Эта башня представляет собой довольно высокий цилиндр, сложенный из нетесаного камня. Действительно, некоторыми елабужцами гора почитается и теперь. Христ. В ней 4 окна ширина двери 1 арш.
Он исследовал городище. Время пребывания здесь Иоанна Грозного, кроме повеления основать монастырь и заложить церковь во имя Покрова Пресвятой Богородицы с двумя приделами (в память пророка Ильи и Трёх Святителей), ознаменовано даром Покровской церкви образа Трёх Святителей (Икона эта помещается у левого придела Елабужской Покровской церкви. Белокаменная крепость-мечеть сохранилась только на уровне фундамента. Остатки крепости принадлежат эпохе Волжской Булгарии. И захотел он на ней жениться.
Прошло ещё несколько минут и один из смотрящих вперед сказал: «Вот и Чёртово городище. » Слова эти вмиг пробудили во мне до того дремавшее любопытство и я, взглянув на левый берег реки, увидел серую башню, стоявшую на горе или, вернее, на высоком берегу при слиянии реки Тоймы с Камой. Почти то же сообщает и казанский историк Рычков. Археологические раскопки свидетельствуют, что здесь было поселение и в ананьинском (I тыс. Я ездил туда.
Все, что сегодня осталось от памятника культуры, — это каменная башня. Они согласились и на это и принялись за дело. Один из граждан, Марихин, когда я завел с ним речь о городище и назвал его чёртовым, заметил мне с неудовольствием, что гору следовало бы называть не Чёртовым городищем, а «Крестовой горой». В 1834 профессор Казанского университета Ф. И. Эрдман на «Чёртовом городище» застал только эту башню, остальные части сооружения были разобраны местными жителями до фундаментов.
памятн. Просьба келаря уважена и выдана ему грамота в 7146 (1638) году 11 марта с чёрною восковою печатью, с оговоркой в конце: «которы крестьяне на той земле учнут жити, доходы бы в монастырь старцу келарю с братиею платили, чем они их пооброчат». метров. И по сей день берег Камы, что у подножия городища, усеян огромными камнями. Поп смотрел из окна и не верил глазам. Тропа сворачивает в жилой массив и превращается.
Из самой Елабуги до городища ходит маршрутка 1. Именно тогда появились четыре прямоугольных окна в верхней половине башни. В танаевской церкви, по отзыву священника этого села о. Иоанна Кошурникова, находятся три иконы упразднённого монастыря, как то: Казанской Божьей Матери, Иоанна Крестителя и архистратига Михаила (уже возобновлённая). Есть еще другой путь. Но сколь не щекотал – петух до времени не пропел. Перед тем, как Булгарское царство было разрушено, змей неожиданно исчез.
Сватовщики, однако, не отступали, а старались всеми мерами засватать. (См. Оракул был настолько известен, что даже казанская царица Цумбека (или Сюхнибека) послала туда своего вельможу узнать от оракула о будущей судьбе Казанского царства. Борьба с искушениями сделалась в тягость отшельнику.
Параллельно на правобережье Камы выросла Подмонастырская слобода. Понравилась черту поповская дочь, захотел он на ней жениться. Так вот, по его легенде, раньше на этом месте стоял храм древних язычников, в котором жил змей-оракул (или черт). В булгарский период, 10-14 века, здесь был опорный пункт болгар в восточном Предкамье.
Работы осталось уже немного.
Где удобнее было жить, как не на мысу, защищённом рекой. автора). «Волжский Вестник» за 1885 г. N163. - прим. Она просуществовала на остатках древнего поселения 160 лет. И захотел он на ней жениться. Остался стоять лишь небольшой северный участок с арочным дверным проёмом и окном над ним. книж. Высота 7, 1 метра, диаметр внутреннего пространства 5, 7 метра.
Итак, пароход стоял, терпеливо ожидая света. А то, что построил Черт, само собой с криком петухов рассыпалось. В 1834 профессор Казанского университета Ф. И. Эрдман на «Чёртовом городище» застал только эту башню, остальные части сооружения были разобраны местными жителями до фундаментов. Не успел он крышу да крест соорудить.
Этот царь, озлобясь на скифов и гоняясь за ними в обширных лесах и степях, дошёл, вероятно, до Гелона, перезимовал здесь в 512 году до Р. Х. и, возвратясь обратно, выжег его затем, когда после скифов поселились здесь камские болгары, они восстановили остаток Гелона и назвали его по имени своего князя Абдра-Хима Бряхимовым. Они им подчинялись. Рядом находится еще немного руин, оставшихся от жилищ городища, но они тоже восстановлены. Прошло около двух часов времени, как я сидел на трапе, любуясь красивыми берегами реки. Дыры в стенах башни, в которых прежде галки вили гнезда, есть-де следы чёртовых пальцев.
В нескольких саженях от башни во время молитвы иноверного посетителя стояла молодая женщина (вероятно, жена его) с татарчонком, которым, можно думать, вход в башню был воспрещён. Сложили вумурты церковь, но креста на ней не водрузили. до н. э. ) исторических периодах. Попу не хотелось дочь отдавать за черта и пошел он на хитрость. Не исполнил черт воли попа, а значит и не видать ему поповской дочери. Левый наоборот — низменный, долинный. Что касается названия «Чёртово городище», то оно им не особенно нравится.
Работа закипела, как в муравейнике у муравьёв. Итак, Драконова башня в старой Елабуге. Врага можно было заметить издалека. Монастырь немало терпел от башкирских бунтов, но все-таки существовал. Учтите— лестница извилистая и довольно длинная, совет— наденьте удобную обувь.
Но анахорет был устойчив в благочестии и избранном пути безбрачия. губ. фотограф Софонов 1896 г. Тихомиров Иван Шадрин 14 августа 1894 г. А. В. Хотя от елабужцев о «пещере духов» предания мне и не приводилось слыхать, но это не служит доказательством вымысла творца поэмы.
Архитектурному искусству бесов не учить. персидским царем Дарием Гистаспом. Именно в этих местах знаменитый художник И. Шишкин написал «Лесные дали». Сначала будет Пристань. Вы взгляните на герб Татарстана: это барс ирбис, да с крыльями.
Вы в Елабужском городище, значит, вы приехали в гости к чертям. Такие следы деятельности человека, тем более, в контрасте с чудеснейшей природой этих мест, омрачают общую картину впечатлений. В ней говорилось, что раньше на месте Чертова городища стоял храм древних язычников. Там же в Волгу впадает река Вятка. Но, к сожалению, до сегодняшних дней дошла только каменная башня, да и то восстановленная.
Я родом из тех мест и лично видел летопись в Санчурском музее. Особенность первой (Св. Восстановлена башня была благодаря И. В. 1647 года, написано: «За Троицким Елабужским монастырём в вотчине от Чертовского песку вниз Камою. » и т. д.
автора) рассказывает, как магометане приводили идолопоклонников, в том числе и камских болгар, в магометанство в XIII веке при хане Узбеке между прочим, тут же упоминает и об язычниках северной стороны реки Белой (как называют татары не только Белую, Уфимской губернии, но и Каму), живущих в устье Тоймы, впадающей в Каму (у подошвы горы, на которой стоит Чёртово городище), в г. Содоме, т. е. Вот еще одна легенда, обязательная к рассказу туристам. Змей-оракул был известен на всю округу (а так же далеко за ее пределами) своими предсказаниями. Одну из них поведал русский путешественник Николай Петрович Рычков. Дорога недлинная, около 60км. Для придания колорита в 2007 г. были отстроены входные ворота, частокол, проложены пешеходные дорожки вдоль склона, установлены скамейки. Ниже фотографии с посещения этого места. Монастырь же как малолюдный должен был упраздниться.
На былое величие остальных сооружений указывают остатки фундамента и каменной кладки. Не думаю, что пещера эта существовала только в фантазии творца поэмы. Входить внутрь башни нельзя, вход закрыт железной дверью. автора).
описание Вят. И в «Древней Российской идрографии» прибавлено: «Алабуга тож». Творец «Россиады» говорит, что духи жили в пещере. (Если бы не было тумана, пароход, по моему расчёту, проплыл бы Елабужскую пристань в то время, когда пуще всего клонит ко сну именно – на рассвете). Новый город быстро разрастался и со временем поглотил Подмонастырскую слободу. Мы нисколько не пожалели, что случайно оказались на более сложном подъеме.
Принёс поп петуха и стал щекотать его, чтобы он запел. В качестве ответа гиды и местные жители предлагают сразу несколько легенд. С очень древнего слогового протоязыка это понятие переводится так: «Дракон (поместил сюда) угли зарождающейся Вселенной». Само по себе это место необыкновенно красивое.
Вумурты (водяные духи) сватали у попа дочь, которая им очень понравилась но поп не соглашался выдать дочь за Вумурта. В 1844 г. башня рухнула. Давайте глянем на карту.
Она называется «Описание торговых путей или как мой род достиг богатства и благоденствия». Только спустя много лет, по распоряжению местного главы, было принято решение восстановить башню, от которой остался только фундамент и первоначальная кладка из неотесанных камней. В мае месяце дети пишущего эти строки с товарищами в числе 5-6 чел. Так же и в писцовом межевом списке писцов Семёна Волынского с товарищами в 164, т. е.
Мостовая сгнила, но впечатление прежней мощи осталось. Монастырь по приобретении земель и других угодий был не из бедных и имел на своей земле, кроме Подмонастырской слободки и из служек и конюхов, другие селения, как то: Соболево, Танайку, Бетьки, Лекарево, Сентяк и Прости. Путешественникам из столицы лучше всего выбрать такой путь: самолетом до Нижнекамска— билет обойдется примерно в 4 300 RUB, оттуда либо на автобусе, либо на такси до Елабуги. Рейсовых теплоходов здесь нет.
Начнём с названия самого городища – EI Ab Ug. Пролетело в ожидании Елабужской пристани ещё несколько времени и вдруг кто-то воскликнул: «Елабуга. » Взоры у большинства обратились в сторону белеющих зданий и церквей, между которыми особенно выделялась колокольня Спасского собора.
Понравилась черту поповская дочь.
А вот, что говорит история. Не исполнил Черт воли попа, а значит и не видать ему поповской дочери. Елабуга стоит в Заволжской стороне, чуть выше впадения Камы в Волгу.
– Когда Иван Грозный завоевал Казань, казанцы спрятали казну города. Село Танайка считалось главным жительством и имело казенный дом или контору. «Записки О-ва» т. XIII, 1859 г. С. П. автора), в которой говорится, что «ниже реки Ика 40 вер., на реке Каме град Чёртов.
губ» стр. 115. - прим. С его высоты виден город, долины, речные острова, лесные массивы и луга. Заметив это, стоящий со мной рядом мужик, по-видимому из крещёных татар, сказал, что «её (башню) сделали (черти) в одну ночь». на 1860 г. - прим. Торощина.
По одной из легенд понравилась Черту поповская дочь. и 1 четверть, высота её 1 саж. Что это был за народ, следует обратиться, говорит г. Уфимский, к народным хроникам. От него пешком около 300 метров. Сохранившиеся окна и дверные проемы выглядит совсем не похожими ни на развалины крепостного сооружения, ни на руины храма.
После обрушения сооружений Городища, которые произошли в XIX веке, Иван Шишкин, отец известного художника, восстановил башню на ее старом фундаменте. Оказывается, это то самое сооружение, которое сохранилось от архитектуры Волжской Булгарии. Но мне, к сожалению, не пришло на ум спросить его. Сам топоним уже говорит о великой древности места.
Если плывущие по реке, не исключая и христиан, ничего не хотели принести ему в дар, то он тотчас же убивал их, топил суда, наносил им различный вред. Татарин, по рассказам детей, был в разноцветном халате и чалме. Башкиры и татары говорят, что Алабугу основал Искандер (Александр Македонский). Сейчас на Елабужской Горе – стоит поныне уцелевшая и отреставрированная деревнаяя болгарская башня, совсем недавно поставили памятник болгарскому эльтеберу (царю) Ибрагиму Первому, правивший 1006-1025 гг.
Троицы и икона Успения Божьей Матери, на коих ризы серебряные позолоченные весом в 60 фунтов 30 зол. Площадь этого древнейшего памятника составляет примерно 30 тысяч кв. Если бы была такая доска или же, если бы стены башни были гладки, то, думаю, гг. Б. - прим. Из этой хроники видно, что здесь жили аборигены края, юнанские народы (юнан-шульганы и юнан-касауры), которые ездили на лошадях особой породы и жили в пещерах Казанской и смежных с нею губерний, а также в пещерах Уральских гор и их отрогов.
Согласно одной легенде, обитал здесь, в храме язычников, змей-оракул (или черт), предсказывавший будущее, при этом нужно было приносить человеческую жертву. Старец Моисей, келарь монастыря, в 1637 году бил челом казанским воеводам и боярам Ивану Морозову, Гагарину, Тольнеру и Полуехтову на имя государя, что монастырю существовать нечем, а потому просит он, келарь, пожаловать «пустовыя земли за Камой с чёрным лесом, сенными покосами и всякими угодьями на церковное строение, воск, фимиам и вино церковное, равно и на пропитание». Посещавшие гору будто бы приносили туда и пожертвования свои деньгами и холстом.
От Казани до Санчурска царь пробил почти двухесткилометровую «ратную тропу Ивана Грозного» – деревянную мостовую, по которой и пушки катились, как по асфальту. Например, взять георадар и пробить пустоты под башней Дракона. Туман рассеялся, было светло.
Чертово городище располагается на самом краю Верхнего (Нового) города. Его основал Искандер-Зюль-Карисин ныне он так же, как и г. Болгары, разорён Темир Аксаном. Этот завоеватель Казани, по завоевании им Казанского царства (в 1552 г. ), отправился для осмотра местностей по рр. Мыс виден с любой точки Нижнего (Старого) города, а с колокольни Спасского собора он вместе с окрестностями представляет самую живописную часть Елабуги. Вдруг петух захлопал крыльями и запел.
Ее высота достигает 7, 1 метра диаметр 5, 7 метра, толщина стен внизу – 2 метра. Алабуге (По гречески, как по-татарски рыба окунь – прим.
I тыс. Черт с усердием принялся за работу, всю ночь трудился и когда уже почти все закончил, вдруг пропели петухи. На территории комплекса находится памятник булгарскому эмиру Ибрагиму бен Мухамаду.
играли у башни. Древние люди не ведали физических законов. книжку Вят.
Не успел он крышу да крест соорудить. Кладоискатели по сей день ищут в тех местах пропавшую казну ханства. Троицы, на что дана разрешительная грамота вятским преосвященным Кириллом от 15 мая 1830 г. за N96.
Между берегом Камы и большим оврагом находится узкий мыс, высотой около 200 метров над уровнем реки. н. э. В восточной части городища находятся остатки квадратной каменной цитадели (400 м) с четырьмя башнями, предположительно возведённой князем Волжской Булгарии в X веке. С вершины простирается вид вёрст на 30 — то есть на день вёсельного пути. Вскоре народ стал жертвой могущественного неприятеля. – Поблизости, конечно, остались.
В качестве платы за предсказания, змею приносились человеческие жертвы из пленненых врагов.
Я смотрел на этот памятник старины с немым любопытством. Я уверен, что прятали её в районе Елабуги – Дракон должен был защитить золото подведомственного ему народа. Военная крепость, названная булгарами Ала-буга (пегий, серый, злой бык, змей, богатырь), возникла на месте бывшего укреплённого поселения угров.
Что осталась она одна, что город Елабугу передвинули, а башню не тронули. Высокий берег реки — творение природы, геологическая особенность матушки-Земли. Откуда оно могло попасть в книгу «Большой Чертёж» (М. Таких башен на пути от Казани до Уральских гор было несколько. автора). губ. Татарин, зайдя в башню, при виде человеческих экскрементов вознегодовал, говоря, что люди ныне вовсе не боятся Бога, что они обращают башню в отхожее место. Находится на высоком мысе у устья реки Тоймы.
А Елабуга и Казань тем самым потеряли своё сакральное и торгово-посредническое значение. «Географ. -Стат. Бесы часто смущали его.
Поелику высунулся в дыру потолка страшный лик дракона и дыхнул на него огнём. памятн. Это был большой город. Согласно легенде, Чертово городище свое название получило от змея-оракула (или черта), который жил в языческом храме, стоявшем на высокой горе, на правом берегу Камы. Но в Кирове мне удалось достать брошюру купца В. С. Причём весьма вдумчиво, с предварительными исследованиями, с изучением документов.
Переправа была составной частью торгово-караванной дороги из центральных районов Волжской Булгарии в Среднее и Верхнее Прикамье и далее до Ледовитого океана. автора). За нею с грохотом повалились и посыпались с верхней части церкви и самые камни. Если вы путешествуете на машине, лучше заезжать из Верхнего города, со стороны Проспекта Нефтяников, мимо мечети Жамиг до ресторана «Городище».
Маркел должен был вскоре завести дело о рыбных ловлях с служилым татарином дер. Ниже по Каме, далеко от города, под крутым яром, есть дебаркадер, к которому причаливают большие туристические теплоходы и быстроходные суда типа Ракета и Метеор, но никакой городской транспорт туда не ходит, пешком добираться далеко и не удобно, а туристов, желающих посетить Елабугу, подбирает туристический автобус. Сенсация гарантирована, а дальше – крылатый барс сам укажет древнюю дорогу к золоту. Менгер Абрахманом Кулаевым, которое кончилось в пользу монастыря. В 1844 году она рухнула.
до н. э. ), пьяноборском (кон. в 1656 году, записано: «В Казанском уезде по Зюрейской дороге межа учинена у государева дворцова села Трехсвятского, что на Елабуге с Троицким монастырём каменного городища» а в переписных книгах князя Димитрия Болховского 155, т. е. В Северном полушарии правый берег рек обычно бывает высокий, обрывистый.
Сегодня я расскажу о Елабужском городище. Высота 7, 1 метра, диаметр внутреннего пространства 5, 7 метра. Сие является следствием вращения земли и ускоренного размытия правого берега загадочными силами Кориолиса (силы инерции, описанной французским учёным Гаспаром-Гюставом де Кориолисом). По описаниям детей одежды и чалмы посетителя башни можно было догадаться, что это был, если не хаджи, то мулла или же другое лицо духовного звания магометанского вероисповедания. 20 лет он провел в казанском плену и написал «Казанскую историю», в которой говорится о бесовском городе на высоком берегу Камы. В книге «Большого Чертежа», составленной в первой четверти XVII столетия – Трехсвятское упоминается так «а ниже реки Ика 40 верст на реке Каме – город Чертов – Елабуга тож».
И тут же исчез». Обращавшимся к нему он отвечал невидимо через своих мудрецов. В самом Санчурске с момента его постройки велась летопись. В районе Городища с древних пор находилась переправа через Каму.
По другому сказанию, Чёртово городище своё название получило от оракула-змея (чёрта), который жил, будто бы в находившемся на этой горе языческом храме. В качестве платы за пророчества змею приносились человеческие жертвы. Поп пошел на хитрость: приказал до рассвета построить белокаменную церковь на берегу Камы. Остается жалеть, что тут не имеется доски для записывания имён посетителей.
1846 г. стр. 1 8. - прим. Тропа эта, конечно, сегодня жутко заросла подлеском и кустарником. Он исцелял также и от тяжких болезней. Говорят, высота сооружения в 6 этажей. Значит, - заключает г. Уфимский, - на месте нынешней Елабуги был г. «Содом» – испорченное Сюддюм, означавшее название города пещерно-курганных юнанских народов.
Он заключается в подъеме по более пологой петляющей каменной лестнице, проложенной жителями Елабуги специально для соединения Нижнего города с Городищем. В числе обращавшихся был и посланный казанской царицей Цумбекой (или Сюхнибекой) спросить оракула, победит ли она московского князя. "Построй, черт, – сказал поп, – за одну ночь белокаменную церковь на берегу Камы". на 1870 г. в ст. Долго ли лежал в забытьи, не знаю но вот пароход зашумел и тронулся – я проснулся.
В ней (так мне рассказывал директор музея Николай Ефремов, мариец) была глава, посвящённая башне Дракона. Выйти нужно у дорожки-лестницы и по ней подниматься вверх. Городище находится под охраной ЮНЕСКО.
С высоты можно полюбоваться городом Елабугой и оценить красоту этой местности. А то, что построил черт, само собой с криком петухов рассыпалось. На иконе риза серебряная позолоченная. - прим.
Некоторые из пассажиров стали поговаривать, что недалеко уж Елабуга. Высота башни приблизительно 4 саж., толщина стены в основании 1 саж. Не пугайтесь, это всего лишь легенды. Сохранилась она конечно не в первозданном виде, в 1844 году башня рухнула.
– К сожалению, у нас сохранилось очень мало дореволюционных книг. А лев, барс или леопард имеющие крылья, – это аватар Дракона, божества Неба. Его род торговал с Уралом, вот таким образом мимо башни Дракона проходил не раз. автора). Вят. Башня «Чертова городища» относится к X-XIII вв.
О дальнейших искушениях или жизни отшельника, по словам Кудрявцева, предание умалчивает. Со времени пожалования иконы Трех Святителей царем Иоанном IV в Покровскую церковь село Трехсвятское называлось, цитата: «Трехсвятское, Елабуга тож». М. В. Уфимский, сотрудник «Волжского Вестника» (См.
И по сей день берег Камы, что у подножия городища, усеян огромными камнями. Разбитие же судов, говорит г. Эртман, должно приписать не волшебству прорицателя, а подводному камню, который находится не далеко от города и теперь ещё известен под названием «быка». к газете «Родина» за 1890 г., N9. - прим. Находится под охраной ЮНЕСКО.