К бытовому жанру относятся картины, рассказывающиеся о событиях повседневной жизни. Артпостергалерея предлагает подобрать себе качественные репродукции картин бытового жанра знаменитых художников по доступной цене. Как и многие другие жанры живописи, бытовые картины редко встречаются в самостоятельном виде, становясь частью портретного или пейзажного жанра.
У нас представлен большой выбор репродукций картин известных художников писавших в Бытовом жанре. Бытовой жанр на картинах художников. Бытовой жанр в искусстве Быт Бытию Естественный ход событий Повседневный быт Особенности бытового жанра Разнообразие бытового жанра.
М. Розентал, Я. Т. Валтер), Грузии (Г. Г. Перов, И. Е. Репин, В. Е. Маковский, Н. А. Касаткин, Н. А. Ярошенко, А. Е. Архипов и др. ). В итальянской живописи XVI века бытовой жанр начал постепенно отделяться от религиозных жанров (венецианцы— Карраччи, Джорджоне, Бассано). В итальянской живописи XVI века бытовой жанр начал постепенно отделяться от религиозных жанров (венецианцы — Карпаччо, Джорджоне, Бассано). Жанровая картина (более раннее название – бытовой жанр) – жанр живописи, посвящённый изображению повседневной жизни человека, частной и общественной.
В 1768г. Г. Курбе и Ж. Ф. Милле во Франции, А. Менцель и В. Лейбль в Германии, Дж. Новая эпоха принесла художественному направлению невероятное разнообразие видов. Буржуазия стала высмеиваться, а картины приобретали всё большую реалистичность.
Благодаря голландцу П. ван Лару комический бытовой жанр распространился в Италии (бамбоччанти). М. Креспи) и идеализирующим искусством, рисовавшим идиллические картины жизни крестьян (Д. ван Эйк, Д. Баутс, Гертген тот Синт-Янс — 15 в. ) и других европейских странах — стали насыщаться яркими бытовыми деталями, приобретать характер рассказа о событиях, радостях и горестях реальной жизни. Пластов, А. А.
Караваджизм), подчёркнуто правдивое, монументальное изображение сцен жизни общественных низов в религиозных композициях противопоставлялось идеализирующим принципам академизма. Уклад провинциальной Руси воспет Б. М. Кустодиевым и М. В. Нестеровым.
ван Гог, молодой П. Пикассо во Франции). ярко отражает те жуткие времена, когда труд детей считался обыденным явлением. Вот его полотно «Святая родня» :Превосходно показана жизнь обычной голландской семьи 15 века.
К бытовому жанру относятся бытовая (жанровая) живопись, графика и скульптура, преимущественно небольших размеров. Тема определяет круг явлений, захвативших художника, которым он посвящает свое произведение, она связана с идеей (историческая тема, военная тема, тема народной жизни, тема труда, тема любви и т. д. ). Бытовой жанр эпохи Просвещения нравоучителен (Ж.
1668г., Москва, ГМИИ) и многие другие позволили ему в единой картине соединить пейзаж, натюрморт и жанровые сцены. Нередко подобные картины небольшие по размеру. Федотов Павел Андреевич (1815-1852) Мастер сатирического направления в живописи, положивший начало критического реализма в бытовом жанре.
«Рыбный рынок» (1662, Лондон, Национальная галерея), «Рынок в порту» (ок. На заднем плане еще одна группа людей тоже занята своими повседневными делами. Художники объединения ОСТ (А. К. Пимоненко, К. К. Костанди), Белоруссии (Ю. Во 2-й половине 19 в. мастера импрессионизма во Франции (Э.
Успехи Бытовой жанр способствовали вместе с тем появлению его салонных, «великосветских», обывательски-натуралистических, декоративно-экзотических и др.
Мунк в Норвегии, Ф. Ходлер в Швейцарии, П. Гоген, П. Сезанн во Франции и др. ). П. Норблин). Гравюры насыщаются бытовыми эпизодами (А.
В ней господствуют темы повседневного бюргерского быта. В итальянской живописи 16 в. (главным образом у венецианцев — В. Карпаччо, Джорджоне, Я. Бассано) Бытовой жанр начал постепенно отделяться от религиозных и аллегорических жанров, сохраняя единую с ними образную систему.
Широкое использование вазописи частично отразило и бытовые сцены, которые встречались в живописи и создало собственные его образцы (мастер Евфроний, пелика «Смотри, ласточка. », Эрмитаж мастер Эксекий, «Дионис на пиратской лодке» мастер Евфимид, «Сборы воина в поход», Мюнхен). отразились противоречия капитализма, расслоение деревни, жизнь и борьба рабочего класса и сельской бедноты. Ф. М. Достоевский, оставивший ряд тонких суждений об искусстве бытописательста, в частности, подметил, что: «исторический художник знает развязку изображаемых им событий, тогда как жанрист, выступая как их участник и очевидец, в большей степени действует наугад», помещая своих героев в обстановку, напоминающую многие картины передвижников, прежде всего В. Перова. Милле, Г. Курбе) сатира и социальная критика характерны для бытового жанра у О. Домье.
М. Татевосян) и др. В советском искусстве сложились особые формы бытового жанра: официальная помпезность (В. В большей степени бытовая живопись даёт подробное описание сложившихся традиций. Лучшие произведения бытового жанра притягивают зрителя как умело построенные рассказы. Художники, связанные с импрессионизмом (Э.
Саврасов один из крупнейших представителей лирического направления в русском пейзаже, оказал огромное влияние на русских пейзажистов конца 19 — начала 20 вв. Бытовой жанр, один из жанров изобразительного искусства, посвященный повседневной частной и общественной жизни (обычно современной художнику). К концу девятнадцатого века жанру снова пришлось столкнуться с упадком.
«Пейзажи настроения» Левитана содержат особую психологическую насыщенность, отражая все грани человеческой души. Автономное значение бытовой жанр приобретает в 16-17 веках. Двадцатые годы XX века дали необычайное многообразие его видов: тут и монументально-плакатные образы (ряд художников ОСТа) и лукаво-иронические наблюдения (например, у С. Лучишкина или С. Адливанкина) и сосредоточенное, замкнутое в себе раздумье (художники круга Маковец). С эпоху Возрождения религиозные картины начинают насыщаться яркими бытовыми деталями.
Благодаря данным особенностям она получила высокую оценку среди критиков и современников художника. Но эта демократизация несколько иного характера, чем у голландцев XVIIв., когда привлекали прозаические, будничные и забавные юмористические ситуации (Ян Стен, «Автопортрет с женой под хмельком», Карел Фабрициус, «Спящий страж»).
Следует ли искусству бытописать сюжеты обыденности или торжеств. СЮЖЕТНАЯ КАРТИНА Сюжетная картина – наиболее сложный вид живописного искусства. В бытовой жанр привносят элементы стиля рококо (Антуан Ватто, Жак де Лажу, Франсиско Гойя), обращаются к различным техникам (картины масляными красками, пастель, рисунок, фарфор, гравюра). Лонги), Германии (Д. бытовой жанр переживал расцвет и в искусстве стран Азии – в миниатюре Ирана, Индии, в живописи Кореи и особенно в Японии (гравюры Китагава Утамаро, Кацусика Хокусая). М. Татевосян) и др. Её можно было бы назвать и по-другому – «Свадьба». Повторяясь из картины в картину, эти мотивы превратились в штампы, становясь все болееи более неискренними и ханжескими. Бытовой жанр (ныне — просто жанр) несколько обесценился.
К бытовому жанру относятся бытовая (жанровая) живопись, графика и скульптура, преимущественно небольших размеров. Но и сквозь ложное благолепие нередко проступала правда. Хотя как раз в жанровой живописи часто встречаются занимательные сюжеты.
Во второй половине XVII – начале XVIII вв. В России бытовой жанр складывается лишь в 18 веке. В 17 в. наметилось расхождение между демократическим направлением в Бытовой жанр, приближавшимся иногда к осознанию противоречий жизни (графика Рембрандта, ряд картин фламандца А. Брауэра, голландца Я. Стена итальянцев С. Розы и Дж. Бытовой жанр 30-х гг.
В основе данного направления лежит уход от мифологии и проявление первого интереса к реальной жизни. Гораздо интенсивнее Бытовой жанр обособлялся в Нидерландах (К. Плес", 1889 "Свежий ветер.
Как и в прежние времена, каждую деталь художники стремились наполнить символизмом. Коржев, В. Е. И. Габашвили, А. Р. Мревлишвили), Армении (Е. Г. Венецианов и венециановская школа в России, Дж.
Здесь можно увидеть как рабочие будни, так и случайные жизненные события. Ослаблением социально- критических тенденций отмечено творчество ряда крупных жанристов (Ж. Гораздо интенсивнее бытовой жанр обособлялся в Нидерландах (Массейнс, Лука Лейденский, Питер Брейгель) изображая конкретные особенности поведения и бытовую среду людей разных общественных слоёв. П. Ефанов), сатирическое осмеяние «старого быта» и его пережитков (Кукрыниксы), героика (художники сурового стиля) идиллическое изображение «счастливой жизни» нового общества (С.
Не будь рядом Благовещения, вообще трудно догадаться, что это Иосиф. Если уж мы заговорили о нидерландских художниках, то надо заметить, что в 15 веке творчество многих художников этой школы было отмечено насыщением религиозных сцен в живописи яркимибытовыми деталями. В этом плане характерно творчество великого Яна ван Эйка (1385/1390 – 1441). Характер изобразительных сюжетов тоже различен. В 18 веке А. Ватто пишет «галантные празднества» в стиле рококо Ж. Б. С. О ЧЕМ РАССКАЗЫВАЕТ БЫТОВАЯ КАРТИНА. Золотой Плес", 1889 " После дождя.
Вроде обычная бытовая сценка, ан нет – это боги занимаются повседневными делами. На первый план в нём выступают красота преображенной искусством обыденности, выразительность как бы случайного, фрагментарного, неожиданного аспекта жизни, мгновенно схваченных ситуаций изменчивых настроений и состояний, острая характерность облика и привычных движений персонажей интерес к людям, стоящим вне общественных норм (художественная богема, полусвет, люди «дна»). Бастьен-Лепаж, Л. Лермит во Франции Л. Кнаус, Б. Вотье в Германии К. Е. Маковский в России). в творчестве ряда художников бытовой жанр стал постепенно обособляться (у венецианцев В. Карпаччо, Джорджоне, Я. Бассано, у нидерландцев К. Массейса, Луки Лейденского, П. Артсена). 1660 г., Амстердам, Рейксмузеум), привлекающая искренностью чувств, красотой живописи, легким юмором. Со второй половины 50-х гг.
Учился у Робера Компена, . В средневековом искусстве Европы и Азии жанровые сцены часто вплетались в религиозные и аллегорические композиции (росписи, рельефы и миниатюры). Такая градация жанров просуществовала до 19 в. хотя и с исключениями. В освобождающихся и развивающихся странах Азии и Африки сложились самобытные школы национального Бытовой жанр, поднявшиеся от подражательности и стилизации к глубокому обобщённому отражению жизненного уклада своих народов (А. Иной жизненный и творческий путь прошел Питер де Хоох (1629 — после 1683 г. ), бытовая живопись которого носит созерцательно-лирический характер. Во Франции в 18 в. бытовой жанр представлен идиллическими пасторалями в стиле рококо (Ф.
В картинах мастеров XIXв. В них находит своё отображение типичный поток времени. отразились расслоение деревни, жизнь рабочего класса. Зачатки новой религии развивались во враждебной атмосфере, скрываясь в катакомбах и пользуясь секретными шифрами. Окончательно европейский бытовой жанр сформировался в XVII веке (Караваджо, Рубенс, Ленен, Веласкес, Адриан ван Остаде, Фабрициус, Питер де Хох, Вермер, Терборх, Метсю).
Плиний Старший писал в своей «Естественной истории» о существовании особых художников, занимавшихся изображением лавочек цирюльников и сапожников. Та же итальянская лоджия, тот же реалистический пейзаж, та же непринужденная бытовая обстановка. Фигура попа, как олицетворение всего темного царства".
В. Герасимов, А. А. Пластов, Т. Г. Гапоненко, В. Г. Одинцов, Ф. Г. Кричевский). Первые бытовые зарисовки появились в живописи Китая с IVв. Картины «Хозяйка и служанка» (ок.
способны вызвать и скуку и улыбку и удивление и хохот. Хиллестрём), Польши (Я. Хиллестрём), Польши (Я. К бытовому жанру относятся бытовая (жанровая) живопись, графика и скульптура, преимущественно небольших размеров. Посмотрите, в частности, на его картину «Мадонна канцлера Ролена».
Некоторые жанры отмирают или обретают новый смысл (напр., мифологический жанр), возникают новые, обычно внутри ранее существовавших (напр., внутри пейзажного жанра появились архитектурный пейзаж и марина). Гораздо интенсивнее бытовой жанр обособлялся в Нидерландах (Массейс, Лука Лейденский, Питер Брейгель) изображая конкретные особенности поведения и бытовую среду людей разных общественных слоёв.
Картина «Тройка» Перов Картина Тройка. утверждался и новый тип жанровой картины, связанный многими чертами с импрессионизмом и разработанный во Франции Э. Мане, Э. Дега, О. Ренуаром, А. Тулуз-Лотреком. Метсю. Кустодиев) или лирически-грустном облике (А. Бытовой жанр, жанр изобразительного искусства, посвященный повседневной частной и общественной жизни (обычно современной художнику). Ярким представителем такого направление был Амброджо Лоренцетти (ок.
П. Кончаловский). Реалистические тенденции буржуазной Бытовой жанр проявились в искусстве Италии (П. В большинстве своём люди изображаются за своими повседневными занятиями. Венецианов Алексей Гаврилович (1780-1847). В XVI-XVIII вв. Сцены повседневной жизни вдохновляли людей еще в древние времена.
Бытовой жанр достиг расцвета в европейских национальных школах в XVI – XVII вв. Французские романтики (Т. С наступлением эпохи Возрождения в Европе, сначала в Италии (Джотто, Лоренцетти – 14 век), а затем в Нидерландах (Ян ван Эйк, Боутс, Гертген тот Синт Янс – 15 век) и других европейских странах, религиозные сцены в живописи стали насыщаться яркими бытовыми деталями.
Мышеловки на столе и за окном, поставленные Иосифом, отсылают к словам блаженного Августина о том, что «крест Господа есть мышеловка для дьявола». Формирование жанра как системы в станковой живописи началось в Европе в 15–16 вв. Мурашко, З. Е. Передвижникам были близки идеи революционных демократов, тезис Чернышевского – «прекрасное – есть жизнь», своё искусство они понимали как долг перед народом и Отечеством.
Его мастерство в обрисовке характеров ярче всего проявляется в интимных камерных картинах, таких, как «Больная и врач» (ок. Я. Данько, В. В. Лишев, Г. И. Мотовилов). Искусство тесно связывается с реальной действительностью. Даже у современного зрителя сюжеты мастеров голландского бытового жанра XVIIв. Русь", 1900) является – вопреки смертельной болезни – едва ли не самым радостным его произведением. Деталь фрески.
Саврасов чаще переходит к спокойным, повествовательным образам, в ряде случаев отмеченных стремлением к цветовому единству произведений («Лосиный остров в Сокольниках», 1869), к усилению эмоционального звучания светотени. объединение АХРР устроило ряд выставок, посвященных советскому быту, а его мастера (Е.
480 – 470 до н. э. Гробница «Леопардов» в Тарквиниях. В изобразительном искусстве Древней Греции бытовой жанр, естественно был не главным. Плиний Старший в «Естественной истории» (I век н. э. ) писал о появлении особого рода живописцев рипорографов бытописателей изображавших лавчонки сапожников и цирюльников. Такая широта задач жанровой картины нередко сближала её с исторической композицией. Жанр претворился в сказочную легенду или монументальный эпос у символистов (В. Борисов-Мусатов, К. Петров-Водкин, Дж. Сегантини, Ф. Ходлер). Член – учредитель Товарищества передвижных художественных выставок. Чрезвычайно благоприятные условия для развития получил бытовой жанр в искусстве Голландии XVII в. Этому способствовало несколько обстоятельств:распространение в стране протестантизма различных направлений с отказом от религиозных картинслабые позиции католицизма в стране, главного заказчика религиозной живописисокращение заказов на религиозную живопись католического образца способствовало развитию других жанров – (портрет, пейзаж и бытовая картина). К бытовому жанру обратился целый ряд голландский мастеров – от высокоодаренных (Франс Халс, Ян Вермер, Маттиас Стом) до полупрофессиональных, провинциальных мастеров. Шардена сентиментально-дидактичные полотна Ж. Б. Грёза утверждали нормы буржуазной морали.
С наступлением эпохи Возрождения в Европе, сначала в Италии (Джотто, Лоренцетти — XIV век), а затем в Нидерландах (Ян ван Эйк, Боутс, Гертген тот Синт Янс — XV век. ) и других европейских странах, религиозные сцены в живописи стали насыщаться яркими бытовыми деталями. мастера советского. Бытовой жанр стал ведущим в живописи передвижников, которые пишут свои картины с горячим состраданием к «маленьким людям», властно взывают к общественной совести, протестуя против несправедливости. В картине проступает ярая борьба с идеализацией старых времён о нравах и человеке. Ок. Волга", 1891–1895).
1295 – 1348) – итальянский художник сиенской школы. Художники, работающие в бытовом жанре, называются жанристами. до н. э., пейзажи и натюрморты в эллинистических и римских мозаиках и фресках. Наблюдение за бытом современников и смелость в воспроизведении бытовых сцен обусловили чрезвычайное многообразие сцен, созданных вазописцами— от воодушевлённого пения актёра в роли Аполлона до эротических сцен и неприятных последствий пьянства на недавней вечеринке (мастер Бриг, киликс, Вюрцбург, университетский музей).
Та же поэтика тонкого, образного обобщения одухотворяет произведения «волжского периода» ("Вечер на Волге", 1888 " Вечер. Милле во Франции, А. фон Менцель и В. Лейбль в Германии, Дж. часто служат для выражения глубоких философских раздумий о жизни. Близок бытовому жанру бодегонес в испанском искусстве (Д. Примерно так же развивалась жанровая живопись Японии и Кореи. Правая часть – это уж весьма бытовая картина – работа плотника в его мастерской. Как много ярких и выразительных деталей на этом полотне.
На рубеже 19 и 20 вв. Делакруа, О. Верне). Появились плакатные образы иронические наблюдения и философские раздумья. Он обладал острой наблюдательностью, чутко воспринимал недостатки общественного строя.
В конце XV – начале XVI вв. Вальдмюллер, К. Шпицвег). бытовой жанр переживал расцвет и в искусстве стран Азии –в миниатюре Ирана, Индии (К.
В период Сун (X—XIII вв н. э. ) китайские художники-жанристы (Ли Тан, Су Хань-чень) создают и сцены народного быта в картинах интересные своей юмористической окраской или уважительным отношением. Окончательно европейский Бытовой жанр сформировался в 17 в., в обстановке борьбы феодальных и буржуазных укладов, утверждая себя как искусство реальной жизни и частный быт — как общественно значимое явление. Их манера повествования медлительна и спокойна. Правда, в жанровой живописи передвижников мы находим преимущественно частные наблюдения и впечатления, образы русской действительности, как бы случайно запомнившиеся художнику.
Каждая вещь и событие вовлекались в своего рода театральное действо. В период Сун (10—13 вв. ) китайские жанристы (Ли Тан, Су Хань-чэнь) начали изображать народную жизнь в картинах, полных юмора и метких наблюдений. С наступлением эпохи Возрождения в Европе, сначала в Италии (Джотто, Лоренцетти— XIV век), а затем в Нидерландах (Ян ван Эйк, Боутс, Гертген тот Синт Янс— XV век. ) и других европейских странах, религиозные сцены в живописи стали насыщаться яркими бытовыми деталями. Фаттори в Италии, Й. Исраэльс в Голландии и др. ). С наступлением эпохи Возрождения в Европе религиозные и аллегорические сцены в живописи — сначала в Италии (Джотто, А. Лоренцетти — 14 в. ), а затем в Нидерландах (Я. Бытовые (жанровые) сцены известные с глубокой древности (в первобытном искусстве, в росписях и рельефах Древнего Востока, древнегреческой вазописи, эллинистических росписях, мозаиках, скульптуре, средневековых фресках и миниатюрах), выделились в особый жанр в эпоху формирования в Европе буржуазного общества.
В это же время впервые на холстах появились люди, занятые своим привычным трудом. Уже в первобытном искусстве известны сцены повседневной жизни: охота, шествия, обряды. М. Розентал, Я. Т. Валтер), Грузии (Г. Шардена, воссоздающими частную жизнь третьего сословия.
В искусство XIXв. Бытовой жанр представили такие мастера, как Петров-Водкин, Борисов-Мусатов, Ходлер и Сегантини. Г. Венецианов и венециановская школа в России, Дж. Беллоузом в США, Д. Дерковичем в Венгрии, Н. Балканским в Болгарии, бельгийским графиком Ф. Мазерелем. Знаменитая картина «Не ждали» Репина соединяет в себе определённые черты бытового и исторического жанров.
Однако он уже окружён не роскошью дворцов, а простой обстановкой, обыденными уличными строениями и незамысловатыми бытовыми предметами. В России свою актуальность он набирает в 18 веке, а в Европе – веком раньше. Реалистические тенденции проявились в бытовых картинах художников Италии (П. Бытовой жанр возник ещё в эпоху европейской античности.
Только крылья Гаврила говорят нам о Божественном смысле сценки.
Тенирс во Фландрии) и богатого бюргерства (К. В полотнах воспевался мирный труд. С первых лет Советской власти художники (Б. genre, нем. Его «Бокал лимонада» (между 1655 и 1660 гг., Ленинград, Эрмитаж) и «Деревенский почтарь» (Ленинград, Эрмитаж) содержат элементы недосказанности, своеобразного поэтического очарования, которое определяется эмоциональным состоянием, связывающим персонажи картины.
Левитан создает шедевры «церковного пейзажа», где здания храмов вносят в природу умиротворение ("Вечерний звон", 1892) или, напротив, скорбное чувство бренности всего земного ("Над вечным покоем", 1893–1894, " У омута", 1892, ). что тоже чувствуется в этой работе. На рубеже 18—19 вв.
При этом, низшие сословия (крестьяне, городская беднота) обычно изображаютсяс особой любовью — эти малые мира сего ближе всего к общей матери их присутствие подчеркивает обаяние естественного разума. в искусстве постимпрессионизма, символизма, стиля модерн начался новый этап в развитии бытового жанра: бытовые сцены трактуются как вневременные символы, жизненная конкретность изображения уступает место живописной экспрессии, монументально-декоративным задачам (Э. Они распространены в росписях, рельефах и миниатюрах и в Европе и в Азии. В XV веке появились изображения трудового народного быта в миниатюре (братья Лимбург во Франции), гравюре (Шонгауэра в Германии), светских росписях (Косса в Италии).
В 1920-х гг. При этом бытовой жанр тесно соприкасается с притчей или аллегорией (циклы «Пять чувств», «Добродетели и пороки» и т. п. ). Тенирс во Фландрии) или богатого городского бюргерства (К. В ранних произведениях художника преобладают романтические эффекты («Вид на Кремль в ненастную погоду», 1851). Бытовые ("жанровые") сцены известные с глубокой древности (в первобытном искусстве, в росписях и рельефах Древнего Востока, древнегреческой вазописи, эллинистических росписях, мозаиках, скульптуре, средневековых фресках и миниатюрах), выделились в особый жанр в эпоху формирования в Европе буржуазного общества. картины повседневности служили для выражения глубочайших мировоззренческих идей.
Федотова. Пименов), семьи (П. Неторопливо уверенна в движениях, обаятельна и естественна женщина из народа в картине «Служанка с кувшином молока», пронизанной светлым оптимизмом (между 1657 и 1660 гг., Амстердам, Рейксмузеум) и воссоздающей особую, опоэтизированную атмосферу повседневной жизни. Другая небезызвестная картина в бытовом жанре – «Свежий кавалер» П. А.
К. Пимоненко, К. К. Костанди), Белоруссии (Ю. Стен. В средневековье, с развитием светских гуманистических тенденций, в искусстве возникали жанровые сцены, конкретные наблюдения повседневной жизни.
Брейгель Старший, П. Артсен, И. Бейкелар). В 20-х гг. Заметно, что художник хорошо усвоил стремление учителя помещать в библейские сцены подробности домашнегобыта. Здесь нельзя не упомянуть еще одного нидерландского мастера 15 века – Гертгена тот Синт Янса, иногда именуемого Герритом ван Харлемом (1460/1465 – 1495). Мы мало знакомы с его творчеством, а оно заслуживает более пристального изучения. Бытовые (жанровые) сцены известные в искусстве с глубокой древности, выделились в особый жанр в феодальную эпоху (в странах Дальнего Востока) и в период формирования буржуазного общества (в Европе).
В советском Бытовой жанр отразились и трудная фронтовая и тыловая жизнь военных лет с ее горем и радостями (картины Ю. М. Непринцева, Б. М. Неменского, А. И. Лактионова, В. Н. Костецкого графика А. Ф. Пахомова, Л. В. Сойфертиса) и духовная устремлённость, энтузиазм коллективного труда и общественной жизни, типичные черты бытового уклада в послевоенные годы (картины Т. Н. Яблонской, С. А. Чуйкова, Ф. П. Решетникова, С. А. Григорьева, У. М. Джапаридзе, Э. Ф. Калныня, гравюры Л. А. Ильиной). Изображения на бытовые темы присутствовали уже в первобытном искусстве (сцены охот, шествий), в древневосточных росписях и рельефах (изображения жизни царей, вельмож, ремесленников, земледельцев), в древнегреческой вазописи и рельефах, где они часто включались в мифические композиции или сцены загробной жизни.
Венецианов мастер пастельных, карандашных и масляных портретов, карикатур. Де Витте. Буше во Франции) возникли буржуазный семейный жанр и антифеодальная бытовая сатира. В 17 веке произведения в бытовом стиле создавались кистью Рембранта, Стена, Брауэра. Лонги), Германии (Д. в Италии, А. Фужероном и Б. Таслицким во Франции, Уэно Макото в Японии.
1657 г., Ленинград, Эрмитаж) и «Кладовая» (ок. Если бытовой жанр Остаде и Стена носил более демократический характер, то в искусстве Герарда Терборха (1617—1681) и Габриэля Метсю (1629—1667) преобладает интимно-лирический подход к тематике быта зажиточной буржуазии и патрицианских семей. В период Тан (7—10 вв. ) формировались школы китайской жанровой живописи, появились художники-жанристы (Янь Ли-бэнь, Чжоу Фан, Хань Хуан) изображавшие, нередко с большой достоверностью и интимностью, сцены придворного быта. Обычно он переплетается с историческим и портретным жанром, а также с пейзажным.
Мане, Э. Дега, О. Ренуар во Франции), в 1860-80-х гг. Изнаночный быт мегаполиса 20 века показан берлинскими графиками Г. Гросом, К. Кольвиц и Г. Цилле, живописцами нью-йоркской «Школы мусорного ведра», национальный уклад – представителями риджионализма США, костумбризма и мурализма Латинской Америки итальянского неореализма. В итальянской живописи 16 века бытовой жанр начал постепенно отделяться от религиозных жанров (веницианцы – Карпаччо, Джорджоне, Бассано). А. Бронников, К. Е. Маковский).
Ходовецкий), Швеции (П. А. Ерменёв, И. М. Танков и М. Шибанов). Появляются произведения, соединяющие в себе различные жанры (напр., сочетание бытового жанра с пейзажем, группового портрета с историческим жанром). Бытовые сцены украшают капители колонн, тексты средневековых манускриптов. На рубеже 19 и 20 вв.
Появление первых жанровых картин в Китае (Гу Кай-чжи, 4 в. ) граничит с религиозно-философскими идеями морального совершенствования, утверждением идеала благородства и величавости как нормы поведения человека в быту. Со 2-й половины 1950-х гг. Во Франции А. Ватто и О. Фрагонар (обращавшиеся часто к реалистическому переосмыслению «галантного жанра») внесли в Бытовой жанр психологическую тонкость и остроту жизненных наблюдений проникновенной поэзией домашнего быта наполнены интимные незамысловатые по сюжету картины Ж. Б. Шардена сентиментальные полотна Ж. Б. Грёза полемически утверждали нормы семейной морали третьего сословия. Он привлекает к себе занимательным сюжетным началом.
В творчестве А. А. Дейнеки и Ю. И. Пименова, входивших в объединение ОСТ, стал определяться характерный и позже для них бодрый, энергичный строй картин, посвященных строительству индустриальному труду, спорту.
определяется, отчасти как реакция на мимолётность импрессионистических образов, стремление выразить в картинах повседневной жизни постоянные начала, первичные основы бытия, его философски-символическое содержание эта тенденция, возносившая обыденные явления на уровень вневременных символов, заменившая сюжетное действие лирическим переживанием, знаменовала разрыв с традицией Бытовой жанр 19 в. часто она была призвана выразить то некую мистическую сущность жизни (Э. Мунк в Норвегии, Ф. Ходлер в Швейцарии, П. Гоген, П. Сезанн во Франции и др. ).
Дальнейшая история способствовала изгнанию из официальной культуры всего того, что не укладывалось в лозунг о жизни, становящейся «все лучше, все веселее». Свеча может начать человеческую жизнь, цветы и фрукты стихию Земли и плодородия, птица в клетке девичье целомудрие, метла очищение жилья не просто от пыли, но от злых духов. рельефы Боробудура в Индонезии, около 800, Ангкора в Камбодже, 10—13 вв. Позднее краски художника обретают все более мажорное звучание ("Март", 1895 " Золотая осень", 1895 " Весна – большая вода", 1897) с другой стороны, его все более увлекают мотивы вечера, сумерек, летней ночи. Но все эти иносказания сочетались с предельным реализмом и рассказывали о правде жизни.
Терборх. Среди голландских мастеров бытового жанра выделяется своей верностью демократическим идеалам и новаторскими поисками Эмануэль де Витте (1617—1692), в искусстве которого наметились тенденции к более широкому образному охвату явлений действительности. Социально-критическому направлению в бытовом жанре положил начало англичанин У. Хогарт (картины и гравюры, высмеивающие нравы буржуазного общества).
Итогом этих поисков явилась картина «Грачи прилетели» (1871), где художник изображая внешне невзрачный мотив и подчёркивая в жизни естественной среды момент переходности (наступление ранней весны), сумел показать глубокую задушевность родной природы. Возвышенная поэтизация бытовых мотивов, мощное жизнелюбие характерны для произведений П. П. Свидетели, которых мы видим в зеркале, нужны были, что было обычным явлением для хорошо обеспеченных людей, для заверения письменного брачного контракта». Интересно в этом плане сравнить «Мадонну канцлера Ролена» с аналогичной картиной еще одного нидерландского художника 15 века Дирка Баутса (1425 – 1475) – «Автопортрет в образе Святого Луки» По большому счету – бытовая сценка на тему: «Художник делает эскиз к портрету». В каменных узорах готических соборов, в маргиналиях (от латинского слова marginalia, обозначающего орнаменты на полях рукописи) можно увидеть пастухов, дровосеков, пекарей, виноделов, жонглеров — едва ли не все профессии средневекового мира. События могут развертываться на природе или в помещении.
Быть может, драматизм близящихся перемен придал повседневности значительность. Такая широта задач жанровой картины нередко сближала её с исторической композицией.
Особенно полюбился бытовой жанр российской живописи. А так – обычная беседа двух молодых людей в комнате. П. Норблин). Главными чертами жанра являются обыденность, простота и реалистичность.
И. Габашвили, А. Р. Мревлишвили), Армении (Е. Сокольники", 1879, "Мостик. Картины этого жанра изображают сценки из частной и общественной жизни человека. Курбе и Ж. Ф. Бастьен-Лепаж, Л. Лермит во Франции, Л. Кнаус, Б. Вотье в Германии, К. Е. Маковский в России).
В России бытовой жанр развивался со второй половины XVIII в. (И.
Дени Дидро по этому поводу взволнованно пишет— «Он— умер, эта поразительная особа, которая собрала столько прекрасных произведений по литературе, почти не имея склонности читать, столько произведений искусства, разбираясь в них как слепой Невозможно терять ни минуты, если мы не хотим столкнуться с толпой отечественных или иностранных конкурентов». В Европе 19 в. бытовой жанр стал полем социальной критики и публицистически заостренной сатиры (графика и живопись О. Домье), жанром исполненным жизненной достоверности и пафоса утверждения красоты и внутренней значительности людей труда (Г. Центральная часть триптиха – «Благовещение». Это можно увидеть в искусстве Гертгена тон Синт Янса, Лоренцетти, Джотто.
Эти черты, четко проявившиеся в середине 19 в. в полных жгучей насмешки и боли картинах П. А. Федотова, в рисунках А. А. Агина и украинского художника Т. Г. Шевченко, были восприняты в 1860-х гг. Уже в искусстве Древнего Египта бытовые сцены встречаются и в живописи и в скульптуре и даже на обломках керамических сосудов, поверхность которых древнеегипетские художники использовали для создания эскизов. Хотя понятие «жанр» появилось в живописи сравнительно недавно, определенные жанровые различия существовали еще с древних времен: изображения животных в пещерах эпохи палеолита, портреты Древнего Египта и Месопотамии с 3 тыс.
объединение АХРР устроило ряд выставок, посвященных советскому быту, а его мастера (Е. Индийская, персидская средневековая миниатюра тоже оказалась смелой в воспроизведении как религиозно-мифологических, так и бытовых сцен (миниатюры к «Шахнаме», Искандер и китайский император, сватовство сыновей Фаридуна к дочерям обладателя Эмена миниатюры к трактатам Авиценны миниатюры к рукописи Алишера Навои «Чудеса детства»— поэт слушает музыкантов вместе с друзьями миниатюры к легендам о Байдаре с музыкантом миниатюра «Учёный на лекции с учениками» из рукописи «Макамат» XIIIв. ). В эпоху Возрождения в Европе религиозные и аллегорические сцены в живописи стали приобретать характер рассказа о реальном событии, насыщались бытовыми деталями (Джотто, А. Лоренцетти в Италии, Ян ван Эйк, Р. Кампен, Гертген тот Синт-Янс в Нидерландах), появились изображения трудовой деятельности человека (братья Лимбург во Франции, М. Шонгауэр в Германии, Ф. Косса в Италии). В XV веке появились изображения трудового народного быта в миниатюре (братья Лимбург во Франции), гравюре (Шонгауэра в Германии), светских росписях (Косса в Италии). Как самостоятельный тип художественного творчества бытовой жанр впервые сложился в средневековом искусстве стран Дальнего Востока: в Китае и Японии (школа укиё-э), в рельефах и росписях индийских храмов, персидской миниатюре. Ходовецки), Швеции (П.
Веласкес и др. ). Присутствие в бытовой живописи изображений людей имеет много общего с портретом. В 15 в. в миниатюре (братья Лимбург во Франции), гравюре (М. Известны и тогдашние художники-жанристи (Янь Ли-бэнь, Хань Хуан, Чжоу Фан), хотя в их произведениях преобладали бытовые сцены императорского двора. К «высокому» жанру относили исторический и мифологический жанры, к «низким» – портрет, пейзаж, натюрморт. Идет переоценка произведений и голландских художников 17 века. Тут и очень реалистический пейзаж с городом и рекой и лоджия в итальянском стиле, где происходит «встреча» заказчика – канцлера Ролена с Марией и два гуляющих горожанина и маленький сад с розами ирисами, ландышами, пионами. Сегантини, Ф. Ходлера, в итальянском веризме.
М. Пэн), Латвии (Я. По стилю работ ученик Боровиковского. Их веками игнорировало, не замечало искусство.
Ведущую роль в Бытовой жанр играет бытовая (жанровая) живопись жанровые темы распространены также в графике и в скульптуре, преимущественно небольших размеров. А. Коровин, И. И. Левитан, С. И. Светославский). Саввинская слобода", 1883). С IV в. развивалась жанровая живопись Дальнего Востока (Китая, позже Кореи, Японии). Обладая талантом сатирика, художник впервые в русской живописи придал бытовому жанру социальное, критическое выражение.
Рубенса и Я. Йорданса, любование здоровой, естественной красотой простых людей– для бодегонес Д. Веласкеса. В древнегреческой вазописи и рельефах встречаются родственные античной лирике и комедии, живо и непосредственно наблюдённые бытовые сцены (с несложным сюжетом и обусловленными им взаимоотношениями персонажей) значительное место они заняли в эллинистических и древнеримских росписях, мозаиках и скульптуре (особенно мелкой), в чём отразился возросший интерес искусства к обыденным явлениям и частной жизни. Голая, неприкрашенная правда, неподкупный приговор.
Ведущее положение Бытовой жанр занял в первой буржуазной стране — Голландии, возводя в общественный идеал сложившийся здесь уклад домашней жизни голландская жанровая живопись поэтизировала крестьянский или бюргерский быт с его особым настроением интимной атмосферой мирного уюта (картины А. ван Остаде, К. Фабрициуса, П. де Хоха, Я. Вермера, Г. Терборха, Г. Метсю). Художник старается создать «обстановку места» : мольберт, где он продолжит работу над картиной, кушетка, на которой он видимо отдыхает во время рабочего дня – все это очень приземлено, человечно. В этом же ряду стоит и работа еще одного нидерландского художника – Рогира ван дер Вейдена (1399/1400 – 1464) – «Святой Лука рисует Мадонну». В. Герасимов). Произведения бытового жанра 60-80-х гг. Сад этот символизирует непорочность Девы Марии, а два гуляющих на заднем плане павлина – бессмертие и гордость. Наиболее же известное полотно ван Эйка «Портрет четы Арнольфини» – это вообще типично бытовая картина. Предпосылки для этого были заложены в искусстве Возрождения, когда художники начали насыщать бытовыми деталями религиозные и аллегорические композиции (Джотто, А. Лоренцетти в Италии, Ян ван Эйк, Р. Кампен, Гертген тот Синт-Янс в Нидерландах, братья Лимбург во Франции, М. Шонгауэр в Германии) в конце 15 – начале 16 вв. В XV веке появились изображения трудового народного быта в миниатюре (братья Лимбург во Франции), гравюре (Шопенгауэра в Германии), светских росписях (Косса в Италии).
В пьяном попе Перова все, вплоть до его грязных ногтей, точно нарисовано. Сцены отечественной истории (порой так остро читаемые в контексте политического режима и жизни общества второй половины 19 века Российской империи), реалистическое описание быта и жизни народа, психологический портрет, с которого на зрителя глядят и совесть нации – представители интеллигенции и крестьяне, милые сердцу образы родной природы – основные темы передового российского искусства. И на парижских аукционах разворачиваются настоящие баталии за право владеть картинами мастеров бытового жанра. В период Тан (VII—X вв н. э. ) сформировались школы китайской жанровой живописи.
А. Пластов), города (Ю. И. цены охоты, магических обрядов существовали в художественной культуре с древнейших времен. Характерной чертой бытового жанра стало сочетание обострённо воспринятых характерных черт будничной жизни с обобщённостью, зачастую символичностью образов и ситуаций. Каждая деталь этих образов полна символической значительности.
19 век использовал бытовые картины как оружие против социальной несправедливости. В XX в. признанными мастерами бытового жанра считались художники Э. Мунк (Норвегия), Пабло Пикассо (Франция), Игнасио Сулоага (Испания), Джордж Беллоуз, Рокуэлл Кент, Эндрю Уайет (США), Борис Кустодиев, А. А. В европейском искусстве Проторенессанса и Возрождения (позднее у М. да Караваджо и художников караваджизма) черты бытового жанра проявились в интерпретации религиозных сюжетов как реальных событий с приметами современной жизни.
В конце 19 — начале 20 вв. Уже в первобытном искусстве известны сцены повседневной жизни: охота, шествия, обряды. Особое место в искусстве XIXв.
Бытовой жанр живописи по праву можно причислить к старейшим направлениям изобразительного искусства. Либерман в Германии, К. Крог в Норвегии, А. Цорн в Швеции, Т. Эйкинс в США). Уже в первобытном искусстве известны сцены охот, шествий, обрядов. Бехзад, Мир Сеид Али, Реза Аббаси), живописи Кореи (Ким Хондо), графике Японии (Китагава Утамаро, Кацусика Хокусай).
Греза, лирическими полотнами Ж. Б. С. Корин). С другим назначением картины бытового жанра использовались в 18 веке: в первую очередь они противопоставлялись напыщенной галантности направления рококо. Между тем фигура пьяного попа в картине Перова Сельский крестный ход на Пасхе" одна могла бы составить содержание целой картины (1954. ).
передвижники. Например, художник Александр Иванов своей картиной «Явление Христа народу» воплотил некоторые важные идеи данного направления. К бытовому жанру обратился целый ряд голландский мастеров— от высокоодаренных (Франс Халс, Ян Вермер, Маттиас Стом) до полупрофессиональных, провинциальных и непрофессиональных, которых не брали в художественные гильдии и которым запрещали продавать картины собственного производства. Главенствующую роль для художников-пейзажистов приобретал вопрос о содержании искусства.
Мастерские образцы бытовых сцен созданы художниками Древней Греции в вазописи. Бытовой жанр (фр. Серебрякова, Д. Д.
Центром произведения бытового жанра по-прежнему является человек. Никакого ощущения Божественности, а только мир и покой обычной семьи. Но еще раньше, чем в Нидерландах, подобие жанровой живописи (в нынешнем понимании этого термина) появилось в Италии.
В своих картинах он достигает неведомой до него силы воздействия. Зрелый период Левитана как мастера пейзажа, умеющего превратить простой мотив в архитипический образ России, открывается светлой картиной "Березовая роща" (1885–1889). В XVII веке наметилось два направления в бытовом жанре: демократическое (графика Рембрандта, ряд картин фламандца Брауэра, голландца Стена) и идеализирующее, рисовавшим картины идиллического благополучия жизни крестьян (Тенирс во Фландрии) или богатого городского бюргерства (Нетсхер в Голландии).
О чём рассказывает бытовая картина. Так, в 17 в. в Голландии в живописи ведущими стали именно «низкие» жанры (пейзаж, бытовой жанр, натюрморт), а парадный портрет, формально принадлежавший к «низкому» жанру портрета, к таковому не относился. «высоких» и «низких» жанров в зависимости от предмета изображения, темы, сюжета. Более широким по тематике, демократичным бытописателем был Ян Стен (1626/27— 1679), художник темпераментный и жизнерадостный, создатель картин на сюжеты из частной жизни бюргеров, предпочитавший изображение сцен пирушек и народных праздников.
По своей содержательной нагрузке «Свежий кавалер» можно смело прировнять к выдающимся произведениям литературных классиков той эпохи. Вот таким образом рисунки так поражают своей жизненностью и эмоциональностью.
Нетсхер в Голландии). (К. Это можно было сделать в любом месте, например, как здесь – в спальне. В 16–18 вв. Элементы бытового жанра присутствовали в первобытных изображениях сцен охоты и ритуалов, в искусстве Древнего мира, насыщенном бытовыми подробностями, в европейском средневековом искусстве, нередко включавшем аллегорически трактованные бытовые мотивы (циклы на темы 12 месяцев, времён года, где изображаются сезонные занятия и др. ).
Салонные картины низводили образы до уровня пустых сюжетов, милых сплетен. Попков, Ф. Решетников (Россия), Ренато Гуттузо (Италия), Диего Ривера (Мексика) и др. Шонгауэр в Германии), светских росписях (Ф. Жилинский, Г. М.
Значительное место они занимали в эллинистическом и древнеримском искусстве (росписях, мозаиках, скульптуре). Левитан Исаак Ильич (1860–1900), русский художник. Бытовой жанр известен и в искусстве стран Востока. Де Хоох.
Б. Грёз, У. Хогарт) в эпоху романтизма в него проникают экзотические ориентальные мотивы (Э. С первых же лет Советской власти художники (Б. «Танцоры и музыканты». и в бытовом жанре заняли произведения француза Франсуа Милле итальянца Джованни Сегантини, голландца Винсента ван Гога, Уинслоу Хомера (США). В 17 веке наметилось два направления в бытовом жанре: демократическое (графика Рембрандта, ряд картин фламандца Брауэра, голландца Стена) и идеализирующее, рисовавшим картины идиллического благополучия жизни крестьян (Тенирс во Фландрии) или богатого городского бюргерства (Нетсхер в Голландии).
В 1850—60-х гг. Сказочные легенды, бытовой символизм – вот чему была посвящена тематическая картина.
Художники воссоздают жизнь деревни (А. Они распространены в росписях, рельефах и миниатюрах — как в Европе (рельефы собора в Наумбурге, Германия, середина 13 в. русские росписи 17 в. ), так и в Азии (росписи Аджанты в Индии, в основном 5—6 вв. В своих художественных произведениях художник выражает свою идейно-эстетическую позицию.
Холод и голод вынуждал этих детей работать за гроши, чтобы прокормить себя и семью. Французские романтики (Т. утверждал радостное, праздничное восприятие жизни (С. Бытовой жанр широко представлен в скульптуре (Н.
М. Пэн), Латвии (Я. В зависимости от одаренности и наставлений, которых придерживается художник, бытовой жанр трактуют то ложно-идеализированно и искусственно очищено (Франсуа Буше), то несколько фантастически и поэтично (Антуан Ватто), то с привкусом наставления, дидактики, сентиментализма (Жан Батист Грёз), то как сценки из реальности (эскизы Фрагонара). Последняя, неоконченная картина Левитана ("Озеро. ван Остаде), гротескно-комические сюжеты у А. Брауэра и Д. Тенирса Младшего, «лавки» Ф. Снейдерса, сцены народных празднеств Я. Йорданса и П. П. Рубенса. Бытовой жанр часто называют просто жанром, а бытовые картины – жанровыми.
Ряд выставок Академии Художеств РР был целиком посвящён бытовой теме. Вермер, Г. Терборх) и крестьянского быта (А. Нетсхер в Голландии). И потому ведущими жанрами становятся исторический, бытовой, портрет, пейзаж. Уже ранние работы художника удивительно лиричны ("Осенний день.
Саврасов Алексей Кондратьевич (1830, — 1897) русский художник-пейзажист. утверждали новый тип жанровой картины, в котором стремились запечатлеть как бы случайный, фрагментарный аспект жизни, острую характерность облика персонажей, слитность людей и окружающей их природной среды.