Потом установилась практика избрания папы среди коллегии кардиналов. К периоду обучения Лосенко у Рету относится мифологическая композиция «Нептун на водах» изображающая бога морей на колеснице. Термин «гуманизм» (studia humanitatis)получил широкое распространение в эпоху Возрождения, выражая саму сущность её культуры и мировоззрения как стройной системы разносторонних знаний о человеке и его месте в природе и обществе.
Все они — покровители охотников и рыболовов. К тому же, Бернард ван Орлеи, ткавший гобелены, вместо того, чтобы уступать авторитету знаменитого художника, часто вмешивался в замысел и по своему усмотрению изменял композицию, очертания фигур и пейзаж, добавлял золото и различные декоративные обогащения. Развернутая в виде фриза лосенковская композиция строга, математически выверена и уравновешена. Лучше всего они выполнялись во Фландрии – в Арраксе, Брюгге и Брюсселе.
Наибольшую трансформацию претерпели центральные персонажи. В 1765 г. за эскиз «Туллий проводит свою колесницу над телом отца своего, Царя Сервия Туллия» Лосенко награжден первой серебряной медалью. Он утверждал, что сущность искусства заключается в подражании природе. Они выполнены в четкой контурной манере, чеканной и точной линией.
Не появись Андреа дель Сарто, Флоренция лишилась бы художника своего празднества. В 1761 г., еще будучи учеником Рету, он награжден за композицию «Смерть Сократа».
В какой-то мере в этой картине художник отошел от классицистических завоеваний. В своем произведении он точно следовал библейскому сюжету главы V, Евангелия от Луки. Все это показывает, что Рафаэль не ищет эффектов внешней красивости. Рафаэль и без высокого кардинальского сана был уже на пике своей славы и богатства.
В Риме же Рафаэль создал больше пятнадцати портретов. Под наблюдением Лосенко рисунки профессора награвировал его ученик Гавриил Скородумов. В Италии художник встретил старых знакомых и обрел новых друзей. Фрески «Фарнезины» славятся своим исключительно интересным изображением греко-римских богов. В XVI веке такой чести удостоились даже неабсолютнолетние дети (от 12 до 17 лет. ) из знатных семей рода Медичи и Борджа.
Рыбаками были апостолы Петр и Андрей изображенные на картине. Крупнейшей работой Лосенко, выполненной в мастерской Рету, стала картина «Чудесный улов». Это был тот самый пенсионерский багаж, который художник привез в Петербург в 1769 г. Вскоре по приезде Лосенко признан «назначенным» в академики. В нем выразились ранние поиски образа героя.
Последующее обучение Лосенко и двоих его друзей оплачивала государственная казна. Успехи его были одобрены. Наиболее интересны по теме и ее разрешению ковры «Чудесный улов» и «Паси овцы моя». И на ведущих предприятиях рыбной отрасли Приморского края этим летом организовали передвижную выставку «Чудесный улов». Просветлённый лик спокоен и кротокгустые каштановые волосы ниспадают до плеч. Правой рукой он указывает склонившему пред ним колена Петру на стадо, словно говоря: «Паси овец моих» (Евангелие от Иоанна, гл. XXI, 16, 17). Столпившиеся позади Петра апостолы охвачены волнением и проявляют самые разные чувства, как у Леонардо в «Тайной вечере». Одни вопросительно смотрят друг на друга, недоумевая, почему Учитель призвал и вручил ключи Петру, который трижды отрёкся от него. Другие с умилением смотрят на явленного их взорам Спасителя, послушно принимая любое его деяние, а третьи спокойно принимают это решение. В этом картоне, более чем в других работах Рафаэля, особенно заметны влияние Мазаччо и его лепка объёмов светотенью, чего не избежал никто из мастеров Высокого Возрождения. С одной стороны, благодаря церкви развивали искусство, образование и новые технологии, создавались государства (к сожалению и уничтожались).
Что-то бесконечно нежное, теплое и весеннее ощущаешь, когда рассматриваешь «Свято-Никольский собор», «Морской городок», «Удачный улов», «Натюрморт с ракушкой», «Облака». А между тем императрица дала художнику заказ на картины, который он не мог исполнить. Его колористическому восприятию, также как и линеарному, присуща та же мягкая, едва не подуставшая красота, которая делает его более современным, чем кого бы то ни было другого.
Он составил краткое руководство для изучения анатомии под названием «Изъяснение краткой пропорции человека». Тканые ковры были тогда самым роскошным украшением. Он опирается своими все еще сильными руками на посох, – поза некрасивая, но очень живая. Прогрессом в его искусстве является то, что в качестве типичного представителя итальянского Высокого Возрождения XVI в. в частности (с его особой ясностью классического вкуса) – он культивирует строгое начало. для пользы юношества. Началось повальное увлечение собиранием памятников древности.
Гигантские башни и колоннада замыкают пространство, позволяя ощутить его глубину. Бывший его учитель Рету к этому времени ослеп, вместе с ним угасло художественное направление, культивировавшее традиции барочного искусства. Судьба картонов была тоже не очень счастливой. Ватикан к концу жизни Рафаэля задолжал ему огромные суммы.
Эти воспоминания можно проиллюстрировать рисунком «Путешествующие». Картина мастерски скомпонована. Но они являлись еще ученическими работами, носили на себе следы многих влияний. Вскрыв подлог, Валла выбил из рук клерикалов их главный козырь, что не замедлило вызвать небывалое брожение умов.
Особого внимания удостоились и работы единственного графика «АртТерры Инкогнита» Екатерины Кравцовой. Давний знакомый Лосенко И. И. Шувалов к тому времени надолго обосновался в Риме.
Спустя пять с половиной лет, осенью 1758 г., Аргунов выпустил учеников своих с аттестатом. Их украшали гербы Делла Роверов – пап Сикста IV и Юлия II. Взгляды зрителей надолго задерживаются на работах Елены Гуляевой. Лосенко педантично выполнял намеченную для себя программу занятий.
Зато безусловную ценность представляли его портреты. В начале ХVIII века Глухов превосходил Киев красотой архитектуры и благоустройством. С другой стороны, вера, которая как объединяла, так и разъединяла забрала (. ) один миллион человеческих жизней за два столетия крестовых походов – насилия, вышедшего из-под контроля.
Фрески ватиканских лож далеко не равноценны по своим художественным достоинствам. «Чудесный улов» понравился и был приобретен для Эрмитажа, а Лосенко дано разрешение продолжить занятия в Париже. Это был Э. М. Фальконе.
Главной причиной доброжелательства явились картины художника «Каин», «Авель» и «Правосудие» (с Рафаэля), выставленные уже в залах и заслужившие восхищение знатоков и широкой публики. Он видит в антиках не идеальный образец, а натуру, запечатленную художником древности. Используя свои деловые контакты, он обратился к Екатерине II. Лирический дуэт пленяет мелодией линий их гибкостью, точностью и певучестью. Не раз копировавшиеся, они были хорошо известны в Европе. «Открытые просторы, небо, облака. Отлитые формы с антиков Шувалов отравил в Петербург, весьма обогатив тем Академию.
Но Рогнеда отказалась стать женой Владимира. Например, широкую известность получил «Флорентийский дневник» портного Бастьяно Ардити, пытливого наблюдателя и колоритного писателя. Гамма красок строже и лаконичнее. Самые известные Ватиканские гобелены: «Чудесный лов рыбы», «Св. Изменилось многое, в том числе и отношение к живописи.
В композициях даже ковры подчинены той «классической» гармонии, которая отнимает у них часто теплоту и жизненность. 10, 31). Его работа в Париже строилась по определенной программе, предложенной его руководителями. Картина, первоначально сделанная на доске, оставалась в капелле церкви, для которой и была предназначена вплоть до конца 18 века, когда была вывезена в Париж французскими оккупантами, где видимо из-за повреждений, полученных в ходе транспортировки-была перенесена на холст. Алтарная картина характеризуется повествовательным сюжетом, причем история развивается снизу вверх:Апостолы собравшихся у саркофага Девы Марии, находят его пустым, и на месте усопшей они находят расцветавшие цветы, среди которых-лилии. За этим неожиданным открытием следует созерцание небесного явления:в окружении херувимов и играющих на музыкальных инструментах ангелов, Дева Мария возводится Христом в сан Королевы Небесной. Исследования доски (рентгенографией и инфракрасными лучами)показали, что картина была написана в два приема:вначале была использована верхняя часть, в которой Христос коронует Деву Марию, в то время, как завершение композиции-изображение Апостолов вокруг расцветавшего саркофага-относится к гораздо более позднему периоду. Фигуры верхней части исполнены в манере Перуджино, совсем наоборот, распределение фигур Апостолов создают эффект динамизма, в то время как пейзаж заднего плана волшебным образом сливается с фигурами на первом плане. Центральным элементом картины является пустой саркофаг, сразу же бросающийся в глаза и размещенный по диагонали, что усиливает эффект глубины сцены.
Лосенко создает образ совсем иного звучания. Рисуя с картин болонских мастеров, Лосенко не только постигал профессиональное мастерство этих художников, но стремился понять их принципы претворения натуры в художественные образы. Рисунок и анатомическая верность фигур безупречны, детали отточены, даже складки тканей по-новому выразительны и рельефны, лица вылеплены уверенно и пластично. Заключается вся эта серия большим панно «Пир богов», на котором изображено тридцать богов, примирившихся со вторжением в их среду смертной красавицы Психеи. Этот парадный портрет, не имеющий параллели в творчестве Лосенко, по существу замыкает портретное наследие художника. И герб понтифика Льва Х исполненный по рисунку Рафаэля, украсил края новых гобеленов.
В Риме художника окружали собратья по искусству, съехавшиеся сюда из разных стран. Эта картина стала началом русской школы исторической живописи. Портрет написан после запрещения журнала «Трудолюбивая пчела», который издавал Сумароков в 1759 г. Тонкий психологический портрет написанный Лосенко, раскрывает драму поэта, подчеркивает ранимость и незащищенность его искренней натуры. Яркая индивидуальность облика прославленного комика облегчила задачу живописца. В картине «Исцеление хромого святым Петром и святым Иоанном», помимо интересной декоративной композиции, абсолютно исключительный интерес представляет фигура нищего калеки, расположившегося у правой колонны храма. Особенное внимание Лосенко привлекли работы Рубенса, Рембрандта, Лебрена.
Картон «Смерть Анания» передает тот момент библейской легенды, когда Петр сказал Ананию, утаившему деньги от проданной земли: «Ты солгал не человеку, а Богу. Уже в самих названиях произведений заложена основная мысль художника. В 1865 году Музей Виктории и Альберта взял картоны в долговременное использование. Каждый день работы художника приносил ему новые успехи.
Парадный, выдержанный в традициях прихотливого стиля рококо, виртуозно написанный холст – один из шедевров Лосенко. Плачет прислужница. Это определяет их идеальную отвлеченность.
Рафаэль справился с этой трудной задачей. По словам Анны Копытиной, в первую очередь выставка предназначена для самих рыбаков.
Лишь центральная группа повернута была зеркально, отсутствовали на первом плане мальчики с доспехами, да возничий с конями приближен был к первому плану (в картине он с трудом удерживает гекторова коня, рвущегося к городским воротам). Переломным для культуры и искусства Италии оказался 1492 год. Но первостепенным было влияние Античности — наследия Гомера и Вергилия.
Елена признается, что больше всего она любит работать над морскими пейзажами. Ее гармония строится на контрастах серебристо-желтых и красных, коричневых и серых тонов. После более чем тысячелетнего средневекового обскурантизма, когда в Риме безжалостно уничтожались памятники античного искусства, презрительно называемого «варварским», когда огульно отрицалось любое проявление язычества и только чудом сохранилась и не пошла на переплавку величественная конная статуя Марка Аврелия, которую хулители всего языческого по недомыслию сочли изображением императора Константина, принявшего христианство итальянцы словно прозрели и повсюду взялись за поиски образцов дохристианского искусства.
Андрей вместе с Иаковом и Иоанном, сыновьями Зеведеевыми, тащат сети. Ведь у нас такие красивые места. К этому времени в Петербурге открылась Академия художеств. Когда пишешь с натуры, все будто само собой получается.
Плутоватое лицо нищего выражает высшую степень удивления, верхняя губа прикушена. В сентябре 1765 г. «Жертвоприношение Авраама» отправлено в Петербург, а еще ранее послан Академии еще одни творческий отчет – «Журнал примеченных мною знатных работ живописи и скульптуры в бытность мою в Париже» (после Лосенко такие отчеты стали составлять все русские пенсионеры за границей). За картину «Владимир перед Рогнедой» Лосенко получил звание академика, а спустя пять дней произведен из адъюнкт-профессоров в профессоры.
Работая с ними в гипсовом классе, он ведет их по своему пути. Любовь и раскаяние Владимира стали стержнем трактовки сюжета. В 1744 г. он был отобран для придворной капеллы и отправлен в Петербург. Впервые четыре бесценных гобелена Рафаэля с оригинальными рисунками: «Призвание Петра», «Чудесный лов рыбы», «Жертвоприношение в Листре» и «Исцеление хромого» были выставлены в музее Виктории и Альберта в Лондоне в 2010 году. В основе сюжета – история, описанная евангелистом Лукой.
За семь месяцев он завершил одно из лучших своих полотен. Заботы и хлопоты лавиной обрушились на Лосенко (Жилле, не знавший русского языка, не мог ощутимо помогать ему). Так, на одной из фресок он изобразил художников за работой. Действующие лица, размещенные на первом плане, устремлены к центру жестами и взорами. – 1773, Санкт-Петербург)Художник. Академик Императорской Академии художеств (с 1770). Родился в Глухове, на Украине.
Она была административно связана с Московским университетом и официально называлась «Московской», так как предполагалось, что она отправится в Москву, а в Петербурге расширится старая Академия художеств, сформировавшаяся в предыдущие десятилетия при Академии наук. Значительно возрос интерес к печатному слову. Сопоставление картины с эскизом исполненным маслом дает возможность убедиться в изменении образа Андромахи.
Затем учился в Петербурге в мастерской И. П. Сам сюжет (возможно избранный Екатериной в назидание сыну, будущему Павлу I) как бы расширяется, насыщаясь идеями гражданственности и патриотизма идеями общественного долга. О чудесном улове рыбы рассказано в Евангелии от Луки (Лк., 5:1–11). Эскизы остались во Франции и затерялись в архивах академии, возможно, утратив авторство. В том же году Лосенко написал несколько натурных этюдов маслом, демонстрирующих превосходное знание строения человеческого тела и совершенство пластической его моделировки, а также небольшой холст «Андрей Первозванный», представляющий собой, по существу, этюд с натуры.
В 1763 г., работая в мастерской Вьена, он получает вторую серебряную медаль за рисунок на тему из римской истории «Клеобис и Битон везут свою мать в храм Юноны». Под развалинами римских терм, сооружённых в годы правления императоров Веспасиана и Тита, в подземных гротах была обнаружена великолепная настенная живопись на сюжеты античной мифологии, получившая название «гротески». Оно было как бы «притчей», сказанной не столько словами, сколько примером, действием живых сил природы.
Он пытается понять образ мыслей и чувства человека, прежде чем запечатлеть его на полотне. Живо ощущают торжественность момента соратники героя. И не его вина, что помощь опоздала. Из небытия то и дело извлекались на белый свет античные раритеты. Картины и рисунки своего пенсионера Шувалов представил императрице. В сети оказалось столько рыбы, что Иакову и Иоанну пришлось прийти на помощь. 29 июля 1763 г. Лосенко выехал из Петербурга, вновь направляясь в Париж.
Итоговой работой Лосенко в мастерской Вьена стала картина «Жертвоприношение Авраама», написанная в 1765 г. В Библии повествуется о том, как Аврааму приказано было принести в жертву своего сына Исаака в доказательство истинной веры и преданности. Академия трех знатнейших художеств (так она стала называться за время отсутствия Лосенко) встретила своего первого пенсионера в высшей степени благосклонно. Все приведено в согласие, звучит одним мощным художественным аккордом.
На переднем плане картины изображены три журавля. В 1769 г. Лосенко отправляется в Россию. Действительно, античные слепки и по сей день не только служат пособием для занятий рисунком.
Картина «Зевс и Фетида» ни в чем не уступает лучшим созданиям провозвестников нового стиля. Он утверждает высоту нравственного идеала русского человека: Все лики святых, покровительствующих охотникам и рыболовам изображены в соответствии с каноническим описанием. Это противоречило бы духу всех последующих чудес Христовых. По отзыву Э. Фальконе, талантливейший среди соотечественников художник.
Рисунков с этого античного памятника было несколько. В 1753 г. потерявший голос Лосенко отдан был в ученики к известному живописцу Ивану Аргунову и уже в следующем году рисунки Лосенко (копии с эстампов) были продемонстрированы императрице Елизавете.
Облик вельможи весьма внушителен и полон достоинства. Отослав через И. И. Шувалова свои работы в Петербург, Лосенко в 1768 г. приступил к картине «Зевс и Фетида» испросив у Академии разрешения остаться в Риме до весны. После этого братья оставили свое ремесло и последовали за Иисусом.
Но можно спросить: – какова была цель этого чудотворения. Далее, Рафаэль покрыл фресками сводчатый потолок одной из комнат виллы «Фарнезина» и целую галерею лоджий. Это были изображения близких Лосенко людей, связанных с ним общей любовью к искусству – поэта А. П. Сумарокова, актера Я. Д. Шумского и И. И. Шувалова. Это – первое в русском искусстве натурное изображение обнаженной женской модели.
Недоверие и надежда, зависть и скептическое безразличие – целая гамма чувств отразилась на этом лице. В ней лишь одна яркая деталь – сброшенные одежды Исаака. Рисунок портретен. В одном письме от 1504 г. его называют отзывчивым и хорошо воспитанным.
Художник не должен быть обособлен. Портреты остались во дворце и след их утерян, а картина «Товий с ангелом», возвращенная Аргунову, поныне находится в Государственной Третьяковской галерее. Восторгом сияют глаза юноши с наброшенной на голову львиной шкурой. Некоторые из нас бывали на Курильских островах, работали во время путины на рыбоперерабатывающих заводах, близко знакомясь с береговой жизнью рыболовов». Очевидно, первым был написан портрет папы Юлия II.
В эту же школу отдали Лосенко. Леонардо да Винчи так объяснил природу этой прекрасной взаимосвязи словесного и изобразительного искусства: «Живопись – это поэзия, которую видят, а поэзия – это живопись, которую слышат». Главное внимание привлекают Иисус и Пётр, ведущие диалог. Усиление классицистического начала сказалось и в колорите картины. Вьена (1760–1764), работал в Италии, в Риме (1765–1768). Один из первых русских профессоров Академии художеств, некоторое время был ее директором.
Большая фреска «Рождение Марии» в атриуме Сантиссима Аннунциата (рис. 106) показывает нам нечто такое, чего не дали Рафаэль и Фра Бартоломмео: прекрасное и удовлетворенное существование человека в тот момент, когда Возрождение достигло своего зенита. Ещё задолго до космологической теории Коперника и Галилея в сочинении работавшего в Италии немца Николая Кузанского De Docta ignorantia («Учёное незнание») уже утверждалось, что Земля, как и любое другое небесное тело, не может быть центром Вселенной, которая вечна в своей бесконечности. Участники «АртТерры Инкогнита» поставили перед собой цель: возродить интерес к теме рыбацкого труда, показать уникальную природу Дальнего Востока, подчеркнуть неразрывность связи «море-человек». Сырые, холодные «Камни», влажно поблескивающие после отлива, клочья морской «Пены» в прозрачных зеленоватых волнах, бьющихся о прибрежные «Скалы». И профессия рыбака здесь пользуется особым уважением.
Он человек светский и в Мадоннах его также присутствует мирская элегантность. В «Илиаде» Гомера повествуется о том, как морская богиня Фетида взошла на Олимп и приникла к коленям Зевса, владыки бессмертных, моля отомстить царю Агамемнону за оскорбление ее сына Ахилла. Трактовка Лосенко евангельского сюжета мягка и лирична. КЛЮЧЕВАЯ ФИГУРА: СВЯТОЙ АНДРЕЙ: С Андрея (умер в 60 н. э. ) скудны, но, по легенде, он отправился к славянам, где проповедовал, творил чудеса и обратил многих людей в христианство. Совершенствовался в Париже у Ж. Рету и под руководством Ж. -М.
Оно заключалось в трех гравированных листах: текст (на русском и французском языках) и два образцовых изображения мужской головы и фигуры в фас и профиль, с указаниями пропорциональных соотношений. Выставка была приурочена к визиту Папы Римского Бенедикта XVI в Лондон. Варьированная копия одноименной картины Ж. Жувене (1705 Лувр, Париж)Отчетная пенсионерская работа выполнена Антоном Лосенко в Париже под руководством Ж. Рету не позднее 20 ноября 1762 (времени отъезда художника в Петербург).
Поэтическая композиция Лосенко воплотилась в лирических образах и воспела любовь и нежность. Вазари упрекает его в том, что он излишне смирен и робок, что не было у него настоящего куража и чтобы понять, откуда такая оценка, нам достаточно бросить взгляд на одну из тех больших «машин», что появлялись обыкновенно из-под кисти самого Вазари. При дворе императрицы Елизаветы Петровны семилетний певчий пел древние канты и новые концерты, а в капелле получал серьезное музыкальное образование играл на флейте. Тогда герой отдал свой шлем мальчику-оруженосцу и, касаясь рукой сына, воззвал к богам о том, чтобы сын продолжил его дела и стал «знаменит среди граждан».
Все это свидетельствует о том, что Лосенко работая над замыслом, был во власти эстетических норм искусства барокко, воспринятых им у Рету. 6, 5). Глава Платоновской академии Марсилио Фичино в своих трудах прославлял человека, который «почти равен гению творца небесных светил». Недостаток исторических сведений о русских древностях остро ощущал и сам Лосенко. А восторженное настроение, которым пронизаны ее картины, поневоле передается зрителю.
Их назвали «Каин» и «Авель», объединив оба полотна в одно целое. Аргунова (1753–1758) и в Академии художеств (1758–1760). Известно, что против слепого подражания античной культуре выступал Леонардо да Винчи, высмеивая её особо рьяных поклонников, которые, «сменив Библию на античные тексты, уподобились средневековым схоластам, скрывающим своё скудоумие за высокими авторитетами».
Дело ограничилось разговорами. Приморская природа величественно красива и сурова.
Гобелены имели огромный успех, когда были показаны в Сикстинской капелле в 1519 году. Эмоциональное содержание здесь уже намечено, хотя определяющие черты образа Гектора – героизм и патетика – отсутствуют. Руки папы выразительны, – не старчески слабые и безвольные, а полные жизни и энергии.
Птицы производят немного странное впечатление в такой непосредственной близости к людям. Сосредоточенно и печально смотрит на Гектора чернобородый воин с копьем. Предполагалось выткать десять ковров, с изображением на них различных деяний апостолов.
Но возложенные на него педагогические и административные обязанности почти полностью отвлекли его от творчества и ускорили его кончину. Яркие, насыщенные тона словно отражают жизнерадостный характер автора. Бордюры ковров, вытканные под бронзу, рисовали эпизоды из жизни папы. В эскизе облик ее миловидно изящен, поза и драпировки барочно грациозны.
Готовясь к выставке, мы постарались как можно лучше понять, чем живут рыбаки. А прелестное лицо богини светится трогательным доверием и надеждой. Он сказал Петру и его спутникам, чтобы они закинули сети. Реалистическая трактовка религиозной темы свободна, не скована никакими традициями.
Двое последних приняли приглашение «Московской» Академии для работы в Петербурге. Их ставят наравне с «Тайной вечерей» Леонардо и «Сикстинской капеллой» Микельанджело. В конце 1750-х гг. И этот страх вполне соответствовал тому, что испытывал Исайя, увидев Господа, сидящего на престоле: «Горе мне, погиб я», – восклицал пророк, – «ибо я человек с нечистыми устами и живу среди народа также с нечистыми устами, – и глаза мои видели Царя, Господа Саваофа» (Ис.
А завершающий этап экспозиции проходил в здании ОАО» Дальрыба». обсуждаемой ранее картины «Алтарь Одди», но в то же время содержит множество новых и современных элементов. Фигуры не изолированы одна от другой, а связаны паутиной жестов и взглядов, как бы вовлекающих в развитие действия самого наблюдателя:Святой Иоанн Креститель смотрит в сторону зрителя, указывая на Богоматерь. Святой Франциск, напротив, указывает в сторону наблюдателя, но взор его направлен в небеса. Святой Иероним не только представляет заказчика картины, но и указывает на строение, убереженное от молнии, поясняя своим жестом смысл обета. Наконец, объединяющим элементом между небесным таинством и земной сферой является радуга, подчеркивающая композиционное единство сцены. Гуманист Лоренцо Валла подверг сомнению подлинность так называемого «Дара Константина», оправдывавшего притязания Церкви на светскую власть. Главная идея избранного сюжета более всего отвечала умонастроению художника.
Лосенко глубже и человечнее раскрывает суть евангельской притчи. И касания ее рук легки и трепетны. Тогда что-же. Но в ближайшие годы выяснилось, что новая художественная школа жизнеспособнее. Приобретенный опыт особенно пригодился при подготовке работ к выставке «Чудесный улов».
Павел в послании к Евреям: «Страшно впасть в руки Бога живаго» (Евр. Так и случилось: два холста с изображениями натурщика – отнюдь не учебные работы. И далеко не у всех есть время, желание и возможность посещать галереи и вернисажи. Но и теперь громовержец полон небывалой нежности и жест его говорит, что готов он бросить к ногам Фетиды все царства земные.
На этот раз он не спешил, внимательно осматривая достопримечательности германских городов и после двухмесячного пути въехал в столицу Франции лишь 6 октября. Рафаэль работал над эскизами в 1515-1516 годах. Тогда же Джованни Пико делла Мирандола в сочинении «О достоинстве человека», опубликованном в Болонье в 1496 году, провозгласил, что именно человек — «единственная мера всех вещей». (1772).
Образцовая правильность композиции придает всей картине риторический характер. Это была «Смерть Адониса» – картина изображающая скорбную богиню любви, склонившуюся над убитым на охоте возлюбленным, окруженным плачущими амурами.
Два брата-рыбака – будущие Симон (Петр) и Андрей, – следуя советам Иисуса, поймали великое множество рыбы и Христос предрек Петру: «Отныне будешь ловить человеков» (Лука, 5:10). И Христос и его ученики не имеют в себе ничего религиозного, что особенно ясно в ковре «Чудесный улов», где по существу изображена обыкновенная рыбная ловля итальянских крестьян. Вот таким образом объединение профессиональных приморских художников «АртТерра Инкогнита» решило продолжить традицию товарищества передвижных выставок, которая сложилась в русском классическом искусстве на рубеже XIX–XX вв. Сейчас же по окончании фресок «Фарнезины» Рафаэль, по поручению Папы, должен был расписать фресками второй ярус лож, примыкающих к ватиканскому двору. Религиозные сюжеты постепенно начали уступать место буржуазным.
Да и название прямо указывает на смысл. Павел проповедует в Афинах», «Призвание Св. Петра к апостольству» и «Смерть Анании». Деловые и в дружеские контакты сохранялись между ними вплоть до отъезда Лосенко в Россию. Вместе с отзывом императрице были отосланы и работы воспитанников Аргунова. В графическом наследии Лосенко имеется этюд натурщика в позе Гектора. На этот раз на открытии выставки зрители смогли познакомиться с историей картины, которая дала название всей экспозиции – свободной копией знаменитого картона Рафаэля «Чудесный улов», выполненного в 1515 г. по заказу Папы Римского Льва X к шпалерам для Сикстинской капеллы.
Героями их картин часто становились те, кто всю свою жизнь посвятил морю. Художник, не вникая глубоко в содержание библейских легенд, создал эти фрески, носящие название «Библии Рафаэля».
Лосенко и его товарищ, архитектор И. Е. Старов, вошли в тесный кружок интернациональной молодежи художников из германских государств, Дании и Англии.
Материальные заботы вышли на первый план, резко оттеснив стремление к духовности. В Риме Рафаэль достиг огромной высоты в области портретного искусства. В Риме же он стал самостоятельным пенсионером. Редкая растительность покрывает его лицо и голову. «Это действительно отважные люди.
Большой интерес представляет картон «Паси овцы моя» по необыкновенной глубине и четкости психологических характеристик. 1 декабря 1765 г. Лосенко покидает Париж, направляясь в Рим. И. И. Шувалов вскоре бал отправлен в негласную ссылку за границу.
Герой помещен в центре ее и выделен ярко-красным плащом. Вслед за свершившимся Преображением он изображает, согласно Евангелию от Матфея (гл. Рафаэль и болонские академики (братья Карраччи), которые так захватят его в Риме, еще не пленили молодого художника. 4, 24). Считают, что некоторые из них были даже в картонах созданы его учениками.
Автор копии, участница объединения Анна Копытина, подчеркивает: «Рафаэль – великий мастер. Испугавшись смысла «чуда-притчи» и почувствовав себя в присутствии Всемогущего Бога, Симон Петр в необычайном волнении, страхе и смирении, воскликнул: «Выйди от меня, Господи, так как я человек грешный». Петр припал на одно колено перед Иисусом Христом. Он накоротке (да простят нам банальность таких слов) с телесными сочленениями и выявляет их функции с такой мощью и отчетливостью, которые неминуемо должны были обеспечить его картинам всеобщее восхищение даже в том случае, если бы наследственный флорентийский талант рисовальщика не соединился в нем с таким даром живописца, каких в Тоскане поискать.
В его живописи живут и действуют люди с абсолютно земными настроениями – задумчивые, как Сикстинская мадонна или радостные, как Психея, одухотворенные мыслью, как философы Афинской школы или разгневанные, как апостолы в «Смерти Анания». «Прощание Гектора с Андромахой» – первый образец живописи русского классицизма, надолго оставшийся непревзойденным. Немногие ковры избегли печати холодной классической композиции: к таковым нужно в первую очередь отнести «Чудесный улов».
Передний план занимают фигуры апостолов. Превосходный по живописи эскиз напоминает о «жарких колерах» венецианцев мягкими градациями цвета и выразительной лепкой формы. Приведённое выше изречение Петрарки как нельзя лучше поясняет, сколь глубоки были культурные сдвиги, произошедшие в социальной среде и в сознании людей. Известно, что некоторые из них художник подарил впоследствии Э. -М. Фальконе. Молодые ребята, уходя в море за рыбой, подчас не осознают, что их ждет. Он, знаменитый создатель «Афинской школы», вынужден был вступить в соревнование с не менее знаменитым создателем фресок потолка Сикстины – Микеланджело.
Она представляет собой варьированную копию одноименной картины Ж. Жувене (1705 Лувр, Париж). После того как рыбаки всю ночь провели впустую, не выловив ни одной рыбы, Христос повелел им снова забросить сети. В первом челне, доверху гружённым рыбой, на корме сидит Христос. Пред ним Пётр в знак благодарности пал на колени, произнеся: «Господи, я грешник», а Христос, успокаивая его, в ответ промолвил: «Не бойся». Здесь же стоит Андрей, разведя руки от удивления при виде такого обилия рыбы. В сравнении с благородным ликом Христа их грубоватые обветренные лица выражают безграничную преданность и веру. В другом челне два ученика, напрягшись, с трудом вытаскивают полную рыбы сеть. Их товарищ старается с помощью багра удержать чёлн, чтобы он под тяжестью не перевернулся. Задумчиво и проникновенно лицо мальчика со шлемом, завороженного сверканием золотого щита. На прославленном рисунке Лосенко «У колыбели» мы видим ту же модель – белокурую женщину с чуть крупноватым носом, с тонко очерченными, почти прямыми бровями, с характерным изгибом губ, округлым подбородком, с тем же бесконечно мягким и нежным выражением лица и кротким взглядом.
Многие люди просто забыли о том, как много может дать человеку искусство. Выставка начала свою работу в управлении Владивостокского морского рыбного порта. Ведь первые полтора года пребывания в Риме художник преимущественно занимался рисованием с античных статуй, а следующий год (до весны 1768 г. ) рисовал с прославленных картин для совершенствования мастерства композиции изучения выражения страстей, экспрессии лиц и фигур, разнообразия поз и красоты драпировок. И, стремясь приучить молодых художников к изучению натуры, он ввел в своей мастерской работу с обнаженной моделью в течение трех дней в неделю. Не менее интересен портрет Сумарокова. Благородную простоту и спокойное величие «Зевса и Фетиды» сменили бурная динамика и напряженность, столь свойственные искусству барокко.
А также и тому, что писал Ап. Скульптор напрасно обольщался добротой Екатерины. Занятия у Рету не прошли напрасно.
Антикизирующие тенденции входили во французское искусство далеко не безболезненно. Петра, в районе Борго, недалеко от Ватикана. Это были недавние пенсионеры французской Академии в Риме: Вьен, Шалль, Ле Лоррен и Жилле. Папа Лев Х решил заменить гобелены. Я не пишу авангард, это не мое.
Иначе трактованы образы воина и крестьянина. По распоряжению Екатерины II картина была приобретена для ИЭ. Учебные работы Лосенко выполнены сангиной. Непередаваемое выражение имеет лицо калеки, наблюдающего из-за колонн «чудо» исцеления хромого. Модой на всё античное умело воспользовался юный Микеланджело — он изваял «Спящего Купидона» и, проделав над ним некую манипуляцию по старению мрамора, выдал за античное изваяние. Академия предложила тему, заимствованную из «Древней Российской истории» Ломоносова.
Однако тут уж в нем заявляет о себе абсолютно обворожительное чувство прекрасного. Сюжетом для этих фресок Рафаэль взял сцены из мифа об Амуре и Психее в том виде, как этот миф разработан в «Метаморфозах» Овидия, а частично у Апулея и Феокрита.
Лосенко Антон Павлович (1737, Глухов, Черниговская губ. Зарождение интереса к античности во Франции 1750-х гг. Его эстетические взгляды легли в основу поисков красоты и гармонии мира в творчестве многих мастеров Высокого Возрождения.
Эти просторы, цвета Направление, в котором я работаю, можно назвать романтичным реализмом. Ослепленные ярким сиянием ученики остались на краю горы, поражённые произошедшим чудом Преображения. Согнувшись в коленях, Пётр закрывает лицо руками от ослепляющего света. Иаков облокотился на камень, поднеся руку к поражённым сиянием глазам. Иоанн, пятясь назад, старается защитить глаза рукой, чтобы не ослепнуть. Их фигуры написаны в уменьшенном масштабе, что позволило художнику композиционно связать их с землей. Слева, вопреки евангельскому источнику, изображены по просьбе кардинала Джулио Медичи две фигуры у дерева. Одна из них, по всей видимости, святой Лаврентий, покровитель великого деда заказчика. Обе фигуры слабо освещены и не нарушают единства действия. Слава рафаэлевских картонов превзошла даже его ватиканские фрески, которые не были доступны публике:ими могли любоваться лишь избранные. Картоны получили широкое распространение в качестве образцов для гравюр на дереве и на меди. Именно по ним мир судил о Рафаэле как о непревзойдённом рисовальщике, наделённом богатейшей фантазией. Особую известность получили картоны, выполненные в основном Рафаэлем, «Чудесный улов», «Призвание апостола Петра», «Исцеление хромого» и «Смерть Анании». На остальных «Ослепление Элимы», «Жертвоприношение в Листре», «Обращение Савла», «Проповедь Павла в Афинах», «Мученичество Павла» и «Побиение камнями дьякона Стефана», по мнению исследователей, чувствуется рука учеников и прежде всего Франческо Пенни и Джулио Романо. Понадобилось более трёх лет для изготовления самих шпалер, прежде чем они были доставлены в Рим и развешаны по стенам Сикстинской капеллы. Портрет актера Якова Даниловича Шумского менее сложен по концепции, возможно, потому, что актер написан в роли из комедии «Игроки». Рафаэль написал свои фрески по библейским (сотворение мира изгнание из рая, явление Бога Исааку и т. д. ) и по мифологическим (боги, гении, необыкновенные звери) мотивам, не отказываясь и от тем современной жизни. Художники копировали Рафаэля, вместе с другими пенсионерами рисовали с антиков, в праздничные дни все они путешествовали по окрестностям «вечного города». Больше всего Рафаэль-художник боялся, что его затмит Микеланджело-скульптор.
В самом деле, не Библейская ли трагедия развернулась на них. Среди них – три портрета и картина на библейскую тему, выполненные Лосенко. Художник с глубоким почтением относится к своей модели. Это обусловило сложность творчества мастеров переходного времени.
В городе и деревне — повсюду люди увлечённо принялись «толковать о музах и Аполлоне», поскольку уровень грамотности был тогда уже достаточно высок. Доброй традицией «АртТерры Инкогнита» стало создание к каждой выставке копии картины кого-нибудь знаменитого художника прошлого, по тематике совпадающей с представляемыми работами. И таких случаев было немало в ту эпоху. Большую безвкусицу трудно даже вообразить. Он представил эскиз, но в число конкурентов, как иностранец, не попал.
Основоположник русской исторической живописи, портретист. Над ними, как бы из разверзшейся тверди небесной, явился ангел. В детстве был певчим придворной капеллы.
В 1764-1765 гг., систематически рисуя с натуры в мастерской Вьена, Лосенко создает огромное количество рисунков, в которых отчетливо проявилось влияние новых эстетических воззрений. Первый значительный труд пенсионера принят был в Петербурге весьма одобрительно. Лица апостолов – простые, грубые. И тем не менее был он многосторонен и блестяще одарен.
Христос с успокаивающим жестом обращается к апостолам. В этом доме, построенном по проекту Браманте, Рафаэля постоянно окружали ученики и посетители, стремившиеся попасть в его мастерскую. И недаром эти картины обрели названия, не предусмотренные художником.
Это было время больших открытий. Приехав в Петербург в конце декабря 1762 г., Лосенко предъявил совету написанную им в Париже картину «Чудесный улов». Эти характеристики подтверждают и все мемуаристы.
С затаенным волнением и тоской устремляется к Гектору Андромаха с младенцем Скамандрием. В «Создании Евы» есть что-то жанровое Бог на ней глубокий, но крепкий старик, а юная, с полудетскими формами Ева очень трогательна в своей невинности. Скопированное им «Правосудие» Рафаэля принесло ему большую славу.
Картоны настолько хрупкие, что никогда не вывозятся из стен Музея на выставки. И все-таки «Владимир перед Рогнедой» не повторение пройденного. Мне кажется, надо людям дарить радость яркими красками». Но прекрасная эта идея принадлежала не Шувалову. На Дальнем Востоке, пожалуй, не найти семьи, жизнь которой не была бы связана с морем.
Как удаётся художнику привлечь внимание к диалогу Иисуса с Петром. Антон Павлович Лосенко (1737-1773 гг. ) родился в казачьей семье в городе Глухов – древней столице Левобережной Украины на живописных берегах Усмани, резиденции гетманов и Малороссийской коллегии. К лучшим листам итальянского периода относятся два рисунка конной статуи Марка Аврелия. Папа Лев X, желая связать свое имя со столь престижным творением, как Сикстинская Капелла, решил украсить ее рядом драгоценных гобеленов и поручил Рафаэлю подготовить эскизы-модели. Рисунки Рафаэля были отправлены во Фландрию (теперешнюю Бельгию), где изготовлением гобеленов должны были заняться самая престижная в то время, благодаря качеству работы и используемых материалов, мастерская брюссельского художника Питера ван Эльста. Вклад Рафаэля в развитие шпалерного искусства Европы велик и бесспорен. Его раскрашенные картоны, которые со временем из мастерской брюссельского ткача Питера ван Эльста разбрелись по всему свету, достигнув даже русской Калуги, напоминали по композиции классическую итальянскую фресковую живопись на фоне развёрнутого холмистого пейзажа с фрагментами архитектуры и чётко организованным пространством. Работа над картонами была завершена, как явствует из ватиканского платёжного регистра, 20 декабря 1516 года.
Огромное дарование Лосенко не отрицали и современники. Христос выбрал рыбацкую лодку Симона Петра для проповеди собравшемуся народу. На директорскую должность были назначены адъюнкт-ректор Жиле и профессор Лосенков. Во время своего пребывания во Флоренции художник написал несколько портретов. Это не мощные титаны Микельанджело, не величественные олимпийцы Гомера, а манерно облагороженные персонажи «Метаморфоз» Овидия: все чересчур чувственное, резкое, бурное – смягчено и успокоено. Лосенко был определен подмастерьем в «Московскую» Академию в декабре 1758 г. и некоторое время работал вместе с французскими профессорами, приглашенными в Петербург Шуваловым Иваном Ивановичем.
Оригинал картины сейчас находится в музее Виктории и Альберта в Лондоне.
Величественный и прекрасный властитель небес с участием склоняется к богине и с беспредельной любовью взирает на ту, которая не стала его женой только потому, что сын Фетиды должен был превзойти отца могуществом (и тогда испуганный Зевс отдал свою избранницу в жены Царю Пелею). «Преображение» -это два контрастных мира. В одном-тишина и безмолвие на горе Фавор, в другом-глубокое волнение, вызванное чудесным исцелением отрока. Как можно судить по картине, только один мальчик из всех стоящих на земле людей сподобился увидеть Преображение Господне и исцелиться. Но оба эти случая не трактуются Рафаэлем как объективные события. Он их преподносит как субъективное отражение через чувства зрителей, которые по-разному воспринимают увиденное. Завершал картину Джулио Романо. К сожалению, он использовал краску nero di fumo, обладающую предательским свойством:поначалу тона у неё прозрачные и сильные, но с годами она так темнеет, что фигуры становятся неразличимыми. Сюжет чрезвычайно труден для его воплощения изобразительными средствами, будь то краски или карандаш, поскольку речь идёт о каре, постигшей неправедного, который нарушил одну из священных заповедей. Рафаэль с блеском решает стоящую перед ним задачу, создав сцену, преисполненную драматизма. В центре на возвышении стоят на фоне колышущегося занавеса десять апостолов, на лицах которых написано осуждение поступка Анания. Тот справа на полу корчится в предсмертных муках, пугая людей диким воплем. Один из апостолов, подняв руку к небу, указывает, откуда пришла кара, а Пётр жестом как бы говорит согрешившему: «Господь тебя наказал». Жизнь продолжается, и справа виден скромный пейзаж с развесистым деревом, а слева ничего не ведающие прихожане делают пожертвования на храм. Над ними лестница, по которой поднимается Сапфира, жена осуждённого, жадно пересчитывая недоданные общине деньги. Композиция строго симметрична. Её нарушает корчившийся в судорогах как от удара молнии Ананий. Этой асимметрией достигается драматический накал повествования. По сравнению с работами 1760 г. портрет Волкова пленяет пластичностью, отчеканенностью форм, активным контрастом светло-зеленого шелка платья с красным бархатом плаща и особенно душевной открытостью, доверительным контактом модели с художником.
Учёный считал, что природа — это и есть Бог, а гармония мира — первоначало самой природы. Некоторые картоны так и пропали сохранившиеся – только в XVII в. случайно были открыты Рубенсом, уговорившим английского короля Карла I их приобрести. Работы поразили соотечественников невиданным мастерством.