В 1899 году художником была написана небольшая по размеру картина Дети, на которой Серов изображает своих сыновей Сашу и Юру.
Редкая наблюдательность и способности к рисованию пробудились у мальчика рано, а условия, в которых он рос, благоприятствовали развитию дарования. На полотне изображена дочь Саввы Ивановича обаятельная Верочка. Выполнил эскизы к неосуществленному панно «После Куликовской битвы», заказанному Серову для Исторического музея в Москве. Совсем портретчиком становлюсь. Был членом Товарищества передвижников и объединения Мир искусства. Львова (Симонович) вспоминала: «.
В портретах Серова – его современники, разные по характеру, внутреннему миру: темпераментный певец Ф. Таманьо (1891, ГТГ), обладающий, по образному выражению художника, золотой глоткой, жизнерадостный друг художника пейзажист К. А. Коровин (1891, ГТГ), одухотворенный И. И. Левитан (1893, ГТГ), подчеркнуто-нервный Н. G. Затем художник вместе с семьёй переезжает жить в деревню Домотканово. Он часто говорил о себе: «Я не портретист. Любил он и её подвижность лица и её грацию» А. Н. Бенуа отметил, что «в последнем из своих больших портретов, в портрете княгини Юсуповой, Серов встал вровень с величайшими мастерами женской красоты». Серов отошел в сторонку и наблюдал за эффектом у входивших в зал. В 1893-м художником были созданы портреты дочерей Александра III Ольги и Ксении. В 1900 мастер пишет портрет Николая II, официальный и в то же время по-своему «домашний» – император изображен в простой тужурке Преображенского полка эту картину (уничтоженную в 1917, но сохранившуюся в авторской реплике того же года) зачастую считают лучшим портретом последнего Романова.
Это было время пика, наивысшего расцвета идеи передвижничества. В это же время от Н. И. Кутепова Серову поступило предложение иллюстрировать книгу «», два тома которой уже были изданы. Такую чувствую пустоту, такое одиночество, несмотря на то, что у меня шесть человек детей.
В1896 году Серов получил право присутствовать накоронации Николая II вУспенском соборе— оннаписал акварель «Миропомазание Государя Императора». В Париже юный Серов оказался фактически предоставленным самому себе. «Вспоминается черта его характера: он был весьма серьезен и органически целомудрен, никогда никакого цинизма, никакой лжи», — наставник Серова Репин знал, о чем говорил: сам он своим непостоянством причинил много горя первой семье. Сначала все гости интересовались портретом Репина и могли даже не спросить, кто автор другого портрета, через несколько лет спрашивали о портрете Серова, а висящий рядом репинский отмечали равнодушным: А-а-а, Репин.
Я потом женился на его дочери Флоранс. Прежде она часто гостила здесь в доме Николая Васильевича Верещагина, который держал здесь знаменитую на всю Россию сыроварню (см. заметку «На родине русского сыра»). Вернувшись из путешествия, Серов начал делать наброски в античном стиле.
На тот момент Серов находился под впечатлением от полотен Врубеля и пытался реализовать некоторые особенности исполнения в своей картине. Он слышал выстрелы, видел убитых. Ну и как в ней мальчики катаются. Через год Серов пишет «Девушку освещенную солнцем», натурой для которой была его двоюродная сестра.
А критики к нему благоволили. Полтора века назад простой петербургской девушке Оле Трубниковой несказанно повезло. Он также увлеченно пишет детские портреты. потому, что слишком уважаю её— я только не понимаю всех этих обрядов. 1888 год— в начале года окончил портрет М. Ф. Якунчиковой летом жил у Дервиза в Домотканово, где кроме ряда пейзажей была написана «Девушка, освещённая солнцем», которую приобрёл за 300 рублей П. И. Третьяков.
Тогда же он впервые писал наследника — Николая Александровича Романова. Революция 1905 года оставила заметный след в творческом наследии и жизни художника.
1886 год— в начале года были написаны этюды «Зима в Абрамцеве», портрет певицы Марии Ван Зандт в мае у Симоновичей, в Едимоново Тверской губернии, Серов встретился со своей невестой Ольгой Трубниковой и написал её портреты у открытого окна летом этого года его друг В. Д. Дервиз, обвенчавшись с Надеждой Симонович, приобрёл неподалёку обширное поместье Домотканово, куда позже неоднократно будет приезжать Валентин Серов. Они задались вопросом, кто же такой Валентин Серов. Нодевушку это несмущало, потом она вспоминала, что увлеклась «важностью своего значения». Моя основная профессия – архитектор. Ну, а вот лодочка, как лодочка поживает.
А в сюжетных вещах, жанровых, в рисунках он был абсолютно независим, свободен. Именно ему обязана своей нынешней славой другая тверская деревушка — Домотканово (с 1930 называетсяКрасная новь), которой художник посвятил сразу несколько полотен. Среди них были и приближенные императора. Созданная в 1910 монументальная картина Похищение Европы трактована как декоративное панно. 1901 год— созданы портреты четырёхлетнего «Мики Морозова», сына М. А. Морозова, С. С. Боткина, П. М. Романова, П. И. Харитоненко, И. Е. Репина.
В доме Серовых всегда было шумно и весело. Домотканово, 1888, ГТГ). Продолжал делать в Ливане гидравлические станции. В это же время он выполнил для усадьбы Юсуповых Архангельское копию «портрета покойного царя» Александра III. Особенно известен портрет банкира В. О. Гиршмана (1911, ГТГ), который, по свидетельству дочери Серова, все умолял убрать руку, которой он как бы доставал золотые из кармана. Ее волосы растрепаны, смуглое лицо раскраснелось. И далее: «Атмосфера в доме у нас была отнюдь не богемная.
В результате Репин практически заменил мальчику рано ушедшего отца, называл Валентина Серова «зарождающимся Геркулесом в искусстве» — при том, что «Геркулесу» тогда было всего 12 лет. Могила Юрия Серова находится на кладбище Пер-Лашез. Так скучно, так скучно без него и не мне одной, а многим, многим. Знаменитое блюдо изображенное на картине «Девочка с персиками», является своеобразным памятным знаком, в котором отдается дань тем пристрастиям, которым отдавались члены абрамцевского кружка. Но иначе работать Серов не умел, да и не хотел. Спустя годы Константин Коровин писал обэтом портрете: «Серов первым изхудожников уловил изапечатлел наполотне мягкость интеллигентность ивместе стем слабость императора».
Но очень шумно теперь в Бейруте. Круг друзей Серова сложился помимо Академии. Валентин стал принимать самое активное участие в жизни данного общества, организуя различные выставки и добывая деньги на выпуск печатного издания объединения «Мир искусства». Вскоре Серов покидает академию.
На уроки по наукам ему надо было ходить почти от Девичьего поля (Зубово) к Каменному мосту на Замоскворечье. Самой значительной своей работой Серов считал картину «Девушка, освещенная солнцем». От нее веет здоровьем, безмятежностью.
После мы с Серовым поехали в меблированные комнаты, где он жил и там пили чай – это и был свадебный пир» 18. Только очень счастливый человек так глубоко чувствует внутренний мир ребёнка. Этим подчеркнута значительность личности Петра. Поскольку Валентин Александрович отличался неспешной манерой работы, многие люди, с которых он писал портреты, жаловались на жесткие требования, согласно которым модели не разрешалось двигаться или отвлекать художника от работы даже по вопросам первостепенной важности. Революция 1905 года оставила заметный след в творческом наследии и жизни художника. «Лёлюшка», «маленькая моя», «девочка моя» – так ласково называл в письмах Серов жену, которая была ему и другом и помощником иногда – советчиком и всегда – надежной опорой.
И потом, что значит сегодня – быть художником, уметь хорошо рисовать. Портретов Репина у Серова очень много, вот этот – один из самых известных. На открывшейся в самом конце года, IX выставке МОЛХ были выставлены две его работы: Портрет юноши (1885)— копия с картины Веласкеса в Старой пинакотеке и портрет М. Ф. Якунчиковой (1888). Серовы жили открыто их дом всегда был полон гостей.
Почти завершенный портрет был при нем. Произошло это спустя пять лет после поступления. По заказу тульских помещиков Селезнёвых сделал роспись плафона «Феб лучезарный»7 и, получив деньги за заказ (тысячу рублей), в мае с друзьями (Илья Остроухов, Михаил и Юрий Мамонтовы) отправился в Италию с августа по октябрь— в Абрамцеве, где написал знаменитый портрет В. С. Мамонтовой «Девочка с персиками» в конце года— в Ярославле, где писал портреты Чоколовых и начал, по просьбе А. И. Мамонтова, делать иллюстрации к детской Библии (проект не состоялся).
- Сегодня мы с вами поговорим о знаменитом художнике Валентине Александровиче Серове. Но по какой-то причине купаться не захотел и решил сжульничать — намочил белье в колодце. После окончания и представления картины «Александр III с семьёй», два месяца до конца сентября вместе с К. А. Коровиным он ездил по Русскому Северу, написав множество этюдов. Другая его работа, написанная годом позже, называлась Девушка, освещенная солнцем.
На частной выставке в Мюнхене (Сецессион) впервые за границей демонстрировались работы В. А. Серова в результате в конце года Серову поступили предложения участвовать в заграничных выставках— в Мюнхене, Стокгольме, Копенгагене. Смерть художника потрясла его современников. Мария Симонович не смогла вернуться в Россию, какие уж возвращения после революции. К сожалению, у меня нет его великого таланта. Она надеялась на досуге подготовить к изданию неизвестные публике пьесы Александра Серова.
Тогда же Серов писал интерьеры особняка в Белкине, один из которых лёг в основу картины «Зал старого дома». В 1880 году Серов поступил в Академию художеств. Я знаю, что многие русские, уехавшие из России после революции, потом вернулись на родину. Аудитория воспринимала подобные спектакли на ура, а у Валентина появилось прозвище «Антоша», которым его величали люди из самого близкого окружения.
И так благостно смотреть на такие портреты – душа радуется. «Мы с братом тоже там (на картине) изображены в виде намека, как цветовые пятна. Там он познакомился со своей будущей женой, воспитанницей своей тёти, Ольгой. Лесков (1894, ГТГ).
Героическая эпохаПетра I, суровая и небывалая, завладевает воображением художника. «Да, здесь заказана свадьба». В сентябре получил заказ на исполнение портрета императора, «поколенного размера, в парадной форме 80-го Кабардинского генерал-фельдмаршала князя Барятинского полка» за заявленную художником цену в 4 тысячи рублей. Священник приходит.
Так он не мог на нее смотреть без дрожи – не принял девиз коммуны «Долой предрассудки. ». - А на Западе Серова знают. Никогда не шаржировал, – отвечал он, – что делать, если шарж сидит в самой модели, чем я виноват. Проявлял Серов интерес и к античной мифологии, таковы серии эскизов к картинам «Похищение Европы» и «Одиссей и Навзикая». Таких оказалось немало среди русских эмигрантов.
Биография его тем не менее поворотными событиями не богата. Работа над полотном шла три месяца. «Интересно бы узнать, – спрашивал он В. М. Он учился на пилота в Английском корпусе в Архангельске. Две первые закончились браком» 7.
После усмирения, 1905 год. Летом поселился в Домотканове, где выполнил ряд пейзажей и портретов, в том числе портрет жены: «Летом». Врубель, который был одним из завсегдатаев клуба, организовал гончарную мастерскую, где он в дальнейшем и изваял свои самые известные скульптурные произведения. Свадьба была очень скромной. У Чистякова Валентин перенял и «вдумчивую» неторопливую манеру письма, которая со стороны воспринималась как излишне кропотливая и медлительная.
Но сохранил своё видение жизненных ценностей художник Валентин Серов. В последующие годы Серовым были написаны «Сестры Боткины», портрет Мики Морозова, также поражающие глубоким пониманием и точной передачей детского характера. Домотканово, 1888 Зимой, 1898 В деревне.
Шутка шуткой, а дело может и серьезно повернуться. Портрет О. Ф. Здесь можно увидеть еще один портрет«девушки, освещенной солнцем», – двоюродной сестры художника Марии Симонович, но уже в более старшем возрасте, замужней женщиной, у которой теперь фамилия Львова. На XXII Передвижной выставке были показаны портрет С. А. Толстой и пейзаж «В Крыму». Самой насыщенной оказалась жизнь Александра Серова, старшего сына великого художника.
В связи с выполнением заказного портрета Александра III выезжал в Данию. – писал Серов из Венеции своей невесте. Именно в эти годы сформировался облик Серова-гражданина, остро осознающего социальную несправедливость. Большое место в творчестве Серова в последние годы жизни занимала историческая живопись – картины исполненные мажорного, а не критического пафоса (Петр I, Выезд императора Петра II и цесаревны Елизаветы Петровны на охоту и др. ).
Серов делает образ Петра живым и убедительным, передавая и обостряя индивидуальные черты внешнего облика – его высокий рост, длинные ноги, маленькую энергичную голову (Серов детально изучил портреты Петра, особенно скульптурные и среди них – фигуру Петра, выполненную Растрелли Старшим, документально воссоздающую внешность Петра). Да и надо стараться быть здоровой, продолжать жить, вот это слово "надо" – ужасно.
1894 год— был избран членом Товарищества передвижных художественных выставок. Солдаты выкололи штыками глаза на портрете императора. Спустя месяц Серов продолжил писать галерею портретов Юсуповых. От Чистякова эта серовская вдумчивость письма. «Ну что же, давайте венчаться. » После мы поехали в меблированные комнаты, где он жил и там пили чай, — это и был свадебный пир». Думаю, что действительно парадная свадьба, вхожу в собор: никаких приготовлений, ничего. Однажды Валентин Серов едва не стал собственностью железнодорожного управления.
Биография знаменитого художника определялась в значительной степени моментами из ранних лет жизни. Однако в юном Валентине Чистяков увидел настоящего гения. Героическая эпоха Петра 1, суровая и небывалая, завладевает воображением художника. В работе «Одиссей и Навзикая» изображен фрагмент древнегреческого мифа о потерпевшем крушение Одиссее, очутившемся на берегу феакийского острова.
Это становится понятным не только по манере письма. Рано утром 22 ноября 1911 года В. А. Серов спешил на портретный сеанс к Щербатовым. Это одна из многих, которые я копировал. – Сложилось расхожее мнение, что Серов ярче всего проявил себя в портрете. Что Серов и сделал.
Начинают волноваться — где же жених. В 1900 году Валентин Серов вошел в объединение под названием Мир искусства. Невеста в карете приехала с родными, но жениха нет. Это для профессионального художника, а я – любитель. Здесь жила его тетя и он часто ходил к ней в гости. Он родился в Санкт – Петербурге, в семье композитора Александра Серова и его жены Валентины. И сложно даже назвать другого художника его эпохи (за исключением, разве, Левитана), чье наследие и творческие достижения имели бы такое большое значение и влияние на все последующее русское искусство.
При этом все его полотна отличались друг от друга, поскольку Серов постоянно развивался как художник, ставил перед собой непростые цели и неизменно их достигал. Накануне последнего сеанса Серов заехал на совещание в редакцию «Мира искусства». Юный Валентин многое перенял от своего наставника: здесь стоит выделить и спокойную, вдумчивую манеру письма и здоровый перфекционизм и умение грамотно обращаться с цветовой гаммой. А тут – радость. Вскоре приезжает невеста, невеста в карете приехала с родными, но жениха нет.
«Всегда озабоченная» – из- за большой занятости Валентина Александровича, его частых вынужденных отъездов из дома большая часть семейных забот легла на плечи Ольги Федоровны. Валентину Серову было 22 года, когда к нему пришла первая волна популярности.
Сразу же вспоминается его учитель, профессор Чистяков. На меня это все повлияло. В середине 90-х годов Серова осаждают высокопоставленные заказчики. Ко всему прочему портреты ведь часто были заказными. Например, Врубель, находящийся в 80-е годы в Киеве, был известен лишь узкому кругу лиц. Стиль этого полотна значительно отличается от предыдущих работ мастера и живопись здесь совсем непохожа на представленную в «Девочке с персиками».
Лёля особенно прижилась там. Также вёл художественно-декоративную часть постановки оперы своего отца, «Юдифь», в частной опере Мамонтова11. Таким он образом он незаметно стал одним из лучших и наиболее авторитетных портретистов. И Ольге Федоровне вполне удавалось быть одновременно и любящей матерью и строгим педагогом и внимательной сиделкой во время многочисленных детских болезней и даже «прорабом» на стройке.
Этими чертами отличаются портреты князей Юсуповых (1901-1903, ГРМ), которых Серов начинал писать в Петербурге в 1901 году, а затем в их родовом имении Архангельском под Москвой, портрет приват-доцента Московского университета, миллионера М. А. Морозова (1902, ГТГ). Да и ты сама успела влюбиться в него. Изящные дома геометрия ливанских домов замечательная, окна высокие. Они работали одновременно и оба – по первоисточникам венецианского Возрождения. Уже тогда Валентин Александрович заметно выделился среди остальных творцов. В конце года по просьбе Дягилева занимался устройством выставки «Мир Искусства» в Москве.
В нначале 90-х Серов был связан с творческим объединением «Мир искусства». Прахов13 собирал лучших художников для росписи Владимирского собора. Летом начал обустраивать приобретённую дачу в Ино15.
Картина Девочка с персиками стала широко известной, причем не только в творческих кругах. «Здесь будут венчаться. » — спрашиваю. В собрании картинной галереи Твери есть ранний акварельный «Портрет Ольги Федоровны Трубниковой» — свидетельство начала близости благословенной пары, которая, по выражению их правнука, священника, являет собой «пример любви прошедшего столетья».
Священник приходит. «Легкое, неподдельное веселье тех суббот. Вот таким образом немудрено, что Серова окружающие любили. Среднерусская природа с рощами, полянами, оврагами, перелесками, с околицами русских деревень полюбилась художнику с детских лет, а дом Мамонтова, где над эскизами декораций трудились Коровин и Врубель, где была мастерская майолики, где с успехом шла частная опера, вдохновил художника на счастливые творческие успехи.
И дома у нас висят такие копии. Как-то, собравшись, художники болтали о своих амурных похождениях.
Опустился на колени и любимый друг Серова, знаменитый Федор Шаляпин. 1889 год— 29 января в церкви Семёновского полка в Санкт-Петербурге состоялось венчание Валентина Серова с Ольгой Трубниковой (шафером Серов попросил быть Сергея Мамонтова, свидетелем был приглашён И. Е. Репин). Заказывают у него портреты и другие известные личности: князья Юсуповы (1893), мультимиллионер Морозов (1902), банкир Гиршман (1911). Они предназначались для дальнейшего написания семейного портрета императора. В 1910 году увидели свет лучшие полотна в данном жанре, вышедшие из под пера мастера, а именно: «Одиссей и Навзикая» и «Похищение Европы». Мамонтов, по уверению современников, был жестоким и недалеким человеком.
Красивый изысканный колорит (золотисто-красноватые тона столика, серебристый блеск стекла, черная бархатная кофточка, белое полотенце, перекинутое через плечо), артистический рисунок фигуры, красивой головы в сложнейшем повороте и тонкой, как бы точеной руки – все способствует тому, что образ Гиршман в какой-то мере читается тоже как некая принадлежность туалетного набора изящных безделушек (это впечатление усиливается и контрастом хмурого, сосредоточенного лица самого художника, отраженного, как бы мимоходом. за этюд с натуры». Вскоре уже по всей Москве было известно о новом молодом творце имя которого – Валентин Серов. Портреты Серова начала 1890-х годов неизменно встречали одобрение публики.
урожденная Новикова» 4. Считаю, что напился этого достаточно. - В 90-х годах Серова как портретиста рвали на части. Летом жил с семьёй в Крыму, где написал массу этюдов и портрет хозяйки дачи, где они жили, Розалии Соломоновны Львовой (её сын, врач Соломон Кеселевич Львов, женился на Марии Симонович, двоюродной сестре Серова, которую он изобразил на картине «Девушка, освещённая солнцем»).
Она была по-прежнему миловидна, но все же главным в ней был взгляд — глубокий и чистый. Летом Серовым была выполнена одна из лучших его работ, картина «Дети», на которой изображены сыновья художника, Саша (справа) и Юра, стоящие на балконе дачи Василия Матэ в Териоках. В детстве я был под влиянием религии, даже окончил учебное заведение Ecoles de Freres. Но в этом жанре – пленэрном – Серов уже всё показал, что хотел.
Во Франции – парк в Нице (1984) последние работы – морская вилла и шале в долине, вписана в пейзаж. Детство Серова прошло в артистической среде. Серов говорил о том, что работая над данным полотном он поставил себе четкую цель изобразить Навзикаю совершенно не такой, какой ее обычно представляют, а настоящей и без малейшей фальши.
Лишь изредка он мог выкинуть пару едких замечаний. Серова). Кроме этого, в начале года был закончен портрет И. И. Левитана, который вместе с «портретом г-жи О. Ф. Т» представил на XXI выставке ТПХВ. Это одновременно и портрет и бытовая сценка, хотя и лишенная сюжетного действия. Одна из лучших композиций – темпера Петр 1 (1907, ГТГ).
С подачи Репина, Серов впервые участвовал в выставке ТПХВ (очередной, XVIII-й)— с портретом отца и получил лестный отзыв критика В. В. Стасова. Громадное влияние на Серова как на будущего художника оказывал Николай Николаевич Ге. В портретах мастера в эти годы всецело доминирует модерн с его культом сильной и гибкой линии, монументально-броского жеста и позы (М. Горький, 1904 Портрет актрисы М. Н. Ермоловой, 1905 Портрет артиста Ф. И.
Хорошо ли – и слушаются ли они тебя – а. Так, ну хорошо, коли слушаются» 28, – в полушутливом тоне этого письма Валентина Александровича к жене очень хорошо чувствуется, «кто в доме хозяин (вернее – хозяйка)» и какая на ней лежит ответственность за семейное благополучие. Виды на урожай 1906 года (1905, ГТГ). Одна из лучших композиций – темпера Петр I (1907, ГТГ). А уж время для его жизни выпало на события чрезвычайно богатое.
Плодом этой любви стали не только замечательные дети (их в семье художника было шестеро), но и 12 портретов самой Ольги. Портрет-картина Дети (1899, ГРМ), где изображены сыновья художника Юра и Саша, рисунок Портрет детей С. С. Кажется, что лучше всего ему удаются образы интимно-лирические, женские и детские, либо образы людей творчества (А. Мазини, 1890 К. А. Коровин, 1891 Ф. Таманьо, 1891 Н. А. Лесков, 1894), где красочная импрессия, свободный мазок отражают душевное состояние модели. Вернувшись в Москву, в 1886-м художник рисует этюд «Зима в Абрамцево», а также несколько портретов, включая и портрет Трубецкой. Он навещал ее в Одессе.
Воспитание главным образом ложилось на маму» 26. Но тогда, в Домотканово, Валентин Серов пишет без устали: пейзажи, друзей, домочадцев. Это было открытием, которое, конечно же, не все восприняли адекватно. Большое значение в формировании художественных взглядов имела жизнь Серова в Абрамцеве (имении Саввы Ивановича Мамонтова) и Домотканове (имении друга Серова Владимира Дервиза). В Абрамцеве он пишет знаменитый портрет двенадцатилетней Веры Мамонтовой Девочка с персиками (1887, ГТГ), в котором художнику, как он пишет, хотелось сохранить свежесть живописи при полной законченности, как у старых мастеров.
В этом году в связи со 150-летним юбилеем Серова будет много посвященных ему выставок, где, разумеется, акцент сделан на портреты. После банкротства С. И. Мамонтова журналу «Мир искусства» шесть месяцев оказывали помощь И. С. Остроухов и С. С. Боткин, а затем, ставшему «придворным портретистом», Серову удалось выхлопотать у императора субсидию на три года. Онговорил: «В нынешнем веке пишут все тяжелое, ничего отрадного.
В нынешнем веке пишут все тяжелое, ничего отрадного. А. П. Серов чутко усвоил и опыт современного ему зарубежного искусства и уроки мастеров Возрождения и барокко (в частности, Д. Веласкеса).
Постепенно Серов становился замкнутым и угрюмым – черты характера, сохранившиеся в нем на всю жизнь. На картине «Дети» (1889 г. ) изображены два его сына, которые охотно позировали отцу. А вот сам художник с этим не соглашался. Теперь об Антоне.
Это какой-то сифилис. » Сам же Серов считал: «Написал вот эту вещь, а потом всю жизнь, как ни пыжился, ничего уже не вышло. На собраниях Валентин Александрович часто отмалчивался и даже был нелюдим. Серьезно, эта мысль меня часто беспокоит» 9. упал и умер от приступа стенокардии. К тому же сам отец будущего художника был страстным любителем рисования. В знак протеста он вышел из состава действительных членов Академии художеств.
В Домотканове был создан портрет двоюродной сестры Девушка, освещенная солнцем (портрет Марии Яковлевны Симонович) (1888, ГТГ). - Я так и понял. Современники говорили, что Серова нередко боялись, боялись его прозорливости, неподкупных оценок, даже упрекали в том, что он шаржирует модель. Его прямо-таки преследовали смешливые племянницы хозяина, особенно Машенька Ярунчикова. Несмотря на свой авторитет и лучшие заказы, о которых другим известным художникам оставалось только мечтать, Александр Валентинович не хотел записывать себя в «придворные портретисты» и не льстил высокопоставленным чинам ради личной выгоды. Биография, личная жизнь могли бы сложиться радужно и блестяще. Виды на урожай 1906 года (1905, ГТГ).
Так. ". Солнечный свет, льющийся из окна, заливает комнату. Однако Валентине Семеновне не сиделось на одном месте и кочевая жизнь для Серова продолжалась. 1892 год— после крушения 17 октября 1888 года императорского поезда харьковское дворянство, чтобы увековечить чудесное спасение императорской семьи, решило построить на месте трагедии (станции Борки) церковь и объявило конкурс на создание картины Александра III с семьёй— Серов с Коровиным, выполнив эскиз будущего полотна, выиграли в начале года конкурс эскизные портреты для картины писать пришлось по фотографиям.
Боткина (1900, ГТГ), портрет Мики Морозова (1901, ГТГ) привлекают лиричностью и тонким постижением детского характера. Ученики-художники убедили солдат отдать им портрет и ученики принесли его художнику Нерадовскому, который его сохранил1213. Использовал он также карандаш, кисть и уголь, владел которыми он поистине великолепно.
Мать увезла шестилетнего сына в Париж, где в то время жил её хороший знакомый – Илья Ефимович Репин, уже прославившийся своими Бурлаками на Волге, отдала мальчика в обучение и занялась общественными делами. В знак протеста он вышел из состава действительных членов Академии художеств. Детство в столь творческом семейном окружении не могло отрицательно сказаться на Серове. Но как ему при всем этом удалось добиться такой реалистичности.
Баба с лошадью, 1898 Стригуны на водопое. Видимо, через Фанни Мироновну, сестру Я. М. Отец будущего художника часто приглашал в гости Тургенева, Антакольского (знаменитого скульптора), Николая Ге и прочих известных личностей. М. Я.
В середине 90-х годов Серова осаждают высокопоставленные заказчики. Детей В. А. Серов любил нежно и с удовольствием писал их. В феврале родилась дочь Ольга. Валентин Серов был членом Товарищества передвижных художественных выставок. Очень серьезный любитель.
Работая над портретами царской семьи в Историческом музее, Серов уговорил позировать его директора известного историка И. Е. Забелина, кроме того был написан заказной портрет О. Ф. Тамара (урождённой Якунчиковой), о котором позже И. Э. Грабарь выскажется, что более всего удалась на полотне такса. Он был очень одаренным человеком, которому было многое дано от природы. Так как она стеснялась много говорить при мне, то мне не удалось выяснить ее духовную физиономию но, по-видимому, она еще далеко не определилась, еще очень молода, несильна и потому влияния на мужа быть не может» 20. После финала оперы и овации хор спел гимн и стал на колени.
Очень достоверно передана обстановка комнаты. Серов же стал поистине популярен и среди простых людей. Одно окно меня приводит всегда в восторг, оно все почти сплошь заполнено готической киркой очень милой архитектуры, стрельчатые окна, контрфорсы, флораны, шпиль, одним словом, готика» в письме Е. Г. Мамонтовой Валентин Серов признавался, что рисунки с натурщиков доставляют ему большое удовольствие: «хотя я уже их третью зиму рисую, но все же с удовольствием именно теперь». Вот таким был Валентин Серов. Выставленный на конкурс МОЛХ «Портрет В. М» («Девочка с персиками») в декабре был удостоен единственной премии в номинации портрет в сумме 200 рублей, а «Заросший пруд», выставленный на том же конкурсе под названием «Сумерки», хотя и не смог конкурировать с пейзажами Левитана (2-ю премию получил левитановский пейзаж «Вечереет»), однако был приобретён с выставки В. В. и М. Ф. Якунчиковыми. Осенью, передав мастерскую в МУЖВЗ Ап.
«Ольга Ф была и по наружности и по внутреннему содержанию именно такая, какая нужна была Серову, сразу она не производила впечатления своею наружностью и, только всмотревшись в нее, всякому было ясно, что это очень хорошенькая женщина, – писала о ней в своих воспоминаниях лучшая подруга ее молодости Мария Яковлевна Львова (Симонович)2. По словам самого Серова, он писал картину с особенным упоением и работал над ней всего месяц. Само его преданное отношение к Ольге заменяло сотни патетических слов. В 1863 они вступили в брак, в 1865 родился их сын Валентин. В жилах Александра Серова присутствовала еврейская кровь: его прадед естествоиспытатель К. Габлиц, живший во времена Потёмкина, был евреем. Итак, в первых рядах оказался художник Валентин Серов.
Фотографии – вот основной источник, с которым должен был иметь дело Серов. Она обожала музыку и училась в консерватории Санкт-Петербурга. Постепенно он становится авторитетным портретистом, получавшим все больше заказов. Репин вспоминал: «Первую свою картину он начал в Москве, живя у меня в 1878—1879 году. - Я человек верующий, но не практикующий, если можно так выразиться. – На выставке, где в числе прочих демонстрировалась и одна из лучших картин Серова «Девушка, освещенная солнцем», член-учредитель «Товарищества передвижников» Илларион Прянишников громогласно заявил: «Это не живопись.
Вместе с Репиным юный «Тоша» (сокращенное от «Валентоша» впрочем, домашние и друзья иногда звали Валентина Серова и вовсе «Антоша» или даже Антоном) ездил на этюды в Запорожье, вместе со своим наставником делал эскизы для знаменитой картины «Запорожцы пишут письмо турецкому султану». И. Е. Николаю II пришлось извиниться перед Александром Валентиновичем и инцидент был исчерпан. Грабарю, автору монографии о Серове, она пишет: «. БиографияРусский художник (художник и график), представитель русского импрессионизма и модерна.
Я привыкла к его частому отсутствию и мне все кажется вот, вот он сейчас придет – да, больше встречать его не придется. Небольшая, но в три окна, светлая, чистенькая. В 1875 году Серовы – мать и сын – вернулись в Россию. О ранних годах жизни и происхождении Ольги Федоровны известно мало. Руки оказались на уровне стола издали император был как живой. На мамонтовской усадьбе в возрасте 22 лет Серов написал одну из самых лучших своих картин «Девочка с персиками». Галерея «высочайших особ» пополнилась портретом великого князя Георгия Михайловича, однако в конце года, после вмешательства в работу Серова (когда он писал очередной портрет Николая II) императрицы Александры Фёдоровны, он прекратил работать для царского двора.
Ну, а рамы делаются. В 1874–1875 и 1878–1882 брал частные уроки у И. Е. Репина, оказавшего на него особое влияние посещал также занятия в петербургской Академии художеств (1880–1885). Ольга Федоровна после смерти мужа много болела. И удивляются, почему он не художник, а инженер. Для примера стоит взять всю ту же Девушку, освещенную солнцем. (1905, ГРМ), Баррикады, похороны Н. Э. Баумана (1905, Гос. Яхочу, хочу отрадного ибуду писать только отрадное».
Как пишет о ней дочь О. В. Картины «Девушка, освещенная солнцем» и «Девочка с персиками» принесли Валентину Серову заслуженную популярность, которая значительно выдвинула его вперед по сравнению с остальными молодыми живописцами того поколения. «. училищеще живописи, ваяния и зодчества. Я только высмотрел, подметил.
Что ж. Я буду очень довольна» 15. Именно в этот кружок, по настоянию Серова, были приглашены Коровин и Врубель. Царь позировал стоя, в стеклянном павильоне в саду Академии художеств. Например, переселиться в Одессу, где сложился «будто бы хороший кружок художников Кузнецов, Костанди11 и т. д. и т. д» 12 или.
На XXIII Передвижной выставке представил портреты Н. С. Лескова и 3. Но пусть это будет его самостоятельный выбор. Именно эти две картины принесли художнику успех и славу.
Девочка изображена сидящей за столом в столовой дома Мамонтовых. Биография Крамского окончилась – умер великий портретист, символ на знамени реализма передвижников, – и тут же написана картина Девочка с персиками (1887), словно наследство от автора Неизвестной получено. Ольга была из рода, чьи корни восходили к смоленским воеводам.
Всё это время он пишет картины – особенно удачно у него получаются портреты. Петр на журавлиных ногах, грозный и стремительный, движется навстречу сильному ветру. В стремительном шаге Петра навстречу новой стройке, в бурлящей воде, в тоненьких мачтах кораблей, в несущихся облаках – во всем ощущение динамики преобразований, которые стали возможными благодаря напору воли, энергии, вихревому натиску мужественных людей. В это же время Серов организовал «подписной лист» с ходатайством о назначении И. С. Остроухова попечителем Третьяковской галереи18.
Портрет художника Левитана, например, написан в строгой классической манере. Я таким всегда дураком стою в церкви (в русской в особенности, не переношу дьячков ит. д. ), совестно становится. «Я расписался», — когда-то давно писал А. С. Пушкин своей супруге в Санкт-Петербург из далёкого Болдино. Увезла ее сама модель, которая вышла замуж во Франции. После написания портрета Марии Федоровны Морозовой (1897, ГРМ), матери архимиллионеров Морозовых и картины-портрета С. М. Боткиной (1899, ГРМ), показанного на Всемирной парижской выставке, началась новая линия в творчестве художника.
Предлагали мне поступить сюда (в Москве) в школу живописи преподавателем— я отказался». Просто так. Вподарок жене царя Александре Федоровне Серов написал «домашний» портрет Николая IIв тужурке.
Начинают волноваться – где же жених. «Портрет Портретыч», как ласково называл свои работы автор, не только талантливо воссоздает внешний облик, но и передает внутренний мир изображаемой личности, чем привлекает ценителей настоящего искусства. Очень миленькая, маленькая блондинка с красивыми глазами, простая, очень скромная. В 1889 году художник написал портрет, на котором изображена Прасковья Мамонтова, двоюродная сестра знаменитой «Девочки с персиками». А в 1887 году в Абрамцево появляется полотно «Девочка с персиками», на котором изображена 12-ти летняя дочка Мамонтовых Вера.
Я хочу, хочу отрадного. Мать будущего художника также была известной личностью. в Киев, где А. В. Я просто художник».
Валентин Серов – прославленный русский портретист и один из крупнейших мастеров европейской живописи 19 века. И в доме было очень много книг, посвященных творчеству Серова. – Родители рассказывали вам о России, о дедушке.
В другой раз юный Серов был отправлен на реку. От него ждали аналогичного началу и продолжения: столько же солнца. Серов жил у Репина почти на правах члена семьи, сопровождая его во всевозможных поездках на этюды, а в остальное время, рисуя с гипсов, с натуры и копируя репинские холсты. «Девочка сперсиками», полотна счленами императорской семьи, афиша сАнной Павловой ипортрет обнаженной Иды Рубинштейн— вспоминаем творчество известного русского художника. Валентин уважал ее решение, но последовать за ней не мог — учился в Академии художеств.
Серов казался между ними просто любимцем богов. Семья была большой и дружной. Сейчас мне их жаль, но они не радуют меня. Отец еще в России женился на маме, Елизавете Федоровне. В конце лета принял предложение руководить натурной мастерской в МУЖВЗ, хотя ещё в 1894 году признавался в письме П. П. Чистякову: «преподавание вообще я не люблю— учеников и бездарных и талантливых всех не люблю— серьезно.
Повзрослев, он переехал жить в Москву. Особенно радовался Серов, когда ему удалась улыбка моей матери, которую он очень любил. В Абрамцеве он пишет знаменитый портрет двенадцатилетней Веры Мамонтовой Девочка с персиками (1887, ГТГ), в котором художнику, как он пишет, хотелось сохранить свежесть живописи при полной законченности, как у старых мастеров. Совсем портретчиком становлюсь.
Если про «Девочку с персиками» можно однозначно сказать, что эта картина является совершенным образцом живописи в стиле импрессионизма, то в «Девушке, освещенной солнцем», прослеживаются стилистические особенности, позволяющие отнести картину к жанру постимпрессионизма. Все лучшие его работы хранятся в русских музеях. Ну, а Петр работает. Одна из сложнейших техник Валентина Александровича – игра со светом. «Девочка с персиками» сделала его известным, поставила в один ряд с крупнейшими русскими живописцами и стала самой знаменитой картиной Серова. "» 32 А дочь вспоминала: «Через несколько месяцев после папиной смерти мама заболела тяжелой формой базедовой болезни, которая чуть не унесла ее в могилу» 33. " – спрашиваю.
Особенно известен портрет банкира В. О. Гиршмана (1911, ГТГ), который, по свидетельству дочери Серова, все умолял убрать руку, которой он как бы доставал золотые из кармана. Над образом Александра III Серов работал пофотографии. в зеркале у края холста). Утренняя девочка и девушка в полдень. В мае вместе с матерью уехал за границу, где встретился со своим первым учителем рисования Кёппингом в Мюнхене, в Пинакотеке Серов скопировал «Портрет молодого испанца» Веласкеса (эта копия находится в ГТГ) посетил Всемирную выставку в Антверпене6.
Летом 1888 года Серов тоже «расписался» не на шутку. Поезжайте-ка Вы в Академию». В 90х годах 19 века среди моделей, которые позировали Валентину Серову, насчитывается немалое количество знаменитых художников, писателей и актеров. В России Валентина Серова была первая профессиональная женщина-композитор.
Много путешествовал по России и Западной Европе, в 1907 посетил Грецию. Эта картина пришлась по сердцу многим критикам. Он нисколько не изменился после женитьбы – такой же, как и был, – вторит ему вослед в письме к Елизавете Григорьевне (Мамонтовой) Илья Семенович, – его жена мне понравилась.
Так что Серов – как раз тот случай, когда он пророк в своем Отечестве. Лишь через три года занятия с Репиным продолжились. Главное, не волнуйся – приедем, увидим» 30. Несмотря на добрый климат у Симоновичей, Ольга тяготилась зависимостью и при первой возможности начать самостоятельную жизнь переехала на Украину, где получила должность в музыкальном училище.
Летом вместе с матерью посетил Вагнеровский фестиваль в Байрейте. Для него отрадным было то, что доставляло ему искреннюю радость.
На ней изображены Саша, мой будущий отец и его брат Юра. Умер в самом расцвете творчества, в возрасте сорока шести лет. Присущий манере мастера изысканный колоризм получил развитие у «деревенского» Серова, в его сельских пейзажах и жанрах (Заросший пруд.
Жену оставил в России она была сестрой милосердия. С 1884 года на протяжении пяти лет из столицы в Одессу летели трогательные письма. 1905 год— В связи с ролью великого князя Владимира Александровича в событиях «Кровавого воскресенья» в январе 1905г. Она совсем не помнила рано умершего отца, небогатого помещика. Краткая биография того периода может быть выражена двумя словами – жизнь кочевая. Сначала Серов жил в коммуне, где впервые начал рисовать, позже, его мать, заметив тягу ребенка к рисованию, познакомила его с Репиным.
Шаляпина, уголь, мел, 1905 Портрет Иды Рубинштейн, темпера, уголь, 1910). Года два-три он был простым рабочим. Писал я и копию «Девочки с персиками». Этими чертами отличаются портреты князей Юсуповых (1901-1903, ГРМ), которых Серов начинал писать в Петербурге в 1901 году и продолжил в их родовом имении Архангельском под Москвой, портрет приват-доцента Московского университета, миллионера М. А. Морозова (1902, ГТГ).
Мама художника, Валентина Семёновна Серова, тоже музыкальный критик и композитор, родом была из еврейской семьи. В октябре 1889 года Серов одновременно с Репиным, в его мастерской, писал портрет восемнадцатилетней Софьи Михайловны Драгомировой, дочери генерала М. И. Драгомирова немного не закончив портрет, Серов уехал в Москву и Репин, передавая его работу Драгомировой8, «сделал несколько мазков на костюме и аксессуарах, не трогая лица»— это вмешательство так возмутило Серова, что он направил своему бывшему учителю резкое письмо, на некоторое время омрачившее их отношения9. Его работы узнавались, а непередаваемый стиль ценился. Ольга одна вернулась в Москву, где ожидали заботы и долги, но она никогда не отчаивалась.
Его нелепая карнавальная свита (столь необычные формы принимают их развевающиеся на ветру одежды) с трудом продвигается за ним. В Домотканове был создан портрет двоюродной сестры Девушка, освещенная солнцем (1888, ГТГ). 1903 год— 15 февраля Серов присутствовал на собрании участников выставок «Мира искусства», на котором было решено прекратить деятельность этого художественного объединения 21 апреля был избран «профессором-руководителем» мастерской Высшего художественного училища при Петербургской Академии художеств, но отказался от должности 30 октября был избран в число действительных членов Академии художеств. Единственным развлечением будущего мастера были только занятия – самостоятельные и с учителем. Общаться с советскими гражданами было опасно, а кто на это осмеливался, попадал в «черный список». Родился в Петербурге 7 (19) января 1865 в семье композитора А. Н. Серова и пианистки В. С. Серовой (урожденной Бергман).
Литургию очень люблю. На слайдах – дома по моим проектам. Я люблю делать рисунки на эскизах. Жил в Петербурге и Москве.
Почти ничего. Друзей Валентин обрел не только в стенах Академии, но и за ее пределами. Очень красивые ливанские дома с тремя арками. Юрий стал киноактером, он снимался в главных ролях во французских художественных фильмах и умер в Париже.
Мир искусства считался действительно знаменитой организацией. В Домотканове был создан портрет двоюродной сестры Девушка, освещенная солнцем (1888, ГТГ). Художник давно мечтал написать портрет всаду, где играют солнце итень листвы.
Так, так. Начав свой творческий путь как передвижник, Серов шел от натурализма к условности художественного языка, отдав дань импрессионизму, Миру искусства, стилю «Модерн» и во многом определил художественный облик своего времени. В шесть лет его постигла первая утрата – умер горячо любимый отец. Работа определенно ладилась. Царю портрет понравился и он заказал неофициальный портрет для подарка императрице. Позднее Серов писал, что «в Академии ценил лишь мнение одного П. П. Чистякова». Серова решено было отдать в обучение к Репину.
К 35-летию артистической деятельности М. Н. Ермоловой по заказу Литературно-художественного кружка выполнил её ростовой портрет, который был представлен на устроенной Дягилевым в Таврическом дворце в Петербурге Историко-художественной выставке русских портретов (в основном— русское портретное искусство XVIIIв. ). Помню, стою на паперти, смотрю: нет, нет Серова. И так уж случилось, что одну из самых значительных своих картин — знаменитую «Девушку, освещённую солнцем», он напишет не с возлюбленной, а со своей двоюродной сестрыМаши Симонович.
Но Валентин напускал на себя шутливую суровость и остался непреклонен. В1898 году появилось новое объединение художников— «Мир искусства», вэту группу вошел иСеров. Все были заняты, учились, Мама была жизнерадостной и оптимистичной по природе.
Не атеист, но разделяю принцип Вольтера, который на вопрос: «Какие у вас отношения с Богом. » – ответил: «Мы здороваемся, но не разговариваем». Остроухову19. Там ему поручили воспитывать крестьянскую девочку.
Серов стал широко известен как художник, рисовальщик иллюстратор, театральный художник. Занятия с Репиным и самостоятельное рисование были единственным его развлечением. В самом конце года в Санкт-Петербург приехала невеста Серова, Ольга Фёдоровна Трубникова. Валентин был потрясен, собрал все соответствующие вырезки из газет и послал их Шаляпину с запиской: «Что это за горе, что даже и ты кончаешь служением на карачках».
Тем не менее повторить успех своих самых популярных творений с изображенными на них девушками, залитыми лучами солнечного света, у них так и не вышло. Писать маслом – больше времени отнимает. Она была жизнерадостна и оптимистична по природе, всегда надеялась на лучшее». У генерала (отца модели) в доме висело два портрета дочери, писанных одновременно – Репина и Серова.
Своей декоративной экспрессией выделяются и театральные работы художника – оформление оперы Юдифь А. Н. Серова в Мариинском театре, Петербург, 1907 эскизы занавеса к балету Шехеразада на музыку Н. А. Римского-Корсакова – для «Русских сезонов» С. П. Дягилева, 1910–1911 (Всадники). Мама тоже древней очень фамилии, аристократической, . Однако о дедушке в семье говорили много.
В портретах Серова – его современники, разные по характеру, внутреннему миру: темпераментный певец Ф. Таманьо (1891, ГТГ), обладающий, по образному выражению художника, золотой глоткой, жизнерадостный друг художника пейзажист К. А. Коровин (1893, ГТГ), одухотворенныйЛевитан (1893, ГТГ), подчеркнуто-нервныйЛесков (1894, ГТГ). Ульянов, ученик В. А. Совмещение карьеры и семьи проходило не так успешно.
Биография художника содержит и еще один весьма интересный промежуток времени. "Ну, что же, давайте венчаться. В 1903 был избран действительным членом Академии художеств. В эти несчастные пропуски он писал пруд (Заросший пруд. И этой радостью проникнута «Девушка, освещенная солнцем» — один из лучших портретов в истории мировой живописи.
Весной были написаны также портреты М. А. Морозова, А. П. Лангового и И. С. Остроухова. К тому времени пьеса Серова-старшего «Вражья сила» была одной из самых популярных на московской сцене.
Думаю, что мой характер схож с дедовским, мне близка и понятна манера его письма. Под впечатлением этих событий Серов написал картины «Солдатушки, бравы ребятушки» и «Разгон демонстрации казаками в 1905 году»13. Был написан портрет императора Николая II. В1892 году харьковское дворянство заказало художнику картину «Император Александр IIIс семьей»— вчесть спасения царской семьи при крушении поезда настанции Борки. - Акварель быстро делается.
Среди шедевров «светского» Серова – Портрет графа Ф. Ф. Сумарокова-Эльстон, впоследствии князя Юсупова, с собакой, 1903 Г. Л. Гиршман, 1907 В. О. Гиршман, 1911 И. А. Морозов, 1910 Княгиня О. К. Орлова, 1911). В январе 1886 года ее трижды поставил Большой театр, а друг семьи Серовых и владелец первого частного театра Савва ИвановичМамонтов (именно его дочь Вера и есть та самая девочка с персиками со знаменитой картины Серова) обещал поставить эту пьесу. Своему другу А. С. Мамонтову Серов сообщает в 1890 году: Написал я в Костроме два портрета. В ее же очерке «Доктор Яков Миронович Симонович» содержится еще несколько замечаний о семье Трубниковых – об отце, прокутившем свое состояние, о брате, уже помещенном в сиротский приют для мальчиков, о сестре, бывшей замужем в какой-то отдаленной губернии, «кажется» Уфимской6. Природа в этюдах Валентина Александровича противопоставляется человеку и предстает в «неласковом» и суровом виде. В сентябре супруги Серовы отправились в Париж, на Всемирную выставку.
Его натурщицей стала двоюродная сестра художника Мария Симонович. Творчеством художников интересовалась практически вся интеллигенция. Серовой», созданный в счастливую пору, наряду с «Девушкой, освещенной солнцем», «Заросшим прудом», хранится в Третьяковской галерее. В сентябре вместо занятий в Академии уехал в Одессу, чтобы встретиться с невестой и в имении Н. Д. Кузнецова весь октябрь писал этюд «Волы» и к концу года вернулся в Москву. Портрет, написанный позднее, на котором запечатлена Мария Яковлевна Симонович, созданный в Домотканове (это имение, принадлежавшее другу Серова Владимиру Дервизу). Серова: «В маме до самой старости сохранилось что-то девичье, юное. За исключением авангарда XX века.
Серов с женой уехал заграницу, оставив на хозяйстве старшую дочь Ольгу. 1897 год— в 1-й половине года были написаны портреты великого князя Павла Александровича и великой княжны Марии Павловны («Портрет девочки с собакой»), а также М. Ф. Морозовой— матери С. Т. Морозова. Я слышал, что эти суда все еще на ходу, продолжают таможенную службу. Кроме музыкантов в их доме бывалиАнтокольский, Репин. Остроумова-Лебедева вспоминала: «. Тщетно друзья пытались помирить: Серов говорил, что он никогда не встал бы ни перед кем на колени и другим быть не умеет. Педагог это был чрезвычайно строгий.
А где можно было брать основной материал. Коллеги-передвижники были не столько возмущены, сколько обескуражены. Осенние и зимние тропинки и дороги изображенные на них, выглядят унылыми и необитаемыми.
Нам не хотелось повторяться. Не умею молиться, да и невозможно, когда о боге нет совершенно никакого представления». 1899 год— в начале года работы Серова, два портрета и несколько пейзажей, показывались на первой выставке объединения «Мир искусства». В Москве В. А. Серов устраивается работать в художественное училище преподавателем. Впрочем, Чистякову именно это качество ученика и нравилось более всего. Здесь они спокойно созерцают что-то в мире своих безмятежных детских фантазий.
Наши дети крещены в православной вере. «Когда увижу тебя, то встану на колени, — писал Валентин, — а на словах скажу, что крепко люблю тебя, что ты для меня всех дороже» Серов не выносил слова «невеста» и всячески его избегал. После смерти отца (Валентину тогда было шесть лет) для Серова началась жизнь скитальца. Художник, по рассказам дочери, работал над портретами с творческим горением.
В портретах Серова – не разбор отрицательных или положительных свойств человека, а едкая ирония или остроумие, выраженное в блистательной эстетической форме. – Знаете, мои родители не очень много говорили о России. Так началась целая серия портретов императорской семьи. Сказочный народ, обитающий на нем, постоянно пребывает в полусонно-блаженном бытии. Ни у одного другого творца не получалось столь мощно и ярко передать игру света и теней.
Последний год Серова начался весьма скверно. Тут весь выдохся». Сергей Саввич Мамонтов17, которого Серов попросил быть шафером, вспоминал: «Приезжаю. Весна и лето.
Серов считал его мнение даже авторитетнее мнения Репина. Своему другуМамонтовуСеров сообщает в 1890 году: Написал я в Костроме два портрета. Во Флоренции Серова ждал заказ на «Автопортрет» для Галереи Уфицци, к несчастью, оставшийся неосуществленным.
В этом году появился целый ряд портретов деятелей искусства. Я только высмотрел, подметил. Краткая биография и та обычно отмечает, что именно отсюда, от одиночества и произошли не только замкнутость и угрюмость, которые были характерны для художника всю его жизнь, но и неистребимое стремление к свету, общению, красоте и радости. «Так сказать, образ жизни моей с женитьбой мало изменился.
В качестве фона был выбран главный харьковский зал собрания. Ну, а лес возят. В то время Александр учился в политехническом институте им. Начал выполнять гуашью композицию «Набор» («Новобранец»), которая позже была воспроизведена в красках на почтовых открытках.
Свидетелем был сам Репин. Что у Серова получалось такого, что никак не могло получиться у других. Вопрос нерешаемый. Серова, писал: «Среди гостей там и здесь мелькает хрупкая, светящаяся какою-то внутренней нежностью, всегда озабоченная жена Серова, Ольга Федоровна. » 22. Форму лейб-гвардии Преображенского полка Николай носил вбудни.
Фигура кажется громадной, образ приобретает черты величественности. Репину тогда было всего 30 лет, однако он уже был признанным художником. На выставке было представлено более 2000 портретов от разных художников. – "Да, здесь заказана свадьба".
В конце года последовали заказы портретов от царствующей династии Романовых. Здесь описано более длительное состояние природы и человека – явный постимпрессионизм. Хотя и кроме портрета, ему, казалось, было подвластно все. Ольга Федоровна сияла своими большими голубыми глазами. Петр на журавлиных ногах, грозный и стремительный, движется навстречу сильному ветру. В 1887 году Серов женился на Ольге Федоровне Трубниковой.
В одном из писем к И. Э. Домотканово, 1888, ГТГ).
Осенью Серов выслал А. В. Прахову эскиз росписи «Рождества Христова» для Владимирского собора в Киеве, однако срок предоставления работы уже истёк и контракт был подписан с М. В. Нестеровым. И рабочих прислал. Далее, он практически стал членом семьи Репиных. Чему так завидовали многие художники конца 19 века. Я хочу, хочу отрадного и буду писать только отрадное, — написал он одному из друзей. 1900 год— в январе—марте работал над заказными портретами царской семьи.
Родился сын Георгий. Павел Петрович Чистяков24, с которым художник познакомил свою молодую супругу, сказал: «Ну, с такого лица только ангелов писать» 25. Творили Репин, Суриков, Поленов, Левитан.
Более того, стиль Ге можно проследить, взглянув на лучшие картины Валентина Серова. И в целом жизнь в стране была нормальная. Летом он два месяца гостил в имении Трояновского Бугры и посещал соседние имения Обнинских Белкино и Турлики, где им был создан пастельный портрет Клеопатры Обнинской с зайчиком этот рисунок считается одним из лучших лирических портретов в графике художника.
Из этого товарищества Серов вышел в 1900 году, вступив в объединение под названием «Мир искусства». В конце года на конкурсе МОЛХ представил портрет А. Мазини, который получил первую премию. Серов хотел вот такой беззаботности, лёгкости. (1905, ГРМ), Баррикады, похороны Н. Э. Баумана (1905, Гос.
А в 1900-м он рисует портрет Николая II. С детских лет будущего художника окружала атмосфера искусства. На портрете он предстает в артистическом амплуа с головой, гордо поднятой вверх, одетой в берет. Смотри веселее и не думай бросать меня – слышишь. Наш старший сын Сергей – архитектор. Но у самой Валентины Семёновны к торговым делам не было никакого влечения.
– Мало. Но мой отец так и осел в Ливане. 1887 год— в феврале серьёзно заболел: у Серова было воспаление предстательной железы. В эти несчастные пропуски он писал пруд (Заросший пруд.
Папа отпускал нас и мы бежали опрометью к оставленным нами занятиям: к ловле головастиков, выискиванию по берегам прудов «чертовых пальцев», к укачиванию щенят, с которыми мы играли, как с куклами» (О. В. После того, как Репин увидел нарисованную Серовым фигуру горбуна (впоследствии Репин использовал его в картине «Крестный ход в Курской губернии»), он сказал ученику — «Антоша, вам пора учиться. Вот и остался почти в одиночестве Серов Валентин Александрович. В Абрамцеве он пишет знаменитый портрет двенадцатилетней Веры Мамонтовой Девочка с персиками (1887, ГТГ), в котором художнику, как он пишет, хотелось сохранить свежесть живописи при полной законченности, как у старых мастеров.
Н. П. Они с женой пошли в оперу на «Бориса Годунова», театр был полон, в ложе сидел царь. Александр Николаевич Серов ушел из жизни, когда Валентину было всего 6 лет. Летом родился старший сын О. Ф. и В. А. Серовых— Александр.
Портрет жены его Ольги Фёдоровны, например. Получил в Академии «серебряную второго достоинства медаль от 27 апреля 1885г.
Он слышал выстрелы, видел убитых. Сам Валентин Александрович радостно сообщил жене: «. Видел вчера Ратьковых, они оба, он и она, сказали мне, что у меня очаровательная жена и что они в восторге от тебя и что я никуда не гожусь как портретист – им нравился твой портрет у Третьякова, но теперь нет» 23. Симоновичи взяли Ольгу в семью и воспитали ее как родную дочь. Вот проект церкви и входа на русское кладбище на плоскогорье Хамат. "Здесь будут венчаться. 1896 год— В начале года был получен выгодный заказ на выполнение акварели «Миропомазание Государя Императора» для художественного альбома коронования Николая II в связи с этим он получил право присутствовать на коронации 26 мая, «на правом клиросе или же в самом алтаре» Успенского собора, а завершить работу он должен был до 1 мая 1897 года.
Валентин Александрович Серовродился в Петербурге 7 января 1865 года (старый стиль) в семье известного композитораАлександра Николаевича Серова. Наезжал в Абрамцево.
Возраст модели другой, мироощущение – соответственно. Чистяков был невероятно жестоким и даже злобным человеком. Может быть им тяжело было говорить об этом, они жалели, что покинули свою страну. такую же безмятежность.
Это наполняет картину теплом домашнего уюта. Константин Коровин позднее написал про этот портрет: «Серов первым из художников уловил и запечатлел на полотне мягкость интеллигентность и вместе с тем слабость императора» В октябре 1917 года после штурма Зимнего дворца ученики-художники увидели, как из дворца выходят солдаты, волоча этот взятый в спальне императрицы портрет. Помните картину «Дети». У него и правда всё шло хорошо – даже в личной жизни, что редкость.
Вряд ли император согласился бы позировать в течение нескольких недель. Даже самые суровые критики отмечали невероятную реалистичность полотна. Серов и вправду многое перенял у своего наставника.
Богатые ливанцы, которым знакомо имя Валентина Серова, заказывают мне акварельные копии его работ. Революция 1905 года оставила заметный след в творческом наследии и жизни художника. Его дружескому суду мыверили иссорившиеся протягивали друг другу руки». Тем страшнее оказалась для Ольги Федоровны такая внезапная смерть любимого человека. «Позировали мы», выражаясь высоким слогом, недолго. – Больше всего соблазнов окружало молодого Серова в усадьбе Мамонтовых «Абрамцево». Онзанимался организацией выставок искал деньги наиздание журнала «Мир искусства».
В 15 лет он стал одним из самых молодых слушателей Академии художеств. ВойтиПосетитьЧитатьСмотретьАфишаАтласСпецпроектыКиноМузеиМузыкаТеатрыАрхитектураЛитератураТрадицииЛекцииОбразы РоссииВойтиМузеиПерсоныХудожникПерсонаВалентин СеровГоды жизни: 19 января 1865 — 05 декабря 1911Страна рождения: РоссияСфера деятельности: ХудожникВалентин Серов писал портреты ипейзажи, рисовал иллюстрации ивыпускал журнал «Мир искусства», преподавал живопись исостоял всовете Третьяковской галереи. О жене художника сложилось благоприятное впечатление не только у придирчивого «эстета» Остроухова, но и у других их современников. В. Якунчиковой (Мориц), а также пейзаж «Татарская деревня», который был сразу приобретён П. М. Третьяковым за 300 рублей. Его нелепая карнавальная свита (столь необычные формы принимают их развевающиеся на ветру одежды) с трудом продвигается за ним.
И ещё множество таких же примет, дат и переброшенных мостиков от одного события к другому. С начала года по заказу С. И. Мамонтова писал портрет А. Мазини и вместе с К. Коровиным работал в московской мастерской на Долгоруковской улице— они получили заказ: написать для церкви Космы и Дамиана в Костроме, в приходе фабрики П. М. Третьякова и В. Д. Коншина, картину «Христос на Гефсиманском озере (Хождение по водам)» к ним присоединился и М. Врубель всю весну работал в Костроме (на картине Серов писал только фигуры) и Ярославле летом жил с женой и дочерью в Домотканово, переехав осенью в Москву— в Малый Гнездниковский переулок (дом Крумбюгеля на углу со Шведским тупиком). Ведь вы его развращаете. » «Я неразвратим», — угрюмо и громко сказал Серов».
После написания портрета Марии Федоровны Морозовой (1897, ГРМ), матери архимиллионеров Морозовых и картины-портрета С. М. Боткиной (1899, ГРМ), показанного на Всемирной парижской выставке, началась новая линия в творчестве художника. Девочка на фоне персидского ковра написана за год до Девочки с персиками. «Ну что же, конопатчики уже постукивают. Родиной этой любви длиною в жизнь, а также главным источников вдохновения для Серова-художника стало село Едимоново.