Именно вот таким образом «ритмичные изображения» всегда привлекают к себе внимание. Таким образом, ритм создает впечатление движения в композиции. Лучше всего прогрессирующий ритм можно понять на примере раковины наутилуса. Сформулировав понятие, перейдем к некоторым особенностям применения данного правила. Тем не менее в данной композиции будет присутствовать ритм.
Почему же так происходит. Ритм, создаваемый мазками, служит характеристике человека. Параллелепипед образует основной объем античного храма и римской базилики. Он выполняет организующую и эстетическую роль в композиции. По такому же принципу строит Дейнека и полотна «Эстафета. Мы можем видеть, что движение в картине распределяется по условным линиям, которые можно сопоставить с буквой «И».
Подводя итог, хотелось бы обратить внимание на одну деталь. В картине «Лыжники» фигуры спортсменов изображены движущимися параллельно плоскости картины.
Такой подход позволил ему создавать композиции, наполненные жизнью, яркие, но в то же время спокойные и отражающие идеи духовности. Таким образом, повинуясь общему движению в картине, мы обнаруживаем здесь определенный ритмический рисунок («И»), в котором гармонично сосуществуют движение и стабильность. При этом организм как бы настраивается на внешний источник ритма и адаптируется к нему. Словно падающие линии ритма создают ощущение падения, краха. Простейшие формы ритма, так же как симметрия, любимы русским народным творчеством.
Егодейственность основывается назаконах композиции, натональных и цветовых контрастах (в скульптуре — наконтрастах объемов). Но прогрессирующий ритм делает это особенно выразительно. Ритмические остановки, перебивы и смена ритма зачастую знаменуют смену сюжетно-повествовательного, тематического, эмоционально-оценочного плана («Броненосец Потемкин»» С. Эйзенштейна, «Двенадцать» А. Блока, «Хорошо. » В. Маяковского, «Боярыня Морозова» В. Сурикова, «Седьмая симфония» Д. Шостаковича). Все человеческие чувства подвластны ритму, он воспринимается и зрительно и на слух. Позы действующих лиц, жесты их рук подчинены ритму раскрытого веера.
Основоположники фотографии — изобретатели Л. Ж. М. Исполнение Маньяско — "быстрое, смелое, лихорадочное". Доминанта может быть выражена в цвете или в масштабе. Понимание особенностей восприятия ритма поможет выявить скрытые резервы ритмического ряда и в какой-то мере предотвратить неправильное использование ритма в художественном конструировании». Суриков явно сочувствует народу, стрельцам.
Во многом похожа по мысли и по композиции картина Сурикова Утро стрелецкой казни. Таким образом, суть понятия «ритм»заключается вчередовании элементов композиций какряда звеньев, объединенных принадлежностью кодному явлению вего обобщенно-образном представлении.
Вспомните, например, его Вакханалию, рассмотренную в главе II. Таким образом, суть понятия «ритм» заключается в чередовании элементов композиций как ряда звеньев, объединенных принадлежностью к одному явлению в его обобщенно-образном представлении. В их руках горящие свечи. Они изображены на фоне как бы обезглавленного собора Василия Блаженного.
Вотпочему очень важно определить основные контрасты ужев эскизах композиции. В произведениях изобразительного искусства художники стремятся отобразить течение времени. Детство, отрочество, юность, зрелость, старость. Кроме того, этот рисунок органично вписан в форму квадрата. Произведения искусства, в которых присутствует движение, характеризуют как динамичные.
Вот почему важно определить основные контрасты уже в эскизах композиции. Характер ритма значительно усложнился. Порой, мир вокруг напоминает большую детскую, где все игрушки разбросаны по комнате и в этом невинном беспорядке сложно обнаружить хоть какую-то логику.
Ощущение динамичности композиции передается через показ каждой фигуры в той или иной фазе движения, Ритмичное чередование различных фаз движения, направления лыжных палок создают ощущение смены одного момента движения другим. Различают три вида таких композиций: сетчатый, полосообразный и клетчатый. Ритм в картине организован художником. Картина асимметрична.
Примеров тому немало: рисунок на кафеле, обоях, коврах. Чем короче промежуток времени между акцентированными долями, тем быстрее темп. Вот таким образом этот замечательный инструмент всегда должен быть в «арсенале» художника. Художник сознательно создаёт мазками свой ритм для каждой детали одежды. Ритм может быть задан линиями, пятнами света и тени, пятнами цвета. ритм это в искусствеВ разделе Живопись, Графика на вопрос Что значат эти слова в изобразительном искусстве.
В произведениях изобразительного искусства художники стремятся отобразить течение времени. Цвет его ярко-жёлтых штанов тоже символичен: этот цвет солнца, божественной сущности. Рубенса несомненно главными, базовыми линиями являются вертикали, образованные фигурами персонажей. Последние – легкие, разнонаправленные, кроме центральной – линии тела Вакха.
На груди от воротника к поясу идут тонкие длинные мазки, создающие вертикальный ритм. Толбот (1840-41, Великобритания). Длительность нот определяет ритм в произведении. Мы живем в постоянно изменяющемся мире.
Такую манеру итальянцы называли "pittura di tocco" (буквально — живопись "ударами"). Голландцы добились права покинуть город с оружием в руках и развёрнутыми знаменами. Вот таким образом подобный ритм часто применяют, если хотят передать торжественность момента. Движение в картине – выразитель времени.
Ритм – это чередование каких-либо элементов в определенной последовательности. Ярким примером могут служить многие произведения Рембрандта, в частности «Ночной дозор» и «Возвращение блудного сына». Современный плакат использует широчайшую шкалу выразительных средств: от геометрических композиций до гиперреализма и фотографий, от графических знаков до нюансированной живописи. Фотография – теория и методы получения видимого изображения объектов на светочувствительных фотографических материалах (галогеносеребряных и бессеребряных) различают фотографию черно-белую и цветную, художественную и научно-техническую (аэрофотографию, микрофотографию, рентгеновскую инфракрасную и др. ).
Он выполняет организующую и эстетическую роль в композиции. В основе ощущения ритма лежит "ожидание повтора".
Один из важнейших элементов стиля позднего творчества Маньяско — это ритм рельефных, вихревых, подвижных мазков. Понятие «ритм» знакомо, вероятно, всем читателям. Онвыполняет организующую и эстетическую роль в композиции.
Исполнение Маньяско — быстрое, смелое, лихорадочное. Французские солдаты стоят в тени, в сумраке ночи — это представители тёмных, враждебных сил. Пол Клее продолжил исследовать тему создания ритма при помощи цветовой гармонии. Ощущение покоя может возникнуть в произведении искусства и при ряде других условий.
Чтобы понять содержательную функцию ритма, надо учитывать, что он проявляется на всех уровнях художественного произведения: как в системе мазков, так и в отношениях предметных форм живописного полотна как в периодичности орнаментальных деталей, так и в основных объемах архитектурного сооружения как в упорядоченности соседних звуков, так и во взаимосвязях крупных частей и даже циклов музыки как в звуковом, так и в сюжетно повествовательном слоях поэтического текста. Повстанец прикрывает своим телом нескольких других расстреливаемых. Элемент повторяемости, сходства облегчает восприятие правильной формы. Он присутствует во многих явлениях действительности.
В основном они применяются для создания рисунка на тканях. Ощущение динамичности композиции передается через показ каждой фигуры в той или иной фазе движения, Ритмичное чередование различных фаз движения, направления лыжных палок создают ощущение смены одного момента движения другим. Следовательно, ритм органически созвучен не только природе (суточные ритмы, сезонные. ), но и человеку. Вспомните, например, его "Вакханалию", рассмотренную в главе II. Самый простой метр – одинаковые элементы и пробелы по размеру.
Произвольное расположение – это способ создания композиции без какой-либо структуры. Метрические композиции широко используются в декоративно-прикладном искусстве. В«Раздолье» показано движение спортсменок снизу, среки накрутой берег, сначала прямо назрителя, потом параллельно плоскости картины. Слева голландское войско, справа — испанское, в центре — пустое пространство, пауза. Изменился ихарактер ритма — онстал более динамичным.
Его действенность основывается на законах композиции, на тональных и цветовых контрастах (в скульптуре 151 на контрастах объемов). Расписывал ли художник керамику, резал ли деревянные изделия, шил ли иглой, стучал ли по наковальне – в основе всех этих процессов лежит «метр».
Такую манеру итальянцы называли pittura di tocco (буквально — живопись ударами).
Почему же ритм передает движение. Его образуют стены зданий. Динамическая симметрия отрезков золотой пропорции порождат ощущение движения неподвижного. Это намёк и на то, что Пётр I отливал пушки из церковных колоколов, лишал церковь её языка и на то, что казнь стрельцов похожа на обезглавливание сил старой Руси, сопротивлявшейся прозападным реформам Петра I (иностранцы, стоя рядом с царем, тоже наблюдают за казнью). ил. Однако недостаточно жизненное академическое искусство ослабляло организующую и эстетическую роль ритма (пример тому — картина «Клятва в зале для игры в мяч» Л. Давида).
Это намёк и на то, что Пётр I отливал пушки из церковных колоколов, лишал церковь её языка и на то, что казнь стрельцов похожа на обезглавливание сил старой Руси, сопротивлявшейся прозападным реформам Петра I (иностранцы, стоя рядом с царем, тоже наблюдают за казнью). Если интервалы изменяются, повышается сложность и выразительность ритма. В творчестве некоторых мастеров ритм играет такую большую и заметную роль, что он является как бы их фирменным знаком, без него невозможно представить их картины.
Позы действующих лиц, жесты их рук подчинены ритму раскрытого веера.
Самые простые проявления ритма и самые сложные одинаково реализуются в характерных повторениях одних и тех же форм в одинаковых интервалах (античные колонны, например и балконы и окна любого здания), это можно наблюдать повсеместно. Вот почему очень важно определить основные контрасты уже в эскизах композиции. В их руках горящие свечи. Лучше всего это состояние реализуется с помощью симметричных геометрических мотивов. Мазки на белом воротнике создают ритм раскрытого веера. В «Раздолье» показано движение спортсменок снизу, с реки на крутой берег, сначала прямо на зрителя, потом параллельно плоскости картины.
И при этом не важно, кто именно «барабанит»: помешанный на чистоте и порядке или творческая личность, для которой жизнь в состоянии «хаоса» – это норма. Рассмотрим, например, портрет Франса Хальса Весёлый пьяница из амстердамского Рейксмузеума. Он создаётся из линии руки девушки в левом углу картины и воздетой вверх руки отца из семейной группы с маленьким ребенком, позой отца в зелёной тоге. Изображён момент передачи ключа от города Бреды голландским полководцем Юстино Нассау испанскому полководцу Амбросио Спиноле 2 июня 1625 года. На стрельцах, как и на повстанце Гойи, белые, чистые рубахи смертников.
Особая роль отводится ритму в произведениях народного и декоративно-прикладного искусства. Также, как и в музыке, в изобразительном искусстве ритм может различаться по скорости.
Характер ритма значительно усложнился. Более того, любой статический предмет по-своему ритмичен. В XVII веке особо важную роль в композиционных решениях стали играть светотень и цвет. Они и стоят у холма, символизирующего высоту их духа.
Возьмем, к примеру, процесс нанесения рисунка на ткань. При угасании тональных и цветовых контрастов ритм почти не воспринимается, даже при наличии контрастов величин или положений предметов в пространстве (дальше — ближе). 4—9). Фигура стрельца, прощающегося с народом, фиксирует середину холста. Ритм образуют такие ритмические элементы, как акцент и интервал. Такая композиция потребовала и более энергичных контрастов величин, тонов, красок.
Они расчленяют компоненты произведения и объединяют целый ряд впечатлений в единое целое. В картине П. П.
Ритм, организующий пространство, может быть выражен в непрерывном изменении параметров единой формы, например, как в раковине улитки. В своем эссе «О духовном в искусстве» он сопоставляет видение цвета со звучанием музыкальных инструментов. Ведь если музыка и поэзия сами «ведут» нас во времени — нужно только, подобно усталому пловцу, отдаться их течению, — то здесь существенную роль в восприятии ритма играет последовательность перемещения взгляда вдоль изображений, т. е. развитие ритма в конечном счете устанавливает сам зритель. Даже в поэзии уловить ритм не составляет никакого труда, а благодаря этой составляющей поэты придают своим произведениям торжественность (как в маршах), жесткость или наоборот меланхолическое настроение. К первому относятся звуковые (музыкальные), танцевальные, световые и другие ритмы, то есть ритмы, которые появляются и исчезают в определенных временных рамках. Такая композиция потребовала и более энергичных контрастов величин, тонов, красок.
Его образуют стены зданий. Исстари такие ткани назывались набивными или «набойками». Метричность – это равномерность в движении типа механического. Аналогично повтору, ритм отвечает за расположение элементов на холсте.
В результате ритм может строиться на контрастах объемов. Каждая из этих линий продолжена позами других персонажей. Его действенность основывается на законах композиции, на тональных и цветовых контрастах (в скульптуре — на контрастах объемов). Этот ритм пересекает другой, встречный ему.
Таким образом, создаётся определённый цветовой климат. Вот таким образом такой ритм часто используют при создании мемориалов. Такой тип предполагает искривление и изгиб мотива и пространства полотна. Регулярные ритмы основаны на четко выявленной единице соизмеримости художественных периодичностей (метр), что характерно для орнаментального искусства, музыки, танца, архитектуры и поэзии. Его действенность основывается на законах композиции, на тональных и цветовых контрастах (в скульптуре – на контрастах объемов).
Изменился и характер ритма 151 он стал более динамичным. Характер ритма значительно усложнился.
Народ занимает большую часть её пространства. Ритм может быть задан линиями, пятнами света и тени, пятнами цвета. В нерегулярных, неканонизированных ритмах периодичность осуществляется вне строгого метра и носит приблизительный и непостоянный характер: то появляется, то исчезает (художественная проза изобразительное искусство, драматический театр, кино). Ритм может выражаться с помощью всех изобразительных средств: существуют ритмы форм (точки, линии, пятна и их сочетания), ритмы цвета (ахроматические и хроматические), ритмы, выраженные фактурой. В «Эстафете133» передается движение по диагонали.
Шрифты различаются характером рисунка (Гарнитура), наклоном (прямой, курсив, наклонный), насыщенностью (светлый, полужирный, жирный), размером (Кегль) (ссылка)Плакат – вид рекламной графики, основа построения которой изображение (условно-стилизованное, реалистическое) и шрифт. При угасании тональных и цветовых контрастов ритм почти не воспринимается, даже при наличии контрастов величин или положений предметов в пространстве (дальше – ближе). РИТМ (от греч. Сложный ритм мывидим, например, вкартине «Тайная вечеря» Тинторетто, гдедиагональный строй композиции усиливался динамичностью изображенных фигур.
Он помогает спокойно вести взгляд зрителя по второстепенным и незначительным деталям и останавливает его на крупных и основных частях произведения. Подготовка материалов для экспертизы. Итак, опираясь на составленный рисунок. Представители академического направления в искусстве XIX века, несмотря на ограничительные рамки этого течения (в частности, в области содержания и правил композиции), также обращали серьезное внимание на композицию с участием геометрических схем иллюзорных контрастов тона и цвета в обрисовке фигур, расположенных в определенном ритмическом порядке. Сложный ритм мы видим, например, в картине «Тайная вечеря» Тинторетто, где диагональный строй композиции усиливался динамичностью изображенных фигур. При симметричном построении картины внимание всех действующих лиц обычно обращено на происходящее в центре, что подчёркивает его значимость.
На стрельцах, как и на повстанце Гойи, белые, чистые рубахи смертников. 466)- если объекты изображены в спокойных (статичных) позах, нет кульминации действия (ил. Характер ритма значительно усложнился. Но они до сих пор привлекают своей неповторимой декоративностью. Простейшее проявление ритма с характерным повторением в композиции одинаковых форм при равных интервалах можно наблюдать в расположении колонн античных храмов, в равномерном расположении однотипных станков в цехе, в расположении кнопок на приборах и т. д. Ритм может быть спокойным и беспокойным, может быть направленным в одну сторону (орнаментальная кайма) или сходящимся к центру (узор в центре подноса, скатерти, шкатулки, розетка лепная под люстрой), направленным как по горизонтали, так и по вертикали.
Чередование может происходить с закономерным ускорением или замедлением, а также без регулярности и закономерности, когда метр между элементами отсутствует. Также есть способ, при котором рисование ведется на ритме угасания цветовых пятен. Этот ритм пересекает другой, встречный ему. Удар – время, удар – время Элемент – пауза, элемент – пауза. Такого вида метрические композиции называют еще раппортом или раппортными композициями. Вертикальные линии создадут ощущение лёгкости, полёта, устремлённости вверх. Этот ритм делает его картины взволнованными, беспокойными.
Закономерное чередование объемов, членений поверхностей, граней, а также упорядоченное изменение характеристик элементов формы — все это используется в качестве специфического средства композиции как для отдельных предметов и сооружений, так и для их комплексов. Возможные темы: «Праздничные фанфары», «Современный промышленный город», «Одиночество», «Спортивный праздник», «Ярмарка» и т. д. Композиции выполняются любыми изобразительными средствами. При этом нарушение ритмического ряда выглядит как явление явно негативное.
В результате ритм может строиться на контрастах объемов. Определение ритма – чередование элементов. В XVII веке особо важную роль в композиционных решениях стали играть светотень и цвет. В XVII веке особо важную роль в композиционных решениях стали играть светотень и цвет.
Ритм всегда подразумевает движение. Например, размер объекта может увеличиваться согласно геометрической прогрессии. Объяснить принцип построения ритма в визуальном искусстве достаточно непросто. Однако если присмотреться.
Размеры светлых пятен, расстояния между ними не случайны. Существенная роль в композиции отводится ритму. Монохромия – множество цветов одного тона полихромия – множество цветов различных цветовых тонов. Шрифт – в полиграфии — комплект литер, воспроизводящий какой-либо алфавит (латинский, русский, арабский, греческий и др. ), а также цифры и знаки. В искусстве можно выделить два основных типа ритмических закономерностей: относительно устойчивую (регулярную, канонизированную) и переменную (нерегулярную, неканонизированную).
При угасании тональных и цветовых контрастов ритм почти не воспринимается, даже при наличии контрастов величин или положений предметов в пространстве (дальше 151 ближе). Потакому жепринципу строит Дейнека иполотна «Эстафета. Метрическая композиция строится на строгом отсчете времени и пространства.
Именно вот таким образом цвет доминанты нужно поддержать аксессуарами или текстилем. В «Боярыне Морозовой» В. И. Сурикова динамичность и стремительность движения от переднего плана уменьшается по мере удаления в глубь пространства. Ритм, создаваемый мазками, служит характеристике человека. В картине «Лыжники» фигуры спортсменов изображены движущимися параллельно плоскости картины.
Они расчленяют компоненты произведения и объединяют целый ряд впечатлений в единое целое. Садовое кольцо» и «Раздолье». Вертикальные ритмы живописи Эль Греко, напоминающие архитектурные ритмы готических церквей, выражают мысли о высоком, божественном, вызывают молитвенное настроение. Представители академического направления в искусстве XIX века, несмотря на ограничительные рамки этого течения (в частности, в области содержания и правил композиции), также обращали серьезное внимание на композицию с участием геометрических схем иллюзорных контрастов тона и цвета в обрисовке фигур, расположенных в определенном ритмическом порядке.
Ритм может передавать и плоское изображение. Однако недостаточно жизненное академическое искусство ослабляло организующую и эстетическую роль ритма (пример тому— картина «Клятва взале дляигры вмяч» Л. Давида). Слева — готовящиеся к казни стрельцы и сочувствующий им народ. Сложный ритм мы видим, например, в картине «Тайная вечеря» Тинторетто, где диагональный строй композиции усиливался динамичностью изображенных фигур. Проведем простой эксперимент с маленьким мячиком и книгой.
Какими же еще средствами можно передать динамику сюжета. Изменился и характер ритма — он стал более динамичным. Бывает ритм возрастающий и убывающий. Ритм вудачной композиции одновременно расчленяет компоненты произведения (проявляется действие закона контрастов) иобъединяет их. Этоуказывает насвязь ритма с композиционным законом цельности. 65). Каждая из этих линий продолжена позами других персонажей. Третий, пересекающийся с двумя другими ритм, — вертикальный.
Он выполняет организующую и эстетическую роль в композиции. Недаром Маньяско называют "Паганини кисти", восхищаясь виртуозностью его манеры. Приугасании тональных ицветовых контрастов ритм почти не воспринимается, даже приналичии контрастов величин илиположений предметов впространстве (дальше— ближе). Способы их фиксации и изъятия.
Здесь важно всё: форма, ритм, цвет, композиция, динамика, пространство. Движение в картине — выразитель времени. Продолжительность ритмической единицы определяет скорость движения в музыке или темп.
Представители академического направления в искусстве XIXвека, несмотря наограничительные рамки этого течения (в частности, вобласти содержания иправил композиции), также обращали серьезное внимание на композицию сучастием геометрических схем иллюзорных контрастов тона и цвета вобрисовке фигур, расположенных вопределенном ритмическом порядке. Ярким примером могут служить многие произведения Рембрандта, в частности «Ночной дозор» и «Возвращение блудного сына».
И его правильное использование, направленное на положительные цели (например, создание позитивного настроя), может решать не только эстетические, но и другие, более серьезные задачи. Для метрических композиций характерна статика. Народ занимает большую часть её пространства. В «Боярыне Морозовой» В. И. Сурикова динамичность и стремительность движения от переднего плана уменьшается по мере удаления в глубь пространства. К. П. Брюллов «Последний день Помпеи» Русское искусство XIX столетия стремилось активно использовать ритм для организации картинной плоскости. Особая роль отводится ритму в произведениях народного и декоративно-прикладного искусства.
Ко второму (пассивному) типу относятся ритмы в архитектуре, живописи, скульптуре, графике, где пластические формы находятся постоянно и ощущение ритма возникает из соотношения реально существующих элементов. Представители академического направления в искусстве XIX века, несмотря на ограничительные рамки этого течения (в частности, в области содержания и правил композиции), также обращали серьезное внимание на композицию с участием геометрических схем иллюзорных контрастов тона и цвета в обрисовке фигур, расположенных в определенном ритмическом порядке. Любая личность находится в системе развития всего человечества, живущего на Земле, а Земля в свою очередь является частью Вселенной, которая также имеет свое развитие и движение, то есть определенный ритм. Мы воспринимаем его не только зрительно, но и на слух: стихотворение, в котором выдержан ритм, легче запоминается, однообразный стук колес поезда успокаивает, «усыпляет», быстрая ритмичная музыка заставляет двигаться. Садовое кольцо» и «Раздолье».
Однако недостаточно жизненное академическое искусство ослабляло организующую и эстетическую роль ритма (пример тому – картина «Клятва в зале для игры в мяч» Л. Давида). Однако недостаточно жизненное академическое искусство ослабляло организующую и эстетическую роль ритма (пример тому 151 картина «Клятва в зале для игры в мяч» Л. Давида). Обозначения метра обычно появляются в начале композиции в виде дроби.
Храм Василия Блаженного занимает в картине 38 частей. Это светлые силы свободы и справедливости. Объединение всех вышеперечисленных типов ритмичности в одной картине называется текущим ритмом.
Тем не менее доминанта обязательно должна находиться в теснейшей связи с остальными элементами иначе композиция развалится.
Способы их обнаружения, фиксации и изъятия. Правда, вэтих картинах ритм отличается большей сложностью. Например, обозначение 3/4 указывает, что в каждом такте будет три доли, каждая продолжительностью в четверть (трехдольный размер). Признание равноценности двудольных и трехдольных размеров заложило фундамент современной метро-ритмической системы, которая совершенствовалась на протяжении 17-19 вв.
Слева — готовящиеся к казни стрельцы и сочувствующий им народ. Проведем простой эксперимент с маленьким мячиком и книгой. Ритм – это композиционная закономерность, которая при правильном использовании приводит к гармоническому единству всех элементов композиции организующая сила, выразительная закономерность повтора объектов и интервалов между ними средство построения, качественного изменения и развития композиции. Цвет – качество зрительного ощущения, возникающее в результате восприятия световых волн отражаемого от различных поверхностей (или испускаемого от источника) излучения зрительное ощущение материала. Садовое кольцо» и«Раздолье».
Таким образом, ритм создает впечатление движения в композиции. Ярким примером могут служить многие произведения Рембрандта, вчастности «Ночной дозор» и«Возвращение блудного сына». Словно "падающие" линии ритма создают ощущение падения, краха. свободный стих, ритмическая проза, стихотворения в прозе, пантомима.
Вот почему очень важно определить основные контрасты уже в эскизах композиции.
Движение в картине – выразитель времени. заданный автором Виктор Харитонов лучший ответ это Динамично равно – постоянное движение без видимых преград (. ) Ритм – чередование элементов в определенной последовательности. Этот ритм делает его картины взволнованными, беспокойными. Определяется следующими характеристиками: цветовым тоном, светлотой, яркостью, насыщенностью. Значительна роль ритма в картине Караваджо Положение во гроб.
По такому же принципу строит Дейнека и полотна «Эстафета. Это указывает на связь ритма с композиционным законом цельности.
Такая композиция потребовала и более энергичных контрастов величин, тонов, красок. Например, на картине К. Коровина «Зимой» (ил. В«Эстафете» передается движение подиагонали.
Так, в картине К. П. Брюллова «Последний день Помпеи» проследить чередование светлых и темных пятен, что создает определенный ритм и делает все произведение уравновешенным и целостным. Его картины, наполненные играющими линиями и вибрирующим цветом, действительно создают впечатление движения объектов. Ритм в картине как бы застывший, неподвижный, но он дает ей жизнь. Они расчленяют компоненты произведения и объединяют целый ряд впечатлений в единое целое.
К. П. Брюллов в картине "Последний день Помпеи" при помощи пересекающихся ритмических линий создаёт впечатление хаоса, сумятицы, царящих в огромной толпе. Однако они не «выпирают», не выставляются напоказ, наоборот, они уравновешиваются, только не горизонтальными линиями, а диагональными. Один из таких видов ритма — называется прогрессирующим. Изменился и характер ритма – он стал более динамичным. Они изображены на фоне как бы обезглавленного собора Василия Блаженного.
Правда, в этих картинах ритм отличается большей сложностью. Ярким примером метрического ряда служит орнамент. Ритм бывает простым, когда меняется какая-то одна закономерность (форма, цвет, фактура или расстояние между элементами) и сложным, когда изменения происходят сразу по нескольким параметрам. ил. Регулярный, канонизированный ритм может приобретать более свободный и усложненный характер (например, в музыке и поэзии XX в. ). Вы не замечали, что, отбивая пальцами «чечетку» по столу, мы невольно стремимся упорядочить эти звуки, проще говоря, опять же создать ритм, равномерное чередование.
В искусстве имеет место имитация жизненных процессов с помощью ритма (перестук колес поезда, бег коня, биение сердца, шум прибоя, журчание ручья, плеск реки, движения времени, динамики дыхания и эмоциональных подъемов и спадов). Художник сознательно создаёт мазками свой ритм для каждой детали одежды. Вот почему очень важно определить основные контрасты уже в эскизах композиции. Голландцы добились права покинуть город с оружием в руках и развёрнутыми знаменами.
Достаточно ясно, например, об этом сказано искусствоведом Е. В. Восприятие архитектурной формы строится на скрытом движении. Ритм – универсальное природное свойство. Мы живем в постоянно изменяющемся мире. Если ритм – это обязательно изменение или, можно сказать, движение, то повторение без изменения – «метр». Но изменяться при повторе может не только форма или размер объекта, но и цвет, тон интервалы, расположение и т. д. На иллюстрации наглядно видно как прогрессирующий ритм проявляется в декоративной композиции. Если речь идёт о композиции, то необходима равномерность.
Например, при строгом чередовании фигур, объемов, оттенков цвета с точным соблюдением интервалов, пауз, рядов (по величине, расстоянию) получится орнаментальная сетка. Дагер (1839) и Ж. Н. Ньепс (Франция), У. Г. Ф.
Ритм свойственен не только движению, но и статичным предметам. Во многом похожа по мысли и по композиции картина Сурикова "Утро стрелецкой казни". А равномерность чередования элементов в композиции называется метром. Но к подобным подражаниям нельзя сводить содержательную функцию ритма. Акцент, чередуясь с интервалом, образует ритмический ряд.
Каждый шаг повтора прогрессирует, последовательно увеличивая или уменьшая такие изменения. Из всех средств композиции ритм особенно связан с психофизиологией восприятия. В картине есть и ещё один ритм — ритм симметричных групп.
Ритм в удачной композиции одновременно расчленяет компоненты произведения (проявляется действие закона контрастов) и объединяет их. «Березовая роща» А. И. Куинджи дает нам классический пример ритма в пейзаже. К этому можно добавить лишь правильные многогранники как переходную форму между прямоугольниками и кругами, например «восьмерик на четверике» в шатровых деревянных церквах русского Севера. Такая композиция потребовала иболее энергичных контрастов величин, тонов, красок. Таким образом, ритм – это ясное, четкое гармоничное свойство архитектуры. Таким образом, ритм создает впечатление движения в композиции.
В произведениях изобразительного искусства художники стремятся отобразить течение времени. Ритм в жизни и в искусстве – это не одно и то же. Вспомните примеры из мира живой природы, которые так или иначе связаны с ритмом (космические явления, вращение планет, смена дня и ночи, цикличность времен года, рост растений и минералов и др. ).
Вот таким образом ритм в изобразительном искусстве, как правило, состоит из неодинаковых повторов, отличающихся лишь одним или несколькими признаками. Сложный ритм мы видим, например, в картине «Тайная вечеря» Тинторетто, где диагональный строй композиции усиливался динамичностью изображенных фигур. Действительно, ритм сопровождает нас всю жизнь. Существует, однако, немало переходных форм между этими двумя типами ритма: т. наз.
На живописном полотне, фреске, в графических листах и иллюстрациях обычно движение воспринимается нами в связи с сюжетной ситуацией. Рисунок задумывался таким образом, чтобы как можно меньше были заметны линии стыков. Метрический порядок характеризуется равенством элементов, расположенных друг от друга на одинаковых расстояниях, как, скажем, ряды окон жилых домов, одинаковыми лентами опоясывающие этажи, пролеты мостов и т. д. Учитывая возможность совмещения метрического и ритмического порядка, можно наметить три основные ритмические категории: метрический порядок, ритмический порядок, метро-ритмический порядок. На груди от воротника к поясу идут тонкие длинные мазки, создающие вертикальный ритм. Так, в картине К. П. Брюллова «Последний день Помпеи» проследить чередование светлых и темных пятен, что создает определенный ритм и делает все произведение уравновешенным и целостным. Он выполняет организующую и эстетическую роль в композиции.
Отсюда и происходит закон цельности и даже композиционный закон самой жизни. Суриков явно сочувствует народу, стрельцам. Формат картины русского живописца В. И. Сурикова «Утро стрелецкой казни» близок к прямоугольнику золотого сечения (рис. Более сложные ритмические рисунки можно характеризовать закономерностью изменения форм, а также интервалов между формами, либо одновременно изменяется и то и другое. «Березовая роща» А. И. Куинджи дает нам классический пример ритма в пейзаже. Ритм не только обогащает композиции, но и помогает их организовать.
Существуют различные виды ритмического повтора. Его деятельность основывается на законах композиции, на тональных и цветовых контрастах. Размеры работы приблизительно 75 х 55 см. 53) – если композиция является симметричной, уравновешенной или образует простые геометрические схемы (треугольник, круг, овал, квадрат, прямоугольник), то она считается статичной (см. Многочисленные линии ритма расходятся как радиусы четверти круга, центр которого расположен чуть ниже ног Христа на правом краю картины.
Связь музыки и танца была очень важна для Анри Матисса.
Статика – это состояние покоя, равновесия. Говорят еще: ритмичные движения, ритмичная работа, ритм жизни. Правда, в этих картинах ритм отличается большей сложностью. На картине изображён расстрел испанских повстанцев оккупационными войсками Наполеона. Рассмотрим некоторые из этих средств. Значительна роль ритма в картине Караваджо "Положение во гроб".
Ритмическую периодичность часто уподобляют волнообразному процессу имеющему гребень и впадину. Один из исследователей ритма в технике П. А. Мазки на белом воротнике создают ритм раскрытого веера.
Цветные фотоизображения впервые получил Л. Дюко дю Орон (1868-69, Франция). В «Раздолье» показано движение спортсменок снизу, с реки на крутой берег, сначала прямо на зрителя, потом параллельно плоскости картины. Картина асимметрична. Повстанцы ярко освещены светом фонаря, поставленного на землю.
Третий, пересекающийся с двумя другими ритм, — вертикальный. В «Эстафете» передается движение по диагонали. В картине «Лыжники» фигуры спортсменов изображены движущимися параллельно плоскости картины. Художники используют ритм не только как начало, организующее композицию, но и как эстетическую составляющую всего произведения. Недаром Маньяско называют Паганини кисти, восхищаясь виртуозностью его манеры. Этим приемом достигается тот самый эффект, о котором мы говорили выше: ощущение равновесия и стабильности при наличии движения.