Одетые в черные доспехи, с розовым шарфом через плечо теснятся испанцы. Полотно хранится в мадридском музее Прадо. Ключи на его поясе свидетельствуют о том, что Веласкес – к тому же и апосентадор, т. е. На это указывает отражение в зеркале. Эта картина, над которой художник проработал три месяца, в результате ошеломила весь Рим.
Если вглядеться в «Портрет карлика Эль Примо» (1644, Прадо, Мадрид), то нельзя не отметить его мудрое и печальное лицо. К числу самых известных картин раннего Веласкеса относятся «Двое юношей у стола» (около 1618 года, Музей Веллингтона, Лондон), «Старая кухарка» (около 1618 года, Национальная галерея Шотландии, Эдинбург), «Завтрак» (около 1618 года, Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург), в которой художник демонстрирует своё мастерство путём игры света на фигурах переднего плана, подчёркивающей поверхности и текстуры, «Водонос» («Продавец воды из Севильи») (около 1622 года, Музей Веллингтона, Лондон), знаменитое своими визуальными эффектами: большой глиняный кувшин отражает свет горизонтальными бороздками на наружных стенках, одновременно по его поверхности скатываются прозрачные капли воды. В 1657 году была создана картина «Пряхи или Миф об Арахне» — изображение мастерской, где реставрировались и ткались ковры для украшения дворцовых залов. Картина украшала Эскориал до пожара, случившегося в сочельник 1734 года. Примером этому может послужить полотно «Христос в доме Марии и Марфы» (около 1620 г., Национальная галерея, Лондон), представляющее собой «картину в картине» и наполненное более глубоким смыслом, чем прочие работы этого периода.
Они настояли на том, чтобы был устроен конкурс. с известием о смерти придворного живописца Родриго де Вильяндрандо (исп. )русск. («Триумф Вакха»). В наивысшей степени это удалось ему в серии портретов придворных шутов (Los truhanes), которых, по некоторым сведениям, при дворе Филиппа IV имелось более сотни. После возвращения в Испанию Веласкесу очень не хватало этой свободы.
В поблекшем лице короля, в его потухшем взгляде Веласкес блестяще передает усталость, разочарование, горечь, которые не могут скрыть горделивая осанка и привычно надменное выражение. По третьей, «Пряхи» — это своеобразный, наполненный глубоким смыслом, эмоциями и переживаниями портрет (по образцу «Менин») двух любимых художником женщин в образе античных богинь: Хуаны Миранды в виде пожилой пряхи и Фламинии Тривио в виде молодой изображённой спиной к зрителю. Веласкес посетил Венецию, Феррару, Рим, Неаполь. Но не успел он пробыть дома и двух месяцев, как его догнало письмо от Хуана де Фонсеки (исп. )русск. Диего Веласкес (Diego Velasquez) – великий испанский художник 17 века.
В 1634-1635 годах Веласкес написал свое единственное батальное полотно «Сдача Бреды», где его живописное мастерство предстает во всем блеске. В мадридский период мастерство художника совершенствуется. Обстоятельства обучения не были задокументированы, но известно, что в октябре 1611 года Хуан Родригес подписал «договор на обучение» своего сына Диего с художником Франсиско Пачеко, на шесть лет, начиная с декабря 16114. Несмотря на это, в течение всей своей жизни он оставался последователем типично испанского реалистического подхода к изображению натуры Первое путешествие Веласкеса в Италию, предпринятое в 1629 году, ознаменовало собой переход к новой фазе в его стремлении к точной передаче изображения и восприятия.
Известно, что он написал несколько портретов короля, его жены и графа-герцога. Он начал работать в севильской мастерской Франсиско де Эрреры Старшего, а затем в мастерской художника Франсиско Пачеко (1611 – 1617), на дочери которого, Хуане Миранде женился в 1618 году. Стойный лес копий (отсюда второе название картины «Копья») создает впечатление численного превосходства и мощи испанского отряда.
«Портрет папы Иннокентия X» (1650, Галерея Дориа-Памфили, Рим) сразу приобрел широкую известность, с него было сделано немало копий, что совершенно удивительно для того времени. По композиционному строю перед нами «картина в картине» и обе они перекликаются по смыслу. Это также одна из последних картин, написанная Веласкесом. На дальнем плане, на площадке, залитой солнцем, придворные дамы любуются ковром изображение которого остается для зрителя загадочным. Полотно хранится в музее Прадо в Риме.
е. среди зрителей) и смутно отражаясь в зеркале на противоположной стороне зала.
Полотно названо Менины – так именовали фрейлин, которые с детства служили у принцесс. Родился Диего в 1599 году 6 июня в семье помещика.
Увидев портрет, римский Папа, как известно, воскликнул: «Слишком правдиво. », — но принял его благосклонно и художника наградил золотой цепью. Художественный талант Веласкеса открылся в раннем возрасте. Пачеко оказался горячим поклонником античности и прекрасным педагогом. Как и многих других мальчиков, его отдали в монастырскую латинскую школу.
Существует большое количество копий и имитаций оригинальных полотен мастера. Веласкес (Vel. Они показаны в диалоге, где проявляют уважение к собеседнику. По одной версии, Веласкес создал аллегорию на испанскую монархию и с помощью многочисленных деталей, как и в других работах, выразил своё отношение к ней. Показан момент войны между Голландией и Испанией и взятие голландской крепости Бреда. В большом зале стоя перед холстом, он пишет портрет королевской четы, которая находится за пределами картины, отражения монархов видно в зеркале, висящем на противоположной стене.
Поездка в Италию содействовала расширению его художественного кругозора и совершенствованию мастерства. Правда, передний план написан еще несколько тяжеловесно, контрасты света и тени довольно сильные. Веласкес стремительно отправился ко двору, остановился в доме своего друга капеллана и написал его портрет.
Картина иллюстрирует миф об Арахне, которая была мастерицей-ткачихой, вызвавшей на состязание богиню ткачества Афину. И этим страдали все художники Средневековья, не только Веласкес. В его взгляде читаются ум, проницательность, хитрость, надменность. 1617, С. -Петербург, Эрмитаж), Старая кухарка (1618, Эдинбург, Национальная галерея), Водонос (ок.
Ключевыми словами в эпитафии являются «pictor eximius» (выдающийся художник) и эти слова предельно точно передают нам суть творческой самобытности этого великого мастера и благородного человека. С торжественными почестями его как рыцаря ордена Сант Яго похоронили в главном алтаре мадридской церкви Сан Хуан Баутиста. В картинах Вакх (Пьяницы, до 1630) и Кузница Вулкана (1630 обе картины в музее Прадо, Мадрид) художник объединил мифологические образы богов с грубоватыми, нарочито приземленными образами людей, наделил их реальными психологическими характерами.
Картина хранится в Риме, в галерее Дориа-Памфили. Согласно установочному принципу учителя «все искусство живописца в рисунке», Диего много рисует. Веласкес сдал экзамен на звание мастера 14 марта 1617 года и по поручительству Пачеко был принят в гильдию живописцев Севильи, где получил лицензию для работы в качестве художника-живописца и право «практиковать своё искусство в королевстве иметь мастерскую и нанимать подмастерьев»5.
Традиционно в подобных исторических произведениях использовались мифологические мотивы, обязательно присутствовала крылатая богиня Ника или иные аллегорические персонажи. В семнадцать лет Веласкес получил звание мастера. Веласкесу несказанно повезло. Он изображал его в разных видах и позах то плачущим, то смеющимся, не останавливаясь ни перед какими трудностями». Быстрая карьера Веласкеса вызвала негодование и зависть среди соперников— художников Винсенсо Кардуччи и Эухенио Кахеса (исп. ), которые обвиняли Веласкеса в том, что тот способен правильно нарисовать только голову.
Художник передает ее мягкие, детские черты лица. Христос в доме Марфы и Марии, 1620 Иисус с учениками пришли в одну деревню. Впоследствии оно только увеличивалось. На полотне изображена мастерская художника в королевском дворце в Мадриде. Стройный лес копий (отсюда второе название картины Копья) создает впечатление численного превосходства и мощи испанского отряда. К пятидесятым годам относится один из самых сложных портретов мастера — портрет Филиппа IV (1654). В 1622 Веласкес на короткое время посетил Мадрид, где написал портрет знаменитого поэта тех лет Луиса де Гонгора-и-Арготе (Музей изобразительных искусств, Бостон).
Существует несколько версий, противоречащих друг другу. Он стремился показать, насколько важно сохранять достоинство и в поражении и в победе. «Менины» часто называют картиной создания картины.
Несмотря на то, что перед живописцем стояла задача прославления испанского оружия, он сумел расставить акценты так, что зритель проникается одинаковым уважением как к победителям, так и к побежденным. По словам историка Хулиана Гальего (исп. )русск., молодой художник понимал ограниченность возможностей художественных школ Севильи и изучение королевской коллекции, особенно Тициана, оказало решающее воздействие на стилистическую эволюцию Веласкеса, который переместил акцент со строгого натурализма его севильской эпохи и от суровых землистых спектров до яркости серебристо-серого и прозрачности синего цветов к зрелому возрасту.
Диего Веласкес родился 6 июня 1599 года (в некоторых источниках эта дата указывается как дата крещения) в Севилье (Испания) в семье местных уроженцев Хуана Родригеса де Сильва и Иеронимы Веласкес, чьи предки переехали в Испанию из Португалии. К числу самых известных картин раннего Веласкеса относятся «Двое юношей у стола» (около 1618 года, Музей Веллингтона, Лондон), «Старая кухарка» (около 1618 года, Национальная галерея Шотландии, Эдинбург), «Завтрак» (около 1618 года, Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург), в которой художник демонстрирует своё мастерство путём игры света на фигурах переднего плана, подчёркивающей поверхности и текстуры, «Водонос» («Продавец воды из Севильи») (около 1622 года, Музей Веллингтона, Лондон), знаменитое своими визуальными эффектами: большой глиняный кувшин отражает свет горизонтальными бороздками на наружных стенках, одновременно по его поверхности скатываются прозрачные капли воды. В эти годы художник пишет первые портреты, в которых определяются особенности Веласкеса-портретиста – остро схваченное сходство, яркость выявления индивидуальности: Портрет монахини Херонимы де ла Фуенте (1620, Лондон, Национальная галерея). Необычным в ней было всё — от темы (до Веласкеса никто подобных полотен в испанской живописи не создавал) до её воплощения и даже смысла.
Но не успел он пробыть дома и двух месяцев, как его догнало письмо от Хуана де Фонсеки (исп. ) с известием о смерти придворного живописца Родриго де Вильяндрандо (исп. ) и о наличии вакансии на это место. В полотне «Завтрак» (около 1618, Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург) художник изобразил двух веселых молодых людей и солидного пожилого человека. И в картинах на религиозную тематику Веласкеса прослеживаются традиции бодегонес: Поклонение волхвов (1619, Мадрид, Прадо), Христос у Марфы и Марии (1618, Лондон, Национальная галерея). По второй версии, картина представляет собой вариацию на темы сразу трёх античных мифов — о мойрах (богинях судьбы в древнегреческой мифологии), об Арахне и о похищении Европы — в оригинальной авторской трактовке. В «Портрете инфанта Балтазара Карлоса с карликом» (1631, Музей изящных искусств, Бостон) изображен маленький принц в красивом, расшитом золотом костюмчике и с перекинутой через плечо лентой.
На протяжении 1630-1640-х годов Веласкес создал серию портретов карликов и шутов. Родители будущего художника поженились в севильской Церкви святого Петра (исп. ) 28 декабря 1597 года, там же, где позже и был крещён новорождённый Диего, самый старший из восьмерых детей в семье.
Раздольская, – особое значение приобретает в ней автопортрет художника. Здесь ему оказывает покровительство премьер-министр Оливарес. Известно, что он написал несколько портретов короля, его жены и графа-герцога. Написанный же в 1650 году портрет римского Папы Иннокентия X (Рим, галерея Дориа-Памфили), невиданный по откровенности образа, буквально покорил итальянцев. Что ж, это интересное толкование картины-головоломки, как иногда называют «Менины». Как описывает художник Хусепе Мартинес (исп. ), это привело в 1627 году к конкурсному соревнованию между Веласкесом и ещё тремя художниками: Кардуччо, Кахесом и Анхело Нарди (исп. ). В картине присутствуют два плана.
Эта прекрасная картина называется «Венера с зеркалом»: на ней изображена обнаженная девушка с тонкой талией и изумительным по красоте телом. «В свете подобного толкования, – пишет В. И. Подлинную творческую свободу Веласкесу удалось проявить в портретах шутов. Пребывание Веласкеса на вилле Медичи дает жизнь чудесному пейзажу «Сад виллы Медичи», где эта великолепная архитектурная постройка и окружающая её природа отображена в золотистых красках близящегося заката.
Веласкес Диего, великий испанский художник. Филипп IV повторил ему обещание Александра Македонского, адресованное Апеллесу: «Никто, кроме тебя, писать меня больше не будет». К этому же времени относится создание Веласкесом своей самой, пожалуй, необычной картины «Венера перед зеркалом».
Так, до сих пор идут споры о сюжете и смысле «Менин». Пейзаж в этих портретах становится не только фоном, но и вносит нотки настроения. Своеобразный завораживающий эффект при просмотре работ мастера сохраняется и сегодня. К наиболее известным полотнам этого периода относятся картины «Завтрак», «Старая кухарка», «Завтрак двух юношей», «Водонос».
– Жизнь города, его типы и нравы по-прежнему интересовали Веласкеса. Ему понравилось настолько, что он приказал брату уступить очередь позирования. Пачеко оказался горячим поклонником античности и прекрасным педагогом. С неё было сразу же сделано немало копий. С этой точки зрения «Венера перед зеркалом» – очень чувственный эротический портрет возлюбленной, аналога которому на тот момент в живописи ещё не было, созданный Веласкесом себе на память.
Кардинал-инфант пришёл в восторг и сразу заказал Веласкесу свой портрет. Здесь ему оказывает покровительство премьер-министр Оливарес. В следующем году художник был призван ко двору короля Филиппа IV главой правительства Испании, первым министром, герцогом Оливаресом. Картины, которые художник создал в Риме, принесли ему еще большую славу.
Наиболее значительной из этой серии является картина «Сдача Бреды» (1634 – 1635, Прадо, Мадрид), в которой художник не только запечатлел историческое событие (сдачу осаждённого голландского города испанской армии 2 июня 1625 года), но и с помощью многочисленных красноречивых деталей выразил своё отношение к этому событию и его участникам. Глубоко посаженные глаза холодно и внимательно смотрят прямо на зрителя. Существует большое количество копий и имитаций оригинальных полотен мастера.
Филипп IV повторил ему обещание Александра Македонского, адресованное Апеллесу: «Никто, кроме тебя, писать меня больше не будет». Пейзаж в этих портретах становится не только фоном, но и вносит нотки настроения. В картине присутствуют два плана.
При этом портреты Веласкеса эмоционально очень сдержанны. В этих полотнах обычно отсутствуют аксессуары, жесты, движение. В левой части картины побежденные голландцы, они представлены с тем же чувством достоинства, что и победители – испанцы, более плотной массой сгруппированные в правой части композиции, на фоне рядов копий (отчего картина имеет второе название Копья).
С этой точки зрения «Венера перед зеркалом» — очень чувственный эротический портрет возлюбленной, аналога которому на тот момент в живописи ещё не было, созданный Веласкесом себе на память. Веласкес часто ставит искусствоведов в тупик. 25 мая 1651 года художник покинул Италию.
С 1622 года он возглавил правительство. Наиболее значительной из этой серии является картина «Сдача Бреды» (1634—1635, Прадо, Мадрид), в которой художник не только запечатлел историческое событие (сдачу осаждённого голландского города испанской армии 2 июня 1625 года), но и с помощью многочисленных красноречивых деталей выразил своё отношение к этому событию и его участникам. Он трактовал их как самостоятельные произведения — «Поклонение волхвов» (1819, Прадо, Мадрид), «Непорочное зачатие» (1618, Национальная галерея, Лондон) или помещал библейский сюжет внутри обыденной жанровой сцены — «Христос в доме Марии и Марфы» (около 1620, Национальная галерея, Лондон).
Веласкес много раз писал короля Филиппа и его детей. С неё было сразу же сделано несколько копий. Недоброжелательность местной аристократии, возможно, слегка и задевала художника, но не более того, поскольку главную цель своего путешествия он заранее определил как «совершенствование профессионального мастерства» и желание поработать с пейзажами. Маленькая инфанта Маргарита в окружении молодых фрейлин, карлицы, карлика и спящего пса призвана развлекать родителей в томительные часы сеанса.
Он обращается к редким для испанской живописи античным сюжетам, стремясь трактовать их по-своему, без оглядки на предшествующие традиции («Триумф Вакха», 1628 – 1629 «Кузница Вулкана», 1630), а также историческим – «Сдача Бреды» (1634). Увидев портрет, римский Папа, как известно, воскликнул: «Слишком правдиво. », — но принял его благосклонно и художника наградил золотой цепью. Узнав о талантливом художнике из Севильи, он призывает его к себе.
В 1623 году Веласкес переехал в Мадрид и стал королевским живописцем. Их позы и жесты живые, естественные. Как описывает художник Хусепе Мартинес, это привело в 1627 году к конкурсному соревнованию между Веласкесом и ещё тремя художниками: Кардуччо, Кахесом и Анхело Нарди (исп. )русск. В эти годы художник пишет первые портреты, в которых определяются особенности Веласкеса-портретиста – остро схваченное сходство, яркость выявления индивидуальности: «Портрет монахини Херонимы де ла Фуенте». Впав в уныние от неудачи в Мадриде, в 1623году Веласкес вернулся в Севилью.
Однако, в отличие от итальянцев, Венера кисти испанца целомудренно изображена со спины. Но портреты Веласкеса запомнятся потомкам не только изображением королевской семьи и придворной знати, но и портретами «сирых и обиженных» – королевских карликов и шутов. Они созданы в жанре «бодегонес», распространенном в первой половине 17 в. в Испании, на них изображались трактиры и харчевни (по исп. Примером такой композиции является полотно «Старая кухарка» (около 1618, Национальная галерея Шотландии, Эдинбург).
На картине первый министр испанского короля Филиппа IV, герцога Оливареса. Каганэ. Веласкес родился в 1599 году в небогатой дворянской семье в Севилье, в 1611 году был отдан в обучение известному художнику Франсиско Пачеко (1564–1645), гуманисту и поэту.
По третьей, «Пряхи» — это своеобразный, наполненный глубоким смыслом, эмоциями и переживаниями портрет (по образцу «Менин») двух любимых художником женщин в образе античных богинь: Хуаны Миранды в виде пожилой пряхи и Фламинии Тривио в виде молодой изображённой спиной к зрителю. На ней была изображена одна из самых трагических страниц испанской истории – изгнание из страны всех, кто имел арабское происхождение. В марте 1627 года Веласкес вступил в должность, предоставленную выигрышем в этом конкурсе, с годовым окладом в 350 дукатов, а с 1628 года занял при дворе вакантное место умершего придворного художника Джеймса Морана, считавшееся наиболее престижным среди дворцовых мастеров. Картина посвящена единственному победному событию в бесславной для испанцев борьбе с голландцами. Более того, сам процесс творчества стал сюжетом картины.
Эту картину можно назвать полотном вне времени, так как изображённый на ней философский сюжет – диалог победителя и побеждённого, мог быть присущ любому времени и народу. Несмотря на отсутствие в них жестов и движений, они необычайно реалистичны и естественны. Несмотря на то, что на его самосознание и творчество очень повлияла школа Караваджо у Веласкеса был свой собственный почерк, своё понимание мира, которым восхищаются и по сей момент.
А безупречное мастерство Веласкеса подтвердило правомерность его замысла. Некоторые из них— например, два конных портрета— в мае 1627 года были отправлены герцогу Гонзаге в Мантую его мадридским посланником, а некоторые погибли при пожаре 1734 года. Кардинал-инфант пришёл в восторг и сразу заказал Веласкесу свой портрет. С ней беседует гвардадамас – придворный, обязанный повсюду сопровождать инфанту.
Картины, размещенные над зеркалом, свидетельствуют о том, что и автор «Менин», подобно героям «Метаморфоз», бросает вызов природе. В левой части картины изображен сам художник. Кардинал-инфант пришёл в восторг и сразу заказал Веласкесу свой портрет. Но это полотно оказало значительное влияние на ход развития мировой живописи. Религиозные картины, парадные портреты исторические полотна зрелого Веласкеса 1630–1640-х годов представляют собой вершину его искусства, например, «Коронование Девы Марии» (1645 год, Прадо, Мадрид) и «Сдача Бреды» (1835 год, Прадо, Мадрид).
Сейчас бы это назвали «бэкстейдж» – на картине изображен художник, работающий над портретом короля Филиппа IV и королевы Марианны. На втором показана мастерская художника. Больше половины картин Веласкеса (около 50) находится в музее Прадо в Мадриде. Найденные для каждого портрета неповторимые сочетания оттенков серебристо-серого, оливкового, серо-коричневого цветов при общей сдержанности гаммы создают индивидуальный строй образов (портреты: Хуана Матеоса, около 1632, Картинная галерея, Дрезден графа-герцога Оливареса, около 1638, Эрмитаж, Санкт-Петербург Дама с веером, около 1648, собрание Уоллес, Лондон серия портретов инфант, Лувр, Прадо). «Полагают, что здесь воспроизведен обряд посвящения в братство Вакха, – пишет Л. Л.
И гениальность Веласкеса проявляется уже в этих ранних севильских работах. Данные произведения отличает резкий светотеневой контраст (прием письма тенеброссо), освещение фигур, выдвинутых на передний план, плотность письма интерес к точной передаче особенностей натуры. Его учитель Пачеко, а также друзья и земляки старались помочь его карьере. Филипп IV возводит художника на высшую в государстве должность гофмаршала.
Его первые картины выполнены в натуралистической манере и относятся к бытовому жанру: «Старая кухарка» (1618 год, Национальная галерея Шотландии, Эдинбург), «Продавец воды в Севилье» (1620 год, Музей Веллингтона, Лондон) и др. По обычаю, широко распространённому в Андалусии, Диего и его брат Хуан, также ставший художником, взяли себе фамилию матери, но сохранились образцы подписей художника, где он использовал и вторую фамилию «Сильва Веласкес».
Картина «Пряхи» словно продолжает тему ранних мифологических полотен Веласкеса, где происходит поразительный синтез мифологической мистики и современных художнику реалий. Веласкес сдал экзамен на звание мастера 14 марта 1617 года и по поручительству Пачеко был принят в гильдию живописцев Севильи, где получил лицензию для работы в качестве художника-живописца и право «практиковать своё искусство в королевстве иметь мастерскую и нанимать подмастерьев». Крайне интересна и содержательная сторона портретов мастера. Оставьте комментарий.
Пачеко оказался горячим поклонником античности и прекрасным педагогом. Так Веласкес наконец получил возможность показать себя. Она предназначалась для королевского загородного дворца Буэн-Ретиро и должна была украшать «Зал королей».
К тому времени изображение Гонгоры уже увидел и сам король Филипп IV. Иннокентий Х был некрасив и Веласкес не стремился облагородить его внешность. Он обращается к редким для испанской живописи античным сюжетам, стремясь трактовать их по-своему, без оглядки на предшествующие традиции («Триумф Вакха или Пьяницы», 1628—1629, «Кузница Вулкана», 1630), а также историческим— «Сдача Бреды» (1634). Его учитель Пачеко, а также друзья и земляки старались помочь его карьере. Первые работы юноши были выполнены в жанре бодегонес (bodegn – трактир (исп. ) и представляли собой бытовые сценки из народной жизни, в изображении которых Диего показал себя великолепным наблюдателем.
«Пряхи» Веласкеса – гимн повседневному труду, поэзия, которая творится руками простых людей. Потребовались доказательства его аристократического происхождения и многочисленные свидетельства того, что он занимался живописью только «ради своего удовольствия и по повелению короля», картин своих не продавал, а жалование получал лишь по занимаемым придворным должностям. Ведь именно его кисти принадлежит портрет обнаженной женщины в картине «Венера с зеркалом», – неслыханная во времена суровой инквизиции дерзость, редчайшее в истории испанской живописи изображение обнажённой натуры. Быстрая карьера Веласкеса вызвала негодование и зависть среди соперников – художников Винсенсо Кардуччи и Эухенио Кахеса (исп. )русск., которые обвиняли Веласкеса в том, что тот способен правильно нарисовать только голову. Впоследствии оно только увеличивалось. Группа горделивых испанцев стоит под лесом стройных копий.
Полагают, что здесь воспроизведен обряд посвящения в братство Вакха, пишет Л. Л. До 1623 Веласкес работал в Севилье. Как все его сюжетные картины, полотно необычно по замыслу. И в этом особенный трагизм.
Так Веласкес наконец получил возможность показать себя. В мадридский период мастерство художника совершенствуется. Школа живописи Пачеко, носящая название «Academia Sevillana», отражала академический, официальный взгляд на изложение религиозных сюжетов и образов.
Веласкес сдал экзамен на звание мастера 14 марта 1617 года и по поручительству Пачеко был принят в гильдию живописцев Севильи, где получил лицензию для работы в качестве художника-живописца и право «практиковать своё искусство в королевстве иметь мастерскую и нанимать подмастерьев». Для Веласкеса ни желание высоких должностей, ни стремление к материальной независимости не могли сравниться с жаждой творческой свободы, с возможностью писать то, что требовала от него муза. Действующих лиц мы можем перечислить поименно. «Пряхи» – изображение мастерской, где реставрировались и ткались ковры для украшения дворцовых залов. C 1623 года Веласкес – придворный художник короля Филиппа IV.
Этот жанр «бодегон» (от испанского слова bodeg. К этому же периоду относятся Венера перед зеркалом (около 1650, Национальная галерея, Лондон), в которой необычный композиционный прием (лицо Венеры видно только в зеркале) придает особую свежесть и остроту изображению гибкого, стройного, полного жизненного обаяния обнаженного женского тела, а также два пейзажа Вилла Медичи (1650–1651, Прадо, Мадрид по другому мнению – около 1630), в необычайно для своего времени широкой живописной манере воссоздающие целостные образы природы.
Одетые в черные доспехи, с розовым шарфом через плечо теснятся испанцы. Приехав в Мадрид, он вскоре почувствовал приступ возвратной лихорадки. «После пяти лет обучения и образования, — писал Пачеко, — я отдал за него замуж свою дочь, побуждаемый его добродетелью, чистотой и другими качествами, а также в надежде на его природный и высокий гений». Когда Иннокентий Х увидел свой портрет, он воскликнул «Чересчур правдиво. » За свою работу Веласкес получил в дар нагрудную золотую цепь с миниатюрой папы в медальоне – а слава о талантливом испанском живописце прокатилась по всей Италии, породив множество подражателей.
Известно, что маленький Диего воспитывался в духе христианского благочестия, посещал латинскую школу и, рано обнаружив склонность к искусству, был отдан отцом в обучение к известному живописцу Франсиско Эррере Старшему, которого вскоре покинул ради мастерской Франсиско Пачеко, теоретика искусства, заурядного художника, но опытного педагога. И, конечно, самые знаменитые полотна Диего Веласкеса «Менины» и «Пряхи». Молодой художник приобрёл в Севилье уже достаточно хорошую репутацию.
Ему понравилось настолько, что он приказал брату уступить очередь позирования. Школа живописи Пачеко, носящая название «Academia Sevillana», отражала академический, официальный взгляд на изложение религиозных сюжетов и образов. Если в 1883 году искусствовед и исследователь творчества живописца Чарлз Бойд Кёртис атрибутировал 228 полотен, то его коллега Хосе Лопес-Рей в 1979 году атрибутировал 123 картины (в 1996 году он добавил к списку ещё одно полотно), а искусствовед Джонатан Браун в 1986 году атрибутировал только 98 картин3.
Но всадник далек от реальной войны, да и думает ли он о ней. В 1617–1622 им создаются произведения: Завтрак (ок. Рядом с инфантой многочисленные фрейлины.
Фамилия Веласкес досталась ему от матери. Веласкес скромно изобразил себя в полутени, погруженным в работу. zquez) Диего Родригес де Сильва – испанский художник родился 6. 06. 1599, Севилья (Испания), умер 6. 08. 1660, Мадрид.
Прелестная светловолосая девочка в центре комнаты – их пятилетняя дочь инфанта Маргарита. Художественный талант Веласкеса открылся в раннем возрасте. С 1622 года он возглавил правительство. 1620, Лондон, собрание Веллингтона).
Вспомним в этой связи, что и Папа Иннокентий Х, увидев свой портрет, написанный Веласкесом, якобы воскликнул: «Troppo verо. » («Слишком похоже. »). родился 6 июня 1599 года в испанском городе Севилье в семье знатной, но небогатой. Родители будущего художника поженились в севильской Церкви святого Петра (исп. )русск. Узнав о талантливом художнике из Севильи, он призывает его к себе. Существует большое количество копий и имитаций оригинальных полотен мастера. Сюжет «Менин» – это не просто групповой портрет особ королевского двора.
Впоследствии оно только увеличивалось. Пачеко оказался горячим поклонником античности и прекрасным педагогом. Линия была главным инструментом передачи пространства. Молодой художник приобрёл в Севилье уже достаточно хорошую репутацию.
На груди художника алеет крест рыцарского ордена Сант-Яго. Находится в музее Прадо в Мадриде.
Местом действия выбрана королевская мастерская ковров. Уже первые портреты короля и наследника престола дона Карлоса (середина 1620-х годов, Прадо, Мадрид) не уступают лучшим образцам европейского портретного искусства. Однако учитель обладал тяжелым характером, уже через год юный Диего оставил его и перешел в мастерскую Франсиско Пачеко (1564–1645).
Это портрет, удивительный в своей правдивости. Bookmark the permalink. Русского художника Ивана Крамского, автора знаменитой «Незнакомки», не отягощала необходимость «объяснять» чудо Веласкеса, вот таким образом его простые искренние слова о великом собрате по профессии говорят нам больше, чем страницы глубокомысленных рассуждений: «Смотрю на него и чувствую всеми нервами своего существа: этого не достигнешь, это неповторимо.
Это полная психологическая картина личности, ее развития и изменения. Комендант Бреды Юстин Нассауский вручает ключи от крепости испанскому полководцу Спиноле. Еще в Севилье работы Веласкеса отличаются новизной исполнения. «Сдача Бреды» рассказывает о завершении десятимесячной осады испанцами голландского города Бреда.
Существует несколько версий, противоречащих друг другу. В этот период создаются крайне необычные для испанской живописи «античные» полотна: «Вакх или пьяницы», «Кузница Вулкана», с характерной для них ироничностью и жизненной достоверностью. Но не успел он пробыть дома и двух месяцев (1623), как его догнало письмо от севильянца, служившего королевским капелланом. Картины, которые художник создал в Риме, принесли ему еще большую славу.
Собственно, Диего Родригес де Сильва Веласкес (Diego Rodriguez de Silva Velazquez). Учился в Севилье у Ф. де Эрреры Старшего и Ф. Пачеко (1610-16). Вместе с тем мастер с уважением и симпатией изображает побежденных голландцев. В доме учителя Диего познакомился со своей будущей женой.
Познакомившись с персонажами картины, мы не можем не удивиться ее странному названию: «Las Meninas. Перед нами скорее умный и энергичный светский государь, а не духовное лицо. А почему в мастерской находится инфанта. Рядом с инфантой многочисленные фрейлины. Его книга «Метаморфозы» была хорошо известна европейскому читателю 17 столетия.
Ему понравилось настолько, что он приказал брату уступить очередь позирования.
Так Веласкес наконец получил возможность показать себя. Написанный же в 1650 году портрет римского Папы Иннокентия X (Рим, галерея Дориа-Памфили), невиданный по откровенности образа, буквально покорил итальянцев. Недоброжелательность местной аристократии, возможно, слегка и задевала художника, но не более того, поскольку главную цель своего путешествия он заранее определил как «совершенствование профессионального мастерства» и желание поработать с пейзажами. Деог был старшим из восьмерых детей в семье. Молодой монарх, который был на шесть лет моложе Веласкеса и сам брал уроки рисования у фра Хуана Баутисты Майно (исп. )русск., сразу понял и оценил степень художественного дарования Диего. На историческую тему Веласкес написал всего одну картину.
Но не успел он пробыть дома и двух месяцев, как его догнало письмо от Хуана де Фонсеки (исп. )русск. В произведении «Христос в доме Марии и Марфы» (около 1620, Национальная галерея, Лондон) чувствуется совсем другая атмосфера. Для каждого полотна Веласкес выбирал определенный колорит, заставляя зрителя любоваться игрой тонов на костюме инфанты, ее прическе или драгоценностях. Каждый образ на редкость красноречив. В 1657 была создана картина Пряхи или Миф об Арахне (1657, Мадрид, Прадо) – изображение мастерской, где реставрировались и ткались ковры для украшения дворцовых залов.
Этот конкурс помог изменить устоявшиеся вкусы королевского двора, отказаться от приверженности старому стилю живописи и проникнуться новой игрой красок. Диего Родригес де Сильва Веласкесродился 6 июня 1599 года в Севилье, в семье марранов (евреев, принявших христианство). На переднем плане – несколько работниц. Филипп IV повторил ему обещание Александра Македонского, адресованное Апеллесу: «Никто, кроме тебя, писать меня больше не будет».
Согласно мифу, Афина превратила Арахну в паука, в чьем обличье она и продолжила ткачество. " Афина не захотела признать свое поражение и превратила Арахну в паука. с известием о смерти придворного живописца Родриго де Вильяндрандо (исп. )русск. В то же время в картине есть и интрига в виде нарочито затемнённого отражения богини в зеркале, что как бы провоцирует зрителя на вопрос: кто же она, Венера Веласкеса. У Эрреры, Диего проучился недолго они не сошлись характерами. В картинах на религиозную тематику тоже прослеживаются традиции бодегонес: «Поклонение волхвов», «Христос у Марфы и Марии».
В. И. Комендант Бреды Юстин Нассауский вручает ключи от крепости испанскому полководцу Спиноле.
Художник показывает свою мастерскую, расположенную во дворце. Глубоким психологизмом отмечен самый поздний портрет стареющего Филиппа IV (1655—1660, Мадрид, Прадо), в котором привычная величавая невозмутимость испанского монарха не может скрыть того, что он не только обрюзг и устал, но и душевно подавлен, одинок в его обычно вялом и холодном взгляде угадывается что-то скорбное. Он обращается к редким для испанской живописи античным сюжетам, стремясь трактовать их по-своему, без оглядки на предшествующие традиции («», 1628—1629 «», 1630), а также историческим— «Сдача Бреды» (1634). Правда, передний план выглядит еще несколько тяжеловесно, контрасты света и тени преувеличены. Веласкес задумал передать на холсте внутренний мир понтифика.
Обстоятельства обучения не были задокументированы, но известно, что в октябре 1611 года Хуан Родригес подписал «договор на обучение» своего сына Диего с художником Франсиско Пачеко, на шесть лет, начиная с декабря 1611. Портрет Филиппа IV в охотничьем костюме (1634, Мадрид, Прадо). Для исторических картин существовала определенная схема: произведение должно было прославлять победу полководца или монарха в центре картины изображался главный герой в окружении свиты вводились аллегорические элементы (олицетворение добродетелей, фигуры трубящих слав и др. ), часто вся картина представляла собой аллегорию. Глубину изображения подчеркивает черная рама зеркала, в которое любуется собой Венера – по данным искусствоведов, «родная» рама картины также была черной играя на перспективу. Их обручение должно было состояться на острове Фазанов на испанской границе.
Король предстает в важной позе, с надменным взглядом и с горделивым поворотом головы. В 1630–1631 годах он совершенствовал свое мастерство в Италии. Кроме уже привычных портретов членов королевской семьи, в этот период были созданы две картины, считающиеся вершиной творчества великого художника— «Менины» (1656, Прадо, Мадрид) и «Пряхи» («Миф об Арахне») (около 1657г., Прадо, Мадрид). Гостеприимный дом Пачеко современники называли «академией образованных людей не только Севильи, но и всей Испании». Так, до сих пор идут споры о сюжете и смысле «Менин». В 1620 году Диего открыл собственную мастерскую.
Этот портрет короля (теперь потерянный) произвел столь приятное впечатление на венценосного заказчика, что тот немедленно предложил Веласкесу должность придворного художника и объявил, что теперь только Веласкес будет писать королевские портреты. И как бы гордо она ни стояла, мы понимаем, что отцу-то нужна не она, а сын, наследник.
1650, Лондон, Национальная галерея), «Лас Менинас» (1656), «Пряхи» (ок. Так Веласкес наконец получил возможность показать себя. Вместе с тем картина наполнена движением пространственных планов, воздуха, света. Некоторые исследователи предполагают, что между ними в то время вспыхнул бурный роман, закончившийся с отъездом художника на родину и что Фламиния родила от него сына.
Художник организует пространство картины при помощи особой работы со светом. Это одна из 12 балатльных картин во славу военных побед короля Филиппа IV. Попробуйте мысленно поменять местами повернутого к зрителям молодого человека со стороны голландцев и сеньора с черной бородой и усами со стороны испанцев – по настроению в картине ничего не изменится. О высоком творческом подъеме Веласкеса свидетельствует его картина «Сдача Бреды» (Копья 1634—1635, Мадрид, Прадо), запечатлевшая падение в 1625 году голландской крепости Бреда — одну из немногих крупных побед испанского оружия в неудачной для абсолютистской Испании войне с демократическими Нидерландами. Не меньше споров вызывают и «Пряхи».
Своей особой философией дышит и природа произведения. Первые работы юноши были выполнены в жанре бодегонес (bodegn — трактир (исп. ) и представляли собой бытовые сценки из народной жизни, в изображении которых Диего показал себя великолепным наблюдателем. Посетив галерею Дориа-Памфили, В. И. – спрашивает Веласкес и сама написанная им картина отвечает на эти вопросы. Победителю предоставлялось право нарисовать картину в Большом главном зале Королевского дворца в Мадриде на тему изгнания мавров из Испании.
Детство Веласкеса было достаточно обеспеченным, он смог получить хорошее образование. 1 – инфанта Маргарита. 2 – Исабель де Веласко (Isabel de Velasco), дочь графа, фрейлина инфанты. 3 – Мария Агустино Сармиенто де Сотомайор (Mara Agustina Sarmiento de Sotomayor), дочь графа, фрейлина инфанты. И только пожилой мужчина с бородой смотрит на своих приятелей с усмешкой. Картины должны были символизировать славу и непобедимость испанских Габсбургов.
Они становятся значительно разнообразнее по композиции и живописному решению. В центре картины – инфанта (принцесса) Маргарита, окруженная придворными. Произведения эти не имеют себе равных в мировой живописи. Как описывает художник Хусепе Мартинес (исп. )русск., это привело в 1627 году к конкурсному соревнованию между Веласкесом и ещё тремя художниками: Кардуччо, Кахесом и Анхело Нарди (исп. )русск.
Достижение подобного высокого психологического уровня портретируемого было необычайным. Рядом с ним любимица Маргариты – карлица с одутлватым лицом. Иннокентий Х был некрасив и Веласкес не стремился облагородить его внешность. Молодой монарх, который был на шесть лет моложе Веласкеса и сам брал уроки рисования у фра Хуана Баутисты Майно (исп. ), сразу понял и оценил степень художественного дарования Диего. Художник изобразил свою мастерскую в королевском дворце и себя, слева, с кистью в руке.
Запрещено публиковать комментарии, содержащие оскорбления личного, религиозного, национального, политического характера или нарушающие иные требования законодательства РФ. И тем не менее, его картины наполнены жизнью за счет воздушного фона, тончайшего синтеза красок и эффектов цветовых сочетаний.
Разумеется, нет. По свидетельству самого Пачеко, еще юношей Веласкес «оплачивал крестьянского мальчика, служившего ему моделью. В 1618 году он женился на дочери Пачеко Хуане Миранде. Обе картины написаны на сюжеты греческих мифов в изложении древнеримского поэта Овидия.
Необычным в ней было всё – от темы (до Веласкеса никто подобных полотен в испанской живописи не создавал) до её воплощения и даже смысла. Среди подобных портретов этого периода надо отметить Графа Оливареса (1625) и Шута Калаба-Сильяса (1626-1627). Картина «Пряхи», на первый взгляд, представляет собой жанровую сцену, показывающую труд работниц ткацкой королевской мастерской. Раздольская пишет: «Веласкес изобразил его сидящим в кресле, в спокойной, но исполненной скрытого напряжения позе. Автопортрет великого испанского художника Диего Веласкеса.
В наивысшей степени это удалось ему в серии портретов придворных шутов (Los truhanes), которых, по некоторым сведениям, при дворе Филиппа IV имелось более сотни. По одной из них, Веласкес изобразил перерыв в работе над портретом инфанты, когда в мастерскую заглянули её родители. Образ жизни Веласкеса, однако, не изменился. Проблема атрибуции картин Диего Веласкеса остаётся одной из самых сложных по сей день.
Необычным в ней было всё — от темы (до Веласкеса никто подобных полотен в испанской живописи не создавал) до её воплощения и даже смысла. Этот портрет короля (теперь потерянный) произвел столь приятное впечатление на венценосного заказчика, что тот немедленно предложил Веласкесу должность придворного художника и объявил, что теперь только Веласкес будет писать королевские портреты. Судя по составу книг и рукописей этой библиотеки, Веласкес на протяжении всей жизни серьезно интересовался литературой, архитектурой историей, философией, математикой и астрономией, читал на латыни итальянском и португальском языках. управляющий дворцом (должность почетная, однако хлопотная и к искусству отношения не имеющая).
Неужели ради очаровательных фрейлин инфанты был написан этот огромный холст. На переднем плане в полумраке ковровой мастерской помещены поглощенные работой испанские пряхи. Не меньше споров вызывают и «Пряхи». В высших слоях испанского общества «семьей» в те времена называли не только близких родственников, но и всех домочадцев, включая прислугу.
Обе фрейлины присели в реверансе, что тогда являлось не жестом любезности, а обязательной частью протокола или придворного этикета. 4 – Мари Барбола (Mara Brbara Asqun), придворная карлица, родом из Германии5 – Николасито Пертусато (Nicolasito Pertusato), придворный карлик итальянец. Как и многих других мальчиков, его отдали в монастырскую латинскую школу. Веласкес обнаруживает мир внутренних переживаний в степенном, одиноко печальном умном карлике Эль Примо, в растерянном, забившемся в угол дурачке (Эль Бобо) из Кории, в уродце Себастьяно Морра, устремившем на зрителя взгляд, полный укора и мрачного отчаяния (все — Мадрид, Прадо). В это время Веласкес достигает вершин своего мастерства.
n – «трактир, харчевня») получает широкое распространение в Испании в первой половине XVII века. В той или иной форме, его влияние испытали английские художники XVIII века, Ф. Гойя, французские импрессионисты (начиная с Большинство работ Веласкеса, созданных в период обучения и сразу после него, посвящено изображению бытовых сцен (в жанре «бодегонес», когда местом действия выступает трактир или харчевня), главные герои которых – простые люди Севильи («Завтрак», «Старая кухарка», «Водонос»). По обычаю, широко распространённому в Андалусии, Диего и его брат Хуан, также ставший художником, взяли себе фамилию матери, но сохранились образцы подписей художника, где он использовал и вторую фамилию «Сильва Веласкес»3. Но здоровье Веласкеса было подорвано.
Как достичь совершенства, как сделать картину зеркальным отражением жизни. В 1656 Веласкес создает знаменитые Менины (Фрейлины) (1656, Мадрид, Прадо) – полотно высотой более трех метров с фигурами в натуральную величину.
Учился у севильских живописцев Франсиско Эрреры Старшего и Франсиско Пачеко. И действительно, с 17 века у картины было второе название «Familia – «Семья». Школа живописи Пачеко, носящая название «Academia Sevillana», отражала академический, официальный взгляд на изложение религиозных сюжетов и образов. Основной пафос картины – несомненно, великодушие.
Диего Веласкес родился 6 июня 1599 года (в некоторых источниках эта дата указывается как дата крещения) в Севилье (Испания) в семье местных уроженцев Хуана Родригеса де Сильва и Иеронимы Веласкес, чьи предки переехали в Испанию из Португалии. «Для своего времени эта картина была откровением по правдивости изображения исторического события и новизне художественного решения», – пишет Л. Л. Как и многих других мальчиков, его отдали в монастырскую латинскую школу.
Все портреты кисти Веласкеса отмечены тонким психологизмом и мастерством. Диего Веласкес родился 6 июня 1599 года (в некоторых источниках эта дата указывается как дата крещения) в Севилье (Испания) в семье местных уроженцев Хуана Родригеса де Сильва и Иеронимы Веласкес, чьи предки переехали в Испанию из Португалии1. Теперь Веласкес, наконец, получил полную независимость. Нейтральный фон благодаря тонкому соотношению валёров обладает глубиной и воздушностью темные тона одеяний направляют внимание зрителя на ровно освещенные лица. С 1622 года он возглавил правительство.
Он начал работать в севильской мастерской Франсиско де Эрреры Старшего, а затем в мастерской художника Франсиско Пачеко (1611 – 1617), на дочери которого, Хуане Миранде женился в 1618 году. На первом изображена мастерская, где происходит работа. «бодегон»).
Именно вот таким образом ценителями живописи в Севилье были встречены с презрением работы молодого Веласкеса, «низменный сюжет» которых не вызывал у публики восхищения. В 1619 и 1621 годах у четы Веласкесов родились две дочери. С 1568 по 1648 год Испанская империя боролась за сохранения владычества Габсбургов над Испанскими Нидерландами (так называемая Восьмидесятилетняя война) – сражение под Бредой было важным с политической точки зрения, победа должна была поднять дух испанских воинов и показать всю тщетность сопротивление голландцев. Кроме придворных портретов Веласкес создал целую галерею изображений деятелей испанской культуры драматурга Лопе де Вега, Тирсо де Молина и Кальдерона, поэта Кеведо.
Итак, время действия – 1656 год. Вместе с тем мастер с уважением и симпатией изображает побежденных голландцев. Однако, популярность Веласкеса вызывала не только поклонение, но и зависть. Таким образом, в возрасте 24 лет, Веласкес имел счастье внезапно стать самым престижным живописцем страны и в дальнейшем он удерживал свое положение первого и единственного художника-фаворита короля на протяжении всей оставшейся жизни.
Глубоким психологизмом отмечен самый поздний портрет стареющего Филиппа IV (1655—1660, Мадрид, Прадо), в котором привычная величавая невозмутимость испанского монарха не может скрыть того, что он не только обрюзг и устал, но и душевно подавлен, одинок в его обычно вялом и холодном взгляде угадывается что-то скорбное. Кардинал-инфант пришёл в восторг и сразу заказал Веласкесу свой портрет. Даже дремлющему крупному псу отведена отнюдь не второстепенная роль.
Веласкес пробовал себя во всех стилях живописи, которые существовали на тот момент. В них, проявление человеческих эмоций выглядело естественнее. Немалую роль в этом сыграли и личные качества Веласкеса.
В Ватикане Веласкеса благосклонно принял новый папа римский Иннокентий X, заказавший художнику свой портрет. В наивысшей степени это удалось ему в серии портретов придворных шутов (Los truhanes), которых, по некоторым сведениям, при дворе Филиппа IV имелось более сотни. Самый великий художник испанской школы родился в Севилье в 1599.
Контрастное освещение фигур, выдвинутых на передний план интерес к точной передаче внешних особенностей натуры, плотность письма сближают живопись Веласкеса севильского периода с караваджизмом. Все Его тело словно излучает теплое сияние, контрастируя с темным прозрачным фоном. Недоброжелательность местной аристократии, возможно, слегка и задевала художника — но не более того, поскольку главную цель своего путешествия он заранее определил как «совершенствование профессионального мастерства». К этому же времени относится создание Веласкесом своей самой, пожалуй, необычной картины «Венера перед зеркалом». Живописный талант мальчик обнаружил в раннем детстве, в 10 лет его отдали на обучение сначала к севильскому художнику Франсиско Эррере Старшему, а затем к Франсиско Пачеко. Веласкес обнаруживает мир внутренних переживаний в степенном, одиноко печальном умном карлике Эль Примо, в растерянном, забившемся в угол дурачке (Эль Бобо) из Кории, в уродце Себастьяно Морра, устремившем на зрителя взгляд, полный укора и мрачного отчаяния (все — Мадрид, Прадо).
Несмотря на отсутствие в них жестов и движений, они необычайно реалистичны и естественны. Единственной дочери Пачеко Хуане Миранде, на тот момент было почти шестнадцать лет. Веласкес также имел право принимать частные заказы, но после переезда в Мадрид ему было рекомендовано писать только влиятельных персон королевского двора. По словам историка Хулиана Гальего (исп. ), молодой художник понимал ограниченность возможностей художественных школ Севильи и изучение королевской коллекции, особенно Тициана, оказало решающее воздействие на стилистическую эволюцию Веласкеса, который переместил акцент со строгого натурализма его севильской эпохи и от суровых землистых спектров до яркости серебристо-серого и прозрачности синего цветов к зрелому возрасту. В последние годы жизни Диего Веласкес написал две самые знаменитые свои картины.
Однако, в двенадцатилетнем возрасте Диего Веласкес окончательно решил стать художником. По словам историка Хулиана Гальего (исп. )русск., молодой художник понимал ограниченность возможностей художественных школ Севильи и изучение королевской коллекции, особенно Тициана, оказало решающее воздействие на стилистическую эволюцию Веласкеса, который переместил акцент со строгого натурализма его севильской эпохи и от суровых землистых спектров до яркости серебристо-серого и прозрачности синего цветов к зрелому возрасту. Постепенно отходя от традиций своих предшественников, художник стремился к психологической точности в изображении своей модели и ставил своей задачей передать не только характер человека, но и показать противоречивость его черт. По второй версии, картина представляет собой вариацию на темы сразу трёх античных мифов – о мойрах (богинях судьбы в древнегреческой мифологии), об Арахне и о похищении Европы – в оригинальной авторской трактовке.
В 1627 году Веласкес написал большую историческую картину Изгнание морисков. Как возникла у Веласкеса идея изобразить на полотне отражение в зеркале. Художественный талант Веласкеса открылся в раннем возрасте. Осажденная испанцами голландская крепость Бреда пала.
К тому времени изображение каноника уже увидел и сам король Филипп IV. Тонко и точно разработанная гамма красных и розовых оттенков – эмоциональный ключ к пониманию жестко-правдивого образа папы Иннокентия Х (1650, Галерея Дориа-Памфили, Рим), портрет которого Веласкес написал во время второй поездки в Италию в конце 1648 – середине 1651 годов. Как пример можно привести произведения тридцатых годов охотничьи и конные портреты Филиппа IV и членов его семьи (1630-е).
Картина называется «Сдача Бреды». Именно на нее смотрит королевская чета, позирующая художнику. При наличии внешней мифологической атрибутики в лице услужливого купидончика божественного в картине чрезвычайно мало, вся она пронизана теплотой, человечностью искренним восхищением земной, а отнюдь не небесной красотой, поскольку изображённая модель не так идеальна, как того требовали бы каноны подобной живописи. Быстрая карьера Веласкеса вызвала негодование и зависть среди соперников— художников Винсенсо Кардуччи и Эухенио Кахеса (исп. )русск., которые обвиняли Веласкеса в том, что тот способен правильно нарисовать только голову.
Особенно часто дочь Филиппа инфанту Маргариту. Когда во время второй поездки в Италию он изображает главу церкви папу Иннокентия X, он настолько мастерски отображает внутреннюю жесткость и коварство своего героя, вместе с тем реалистически описывая роскошную обстановку, окружающую его, что папа имел все основания для своего знаменитого комментария: «Слишком правдиво». В последнее десятилетие своей жизни Веласкес создал свои знаменитые картины «Венера перед зеркалом» (ок.
1625 год. Чему остался верен художник, так это облику Девы Марии и Младенца. Мудрая непредвзятость и человечность Веласкеса воплотились в его портретах королевских шутов и карликов (Эль Бобо из Кории, Эль Примо, так называемого Хуана Австрийского, Себастьяна Мора и других, все – 1631–1648, Прадо, Мадрид). В 1622 Веласкес на короткое время посетил Мадрид, где написал портрет знаменитого поэта тех лет Луиса де Гонгора-и-Арготе (Музей изобразительных искусств, Бостон).
Каганэ. За группой переднего плана — фигуры придворной дамы и кавалера. Обстоятельства обучения не были задокументированы, но известно, что в октябре 1611 года Хуан Родригес подписал «договор на обучение» своего сына Диего с художником Франсиско Пачеко, на шесть лет, начиная с декабря 1611. К тому времени изображение Гонгоры уже увидел и сам король Филипп IV.
По второй версии, картина представляет собой вариацию на темы сразу трёх античных мифов — о мойрах (богинях судьбы в древнегреческой мифологии), об Арахне и о похищении Европы — в оригинальной авторской трактовке. Портрет главы римской церкви стал самым знаменитым созданием Веласкеса вне Испании. Всё это позволило говорить о загадках в позднем творчестве Веласкеса. Молодой монарх, который был на шесть лет моложе Веласкеса и сам брал уроки рисования у фра Хуана Баутисты Майно (исп. )русск., сразу понял и оценил степень художественного дарования Диего.
Солнечный свет заливает весь второй план картины. Особое место в творчестве живописца занимает его единственное монуменальное полотно в жанре исторической живописи – «Сдача Бреды». Осажденная испанцами голландская крепость Бреда пала. Учился в родном городе у живописцев Франсиско де Эрреры Старшего и Франсиско Пачеко (1610–1616), в 1617 получил звание мастера. Его учитель Пачеко, а также друзья и земляки старались помочь его карьере.
Картина, в свою очередь изображает сцену из Евангелия, согласно которой Христос пришёл в дом Марии и Марфы и они, отложив домашние дела, стали слушать Его учение. Осенью 1623 года Веласкес вместе со своим тестем приехал в Мадрид.
До 1623 работал в Севилье. В мадридский период мастерство художника совершенствуется. Вместо темного фона в полотне появляется пейзаж. Однако, популярность Веласкеса вызывала не только поклонение, но и зависть.
Во всех портретах цвет и манера живописи помогают сильнее почувствовать обаяние героини. Все любящие мужчины верят, что их жены преданны им и безупречны. По обычаю, широко распространённому в Андалусии, Диего и его брат Хуан, также ставший художником, взяли себе фамилию матери, но сохранились образцы подписей художника, где он использовал и вторую фамилию «Сильва Веласкес».
Филипп IV возводит художника на высшую в государстве должность гофмаршала. Художник очень жалеет юных принцесс, которые часто лишены детства. Впав в уныние от неудачи в Мадриде, в 1623году Веласкес вернулся в Севилью. Размер картины 46 x 38 см, холст, масло. Суриков писал: «Для меня все галереи Рима — этот Веласкеса портрет. Для исторических картин существовала определенная схема: произведение должно было прославлять победу полководца или монарха в центре картины изображался главный герой в окружении свиты вводились аллегорические элементы (олицетворение добродетелей, фигуры трубящих слав и др. ), часто вся картина представляла собой аллегорию.
Молодой художник приобрёл в Севилье уже достаточно хорошую репутацию. Для чего же собралась в мастерской придворного живописца королевская семья. Что за картину пишет Веласкес и кто ему позирует. В этой картине и во многих своих творениях Веласкес далеко опередил собственное время и превзошел достижения многих своих предшественников и современников.
В заключение можно отметить, что удивительное мастерство Веласкеса состоит в его умении не просто показать предмет и изобразить человека, а передать фактуру его кожи, ткани, погрузить предмет в воздушную атмосферу так, что зритель действительно забывает, что перед ним картина, а не настоящая жизнь. Известно, что он написал несколько портретов короля, его жены и графа-герцога. Подлинную творческую свободу Веласкесу удалось проявить в портретах шутов. Сам же папа, увидев портрет, воскликнул «Слишком правдиво. » и наградил художника золотой цепью и папской медалью. В картине Менины (Фрейлины, 1657, Прадо, Мадрид) частный эпизод придворного быта (на первом плане – инфанта Маргарита в окружении фрейлин и карликов, рядом – сам художник за исполнением портрета испанской королевской четы, отраженной в зеркале в глубине зала) изображенный в смелом пространственном развороте, предстает как один из моментов общего течения жизни во всей сложности ее взаимосвязанных и изменчивых проявлений.
В 1617 получил звание мастера. Показан момент войны между Голландией и Испанией и взятие голландской крепости Бреда. Веласкес скончался, достигнув вершины своего искусства. и о наличии вакансии на это место. Лица обеих групп реальны. Ему 57 лет.
Знакомство с королевским собранием картин, встречи с Петером Паулем Рубенсом, посетившим Испанию в конце 1628 – начале 1629 и поездка в Италию (конец 1629 – начало 1631) содействовали совершенствованию его мастерства. А также его ранние религиозные картины: «Христос в доме Марфы и Марии», «Поклонение волхвов». Веласкес очень тонко переплетает между собой бытовую зарисовку и мифологический сюжет, а также искусно играет глубиной и многоплановостью композиции. У Эль Греко он взял серо-жемчужный цвет и развил, приумножил его оттенки.
Кроме уже привычных портретов членов королевской семьи, в этот период были созданы две картины, считающиеся вершиной творчества великого художника – «Менины» (1656, Прадо, Мадрид) и «Пряхи» («Миф об Арахне») (около 1657 г., Прадо, Мадрид). Отец художника по происхождению был португальцем и идальго, т. е.
Историки искусства считают, что художник вдохновлялся картиной Ван Эйка «Чета Арнольфини» (1434 г. ), которая находилась во времена Веласкеса в собрании испанского монарха. Перед нами скорее умный, жестокий, энергичный светский государь, а не духовное лицо. Людей с физическими уродствами расценивали как «утварь», они служили для увеселения знати и помогали им чувствовать себя более красивыми и уверенными в себе.
На «одном дыхании» написана и другая прославленная картина «Пряхи», столь же сложная и многоплановая по своему замыслу. Веласкес посетил Венецию, Феррару, Рим, Неаполь. Не вызывает сомнений и то, что это чрезвычайно умный человек. Осенью 1623 года Веласкес вместе со своим тестем приехал в Мадрид. и о наличии вакансии на это место. По третьей, «Пряхи» – это своеобразный, наполненный глубоким смыслом, эмоциями и переживаниями портрет (по образцу «Менин») двух любимых художником женщин в образе античных богинь: Хуаны Миранды в виде пожилой пряхи и Фламинии Тривио в виде молодой изображённой спиной к зрителю.
С этой точки зрения «Венера перед зеркалом» — очень чувственный эротический портрет возлюбленной, аналога которому на тот момент в живописи ещё не было, созданный Веласкесом себе на память. Следуя традиции, он исполнял заказанные ему портреты шутов, карликов, уродцев. Жизнь города, его типы и нравы по-прежнему интересовали Веласкеса. Несмотря на отсутствие в них жестов и движений, они необычайно реалистичны и естественны.
Полотна этого периода созданы в жанребодегонов (в переводе с исп. Потребовались доказательства его аристократического происхождения и многочисленные свидетельства того, что он занимался живописью только «ради своего удовольствия и по повелению короля», картин своих не продавал, а жалование получал лишь по занимаемым придворным должностям.
– харчевня или трактир). Не меньше споров вызывают и «Пряхи». Ее привели для развлечения королевской четы во время утомительных сеансов. В центре изображены король и королева, отраженные в зеркале на заднем плане. 25 мая 1651 года художник покинул Италию. Существует несколько версий, противоречащих друг другу.
Первая серия из шести картин отличается подчеркнутой официальностью. Да, одна хорошенькая, а вторая вызывает содрогание, но у обеих очень умные лица. потомственным дворянином. К тому времени изображение Гонгоры уже увидел и сам король Филипп IV. Главным источником вдохновения раннего периода творчества Веласкеса был быт простых людей.
bodegуn – харчевня) – сцены из народной жизни (Завтрак, около 1617-18, ГЭ). В доме учителя Диего познакомился со своей будущей женой. В центре две фигуры: комендант голландской крепости Юстин Нассауский и испанский полководец Спинола. К числу самых известных картин раннего Веласкеса относятся «Двое юношей у стола» (около 1618 года, Музей Веллингтона, Лондон), «Старая кухарка» (около 1618 года, Национальная галерея Шотландии, Эдинбург), «Завтрак» (около 1618 года, Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург), в которой художник демонстрирует своё мастерство путём игры света на фигурах переднего плана, подчёркивающей поверхности и текстуры, «Водонос» («Продавец воды из Севильи») (около 1622 года, Музей Веллингтона, Лондон), знаменитое своими визуальными эффектами: большой глиняный кувшин отражает свет горизонтальными бороздками на наружных стенках, одновременно по его поверхности скатываются прозрачные капли воды. Фон подобран так, чтобы максимально оттенять фигуру, цветовая гамма строгая, но оживляется тщательно подобранными сочетаниями цветов. Так, до сих пор идут споры о сюжете и смысле «Менин».
Веласкес был старшим сыном в большой семье. Среди подобных портретов этого периода надо отметить Графа Оливареса (1625) и Шута Калаба-Сильяса (1626-1627). Согласно установочному принципу учителя «все искусство живописца в рисунке», Диего много рисует. Не так просто объяснить воздействие, связанное с ощущением присутствия внутри нее. Получается, что Веласкес настолько уверен в себе, что бросает вызов богам Олимпа. Сам же папа, увидев портрет, воскликнул «Слишком правдиво. » и наградил художника золотой цепью и папской медалью. С присущим ему безупречным вкусом сам он пополнял художественные коллекции Алькасара.
Герой второй картины Марсий достиг необычайного мастерства в игре на флейте и вызвал на состязание Аполлона, который, победив Марсия, в наказание за дерзость содрал с него кожу.
Веласкес Диего, Родригес де Сильва Веласкес испанский художник. Впав в уныние от неудачи в Мадриде, в 1623 году Веласкес вернулся в Севилью. Впав в уныние, Веласкес вернулся в Севилью.
«Менин» часто называют «картиной создания картины». Самое крупное произведение Веласкеса 1630-х – историческая картина Сдача Бреды (1634–1635, Мадрид, Прадо). Картина украшала Эскориал до пожара, случившегося в сочельник 1734 года. Есть в них и удаль и бесшабашность и веселье и горечь. Нажатие кнопки «Отправить» означает, что вы принимаете эти условия и обязуетесь их выполнять.
Родители будущего художника поженились в севильской Церкви святого Петра (исп. )русск. У Эрреры Диего проучился недолго они не сошлись характерами.
В то же время в картине есть и интрига в виде нарочито затемнённого отражения богини в зеркале, что как бы провоцирует зрителя на вопрос: кто же она, Венера Веласкеса. Приор Франсиско де лос Сантос писал в 1681 году, что испанский королевский дворец, который по собранию картин является «выдающимся среди других дворцов монархов мира», обязан этим «заботам Веласкеса». 1625 год. Художник изображает человека в единстве самых противоречивых проявлений характера, подчас сложных, как сложна сама жизнь.
Это слово (кстати, португальское) можно перевести как «придворные дамы» или «фрейлины». К этому же времени относится создание Веласкесом своей самой, пожалуй, необычной картины «Венера перед зеркалом». Действующие лица образуют полукольцо вокруг центральных фигур, вовлекая и зрителя, который становится участником события. Его картина «Менины» оказала влияние на последующее создание картин бытового жанра.
В той или иной форме, его влияние испытали английские художники XVIII века, Ф. Гойя, французские импрессионисты (начиная с Э. Мане), художники из России и многие другие. 1625 год. Кроме уже привычных портретов членов королевской семьи, в этот период были созданы две картины, считающиеся вершиной творчества великого художника— «Менины» (1656, Прадо, Мадрид) и «Пряхи» («Миф об Арахне») (около 1657г., Прадо, Мадрид).
Не забыты любимые забавы испанского двора: карлик-шут Николасито Пертусато толкает ногой дремлющую собаку, а рядом с ним стоит карлица Мария Барбола. Картина хранится в мадридском музее Прадо. У Веласкеса ничего этого нет. Автопортрет написан живописцем в возрасте сорока лет, в годы расцвета своего таланта, в годы, когда современники стали называть Веласкеса «художником Истины».
Справа мальчик-карлик пытается ногой растолкать огромную собаку, растянувшуюся на полу. Картина, над которой художник проработал три месяца, в результате ошеломила весь Рим. 1657, обе — Мадрид, Прадо), великолепные придворные портреты.
Слева висит картина Питера Пауэла Рубенса «Афина и Арахна», справа – полотно Якоба Йорданса "Аполлон и Марсий" (возможно, копии). Первые работы юноши были выполнены в жанре бодегонес (bodegn — трактир (исп. ) и представляли собой бытовые сценки из народной жизни, в изображении которых Диего показал себя великолепным наблюдателем. Но в целом художник отдает должное жизнестойкости и оптимизму своего народа. В 1618 году Веласкес женился на красавице Хуане (дочери своего учителя Пачеко). Картина украшала Эскориал до пожара, случившегося в сочельник 1734 года. 25 мая 1651 года художник покинул Италию.
Заметим, что миф об Арахне, очевидно, был для Велескеса особенно важен: в написанной примерно через год после «Менин» картине «Пряхи» художник изобразил большой ковер со сценой состязания Афины и Арахны. Античный сюжет позволил художнику порвать с традицией интерьерной бытовой сцены. Монументальный характер трактовки этой темы был необычным для той среды, где жил Веласкес.
Естественно, Веласкес без колебаний принял это предложение. «После пяти лет обучения и образования я отдал за него замуж свою дочь, побуждаемый его добродетелью, чистотой и другими хорошими качествами, а также в надежде на его природный и великий гений» — пишет в своей книге «Искусство живописи» Пачеко. Каганэ. Другой севильянец, камердинер кардинала-инфанта Фердинанда (королевского брата), отнёс его во дворец и показал хозяину.
Примером этому может послужить полотно «Христос в доме Марии и Марфы» (около 1620 г., Национальная галерея, Лондон), представляющее собой «картину в картине» и наполненное более глубоким смыслом, чем прочие работы этого периода.