Как во всех своих лучших произведениях, Тициан предстает в картине «Девушка с фруктами» великим волшебником цвета, повелителем ясных, мерцающих красок.
И от этого кажется, что образ молодой венецианки пронизан нежным золотистым светом. В поднятых руках она легко и непринуждённо держит серебряное блюдо с фруктами и цветами. Дочь звали Лавиния Вечеллио. Этот все тот же венецианский тип красоты, который мы видим на его других полотнах.
Лет пять работала его экономкой – вела дом, а заодно и рожала ему детей. Мадонна Пезаро (1519—1521, Венеция, церковь Фрари) была призвана увековечить память о семье, престарелый глава которой Якопо Пезаро прославился тем, что в 1502 году он, будучи адмиралом венецианского флота, одержал, совместно с флотилией Папы Александра VI, убедительную победу над турками. Но источники рассказывают, что знатоки особенно хвалили росписи не главного, а бокового фасада Фондако.
Фарисей, появляясь справа из-за рамы картины, протягивает золотую монету. Венецианская красавица всегда полновата (по современным меркам – неприлично толста, хотя до рубенсовских толстушек и не дотягивает). Так написан ряд последних мифологических сцен Тициана и композиций на религиозные темы, в их числе «Святой Себастьян» (1575, Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж). Нидерландцы – Рубенс и Ван-Дейк, французы – Пуссен и Ватто испанцы – Веласкес и Мурильо, англичане – Рейнольдс и Гейнсборо обязаны Тициану столько же, сколько итальянцы Тинторетто, Тьеполо и Паоло Веронезе. Тициан очень любил ее рисовать – возможно, она напоминала ему красотой свою мать. Художник Джорджоне окончил росписи фасада Немецкого подворья (Фондако деи Тедески), поразившие современников свободой и совершенством живописной манеры, непривычными светскими сюжетами, глубиной и богатством красочного звучания, величавой обобщённостью языка. Картина «Динарий Кесаря» (Дрезденская галерея) удивительно проста, но это лишь кажущаяся простота.
«Даная» (описание позднего полотна невозможно оставить без упоминания о композиции) изображена здесь во всей прелести многоплановой и глубокой перспективы, новой для живописи тех времен. Едва завершив работу над Ассунтой, Тициан получил новый большой заказ: семья Пезаро поручила ему написать большой алтарный образ для одной из боковых капелл той же церкви. Жизнеутверждающая красота человеческого тела, полнокровие окружающего мира стали ведущим мотивом произведений художника с почерпнутыми из античной мифологии сюжетами (Даная, около 1554, Прадо, Мадрид и Эрмитаж, Петербург Венера перед зеркалом, 1550-е годы, Национальная галерея искусства, Вашингтон Диана и Актеон, 1556 и Диана и Каллисто, 1556-1559, обе картины в Национальной галерее Шотландии в Эдинбурге). В 1554—1560 годах он пишет серию мифологических композиций для испанского короля Филиппа II, которые сам в письмах к этому монарху называл «поэзиями». Все это объясняет ту атмосферу торжественного триумфа, которой проникнут колоссальный алтарный образ. Существенный перелом в творчестве художника происходит на рубеже 1550-1560-х годов.
Для творцов Возрождения это время глубоких душевных переживаний. Всё в его фресках приобретает особую весомость, собранность, значительность. Недаром современник Тициана и его биограф Лодовико Дольче увидел в ней «устрашающую духовную силу (terribilita) и величие Микеланджело». Эта картина хранится сейчас в Национальном музее Каподимонте в Италии. В более поздних из них Тициан вводит большую подвижность фигур, большую страстность в выражении лиц, большую энергичность в трактовке сюжета. Период после 1540 г., отмеченный поездкой в Рим (1545 – 1546), стал поворотным в творчестве Тициана: он обратился к новому типу фигуративного изображения, стремясь наполнить его повышенным драматизмом и накалом чувств. Таковы картина Ессе Homo (1543, Музей истории искусства, Вена) и групповой портрет Павел III с племянниками Алессандро и Оттавио (1546, Национальная галерея и музей Каподимонте, Неаполь). Таков групповой «Портрет Папы Павел III с Алессандро и Оттавио Фарнезе» (1546, Неаполь, Музей Каподимонте). Обернувшись к искусителю, Христос смотрит на него внимательно и рассеянно.
Фигура Христа излучает спокойствие и особую внутреннюю силу. Эти фрески, вызвавшие столь живое восхищение венецианцев, принесли в город на лагуне дыхание новой эпохи — Высокого Возрождения. Заодно это позволяло узаконить их обоих внебрачных сыновей.
Художник сопоставляет две фигуры. Но и в свободной Венеции реакция усиливает свой натиск. Так очаровывает нас, радует, обдает дыханием молодости, поражает гибкостью тела и в то же время здоровой пышностью форм «Девушка с фруктами». Пурпур занавеса гармонирует и с лепестками роз и с нежной кожей девушки и с тонами вечернего неба. Прекрасная девушка принимает золотой ливень как знак божественной любви, а для ее старой служанки, ловящей монеты на поднос, – это плата за пособничество и молчание. Они выставлялись с июня по октябрь в ГМИИ им.
К счастью, молодая жена выжила. Антония. Даная изображена в мечтательном ожидании. Его учителями называют мозаичиста Цуккато, Джентиле и Джованни Беллини. Исполненным глубокого трагизма поздним религиозным полотнам Тициана присущи цельность характеров, стоическое мужество (Кающаяся Мария Магдалина, 1560-е годы, Эрмитаж, Санкт-Петербург Коронование терновым венцом, 1570-е, Старая Пинакотека, Мюнхен Оплакивание Христа, 1575 и Пьета, 1576, обе – Галерея Академии, Венеция).
Он наделён душевной тонкостью и подлинным благородством. Она носит название «Даная с золотым дождем» и изображает томную юную девушку, раскинувшуюся на смятой постели после полного сладких грез сна. В величественном монументальном полотне господствует триумфальное начало.
В Мадридском музее Прадо экспонируется другое полотно, которое на этот сюжет создал Тициан. Его формы всегда рельефны, осязаемы, мы словно ощущаем их. Так впервые прозвучало в Венеции имя, которое составило эпоху в искусстве Италии.
Все вместе создает бесподобную гармонию в колорите. Новый период творчества Тициана (конец 1510-х – 1530-е годы) связан с общественным и культурным подъемом Венеции, ставшей в эту эпоху одним из главных оплотов гуманизма и городских свобод в Италии. Она была из простых – дочь брадобрея. Всю вторую половину века Италия находится во власти феодально-католической реакции. К счастью, Чечилия все-таки выздоровела.
Этот величественный старец далёк от покорности судьбе. 10. 1. Картина «Девушка с фруктами» по традиции считается портретом дочери Тициана—Лавинии. А некоторые исследователи говорят, что у Тициана вообще была только одна жена, Чечилия. Тициан (собственно Тициано Вечеллио, Tiziano Veccellio) итальянский художник эпохи Высокого и Позднего Возрождения.
В фигуре Фарисея всё нарочно конкретно. К ним относятся стихийные явления (землетрясения, наводнения и т. п. ), обстоятельства общественной жизни (военные действия, чрезвычайные положения, крупнейшие забастовки, эпидемии и т. п. ), запретительные меры государственных органов (запрещение перевозок, валютные ограничения, международные санкции запрета на торговлю и т. п. ). Тогда же наряду с традиционным поколенным портретом Тициан создает новый жанр: портрет-картину, где персонажи изображенные в полный рост, вовлечены в определенное сюжетное действие. Тесно связанный с художественными кругами Венеции (Джорджоне, архитектор Якопо Сансовино, писатель Пьетро Аретино), выдающийся мастер венецианской школы живописи, Тициан воплотил в своем творчестве гуманистические идеалы Возрождения.
Тициан — это всегда мерцание цвета, тончайшие переливы и переходы нежнейших оттенков. Тогда же Тициан написал несколько портретов, строгих и спокойных по композиции и тонко психологичных (Юноша с перчаткой, Лувр, Париж Мужской портрет, Национальная галерея, Лондон). Конец 1530-х годов – время расцвета портретного искусства Тициана. Первые из них, полные движения иногда не лишенные и драматического начала, в то же время проникнуты гедонистическим мироощущением, кисть Тициана великолепно передает и теплоту, сияющую прелесть обнаженных женских тел и мягкие краски пейзажа (Венера перед зеркалом, 1554—1555, Вашингтон, Национальная галерея искусства). «Поздняя манера» далеко не всегда встречала понимание у его современников. Десятилетним мальчиком Тициан отправился в Венецию и там посвятил себя изучению живописи.
Однако цвет этот неестественный – чтобы добиться его, венецианки мазали волосы различными веществами, например, смесью лимона и шафрана (а то, сплетничают и лошадиной мочой) и на долгие часы выставляли голову под палящие лучи солнца, чтобы волосы выгорели. Творческое дарование Тициана не было столь многогранным, как у его великих современников, — он был только живописцем. Он наметил эти пути в двух отношениях: во-первых, посредством гораздо более четкого и конкретного раскрытия личности и состояния души персонажа, чем у всех других художников итальянского Возрождения (за исключением Рафаэля, чьи портреты и Мадонны потрясают своей психологической глубиной), а, во-вторых, при помощи ясного указания социального положения тех, кого он изображал. Интернет непрерывно развивается, предоставляя людям все новые пути для поиска подарка.
Христос принадлежит миру светлого идеала, Фарисей же принадлежит к миру реальной действительности. Оценив представленные жанры, вы наверняка определитесь с их жанром и закажете в подарок исходя из того, кому предназначается дар. Друзья Тициана – поэты, музыканты и художники никогда не упоминали ее в своей переписке. «Даная» на этот раз была написана по заказу испанского короля для наследного принца Филиппа Второго, между 1553 и 1554 годами. Эта тенденция обрела законченное выражение в картине Тициана «Любовь земная и небесная» (1515, Галерея Боргезе, Рим) и монументальном алтарном образе «Ассунта» («Успение Богородицы и взятие её на небо», 1518, церковь Санта-Мария Глориоза деи Фрари, Венеция). «Ассунта» – шедевр религиозной живописи Тициана.
Этот портрет—исповедь, раскрывающая во всей глубине духовный мир великого мастера. В 1548 и 1550 годах Тициан дважды посетил Аугсбург по приглашению самого могущественного из своих покровителей — императора Карла V. Конный портрет Карла V при Мюльберге (1548, Мадрид, Прадо) с еще большим основанием, чем портрет семьи Фарнезе, можно назвать портретом-картиной. Дочь свою он писал много раз. Главное в его полотнах — цвет.
Ассунта Тициана полна героического пафоса. Значительное влияние оказал на развитие ТицианаДжорджоне, с которым он вместе исполнял около 1507 г. в венецианской церкви Фондако дей Тедески теперь погибшие фрески (самая ранняя из нам известных работ Тициана). Одно из самых ранних и самых совершенных произведений Тициана «Христос с денарием» (Дрезден) – замечательное по глубине психологической характеристики, по тонкости исполнения и блестящему колориту. Очень близка ей по своему звучанию знаменитая тициановская «Венера перед зеркалом».
Тициан был в ужасе от перспективы потерять любимую. Картина Девушка с фруктами по традиции считается портретом дочери Тициана-Лавинии. Его даже называют тициановским – в честь мастера. Здесь вы найдете картины, написанные в стиле примитивизма.
Портрет полон полнокровной жизнью, здесь чувствуется дыхание молодости. Недавно в Москву привозили полотна Тициана. Новую интерпретацию получает у Тициана и традиционная для мастеров венецианского Раннего Возрождения многофигурная повествовательная композиция в колоссальном полотне «Введение Марии во храм» (1539, Венеция, Галерея Академии).
Пушкина. Живописное решение картины, построенное на мажорном звучании красных тонов, эффектно и торжественно. В его лице есть и глубокий трагедизм, который пронизывает его позднее творчество.
«Поздняя манера», в которой написаны картины Тициана, казавшаяся современникам небрежной и эскизной, в действительности чрезвычайно сложна. Он как бы отвернулся, отгородился от всего мира, целиком ушёл в свои размышления. В поднятых руках она легко и непринуждённо держит серебряное блюдо с фруктами и цветами. Причиной этого была во многом слава его портретов. Пятидесятые годы — момент переломный в жизни Италии. В своих первых работах Тициан разрабатывает «живопись тона» («Не прикасайся ко мне», Национальная галерея, Лондон серия женских полуфигур, таких как Флора, ок.
Однажды Чечилия крайне тяжело заболела – врачи говорили, что надежды нет. Третий вариант «Данаи» еще отчетливей передает контраст, рождающий динамику и драматизм. Они написаны на одинаковых холстах практически одинаковыми материалами. Через некоторое время художник снова женился. Полным динамики, смятения, сильных порывов страстей предстает мир в серии мифологических композиций на сюжеты «Метаморфоз» Овидия, написанных Тицианом для Филиппа II: Диана и Актеон и Диана и Каллисто (1559, Национальная галерея, Эдинбург), Похищение Европы (1562, Музей Изабеллы Стюарт Гарднер, Бостон), Охота Дианы (около 1565, Национальная галерея, Лондон).
В этом прекрасном образе как бы предвосхищается та неуловимая тонкость душевных движений, которую излучают лица в некоторых портретах Тициана. Его воплощением становятся две женщины — обнаженная и одетая, сидящие на краю заполненного водой саркофага из которого маленький Амур вылавливает цветы шиповника — символ земной любви. Этот автопортрет как бы подводит итог жизненному пути великого художника.
Эта тема наиболее полно, в ликующем, мажорном ключе раскрывается в написанных по заказу правителя Феррары Альфонсо дЭсте Вакханалиях — «Празднество Венеры» (1516—1518, Мадрид, Прадо) и «Вакх и Ариадна» (1523—1524, Лондон, Национальная галерея), программу для которых, видимо, разработал прославленный поэт Лодовико Ариосто. В 1508 году в художественной жизни Венеции произошло примечательное событие.
У Тициана линия практически отсутствует, стирается, сходит на нет. О его второй жене неизвестно вообще ничего, даже имени. Вот почему, требования к сохранению оригинальных картин или копий живописи не отличаются.
Так, монахи одной из венецианских церквей, сочтя написанную по их заказу алтарную картину неоконченной, потребовали у Тициана завершить ее последний ограничился тем, что прибавил к своей подписи «TITIAN FECIT» (Тициан сделал) еще раз слово «FECIT». На этой картине сюжет более соответствует легенде. Тициановское полотно обрело такую популярность, что заказы сыпались один за другим. Видимо, она не появлялась на пирах и вечеринках, вела дом, жила скромно.
Фигуры героев полны величия. Храмовая лестница колоссальна, заполняет половину всего первого плана. Это полотно можно увидеть сейчас в Санкт-Петербургском Эрмитаже. Таково и большинство дам на полотнах Тициана. Этот величественный старец далёк от покорности судьбе.
Помимо этого, дизайн багета должен быть обусловлен стилем вашего дома. Картина украшает экспозицию Австрийского Художественно-исторического музея в Вене. Он не вырисовывает, а как бы лепит форму цветом. К их числу относится одна из самых известных его работ этих лет — «Любовь земная и Любовь небесная» (1514, Рим, Галерея Боргезе). Их скручивают в трубку и помещают в специальные контейнеры.
Дочь свою он писал много раз. Портрет полон полнокровной жизнью, здесь чувствуется дыхание молодости. В декабре 1511 года он закончил в Падуе три фрески в помещении братства св. Его благотворное влияние охватывает не только Италию, а распространяется по всей Европе.
Дивно просветленный лик Богоматери, возносящейся в высоту, восторг и одушевление собравшихся у гроба апостолов, величественная композиция, необычайный блеск красок – все вместе составляет могучий торжественный аккорд, производящей неотразимое впечатление. А еще у нее особенный золотисто-рыжеватый оттенок волос. Трехмерное пространство и ракурсы фигур подаются в театральной динамике и создают иллюзию живого выразительно действия. До этого в Пушкинском в разное время гостили всего четыре картины великого мастера: «Динарий кесаря», «Венера Урбинская», «Портрет Пьетро Аретино» и «Портрет мужчины с голубыми глазами».
Согласно евангельскому тексту Христос, спрошенный фарисеем, следует ли платить подать кесарю (римскому императору), указав на лик императора, отчеканенный на монете, ответил: «Воздайте Богу — Богово, кесарю — кесарево». Разительно несхожа и творческая манера этих великих мастеров. Этот автопортрет как бы подводит итог жизненному пути великого художника.
На первом плане современники Тициана: светловолосые патрицианки, сенаторы, простолюдины, у подножия лестницы, по которой неторопливо и торжественно шествует маленькая Мария, сидит старая торговка. На девушке нет покрывала, которое было небрежно накинуто на ее бедра на раннем холсте. Колоссальное произведение «Введение во храм» (3, 46х7, 95 м) написанное в 1534-1538 годах переносит нас на площадь итальянского города. Он как бы отвернулся, отгородился от всего мира, целиком ушёл в свои размышления. Торжество жизни и гармонии провозглашает в этой ранней работе Тициан.
Даная создана пластично и трепетно. Первую картину мастер создал в 1546 году. Но это далеко не жанровая картина. На зелёной лужайке находится мраморный саркофаг, наполненный водой. За 10 лет до смерти Тициан написал свой последний автопортрет. Жизнь требует переоценки ценностей.
За 10 лет до смерти Тициан написал свой последний автопортрет. В основе колорита поздних произведений Тициана лежит тончайший красочный хроматизм: цветовая гамма, в целом подчиненная золотистому тону, строится на тонких оттенках коричневого, сине-стального, розово-красного, блекло-зеленого. Цвета мягко переходят друг в друга.
Она прожила еще пять лет и родила дочь. В это время Тициан создавал исполненные величавого пафоса монументальные алтарные образы (Вознесение Марии, около 1516-1518, церковь Санта-Мария Глориоза деи Фрари, Венеция), композиция которых пронизана движением, картины на евангельские и мифологические темы (Празднество Венеры, 1518, Прадо, Мадрид Положение во гроб, 1520-е годы, Лувр Введение во храм, 1538, Галерея Академии, Венеция Венера Урбинская, 1538, Уффици), отмеченные звучным, основанным на интенсивных контрастах синих и красных цветовых пятен колоритом, богатыми архитектурными фонами, в которые художник включал небольшие жанровые сцены и бытовые детали. Спокойные и радостные образы его картин отмечены в этот период жизненным полнокровием, яркостью чувств, внутренней просветленностью, мажорный колорит построен на созвучии глубоких, чистых красок (Любовь земная и небесная, около 1514-1516, Галерея Боргезе, Рим Флора, около 1515, Уффици Динарий кесаря, 1518, Картинная галерея, Дрезден). Но брак (по настоянию Тициана. ) влюбленные все же заключили – когда Чечилия тяжело заболела.
Последняя картина Тициана «Оплакивание Христа» (1576, Венеция, Галерея Академии) предназначалась самим художником для капеллы, в которой он хотел быть погребен. Такие необычные предметы несут в себе заряд хорошего настроения. Со времён античности обычной похвалой художнику были слова: «он представил своих персонажей как живых». Уже в своих ранних портретах, таких, как прославленный «Юноша с перчаткой» (1520—1525, Париж, Лувр), перед нами мастер, умеющий передать не только живое обаяние модели, но и ее душевное состояние.
Интерес к пейзажу, поэтичность, лирическая созерцательность, тонкий колорит роднят ранние работы Тициана (так называемая Цыганская мадонна, Музей истории искусств, Вена Христос и грешница, Художественная галерея, Глазго) с творчеством Джорджоне самостоятельный стиль художник начал вырабатывать к середине 1510-х годов, после знакомства с произведениями Рафаэля и Микеланджело. Безразлично, приобрели вы оригинал или художественную копию. В общем, одна из этих дам родила ему вторую законную дочь, которая прожила долгую жизнь. Название картины условно в 17 веке её называли «Красота приукрашенная и неприукрашенная». Белье на постели, портьера над кроватью выполнены из дорогих материалов.
И вызвал священника, чтобы обвенчаться с ней на смертном одре. Глубина и полнота духовной жизни модели присущи даже наиболее торжественным портретам, таким, как Портрет урбинского герцога Франческо Марии делла Ровере (1538, Флоренция, Галерея Уффици).
С удивительной прозорливостью изображал художник своих современников, запечатлевая различные, порой противоречивые черты их характеров: лицемерие и подозрительность, уверенность и достоинство (Ипполито Медичи, 1532, Ла Белла, 1538, – все в галерее Палатина, Флоренция). Чем был Рафаэль для Рима, Микеланджело для Флоренции, Леонардо да Винчи для Милана, тем был Тициан для Венеции.
Лицо Христа написано особенно бережно, легко и прозрачно, оно как бы светится изнутри. 1515, Галерея Уффици, Флоренция), одновременно проявляя интерес к живописи Андреа Мантеньи, Альбрехта Дюрера и Рафаэля, все больше ориентируясь на экспрессивный реализм, который был принципиальным новшеством для венецианской школы и всей культуры Серениссимы (фрески скуолы Святого Антония в Падуе, 1511 серия портретов, включая Ариосто, Национальная галерея, Лондон первые ксилографии).
Рафаэль писал четкой линией, которая служила у него главным пластическим средством, создавая образы изящные, ясно очерченные. В этих полотнах, пронизанных стремительным движением и вибрацией цвета, уже есть элемент так называемой «поздней манеры», характерной для последних работ Тициана (Святой Себастьян, 1565-1570, Эрмитаж Пастух и нимфа, 1570, Музей истории искусств, Вена Наказание Марсия, 1570-е годы, Картинная галерея, Кромержиж Оплакивание Христа, 1576, Галерея Академии, Венеция). Его слава выходит за пределы Венеции — одним из его заказчиков становится феррарский герцог Альфонсо дЭсте, для которого, в числе других картин, был написан «Динарий кесаря» (1516—1518, Дрезден, Картинная галерея). Вот таким образом Тициан считается величайшим из итальянских колористов. (Тициан, видимо, не очень стеснялся: известно, что еще какая-то служанка родила ему дочь Эмилию).
Среди последних особенно выделяется «Мужской портрет» (так называемый «Молодой англичанин», 1544—1545, Флоренция, Палаццо Питти). О том, что картина связана с образом Венеры, свидетельствует и фигура Амура, вылавливающего цветы из воды и шиповник—атрибут Венеры. Здесь целиком торжествует та неповторимая манера, которой отличается зрелый Тициан.
Мадонна сидит на очень высоком, с крутыми ступенями троне, в ее сторону направлен «шаг» двух колоссальных, уходящих в небо, за пределы полотна, колонн. В его лице есть и глубокий трагедизм, который пронизывает его позднее творчество. Этот портрет-исповедь, раскрывающая во всей глубине духовный мир великого мастера.
К портретному жанру Тициан обратился еще в 1510-е годы и на протяжении четырех десятилетий создал обширную портретную галерею, в которой предстает как величайший портретист не только итальянского, но и всего европейского Возрождения. Великолепно полотно «Любовь небесная и земная» (Рим, галерея Боргеде, около 1515 года). Время, когда писалась «Девушка с фруктами», уже значительно отличалось от первой половины XVI века. Мальчиков было двое – Помпонио и Орацио. Тициан был первым итальянским художником, который приобрёл международную клиентуру.
Дополнительным аккордом к этой цветовой гамме служит другое сочетание красок — красно-розовых. В пейзажном фоне этой картины легко узнаются мотивы пейзажных панорам картин Джорджоне.