1948картина Поля Сезанна «Дама в голубом» в результате ликвидации ГМНЗИ поступает в коллекцию Государственного Эрмитажа. Сезанн пишет «Купальщики», «Дама в голубом», «Натюрморт с драпировкой». 1956в Государственном Эрмитаже проходит выставка Поля Сезанна, приуроченная к 50-летию со дня смерти художника («Дама в голубом» – 21).
В годы «романтического» периода испытал влияние Эжена Делакруа и Гюстава Курбе. За изменчивой внешностью вещей Сезанн хотел уловить их неизменное и прочное строение. В 1856 году начал посещать Школу рисования в Эксе.
Джон Ревалд отнес «Даму в голубом» к 1904 году, что, видимо, менее вероятно. Участвовал в первой и третьей выставках импрессионистов (1874, 1877). Пытался поступить в Школу изящных искусств, но его не приняли.
Совместная работа с Писсарро в Понтуазе и Овере (1872 – 1873) открыла импрессионистический период творчества Сезанна. Художник стремился создать искусство более правильное, чем искусство импрессионистов. Музей дОрсэ, Париж, R. 847), а также в Итальянке, облокотившейся о стол" (частное собрание, Нью-Йорк, R. 812), которую теперь принято относить к 1900. К тому же «дама с книгой» была женщиной более крупной и жакет явно жал ей в подмышках, что могло несколько забавлять Сезанна.
Поль Сезанн начал свой творческий путь вместе с импрессионистами, учавствовал в их первой выставке 1874г., затем уехал в родной Прованс (г. Экс), где жил замкнутой, но напряженнейшей творческой жизнью. Учился в экском колледже Бурбон, где подружился с Эмилем Золя (дружба была прервана публикацией в 1886 году романа Золя «Творчество», где в образе Клода Лантье отразились черты личности Сезанна).
Сравнение двух «Дам», эрмитажной и второй, той, что с книгой (Коллекция Филипс), отчетливо показывает, как далеко мог отходить Сезанн от детали, первоначально послужившей ему «затравкой». Но очень многие не понимали и не принимали его искусство. Родился в Экс-ан-Провансе. Ибо жакет «дамы с книгой» скорее голубовато-серый, чем откровенно голубой.
До того Сезанн написал около четырех десятков женских портретов (или этюдов портретного характера): начинал с изображения матери и сестер, затем пришла очередь Гортензии Фике, ставшей впоследствии его женой. Примкнул к их движению и стал участвовать в их выставках. Писал пейзажи, натюрморты, фигурные композиции и портреты. В 1888 – 1900 работал попеременно в Эксе и в Париже, в последние годы – в Эксе.
Этому способствовали рассказы его единственного покупателя коллекционера Танги. Франсуаза Ка-шен истолковываетлевую часть фона как воспроизведение угла одной из картин Сезанна, скорее всего, Больших купальщиц" (1900-1905, Фонд Барнса, Мерион, R. 856). Впервые это произошло в картине «Дама в голубом», затем – в «Даме с книгой». Бентури датировал Даму в голубом" 1900. Кто послужил моделью картины, остается неизвестным. К концу 80-х годов имя Сезанна стало чем-то вроде легенды, мифа. красовалась на его «Итальянке» десятью годами раньше. Для более точного определения времени создания «Дамы в голубом» стоит вспомнить еще, что ковер, показанный в правой части картины, фигурирует в натюрморте «Яблоки и апельсины» (около 1899, Музей Орсэ, Париж), а также в «Итальянке, облокотившейся о стол», которую по-прежнему относят к 1900 году.
При наибольшем богатстве красок форма неизменно достигает своей полноты. На фотографии картины в архиве Воллара имеется пометка: 1899. Поль Сезанн (Cezanne) – великий французский художник. В 1882 году выставлялся в Салоне, в 1889 и 1900 на Всемирных выставках в Париже.
И человеческая голова и яблоко напоминали о шаре. Художник утратил в своих картинах некоторую конкретность формы, чувство ее фактуры. Действительно, Сезанн не раз прибегал к подобным приемам автоцитирования. Эрмитажную композицию сопоставляют обычно с Женщиной с книгой" (Коллекция Филипс, Вашингтон, R, 945), где у модели те же самые платье и шляпка. Там художников ничему не обучали, просто они могли пользоваться помещением. После окончания колледжа учился в школе рисования. На протяжении двадцати лет (вплоть до начала 1890-х годов) он написал 27 ее портретов.
В 1895 году Амбруаз Воллар организовал его первую персональную выставку. Родился в 1839 году в Экс-ан-Прованс. Но Танги умер и картины Сезанна пошли с молотка.