Исайя, «сильно углубившись в свои мысли, скрестил ноги и одну руку заложил в книгу, отмечая то место, где остановил свое чтение, локоть другой поставил на книгу, подперев рукой щеку, а так как его окликнул один из путти, что сзади него, он повернул к нему только голову, ничем не нарушая всего остального». Здесь примечательно то, что монеты филиппы названы в честь царя, жившего на два столетия позднее Тарквиния, что лишний раз доказывает дар пророчества у Сивиллы. Ноты трагического отчаяния усиливаются в росписи капеллы Паолина в Ватикане (1542— 1550), где Микеланджело исполнил две фрески — «Обращение Павла» и «Распятие Петра». Практически все время он занимался живописью в полном одиночестве. К ней относятся произведения, непосредственно связанные с архитектурными сооружениями, помещенные на стены, потолки, своды, реже – на полы, а также все виды росписей по штукатурке – это фреска (буон фреско, фреско а секко), энкаустика, темперная, масляная живопись (либо живопись на каком-то ином связующем), мозаика, написанные на холсте живописные панно, специально приспособленные для определенного места в архитектуре, а также витражи, сграффито, майолика и другие формы плоскостно-живописного декора в архитектуре.
Монументальную живопись называют также монументальнодекоративной живописью или живописным декором, что подчеркивает специальное декоративное назначение росписей. Роспись капеллы Паолина в Ватикане.
Возрождение. Рафаэль не обладает чувствительностью и деликатностью Леонардо, еще менее в нем мощи Микеланджело можно было бы сказать, что ему присуща усредненность, общедоступность, когда бы понятия эти не толковались как пренебрежительная оценка. Согласно греческой мифологии, Кумская сивилла была жрицей храма Аполлона, покинувшей родную Грецию и обитавшей в Кумах, греческой колонии недалеко от современного Неаполя. Более того, предсказания становились неотъемлемой частью человеческой жизни. Потрясенный мудростью пророка царь ставит Даниила «главным начальником над всеми мудрецами вавилонскими». История донесла до нас, например, предсказания святой Одили, покровительницы Эльзаса. На фоне холодного сине-пепельного неба художник изобразил водоворот нагих тел. Вот таким образом присутствие персонажей языческого мира в Сикстинской капелле вполне закономерно. Сюжет фрески заимствован из Деяний апостолов.
В «Распятии Петра» люди в оцепенении взирают на мученическую смерть апостола. Эта часть росписи имеет и другое более детальное название — «Искушение и Изгнание из рая». Впрочем, он оказался не столь волшебным, а просто компьютерным. Гете в 1787 году.
Тело Змея, обвившееся вокруг Древа познания добра и зла, переходит в женскую фигуру. В центре композиции на престоле — могучая обнаженная фигура Христа, вершащего Суд. Другие говорят, что она пришла из малых городов и была дочерью Ламия сидонянина. И в этом трудность этой работы и к тому же это не моя профессия. В тяжелые времена раздора и войн Одиль предрекла рождение Карла Великого, который прекратит распри и объединит страну. Роспись плафона Сикстинской капеллы собора святого Петра.
Но никто из возлежавших не понял, к чему Он это сказал ему». Микеланджело Буонарроти (Michelangelo Buonarroti иначе Микеланьоло ди Лодовико ди Лионардо ди Буонаррото Симони) (1475 -1564) итальянский скульптор, художник, архитектор и поэт. А древние римляне считали: «Боги пожалели мир и укрыли путь будущих жизней плотной завесой.
Представляет собой живопись на архитектурных сооружениях и других стационарных основаниях. В восьми треугольных пазухах свода — жанровые сценки с участием библейских персонажей. Необыкновенно экспрессивный образ. Во фреске «Потоп» широко известная библейская легенда отображена Микеланджело с достаточной динамикой движения героев и жизненным драматизмом.
Он, припадши к груди Иисуса, сказал Ему: Господи. Вазари так пишет о ней:. В угловых распалубках — драматические библейские истории «Юдифь и Олоферн», «Давид и Голиаф», «Медный змий», «Наказание Амана». Иеремия — один из четырех великих пророков (остальные три — Исайя, Даниил и Иезекиль). Вот таким образом Кумская жрица медленно старела, пока не превратилась в высохшую старуху. Лицо на снятой коже святого Варфоломея – автопортрет художника.
И кто же они, эти пророки. Заметную роль в римской истории сыграла Кумская Сивилла. Уже в юношеских произведениях (рельефы Мадонна у лестницы, Битва кентавров, около 1490 -1492, Каса Буонарроти, Флоренция) определились главные черты творчества скульптора – монументальность и пластическая мощь, внутренняя напряженность и драматизм образов, благоговение перед человеческой красотой.
Таков и образ могучей Дельфийской Сивиллы. Цикл фресок должен был иконографически расширить тему, заданную росписями, рассказывающими об истории Моисея и Христа, выполненными художниками в конце XV века и представить историю человечества эпохи «ante legem» («до Закона»), то есть до того, как Моисею на горе Синай были даны Богом «Десять заповедей». Дельфийская сивилла, фреска Микеланджело Буонарроти, фрагмент росписи Сикстинской капеллы. Сначала люди считали, что знания, недоступные простым смертным, доступны богам. Причем художник трудился в полулежачем положении на неудобных подмостках.
Невероятно, но в старинных мифах и легендах всех народов Земли говорится о том, что пророчествуют (и даже богам. ) именно люди – мудрые и бесстрашные. Но да сбудется Писание: ядущий со мной хлеб поднял на меня пяту свою». Ибо надо быть очень мужественным, чтобы жить со знанием будущего. Тело же её, превратившись в землю, произрастило траву. Это люди, обладавшие необычайным даром предвидения и редкостными душевными качествами.
Такое встречается нечасто, а если принять во внимание краткость жизни Рафаэля, придется признать, что никому и никогда не удавалось проделать подобный путь развития за такой малый временной отрезок. Савл поднялся и открыл глаза, но оказалось, что он ничего не видит. Да поможет мне Бог».
Как статичный образ на холсте или экране может вобрать в себя время и пространство. Такой ее и изобразил Микеланджело. Тогда Иисус сказал ему: что делаешь, делай скорее.
Однако быстро выяснилось, что и боги не знают будущего. Диаметр 120 см. По характеру содержания и образного строя различают произведения живописи, обладающие качествами монументальности, являющиеся важнейшей доминантой архитектурного ансамбля и монументально-декоративные росписи, лишь декорирующие поверхность стен, перекрытий, фасадов, которые как бы «растворяются» в архитектуре. Они не просто сидят: они живут, думают, двигаются, волнуются, переживают, страдают. Ее сложнейшая поза одновременно отражает два действия, как пишет Вазари, «одновременно и встать и захлопнуть книгу: вещь труднейшая, чтобы не сказать невозможная, для любого (художника), кроме ее создателя».
По преданию, она была когда-то греческой жрицей из Эрифр, возлюбленной Аполлона. — «Я Иисус, которого ты преследуешь. В период вавилонского плена Даниила оставляют при дворе Навуходоносора и дают ему новое имя — Валтасар. По углам пяти из них — двадцать фигур обнаженных юношей. Исайя (иврит Иешаяху, буквально «спасение с Иеговой») (9 век до н. э. ), древнееврейский пророк, ревностный поборник религии Яхве и обличитель идолопоклонства.
В живописи фигур пластическое начало доминирует безраздельно — в этом отношении фрески плафона служат наглядным выражением слов Микеланджело: «Наилучшей будет та живопись, которая ближе всего к рельефу». Отчаяние выражают его руки: левая безвольно повисла, правая закрыла рот печатью скорби. Сотворение Адама, фреска Микеланджело Буонарроти, фрагмент росписи Сикстинской капеллы.
Микеланджело сумел передать любовь Отца к своему творению и в то же время невозможность соединения божественного и человеческого. Персидская сивилла, фреска Микеланджело Буонарроти, фрагмент росписи Сикстинской капеллы. Недаром мудрый библейский царь Соломон замечал: «Умножающий знание – умножает печаль». Его за руку привели в Дамаск. Во фреске «Грехопадение» широко известная библейская легенда истолковано Микеланджело достаточно своеобразно. И однако их руки не соприкасаются. Затем, преломив хлеб, Христос проговорил: «Я знаю, которых избрал.
В эпизодах «Книги пророка Даниила» юношу в числе других призывают толковать сны Навуходоносора и с помощью Яхве он истолковывает их как пророчество о грядущих пяти мировых державах. Тогда царь по совету авгуров купил уцелевшие книги за первоначальную цену. Переливающиеся краски, которые использует здесь Микеланджело, необычны для других живописных произведений этого художника, но в них есть сходство с ярким колоритом его росписей Сикстинской капеллы (что показывает недавно произведенная расчистка этих фресок). « мастерство это поднялось еще выше и показало себя куда более великим в пяти сивиллах и семи пророках, написанных здесь с высотой каждой фигуры в пять локтей и более, во всех разнообразных их позах, в красоте тканей и разнообразии одежд, как и вообще в чудесных выдумках и рассудительности художника, почему они кажутся божественными всякому, кто различает страсти, которыми охвачены каждая из них».
Иисус отвечал: тот, кому Я, обмакнув кусок хлеба, подам. О душе же её он баснословит, что это лик, являемый луной. На табличках внизу под тронами, которые поддерживают путти, указаны их имена. По бесконечному космическому пространству летит Бог-Отец, окруженный ангелами.
Тревога и волнение отразились на его лице. Пророки и сивиллы были написаны с 1509 по 1512 год. Его имя носит библейская Книга пророка Исайи. Даже явление Мессии было предначертано за сотни лет до рождения Христа. Для христиан особое значение имеет пророчество Исайи о рождении Мессии (Еммануиле): «Итак Сам Господь даст вам знамение: се, Дева во чреве приимет и родит Сына и нарекут имя Ему: Еммануил» (Исайя, Исайя 7: 14). Кто это. Христианские авторы истолковывали пророчества таким образом, что некоторые из них предсказывали появление Христа (именно так понимались, например, слова кумской сивиллы из четвертой эклоги Вергилия о божественном младенце и «золотом веке») или какие-то важные события в жизни христиан.
И я только бесплодно теряю время. Когда Папа спросил: почему. У Вергилия в «Энеиде» именно она научила Энея, как спуститься в подземное царство и предсказала великое будущее Риму. Эта дева может выдержать мир на своих плечах. Гигантские фигуры высотой от двух с половиной до трех метров с мощным атлетическим телосложением запечатлены Микеланджело в разных позах и эмоционально-психологических состояниях. — «Господи.
1. В своем труде «О Граде Божьем» Аврелий Августин указывает на то, что сивилла из Эритреи предсказала пришествие Христа: «Звуки суднои трубы раздадутся и лик земли потом покроется. На втором плане один путто разжигает лампаду, как символ предсказания. Они сами – боги (. ) – обращаются к предсказателям. Она расположена в самой высокой точке свода и занимает центральное положение среди остальных сюжетов. Всемирный потоп, фреска Микеланджело Буонарроти, фрагмент росписи Сикстинской капеллы.
И, обмакнув кусок, подал Иуде Симонову Искариоту. Да что углубляться в историю, вспомним хотя бы ХХ век. Когда Савл уже подходил к Дамаску, его ослепил сильный свет с неба.
Там тебе скажут, что ты должен делать». Сикстинская капелла, построенная в 1473 — 1481 годах по заказу Папы римского Сикста IV архитектором Джованни де Дольчи по проекту Баччо Понтелли, представляет собой прямоугольное помещение размерами 40, 2 x 13, 4 метров, высотой 20 метров, с цилиндрическим сводом, с высокими окнами, расположенными почти под самым потолком. Фреска «Страшный Суд» стала отражением растущего пессимизма Микеланджело. В сикстинском плафоне Микеланджело пришел к полной зрелости своего мастерства.
Тогда царь по совету авгуров купил уцелевшие книги за первоначальную цену. Можно ли верить фотографиям. Фреска Микеланджело Буонарроти с изображением пророка Иеремии. Восприятие античных пророчиц христианской традицией и мифотворчеством привело к тому, что в средневековой и ренессансной литературе, музыке, живописи и скульптуре сивиллы широко и почтительно представлены (самые известные – сивиллы Микеланджело из Сикстинской капеллы).
Лебедева). В распалубках свода — четыре драматических эпизода библейской истории («Битва Давида с Голиафом», «История Юдифи» и др. ). Кумская сивилла – глубокая старуха исполненная силой и мощью, читающая в книге какую-то вещую правду.
Рисунок в натуральную величину Микеланджело выполнял заранее на картоне, а потом переносил его на подготовленный слой штукатурки используя технику «припороха». Трагедия людей и драматизм общего замысла Микеланджело во фреске «Потоп», ее отдельные трагические мотивы — мать, прижимающая к себе ребенка, старик-отец, несущий бездыханное тело сына, — не могут поколебать веру в несокрушимость человеческого рода. Первым из дошедших до нас авторов пророчицу с именем Сивилла упоминает Гераклит (его слова приводит Плутарх): «Сивилла же бесноватыми устами несмеянное, неприкрашенное, неумащенное вещает и голос её простирается на тысячу лет чрез бога» (пер. Но, в отличие от венецианских мастеров позднего Возрождения, Микеланджело еще не достигает той степени взаимосвязи между людьми, когда возникает образ единого человеческого коллектива и трагическое звучание образов «Страшного суда» от этого только усиливается.
Согласно легенде, он был автором «Книги плача по Иерусалиму», разрушенному халдеями в 586 г. до н. э. Это наиболее трагический персонаж в галерее пророков и сивилл, олицетворяющий страдания и мудрость человечества. Будучи провозвестниками Христа, пророки и сивиллы провозглашают христианство. Произведения монументальной живописи создаются для конкретной архитектурной среды, отличаются обобщенностью форм, крупным масштабом. Это уже римский, мужественный мастер. Рядом с Иисусом сидит Дева Мария. Кумская сивилла, фреска Микеланджело Буонарроти, фрагмент росписи Сикстинской капеллы.
В некоторых источниках дельфийская пророчица зовется Герофилой (есть версия о том, что она-то и была дочерью Ламии и Зевса). Фреска Микеланджело Буонарроти с изображением пророка Даниила. Роспись громадного свода, перекрывающего обширную (40, 93 х 13, 41 м) папскую капеллу, включает в себя 9 больших композиций в зеркале свода на темы книги Бытия – от Сотворения мира до Всемирного потопа, 12 огромных фигур сивилл и пророков в боковых поясах свода, цикл Предки Христа в распалубках и люнетах, 4 композиции в угловых парусах на темы чудесного избавления иудейского народа. Согласно греческой мифологии, кумская сивилла была греческой жрицей, покинувшей Эрифры и жившей в городе Кумы (Италия).
Он упал на землю и услышал голос, говоривший ему: «Савл, зачем ты Меня преследуешь. » — «Кто ты, Господи. » — спросил Савл. Однако художника все время не покидало ощущение, что он занимается не своим делом. Дерево, масло. Важнейшим элементом композиций являются свитки и книги.
А. В. Трагическим пафосом проникнуты и последние живописные работы Микеланджело – фрески Распятие апостола Петра и Падение Савла (1542 -50, капелла Паолина, Ватикан). Один же из учеников Его, которого любил Иисус, возлежал у груди Иисуса. И далее: «Сказав это, Иисус возмутился духом и засвидетельствовал и сказал: истинно говорю вам, что один из вас предаст Меня. Высыхая, красочный слой прочно закреплялся на стене.
Слева возносятся к небесам праведники. Официальная церковь осуждала и тех, кто пророчит и тех, кто внимает пророчествам.
Мощный талант живописцаи скульптора, а также глубокое изучениеанатомии позволили Микеланджело значительно обогатить язык изобразительныхсредств. Фрагмент росписи Сикстинской капеллы, фреска Микеланджело Буонарроти. Сдерни эту завесу – и ты не захочешь идти по этому пути». Сам вождь народов Иосиф Сталин в первые месяцы войны просил совета у Матроны Московской.
Во фресках «Сотворение Солнца и Луны» и «Отделение света от тьмы» летящий в космическом пространстве Саваоф, представленный в облике старца титанической мощи, в бурном порыве, как бы в экстазе творческой энергии, одним движением широко распростертых рук творит светила и разделяет пространства. Его авторству приписывается «Книга пророка Даниила». На центральном поясе свода представлены в хронологическом порядке от алтаря ко входу в капеллу девять эпизодов из Книги Бытия: «Отделение света от тьмы», «Сотворение светил и растительного мира», «Отделение суши от воды», «Сотворение Адама», «Сотворение Евы», «Грехопадение и изгнание из Рая», «Жертвоприношение Ноя», «Всемирный потоп», «Опьянение Ноя».
Даниил, в Библии праведник и пророкмудрец, жизнь и видения которого описаны в «Книге пророка Даниила». Однако прошли «светлые времена античной зари человечества» и христианская церковь по-иному взглянула на знание будущего: человеку незачем отдергивать эту завесу.
Да и в православном мире сохранилось множество предсказаний Святых Отцов, которые предвидели будущее. Так поступали и царь Саул и Соломон Мудрый. Картину часто называют Тондо Дони, поскольку, во-первых, она принадлежала семейству Дони во Флоренции, а во-вторых имеет круглую форму (tondo). Микеланджело учился во Флоренции в мастерской Д. Гирландайо (1488 -1489) и у скульптора Бертольдо ди Джованни (1489 -1490), однако определяющее значение для творческого развития Микеланджело имело его знакомство с работами Джотто, Донателло, Мазаччо, Якопо делла Кверча изучение памятников античной пластики. Трудно тебе идти против рожна».
Монументальная живопись (от латинского monumentum – памятник) Род живописи, относящийся к монументальному искусству. Да и волхвы шли за звездой, появление которой было им предсказано. В свое время она получила от Аполлона в дар способность видеть будущее.
Микеланджело по-новому решает тему в «Грехопадении», подчеркивая в своих героях чувство гордой независимости: весь облик ветхозаветной героини, прародительницы Евы, смело протягивающей руку, чтобы принять запретный плод, выражает вызов судьбе. Мнения о том, кто была первая Сивилла, высказывались разные еще в античности: дочь троянского царя Дардана некая дельфийская пророчица, спустившаяся с Геликона (в Дельфах показывали камень, на котором она сидела) дочь Ламии (то ли чудовище, то ли колдунья) и т. д. Флоренция.
Работа Микеланджело над этим изображением длилась 4 года. — «Вставай и иди в город. Справа неумолимым потоком низвергаются в ад грешники. Микеланджело стоит рядом с такими величайшими мировыми светилами искусства, как Леонардо да Винчи и Рафаэль. Сохранился замечательный эскиз к росписи, выполненный сангиной, запечатлевший отдельные моменты поиска художником наилучшего способа передачи движения (1512, Метрополитен-музеи, Нью-Иорк).
Я сказал Папе, что, если я изображу одних Апостолов, впечатление будет бедным. Петра. Художник полностью спрятал ее глаза, сосредоточенные на вещах вне этого мира. Рассматривать роспись свода Сикстинской капеллы следует как одно единое целое. Так стоит ли столь категорично отрицать все предсказания.
Позади него, подобно парусу, развевается огромный плащ. Дельфийская сивилла (фрагмент росписи Сикстинской капеллы, Ватикан, Рим). Что заставляет людей делать метки на плоской поверхности. На фреске Микеланджело сивилла сидит вполоборота к зрителю, отрешившись от настоящего. Микеланджело писал фреску жидкими красками по влажной поверхности.
Это было предсказано до явления Его сперва за пять тысяч лет, то за три тысячи, то за две, то за тысячу, а то за восемьсот так как сообразно с преемством родов существовали то те, то другие пророки». Дар долгой жизни не предусматривал вечной молодости. Господствует трагическое чувство мировой катастрофы. Распятие св. 2. Сивиллины предсказания – обычно мрачные, сулящие в будущем всяческие беды пророчество давалось, как правило, в стихотворной форме, гекзаметром. И слепая пророчица твердо сказала ему: Москва не будет взята, сама мать-природа поможет остановить немцев снегами и морозами.
Одна деталь Страшного суда свидетельствует о мрачном настроении художника Микеланджело и представляет его горькую «подпись». И от дочери Сиона ушло благолепие ее». Пророки и сивиллы Микеланджело — шедевр из шедевров изобразительного искусства. Однако подготовительный картон художник использовал не всегда.
Она почти вплотную прикасается к руке Адама, чье лежащее на земле тело постепенно приходит в движение, пробуждается к жизни. Тогда ученики озирались друг на друга, недоумевая, о ком Он говорит. В средней части потолка художник изобразил девять сцен из библейской книги Бытия («Сотворение Адама», «Грехопадение и изгнание из рая», «Потоп»). Художник видел в женщине искусительницу, виновную в грехопадении человека. Я ему ответил, что Апостолы и сами были людьми небогатыми. Микеланджело изображает пророка-провидца погруженным в глубокое раздумье. В этой фигуре прекраснейшим образом показана старость».
Что повелишь мне делать. » — в трепете и ужасе вскричал Савл. И это было второе пророчество. «Сотворение Адама» — одна из самых сильных композиций росписи. Движение гигантских толп развертывается по кругу.
У левой ноги Христа находится фигура святого Варфоломея, держащего в руках собственную кожу (он принял мученическую смерть, с него живьем содрали кожу). Рука Бога дает импульс, рука Адама принимает божественный импульс, передавая всему телу энергию жизни. Потоп, фреска Микеланджело Буонарроти, фрагмент росписи Сикстинской капеллы. Тем более что и сами служители церкви в трудные или роковые минуты становились пророками. В них нет силы и решимости противостоять злу: ни гневный взгляд Петра, образ которого напоминает требующих возмездия мучеников «Страшного суда», ни протест юноши из толпы против действий палачей не могут вывести застывших в неподвижности зрителей из состояния слепой покорности. Тогда Папа позволил мне действовать по моему усмотрению».
Напротив Персидской сивиллы — пророк Даниил. В люнетах над окнами — так называемые предки Христа. Правая рука, дающая жизнь неодушевленной материи, вытянута. Эритрейская сивилла, пророчица II тысячелетия до н. э. из малоазийской Эритреи, как отмечал христианский писатель IV века Лактанций, пророчествовала о едином Боге: «Только один есть Бог, Высочайший и все сотворивший: небо, яркое солнце, луну и горящие звезды и плодородные земли и воды глубокого моря Чтите только Его, единого мира Владыку, Он лишь Сущий от века и впредь и вовеки пребудет». 1546— 50.
(Дан. «В первый год Валтасара, царя Вавилонского, Даниил видел сон и пророческие видения Тогда он записал этот сон изложив сущность». Однако она не подумала испросить у бога продления молодости и потому медленно высыхала, пока не превратилась в крошечное сморщенное существо, мечтающее лишь о смерти. Согласно греческой мифологии, кумская сивилла была греческой жрицей, покинувшей Эрифры и жившей в городе Кумы (Италия). Глубокие тени зрительно придают ее фигуре объемную выпуклость, рельефность.
Пролетая мимо сидящих на облаках, они протягивают руки, пытаясь спастись. Близится час возмездия. Кроме того, необходимо было сконструировать особые строительные леса. И так она прорицала в оракулах и творила чудеса. Микеланджело и в живописи мыслил как скульптор вот таким образом фреску потолка Сикстинской капеллы он «заселил» сотнями скульптурных образов, дремавших в его душе. Считается, что иконографические образы античных предсказательниц художник почерпнул в труде Филиппо Барбьери (Filippo Barbieri, «Discordantiae sanctorum doctorum Hieronymi et Augustini», 1481), в котором теолог доминиканец XV века описывает сивилл их внешний вид, возраст, манеру одеваться и сопровождает описание известными пророчествами.
Их тащат за собой черти, преследуют бескрылые ангелы. И после сего куска вошел в него сатана. Галерея Уффици.
Один из четырех великих ветхозаветных пророков. А другой — протирает себе глаза, как символ пробуждения души, озаренной светом знания. Старец подобен могучей глыбе, застывшей в трагическом молчании. Историограф живописи Вазари пишет:.
Италия. Ему Симон Петр сделал знак, чтобы спросил, кто это, о котором говорит. Фреска Микеланджело Буонарроти с изображением пророка Исайи.
Умудренный и воодушевленный опытом целой жизни, отданной живописи, рисованию, экспериментам с фото- и другими камерами, Хокни в компании с художественным критиком Мартином Гейфордом рассуждает о том, как и для чего создавались картины на протяжении тысячелетий. По боковым сторонам свода — семь пророков («Иеремия») и пять сивилл («Ливийская сивилла»). В изображениях предков Христа, где казались естественными чувства родственной близости, внутренней солидарности, Микеланджело воплотил абсолютно иные переживания. Вероятнее всего, он сотрудничал с богословами папского двора и следовал их указаниям. Микеланджело изобразил тех, кто предсказал явление Христа в мир. Что показывают картины: правду или ложь.
Фрески Сикстинского плафона (1508 -12) – самый грандиозный из осуществленных замыслов Микеланджело. Грехопадение, фреска Микеланджело Буонарроти, фрагмент росписи Сикстинской капеллы. Она по-старчески дальнозоркими глазами смотрит в огромный фолиант. Называвшаяся Самбетою, она пророчествовала двусмысленными стихами из своей книги. Охваченный потрясением от явленного ему, Иона словно откидывается назад, свешивая ноги над головами зрителей и, запрокидывая голову, обращает свой взор на сцену «Отделения света от тьмы», символически соединяя тем самым Ветхий и Новый Заветы.