Товарищи помнили о пристрастии Моне, поэтому, всегда привозили ему из путешествий новые сорта цветов. Клод Моне по настоящему увлекся садоводством: он выписывал почти все журналы и книги по садоводству изучал перевод знаменитой «Иллюстрированной истории садоводства» Джоржа Николса, коллекционировалкаталоги семян и выписывал из питомников всевозможные новинки в мире цветов. Что уж говорить, цветы Моне просто обожал, это видно даже на полотнах, где он изображал свою семью, в окружении цветов. Вокруг своего загородного дома он высадил сад, созданный по такому же принципу, как и его картины — каждый отдельный цветок вливается в общую гармонию красок. Этот цвет хорошо гармонировал с жёлтым тоном столовой.
Любимым цветком же Монэ была лилия (или кувшинка). Известно, что мак был любимым цветком Клода Моне. Комнаты внутри дома окрашены в разные цвета, в точности такие, какими они были при жизни Моне, а стены многих комнат по-прежнему украшает собранная самим Моне замечательная коллекция подлинных японских гравюр, включая чудесные работы Хокусаи и Хиросиге. Благодаря художественному таланту и трудолюбию, то, что раньше было просто огородиком возле дома, превратилось, благодаря Моне в настоящий праздник цвета, света и красоты. Моне писал цветы и рисовал цветами.
Стены столовой заполнены японскими гравюрами, которые Моне подбирал, сообразуясь со своим чувством цвета. Кисть веерная Монэ от Юлии Билей из белой синтетики с двойной выставкой ворса – идеальный инструмент для создания мягких растушевок, горизонтальных растяжек и переходов нескольких цветов в технике Монэ. Где каждая комната гармонично идеальна по цветам и оттенкам, где немного скрипят полы, где такой невероятный вид из окна, где свет так нежно обволакивает предметы интерьеры. Растения в каждом из отделений тематически подобраны — они гармонируют друг с другом либо ароматом, либо цветом. Моне решил её в голубом цвете.
Эти плитки отлично гармонировали с желтым цветом столовой, когда слуги открывали двери, чтобы внести блюда.
И не стоит забывать о том, что кухарке ежедневно приходилось готовить как минимум на десять человек, не считая гостей. Насколько разные картины и цветы, но все они воспевают красоту и мастерство природы. Глицинии стали мотивом многих картин, созданных в 1905-1910 годах. А потом вдруг на меня снизошло озарение и мне открылось очарование моего пруда.
Картина была показана на первой импрессионистской выставке в 1874году. 1888 год, частная коллекция. После этой «первой волны» сюда потянулись и другие американские художники, причем многие стали задерживаться не только на летние месяцы. Мне кажется, что именно в Аржантее были созданы лучшие картины Клода Моне. Маковое поле близ Ветея 1879 год.
Так, перед рабочим столом стоит принадлежавший Моне стул эпохи Наполеона III. Сейчас в комнате стоит бюст Моне, выполненный при его жизни Полем Поленом (Paul Paulin). В своих работах образ цветов увековечил Клод Монэ, его «Хризантемы» нежными бело-розовыми комочками всматриваются в зрителя.
Содержание дома и сада взяла на себя падчерица и одновременно невестка художника — Бланш Моне Ошеде (Blanche Monet Hosched), дочь второй жены Моне Алисы и вдова старшего сына художника, Жана. Таким может быть только дом художника. Клод Моне сходится с семьей Алисы Гошеде (Alice Hosched), с которыми уже был знаком несколько лет. Он считал также нужным «проявлять крайнее упорство в сохранении первого впечатления, так как оно— самое правильное» и в то же время настаивал, что «в картине должна поражать не одна какая-либо часть, а все в целом»5. Цветущую сакуру можно увидеть с конца марта по начало мая.
Журналист Луи Леруа придумывает для участников выставки «уничижительное» название «импрессионисты», а картины сравнивает с обоями — в пользу последних. В Аржантёй вела железная дорога, добраться из Парижа туда можно было быстро и легко. Школа ему, по натуре недисциплинированному, всегда казалась тюрьмой. В Аржантее у Моне был свой дом и свой первый сад. В доме он оборудовал просторную мастерскую.
Всего и не перечислить. Юность Моне, как он сам отмечал впоследствии2, по существу, была юностью бродяги. Шторы из органзы, также выкрашенной в жёлтый цвет раздвигали для лучшего освещения. Но Монэ удалось сделать невозможное.
Ветви плакучей ивы спадают неведомо откуда — ствола мы тоже не видим. По ее просьбе он сохранил лишь два тиса, росших ближе всего к дому. — Эти пейзажи с водой и отражениями стали каким-то наваждением. Сам Моне никогда не был в Японии, но, как и многие современные ему художники, восхищался этой страной и ее искусством. К этому времени он уже стал известным художником и вполне обеспеченным человеком. Клод Моне в своем саду, ок. Иногда она просто смотрела в сад, где две сакуры цвели белым и нежно-розовым цветом. А вот на картинах Моне, напротив, нередко преобладает синий цвет, отражение неба.
Стены кухни отделаны голубой руанской плиткой. В конце 1871 Клод Моне с семьей поселился в Аржантёе. Они то и зародили новое искусство, которое впоследствии стали называть импрессионизмом. Знаменитый критик Леруа так писал об этой выставке: «На ней не было ничего, кроме впечатленчества». Посмотрите, как выразительно художник нарисовал алые маки и желтые лютики. Создается ощущение, что маки выходят за пределы полотна. Однако Мишеля это родовое гнездо нимало не привлекало. Но иногда бывало, что многочисленные гости толпились именно в голубом салоне.
Но были оставлены высокие пни, по которым потом взбирались плетистые розы. И чтобы Маргарет не ушла из дома, Моне взяли Поля на работу. Ехать из Парижа до Вернона 45 минут. Созданный как единый ансамбль, Водяной сад сам является настоящей «живой картиной», меняющей облик в зависимости от часа суток и времени года.
Сад стал для художника главным источником вдохновения. Многочисленные картины цветов, собранные в Художественной Галерее «Гостиный Двор» соблазняют своей красотой и дарят радостное настроение зрителю. Большие вазы обычно заполнялись цветами одного сорта их расставляли по всей гостиной.
Моделями для полотен художника служили ее дочери, падчерицы Клода Моне. Институт Искусств, Чикаго. Поле маков в лощине близ Живерни, 1885 год. В столовой, которая сама по себе выглядела как художественная галерея, собиралась вся семья их друзья и почётные гости, включая гостей из Японии — например господина Куроки Хайяси (Kurokis Hayashi). В качестве материала использовалось буковое дерево. Обычно она проводила здесь время за вышиванием, любила сидеть с детьми.
Оскар Клод Моне (1840-1926) – великий французский художник-импрессионист. Она начала работать в доме ещё девочкой. Он проводил больше времени в воде и на скалах, чем в классе. Это был самый светлый период его творчества. Сначала семья просто снимала этот единственный подходящий дом в Живерни.
Ежедневная рутина была строгой и незыблемой. Моне спросил Труайона и Можино, куда бы они рекомендовали ему поступить. Музей современного искусства, Страсбург. Почти на всех полотнах, написанных в Аржантее изображена Камилла, любимая первая жена Клода Моне. Цветы не могут стареть», — признался Моне журналисту в 1926 году. Когда Моне поселился в Живерни, об этом провинциальном городке мало кто знал.
Вот, например, нежная картина «Кувшинки» (1914-18) из собрания музея Мармоттан. Китайский чай в конце XIX века ещё не пили, он появился в Европе лишь в начале ХХ-го. Не имевший собственных наследников сын художника завещал всё имущество и хранившиеся в Живерни картины французской Академии изящных искусств (Acadmie des Beaux Arts). А ради этого сюда стоит приехать.
Это значит, что если гость и не гурман, то, по крайней мере, знаток высокой кухни. С 1 апреля по 1 ноября (см. «Все деньги уходят у меня на сад», — говорил он. Музей Метрополитен, Нью-Йорк. Когда мальчику было пять лет, семья переехала в Нормандию, в Гавр.
Местонахождение картины в настоящее время не известно. план Живерни). Моне говорил, что больше всего в жизни он обожает две вещи: живопись и садоводство. Написанием картин с цветами занимались именитые художники разных веков.
Яйца, как вы видите, хранились опять-таки под замком — как и все остальные продукты. Вечеринки с японскими фонариками игра в теннис. Коллекция Моне насчитывает свыше 200 работ японских художников, в том числе 46 эстампов Утамаро (1753-1806), 23 гравюры Хокусая (1760-1849) и 48 гравюр Хиросигэ (1797-1858), то есть всего 117 гравюр этих знаменитых мастеров.
Сад в Живерни – это отдельное произведение Клода Моне, не менее великое, чем его картины. Прогулки по окрестностям Живерни, подарили Монэ новую идею «серий картин» – новый метод письма, который принес ему мировую славу и признание.
Как и везде, в доме Моне служили несколько поваров иногда целые династии. Мост был реконструирован в точном соответствии с оригиналом. 1890-1891 гг. За большим столом свободно усаживались 12 человек, но иногда его накрывали и на 16 персон.
Здесь царят переливы и отблески, отражения облаков и листвы. Какая из гравюр появилось первой в его коллекции, теперь уже никто не скажет. Сейчас Аржантёй входит в Большой Париж. Например, Каролина и Мелани дали свои имена изобретённым им рецептам. Интересно, что сегодняшний посетитель сада видит в первую очередь зелёные оттенки пруда: в воде отражаются плакучие ивы и другие деревья.
Однако благодаря его усилиям удалось отремонтировать крышу и сохранить японские гравюры из собрания Моне, а остатки коллекции живописи перевезти в музей Мармоттан. Здесь мы не видим берегов пруда. франков. Украшают ее японские гравюры изображающие женщин.
Вы талантливы— это видно с первого взгляда, но, я надеюсь, вы не остановитесь на этом. Учился искусству живописи во Франции, в Париже, преимущественно в студии Сюиса. Когда она ушла из Живерни и вернулась в родной Берри, она вспоминала: «работа в Живерни была очень тяжёлой, но когда я трудилась, передо мной всегда были два японских дерева». Ему должно нравится всё японское.
Художник выписывал журнал Revue horticole (Журнал садоводства), заказывал для своего сада растения и цветы из разных стран мира. Они живут вместе, впоследствии Алиса стала его второй женой. Всё это очень хорошо для начала, но скоро вам надоест карикатура. Живерни (Giverny) — это деревня в Верхней Нормандии, которая известна в первую очередь как место, где находится музей Клода Моне (Claude Oscar Monet) (1840–1926): его усадьба и прекрасный сад. график работы музея) сюда ежегодно приезжают более 500 тыс.
От станции «Вернон» до Живерни (Giverny) можно добраться на автобусе (6, 50 евро туда и обратно, билеты покупаются на борту наличными и обязательно компостируются). По-видимому, это были самые счастливые годы его жизни. график работы музея). Так и вышло, позже его первая мастерская стала гостиной. Первыми сериями картин стали его знаменитые «Стога», распроданные за три дня Дюран-Руэлем. В витрине единственной лавки художественных принадлежностей гордо красовались его карикатуры, выставленные по пять-шесть в ряд и, когда он видел, как перед ними в восхищении толпятся зеваки, он «готов был лопнуть от гордости».
К счастью, эта ухоженность не бросается в глаза: тенистые уголки с густыми зарослями и пруд с кувшинами оставляют абсолютно естественное впечатление «творческого беспорядка» природы. Эти живописные деревушки особенно манили в теплое время года, когда можно было писать на пленэре. Овсяное поле с маками, 1890 год. Это непосильный труд для старика и всё же я хочу передать то, что чувствую». Были отреставрирован дом, мастерские, мебель и гравюры. Часто в витрине той же лавки Моне видел помещённые над его собственными произведениями морские пейзажи, которые он, подобно большинству своих сограждан, считал «омерзительными».
По словам самого художника, ему потребовалось некоторое время, чтобы «понять» свои кувшинки, вникнуть в их красоту: «Я выращивал их, даже не думая, что когда-нибудь стану писать. Мостик располагается на одной оси с центральной аллеей Нормандского сада (см. Труайоны великолепны, Добиньи кажутся мне по-настоящему прекрасными. 1885 года, частная коллекция.
Восходящее солнце» («Impression, soleil levant»). Не менее привлекательными были для этих живописцев и окрестности Парижа. Хотя она оставаласькомнатой для работы, которая чередовалась с семейными и дружескими беседами, здесь Моне с Алисой принимали многочисленных посетителей, друзей, гостей, торговцев картинами, критиков, коллекционеров. Обучался в частных студиях Парижа (1859-1863), познавал тайны японской гравюры на дереве подвергался влиянию Коро, Курбе, Мане и мастеров барбизонской школы.
Конечно, в этом полотне еще трудно узнать будущего великого художника-импрессиониста. Вас ожидают все. Одно украшала голубая фаянсовая подставка для цветов из Руана, на другом цветочная подставка была серой и голубой японской, в виде раскрытого веера, внизу стояла большая ваза. После смерти Карлю в 1976 году Академия поручила спасение Живерни главному хранителю Версаля, прославившемуся благодаря успешной реставрации этого дворца, — 64-летнему Жеральду Ван дер Кемпу (Grald Van der Kemp). На стене закреплены две коробки для их хранения, они могут вместить 116 штук.
Родители мои одобрили это»9. Такие «офисные кресла» считались в то время образцом комфорта и предназначались для людей, которые долгими часами были вынуждены проводить за рабочим столом. Художник начинает мыслить и творить с точки зрения света и цвета, а не предмета и сцены. После смерти Клода Моне наследником усадьбы в Живерни стал его единственный оставшийся в живых сын Мишель (Michel Monet).
Поле маков в Живерни. Сюда приезжали на несколько дней, а оставались на месяцы. Классические нотки в обстановку привнесла Алиса, но цвета — заслуга Клода Моне, его слово всегда было последним и решающим.
Однажды, много лет спустя, Фор приехал в Живерни и увидел эту картину на стене в этой самой первой мастерской мастера и проявил к ней неподдельный интерес. Садоводство увлекало живописца не меньше, чем игра красок на полотнах. После обустройства пруда Моне посадил в нем «те самые» кувшинки (Nymphas), заказав множество этих растений в крупном питомнике Latour-Marliac (французский ботаник Жозеф Бори Латур-Марлиак (Joseph Bory Latour-Marliac) первым занялся гибридизацией кувшинок и вывел несколько сортов хладостойких водяных лилий разнообразных оттенков эти сорта популярны и ныне и прекрасно растут в умеренном климате). В Ветёе семья Моне прожила до 1881 года. Автором пейзажей, внушавших ему «крайнее отвращение», был Эжен Буден и, ещё не зная этого человека, возненавидел его. В своих пейзажных композициях Моне воссоздает вибрацию света и воздуха используя мелкие раздельные мазки чистого цвета и дополнительные тона основного спектра («Бульвар капуцинок в Париже», «Скалы в Этрета», «Поле маков»).
Некоторые приобрели тут дома и мастерские и обосновались в Живерни надолго (художники этой волны уже в основном изображали сцены семейной жизни, женщин и детей в саду и т. п. ). Ответ мужа всегда был довольно холоден: «Подожди, когда я вернусь, нужно посмотреть, что получилось». желающих увидеть место, где жил Клод Моне.
«Спасибо, что сравнили мой сад с цветами на эстампах Хокусая, — писал Моне в 1896 году Морису Жуаяну». Чтобы попасть в спальню художника, нужно вновь вернуться в кладовую. Здесь же стояли два письменных стола — его и Алисы. Поля маков увлекали Моне. А вот сюжет Винсента ван Гога «Красные маки и маргаритки» манят своей поэтичностью и жизнерадостным цветом.
На столе всегда была разложена жёлтая льняная скатерть, обычно ставили фаянсовый японский сервиз, который назывался «вишнёвое дерево» или белый фарфоровый сервиз с широкими жёлтыми каёмками с голубой отделкой.
1917 г. Фото: Etienne Clementel. Его картины – это часто какие-то совсем случайные фрагменты из жизни (Бульвар Капуцинок). Нотку элегантности комнате придавали персидские коврики. Одна из самых известных картина Клода Моне Поле маков (1873 год, музей Орсэ, Париж) была написана в Аржантее, неподалеку от дома художника. К концу жизни на Моне работало с десяток садовников.
Здесь художник также принимал своих посетителей, критиков, дилеров, коллекционеров. Осмотр дома начинается на первом этаже, с так называемого «голубого салона» (salon bleu) или комнаты для чтения (здесь Алиса проводила время с детьми, читала и вышивала). Его построил для Моне примерно в 1894 году местный ремесленник.
Ему удалось распрощаться с материальными трудностями и наладить комфортабельную буржуазную жизнь, посвятив себя искусству. От сельских жителей их отделял обширный сад и высокий забор. «Медитативная роза» Сальвадора Дали увлекает в фантазийный полёт. «Зелёные шевелюры» ив, сливаясь с их отражениями в пруду, создают обрамление для кувшинок на водной поверхности или сами по себе становятся темой самостоятельного живописного произведения (в 1918-1922 гг. Название пейзажа Клода Моне «Впечатление.
Рисуйте сколько сможете, никогда нельзя сказать, что рисуешь достаточно. Для обивки мебели была использована весёлая материя с узором из васильков и розочек, которую до сих пор производит фирма Georges Le Manach. Хранили здесь и английский чай и оливковое масло из Экса и фуа-гра из Эльзаса. В шкафу есть выдвижные ящики и в каждый из них тоже встроены замки. Его привлекал контраст красных маков и зеленой травы.
Но слава распространилась быстро. Этому в немалой степени способствовал американский фонд The Versailles/Giverny Foundation, который вот уже около 20 лет организует программы «творческих резиденций», каждый год предоставляя трем американским художникам, которые избираются фондом Art Production Fund, возможность в течение трех месяцев жить и работать в Живерни и получать стипендию. Даже проходить по дому и саду следовало по тщательно выработанному маршруту. Впрочем, правильнее будет перевести его нынешнее название как «Музей импрессионизмов» или «Музей импрессионистических течений»: этот музейный центр видит свою миссию в том, чтобы продемонстрировать «международный характер импрессионистского направления».
Со временем эти изображения становятся всё более абстрактными. Шкаф запирался на ключ, который всегда хранился у хозяйки дома. Хризантемы, 1878 год. Сохранившиеся архивы, бесчисленные фотографии и воспоминания тех, кто бывал в усадьбе, помогли воссоздать план сада и определить любимые растения Моне. Оттуда вверх ведёт очень крутая лестница это единственный путь в комнату отдыха мастера.
Эти копии плотными рядами покрывают стены студии, воссоздавая атмосферу прошлого. Национальная галерея, Вашингтон. В 1966 году в результате автомобильной аварии погиб Мишель Моне. Центральную часть полотна занимают отражения белых облаков.
Искусствоведы недаром считают его одним из основателей абстракционизма. Помимо этого, американскому искусству в Живерни посвящен открывшийся в 1992 году Музей импрессионизма (Muse des impressionnismes Giverny) (прежнее название — Muse dArt Amricain Giverny). Хризантемы 1882 год. Поле маков, около 1890 года.
Усадьба называлась довольно интересно — «дом яблочного пресса». Интересно, что хозяин никогда не заходил на кухню, посетив её лишь единожды, когда продумывал убранство этого помещения. Музей Орсэ, Париж. Директор Академии и хранитель парижского музея Мармоттан Жак Карлю (Jacques Carlu) не располагал достаточными финансовыми средствами, чтобы осуществить полноценную программу реставрации.
Музей изящных искусств, Бостон. Весенние цветы, 1864 год. Но на картинах Клода Моне Алиса Гошеде, в отличие от Камиллы, встречается очень редко. Вскоре после прибытия в Париж Моне прислал Будену свой первый отчёт.
Это серию из восьми крупноформатных полотен «Кувшинки» Моне начал по предложению своего друга Жоржа Клемансо. Автобус-шаттл (navette dautobus ligne 241) будет ждать всех желающих уехать в Живерни тут же, на вокзале Вернона: так для большего удобства туристов подогнано расписание (автобус ходит с весны до осени, то есть всё время, что усадьба Моне открыта для посетителей (см. Внимание: с 2013 года билеты на автобус туда-обратно уже стоят 8 евро. Вся кладовая сохранила особое очарование загородного дома. Сад художника в Ветёе, 1880 год. А такого моря цветов не встретишь, пожалуй, ни в одном ботаническом саду.
«Я поглощен работой, — пишет он в 1908 г. Гюставу Жеффруа. Во времена Моне яиц ели значительно больше, чем теперь. Конечно, со временем пни разрушились и теперь розы поддерживаются металлическими опорами. Из спальни Моне посетители переходят в его туалетную комнату (где художник каждое утро принимал холодную ванну) и далее в туалетную комнату и спальню мадам Моне (дети занимали чердачный этаж).
И хотя Моне, в основном, работал на пленэре, в студии он завершал полотна, да и хранил их. Анемоны, ок. Это место можно видеть на картинах Мастера: перспектива аллеи, где слева, справа и сверху пышные цветы, а на дорожке внизу их тонкие ажурные тени. «Маки» кисти Анри Матисса забавно рассыпались в стороны. В этот день мы неплохо выспались и отправились на парижский вокзал Сен-Лазар (подробнее о том, как добраться до Живерни, читайте тут).
Клод Моне в своем саду на фоне пруда с кувшинками, 1905 год. При малейшем движении или изменении позы перед глазами зрителя предстает новая перспектива. Работы продолжались в течение трех лет. Одна из ранних работ Клода Моне Женщины в саду, 1866-1867 гг., Музей Орсэ, Париж.
Она ухаживала за садом с помощью старшего садовника Лебре. Специи были весьма редки и очень дороги в то время. Яйца семья Моне не покупала, у них был собственный курятник во дворе. Но также известно, что Моне и прежде встречал такие рисунки.
Но постепенно они познакомились с несколькими местными семьями. Занимайтесь, учитесь видеть, писать и рисовать, делайте пейзажи. Берег пруда был укреплен с помощью шпунтовой стенки. Музей Метрополитен, Нью-Йорк. Музей изящных искусств Вирджинии, Ричмонд, США.
Оскар Клод Моне родился 14 ноября 1840 года1 в Париже. Фонд Клода Моне, в свою очередь, предоставляет этим художникам жилье, мастерскую и автомобиль. Здесь первым делом художник вырубил мрачную аллею из елей и кипарисов. Даже в столовой не раздавались голоса, если в ней не было хозяина.
«Буден тотчас же подошел ко мне, — вспоминал Моне, — похвалил меня своим мягким голосом и сказал: я всегда с удовольствием смотрю на ваши рисунки это забавно, легко, умно. За ними последовали «Тополя», «Руанский Собор» и др. Купили там в автомате билеты по 12, 50 евро до Вернона на 10:20 (направление на Руан, поскольку Вернон относится к региону Верхняя Нормандия). «Как только какой-то цветок увядает, я его уничтожаю и заменяю новым.
Только полотно это живое – возвращаясь в Живерни через пару недели, вы видите перед собой уже совсем другую картину: одни краски поблекли, другие зазвучали в полную силу. В 1883 году семья Клода Моне переезжает в Живерни. У Моне живопись вообще светлая, но именно в Аржантее его полотна просто светятся радостью.
Живерни заполонили художники и те, кто старался себя к ним отнести. В такие дни дом окутывала тишина. Моне распорядился оформить комнату в радостной голубой гамме: выкрасить светло-голубым цветом мебель, стены и полоток (вообще Моне лично разработал практически весь дизайн интерьера своего дома).
В частности, Клод Моне придумал не смешивать краске в палитре, а ложить их рядом на холсте (напр: жёлтый и зелёный мазок рядом) для того что бы они смешивались в глазу у зрителя и давали куда больший эффект. Друг напротив друга стояли два зеркала. Фигуры женщин изображены на этом полотне очень стилизованно. Вот таким образом, после того как пруд был наполнен водой, мне захотелось украсить его растениями.
Удалось даже спасти глицинии, посаженные еще Клодом Моне. Весной, летом, осенью — этот сад всегда пестрит яркими красками и просится на полотно.
В студии он познакомился с такими художниками, как Огюст Ренуар, Альфред Сислей и Фредерик Базиль. Пьер Огюст Ренуар умело передал пышные формы цветов в работе «Ваза с пионами». Из кладовой посетители переходят в первую мастерскую Клода Моне (salon- atelier) (при прежних хозяевах это помещение использовалось как склад зерна).
Совершив прогулку по саду и дому художника, вы увидите, как перед вами оживают самые знаменитые картины великого импрессиониста. план усадьбы). Немалую роль сыграли обширные связи, которые были у «светского льва» Ван дер Кемпа в высшем обществе всего мира, а также содействие его жены.
Клод Моне очень по своему подходил к изображению природы и натуры человека. Он также в первый раз съездил в соседний Амстердам. Восход солнца» (Impression, soleil levant). Затем познакомила Моне со своим женихом, Полем. Сам Моне принимал непосредственное участие в планировке сада.
Над этой студией располагалась его комната. Стоит сразу оговориться, что как таковых картин Клода Моне вы в Живерни не увидите (не считая не слишком качественных копий, сделанных для воссоздания «рабочей обстановки» в мастерской). Моне писал цветы и рисовал цветами. Однако этот случайный выбор оказался судьбоносным для творчества Моне. Моне ответил гостю, что эта картина больше не продаётся ни за какую цену и напомнил Фору обстоятельства, при которых тот уже видел «Ветёй в тумане». Поначалу сад Моне состоял только из территории, примыкающей к дому (около 1 га).
Восходящее солнце» произошло название импрессионизма, так как «впечатление» переводится как «Impression». Особенно яростной критике подверглась картина Моне «Впечатление. Он неоднократно возвращался к ним в своем творчестве. Потолок, стены и мебель выкрашены двумя оттенками жёлтого цвета.
Поле красных маков близ Живерни, 1895 год. Спальня К. Моне расположена непосредственно над его первой мастерской-гостиной. В 1879 году семья Моне переехала в Ветёй, небольшой поселок на берегу Сены в 65 км к северо-западу от Парижа. В пятнадцать лет Моне был известен всему Гавру как карикатурист3.
Немалую роль в возникновении замысла создать японский сад сыграло и впечатление от «водных садов» в Трокадеро, которые Клод Моне увидел во время Всемирной выставки в Париже в 1889 году. Японский мостик в «водяном садике» загнивал в черной воде, а берега были разрушены грызунами. «Все, что написано непосредственно на месте, — заявлял он, например, — всегда отличается силой, выразительностью, живостью мазка, которых потом не добьёшься в мастерской». Его жена Алиса в своих письмах даже жаловалась дочери, что муж неустанно рисует свои «вечные кувшинки».
Учитесь рисовать— это то, чего вам всем сегодня не хватает. план усадьбы). Знаменитый «нормандский цветник» заполонили колючие кустарники и сорняки, многие деревья погибли, стекла в теплицах были выбиты, решетчатые изгороди и опоры покрылись ржавчиной. По прибытии на вернонский вокзал встали в очередь к автобусу до Живерни (от Вернона до этой деревни около 7 км): поскольку туристов скопилось много, то сначала отсчитали 40 человек, которых усадили в первый автобус, а для остальных подогнали еще один. Второй контейнер был рассчитан на 80 яиц. Маковое поле, 1875 год, частная коллекция.
Как думаете, получится ли у вас изобразить вкус цветом. Курятник находился в саду. Музей посвящен разнообразным формам импрессионизма, его истокам, географической широте истории и побочным «ответвлениям». Насколько это было «эргономично», остается только гадать. Тихую нормандскую деревню стало не узнать.
Не оставайтесь в этом городе хлопка, не падайте духом. А самой знаменитой поварихой Живерни была Маргарет. Работы проводила фирма из Вернона. С их помощью он даже стал заниматься выведением гибридов. Я взял палитру.
Они задают вертикаль. И, — прибавляет Моне, — мои родители разрешили мне остаться на месяц-другой в Париже, следуя совету Труайона, который настаивает, чтобы я основательно занялся рисованием. Став полноправным владельцем имения, он расширил дом (так что тот стал занимать 40 метров в длину), увеличил окна, покрасил ставни в необычный по тем временам зелёный цвет (обычно было принято красить их в серый), увил фасад диким виноградом и приступил к обустройству великолепного цветущего сада на месте прежнего фруктового сада. Музей Бойманса-ван Бёнингена, Роттердам, Нидерланды. Лето.
Делайте копии в Лувре. Приобретя этим путём некоторую известность, Моне вскоре стал «важной персоной» в городе. Фиолетовые маки, 1883 год. Пол покрыт плиткой в шахмат — рисунок создают белые и тёмно-красные панели, такое сочетание очень любили в то время.
Многие, наверное, скажут, что это бессмысленно. Когда Клод (так хочется поставить отчество ) Моне приобрёл его, дом выглядел по-другому. «Вид меняется непрерывно, не только с изменением времен года, но от минуты к минуте, ведь кувшинки — далеко не единственная составляющая сцены фактически, они лишь ее сопровождение». Здесь нет больших разлинованных клумб, наоборот, здесь все, как в живой природе: много мелких ярких цветов, разбросанных в кажущемся беспорядке. «Имею честь сообщить вам, что сын мой Оскар Моне восемнадцати лет, проработав с господином М. Очардом, Вассером и Буденом, выдвигает свою кандидатуру на звание стипендиата изящных искусств города Гавра. Каждое создает свой мазок, вплетается в общее звучание. В этих сериях Моне больше интересует не столько сам объект (в данном случае кувшинки), сколько меняющееся освещение игра света на поверхности водоема.
Жеральд Ван дер Кемп и юный старший садовник Жильбер Ваэ (Gilbert Vah) сумели возродить сад. Небольшой сарай, стоящий поблизости, соединили с домом и он стал первой студией художника. Эта аллея вела от ворот усадьбы ко входу в хозяйский дом. Моне было создано двенадцать полотен из серии «Плакучие ивы»).
Его первая мастерская заросла травой. Ансамбль площадью 200 кв. м стал одним из самых монументальных творений века. На картине изображены жена Моне Камилла и его сын Жан. Под большим окном находится кубинский секретер из красного дерева. В Живерни Клод Моне проживет до конца своей жизни.
Весь акцент художник делает на игре света и тени, на листве деревьев и цветах. Главный садовник Моне вспоминал: «У нас были белые, желтые, красные кувшинки (. ), еще голубые, экзотические сорта из оранжерей». Именно этот сад стал главной любовью в последние годы жизни художника.
В нем он работал, его он и писал во всех видах, с разных точек, в разное время суток. Но так как у меня нет необходимых средств, чтобы послать его в Париж для занятий в мастерских известных художников, я прошу вас оказать мне любезность и благосклонно принять кандидатуру моего сына»7 Два месяца спустя совет рассмотрел это прошение, а также посланный одновременно натюрморт и отверг просьбу, опасаясь, что «естественные склонности» Моне к карикатуре «могут отвлечь молодого художника от более серьёзных, но менее выгодных занятий, которые одни лишь заслуживают муниципальной щедрости»8. Начал с Армана Готье, который рассчитывает в ближайшее время видеть вас в Париже. К этому надо добавить, что яиц в XIX веке люди ели значительно больше, чем сейчас. Народу в этом живописном саду не меньше, чем в первом и естественно возникает конкуренция среди желающих сфотографироваться на мостике, увитом посаженными самим Моне глициниями или на фоне знаменитого пруда с кувшинками (весной водяные лилии еще не цветут, но характерные круглые листья кувшинок и свисающие почти до самой воды гривы плакучих ив создают неповторимое настроение, вызывая в памяти картины Моне, который рисовал этот вид около полусотни раз. ). Часть растений для сада тоже была привезена из Японии.
Букет из мальвы, 1880 год. Здесь приглашённые ждали хозяина, болтали, пили чай. Цветы были его страстью. Сегодня в музее Оранжери эти масштабные полотна составляют настоящий панорамный фриз, который разворачивается перед зрителем и как бы обволакивает его со всех сторон. Наиболее длительная из таких «художественных колоний» рубежа XIX – XX веков просуществовала как раз в Живерни, где американцы с удовольствием исследовали эстетические возможности импрессионизма.
В мае 1871 года он покинул Лондон, чтобы переехать жить в Зандам, в Нидерландах, где он написал двадцать пять картин (и где полиция подозревала его в революционной деятельности). Расписание автобуса можно посмотреть тут или тут. По истечении двух месяцев Моне решил остаться в Париже на неопределённое время. Он писал один и тот же сюжет сразу на нескольких полотнах, недолго (не более получаса) работая над каждой кратиной в одно и то же время суток. В конце ее цветения можно увидеть захватывающее зрелище: цветки опадают и покрывают землю розовым ковром.
Спальня Алисы оформлена предельно скромно. «Пока я ещё смог побывать в Салоне только один раз. Как истинный художник, Моне и к оформлению сада подошел с фантазией и вкусом, воспринимая это скопление цветников не просто как «зелёные насаждения», а как свое любимое творение, как прекрасную натуру, которую хочется снова и снова изображать на картинах. Есть несколько красивых Коро Я побывал у нескольких художников.
Я взял каталог и сделал выбор — просто так, наудачу, вот и всё». С тех пор у меня практически не было иной модели». Фасад дома Клода Моне очень прост, но вид обманчив.
Послушайтесь меня— и вы увидите, что я прав. Водный сад чужд симметрии. Гуманная система.
В промозглые осенние дни воду для чая согревали в большом самоваре. К дому Моне это никак не относится. Моделью для всех трех женщин послужила 19-летняя Камилла Донсье, будущая жена Клода Моне. Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург. Именно они «открыли» Живерни, где Моне жил к тому времени уже четыре года и с жадностью стали рисовать здешние пейзажи, в основном виды реки Эпт, холмы и поля со стогами сена. Содержание картины демонстрирует зрителю утро в порту Гавр во Франции. Моне нравилось сочетать самые простые и распространенные разновидности цветов (маргаритки и маки) с самыми редкими сортами. На своём посту Маргарет оставалась и после смерти маэстро, до 1939 года.
Мебель в доме Моне была сломана и пропитана влагой. Клод Моне – французский художник. Недаром Живерни называют живым памятником импрессионизма. Возможно именно благодаря цветам, я и стал художником, – говорил о себе Клод Моне.
Оба они вели активную переписку, оба писали много и каждый день. Всего было выбрано около шестидесяти полотен, для которых были сделаны копии. Отец хотел, чтобы Клод стал бакалейщиком и продолжил семейное дело. В одной такой коробке помещалось 36 свежих яиц — не так уж и много для такой большой семьи, как у Клода Моне, которая насчитывала 10 человек: 2 дочери от его первого брака с Камиллой, его вторая супруга Алиса (она была любовницей Моне с 1875 года, а в 1892 году стала его женой) и шестеро детей Алисы от другого брака (плюс еще слуги). Он полон изгибов и поворотов (см.
Выделенных Академией изящных искусств и департаментом Эр средств было явно недостаточно и тогда Жеральд Ван дер Кемп и его вторая супруга американка Флоранс (Florence Russell Bennett Harris) бросили клич. Две вазы с хризантемами.
Подсолнухи, 1881 год.