К бытовому жанру относятся бытовая (жанровая) живопись, графика и скульптура, преимущественно небольших размеров. Художник старается создать «обстановку места» : мольберт, где он продолжит работу над картиной, кушетка, на которой он видимо отдыхает во время рабочего дня – все это очень приземлено, человечно. В этом же ряду стоит и работа еще одного нидерландского художника – Рогира ван дер Вейдена (1399/1400 – 1464) – «Святой Лука рисует Мадонну». Успехи демократического реализма в бытовом жанре XIX в. были связаны со становлением и подъёмом художественной культуры многих народов в ходе их борьбы за национальное и социальное освобождение (М. бытовой жанр переживал расцвет и в искусстве стран Азии – в миниатюре Ирана, Индии, в живописи Кореи и особенно в Японии (гравюры Китагава Утамаро, Кацусика Хокусая). В работах передвижников и прежде всего И. Е. Репина, широко и многогранно отображена российская действительность 1870—1890 гг.
Образы простых людей героизируются, приобретают эпический характер. На рубеже XIX—XX вв.
Присутствие в бытовой живописи изображений людей имеет много общего с портретом. Но задолго до Древней Греции сцены повседневной жизни воспроизводили в Африке и в Древнем Египте. Возвышенная поэтизация бытовых мотивов, мощное жизнелюбие характерны для произведений П. П. Пластов, А. А.
П. Кончаловский). Вроде обычная бытовая сценка, ан нет – это боги занимаются повседневными делами. Знаменитая картина «Не ждали» Репина соединяет в себе определённые черты бытового и исторического жанров. Бытовой жанр эпохи Просвещения нравоучителен (Ж. Центральная часть триптиха – «Благовещение». Произведения бытового жанра 60-80-х гг.
Несмотря на всю живописность, картины эпохи Возрождения несли в себе и некоторую дидактичность. Сегантини, Ф. Ходлера, в итальянском веризме. Корин).
Хиллестрём), Польши (Я. 7 натюрморт с французского «мертвая натура» это изображение неодушевленных предметов: домашней утвари, посуды, оружия, плодов, фруктов, цветов и. Т. Д. 19 николай николаевич ге «петр i допрашивает царевича алексея петровича в петергофе». Ю. 2 виды изобразительного искусства живопись живопись графика графика архитектура архитектура скульптура скульптура декоративно прикладное искусство декоративно прикладное искусство. Надо отметить, что в древнегреческом искусстве в некоторых случаях нам уже известны имена авторов. Кстати, надо сказать, что древнегреческиехудожники первые начали использовать детали быта изображая богов. И бытовая жизнь, внешне абсолютно обыденная, занимала в этой тайнописи почетное место: рыбная ловля обозначала крещение, строительство — созидание церковной общины, веселое застолье — блаженство праведных душ в раю. Двадцатые годы XX века дали необычайное многообразие его видов: тут и монументально-плакатные образы (ряд художников ОСТа) и лукаво-иронические наблюдения (например, у С. Лучишкина или С. Адливанкина) и сосредоточенное, замкнутое в себе раздумье (художники круга Маковец).
Во Франции в 18 в. бытовой жанр представлен идиллическими пасторалями в стиле рококо (Ф. На заднем плане еще одна группа людей тоже занята своими повседневными делами. Но и сквозь ложное благолепие нередко проступала правда. Коржев, В. Е. С эпоху Возрождения религиозные картины начинают насыщаться яркими бытовыми деталями.
Только крылья Гаврила говорят нам о Божественном смысле сценки. Он привлекает к себе занимательным сюжетным началом.
П. Ефанов), сатирическое осмеяние «старого быта» и его пережитков (Кукрыниксы), героика (художники сурового стиля) идиллическое изображение «счастливой жизни» нового общества (С. При этом бытовой жанр тесно соприкасается с притчей или аллегорией (циклы «Пять чувств», «Добродетели и пороки» и т. п. ). Я. Данько, В. В. Лишев, Г. И. Мотовилов). 4 анималистический жанр скульптура живопись. Мышеловки на столе и за окном, поставленные Иосифом, отсылают к словам блаженного Августина о том, что «крест Господа есть мышеловка для дьявола». Бехзад, Мир Сеид Али, Реза Аббаси), живописи Кореи (Ким Хондо), графике Японии (Китагава Утамаро, Кацусика Хокусай).
После Второй мировой войны 1939-45 это направление было продолжено мастерами неореализма – Р. Гуттузо, А. Пиццинато и др. («Бурлаки на Волге», 1870—1873, ГРМ4 «Не ждали», 1884—1888 «Арест пропагандиста», 1880— 1892, обе в ГТГ). Главными чертами жанра являются обыденность, простота и реалистичность. Плиний Старший в «Естественной истории» (I век н. э. ) писал о появлении особого рода живописцев рипорографов бытописателей изображавших лавчонки сапожников и цирюльников.
Каждая деталь этих образов полна символической значительности. Нередко подобные картины небольшие по размеру. Появляются произведения, соединяющие в себе различные жанры (напр., сочетание бытового жанра с пейзажем, группового портрета с историческим жанром). и в бытовом жанре заняли произведения француза Франсуа Милле итальянца Джованни Сегантини, голландца Винсента ван Гога, Уинслоу Хомера (США). М. Креспи) и идеализирующим искусством, рисовавшим идиллические картины жизни крестьян (Д.
Шардена, воссоздающими частную жизнь третьего сословия. Бытовой жанр часто называют просто жанром, а бытовые картины – жанровыми.
Г. Терборх бокал лимонада 1660 г. 13 бытовой жанр в россии родоначальниками жанровой живописи в россии являются а. Г. Васнецов (). В большинстве своём люди изображаются за своими повседневными занятиями. Лучшие произведения бытового жанра притягивают зрителя как умело построенные рассказы.
в Италии, А. Фужероном и Б. Таслицким во Франции, Уэно Макото в Японии. К этому же приему впоследствии часто прибегали европейские художники, особенно в эпоху Возрождения. Близок бытовому жанру бодегонес в испанском искусстве (Д. В полотнах воспевался мирный труд. Индийская, персидская средневековая миниатюра тоже оказалась смелой в воспроизведении как религиозно-мифологических, так и бытовых сцен (миниатюры к «Шахнаме», Искандер и китайский император, сватовство сыновей Фаридуна к дочерям обладателя Эмена миниатюры к трактатам Авиценны миниатюры к рукописи Алишера Навои «Чудеса детства»— поэт слушает музыкантов вместе с друзьями миниатюры к легендам о Байдаре с музыкантом миниатюра «Учёный на лекции с учениками» из рукописи «Макамат» XIIIв. ).
ван Остаде), гротескно-комические сюжеты у А. Брауэра и Д. Тенирса Младшего, «лавки» Ф. Снейдерса, сцены народных празднеств Я. Йорданса и П. П. Рубенса. Сад этот символизирует непорочность Девы Марии, а два гуляющих на заднем плане павлина – бессмертие и гордость. Наиболее же известное полотно ван Эйка «Портрет четы Арнольфини» – это вообще типично бытовая картина. Каждое из этих направлений живописи 19 века имело значительное влияние на культуру Европы в дальнейшем, некоторые имели значение только для развития искусства иные стали определённым социальным фактором формирования общественного мнения и даже мировоззрения конца 19 – начала 20 века. что тоже чувствуется в этой работе. Сцены повседневной жизни вдохновляли людей еще в древние времена. М. Пэн), Латвии (Я.
В XV веке появились изображения трудового народного быта в миниатюре (братья Лимбург во Франции), гравюре (Шонгауэра в Германии), светских росписях (Косса в Италии). Появились плакатные образы иронические наблюдения и философские раздумья. Он может быть составной частью исторического и мифологического жанра, а также изображать современную жизнь армии и флота. Шардена сентиментально-дидактичные полотна Ж. Б. Грёза утверждали нормы буржуазной морали.
Элементы бытового жанра присутствовали в первобытных изображениях сцен охоты и ритуалов, в искусстве Древнего мира, насыщенном бытовыми подробностями, в европейском средневековом искусстве, нередко включавшем аллегорически трактованные бытовые мотивы (циклы на темы 12 месяцев, времён года, где изображаются сезонные занятия и др. ). Уставшие от непомерной тяжелой ноши дети тянут большую бочку наполненную водой из реки их путь пролегает вдоль унылой монастырской стены.
Первые бытовые зарисовки появились в живописи Китая с IVв. Вот таким образом рисунки так поражают своей жизненностью и эмоциональностью. объединение АХРР устроило ряд выставок, посвященных советскому быту, а его мастера (Е. Плиний Старший писал в своей «Естественной истории» о существовании особых художников, занимавшихся изображением лавочек цирюльников и сапожников.
Социально-критическому направлению в бытовом жанре положил начало англичанин У. Хогарт (картины и гравюры, высмеивающие нравы буржуазного общества). «высоких» и «низких» жанров в зависимости от предмета изображения, темы, сюжета. genre, нем. Автономное значение бытовой жанр приобретает в 16-17 веках.
В европейском искусстве Проторенессанса и Возрождения (позднее у М. да Караваджо и художников караваджизма) черты бытового жанра проявились в интерпретации религиозных сюжетов как реальных событий с приметами современной жизни. Такая широта задач жанровой картины нередко сближала её с исторической композицией. Мунк в Норвегии, Ф. Ходлер в Швейцарии, П. Гоген, П. Сезанн во Франции и др. ). В композиции не должно быть лишних фигур, равнодушных к событиям.
Но все эти иносказания сочетались с предельным реализмом и рассказывали о правде жизни. Каждая вещь и событие вовлекались в своего рода театральное действо. Ярким представителем такого направление был Амброджо Лоренцетти (ок. В картинах мастеров XIXв.
А. Бронников, К. Е. Маковский). В 1768г. В. Герасимов, А. А. Пластов, Т. Г. Гапоненко, В. Г. Одинцов, Ф. Г. Кричевский). В разных национальных школах XVII в. сложились и различные виды и принципы бытового жанра, нередко утверждавшиеся в борьбе с идеализирующими тенденциями.
Сюжетно-тематическая картина рассказывает зрителю, что происходит с героями в данный момент, в каком они состоянии, какие чувства ими владеют. Искусство тесно связывается с реальной действительностью.
Бытовой жанр широко представлен в скульптуре (Н. Стенописи в погребальных кладовых фараонов часто имеют изображения бытовых сцен, занимая дополнительное, подчинённое место после религиозных сцен. У каждого художественного направления есть свои поклонники и критики.
А. Пластов), города (Ю. И. Окончательно европейский бытовой жанр сформировался в XVII в. в обстановке борьбы феодального и буржуазного укладов и утверждал частный и народный быт как общественно значимое явление. Тут и очень реалистический пейзаж с городом и рекой и лоджия в итальянском стиле, где происходит «встреча» заказчика – канцлера Ролена с Марией и два гуляющих горожанина и маленький сад с розами ирисами, ландышами, пионами.
Либерман в Германии, К. Крог в Норвегии, А. Цорн в Швеции, Т. Эйкинс в США). Другая небезызвестная картина в бытовом жанре – «Свежий кавалер» П. А. Сцены отечественной истории (порой так остро читаемые в контексте политического режима и жизни общества второй половины 19 века Российской империи), реалистическое описание быта и жизни народа, психологический портрет, с которого на зрителя глядят и совесть нации – представители интеллигенции и крестьяне, милые сердцу образы родной природы – основные темы передового российского искусства. Как много ярких и выразительных деталей на этом полотне.
480 – 470 до н. э. Гробница «Леопардов» в Тарквиниях. В изобразительном искусстве Древней Греции бытовой жанр, естественно был не главным. Милле, Г. Курбе) сатира и социальная критика характерны для бытового жанра у О. Домье. Такая градация жанров просуществовала до 19 в. хотя и с исключениями.
В России бытовой жанр развивался со второй половины XVIII в. (И. К «высокому» жанру относили исторический и мифологический жанры, к «низким» – портрет, пейзаж, натюрморт.
5 пейзаж изображение природы «пейзаж» с франц. Со второй половины 50-х гг. Изнаночный быт мегаполиса 20 века показан берлинскими графиками Г. Гросом, К. Кольвиц и Г. Цилле, живописцами нью-йоркской «Школы мусорного ведра», национальный уклад – представителями риджионализма США, костумбризма и мурализма Латинской Америки итальянского неореализма.
В 17 веке произведения в бытовом стиле создавались кистью Рембранта, Стена, Брауэра. Даже у современного зрителя сюжеты мастеров голландского бытового жанра XVIIв. В XVI-XVIII вв. Повторяясь из картины в картину, эти мотивы превратились в штампы, становясь все болееи более неискренними и ханжескими. Бытовой жанр (ныне — просто жанр) несколько обесценился. Дальнейшая история способствовала изгнанию из официальной культуры всего того, что не укладывалось в лозунг о жизни, становящейся «все лучше, все веселее».
Ню (произошло от фр. Из фигурок составляются композиции на темы басен, сказок, лубочных картин. Пименов), семьи (П. Это можно было сделать в любом месте, например, как здесь – в спальне. в творчестве ряда художников бытовой жанр стал постепенно обособляться (у венецианцев В. Карпаччо, Джорджоне, Я. Бассано, у нидерландцев К. Массейса, Луки Лейденского, П. Артсена).
Б. Грёз, У. Хогарт) в эпоху романтизма в него проникают экзотические ориентальные мотивы (Э. В 1768г. Та же итальянская лоджия, тот же реалистический пейзаж, та же непринужденная бытовая обстановка. Реалистические тенденции проявились в бытовых картинах художников Италии (П.
Картины этого жанра изображают сценки из частной и общественной жизни человека. Бытовой жанр достиг расцвета в европейских национальных школах в XVI – XVII вв. Например, художник Александр Иванов своей картиной «Явление Христа народу» воплотил некоторые важные идеи данного направления. Широкое использование вазописи частично отразило и бытовые сцены, которые встречались в живописи и создало собственные его образцы (мастер Евфроний, пелика «Смотри, ласточка. », Эрмитаж мастер Эксекий, «Дионис на пиратской лодке» мастер Евфимид, «Сборы воина в поход», Мюнхен). 18 илья ефимович репин «запорожцы пишут письмо турецкому султану». Особое место в искусстве XIXв.
утверждал радостное, праздничное восприятие жизни (С. передвижники. Мотивы о том, что пьянствовать и плутовать плохо, а жить в спокойствии семейного быта – хорошо, стали совсем ханжескими и обесценили это направление. В то же время бытовой жанр порой проникается религиозно-патриархальной или буржуазной моралью, чертами идилличности или развлекательности. По своей содержательной нагрузке «Свежий кавалер» можно смело прировнять к выдающимся произведениям литературных классиков той эпохи. В картине проступает ярая борьба с идеализацией старых времён о нравах и человеке.
Бытовой жанр возник ещё в эпоху европейской античности. в произведениях Б. В. Иогансона («Рабфак идет», 1928, Киевский музей русского искусства), А. А. Дейнеки («На стройке новых цехов», 1926, ГТГ), Ю. И. Пименова («Новая Москва», 1937, ГТГ), а позднее — А. А. Пластова («Ужин трактористов», 1951, Иркутский областной художественный музей) и многих других мастеров советского искусства широко отражаются черты советского быта, героики созидания. Центром произведения бытового жанра по-прежнему является человек. Хотя понятие «жанр» появилось в живописи сравнительно недавно, определенные жанровые различия существовали еще с древних времен: изображения животных в пещерах эпохи палеолита, портреты Древнего Египта и Месопотамии с 3 тыс. Так, в 17 в. в Голландии в живописи ведущими стали именно «низкие» жанры (пейзаж, бытовой жанр, натюрморт), а парадный портрет, формально принадлежавший к «низкому» жанру портрета, к таковому не относился.
Ню зарождается в эпоху Возрождения в рамках мифологического, аллегорического исторического и бытового жанров. С особой силой эта тенденция предстает в произведениях передвижников. М. Татевосян) и др. С наступлением эпохи Возрождения в Европе, сначала в Италии (Джотто, Лоренцетти— XIV век), а затем в Нидерландах (Ян ван Эйк, Боутс, Гертген тот Синт Янс— XV век. ) и других европейских странах, религиозные сцены в живописи стали насыщаться яркими бытовыми деталями. Наблюдение за бытом современников и смелость в воспроизведении бытовых сцен обусловили чрезвычайное многообразие сцен, созданных вазописцами— от воодушевлённого пения актёра в роли Аполлона до эротических сцен и неприятных последствий пьянства на недавней вечеринке (мастер Бриг, киликс, Вюрцбург, университетский музей). СЮЖЕТНАЯ КАРТИНА Сюжетная картина – наиболее сложный вид живописного искусства. Дени Дидро по этому поводу взволнованно пишет— «Он— умер, эта поразительная особа, которая собрала столько прекрасных произведений по литературе, почти не имея склонности читать, столько произведений искусства, разбираясь в них как слепой Невозможно терять ни минуты, если мы не хотим столкнуться с толпой отечественных или иностранных конкурентов».
Жанровая картина (более раннее название – бытовой жанр) – жанр живописи, посвящённый изображению повседневной жизни человека, частной и общественной. Попков, Ф. Решетников (Россия), Ренато Гуттузо (Италия), Диего Ривера (Мексика) и др. В Европе 19 в. бытовой жанр стал полем социальной критики и публицистически заостренной сатиры (графика и живопись О. Домье), жанром исполненным жизненной достоверности и пафоса утверждения красоты и внутренней значительности людей труда (Г. В конце XV – начале XVI вв. «Танцоры и музыканты».
в искусстве постимпрессионизма, символизма, стиля модерн начался новый этап в развитии бытового жанра: бытовые сцены трактуются как вневременные символы, жизненная конкретность изображения уступает место живописной экспрессии, монументально-декоративным задачам (Э. Парадный парадный интимный (домашний) интимный (домашний) групповой групповой психологический психологический автопортрет автопортрет. Формирование жанра как системы в станковой живописи началось в Европе в 15–16 вв. Посмотрите, в частности, на его картину «Мадонна канцлера Ролена». Ок. Вермер, Г. Терборх) и крестьянского быта (А.
Милле во Франции, А. фон Менцель и В. Лейбль в Германии, Дж. В большей степени бытовая живопись даёт подробное описание сложившихся традиций. В 20-х гг. часто служат для выражения глубоких философских раздумий о жизни. В XX в. признанными мастерами бытового жанра считались художники Э. Мунк (Норвегия), Пабло Пикассо (Франция), Игнасио Сулоага (Испания), Джордж Беллоуз, Рокуэлл Кент, Эндрю Уайет (США), Борис Кустодиев, А. А. С французского «мертвая натура» это изображение неодушевленных предметов: домашней утвари, посуды, оружия, плодов, фруктов, цветов и. Т. Д.
В лучших жанровых картинах представлена не повседневность в её скучном однообразии, а быт, одухотворённый величием бытия. цены охоты, магических обрядов существовали в художественной культуре с древнейших времен. Мунк в Норвегии, Ф. Ходлер в Швейцарии, П. Гоген, П. Сезанн во Франции и др. ). Её можно было бы назвать и по-другому – «Свадьба». Шарден под влиянием идей просветителей утверждал в своих произведениях достоинство человека третьего сословия («Прачка», 1737, ГЭ).
В России бытовой жанр складывается лишь в 18 веке. Салонные картины низводили образы до уровня пустых сюжетов, милых сплетен. Предпосылки для этого были заложены в искусстве Возрождения, когда художники начали насыщать бытовыми деталями религиозные и аллегорические композиции (Джотто, А. Лоренцетти в Италии, Ян ван Эйк, Р. Кампен, Гертген тот Синт-Янс в Нидерландах, братья Лимбург во Франции, М. Шонгауэр в Германии) в конце 15 – начале 16 вв. В период Сун (X—XIII вв н. э. ) китайские художники-жанристы (Ли Тан, Су Хань-чень) создают и сцены народного быта в картинах интересные своей юмористической окраской или уважительным отношением.
Во 2-й половине 19 в. мастера импрессионизма во Франции (Э. О ЧЕМ РАССКАЗЫВАЕТ БЫТОВАЯ КАРТИНА.
При этом, низшие сословия (крестьяне, городская беднота) обычно изображаютсяс особой любовью — эти малые мира сего ближе всего к общей матери их присутствие подчеркивает обаяние естественного разума. Заметно, что художник хорошо усвоил стремление учителя помещать в библейские сцены подробности домашнегобыта. Здесь нельзя не упомянуть еще одного нидерландского мастера 15 века – Гертгена тот Синт Янса, иногда именуемого Герритом ван Харлемом (1460/1465 – 1495). Мы мало знакомы с его творчеством, а оно заслуживает более пристального изучения. Киров). В бытовой жанр привносят элементы стиля рококо (Антуан Ватто, Жак де Лажу, Франсиско Гойя), обращаются к различным техникам (картины масляными красками, пастель, рисунок, фарфор, гравюра).
Художники объединения ОСТ (А. А. Ерменёв, И. М. Танков и М. Шибанов). Картина Перова Тройка была задумана художником, чтобы раскрыть людям глаза на реальную действительность, помогающую сострадать и искоренять человеческое бездушие.
И потому ведущими жанрами становятся исторический, бытовой, портрет, пейзаж. Художники начали изображать карнавальные и свадебные обряды, а также сцены, посвященные жизни разных сословий. Бытовой жанр известен и в искусстве стран Востока.
Как самостоятельный тип художественного творчества бытовой жанр впервые сложился в средневековом искусстве стран Дальнего Востока: в Китае и Японии (школа укиё-э), в рельефах и росписях индийских храмов, персидской миниатюре. С первых лет Советской власти художники (Б. Хотя как раз в жанровой живописи часто встречаются занимательные сюжеты. К концу девятнадцатого века жанру снова пришлось столкнуться с упадком.
В зависимости от одаренности и наставлений, которых придерживается художник, бытовой жанр трактуют то ложно-идеализированно и искусственно очищено (Франсуа Буше), то несколько фантастически и поэтично (Антуан Ватто), то с привкусом наставления, дидактики, сентиментализма (Жан Батист Грёз), то как сценки из реальности (эскизы Фрагонара). Быть может, драматизм близящихся перемен придал повседневности значительность. 8 натюрморт клас хеда кончаловский. Тогда искусство было способом взаимодействия с окружающим миром, попыткой усилить воздействие магических обрядов.
20 василий иванович суриков «утро стрелецкой казни». Художники, связанные с импрессионизмом (Э. В эскизе определяют формат, размер изображения, точку наблюдения, высоту горизонта. Мане, Э. Дега, О. Ренуар во Франции), в 1860-80-х гг. Особенно полюбился бытовой жанр российской живописи.
Уже в 1920—1930-е гг. Веласкес и др. ).
Ходовецкий), Швеции (П. В отличие от портретной и исторической живописи они обращаются не к известным личностям или важным историческим событиям.
«вид страны, местности» морской (марина) морской (марина) лирический лирический сельский сельский городской городской космический космический горный горный фантастический фантастический. ярко отражает те жуткие времена, когда труд детей считался обыденным явлением. Г. Венецианов и венециановская школа в России, Дж. до н. э., пейзажи и натюрморты в эллинистических и римских мозаиках и фресках. И. Габашвили, А. Р. Мревлишвили), Армении (Е. в русском искусстве — в произведениях Н. А. Касаткина («Шахтерка», 1894, ГТГ), С. Т. Конёнкова, А. С. Голубкиной («Рабочий», 1909, ГТГ) — появились представители нового класса — пролетариата. В 16–18 вв. События могут развертываться на природе или в помещении.
Г. Перов и др. ). Чаще всего она изображает не одного, а нескольких персонажей, находящихся в определенных отношениях, связанных между собой каким-то событием, действием. Тема определяет круг явлений, захвативших художника, которым он посвящает свое произведение, она связана с идеей (историческая тема, военная тема, тема народной жизни, тема труда, тема любви и т. д. ). Как и в прежние времена, каждую деталь художники стремились наполнить символизмом.
способны вызвать и скуку и улыбку и удивление и хохот. В эпоху Возрождения в Европе религиозные и аллегорические сцены в живописи стали приобретать характер рассказа о реальном событии, насыщались бытовыми деталями (Джотто, А. Лоренцетти в Италии, Ян ван Эйк, Р. Кампен, Гертген тот Синт-Янс в Нидерландах), появились изображения трудовой деятельности человека (братья Лимбург во Франции, М. Шонгауэр в Германии, Ф. Косса в Италии). Уже в XVII в. во Франции братья Ленен смогли увидеть и показать в своих картинах высокие человеческие достоинства простого крестьянина — самого низшего и забитого представителя феодального общества («Семейство молочницы», 1640-е гг., ГЭ). (от франц. Бытовые ("жанровые") сцены известные с глубокой древности (в первобытном искусстве, в росписях и рельефах Древнего Востока, древнегреческой вазописи, эллинистических росписях, мозаиках, скульптуре, средневековых фресках и миниатюрах), выделились в особый жанр в эпоху формирования в Европе буржуазного общества. картины повседневности служили для выражения глубочайших мировоззренческих идей.
Некоторые жанры отмирают или обретают новый смысл (напр., мифологический жанр), возникают новые, обычно внутри ранее существовавших (напр., внутри пейзажного жанра появились архитектурный пейзаж и марина). Но, с другой стороны, эта установка, несмотря на достижения Хогарта, Шардена, Греза, это привело к тому, что жанризмельчал, будучи обремененным нравоучительностью. Уклад провинциальной Руси воспет Б. М. Кустодиевым и М. В. Нестеровым. Мурашко, З. Е.
Холод и голод вынуждал этих детей работать за гроши, чтобы прокормить себя и семью. Передвижникам были близки идеи революционных демократов, тезис Чернышевского – «прекрасное – есть жизнь», своё искусство они понимали как долг перед народом и Отечеством. К бытовому жанру обратился целый ряд голландский мастеров— от высокоодаренных (Франс Халс, Ян Вермер, Маттиас Стом) до полупрофессиональных, провинциальных и непрофессиональных, которых не брали в художественные гильдии и которым запрещали продавать картины собственного производства. Жилинский, Г. М. Следует ли искусству бытописать сюжеты обыденности или торжеств. В них находит своё отображение типичный поток времени.
Кроме того, в архитектуре того времени тоже широко применялся бытовой жанр – примеры можно увидеть в каменных узорах готических соборов изображающих дровосеков и пастухов, виноделов и пекарей. Бытовой жанр, жанр изобразительного искусства, посвященный повседневной частной и общественной жизни (обычно современной художнику). В основе данного направления лежит уход от мифологии и проявление первого интереса к реальной жизни. На рубеже 19 и 20 вв.
Буше во Франции) возникли буржуазный семейный жанр и антифеодальная бытовая сатира. М. Розентал, Я. Т. Валтер), Грузии (Г. В период Тан (VII—X вв н. э. ) сформировались школы китайской жанровой живописи. В XVIII в. Ж. Б. С. Художники, работающие в бытовом жанре, называются жанристами.
Правая часть – это уж весьма бытовая картина – работа плотника в его мастерской. С IV в. развивалась жанровая живопись Дальнего Востока (Китая, позже Кореи, Японии). Сказочные легенды, бытовой символизм – вот чему была посвящена тематическая картина. Характер изобразительных сюжетов тоже различен. К. Пимоненко, К. К. Костанди), Белоруссии (Ю.
Как правило, они окрашены мягким, добродушным юмором. Тенирс во Фландрии) и богатого бюргерства (К. А так – обычная беседа двух молодых людей в комнате. В. Герасимов). Известны и тогдашние художники-жанристи (Янь Ли-бэнь, Хань Хуан, Чжоу Фан), хотя в их произведениях преобладали бытовые сцены императорского двора. Деталь фрески. Повседневная жизнь горожан их труд и отдых – в центре бытового жанра у мастеров импрессионизма.
Во второй половине XVII – начале XVIII вв. Гравюры насыщаются бытовыми эпизодами (А. В итальянской живописи XVI века бытовой жанр начал постепенно отделяться от религиозных жанров (венецианцы— Карраччи, Джорджоне, Бассано).
Их веками игнорировало, не замечало искусство. В 18 веке А. Ватто пишет «галантные празднества» в стиле рококо Ж. Б. С. Серебрякова, Д. Д.
Идет переоценка произведений и голландских художников 17 века. Бытовой жанр стал ведущим в живописи передвижников, которые пишут свои картины с горячим состраданием к «маленьким людям», властно взывают к общественной совести, протестуя против несправедливости. Жанр претворился в сказочную легенду или монументальный эпос у символистов (В. Борисов-Мусатов, К. Петров-Водкин, Дж. Сегантини, Ф. Ходлер). Художники воссоздают жизнь деревни (А. Курбе и Ж. Ф.
Свидетели, которых мы видим в зеркале, нужны были, что было обычным явлением для хорошо обеспеченных людей, для заверения письменного брачного контракта». Интересно в этом плане сравнить «Мадонну канцлера Ролена» с аналогичной картиной еще одного нидерландского художника 15 века Дирка Баутса (1425 – 1475) – «Автопортрет в образе Святого Луки» По большому счету – бытовая сценка на тему: «Художник делает эскиз к портрету». Бастьен-Лепаж, Л. Лермит во Франции, Л. Кнаус, Б. Вотье в Германии, К. Е. Маковский в России).
Несмотря на монополию аристократов на искусство, сохранённую в XIXв., оно неустанно демократизируется. Французские романтики (Т. Ряд выставок Академии Художеств РР был целиком посвящён бытовой теме. Бытовые (жанровые) сцены известные в искусстве с глубокой древности, выделились в особый жанр в феодальную эпоху (в странах Дальнего Востока) и в период формирования буржуазного общества (в Европе). В нём, как и в литературе, можно легко увидеть сюжетное начало, а порой на этом фоне и построить целый рассказ.
Федотова. Характерной чертой бытового жанра стало сочетание обострённо воспринятых характерных черт будничной жизни с обобщённостью, зачастую символичностью образов и ситуаций. Учился у Робера Компена, . Ф. М. Достоевский, оставивший ряд тонких суждений об искусстве бытописательста, в частности, подметил, что: «исторический художник знает развязку изображаемых им событий, тогда как жанрист, выступая как их участник и очевидец, в большей степени действует наугад», помещая своих героев в обстановку, напоминающую многие картины передвижников, прежде всего В. Перова. Брейгель Старший, П. Артсен, И. Бейкелар).
О чём рассказывает бытовая картина. В средневековом искусстве Европы и Азии жанровые сцены часто вплетались в религиозные и аллегорические композиции (росписи, рельефы и миниатюры). Здесь можно увидеть как рабочие будни, так и случайные жизненные события. Казалось бы, что может быть интересного в изображении обычной, ничем не примечательной жизни. Фаттори в Италии, Й. Исраэльс в Голландии и др. ). Натюрморт как самостоятельный жанр возник в голландии в хvii веке.
Картина «Тройка» Перов Картина Тройка. В советском искусстве сложились особые формы бытового жанра: официальная помпезность (В. Никакого ощущения Божественности, а только мир и покой обычной семьи. Но еще раньше, чем в Нидерландах, подобие жанровой живописи (в нынешнем понимании этого термина) появилось в Италии.
отразились расслоение деревни, жизнь рабочего класса. Вот его полотно «Святая родня» :Превосходно показана жизнь обычной голландской семьи 15 века. Г. Перов, И. Е. Репин, В. Е. Маковский, Н. А. Касаткин, Н. А. Ярошенко, А. Е. Архипов и др. ). 1295 – 1348) – итальянский художник сиенской школы.
П. Норблин).
Благодаря голландцу П. ван Лару комический бытовой жанр распространился в Италии (бамбоччанти). Уже в первобытном искусстве известны сцены повседневной жизни: охота, шествия, обряды. 6 пейзаж пименов айвазовский и. фото прокол уха хряща И левитан.
Кустодиев) или лирически-грустном облике (А. Натюрморт как самостоятельный жанр возник в голландии в хvii веке. Во Франции в эпоху господства идеалов классицизма братья Ленен стремились показать не только характерные черты облика крестьян, но и моральную ценность их жизненного уклада. Bataille – битва) – посвящен темам войны, битв, походов и эпизодов военной жизни. Изображения на бытовые темы присутствовали уже в первобытном искусстве (сцены охот, шествий), в древневосточных росписях и рельефах (изображения жизни царей, вельмож, ремесленников, земледельцев), в древнегреческой вазописи и рельефах, где они часто включались в мифические композиции или сцены загробной жизни.
Вальдмюллер, К. Шпицвег). Новая эпоха принесла художественному направлению невероятное разнообразие видов. Но эта демократизация несколько иного характера, чем у голландцев XVIIв., когда привлекали прозаические, будничные и забавные юмористические ситуации (Ян Стен, «Автопортрет с женой под хмельком», Карел Фабрициус, «Спящий страж»).
Опоэтизирована повседневная жизнь в живописи В. А. Тропинина, А. Г. Венецианова и художников-венециановцев сатирическая трактовка бытовых тем преобладает в творчестве П. А. Федотова, графике П. М. Шмелькова. 21 батальный жанр (от франц. Нетсхер в Голландии). К бытовому жанру относятся картины, рассказывающиеся о событиях повседневной жизни. На рубеже 19 и 20 вв. 10 портрет дюрер автопортрет альтман боровиковский антропов. Эскиз – это проект картины, первый этап работы нал ней.
Дени Дидро по этому поводу взволнованно пишет— «Он— умер, эта поразительная особа, которая собрала столько прекрасных произведений по литературе, почти не имея склонности читать, столько произведений искусства, разбираясь в них как слепой Невозможно терять ни минуты, если мы не хотим столкнуться с толпой отечественных или иностранных конкурентов». Это можно увидеть в искусстве Гертгена тон Синт Янса, Лоренцетти, Джотто. В каменных узорах готических соборов, в маргиналиях (от латинского слова marginalia, обозначающего орнаменты на полях рукописи) можно увидеть пастухов, дровосеков, пекарей, виноделов, жонглеров — едва ли не все профессии средневекового мира. Значительное место они занимали в эллинистическом и древнеримском искусстве (росписях, мозаиках, скульптуре). Бытовые сцены украшают капители колонн, тексты средневековых манускриптов.
В искусство XIXв. Мастерские образцы бытовых сцен созданы художниками Древней Греции в вазописи. Во Франции А. Ватто и Ж. О. Фрагонар внесли в бытовой жанр эмоциональную тонкость и остроту жизненных наблюдений правдивостью и задушевностью отмечены жанровые сцены Ж. Б. С. Бытовой жанр (фр.
Не будь рядом Благовещения, вообще трудно догадаться, что это Иосиф. Если уж мы заговорили о нидерландских художниках, то надо заметить, что в 15 веке творчество многих художников этой школы было отмечено насыщением религиозных сцен в живописи яркимибытовыми деталями. В этом плане характерно творчество великого Яна ван Эйка (1385/1390 – 1441). Лонги), Германии (Д. Бытовые (жанровые) сцены известные с глубокой древности (в первобытном искусстве, в росписях и рельефах Древнего Востока, древнегреческой вазописи, эллинистических росписях, мозаиках, скульптуре, средневековых фресках и миниатюрах), выделились в особый жанр в эпоху формирования в Европе буржуазного общества. Греза, лирическими полотнами Ж. Б. С. Делакруа, О. Верне). Бытовой жанр 30-х гг. бытовой жанр переживал расцвет и в искусстве стран Азии –в миниатюре Ирана, Индии (К.