Уже в эти годы проявился виртуозный талант Кустодиева — портретиста (И. Эти упражнения, совмещенные с чаепитием, помогают обрести душевное равновесие, в полной мере насладиться не только чаем, но и бодростью, гармонией жизни. В этом он находил свое спасение. Старейшина уважаемого собрания сидит под иконой. Чем хуже становилось его физическое состояние, тем ярче и жизнерадостнее были его работы.
Русское чаепитие также не лишено философской составляющей. Ивсю жизнь писал ейстихи. Однако если посмотреть на картину, совершенно ничего здесь не говорит об этом.
Ни одна чайная церемония не обходится только лишь вкушением напитка, она помогает обрести душевное равновесие, гармонию, достичь взаимопонимания между присутствующими. Картина была написана в проблемный для России год. Сейчас же художник решил сделать центром новой работы женщину, такую крупную, как «Красавица» (Государственная Третьяковская галерея) и такую же монументальную, чинно сложившую руки и стоящую над городом, как «Купчиха» (Государственный Русский музей) 1915 годов151718. Примечательно, что атласное тело купчихи даже светлее неба3032. Она собирается подавать чай на голубом чайном сервизе. И действительно от его выразительных и красочных женских портретов сложно оторваться. «Купчихой» оказалась баронесса, а именно Галина Адеркас, представительница древнего дворянского рода из Астрахани и в ту пору студентка медицинского факультета1021. Однако когда девочке было14, помолвка понеизвестным причинам была расторгнута, аЧечилия отправлена вмонастырь, где ипознакомилась (илиже все это было подстроено) сгерцогом миланским Людовико Сфорца.
Сам Маковский вспоминал: «Лучшие красавицы наперебой позировали мне. Лесли также опубликовал несколько своих книг. Впоследствии художник будет неоднократно возвращаться к своим детским воспоминаниям о неспешной счастливой жизни в провинциальном городе. Сарра была выдана замуж потем временам поздно, в20лет, засвоего ровесника Якоба Понтуса Стенбока— представителя графской шведской семьи (изнее даже вышла одна шведская королева). Наконец кухарка подошла и в дверь постучала: «Самовар, – говорит, – под яблонью глохнет». У нас в семье был всегда.
Чинно и с достоинством вкушают чай извозчики.
Также высоко он оценил и «Купчиху за чаем» как работу, утверждающую красоту человеческую512952. А музыкальное сопровождение обеспечивают певчие птицы в клетках под потолком. Недаром «Всадницу» сначала считали портретом самой графини.
Яркая и изобильная картина Кустодиева «Купчиха за чаем» была написана художником в голодный 1918 год, время разрухи и революционной смуты. Поофициальной версии, Джованнина иАмацилия были родными сестрами— дочерьми автора оперы «Последний день Помпеи», композитора Джованни Пачини, друга (и, послухам, возлюбленного) графини. Основные ее жанры-фигуративизм и натюрморт. Проживая в Петербурге и Москве, Кустодиев часто наезжал в живописные уголки русской провинции, прежде всего в города и села Верхней Волги, где кистью художника рождались знаменитые образы русского традиционного быта (серии «ярмарок», «маслениц», «деревенских праздников») и красочные народные типажи («купчихи», «купцы», красавицы в бане –«русские венеры»). Судя по ее разноцветному красивому старинному сарафану, украшениям на шее, головному убору, видно, что она живет в достатке. Одна из известнейших – «За чайным столом».
Послевоенный 1918 год запомнился народу разрухой, голодом и гражданской смутой. Выше них лишь мальчик на крыше, гоняющий голубей, юная душа, стремящаяся в порыве к небу. Именно в ней и жили сюжеты и люди из того, уже ушедшего мира, не утратившего своего терпкого аромата9. С тех пор, по словам художника, его миром стала его комната.
Стремление окружить себя красивыми вещами отразилось и в творчестве художника: он написал немало жанровых сцен в «русском стиле», а также портретов красавиц в старинных русских костюмах, как, например, на известной всем картине «За чаем». Александре Струйской было18, когда еевыдали замуж заочень богатого вдовца. Репин привлек молодого художника к соавторству в картине «Заседание Государственного Совета» (1901–1903, Русский музей, Петербург).
Чечилия Галлерани была девушкой изблагородной итальянской семьи, которая ввозрасте10 (. ) лет уже была помолвлена. Его работы регулярно выставлялись в парижском Салоне с 1878 в начале 20-го века, также он помог организовать выставку американских художников в Париже, в 1894 г. Эта картина предположительно называется «Чаепитие в пять часов» изображает послеобеденное чаепитие, которое было очень популярно во времена художника.
Очень часто моделями для купчих Кустодиеву служили представительницы интеллигентной среды. Произведение написано в 1918 году Борисом Кустодиевым. Летом 1918 года Кустодиев приступил к исполнению на полотне своего давнего замысла, связанного с картиной «Чаепитие» (частное собрание) 1913 года, на которой изображено застолье дебелых купчих во главе с чинным купцом— отцом семейства, в котором виделся действительный тайный советник, сенатор-правовед Николай Таганцев141516. Стоит заметить, что Кустодиев иронично наделил мордочку кота чертами хозяйского лица26.
Картина создавалась на фоне революционных волнений, художник хотел передать всю бездумность и беззаботность существования состоятельной купчихи, да и всех богатых женщин того времени, которые не были обременены делами и заботами. Потеряв возможность двигаться, Кустодиев удивительным образом сохранил способность писать задушевные и колористически богатые, светоносные картины, во многом благодаря тому, что у него в памяти осталась «чудесная страна воспоминаний». Стенбоки ктому времени перебрались вроссийскую Эстляндию. Характер ухудожницы был эмоциональный, гордый илегкоранимый. Работы художника буквально излучают светлые, радостные чувства, а одним из самых известных полотен Кустодиева, описывающих чаепитие, является картина «Купчиха за чаем» (1918 год). На столе полно продуктов, а рядом умиротворенно потягивается кот.
На переднем плане картины можно заметить еще один столовый прибор: вот-вот к столу подсядет кто-то пятый, ему неизбежно будут рады, а беседа станет еще оживленнее. Аможет, уграфини сдевочкой была иболее тесная родственная связь.
Однако, судя подокументам, уПачини была только одна дочь —младшая издевочек. Толстого), томыувидим туже вальяжность ирасслабленность. Давно хотелось сделать подборку живописи с самоварами. Изображена довольная русская женщина просто необъятной красоты с игривым румянцем на полных щеках и пухлыми пальчиками.
25-летняя вдова старалась прививать детям любовь к живописи, театру, музыке и литературе. Удивительно, нопроизведений самой Мартыновой, кажется, несохранилось. Самовар на столе будто делит полотно на два «мира» : на одной стороне – толстый, сытый поп, а на другой – нищие мальчик и старик. Повзрослевшим дочерям графиня гарантировала большое приданое.
Можно сказать, что «Купчиха за чаем» является вдохновенной поэмой о русской красоте, прощальным памятником старой России, замечательным и характерным образом, своего рода апофеозом воспоминаний о сочных пышных красавицах, о приближающихся лазоревых вечерах, о монументально торжественных чаепитиях, о неторопливой, будто неизбывной и безмятежной жизни с её размеренным укладом, сытым и бездумным существованием. Вот таким образом один из любимых моих предметов посуды — это чашечки-кружечки. Хотя он родился в Антверпене, в Бельгии, он провел большую часть своей жизни в Париже.
Желание свое она осуществила: замужество было счастливым ипринесло двоих сыновей. Я зарабатывал громадные деньги, жил с царственной роскошью» Большой интерес проявлял художник и к «красивой старине» – он коллекционировал предметы русского быта. Она забрала ихвсвой дом после его смерти.
Еенепринужденность ичуть надменный взгляд кажутся толи обычной позой для подобного портрета эпохи сентиментализма, толи признаками меланхолического ипоэтического нрава. Но прогресс ведь не стоит на месте. К тому же в это время у художника были серьезные проблемы со здоровьем – еще в 1911 г. ему поставили диагноз «костный туберкулез», позже в позвоночнике образовалась опухоль, болезнь прогрессировала и к моменту написания «Купчихи за чаем» Кустодиев уже три года был прикован к инвалидному креслу.
Эдвард Альфред Кукель (1875-1954) родился в Сан-Франциско, штат Калифорния. В пятидесятые годы прошлого века одной из самых известных его картин для широкой публики, возможно, была милая жанровая картина «Дети, бегущие от грозы». Для характеристики творчества художника Николая Петровича Богданова-Бельского (1868 – 1945 гг. ) критики и ценители искусства очень часто используют слово «крестьянский» : крестьянская жизнь, крестьянский быт и т. д. Действительно, его картины демонстрируют нам повседневную жизнь крестьян начала прошлого века, а отдельное внимание Богданов-Бельский уделял детям. Константин Коровин (1861-1939) был одним из ведущих русских художников-импрессионистов, талантливый сценограф.
Самойлова скончалась вбедности вПариже, дальнейшаяже судьба еевоспитанниц неизвестна. Причем они должны быть разные их должно быть много и каждая, обязательно, любимая. Бесспорно, одной из наиболее драматичных, цепляющих за душу картин XIX века, является работа Василия Григорьевича Перова (1833/1834 – 1882 гг. ) «Чаепитие в Мытищах» (1862 год), сюжетом которой послужили реальные события. Михаил Нестеров, посетивший вместе с Всеволодом Воиновым в марте 1923 года квартиру Кустодиева в Петрограде, высоко оценил его работы на тему купечества, особенно задержавшись возле картины «Купцы», написанной ещё в 1918 году (известна также как «Гостиный двор», «Торговые ряды»). Тогда после родов Галлерани герцог забрал себе сына, аеевыдал замуж заобедневшего графа. За24года брака Александра родила мужу 18детей, 10изкоторых умерли вомладенчестве.
Жорж Крогерт (1848-1923) был бельгийским академическим художником. Многие традиционные чайные церемонии не обходятся лишь вкушением аромата напитка. В связи с этим Кустодиев отмечал, что «худые женщины на творчество не вдохновляют»3619. Благодаря начищенному до блеска самовару, каплям прозрачной воды на жестяном подносе, блестящей ложечке в стакане с чаем, легкости и чистоте, пронизывающей всю картину, невидимый душевный мир кажется реальным и вполне ощутимым. Но в начале 19 века он становится доступным для людей и с небольшим достатком.
Ноимелили они право наэту фамилию, досих пор неясно. Я. Билибин, 1901). Джейми Патерно это современная аргентинская художница известная использованием ярких цветов в деликатной манере. Вэтот период Адеркас была совсем молода, студентка-первокурсница медицинского факультета.
Купчиха необыкновенно хороша и воплощает в себе народный идеал: алые губки бантиком, прямой нос, чёрные соболиные брови дугой, небесно-голубые глаза263029. Однако, несмотря на это, Кустодиев создал картину далёкую от идеалов новой власти и новой идеологии – коммунизма. Константин Сомов, в то же самое время как-то зашедший к Кустодиеву домой, отмечал, что выставка эта в целом скверная и никуда не годится, оговорившись, правда, что к «Купчихе за чаем» это не относится41.
Стол же вокруг заставлен аппетитной и располагающей к чаепитию снедью и сладостями: здесь плетёная корзинка-хлебница с кренделями, булочками, печеньем, кексом с изюмом, да и всякие фрукты— гроздь винограда, яблоки, ну и спелый и сочный сахарный, яркий и красный разрезанный арбуз с чёрными косточками, который Кустодиев уподобляет роскошному розовому телу купчихи. Одинаковая одежда выдает в них извозчиков, устроивших себе чайный перерыв. Самойлова гарантировала ейбольшое приданое.
Большую смысловую нагрузку несут в полотне детали: трущийся о плечо хозяйки толстый ленивый кот, купеческая чета, пьющая чай на соседнем балконе изображенный на заднем плане город с церквами и торговыми рядами и, в особенности, великолепный «гастрономический» натюрморт. И такие молодцы проглядели революцию. На самом деле «Купчиха за чаем» была вовсе не купчихой, а настоящей баронессой. Ежедневно напротяжении двух месяцев художнику позировала его дочь, 12-летняя Вера.
Обладательница интересного меццо-сопрано, всоветские годы Адеркас пела всоставе русского хора вУправлении музыкального радиовещания Всесоюзного радиокомитета, участвовала возвучивании фильмов, нобольшого успеха недобилась. Спустя несколько лет, в 1923 году, Кустодиев написал схожую по композиции картину под названием «Купчиха, пьющая чай» (Нижегородский государственный художественный музей)2324. Концепция картины перекликается с групповыми композициями Огюста Ренуара, также наполненными светом и воздухом.
И, конечно же, стало сюжетом многих картин. Адеркас, озаглавленные «Цирк— это мой мир. ». Ввозрасте 23лет Симонетта умерла отчахотки, несмотря настарания лучших придворных врачей. На картине «За самоваром» Петров-Водкин изобразил обыденную семейную сцену за столом.
Но тем живее работало воображение. В 1925 году «Купчиха за чаем» была передана из отдела изобразительных искусств Наркомпроса в Государственный Русский музей25, где она и находится в настоящее время, экспонируясь в Зале 71-м Корпуса Бенуа9. На Руси жители узнали о чае только в начале 17 века. Пышная, полная, сытая, белотелая, румяная, голубоглазая и русоволосая молодая женщина, в общем, довольная и весёлая купчиха, удобно устроившись, вальяжно сидит за столом на балконе деревянного особняка, в своём «домашнем раю».
Эти серии и близкие им полотна (портрет Ф. И. Шаляпина, 1922, Русский музей) подобны красочным снам о старой России. Однако, поскольку кстарости графиня разорилась (ейпришлось выплачивать третьему мужу, французскому аристократу, огромные алименты), обе «дочери» взыскивали состарухи «матери» обещанные деньги через адвоката.
Джордж Данлоп Лесли (1835 – 1921) английский жанровый художник, автор и иллюстратор. Весной 1920 года в трёх комнатах квартиры Нотгафта в здании петроградского Дома искусств состоялась первая и единственная прижизненная персональная выставка Кустодиева, на которую он представил около 170 разных с художественной точки зрения произведений, выполненных в основном в 1915—1920 годах, в число которых вошла и «Купчиха за чаем». Он писал картины в основном частным клиентам, приезжавшим из США, Англии, Германии (особенно Мюнхена) из Южной Америки и Канады. Еще один весьма трагичный сюжет со сценой чаепития изображен на картине знаменитого русского художника Василия Николаевича Бакшеева (1862 – 1958 гг. ) «Житейская проза» (1892-1893 гг. ).
На нём стоит заварочный чайник, расписанный портретами, а вокруг— дорогая посуда, серебрённая и фарфоровая, с выписанными узорами: сахарница, молочник, вазочка с вареньем и чашка с блюдцем. Изучала она, как говорят, хирургию, ноувлечения музыкой увели еевдругую сферу.
Можно сказать, что купчиха является олицетворением, собирательным образом этого маленького провинциального уездного городка. Картина «Чаепитие в Мытищах» была написана Перовым в 1862 году по заказу администрации города. Борис Кустодиев «Купчиха за чаем», 1918 годКонстантин Маковский был одним из самых ценимых и высокооплачиваемых художников своего времени.
Картину «Купчиха за чаем» можно считать одним из наивысших достижений Кустодиева в послереволюционный период его творчества37, программной работой художника29. На нижнем уровне находятся люди, отдыхающие от повседневных забот. Ичестно говоря, нанабросках еефигура выглядит гораздо тоньше инетакой внушительной.
Над столом возвышается пышущий жаром, величавый и красивый, сверкающий своими начищенными до блеска медными боками огромный пузатый ведёрный самовар исполненный в столь любимой среди купечества форме «ваза». Этот портрет кисти Рокотова словно воздушный полунамек. Не менее примечательна работа «Московский трактир» (1916 год), на которой группа людей собралась за большим столом. А вот у прабабушки был настоящий.
Американский художник из Филадельфии, который сделал свою карьеру в Париже. Главной темой другой картины Кустодиева – «Извозчик в трактире» (1920 год) – служит традиционное русское чаепитие, о чем свидетельствуют такие атрибуты, как самовар и связка баранок. Чаепитие на Руси наполнилось своей философией. Моделями для его купчих часто были представительницы интеллигенции, дородные женщины. Появилось даже выражение «кустодиевские красавицы»— они населяют особый сказочный мир, в котором сохранился разрушавшийся прямо на глазах у Кустодиева старый патриархальный уклад с купчихами, чаепитиями, гуляньями и ярмарками в тихих провинциальных городах. Правда их в этом провела интеллигенция Крепкий и цельный народ— купечество».
Боровиковский написал множество портретов русских дворянок, ноэтот— самый чарующий. Чашки, ложки, кувшин и сахарница с колотым сахаром стоит на подносе. По большому счету картина представляет собой групповой портрет собравшихся за утренним самоваром гостей и хозяев дома: Елены Поленовой (сидит спиной), Натальи Поленовой (изображена лицом к зрителю), ее сестры художницы Марии Якунчиковой и приятеля семьи Вячеслава Зиборова. Вот таким образом утверждения о том, что в своих картинах он намеревался изобличить дореволюционный мещанский быт иронизируя над умиротворенными купчихами, вряд ли имеют под собой реальные основания. Мы предлагаем Вам проследить ее в картинах русского художника Бориса Кустодиева.
Эта купчиха с виду дородная женщина, которая пышет здоровьем. Ейбыло всего 32года, аеемуж больше так инеженился. В своей работе художник продемонстрировал иное видение церемонии семейного чаепития.
Обстановка за столом у Бакшеева гнетущая и тревожная. Состоя в художественном объединении «Мир искусства», Кустодиев интересовался не только образами дворянской культуры, но и провинциальным бытом— он был настоящим поэтом купечества1. В центре трактира за одним столом разместилась очень колоритная группа.
Примечательно, что для реальной жизни у Кустодиева был один вкус, а для живописи— другой. Нокаким насамом деле был еехарактер, мынезнаем. И вот таким образом оно послужило в качестве сюжета для множества картин. Интересно, что эту картину Маковский написал уже на склоне жизни – в 75 лет.
Чай давным-давно вошел в жизнь русского человека, став неким утешением в дни печали или, напротив, поводом разделить радость с близкими. Он был художником, который пользовался огромным успехом при жизни. В июне 1924 года на XIV Международной выставке в Венеции Кустодиев представил несколько своих работ, в том числе «Купчиху за чаем», а также «Большевика»2553. Как сложилась еесудьба в30-е и40-е годы— неизвестно. Однако еепортреты писали нетолько Сомов, ноиФилипп Малявин иОсип Браз. После свадебного путешествия поИталии семья поселилась вгороде Богородске, где один задругим родилось трое детей.
Картина «Чаепитие в пять часов» была закончена в 1884 году и в настоящее время её можно увидеть в частной коллекции Айрис и Джеральд Кантора, Нью-Йорк. Правда, уже электрический, конечно.
Это души, достигающие зрелости и мудрости, начинающие ценить жизненный покой. Впечатление социальной драмы усиливает орден героя Крымской войны на груди старика. Чем же была для Кустодиева данная работа. Я думаю, что в каждой семье есть, был или обязательно будет самовар.
В 1885 году, Савва Мамонтов нанял Коровина проектировать декорации для его частной оперы.
«Картины в моей голове сменяются, как кино», – говорил Кустодиев. Есть легенда, что насвадьбу муж подарил ейнибольше нименьше как новую церковь. Фредерик Сулакруа (1858-1933) был итальянским академическим художником. Она обладала пышными формами и была вполне в художественном вкусе Кустодиева, признававшегося, что «худые женщины на творчество не вдохновляют». А кот.
Удивительно, ноесли взглянуть напортрет еебрата вмолодости (Государственный музей Л. Н. Портрет был заказан еесупругом Степаном Авраамовичем Лопухиным вскоре после свадьбы. ВАстрахани Галя Адеркас была соседкой Кустодиевых подому, сшестого этажа встудию девушку привела жена художника, приметив колоритную модель. Пожалуй, ни один художник не уделял чаю как элементу быта русского человека столько внимания, как Борис Михайлович Кустодиев (1878 – 1927 гг). На прогрессивную публику того времени картина «Чаепитие в Мытищах» произвела огромное впечатление, а Василий Перов только лишний раз подтвердил данное ему современниками «звание» сатирика-жанриста, глубоко понимающего русскую жизнь. По этой причине сначала употребление чая считали показателем богатой жизни.
«Всадница» Брюллова— блистательный парадный портрет, вкотором роскошно все: ияркость красок ипышность драпировок икрасота моделей. Богатое бездумное существование купчихи вызывает у художника беззлобную усмешку. Катерина Львовна насилу прокинулась и ну кота ласкать.
В 1964 году в фильме «Женитьба Бальзаминова» режиссёра Константина Воинова по трилогии пьес А. Н. Островского актриса Нонна Мордюкова сыграла избалованную изнемогающую от праздности купчиху Белотелову5455, которая, как отмечали кинокритики, будто сошла с картин Кустодиева56, перевоплотилась в «кустодиевскую купчиху», могущую коня на скаку остановить57. Однако некоторые моменты из первоначального эскиза Кустодиев всё же перенёс на картину30. Вышла замуж она, судя повсему, занекоего Богуславскогои, возможно, стала выступать вцирке.
Со времен посещения Мытищ Екатериной II, пить чай там считалось хорошим тоном. Например, Леди Макбет Мценского уезда: «На дворе после обеда стоял пеклый жар и проворная муха несносно докучала. Картина «Купчиха за чаем» уникальна по своей впечатляющей силе и гармонической цельности.
При этом Мария, оказывается, была родной сестрой Федора Толстого (Американца) известного своим вызывающим поведением. Лопухиной напортрете 18лет. Дамы носят вечерние платья, что было очень модным в конце XIX века. Кто была старшая. Даже наоборот, образ русской купчихи кажется немного ироничным, добрым и даже невинным.
Он показал на выставке 11 картин, в том числе впервые «Купчиху за чаем», которую разместили в центре одной из стен, целиком предоставленной в пользование художнику38394023. За ней находится деревянный стул и белые панельные стены. Словно средневековые цеховые мастера во время торжественной церемонии.