Хармс). Один из современников описал, как читал свое стихотворение о войне Маринетти: «Бум, бум. футуристов антигуманистический характер: по утверждению итал. В России первыми футуристами стали художники братья Бурлюки.
Это направление возникло в 1910-1912 годах, одновременно с акмеизмом. 20 в. Наиболее полно был реализован в визуальных и словесных искусствах Италии и России. В музыке искать гармонию шумов.
Нек-рое знакомство с теориями зрения, концепцией фиксации изображения на сетчатке глаза и т. п. Родиной нового модернистского движения была Италия, а главным идеологом итальянского и мирового футуризма стал известный литератор Филиппо Томмазо Маринетти (1876-1944), выступивший 20 февраля 1909 года на страницах субботнего номера парижской газеты «Фигаро» с первым «Манифестом футуризма», в котором была заявлена «антикультурная, антиэстетическая и антифилософская» его направленность. (Через несколько лет русский поэт-футурист В. Маяковский сформулировал это кратко и выразительно: «Я над всем, что сделано, ставлю nihil"». ). В нем он провозгласил создание новой культуры будущего и построения нового общества. в 1913 манифесте Искусство шумов Л. Руссоло, на много лет предваряя конкр.
аэроживопись). футуристов прошла в Париже в 1912 и затем проехала по всем худож. И, наконец, «ничевоков». В контекст поэтических значений втягивалась зримая форма словесного знака (фигурные стихи, графико-словесные композиции, литографированное издание). Скоро понятия футурист и хулиган стали синонимами для умеренной публики тех лет.
Например, эпический характер саг, эпичная (конкретная) сага. Наиболее заметные: кубофутуристы или поэты «Гилеи» (В. Поэтические принципы Ф. : передача ощущений в виде цепи бесконтрольных ассоциаций и аналогий («беспроволочное воображение»), акцентирование звуковой и графической «оболочек» текста в ущерб словесному значению (обилие звукоподражаний, аллитераций фигурные стихи, обращение к рисункам, коллажам, комбинациям из типографских и рисованных шрифтов, математических знаков). Основоположник-теоретик – Маринетти классические представители: У. Боччони, Дж. Балла, К. Карра, Л. Руссоло, Дж. Да и пафос индустриализма футуристов немецких (группа "Ниланд"), динамизма англичан и французов (группы "Фортекс" и пароксисты) ничего общего не имел с эстетикой русских футуристов. Русский футуризм имел свою специфику. формы, цвета, движения и звука, Балла стал предтечей и кинетизма и позднейших синтетич.
Главным требованием этого футуристическою манифеста являлось провозглашение "Самоценною (самовитого) Слова". Литература Ф. была связана с «левыми» течениями в изобразительном искусстве (особенно тесными были контакты «Гилей» с группой М, Ф. Ларионова «Ослиный хвост» и петербургским «Союзом молодёжи»). Балла, Дж.
Сенсорика совр. Основными художественными принципами футуризма стали движение, скорость, энергия. Агитирует за вступление Италии в Первую Мировую войну и сам участвует в ней добровольцем. «Футуристы не боятся свистков, они боятся лишь легких знаков одобрения», – гордо провозглашает очередной оратор-футурист. И первый футуристический манифест был направлен прежде всего против символистов.
После Октябрьской революции рус. Он сразу же привлек к себе внимание художников и литераторов. Во мн. После революции традиции футуризма развивали тифлисская группа «41о» (начало 1920-х А. Е. Крученых, Ильязд, И. Терентьев и др. ) и петроградская группа ОБЭРИУ (конец 1920-х А. И. Введенский, Н. А. Заболоцкий, Д. И.
Северини, Дж. Маринетти, российских кубофутуристов из «Гилеи», участников «Ассоциации эгофутуристов», «Мезонина поэзии», «Центрифуги») отрицание традиционной культуры (наследия «прошлого»), культивировал эстетику урбанизма и машинной индустрии. А в самом бунтарстве, эпатировании публики, в скандальных выкриках футуристов было больше эстетических эмоций, чем революционных.
Не говоря уже о море талантов: Хабиас, Каменский, Шкловский, Зданевич, Кручёных. В 1912 г. в Париже состоялась первая выставка художников-футуристов. Сам Маринетти до 1943 опубликовал не менее 85 манифестов футуристич. скульптура. В изобразительном искусстве следует отметить кубофутуризм — направление, в котором в разное время работали такие художники, как Малевич, Бурлюк, Гончарова, Розанова, Попова, Удальцова, Экстер, Богомазов и др. И если для экспрессионизма характерен поиск мифологических первоэлементов мироздания (Э. Х.
культуры из провинциальной Италии. Отсюда введение звука в название картин типа Скорость автомобиля свет шум, Форма кричит: Вива Италия. В манифесте Маринетти провозглашается «телеграфный стиль». Это течение претендовало на построение нового искусства 151 «искусства будущего», выступая под лозунгом нигилистического отрицания всего предшествующего художественного опыта. Оно вошло в мир с желанием ниспровергать все идеалы.
Изначальная ориентация модернизма на моделирование в творчестве возможных миров фундирована в экспрессионизме идей отказа от изобразительности и выражения сущности объекта не так, как мы его видим, а так, как мы его знаем (Э. Л. Но, обо всем по порядку. В 1919 г. Маринетти вступил в фашистскую партию. Главным принципом Маринетти до конца его жизни было желание «с вершины мира бросать вызов звездам». Некоторые представители футуризма, стихи которых были знамениты в России, эмигрировали. Давид Бурлюк — основатель в своём имении колонии футуристов «Гилея».
В манифесте отрицались все духовно-культурные ценности прошлого. Северини – гл. В его стихах речь в самом деле заменялась непонятным, бессмысленным набором слов. России существовало несколько футуристич.
лампочек и т. п. ), стал предвестником поп-арта и таких типов совр. группировок Ф. в России прекратил свое существование. Эти группы продолжали идеи наиболее радикальных кубофутуристов, Хлебникова иКрученых. скульптурах-конструкциях к объединению пластич. Но даже такие кумиры, как Александр Блок, не избежали обвинения в том, что «им нужна лишь дача на реке». В 1913г.
ориг. Толковый словарь содержит некоторое количество недостоверного материала (окказиональных слов), временами грешит против грамматики (например, приставка регулярно называется предлогом), но парадоксально точно передает как языковые реалии XIX века, так и выразительность доныне существующих говоров. Члены «Гилеи» придерживались доктрины кубофутуризма в его рамках появилась заумная поэзия изобретённая Хлебниковым и Кручёных. Уже к концу 1914 г. футуризм стал испытывать кризис. футуристов к союзу с фашистским режимом Муссолини. Однако бунтарские устремления футуристов, конечно, далеки были (возможно, за исключением В. Маяковского) от подлинной революционности, больше смыкаясь с анархо-нигилистическими настроениями. Условно выделилось несколько группировок нового литературного течения.
Но В. В. Каменский (годы жизни – 1884-1961) и В. Хлебников (годы жизни – 1885-1922) смогли в своем творчестве осуществить весьма интересные эксперименты с языком, которые плодотворно сказались на отечественной поэзии. В лит. Судьбы всех ОБЭРИУтов сложились трагически. Русский футуризм, в отличие от итальянского, был более литературным направлением, хотя многие из поэтов-футуристов экспериментировали и с изобразительным искусством. Примером совместной работы поэтов и художников стала футуристская опера «Победа над Солнцем», либретто которой написал Алексей Кручёных, а декорации оформил Казимир Малевич. Различия между итальянским и русским футуризмом существовали и в идеологии.
Термин футуризм (точнее — эгофутуризм) применительно к русской поэзии впервые появился в 1911 в брошюре Северянина «Ручьи в лилиях. живописцев У. Боччони, Дж. До того ж, бльш точним аналогом росйського -ческ в укранськй мов суфкс -ч. В рез-те футуристам удалось достичь создания предельно напряженного динамич.
Маяковский, Хлебников, Кручёных, Бенедикт Лившиц, Елена Гуро— наиболее известные имена. Нольде, Ф. Марк, Э. Хаккель, П. Клее и др. ), то для кубизма – не только изучение структуры первичных объемов (Пикассо), но и целенаправленное моделирование реальности: орфизм Г. Аполлинера (как музыка Орфея обладала материальной силой и возвращала к жизни, так, по мысли Аполлинера, вдохновение художника способно созидать жизненное, т. е. Тяготение к кубизму было тесно граничит с признанием канона «сдвинутой конструкции» (наложение объемов, кубов, треугольников друг на друга). Русские футуристы, особенно «гилейцы», настойчиво утверждали самобытность генезиса русских Ф. («Нам незачем было прививаться извне мы бросились в будущее от 1905 года» Хлебников) и его независимость (показательна обструкция, устроенная частью русских футуристов Маринетти во время его приезда в Россию в 1914).
Именно их считали "омолаживающей силой одряхлевшего мира". Будетляне (неологизм Хлебникова) «приказывали» чтить «права» поэтов «на увеличение словаря в его объеме производными и произвольными словами (Слово-новшество)» они предсказывали «Новую Грядущую Красоту Самоценного (самовитного) Слова» (Русский футуризм, 41).
Группа молодых талантливых художников из Милана, а затем из др. революции впервые почувствовал и осознал, что новая техника меняет и человеч. Новый путь поэтического творчества был впервые указан в напечатанной в Петербурге в 1910 книжке «Садок Судей» (братья Бурлюки, В. Хлебников, В. Каменский, Е. Гуро). Он включал в себя четыре основные группы: «Гилея» или кубофутуристы (Велимир Хлебников, Д. и Н. Бурлюки, В. Маяковский, В. Каменский, А. Крученых, Б. Лифшиц) «Ассоциация эгофутуристов» (И. Северянин, И. Игнатьев, К. Олимпов, В. Гнедов) «Мезонин поэзии» (В. Шершеневич, Р. Ивнев, С. Третьяков, Б. Лавренёв) и «Центрифуга» (С. Бобров, Б. Пастернак, Н. Асеев). отошли от Ф. (Маяковский, Асеев и особенно Пастернак). Футуристов предреволюц.
В период революционного переворота некоторые футуристы ощущали себя соучастниками событий и считали свое искусство «революцией мобилизованным и признанным». Например, аналогия обычно приводится для конкретных вещей и явлений, вот таким образом основное слово – аналогичный, а аналогический – устаревшая форма (правда же, не звучит. ). Апельсиновые корки, летящие из зала на сцену, наряд полиции в конце выступления – все это было практически обязательной и желанной частью выступлений «людей будущего». XX в. Сложился в Италии. Статич. То же, что: эпический. Для каких-то прилагательных та или иная форма будет неграмотной.
В области художественной техники Ф. сыграл большую роль в становлении абстракционизма (Выстрел из ружья и Динамические последовательности Балла, Сферическое распространение центробежного света Северини, более поздние Манифест абстрактной живописи Прамполини и идея всемирного Ф. ), авангарда новой волны, прежде всего искусства pop-art (Памятник бутылке Боччони, 1913 – как первый художественный прецедент деланья вещей) и синтетического искусства (концерт звуков большого города на базе комплексного шумопроизводителя Руссоло) и – отчасти – сюрреализма (Состояние души Боччони: Прощание, Те, кто остается и др. ). Будетлянство Хлебникова. Хлебников поддерживал устремления «будетлян» к преобразованию мира средствами поэтического языка, участвовал в их сборниках, где публиковались его поэма «И и Э» (1911-12), «музыкальная» проза «Зверинец» (1909), пьеса «Маркиза Дезэс» (1910, разговорный стих, оснащенный редкостными рифмами и словообразованиями) и др.
Однако несмотря на устройство под знаком Ф. целого ряда выставок («Мишень», 1913, « 4», 1914, «Трамвай Б», «0, 10», 1915 и др. ), Ф. не выразился в русской живописи ни в итальянском варианте (исключение отдельные работы К. С. Малевича, Ларионова, Н. С. Гончаровой, О. В. Розановой, П. Н. Филонова, А. В. Лентулова), ни какой-либо другой целостной системой, захватывая как общее понятие широкий круг явлений: «постсезаннизм» «Бубнового валета», декоративный национальный вариант кубизма, поиски, созвучные немецкому экспрессионизму и французскому фовизму или же близкие примитивизму, «беспредметничеству», дадаизму. Тему опубликованной в 1915 году (лишь в урезанной цензурой форме) поэмы Облако в штанах сам поэт определил в дальнейшем как 4 крика Долой. Не говоря уже о море талантов: Хабиас, Каменский, Шкловский, Зданевич, Кручёных. сознания и организационного объединения различных худож. Стоять на глыбе слова «мы» среди моря свиста и негодования. «Гилея» была самым влиятельным объединением футуристов, но не единственным: существовали также эгофутуристы во главе с Игорем Северянином (Санкт-Петербург), «Центрифуга» (Москва), группы в Киеве, Харькове, Одессе, Баку. 3. Он указал на то, что все якобы новшества этих поэтов мнимые. Он в 1909 году издал "Манифест Футуризма", что является отправной точкой движения.
«Ага. подробнее: Маринетти). ОБЭРИУ Хармса, Введенского, Заболоцкого, Олейникова.
«Жар исходящий от куска дерева или железа, нас волнует больше, чем улыбка и слезы женщины», «Новое искусство может быть только насилием, жестокостью», – заявлял Маринетти. И, наконец, «ничевоков». Не случайно так близка оказалась футуристам идея революции с ее лозунгом: «Весь мир насилья мы разрушим до основанья». В подходе «буцетлян» к словотворчеству обнаружились две тенденции: одна вела к самым крайним формам экспериментаторства (Бурлюк, Кручёных), другая — к преодолению футуризма (Маяковский, Каменский, Гуро). Это вело к поискам «самовитого слова», т. е. к словообразованию, граничащему с абстракцией, к звукоподражаниям, призванным передать качества зримого мира одной лишь фоникой, к обилию поэтических неологизмов и пренебрежению грамматическими законами, в конечном итоге к зауми. В России движение Ф. отчётливо проявилось в литературе и представляло собой сложное взаимодействие различных группировок: самой характерной и радикальной петербургской «Гилей» (Д.
В частности, у Ефремовой так и написано:эпичный прил. ансамблей красок и форм. Футуризм зародился в Италии в начале XX века. Осенью 1911 они вместе с В. Маяковским и Кручёных составили ядро литературного объединения «Гилея» (будущие кубофутуристы). В России первыми футуристами стали художники братья Бурлюки. Северянин, К. К. Олимпов и др. Оба варианта правильны, но означают в современном языке чуть-чуть разное.
Бывшие футуристы составили ядро ЛЕФа (Левого фронта искусств), распавшегося к концу 1920-х. Многие из футуристов эмигрировали (Давид Бурлюк, Игорь Северянин, Илья Зданевич, Александра Экстер), умерли (Велимир Хлебников, Александр Богомазов), покончили с собой (в 1930 г. Владимир Маяковский), некоторые отошли от идеалов футуризма и выработали собственный индивидуальный стиль (Николай Асеев, Борис Пастернак). В конце 1920-х годов была попытка возродить футуризм – было организовано объединение ОБЭРИУ. ОБЭРИУ (Объединение Реального Искусства) – группа писателей и деятелей культуры, существовавшая в 1927-начале 1930-х гг. Время манифестируется футуристами как необходимое четвертое измерение худож.
В декабре вышел альманах «Взял. : долой любовь искусство, строй и религию. Первый футуристич. Рус.
Бунт, 1911) и т. п. К концу 20-х гг. Полагая основным критерием стихотворного текста «затруднённость» его восприятия, «гилейцы» следовали в создании поэтической конструкции логике пространственных искусств (прежде всего новейших течений в живописи кубизма и др. Они также выступили с собственным манифестом («Пощечина общественному вкусу», 1912 г. ), в котором призывали отказаться от наследия классиков литературы и правил и норм языка, а также увеличивать словарь поэта за счет словотворчества. пространства.
11 февр. Северянин, К. Олимпов, В. Гнедов и др. искусстве начинается тенденция последоват. Северянин высоко чтил А. К. Толстого, Жемчужникова, Фофанова, Мирру Лохвицкую. Футуристы, конечно, были радикалами. того же года – Технический манифест футуристич. В своих произведениях (поэмы «Флейта-позвоночник», «Облако в штанах», «Человек», «Война и мир») он отрицал, сложившиеся капиталистические отношения и пропагандировал свои гуманистические взгляды и веру в человеческие возможности.
К. Малевич, П. Филонов, Н. Гончарова, М. Ларионов почти создали то, к чему стремились футуристы. культуры ножом техницизма, урбанизма и новой науки. Про привлечение к себе внимания с помощью всевозможных скандалов уже говорилось.
силовых полей. Не случайно многие футуристы стали певцами революции. Непреодолимую ненависть к существовавшему до них языку. 3. видов искусства. Развиваясь в период между двумя революциями, в атмосфере роста демократических настроений и в то же время духовного разброда в среде интеллигенции, русский Ф. противоречиво сочетал в себе как стихийное неприятие буржуазной действительности, протест против подавления личности современных механистических цивилизацией, так и анархический бунт ради бунта, нигилистическое отрицание всех культурных и нравственных ценностей «старого мира».
Но даже такие кумиры, как Александр Блок, не избежали обвинения в том, что «им нужна лишь дача на реке». с парохода современности» и формулировал 4 права поэтов:1. Некоторые из них считали себя сторонниками социальной революции, а свою роль в современном искусстве видели в том, чтобы обновлять его так же, как обновляют общественную жизнь истинные революционеры. Борис Пастернак и Николай Асеев выработали собственный стиль, далекий от футуризма. лучащихся, динамически закручивающихся в пространстве цветоформ (или пластич. Мы тоже механизмы (Северини).
1907-1914» (1915) поэт наиболее близок к требованиям кубофутуристов — «подчеркнуть важное значение всех резкостей, несогласов (диссонансов) и чисто первобытной глупости», заменить сладкогласие горькогласием. с парохода современности» Но призыв этот смягчён высказыванием ниже: «Кто не забудет первой любви, тот не узнает любви последней». Однако эта стратегия прекрасно срабатывала и во вполне материальных целях. В пластике мы должны отвергнуть прежнюю застылость и стремиться передать движение.
В современном мире их особенно зачаровывали скорость, мобильность, динамика, энергетика. futurum– будущее букв. Эстетическая концепция Ф. опирается на общекультурные идеи Маринетти о формировании новой цивилизации сращения человека с техникой (новый кентавр – человек на мотоцикле), о замене художественной программы психологизма программой выражения чувств и инстинктов металлов, камней, деревьев, о преодолении диктата логики, дискурса и языка над свободной ассоциативностью сознания и о великом смехе, который омолодит лицо мира (см.
История русского футуризма складывалась из взаимодействия и противоборства четырех основных группировок: 1) «Гилея» — с 1910 Московская школа «будетлян» или кубофутуристов (сборники «Дохлая луна», 1913 «Затычка», «Молоко кобылиц», «Рыкающий Парнас», все 1914) 2) Петербургская группа эгофутуристов (1911-16) — И. Северянин, Г. В. Иванов, И. В. Игнатьев, Грааль-Арельский (С. С. Петров), К. К. Олимпов, В. И. Гнедов, П. Широков 3) «Мезонин поэзии» (1913) — группа московских эгофутуристов «умеренного крыла»: B. Г. Шершеневич, Хрисанф (Л. Зак), К. А. Большаков, Р. Ивнев, Б. А. Лавренев (их сборники — «Верниссаж», «Пир во время чумы», «Крематорий здравомыслия») 4) «Центрифуга» (1913 — 16) (преемственная от петербургского эгофутуризма) — С. П. Бобров, И. А. Аксёнов, Б. Л. Пастернак, Н. Н. Асеев, Божидар (Б. П. Гордеев) их сборники — «Руконог» (1914), «Второй сборник Центрифуги» (1916), «Лирень» (Харьков, 1914-20). артефактов, как ассамбляж инсталляция, абстр. П. Бобров, И. А. Аксенов, Б. Л. Пастернак, Н. Н. Асеев), а также футуристических групп в Одессе, Харькове, Киеве (в т. ч. творчество М. В. Семенко), Тбилиси.
Г. Шершеневич, Р. Ивнев, Б. А. Лавренев) и «Центрифуга» (С. Идейно-эстетическая программа объединения футуристов излагалась и в ряде других манифестов: «Технический манифест футуристической живописи» (1910), «Манифест футуристической скульптуры» (1912), «Манифест футуристической архитектуры» (1914) и др. Сложившийся в России «кубофутуризм» лишь терминологически и нек-рыми формальными чертами перекликается с итал.
Александр Богомаз и Велимир Хлебников умерли. В др. Некоторые футуристы прибегали к «зауми» истолковывая ее как расширение поэтических возможностей русского языка (Крученых, Хлебников). Но впечатляют же. Война для него была единственной очистительной силой – «гигиеной мира».
Эго-футуризм Северянина. эксперимента, подготовит, этапа для других направлений в худож. Ключевым лозунгом итальянских футуристов в литературе стал – «Слова на свободе. » – не выражать словами смысл, а дать самому слову управлять смыслом (или бессмыслицей) стихотворения. 20 февраля 1909 г. в газете «Фигаро» Маринетти опубликовал «Манифест футуризма». Италия представлялась им «громадным рынком древностей» и футуристы призывали избавиться от «полчищ музеев, в которых она похоронена». ФУТУРИЗМ (от лат.
Но иногда члены разных групп переходили из одной в другую или сближались. Пресса с жадностью следила за подвигами создателей нового искусства. А его стихи во всяких формах — как кроссворды или формулы. и поясняет: – это ядра. Но в мае 1915 г. Италия вступает в войну на стороне стран Антанты и Маринетти добровольцем уходит на фронт. После Первой мировой войны Маринетти организовал политическую партию футуристов и издал соответствующий манифест, разделявший функции партии и одноименного направления в искусстве: футуристическое искусство должно было продолжать дело омоложения и укрепления итальянского гения, а футуристическая партия – «отражать самосознание всего общества в его гигиеническом революционном порыве». 1.
Маринетти провозглашал: «Жар исходящий от куска дерева или железа, нас волнует больше, чем улыбка и слёзы женщины», «Новое искусство может быть только насилием, жестокостью». Для футуристов был характерен пафос разрушения. В кубизме эта программа оборачивается эксплицитно объявленной войной против зрения (П. Маринетти хотел пробудить дух нац. Но деньги зарабатывать умели. Т. о., поэтическое слово мыслилось ими универсальным «материальным» средством постижения основ бытия и переустройства реальности. В 20-е гг. Им принадлежит и самый хлесткий манифест «Пощечина общественному вкусу» (1912): «Прошлое тесно: Академия и Пушкин непонятнее иероглифов» и потому следует «бросить» Пушкина, Достоевского, Толстого «с Парохода современности», а вслед за ними и К. Бальмонта, В. Брюсова, Л. Андреева, М. Горького, А. Куприна, А. Блока, И. Бунина.
XX в. Стремясь создать «искусство будущего», декларировал отрицание традиционной культуры, особенно ее моральных и художественных ценностей, культивировал урбанизм — эстетику машинной индустрии и большого города, переплетение документального материала и фантастики. Тем не менее футуристы в своей поэтической практике вовсе не были чужды традициям отечественной поэзии.
Она распалась в конце 1920-х годов. Эгофутуризм». Но ещё в 1910 г. «будетляне» (первая русская футуристическая группа) выпустили первый сборник «Садок судей», в этом же году они стали называть себя группой «Гилея». Игорь СеверянинПомимо Северянина, в группу входили поэты Константин Олимпов, Георгий Иванов, Стефан Петров (Грааль-Арельский), Павел Кокорин, Павел Широков, Иван Лукаш и др. возникли группы «Центрифуга» (С. П. Бобров, Н. Н. Асеев, Б. Л. Пастернак и др. ) и «Мезонин поэзии» (В. Г. Шершеневич, К. А. Большаков, С. М. Третьяков, Р. Ивнев и др. ), члены которых проявили себя эпигонами кубо– или эгофутуризма например, Асеев как поэт-футурист был настолько вторичной фигурой, что Маяковский называл его своим учеником. В 1915 общим в критике стало мнение о конце футуризма. Движение часто передается путем наложения последоват.
Он также кидал вызов всему корпусу художественного наследия и не довольствовался требованием совершенной автономии искусства (уже символистами была развита теория искусства для искусства). доктрины об энергетич. Футуристы были революционерами в искусстве.
поэтом Ф. Т. странах Запада Ф. был представлен немногочисленными группами. Балла, К. Карра, Л. Руссоло и др. К ним можно отнести Давида Бурлюка, Игоря Северянина, Александра Экстера.
У меня эти фразы ассоциировались с техникой будущего, с какими то внеземными технологиями. систему лит. Отныне мы поместим зрителя в центр картины». фаз на одно изображение, как бы наложением ряда последоват.
Выступления футуристов сопровождались литературными скандалами, откровенным эпатажем. При этом преобладают зигзаги, конусы и мелькающие формы. Для завершения целостности образа делают соответствующий макияж и прическу. Футуризм (от латинского слова «futurum» – будущее) представляет собой художественное авангардистское движение в литературе и искусстве, образовавшееся в Италии в 1909 году и получившее развитие в России в 1910-1921 гг.
Особенно прочные позиции занял футуризм в моде. движение завершился с началом этой войны. В листовке «Декларация слова как такового» и в статье «Новые пути слова» (см. Помимо кубо- и эгофутуризма, русский футуризм существовал и в прочих разговидностях, причемпредставители каждой группировки считали прочие «самозванными». Для литературы – переплетение документального материала и фантастики, в поэзии (В.
мы видим звук и хотим передать это видение зрителям. В более позднем манифесте (сборник "Рыкающий Парнас") дан был иронический отзыв о В. Брюсове и акмеистах – "своре адамов с пробором" (Гумилев, Городецкий). Не говоря уже о море талантов: Хабиас, Каменский, Шкловский, Зданевич, Кручёных. Эго-футуризм Северянина. Итальянский футуризм создал целостное, всеобъемлющее мировоззрение.
В сборнике «Ряв. » (1914) и в «Изборнике стихов. Стремясь в своих футуристич. В первом манифесте «Пощёчина общественному вкусу» призыв: «Бросить Пушкина, Достоевского, Толстого и проч. Наиболее радикальной и продуктивной оказалась первая из них. 1910 появляется Манифест художников-футуристов, а 11 апр.
Маринетти. живописи, подписанные У. Боччони, Дж. Энергетич. футуристов желание запечатлеть эти процессы на полотне. Д. Северини «Санитарный поезд, мчащийся через город» (1915).
Провозглашались дерзость, бунт, любовь к опасностям. Эта техника получила название «принцип симультанности». вызывает у отдельных футуристов желание запечатлеть эти процессы на полотне. в процессе развития социалистического худож. Что касается содержания произведений, то они, как правило, призывали и прославляли разрушение, войны, революции, так как именно в этих явлениях футуристам виделся способ «омоложения», обновления современного им мира.
Во всех своих произведениях, как теоретических, так и художественных (стихи, роман Мафарка-футурист) Маринетти, как и его сподвижники, отрицал не только художественные, но и этические ценности прошлого. Барабан футуристов» со статьей Маяковского «Капля дегтя»: «Первую часть программы разрушения мы считаем завершенной.
Он организовал «Интуитивную ассоциацию», напечатал девять альманахов и ряд книг эгофутуристов, а также выпустил четыре номера газеты «Петербургский глашатай» (1912) (см. лат. Зародился футуризм в Италии: Филиппо Маринетти, автор поэмы «Красный сахар», не только стал основоположником течения, но и ввел сам термин.
Футуризм– разновидность поэтического авангардизма в литературе модернизма. с парохода современности»), а настоящее во имя будущего. Днем рождения футуризма считается 20 февраля 1909, когда в парижской газете «Фигаро» появился написанный Т. Ф. Маринетти Манифест футуризма.
Но призыв этот смягчён высказыванием ниже: «Кто не забудет первой любви, тот не узнает любви последней». Пастернак, Н. Асеев, С. Бобров и др., считавшие себя «умеренными» футуристами).
Поэты «Гилей», ведущей группы русских Ф., отождествили поэтическое слово с вещью, обратили его в знак самодовлеющей физической данности, материал, способный к любой трансформации, к взаимодействию с любой знаковой системой, любой естественной или искусственной структурой. лат. Из числа футуристов «второго призыва» только Пастернак перерос литературное ученичество и превратился в крупного поэта. эмоций (стекла, дерева, картона, железа, кожи, конского волоса, одежды, зеркал, электрич. Удар по эстетическому вкусу был лишь деталью общего намечавшегося удара по быту. Статические формы кубизма футуристы наполнили динамикой движения и энергией силовых полей.
Дж. Балла создавал «пластико-динамические комплексы», У. Боччони – скульптуру, вторгающуюся в реальное пространство, погружающую зрителя внутрь себя. В противоположность эстетизации Северянина, Маяковский, как и другие футуристы (Пастернак), добивался нужного ему эффекта — остранения изображаемого — путем деэстетизации («душу выржу»). В совр. Валерий Брюсов в обзоре Год русской поэзии (1914 год) заметил, отмечая сознательную грубость стихов футуристов, что недостаточно бранить все, что вне своего кружка, для того, чтобы найти что-то новое. «будетлянство»– термин В. Хлебникова), художественное течение в европейском искусстве (поэзии и живописи) начала 20в.
Проблемы единого стиля не существовало. признаков наступающей индустриальной эры.
Ультраизм), в Мексике — эстридентистов. В 1918 итальянские футуристы создали политическую партию, которая начала сближаться с «фашиями» Б. Муссолини. Маяковский, Хлебников, Кручёных, Бенедикт Лившиц, Елена Гуро — наиболее известные имена.
«Но в рассуждениях об этих художественных революционерах, - как справедливо отмечено А. Обуховой и Н. Алексеевым, - часто упускают очень важную вещь: многие из них были гениальными деятелями того, что сейчас называют «промоушн» и «паблик рилэйшнз». Начался с опубликования в париж. Он был одним из первых русских поэтов, показавших всю правду нового общества.
выхода художника за пределы искусства. Имажинизм Есенина и Мариенгофа. Футуризм зародился среди литераторов и поэтов. Именно с Ф. в европ.
Ф. она обернулась прославлением войны в качестве «единственной гигиены мира», воспеванием агрессии и насилия, поэтизацией империализма. Он был написан для молодых итальянских художников. Он содержит 100 000 статей и адресован самому широкому кругу читателей. жизни вообще, выводя Ф. за пределы собственно худож. Основоположником принято считать итальянского Поэт а Ф. Маринетти, опубликовавшего в 1909 г. манифест «Футуризм».
В своих стихах он осуществил звуковую и графическую заумь. Футуристы стремились на всех уровнях изменить традиц. Футуризм зародился в Италии, но первый манифест был опубликован Маринетти в Париже (1909). Будетлянство Хлебникова. ОБЭРИУ Хармса, Введенского, Заболоцкого, Олейникова.
и проч. Интимные чувства идеалы любви, добра, счастья объявлялись человеческими «слабостями» эмоции и ощущения оценивались по мерке физических (машинных) качеств силы, энергии, движения, скорости.
Подобно «старшим» футуристам, члены этих объединений экспериментировали с заумью или заумным языком, занимаясь «речетворчеством», т. е. Пик, пик, пик – ласточка пролетает над полем сражения. Крепкозадый буржуазно-мещанский быт, в который искусство прошлое и современное (символизм) входили, как прочные части, образующие устойчивый вкус безмятежного и беспечального, обеспеченного жития, - был основной твердыней, от которой оттолкнулся футуризм и на которую он обрушился. В январе 1912 в редакции ряда газет была разослана программа «Академия эгофутуризма», где в качестве теоретических основ провозглашались Интуиция и Эгоизм в том же году вышла брошюра «Эпилог «Эгофутуризм», отметившая уход из объединения Северянина. Отрицание гармонии как принципа иск-ва присуще и футуристической скульптуре.
интеллектом. В своих декларациях они провозглашали «новые пути слова», оправдывая затрудненность эстетического восприятия: «Чтоб писалось туго и читалось туго, неудобнее смазанных сапог или грузовика в гостиной» поощрялось использование «полуслов и их причудливых хитрых сочетаний (заумный язык)» (Кручёных А., Хлебников В. Слово как таковое, 1913). практики в сферу самой жизни. В Петербурге– школа эгофутуристов, провозгласивших интуитивное творчество и стремившихся к пропаганде художественного и бытового индивидуализма, что не всегда осуществлялось на практике: И. Северянин, В. И. Гнедов, К. К. Олимпов. На увеличение словаря поэта в его объёме произвольными и производными словами. 2. Хорошо, что немногочисленные «вылазки» в 1848-1870 годах на поле данных событий дали ему шанс продемонстрировать, что он способный и на наиболее либеральное отношение к исторической реальности. Стихи Маяковского, Хлебникова были буквально «прошиты» историко-культурными реминисценциями.
В. Хлебников, В. В. Маяковский, А. Е. Например, поэзия – истрепанная девка у Давида Бурлюка.
В Москве– школа кубофутуристов или «Гилея», которая объединила художников и поэтов, пытавшихся воплотить изобразительные принципы французских художников-кубистов и поэтические установки итальянских футуристов: Н. Д. Наприклад, творчий, мовознавчий, тощо. В России основателями футуристического движения считают членов группы «Гилея» А. Крученых, В. Маяковского, В. Хлебникова и др.
Вообще в русском футуризме стихи играли большую роль. Упоенные новейшими достижениями техники, они стремились вырезать раковую опухоль традиц. Бунтующие массы агрессивными киноварными углами и клиньями прорываются сквозь сине-фиолетовую мглу пространства (Л. Футуризм— одно из течений авангардизма, породившего множество иных направлений и школ. Конструктивизм Сельвинского, Луговского. Современное бытие, которое футуристы призывали моделировать наиболее полно и концентрированно (отсюда проповедь единого, синтетического искусства), мыслилось ими лишь как «жизнь материи» динамичный комплекс небывалых психических и физиологических вибраций, разнонаправленных сил и движений, звуковых и оптических эффектов. период.
Авангардистское течение в литературе и искусстве 1910 – 1930-х гг. Собственно и сам Ф. как некое целостное художественно-эстетич. В лучших работах футуристов (особенно Северини, Боччони, Балла) эти попытки привели к созданию высокохудож.
Наиболее известными приверженцами футуризма являются художники У. Боччони, Дж. Войны и революции они считали омолаживающей силой одряхлевшего мира. 5 000 статей о растительном и животном мире, о многообразии жизни на Земле. ассоциации и т. п. иск-ве 10—20-х гг. формы кубизма футуристы наполнили динамикой движения и энергией психич. Неслучайно футуризм возник в Италии, стране-музее.
Маринетти еще у истоков научно-технич. Познавательно. Звукоподражания, рисунки, коллажи игра шрифтами, математические символы – все это, по мнению, футуристов, должно разрушать традиционную, однозначную связь слова и смысла и создавать новые, современные, невыразимые только словами и общепринятой графикой, смыслы. Они с восторгом встретили Первую мир. газете Фигаро 20 февр. Футуристы воспевали новую эпоху высоких скоростей и стремительных темпов жизни.
Но у футуристов (кубофутуристов) геометризация играет меньшую роль и присутствует не всегда. смысла звука. Поэтические откровения Хлебникова воспринял, откорректировал и приумножил Маяковский. Боччони, Карра, Руссоло, Балла и Северини разбрасывали в Милане листовки, текст которых вошел в историю как «Манифест футуристического художника». полях и силовых линиях. целое различные моменты внутр.
переустройства мира. Маяковский стал «комфутом» (коммунистом-футуристом) тем самым он резко разошелся с проектом жизнестроительного искусства, который обосновывал высокопочитаемый им Хлебников.
Одним из ярких представителей футуризма был выдающийся поэт Серебряного века Владимир Маяковский, активно выступающий не только против различного «старья», а еще и за создание чего-то нового в жизни общества. Музей Гуггенхайма (Нью-Йорк)В литературе для футуризма были характерны отказ от традиционной грамматики, право поэта на свою орфографию, словотворчество, ритм. худож. Умственная гигиена – развитие физической силы, спорт, бойкот музеев и библиотек. Подобно др.
Маяковский, В. Хлебников, Д. Бурлюк, В. Каменский и др. Участники движения призывали разрушать все нормы, правила, формы, выработанные предшествующими поколениями художников, «выбросить на свалку истории» не только отжившие традиции, но все художественное наследие без разбора. Стремясь создать «искусство будущего», декларировал (в манифестах и художественной практике итальянского поэта Ф. Т. К концу 20-х годов движение практически угасло.
отдельные тенденции Ф. были восприняты имажинистами и обэриутами. произведений, вошедших в сокровищницу мирового искусства. Родиной футуризма была Италия, а его «крестным отцом» – поэт Ф. Т. Маринетти.
вызывает у отд. Именно Маринетти стал теоретиком и вождем первой, миланской, группы футуристов. Реализовать их они пытались достаточно простыми (если не сказать примитивными) приемами. Стремясь создать «искусство будущего», декларировал отрицание традиционной культуры, культивировал эс-тетику урбанизма и машинной индустрии.
центрам Европы (Лондон, Берлин, Брюссель, Гамбург, Амстердам, Гаага, Франкфурт, Дрезден, Цюрих, Мюнхен, Вена). Зритель, помещенный в центр такой картины, по мнению футуристов именно ее силовыми линиями вовлекается в активное участие в изображенном событии. Конструктивизм Сельвинского, Луговского.
В первом манифесте «Пощёчина общественному вкусу» призыв: «Бросить Пушкина, Достоевского, Толстого и проч. Он же опубликовал «Манифест футуризма» 20 февраля 1909 г. Именно там он призвал творческих людей к использования «телеграфного стиля». Футуристы выдвинули идею открытого произведения искусства.
Приняв своё «видовое имя» от итальянского Ф., русские футуристы, называвшие себя также «будетлянами» (круг «Гилеи»), остро ощущали противоположность своих устремлений одноимённому движению в Италии. ориентации, касающихся самых разных видов искусства и сторон человеч. Кроме того, многие прославились как великие скандалисты. манифесты и многочисл., часто скандальные обществ, выступления). Общество эгофутуристов издало несколько листовок и манифестов, сформулированных в крайне абстрактных и эзотерических выражениях (например, «Призма стиля – реставрация спектра мысли»). Эгофутуризм – явление кратковременное и неровное. В поэзии разрушал даже естественный язык (слова «на свободе» или заумь). Кирхнер).
отсюда их название «кубофутуристы»), стремились к семантической «уплотнённости», к столкновению и взаимопроникновению ассоциативных ходов, пытаясь выразить элементами поэтической речи чисто пластические характеристики «плоскость», «фактуру», «сдвиг» и т. п. Северин, Л. Руссоло и К. Кара. (Балла) и т. п. Всякий юноша, который проводит день в библиотеке, потерян.
«Добившись шумного успеха, скандальной славы, выпустив больше десятка книг, осуществив театральные постановки, футуристы чувствуют, что их историческая миссия выполнена» (С. Рус. Однако футуризм отличался в этом плане крайне экстремистской направленностью. Для живописи (в Италии – У. Боччони, Дж. Свои поэмы и картины они посвящали автомобилю, поезду, электричеству.
Пикассо), в ходе которой исходная позиция бунта против вещей (как они есть) сменяется лозунгом слияния с вещью (какой она должна быть): уважайте объект у Пикассо. Вот где он, чисто русский футуризм: творчество ключом бьет, эпатажа — море, а большего и не нужноони ведь, футуристы эти, «университетов не кончали», потому о художественности особо и не говорим. эстетические крайности футуристов, группировавшихся вокруг журнала «Леф» (редактор — Маяковский), были своеобразной реакцией на односторонность рапповской критики.
Данные в статьях приводятся по состоянию на 2003 год. Дольше всех приверженность идеям «интуитивного индивидуализма» демонстрировал Олимпов. Ф., отличаясь от него социально-классовой основой и конкретно-эстетическим содержанием. Мы тоже машины.
Большая часть внимания критики и публики была перенесена на Игоря Северянина, который достаточно рано отстранился от коллективной политики эгофутуристов, а после революции и полностью изменил стиль своей поэзии. литературные объединения футуристов появляются в России. Перевод В. Шершеневича, 1914). Мотоцикл был объявлен более совершенным творением, нежели скульптуры Микеланджело. В итал. 30 000 статей отведено биографиям исторических личностей и политиков, деятелей науки и искусства, театра и кино, лауреатов Нобелевских премий, академиков ведущих академий мира, писателей, звезд сцены, спортсменов и т. д.
Эффект движения часто достигается с помощью наложения последовательных фаз на одно и то же изображение. объемов в скульптуре – напр., у Боччони). В России первый манифест итальянского футуризма был переведен и опубликован в петербургской газете «Вечер» 8 марта 1909 благожелательный отклик появился в журнале «Вестник литературы» (1909. Имажинизм Есенина и Мариенгофа.
культуре. Футуристы тяготели к формальному экспериментаторству и выступали против выражения общественных позиций в искусстве. и Д. Д. Бурлюки, В. В. Маяковский, В. В. Каменский, Вел. Хлебников, А. Е. Крученых, Е. Гуро.
Гл. В 1913-16 продолжали выходить альманахи издательства «Очарованный странник» (десять выпусков). Но призыв этот смягчён высказыванием ниже: «Кто не забудет первой любви, тот не узнает любви последней». стремились к созданию трудной игры слов), эгофутуристы (И. Бум, бумтарарх – разрыв снаряда.
Мотоцикл они объявили более совершенным творением, чем скульптуры Микеланджело. вкусу, Дохлая луна, Взял и др. Само название подразумевает культ будущего и дискриминацию прошлого вместе с настоящим. Многие поэты, ранее входившие в футуристические группы, объединились в ЛЕФ. Это М. И. Цветаева (1892-1941) и М. А. Волошин (1877-1932).
Давид Бурлюк — основатель в своём имении колонии футуристов «Гилея». Ее подписали известные поэты-футуристы. Основоположником направления и автором термина является итальянский Филиппо Маринетти – поэт, фашист и солдат. В 1909 г. Маринетти публикует свой первый футуристический манифест «Le Futurisme», который содержал радикальные лозунги, направленные против всего старого и догматичного: «Избавьте Италию от всей заразы – историков, археологов искусствоведов, антикваров. », «Тащите огня к библиотечным полкам. », «Направьте воду из каналов в музейные склепы. », «Крушите древние города. » и т. д. Так, бегущая лошадь имеет не четыре ноги, но двадцать и их движение трехстороннее». Словарь живого великорусского языка В. И. Даля самый знаменитый русский толковый словарь. Маринетти провозгласил «всемирно историческую задачу футуризма», которая заключалась в том, чтобы «ежедневно плевать на алтарь искусства».
Всем им свойственно притяжение к нонсенсам городской действительности, к словотворчеству. Поэт мыслился футуристами бунтарем, революционером, сотворцом новой реальности. Николай Заболоцкий провел в лагерях шесть лет – с 1938 по 1944 гг.
Отрицание традиционной культуры, ее худож. первое издание «Пролог эгофутуризма» Северянина, 1911), промежуточных московских объединений «Мезонин поэзии» (В. Меня сейчас разложат на основные плоскости искромсают на мелкие части и, устранив таким образом смертельную опасность внешнего сходства, обнаружат досконально «характер моего лица».
Старкина). С установлением в России советской власти футуризм постепенно стал исчезать. Против гладкой певучести шуршащих шелком «поэз» петербургских эгофутуристов восстали московские «будетляне» – речетворцы. Маяковский, Хлебников, Кручёных, Бенедикт Лившиц, Елена Гуро — наиболее известные имена. Гоночный автомобиль, «несущийся как шрапнель», представлялся им прекраснее Ники Самофракийской. проявилась тенденция сделать предметом иск-ва динамизм как таковой. В своем творчестве итальянские футуристы пытались запечатлеть энергию, динамизм, «техницизм» современной цивилизации, сознание «человека толпы». Для живописи (в Италии – У. Боччони, Дж.
На полотнах художники стремились достичь этого различными способами. После победы в Октябрьской революции большевиков футуризм начал окончательно исчезать. futurum — будущее) — авангардистское течение в европ. Поэтика «сдвига» в литературном творчестве поощряла лексические, синтаксические, смысловые и звуковые «смещения», резко нарушавшие читательские ожидания (использование снижающих образов и даже вульгарных слов там, где традиция диктовала возвышенную лексику). Первым из русских поэтов использовал слово «футуризм» Игорь Северянин, предложив термин «эгофутуризм» – так назывался выпущенный им в 1911 г. сборник «Пролог.
Судьба многих его представителей печальна и трагична, кто-то из них был расстрелян (Игорь Терентьев), кто-то отправлен в ссылку, некоторые стали эмигрантами и покинули страну Советов, Маяковский покончил жизнь самоубийством, Асеев и Пастернак отошли от идеалов футуризма и выработали свой индивидуальный стиль. Они полностью отказывались от литературных традиций. 1909 Манифеста футуризма итал. Дух бунтарства присутствовал у футуристов не только при отрицании традиций и прошлого, но и при создании собственных стихов. с парохода современности».
выступали как поэты изысканной общедоступности), поэты объединения «Центрифуга» (Б. Главой эгофутуризма стал Игнатьев. Они экспериментировали с языком, вводя авторские неологизмы. Футуристы отрицали правила грамматики, синтаксиса, разрушали привычные ритмы и рифмы. В стихах футуристов очевидно стремление к примитивизации. Поддержали идеи Маринетти Боччони, Кара, Балла, Северини.
войну, многие из них ушли воевать добровольцами и погибли. Автор слова и основоположник направления — итальянский поэт Филиппо Маринетти (поэма «Красный сахар»). его «Futurismo е fascismo», 1924). В опубл.
Однако время от времени члены разных групп сближались или переходили из одной в другую. пространства и реализуется с помощью симультанности изображения разновременных событий. В ней они утверждали свое исключительное право на то, чтобы быть выразителями своей эпохи. сборник трех поэтов — Кручёных, Хлебникова, Гуро «Трое», 1913). Иногда, впрочем, они все же объединялись для борьбы с общим врагом – мещанством и сторонниками классического искусства. Однако претензии некоторых футуристов на «государственное искусство», усилившееся в революционный период нигилистическое отношение к культуре прошлого были осуждены в письме ЦК РКП (б) «О пролеткультах» (1920) и в записках В. И. Ленина А. В. Луначарскому и М. Н. Покровскому по поводу издания поэмы «150 000 000» Маяковского. В сочетании с ярым национализмом все это привело итал.
В живописи футуристов, представлявшей собой хаотические комбинации плоскостей и линий, дисгармонию цвета и формы, человек нередко трактуется как подобие машины. Первая значит, выставка итал. Однако, здоровье поэта было сильно подорвано, он умер в 1958 г. после второго инфаркта. Автомобилю, поезду, электричеству, вокзалу футуристы посвящают свои поэмы и картины. «У нас нет жизни, а есть только одни воспоминания о более славном прошлом Мы живем в великолепном саркофаге, в котором плотно привинчена крышка, чтобы не проник свежий воздух», – жаловался Маринетти.
Их сборник Садок судей 1 увидел свет еще в 1910 году. Я думаю у все на слуху сочетание «футуристическое будущее», «футуристический пейзаж». К неофутуристам критика причисляет метаметафористов А. Парщикова и К. Кедрова, а также Г. Айги, В. Соснору, А. Горнона, С. Бирюкова, Е. Кацюбу, А. Альчук, Н. Искренко. с парохода современности».
будущее – авангардистское направление в европейском искусстве 10—20-х гг. Для литературы – переплетение документального материала и фантастики, в поэзии (В. поля или состояния души передаются с помощью абстр. Маринетти говорил: «Жар исходящий от куска дерева или железа, нас волнует больше, чем улыбка и слёзы женщины», «Новое искусство может быть только насилием, жестокостью».
В рамках российского футуризма сформировалось еще несколько течений – кубофутуризм, эгофутуризм, объединения «Центрифуга» и «Мезонин поэзии». Северини и др. течениям авангардизма, Ф. явился субъективно-анархической реакцией на кризис буржуазной культуры (в т. ч. и на декадентство), крах либерально этических иллюзий 19 в. и выразил стихийно-эмоциональное предощущение социального и культурного разлома, наступления новой исторической эпохи с сё лавинным научно-техническим прогрессом, нарастающим утилитаризмом мышления, «омассовлением» культуры. В «Техническом манифесте» было сказано: «строение картины до настоящего времени было глупо традиционным. гордости у своих соотечественников и ввести их на Олимп тогдашней европ.
Маринетти в парижской газете «Figaro» от 20 февраля 1909г. Он одним из первых русских поэтов показал в своих стихах всю правду нового общества. Национализм и шовинизм, бунтарско-анархич. Их творчество направлено на разрушение, ниспровержение существующего. С1911г. Художники показывали нам предметы и люди размещались перед ними.
Стремясь создать искусство будущего, декларировал (в манифестах и художественной практике итальянского поэта Ф. Т. Маринетти, российских кубофутуристов из Гилеи, участников Ассоциации эгофутуристов, Мезонина поэзии, Центрифуги) отрицание традиционной культуры (наследия прошлого), культивировал эстетику урбанизма и машинной индустрии. Хлебников во многом опирался на опыт древнерусской литературы. Сходство идейных и эстетических взглядов поэтов и живописцев новой формации, переплетение их творческих интересов (при этом показательно обращение поэтов к живописи, а живописцев к поэзии) их частые совместные выступления закрепляли название «Ф» за «левыми» течениями в живописи. Он бы был достоин забвения, если бы это было единственным его достижением. писал: «Мы утверждаем, что великолепие мира обогатилось новой красотой – красотой скорости».
кадров кинопленки на один. Наши холсты, – писал он, – будут выражать пластич. Он широко вводил в поэзию язык улицы, различные звукоподражания, создавал с помощью приставок и суффиксов новые слова — понятные читателям и слушателям в отличие от «заумных» неологизмов Кручёных. принципы их худож.
А предтечей кубофутуризма Маяковский назвал Чехова-урбаниста. Крученых, И. Северянин) – языковое экспериментирование («слова на свободе» или «заумь»). Членами «Гилеи» были Велимир Хлебников, Алексей Кручёных, Владимир Маяковский, Давид Бурлюк, Василий Каменский и Бенедикт Лившиц. Идеолог и основатель футуристского движения, возникшего в 1909г., – итальянский поэт Ф. Т. Маринетти. Футуризм был радикальной программой, которая основана на идее разрыва с прошлым. Футуризм — одно из течений авангардизма, породившего множество иных направлений и школ.
Верно на экзаменах провалился», – кричат из зала. подлинное бытие – в противоположность видимой искусственной декорации в декоративном искусстве), эксперименты Р. Делоне в сфере моделирования реальности из элементов света, неопластицизм Мондриана как отрицание непосредственной пластики (идеи Платона – плоские) и т. п. В рамках характерного для Ф. течения динамизма движение расслаивается на составляющие его элементы (у бегающих лошадей не четыре ноги, а двадцать и движения их треугольны – у Балла), в рамках симультанизма движение схватывается посредством организации картины с помощью так называемой линии силы, демонстрирующей проникновение движущихся объектов друг в друга (откроем фигуру, как окно и заключим в нее среду, в которой она живет – у Боччони). Требование «открыть фигуру, как окно», стремление передать светопроницаемость и взаимопроникновение объемов приводило к модернистской деформации. В России возникло футуристич. Кручёных вульгаризировал воспринятую у Хлебникова идею «заумного языка» истолковывая ее как индивидуальное творчество, лишенное общеобязательного смысла. Сам Маринетти за свою жизнь опубликовал свыше 80-ти манифестов, касающихся не только самых разных видов художественного творчества, но и самых разных сторон жизни.
Д. Бурлюк, В. В. Хлебников, Елена Гуро, В. В. Маяковский, В. В. Каменский, А. Е. Кручёных, Б. К. Лившиц первые издания сборники «Садок судей», 1910, «Пощёчина общественному вкусу», 1913), петербургской «Ассоциации эгофутуристов» (И. Но на самом деле оказалось что это немного не так.
Шумы, ворвавшиеся в мир вместе с новой техникой, так очаровали футуристов, что они стремятся передать это их в своих работах. жизни человека – воспоминания, переживания, пластич. В скульптуре (Боччони) иллюзию движения должны были вызвать нагромождения и единонаправленный сдвиг «обтекаемых» или угловатых объёмов. Упоенные новейшими достижениями техники, футуристы стремились вырезать «раковую опухоль» старой культуры ножом техницизма и последних достижений науки. Давид Бурлюк— основатель в своём имении колонии футуристов «Гилея». поля и силовые линии, развивая здесь на визуальном уровне живописные находки Ван Гога. История русского футуризма являла собой сложные взаимоотношения четырех основных группировок, каждая из которых считала себя выразительницей «истинного» футуризма и вела ожесточенную полемику с другими объединениями, оспаривая главенствующую роль в этом литературном течении. В декабре 1912 г. они выпустили манифест «Пощёчина общественному вкусу», который призывал «бросить Пушкина, Достоевского, Толстого и проч. и проч.
В их стихах соединялось высокое и низкое, торжественные интонации с «простым, как мычание». ценностей, культ техники индустриальных городов (урбанизм) приобретал у итал. Я горячо люблю молодежь ибо она права даже в своих ошибках, тогда как старики ошибаются даже тогда, когда правы. Мы так подробно остановились на личности Маринетти для того, чтобы более понятным стали радикальные выпады футуристов – ведь, как мы уже говорили, футуризм получил широкое распространение в России. Само название «футуризм» подразумевает культ будущего, отрицание и осмеивание прошлого вместе с настоящим. Кроме Маринетти, основоположниками футуризма были Джакомо Балла (художник), Умберто Боччони (художник и скульптор), Луиджи Руссоло (художник и композитор), Карло Карра (художник и график), Джино Северини (художник, график и скульптор), Франческо Балилла Прателла (композитор и музыковед). Я б только вместо фото Пастернака (недолго он пробыл футуристом, скорее, дань моде отдавал, ведь он очень чутко чувствовал время и слово) разместила портрет В. Каменского — своеобразный товарищ: и писатель и летчик и агроном и изобретатель а «Танго с коровами» на обоях. представителями Ф. в живописи. В России первыми футуристами стали художники братья Бурлюки.
Каменский – на достижения Некрасова и Кольцова. Футуристы воспевали цивилизацию и технический прогресс. Также содержит статьи о ведущих компаниях планеты. С апологией техники и урбанизма в Ф. сочетались культ героя-сверхчеловека, вторгающегося в мир и расшатывающего «одряхлевшие» эстетические и нравственные устои, культ насилия, упоение социальными катаклизмами (войной как «гигиеной мира» и «бунтом» вообще). Он также провозгласил «телеграфный стиль», положив начало минимализму. В августе 1914 г., после начала Первой мировой войны, Маринетти ведёт пропаганду за вступление Италии в войну, организовывает манифестации с публичным сожжением австрийского флага, за что был арестован и посажен в тюрьму.
от лат. В поэзии освободить слово от уз устарелого синтаксиса. Живопись во многом обогатила футуризм. Но даже такие кумиры, как Александр Блок, не избежали обвинения в том, что «им нужна лишь дача на реке». В творческой практике итал. Некоторые из них приветствовали Октябрьскую революцию (Владимир Маяковский, Велимир Хлебников, Василий Каменский, Осип Брик, Николай Асеев, Василий Кандинский) и стремились развивать искусство в революционном духе.
Погружаясь в стихию фактов и материальных знаков времени, отрицая суверенный характер идеального, накопленного культурной традицией смысла словесного знака, подчиняя постижение явлений формальной перестройке поэзии, «кубофутуризм» смог только фиксировать, хотя и чутко, внешние приметы надвигающегося исторического перелома, оставаясь лишь отзвуком общественных потрясений эпохи. Однако и те и другие опирались на Хлебникова, ведущего теоретика футуризма. Отрицая подобную зависимость, Хлебников в письме Н. Бурлюку в 1914 году писал: "Нам незачем было прививаться извне, так как мы бросились в будущее от 1905 года (НХ, 368). Некоторые представители этого направления вступили в новую литературную организацию «ЛЕФ», название которой расшифровывалось как «Левый фронт искусства». исканиям.
Для лирического «эго» футуристов характерно отрицание классических норм и традиций и наличие особого мышления, не принимающего синтаксические правила, нормы словообразования и лексическую сочетаемость. Наиболее полно реализован в формалистических экспериментах художников и поэтов Италии и России (1909-21), хотя последователи футуризма были в Испании (с 1910), Франции (с 1912), Германии (с 1913), Великобритании (с 1914), Португалии (с 1915), в славянских странах в Нью-Йорке в 1915 выходил экспериментальный журнал «291», в Токио — «Футуристическая школа Японии», в Аргентине и Чили существовали группы ультраистов (см. Но в то же время они писали антивоенные произведения (поэма «Война и мир» Маяковского, «Война в мышеловке» Хлебникова). Футуризм провозгласил демонстративный разрыв с традициями: «Мы хотим разрушить музеи, библиотеки, сражаться с морализмом», — утверждал итальянский поэт Ф. Т. Маринетти (1876-1944) со страниц французской газеты «Фигаро» 20 февраля 1909 (Манифесты итальянского футуризма. писателя ф. Т. Маринетти (вождя и теоретика ф., автора «Манифестов итальянского футуризма», 1909—19), жизнь мотора волнует больше, чем улыбка или слезы женщины.
Эгофутуризм И. Северянина (поэт И. В. Лотарев, годы жизни – 1887-1941) был одной из разновидностей этого направления. После выхода в свет «Пощечины общественному вкусу», кубофутуристы объединились с недругами из Петербургского общества Северянина и совместно совершить грандиозные гастроли по городам России. Поэзия русского футуризма была теснейшим образом связана с авангардизмом в живописи. 11 февраля 1910г. К. Малевич «Авиатор» (1914)Для нее характерна та же геометризация изображения, что и для кубистов. К. Карра в своем манифесте Живопись звуков, шумов, запахов (1912), доводя до логич. К тому времени уже достаточно известными были последователи братьев Бурлюков.
Ряд фантастических проектов «городов будущего» оставили архитекторы-футуристы. прозрачность бытия. В период революц. В. Хлебников, В. В. Маяковский, А. Е. Крученых, И. Северянин) – языковое экспериментирование (слова на свободе или заумь). Союзниками поэтов выступали художники-авангардисты («Бубновый валет», «Ослиный хвост», «Союз молодежи»), да и сами поэты — Д. Бурлюк, Кручёных, Маяковский, Гуро — были еще и художниками.
стиха, визуальной (графич. ) поэзии использования архаич., фольклорной и бытовой лексики и кончая беспредельным словотворчеством и словоновшеством – изобретением зауми. и электрич. Футуризм это одно из течений в искусстве авангарда 20 века. Основоположником этого направления признают итальянского поэта Филиппо Маринетти.
В Ф. соединялись как требование демократизации искусства, презрение к искусству «элиты», так и крайний индивидуализм, провозглашение совершенной автономности творчества. В живописи (близкой в некоторых приёмах французскому кубизму, но принципиально отличной от него сюжетностью, литературной подосновой) динамику мира призваны были выразить «вызванные движением» совмещение разных точек зрения, многократное умножение очертаний фигур их деформация, разложение по пересекающимся «силовым» линиям и плоскостям, резкие контрасты цвета, введение словесных фрагментов (коллажи), как бы выхваченных из потока жизни. Вот таким образом и основными составителями манифеста Пощечина общественному вкусу стали поэты.
(от лат. На этой основе происходит историческое смыкание Ф. с фашизмом: с приходом к власти Муссолини Ф. становится официальной эстетической доктриной итальянского фашизма, эволюционируя от концептуального педалирования идеи агрессии (без агрессии нет шедевра – у Маринетти) и культивирования брутальных портретов Дуче в начальный период государственного развития фашизма – до концептуальных прокламаций социального оптимизма (одна лишь радость динамична – в псевдоромантическом манифесте Маринетти Новая футуристическая живопись, 1930) и культивации идиллических пасторалей в стиле неоклассицизма в период стабилизации фашистского правления.
- одно из главных направлений в искусстве авангарда нач. Другие отрицали революционные потрясения. Основными чертами русского футуризма были бунтарство, анархичность, выражение массовых настроений толпы отрицание культурных традиций, попытка создать искусство, устремлённое в будущее бунт против привычных норм стихотворной речи, экспериментаторство в области ритмики, рифмы, ориентация на произносимый стих, лозунг, плакат поиски раскрепощённого «самовитого» слова, эксперименты по созданию «заумного» языка. Особенно активно она действовала с 1910 по 1915 (сб. : Садок судей, Пощечина обществ. Цены варьировались от 25 копеек до 5 рублей 151 деньги по тем временам очень немалые. К 1917 понимание искусства как программы жизни трансформировалось у Хлебникова в обобщенно-анархическую утопию мессианской роли поэтов: вместе с другими деятелями культуры они должны создать международное общество Председателей Земного Шара, призванных осуществить программу мировой гармонии в «надгосударстве звезды» («Воззвание Председателей Земного Шара», 1917).
Поэзы» и в названии его сборника «Пролог «Эгофутуризм». Руссоло. При этом идея революции в искусстве связывалась с идеей «глобальной переделки мира». (лат. В отличие от течений испытывавших ужас перед «молохом» цивилизации, футуристы принимали будущее безоговорочно, с экзальтированным оптимизмом, с верой в технику как первопричину современного общественно-культурного сдвига, с провозглашением художественной ценности внешних, веществ.
Маринетти — признанный основатель футуризма. См., например, словарь Ефремовой (можно брать и другие)-ичн- (ый)имена прилагательные, которые обозначают характерное свойство лица или предмета, названного мотивирующим словом (аналогичный, аристократичный, гармоничный, историчный, типичный и т. п. ). -ческ- (ий)имена прилагательные с общим значением свойственности типу или категории людей, которые названы мотивирующими словами (мировоззренческий, наслажденческий, поведенческий, просвещенческий, языковедческий и т. п. ). Обратите внимание: -ичн- свойственно КОНКРЕТНОМУ, -а ческ- – ТИПУ. Для каких-то слов прилагательные будут синонимами. В первом манифесте «Пощёчина общественному вкусу» призыв: «Бросить Пушкина, Достоевского, Толстого и проч. Русский футуризм впервые заявил о себе в 1910 году после публикации первого футуристического сборника «Садок судей», в котором были напечатаны поэтические произведения Д. Бурлюка, В. Каменского, В. Хлебникова. Однозначная ориентация на процессуальность движения при абстрагировании как от движущегося объекта, так и от направления и цели движения (движение и свет уничтожают материальность тел, согласно Манифесту) получает в Ф. ярко выраженную социальную аппликацию: аксиологический акцент делается на социальном движении как воплощающем – вне зависимости от своей направленности – обновление и, следовательно, прогресс (книга Карра Война – живопись, картины Боччони Драка, Руссоло Восстание, Карра Похороны анархиста Галле и др. ) – при абстрагировании от человека в контексте его совершенной личной ценности и частной жизни (идея Маринетти об индивиде как штифтике, обеспечивающем движение социальной мегамашины, – в противоположность концепции сильной личности выражающие – соответственно – эти идеи картины Северини Бронепоезд и Боччони Единственная форма).
сборники «Орлы над пропастью», 1912 «Засахаре Кры», «Всегдатай», «Развороченные черепа», все — 1913). Его первые стихи, вышедшие в 1912 году, привнесли в данное направление новые темы, которые сразу выделили его среди других представителей футуризма.
Это были Андрей Крученых, Давид Бурлюк, Владимир Маяковский и Велимир Хлебников. No 5). Некоторые крупные поэты, начинавшие как футуристы, на протяжении 20-х гг. Некоторые футуристы, принявшие революционные идеалы, пытались продолжать свою деятельность и создали организацию ЛЕФ (Левый Фронт Искусства), которая прекратила свое существование в конце 20-х годов ХХ века. и проч.