– Особая гордость киевлян – картина Михаила Врубеля «Девочка на фоне персидского ковра».
Именно этим духом и пронизана вся картина. В руках у неё две розы, выписанные словно живая драгоценность. Написан портрет с натуры. Ничего внешнего, бросающегося в глаза. Постановка мотива схожа с салонной эстетикой, где так и хочется воскликнуть «сделайте мне красиво». И был счастлив, когда его пригласили в Киев на реставрацию Кирилловской церкви.
С таким же интересом Врубель пересыпал из одной ладони в другую искусственные камни, которыми моя сестра обшивала кокошник для маскарадного русского костюма». Это живописнее событие и образует сюжет полотна. В Венеции Врубель очень тосковал по Родине. Роза и кинжал символизируют любовь и смерть.
Это живописнее событие и образует сюжет полотна. Пальцы ее унизаны перстнями, а на шее нитки жемчуга. Девочка не похожа на взгрустнувшую молодую деву, она как бы сама печаль. Он очень тщательно их подбирал и если, по мнению художника, она не входила «в его мир», то заставить его было невозможно, работать с ней. В собрании музея представлены все периоды творчества художника.
В ожидании заработка он отдавал на время свои картины и рисунки в ссудную кассу и получал за них немного денег. Это и портреты и работы на евангельские сюжеты. Многие сравнивают персонификацию образа девочки с фигуркой женщины в картине «Сирень» или с образом гадалки в одноименной картине. «Девочка на фоне персидского ковра»1886Холст, масло 104 х 68Киевский музей русского искусстваСамостоятельную жизнь художника Врубель начал в Киеве. Она грустна.
Если по поводу композиции с такой глубоко серьезной темой, как Христос в Гефсиманском саду, Врубель мог говорить о «легкой слащаватости» сюжета, то в этом смысле Девочка на фоне персидского ковра прямо-таки «рахат-лукум и розовая вода», как выражался Томас Манн имея в виду цветистость и душистость восточной поэзии. Работая над портретами, Врубель погружал в мир собственных образов и идей, модели. Врубель подолгу задерживался в лавке: рассматривал цвет и выделку бархата, шелков, парчи, узоры ковров, любовался переливами света и красок в гранях бриллиантов и рубинов.
«За известность на художественном поприще» 28 ноября 1905 года ему было присуждено звание академика живописи – как раз к моменту полного прекращения художественной активности. и гадалка в одноименной картине, да и оба Демона в картинах 1890 и 1902 годов. Дочь владельца кассы, девочка-подросток, всегда восторженно встречала художника, её большие тёмные глаза внимательно следили за каждым его движением. В кассе хранилось много красивых вещей — старинные ткани, восточные ковры, драгоценности. Прекрасный город поразил Врубеля величием храмов и красотой дворцов.
Здесь претворены впечатления от венецианской живописи раннего Возрождения, увиденной сквозь мерцание византийских мозаик. Потом уехал в Петербург и закончил академию художеств.
После нескольких часов позирования, Врубель откровенно сказал Мамонтову: «ваш портрет мне надоел» и на это работа была закончена. – Да, это так. На картине изображена дочь владельца ссудной кассы в Киеве. Наряженная, очень роскошно, она как бы готова к жертвоприношению.
Под «орнаментальностью» он понимал такой метод работы, когда художник, сочиняя или рисуя с натуры, должен следить не только за внешним контуром предмета, его абрисом, границей с фоном, а и за очертаниями самого фона, заботиться о его связанности c основным предметом изображения, чтобы все элементы композиции были крепко связаны между собой. За спиной этажерка тоже с книгами и деловыми бумагами. На фоне ниспадающего виде складок и узоров балдахина «ковра», мы видим в восточном наряде красивую девочку, обвитую платками с расписными узорами и кистями. Холст, масло. Например, Николай Ге учился в Киеве в гимназии и университете.
Эта работа является практическим подтверждением высказывания Врубеля о необходимости в работе «орнаментальности». Картина написана художником в 1886 году в Киеве. Искусствоведы, критики и художники единогласно признали успех не только образа Богоматери, но и других работ, выполненных Врубелем в Кирилловской церкви.
Скрещенные крест-накрест руки особенно выразительны. Так, например известный коллекционер П. М. Третьяков хвалил эту работу Врубеля, специально приезжал в Киев её посмотреть и сокрушался, что не может приобрести для своей коллекции, а критик и галерист С. К. Маковский считал, что дебютная работа Врубеля в Кирилловской церкви является «высочайшим достижением Врубеля» и подчёркивал, что достижение это «глубоко национальное», отвергая обвинения Врубеля в «нерусском (польском) происхождении» и «эстетическом космополитизме» и искусствовед и критик А. Н. Бенуа также отмечал мастерство Врубеля и подчёркивал, что в сравнении с работами Врубеля в Кирилловской церкви фрески В. М. Васнецова «кажутся поверхностными иллюстрациями». Здесь он мог использовать те знания, которые получил в Италии. Смуглая кожа, ухоженные волосы, темные восточные глаза. Это не взгрустнувшая «младая дева», а сама Печаль – персонификация того духа, которым сотворена и которым проникнута сама живописная материя картины. Это выражение относится к душистости и цветистости восточной поэзии. Материальная ценность камней не играла здесь никакой роли. В руках у неё две розы, выписанные словно живая драгоценность.
Вот таким образом и художественные средства выбраны Врубелем соответственные. Это «живописное событие» и образует сюжет полотна. Материальная ценность камней не играла здесь никакой роли. Слишком много роскоши, красоты, переизбыток которой вызывает угнетающее состояние.
Она сама печаль, что абсолютно не свойственно её возрасту. «Своим» сделали Врубеля художники и критики, объединившиеся позднее вокруг журнала «Мир искусства», его работы стали постоянно выставлять на экспозициях мирискусников и дягилевских ретроспективах и в начале ХХ века живопись Врубеля стала органической частью русского модерна. Жемчужиной коллекции является одно из поздних произведений Николая Ге – «Портрет мальчика-украинца». На одной из самых известных картин киевского периода – «Девочка на фоне персидского ковра» – изображена старшая дочь владельца центрального киевского ломбарда. И, тем не менее, она является воплощением жизни.
Ковер тяжел и огромен, спускается на пол. Арцыбушев сидит за столом с разложенными книгами в своём кабинете. С удивительно печальным взглядом, не свойственным возрасту девочки.
Ростовщик Дахнович так и не расплатился с Врубелем за портрет дочери. В ней слишком много этой красоты. Сам Врубель всегда стремился проникнуть «вглубь» предмета изобразить его в нескольких планах, взаимосвязанных друг с другом. И уже будучи очень известным художником, профессором, принял решение перебраться в свое имение в Черниговской губернии, где провел почти двадцать лет жизни и создал произведения, принесшие ему мировую известность. Маленькая, восточная принцесса. Если по поводу композиции с такой глубоко серьезной темой, как «Христос в Гефсиманском саду», Врубель мог гоно-рить о «легкой слащаватости» сюжета, то в этом смысле «Девочка на фоне персидского ковра» прямо-таки «рахат-лукум и розовая вода», как выражался Т. Манн имея в виду цветистость и душистость восточной поэзии. Во время создания портрета Арцыбушева Врубель уже придумал своего «Демона».
Перед зрителем предстает красочная, яркая картина. Картина выполнена в салонной манере. В этом ломбарде принимали вещи под 3 в месяц (2 за кредит и 1 за хранение залога), срок залога не должен был превышать полгода иначе залог переходил к собственникам ломбарда и подлежал реализации. Н. А. Прахов вспоминал3: «Блеск металла и особенно переливы цветов драгоценных камней всегда привлекали внимание Врубеля.
Удивительные глаза под густыми, чёрными бровями. В центре полотна – юная девочка, на вид ей 12-13 лет. () Вот в этой ссудной кассе Врубель мог не только рассматривать через стекло витрины различные драгоценные камни, заложенные ювелирами, но брать их кучкой в пригоршню и пересыпать из одной ладони в другую, любуясь неожиданными красочными сочетаниями () Это доставляло ему огромное удовольствие— пленяла ни с чем не сравнимая чистота и яркость тонов. () Вот в этой ссудной кассе Врубель мог не только рассматривать через стекло витрины различные драгоценные камни, заложенные ювелирами, но брать их кучкой в пригоршню и пересыпать из одной ладони в другую, любуясь неожиданными красочными сочетаниями () Это доставляло ему огромное удовольствие— пленяла ни с чем не сравнимая чистота и яркость тонов.
В Венеции он написал четыре иконы, особенно талантливо «Богоматерь с младенцем», в которой уже было видно мастерство художника. Похож он больше на фантазию художника, чем на реальность.
В сущности, такими персонификациями будут потом и женская фигурка в картине Сирень.
Не живопись аккомпанирует настроению лица, дополняет его, а лицо дополняет, «рассказывает» то, что уже сказалось в колористическом строе живописи. Руки её опущены на розу и инкрустированный кинжал. Взгляд девочки выражает тревогу и волнение. Наряд девочки излишне пёстр.
Белая роза почти выпала из её руки. Самостоятельную жизнь художника Врубель начал в Киеве. Но этот признак салонной эстетики с ее императивом «сделайте мне красиво» определяет постановку, мотив: под красиво ниспадающими в виде балдахина складкам и узорного ковра красивая девочка в красивом восточном наряде, обвитая платками с кистями и расписным узором, «жемчуга огрузи-ли шею», пальцы унизаны перстнями.
Если Врубель называл композицию картины «Христос в Гефсиманском саду», что сюжет слащавый, то картина «Девочка на фоне персидского ковра» выглядит некоторым рахат-лукумом. На нем девочка и сидит. Яркое, атласное платье, восточная внешность.