Бытовой жанр в изобразительном искусстве.
Волга", 1891–1895). Курбе и Ж. Ф. К середине 1840-х гг. С огромной силой характеризует Федотов действующих лиц.
Главенствующую роль для художников-пейзажистов приобретал вопрос о содержании искусства. Брейгель Старший, П. Артсен, И. Бейкелар). В 1768г. Не велик интерес к бытовому и анималистическому жанру. В. Герасимов, А. А. Пластов, Т. Г. Гапоненко, В. Г. Одинцов, Ф. Г. Кричевский). В конце XV – начале XVI вв.
Но дальше этюдов работа не двигается. Окончательно европейский бытовой жанр сформировался в XVII веке (Караваджо, Рубенс, Ленен, Веласкес, Адриан ван Остаде, Фабрициус, Питер де Хох, Вермер, Терборх, Метсю). В советском Б. ж. отразились и трудная фронтовая и тыловая жизнь военных лет с ее горем и радостями (картины Ю. М. Непринцева, Б. М. Неменского, А. И. Лактионова, В. Н. Костецкого графика А. Ф. Пахомова, Л. В. Сойфертиса) и духовная устремлённость, энтузиазм коллективного труда и общественной жизни, типичные черты бытового уклада в послевоенные годы (картины Т. Н. Яблонской, С. А. Чуйкова, Ф. П. Решетникова, С. А. Григорьева, У. М. Джапаридзе, Э. Ф. Калныня, гравюры Л. А. Ильиной). «Бегство Григория Отрепьева из корчмы на литовской границе» – это конкурсная работа в связи с окончанием Академии. Плиний Старший писал в своей «Естественной истории» о существовании особых художников, занимавшихся изображением лавочек цирюльников и сапожников. А. Бронников, К. Е. Маковский). ван Гог, молодой П. Пикассо во Франции).
Они распространены в росписях, рельефах и миниатюрах — как в Европе (рельефы собора в Наумбурге, Германия, середина 13 в. русские росписи 17 в. ), так и в Азии (росписи Аджанты в Индии, в основном 5—6 вв. Социально-критическому направлению в бытовом жанре положил начало англичанин У. Хогарт (картины и гравюры, высмеивающие нравы буржуазного общества). В 1920-х гг. Правда, многим работам свойственна некоторая идилличность.
В каменных узорах готических соборов, в маргиналиях (от латинского слова marginalia, обозначающего орнаменты на полях рукописи) можно увидеть пастухов, дровосеков, пекарей, виноделов, жонглеров — едва ли не все профессии средневекового мира. В итальянской живописи XVI века бытовой жанр начал постепенно отделяться от религиозных жанров (венецианцы— Карраччи, Джорджоне, Бассано).
Большие картины остаются незаконченными. К. Пимоненко, К. К. Костанди), Белоруссии (Ю. Возможны и иные варианты взаимоотношений искусства и действительности: «Часто произведения искусства имеют и другое значение – объяснение жизни», а также «приговора о явлениях жизни». Успехи Б. ж. способствовали вместе с тем появлению его салонных, «великосветских», обывательски-натуралистических, декоративно-экзотических и др.
В 16–18 вв. Шардена, воссоздающими частную жизнь третьего сословия. Содержание ее раскрывается в ясных и выразительных формах.
Кто-то смеётся и веселится, а кто-то явно расстроен. В средневековом искусстве Европы и Азии жанровые сцены часто вплетались в религиозные и аллегорические композиции (росписи, рельефы и миниатюры). По своей содержательной нагрузке «Свежий кавалер» можно смело прировнять к выдающимся произведениям литературных классиков той эпохи. К картинам бытового жанра принадлежит, например, полотно Г. Мясоедова (1835-1911).
Бытовой жанр широко представлен в скульптуре (Н. В полотнах воспевался мирный труд. Ходовецки), Швеции (П. На рубеже 19 и 20 вв. Бытовой жанр известен и в искусстве стран Востока. считает, что произведения Ерменева не лишены некоторой театральности, поскольку «во всех них одинаковый низкий горизонт, фон как огромное и безлюдное пространство силуэт персонажей показан крупно, композиция предельно ясна, герои статичны».
Вермер, Г. Терборх) и крестьянского быта (А. Салонные картины низводили образы до уровня пустых сюжетов, милых сплетен. Характер изобразительных сюжетов тоже различен. до н. э., пейзажи и натюрморты в эллинистических и римских мозаиках и фресках. Бастьен-Лепаж, Л. Лермит во Франции, Л. Кнаус, Б. Вотье в Германии, К. Е. Маковский в России).
В обыденных предметах крестьянского быта Венецианов умеет найти особую прелесть. «Пейзажи настроения» Левитана содержат особую психологическую насыщенность, отражая все грани человеческой души. Исторический жанр часто переплетается с другими жанрами – бытовым (историко-бытовые изображения) портретом (изображения деятелей прошлого, групповые портретно-исторические композиции), пейзажем (так называемый исторический пейзаж) особенно тесно смыкается с ним батальный жанр, когда он раскрывает исторический смысл военных событий. На рубеже 18—19 вв. Федотов Павел Андреевич (1815-1852) Мастер сатирического направления в живописи, положивший начало критического реализма в бытовом жанре.
Такая широта задач жанровой картины нередко сближала её с исторической композицией. К бытовому жанру относятся бытовая (жанровая) живопись, графика и скульптура, преимущественно небольших размеров. Г. Венецианов и венециановская школа в России, Дж.
М. Креспи) и идеализирующим искусством, рисовавшим идиллические картины жизни крестьян (Д. С наступлением эпохи Возрождения в Европе, сначала в Италии (Джотто, Лоренцетти — XIV век), а затем в Нидерландах (Ян ван Эйк, Боутс, Гертген тот Синт Янс — XV век. ) и других европейских странах, религиозные сцены в живописи стали насыщаться яркими бытовыми деталями. Но все эти иносказания сочетались с предельным реализмом и рассказывали о правде жизни.
ярко отражает те жуткие времена, когда труд детей считался обыденным явлением. Сцены повседневной жизни вдохновляли людей еще в древние времена. Но и здесь художник в первую очередь подчеркивает дружелюбие во взаимоотношениях крестьян.
Бытовой жанр возник ещё в эпоху европейской античности. И. Габашвили, А. Р. Мревлишвили), Армении (Е. Лонги), Германии (Д. А вот батальные изображения на выставках современного искусства редко можно увидеть.
На рубеже 18-19 вв. Благодаря голландцу П. ван Лару комический бытовой жанр распространился в Италии (бамбоччанти). М. Пэн), Латвии (Я. Но «благородство происхождения» отнюдь не мешает ему принять законы чистогана, выдвинутые новым социальным слоем, когда все и вся объявляется товаром.
Большую эмоциональную роль в картине играет невзрачный пейзаж деревенской околицы. М. Татевосян) и др. Идет переоценка произведений и голландских художников 17 века.
М. Пэн), Латвии (Я. М. Татевосян) и др. Художники, работающие в бытовом жанре, называются жанристами. К концу девятнадцатого века жанру снова пришлось столкнуться с упадком. Ню зарождается в эпоху Возрождения в рамках мифологического, аллегорического исторического и бытового жанров.
Однако в европейском искусстве XVII – XVIII вв. Каждая из них – законченная новелла о человеческом горе. Нетсхер в Голландии). Персонажи картины «Тройка» (1866 г. ) изображающей детей, впряженных в сани с огромной обледенелой бочкой, вызывают еще большее сострадание у зрителя. Бытовой жанр 30-х гг. Здесь и дерущиеся мальчишки и девочки с куклами.
1862-1864 годы художник проводит за границей. Ряд выставок Академии Художеств РР был целиком посвящён бытовой теме.
Так назывались художники, которые в 1870 г. образовали в Петербурге по инициативе И. Крамского и Г. Мясоедова «Товарищество передвижных художественных выставок». Передвижникам были близки идеи революционных демократов, тезис Чернышевского – «прекрасное – есть жизнь», своё искусство они понимали как долг перед народом и Отечеством. Бытовые (жанровые) сцены известные с глубокой древности (в первобытном искусстве, в росписях и рельефах Древнего Востока, древнегреческой вазописи, эллинистических росписях, мозаиках, скульптуре, средневековых фресках и миниатюрах), выделились в особый жанр в эпоху формирования в Европе буржуазного общества. А есть и такие картины — небольшая улица заполнена играющими детьми.
Горячая, прогретая земля. С первых же лет Советской власти художники (Б. Лучшие произведения бытового жанра притягивают зрителя как умело построенные рассказы. Чернышевского и выражая идеи широкого демократического движения 2-й половины 19-го и начала 20-го веков, передвижники создавали искусство критического реализма Крупнейшими представителями товарищества передвижников /помимо инициаторов – Крамского и Мясоедова/ были И. Репин, В. Суриков, А Саврасов, И. Шишкин, В. Васнецов, В. Перов, В. Поленов, И. Левитан и др.
В картине этого же периода «Жнецы» (Приложение 5) Венецианов дает действующих лиц крупным планом, приближает их к зрителю. В XV веке появились изображения трудового народного быта в миниатюре (братья Лимбург во Франции), гравюре (Шонгауэра в Германии), светских росписях (Косса в Италии). О ЧЕМ РАССКАЗЫВАЕТ БЫТОВАЯ КАРТИНА. Это можно увидеть в искусстве Гертгена тон Синт Янса, Лоренцетти, Джотто. ван Эйк, Д. Баутс, Гертген тот Синт-Янс — 15 в. ) и других европейских странах — стали насыщаться яркими бытовыми деталями, приобретать характер рассказа о событиях, радостях и горестях реальной жизни. Вернувшись, Перов увидел Россию другими глазами.
Никакой романтики нет в этих высохших, очерствелых душах. К. Бингем и У. С. Маунт в США, Д. Уилки в Шотландии художники бидермейера — Г. Ф. Керстинг и К. Шпицвег в Германии, Ф. Вальдмюллер в Австрии, К. Кёбке в Дании). Эта картина продолжает критическую линию, определившую дарование Федотова. Сюжет картины построен на контрастном сопоставлении. Жанрово-бытовые черты глубоко проникают в портрет, пейзаж историческую и батальную живопись.
Над произведениями жанра ню обычно работают с натуры. Двадцатые годы XX века дали необычайное многообразие его видов: тут и монументально-плакатные образы (ряд художников ОСТа) и лукаво-иронические наблюдения (например, у С. Лучишкина или С. Адливанкина) и сосредоточенное, замкнутое в себе раздумье (художники круга Маковец). На первый план в нём выступают красота преображенной искусством обыденности, выразительность как бы случайного, фрагментарного, неожиданного аспекта жизни, мгновенно схваченных ситуаций изменчивых настроений и состояний, острая характерность облика и привычных движений персонажей интерес к людям, стоящим вне общественных норм (художественная богема, полусвет, люди «дна»). Мунк в Норвегии, Ф. Ходлер в Швейцарии, П. Гоген, П. Сезанн во Франции и др. ). Работы Танкова, как отмечает большинство исследователей, неглубоки по содержанию и не отличаются мастерством.
в Италии, А. Фужероном и Б. Таслицким во Франции, Уэно Макото в Японии. В России бытовой жанр развивался со второй половины XVIII в. (И. П. Норблин).
В 15 в. в миниатюре (братья Лимбург во Франции), гравюре (М. Выражение томного восторга написано на ее лице.
Как в самой крестьянской жизни, где уживаются наивные суеверия и трезвая разумность, так и в картине убедительно и появление колдуна и беспокойство родственников, побаивающихся «дурного глаза» и их любопытство и деланное равнодушие дьячка, «не замечающего» колдуна и т. п. Вместе с тем в этой патриархальной деревне с ее народным искусством и полуязыческими обрядами есть что-то очень поэтическое. В период Тан (7-10 вв. ) формировались школы китайской жанровой живописи, появились художники-жанристы (Янь Ли-бэнь, Чжоу Фан, Хань Хуан) изображавшие, нередко с большой достоверностью и интимностью, сцены придворного быта. способны вызвать и скуку и улыбку и удивление и хохот. На этой основе вырос, составив новый этап, Б. ж. передвижников (См.
пишет: «Сатира Федотова, как и сатира Гоголя, бьет много дальше изображения пошлого хвастуна и его смазливой кухарки. Г. Г. Во второй половине 1860-х годов он создает свои лучшие произведения: «Проводы покойника», «Тройка», «Утопленница», «Приезд гувернантки в купеческий дом», «Последний кабак у заставы», «Спящие дети», «Странник». Коржев, В. Е.
«Сговор» переносит зрителя в праздничную обстановку. П. Норблин). Не один Шибанов обращался к этой теме. ван Гог, молодой П. Пикассо во Франции). Ню (произошло от фр.
Успехи демократического реализма в Б. ж. 19 в. были связаны со становлением и подъёмом художественной культуры многих народов в ходе их борьбы за национальное и социальное освобождение: прочувствованные изображения народной жизни создали М. Мункачи в Венгрии, К. Пуркине в Чехии, А. и М. Герымские и Ю. Хелмоньский в Польше, Т. Аман и Н. Григореску в Румынии, И. Мырквичка в Болгарии, Ж. Ф. ди Алмейда Жуниор в Бразилии, Л. Романьяч на Кубе. Другая небезызвестная картина в бытовом жанре – «Свежий кавалер» П. А. Бастьен-Лепаж, Л. Лермит во Франции Л. Кнаус, Б. Вотье в Германии К. Е. Маковский в России). Такая широта задач жанровой картины нередко сближала её с исторической композицией. genre, нем.
Идилличность сохраняется во многих, в том числе и поздних, работах Венецианова. Невеста же попросту миловидна. Во Франции А. Ватто и О. Фрагонар (обращавшиеся часто к реалистическому переосмыслению «галантного жанра») внесли в Б. ж. психологическую тонкость и остроту жизненных наблюдений проникновенной поэзией домашнего быта наполнены интимные незамысловатые по сюжету картины Ж. Б. Шардена сентиментальные полотна Ж. Б. Грёза полемически утверждали нормы семейной морали третьего сословия.
Его знаменитые портреты Жница, Жнецы, Девушка в платке, На пашне Весна, Крестьянка с васильками, Захарка и др. В XV веке появились изображения трудового народного быта в миниатюре (братья Лимбург во Франции), гравюре (Шопенгауэра в Германии), светских росписях (Косса в Италии). Изнаночный быт мегаполиса 20 века показан берлинскими графиками Г. Гросом, К. Кольвиц и Г. Цилле, живописцами нью-йоркской «Школы мусорного ведра», национальный уклад – представителями риджионализма США, костумбризма и мурализма Латинской Америки итальянского неореализма. Французские романтики (Т.
отразились расслоение деревни, жизнь рабочего класса. Значительное место они занимали в эллинистическом и древнеримском искусстве (росписях, мозаиках, скульптуре). Крестьяне в его картине позируют и Венецианов не скрывает этого. В 1850—60-х гг.
Основой его творческого метода стало изучение действительности. В своих художественных произведениях художник выражает свою идейно-эстетическую позицию. Лонги), Германии (Д. Он любовно и внимательно передает внутреннее пространство гумна. Гораздо интенсивнее Б. ж. обособлялся в Нидерландах (К.
Сокольники", 1879, "Мостик. Сегантини, Ф. Ходлера, в итальянском веризме. Майор подкупает молодечеством, выправкой, сохранившимися несмотря на возраст.
В советском Б. ж. отразились и трудная фронтовая и тыловая жизнь военных лет с ее горем и радостями (картины Ю. М. Непринцева, Б. М. Неменского, А. И. Лактионова, В. Н. Костецкого графика А. Ф. Пахомова, Л. В. Сойфертиса) и духовная устремлённость, энтузиазм коллективного труда и общественной жизни, типичные черты бытового уклада в послевоенные годы (картины Т. Н. Яблонской, С. А. Чуйкова, Ф. П. Решетникова, С. А. Григорьева, У. М. Джапаридзе, Э. Ф. Калныня, гравюры Л. А. Ильиной). Ведущее положение Б. ж. занял в первой буржуазной стране — Голландии, возводя в общественный идеал сложившийся здесь уклад домашней жизни голландская жанровая живопись поэтизировала крестьянский или бюргерский быт с его особым настроением интимной атмосферой мирного уюта (картины А. ван Остаде, К. Фабрициуса, П. де Хоха, Я. Вермера, Г. Терборха, Г. Метсю). Эти произведения были отмечены глубиной исторического познания прошлого. Саврасов Алексей Кондратьевич (1830, — 1897) русский художник-пейзажист. Такая широта задач жанровой картины нередко сближала её с исторической композицией.
В. И. Суриков увлекался русской историей. Но эта демократизация несколько иного характера, чем у голландцев XVIIв., когда привлекали прозаические, будничные и забавные юмористические ситуации (Ян Стен, «Автопортрет с женой под хмельком», Карел Фабрициус, «Спящий страж»). рельефы Боробудура в Индонезии, около 800, Ангкора в Камбодже, 10-13 вв.
Гораздо интенсивнее Б. ж. обособлялся в Нидерландах (К. Но дальше этюдов работа не двигается. Осмотрев музеи Германии, Перов обосновывается в Париже. М. Розентал, Я. Т. Валтер), Грузии (Г.
С эпоху Возрождения религиозные картины начинают насыщаться яркими бытовыми деталями. Художник, который пишет такие картины, принято называть баталистом. Гравюры насыщаются бытовыми эпизодами (А.
Шонгауэр в Германии), светских росписях (Ф. Очень часто их называют просто жанровая живопись. На первый план в нём выступают красота преображенной искусством обыденности, выразительность как бы случайного, фрагментарного, неожиданного аспекта жизни, мгновенно схваченных ситуаций изменчивых настроений и состояний, острая характерность облика и привычных движений персонажей интерес к людям, стоящим вне общественных норм (художественная богема, полусвет, люди «дна»).
Это подчеркивается колористической взаимосвязью фигур жениха и невесты (светло-розовое пятно платья декоративно сочетается с зеленой окраской стены передней и темно-зеленого мундира ибо при внешней контрастности они составляют так называемые дополнительные по отношению друг к другу тона). Заметно преобладание национальной российской сюжетики и особенно «больных» вопросов российской жизни. Натюрморт (франц. Бытовой жанр, жанр изобразительного искусства, посвященный повседневной частной и общественной жизни (обычно современной художнику).
Особое место в искусстве XIXв. Крупным явлением в развитии русской национальной школы живописи стала картина «Бурлаки» (1870 – 1873), в которой молодой художник со всей мощью таланта дал волнующий образ угнетенного, но не сокрушимого в своей силе народа. Особенно полюбился бытовой жанр российской живописи.
Но и тут сохраняется все же устойчивый тематический жанр портрета. Исторический жанр. Кроме сходства с внешним обликом модели, портретист может стремиться дать характеристику его статуса в обществе (парадный портрет), его профессиональных занятий и увлечений, его роли в семье или кругу друзей, особенностей его личности и эмоций (психологический портрет). В большей степени бытовая живопись даёт подробное описание сложившихся традиций. Мы видим момент из жизни какого-то городка.
Широкое использование вазописи частично отразило и бытовые сцены, которые встречались в живописи и создало собственные его образцы (мастер Евфроний, пелика «Смотри, ласточка. », Эрмитаж мастер Эксекий, «Дионис на пиратской лодке» мастер Евфимид, «Сборы воина в поход», Мюнхен). мастера советского. Несмотря на скованность движений они сохраняют жизненное правдоподобие. Заметно преобладание национальной российской сюжетики и особенно «больных» вопросов российской жизни.
Лучший из крестьянских портретов-типов Перова – «Странник». Наряду с портретами в 70-е годы Перов пишет такие картины, как «Охотники на привале», «Птицелов», «Рыболов», «Голубятник». Мурашко, З. Е. Повторяясь из картины в картину, эти мотивы превратились в штампы, становясь все болееи более неискренними и ханжескими. Бытовой жанр (ныне — просто жанр) несколько обесценился.
И потому ведущими жанрами становятся исторический, бытовой, портрет, пейзаж. В Париже раскрылся Перов-лирик и Перов-психолог, о чем свидетельствуют такие работы, как «Савояр», «Слепой музыкант», «Парижские тряпичники». Художники объединения ОСТ (А. А. Коровин, И. И. Левитан, С. И. Светославский).
События могут развертываться на природе или в помещении. М. Татевосян) и др. Дени Дидро по этому поводу взволнованно пишет— «Он— умер, эта поразительная особа, которая собрала столько прекрасных произведений по литературе, почти не имея склонности читать, столько произведений искусства, разбираясь в них как слепой Невозможно терять ни минуты, если мы не хотим столкнуться с толпой отечественных или иностранных конкурентов». Среди всех этих людей колдун – могучий старик с недобрым лицом и настороженным взглядом – такой же человек и так же реален, как все остальные. Веласкес и др. ). Мастерские образцы бытовых сцен созданы художниками Древней Греции в вазописи. Косса в Италии) появились изображения трудового народного быта, воспринятого как неотъемлемая часть большого открывшегося человеку реального мира.
Если облик персонажей первого произведения был окарикатурен в целях, как казалось мастеру, более резкого выделения идеи (это касается не только образа кавалера, но и кухарки, с ее лоснящимся, будто жиром смазанным, неприятным лицом, воровато бегающими глазками, со вспучпвшейся на животе одеждой), то основные персонажи второй картины выглядят даже симпатичными. В 15 в. в миниатюре (братья Лимбург во Франции), гравюре (М. Произведения бытового жанра 60-80-х гг. Реалистические тенденции буржуазной Бытовой жанр проявились в искусстве Италии (П.
В 17 веке произведения в бытовом стиле создавались кистью Рембранта, Стена, Брауэра. Уклад провинциальной Руси воспет Б. М. Кустодиевым и М. В. Нестеровым.
nu – нагой, раздетый) – один из жанров изобразительного искусства, посвященный изображению нагого тела, преимущественно женского. С первых лет Советской власти художники (Б. Лучший из крестьянских портретов-типов Перова – «Странник». Попков, Ф. Решетников (Россия), Ренато Гуттузо (Италия), Диего Ривера (Мексика) и др.
В период Сун (X—XIII вв н. э. ) китайские художники-жанристы (Ли Тан, Су Хань-чень) создают и сцены народного быта в картинах интересные своей юмористической окраской или уважительным отношением. Элементы бытового жанра присутствовали в первобытных изображениях сцен охоты и ритуалов, в искусстве Древнего мира, насыщенном бытовыми подробностями, в европейском средневековом искусстве, нередко включавшем аллегорически трактованные бытовые мотивы (циклы на темы 12 месяцев, времён года, где изображаются сезонные занятия и др. ). Индийская, персидская средневековая миниатюра тоже оказалась смелой в воспроизведении как религиозно-мифологических, так и бытовых сцен (миниатюры к «Шахнаме», Искандер и китайский император, сватовство сыновей Фаридуна к дочерям обладателя Эмена миниатюры к трактатам Авиценны миниатюры к рукописи Алишера Навои «Чудеса детства»— поэт слушает музыкантов вместе с друзьями миниатюры к легендам о Байдаре с музыкантом миниатюра «Учёный на лекции с учениками» из рукописи «Макамат» XIIIв. ).
В ранних произведениях художника преобладают романтические эффекты («Вид на Кремль в ненастную погоду», 1851). Г. Венецианов и венециановская школа в России, Дж. Слитые с мифами, они еще не превратились в отдельный жанр, хотя и оставили натурные зарисовки, поражающие яркой жизненностью. П. Кончаловский).
Плотные краски способствуют созданию насыщенного художественного образа. Быть может, драматизм близящихся перемен придал повседневности значительность. Анималистический жанр.
Черты нового направления – критического реализма – заложил в бытовом жанре Павел Андреевич Федотов (1815 – 1852), чьи произведения буквально проникнуты духом сатиры. Осмотрев музеи Германии, Перов обосновывается в Париже. На первый план в нём выступают красота преображенной искусством обыденности, выразительность как бы случайного, фрагментарного, неожиданного аспекта жизни, мгновенно схваченных ситуаций изменчивых настроений и состояний, острая характерность облика и привычных движений персонажей интерес к людям, стоящим вне общественных норм (художественная богема, полусвет, люди дна).
Богатая гостиная обставлена по последней моде. Наибольший вклад в эту борьбу внесли так называемые «передвижники». Бытовой жанр постепенно обособлялся у венецианцев В. Карпаччо, Я. Бассано, у нидерландцев К. Массейса, Луки Лейденского, П. Артсена, а в творчестве П. Брейгеля Старшего картины повседневности служили для выражения глубочайших мировоззренческих идей. У него старообразная физиономия сатира. В зависимости от одаренности и наставлений, которых придерживается художник, бытовой жанр трактуют то ложно-идеализированно и искусственно очищено (Франсуа Буше), то несколько фантастически и поэтично (Антуан Ватто), то с привкусом наставления, дидактики, сентиментализма (Жан Батист Грёз), то как сценки из реальности (эскизы Фрагонара). В период Тан (VII—X вв н. э. ) сформировались школы китайской жанровой живописи.
Г. Венецианов и Венециановская школа в России, Дж. Негативные выводы приходят к зрителю не в результате чего-то непосредственно воспринимаемого, а как плод размышлений их итог.
Либерман в Германии, Э. Вереншёлль и К. Крог в Норвегии, А. Цорн и Э. Юсефсон в Швеции, У. Сиккерт в Англии, Т. Эйкинс в США, В. А. Серов, Ф. А. Малявин, К. Ф. Юон в России). В период Тан (7—10 вв. ) формировались школы китайской жанровой живописи, появились художники-жанристы (Янь Ли-бэнь, Чжоу Фан, Хань Хуан) изображавшие, нередко с большой достоверностью и интимностью, сцены придворного быта.
«Написать картину абсолютно невозможноне зная ни народа, ни его образа жизни, ни характера, не зная типов народных, что составляет основу жанра», – пишет Перов. Шардена сентиментально-дидактичные полотна Ж. Б. Грёза утверждали нормы буржуазной морали. Взгляд зрителя от фигур крестьян, сидящих на первом плане, следует дальше. ван Остаде), гротескно-комические сюжеты у А. Брауэра и Д. Тенирса Младшего, «лавки» Ф. Снейдерса, сцены народных празднеств Я. Йорданса и П. П. Рубенса.
цены охоты, магических обрядов существовали в художественной культуре с древнейших времен. Левитан создает шедевры «церковного пейзажа», где здания храмов вносят в природу умиротворение ("Вечерний звон", 1892) или, напротив, скорбное чувство бренности всего земного ("Над вечным покоем", 1893–1894, " У омута", 1892, ). М. Татевосян) и др.
Как и в прежние времена, каждую деталь художники стремились наполнить символизмом. В советском Бытовой жанр отразились и трудная фронтовая и тыловая жизнь военных лет с ее горем и радостями (картины Ю. М. Непринцева, Б. М. Неменского, А. И. Лактионова, В. Н. Костецкого графика А. Ф. Пахомова, Л. В. Сойфертиса) и духовная устремлённость, энтузиазм коллективного труда и общественной жизни, типичные черты бытового уклада в послевоенные годы (картины Т. Н. Яблонской, С. А. Чуйкова, Ф. П. Решетникова, С. А. Григорьева, У. М. Джапаридзе, Э. Ф. Калныня, гравюры Л. А. Ильиной). В Европе 19 в. бытовой жанр стал полем социальной критики и публицистически заостренной сатиры (графика и живопись О. Домье), жанром исполненным жизненной достоверности и пафоса утверждения красоты и внутренней значительности людей труда (Г. Столь же печален сюжет, мрачен пейзаж и в других произведениях этого периода, таких как «Утопленница» (1867 г. ) и «Последний кабак у заставы» (1868 г. ). Во второй половине 1860-х годов он создает свои лучшие произведения: «Проводы покойника», «Тройка», «Утопленница», «Приезд гувернантки в купеческий дом», «Последний кабак у заставы», «Спящие дети», «Странник». Примерно так же развивалась жанровая живопись Японии и Кореи.
В 17 веке наметилось два направления в бытовом жанре: демократическое (графика Рембрандта, ряд картин фламандца Брауэра, голландца Стена) и идеализирующее, рисовавшим картины идиллического благополучия жизни крестьян (Тенирс во Фландрии) или богатого городского бюргерства (Нетсхер в Голландии). мастера советского. Г. Курбе и Ж. Ф. Милле во Франции, А. Менцель и В. Лейбль в Германии, Дж. Одна из них – «Крестьянская пирушка» Ал.
Между тем фигура пьяного попа в картине Перова Сельский крестный ход на Пасхе" одна могла бы составить содержание целой картины (1954. ). Уже ранние работы художника удивительно лиричны ("Осенний день. Он привлекает к себе занимательным сюжетным началом.
До эпохи формирования этого жанра подобное было невозможно. Бастьен-Лепаж, Л. Лермит во Франции Л. Кнаус, Б. Вотье в Германии К. Е. Маковский в России). При этом, низшие сословия (крестьяне, городская беднота) обычно изображаютсяс особой любовью — эти малые мира сего ближе всего к общей матери их присутствие подчеркивает обаяние естественного разума.
бытовой жанр переживал расцвет и в искусстве стран Азии – в миниатюре Ирана, Индии, в живописи Кореи и особенно в Японии (гравюры Китагава Утамаро, Кацусика Хокусая). Холод и голод вынуждал этих детей работать за гроши, чтобы прокормить себя и семью. Б. Грёз, У. Хогарт) в эпоху романтизма в него проникают экзотические ориентальные мотивы (Э. Бехзад, Мир Сеид Али, Реза Аббаси), живописи Кореи (Ким Хондо), графике Японии (Китагава Утамаро, Кацусика Хокусай).
В искусство XIXв. При всем внешнем высокомерии, майор не покидает купеческое «темное» царство, а входит в него. и в бытовом жанре заняли произведения француза Франсуа Милле итальянца Джованни Сегантини, голландца Винсента ван Гога, Уинслоу Хомера (США). В европейском искусстве Проторенессанса и Возрождения (позднее у М. да Караваджо и художников караваджизма) черты бытового жанра проявились в интерпретации религиозных сюжетов как реальных событий с приметами современной жизни.
А. Дейнека, Ю. И. Пименов) создали особый тип картин, посвященных строительству, труду, спорту, в которых обобщённо выражали новые черты облика и жизни советских людей поэтические картины традиционного и нового быта выполнили П. В. Кузнецов, М. С. Сарьян, П. П. Кончаловский, К. С. Петров-Водкин. Ходовецкий), Швеции (П. В итальянской живописи 16 в. (главным образом у венецианцев — В. Карпаччо, Джорджоне, Я. Бассано) Бытовой жанр начал постепенно отделяться от религиозных и аллегорических жанров, сохраняя единую с ними образную систему.
Следует ли искусству бытописать сюжеты обыденности или торжеств. Федотов, говоря словами Белинского, обладал «вероным взглядом на жизнь» и этот взгляд открыто выражен во всех его произведениях. Итогом этих поисков явилась картина «Грачи прилетели» (1871), где художник изображая внешне невзрачный мотив и подчёркивая в жизни естественной среды момент переходности (наступление ранней весны), сумел показать глубокую задушевность родной природы. Историческая картина классицизма характеризуется крайней условностью содержания. В своём развитии ню тесно связан с изображением обнажённого человеческого тела и воплощает идеал красоты данной страны и эпохи. Во Франции А. Ватто и О. Фрагонар (обращавшиеся часто к реалистическому переосмыслению «галантного жанра») внесли в Бытовой жанр психологическую тонкость и остроту жизненных наблюдений проникновенной поэзией домашнего быта наполнены интимные незамысловатые по сюжету картины Ж. Б. Шардена сентиментальные полотна Ж. Б. Грёза полемически утверждали нормы семейной морали третьего сословия.
Г. Курбе и Ж. Ф. Милле во Франции, А. Менцель и В. Лейбль в Германии, Дж. Этому способствует ритм уходящих в глубину бревен. М. Чепцов, Г. Г. Ряжский, А. В. Моравов, Б. В. Иогансон) создали ряд достоверных типичных образов, показывающих духовный рост советских людей их новые взаимоотношения в быту. Развёрнутую картину быта всех слоев русского общества дали Г. Г. Мясоедов, В. М. Максимов, К. А. Савицкий, В. Е. Маковский и – с особой глубиной и размахом – И. Е. Репин, показавший не только варварское угнетение народа, но и борцов за его освобождение, таящиеся в народе могучие жизненные силы. «Свежий кавалер» – это апогей человеческой пустоты, чванства и пошлости.
Хиллестрём), Польши (Я. Основываясь на материалистической эстетике В. Г. Он замер, любуясь расцветкой крыльев бабочки. Пять веков прославленного развития культуры и искусств в Италии до XVII века обусловили чопорную иерархию жанров. Милле, Г. Курбе) сатира и социальная критика характерны для бытового жанра у О. Домье.
Позднее краски художника обретают все более мажорное звучание ("Март", 1895 " Золотая осень", 1895 " Весна – большая вода", 1897) с другой стороны, его все более увлекают мотивы вечера, сумерек, летней ночи. Так в русскую живопись вошла новая тема, связанная с поэтической стороной народного быта. Бастьен-Лепаж, Л. Лермит во Франции Л. Кнаус, Б. Вотье в Германии К. Е. Маковский в России). В XVI-XVIII вв. Хотя как раз в жанровой живописи часто встречаются занимательные сюжеты. Нетсхер в Голландии).
В этом смысле показательна своеобразная галерея крестьянских типов, созданная художником, который ищет в своих героях прежде всего умиротворенности, душевной цельности и чистоты. Изображая будничную жизнь людей, художники стремятся показать их духовный мир. Многое сближает это полотно с одновременно написанным «На пашне. Я. Данько, В. В. Лишев, Г. И. Мотовилов). К бытовому жанру относятся бытовая (жанровая) живопись, графика и скульптура, преимущественно небольших размеров.
В скульптуре подразделения на жанр почти не существует, т. к. Хиллестрём), Польши (Я. В итальянской живописи 16 в. (главным образом у венецианцев – В. Карпаччо, Джорджоне, Я. Бассано) Б. ж. начал постепенно отделяться от религиозных и аллегорических жанров, сохраняя единую с ними образную систему. Во Фландрии П. П. Рубенс и Я. Иордане избирали Бытовой жанр для эпического воплощения могучих жизненных сил народа, красочности его бытового уклада.
В них находит своё отображение типичный поток времени.
объединение АХРР устроило ряд выставок, посвященных советскому быту, а его мастера (Е. Используя задачу натюрморта и представление различных предметов, голландские испанские и фламандские мастера этого периода создавали сложные аллегории, подтексты которых можно понять, только зная старинную эмблематику разных вещей, цветов, фруктов и т. п. Батальный жанр. Жанр изобразительного искусства (в основном, живописи и графики), связанный с изображением битв, военных походов, подвигов, боевых действий, эпизодов военной жизни, деятельности выдающихся военачальников. Добролюбова и Н. Г.
М. Пэн), Латвии (Я. Действующие лица на этом полотне живут в пространстве естественно и свободно. Плиний Старший в «Естественной истории» (I век н. э. ) писал о появлении особого рода живописцев рипорографов бытописателей изображавших лавчонки сапожников и цирюльников. Колорит картины очень темный, лица крестьян маловыразительны.
Столь же печален сюжет, мрачен пейзаж и в других произведениях этого периода, таких как «Утопленница» (1867 г. ) и «Последний кабак у заставы» (1868 г. ). Изображения на бытовые темы присутствовали уже в первобытном искусстве (сцены охот, шествий), в древневосточных росписях и рельефах (изображения жизни царей, вельмож, ремесленников, земледельцев), в древнегреческой вазописи и рельефах, где они часто включались в мифические композиции или сцены загробной жизни. Однако не все произведения на религиозные темы предназначаются при их создании для сакральных помещений, поклонения и молитвы (как православные иконы или статуи Будды в буддистских храмовых комплексах).
Свеча может начать человеческую жизнь, цветы и фрукты стихию Земли и плодородия, птица в клетке девичье целомудрие, метла очищение жилья не просто от пыли, но от злых духов. Фаттори в Италии, Й. Исраэльс в Голландии и др. ). Со 2-й половины 1950-х гг. Особенно важное значение для решения крестьянской темы в живописи передвижников имела картина «Земство обедает» (1872), показанная на 2-й Передвижной выставке. Гораздо интенсивнее бытовой жанр обособлялся в Нидерландах (Массейнс, Лука Лейденский, Питер Брейгель) изображая конкретные особенности поведения и бытовую среду людей разных общественных слоёв.
В. Герасимов). Знаменитая картина «Не ждали» Репина соединяет в себе определённые черты бытового и исторического жанров. Нетсхер в Голландии). Бытовой жанр эпохи Просвещения нравоучителен (Ж. Анималистический жанр (анимализм) является весьма специфическим из-за сложности знаний и навыков, которые нужно освоить художнику-анималисту. Милле во Франции, А. фон Менцель и В. Лейбль в Германии, Дж. утверждал радостное, праздничное восприятие жизни (С.
Идейной программой для русских художников второй половины XIX века стала диссертация Н. Г. С IV в. развивалась жанровая живопись Дальнего Востока (Китая, позже Кореи, Японии). М. Розентал, Я. Т. Валтер), Грузии (Г. Картины, подобные этой, относятся к бытовому жанру. Потому-то взгляд зрителя от фигуры майора вновь возвращается к купеческой дочери – к центру.
В Париже раскрылся Перов-лирик и Перов-психолог, о чем свидетельствуют такие работы, как «Савояр», «Слепой музыкант», «Парижские тряпичники». Комический случай приобретает в трактовке Федотова большой обобщающий смысл, образ «свежего кавалера» становится сатирическим образом.
на смену академическому искусству пришел реализм. Сформировалась она в XIX – XX столетиях.
Зрелый период Левитана как мастера пейзажа, умеющего превратить простой мотив в архитипический образ России, открывается светлой картиной "Березовая роща" (1885–1889). М. Кустодиев, И. А. Владимиров) стремились запечатлеть перемены, внесённые революцией в жизнь страны. Среди всех русских пейзажистов, Шишкину бесспорно принадлежит место самого сильного художника. Нередко перечисляя жанры искусства, пейзаж упоминают на одном из последних мест. Кустодиев) или лирически-грустном облике (А.
С наступлением эпохи Возрождения в Европе религиозные и аллегорические сцены в живописи – сначала в Италии (Джотто, А. Лоренцетти – 14 в. ), а затем в Нидерландах (Я. С наступлением эпохи Возрождения в Европе, сначала в Италии (Джотто, Лоренцетти— XIV век), а затем в Нидерландах (Ян ван Эйк, Боутс, Гертген тот Синт Янс— XV век. ) и других европейских странах, религиозные сцены в живописи стали насыщаться яркими бытовыми деталями. В то же время бытовой жанр порой проникается религиозно-патриархальной или буржуазной моралью, чертами идилличности или развлекательности. Французские аристократы часто собирают картины не столько из-за любви к искусству, сколько из-за моды и престижа.
Рядом с ней смышленый мальчик с загорелым широкоскулым лицом, с пытливым взором. Тема определяет круг явлений, захвативших художника, которым он посвящает свое произведение, она связана с идеей (историческая тема, военная тема, тема народной жизни, тема труда, тема любви и т. д. ). Во второй половине XVII – начале XVIII вв. Согбенная фигура вдовы крестьянина, главной героини «Проводов покойника» (1865 г. ), показывает, что её горе безутешно, а безрадостный пейзаж усугубляет ощущение тоски, затерянности несчастных героев в пустынном холодном мире. О чём рассказывает бытовая картина. Тенирс во Фландрии) и богатого бюргерства (К.
А. Ерменёв, И. М. Танков и М. Шибанов). Ведущую роль в Бытовой жанр играет бытовая (жанровая) живопись жанровые темы распространены также в графике и в скульптуре, преимущественно небольших размеров. мастера советского. Жанр претворился в сказочную легенду или монументальный эпос у символистов (В. Борисов-Мусатов, К. Петров-Водкин, Дж. Сегантини, Ф. Ходлер).
Стоящая крестьянка повернула лицо к зрителю, как бы призывая его быть свидетелем этой сцены. Поэтизация крестьянского и бюргерского быта с присущей ему интимной атмосферой мирного уюта характерна для А. ван Остаде, К. Фабрициуса, П. де Хоха, Я. Вермера Делфтского, Г. Терборха, Г. Метсю.
Возможны и иные варианты взаимоотношений искусства и действительности: «Часто произведения искусства имеют и другое значение – объяснение жизни», а также «приговора о явлениях жизни». Та же поэтика тонкого, образного обобщения одухотворяет произведения «волжского периода» ("Вечер на Волге", 1888 " Вечер. Их веками игнорировало, не замечало искусство.
Такая широта задач жанровой картины нередко сближала её с исторической композицией. Во 2-й половине 19 в. мастера импрессионизма во Франции (Э. Буше во Франции) возникли буржуазный семейный жанр и антифеодальная бытовая сатира.
Греза, лирическими полотнами Ж. Б. С.
Реалистические тенденции буржуазной Б. ж. проявились в искусстве Италии (П. Голая, неприкрашенная правда, неподкупный приговор. В большинстве своём люди изображаются за своими повседневными занятиями.
К. Пимоненко, К. К. Костанди), Белоруссии (Ю. Вишнякова. В этом, казалось бы, обыденном бытовом сюжете художник-демократ без прикрас изобразил современную ему действительность, убедительно показал, что участие крестьян в местном самоуправлении, о котором так много шумели правительственные органы после реформы 1861 года, – лишь фикция, обман и лицемерие. Шонгауэр в Германии), светских росписях (Ф.
Бытовой жанр часто называют просто жанром, а бытовые картины – жанровыми. В 17 в. окончательно сформировавшийся бытовой жанр, утверждал частный быт как значимое и самое ценное явление жизни.
Переходы от освещенных участков дощатого пола к затемненным очень постепенны. Левее стоят крестьяне в рваных одеждах. Мотив обнаженного тела появлялся в произведениях изобразительного искусства с соответствующими сложными сюжетами («Венера», «Грехопадение Адама и Евы», «Помпейские термы» и др. ). Первые бытовые зарисовки появились в живописи Китая с IVв. Как самостоятельный тип художественного творчества бытовой жанр впервые сложился в средневековом искусстве стран Дальнего Востока: в Китае и Японии (школа укиё-э), в рельефах и росписях индийских храмов, персидской миниатюре.
Б. ж. сыграл важнейшую роль в становлении советского искусства, многосторонне отражая строительство социализма и коммунизма, формирование духовного мира советских людей. Ф. Зубов), в живописи 2-й половины 18 века создаются как отдельные произведения на бытовые темы (И.
Ему придают порой второстепенную роль по отношению к сюжету картины. Дени Дидро по этому поводу взволнованно пишет— «Он— умер, эта поразительная особа, которая собрала столько прекрасных произведений по литературе, почти не имея склонности читать, столько произведений искусства, разбираясь в них как слепой Невозможно терять ни минуты, если мы не хотим столкнуться с толпой отечественных или иностранных конкурентов». Тенирс во Фландрии) или богатого городского бюргерства (К. М., 1961, с. 16. Поза «свежего кавалера» – пародия на величие античных статуй: выставленная вперед босая нога, халат, подобный тоге, горделивый жест, надменный взгляд. В 1920-х гг.
По этой причине их называют картины исторического жанра. На этой основе вырос бытовой жанр передвижников, который сыграл ведущую роль в их искусстве исключительно полно и точно отразившем народную жизнь второй половины XIX в., напряжённо осмыслявшем её социальные закономерности. Французские романтики (Т. Но у всех на лицах благожелательные улыбки, жених ласково держит ее за руку, готовясь усадить в красный угол.
П. Норблин). Сама жизнь сформировала этот тип. Едкий обличитель нравов превращается в «поэта скорби».
Нетсхер в Голландии). Бытовой жанр достиг расцвета в европейских национальных школах в XVI – XVII вв. Нередко подобные картины небольшие по размеру.
Также в XVI веке была распространена традиция создания портретов с изображением черепа. В жанровых полотнах нидерландца П. Брейгеля и в офортах француза Ж. Калло изображение повседневности послужило для выражения широких общественно-философских идей, радости мирной жизни и трагичности, вторгающихся в неё исторических коллизий, несправедливости и насилия многогранность восприятия народного быта проявилась в сочетании достоверности и гротеска, драматизма и юмора интимности и эпического размаха. Фигура попа, как олицетворение всего темного царства". Художник в полной мере отразил идеи передвижников. Лонги), Германии (Д.
Однотонные желто-коричневые краски (желтый гроб, желто-коричневые тулупы, гнедая лошадь), объединяя в цветовом решении изображенную группу, также молчаливо говорят об одиночестве запечатленных людей, предоставленных в жизни только самим себе. Например, распространенные в Новое время сцены охоты, портретирование конкретного животного (лошади, собаки в заказном портрете XVIII в. ) использование обобщенного образа животного в аллегорическом изображении XVII – XIX вв. Бытовой жанр, один из жанров изобразительного искусства, посвященный повседневной частной и общественной жизни (обычно современной художнику).
объединение АХРР устроило ряд выставок, посвященных советскому быту, а его мастера (Е. Чернышевского «Эстетические отношения искусства к действительности» (1855), в частности, такие его высказывания как «Воспроизведение жизни – общий характеристический признак искусства, составляющий сущность его». Композиция этого полотна отличается серьезностью и продуманностью. утверждали новый тип жанровой картины, в котором стремились запечатлеть как бы случайный, фрагментарный аспект жизни, острую характерность облика персонажей, слитность людей и окружающей их природной среды. Но художник продолжал настойчиво совершенствовать свое мастерство.
Пименов), семьи (П. Тенирс во Фландрии) или богатого городского бюргерства (К. В итальянской живописи 16 века бытовой жанр начал постепенно отделяться от религиозных жанров (веницианцы – Карпаччо, Джорджоне, Бассано). Оп – настоящая «военная косточка».
В конце 19 — начале 20 вв. Большие картины остаются незаконченными. П. Ефанов), сатирическое осмеяние «старого быта» и его пережитков (Кукрыниксы), героика (художники сурового стиля) идиллическое изображение «счастливой жизни» нового общества (С. Хиллестрём), Польши (Я. И. Габашвили, А. Р. Мревлишвили), Армении (Е.
В 1779 г. исполнена картина (1739 – 1799 гг. ) «Праздник в деревне». Появление первых жанровых картин в Китае (Гу Кай-чжи, 4 в. ) граничит с религиозно-философскими идеями морального совершенствования, утверждением идеала благородства и величавости как нормы поведения человека в быту. Вернувшись, Перов увидел Россию другими глазами.
В итальянской живописи XVI века бытовой жанр начал постепенно отделяться от религиозных жанров (венецианцы — Карпаччо, Джорджоне, Бассано). В XVII веке наметилось два направления в бытовом жанре: демократическое (графика Рембрандта, ряд картин фламандца Брауэра, голландца Стена) и идеализирующее, рисовавшим картины идиллического благополучия жизни крестьян (Тенирс во Фландрии) или богатого городского бюргерства (Нетсхер в Голландии). В левой стороне картины мужик, плутовато ухмыляясь, держит в руках штоф и стакан и готовится «перейти к делу». Лето» (1830-е гг), в которой больше бытовой характерности (Приложение 6). Обращенный в основном к прошлому (порою и к глубокой древности) исторический жанр включает также изображения недавних событий историческое значение которых признано современниками.
Религиозная тематика многократно использовалась для ситуаций светского восприятия. В итальянской живописи 16 в. (главным образом у венецианцев — В. Карпаччо, Джорджоне, Я. Бассано) Б. ж. начал постепенно отделяться от религиозных и аллегорических жанров, сохраняя единую с ними образную систему. В пьяном попе Перова все, вплоть до его грязных ногтей, точно нарисовано. В XVIII – XIX вв.
В картине «Проповедь в селе», созданной в год отмены крепостного права, когда не утихали споры о взаимоотношениях крестьян и помещиков, Перов изобразил сцену в сельской церкви. С наступлением эпохи Возрождения в Европе религиозные и аллегорические сцены в живописи — сначала в Италии (Джотто, А. Лоренцетти — 14 в. ), а затем в Нидерландах (Я. ван Гог, молодой П. Пикассо во Франции). Батальный жанр в своей эволюции часто смыкался с историческим.
СЮЖЕТНАЯ КАРТИНА Сюжетная картина – наиболее сложный вид живописного искусства. Бравый служака с его горделивой осанкой смотрится как существо иного, «высшего» по отношению к купеческому миру порядка. Жилинский, Г. М. В современную эпоху его можно считать мало актуальным.
Такие произведения называют батальным жанром (от слова баталия — бой). К. Пимоненко, К. К. Костанди), Белоруссии (Ю. Г. Курбе и Ж. Ф. Милле во Франции, А. Менцель и В. Лейбль в Германии, Дж.
Важный вклад в реалистическое искусство Б. ж. внесли художники социалистических стран, ярко отразившие становление новых общественных отношений в жизни своих народов, показавшие характерные черты национального быта (К. Эта акварельная серия исполнена мрачного трагизма, отчаяния и безысходности. Мане, Э. Дега, О. Ренуар во Франции), в 1860-80-х гг. А. Пластов), города (Ю. И.
Центром произведения бытового жанра по-прежнему является человек. Формирование жанра как системы в станковой живописи началось в Европе в 15–16 вв. Главными чертами жанра являются обыденность, простота и реалистичность.
Появились плакатные образы иронические наблюдения и философские раздумья. Какими беспощадными штрихами дан образ старой девы. Художников, которые любят рисовать море, называют маринистами (от латинского слова marinus — морской).
«Бегство Григория Отрепьева из корчмы на литовской границе», 1876. ван Эйк, Д. Баутс, Гертген тот Синт-Янс — 15 в. ) и других европейских странах — стали насыщаться яркими бытовыми деталями, приобретать характер рассказа о событиях, радостях и горестях реальной жизни. В советском искусстве сложились особые формы бытового жанра: официальная помпезность (В. Французские романтики (Т.
Это сатира на ту форму брака, которая была принята в «свете». Он относится к ним с неменьшим уважением, чем к помещице. -1864 годы художник проводит за границей.
В бытовой жанр привносят элементы стиля рококо (Антуан Ватто, Жак де Лажу, Франсиско Гойя), обращаются к различным техникам (картины масляными красками, пастель, рисунок, фарфор, гравюра). Искусство тесно связывается с реальной действительностью.
Венецианов мастер пастельных, карандашных и масляных портретов, карикатур. Либерман в Германии, К. Крог в Норвегии, А. Цорн в Швеции, Т. Эйкинс в США). Делакруа, О. Верне). Реалистические тенденции проявились в бытовых картинах художников Италии (П. Картина «Тройка» Перов Картина Тройка.
Возвышенная поэтизация бытовых мотивов, мощное жизнелюбие характерны для произведений П. П. Резкое обострение социальных противоречий во всех областях жизни 20 в., войны и революции, национально-освободительные движения, бурное развитие промышленности, техники, рост городов, решительно изменившие быт миллионов людей, возродили и революционизировали искусство Б. ж. в капиталистических странах, придали ему импульсивность и боевую целенаправленность, стремление бесстрашно исследовать все закоулки жизни, показать не только невзгоды и страдания рядовых людей, но и их стойкость и готовность к борьбе. В XV веке появились изображения трудового народного быта в миниатюре (братья Лимбург во Франции), гравюре (Шонгауэра в Германии), светских росписях (Косса в Италии). В России бытовой жанр складывается лишь в 18 веке.
Характерной чертой Б. ж. стало соединение обостренно воспринятых характерных черт будничной жизни с обобщенностью, эмоциональной насыщенностью, зачастую символичностью образов и ситуаций, непосредственно выражающих симпатии и антипатии, мироощущение и общественные взгляды художника. Согбенная фигура вдовы крестьянина, главной героини «Проводов покойника» (1865 г. ), показывает, что её горе безутешно, а безрадостный пейзаж усугубляет ощущение тоски, затерянности несчастных героев в пустынном холодном мире. Со 2-й половины 1950-х гг. В 18 веке А. Ватто пишет «галантные празднества» в стиле рококо Ж. Б. С.
Бытовые (жанровые) сцены известные в искусстве с глубокой древности, выделились в особый жанр в феодальную эпоху (в странах Дальнего Востока) и в период формирования буржуазного общества (в Европе). Они распространены в росписях, рельефах и миниатюрах и в Европе и в Азии. Ходовецки), Швеции (П.
Художники, связанные с импрессионизмом (Э. Со второй половины 50-х гг. Ф. М. Достоевский, оставивший ряд тонких суждений об искусстве бытописательста, в частности, подметил, что: «исторический художник знает развязку изображаемых им событий, тогда как жанрист, выступая как их участник и очевидец, в большей степени действует наугад», помещая своих героев в обстановку, напоминающую многие картины передвижников, прежде всего В. Перова.
В 1868 году Перов создает одну из лучших своих картин – «Последний кабак у заставы» (Приложение 15), отличающуюся большой эмоциональностью художественного образа. Изменилась тематика изобразительного искусства, выход общественных проблем в художественную сферу. Произошло изменение жанровой структуры в искусстве второй половины XIX века, перенесение центра тяжести на жанровую живопись, большое значение портрета и пейзажа изменение роли исторической живописи. nature morte, буквально – мёртвая природа англ.
М. Пэн), Латвии (Я. Едкий обличитель нравов превращается в «поэта скорби».
Мунк в Норвегии, Ф. Ходлер в Швейцарии, П. Гоген, П. Сезанн во Франции и др. ). Бытовой жанр в изобразительном искусстве того периода тоже опирался на тайную символику – картины с рыбной ловлей рассказывали о крещении, сценки со строительством намекали на создание церковных общин, а веселое застолье призвано было отразить блаженство душ в райской обители. С наступлением эпохи Возрождения в Европе, сначала в Италии (Джотто, Лоренцетти – 14 век), а затем в Нидерландах (Ян ван Эйк, Боутс, Гертген тот Синт Янс – 15 век) и других европейских странах, религиозные сцены в живописи стали насыщаться яркими бытовыми деталями. Уже в первобытном искусстве известны сцены охот, шествий, обрядов.
Идейной программой для русских художников второй половины XIX века стала диссертация Н. Г. Серьезный вклад в развитие русского пейзажа внесли такие известные художники, как Алексей Саврасов, Иван Шишкин, Федор Васильев, Архип Куинджи, Василий Поленов, Исаак Левитан. Ведущее положение Бытовой жанр занял в первой буржуазной стране — Голландии, возводя в общественный идеал сложившийся здесь уклад домашней жизни голландская жанровая живопись поэтизировала крестьянский или бюргерский быт с его особым настроением интимной атмосферой мирного уюта (картины А. ван Остаде, К. Фабрициуса, П. де Хоха, Я. Вермера, Г. Терборха, Г. Метсю). Ходовецки), Швеции (П.
Тени в картине прозрачны – это результат тонких наблюдений художника на натуре.
Появление первых жанровых картин в Китае (Гу Кай-чжи, 4 в. ) граничит с религиозно-философскими идеями морального совершенствования, утверждением идеала благородства и величавости как нормы поведения человека в быту. С первых же лет Советской власти художники (Б. Есть картины, на которых изображены военные действия. Ведущую роль в Б. ж. играет бытовая (жанровая) живопись жанровые темы распространены также в графике и в скульптуре, преимущественно небольших размеров. В картинах Н. А. Ярошенко, Н. А. Касаткина, С. В. Иванова, А. Е. Архипова в конце 19 — начале 20 вв.
Каждая вещь и событие вовлекались в своего рода театральное действо. Примерно так же развивалась жанровая живопись Японии и Кореи. Пластов, А. А.
С первых же лет Советской власти художники (Б. В старину обучение батальному жанру предполагало штудии пластической анатомии лошади. В произведениях П. Брейгеля в Нидерландах и Ж. Калло во Франции изображение картин повседневности служило для выражения общественных и философских идей, утверждения радости мирной жизни, показа социальной несправедливости и насилия. Хиллестрём), Польши (Я. Ее попытка ускользнуть в соседнюю комнату сразу же разга-дывается как кокетство. Над анималистическим изображением обычно работают с натуры или по воспоминанию.
(К. Присутствие в бытовой живописи изображений людей имеет много общего с портретом. Религиозные темы – это весь материал мировых религий и их священных текстов (варианты христианства, буддизм индуизм ислам и др. ).
В 20-х гг. Эта юмористическая нотка оживляет картину и сообщает ей еще большую теплоту. В период Сун (10-13 вв. ) китайские жанристы (Ли Тан, Су Хань-чэнь) начали изображать народную жизнь в картинах, полных юмора и метких наблюдений.
Лонги), Германии (Д. Шонгауэр в Германии), светских росписях (Ф.
Во Франции в 18 в. бытовой жанр представлен идиллическими пасторалями в стиле рококо (Ф. объединение АХРР устроило ряд выставок, посвященных советскому быту, а его мастера (Е.
В картинах Н. А. Ярошенко, Н. А. Касаткина, С. В. Иванова, А. Е. Архипова в конце XIX – начале XX вв. определяется, отчасти как реакция на мимолётность импрессионистических образов, стремление выразить в картинах повседневной жизни постоянные начала, первичные основы бытия, его философски-символическое содержание эта тенденция, возносившая обыденные явления на уровень вневременных символов, заменившая сюжетное действие лирическим переживанием, знаменовала разрыв с традицией Б. ж. 19 в. часто она была призвана выразить то некую мистическую сущность жизни (Э. Каждая из них – законченная новелла о человеческом горе.
Головачевского и Автопортрет, удостаивается звание академика в 1811 г. самые лучшие его работы были созданы в 20-е годы. В противовес постепенно мельчавшим и терявшим социальную остроту традиционным формам Б. ж., с 1860-70-х гг. Например, художник Александр Иванов своей картиной «Явление Христа народу» воплотил некоторые важные идеи данного направления. Г. Перов, И. Е. Репин, В. Е. Маковский, Н. А. Касаткин, Н. А. Ярошенко, А. Е. Архипов и др. ).
Он обладал острой наблюдательностью, чутко воспринимал недостатки общественного строя. Ведущее положение Б. ж. занял в первой буржуазной стране – Голландии, возводя в общественный идеал сложившийся здесь уклад домашней жизни голландская жанровая живопись поэтизировала крестьянский или бюргерский быт с его особым настроением интимной атмосферой мирного уюта (картины А. ван Остаде, К. Фабрициуса, П. де Хоха, Я. Вермера, Г. Терборха, Г. Метсю).
В картинах Г. М. Коржева, В. И. Иванова, Е. Е. Моисеенко, Ю. П. Кугача, Т. Т. Салахова, Г. С. Ханджяна, Э. К. Илтнера, И. А. Зариня, И. Н. Клычева, в гравюрах Г. Ф. Захарова, В. М. Юркунаса, В. В. Толли повседневная жизнь народа предстаёт богатой и сложной, насыщенной большими мыслями и переживаниями. И. Габашвили, А. Р. Мревлишвили), Армении (Е. В конце 19 — начале 20 вв. Отметим этапы творчества художника. Золотой Плес", 1889 " После дождя.
Тогда искусство было способом взаимодействия с окружающим миром, попыткой усилить воздействие магических обрядов. Именно вот таким образом к началу Просвещения бытовой жанр в изобразительном искусстве начинал изживать себя. К бытовому жанру обратился целый ряд голландский мастеров— от высокоодаренных (Франс Халс, Ян Вермер, Маттиас Стом) до полупрофессиональных, провинциальных и непрофессиональных, которых не брали в художественные гильдии и которым запрещали продавать картины собственного производства.
Известны и тогдашние художники-жанристи (Янь Ли-бэнь, Хань Хуан, Чжоу Фан), хотя в их произведениях преобладали бытовые сцены императорского двора. К. Пимоненко, К. К. Костанди), Белоруссии (Ю. Программной работой этих лет стала картина «Утро помещицы» изображающая повседневную сцену из жизни помещичьей усадьбы. Бытовые сцены украшают капители колонн, тексты средневековых манускриптов.
объединение АХРР устроило ряд выставок, посвященных советскому быту, а его мастера (Е. Даже у современного зрителя сюжеты мастеров голландского бытового жанра XVIIв. бытовой жанр переживал расцвет и в искусстве стран Азии –в миниатюре Ирана, Индии (К.
Предпосылки для этого были заложены в искусстве Возрождения, когда художники начали насыщать бытовыми деталями религиозные и аллегорические композиции (Джотто, А. Лоренцетти в Италии, Ян ван Эйк, Р. Кампен, Гертген тот Синт-Янс в Нидерландах, братья Лимбург во Франции, М. Шонгауэр в Германии) в конце 15 – начале 16 вв. Весна». Реалистические тенденции буржуазной Б. ж. проявились в искусстве Италии (П. На рубеже 19 и 20 вв. Последняя, неоконченная картина Левитана ("Озеро.
Французские романтики (Т. Здесь можно увидеть как рабочие будни, так и случайные жизненные события. Художники воссоздают жизнь деревни (А.
Буше во Франции), с его приукрашенностью образов и условностью ситуаций, возникли буржуазный семейный жанр и антифеодальная бытовая сатира. Содержание событий мгновенно угадывается зрителем. М. Розентал, Я. Т. Валтер), Грузии (Г. Работа над картиной «Гумно» стала настоящей школой для Венецианова.
М. Розентал, Я. Т. Валтер), Грузии (Г. Нарядность одежды не скрывает прямолинейности ее натуры (по округлым очертаниям рта можно заметить – она кричит: «Дура. »). Бытовой жанр (фр.
Самым известным русским маринистом был И. К. Айвазовский. В 15 в. в миниатюре (братья Лимбург во Франции), гравюре (М. Синеватый тон заснеженного пространства и вечернего неба, дровни с гробом и осиротевшей семьей вызывают ощущение бесприютности и тоски. Мозаики, декоративное искусство поздней античности содержат немало сюжетов бытового жанра трудовых, семейных, любовных, театральных, карикатурно-сатирических.
Во Франции А. Ватто и О. Фрагонар (обращавшиеся часто к реалистическому переосмыслению галантного жанра) внесли в Б. ж. психологическую тонкость и остроту жизненных наблюдений проникновенной поэзией домашнего быта наполнены интимные незамысловатые по сюжету картины Ж. Б. Шардена сентиментальные полотна Ж. Б. Грёза полемически утверждали нормы семейной морали третьего сословия. Иной общественный слой представляет картина «Разборчивая невеста» (Приложение 9). Одинокая фигура крестьянки в санях кажется воплощением безысходного терпения. В основе данного направления лежит уход от мифологии и проявление первого интереса к реальной жизни.
Такая градация жанров просуществовала до 19 в. хотя и с исключениями. Успехи демократического реализма в Бытовой жанр 19 в. были связаны со становлением и подъёмом художественной культуры многих народов в ходе их борьбы за национальное и социальное освобождение: прочувствованные изображения народной жизни создали М. Мункачи в Венгрии, К. Пуркине в Чехии, А. и М. Герымские и Ю. Хелмоньский в Польше, Т. Аман и Н. Григореску в Румынии, И. Мырквичка в Болгарии, Ж. Ф. ди Алмейда Жуниор в Бразилии, Л. Романьяч на Кубе. Наряду с портретами в 70-е годы Перов пишет такие картины, как «Охотники на привале», «Птицелов», «Рыболов», «Голубятник». В период Сун (10—13 вв. ) китайские жанристы (Ли Тан, Су Хань-чэнь) начали изображать народную жизнь в картинах, полных юмора и метких наблюдений. «Написать картину абсолютно невозможноне зная ни народа, ни его образа жизни, ни характера, не зная типов народных, что составляет основу жанра», – пишет Перов. Для майора служит товаром его титул, а для купца – приданое дочери. Белинского, Н. А.
Основное содержание жанра – изображение животных, птиц, рептилий. Формирование исторического жанра своеобразно. В древнегреческой вазописи и рельефах встречаются родственные античной лирике и комедии, живо и непосредственно наблюдённые бытовые сцены (с несложным сюжетом и обусловленными им взаимоотношениями персонажей) значительное место они заняли в эллинистических и древнеримских росписях, мозаиках и скульптуре (особенно мелкой), в чём отразился возросший интерес искусства к обыденным явлениям и частной жизни. рельефы Боробудура в Индонезии, около 800, Ангкора в Камбодже, 10—13 вв. Близок бытовому жанру бодегонес в испанском искусстве (Д.
Саврасов чаще переходит к спокойным, повествовательным образам, в ряде случаев отмеченных стремлением к цветовому единству произведений («Лосиный остров в Сокольниках», 1869), к усилению эмоционального звучания светотени. Изображая крестьянок, Венецианов подчеркивает их красоту и спокойное достоинство. Но и сквозь ложное благолепие нередко проступала правда.
Как говорил сам художник, он стремился «ничего не изображать иначе, чем в натуре является» и работать «без примеси манеры какого-либо художника». Эта задача требует натурного наблюдения. Картины этого жанра изображают сценки из частной и общественной жизни человека. Персонажи картины «Тройка» (1866 г. ) изображающей детей, впряженных в сани с огромной обледенелой бочкой, вызывают еще большее сострадание у зрителя.
Чернышевского «Эстетические отношения искусства к действительности» (1855), в частности, такие его высказывания как «Воспроизведение жизни – общий характеристический признак искусства, составляющий сущность его» Иванов И. Передвижники. Каждая деталь этих образов полна символической значительности. В 1768г. Дальнейшая история способствовала изгнанию из официальной культуры всего того, что не укладывалось в лозунг о жизни, становящейся «все лучше, все веселее». Сцены отечественной истории (порой так остро читаемые в контексте политического режима и жизни общества второй половины 19 века Российской империи), реалистическое описание быта и жизни народа, психологический портрет, с которого на зрителя глядят и совесть нации – представители интеллигенции и крестьяне, милые сердцу образы родной природы – основные темы передового российского искусства.
Гораздо интенсивнее Бытовой жанр обособлялся в Нидерландах (К. натюрморт мог служить и для сложной моральной и философской коммуникации со зрителем. Успехи Бытовой жанр способствовали вместе с тем появлению его салонных, «великосветских», обывательски-натуралистических, декоративно-экзотических и др.
Однако, поэтическое видение мира в ней является также определяющим. В 1920-х гг. В XX в. признанными мастерами бытового жанра считались художники Э. Мунк (Норвегия), Пабло Пикассо (Франция), Игнасио Сулоага (Испания), Джордж Беллоуз, Рокуэлл Кент, Эндрю Уайет (США), Борис Кустодиев, А. А. При этом, бытовые образы Возрождения в отличие от средневековых реалистичны иносказание отнюдь не исключает в них правду жизни. Федотова.
Плес", 1889 "Свежий ветер. передвижники.
Венецианов еще не связывает фигуры единым действием или сюжетом. Вальдмюллер, К. Шпицвег). Член – учредитель Товарищества передвижных художественных выставок. Главное для него – верно изобразить натуру.
Художник изобразил молодого офицера, который вечер за вечером проводит в отупляющей скуке. В экспозиции Русского музея в Санкт-Петербурге есть две картины из крестьянской жизни, слабые по исполнению, но любопытные как свидетельство возникшего интереса к крестьянской теме и бытовому жанру.
В конце 19 – начале 20 вв. Поворот головы крестьянки и взор мальчика, устремленный к ее руке, связывают их воедино. Автономное значение бытовой жанр приобретает в 16-17 веках. Ведущую роль в Б. ж. играет бытовая (жанровая) живопись жанровые темы распространены также в графике и в скульптуре, преимущественно небольших размеров. часто служат для выражения глубоких философских раздумий о жизни.
Настроение одиночества создается светом и мастерски подобранной цветовой гаммой. Г. Венецианов и венециановская школа в России, Дж. в творчестве ряда художников бытовой жанр стал постепенно обособляться (у венецианцев В. Карпаччо, Джорджоне, Я. Бассано, у нидерландцев К. Массейса, Луки Лейденского, П. Артсена).
Взгляните только на «Бурлаков» г. Репина и вы тотчас же принуждены будете сознаться, что подобного сюжета никто еще не смел брать у нас и что подобной глубоко потрясающей картины из народной русской жизни вы еще не видели. утверждался и новый тип жанровой картины, связанный многими чертами с импрессионизмом и разработанный во Франции Э. Мане, Э. Дега, О. Ренуаром, А. Тулуз-Лотреком. Со 2-й половины 1950-х гг. И. Габашвили, А. Р. Мревлишвили), Армении (Е. В картине «Гумно» изображенный изнутри сарай освещен ровным, спокойным, рассеянным светом. Расплываясь в угодливой, довольной улыбке, он спешит навстречу долгожданному гостю.
Левитан Исаак Ильич (1860–1900), русский художник. Всю свою жизнь он изображал море, то тихое и спокойное, то бурное, штормовое.
В своих картинах он достигает неведомой до него силы воздействия. С наступлением эпохи Возрождения в Европе религиозные и аллегорические сцены в живописи — сначала в Италии (Джотто, А. Лоренцетти — 14 в. ), а затем в Нидерландах (Я. В картине проступает ярая борьба с идеализацией старых времён о нравах и человеке. По стилю работ ученик Боровиковского. Саввинская слобода", 1883). Корин).
И потому художники старательно доказывают материальность бытия, наделяют предметы и ситуации чувственной убедительностью. В России активный интерес к бытовому жанру начинается во второй половине XVIII в. один из жанров изобразительного искусства, посвященный повседневной частной и общественной жизни (обычно современной художнику).
В картинах мастеров XIXв. Сказочные легенды, бытовой символизм – вот чему была посвящена тематическая картина. Сюжеты пословиц и поговорок игр и загадок, а также кухни, лавки, рынки, трапезы изображаются с 16 века в нидерландском бытовом жанре (П. Наблюдение за бытом современников и смелость в воспроизведении бытовых сцен обусловили чрезвычайное многообразие сцен, созданных вазописцами— от воодушевлённого пения актёра в роли Аполлона до эротических сцен и неприятных последствий пьянства на недавней вечеринке (мастер Бриг, киликс, Вюрцбург, университетский музей). Гораздо интенсивнее бытовой жанр обособлялся в Нидерландах (Массейс, Лука Лейденский, Питер Брейгель) изображая конкретные особенности поведения и бытовую среду людей разных общественных слоёв. Бытовые ("жанровые") сцены известные с глубокой древности (в первобытном искусстве, в росписях и рельефах Древнего Востока, древнегреческой вазописи, эллинистических росписях, мозаиках, скульптуре, средневековых фресках и миниатюрах), выделились в особый жанр в эпоху формирования в Европе буржуазного общества. картины повседневности служили для выражения глубочайших мировоззренческих идей.
Серебрякова, Д. Д.
Бытовой жанр, один из жанров изобразительного искусства, посвященный повседневной частной и общественной жизни (обычно современной художнику). Современное понятие жанра оказывается особенно развитым на почве станковой живописи. Новая эпоха принесла художественному направлению невероятное разнообразие видов.
Была приурочена к 250-летию изгнания польско-литовских интервентов из пределов России. Это брак без поэзии чувства, без любви – это сделка. Из-за портьеры выглядывают радостно взволнованные родители, они возносят благодарение небу, подняв свои взоры к потолку. В 1878 году на 6-й Передвижной выставке показал картину «Встреча иконы» (1878). На рубеже 18—19 вв.
Примитивная прямолинейность обиаруживает себя и в главе семьи.
Они распространены в росписях, рельефах и миниатюрах – как в Европе (рельефы собора в Наумбурге, Германия, середина 13 в. русские росписи 17 в. ), так и в Азии (росписи Аджанты в Индии, в основном 5-6 вв. Мунк в Норвегии, Ф. Ходлер в Швейцарии), то романтический порыв, устремление от быта к одухотворённой мечте (П. При этом бытовой жанр тесно соприкасается с притчей или аллегорией (циклы «Пять чувств», «Добродетели и пороки» и т. п. ).
Одной из лучших работ Венецианова является картина «На жатве. П. Норблин). Формирование бытового жанра начинается в XVI в. в Италии и Нидерландах. В эпоху Возрождения в Европе религиозные и аллегорические сцены в живописи стали приобретать характер рассказа о реальном событии, насыщались бытовыми деталями (Джотто, А. Лоренцетти в Италии, Ян ван Эйк, Р. Кампен, Гертген тот Синт-Янс в Нидерландах), появились изображения трудовой деятельности человека (братья Лимбург во Франции, М. Шонгауэр в Германии, Ф. Косса в Италии). Жанр — это тема картины.
Тенирс во Фландрии) или богатого городского бюргерства (К. Венецианов Алексей Гаврилович (1780-1847).