Среди прочего ему встречается конструкция со слоном, пронзённым обелиском. Предполагается, что источником вдохновения при создании скульптуры могла стать ксилографическая иллюстрация из романа «Гипнэротомахия Полифила»4. Понятно, что к этому выводу зрителя настойчиво подталкивает художник. «Слон Бернини на заднем плане несет на себе обелиск и атрибуты папы», — художник намекал на сон о похоронах папы римского, приснившийся Фрейду из-за колокольного звона и приведенный психиатром как пример причудливой связи сюжета и внешнего раздражителя.
8 Слон. Все это очередной кошмар Дали.
На заднем фоне слон на длинных ногах, он тоже частая фигура в картинах Дали. В издании романа на одной из иллюстраций был изображён этот слон4. Картину Дали написал в США, куда уехал на несколько лет с женой Галой подальше от фашистской угрозы (сегодня полотно хранится в Мадриде в музее Тиссена-Борнемисы).
Забавно, что сам Римский-Корсаков не включил отрывок в оркестровую сюиту для концертов, да и словосочетание «Полёт шмеля» в своих записях не употреблял – оно «приклеилось» к мелодии, под которую происходит путешествие героя, позднее. 18 лет спустя он сказал о картине так: «Целью было впервые изобразить открытый Фрейдом тип долгого связного сна, вызванного мгновенным воздействием, от которого и происходит пробуждение». «Полёт шмеля» очень сложен в исполнении: музыкантам приходится играть его в сумасшедшем темпе и не каждый артист может с этим справиться. Слона с площади Минервы в Риме, созданного мастером эпохи барокко Джованни Лоренцо Бернини в качестве пьедестала для древнеегипетского обелиска, Дали в дальнейшем не раз изображал на картинах и в скульптуре. Несмотря на то, что мелодия была написана как оркестровая интермедия для оперы «Сказка о царе Салтане», сейчас её воспринимают скорее как самостоятельное произведение.
Перед первым тигром ружье, которое упирается и вот-вот воткнется в руку Галы. Все фигуры как бы подвешенны в воздухе, как раз создается ощущение сна. Дали изобразил Галу лежащей на каменной плите. Один тигр прыгает на Галу, другого пожирает рыба, которая выходит из граната.
Этот роман анонимного автора вышел в 1499 году в типографии Альда Мануция. Тонкие суставчатые ноги — символ зыбкости и ирреальности, присущих сну.