виде молодой изображённой спиной к зрителю. Так Веласкес наконец получил возможность показать себя. Но в целом художник с уважением относится к оптимизму и жизнестойкости своего народа. Сам же папа, увидев портрет, воскликнул «Слишком правдиво. » и наградил художника золотой цепью и папской медалью. В композиции картины находятся две самостоятельные сцены. Обстоятельства обучения не были задокументированы, но известно, что в октябре 1611 года Хуан Родригес подписал «договор на обучение» своего сына Диего с художником Франсиско Пачеко, на шесть лет, начиная с декабря 161110.
О высоком творческом подъеме Веласкеса свидетельствует его картина «Сдача Бреды» (Копья 1634—1635, Мадрид, Прадо), запечатлевшая падение в 1625 году голландской крепости Бреда — одну из немногих крупных побед испанского оружия в неудачной для абсолютистской Испании войне с демократическими Нидерландами.
Стойный лес копий (отсюда второе название картины «Копья») создает впечатление численного превосходства и мощи испанского отряда. В возрасте двадцати одного года Диего Веласкес открыл собственную мастерскую. Родители будущего художника поженились в севильской Церкви святого Петра (исп. )русск. Главные полотна Веласкеса позднего периода – крупномасштабные композиции «Менины (юные фрейлины)» (1656) и «Пряхи» (1657). В последние годы жизни Диего Веласкес написал две самые знаменитые свои картины. Учился он у мастеров этого дела Ф. Эрреры и Ф. Пачеко.
Сам король и его дети многократно были написаны в творениях художника. Ему понравилось настолько, что он приказал брату уступить очередь позирования. Как все его сюжетные картины, полотно необычно по замыслу. Фон подобран так, чтобы максимально оттенять фигуру, цветовая гамма строгая, но оживляется тщательно подобранными сочетаниями цветов.
Перед нами скорее умный, жестокий, энергичный светский государь, а не духовное лицо. Известно, что он написал несколько портретов короля, его жены и графа-герцога. Мадридский период художника Веласкеса (1623-1649), помимо традиционных портретов, замечателен созданием «античных» картин (Вакх или пьяницы, Кузница Вулкана, Триумф Вакха). Несмотря на отсутствие в них жестов и движений, они необычайно реалистичны и естественны. А сдав успешно экзамен – получил звание мастера.
Эта картина, над которой художник проработал три месяца, в результате ошеломила весь Рим. Картина, над которой художник проработал три месяца, в результате ошеломила весь Рим. Пачеко оказался горячим поклонником античности и прекрасным педагогом. В 1627 году Веласкес написал большую историческую картину «Изгнание морисков». Для расширения своих творческих возможностей в 1629-1631 г. г.
В 1630—1640-х годах Веласкес писал портреты короля, королевской семьи, сановников, друзей, учеников, королевских шутов. 1650-е годы – время наибольших творческих свершений Веласкеса. Впав в уныние, Веласкес вернулся в Севилью. Веласкес Диего, картины которого необычны для отечественных традиций, к тридцатилетнему возрасту завершает работу над таким шедевром на античный сюжет, как «Пьяницы» или «Вакх». Именно в это время он написал множество картин на историческую, религиозную и мифологическую тематику, а также множество придворных портретов.
Однако популярность Веласкеса вызывала не только поклонение, но и зависть. Несмотря на отсутствие в них жестов и движений, они необычайно реалистичны и естественны. Знакомство с творениями великих итальянских художников оказало влияние на стиль живописца— он сделался более свободным и блестящим, колорит менее тёмным в тенях и передающим натуру в ярком освещении. По словам историка Хулиана Гальего (исп. )русск., молодой художник понимал ограниченность возможностей художественных школ Севильи и изучение королевской коллекции, особенно Тициана, оказало решающее воздействие на стилистическую эволюцию Веласкеса, который переместил акцент со строгого натурализма его севильской эпохи и от суровых землистых спектров до яркости серебристо-серого и прозрачности синего цветов к зрелому возрасту.
Молодой монарх, который был на шесть лет моложе Веласкеса и сам брал уроки рисования у фра Хуана Баутисты Майно (исп. )русск., сразу понял и оценил степень художественного дарования Диего. Другой севильянец, камердинер кардинала-инфанта Фердинанда (королевского брата), отнёс его во дворец и показал хозяину.
«Для своего времени эта картина была откровением по правдивости изображения исторического события и новизне художественного решения», – пишет Л. Л. Пачеко оказался горячим поклонником античности и прекрасным педагогом. Раздольская, – особое значение приобретает в ней автопортрет художника. Художественный талант Веласкеса открылся в раннем возрасте. Воображение невольно рисует образ этого удивительного человека, всегда умеющего скрыть и свою усталость и накапливаемую годами горечь от непосильной работы, обладавшего спокойной доброжелательностью к людям.
У Эрреры Диего проучился недолго они не сошлись характерами.
Так Веласкес наконец получил возможность показать себя. Обучаясь у него, вплоть до 1627 года, молодой Диего много рисует. У её босых ног лежит кошка. К тому времени изображение каноника уже увидел и сам король Филипп IV. Там была написана композиция «Принесение Иакову одежды Иосифа» и картина на мифологическую тему «Кузница Вулкана».
В это период на творчество Диего оказывает влияние работы Рубенса и Тициана. Как гофмаршал двора Веласкес руководил подготовкой и украшением специального помещения для монаршей встречи, устройством празднеств и приемов, сопровождавших длительное продвижение королевского кортежа. Кардинал-инфант пришёл в восторг и сразу заказал Веласкесу свой портрет. Школа живописи Пачеко, носящая название «Academia Sevillana», отражала академический, официальный взгляд на изложение религиозных сюжетов и образов. Впоследствии оно только увеличивалось. «После пяти лет обучения и образования, — писал Пачеко, — я отдал за него замуж свою дочь, побуждаемый его добродетелью, чистотой и другими качествами, а также в надежде на его природный и высокий гений». Изображен момент, когда командующий голландским гарнизоном вручает ключ от крепости испанскому полководцу, милостиво дарующему свободу побежденным.
За группой переднего плана — фигуры придворной дамы и кавалера. К числу самых известных картин раннего Веласкеса относятся «Двое юношей у стола» (около 1618 года, Музей Веллингтона, Лондон), «Старая кухарка» (около 1618 года, Национальная галерея Шотландии, Эдинбург), «Завтрак» (около 1618 года, Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург), в которой художник демонстрирует своё мастерство путём игры света на фигурах переднего плана, подчёркивающей поверхности и текстуры, «Водонос» («Продавец воды из Севильи») (около 1622 года, Музей Веллингтона, Лондон), знаменитое своими визуальными эффектами: большой глиняный кувшин отражает свет горизонтальными бороздками на наружных стенках, одновременно по его поверхности скатываются прозрачные капли воды. Он обращается к редким для испанской живописи античным сюжетам, стремясь трактовать их по-своему, без оглядки на предшествующие традиции («Триумф Вакха», 1628—1629 «Кузница Вулкана», 1630), а также историческим— «Сдача Бреды» (1634). Полная юной прелести босоногая пряха составляет как бы поэтическую параллель образу античной Арахны. В последних двух Диего Веласкес объединяет мифологических богов с грубым образом людей. В 1623 году в биографии художника Диего Веласкеса происходят изменения.
Подлинную творческую свободу Веласкесу удалось проявить в портретах шутов. Там в 1623 году король Филипп IV приглашает его работать во дворец. Группа горделивых испанцев стоит под лесом стройных копий. Античный сюжет позволил художнику порвать с традицией интерьерной бытовой сцены. С этой точки зрения «Венера перед зеркалом» — очень чувственный эротический портрет возлюбленной, аналога которому на тот момент в живописи ещё не было, созданный Веласкесом себе на память. Он начинает писать работы жанре бодегонов (от исп.
На «одном дыхании» написана и другая прославленная картина «Пряхи», столь же сложная и многоплановая по своему замыслу. Его портреты необычайно реалистичны и естественны. Она была очень успешна.
Филипп хотел, чтоб его портреты писал только Диего. Быстрая карьера Веласкеса вызвала негодование и зависть среди соперников— художников Винсенсо Кардуччи и Эухенио Кахеса (исп. )русск., которые обвиняли Веласкеса в том, что тот способен правильно нарисовать только голову. По третьей, «Пряхи» — это своеобразный, наполненный глубоким смыслом, эмоциями и переживаниями портрет (по образцу «Менин») двух любимых художником женщин в образе античных богинь: Хуаны Миранды в виде пожилой пряхи и Фламинии Тривио в виде молодой изображённой спиной к зрителю. С 1622 года он возглавил правительство. «Полагают, что здесь воспроизведен обряд посвящения в братство Вакха, – пишет Л. Л. До 1623 Веласкес работал в Севилье.
bodegon – трактир, харчевня). Особенностью в портретах Веласкеса можно выделить отсутствие излишних аксессуаров, жестов. Другой севильянец, камердинер кардинала-инфанта Фердинанда (королевского брата), отнёс его во дворец и показал хозяину.
Диего Веласкес (Diego Velasquez) – великий испанский художник 17 века. Существует большое количество копий и имитаций оригинальных полотен мастера. Обстоятельства обучения не были задокументированы, но известно, что в октябре 1611 года Хуан Родригес подписал «договор на обучение» своего сына Диего с художником Франсиско Пачеко, на шесть лет, начиная с декабря 1611. В мадридский период мастерство художника совершенствуется.
Кардинал-инфант пришёл в восторг и сразу заказал Веласкесу свой портрет. Портрет на долгие годы становится его основным жанром. Гостеприимный дом Пачеко современники называли «академией образованных людей не только Севильи, но и всей Испании». В 1618 году он женился на дочери Пачеко Хуане Миранде.
Найденные для каждого портрета неповторимые сочетания оттенков серебристо-серого, оливкового, серо-коричневого цветов при общей сдержанности гаммы создают индивидуальный строй образов (портреты: Хуана Матеоса, около 1632, Картинная галерея, Дрезден графа-герцога Оливареса, около 1638, Эрмитаж, Санкт-Петербург Дама с веером, около 1648, собрание Уоллес, Лондон серия портретов инфант, Лувр, Прадо). Знакомство с королевским собранием картин, встречи с Петером Паулем Рубенсом, посетившим Испанию в конце 1628 – начале 1629 и поездка в Италию (конец 1629 – начало 1631) содействовали совершенствованию его мастерства. Автор изобразил момент получения Вулканом (богом огня) от Апполона вести об измене жены (Венеры). Всё это позволило говорить о загадках в позднем творчестве Веласкеса.
В картине Менины (Фрейлины, 1657, Прадо, Мадрид) частный эпизод придворного быта (на первом плане – инфанта Маргарита в окружении фрейлин и карликов, рядом – сам художник за исполнением портрета испанской королевской четы, отраженной в зеркале в глубине зала) изображенный в смелом пространственном развороте, предстает как один из моментов общего течения жизни во всей сложности ее взаимосвязанных и изменчивых проявлений. Молодой монарх, который был на шесть лет моложе Веласкеса и сам брал уроки рисования у фра Хуана Баутисты Майно (исп. )русск., сразу понял и оценил степень художественного дарования Диего. Родился Диего в 1599 году 6 июня в семье помещика.
Не меньше споров вызывают и «Пряхи».