«оборона Севастополя» – одна из наиболее знаменитых картин Александра Александровича Дейнеки.
В музее находится копия картины, а оригинал – в Государственном русском музее. 9. Беседы с изучающими рисование. С. 216-217. С критикой выступил художник А. М. Учился в харьковском ХУ (1914–1918) у Р. М. Пестрикова, А. М. Любимова, в ВХУТЕМАС (Москва, 1920–1925) на полиграфическом факультете у В. А. Фаворского и Н. И. Нивинского.
Сзади него целая шеренга бойцов рвётся в бой. Дисс. Например, сдвинув главную фигуру в левый край полотна, А. Дейнека оставил перед ней пространство, которое ему было нужно для свободного полета связки гранат. Равинская В. Б. Они устремились вперед. Ворошилов в Кремле», конечно же, вызвало живой отклик всей общественности.
1943. Творческий облик Дейнеки был ярко и отчетливо представлен в его произведениях на первой же выставке в 1924 (Первая дискуссионная выставка объединений активного революционного искусства), в которой он участвовал в составе «Группы трех» (в группу входили также А. Д. Гончаров и Ю. И. Пименов). 16. Движение же художник передает в пластически объемной форме с ясно выраженным силуэтом, так как под силуэтом Дейнека мыслил «не просто плоскость, а материально насыщенную предметность, дающую с близкого расстояния богатую, многоплановую видимость форм и переходящую при дальнем восприятии в образно выразительное контурное изображение».
08. 04. 2. Некоторые рисунки были созданы на основе ранее написанных картин (например, Краснокрылый гигант, 1938).
Дейнека вполне может быть назван иконописцем Техники. Одна из лучших картин Дейнеки получит то же название, что и известное стихотворение Маяковского – Левый марш (1941). В статье анализируются два произведения художника А. А. Тот же герой, полный ярости и справедливого гнева, готовый пожертвовать своей жизнью во имя свободы, воспет через много лет в картине «Оборона Севастополя» (1942). Указ.
Волна матросов в белых форменках сталкивается с темно-зеленой вражеской волной. На художественной выставке // Правда. 3. С. 217.
С. 178. Если «Оборона Петрограда» стала значительным достижением искусства в раскрытии героев революционного периода, то «Оборона Севастополя» открыла принципиально новую страницу в решении батальной живописи, в раскрытии нравственной сущности героизма народа. Лаконичнее стал пейзаж. С. 6, 8.
На набережной стоит подбитый немецкий танк, уткнувшись дулом вниз. М., 1987., Китай на пути освобождения от империализма, Механизируем Донбасс. 1943.
«Оборону Севастополя», так как я этот город любил за веселых людей, море и самолеты. 1. И полная противоположность – это первый план картины. Виднеются только несколько развалин, а то все покрыто большими клубками дыма и огнями пламени. Она еще больше усиливается благодаря контрасту размытого дальнего плана с достаточно точным воспроизведением мельчайших деталей первого плана, которые даже кажутся находящимися перед картиной. Эти рисунки послужили вспомогательным материалом для раскрытия образов героев в момент наивысшего напряжения духовных и физических сил. М., 2010.
Его лицо озарено гневом и сознанием морального превосходства над врагом. 13. Одинцов, Ю. К. На их основе рассматриваются особенности творческого метода художника. Жизнь искусство, время.
1943. Художник Александр Дейнека. Замысел картины родился у художника при осмотре своих материалов, альбомов и рисунков по Севастополю, где пришлось много работать до войны. О подвиге защитников Севастополя Дейнека мог узнать из сообщений радио и прессы.
Первоначально на эскизе картины эта фигура отсутствовала. Дейнека знакомиться с путиловскими рабочими, яркие характеры которых помогли найти выразительный типаж. По цвету моря, отражающего всю лазурь ясного неба, понятно, что на полотне изображен день.
Ощущение динамики в «Обороне Севастополя» подчеркнуто столкновением встречных «волн», бросающихся в бой матросов и наступающих фашистов. РГАЛИ. Советские люди хорошо знали замечательное творение художника.
Писатель А. А. Когда в 1931 году Октябрь принимает его рисунки на выставку с большим количеством оговорок, художник покидает общество и переходит в РАПХ (Российская ассоциация пролетарских художников). А вообще в данном случае фрагмент дает эстетическую и познавательную пользу, так как приближает к зрителю героев, дает возможность с ними ближе познакомиться, лучше увидеть их черты — это напоминает кино, когда издалека, постепенно к вам навстречу идет человек. 31. 03 Яковлев В. Красная армия в борьбе с немецко-фашистскими захватчиками // Труд.
Неба совсем невидно, только черно-красный фон. Сухопутных частей в городе не оставалось, защита осуществлялась силами морской пехоты Черноморского флота, береговыми батареями, отдельными (учебными, артиллерийскими, зенитными) подразделениями при огневой поддержке кораблей. На картине изображён решающий этап боя. Критические замечания в адрес других работ Дейнеки высказали скульпторы В. И. Председатель Комитета по делам искусств М. Б.
9. Байдуков Через полюс в Америку, 1938, И. Мазурука Наша авиация, 1940). Для художника же самым важным было показать столкновение человеческих характеров. 2.
20. Есть убитые и раненые с обеих сторон. Паршин, В. Г. Авиационные картины Дейнеки разнятся по настроению – от изобразительности (Бомбовоз, 1932, Гидропланы, 1934) до героической патетики (Парашютист над морем, 1934, Краснокрылый гигант, 1938). Работал в курском отделении РОСТА, оформлял массовые празднества. Действительно, картина A. M.
Довженко дали положительную оценку картине17. Л. 38. С. 220. Дейнека.
Сам Дейнека так охарактеризовал данный подход: «Оборона Севастополя» — картина сложная по типажу, что дало материал для ее фрагментирования. Картина «Окраина Москвы. Темные только формы врагов. Александр Дейнека // Александр Дейнека. Пропорции здесь подчиняются настроению художника.
У него всегда имелся в запасе комплекс любимых сюжетов, форм и образов, которые в соответствующей художественному замыслу интерпретацией использовались не в одном, а в целом ряде произведений разных лет. Ни одного из них мы не видим лежащим, среди убитых только немецкие солдаты. С. 143. Верх картины занимает темно-красное небо, переполненное огнем и дымом. Центральная фигура матроса завораживает своей мощью.
Жизнь искусство, время. 11. Дисс. Судьба Александра Дейнеки типична для первого поколения новой интеллигенции. Беседы с изучающими рисование.
Цибулько получили посмертно звезды Героев Советского Союза. ВХУТЕМАС в ту пору был центром всевозможных исканий в области искусства. На набережной стоит подбитый немецкий танк, уткнувшись дулом вниз.
Литературно-художественное наследие. Художник показал атмосферу кромешного ада. Я его как художника очень люблю, но эту картину я считаю его неудачей". Одновременно с фотографичными, жизненными и где-то игривыми полотнами (На балконе, 1931) он пишет идейные и трагические картины (Наёмник интервентов, 1931) и вместе с тем продолжает рисовать плакаты (Построим мощный советский дирижабль Клим Ворошилов, Дадим пролетарские кадры Урало-Кузбассу, 1931).
Сама жизнь открыла и путь к решению задачи. Там же. Художник использовал яркие, гротескные краски. 4.
С 1919 по 1920 Дейнека находился в армии, где руководил художественной студией при Курском политуправлении и «Окнами РОСТа» в Курске. Оно всегда будет таким, так как люди в белых одеждах не дадут ему потемнеть. 8. и сравнить их с картинами Дейнеки того же времени. Оборона Севастополя. Натурность вообще отсутствует. Нерв композиции – раненный матрос со связкой гранат. Концепция нового романтизма в отечественной монументальной живописи тридцатых — пятидесятых годов: На примере творчества А. А.
А везде где присутствуют моряки, даже плиты изображены еще чистыми и белыми. В 1942 году совместно с художником Г. Г. Нисским совершил поездку на фронт под город Юхнов. Это придает картине эпичность борьбы света с тьмой.
Оп. 1. Александр Александрович Дейнека. Художественный стиль Дейнеки вписывался в концепцию нового романтизма, что проявилось и в картине «Оборона Севастополя». Но писать все же решил. Александр Александрович Дейнека.
Александр Александрович Дейнека. Дейнека. С. 161. С. 133. Белая форма у матросов и тёмная, мрачная у фашистов. Попы и знахари, обличаемые кистью Дейнеки (Сам батюшка пожаловал, Святые прозорливцы, Чудодейница, 1925) пришлись в этом журнале ко двору.
Его цель – плывущие в бухте советские корабли. С. 157. Белые здания стоят в руинах. У финиша, 1927). 17.
Примечания 1. Красносельский, Д. С. соч. Новое свои живописные планы». Работу над картиной художник начал в конце февраля 1942 года, а закончил ее к выставке «Великая Отечественная война», которая открылась осенью того же года. Там же. А. А.
Каждая деталь картины глубоко продумана и мастерски выполнена художником. И только море осталось таким, каким его любят – бирюзово-голубым. Грабарь.
Директор МХАТа И. М. Живопись. 19. Ненарокомова И. «Люблю большие планы». Сын курского железнодорожника. Матрос ранен, одежда его порвана.
В адрес художника не раз раздавались упреки в схематизме образов, в чрезмерной «жесткости» пластических форм. Александр Дейнека не рисовал какой-то определённый бой. Ноябрь 1941 года» (1941) — первая в этом ряду.
5. Учусь у Фаворского, прекрасного мастера и последовательного методиста». Сначала художник рассчитывал сделать центром изображения схватку между матросом и немецким солдатом (изображены на втором плане). Динамичность действия «Обороны Петрограда» и «Обороны Севастополя» связана с убедительной передачей движения, при воплощении которого автор опирался на метод обобщения нескольких моментов движения фигуры в одном суммированном пластическом образе. Учился в Харьковском художественном училище.
Началом этой многочисленной серии можно считать монументальное панно Гражданская авиация (1932). Сысоев В. П. По цвету моря, отражающего всю лазурь ясного неба, понятно, что на полотне изображен день. 15. Удивительно хорошо сработала на заднем плане лошадь. Д. 9.
Цибулько получили посмертно звезды Героев Советского Союза. Также в этот период он иллюстрирует басни Крылова (Кот и повар, Крестьянин и смерть, 1922). 5. Дейнеки «Оборона Петрограда» (1928) и «Оборона Севастополя» (1942). Произведения Ю. И. Исходя их исторических данных, первым штурмом Севастополя принято считать попытки немецких войск с ходу захватить город в течение 30 октября – 21 ноября 1941 года.
М., 1989. Александр Александрович Дейнека. В творческом арсенале А. А. Воля для каждого человека это что-то светлое, приятное и радостное. Этот прием придает сверхдинамику данному сюжету. Перебегают улицу звонкие трамваи и манит глаз алая буква «М».
Далее группа матросов рывком сомкнутым строем бросается вперед. А главное настроение – это скорость и простор. Оборона Севастополя. Первое, что бросается в глаза посетителю, попадающему в зал, посвященной Великой Отечественной войне – это картина Александра Александровича Дейнеки «Оборона Севастополя».
На картине предстает эпизод боя на узкой полосе набережной. Суздалев П. К. Первые его произведения, как и «Оборона Петрограда» несут в себе «Все признаки декоративного толкования, уклона в панно, устремления к большим плоскостям с очень ясно подчеркнутым начертательным пространством, с абсолютно сознательным толкованием пространства во взаимосвязи плоских мест и резко подчеркнутого объема». Оп.
Так, например, он вписывает в картину несколько портретов участников революции и обороны Петрограда. «Это искусство исторических обобщений, в которых опыт прошлого увиден и осмыслен с многолетней дистанции глазами иной эпохи». Важной вехой на этом пути явилась «Оборона Петрограда», созданная в 1928 году. Его творчество всецело направлено на познание новой действительности, обращено к актуальным вопросам отечественного изобразительного искусства. рис.
И художник вновь справляется с вызовом. Справа остаются сквер Большого театра, Дом Союзов, Дом Совета Министров слева — гостиница «Москва». Художник Александр Дейнека. Художник «испытывал органическую потребность мерить искусство размахом дел своей Родины, жить единой жизнью вместе со своим народом». 12.
Он настойчиво изучает тот или иной вид движения. С них ведут огонь по немецкому самолету. Меркулов и режиссер Довженко. Литературно-художественное наследие.
Ещё один моряк замахнулся гранатой. Обращает на себя внимание взгляд бойца, напряжённо – сосредоточенный, он уже выбрал точку, куда метнёт гранаты.
искусствоведения. Они устремились вперед. Множество учебных рисунков Дейнеки посвящено человеческой фигуре, его привлекает телесное и выразительное.
Член-учредитель объединений ОСТ (1925), Октябрь (1928), РАПХ (1931). У его рисунков и картин появляется новая интересная особенность. Поездка в Севастополь в 1934 году даёт художнику почву для написания ряда новых пейзажей. Но писать все же решил. Суздалев П. К.
4. С. 220. Широко известной стала история о том, как пятеро краснофлотцев держали оборону в 23 километрах от Севастополя у деревни Дуванкой (ныне – Верхнесадовое). Архив города Севастополя. Композиция строится в трех планах.
К ним не липнет грязь, так как они олицетворение справедливости. Сам он вспоминал впоследствии: «Моя картина и я в работе слились воедино.
Ещё одна деталь обращает на себя внимание – чистота одежды матросов. Фильченков и матросы И. М.
Грабарь назвал его «мастером», который имеет свой «ясно выраженный, ни на кого не похожий стиль». Темы же своих картин, как отмечал он, черпал из жизни.
Живопись. Капитолий, Танцоры в Гарлеме, Нью-Йорк, Париж. Архив города Севастополя.
7 ноября 1941 г. они приняли свой последний бой сначала с 7, а затем с 15 танками. Но взгляд снова оказывается втянутым в непрерывное кипение битвы. Всё это он выразил в цвете. Красносельский, Д. С. С этого времени началось его становление как художника.
Это и обусловило характер композиции, умение отобрать самое необходимое, обобщенность цветовой трактовки и общий приподнятый образной строй анализируемых произведений. Эта особенность произведения А. Дейнеки продиктована его поэтикой, сдвиг пространственных планов, резкое выделение главных героев и второстепенных — все укрупнено и подчинено логике монументального обобщения. С. 161. Огромный матрос и скорчившийся у его ног фашист, пикирующий над идущими в атаку моряками «мессершмитт» и палящие из орудий корабли, прокопченные руины домов и огненное зарево вместо неба — все это художественные метафоры, вобравшие в себя всю боль и любовь А. Дейнеки, его ненависть и восхищение. Создавал плакаты Курского РОСТА и оформлял агитпоезда.
26. 02 Бескин О. Заметки с выставки // Вечерняя Москва. 14. искусствоведения.
Ленин с детьми в автомобиле, скорее всего вранье, но вранье, достойное веры. 1. на соискание ученой степени канд. Ненарокомова И. "Люблю большие планы.
С. 161. Там же. (Через год и ОСТ и РАПХ прекратят своё существование). Равинская В. Б. 14. В 1935 году художник посещает США, Францию и Италию. 8. Севастополь, 2000.
Белые здания стоят в руинах. Каждая деталь картины глубоко продумана и мастерски выполнена художником. Фон боя трагичен и тревожен. Ниже — Черное море в свинцово-сером цвете. Л., 1967.
Слева и позади от центральной фигуры матроса наступают его товарищи. 1943. Из армии был командирован учиться в Москву, во ВХУТЕМАС на полиграфическое отделение, где его педагогами были В. А. Фаворский и И. И. Нивинский (1920—1925). Живопись. Член президиума (с 1958), вице-президент АХ СССР (1962–1966), академик-секретарь отделения декоративных искусств АХ СССР (1968 –1969). Герои произведений Александра Дейнеки — молодые люди, в образах которых отразились идеальные представления художника о строителях нового мира — гармонично развитых, сильных, красивых, жизненно активных. Руководил секцией ИЗО Губнаробраза (1918), художественной студией при Курском политуправлении (1919–1920).
Ниже – Черное море в свинцово-сером цвете. Он делает разворот для броска. В то же время выступавшие на заседании режиссеры Ф. М. Настоящим шедевром в этом ряду становятся Будущие лётчики (1937), одна из самых романтических картин Дейнеки, на которой изображены трое подростков, они сидят спиной к зрителю и мечтательно смотрят вслед улетающему самолёту.
Л. 38. У него закончились патроны и он бьёт врага автоматом как дубиной. С. 161. 7. Ф. 2073. Своей Обороной Севастополя Дейнека вписал страницу в историю мировой батальной живописи.
А зимой 1938 года в стремительном темпе начинается работа над мозаичным циклом Сутки советского неба (на котором, по замыслу, должна быть запечатлена жизнь советского народа в течение одних суток) будущей станции московского метрополитена Маяковская, всего за шесть месяцев до её открытия. «Шла тяжелая война, — говорил потом художник о замысле своей картины. Дейнека.
20. Чистые, звонкие тона взяты в контрасте с дополнительными. Но работа над картиной началась задолго до того, как он положил первые мазки на полотно.
на соискание ученой степени канд. Там же. В «Новой Москве» (как и в большинстве других картин Ю. Пименова) господствует вертикальный разворот пространства с очень высокой панорамной точкой зрения, в то время как каждая отдельная фигура изображена как бы параллельно целому.
РГАЛИ. С. 322. От секции художников работы Дейнеки представлял И. Э.
Ф. Р-183. Сб. : в 2 т. Т. 1. Первоначальное образование получил в Харьковском художественном училище (1915—1917). Дейнека.
Дейнеки. Одинцов, Ю. К. Журнал Безбожник, в 1923-1932 гг. Эти фронтовые графические наброски впоследствии пригодились А. Дейнеке в работе над эпическим полотном «Оборона Севастополя». 16. Оп. 1.
Фон боя трагичен и тревожен. 3). Фильченков и матросы И. М. Художник показал атмосферу кромешного ада. Д. 356.
1943. Соплии слезы. С. 65-75). Шла тяжелая война, – говорил потом художник о замысле своей картины.
Однако работа художника в Безбожнике и других журналах отнюдь не ограничивалась сатирой. 17. Но при этом отметил, что на полотне «Оборона Севастополя» лежащая фигура поверженного немца получилась непропорциональной: «короткие ноги при страшно длинном туловище».
Главная фигура полотна — изображенный на переднем плане матрос атлетического телосложения со связкой гранат в руках, готовый бросить ее в гущу наступающих немецких солдат. Так как главный объект здесь и не Ленин и не дети, а автомобиль. Анализируя «Оборону Петрограда» и «Оборону Севастополя», можно обнаружить внутреннюю близость этих произведений в русле единого процесса развития отечественного искусства. ".
Это помогло ему найти принципиально новую трактовку облика человека труда. Дейнеки имелась картина «Амазонки», созданная в 1947 г. на основе его представлений об этом древнегреческом мифе. В произведении ярко выражена «патетическая экспрессия высшего напряжения битвы»10. Александр Александрович Дейнека. Указ. «Оборону Севастополя», так как я этот город любил за веселых людей, море и самолеты.
11. На эти годы пришлась гражданская война. Интересны высказывания мастера относительно стилевых признаков своего искусства. В 1942 Дейнека создал наполненное героическим пафосом полотно «Оборона Севастополя» (1942), которое явилось своего рода гимном мужеству защитников города. Там, конечно, очень красиво. 10.
Может быть, действительно, простота образов «Обороны Севастополя» граничит с плакатной публицистикой и многое в картине кажется излишне прямолинейным. И люди готовы до конца за нее бороться. Волна матросов в белых форменках сталкивается с темно-зеленой вражеской волной.
08. 04. 1943. Автор организует тему избрав мотив шествия, сообщив ему беспрерывный кольцевой ход. Для художника же самым важным было показать столкновение человеческих характеров. 1943. Мухина, С. Д. О подвиге защитников Севастополя Дейнека мог узнать из сообщений радио и прессы.
Первоначально на эскизе картины эта фигура отсутствовала. "Оборону Севастополя", так как я этот город любил за веселых людей, море и самолеты. «Шла тяжелая война, – говорил потом художник о замысле своей картины. Но ясного неба на картине нет, а весь горизонт пропитан копотью и дымом.
Ненарокомова И. Указ. Широко известной стала история о том, как пятеро краснофлотцев держали оборону в 23 километрах от Севастополя у деревни Дуванкой (ныне — Верхнесадовое). С. 6, 8. Защитники Севастополя, «подобно сказочным богатырям, вышедшим из моря», смело обрушиваются на превосходящего их числом и вооружением врага.
В ранних своих работах, как это видно на примере анализа «Обороны Петрограда» Дейнека пользуется близким к графике методом контрастного сопоставления приглушенных темных и светлых тонов в их тонированных вариантах, обращается к большим плоскостям, четкому рисунку. Его творческий путь неотделим от жизни страны. 26. 02 Бескин О. Заметки с выставки // Вечерняя Москва. «В своей пластике он концентрирует былинную мощь, беззаветный героизм, присущий всему воинству». Другой матрос застыл неподвижно на бегу, сраженный вражеской пулей. 7 ноября 1941 г. они приняли свой последний бой сначала с 7, а затем с 15 танками.
Паршин, В. Г. В течение двух недель была написана эта картина. С. 322. Можно предположить, какое время изображено на картине.
М., 1987. Несмотря на то что «Оборону Севастополя» критически восприняли многие участники заседания и не выдвинули на Сталинскую премию, образы этого полотна прочно вошли в культурную память советского общества о войне, ярко демонстрируя ожесточенную борьбу за Севастополь. К тому времени у него уже имелся опыт иллюстрирования книг, например, романа А. Барбюса В огне в 1926 (впрочем, более известно повторное в 1934). Писатель А. А.
В короткий срок создана и «Оборона Севастополя». В творческом арсенале А. А. Он делает разворот для броска. Кроме того, в его учебном пособии для начинающих художников изданном в 1961 г., есть раздел «Рисование античной фигуры» (Дейнека А. Учитесь рисовать. С. 97-98, 108.
соч. После просмотра картин в Третьяковской галерее было выдвинуто 25 кандидатов, в том числе и Дейнека со своими творениями «Оборона Севастополя», «Сбитый ас» и «Транспорт восстанавливается». М., 1961. С. 65-75).
Рассмотрим колорит картины. Директор МХАТа И. М. 18. Жизнь искусство, время. Прежде всего Герасимов обратил внимание на плохо выписанные центральные фигуры: крайний слева матрос, бросающий гранату имеет верх «великана», а «торс от мальчика» лежащая фигура немецкого солдата изображена с «ногами от мальчика» и «туловищем от мужика».
По мере удаления матросов от переднего плана их действия достигают наибольшей агрессивности: сначала моряки бегут, затем замахиваются на врага, после вступают с ним в бой. Огромный матрос и скорчившийся у его ног фашист, пикирующий над идущими в атаку моряками «мессершмитт» и палящие из орудий корабли, прокопченные руины домов и огненное зарево вместо неба – все это художественные метафоры, вобравшие в себя всю боль и любовь А. Дейнеки, его ненависть и восхищение. Л., 1967.
С. 161. Сысоев В. П. Александр Александрович Дейнека родился 8 (20) мая 1899 года в Курске, в семье железнодорожника. Набережная Сены, Париж.
М., 2002. Красная армия в борьбе с немецко-фашистскими захватчиками // Красная звезда. Его творчество всецело было направлено на познание новой действительности, обращено к актуальным проблемам современного искусства. Конечно, она была удостоена (в 1941 году) Сталинской премии I степени, которая присуждалась «за выдающиеся произведения в области искусства и литературы». С. 161.
18. Можно даже образно назвать Дейнеку Маяковским в живописи. Такая битва могла состояться за любой город, любой клочок земли. Появление картины «И. Нужен был более непосредственный конкретный жизненный материал.
Дейнека. "Шла тяжелая война, – говорил потом художник о замысле своей картины. — Учимся в библиотеке, музеях, на выставках, на диспутах, у Маяковского, Черемныха.
Участник выставок с 1924: Первой дискуссионной выставки объединений активного революционного искусства (1924), ОСТ (1925–1928), Октябрь (1928–1930), РАПХ (1931–1932). Критические замечания в адрес других работ Дейнеки высказали скульпторы В. И. М., 2002. Глубоким страданием проникнуто другое произведение — «Сгоревшая деревня» (1942). 15.
И вот воочию представил, как все взлетает на воздух». Тогда же происходят события, которые сам художник считал основополагающими в своей карьере – начинается период его сотрудничества с рядом журналов: Безбожник у станка, У станка, Прожектор, Красная Нива. Работу над картиной художник начал в конце февраля 1942 года, а закончил ее к выставке «Великая Отечественная война», которая открылась осенью того же года. Сам мастер сформулировал свою главную художественную идею как показ «необыкновенности обыкновенного»: «Мир полон поэзии и красоты, которую мы подчас не замечаем. Красная армия в борьбе с немецко-фашистскими захватчиками // Красная звезда.
Эрмлер и А. П. Верх картины занимает темно-красное небо, переполненное огнем и дымом. 6. Там же. Вдали Нева с кораблями и часть набережной.
В «Обороне Петрограда» и «Обороне Севастополя» отразилось идейное содержание творчества самого Дейнеки, воплотившиеся в монументальном художественном обобщении идей современности в образах, рожденных в борьбе за новый и светлый мир. Остаются только руины. Его цель — плывущие в бухте советские корабли. Герасимов, указывая, что картина, «сильная по темпераменту», к сожалению, содержит много «досадных ошибок». «Романтизм Александра Дейнеки следует рассматривать как попытку сгладить конфликт между эстетическим идеалом эпохи, к которой он как художник стремился и мифотворческим идеалом, который ему навязывал государственный режим»9. Со времени написания «Обороны Петрограда» прошло много лет. С. 157.
Эти фронтовые графические наброски впоследствии пригодились А. Дейнеке в работе над эпическим полотном «Оборона Севастополя». Л. 34, 45-46, 199. 6.
В характеристике пространства у Дейнеки, как и в «Обороне Петрограда» и других работах, большая роль отведена движению. В период Великой Отечественной войны Дейнека жил в Москве и выполнял политплакаты для мастерской военно-оборонного плаката «Окна ТАСС».
Впечатление трехмерности пространства создается движением: рабочие выходят из глубины картины, «разворачиваются в марше» перед зрителем и опять уходят в глубину. Живопись. 7. 1943. Общим в них является и гражданская позиция художника и социальная заостренность его тематических полотен. В 1928-29 гг. Над полуразрушенным городом пикирует «Юнкерс».
Сначала художник рассчитывал сделать центром изображения схватку между матросом и немецким солдатом (изображены на втором плане). Жизнь искусство, время. М., 1974. Сам он вспоминал впоследствии: «Моя картина и я в работе слились воедино. Дальний план показывает нам объятый пламенем город.
С. 97-98, 108. В кафе, Париж. Примечания 1.
Дейнека Александр Александрович (1899, Курск — 1969, Москва)Художник, график, скульптор, монументалист, плакатист. 31. 03 Яковлев В. Красная армия в борьбе с немецко-фашистскими захватчиками // Труд. Зрительно картина делится на две части.
Вообще военная техника представлена на заднем плане. Сб. : в 2 т. Т. 1. Жизнь искусство, время. Храпченко отметил, что картина больше походит на панно или плакат., Превратим Москву в образцовый социалистический город пролетарского государства, 1930).
Важную роль в творчестве Дейнеки играет и другая командировка – заграничная. Но писать все же решил. Ф. Р-183. Ещё один матрос перешел в рукопашную битву с фашистом. С. 216-217. Рассмотрим колорит картины.
Встречи эти окажут на художника огромное воздействие. Ширится улица, по сторонам которой высятся новые огромные здания.
Матросы-десантники в белых форменках идут в контратаку. 17. 03. И, на самом деле, правда. На картине бой – символ. соч.
Л. 3, 33. С. 178.
Там же. Ненарокомова И. Указ. М., 1961. Ритмика этих планов различна. Вообще военная техника представлена на заднем плане. Мужество имеет свою динамику. Равно как и карикатуры на тех, кто считался классовым врагом победившего пролетариата: на кулаков интервентов, нэпманов, мещан и манерных дам, сожалеющих о дореволюционных временах (Тоска по изящной жизни, 1927). Шла тяжелая война, – говорил потом художник о замысле своей картины. Храпченко отметил, что картина больше походит на панно или плакат.
С. 133. 17. 03. Жизнь искусство, время. 12. В эти годы им была создана первая советская подлинно монументальная историко-революционная картина «Оборона Петрограда» (1928).
Другой матрос застыл неподвижно на бегу, сраженный вражеской пулей. Л. 34, 45-46, 199. Москвин подчеркнул незавершенность полотна, которое, видимо, создавалось в спешке. Я его как художника очень люблю, но эту картину я считаю его неудачей».
Люди в движении – излюбленная тема для живописца. Но писать все же решил.
Но ясного неба на картине нет, а весь горизонт пропитан копотью и дымом. Борьба светлых и тёмных сил, добра и зла. Одним из первых шагов становится работа над книгой Про лошадей для самых маленьких. Известная поговорка Какой же русский не любит быстрой езды в его картине Ленин на прогулке с детьми можно воспринимать только как икону. Председатель Комитета по делам искусств М. Б.
Резкие цветовые контрасты помогают воплощению мысли автора. С. 217. В картине «Оборона Севастополя» в решении композиции, он пошел по другому пути, чем это было свойственно его ранней работе.
Позднее, 23 октября 1942 г. Указом Президиума Верховного Совета СССР политрук Н. Д. Многозначительным и характерным явлением «Новой Москвы» (как вообще новой жизни) становится и женщина за рулем. В «Обороне Севастополя» образ моряка со связкой гранат стал идейно-художественным центром всей композиции, в котором сконцентрировались экспрессия и патетика подвига сражающихся матросов. Александр Александрович Дейнека. Бойцы бегут рядами, загораживая друг друга, выстраивая, таким образом, цепь.
Москвин подчеркнул незавершенность полотна, которое, видимо, создавалось в спешке. Они словно идут в вечность, одевшись по старой традиции во все чистое. Но несмотря на трудности « там велась большая работа над формой, композицией», — писал впоследствии сам Дейнека. На втором плане, на мостике возвращаются раненые измученные, но не сломленные.
С критикой выступил художник А. М. Этим автор показывал, что происходит, когда враг побеждает. Севастополь, 2000. Ещё один принципиально новый вид работы для Дейнеки – настенная роспись.
Севастополь: Энциклопедический справочник. Он использовал в «Обороне Севастополя» прием масштабного приближения отдельных героев, одновременного сопоставления дальних мизансцен с крупно поданным действием первого плана. Л. 3, 33. Может быть, действительно, простота образов «Обороны Севастополя» граничит с плакатной публицистикой и многое в картине кажется излишне прямолинейным. Вероятно, это и дало моему искусству некоторые черты новаторства». В отличие от «Обороны Петрограда», в которой трудно выделить одного героя — перед нами образ единого, сплоченного коллектива, отряда красногвардейцев. Дейнека рисует на дальнем плане бегущих матросов. Д. 356.
В этом большую роль сыграло обращение в 1920-1930-х годах к теме гражданской войны. В это время он создал напряженные и драматичные произведения. Над полуразрушенным городом пикирует "Юнкерс". В их позах можно уловить знакомый пластический мотив, воплощенных в образах поверженных гитлеровцев в «Обороне Севастополя» (см. Но художник создал обобщающий образ войны, без соотнесения с конкретикой.
Картины «Оборона Петрограда» и «Оборона Севастополя» как и большинство произведений Александра Дейнеки были подлинно новаторскими открытиями в решении новых, социально значительных тем современности, отличаются великолепным знанием предмета, умением выразить особенности эпохи яркой образной живописью. Именно композиция картин «Оборона Петрограда» и «Оборона Севастополя», ее динамика, контрастное сопоставление отдельных форм и элементов служило средством выражения идейного замысла. С. 143. Севастополь: Энциклопедический справочник. носивший название Безбожник у станка (т. к.
В адрес художника не раз раздавались упреки в схематизме образов, в чрезмерной «жесткости» пластических форм. соч. Александр Дейнека // Александр Дейнека. А. А.
Сегодня, учитывая время написания этого произведения, нетрудно понять, почему печать тех лет называла его «самой значительной картиной выставки». Сысоев В. П. Оп. Особенно интересовала его атака в ее внезапном и стремительном развитии, а также сама движущаяся фигура бойца в зависимости от различных точек зрения, ракурсов и конкретной фазы атакующего броска.
Сысоев В. П. В. Сталин и К. Е. Преподавал в ВХУТЕИН (Москва, 1928 –1930 профессор — 1940).
М., 2010. Слева и позади от центральной фигуры матроса наступают его товарищи. Д. 9.
На художественной выставке // Правда. Главная фигура полотна – изображенный на переднем плане матрос атлетического телосложения со связкой гранат в руках, готовый бросить ее в гущу наступающих немецких солдат. Художник воплощает героический подвиг народа в «Обороне Петрограда» (1928), сумевшего отстоять свою идею, свою республику.
Меркулов и режиссер Довженко. В 1925 Дейнека стал одним из основателей Общества станковистов (ОСТ). Дейнеки. Есть убитые и раненые с обеих сторон. Создание социально насыщенных тематических произведений, передающих в образной форме облик современности «ОСТ» ставил своей целью.
13. Мухина, С. Д. М., 1974. Особенно интересовала его атака в ее внезапном и стремительном развитии, а также сама движущаяся фигура бойца в зависимости от различных точек зрения, ракурсов и конкретной фазы атакующего броска.
Оборону Севастополя, так как я этот город любил за веселых людей, море и самолеты. Но писать все же решил. Это художественное кредо Ю. И.
Создавая произведение, художник вступал на путь сложных обобщений творческих исканий. Дейнека. Ф. 2073.
Это был Микеланджело, барочное буйство человека и природы Вернувшись, художник соединяет свои впечатления с воспоминаниями о прежнем довоенном городе и создаёт знаменитое героическое полотно Оборона Севастополя (1942), страшное и величественное. Пространство в этой картине лишено непрерывности. 3. Многим она знакома с детства по репродукциям в учебниках и книгах.
Позднее, 23 октября 1942 г. Указом Президиума Верховного Совета СССР политрук Н. Д. С них ведут огонь по немецкому самолету. Перед нами воин-богатырь с кровавыми подтеками на мужественном лице, со спокойным бесстрашием ведущий бой за родную землю. М., 1989.
Оборону Севастополя, так как я этот город любил за веселых людей, море и самолеты. 10. Вот таким образом на следующем заседании Комитета из творений художника обсуждалась лишь «Оборона Севастополя».
19.