Художник Делоне Робер считал, что цвет самоценен, поэтому с его помощью он заменил большинство элементов, таких как рисунок с перспективой и объем со светотенью. Робер Делоне (фр. Robert Delaunay 12 апреля 1885, Париж— 25 октября 1941, Монпелье)— французский художник, один из основоположников (вместе со своей женой— Соней Терк-Делоне) нового арт-стиля— «орфизма». Долгую жизнь в искусстве прожил самый известный представитель талантливой семьи крепостных художников, архитекторов, мастеров каменной резьбы Иван П. Робер Делоне (фр. Robert Delaunay, 12 апреля 1885, Париж— 25 октября 1941, Монпелье)— французский художник, один из основоположников (вместе со своей женой— Соней Терк-Делоне) нового арт-стиля— «орфизма».
Участие в мюнхенской выставке «Синего всадника» (1911) положило начало многолетним связям Делоне с немецкими художниками. Впрочем, вскоре Делоне пришел к убеждению, что линейный рисунок является наследием классической эстетики и любой возврат к линии, помимо воли художника, приводит к описательности — ошибке, которую он находил практически у всех современных ему кубистов. Абрамова Ж. Художник Соня Делоне // Русские евреи во Франции: Статьи, публикации, мемуары и эссе. Robert Delaunay 12 апреля 1885, Париж — 25 октября 1941, Монпелье) — французский художник, один из основоположников (вместе со своей женой — Соней Терк-Делоне) нового арт-стиля — «орфизма».
Делоне оказал огромное влияние прежде всего на творческую манеру художников-абстракционистов. Робер Делоне (французкий художник) создал полотна, которые хранятся по всему миру: в Великобритании, Японии, Австралии. Robert Delaunay 12 апреля 1885, Париж — 25 октября 1941, Монпелье) — французский художник, один из основоположников (вместе со своей женой — Соней Терк-Делоне) нового арт-стиля — «орфизма».
Остро чувствовал движение, ритм. Г. Аполлинер назвал направление, основанное Делоне, орфизмом. Велика заслуга Робера Делоне в открытии парижской публике «великого Таможенника» Анри Руссо. Картина Робера Делоне «Дань уважения Блерио».
Делоне являлся автором ряда программных и теоретических работ о живописи, одну из них «О свете» перевел на немецкий язык Пауль Клее, она была опубликована в журнале «Шторм» в 1913 году. Наиболее известные работы художника Делоне: «Эйфелева башня с деревьями» (1910), «Марсово поле: Красная башня» (1911—1923), «Одновременные окна» (1912), «Футбол» (1916), «Португалка» (1916), «Обнажённая с книгой» (ок. Не менее интересно наблюдать за «случайностями» в жизни Робера Делоне и его будущей жены. Выполнил (совместно с С. Делоне-Терк) ряд монументально-декоративных работ для Всемирной выставки в Париже (1937). Когда мальчику было пять лет, родители развелись и его воспитанием занимался дядя. Его картины часто принимали характер декоративных панно (Город Париж, 1910 – 1912, Национальный музей современного искусства, Париж).
Затем, на рубеже следующего десятилетия, вновь обратился к абстракции (цикл картин Бесконечные ритмы – с 1933 – горизонтально-удлиненных композиций, гораздо более сдержанных по цветовой гамме). Граненые поверхности и решетки, типичные для кубизма, здесь дополнены цветовым ритмом. Его картины часто принимали характер декоративных панно (Город Париж, 1910–1912, Национальный музей современного искусства, Париж). В те же годы Соня Делоне работала над пейзажами и натюрмортами. Жил преимущественно в Париже, а в Первую мировую войну и в послевоенные годы (до 1920) – в Испании и Португалии. Paris, 1913).
В том же году создал беспредметные живописные работы (Одновременно открытые окна, Галерея Тейт-Модерн, Лондон и др. ), в том числе т. н. Они были вместе до самой смерти Робера в 1941 году. Делоне известен своими работами также в области прикладного искусства. Это расчленение формы усиливается в нескольких вариантах картины «Эйфелева башня» (1909-1911, Нью-Йорк, музей Соломона Гуггенхейма Базель, Художественный музей). На первый взгляд «Окна» представляют собой хаотический набор цветовых пятен, но на самом деле художник писал картину с высоты Триумфальной арки, глядя в сторону Эйфелевой башни — можно без труда найти ее контуры, если знать, что она здесь присутствует. Знакомство с В. В. Кандинским, участие в мюнхенской выставке «Синий всадник» (1911) положили начало многолетним связям Делоне с немецкими художниками в 1912 он примкнул к кубистической группировке «Золотое сечение».
Он обнаружил, что. В 1950–1970-е ее персональные выставки прошли в Париже (Bing, 1953 ежегодно в 1958–1962 и др. ), в Лионе, Риме, Милане, Турине, Лондоне, Нью-Йорке, Цюрихе, Женеве, ряде городов Германии. По возвращении в Париж в 1945 участвовала в выставке абстракционистов «Art Concret» в галерее Drouin (1945) и способствовала возрождению салона «Новых реальностей» (1946). К 1909-1911 годам относятся серии горных пейзажей («Сен-Северен», «Города», «Эйфелева башня» огромное полотно «Город Париж», 1910-1912 годы, Национальный музей современного искусства), в которых кубистически расчленённые формы включаются в экспрессивные динамические композиции.
Он остро чувствовал движение, ритмику, динамичность изображаемых событий. Робер «увёл» жену у известного галериста Вильгельма Уде, что не помешало им сохранить на всю жизнь отличные отношения с Уде и многократно выставляться в его галерее. Первую мировую войну супруги Делоне провели частично в Испании, частично в Португалии. С 1890 года жила в Санкт-Петербурге, воспитывалась в семье дяди по материнской линии, процветающего адвоката Генриха Тимофеевича (Гениха Товиевича) Терка и его жены Анны Сергеевны (Израилевны) Зак (1856—1911), дочери философа и семитолога Израиля Исааковича Зака (1831—1904), племянницы крупного петербургского банкира и финансиста Абрама Исааковича Зака (1828—1893) и публициста-палестинофила Григория Яковлевича Сыркина (1838—1922).
В 1930 начался еще один важный период в творчестве Делоне. В 1911 году Делоне участвует в выставке группы «Синий всадник» в Мюнхене. В некоторых работах, посвященных авиации и спорту, отвлеченные формы сочетаются с фигуративными элементами («Команда из Кардиффа», 1913).
Кристалличность композиционных структур роднит эти полотна с кубизмом, а пространственная динамика – с футуризмом, однако дух чистой созерцательности, склонной к мажорно-музыкальным созвучиям цвета, придает произведениям Делоне абсолютно особый характер. Свое понимание декоративно-динамических возможностей колорита, систему его оптимальных контрастов художник изложил в эссе О цвете (1912), которое стало манифестом орфизма (своим же названием новое течение обязано Г. Аполлинеру). Выполнил (совместно с С. Делоне-Терк) ряд монументально-декоративных работ для Всемирной выставки в Париже (1937). В них абстрактные формы гармонируют с реальными деталями и предметами. Сын Робера Делоне и Сони Терк, Шарль Делоне (1911—1988) был пропагандистом и историком джаза. В 1911 году по приглашению Кандинского Робер Делоне вступил в объединение «Синий всадник» и принял участие в мюнхенской выставке, после чего официально объявил о разрыве с кубистами. Вернувшись в Париж в 1920, Делоне сблизился с дадаистами, оформил спектакль «Le Coeur gaz» Т. Тцара (1923). В своей книге «Живопись как чистая реальность» Делоне называл своим прямым предшественником Ж. Сёра, поскольку именно этот мастер сумел разложить картину на искрящуюся мозаику цветовых пятен.
Пит Мондриан Цветущая яблоня, 1912. 1909–1929» (Страсбург, 1969), «Русский авангард. Ок. Художник был очень популярен, участвовал во Всемирной выставке в Париже, был одним из создателей стиля «орфизм», занимался декоративно-прикладным искусством, рисовал плакаты и много печатался. Второе направление – лирическая абстракция.
Был близок к творческому объединению «Синий всадник», переписывался с Кандинским и Марке. В 1920-е годы Делоне вернулся к фигуративному искусству, продолжив, в частности, серию «эйфелевых башен» и написав немало выразительных портретов (Ф. Супо, 1922, Центр Ж. Помпиду, Париж). В начале Первой мировой войны супруги переехали сначала в Испанию, затем в Португалию и лишь через 7 лет (1921 г. ) вернулись в столицу Франции. Остро чувствовал движение, ритм.
Дом Делоне стал местом, где собирались поэты и художники. В 1920-е годы Делоне вернулся к фигуративному искусству, продолжив, в частности, серию «эйфелевых башен» и написав немало выразительных портретов (Ф. Супо, 1922, Центр Ж. Помпиду, Париж). В 1920-е годы Делоне вернулся к фигуративному искусству, продолжив, в частности, серию «эйфелевых башен» и написав немало выразительных портретов (Ф. Супо, 1922, Центр Ж. Помпиду, Париж). Маяковского, Л. Арагона, А. Бретона). Кроме того, художник углубил созданное им понятие «диссонанс» в живописи, что в его собственном понимании было отношением между цветом и быстрым вибрированием.
Он даже придумал ему особое название — «удар кулака». он писaл абстрактные композиции, продолжая разрабатывать те темы, котоpые свойственны его ранней живописи (спорт, Эйфелева башня). Терк.
В 1910 женился на художнице С. Терк (С. Делоне), которая стала его верной соратницей в искусстве. С началом Второй мировой войны переехал в Овернь. Делоне), которая стала его верной соратницей в искусстве. музей современного искусства, Центр Помпиду Монпелье, музей). В 1908 г. Делоне вошел в объединение кубистов «Золотое сечение».
Делоне писал серии композиций, на которых дозволено увидеть призматические фигуры, отражающие дальнии пpедметы («Окна», 1912), либо соединяются контрастные цветовые плоскости, создающие ощущение движения («Диски», 1912-1913). иллюзию движения. Его картины часто принимали характер декоративных панно (Город Париж, 1910-1912, Национальный музей современного искусства, Париж). Автор ряда программных и теоретических работ о живописи, одну из них («О свете», 1912) перевёл на немецкий язык Пауль Клее, она была опубликована в журнале «Sturm» (1913). жил и работал в Испании и Португалии.
Орфистские картины, построенные на сочетании ярких концентрических кругов, действительно «звучат», словно распространяясь во все стороны от источника – звука, цвета и света одновременно. Цвета. Робер Виктор Феликс Делоне родился в 1885 г. в Париже.
музей современного искусства, Центр Помпиду), «Команда Кардифа» (1922-1923) и серия «Скаковые лошади» (1924-1930). ДЕЛОНЕ, РОБЕР (Delaunay, Robert) (1885–1941), французский художник, создатель стиля «орфизм». Эйфелева башня – Парижский сувенир, как гласит надпись внизу, – превратилась в призрак, едва различимый в сетке квадратов из которых состоит композиция.
Фигуративные элементы и отвлеченные формы сочетаются также и в картине, посвященной спорту, — «Команда из Кардифа» (1912–1913, Городской музей Ван Аббе, Эйндховен). Но подлинное решение было найдено в картинах «Радость жизни» (1930-1931). примыкал к дадаистам и сюрреалистам. В 1941–1944, после смерти мужа, жила в Грассе.
Он создал новые работы на ту же тему (1930-1931, Нью-Йорк, музей Соломона Гуггенхейма Цюрих, Кунстхалле), но более динамичные и более совершенные с точки зрения техники. В его картинах, созданных в 1906, освещенные предметы окружены светящимся ореолом. Аренского, 1918 декорации Делоне, костюмы – С. Делоне-Терк). Симультанисты изображали концентрические цветовые круги, причем сочетания цветов (так называемые симультанные контрасты) создавали ощущение движения. В 1911 г. Делоне приехал в Мюнхен, где принял участие в экспозиции, организованной «Синим наездником». Делоне обнаружил в ней неисчерпаемые мотивы для исследования необыкновенной красоты цвета. Робер Делоне родился 12 апреля 1885 года в Париже.
Гаага (Нидерланды), Гемеентемузеум. Дочь фабричного управляющего Елия (Елиаса) Штерна и Ханы Штерн, урожд.
Знакомство с В. В. Находясь во время войны в Испании и Португалии, Делоне применил свою новую технику к изображению человеческого тела («Обнаженные женщины за чтением») и предметов («Португальский натюрморт», Балтимор, Музей искусства Париж, Нац. К 1909-11 относятся серии городских пейзажей («Сен-Северен», «Города», «Эйфелева башня» огромное полотно «Город Париж», 1910-12, Национальный музей современного искусства), в которых кубистически расчленённые формы включаются в экспрессивные динамические композиции. В 1912 г. случился его обрыв с кубистами. После нее, в 1908 году увлекся идеями кубистов.
В 1908 году Делоне становится членом группы «Золотое сечение». Обратился к живописи в 1904, под влиянием мастеров понт-авенской школы, неоимпрессионизма, а также П. Сезанна увлёкся эффектами «симультанного цветового контраста» («Натюрморт с вазой», 1907, Национальный музей современного искусства, Париж автопортреты). Холст, масло. В этот период были созданы замечательные произведения — «Загон для свиней» (1922, Париж, Нац. Связь Делоне с декоративным искусством особенно заметна, когда рядом с его творчеством рассматриваются произведения Сони Терк (Делоне), на которой он женился в 1910 году. Бланша.
Особую известность завоевала своими дизайнерскими работами (рисунки для тканей, сценография, монументально-оформительское искусство). Начальное образование получила в С. -Петербурге. Если присмотреться к сложному переплетению элементов картины, можно заметить очертания Эйфелевой башни и пропеллер аэроплана. Художники часто прибегали к бумаге, чтобы набросать свои идеи и разработать композицию. Тот же Аполлинер объявил, что Делоне единственный во французском искусстве сумел достичь внеобъективного творчества, которое подчиняется лишь внутреннему сюжету и нисколько — внешнему.
Делоне Соня (1885-1979), французская художница. Другие дяди— выпускник Медико-хирургической академии (1881) Яков Тевелевич (Тимофеевич) Терк (1850—. ), работал железнодорожным врачом в Либаве, а в 1920—1930-е годы— в Крыму Марк Тевелевич Терк, владелец конторы по продаже сельскохозяйственного оборудования в Одессе (ул. Абстрактные картины Делоне по замыслу художника являются «чисто пластическими конструкциями» исключающими какое-либо психологическое или метафизическое истолкование. В это же время он познакомился с одесской художницей Соней Терк. Художники часто прибегали к бумаге, чтобы набросать свои идеи и разработать композицию.
Абстракционизм стремится показать духовную реальность, которая лежит за пределами чувственного восприятия мира, это побуждает художника к напряженным философско-эстетическим поискам. В 1920-е года создавал также реалистич. С самого начала абстрактное искусство развивалось в двух направлениях. «Пока искусство не освободилось от предмета, — говорил Делоне, — оно осуждает себя на рабство.
Наиболее известные работы художника Делоне: «Эйфелева башня с деревьями» (1910), «Марсово поле: Красная башня» (1911—1923), «Одновременные окна» (1912), «Футбол» (1916), «Португалка» (1916), «Обнажённая с книгой» (ок. В 1930-е гг. Десант хрюшекв ПарижеДелоне Робер (Delaunay, Robert) (1885-1941), французский художник, создатель стиля орфизм. В 1920-е гг.
При более пристальном рассмотрении мы замечаем Эйфелеву башню справа, а также крылья и пропеллер аэроплана слева. Годы Первой мировой войны провели в Испании и Португалии, в 1921 году вернулись в Париж. Мондриан изучал теософию. В начале 1920-х исполняла эскизы тканей для лионских фабрикантов шелка. Делоне Робер (1885—1941)Французский художник, один из основоположников нового арт-стиля — «орфизма». Он и сам считал себя кубистом, хотя исповедовал несколько иные художественные принципы.
С 1914 по 1920 г. Делоне жил в Испании и Португалии. Его обогатили формальные находки Пикассо и Матисса. Кристалличность композиционных структур роднит эти полотна с кубизмом, а пространственная динамика – с футуризмом, однако дух чистой созерцательности, склонной к мажорно- «музыкальным» созвучиям цвета, придает произведениям Делоне абсолютно особый характер.
Абстракционисты также протестовали против того, чтобы Делоне был причислен к их группировке, поскольку художник, несмотря ни на какие декларации, не собирался абсолютно оставлять фигуративность. В Испании Робер Делоне написал декорации к балету Дягилева «Клеопатра», а его жена Соня Делоне – создала костюмы. С началом Второй мировой войны переехал в Овернь.
1920), «Круговые формы» (1930), «Ритмы: Радость жизни» (1930), «Бесконечный ритм» (1934) и другие картины. С началом Второй мировой войны Делоне укрылся в Оверни, но был уже тяжело болен и вскоре скончался от рака 25 октября 1941 в Монпелье. Делоне Соня (1885-1979), французская художница. В 1908 году художник вступил в объединение «Золотое сечение». Делоне Робер (Delaunay) (1885-1941), французский художник и график. Соня расширила цветовую палитру Робера, а он открыл для нее мир абстрактных форм.
Скончался Робер Делоне в 1941г. В 1963 подарила Национальному музею современного искусства в Париже (с 1977 – Центр Помпиду) 117 работ мужа и собственных работ. И уж точно он стал одним из первых абстракционистов, отошедших от предметных изображений. Совместно с женой создал ряд больших панно для железнодорожного и авиационного павильонов Всемирной выставки в Париже (1937). Например, композиция «Дань уважения Блерио» (1914), написанная в честь летчика Л. Блерио, сумевшего первым перелететь через пролив Ла-Манш, только на первый взгляд представляется абстрактной. В это же время Делоне много работал в области печатной графики, рисовал плакаты.
Его картины часто принимали характер декоративных панно (Город Париж, 1910–1912, Национальный музей современного искусства, Париж). В 1920-е Делоне совершенствовал свой художественный язык. В 1903–1904 училась в Карлсруэ (Германия) у художника Шмидта-Рейтера. На такое даже фовисты – известные ценители цвета – не замахивались.
Большинство этих работ основано на сочетаниях окружностей разных диаметров, внутри которых переливаются спектральные цвета («Ритм, радость жизни», 1930, Национальный музей современного искусства, Париж «Ритм II», 1938, частное собрание). К этому периоду относятся серии полотен «Цветные ритмы» и «Бесконечные ритмы». Особого художественного образования он не получил.
Родился в Париже 12 апреля 1885 в аристократической семье. В юности посещал Школу театрального дизайна. В детстве побывала в Финляндии, Германии, Италии и Швейцарии. В 1912, создавая серию «Окна» (Гренобль, Музей изящных искусств, Филадельфия, Музей искусств), художник пришел к мысли о создании такой живописи, техника которой заключалась бы не только в цвете и цветовых контрастах, но которая развивалась бы и во времени и воспринималась одновременно с первого же взгляда. Частенько поздние работы Делоне представляют светлые окружности, как словно вращающиеся на плоскости полотна («Круглые формы», 1930 «Темп, веселье жизни», 1930).
Делоне был близок к Синему всаднику, переписывался с Кандинским и Маке. Писала натюрморты интерьеры парижских кафе и портреты (в том числе поэта Н. М. Минского и архитектора В. А. Щуко). Ж. Помпиду, Париж), росписей (в павильоне железных дорог и аэронавтики на Международной выставке 1937 в Париже).
В поздний период создала цикл абстрактных картин «Ритм и цвет». Абстрактные картины Делоне – чисто пластических конструкции исключающие колличественое метафизическое истолкование. Один из основателей (совместно с С. Терк-Делоне) течения орфизм. А Делоне заявил, что до него цвет воспринимали как способ «раскрашивать», а ведь основная суть живописи – именно в цвете. Гор. Лондон, галерея Тейт.
Делоне выбирает знаковый мотив европейской художественной традиции, окно, но приходит к формальному решению, в котором оптический эффект, явно преобладает над содержанием. В серии «Сен-Северен» (1909-1910, Нью-Йорк, музей Соломона Гуггенхейма Филадельфия, Музей искусства, Миннеаполис, Институт искусства Стокгольм, Нац. О детстве Робера Делоне (Robert Delaunay) известно немного. В 1908 году становится членом группы «Золотое сечение». Ее декоративные композиции в духе орфизма и футуризма — характерный пример арт деко.
Кристалличность композиционных структур роднит эти полотна с кубизмом, а пространственная динамика – с футуризмом, однако дух чистой созерцательности, склонной к мажорно-«музыкальным» созвучиям цвета, придает произведениям Делоне абсолютно особый характер. С 1912 г. Делоне обратился к беспредметной живописи. В 1937 году Робер и Соня Делоне вместе участвовали в оформлении Всемирной выставки в Париже. Холст, масло. Умер Делоне в Монпелье 25 октября 1941.
Генрих Тимофеевич Терк (1847—1917) был членом правления издательства и акционерного общества «Брокгауз и Ефрон», возглавлял правления Богатовского сахарного завода, Ириновско-Шлиссельбургского промышленного общества, товарищества Сергинско-Уфалейских горных заводов, акционерного общества Финляндского лёгкого пароходства. Затем, на рубеже следующего десятилетия, вновь обратился к абстракции (цикл картин Бесконечные ритмы – с 1933 – горизонтально-удлиненных композиций, гораздо более сдержанных по цветовой гамме). 1905–1925» (Париж, 1969), «Пионеры абстрактного искусства» (Париж, 1971), «Русский авангард. Вернувшись в Париж в 1920 году, Делоне сблизился с дадаистами, оформил спектакль «Le Coeur а gaz» Т. Тцарa (1923). Его стали называть орфическим кубистом (от имени Орфея – певца и поэта, героя греческих мифов, которого разорвали на части фракийские вакханки). Участвовала в выставке «Русский балет Дягилева» в Музее декоративных искусств (1939).
Участвовала в Международной выставке декоративных искусств в Париже (1925), выставке «30 лет независимого искусства. Зная эту особенность, художник теперь мог моделировать движение композиции. На его становление повлияло открытие изобразительной традиции востока, с его иной фигуративностью, примитивизм (от африканского искусства до народных икон). Картина Робера Делоне «Дань уважения Блерио».
Кандинским, участие в мюнхенской выставке «Синий всадник» (1911) положили начало многолетним связям Делоне с немецкими художниками в 1912 году он примкнул к кубистической группировке «Золотое сечение». Робер Делоне Одновременно открытые окна, 1912. В 1911 принял участие в мюнхенской выставке общества «Синий всадник».
В 1939 с Р. Делоне и другими художниками основала авангардистский салон «Новых реальностей» в галерее Charpеntier. Совместно с женой создал ряд больших панно для железнодорожного и авиационного павильонов Всемирной выставки в Париже (1937). Затем, на рубеже следующего десятилетия, вновь обратился к абстракции (цикл картин Бесконечные ритмы – с 1933 – горизонтально-удлиненных композиций, гораздо более сдержанных по цветовой гамме).
В 1968 исполнила декорации и костюмы для концертных танцев на музыку И. Ф. Стравинского. В работах 1909-1910 гг. Затем, на рубеже следующего десятилетия, вновь обратился к абстракции (цикл картин Бесконечные ритмы – с 1933 года – горизонтально-удлиненных композиций, гораздо более сдержанных по цветовой гамме). Робер Делоне умер в 1941 году в Монпелье, Соня пережила его почти на сорок лет. 1912-1913 гг.
В серии «Окна» (1912) композиции выстраиваются из призматических форм, в гранях которых мерцают отражения невидимых предметов в сериях «Диски» и «Круговые формы» (1912-1913) контрастные цвета создают оптич. В том же году создал беспредметные живописные работы (Одновременно открытые окна, Галерея Тейт-Модерн, Лондон и др. ), в том числе т. н. Ни один французский художник, даже среди фовистов, не осмеливаются рассматривать цвет в качестве основного и единственного элемента живописи, но именно это утверждал Делоне, когда говорил, что до него цвет всегда считался лишь средством «раскрашивания». Делоне являлся автором ряда программных и теоретических работ о живописи, одну из них «О свете» перевел на немецкий язык Пауль Клее, она была опубликована в журнале «Шторм» в 1913 году. Его родители рано развелись, он воспитывался дядей.
1884–1914» в Гранд Пале (1926), в Осеннем салоне и групповых выставках. В 1911 году он участвует в выставке группы «Синий всадник» в Мюнхене.
Впервые на его картинах появляется Эйфелева башня. В 1938 провела с мужем выставку в музее Stedelijk в Амстердаме. Начинал под влиянием постимпрессионистов, прежде всего Сезанна. Учился в Школе театрально-декорационного искусства в Бельвиле. Публиковала статьи по проблемам моды и современного промышленного искусства. а впоследствии, в 1906 испытал сильное влияние постимпрессионизма. В 1920-е годы создавал также реалистические портреты своих друзей (А.
ДЕЛОНЕ (Delaunay) Робер (12. 4. 1885, Париж – 25. 10. 1941, Монпелье), французский художник, график, сценограф. Они дружили с Модильяни, Шагалом, Цадкиным. В 1911 принял участие в мюнхенской выставке общества Синий всадник.
Был близок к творческому объединению «Синий всадник», переписывался с Кандинским и Марке. Для оформления Всемирной выставки 1937 года в Париже мастер сделал цикл монументально-декоративных работ. Кристалличность композиционных структур роднит эти полотна с кубизмом, а пространственная динамика – с футуризмом, однако дух чистой созерцательности, склонной к мажорно-«музыкальным» созвучиям цвета, придает произведениям Делоне абсолютно особый характер.
С 1912 года Делоне обратился к беспредметной живописи, став (вместе с женой, С. Делоне-Терк) основоположником орфизма, одной из форм европейского абстракционизма. В том же году супруги приобрели мастерскую на улице des Grands-Augustins, где проработали до 1935 (позже – на бульваре Malsherbres, 19). в Монпелье. Следующим этапом стало увлечение кубизмом. Совместно с женой создал ряд больших панно для железнодорожного и авиационного павильонов Всемирной выставки в Париже (1937). участвовал в выставках объединения «Синий всадник» в Мюнхене.
С наступлением Второй мировой войны семья Роберта пыталась скрыться во французской местности Оверни, однако уже в то время художник страдал от онкологического заболевания, которое не поддалось лечению и скончался. Яркие концентрические круги, составляющие основную часть изображения, кажутся здесь следами вращающихся пропеллеров самолета (пропеллер изображен в левой части картины). С началом Второй мировой войны переехал в Овернь. портреты своих друзей (А.
С этого момента художник увлекся беспредметной живописью. Бретон, Т. Тцара, Л. Арагон, В. В. Маяковский и др. ). Умер Делоне в Монпелье 25 октября 1941. Он выбрал дерево, как символ духовного восхождения и оппозиции земли и неба. В 1909 недолго была женой немецкого искусствоведа и коллекционера Вильгельма Удэ.
В 1964 совместная выставка работ супругов Делоне состоялась в Лувре (в истории музея выставка современных художников проводилась второй раз, после Ж. Брака), в 1967/1968 – в Национальном музее современного искусства в Париже. Впрочем, чистым кубистом он, пожалуй и не был – слишком экспрессивной была его «геометрия», слишком ярко сияла. По мнению некоторых исследователей именно Робер Делоне был первым, кто ввел понятие «чистая живопись». музей современного искусства, Центр Помпиду).
В 1914-1920 гг. создал серии картин «Окна» и «Ритмы», которые свидетельствуют об экспериментах в области использования чистого цвета и формирования стиля, получившего благодаря Г. Аполлинеру название «орфизм». Робер Делоне родился в 1885 году в Париже. Соня создала иллюстрации к кубистической поэме Сандрара «Проза о транссбирском экспрессе и маленькой Жанне Французской» (1913, геометризм этой работы повлиял на поиски Пауля Клее).
В последующих сериях «Диски» и «Круглые формы» (1912—13) контрастные цвета создают оптическую иллюзию движения («Симультанные контрасты: солнце и луна», 1912—13). Кстати интересное дело – сопоставить «случайные совпадения» в жизни художников и их возлюбленных: будь то практически одновременные перемещения между Витебском, Петербургом и снова Витебском Марка Шагала и его будущей жены Беллы или череда совпадений в жизни Михаила Ларионова и Натальи Гончаровой, приведшая их к знакомству. В этом же монументальном духе созданы и последние работы Делоне («Круговой ритм», 1937, Нью-Йорк, музей Соломона Гуггенхейма, «Три ритма».
Совместно с женой создал ряд больших панно для железнодорожного и авиационного павильонов Всемирной выставки в Париже (1937). Испытал влияние П. Сезанна. Г. Аполлинер придумал для подобного метода творчества название «орфизм» по имени легендарного древнегреческого певца Орфея. 1908–1922» (Нью-Йорк, 1971), «Русский взгляд» (Гейдельберг, 1974) и др.
Robert Delaunay – знаменитый французский художник. Робер Делоне родился 12 апреля 1885 года в Париже. В 1913 показала орфистские работы в Осеннем салоне в Париже и в 1-м Немецком Осеннем салоне в галерее Der Sturm в Берлине, в 1914 – в салоне Независимых (работа «Электрические призмы»). Свое понимание декоративно-динамических возможностей колорита, систему его оптимальных контрастов художник изложил в эссе О цвете (1912), которое стало манифестом орфизма (своим же названием новое течение обязано Г. Аполлинеру).
В том же году создал беспредметные живописные работы (Одновременно открытые окна, Галерея Тейт-Модерн, Лондон и др. ), в том числе т. н. В 1910 развелась с ним и вышла замуж за художника Робера Делоне (1885–1941). Обращалась к книжной графике (18 гуашей к книге «Озарения» А. Рембо) и гравюре, продолжала разрабатывать рисунки для тканей. Такова картина «Бронепоезд в действии», где состав, поделенный на части клубами пара и потоками света, кажетcя мчащимся по рельсам. Художник вновь обратился к проблемам, которые пытался разрешить в серии картин «Круглые формы». Если в предшествующих работах Делоне цветовые элементы, по его собственным словам, «хорошо контрастировали, но не имели законченного вида», то теперь художник прибегнул к новому формальному расположению в виде дисков, что позволило разграничить фрагменты и сконцентрировать внимание на композиции. К примеру, художник настаивал на особой экспрессии сочетания красного и синего цветов. 1920), «Круговые формы» (1930), «Ритмы: Радость жизни» (1930), «Бесконечный ритм» (1934) и другие картины.
С 1912 Делоне обратился к беспредметной живописи, став (вместе с женой, С. Делоне-Терк) основоположником орфизма, одной из форм европейского абстракционизма. В данный же период он исполнял картины, посвященные авиации («Команда из Кapдифа», 1912-1913). Супо, 1922, Национальный центр искусства и культуры им. Композиции серии «Окна» (1912) выстраиваются из призматических форм, в гранях которых мерцают отражения невидимых предметов («Симультанные окна», 1912). В 1930-х годах был членом ассоциаций «Круг и Квадрат», «Абстракция-Творчество» вновь обратился к абстракции (серии «Чистые ритмы», «Бесконечные ритмы» и другие), занимался печатной графикой, плакатом.
заметна близость к кубизму. В 1910 женился на художнице С. Терк (С. Супо, 1922, Центр Ж. Помпиду, Париж). В 1969 получила Гран-при Международного салона в Каннах, в 1973 – золотую медаль города Парижа, в 1975 – орден Почетного легиона. В 1908 впервые показала работы на выставке в парижской галерее Notre-Dame-des-Champs.
Из этого вытекала и задача нового искусства, как его понимал Делоне, — создание «архитектуры цвета» и его «динамической поэзии». В 1914-20 супруги Делоне жили в Португалии и Испании, где сотрудничали с Русским балетом Дягилева («Клеопатра» А. С. Аренского, 1918 декорации Делоне, костюмы – С. Делоне-Терк). В данный период он cотворил композиции, в которых глазам зрителя предстают полные динамики расчлененные объемы («Сен-Северен», «Город», «Башни Лана»). В Мадриде познакомился с С. Дягилевым и исполнил ряд декораций для его балетов. В 1912–1913 вместе с мужем разработала теорию симультанизма (одновременности) и сформулировала принципы орфизма. Кубизм Делоне также был весьма оригинален.
Супо», 1922, Национальный центр искусства и культуры им. Жил преимущественно в Париже, а в Первую мировую войну и в послевоенные годы (до 1920) – в Испании и Португалии. Ее декоративные композиции в духе орфизма и футуризма — характерный пример арт деко. Французский художник, один из основоположников (совместно с Делоне, Соня) нового арт-стиля – «орфизма».
Ж. Помпиду, Париж), росписей (в павильоне железных дорог и аэронавтики на Международной выставке 1937 в Париже). Испытал влияние неоимпрессионизма, П. Сезанна, кубизма. Спустя два года после знакомства, пара объявила о своей свадьбе. В 1930-х годах был членом ассоциаций «Круг и Квадрат», «Абстракция-Творчество» вновь обратился к абстракции (серии «Чистые ритмы», «Бесконечные ритмы» и др. ), занимался печатной графикой, плакатом.
Автор городских пейзажей («Красная Эйфелева башня», 1910, Музей Гуггенхейма, Нью-Йорк «Город Париж», 191012, Национальный музей современного искусства, Париж), лаконичных натюрмортов («Кофейник, португальский натюрморт», 191516, там же), портретов («Ф. В том же году создал беспредметные живописные работы (Одновременно открытые окна, Галерея Тейт-Модерн, Лондон и др. ), в том числе т. н. 1938, Париж, Нац.
Название «орфизм» (от мифологического Орфея) дал Аполлинер, определивший этот стиль как «живопись новой структуры, состоящую из элементов, которые не заимствованы в сфере видимого, но всецело созданы художником и наделены им всей полнотой реальности» (в его книге: «Les Peintres Cubistes». Сравнение с Орфеем – не только о силе воздействия. в Париже состоялась большая ретроспективная выставка Делоне.
У Сера оттенки цвета составлялись из отдельных точек. В 1914-1920 супруги Делоне жили в Португалии и Испании, где сотрудничали с Русским балетом Дягилева («Клеопатра» А. С.
В 1913 парижское издательство «Люди нового склада» выпустило тиражом 150 экземпляров поэму Сандрара «Проза о транссибирском экспрессе и о маленькой Жанне Французской», оформленную ею в соответствии с теорией симультанизма и отпечатанную в виде двухметровой складной полосы. Были изданы альбомы «Ткани и ковры Сони Делоне» (1928) и «Композиции. Автор ряда программных и теоретических работ о живописи, одну из них («О свете», 1912) перевёл на немецкий язык Пауль Клее, она была опубликована в журнале «Sturm» (1913). В 1931 была в числе организаторов международного авангардистского объединения «Abstraction-Creation».
Идеи» (1930). В декабре 1913 книга демонстрировалась в петербургском художественно-артистическом кабаре «Бродячая собака» в качестве иллюстрации к докладу А. А. Смирнова о симультанизме. Супруги Делоне принимали участие в оформлении балетов Дягилева (так, например, для балета Клеопатра Робер исполнил декорации, а Соня — костюмы). Картина входит в серию Окна. Этот брак оказался катализатором для них обоих.
Картина В честь Блерио (1914, Париж, частное собрание) посвящена летчику и авиаконструктору, пионеру французской авиации Луи Блерио, первому перелетевшему через Ла-Манш. Делоне был близок к Синему всаднику, переписывался с Кандинским и Маке. Ок.
Соня и Робер не соответствовали шаблону о трудном характере гениев, напротив – они оба были легки в общении и легко находили общий язык с окружающими. У Делоне, который называл свои живописные опыты термином, заимствованным у Шеврейля: одновременные (симультанные) контрасты, — каждый оттенок цвета был представлен отдельной плоскостью — частью композиции из концентрических кругов или спиралевидной конструкции. музей) Делоне открыл для себя еще одно качество цвета: его динамическую силу. Особую известность завоевала своими дизайнерскими работами (рисунки для тканей, сценография, монументально-оформительское искусство).
Кубизм Делоне преломляется светом в самом буквальном смысле: световые потоки изменяют изображаемые конструкции и становятся полноценным «персонажем» картины. Взамен он создал свое художественное направление – симультанизм (от латинского simul – вместе, одновременно). В 1949 в память Р. Делоне организовала в Париже выставку «Первые мастера абстрактного искусства». В 1911-1912 гг.
В 1902-1904 годах занимался в парижской студии сценографа Э. Ронсена. В 1921 году супруги вернулись в Париж, где окунулись в богемную жизнь. Бретон, Т. Тцарa, Л. Арагон, В. В. Маяковский и др. ). Он родился 12. 04. 1885 г. во Франции, а умер 25. 10. 1941 г. там же. Свое понимание декоративно-динамических возможностей колорита, систему его оптимальных контрастов художник изложил в эссе О цвете (1912), которое стало манифестом орфизма (своим же названием новое течение обязано Г. Аполлинеру).
Дома и известный символ Парижа на его знаменитой картине «Эйфелева башня» (1926-1928) кажутся восхитительно подвижными, будто художник изобразил их в момент первого толчка мощного землетрясения. Свое понимание декоративно-динамических возможностей колорита, систему его оптимальных контрастов художник изложил в эссе О цвете (1912), которое стало манифестом орфизма (своим же названием новое течение обязано Г. Аполлинеру). В 1920-1930-е гг. Рождение абстракции относится ко времени создания Кандинским – Первой абстрактной акварели, датированной 1910 годом, возможно задним числом, поскольку настоящей датой появления абстракции следует считать выход его статьи О духовном в искусстве (1912).
Градоначальницкая, 8). В 1912 году художник отошел от идей кубизма и начал писать работы в абстрактной манере. В 1924 вместе с Ж. Хеймом открыла в Париже магазин и ателье мод, где демонстрировались модели одежды, производственных костюмов, «симультанные» рисунки тканей, эскизы интерьеров, проекты оформления автомобилей и т. п. (магазин и ателье работали до 1931).
1930-е годы прошли для художника под знаком абстракции. В серии «Окна» (1912) композиции выстраиваются из призматических форм, в гранях которых мерцают отражения невидимых предметов в сериях «Диски» и «Круговые формы» (1912-13) контрастные цвета создают оптическую иллюзию движения. Эту центральную для кубизма проблему Делоне разрешил в очень индивидуальной форме («Автопортрет», 1909, Париж, Нац.
Выпущенная в свет в 1839 году брошюра Шеврейля О законе одновременного контраста цветов была написана в практических целях: законы сочетаний и контрастов цветов — это основа создания декоративных ковров. В серии картин «Круглые формы» (1912-1913, Нью-Йорк, Музей современного искусства, Амстердам. Делоне считал: «Цвет является функцией самого себя и его действие проявляется в любой момент, как в музыкальной композиции эпохи Баха или в хорошем джазе». Начинал под влиянием постимпрессионистов, прежде всего Сезанна.
Гийом Аполлинер, который дружил с четой Делоне, назвал новый стиль «орфизмом», ссылаясь на древнегреческого Орфея. Он остро чувствовал движение, ритмику, динамичность изображаемых событий. В 1902-1904 годах занимался в парижской студии сценографа Э. Ронсена. Его родители рано развелись, он воспитывался дядей. В 1921 г. мастер возвратился в Париж, где сблизился с художниками-дадаистами. Участвовала в выставках: «Русские художники Парижской школы» (Сен-Дени, 1960 Париж, 1961), «Русский балет Дягилева. Родился в Париже 12 апреля 1885 в аристократической семье.
Автор городских пейзажей (Красная Эйфелева башня, 1910, Музей Гуггенхейма, Нью-Йорк Город Париж, 1910-12, Национальный музей современного искусства, Париж), лаконичных натюрмортов (Кофейник, португальский натюрморт, 1915-16, там же), портретов (Ф. Обратился к живописи в 1904 году, под влиянием мастеров понт-авенской школы, неоимпрессионизма, а также П. Сезанна увлёкся эффектами «симультанного цветового контраста» («Натюрморт с вазой», 1907 год, Национальный музей современного искусства, Париж автопортреты). С началом Второй мировой войны переехал в Овернь. К этому времени относится его работа над оформлением сценических постановок С. Дягилева.