«натюрморт» был написан Сальвадором Дали в 1918 году. «живой натюрморт»— картина испанского художника Сальвадора Дали, написанная в 1956году. «живой натюрморт» – картина испанского художника Сальвадора Дали, написанная в 1956 году.
Вот такой фантастический натюрморт Дали, например. Natura Morta (1956)Самый известный представитель сюрреализма Сальвадор Дали в своей знаменитой работе «Постоянство памяти», являющейся по сути аллегорическим натюрмортом, размышляет об относительности времени. Далее приведен список влиятельных художников, создававших натюрморты, но, безусловно, это не все знаменитые представители жанра.
Живопись воздействует на глаз, как музыка на слух, — пятнами цвета, ритмами линий, тишиной, паузами пространства. Постепенно простая снедь заменяется устрицами, ветчиной.
Композиция повторяется из картины в картину, лишь постепенно меняясь. Ягоды выглядели такими реальными, что хотелось протянуть руку и взять их. Для него гораздо больше значило личное общение человека с Богом. Все было символично.
В этой удивительно красивой картине уже заметно стремление к новому — сюрреализму. Отдал дань увлечению сюрреализмом (мы видели это только в его натюрморте). Термин «натюрморт» используется для дефиниции картин изображающих неодушевленные объекты (от латинского «мертвая природа»).
Образы, созданные Сальвадором Дали, поражают своей абсурдностью. Наиболее яркий художник из всех «Валетов» — Илья Машков. Это полотно восходит к творчеству Карло Карра и Джорджо Моранди. Испанский художник Сальвадор Дали родился в городке Фигерасе (Каталония) в семье нотариуса. Теперь это, по-моему, стало уже общим местом. Теперь я расскажу вам, как я это постепенно открывала.
В живописи появляются тени, как альтер эго вещи, предмета, объекта. Еще одной «атомной» чертой, которая появляется во многих его картинах этого времени, было «атомное равновесие». Часы — или механические или песочные, но обязательно часы. Конечно, нет иначе почему эти люди с фанатичным упорством покрывают краской холсты, бумагу, режут по металлу, вырывают из мрамора скульптуры, часто жертвуют благополучием семьи, самих себя, своей жизнью, своим рассудком.
Отголоски «Бубнового валета» будут существовать до 60–70-х годов ХХ века. Перед зрителем уже почти абстракция, состоящая из черно-белых пятен, как на негативе. Это одни и те же бутылки, графины, чайники.
Оно может цветом, линией, ритмом выразить то, что неподвластно речи. Пространство постепенно как бы исчезает, предметы сбиваются в плотную толпу, которая вытесняет все пространство. Когда смотришь Моранди, то невольно думаешь: что такое художник. Исследовать вселенную Дали – задача непростая.
Не менее интересны и другие минималистичные натюрморты Штеренберга—– «Натюрморт с конфетами», «Простокваша», «Пирожное» (см. Он протягивает нам дружескую руку и предлагает нам «остановиться, оглянуться». Он возвращает нам веру в то, что в основе мироздания лежат красота и гармония, а не хаос и безнадежность. Недаром Дали говорил, что всё красивое должно быть съедобно. Здесь продолжалась «тихая жизнь», тихое общение, тихий разговор частного человека в своем частном доме, то есть от Бога они все-таки ушли в частную жизнь. В 1948 году Дали вернулся на родину, в Испанию.
Тишина — вот главная тема его натюрмортов этих лет. Кандинский, Малевич выросли из «Бубнового валета», будучи совсем разными. В Испании мастер написал также целый ряд полотен исторической и мифологической тематики («Атомная Леда», 1949, Музей Дали, Фигерас «Открытие Америки Христофором Колумбом», 1958–1959, Музей Дали, Сент-Питерсберг, Флорида). Это грустный итог того, что в мир принес антропоцентризм. Все написано с великолепной вещественностью. Полевые лилии — символ чистоты, невинности.
В это время Дали покончил со «статичностью» на картинах и стал представлять материю в виде частиц. Но у меня в какой-то момент возникло сомнение. Авторы сразу заявили о себе: «Мы фокусники и клоуны».
унес три–четыре миллиона жителей и на несколько лет повлиял на рождаемость. Ну, вы все знаете, как это было.
Да, натюрморт — странный жанр: и многозначный и много в себе скрывающий. Такие же парящие предметы, но не застывшие в пространстве, а движущиеся, мы видим в «Движущемся натюрморте». А наверху на втором этаже прямо над этой выставкой в маленьком зале висел Моранди. Журналистам он вообще объяснял этот портрет так: «Я люблю котлеты и люблю свою жену. Информацию об этом скрывали. Французский художник Поль Серюзье высказывался о фруктах Сезанна так: «О яблоке обыкновенного художника скажут: «Его хочется съесть».
Увлечение дивизионизмом ощущается в картине «Купальщицы в Эс Льяне» (1923, частная коллекция). Роль живописи в лучшем случае сводилась к катехизису. Не будь «Бубнового валета», не появился бы и «лучизм» Ларионова, а может быть и абстракции Кандинского.
Это было огромное полотно, вот это самое, Ильи Машкова, расположенное в центре зала. Как понимать эту нарочитую декларацию. Как будто они ждали своего часа, пророчествовали о нем. Он звучит так: «Я знаю, что я ем (и что переварю).
Но, так или иначе, все эти продукты намекают на съедобность или на сам процесс поедания. Подчеркнут силуэт каждого предмета. Такое полотно говорит о тщете человеческой жизни, о греховной любви к богатству земному. Ведь у каждого художника существует своя манера рисования. Вероятно, это полотно много значило для самого художника, который по прошествии пятидесяти лет писал: «Хлеб по природе своей гетерогенен, ему ведь приходится терпеть и литургическое надувательство со стороны корзины и конвульсивный анархизм драпировки».
Отец Сальвадора имел большую библиотеку, где было множество книг по искусству. Но в целом они любили вот эту тишину своего собственного дома. Потом это было утеряно, к сожалению, такая, чисто национальная черта. Какой смысл может быть у потока сознания.
Тогда искусство было совершенно все символично. Новая роль вещей отразилась в повседневной речи. Статую нельзя было поставить на землю, она должна быть обязательно над людьми. На Шемякина все ломились, а тут не было ни одного человека, я была одна. И совсем иным предстает Дали в композиции «Натюрморт в лунном свете» (1928, Центр искусств королевы Софии, Мадрид).
Это было чудо. Интересно, что картины 1920-х годов более «бубнововалетские» по фактуре, живописному колориту, оптимизму, чем те, которыми они удивляли общество в начале пути. В середине 1930-х годов он едет в Крым. Именно, может быть, потому, что он не пошел за всеми, он не пошел за толпой, которая стала увлекаться сюрреализмом, кубизмом, всеми этими «измами».
«Дефицит» стал центральным фактом экономической и повседневной жизни. Таков натюрморт из Национальной галереи искусства модерна в Риме. Во-первых, я знаю, что в это время и еще долго спустя, вплоть до XIX века, каждое изображение было не случайно, совершенно все изображения были символическими. Но там были свои ноты.
Все предметы в них говорят и они все символичны. О яблоке Сезанна: «Как это прекрасно». Фетишем Дали, его личным брендом на протяжении всего творчества был хлеб. Они живут своей таинственной, независимой от нас жизнью. Здесь он объявил о своей приверженности к католической религии и создал несколько проникнутых мистическим чувством композиций на религиозные сюжеты — стилизации в духе барочного искусства («Мадонна де Порт-Льигат», 1950, частное собрание «Христос Хуана де ля Круса», 1951, Художественная галерея и музей, Глазго «Тайная вечеря», 1955, Национальная галерея, Вашингтон).
Именно это заставляло голландских художников с удивительным постоянством обращаться к жанру«stilleven» — это голландское название натюрморта, которое гораздо точнее выражает суть этого жанра. Смысл они могут иметь самый разный, все зависит от самой картины. Картины из церкви как бы переселились в дома бюргеров.
Таковы натюрморты Питера Класса, Вилема Хеды, Абрахама ван Бейерена, Вилема Кальфа. Сюжет картины играет тут далеко не самую важную роль. Можно сказать, обогнало весь мир.
И действительно у Сезанна были с яблоками «особые отношения»: он считал их совершенными творениями как по форме, так и по цвету. Но художники не перестали работать. Кроме того, почти во всех натюрмортах есть изображение часов. Дали выполнил свой «Натюрморт» цветным, но у него при этом получилось передать все особенности овощей и фруктов. Эрве Базен, французский писатель, писал: «Во время войны 1780 года Сезанн писал яблоки. Он говорил: «Всему народу следует учиться читать.
Огромное полотно: в центре герб Советского Союза, выпяченный специально, колосья из теста — «сталинский ампир», атрибуты советской власти, которые можно съесть. В 1950-е годы Осьмеркина, последнего «бубнововалетца», уволили из Суриковского института, вместе со студентами-последователями. Дали писал: «Когда я покажу вазочку кружащейся в пространстве вместе с веером и фруктами, цветной капустой, птицей, бокалом, бутылкой из которой изливается содержимое и ножом напротив окна, а за окном будет простираться бескрайняя морская гладь, покрытая зыбью, когда я выставлю руку, сжимающую в пальцах рог носорога, — все это будет означать, что я решился и начал постигать пространство-время путем созерцания левитации, которая разрушает энтропию». Его яблоко не решишься очистить, его захочешь скопировать».
Но мне кажется, что не вот таким образом. — Тогда не было ничего другого. Уровень жизни в начале сталинского периода резко понизился в городе и в деревне. На нем висят мягкие часы, которые Дали изобрел годом ранее при создании картины «Постоянство памяти».
Обязательно вино, обязательно рыба и обязательно хлеб. Из церквей удалялись картины на религиозные темы. Монолитность прежних натюрмортов здесь отсутствует. Для них главным была «материальность», «вещность», «натюрмортность» даже в пейзажах и портретах.
В это время он пишет «Хлеба советские» и эта тема подходит к своему логическому завершению. После второй мировой войны, а точнее после взрыва атомной бомбы, в картинах Дали появляется «атомный» компонент. Сам Дали в одной из своих многочисленных письменных работ отмечал эту особенность своего творчества: произведение появляется как бы само по себе без какой либо цели и лишь потом сам художник вместе со зрителями начинает смотреть на него, анализировать и пытаться понять, что же в этом произведении есть. Покой, предшествующий взрыву (состояние, которое очень увлекало Дали), мы видим в «Корзинке с хлебом», которая снова выполнена в лучших традициях голландского натюрморта. Он признавал искусство одним из даров Божьих. Вероятно, молодой художник прекрасно знал и метафизическое искусство Джорджо Де Кирико.
Вещи имели в СССР огромное значение потому, что их просто не было. Они именно те «малые», которым открылся Бог, утаив Себя от великих. Но в своих трудах и проповедях Кальвин подчеркивал, что Дух Божий судил иначе.
Интересно, что Моранди в этих натюрмортах бежит от всякой экзотики в выборе предметов. Последователи Кальвина пошли еще дальше. Известно, что император Рудольф II был восхищен своим «съедобным» портретом и очень щедро наградил художника. Однако самым известным из натюрмортов Дали является «Живой натюрморт» («Движущийся натюрморт»), написанный в период его увлечения физикой (преимущественно ядерной и квантовой). Мы опоздали.
И никогда нет источника света. Съедобность как одна из ключевых характеристик образов в творчестве Дали и гурманское отношение к еде воплотились в многочисленных образах еды в самых разных картинах и в натюрмортах. Это то, что делали Машков и Кончаловский. Появилось выражение «дефицит». Между предметами почти нет пространственных промежутков. В дальнейшей истории живописи работыголландцев того времени (Утрех, Лейден, Делфт и других) оказали огромное влияние на развитие искусства: композицию, перспективу использование символики в качестве элемента повествования.
А узнавать Библию посредством изображений фривольно и оскорбительно для Бога». Они более обособлены и индивидуализированы. В духе фовизма исполнено полотно «Ярмарка в день Святого Креста Господня» (1921, Музей Дали, Фигерас). «Stilleven» по-голландски — это тихая жизнь и это гораздо точнее. До сих пор слышны отголоски того времени. По его мнению, никто больше не мог рисовать так же, как и он.
Внимание художник уделяет деталям и фактуре — в «Селедках» четко прописаны деревянная столешница, кусок хлеба, блестящая чешуя рыб. Исчезла даже рыба. Все стоит чинно, словно в торжественном предстоянии. Есть что-то эпическое, величественное и почти трагическое в этой группе простых вещей.
Не сразу понимаешь, что вся эта красота мертва, убита. Несмотря на название картины историки искусства определяют ее жанр не иначе как «портретный натюрморт». итальянские исследователи творчества Моранди называют «Сошествием во ад». В их силуэтах появляется знаковая лаконичность. Это художники XVIвека и начала XVII-го, но часто встречается и разрыв в сто лет, а все равно изображается примерно тот же набор предметов.
Он изображает свое ощущение, возникшее под влиянием этого внешнего мира. Например гранат в «Сне, вызванном полетом пчелы» можно толковать как образ «Большого взрыва» из которого зародилась жизнь, как начинающую делиться оплодотворенную яйцеклетку, а в «Дематериализации носа Нерона» – как образ атома. Один рабочий писал Микояну: «Почему же нет рыбы. Художник по-своему трактует привычные художественные мотивы, основываясь на фрейдистских идеях и собственном понимании бессознательного («Призрак Вермеера Дельфтского, который можно использовать как стол (феноменологическая теория мебели-пищи)», 1934, Музей Дали, Сент-Питерсберг, Флорида «Археологическая реминисценция Анжелюса Милле», 1934–1935, частное собрание). Не ведаю совсем, что я творю». Цветы в вазе – это натюрморт те же цветы на клумбе или в палисаднике – пейзаж.
Она более для слуха, чем для глаза. Картина «Утренний натюрморт» полна яркого света, она передает ощущение утренней свежести и покоя. Здесь же был выполнен его «Живой натюрморт» (1956, Фонд Морзе, Кливленд), где предметы (стакан с вином, бутылка, нож, вазы, фрукты) по воле воображения автора парят над столом так же, как летящая над водой ласточка. Их расположение очень напоминает композицию картины Франсуа Милле «Анжелюс», которой Дали восхищался с детства и неоднократно самыми разными способами интерпретировал в своих картинах (например, «Пара с облаками в головах», «Архитектонический Анжелюс», «Атавизм сумерек»). Моранди для меня — это майский день и именины сердца. Интересно, что природу и пейзажи Моранди видит точно так же.
Большинство часто повторяющихся образов родом из его биографии. Человек пал через яблоко, как вы знаете, а через хлеб и вино, претворенные в Тело и Кровь Христовы, он обретает спасение. Они воспринимаются в удивительном единстве. Это когда-то было моим открытием.
А часы — это напоминание о том, что жизнь быстротечна. В это же время Дали создает произведения, где формы наслаиваются друг на друга и образы получают неоднозначное истолкование («Метаморфоза Нарцисса», 1937, галерея Тейт, Лондон «Возникновение лица и фруктовой вазы на пляже», 1938, Уэдсворт, Атенеум «Рынок рабов с невидимым бюстом Вольтера», 1940, Музей Дали, Сент-Питерсберг, Флорида). А как же еще можно трактовать эту подчеркнутую фронтальность персонажей, это отсутствие пространственной глубины, эту обратную перспективу, лаконизм цвета, четкость силуэта. «Бог слишком возвышен для человека и человеческого глаза. «Эта беззастенчивая карта напоминает скорее лечебницу для душевнобольных, чем выставку художественных произведений», — писали газеты. Огромная выставка, колоссальные скульптуры бронзовые.
Вот, собственно, все, что я хотела вам рассказать. Этот замедленный ритм, это «движение покоя», в котором пребывают персонажи Моранди, особенно поразительны, когда осознаешь, в какое время они созданы. Но говорю вам, что и Соломон во всей славе своей не одевался так, как всякая из них. Это действительно было, это страшная реальность.
Эпатажный бюст просуществовал недолго. Художники хотели противопоставить модному мистицизму Серебряного века (представьте себе башни из слоновой кости и так далее) это полнокровное сочетание французского авангарда с русским народным творчеством (лубок, подносы, глиняные игрушки и так далее). Художник не изображает предметы «с натуры», как они расположены в интерьере, а сознательно так компонует их, чтобы решить какую-то свою смысловую и художественную задачу. Часто натюрморты содержат скрытую аллегорию через использование обычных предметов, которые художник наделяет символом, дополнительным смыслом и значением. Конечно, в этом тоже есть доля правды. На самом деле все символично.
Но Бог продолжал говорить языком искусства. Очереди начинались с двенадцати часов ночи с толкотней, давкой истерическими припадками. ниже в галерее).
Не умели рисовать, вот таким образом так и рисовали. Особенно русский натюрморт 20–30-х годов ХХ века.
Фон картины – светло-коричневый. Среди портретных натюрмортов у Арчимбольдо есть и совсем необыкновенные — «перевертыши»: достаточно повернуть картину на 180 градусов, чтобы увидеть абсолютно новое изображение. Этот внутренней мир обладает гораздо более мощной реальностью, чем реальность внешняя. Господь оставил нам две книги — книгу Писания и книгу Творения.
Мы не знаем, как это воспринимали современники, но сегодня мы видим здесь издевку. Слово «натюрморт» в переводе с французского означает «мёртвая природа» (nature morte). Иногда силуэты предметов даже экзотичны.
Пишет крестьян, купальщиц, все такое могучее, мощное. Так в натюрморте зримо ощущается присутствие человека, хотя художник и не рисовал его. Джорджо Моранди родился в Болонье в 1890 году. Вот почему-то ему так казалось.
На случай, если такие вещи попадутся, люди носили в карманах сетки, которые назывались «авоськами» (авось что-нибудь попадется). При всей кажущейся ненормальности его картин, Сальвадор Дали очень последователен. Еще мгновение и он превратится в драгоценный камень. Был такой теоретик искусства во времена эпохи Возрождения Альберти, который так охарактеризовал человека: «Ты стал не земным, но и не небесным, тебе интересно все, что происходит кругом, но ты несешь с собой смерть, вот таким образом все живое на земле тебя начинает ненавидеть». Библия полна указаний на красоту сотворенного мира.
Их называли «русскими сезаннистами», но ударение надо делать на слове «русские», так много в них национальных особенностей. Из них мальчик и черпал свои первые знания. Скажем, лестница была символом пути из ада в рай или наоборот. Несмотря на «мертвую природу», картина полна жизни и словно пронизана движением. Давида Штеренберга часто называют «художником натюрморта».
Если в «Осеннем каннибализме» – это совершенно точно уничтожение, причем элегантное и изысканное, по всем правилам этикета (в руках у этих пожирающих друг друга фигур столовые приборы), то в «Архитектоническом Анжелюсе» это не так очевидно: мягкие тягучие массы перетекают одна в другую, стремясь то ли пожрать друг друга, то ли слиться воедино. Здесь тоже, видите, часы в углу. Это позднее творчество Машкова. Все эти художники, которых я перечислила, — Кончаловский, Штеренберг и Петров-Водкин — входили в объединение «Бубновый валет», эту кузницу русского авангарда, сохранившую свой язык, стиль и характер «бури и натиска» до 30–40-х годов советской власти, что нам особенно интересно. Например, особое отношение к еде, которое Жиль Нере в своей книге «Сальвадор Дали» называет «материально-кулинарным атавизмом», граничит с его каталонским происхождением. На прошлых лекциях, посвященных пейзажу и портрету, я немножко об этом рассказывала. Мертвая природа.
То ли это надгробие, то ли апофеоз власти, языческое капище. Спустя два года появился абсолютно непохожий на прежние натюрморт «Корзинка с хлебом» (1926, Музей Дали, Сент-Питерсберг, Флорида, США). Пространственные силуэты не разделяют их, а, скорее, соединяют. Он знал слова святого Григория об изображениях как о книге для неграмотных. Все обращено к человеку, к человеческой личности. Правда, у нас была икона, но икона, которая уже потеряла свою художественную ценность. Это удивительно, это только у «голландцев» есть, по-моему.
Натюрморт — это особый жанр, где вещи говорят, общаются между собой и с нами. Ничего этого в «Двух кусках» нет. Это ускорило его развитие.
И это все, что сделал человек, все, что он принес на землю. Не буду вам портить настроение напоминанием о том, что такое голодомор. Наверное, с этим связано его особое отношение к еде. Позднее, в 1928 году, Дали писал: «Пора свести счеты со стерилизованной геометрией, холодной геометрией сухих инкрустаций и плоских объемов в духе Джорджо Моранди, со всеми его натюрмортами из которых выкачан воздух во славу постоянства памяти». Наталья Гончарова, Роберт Фальк, Аристарх Лентулов. Когда появились передвижники, это уже было уже что-то свое.
Предметы помещены на авансцену, приближены к зрителю, почти к краю рамы. С первого взгляда картина «Утренний натюрморт» проста и незамысловата, однако если присмотреться, можно заметить интересные детали, например, отражающегося в чайнике рыжего кота — возможно, он лежит на коленях хозяина. Так, голландские «stilleven» превратились в напоминание о двух мирах — о Тайной Вечери, дающей жизнь и о Валтасаровом пире, ведущем в смерть. Художник любой эпохи взрывает изнутри общепринятое и возвращает нам его измененным и обновленным, очищенным от случайного и преходящего.
Можно почти с уверенностью сказать, что живопись эта — не что иное, как «иконы» новой религии — коммунизма иконы, где вместо Бога и святых беззастенчиво представлены идолы мира сего, то есть антихристовы «дары», написанные так убедительно, что голодный народ готов был им поклониться. Формы перетекают одна в другую и из темноты рождаются ускользающие образы-символы. Вот они, например, такого размера, немножко побольше.
Об «Анжелюсе» он много писал и в частности видел в этой картине колоссальное напряжение, считал что пространство, в котором расположены фигуры мужчины и женщины, сумеречно и враждебно. Натюрморт из отрубленных голов — бюстов коммунистических лидеров, украшенных цветами. Это, если можно так сказать, «движение покоя». Зритель явственно ощущает распад, разрушение, развеществление мира.
Заметьте, что на натюрмортах никогда не изображается персонаж, никогда нет человека. Как не уместен и школьный вопрос: что хотел сказать автор. Не вижу причины не писать их вместе». Применительно к себе Дали подтверждает это утверждение эпиграфом к своей книге мемуаров «Тайная жизнь Сальвадора Дали». Иногда бокал упал и вино пролилось — как бы жертва, мир побеждает. Так что подражать мы не могли, но подражали, конечно изо всех сил.
Самые первые «stilleven» просты: хлеб, бокал вина, рыба (естественно, символ Иисуса Христа), нож (символ жертвы), лимон (это символ неутоленной жажды познания, жажды Бога), несколько орехов в скорлупе (это душа, скованная грехом), если эти орехи расколоты — значит, душа, освобожденная от греха, яблоко (напоминает о грехопадении). Сами же предметы теряют объемность, становясь бесплотными. И живопись и графика Моранди существует как бы на «грани двух миров» — духовного и материального. Чернильница, располагающаяся на правом конце батона, превращает всю конструкцию в настольный гарнитур, подставку для письменных принадлежностей – вроде той, о которой Дали писал в своей «Тайной жизни». Они как бы доброжелательно обращены к зрителю, сохраняя полную тишину. Чаще всего внимание художника привлекают простые вещи, например, скудные продукты пайкового времени — черный хлеб и селедки.
Что такое натюрморт. Но уже тогда его рисунки, а также методы их создания шокировали зрителей. Исчезли нэпманы. Художник хотел подчеркнуть, что эти предметы могут совмещаться друг с другом, несмотря на то, что они имеют различное происхождение.
Сам Дали называл этот период — с 1949-го по 1962 годы — «ядерным мистицизмом». Пример аллегорического натюрморта – ванитас (с латинского vanitas «суета, тщеславие»). У него вполне стол насыщен изобилием реальным, не вымышленным. Все описано со скрупулезной подробностью в книге Исход (Исх: 25, 26, 27). И. Хруцкий «Цветы и плоды» (1838)В ХХ в. русская натюрмортная живопись стала равноправной среди прочих жанров. Например, бекон на «Мягком автопортрете» указывает на съедобность оболочки, которая благодаря своему цвету вообще кажется сделанной из шоколада, а телячьи отбивные на плече Гала говорят о стремлении Дали поглотить ее. Влияние «Бубнового валета» на русское и мировое искусство было огромным.
Лилия — это вообще символ Благовещения, всегда с лилией ангел прилетает. Я просто сейчас уже не могу вспомнить — это хрупкость мира, его красота. Период 1925–1937 гг. Добыча охотника — лань, кабан, заяц, лебедь Все собрано в огромные груды.
Голландских художников XVII века часто называют «малыми голландцами». Возьмите даже букеты цветов, когда есть роскошный букет, каждый цветок что-то значил. Собственно, весь XVIII век да и XIX все русское искусство было подражательным. Зачастую в натюрморт включается некоторый скрытый подтекст, переданный через символическое изображение. Работы аллегорического характера относятся к поджанру «ванитас».
На своих картинах Арчимбольдо изображал человеческие лица в виде композиций из овощей и фруктов, ракообразных и рыб, нередко даже с портретным сходством. Общение с произведением искусства — это всегда диалог автора со зрителем. Затем украинская деревня, где был настоящий голодомор. Однако вера охватывает всю деятельность человека.
В 1917 г. объединение перестало существовать. Машков и Кончаловский в большом секрете готовили «сюрприз» к открытию. Обглоданный скелетик неведомой рыбы, какой-то хвостик петрушки, даже хлеба, по-моему, нет, в решете несколько картофелин. В щелях старой двери жили древоточцы. Возникновение жанра голландского натюрморта невозможно рассматривать иначе, чем в контексте духовного движения XVI века, способствовавшего кризису ренессансной культуры.
Обычно принято считать, что «малые» они потому, что писали картины маленького размера. Символы давно прошедшего времени предстают на полотне «Постоянство памяти (Мягкие часы)» (1931, Музей современного искусства, Нью-Йорк). Все было символично. В погоне за целью создать что-то «постоянное», художник предпочитал писать одни и те же объекты, а невероятно длительный процесс создания натюрморта приводил к тому, что фрукты и овощи начинали гнить и разлагаться задолго до завершения картины.
Вообще мир Библии наполнен предметами. Это особое, теплое, человеческое отношение к жизни. В 1932 году был написан «Антропоморфный хлеб».
Но другое название картины — «Кубистический автопортрет» — говорит о том, что художник действительно представил автопортрет, расслаивающийся на холсте на множество профилей. Голод 1932–1933 гг. Наверное, при виде этих дат у многих из вас перед глазами возникают фантастические «Хлебы», «Снедь» и другое сказочное изобилие Ильи Машкова, Петра Кончаловского, да и «Селедки» Штеренберга с Петровым-Водкиным.
Внимание художник уделяет деталям и фактуре — в «Селедках» четко прописаны деревянная столешница, кусок хлеба, блестящая чешуя рыб. Известно, что Сезанн даже говорил: «Я покорю Париж своими яблоками». Скандал был обеспечен, чего и добивались молодые художники. Многие вступили в общество «Московские художники» (превратившееся в 1928 г. в Союз русских художников), сохранив все основные характеристики своего языка. Так, портрет «Садовник» при повороте становится натюрмортом «Овощи в миске», а портрет «Повар» превращается в натюрморт с поросятами на блюде. В почти белых натюрмортах белый цвет становится не цветом и не светом, а образом цвета.
Но, когда он познакомился с творчеством Матисса и Сезанна, он выбрал их, а не футуристов. Так художники «Бубнового валета» явились и свидетелями и обличителями времени и лживой власти, но и сумели подняться над скудостью действительности и увидеть нетленную красоту жизни. Причем объекты могут быть как естественного происхождения (плоды, цветы, мертвые животные и насекомые, черепа и прочее), так и созданные человеком (различная утварь, часы, книги и свитки бумаги, ювелирные украшения и так далее).
Он остался верен реализму. Вероятно, они посещали церкви. В ранних произведениях художника отразился интерес к различным направлениям в искусстве. Голландские дома уютны, соразмерны человеку, красивы. Исчез открытый рынок.
Отсюда уже рукой подать было до истинного смысла. На простейших примерах он стремился показать истинную красоту природы. На настоящей выставке только в Италии его можно увидеть, у нас почему-то нет, никогда. То же можно сказать и о его графике: офортах, рисунках, акварелях. Это вообще елей на больную душу. Вот и Сальвадор Дали нарисовал свой натюрморт не так, как его рисуют обычно.
Голландские художники, создавая свои «десерты», как их иногда называли, сохраняли почти неизменной композицию картины. Это единство семьи, близких друзей, куда хочется уйти от невыносимой действительности. Кровавая и героическая история человечества как будто оставляет художников, самых великих, самых восприимчивых, к этому равнодушными. Настроение художника как бы «алхимическое» — кажется, что ему хочется все бросить в котел искусства, чтобы вытащить оттуда сущность вещей.
В 1945 году Дали вновь возвратился к прежней теме, написав еще одну «Корзинку с хлебом» (Музей Дали, Фигерас). Это была эстетика балагана, народного гуляния, ярмарочного праздника жизни. То есть, он нейтральный, вот таким образом не отвлекает внимание от других предметов. В подобном ключе исполнена и еще одна, более ранняя картина — «Кубистическая фигура» (ок. О жителях Каталонии — пограничной области между Францией и Испанией — бытует поговорка, что они верят только в то, что можно пощупать или съесть. Сальвадор доставал насекомых из древесины и заменял их плодовыми червями. Все написано с чувственным восторгом.
Таково же описание Храма, царского дворца. Образование живописца Дали получил в Мадридской академии художеств. Вот посмотрите на эту бабушку, которая сидит за своим обедом. Бог благословляет простую жизнь, ее скромные радости, ее горести.
В них найдена мера цветности и этого удивительного света. И они это знали. Потом даже в XIX веке в французском искусстве интерьер был символичен, он был не случаен. Завидя очередь, они пристраивались к ней, не спрашивая, за чем она. Это может быть кусочек бекона (на «Мягком автопортрете»), вареные бобы («Предвидение гражданской войны в Испании»), хлеб, уже как вполне традиционный христианский символ («Ядерный крест», «Мадонна Порт-Льигата»), сырые котлеты («Портрет Гала с двумя бараньими котлетами на плече»), разломленный гранат («Сон, вызванный полетом пчелы», «Дематериализация носа Нерона»). Однако все эти цвета превосходно контрастируют на нейтральном фоне. Художники работали над совершенством цвета, формы, композиции, жанр стал быстро развиваться. Известные русские и советские художники, работавшие и работающие в жанре натюрморта: Константин Коровин (1861-1939), Игорь Грабарь (1871-1960), Пётр Кончаловский (1876-1956), Кузьма Петров-Водкин (1878-1939), Мартирос Сарьян (1880-1972), Илья Машков (1881-1944), Елена Скуинь (1909-1986), Пётр Альберти (1913-1994), Сергей Осипов (1915-1985), Евгения Антипова (1917-2009), Виктор Тетерин (1922-1991), Майя Копытцева (1924-2005), Ярослав Крестовский (1925-2003), Владимир Стожаров (1926-1973), Борис Шаманов (1931-2008) и др.
Давида Штеренберга часто называют «художником натюрморта». Один из ранних натюрмортов (1915 г. ) написан в реалистичной манере, хотя то внимание, с которым Дали изображает глянцевитую поверхность фруктов и овощей в тарелке, шелковистый блеск луковицы, лежащей рядом, сияние глазури, покрывающей кувшины, в солнечном свете чем-то напоминает работы импрессионистов. Никого не было. Выставка имела огромный успех. 1927, Музей Дали, Фигерас).
На фоне этих вызывающе-сексуальных полотен «Два куска хлеба, объясняющиеся в любви» выглядят невероятно лирично и лаконично. Говорят, что выставку посетил Пикассо со своей собакой. Их пронизывает музыкальный ритм и им свойственна благородная гамма тонов. Фантазия художника может лишь испортить Его безграничное совершенство». Он очень рано проявил способности к рисованию.
Это рыбная лавка изобилие всего рыбного. Раз Церковь не принимает искусства, то в нем развиваются светские тенденции. В 1933 году для сюрреалистической выставки в Pierre Colle Gallery (Париж) Дали создал скульптуру Ретроспективный бюст женщины – бриколаж фарфорового бюста женщины с батоном хлеба в виде шляпы, на которую водружена бронзовая чернильница — репродукция картины Анжелюс Жана-Франсуа Милле. Здесь неважно, каким он видит мир: конкретным, реальным или абстрактным. Среди натюрмортов испанского художника-сюрреалиста есть немало вполне «обычных» — «Натюрморт» 1918 года, натюрморты «Рыба» 1922 года и «Корзинка с хлебом» 1925 года, «Натюрморт с двумя лимонами» 1926 года и др. Искусству оставлялась лишь педагогическая задача — укрепление морали.
На полотнах Дали зритель видит чудовищные фантасмагории, устрашающие фигуры («Мрачная игра», 1929, частное собрание, Париж). Процесс поглощения, поедания присутствует в картинах и отдельно от еды. Кроме кота человека на картине «выдает» и собака — она в терпеливом ожидании смотрит прямо на него. Кальвин был представителем строгого, пуританского, аскетического протестантизма. Фрагменты человеческих тел соединены с неживыми предметами. Хотя Дали называют великим испанским живописцем, по происхождению он был каталонец. Парящие в пространстве предметы, не соприкасающиеся друг с другом, мы видим на картинах «Атомная Леда», «Дематериализация носа Нерона», «Мадонна Порт-Льигата».