Однако критики обрушились на картоны для шпалер с историей Константина, обвинив Рубенса в нарушении анатомии (у равноапостольного императора якобы ноги были изображены кривыми). Фасадные скульптуры также ваялись по моделям Рубенса. Поскольку в Антверпен вернулась чума, в октябре 1625 года Рубенс вывез семью в Лаэкен. Борромео, ценитель фламандского искусства, делал заказы Брейгелю в 1606—1621 годах102.
Творческое содружество плавно перешло в личное: Рубенс писал Яна Брейгеля со всей семьёй и исполнил картину «Апостол Пётр с ключами» для надгробия Питера Брейгеля-старшего в брюссельском соборе Нотр-Дам-де-ла-Шапель. Однако во второй половине XVII века во Франции, где он впервые столкнулся с неприятием, началось противостояние «рубенсистов» и «пуссенистов». Выехав из Мадрида 28 апреля, 11 мая Рубенс был в Париже и уже через два дня в Брюсселе. Дочь Клара-Серена родилась в 1611 году и умерла 12-летней от болезни. Существует анекдот, согласно которому Рубенс, работая над картиной «Охота на львов», пригласил в мастерскую укротителя с его питомцем и был так захвачен зрелищем распахнутой пасти, что снова и снова заставлял укротителя раззадоривать льва.
Композиция центральной фигуры была выполнена под впечатлением античной скульптурной группы изображающей Лаокоона с сыновьями, а падающая диагональ рук мёртвого Христа придавала сцене законченную безысходность и трагизм109. Приступ апреля 1638 года поразил правую руку, лишив его возможности писать.
Однако это не сказалось на развитии Рубенса как художника: он всё более работал «для себя», что привнесло в его живопись непосредственные, глубоко личные переживания220. Он побывал в Делфте и Утрехте, вызвал подозрения британского посла и переговоры оказались на грани срыва. В этом отношении Рубенс получил одобрение у представителей романтизма XIX века. Из античности почерпнуты два постоянных сюжета живописи Рубенса— вакханалии и триумф после боя, которые символизировали для него две взаимодополняющие стороны бытия, природную и возвышенно-человеческую129. Как отмечал В. Лазарев, второй брак наполнил жизнь Рубенса абсолютно новым содержанием. Символический смысл картины раскрывался в трёх книгах, лежащих перед изображёнными. Скончался он в 1657 году, его сын— внук Рубенса— умер искусанный бешеной собакой.
Однако этот проект так и остался неосуществлённым182. Однако раздел имущества и улаживание всех споров заняли у наследников около 5 лет. По мнению Ч. Веджвуда, «Рубенс был лучше подготовлен, чем большинство молодых художников, пересекавших Альпы до него». 10 апреля 1609 года Рубенс писал Иоганну Фаберу в Рим: «Я до сих пор не знаю, какое принять решение— остаться ли на родине или навсегда возвратиться в Рим, куда меня приглашают на самых благоприятных условиях»67.
Он отказался от национальной фламандской традиции (значимость которой признавал ещё Микеланджело), но так и не смог органично воспринять итальянскую школу26. Стиль Рубенса на первом официальном заказе проявился лишь в ярко-красной драпировке, отсекающей задний план и придающей глубину изображению. Рубенс, прикованный к постели приступом, не смог принять участия в церемонии, но Фердинанд Австрийский лично нанёс ему визит домой.
Картины Рубенса, взятые с собой, произвели впечатление и о художнике было доложено герцогу. О двойственности барокко и творчества Рубенса писал Е. И. Ротенберг. Впрочем, он продолжал исполнять поручения мантуанского двора: приискал резиденцию в Риме для герцогского сына, назначенного кардиналом и приобрёл для коллекции «Успение Богородицы» Караваджо55. Жить приходилось в бедности: Ян Рубенс не имел права работать по специальности, Мария занималась огородничеством и сдавала комнаты в доме, предоставленном родственниками. Сам Питер Пауль также был хорошо знаком с философией неостоицизма, но в то же время, видимо, ему был близок эразмовский образ разумного и добродетельного «христианского воина»129.
На заседании Верховного совета в Брюсселе недовольство фламандского дворянства испанской политикой озвучил именно Рубенс178. На личной встрече Рубенсу было заказано два портрета и сообщены некоторые подробности о внешнеполитической стратегии Карла I. Далее он совершил короткую поездку в Германию, отчитавшись перед герцогиней. В реестр не вошли созданные им произведения искусства, а также коллекция античных гемм.
Впрочем инфанта Исабель в апреле 1632 года разрешила Рубенсу оставить французские дела. Дипломатическая миссия Рубенса завершилась полным провалом202. В первых работах (особенно в картине «Поклонение пастухов») фигуры и их одеяния по полированной жёсткости более напоминали скульптуры, складки одежды в академической манере были уложены правильным порядком или даже изображались летящими по ветру, хотя это не предусматривалось сюжетом.
За работы, полностью исполненные самостоятельно, он удваивал цену98. Интерес к делам французского двора и нужды коллекционирования постепенно привели Рубенса к исполнению художественно-политических заказов.
Жениху было 32 года, невесте— 18 лет их венчание состоялось 8 октября 1609 года. Эта же комната служила и личным кабинетом. Характерно, что Рубенс перед отъездом составил завещание на обоих своих сыновей.
В частности, были убраны бойницы. Точные маршруты странствий Рубенса сложно реконструировать, документально подтверждается его многократное пребывание в Венеции, Флоренции, Генуе, Пизе, Падуе, Вероне, Лукке и Парме, возможно в Урбино и в Милане, где он скопировал «Тайную вечерю» Леонардо. Эрцгерцог Брюссельский Альбрехт Австрийский заказал заалтарный образ обретения Истинного Креста, который поручил исполнить в Риме, причём художник должен был быть фламандцем, «при условии, что сумма расходов не превысит 200 золотых экю». Инфанта Исабель даже удостоилась порицания в личном письме от Филиппа IV175.
Рубенс был одним из подписчиков только что появившихся газет, в том числе «Рейнской газеты» и «Итальянских хроник», последние он решительно рекомендовал всем своим знакомым, а также пересылал Пейреску151. Это совпало с научным исследованием творчества Рубенса, начатым небольшой монографией художника-ориенталиста Эжена Фромантена. Они всегда уступают Рубенсу в отношении стихийной чувственности и здоровой эротики. Удостоверение придворного живописца Питер Пауль Рубенс получил 9 января 1610 года68. Напротив, в колорите центральной сцены преобладают белый, чёрный и красный тона.
Рубенс и Иберти предстали перед премьер-министром герцогом Лерма, который принял представленные копии за оригиналы. С приобретением в 1635 году замка Стеен в Элевейте Рубенс получил титул сеньора. Это обошлось ещё в 7000 флоринов. На боковых створках показаны встреча Марии с Елизаветой и Обрезание Господне, которые решены в праздничных тонах.
После возвращения он ужинал с избранными друзьями. В первую очередь это относилось к мировосприятию139.
В Мантуе он обосновался с лета 1601 года, но не собирался сидеть на одном месте. Речь шла о «Воздвижении креста». Его появление вызвало серьёзную озабоченность у папского нунция Джованбаттиста Памфили.
Правильные желания и воздержания, поступки и дела гарантия человеческого счастья, для этого надо всячески развивать свою личность в противовес всему внешнему, не склоняться ни перед какой силой») Картина «Четыре философа» – как бы дань братской любви. В них начисто отсутствует мистика.
Письма художник чаще всего диктовал, не отрываясь от кисти. Наконец и герцог Бэкингем лично посетил Рубенса и купил его коллекцию за 100 000 флоринов. Ферма в Экерене приносила 400 флоринов в год.
галерея Медичи в Лувре). Антверпенские работы 1609—1611 годов демонстрируют быструю эволюцию Рубенса в техническом отношении. Если признать, что из-под его кисти вышло около 1300 картин, в том числе гигантского размера (не считая почти 300 эскизов, рисунков и гравюр), можно рассчитать, что за 41 год активной творческой деятельности он писал в среднем по 60 картин в год, то есть 5 картин в месяц.
Многочисленность подписанных Рубенсом работ (которые исчисляются тысячами) свидетельствует о том, насколько большую помощь художнику оказывали его ученики, среди которых— такие виртуозы, как Якоб Йорданс и Франс Снейдерс. Винсент Ван Гог выражал в отношении Рубенса особое мнение. Франциска, Христа с апостолами— и множество иных религиозных сюжетов. М. Лекуре утверждала, что «создаётся впечатление, что при работе над женской фигурой Рубенс раз и навсегда запретил себе использовать угол»112.
Из этих последних следует, что Рубенс задумал сооружение как «фламандскую Сикстину»: как и в Ватикане, каждое из 39 полотен было вписано в отдельный свод. Однако семейное благополучие закончилось в 1587 году после кончины главы от скоротечной лихорадки.
В сравнении с лихорадочным экстазом блаженных великомучеников Сурбарана умирающие праведники Рубенса выглядят поразительно бодрыми. У иезуитов Питер получил отличное знание латыни и классической античности и проявил незаурядные способности лингвиста: он одинаково свободно читал, писал и говорил на родном нидерландском, латинском, французском и итальянском языках и в той или иной степени был знаком с немецким испанским и английским языками12. Расцвет творчества Рубенса пришёлся на пик развития барокко138.
Откровенно негативно к наследию художника относился Пабло Пикассо, который в одном из интервью сообщил, что это «талант, но талант бесполезный ибо употреблён во зло»230.
В завещании, составленном перед смертью, он писал, что «его труды пригодятся тому из наследников, кто пойдёт по его стопам». Рубенс объединил сцены начала жизни и её земного завершения. Современники отмечали, что ко времени поступления к нему Рубенса талант Вениуса клонился к упадку, он чрезмерно увлёкся аллегориями и символами, превращая собственную живопись в подобие ребуса25.
Чтобы немного сократить расходы, муниципалитет продал некоторые полотна брюссельскому двору214. Его античные герои и раннехристианские мученики одеты в шёлк и бархат по современной ему моде. Похоже, что тюльпаны соотносятся с людьми на картине: самый раскрывшийся Юстус Липсиус, второй «сломанный» – Ян Вовериус, красный Филипп и желтый Питер. Два из них повыше, один из которых раскрылся больше и приувял.
Подобно академистам и импрессионистам XIX века, они противопоставляли линию и рисунок цвету. Благодаря поручениям герцога Винченцо Гонзага, Рубенс побывал в Генуе, где был принят в домах Дориа, Спинола и Паллавичини, получив доступ к их художественным коллекциям и приобретя более или менее значительные заказы. Липсий указывает на некий пассаж в четвёртом, раскрытом томе.
Денег для передачи маршалу Субизу Рубенс также не получил. Именно Филипп ввёл брата в высшее общество Испанских Нидерландов. Описание жизни Рубенса в Испании оставил тесть Веласкеса— Пачеко187. Гардероб покойного и другие вещи, включая глобусы, были распроданы. Среди его собеседников и корреспондентов были Гуго Гроций и Корнелис Дреббель, причём, общаясь с последним, Рубенс заинтересовался не только оптикой, но и проблемой «вечного двигателя».
Композиция картины многопланова и может быть прочтена различными способами. В мастерской он обыкновенно оставался до пяти часов пополудни.
Рубенс написал его конный портрет, хранящийся ныне в галерее Прадо в Мадриде, который выдаёт влияние Тициана («Карл V» в битве при Мюльберге 1548 Прадо). В этом доме родился седьмой ребёнок— сын Бартоломеус, проживший недолго. В частности, старейшина Гильдии святого Луки художник-маньерист Абрахам Янсенс (1575—1632), также проработавший три года в Италии, предложил Рубенсу «дуэль», в рамках которой художникам предстояло написать по картине на один и тот же сюжет. Должность предполагала контроль над исполнением испанского законодательства5. До ноября 1605 года Рубенс оставался в Мантуе исполняя заказы герцога Винченцо.
Для приёма посетителей была предназначена ещё одна зала, оформленная в тёмных тонах. С этого времени фламандский художник, который отличался обходительностью, был начитан, знал шесть языков и состоял в переписке со многими коронованными особами (его называли «королём художников и художником королей»), становится ценным приобретением для дипломатии испанских Габсбургов. Около полусотни картин ушли с молотка поодиночке за достаточно высокую цену, так, пейзаж с замком Стеен купил за 1200 флоринов старший сын художника Альберт. В переписке сохранились замечательные образцы стиля общения художников, когда Брейгель мог назвать коллегу в письме к миланскому кардиналу Федерико Борромео «мой секретарь Рубенс».
«Никакой преувеличенной аффектации чувств, всё сдержанно и достойно». В дневнике Делакруа Рубенс— «Гомер живописи»— упоминается 169 раз230. Несмотря на оскорбительность этого приказа (король не доверял аналитическим способностям художника), Рубенс решился лично отвезти архив в испанскую столицу. За 10 лет брака родилось пятеро детей: дочь Клара-Иоганна, сын Франциск, Изабелла-Елена, Питер Пауль и посмертная дочь Констанция Альбертина (она родилась через 8 месяцев после смерти отца)219.
Отпевание состоялось 2 июня. Расстались они, впрочем, вполне мирно: ван Дейк подарил бывшему патрону портрет Изабеллы Брант, «Ecce Homo» и «Гефсиманию», а Рубенс отдарился лучшим испанским жеребцом из своих конюшен100. Рубенс много сил потратил на передачу выражения своего лица и супруги. К. Кларк писал, что вопрос о портрете ещё более осложняется при работе в жанре ню. Сенеку Питер рисовал с мраморного бюста во время пребывания в Риме.
Однако, когда ван Дейка пригласили в Англию, Рубенс не стал его удерживать. Помимо перечисленных, на полотне запечатлен автопортрет его автора— отдельно от учёных слева— и (справа внизу) любимый пёс Липсия по кличке Мопс.
Филипп Рубенс держит перо, готовый записывать, а Воверий открывает ещё одну книгу. Был возведён в дворянское достоинство испанским королём Филиппом IV (1624) и пожалован рыцарством английским королём Карлом I (1630) со включением геральдического льва в личный герб. Гвидо Рени ещё в Италии говорил, что «Рубенс подмешивает в свои краски кровь», подчёркивая, насколько реалистично тот научился изображать человеческую плоть. Мужские фигуры Рубенса всегда подтянуты, широкоплечи, с развитой мускулатурой рук и ног.
В 1590 году обучение пришлось прервать: сестра Питера и Филиппа— Бландина— вышла замуж, её приданое поглотило остатки средств, завещанных Яном Рубенсом. Фромантен считал, что Рубенса «восхваляют, но не смотрят»233.
Одновременно он работал над алтарём для монастыря ораторианского ордена в Фермо. Женат он был на дочери Деодато дель Монте— первого студента своего отца. По каталогу М. Джаффе насчитывается 1403 аутентичных полотна1. Род Колонна (покровители Караваджо) не заинтересовался фламандцем, но Шипионе Боргезе рекомендовал его ордену ораторианцев для оформления храма Кьеза Нуова.
20 августа 1631 года король Филипп IV удовлетворил просьбу о титуле. В готическом по стилю Антверпене особняк производил впечатление «дворца эпохи Ренессанса»80. Герцог способствовал культурному расцвету Мантуанского двора: был ценителем театрального искусства и держал знаменитый придворный театр. Перед художником была поставлена сложнейшая задача создания вокруг королевы современного мифа в условиях отсутствия в её жизни ярких позитивных сюжетов, а также ввиду весьма напряжённых отношений между королевой-матерью, королём и кардиналом Ришельё155. Рубенс без колебаний использовал в религиозных сюжетах обнажённую натуру.
При помощи Питера ван Веена— брата его учителя — и Дадли Карлтона, посла Англии в Гааге, Рубенс 24 февраля 1620 года получил «привилегию» на 7 лет. Сыновьям пришлось искать заработка самим: Филипп вместе с сыновьями своего работодателя был отдан в обучение к знаменитому гуманисту Юсту Липсию в Лувене. По окончании учёбы в иезуитской коллегии, Филипп получает степень доктора гражданского и канонического права и становится секретарем муниципалитета Антверпена, а сам Рубенс становится пажом на службе у графини де Лялен. К. Кларк писал: «Даже если бы он не испытывал естественного влечения к толстым женщинам, он считал бы складки пышной плоти необходимыми для лепки формы». Его осведомителем в делах Соединённых Провинций выступал двоюродный брат жены— Ян Брант. Питер Пауль Рубенс (нидерл. Pieter Paul Rubens, МФА: 28 июня 1577, Зиген— 30 мая 1640, Антверпен)— нидерландский (фламандский) художник, один из основоположников искусства барокко, дипломат, коллекционер.
Находясь в ноябре 1603 года в Испании, Рубенс излил эти свои претензии в письме к мантуанскому посланнику Аннибале Иберти Кьеппио: «Я соглашался на поездку для писания портретов, как на предлог— впрочем, малопочтенный— для получения более значительных работ я не могу себе представить, чтобы Его Светлость (герцог Мантуанский. ) стремился внушить Их Величествам (королю и королеве Испании) столь недостаточное представление о моем таланте. Однако в период господства авангарда критики открыто нападали на наследие Рубенса и даже Эрвин Панофский по поводу его пейзажей дословно высказался: «Это всего лишь живопись». Вальбурги, посредником при сделке выступил философ и коллекционер Корнелис ван дер Гест. 8 декабря 1635 года художник сообщал Пейреску, что тяжба так и не закончена. В этот период состоялось очное знакомство с Пейреском. Впрочем, первый свой официальный заказ Рубенс получил на родине— в 1602 году.
Причины, по которым художник избрал торговую Геную, а не Рим, Флоренцию или Венецию, лежали на поверхности. По всей видимости, он собирался вернуться в Италию. В барочной композиции «Персей освобождает Андромеду» из собрания Эрмитажа фигура Андромеды восходит к одной из античных статуй Venus Pudica (Венеры Целомудренной). Лицо его искажено приступом боли, пальцы плотно сжаты, все мышцы тела напряжены.
Рубенсовские обнажённые тела были результатом огромной аналитической работы. 11 июня Питер Пауль Рубенс прибыл в Брюссель и на следующий день— в родной Антверпен159. В 1610 году Николас Рококс заказал для городской ратуши «Поклонение волхвов», причём уже в 1612 году картина была подарена Родриго Кальдерону, графу дОлива. В каком-то смысле Рубенс этим изданием создавал себе работу на будущее. В 1629г. Сделка была совершена и художник сделался обладателем 21 крупной, 8 «детских» и 4 поясных скульптур, 57 бюстов, 17 пьедесталов, 5 урн, 5 барельефов и набора прочих предметов. Он сравнивал собственное творчество с философским камнем.
Луки214. Барокко рассматривается М. Лекуре как искусство мира, утратившего свою незыблемость. В картине «Большой Страшный суд» вытянутые руки и тела персонажей образуют некое подобие арки, на вершине которой Господь. Однако к тому времени мастерская Рубенса почти развалилась, а «аспиранты» разбежались201.
Он правил даже работы Микеланджело и Рафаэля, не говоря о своих современниках50. К январю 1623 года работа над галереей картин была практически завершена. Первый успех у эрцгерцога привлёк внимание герцога Гонзага к своему придворному художнику. Личных дневников художник не вёл, да и письма его содержат почти одну деловую информацию. Его духовное искусство начисто лишено духовности»111.
Заверив завещание 28 августа, Рубенс на следующий день отбыл в Испанию183. Церемония была назначена на 17 апреля 1635 года и подготовка заняла более года.
Обучение в его мастерской продлилось четыре года по мнению Мари-Анн Лекуре, самым важным уроком для Питера стала любовь и внимание к «Фландрии, чьи пышные красоты позже предстанут перед нами на картинах Рубенса»21. Марк Морфорд сопоставлял «Четырёх философов» с падуанским «Автопортретом с друзьями» 1606 года, посвящённым кончине Липсия в том же году. Карлу Борромео). В студию на улице де Ваппер он попал в 20-летнем возрасте, когда уже два года состоял в гильдии на правах свободного мастера.
Это были Никола Пейреск, Каспар Шиопиус, Пьер Дюпюи, а также некоторые другие. Особенно это заметно в письме декоративных драпировок. 4 4 Юстус Липсиус. Ещё ранее ему было поручено отправиться в Гаагу на сепаратные переговоры со штатгальтером Соединённых Провинций. В 1622 году Рубенс опубликовал альбом «Дворцы Генуи» в двух томах, первый из которых был посвящён античности, второй— его времени. Также он выполнил три крупных холста на религиозные темы для иезуитской церкви в Мантуе. Триптих «Снятие с креста» для городского собора Антверпена был заказан Рубенсу в 1611 году антверпенской гильдией стрелков.
Иезуиты этим преследовали абсолютно конкретную цель: Рубенсу была заказана «Библия бедных», в которой чередовались ветхозаветные и новозаветные сюжеты. Своей личной палитры Рубенс ещё не изобрёл.
Осталось несколько полотен с изображением Альберта. Разносторонние интересы последнего оказали сильное влияние на формирование личности молодого Рубенса. По поручению испанского короля были куплены четыре картины за 42 тысячи флоринов. За грандиозную феерию Рубенс был удостоен премии в 5600 флоринов, при том, что в оформление церемонии им было вложено 80 000 собственных средств.
Инициатива натолкнулась на противодействие короля Филиппа, который пошёл на затягивание всяких решений Спинола был отправлен наместником в Милан, где скончался в 1630 году179. Единственным свидетельством их свадьбы осталась латинская эпиталама Филиппа Рубенса, полная «игривых сальностей» (по выражению Э. Мишеля) и не слишком изысканная по стилю74. Первая распродажа имущества Рубенса принесла 52 тысячи флоринов, вторая— более 8 тысяч. Для Рубенса— как и для любого крупного мастера— выходом являлось создание типа и для изображения женского нагого тела он сделал то же, что Микеланджело— для мужского.
В «Четырёх философах» Питер Пауль Рубенс изобразил себя отдельно, вероятно, обозначая необходимость продолжать жизнь уже без брата и его стоицизма135. Помимо его гонораров, доход семье по-прежнему приносила сдача комнат внаём9.
Попутно художник получил от него полный текст англо-голландского договора, который немедленно отправил в Париж. В браке с Изабеллой Брант у Рубенса было трое детей. Зачастую он представлял клиентам миниатюрный гризайльный эскиз будущего холста и, получив их одобрение, доверял его исполнение подмастерьям.
Изображая человеческие фигуры, Рубенс разработал собственный подход. Рубенс помещал портретируемых на нейтральном фоне или перед драпировкой. Губерта, Диану на охоте и подобное. Соглашаясь писать портрет, Рубенс не скрывал, что делает большое одолжение. В 1621г. 13-летнего Питера Мария Рубенс устроила пажом к графине де Лален (урождённой принцессе де Линь) в Ауденарде, где он за счёт патронов продолжил образование, приобрёл навыки каллиграфии и красноречия, а также обрёл вкус к изяществу одежды, в частности, научившись эффектно запахивать плащ141516.
Художник узнал обо всём лично от инфанты и был глубоко удручён. За конный портрет короля Рубенс удостоился стихотворной похвалы от Лопе де Веги, назвавшего его «новым Тицианом»186. Д. Веджвуд на примере картины «Три грации» также демонстрировал, как Рубенс трансформировал стандартную форму и позу античных скульптур в своих собственных целях120. Главный идейный противник Делакруа— мэтр французского академизма Жан-Огюст Энгр — в композицию своей программной картины «Апофеоз Гомера» отказался включить Рубенса, обозвав его «мясником»231. Переходы света и теней едва заметны, причём тени легки и холодны по тону.
Для исполнения 24 картин был приглашён именно Рубенс. Там он свёл знакомство с Якопо Серра, генуэзским банкиром, кредитовавшим папу римского. Письма домой и брату Филиппу написаны на живом и богатом итальянском языке и подписаны «Pietro Pauolo»— в форме, которой он придерживался до конца жизни. Живопись «Воздвижения креста» знаменовала и сильное итальянское влияние и начало освобождения от него.
Брак был заключён с большой поспешностью. По поручению герцога он посетил Рим и изучал там итальянских мастеров, после чего, прожив некоторое время в Мантуе, был послан с дипломатическим поручением в Испанию, где внимательно осмотрел собрание Прадо. С Веласкесом они смогли найти общий язык и занимались верховой ездой. В Троицын день, 5 июня 1629 года уполномоченный Рубенс был уже в Лондоне191. Духу, он исполнил две копии с картин Корреджо в дар для императора Рудольфа II.
Женитьба на Елене Фоурмен резко изменила образ жизни Рубенса. Супруга последовала за ним, сохранились два её письма, которые, по мнению В. Н. Лазарева, «являются замечательными документами возвышенной женской любви и самоотверженной преданности»8.
В переписке восхищение Питером, по выражению М. -А. Далее он перешёл к Адаму ван Ноорту18. Рубенс специализировался на религиозной живописи (в том числе алтарных образах), писал картины на мифологические и аллегорические сюжеты, портреты (от этого жанра он отказался в последние годы жизни), пейзажи и исторические полотна, делал также эскизы для шпалер и книжных иллюстраций. Прямым «наследником» пасторальной линии в его искусстве стал Антуан Ватто, родившийся спустя 44 года после кончины Рубенса.
в его присутствии 24 полотна (21 картина из жизни королевы плюс 3 портрета) были вывешены в Люксембургском дворце (впоследствии перенесены в Лувр— см. Однако величина фигур угнетает динамику композиции. Над исполнением этого заказа Рубенс работал в Антверпене два года.
Клоду Пейреску он писал, что 12-летний сын неплохо успевает в греческой литературе. Питер и Бальтазар сохранили дружбу на всю оставшуюся жизнь.
В трактате «Теория человеческой фигуры», приписываемом Рубенсу, утверждается, что базовым элементом женской фигуры является круг. Возможно также, что деньги на путешествие предоставил отец Деодато дель Монте, сопровождавшего Рубенса в качестве его ученика29. Благодаря его помощи Рубенс получил завидный заказ на алтарь для церкви Санта-Мария-ин-Валичелла в Риме. Елена была десятым ребёнком и Рубенс впервые запечатлел её в 11-летнем возрасте для полотна «Воспитание Богородицы». В феврале 1639 года состояние художника уже вызывало опасения222.
Его зрительная память не уступала памяти на тексты. Рубенс любил затемнённый задний план, на котором ярко изображался план передний. Помимо законченного триптиха с поклонением семейства Гонзага Св.
Только в последнюю очередь на холсте или на дереве исполнялся весь портрет. Своеобразие женских изображений Рубенса таково, что К. Кларк подчёркивал в своей монографии о наготе в искусстве (1956), что даже в среде художественных критиков считается признаком хорошего вкуса критиковать Рубенса как «художника, писавшего жирных голых баб» и, более того, употреблять определение «вульгарный»113. В итальянский период Рубенс ещё не достиг творческой зрелости, почти все критики единодушно заявляли, что его итальянское творчество не вполне самостоятельно и отмечено сильным влиянием шаблонов Болонской академии6162. Рубенс интенсивно занимался изучением флорентийского искусства, в частности, скопировал картон фрески Леонардо да Винчи «Битва при Ангиари»3435.
Дело тут не в страданиях распятого, а в усилиях распинающих108. Рубенс, попытавшийся участвовать в испано-савойских переговорах (герцог Карл-Эммануил был готов поддержать испанскую сторону против Франции), был отстранён личным приказом короля. Беломраморное решение фасада символизировало Небесный Иерусалим, спустившийся на землю143. Путь из Рима в Антверпен занял у Рубенса 5 недель.
За оформление отвечали Якоб Йорданс, Корнелис де Вос, Эразм Квеллин III, Лукас Файдербе. «Он терпеть не мог злоупотребления вином и обжорства, как и азартных игр»82. Несмотря на чувственность его творчества, «следует принять как данность искреннее целомудрие художника»35.
В то же время тюльпан – символ тогдашних Нидерландов. Первое время художник квартировал в доме матери на улице Куван. По моему разумению, было бы гораздо надежнее и выгоднее в смысле сбережения времени и денег заказать эту работу кому-нибудь из придворных живописцев, в чьих мастерских всегда найдутся портреты, сделанные заранее. По мнению М. Лебедянского, трактовка Рубенсом своего образа напоминает рафаэлевский «Портрет Бальдассаре Кастильоне».
Он интересовался латинской литературой профессионально, в переписке сохранились его рассуждения о рукописных копиях неизвестных или ещё не опубликованных сочинений древних авторов. Портрет работы Абрахама Яссенса. На лондонском аукционе Christies картина Рубенса «Избиение младенцев» в 2002 году была продана за 75 миллионов евро, а «Лот с его дочерьми»— за 52 миллиона евро в 2016 году, что делает его одним из самых дорогих старых мастеров.
После постройки замка Рубенс всё реже появлялся в мастерской на Ваппере. 15 сентября художник прибыл в Мадрид.
Он называл Рубенса «самым мифологическим» из живописцев своего века, поскольку миф у него реализуется как естественная форма первичного жизнеощущения. Положенное ему жалование было таково, что он смог открыть просторную мастерскую, нанять множество подмастерий и выстроить один из лучших особняков Антверпена (ближе всего напоминающий генуэзские палаццо), который с годами наполнился картинами, статуями и предметами декоративно-прикладного и ювелирного искусства, представлявшими лучшее в искусстве Италии. Пользуясь невнимательностью герцога к своей персоне, уже в 1601 году Рубенс отправился в путешествие по Италии из письма брату Филиппу в декабре того же года следует, что он объехал «почти все крупнейшие итальянские города»37. Два других желтый и красный. Художник в письмах жаловался, что французский двор его утомил. По словам Ч. Веджвуда, «Рубенс был хорош, но он не был вундеркиндом», подобным ван Дейку. В качестве примера он приводил картину «Три грации», отмечая, что пышность этих фигур— не что иное, как гимн благодарности за изобилие земных благ, воплощающий «то же бесхитростное религиозное чувство, которое воплощают снопы пшеницы и груды тыкв, украшающие деревенскую церковь во время праздника урожая».
Оба с полосками – «сломанные» тюльпаны, в те времена необычайно дорогие. По этой причине достаточно сложно определить, откуда заимствованы образы.
Королева и герцог Ришельё добрались до Рубенса только в середине июня, по сообщению Роже де Пиля, королева была равно очарована картинами и манерами Рубенса, а кардинал «с восхищением смотрел на полотна и никак не мог ими налюбоваться». Это же подчёркивалось достоинством жестов, позой, тщательной отделкой мельчайших деталей. Кроме того, «рубенсисты» желали отображать натуру, тогда как «пуссенисты» стремились подчинить её абстрактному идеалу227. Четыре человека, четыре личности.
В 1625г. Рубенс числился его учеником до 23-летнего возраста, хотя ещё в 21 год получил удостоверение «свободного художника»23. В акте указаны «большой каменный дом в виде замка», пруд и ферма в 4 бония и 50 вержей, «вокруг лес». Напротив, создавая копии привлёкших его произведений, Рубенс преследовал две задачи. По К. Кларку, «он настолько полно реализовал выразительные возможности женской наготы, что на протяжении всего следующего века художники, не являвшиеся рабами академизма, смотрели на него глазами Рубенса изображая пышные тела жемчужного цвета». Герцог Субиз донимал посланника жалобами на безденежье, а вскоре и вовсе отказался от борьбы. В гуманитарной области он всё более и более интересовался средневековой и современной ему французской историей (в том числе «Хрониками» Фруассара), даже выписал себе мемуары Оссата— посредника обращения Генриха IV в католическую веру— и собирал документы о царствовании этого короля и его наследника Людовика XIII.
Его учителями по живописи были Верхахт, Тобиас, Адам ван Ноорт, являвшиеся его отдалёнными родственниками и Отто ван Веен (англ. )русск., состоявший художником при дворе. Он ещё продолжал учиться и как профессионал созрел поздно. Рубенсу было 53 года, а его жене— 16, она была ровесницей его сына Альберта.
Представитель Бэкингема— Балтазар Жербье— сам вышел на Рубенса, поскольку герцог стремился приобрести богатейшую коллекцию художника. Впрочем, Н. А. Дмитриева утверждала, что в основе «Воздвижения креста»— напряжённая схватка людей с тяжёлым крестом, который они с великим усилием поднимают вместе с телом распятого. Предложение было рассмотрено на Тайном совете 16 августа и отвергнуто203. Бодлер спустя 200 лет был в восхищении от того, что на официозном полотне Рубенс обул Генриха IV в неопрятный сапог и мятый чулок161. Лекуре, «доходило до угодничества». Король вернулся в Вальядолид в первых числах июля.
Эти мотивы оказались выражены в портрете известном под названием «Четыре философа». Старший сын Ян Баптист навсегда уехал в Италию (там он и скончался), вскоре от болезней умерли ещё трое детей. До конца XIX века только восемь иностранных художников удостаивались рыцарского звания200. Незадолго до кончины Рубенс набросал её портрет. К тому времени он свободно владел латинским и итальянским языками, был знаком лично и по переписке со всеми известными учёными-антиковедами31.
Из документов и переписки удаётся, как правило извлекать только финансовую информацию. На заднем плане в окне виден пейзаж. Рубенс заботился о своих авторских правах.
Ян Квеллин II с 1637 года занимался исключительно заказами плантеновского издательства. Н. А. Дмитриева даже утверждала, что луврский портрет Елены Фоурмен «поражает лёгкостью и свежестью кисти: кажется, он мог бы быть написан Ренуаром»213.
В 1628г. Существует предположение, что герцог, бывавший ранее в Антверпене, уже был знаком с творчеством Рубенса33. Портреты членов семьи достались тем, кто для них позировал. 29 июня 1577 года родился их шестой ребёнок— Питер Пауль.
Ему предстояло написать «Мадонну» для главного алтаря. В этом портрете написанное тюльпанами послание будущим поколениям: не падайте духом, не склоняйтесь перед обстоятельствами, совершенствуйтесь, любите. Тела не смуглые, как было принято в итальянском искусстве и не молочно-белые, как во фламандской традиции, а решены в розовой, янтарной и терракотовой гамме. Он также выписал себе копии эдиктов, запрещающих дуэли и следил за ходом процесса над аристократами, которые нарушили этот запрет150.
В переписке Рубенса имеются многостраничные пассажи о формах и способах применения античных треножников изображениях на античной серебряной ложке и прочего. Семья воссоединилась в Троицын день 1573 года, в 1574 году родился сын Филипп. Особое место занимали отношения Рубенса с Яном Брейгелем-младшим: это была своего рода дружеская взаимопомощь.
После передачи ему дел и бумаг 6 марта Рубенс покинул английскую столицу199. 9-дневная поездка оказалась крайне неудачной.
М. Лекуре не слишком высоко оценивала триптих для церкви Кьеза Нуова (центральная часть— Богородица, боковые части— святой Григорий и святая Домицилла). Она писала, что полотно «выглядит впечатляюще монументально», а персонажи отличаются скульптурностью форм, почти как у Веронезе. В известном смысле дом Рубенса превратился в «приёмную» Брюссельского двора: у него квартировали посланники Лотарингии и Англии перед официальными приёмами.
С 8 августа 1630 года Рубенс пользовался привилегией не платить налоги в городскую казну и членские взносы в Гильдию св. Этот дом современники единогласно провозгласили самым красивым зданием в городе. Ещё на полпути он получил известия, что его мать скончалась 14 ноября.
Слава о нём перешагнула скоро пределы Мантуанского герцогства: иезуиты попросили его написать полотно на сюжет «Обрезания» для церкви Сант-Амброджио в Генуе. Например, в полотне «Венера, Вакх и Арея» поза Ареи заимствована у присевшей Афродиты Дедалса, а Венера, вероятно, восходит к Леде Микеланджело.
Игнатия (ныне посвящённой св. Был и другой мотив: в одном из писем Рубенс откровенно сообщал, что в преддверии большой войны беспокоится лишь о «сохранности своих колец и своей персоны»173. Впоследствии это стало причиной того, что в Брюгге лев укротителя сожрал137. Уроженец купеческого Антверпена в предисловии к книге писал, что отдал предпочтение генуэзским домам, «более подходящим для обычных семейств, чем для двора владетельного князя»146147.
Называя готический стиль «варварским», он агитировал богатых нидерландцев строить дома с просторными холлами и лестницами, а внушительные размеры алтарей в новоманерных церквях, кессонные своды и просторные простенки могли быть наилучшим образом заполнены картинами из его мастерской148. Соответственными были и его доходы, он мог зарабатывать до 100 гульденов в неделю, а за большие полотна получал гонорары от 200 до 500 гульденов86. Не было ещё и виртуозной лёгкости владения кистью, которую он приобрёл в Италии28.
Во времена «свинцовых дождей» их не покидали надежда и любовь. В конце концов, в 1636 году Рубенс процесс проиграл, поскольку утверждал, что в 1631 году, когда была выполнена гравюра, находился в Англии, что не соответствовало действительности215. В январе 1611 года Рубенс приобрёл большой участок на улице де Ваппер.
Рубенс обладал талантом заводить светские знакомства. К брюссельскому двору последних Рубенс оказался привязан «золотыми оковами». В столицу Франции Рубенс прибыл в январе 1622 года.
В переписке Рубенса много латинских цитат, причём как точных, приводимых по памяти, так и собственных афоризмов. Ходили слухи, что он сумел внушить «известные чувства» Изабелле Брант. Желтый закрыт совсем, а красный только начинает раскрываться. Напротив, женщины отличаются крайней рыхлостью форм.
Они были размещены в его домашней ротонде «с порядком и симметрией» 153. Рубенс был чрезвычайно плодовитым художником. Письма Питера Пауля к нему не сохранились, но остались послания старшего брата младшему. Иными словами, он готовил для себя запас сюжетов, моделей и технических решений. Были и более изысканные сюжеты: в картине «Сад любви» Рубенс представил картину светских забав, позднее развитых Ватто в целый жанр221.
Его друг Якоб Зандрарт писал: «Не в силах более сопротивляться внутреннему порыву, который влёк его к живописи, он испросил у матери позволения целиком посвятить себя этому искусству».
Занятиям живописью Рубенс стал предаваться очень рано. Картина была подписана обоими художниками104.
Однако в следующий раз его пригласили в Париж лишь 4 февраля 1625 года157. Тело его в тот же день было перенесено в Синт-Якобскерк, в склеп семьи Фоурмен. В распоряжение Рубенса предоставили всех городских ремесленников, включая каменщиков, маляров и штукатуров.
Подобная доминанта стихийно-природного начала в мировосприятии Рубенса и близких к нему живописцев фламандской школы в условиях такой сложной и рефлексирующей эпохи, как XVII век, выглядит неожиданной. Сохранилась обширная переписка Рубенса, преимущественно дипломатическая. За первое десятилетие самостоятельной работы Рубенс написал семь картин на сюжет Распятия, пять— снятия с креста, три— воздвижения Креста, пять Святых Семейств, шесть поклонений Младенцу Христу (волхвов и пастухов), множество изображений св. По И. Е. Прусс, живописи Рубенса свойственна особая воздушность. В 1622г.
И в дальнейшем основным языком иностранной переписки Рубенса оставался итальянский38. О подаренном ему небольшом полотне Рубенса он писал, что установил его в своей мастерской словно «в святилище для поклонения».
Достаточно быстро Рубенс получил должность попечителя картинной галереи герцога, но, в общем, крупных заказов почти не было (единственное исключение— оформление церкви иезуитов в 1603 году) и даже в 1607 году в одном из писем он сетовал, что его работы почти не представлены в коллекции Гонзага. Юстуса Липсиуса пришлось писать с портрета работы Абрахама Яссенса (музей Платин-Моретус, Антверпен). Назвали его также в честь крёстного— генуэзского банкира Никколо Паллавичини. Однако новый этап в творчестве Рубенса оказался связан с заказом настоятеля церкви Св.
Питер Пауль Рубенс (на местном диалекте «Петер Паувел Рюббенс»2) происходил из почтенного антверпенского семейства ремесленников и предпринимателей, упоминавшегося в документах с 1396 года. Различные аспекты творчества Рубенса привлекали самых разных художников. Рубенс выявлял движение в морщинках и складках натянутой или расслабленной кожи121.
Причиной тяжбы была дата изготовления гравюры «Распятие»: до продления авторских прав или после. Начинающих художников Рубенс именовал «аспирантами», каждый из них имел определённую специализацию. Коллекция медалей и гемм, а также библиотека досталась старшему сыну Альберту. По завещанию, серебро и драгоценности были поделены между вдовой и её пятью детьми и двумя сыновьями от первого брака.
Как минимум один натюрморт с цветами для Борромео Рубенс и Брейгель исполнили совместно. Мастерская занимала половину дома, а в единственном просторном помещении жилой части— галерее— Рубенс разместил свою коллекцию82. Он скопировал свои работы – портреты Филиппа (1610 год), Яна Вовериуса, автопортрет.
Он не только восстановил копии с картин Рафаэля исполненные в Риме Пьетро Факкетти, но и самостоятельно исполнил «Демокрита и Гераклита». Прибытие французского посла с большими финансовыми возможностями означало выбытие Рубенса из «дипломатической гонки»197.
Собственных работ Рубенса этого периода сохранилось очень мало. В коллекции оказалось 13 работ Питера Брейгеля Старшего— преимущественно пейзажей. Скопировал он и голову носорога работы Дюрера. После возвращения Рубенса они продолжили сотрудничество, причём, по мнению Анны Воолетт, «это было соавторство редкостного сорта— не просто между художниками равными по статусу, но и между живописцами, чьи стилевые искания были направлены в разные области— многофигурные и аллегорическо-исторические сцены у Рубенса и атмосферные эффекты в пейзажах и натюрмортах у Брейгеля»101. Гуго Гроций даже сообщал Дюпюи, что Рубенс был выслан штатгальтером204.
Никаких следов его ранней графики не сохранилось17. После свадьбы молодые, согласно обычаю, поселились у родителей жены, в деловом квартале73. «Его довольно грузные композиции и грузные тела в подлиннике такими не кажутся: они выглядят лёгкими исполненными своеобразной грации»94. Рубенс стал больше писать «для себя», создавая с жены десятки зарисовок и портретов, причём высокого эротического стиля («Подножка» и «Шубка»)212.
По-видимому, он считал достоинством картины обилие изображённых персонажей. В целом судьба Альберта Рубенса более напоминала судьбу его покойного дяди Филиппа— он не увлекался живописью (как и все остальные потомки Рубенса), совершил путешествие в Италию в 1634 году. Возвращение интереса к барокко после 1950-х годов оживило интерес к Рубенсу, в том числе и на рынке искусства. 3 июня они взошли в Дюнкерке на борт военного судна, отправленного королём Карлом.
Питер объединил на картине близких по духу людей. Получив первоначальные навыки и отточив их, в 1595 году Рубенс перешёл в мастерскую самого знаменитого антверпенского живописца того времени— Отто ван Веена (Вениуса), получившего образование в Италии и привнёсшего во Фландрию дух маньеризма14.
Там не было ни слова о статусе Пфальца и примирении между Фландрией и Голландией. В то же время выполненные Рубенсом копии, скорее, следует рассматривать как вариации на тему оригинала, поскольку он неизменно— хотя и в разной степени— прибегал к переделке оригинала. Рубенс живо продолжал интересоваться не только теоретической наукой, но и прикладной. Возможно, это труды Сенеки.
Цветовая гамма палитры Рубенса была воссоздана в 1847 году гентским художником Ж. Ренье. Рубенс исполнял и частные заказы: написал цикл «Двенадцать апостолов», портреты членов семьи герцога Лермы и герцога Инфонтадо, которому был представлен поверенным Иберти49. После двух лет изучения классических древностей в компании брата Рубенс (летом 1607 года) был вызван для исполнения портретов генуэзской аристократии на Ривьеру. Ночью торжества продолжались при свете 300 бочек со смолой.
Ярким примером такой работы являлся портрет маркизы Вероники Спинола-Дориа64. Триумфальное шествие кардинала-инфанта длилось целый день, который закончился в соборе.
3 3 стоицизмом. 8 мая 1600 года Рубенс получил документ за подписью бургомистра Антверпена, что податель его пребывает в добром здравии и в городе нет эпидемий30. В поколении импрессионистов с Рубенсом сравнивали Ренуара, который также внимательно изучал его технику. В те годы Фландрия боролась за будущее.
Связь с античностью проявлялась не только в строе художественной мысли Рубенса, но и во множестве конкретных деталей. Она даже пыталась продать ему свои драгоценности, чтобы нанять войска Рубенс кое-что купил. Чаще всего он цитировал сатиры Ювенала, поэмы Вергилия и труды Плутарха и Тацита.
По мнению М. Лекуре, постройка особняка означала окончательный отказ от итальянских планов, а размеры дома намекали и на карьерные амбиции его хозяина: Рубенсу было 35 лет и он «знал, что и как будет писать, а также знал, как будет жить»83. Вставал художник в четыре часа и шёл к заутрене, а далее занимался живописью. Драгоценности покойной Изабеллы Брант были оценены в 2700 флоринов. Елена была племянницей первой его жены— Изабеллы Брант её сестра— Клара Брант— вышла замуж за торговца коврами и обойщика Даниэля Фоурмена (Фоурмента).
«Если бы Рубенсу удалось решить все эти задачи, он уничтожил бы в зародыше Тридцатилетнюю войну»190. Художник объединил в рамках одного произведения три разновременных события. По описи там значилось: 19 картин Тициана, 2— Корреджо, 21— Бассано, 13— Веронезе, 8— Пальма, 17— Тинторетто, 3— Рафаэля, 3— Леонардо да Винчи, собственных произведений Рубенса— 13, Ганса Гольбейна-младшего— 8, Квентина Массейса— 1, Снейдерса— 2, Антонио Моро— 8, Вильгельма Кея— 6. Новая поездка в Париж оказалась неудачной.
Свою первую совместную работу они исполнили ещё до отъезда Рубенса в Италию в 1598 году, это была «Битва с амазонками»97. Когда посольство 28 января проследовало через Антверпен, Рубенс не стал встречаться с его членами и отправил главе посольства письмо, в ответ получив записку с фразой «мы не нуждаемся в художниках», которая быстро стала анекдотической206. 11 января 1630 года в Лондон прибыл испанский посланник— дон Карлос Колома.
Свои интимные переживания он претворял в ценности эстетического порядка. Колористическую задачу Рубенс выполнил на контрасте светлой гаммы одежд и тёмного фона (особенно в «Домицилле»), который скупым стилем может напомнить Караваджо, но без его световых эффектов. Они оставили яркий след в истории своей страны и в мировой культуре. Рубенс, как и все его современники, считал недосягаемым образцом античную древность.
На свою свадьбу Рубенс написал двойной портрет «В жимолостной беседке» («Автопортрет с Изабеллой Брант»). В королевском собрании он скопировал для себя серию «Триумф Цезаря» Мантеньи, которая когда-то находилась в собрании герцога Мантуанского и была приобретена королём Карлом196.