Как и многие другие жанры живописи, бытовые картины редко встречаются в самостоятельном виде, становясь частью портретного или пейзажного жанра.
Сказочные легенды, бытовой символизм – вот чему была посвящена тематическая картина. Французские романтики (Т.
А. Бронников, К. Е. Маковский). Бытовые (жанровые) сцены известные в искусстве с глубокой древности, выделились в особый жанр в феодальную эпоху (в странах Дальнего Востока) и в период формирования буржуазного общества (в Европе). На рубеже 18—19 вв.
Уже в первобытном искусстве известны сцены повседневной жизни: охота, шествия, обряды. ван Остаде), гротескно-комические сюжеты у А. Брауэра и Д. Тенирса Младшего, «лавки» Ф. Снейдерса, сцены народных празднеств Я. Йорданса и П. П. Рубенса. К «высокому» жанру относили исторический и мифологический жанры, к «низким» – портрет, пейзаж, натюрморт.
Лонги), Германии (Д. К. Пимоненко, К. К. Костанди), Белоруссии (Ю. В своих картинах он достигает неведомой до него силы воздействия. Некоторые жанры отмирают или обретают новый смысл (напр., мифологический жанр), возникают новые, обычно внутри ранее существовавших (напр., внутри пейзажного жанра появились архитектурный пейзаж и марина).
1657 г., Ленинград, Эрмитаж) и «Кладовая» (ок. объединение АХРР устроило ряд выставок, посвященных советскому быту, а его мастера (Е. Ведущее положение Бытовой жанр занял в первой буржуазной стране — Голландии, возводя в общественный идеал сложившийся здесь уклад домашней жизни голландская жанровая живопись поэтизировала крестьянский или бюргерский быт с его особым настроением интимной атмосферой мирного уюта (картины А. ван Остаде, К. Фабрициуса, П. де Хоха, Я. Вермера, Г. Терборха, Г. Метсю). Иконопись в переводе с греч.
И потому ведущими жанрами становятся исторический, бытовой, портрет, пейзаж. Исторические темы интересовали Перова издавна. Художники отошли от византийских канонов, привнося в изображение индивидуальные черты, динамику и эмоции. Салонные картины низводили образы до уровня пустых сюжетов, милых сплетен.
Появляются произведения, соединяющие в себе различные жанры (напр., сочетание бытового жанра с пейзажем, группового портрета с историческим жанром). Шардена сентиментально-дидактичные полотна Ж. Б. Грёза утверждали нормы буржуазной морали. Но из всего триптиха ему удалось написать только третью картину — «Суд Пугачева». Золотой Плес", 1889 " После дождя. Искания мастеров АХРР и ОСТ органически вошли в радостное, жизнеутверждающее искусство 1930-х гг. Я. Данько, В. В. Лишев, Г. И. Мотовилов). В XIX ст. до н. э., пейзажи и натюрморты в эллинистических и римских мозаиках и фресках.
Более широким по тематике, демократичным бытописателем был Ян Стен (1626/27— 1679), художник темпераментный и жизнерадостный, создатель картин на сюжеты из частной жизни бюргеров, предпочитавший изображение сцен пирушек и народных праздников. В 1850—60-х гг. Так постепенно в искусстве де Витте складывается особый вид бытового жанра — изображение рынков.
Это можно увидеть в искусстве Гертгена тон Синт Янса, Лоренцетти, Джотто. Как много ярких и выразительных деталей на этом полотне. Казалось бы, что может быть интересного в изображении обычной, ничем не примечательной жизни. Бытовые (жанровые) сцены известные с глубокой древности (в первобытном искусстве, в росписях и рельефах Древнего Востока, древнегреческой вазописи, эллинистических росписях, мозаиках, скульптуре, средневековых фресках и миниатюрах), выделились в особый жанр в эпоху формирования в Европе буржуазного общества. Дени Дидро по этому поводу взволнованно пишет— «Он— умер, эта поразительная особа, которая собрала столько прекрасных произведений по литературе, почти не имея склонности читать, столько произведений искусства, разбираясь в них как слепой Невозможно терять ни минуты, если мы не хотим столкнуться с толпой отечественных или иностранных конкурентов».
Его «Бокал лимонада» (между 1655 и 1660 гг., Ленинград, Эрмитаж) и «Деревенский почтарь» (Ленинград, Эрмитаж) содержат элементы недосказанности, своеобразного поэтического очарования, которое определяется эмоциональным состоянием, связывающим персонажи картины. Бытовой жанр эпохи Просвещения нравоучителен (Ж. Милле, Г. Курбе) сатира и социальная критика характерны для бытового жанра у О. Домье.
Греза, лирическими полотнами Ж. Б. С. Вот его полотно «Святая родня» :Превосходно показана жизнь обычной голландской семьи 15 века. Сцены повседневной жизни вдохновляли людей еще в древние времена. Центральная часть триптиха – «Благовещение». В древнегреческой вазописи и рельефах встречаются родственные античной лирике и комедии, живо и непосредственно наблюдённые бытовые сцены (с несложным сюжетом и обусловленными им взаимоотношениями персонажей) значительное место они заняли в эллинистических и древнеримских росписях, мозаиках и скульптуре (особенно мелкой), в чём отразился возросший интерес искусства к обыденным явлениям и частной жизни.
Наблюдение за бытом современников и смелость в воспроизведении бытовых сцен обусловили чрезвычайное многообразие сцен, созданных вазописцами— от воодушевлённого пения актёра в роли Аполлона до эротических сцен и неприятных последствий пьянства на недавней вечеринке (мастер Бриг, киликс, Вюрцбург, университетский музей). означает «молитвенный образ». Брейгель Старший, П. Артсен, И. Бейкелар).
Ходовецкий), Швеции (П. Они призваны напомнить о тщетности и быстротечности жизни, неотвратимости смерти. В европейском искусстве Проторенессанса и Возрождения (позднее у М. да Караваджо и художников караваджизма) черты бытового жанра проявились в интерпретации религиозных сюжетов как реальных событий с приметами современной жизни. Веласкес и др. ). Его мастерство в обрисовке характеров ярче всего проявляется в интимных камерных картинах, таких, как «Больная и врач» (ок.
Картины «Хозяйка и служанка» (ок. в творчестве Мясоедова намечается новый этап. В XX в. признанными мастерами бытового жанра считались художники Э. Мунк (Норвегия), Пабло Пикассо (Франция), Игнасио Сулоага (Испания), Джордж Беллоуз, Рокуэлл Кент, Эндрю Уайет (США), Борис Кустодиев, А. А.
М. Непринцев, Б. М. Неменский, А. И. Лактионов, В. Н. Костецкий, А. Ф. Пахомов, Л. В. Сойфертис), энтузиазм коллективного труда и общественной жизни, типичные черты бытового уклада в послевоенные годы (Т. Ведущую роль в Бытовой жанр играет бытовая (жанровая) живопись жанровые темы распространены также в графике и в скульптуре, преимущественно небольших размеров. В основном к ней обращались малоизвестные русские художники. Художники воссоздают жизнь деревни (А.
Сад этот символизирует непорочность Девы Марии, а два гуляющих на заднем плане павлина – бессмертие и гордость. Наиболее же известное полотно ван Эйка «Портрет четы Арнольфини» – это вообще типично бытовая картина. В советском искусстве сложились особые формы бытового жанра: официальная помпезность (В. Жерико, А. Г. Декан) внесли в Бытовой жанр дух протеста, обобщенность и психологическую насыщенность образов простых людей О. Домье в середине 19 в. развил эти искания, дополнив их высоким мастерством социальной типизации, зорким аналитическим изучением жизни всех общественных слоев, сатирическим разоблачением моральных устоев буржуазного мира. Исторические темы интересовали Перова издавна. В период Сун (10—13 вв. ) китайские жанристы (Ли Тан, Су Хань-чэнь) начали изображать народную жизнь в картинах, полных юмора и метких наблюдений. Жанр претворился в сказочную легенду или монументальный эпос у символистов (В. Борисов-Мусатов, К. Петров-Водкин, Дж. Сегантини, Ф. Ходлер).
Шардена, воссоздающими частную жизнь третьего сословия. мастера советского.
С первых же лет Советской власти художники (Б. Обогатив почти все жанры живописи, он наметил пути их дальнейшего развития. Автономное значение бытовой жанр приобретает в 16-17 веках. картины обрели идеологический подтекст.
А так – обычная беседа двух молодых людей в комнате. Г. Венецианов и венециановская школа в России, Дж. Известно, что еще в Училище живописи и ваяния он делал эскизы к «Степану Разину». С первых лет Советской власти художники (Б. Фаттори в Италии, Й. Исраэльс в Голландии и др. ). Вместе с тем решение ее не лишено определенных противоречий. Левитан Исаак Ильич (1860–1900), русский художник.
В 17 веке произведения в бытовом стиле создавались кистью Рембранта, Стена, Брауэра. Так, в 17 в. в Голландии в живописи ведущими стали именно «низкие» жанры (пейзаж, бытовой жанр, натюрморт), а парадный портрет, формально принадлежавший к «низкому» жанру портрета, к таковому не относился. что тоже чувствуется в этой работе.
Пименов), семьи (П. Деталь фрески. Ф. М. Достоевский, оставивший ряд тонких суждений об искусстве бытописательста, в частности, подметил, что: «исторический художник знает развязку изображаемых им событий, тогда как жанрист, выступая как их участник и очевидец, в большей степени действует наугад», помещая своих героев в обстановку, напоминающую многие картины передвижников, прежде всего В. Перова. Знаменитая картина «Не ждали» Репина соединяет в себе определённые черты бытового и исторического жанров.
Известно, что еще в Училище живописи и ваяния он делал эскизы к «Степану Разину». бытовой жанр переживал расцвет и в искусстве стран Азии –в миниатюре Ирана, Индии (К. Идет переоценка произведений и голландских художников 17 века.
К началу 1880-х гг. Как самостоятельный тип художественного творчества бытовой жанр впервые сложился в средневековом искусстве стран Дальнего Востока: в Китае и Японии (школа укиё-э), в рельефах и росписях индийских храмов, персидской миниатюре. Бытовой жанр стал ведущим в живописи передвижников, которые пишут свои картины с горячим состраданием к «маленьким людям», властно взывают к общественной совести, протестуя против несправедливости. Особенно полюбился бытовой жанр российской живописи. В период Сун (X—XIII вв н. э. ) китайские художники-жанристы (Ли Тан, Су Хань-чень) создают и сцены народного быта в картинах интересные своей юмористической окраской или уважительным отношением. А. Коровин, И. И. Левитан, С. И. Светославский).
М. Креспи) и идеализирующим искусством, рисовавшим идиллические картины жизни крестьян (Д. В них находит своё отображение типичный поток времени. Плиний Старший в «Естественной истории» (I век н. э. ) писал о появлении особого рода живописцев рипорографов бытописателей изображавших лавчонки сапожников и цирюльников.
Французские романтики (Т. Эти произведения были отмечены глубиной исторического познания прошлого. Со второй половины 50-х гг. Бытовой жанр часто называют просто жанром, а бытовые картины – жанровыми.
«Рыбный рынок» (1662, Лондон, Национальная галерея), «Рынок в порту» (ок. Ню (произошло от фр. В ранних произведениях художника преобладают романтические эффекты («Вид на Кремль в ненастную погоду», 1851). В период Тан (VII—X вв н. э. ) сформировались школы китайской жанровой живописи. Её можно было бы назвать и по-другому – «Свадьба». Первые бытовые зарисовки появились в живописи Китая с IVв. Со 2-й половины 1950-х гг.
Терборх. Саврасов чаще переходит к спокойным, повествовательным образам, в ряде случаев отмеченных стремлением к цветовому единству произведений («Лосиный остров в Сокольниках», 1869), к усилению эмоционального звучания светотени. Голая, неприкрашенная правда, неподкупный приговор.
в Италии, А. Фужероном и Б. Таслицким во Франции, Уэно Макото в Японии. Эта эпоха (XIV-XVI ст. ) стала культурным расцветом европейской истории. Мурашко, З. Е. Бытовые сцены известные ещё с древних времён, выделились в отдельный жанр искусства лишь в феодальную эпоху.
М. Пэн), Латвии (Я. Большая многофигурная картина «Никита Пустосвят» (1881) свидетельствует об огромном труде художника в области исторической живописи. М. Розентал, Я. Т. Валтер), Грузии (Г. Он стремился показать народ как движущую силу истории. В 17 веке наметилось два направления в бытовом жанре: демократическое (графика Рембрандта, ряд картин фламандца Брауэра, голландца Стена) и идеализирующее, рисовавшим картины идиллического благополучия жизни крестьян (Тенирс во Фландрии) или богатого городского бюргерства (Нетсхер в Голландии).
Во 2-й половине 19 в. мастера импрессионизма во Франции (Э. на территории Европы. Вот таким образом художники-классицисты (Карл Брюллов, Антонио Каналетто, Никола Пуссен) часто обращались к мифологическим сюжетам. Венецианов Алексей Гаврилович (1780-1847). Между тем фигура пьяного попа в картине Перова Сельский крестный ход на Пасхе" одна могла бы составить содержание целой картины (1954. ).
объединение АХРР устроило ряд выставок, посвященных советскому быту, а его мастера (Е. Г. Венецианов и венециановская школа в России, Дж. Новая эпоха принесла художественному направлению невероятное разнообразие видов. Вместе с тем решение ее не лишено определенных противоречий. Пластов, А. А. В основе этого направления (XVII-XIX ст. ) лежат философские идеи Декарта.
В ней господствуют темы повседневного бюргерского быта. К концу девятнадцатого века жанру снова пришлось столкнуться с упадком. Хиллестрём), Польши (Я. С эпоху Возрождения религиозные картины начинают насыщаться яркими бытовыми деталями.
В своих художественных произведениях художник выражает свою идейно-эстетическую позицию. способны вызвать и скуку и улыбку и удивление и хохот.
В 17 в. окончательно сформировавшийся бытовой жанр, утверждал частный быт как значимое и самое ценное явление жизни. Сокольники", 1879, "Мостик. жанристами-демократами — В. Г. Перовым, П. М. Шмельковым, сочетавшими прямую и острую публицистичность с глубоким лирическим переживанием жизненных трагедий крестьянства и городской бедноты.
испанец Ф. Гойя создал свои жанровые композиции, насыщенные страстью и драматизмом, придавая черты героической монументальности образам людей из народа. В освобождающихся и развивающихся странах Азии и Африки сложились самобытные школы национального Бытовой жанр, поднявшиеся от подражательности и стилизации к глубокому обобщённому отражению жизненного уклада своих народов (А. Гораздо интенсивнее Бытовой жанр обособлялся в Нидерландах (К. В зависимости от одаренности и наставлений, которых придерживается художник, бытовой жанр трактуют то ложно-идеализированно и искусственно очищено (Франсуа Буше), то несколько фантастически и поэтично (Антуан Ватто), то с привкусом наставления, дидактики, сентиментализма (Жан Батист Грёз), то как сценки из реальности (эскизы Фрагонара). В период Тан (7—10 вв. ) формировались школы китайской жанровой живописи, появились художники-жанристы (Янь Ли-бэнь, Чжоу Фан, Хань Хуан) изображавшие, нередко с большой достоверностью и интимностью, сцены придворного быта. Метсю.
Каждая вещь и событие вовлекались в своего рода театральное действо. Данное направление зародилось в эпоху барокко. (К. В XV веке появились изображения трудового народного быта в миниатюре (братья Лимбург во Франции), гравюре (Шопенгауэра в Германии), светских росписях (Косса в Италии). Присутствие в бытовой живописи изображений людей имеет много общего с портретом.
Мышеловки на столе и за окном, поставленные Иосифом, отсылают к словам блаженного Августина о том, что «крест Господа есть мышеловка для дьявола». К бытовому жанру относятся бытовая (жанровая) живопись, графика и скульптура, преимущественно небольших размеров. В советском Бытовой жанр отразились и трудная фронтовая и тыловая жизнь военных лет с ее горем и радостями (картины Ю. М. Непринцева, Б. М. Неменского, А. И. Лактионова, В. Н. Костецкого графика А. Ф. Пахомова, Л. В. Сойфертиса) и духовная устремлённость, энтузиазм коллективного труда и общественной жизни, типичные черты бытового уклада в послевоенные годы (картины Т. Н. Яблонской, С. А. Чуйкова, Ф. П. Решетникова, С. А. Григорьева, У. М. Джапаридзе, Э. Ф. Калныня, гравюры Л. А. Ильиной). К бытовому жанру обратился целый ряд голландский мастеров— от высокоодаренных (Франс Халс, Ян Вермер, Маттиас Стом) до полупрофессиональных, провинциальных и непрофессиональных, которых не брали в художественные гильдии и которым запрещали продавать картины собственного производства. Религиозный жанр — жанр, в котором на картинах основная сюжетная линия – библейская (сцены из Библии и Евангелия). Только крылья Гаврила говорят нам о Божественном смысле сценки.
В бытовой жанр привносят элементы стиля рококо (Антуан Ватто, Жак де Лажу, Франсиско Гойя), обращаются к различным техникам (картины масляными красками, пастель, рисунок, фарфор, гравюра). Фигура попа, как олицетворение всего темного царства". Особое место в искусстве XIXв. В итальянской живописи XVI века бытовой жанр начал постепенно отделяться от религиозных жанров (венецианцы— Карраччи, Джорджоне, Бассано).
Повторяясь из картины в картину, эти мотивы превратились в штампы, становясь все болееи более неискренними и ханжескими. Бытовой жанр (ныне — просто жанр) несколько обесценился. По своей содержательной нагрузке «Свежий кавалер» можно смело прировнять к выдающимся произведениям литературных классиков той эпохи. Успехи Бытовой жанр способствовали вместе с тем появлению его салонных, «великосветских», обывательски-натуралистических, декоративно-экзотических и др. Благодаря голландцу П. ван Лару комический бытовой жанр распространился в Италии (бамбоччанти).
В 18 веке А. Ватто пишет «галантные празднества» в стиле рококо Ж. Б. С. Хотя как раз в жанровой живописи часто встречаются занимательные сюжеты. Вроде обычная бытовая сценка, ан нет – это боги занимаются повседневными делами.
Дени Дидро по этому поводу взволнованно пишет— «Он— умер, эта поразительная особа, которая собрала столько прекрасных произведений по литературе, почти не имея склонности читать, столько произведений искусства, разбираясь в них как слепой Невозможно терять ни минуты, если мы не хотим столкнуться с толпой отечественных или иностранных конкурентов». «Пейзажи настроения» Левитана содержат особую психологическую насыщенность, отражая все грани человеческой души. И. Габашвили, А. Р. Мревлишвили), Армении (Е. Но и сквозь ложное благолепие нередко проступала правда.
Во Франции А. Ватто и О. Фрагонар (обращавшиеся часто к реалистическому переосмыслению «галантного жанра») внесли в Бытовой жанр психологическую тонкость и остроту жизненных наблюдений проникновенной поэзией домашнего быта наполнены интимные незамысловатые по сюжету картины Ж. Б. Шардена сентиментальные полотна Ж. Б. Грёза полемически утверждали нормы семейной морали третьего сословия. Тема определяет круг явлений, захвативших художника, которым он посвящает свое произведение, она связана с идеей (историческая тема, военная тема, тема народной жизни, тема труда, тема любви и т. д. ).
Произведения бытового жанра 60-80-х гг. Художники, связанные с импрессионизмом (Э. Учился у Робера Компена, .
Это направление бытовало в XII-XVI ст. Художник как бы открывает возможность более обобщенного, монументального решения жанровой картины, что в полной мере проявилось в "Косцах" (1887). Такая широта задач жанровой картины нередко сближала её с исторической композицией.
Элементы бытового жанра присутствовали в первобытных изображениях сцен охоты и ритуалов, в искусстве Древнего мира, насыщенном бытовыми подробностями, в европейском средневековом искусстве, нередко включавшем аллегорически трактованные бытовые мотивы (циклы на темы 12 месяцев, времён года, где изображаются сезонные занятия и др. ). Характер изобразительных сюжетов тоже различен. Например, художник Александр Иванов своей картиной «Явление Христа народу» воплотил некоторые важные идеи данного направления. Г. Перов, И. Е. Репин, В. Е. Маковский, Н. А. Касаткин, Н. А. Ярошенко, А. Е. Архипов и др. ). М. Татевосян) и др.
Гравюры насыщаются бытовыми эпизодами (А. Формирование жанра как системы в станковой живописи началось в Европе в 15–16 вв. Венецианов мастер пастельных, карандашных и масляных портретов, карикатур.
Мункачи в Венгрии, К. Пуркине в Чехии, А. и М. Герымские и Ю. Хелмоньский в Польше, Н. Григореску в Румынии, И. Мырквичка в Болгарии, Д. Скутецкий в Словакии, Ж. Ф. ди Алмейда Жуниор в Бразилии, Л. Романьяч на Кубе). В 1768г. В его картинах присутствуют самые обыденные и простые сцены из деревенской жизни: крестьяне в повседневной и нелегкой работе, простых крепостных девушек, на жатве или мужиков на сенокосе или на пахоте. художники начали изображать жизнь обездоленных, рабов и больных, а в ХХ ст. Следует ли искусству бытописать сюжеты обыденности или торжеств.
Широкое использование вазописи частично отразило и бытовые сцены, которые встречались в живописи и создало собственные его образцы (мастер Евфроний, пелика «Смотри, ласточка. », Эрмитаж мастер Эксекий, «Дионис на пиратской лодке» мастер Евфимид, «Сборы воина в поход», Мюнхен). Пейзажный стиль – один из самых разноплановых. В 16–18 вв.
Его название «Vanitas» переводится с латыни как «тщеславие, суета» и восходит к библейскому стиху: «Суета сует, сказал Екклесиаст, суета сует, – всё суета. ». Позднее краски художника обретают все более мажорное звучание ("Март", 1895 " Золотая осень", 1895 " Весна – большая вода", 1897) с другой стороны, его все более увлекают мотивы вечера, сумерек, летней ночи. Мане, Э. Дега, О. Ренуар во Франции), в 1860-80-х гг. Значение Перова в истории русской живописи огромно. Такие произведения создавали Якоб де Гейн, Симон Ренар де Сен-Андре, Юриан ван Стрек.
Бастьен-Лепаж, Л. Лермит во Франции, Л. Кнаус, Б. Вотье в Германии, К. Е. Маковский в России). Федотова. Тогда искусство было способом взаимодействия с окружающим миром, попыткой усилить воздействие магических обрядов. У каждого художественного направления есть свои поклонники и критики. Бытовой жанр широко представлен в скульптуре (Н. Жанрово-бытовые черты проявляются также в портрететном пейзаже исторической и батальной живописи.
Член – учредитель Товарищества передвижных художественных выставок. Вальдмюллер, К. Шпицвег). Корин). М. Розентал, Я. Т. Валтер), Грузии (Г.
Зрелый период Левитана как мастера пейзажа, умеющего превратить простой мотив в архитипический образ России, открывается светлой картиной "Березовая роща" (1885–1889). Одни историки выводят происхождение названия от итал. Делакруа, О. Верне). После Второй мировой войны 1939-45 это направление было продолжено мастерами неореализма – Р. Гуттузо, А. Пиццинато и др.
О чём рассказывает бытовая картина. П. Норблин). В пейзаже Дорога во ржи (1881) поражает простота и выразительность мотива: удаляющаяся к горизонту фигура одинокого странника среди бескрайнего ржаного поля.
В XV веке появились изображения трудового народного быта в миниатюре (братья Лимбург во Франции), гравюре (Шонгауэра в Германии), светских росписях (Косса в Италии). В Европе 19 в. бытовой жанр стал полем социальной критики и публицистически заостренной сатиры (графика и живопись О. Домье), жанром исполненным жизненной достоверности и пафоса утверждения красоты и внутренней значительности людей труда (Г. Левитан создает шедевры «церковного пейзажа», где здания храмов вносят в природу умиротворение ("Вечерний звон", 1892) или, напротив, скорбное чувство бренности всего земного ("Над вечным покоем", 1893–1894, " У омута", 1892, ). Уклад провинциальной Руси воспет Б. М. Кустодиевым и М. В. Нестеровым. Милле во Франции, А. фон Менцель и В. Лейбль в Германии, Дж.
С наступлением эпохи Возрождения в Европе, сначала в Италии (Джотто, Лоренцетти— XIV век), а затем в Нидерландах (Ян ван Эйк, Боутс, Гертген тот Синт Янс— XV век. ) и других европейских странах, религиозные сцены в живописи стали насыщаться яркими бытовыми деталями. СЮЖЕТНАЯ КАРТИНА Сюжетная картина – наиболее сложный вид живописного искусства. П. Ефанов), сатирическое осмеяние «старого быта» и его пережитков (Кукрыниксы), героика (художники сурового стиля) идиллическое изображение «счастливой жизни» нового общества (С.
Каждая деталь этих образов полна символической значительности. Правая часть – это уж весьма бытовая картина – работа плотника в его мастерской.
Появление первых жанровых картин в Китае (Гу Кай-чжи, 4 в. ) граничит с религиозно-философскими идеями морального совершенствования, утверждением идеала благородства и величавости как нормы поведения человека в быту. бытовой жанр переживал расцвет и в искусстве стран Азии – в миниатюре Ирана, Индии, в живописи Кореи и особенно в Японии (гравюры Китагава Утамаро, Кацусика Хокусая). Данный стиль зародился в XIX ст. во Франции. Хотя понятие «жанр» появилось в живописи сравнительно недавно, определенные жанровые различия существовали еще с древних времен: изображения животных в пещерах эпохи палеолита, портреты Древнего Египта и Месопотамии с 3 тыс.
Картина «Тройка» Перов Картина Тройка. Мунк в Норвегии, Ф. Ходлер в Швейцарии), то романтический порыв, устремление от быта к одухотворённой мечте (П. В большей степени бытовая живопись даёт подробное описание сложившихся традиций. Тенирс во Фландрии) и богатого бюргерства (К. Ярким представителем такого направление был Амброджо Лоренцетти (ок.
При этом, низшие сословия (крестьяне, городская беднота) обычно изображаютсяс особой любовью — эти малые мира сего ближе всего к общей матери их присутствие подчеркивает обаяние естественного разума. К началу 1880-х гг.
Уже в первобытном искусстве известны сцены охот, шествий, обрядов. Мунк в Норвегии, Ф. Ходлер в Швейцарии, П. Гоген, П. Сезанн во Франции и др. ). Стен. При этом бытовой жанр тесно соприкасается с притчей или аллегорией (циклы «Пять чувств», «Добродетели и пороки» и т. п. ). К этой же тематике обращался и Брюллов в своём полотне «Смерть Инессы де Кастро». Другая небезызвестная картина в бытовом жанре – «Свежий кавалер» П. А.
В картинах мастеров XIXв. Основные признаки – контрастность, напряжённость, динамичность, величие и пышность. Не будь рядом Благовещения, вообще трудно догадаться, что это Иосиф. Если уж мы заговорили о нидерландских художниках, то надо заметить, что в 15 веке творчество многих художников этой школы было отмечено насыщением религиозных сцен в живописи яркимибытовыми деталями. В этом плане характерно творчество великого Яна ван Эйка (1385/1390 – 1441). В пейзаже "Дорога во ржи" (1881) поражает простота и выразительность мотива: удаляющаяся к горизонту фигура одинокого странника среди бескрайнего ржаного поля. В. Герасимов, А. А. Пластов, Т. Г. Гапоненко, В. Г. Одинцов, Ф. Г. Кричевский).
Искусство тесно связывается с реальной действительностью. Они распространены в росписях, рельефах и миниатюрах и в Европе и в Азии.
Как в народном обряде, вещи и события составляют театральное действо, вводящее частную человеческую судьбу в русло мироздания, малый круг людских дел в большой круч космоса. Обычная житейская ситуация из быта чиновника проникнута лёгким юмором – здесь находит своё отражение настрой прогрессивной интеллигенции того времени. Значительное место они занимали в эллинистическом и древнеримском искусстве (росписях, мозаиках, скульптуре). В большинстве своём люди изображаются за своими повседневными занятиями.
В творчестве А. А. Дейнеки и Ю. И. Пименова, входивших в объединение ОСТ, стал определяться характерный и позже для них бодрый, энергичный строй картин, посвященных строительству индустриальному труду, спорту. Ряд выставок Академии Художеств РР был целиком посвящён бытовой теме. С IV в. развивалась жанровая живопись Дальнего Востока (Китая, позже Кореи, Японии).
В освобождающихся и развивающихся странах Азии и Африки сложились самобытные школы национального бытового жанра, поднявшиеся от подражательности и стилизации к глубокому обобщенному отражению жизненного уклада своих народов (А. Двадцатые годы XX века дали необычайное многообразие его видов: тут и монументально-плакатные образы (ряд художников ОСТа) и лукаво-иронические наблюдения (например, у С. Лучишкина или С. Адливанкина) и сосредоточенное, замкнутое в себе раздумье (художники круга Маковец). Де Хоох. Сюжетно-тематическая картина рассказывает зрителю, что происходит с героями в данный момент, в каком они состоянии, какие чувства ими владеют.
Даже у современного зрителя сюжеты мастеров голландского бытового жанра XVIIв. Уже сами размеры холста (159х275 см) свидетельствуют о значимости для художника темы картины. О ЧЕМ РАССКАЗЫВАЕТ БЫТОВАЯ КАРТИНА. В 15 в. в миниатюре (братья Лимбург во Франции), гравюре (М. Здесь можно увидеть как рабочие будни, так и случайные жизненные события. ярко отражает те жуткие времена, когда труд детей считался обыденным явлением.
В России бытовой жанр складывается лишь в 18 веке. В итальянской живописи 16 в. (главным образом у венецианцев — В. Карпаччо, Джорджоне, Я. Бассано) Бытовой жанр начал постепенно отделяться от религиозных и аллегорических жанров, сохраняя единую с ними образную систему. В картине проступает ярая борьба с идеализацией старых времён о нравах и человеке. П. Кончаловский). Либерман в Германии, К. Крог в Норвегии, А. Цорн в Швеции, Т. Эйкинс в США).
С бытовым жанром передвижников связано развитие критического реализма в отечественном искусстве (В. Художники запечатлевают работников и фермеров, юмористические эпизоды. Если бытовой жанр Остаде и Стена носил более демократический характер, то в искусстве Герарда Терборха (1617—1681) и Габриэля Метсю (1629—1667) преобладает интимно-лирический подход к тематике быта зажиточной буржуазии и патрицианских семей. часто служат для выражения глубоких философских раздумий о жизни. В картинах Г. М. Коржева, В. И. Иванова, Е. Е. Моисеенко, Ю. П. Кугача, Т. Т. Салахова, Г. С. Ханджяна, Э. К. Илтнера, И. А. Зариня, И. Н. Клычева, в гравюрах Г. Ф. Захарова, В. М. Юркунаса, В. В. Толли повседневная жизнь народа предстаёт богатой и сложной, насыщенной большими мыслями и переживаниями. В барокко сочетаются иллюзия и реальность, духовное и материальное, возвышенное и смешное.
Художники пытались уловить мимолётное впечатление от природы (отсюда и название стиля), передать относительность восприятия. Плес", 1889 "Свежий ветер. Исторические темы в картинах Перова.
В России бытовой жанр развивался со второй половины XVIII в. (И. Главными чертами жанра являются обыденность, простота и реалистичность. В пьяном попе Перова все, вплоть до его грязных ногтей, точно нарисовано. П. Норблин). Этой проблемы ни Федотов, ни другой предшественник Перова — Венецианов не касались.
призван не отображать реальность, а передать идею божьего начала, в котором художники ищут идеал. Б. Грёз, У. Хогарт) в эпоху романтизма в него проникают экзотические ориентальные мотивы (Э. Бастьен-Лепаж, Л. Лермит во Франции Л. Кнаус, Б. Вотье в Германии К. Е. Маковский в России). На Руси иконопись достигает расцвета в 12-16 вв. утверждал радостное, праздничное восприятие жизни (С. К этому же приему впоследствии часто прибегали европейские художники, особенно в эпоху Возрождения.
Нередко подобные картины небольшие по размеру. Попков, Ф. Решетников (Россия), Ренато Гуттузо (Италия), Диего Ривера (Мексика) и др. Саврасов Алексей Кондратьевич (1830, — 1897) русский художник-пейзажист.
Нетсхер в Голландии). В отличие от портретной и исторической живописи они обращаются не к известным личностям или важным историческим событиям. Поздние работы художника, неглубокие по образным решениям, утрачивают демократизм, следуя патрицианским вкусам. Художники, работающие в бытовом жанре, называются жанристами.
Лонги), Германии (Д. Бытовой жанр 30-х гг. Во Франции в 18 в. бытовой жанр представлен идиллическими пасторалями в стиле рококо (Ф.
рельефы Боробудура в Индонезии, около 800, Ангкора в Камбодже, 10—13 вв. отразились расслоение деревни, жизнь рабочего класса. Буше во Франции) возникли буржуазный семейный жанр и антифеодальная бытовая сатира. В средневековом искусстве Европы и Азии жанровые сцены часто вплетались в религиозные и аллегорические композиции (росписи, рельефы и миниатюры).
480 – 470 до н. э. Гробница «Леопардов» в Тарквиниях. В изобразительном искусстве Древней Греции бытовой жанр, естественно был не главным. Волга", 1891–1895). Центром произведения бытового жанра по-прежнему является человек.
Бытовой жанр, жанр изобразительного искусства, посвященный повседневной частной и общественной жизни (обычно современной художнику). На первый план в нём выступают красота преображенной искусством обыденности, выразительность как бы случайного, фрагментарного, неожиданного аспекта жизни, мгновенно схваченных ситуаций изменчивых настроений и состояний, острая характерность облика и привычных движений персонажей интерес к людям, стоящим вне общественных норм (художественная богема, полусвет, люди «дна»). Но из всего триптиха ему удалось написать только третью картину — «Суд Пугачева».
Вермер, Г. Терборх) и крестьянского быта (А. В 20-х гг. Та же поэтика тонкого, образного обобщения одухотворяет произведения «волжского периода» ("Вечер на Волге", 1888 " Вечер. Уже сами размеры холста (159х275 см) свидетельствуют о значимости для художника темы картины.
Шонгауэр в Германии), светских росписях (Ф. Ходовецки), Швеции (П. Предпосылки для этого были заложены в искусстве Возрождения, когда художники начали насыщать бытовыми деталями религиозные и аллегорические композиции (Джотто, А. Лоренцетти в Италии, Ян ван Эйк, Р. Кампен, Гертген тот Синт-Янс в Нидерландах, братья Лимбург во Франции, М. Шонгауэр в Германии) в конце 15 – начале 16 вв. Художники рисуют не только сцены придворной жизни, хотя часто вынуждены работать на восточных тиранов.
Нетсхер в Голландии). Теперь же, много лет спустя, подойдя к созданию исторической картины зрелым мастером, Перов поставил очень сложную задачу — написать триптих, в котором предполагал развернуть историю Пугачевского восстания. Передвижникам были близки идеи революционных демократов, тезис Чернышевского – «прекрасное – есть жизнь», своё искусство они понимали как долг перед народом и Отечеством.
Никакого ощущения Божественности, а только мир и покой обычной семьи. Но еще раньше, чем в Нидерландах, подобие жанровой живописи (в нынешнем понимании этого термина) появилось в Италии. Примерно так же развивалась жанровая живопись Японии и Кореи. На этой основе вырос бытовой жанр передвижников, который сыграл ведущую роль в их искусстве исключительно полно и точно отразившем народную жизнь второй половины XIX в., напряжённо осмыслявшем её социальные закономерности.
Картины этого жанра изображают сценки из частной и общественной жизни человека. На рубеже 19 и 20 вв. Наиболее известные имена иконописцев – Феофан Грек (фрески), Андрей Рублев, Дионисий. В конце XV – начале XVI вв. цены охоты, магических обрядов существовали в художественной культуре с древнейших времен. Хиллестрём), Польши (Я. Примерно так же шло развитие бытового жанра в живописи Японии и Кореи, на искусство которых имела значительное влияние живопись Китая и её образцы.
Жилинский, Г. М. Г. Курбе и Ж. Ф. Милле во Франции, А. Менцель и В. Лейбль в Германии, Дж.
Изображения на бытовые темы присутствовали уже в первобытном искусстве (сцены охот, шествий), в древневосточных росписях и рельефах (изображения жизни царей, вельмож, ремесленников, земледельцев), в древнегреческой вазописи и рельефах, где они часто включались в мифические композиции или сцены загробной жизни. По стилю работ ученик Боровиковского. Так, в подобной технике выполнены некоторые полотна Пикассо («Авиньонские девицы», «Аккордеонист»), картины Хуана Гриса, Марселя Дюшана, С. И. Щукина.
В. Герасимов). Бытовой жанр требовался для показа колхозных праздников со столами, ломящимися от яств, разного рода сияющих глянцем образов счастливого детства и счастливой старости. М. Пэн), Латвии (Я. Сцены отечественной истории (порой так остро читаемые в контексте политического режима и жизни общества второй половины 19 века Российской империи), реалистическое описание быта и жизни народа, психологический портрет, с которого на зрителя глядят и совесть нации – представители интеллигенции и крестьяне, милые сердцу образы родной природы – основные темы передового российского искусства.
А. Пластов), города (Ю. И. Курбе и Ж. Ф. Холод и голод вынуждал этих детей работать за гроши, чтобы прокормить себя и семью. В итальянской живописи 16 века бытовой жанр начал постепенно отделяться от религиозных жанров (веницианцы – Карпаччо, Джорджоне, Бассано).
Бытовые сцены украшают капители колонн, тексты средневековых манускриптов. Изнаночный быт мегаполиса 20 века показан берлинскими графиками Г. Гросом, К. Кольвиц и Г. Цилле, живописцами нью-йоркской «Школы мусорного ведра», национальный уклад – представителями риджионализма США, костумбризма и мурализма Латинской Америки итальянского неореализма. Последняя, неоконченная картина Левитана ("Озеро. В эпоху Возрождения в Европе религиозные и аллегорические сцены в живописи стали приобретать характер рассказа о реальном событии, насыщались бытовыми деталями (Джотто, А. Лоренцетти в Италии, Ян ван Эйк, Р. Кампен, Гертген тот Синт-Янс в Нидерландах), появились изображения трудовой деятельности человека (братья Лимбург во Франции, М. Шонгауэр в Германии, Ф. Косса в Италии). Де Витте. Творчество Мясоедова. Он обладал острой наблюдательностью, чутко воспринимал недостатки общественного строя.
1668г., Москва, ГМИИ) и многие другие позволили ему в единой картине соединить пейзаж, натюрморт и жанровые сцены. Бытовой жанр, один из жанров изобразительного искусства, посвященный повседневной частной и общественной жизни (обычно современной художнику). передвижники. Эстетическим образцом стало творчество античной эпохи.
Такая широта задач жанровой картины нередко сближала её с исторической композицией. И. Габашвили, А. Р. Мревлишвили), Армении (Е.
М. Татевосян) и др. На заднем плане еще одна группа людей тоже занята своими повседневными делами. В живопись Перов вступает как жанрист. События могут развертываться на природе или в помещении.
Уже ранние работы художника удивительно лиричны ("Осенний день. Неторопливо уверенна в движениях, обаятельна и естественна женщина из народа в картине «Служанка с кувшином молока», пронизанной светлым оптимизмом (между 1657 и 1660 гг., Амстердам, Рейксмузеум) и воссоздающей особую, опоэтизированную атмосферу повседневной жизни. Заметно, что художник хорошо усвоил стремление учителя помещать в библейские сцены подробности домашнегобыта. Здесь нельзя не упомянуть еще одного нидерландского мастера 15 века – Гертгена тот Синт Янса, иногда именуемого Герритом ван Харлемом (1460/1465 – 1495). Мы мало знакомы с его творчеством, а оно заслуживает более пристального изучения. Но все эти иносказания сочетались с предельным реализмом и рассказывали о правде жизни. В 1768г. Главенствующую роль для художников-пейзажистов приобретал вопрос о содержании искусства.
«barocco» – «странный», тогда как другие склоняются к версии, что оно заимствовано из португальского языка, где слова «perola barroca» означают «жемчужина с изъяном». Известны и тогдашние художники-жанристи (Янь Ли-бэнь, Хань Хуан, Чжоу Фан), хотя в их произведениях преобладали бытовые сцены императорского двора. Тенирс во Фландрии) или богатого городского бюргерства (К.
Обычно на следующий день супруги вместе шли в церковь, что являлось доказательством того, что они стали мужем и женой. Жанровая картина (более раннее название – бытовой жанр) – жанр живописи, посвящённый изображению повседневной жизни человека, частной и общественной. В конце 19 — начале 20 вв. Бытовой жанр известен и в искусстве стран Востока.
Тут и очень реалистический пейзаж с городом и рекой и лоджия в итальянском стиле, где происходит «встреча» заказчика – канцлера Ролена с Марией и два гуляющих горожанина и маленький сад с розами ирисами, ландышами, пионами.
А. Ерменёв, И. М. Танков и М. Шибанов). Бытовой жанр являлся ведущим в их творчестве. Они распространены в росписях, рельефах и миниатюрах — как в Европе (рельефы собора в Наумбурге, Германия, середина 13 в. русские росписи 17 в. ), так и в Азии (росписи Аджанты в Индии, в основном 5—6 вв. Это можно было сделать в любом месте, например, как здесь – в спальне. В каменных узорах готических соборов, в маргиналиях (от латинского слова marginalia, обозначающего орнаменты на полях рукописи) можно увидеть пастухов, дровосеков, пекарей, виноделов, жонглеров — едва ли не все профессии средневекового мира.
Среди голландских мастеров бытового жанра выделяется своей верностью демократическим идеалам и новаторскими поисками Эмануэль де Витте (1617—1692), в искусстве которого наметились тенденции к более широкому образному охвату явлений действительности. Во второй половине XVII – начале XVIII вв. Посмотрите, в частности, на его картину «Мадонна канцлера Ролена».
Такая градация жанров просуществовала до 19 в. хотя и с исключениями. Расцвело искусство книжной миниатюры – иллюстрированные рукописи, часословы, псалтыри и Библии создавали братья Лимбурги и Робине Тестар – и портретная живопись. Близок бытовому жанру бодегонес в испанском искусстве (Д. Дальнейшая история способствовала изгнанию из официальной культуры всего того, что не укладывалось в лозунг о жизни, становящейся «все лучше, все веселее». С наступлением эпохи Возрождения в Европе религиозные и аллегорические сцены в живописи — сначала в Италии (Джотто, А. Лоренцетти — 14 в. ), а затем в Нидерландах (Я.
Традиционные религиозные сюжеты наполняются мирским содержанием, нарастает реалистичность работ (они пишутся с учётом законов анатомии и линейной перспективы), у картин появляется пластический объём, а на заднем плане изображаются пейзажи либо интерьеры. Появились плакатные образы иронические наблюдения и философские раздумья. Художник как бы открывает возможность более обобщенного, монументального решения жанровой картины, что в полной мере проявилось в Косцах (1887). В XVI-XVIII вв. Их манера повествования медлительна и спокойна.
Но эта демократизация несколько иного характера, чем у голландцев XVIIв., когда привлекали прозаические, будничные и забавные юмористические ситуации (Ян Стен, «Автопортрет с женой под хмельком», Карел Фабрициус, «Спящий страж»). и в бытовом жанре заняли произведения француза Франсуа Милле итальянца Джованни Сегантини, голландца Винсента ван Гога, Уинслоу Хомера (США). Бехзад, Мир Сеид Али, Реза Аббаси), живописи Кореи (Ким Хондо), графике Японии (Китагава Утамаро, Кацусика Хокусай). Этот стиль – визитная карточка Италии XVII-XVIII ст. Возвышенная поэтизация бытовых мотивов, мощное жизнелюбие характерны для произведений П. П. Художники объединения ОСТ (А.
Как и в прежние времена, каждую деталь художники стремились наполнить символизмом. Их веками игнорировало, не замечало искусство. Быть может, драматизм близящихся перемен придал повседневности значительность.
«Танцоры и музыканты». ван Гог, молодой П. Пикассо во Франции). Исторические темы в картинах Перова.
Итогом этих поисков явилась картина «Грачи прилетели» (1871), где художник изображая внешне невзрачный мотив и подчёркивая в жизни естественной среды момент переходности (наступление ранней весны), сумел показать глубокую задушевность родной природы. Данный жанр был ограничен строгими рамками и законами написания картин, т. к. Иной жизненный и творческий путь прошел Питер де Хоох (1629 — после 1683 г. ), бытовая живопись которого носит созерцательно-лирический характер.
Зарисовки повседневной жизни создавали ещё в Древнем Египте и Греции. Кстати говоря, художники обращались в своём творчестве не только к тематике античной истории и мифологии, но также и к средневековой, например художник Карл Фёдорович Гун создал картины на тему Варфоломеевской ночи (в своё время Карла Гуна называли лидером средневековой тематики, как Семирадского в античной), Поленов написал на тему позднего Средневековья произведения «Арест гугенотки Жакобин де Монтебель», «Гугенот» и «Право господина». Плиний Старший писал в своей «Естественной истории» о существовании особых художников, занимавшихся изображением лавочек цирюльников и сапожников.
Ок. Серебрякова, Д. Д. в творчестве ряда художников бытовой жанр стал постепенно обособляться (у венецианцев В. Карпаччо, Джорджоне, Я. Бассано, у нидерландцев К. Массейса, Луки Лейденского, П. Артсена). утверждался и новый тип жанровой картины, связанный многими чертами с импрессионизмом и разработанный во Франции Э. Мане, Э. Дега, О. Ренуаром, А. Тулуз-Лотреком.
Реалистические тенденции проявились в бытовых картинах художников Италии (П. Благодаря этому мастерам удавалось создавать работы, не смешивая краски на палитре (это позволило им работать на открытом воздухе – ещё одна особенность импрессионизма), а также отказаться от чёрного цвета.
В 1920-х гг. Мастерские образцы бытовых сцен созданы художниками Древней Греции в вазописи. Реалистические тенденции буржуазной Бытовой жанр проявились в искусстве Италии (П.
Он привлекает к себе занимательным сюжетным началом. В полотнах воспевался мирный труд. К. Пимоненко, К. К. Костанди), Белоруссии (Ю. В искусство XIXв.
Вот таким образом рисунки так поражают своей жизненностью и эмоциональностью. Формирование ню как жанра происходит в 17 веке с распространением идей сенсуализма: изображения нагого тела проникаются откровенно чувственным началом. Свидетели, которых мы видим в зеркале, нужны были, что было обычным явлением для хорошо обеспеченных людей, для заверения письменного брачного контракта». Интересно в этом плане сравнить «Мадонну канцлера Ролена» с аналогичной картиной еще одного нидерландского художника 15 века Дирка Баутса (1425 – 1475) – «Автопортрет в образе Святого Луки» По большому счету – бытовая сценка на тему: «Художник делает эскиз к портрету». в творчестве Мясоедова намечается новый этап. Лучшие произведения бытового жанра притягивают зрителя как умело построенные рассказы. Саввинская слобода", 1883). Гораздо интенсивнее бытовой жанр обособлялся в Нидерландах (Массейнс, Лука Лейденский, Питер Брейгель) изображая конкретные особенности поведения и бытовую среду людей разных общественных слоёв.
Художник старается создать «обстановку места» : мольберт, где он продолжит работу над картиной, кушетка, на которой он видимо отдыхает во время рабочего дня – все это очень приземлено, человечно. В этом же ряду стоит и работа еще одного нидерландского художника – Рогира ван дер Вейдена (1399/1400 – 1464) – «Святой Лука рисует Мадонну». Социально-критическому направлению в бытовом жанре положил начало англичанин У. Хогарт (картины и гравюры, высмеивающие нравы буржуазного общества). «высоких» и «низких» жанров в зависимости от предмета изображения, темы, сюжета. Индийская, персидская средневековая миниатюра тоже оказалась смелой в воспроизведении как религиозно-мифологических, так и бытовых сцен (миниатюры к «Шахнаме», Искандер и китайский император, сватовство сыновей Фаридуна к дочерям обладателя Эмена миниатюры к трактатам Авиценны миниатюры к рукописи Алишера Навои «Чудеса детства»— поэт слушает музыкантов вместе с друзьями миниатюры к легендам о Байдаре с музыкантом миниатюра «Учёный на лекции с учениками» из рукописи «Макамат» XIIIв. ). Федотов Павел Андреевич (1815-1852) Мастер сатирического направления в живописи, положивший начало критического реализма в бытовом жанре. Сегантини, Ф. Ходлера, в итальянском веризме.
1295 – 1348) – итальянский художник сиенской школы. Коржев, В. Е. Кустодиев) или лирически-грустном облике (А. С наступлением эпохи Возрождения в Европе, сначала в Италии (Джотто, Лоренцетти – 14 век), а затем в Нидерландах (Ян ван Эйк, Боутс, Гертген тот Синт Янс – 15 век) и других европейских странах, религиозные сцены в живописи стали насыщаться яркими бытовыми деталями.