В 24-летнем возрасте Шишкин переехал в Санкт-Петербург на учебу в Академии художеств. В 1860-х гг. В 12 лет был определён в ученики 1-й казанской гимназии, но дойдя в ней до 5-го класса, оставил её и поступил в Московское училище живописи, ваяния и зодчества (1852—1856).
А их было немало. Сосновый бор» (1881), «Сосновый лес» (1885), «В сосновом лесу» (1887) и другие по характеру близки работам предшествующего десятилетия. Он восхищался натурой, в которой виделось проявление вечной жизни природы.
Картина Полдень. Крамским. Большое значение в воспитании мальчика имел образ отца, человека разносторонне развитого. Шишкин стал одним из участников российского художественного объединения «Передвижники», благодаря которым выставки картин талантливых художников проходили в различных городах.
Параллельно художник трудился над картиной «Полдень. 8 (20) марта 1898 года он скончался в своей мастерской за мольбертом, на котором стояла новая, только что начатая картина Лесное царство. Сокурсники и даже учителя отмечали, что «Шишкин рисует такие виды, какие еще никто до него не рисовал: просто поле, лес, река, — а у него они выходят так красиво, как и швейцарские виды». Они стремились к изображению типичных черт родной земли. Он вернулся в отчий дом и каждую свободную минуту посвящал рисованию, вот таким образом родители называли юношу «мазилкой».
Видимо, он считал, что важно правильно изобразить брёвна их которых сделаны плоты. Возобновились погашенные на время интриги, между художниками начались распри. Судьба ее в настоящее время неизвестна. В 1888 году Шишкин написал Туман в сосновом лесу и тогда же, видимо, этюд Крестовский остров в тумане, в 1889 году – Утро в сосновом лесу и Туман, в 1890 году – снова Туман и, наконец, Туманное утро (пейзаж, экспонировавшийся на двадцать пятой передвижной выставке). Уезжая из дома, он почти не мог работать и стремился как можно быстрее вернуться их, тех людей, для которых он был самым любящим мужем и отцом на свете.
Мери-Хови по финляндской железной дороге» (1890). До слуха долетает ровное, неспешное дыхание поля. Шишкин не облагораживал природу.
С Крамским у них были особенно теплые отношения. Художник одушевляет деревья. Известно и об его участии в раскопках знаменитого Ананьевского могильника. В 1866 году Иван Шишкин возвращается в Петербург. В 1852 году молодой Шишкин поступает в Московское училище живописи, ваяния и зодчества.
«УТРО В СОСНОВОМ ЛЕСУ» (1889, Государственная Третьяковская галерея) – одна из лучших работ, где прочувствовано дыхание пробуждающегося леса. Картина обращена к самочувствию человека в безбрежном мире. Наставником будущего живописца в Москве был А. Мокрицкий. Так в реальной жизни не бывает. Когда произносишь имя художника Ивана Ивановича Шишкина, в памяти встает его «Корабельная роща», «Утро в сосновом лесу», «Рожь» и еще много других картин, воспевающей красоту и могущество величественной русской природы.
И Шишкин тоже не мог жить вдали от жены и троих детей, которых она ему родила. В прошлом сами новаторы, они теперь не признавали новаторства талантливой молодежи. Успехи молодого художника отмечаются золотыми и серебряными медалями. «Но, пожалуй, самой мощной по своему звучанию явилась картина «Афонасовская корабельная роща близ Елабуги» (с. 20, 1).
Ему хотелось, чтобы сын получил серьезное образование. Воспитывать детей и вести дом ему помогала сестра Ольги Антоновны Виктория. Их творчество напоминают неторопливую песнь, эпическую и привольную.
В частности, русских лесов. Однако, памятник с его могилы, стоявший на Смоленском кладбище, был утрачен, взамен был установлен новый. География работ Шишкина чрезвычайно широка.
Это песня земле, симфония на тему существование самого существенного земного блага. Репин удивился: «Не знаю, а в чём дело. » Иван Иванович пояснил, что каждая порода дерева от влаги по-разному себя ведёт. Биография художника зашифрована в его творениях. Особенный, тихий, погожий выдался день. С этого времени начался наиболее плодотворный период творчества живописца. В 1852 году Иван едет в Москву и поступает в Московское училище.
Также художник показывал свои картины и в Товариществе передвижных выставок. В 1868 году Шишкин женился на сестре художника Ф. А. В это время он активно вырабатывал собственный художественный стиль и живописную манеру. Возмущенный художник ринулся к молодым людям и потребовал извинений. Одна из работ академического периода «ВИД НА ОСТРОВЕ ВАЛААМЕ» (местность Кукко) (1858, Киевский музей русского искусства). В самой натуре, Шишкин ищет такие мотивы, которые позволили бы раскрыть ее в объективной значимости и старается воспроизвести их на уровне картинной завершенности, о чем со всей наглядностью можно судить по другому этюду той же серии – Вид на острове Валааме (1858).
Шишкин стремился к другому. В окрестностях Москвы. Монументальная картина (самая крупная по размеру в творчестве Шишкина) – последний торжественный образ леса в созданной им эпопее, символизирующей богатырскую силу русской природы. Она находилась ранее в США, а в 1986 году оказалась на аукционе в Лондоне.
Прозрачный ручей на переднем плане, в котором можно сосчитать все камушки. И в этом уже проявляется своеобразие художника. Его репутация была безупречной.
В 1880-1890-х годах образ Родины занимал многих художников. Казалось, что все беды остались позади.
В этот период Шишкин активно занимается живописью, а также гравировкой так называемой «царской водкой». Он и умер так, как подобает настоящему художнику – за работой над своей очередной картиной, которая, наверняка, стала бы настоящим шедевром, если бы он успел ее закончить. Вся философия их полотен – это гимн живой природе, красоте натуры. Он недавно похоронил жену и двух маленьких сыновей. Дошло до того, что Архип Куинджи назвал методИвана Шишкина вредным для живописи.
Окончив курс этого заведения, с 1857 продолжал своё образование в Петербуржской Академии Художеств (1856—1865), где числился учеником профессора С. М. Воробьёва. На рубеже восьмидесятых – девяностых годов Шишкин обратился к сравнительно редкой для него теме зимнего оцепенения природы и написал большую картину Зима (1890), поставив в ней трудную задачу передачи чуть заметных рефлексов и почти монохромной живописи. До 1860 года Шишкин продолжает обучение в Петербургской Академии художеству С. М.
Кажется, каждый дубовый лист отмечен своим особым блеском. Однако уже последующие его работы и, в частности, этюд «Полдень. Однако, возвращения тех лет, когда он пытался утопить горе в вине, Шишкин не допустил. Шишкин Иван Иванович (1832-1898) родился в г. Елабука, в купеческой семье. В 12 лет по настоянию отца был определён в 1-ю Казанскую гимназию. На первой передвижной выставке он выступает с картинами «Вечер», «Сосновый лес» и «Березовый лес», а в 1872 году по этюдам с натуры пишет в мастерской Крамского «Сосновый бор.
Рожь – это хлеб, символ жизни и конкретное деяние рук человеческих. Творческая жизнь Ивана Шишкина в течение долгого ряда лет (особенно в 70-х годах) проходила на глазах Крамского. В этом творческий принцип Шишкина, доказанный картиной «РОЖЬ» (1878, Государственная Третьяковская галерея). Художник погрузился в работу, заполняя ею все свое время.
У работы было очень много положительных отзывов. Их чешуйчатая кора написана с использованием многих цветов. В 90-е гг. «Туман в сосновом лесу» имевший успех на передвижной выставке в Москве (ныне в частном собрании) мог вызвать у Шишкина и Савицкого желание написать полотно, повторяющее мотив прославленной картины, но с включением жанровой сцены.
Крамским. Не закончив учёбу, он вернулся домой. Вернувшись на родину, Шишкин продолжал совершенствовать пейзажную технику. В 1848 году, не закончив казанской гимназии (чтобы не сделаться чиновником, как Шишкин объяснял позднее), юноша вернулся в отчий дом, где томился в течение последующих четырех лет, внутренне протестуя против ограниченных интересов подавляющего большинства окружающих его обывателей и не находя еще возможности определить дальнейший творческий путь. В лучших произведениях Шишкина все настойчивей и сильней начинают звучать эпические ноты. В училище сразу определилось влечение Ивана к пейзажу.
Деревенька эта небольшая и довольно-таки глуховатая. А. Беггров, в 1884 — 1885 гг. издал в двух сериях сборник 24-х фототипических снимков с угольных рисунков исполненных для него Шишкиным. Вертикали пересекаются косыми линиями.
Все сковано морозом и погружено в тень. Человек Шишкина прикреплён к земле. Это случилось летом 1868 года, а уже в октябре 36-летний художник обвенчался с «любимой Женькой». Якоби пенсионер Шишкин выезжает в Германию.
Обитатели этого городка бережно сохраняли коренные устои патриархального уклада. «Молодые художники постоянно бывали в доме Шишкина. «Произведения, созданные Шишкиным в годы учения, носили нередко романтические черты» (с. 7, 2).
Молодой человек получал сплошные «двойки» и даже «единицы», отучился всего четыре класса, а потом ушел из гимназии, «чтобы не сделаться чиновником». Дважды он женился по любви и дважды смерть уносила любимых женщин. С 1870 года, примкнув к образовавшемуся в Санкт-Петербург кружку аквафортистов, принялся снова за гравирование «царской водкой», которое уже не покидал до конца своей жизни, посвящая ему почти столько же времени, сколько и живописи. Сосновый бор» (1881), «Сосновый лес» (1885), «В сосновом лесу» (1887). Сюжет их – жизнь русских лесов.
Мрачное настроение. Шишкин с благодарностью согласился отдать ее в коллекцию за 300 рублей – сумму, предложенную Третьяковым. Ведь, у художника была нелёгкая судьба. В 1880-е годы Шишкин создаёт много картин, в сюжетах которых он по-прежнему обращается преимущественно к жизни русского леса, русских лугов и полей, впрочем, затрагивая и такие мотивы, как морское побережье Балтики. Много картин И. И.
«Главнейшее для пейзажиста есть прилежное изучение натуры, — записал он еще в Москве в своей ученической тетради, — вследствие чего картины с натуры должны быть без фантазии». Например, в картине «ДУБОВАЯ РОЩА» (1887, Киевский музей русского искусства) кора дубов прописана предельно точно, как и трава с цветами на переднем плане. Это произошло в 1950 году.
Картина Шишкина была приобретены П. М. Третьяковым и вошла в состав его галереи. Во всем чувствуются отточенное мастерство, уверенная рука художника. В Цюрихе попробовал впервые гравировать «царской водкой». В 1873 году академия возвела его в звание профессора за приобретённую ею картину «Лесная глушь». В 1871 году в Московской Синодальной типографии вышла книга Ивана Ивановича Шишкина об истории города Елабуга, а еще раньше он подготовил рукопись «Жизнь елабужского купца Ивана Васильевича Шишкина, писанная им самим в 1867 году».
Их будет охватывать чувство нежности к своей земле, к своей малой родине. Шишкин был членом кружка аквафортистов. Весной 1862 года вместе с В. И.
«СРЕДИ ДОЛИНЫ РОВНЫЯ » (1883, Киевский музей русского искусства) – романтическая картина, которая стала продолжением величественного пейзажа, созданная по мотивам одноимённого стихотворения Алексея Мерзлякова. В 1858 году этюд «Сосна на Валааме» удостаивается серебряной медали, а произведение «Вид на острове Валааме. Он начал обретать собственный стиль и отношение к природе.
Уже в первый год его пребывания в академии были присуждены ему две малые серебряные медали за классный рисунок и за вид в окрестностях Санкт-Петербурга. Они были куплены и художник получил первые большие деньги. Савицкий согласился, хоть и посчитал решение несправедливым.
Воробьев. Горе, постигшее художника, было настолько велико, что он начал пить. Излюбленные русской сказкой звери олицетворяют в картине добрые природные силы. Русский музей владеет картинами: «Корабельная роща», «Полянка с соснами», «Лесная глушь» и «Поляна», пятью этюдами и двумя рисунками. Оценивая влияние А. Калама на манеру письма молодого художника А. Мокрицкий пишет к Шишкину в Петербург 26 марта 1860 года пишет: Я помню. Сныть-трава (1884), Лес (Шмецк близ Нарвы), У берегов Финского залива (Удриас близ Нарвы) (оба 1888 г. ), На песчаном грунте.
Он хотел писать живую природу, которая не нуждается в украшательстве. Среди всех произведений художника наиболее популярна картина «Утро в сосновом лесу». Это несомненно.
Всего богаче ими московская Третьяковская галерея. Видимо, по эскизу Шишкина (то есть так, как они были задуманы пейзажистом), Савицкий и написал медведей в самой картине. А когда эту картину приобрел Третьяков, он снял подпись Савицкого, оставив авторство за Шишкиным. Крамской сообщал Репину: Я буду говорить в том порядке, в котором (по-моему) вещи по внутреннему своему достоинству располагаются на выставке.
В Московский публичный музей поступили, по завещанию К. Солдатенкова, картина «Вид в окрестностях Москвы» и один рисунок. В 1858-1859 годах молодой художник упорно занимается рисунком с натуры, много работая в летние месяцы под Сестрорецком и на острове Валааме на Ладожском озере.
В окрестностях Москвы выбивалась из общего строя. Рассматривая наброски лесосплава, Шишкин спросил Репина, какое дерево сплавляли по реке. Родители не одобряли страсти Ивана к рисованию, но отпустили сына. В 1886 году сам художник выпустил в свет альбом своих избранных гравюр в числе 25. Немного поразмыслив над этим вопросом, я поняла, что это картины Ивана Ивановича Шишкина. Видимо, Туман в сосновом лесу, с успехом экспонировавшийся на передвижной выставке в Москве (ныне в частном собрании в Чехо-Словакии) породил у Шишкина и Савицкого обоюдное желание написать сходный по мотиву пейзаж с включением в него своеобразной жанровой сценки с резвящимися медведями.
Он немало сделал для родного города, а главное когда-то построил действующий водопровод. Шишкин – верстовой столб в развитии русского пейзажа, это человек – школа, но живая школа. 9 марта 1878 года распахнулись двери Общества поощрения художеств. В 1878 году, после одной из таких поездок появляется одно из самых известных произведений художника – картина «Рожь». В 1886 году сам художник выпустил в свет альбом своих избранных гравюр в числе 25. Проходя от картины к картине, дети увидели вековые сосны, простор и раздолье полей, «жителей» леса.
Подобно многим русским художникам, он от природы обладал огромным талантом самородка. Здесь он учиться под руководством А. Н. Мокрицкого. Изображал ли он дубы или берёзы, они принимали у него донельзя правдивые формы в листве, ветвях, стволах, кореньях и во всех подробностях.
Сама местность под деревьями — камни, песок или глина, неровности почвы, поросшие папоротниками и другими лесными травами, сухие листья, хворост, валежник и прочее — получали в картинах и рисунках Шишкина вид абсолютной действительности, максимально близкой к реальности» (с. 52, 1). Художник пейзажист Иван Иванович Шишкин исполнил более ста работ.
От долго стоящей жары небо обесцветилось, утратило звонкую синеву. В Московский публичный музей поступили, по завещанию К. Солдатенкова, картина «Вид в окрестностях Москвы» и один рисунок. Знойный летний день предвещает грозу. С конца 1870-х годов Шишкин становится самым известным русским пейзажистом.
Как всегда неторопливо рассказывает он о жизни этого леса в погожий летний день. Это очевидно.
Отсюда он сделал экскурсию в Женеву с целью ознакомиться с работами Диде и Калама, а потом переехал в Дюссельдорф и написал там по заказу Н. Быкова «Вид в окрестностях Дюссельдорфа»— картину, которая, будучи прислана в Санкт-Петербург, доставила художнику звание академика. Иван Иванович Шишкин появился на свет в 1832 г. в семье елабужского купца.
Однако трактованы они с большей живописной свободой. Переброшенная через него изгородь говорит о близком присутствии человека. Картина Корабельная роща (самая крупная по размерам в творчестве Шишкина) – как бы последний, завершающий образ в созданной им эпопее, символизирующей богатырскую русскую силу. Только в глубине луч солнца осветил полянку, слегка окрасив ее в розоватый тон. Ему уже сопутствовала известность. Он умер скоропостижно в Петербурге 8 (20)марта1898, сидя за мольбертом, работая над новой картиной. Все эти работы с каждым годом увеличивали за ним репутацию одного из лучших русских живописцев пейзажа и бесподобного аквафортиста.
Затем четыре года учёбы в Петербургской Академии художеств. Но для начала расскажу немного о том, почему именно Шишкин. В ней имеются картины: «Рубка леса», «Полдень в окрестности Москвы», «Сосновый лес», «Горелый лес», «Рожь», «Дебри», «Пасека», «Еловый лес» и «Утро в сосновом лесу» и, кроме того, семнадцать мастерских рисунков. Известно большое количество сделанных художником пробных оттисков. Это не просто глухой сосновый лес, а именно утро в лесу с его еще не рассеявшимся туманом, с легко порозовевшими вершинами громадных сосен, холодными тенями в чащах. Небогатый купец, И. В. Шишкин был человеком разносторонних знаний. Проявляясь главным образом в его успешных выступлениях на академической выставке 1865 года с картиной Вид в окрестностях Дюссельдорфа (Государственный Русский музей) и позже, в 1867 году, с той же работой на Парижской Всемирной выставке, а спустя год снова на академической выставке, Шишкин внешне оказывается на виду академического начальства и даже награждается орденом Станислава III степени.
Среди выдающихся художников Шишкин Иван Иванович (1832-1896) представляет своим искусством явление исключительное, какого не знали в области пейзажной живописи предыдущие эпохи. Что говорит биография Шишкина об этом периоде его жизни. Ничуть не бывало.
Природа выражает музыку человеческой души. Их он стремился передать как можно конкретнее. — Ср. В 1984 -85 г. г.
Отец мальчика, Иван Васильевич интересовался наукой историей, археологией. Шишкин, путешествуя по России представлял затем свои полотна на различных выставках. В своей теще, которая поселилась у него, он находил даже поддержку этому. Именно вот таким образом творчество Шишкина знаменует собой важный этап в развитии этого жанра.
Могучая натура Шишкина победила тяжелые душевные переживания и уже в 1875 году на 4-ю Передвижную выставку Шишкин смог дать ряд картин из которых одна (Родник в сосновом лесу) снова вызвала восторженные похвалы Крамского. В Академии художеств одним из преподавателей у Шишкина был С. М. Сам отец был купцом, совсем не богатым, торговал зерном из арендованной мельницы. У него были какие-то свои трения с Савицким. Шишкин покорил своими произведениями самые широкие круги общества.
Он (то есть Шишкин), – пишет Крамской, – написал вещь хорошую до такой степени, что, оставаясь все-таки самим собой, он еще не сделал ничего равного настоящему. Очень расстраивался из-за этого Шишкин Иван Иванович. В 1857 Шишкин за картину «В окрестностях Петербурга» и за рисунки, выполненные в Дубках летом, получает две Малые серебряные медали. Бросив гимназию, Иван поступил в Московское училище живописи, ваяния и зодчества.
Дуб – символ, говорящий о мощи животворных сил природы. Поваленные еловые деревья создают сложную картину движения.
Уже в Академии он стал постепенно вырабатывать свою собственную систему живописи, в которой интуитивно стремился утвердить национальное в пейзаже. Такие полотна, как Ручей в лесу (На косогоре) (1880), Заповедник. Начиная с этой работы на первый план в творчестве Шишкина выдвигается поэтическое начало. Каждое из них вызывало интерес зрителей.
Отец не стал настаивать. Уже в первый год пребывания его в академии были присуждены ему две малые серебряные медали за классный рисунок и за вид в окрестностях Санкт-Петербурга. Уже в эти годы становится понятно, что любимым жанром Шишкина станет пейзаж. Создать же национальный пейзаж можно было только в России, куда Шишкин и вернулся в 1865 году.
Однако вторая половина этого десятилетия стала тяжелым временем в жизни Шишкина. Сознание важности новых задач опережало возможности их решения. Вдали – пронизанное теплым светом, словно манящее к себе пространство бора. Отец художника, И. В. Шишкин, был не только предпринимателем, но и инженером, археологом и краеведом, автором «Истории города Елабуги». Шишкин стремился к изображению леса ученым образом, чтобы угадывалась порода деревьев. Однако он не спешит за границу и весной 1861 года отправляется в Елабугу, где много пишет на природе.
Для него всё было новым: равнинное раздолье, освещение, дожди и грозы. Тогда только картина будет выглядеть достоверно. Драматичное действие разворачивается будто на сцене. Немирович-Данченко так отзывался о его творчестве: «Поэт природы именно поэт, думающий её образами, разбирающий красоту её там, где простой смертный пройдёт равнодушно».
Густые кроны бросают на них тень. Это не только таёжные леса, это русская земля в своём характерном выражении. Сосновый бор (1881), Сосновый лес (1885), В сосновом лесу (1887) и другие по характеру близки работам предшествующего десятилетия. Русский музей владеет картинами: «Корабельная роща», «Полянка с соснами», «Лесная глушь» и «Поляна», пятью этюдами и двумя рисунками. А. Беггров создал фотоснимки с угольных рисунков исполненных для него Шишкиным.
В подобных драматичных по смыслу работах ощущается мощь образов. Почему Ивана Шишкина называют художником полудня, догадаться не трудно. Медведей написал Савицкий в самой картине. Впоследствии многие критики отмечали, чтоИван Шишкин был настоящим исследователем природы и знал «каждую морщинку коры изгиб ветвей, сочетание стеблей листьев в букетах трав. ».
В 1858 году Шишкин впервые побывал на Валааме. Его этюд «Сосна на Валааме» принес автору серебряную медаль и зафиксировал стремление Шишкина передать простую, не романтизированную красоту природы. Сосны придают картине величественное звучание. Она была представлена в 1878 году на VI Передвижной выставке. Позднее, когда И. И. Шишкин поступит учиться в Петербуржскую академию искусств, А. Н. Мокрицкий скажет: «Лишились мы отличного и даровитого ученика, но надеемся увидеть в нем со временем отличного художника, если он с той же любовью будет заниматься в Академии».
Идущие под дождем люди усиливают ощущение обжитости природы. Однако художника ждал новый удар – в 1881 году тяжело заболела и скоропостижно скончалась Ольга Антоновна. Кстати, последнее со всей наглядностью выявляет исследование произведений Шишкина в инфракрасном свете. В письме к Васильеву о той же картине Крамской отзывается еще более восторженно. Не дождавшись их, он отправил в нокаут насмешников, а заодно еще и компанию из 10 человек.
Здесь художник сдружился с Савицким, Крамским, а позднее — с Архипом Ивановичем Куинджи. Под тяжестью личных переживаний Шишкин на некоторое время опустился, отошел от Крамского и бросил работать. Художник владел усадьбой в деревне Выра (ныне— Гатчинский район Ленинградской области). Со словами матери были согласны и преподаватели гимназии, в которой учился Шишкин-младший. Он рисует подмосковные леса. На удивление личная жизнь пейзажиста складывалась не так хорошо, как профессиональная. В академии его картины одна за другой награждались медалями. Подлинной школой для художника стал Валаам, куда он отправился для летней работы на натуре.
В двенадцать лет был определён в ученики 1-ой казанской гимназии, но, дойдя в ней до 5-го класса, оставил её и поступил в Московское училище живописи, ваяния и зодчества (1852—1856). Уже сама фигура Шишкина олицетворяла для современников русскую природу. Но они вздрогнули от ужаса, когда Иван объявил о своем желании обучаться живописи.
Будущий художник родился в Елабуге на Каме – глухой российской провинции. Именно этот чуткий педагог помог Ивану найти себя в художестве. В окрестностях Москвы», которую закончил в 1869 году. В его картинах – чуткое отношение к деталям. Не довольствуясь занятиями в стенах академии, усердно рисовал и писал этюды с натуры в окрестностях Санкт-Петербурга и на острове Валааме, благодаря чему приобретал все большее и большее знакомство с её формами и умение точно передавать её карандашом и кистью.
И только отец видел в двадцатилетнем Ване талант и отправил сына в Московское училище живописи и ваяния. Окрестности Москвы. Эти медведи с некоторыми различиями в позах и в количестве (сначала их бы ло два) фигурируют во всех подготовительных набросках и эскизах Шишкина.
Пейзаж представляет зрителю высший летний расцвет. Шишкин постоянно пишет с натуры, тщательно изучая каждый листочек, каждую травинку. В его произведениях встаёт дремучая Россия. Тем более, что у неё не два малыша, как это бывает обычно, а аж три. В 1886 г. сам художник Иван Иванович выпустил в свет альбом своих избранных 25 гравюр. Приблизиться к природе было его главной целью уже в ту пору.
До 1865 года он будет жить в основном в Германии, Швейцарии и Франции. «И вот среди этого лесного царства вдруг возникает фигура старика-лесника, сразу незаметного – его одежда по цвету сродни лесу» (с. 32, 1). Молодого художника привлекают разнообразие и богатство форм в природе.
«БУРЕЛОМ (ВОЛОГОДСКИЙ ЛЕС)» (1888). Это показывает, что нет надобности в подражании манере того или другого мастера. За границей, помимо живописи, он много занимался рисунками пером произведения его в этом роде приводили в удивление иностранцев и некоторые были помещены в Дюссельдорфском музее рядом с рисунками первоклассных европейских мастеров. Среди русских пейзажистов Шишкину, бесспорно, принадлежит место самого сильного художника.
Характерна в этом смысле «Рожь». организованы две выставки работ художника.
Там будущий художник скучал. В Цюрихе Шишкин попробовал впервые гравировать крепкой водкой. Облик этот был многолик. В центре выделены освещенные солнцем мощные стволы вековых сосен. Пример тому – поэтичная по мотиву и гармоничная по живописи картина Туманное утро (1885).
Он считался лучшим пейзажистом и гравером своего времени. Не случайно друзья Шишкина, художники-передвижники, находили его этюды не менее интересными, чем картины, а подчас даже более свежими и колоритными. Потому он отдал юного Ивана в мужскую гимназию в Казани.
В этой картине проявилась народность пейзажной живописи Шишкина. Задний фон мрачен. Это дерево давно должны были спилить на дрова. Однако трактованы они с большей живописной свободой.
Ребятам рассказали биографию и показали работы художника Шишкина. Работа помогла Шишкину вернуться к жизни, горе постепенно отступало. Шишкин явно ищет мотивы, достойные картины.
Сныть-трава» (1884), «Лес (Шмецк близ Нарвы)» (1888), «У берегов Финского залива (Удриас близ Нарвы)» (1888 год), «На песчаном грунте. Картина «Рубка леса» (1867) – своеобразный итог раннего периода творчества художника. Примером таких работ является картина Рубка леса. За полотно «Лесная глушь» Академия присвоила Шишкину в 1873 году звание профессора.
Из-за горизонта уже ползут первые грозовые тучи. От этого снег, толстым слоем лежащий на земле, на ветвях сосен кажется еще голубее. Он их назвал «Записки достопримечательностей разных».
На ней было представлено 300 этюдов и более 200 рисунков. «Замысел картины подсказал Шишкину Савицкий К. А. Одна из этих деталей – прислонившийся к сосне старый покосившийся крест – создает определенный элегический настрой. Сейчас эта картина хранится в Киевском музее русского искусства. Познакомились они, когда Шишкин приехал к другу в гости в село Константиновка.
Пейзаж полон жизни и здоровой энергии, но почему на заднем плане – засохшая сосна. Шишкина влекла жажда художественного исследования природы. он все же побывал в Германии, где познакомился с Дюссельдорфской художественной школой. В течение всей жизни художник периодически посещает свою малую родину — Елабугу.
В 1856 году Шишкин принят в Академию художеств. Сосновый бор». Через три года он вернется к этому этюду и напишет картину «Полдень». Он написал очень много картин соснового леса, среди наиболее известных – «Ручей в лесу», «Утро в сосновом бору», «Сосновый лес», «Туман в сосновом лесу», «Заповедник.
Были созданы картины «Рубка леса» (1867 г. ), «Рожь» (1878 г. ). Природа – сама благородство. Кажется, слышно, как дышит каждая былинка. Жена Шишкина, Евгения Александровна Васильева, была сестрой художника Федора Васильева.
Братцево» ознаменовали собой рождение нового стиля художника. В апреле 1874 года умерла первая жена Шишкина, Евгения Александровна (сестра Федора Александровича Васильева) и вслед за ней маленький сын. он все-таки неизмеримо выше всех, взятых вместе, до сих пор. Шишкин изображает солнечные лучи, прорывающиеся сквозь ветви деревьев. Из-за постоянных ссор многие близкие и друзья перестали общаться с ним. Эти медведи с некоторыми различиями в позах и количестве (сначала их было двое) фигурируют в подготовительных рисунках и эскизах» (с. 40, 1).
Картины и рисунки И. И. Шишкина» (СПб., 1892) А. Пальчиков «Перечень печатных листов И. И. А в 1880-х Шишкин женился на красавице Ольге Лагоде, своей ученице. Выставка проходила под девизом «Память в сердце храня». Васильева. Первое место занимает Шишкина Рожь.
Иван Васильевич Шишкин занимал пост городского головы и пользовался уважением жителей. Всего богаче ими московская Третьяковская галерея. Отсюда и дорога, теряющаяся в поле.
Среди русских пейзажистов Шишкину бесспорно, принадлежит место самого сильного художника. Однако истинной ценностью произведения является прекрасно выраженное состояние природы. Сосновый бор» (1881), «Сосновый лес» (1885), «В сосновом лесу» (1887) и другие по характеру близки работам предшествующего десятилетия. Одни срубы разбухают, другие – тонут, а третьи – отталкивают воду. Лес в глубине – это не фон, а растворённая в тумане глубина пространства.
«Отобразить родную природу без прикрас, рассказать о ней правдиво и ясно – к этому стремился Шишкин» (с. 14, 2). В картинах Шишкина как бы звучит «дух и образ великого, могучего пространства» именуемого Россией. Картина «В лесу графини Мордвиновой» поражает нас не свойственной Шишкину проникновенностью и сосредоточенностью настроения. «В Московском училище живописи и ваяния, где более трех лет занимался художник, широко применялась прогрессивная педагогическая система А. Г. Венецианова, основанная на внимательном и бережном отношении к натуре» (с. 5, 2). Срезая рамой верхушки деревьев (прием, часто встречающийся у Шишкина), он усиливает впечатление огромности деревьев, которым словно не хватает места на полотне. И это продолжалось до самой его смерти.
Чувствуется глубина оврага, глушь. Такие полотна, как «Ручей в лесу (На косогоре») (1880), «Заповедник. Став маститым художником, бывал в Белоруссии – рисовал в Беловежской пуще. У него умерли сыновья.
Впервые после заграницы Шишкин обратился к ярко выраженному русскому сюжету. Шишкин примкнул к Товариществу передвижных выставок, сблизившись с И. Н. К ним относятся Уголок заросшего сада. Биография художника тесно сплетает между собой вехи его судьбы и созданные им живописные полотна. В Цюрихе попробовал впервые гравировать «царской водкой».
Почему ошибка не была исправлена – остается загадкой. Мери-Хови по финляндской железной дороге (1890) и целый ряд других. Чувствуют приближение утра резвящиеся медвежата. Её сюжет, возможно, был подсказан Шишкину К. А. Савицким.
Юноша хотел продолжить своё обучение в Московском училище живописи и ваяния. Эту технику художник освоил еще за границей. В 1873 году он стал профессором Академии Художеств (получил звание закартину«Лесная глушь»). Достаточно будет упомянуть о шишкинских произведениях, находящихся в публичных коллекциях. Простые на первый взгляд сюжеты отличаются глубиной эмоционального переживания. Впоследствии оттиски с досок, служившие для этого альбома, подправленные и несколько переделанные, были изданы Марксом (с прибавкой нескольких других офортов) в виде нового альбома.
Здесь его творчество расцвело. «В последние десятилетия XIX века, в трудный для Товарищества период, когда возникшие в его среде разногласия грозили распадом всей организации, Шишкин был с теми художниками, которые продолжали исповедовать демократические просветительские идеалы шестидесятых годов» (с. 17, 2). Шишкин вообще любил высшие точки состояний природы, равно как и наиболее мощные и стойкие породы деревьев (рис. 1). Это полотно принесло Шишкину заслуженную славу.
В одном только Государственном Русском музее хранятся семь карандашных эскизов-вариантов. Тема русского леса после Рубки леса продолжалась и не иссякала до конца жизни художника. Под чутким руководством педагога С. Воробьева он неустанно работал и даже заслужил зарубежную стажировку, от которой отказался в угоду поездки в родную Елабугу. В окрестностях Москвы (Государственная Третьяковская галерея), с золотистыми полями спеющей ржи, конкретно вписанными дальними планами, дорогой идущей из глубины и высоким, распростертым над землей небом со светлыми кучевыми облаками. И солнечный свет как бы робко заглядывает в этот дремучий лес. В течение всей жизни Шишкин писал лес. В решении колористических задач Шишкин уступал Куинджи, но зато был сильнее его как рисовальщик.
Богатство и разнообразие растительных форм увлекает Шишкина. Его походы в кабак частенько заканчивались драками. О его рисунках постепенно узнала вся школа. Рисунок с самого начала стал для него важнейшим средством изучения натуры.
«Стоит ли идти по ней, пытаясь излечиться от горя работой. », – думал Иван Шишкин. В июне 1865 года он возвращается в Россию, лето проводит на родине – в Елабуге. Его отец был купцом, культурным человеком. В семидесятых годах Шишкин все серьезнее увлекается офортом. Его называли «лесной богатырь-художник», «царь леса», «старик-лесовик», его сравнивали со старой крепкой сосной, но он, скорее всего, подобен одинокому дубу со своей известной картины. Великолепные стройные сосны даны во всей своей пластической красоте.
Богато нюансирован цвет. Он не уступал им в значительности содержания и в уровне исполнения. Тем более, что остров славился своей живописной природой.
Строгая мать-медведица не допустила бы шумную возню вблизи человеческого жилища. Третьяков решил судьбу картины по-своему. Стволы объёмны, упруги, скульптурно выразительны. Уже в первый год пребывания в академии ему была присуждена малая серебряная медаль за «Вид в окрестностях Петербурга». Шишкин Иван Иванович родился 13 (25) января 1832 года в Елабуге – маленьком городке, расположенном на высоком берегу Камы.
Талант Шишкина в который раз отметила и Академия, возведя его в звание профессора за картину «Лесная глушь». Живя неподалеку от родных мест живописца, мы, конечно, считаем (или надеемся. ), что на своих полотнах он отразил именно их. Но в этой, казалось бы, протокольной фиксации содержалась своя поэзия бесконечного своеобразия жизни дерева. Иван Шишкин родился 13 (25) января 1832 года в Елабуге – маленьком провинциальном городке, расположенном на высоком берегу Камы, в купеческой семье. В сентябре за картину «Вид в окрестностях Дюссельдорфа» (1864) Шишкин получает звание академика и с октября окончательно поселяется в Петербурге. И даже среди них выделялся пейзаж Шишкина Рожь.
Он также продолжил работать с гравировкой «царской водкой», примкнув в 1870 к кружку санкт-петербургских аквафортистов. Вечер», «Утро в сосновом лесу» и «У берегов Финского залива». Состояние покоя подчеркивает прозрачный, скользящий по чистым камням ручей. 1) В. – «Корабельная роща» – это символ Родины, её спокойствия, величия, незыблемости. Высокой стеной подошли они к дороге, уходящей вдаль.
Быть грозе. На какое-то время дубы стали для Шишкина предметом размышления, о чём говорит картина «ДУБЫ» (1887, Государственный Русский музей, Санкт-Петербург).
Ф. Булгаков «Альбом русской живописи. На полотнах Шишкина они становятся вполне понятными живыми существами. Лучшая работа этих лет – Полдень. Внушительные дубы достойны восхищения.
На опушке изображен сосняк – стройный, высокий. Он привез оттуда множество этюдов и рисунков пером и в конце года получил вторую академическую награду — большую серебряную медаль за пейзажную живопись «Вид на острове Валааме». Композиционное построение картины лишено статичности – вертикали леса пересекаются, разрезаются по диагонали ручьем, поваленными елями и растущими враздрай наклоненными осинами и березами.
При посредстве её состояний человек размышляет о жизни. Родственники считали художников «пьяницами и арестантами» и не хотели, чтобы их дитятко зналось с такой компанией. Его друзьями были Константин Савицкий, Архип Куинжди и Иван Крамской. Все эти познания он преподавал сыну, развивал у него интерес к природе. Соотечественники гордятся их картинами как национальными сокровищами, настолько велико обобщённое чувство гражданственности и ощущение Родины в этих реалистических произведениях. Картина «Утро в сосновом лесу» (рис. 2) пользуется популярностью занимательным сюжетом.
Парит. Здесь в то время разместилась шестая выставка передвижников, на которой экспонировались такие выдающиеся полотна, как Протодьякон И. Е. Репина, Кочегар и Заключенный Н. А. Ярошенко, Встреча иконы К. А. Савицкого, Вечер на Украине А. И. Куинджи. Именно в этот период были созданы «Первый снег», «Дорога в сосновом лесу», «Сосновый бор», «Рожь» и другие известные картины мастера. Мир леса исполнен предчувствий, таинственная темнота создаёт беспокойство.
В семидесятых годах художник много работает над изучением природы. Художник с увлечением работает над широкими по размаху, эпическими по своему строю картинами, воспевающими просторы родной земли.
Шишкина влекла жажда художественного исследования природы. Дуб – феномен прекрасной и вечной жизни. Фигура отца была очень значимой для Ивана Шишкина. Широкие просторы ржаного поля изобразил художник в картине. В 1874 году умерла его жена, отчего он замкнулся, его характер — и работоспособность — стали портиться из-за частых запоев.
По возвращении в Россию Шишкин оказывается на пороге нового этапа. Что впереди. Знатоки живописи утверждали и утверждают до сих пор, что среди всех русских живописцев «ему, бесспорно, принадлежит место самого сильного рисовальщика». Летом 1880 года Шишкин был уже ее женихом.
В ней имеются картины: «Рубка леса», «Полдень в окрестности Москвы», «Сосновый лес», «Горелый лес», «Рожь», «Дебри», «Пасека», «Еловый лес» и «Утро в сосновом лесу» и, кроме того, семнадцать мастерских рисунков. Самая местность под деревьями — камни, песок или глина, неровности почвы, поросшие папоротниками и другими лесными травами, сухие листья, хворост, валежник и прочее — получала в картинах и рисунках Шишкина вид абсолютной действительности. Художник изобразил сосновый мачтовый лес, освещенный солнцем. Здесь исчезла всякая таинственность.
Иван Иванович Шишкин родился в Вятской губернии (город Елабуга) 25 января 1832 года. В 1857 году он получил две малые серебряные медали – за картину В окрестностях Петербурга (1856) и за рисунки исполненные летом в Дубках. Мастер смело экспериментировал.
90-е годы Шишкин встретил полный сил. Национальное самосознание не могло подразумевать одного-единственного понимания облика русской земли. В самом мареве у самого горизонта толпятся громады кучевых облаков. Положение, в котором оказался Шишкин во второй половине шестидесятых годов по возвращении из-за границы, можно было наблюдать и в творческой жизни других пейзажистов. Отсюда он сделал экскурсию в Женеву с целью ознакомиться с работами Ф. Диде и А. Калама, а потом переехал в Дюссельдорф и написал там по заказу Н. Быкова «Вид в окрестностях Дюссельдорфа»— картину, которая, будучи прислана в Санкт-Петербург, доставила художнику звание академика. Во второй половине 19 века безоговорочно утверждается русский национальный пейзаж.
Так оно и вышло. Даже там Иван Шишкин не забывал о родной стране. Живя в Петербурге, ездил на Валаам, в Сестрорецк. За картину «Лесная глушь» (1872) Шишкин получает звание профессора пейзажной живописи. И вновь ясный солнечный свет пронизывает эти мощные кряжи, эту величавую силу и мудрость природы.
в 1878 году мастер снова всех шокирует своим новым пейзажем Рожь, на 6-й передвижной выставке. Мери-Хови по финляндской железной дороге» (1889), «Молодые сосенки у песчаного обрыва. Отсюда и достоверность и жизнь на его картинах.
Шишкина» (СПб., 1885) и Д. Ровинский «Подробный словарь русских граверов XVI — XIX веков» (том II, СПб., 1885). Шишкин горячо поддерживал их идеи, хотя его первая работа, которую он написал по возвращении на родину, — «Швейцарский пейзаж» — все еще несла на себе отпечаток академических традиций, какие он впитал в годы учебы. Картина получилась полной жизни и радостной свежей энергии.
Воробьева. Вот таким образом Павел Третьяков в письме к художнику просил его оставить картину за ним. Достаточно будет упомянуть о шишкинских произведениях, находящихся в публичных коллекциях. Очень трудно сказать, какая из работ художника самая примечательная.
В 1860 году за пейзаж «Вид на острове Валааме» Шишкин удостаивается первой золотой медали, а вместе с ней и права на заграничную командировку. Над землёй летают ласточки. В России художнику было присуждено звание академика (1865 г. ).
Есть другая версия, что толчком к появлению этого полотна послужил пейзаж «Туман в сосновом лесу» (1888), написанный, по всей вероятности, как и «Бурелом», под впечатлением от поездки в вологодские леса. Самыми главными произведениями его жизни были и остаются такие полотна как «Утро в сосновом лесу», «Дождь в дубовом лесу», «Полдень», «В окрестностях Москвы», «Корабельная роща». Но счастье это было слишком коротким. Мери-Хови по финляндской железной дороге (1889, 90. ), Молодые сосенки у песчаного обрыва.
Перенесли сюда и могилу Шишкина. До 1856 года руководителем начинающего художника был Аполлон Мокрицкий. Поделюсь с вами кусочком деревенского леса.
Среди его произведений этого периода следует отметить картины «Ручей в лесу (На косогоре)» (1880), «Заповедник. Отсюда он сделал экскурсию в Женеву с целью ознакомиться с работами Диде и Калама, а потом переехал в Дюссельдорф и написал там по заказу Н. Быкова «Вид в окрестностях этого города» — картину, которая, будучи прислана в Санкт-Петербург, доставила художнику звание академика. По окончании учёбы молодой художник отправился в путешествие по Европе. Во всём звучит своя выразительность, своё обаяние, своя красота. Шишкин в период обучения в Академии художеств менее других проявлял симптомы подражательности, но некоторые влияния коснулись и его.
Это произведение демонстрирует уравновешенность духа, некую нравственную устойчивость. Его рисунки передают настоящую жизнь леса. В 1858 году он получил большую серебряную медаль за вид на Валааме, в 1859 году— малую золотую медаль за пейзаж из окрестностей Санкт-Петербурга и, наконец, в 1860 году— большую золотую медаль за два вида местности Кукко, на Валааме.
Он передал тишину, успокоенность леса. Художник владел усадьбой в деревне Выра (ныне— Гатчинский район Ленинградской области). Был похоронен на Смоленском православном кладбище2. 4) В. – Рожь – одно из лучших произведений в творчестве художника.
Если использовать цвета, соответствующие лиственнице, которая в воде тонет, то от картины будет ощущение недостоверности, дисгармонии. В произведении воплощено то глубокое знание природы, которое было накоплено мастером за почти полувековой творческий путь. Невероятная тишина царит в пейзаже. Такие полотна, как «Ручей в лесу (На косогоре)» (1880), «Заповедник.
Каждое дерево обладает своим «характером». В них нет политики и социальной направленности. Принципы и устои этого академика сказались на творческой манере Шишкина. Совсем другая по настроению картина «Дождь в дубовом лесу». Так в реальной жизни не бывает, повторяем мы. И это лишний раз подтверждает возможность взаимосвязи обеих картин.
Стройные сосны в левой части картины тактично окрашены светом угасающего дня. Однако трактованы они с большей живописной свободой. Всё, всё дышит, растёт, колеблется, тянется к солнцу. Он охотно с ними занимался, брал их на этюды, совершал с ними дальние поездки» (с. 19, 2).
Лес выглядит небольшим и просторным. Ведь лейтмотивом прославленной картины 1889 года как раз и является туман в сосновом лесу. С 1870 года, примкнув к образовавшемуся в Санкт-Петербурге кружку аквафортистов, принялся снова за гравирование «царской водкой», которое уже не покидал до конца своей жизни, посвящая ему почти столько же времени, сколько и живописи. Эта кропотливая работа особенно заметна в работах конца 1880-х, например в пейзажах «Сосны, освещенные солнцем», «Дубы. Много работал Шишкин и за границей.
Одной из работ, запечатлевшей дикую красоту Валаама, стала картина «Сосна на Валааме». Предельно яркого выражения тема эпического пейзажа достигла в знаменитой картине «Рожь». Иван Иванович Шишкин родился в старинном русском городе Елабуга в купеческой семье. Кроме картин, художник в этот период пишет большое количество этюдов. Но никогда Шишкин не позволял себе переносить собственное тяжёлое состояние на природу. Кроме этого увлекался археологоией историей.
Есть в этом пейзаже особенная поэтичность и даже таинственность. Шишкина находится и хранится в публичных коллекциях – больше всего их в Третьяковской галерее и Русском музее. Он много путешествовал по России, выставлялся в Академии, принимал участие в работе Товарищества передвижных выставок, много рисуя пером (эту технику художник освоил будучи за границей). В московский публичный музей поступили, по завещанию К. Солдатенкова, картина «Вид в окрестностях Москвы» и один рисунок. Его отец Иван Васильевич пользовался у земляков глубоким уважением.