Описывая картину Айвазовского «Чесменский бой», следует отметить, насколько она поражает высоким мастерством, виртуозной техникой и реалистичностью изображений. «чесменский бой»— картина Ивана Айвазовского, посвященная исторической победе русского военного флота в Чесменском бою 24—26 июня (5—7 июля) 1770 года. Победа, которая принесла большую славу российскому флоту и является основой написания картины Ивана Айвазовского «Чесменский бой». Приковывает внимание зрителя на картине Айвазовского «Чесменский бой» группа людей в воде – это турецкие моряки, которые смогли спастись после взрыва своего судна. «чесменский бой»— картина Ивана Айвазовского, посвященная исторической победе русского военного флота в Чесменском бою 25-26 июня 1770 года.
В картине Чесменский бой Айвазовский смог передать атмосферу и «музыку» боя.
Но эти характерные черты батальной живописи слабо проявились в его знаменитой работе «Чесменский бой». В 2 часа поворотились мы через оверштаг». К утру сгорело 15 линейных кораблей, 6 фрегатов, 5 галер и множество мелких судов. Он так искусно передавал раскат волны на песчаном берегу, что зритель воочию ощущал прибрежный песок, просвечивающий сквозь пенистую воду. Грейга, пожар сильно усилился к трем часам.
Вот таким образом само поле боя освещено заревом пожара горящих кораблей. В составе отряда было 4 линейных корабля: «Европа», «Ростислав», «Не тронь меня» и резервный «Саратов» два фрегата: «Африка» и «Надежда», а также бомбардирский корабль «Гром». Турки прекратили всякое сопротивление даже на тех судах, которые еще не загорелись. Грейга: «Пожар турецкого флота сделался общим к трём часам утра. Например, в 2-томной монографии «История флота государства Российского» (т. Грейг дал команду применить брандеры.
Моряки пытаются спастись на шлюпках, скользящих по воде. На заднем плане выделены корабли противника, которые пылают сильным пожаром.
Он вызывает ощущение радостного волнения и трепета только на первый взгляд. Этим отрядом командовал капитан-командор С. К. Грейг. В картине Айвазовского «Чесменский бой» продемонстрировано блестящее мастерство живописца, его техника и смелость исполнения. Это был крупный просчет русского главнокомандующего.
Вскоре в Севастополе были выставлены две картины Айвазовского изображающие Синопский бой ночью и днем. Небо показано черным, звезд не видно. Остальные работы носили описательный характер. Ураганный ветер срывает водяную пыль с гребней волн. Вместе с Ф. Г. Орловым они перешли на пакетбот «Почтальон», а затем Спиридов перенес свой флаг на линейный корабль «Три Святителя».
Как видно показан не один корабль противника, а целая армада. И. К. Этому в значительной степени способствует колористический строй картины. К нему подходит шлюпка, на которой находится экипаж брандера Д. С. Ильина (герой Чесменского морского сражения). После нескольких военных стычек турецкий плот в панике укрылся в Чесменской бухте. Сосредоточившись на деталях эскиза заметно сюжет полностью. Командовал эскадрой В. Корнилов – будущий герой Севастопольской обороны.
На заднем плане горят корабли, окрашивая воздух и всё пространство в красные оттенки. Все корабли однотипные: 66-пушечные. Остальные суда русской эскадры находились у входа в Чесменскую бухту, в том числе и «Три Святителя», на котором был Спиридов. Айвазовский написал картину «Сражение в Хеосском проливе», которая составила достойную пару Чесменскому бою, прославляя победу русского флота. Его восхваляет Архипелаг, Балтийское море и спасенные от вражеского огня берега. Грейга, а также других офицеров.
Из всех команд кораблей русской эскадры только команда «Трех Иерархов» четко выполнила маневр и поставила корабль на шпринг согласно диспозиции. Бой изображен в ночное время. Ильина показан в зоне боя, хотя он находился примерно в миле от места действия.
спасавшихся и топивших один другого. Луч солнца, пробившись сквозь облака, как бы тонет в морской пучине. Присутствие на переднем плане просящих о помощи турецких моряков тоже маловероятно. Впоследствии сражение превратилось в хаотичную свалку, в ходе которой из-за не совсем удачно выполненного поворота оверштаг корабль «Святой Евстафий» потерял управление и его ветром снесло к горевшему турецкому флагманскому кораблю «Реал-Мустафа». Это говорит о победе русских моряков, которые вели праведный бой за свою родину. На картине виден контраст темных и светлых тонов. Брюллова.
Вот и все. Линия кораблей «Европа», «Ростислав» и «Не тронь меня» сильно, практически в упор, приближена к зоне пожара, хотя русский флот стоял примерно в 2 кабельтовых (360 м) от линии горевшего турецкого флота. Георгия 2-й степени.
На картине представлен разгар боя между русским и турецким флотом. Здесь показан пожар не одного или двух кораблей, а целой армады. Остальное — домыслы. Хаккерта, выдал свою интерпретацию и оценку сражения. Грейга (о его роли в истории Российского флота читайте в статье о С. К. Новоуспенский «Айвазовский»: Альбом.
Небо заволокло густым дымом. Вся картина состоит из сочетания светлых и темных тонов. Это, скорее всего, турецкие моряки, находящиеся в панике от происходящих событий.
По ее указу, в «память доблестных деяний славного флотоводца» была выбита большая золотая медаль, а на могиле установлен монумент с надписью на латинском языке: «Самюэлю Грейгу, шотландцу, командующему Российским флотом. Айвазовский в том же 1848 году написал картину Сражение в Хиосском проливе, которая составила с Чесменским боем своеобразную пару-диптих, прославляющую победы русского флота. Здесь они встретились с турецким флотом, считавшемся тогда сильнейшим в мире. Это зрелище батальное, пронизанное драматизмом и страстной патетикой. Айвазовский немного сместил «Европу» и «Ростислава» для того, чтобы расширить панораму обозрения пожара, выделить и усилить его взрывом и пылающим турецким кораблём.
Она написана в сдержанной красочной гамме, повышающей ее эмоциональное воздействие. Она бросает тусклые лучи вниз. За несколько минут до взрыва Г. А. Спиридов покинул корабль. Очень ярко это отразилось в одной из ранних батальных картин Чесменский бой, написанной им в 1848 году, посвященной выдающемуся морскому сражению. Пятидесятые годы – годы Крымской войны.
Однако компоновки сюжетов картины И. К. Первыми шли офицеры. Ему — вечная песнь и признание его заслуг и непрестанная скорбь великодушной Екатерины». Русские суда гордо возвышаются на переднем плане.
В глубине бухты видны горящие корабли турецкого флота, один из них – в момент взрыва. Но после нескольких военных сражений он в панике скрылся в Чесменской бухте. Свои картины Я. Ф. Легче вообразить, чем описать ужас, остолбенение и замешательство, овладевшее неприятелем».
Приняв в клубах дыма корабль «Три Святителя» за неприятельский, по нему дали полный залп еще и с корабля «Три Иерарха». Орлов не воспользовался фактором внезапности. Тучи на небе растворились в прозрачной влажной пелене.
Главным сюжетом картины он сделал пылающий строй турецкого флота. Поразительно сочетание серебристо -серых, серовато-синих, сине- зеленых тонов. Сражение, как и по истории, проходит в ночное время суток.
В связи с военными действиями императрица на похороны своего любимца не приехала. Живопись Айвазовского сороковых-пятидесятых годов отмечена сильным воздействием романтических традиций К. П. Возможно, так автор выразил свой восторг русским флотом. В приказе Орлова предписывалось: «Всем прочим флот российской составляющим кораблям и занять своею линиею таковое же число неприятельских кораблей.
Особенно это проявлялось в его пафосных героических морских баталиях. И только при детальном рассмотрении картины становится понятным сюжетная сторона ее. На русской эскадре потери составили всего 11 человек. Картина "Чесменский бой" рассказывает зрителю о кульминационном эпизоде русско-турецкой войны 1768-74 гг. Все последующие полотна морских сражений И. К.
В качестве трофеев русские захватили 66-пушечный корабль «Родос», 5 галер и 22 медные пушки. человек. Еще несколько слов о Грейге. По всей территории сражения темно, одна луна злостно пробирается сквозь дым.
В начале XX в. профессор Николаевской морской академии генерал-майор по Адмиралтейству Н. Л. Кладо в своем труде «Введение в курс истории военно-морского искусства» впервые попытался сделать критический анализ первой фазы этого сражения. Корабли красиво выстраивались: впереди — авангард из трех линейных кораблей (в центре — корабль под флагом Спиридова) затем кордебаталия из трех линейных кораблей (в центре — флагманский корабль «Три Иерарха» с Орловым и Грейгом) затем арьергард из трех линейных кораблей (под флагом Эльфинстона). Ильина зажёг турецкий линейный корабль.
Попробуем разобраться и в сражении и в оценках действий его руководителей. В целом действия авангарда были не совсем удачными. Грейга и создал своё произведение.
Вместо того чтобы обрушиться на неприятеля сразу тремя группами, как это сделал в Афонском сражении в 1807 г. вице-адмирал Д. Н. Сенявин, Орлов, с одобрения флагманов, пошел на рискованный маневр. На фоне этого пожара в полутени стоят русские корабли. Полотно было создано художником 1848 года. Это одна из самых грандиозных картин, какие я только знаю. В глубине бухты видны горящие корабли турецкого флота, один из них – в момент взрыва. Картина «Чесменский бой» была написана Айвазовским в 1848 году и посвящается выдающемуся морскому сражению.
Небо абсолютно беззвездное, выделено очень темным цветом. Сюжетом для этого произведения послужил эпизод русско-турецкой войны 1768 – 1774 годов. Айвазовского и картин Я. Ф.
В одной из книг читаем: «Участники Чесменского боя были награждены орденами и медалями. Ее холодный и спокойный свет только подчеркивает адское смешение на море огня и воды.
Подобно Брюллову, он стремится к созданию грандиозных красочных полотен, могущих прославить русское искусство. Расстояние между стоящими рядом кораблями «Европа» и «Ростислав» несколько увеличено и стоят они носами в другую сторону — на юго-запад, обращённые к зрителю. Россия на протяжении десятилетий вела с Турцией войны за обладание Черным и Средиземным морями. Достаточно немного всмотреться в полотно, чтобы заметить отдельные детали. Но как убедительно и достоверно он воспроизвел на своем полотне картину морской битвы. Таким образом, Айвазовский используя документальные источники, а также полотна Я. Ф. Вторую картину «Гибель турецкого флота в Чесменском бою», хранящуюся в Эрмитаже, Я. Ф. Александра Невского.
дабы при атаке сохранять каждому свое место, линию и порядок». Выставку посетил адмирал Нахимов. Головной корабль «Европа», чтобы не выскочить на мель, вышел из строя шедший следом «Святой Евстафий» навалился на турецкий корабль и вместе с ним сгорел, а третий корабль авангарда «Три Святителя» потерял управление и был снесен в расположение турецких кораблей, где попал под перекрестный огонь.
В начале 70-х годов XVIII века Екатерина II заказала немецкому художнику Я. Ф. Такое интересное и неожиданное сочетание стихий у многих ассоциируется с праздничным фейерверком. Турки потеряли около 10 тысяч человек. Бой изображен в ночное время. Корабль постепенно спускается на дно. В картине «Черное море» море изображено в пасмурный день волны, возникая у горизонта, движутся на зрителя, создавая своим чередованием величавый ритм и возвышенный строй картины.
На переднем плане высится флагман русского флота. Турки же воспользовались этой оплошностью. Присмотревшись, можно увидеть много обломков судов, а на них беспомощные матросы. Его по праву можно назвать героем Чесмы номер один. Творческое воображение Айвазовского в процессе работы не было ничем стеснено. Бой изображен в ночное время.
С российской стороны погибло 11 моряков, с турецкой – 10 000 человек. Айвазовский же написал свою картину гораздо позднее – в 1848 году. Пожар перекинулся на другие турецкие суда дело довершили русские корабельные пушки. Впервые глянув на картину, чувствуется радостное волнение от блестящего фейерверка. На переднем плане в правой части картины Айвазовский изобразил 66-пушечный линейный корабль русского флота «Три иерарха», который участвовал в том самом сражении.
И только месяц спокойно за всем наблюдает из-за туч и дыма. Для атаки выделили 66-пушечные линейные корабли «Ростислав», «Европа», «Не тронь меня» и «Саратов», 32-пушечньк фрегаты «Надежда» и «Африка», 20-пушечный бомбардирский корабль «Гром» и четыре брандера под командованием капитан-лейтенанта Р. К. Дугдаля, лейтенантов Ф. Ф. Мекензи, Д. С. Ильина и мичмана В. А. Гагарина. Бой изображен в ночное время. Кормчий указывает направление, в котором следует плыть. И. К.
Происходит сражение как бы между темными и светлыми силами. На заднем плане картины видны горящие корабли врага. С 25 на 26 июня неприятельский флот (мы) атаковали, разбили, разломали, сожгли, на небо пустили, в пепел обратили а сами стали быть во всем архипелаге господствующими» Пафос этого донесения, гордость выдающимся подвигом русских моряков, радость достигнутой победы прекрасно передал Айвазовский в своей картине. На дальнем плане виден освещённый заревом пожара город. Российский флот потерял в ту ночь всего 11 моряков, тогда как турки – 10тыс. Это позволяло ему работать импровизируя, с изумлявшей многих современников легкостью. Они подготовились к отражению русской эскадры.
Родился 1735, умер 1788. Он внес в нее ряд существенных изменений: взрыв турецкого судна изображён намного реалистичнее лунное освещение места боя заменено заревом от пожара убраны висящие паруса на фок-мачте «Трёх иерархов» убран вид на город Чесма отчётливо прорисованы элементы кораблей, находящихся на переднем плане изменён флаг на грот-мачте «Трёх иерархов» с Андреевского на кайзер-флаг. Крамской писал про картину: На ней нет ничего, кроме неба и воды, но вода – это океан беспредельный, не бурный, но колыхающийся, суровый, бесконечный, а небо, если возможно, еще бесконечнее.
Картина И. К. Траурная процессия растянулась на добрую милю. На картине «Среди волн» вверху изображена лишь узкая полоска грозового неба с низко мчащимися тучами, все остальное пространство заполнили волны бурного моря. В них главным творцом победы считался Спиридов. Он глубоко постиг различные состояния воздушной среды, движение облаков и туч.
Затем брандер лейтенанта Д. С. Хаккерту картину о Чесменском сражении. С 25 на 26 июня неприятельский флот (мы) атаковали, разбили, разломали, сожгли, на небо пустили, в пепел обратили: а сами стали быть во всем архипелаге господствующими.
Орлова, адмиралов Г. А. За Чесменское сражение граф А. Г. Орлов как главнокомандующий был награжден орденом Св. отмечена сильным воздействием романтических традиций К. П. Будучи художником Главного морского штаба И. К.
Кажется, что слышно выстрелы, потрескивание огня, крики людей. Приказала возвести в Царском селе памятник героям, участвовавшим в Чесменской битве. Как бы битва среди светлыми и темными силами. Удачным выстрелом с бомбардирского корабля «Гром», где находился начальник всей артиллерии И. А. Ганнибал, удалось поджечь один из турецкш кораблей огонь распространился на ближайший подветренный корабль. Люди измучены борьбой со стихией. Команды наградили серебряными медалями на голубой ленте. Битва произошла ночью. Она мерцает едва уловимым миражем. Ильина, ставшая катализатором развития пожара как центрального эпизода.
Они остались такими благодаря умелой тактике ведения боя. Ряд неточностей, допущенных Хаккертом на первой картине, вызвал резкую критику со стороны участников событий, в первую очередь графа Орлова. Правда, турки не смогли этим воспользоваться в полной мере.
Впечатления от этого хорошо описаны в воспоминаниях С. К. Спиридова и С. К. И только при детальном рассмотрении картины становится понятным сюжетная сторона ее. Они откинулись к бортам, дабы сохранить силы, что бы со временем сменить гребцов.
Это принцип линейной тактики. Такой победы в истории морских сражений Россия более не испытывала. В том же 1848г. По данным шканечного журнала «Трёх иерархов», а также «Собственноручного журнала» С. К.
В глубине бухты видны горящие корабли турецкого флота, один из них – в момент взрыва. Анализ картины И. К. Страх турок был до того велик, что они не только оставляли суда. Хаккерта весьма различны.
В 3 часа ночи пожар охватил почти все турецкие корабли. Командовал отрядом адмирал Г. А. Спиридов. Выдающейся победе русского флота в той же войне посвящена картина «Чесменский бой» (1848). Яркая, мажорная красочная гамма картины звучит радостным гимном мужеству людей, побеждающих слепые силы страшной, но прекрасной в своем грозном величии стихии. Вся картина написана тончайшими оттенками голубых, зеленых, розовых и лиловых красок. Турецкие моряки, которым удалось уцелеть после многочисленных взрывов, пытаются ухватиться за обломки корабля.
Адмирал Г. А. Спиридов был награжден высшим орденом Российской империи — Св. Он начал спускаться на неприятеля в одной кильватерной колонне, чем поставил головные корабли (авангард) в тяжелейшее положение. Все в ней полно поэзии, особой музыкальной гармонии. Это позволяет прочувствовать весь драматизм происходящего.
Как и большинство произведений художника, картина «Среди волн» написана импровизационным методом. В глубине бухты видны горящие корабли турецкого флота, один из них — в момент взрыва. Капитан-командор С. К. Грейг получил орден Св.
Корабли русской эскадры изображены целыми и невредимыми. Но «перерисовать» Я. Ф. Они несли огромных размеров Андреевский флаг с флагманского корабля «Ростислав».
Грейге). Прожил он всего 53 года. Айвазовского «Чесменский бой» приближает зрителя к кульминации события — взрывам и пожару. С 25 на 26 июня неприятельский флот (мы) атаковали, разбили, разломали, сожгли, на небо пустили, в пепел обратили а сами стали быть во всем архипелаге господствующими Пафос этого донесения, гордость выдающимся подвигом русских моряков, радость достигнутой победы прекрасно передал Айвазовский в своей картине. Также на переднем плане по ориентированности к русскому судну плывет лодка с матросами.
Хаккерт написал тоже 1771 году. И только при детальном рассмотрении картины становится понятным сюжетная сторона ее. Волны пенятся, сталкиваются в бешеном водовороте, достигая на переднем плане почти натуральных размеров. Хаккерта для него было бы неестественно. Она написана самыми яркими красками палитры.
Хаккерта, перевёл в цвет очень яркие и красочные впечатления от пожара из «Собственноручного журнала» С. К. В память о Чесменском сражении была выбита медаль с изображением с одной стороны Екатерины II, а с другой — горящего турецкого флота и надписью «Былъ».
Более 20 минут они лежали на курсе сближения под сосредоточенным огнем противника. Айвазовский, по сути, положил в основу своей картины вторую «исправленную» картину Я. Ф. Живопись Айвазовского 40-50-х гг. Отчетливо видный флаг русского флота, символизирует победу российских моряков. Её спокойный и холодный свет как будто подчёркивает адское смешение огня, моря и воды. Сражение проходило по всем правилам линейной тактики.
Андрея Первозванного и получил деревни и 1600 душ крестьян. По их лицам видно, что без помощи им не выжить. Часть турецких кораблей пошла ко дну, остальные догорают. В ночь на 26 июня (7 июля) 1770 года А. Г.
Турецкий флот на тот исторический период считался самым сильным. Тогда, по приказанию императрицы Екатерины II, в присутствии художника на рейде итальянского порта Ливорно был взорван русский корабль «Святая Варвара». Айвазовского говорит о некотором ее несоответствии реальности. Эти уточнения намного приблизили изображение к реалиям тех событий. В связи с этим картина относится к творчеству великого мариниста. «Три иерарха» с идущим к нему экипажем брандера Д. С.
На картине мы видим на переднем плане справа флагманский корабль «Три иерарха», далее рядом стоят «Европа» с «Ростиславом» и слева вдалеке мы видим «Не тронь меня». Видно, что бой закончился недавно. Его заслонила фигура фаворита Екатерины II — Алексея Орлова, которому и достались все лавры победителя». Картина Айвазовского «Чесменский бой» изображает на заднем плане фигуры людей, которых, очевидно, выбросило ударной волной за борт кораблей в море. Сместились акценты и в отношении оценок личностей.
В сюжете картины «Радуга» (1873 г. ) : буря на море и корабль, гибнущий у скалистого берега, Сквозь мчащийся вихрь едва заметны силуэт тонущего корабля и неясные очертания скалистого берегам Мачты целы, паруса не спущены, возможно причиной крушения стала вовсе не буря, а подводный риф. Этими же тонами, чуть усиленными в цвете, передана и сама радуга. События происходят ночью. Командовал событиями граф Алексей Орлов, а Екатерина II, будучи императрицей.
В других книгах написано примерно то же самое. Они немного оттеняют яркость страшного сражения. Сизый дым медленно поднимается в небеса, смешиваясь с облаками.
Розгоревшийся пожар уничтожил весь турецкий флот. Подборка цветов поражает своей колоритностью. Надгробный памятник адмиралу Грейгу соорудил архитектор Джакомо Кваренги.
художник: Айвазовский И. К. Хаккерт писал на основании впечатлений участников сражения — графа А. Г. Вокруг сражения очень темно и только луна зловеще прорисовывается среди дыма. От этого радуга приобрела прозрачность, мягкость и чистоту цвета. Его батальные картины стали летописью подвигов русского военно-морского флота.
Вполне очевидно, что Хиосское сражение проводилось безграмотно как с русской, так и с турецкой стороны. Данная трактовка соответствовала общей тенденции историографии XIX века, которая подчёркивала роль и величие флота в истории России Екатерининской эпохи. Айвазовский знал множество приемов для изображения волн, разбивающихся о прибрежные скалы. Н. Н.
Слева на переднем плане изображены турецкие моряки, спасающиеся на обломках своих кораблей, справа в темноте стоят флагманский корабль «Три святителя», причалившая к нему шлюпка с гребцами, взорванные и горящие турецкие суда.