Заслуга утверждения бытового жанра в романтическом стиле принадлежит (1780 – 1847), который обратился к жанровой живописи в 1820-х годах XIX столетия.
бытовой жанр переживал расцвет и в искусстве стран Азии – в миниатюре Ирана, Индии, в живописи Кореи и особенно в Японии (гравюры Китагава Утамаро, Кацусика Хокусая). Эта юмористическая нотка оживляет картину и сообщает ей еще большую теплоту. Жилинский, Г. М. По своей содержательной нагрузке «Свежий кавалер» можно смело прировнять к выдающимся произведениям литературных классиков той эпохи. М. Креспи) и идеализирующим искусством, рисовавшим идиллические картины жизни крестьян (Д. Плиний Старший в «Естественной истории» (I век н. э. ) писал о появлении особого рода живописцев рипорографов бытописателей изображавших лавчонки сапожников и цирюльников.
Именно такие темы считались достойными для настоящих мастеров изобразительного искусства. Характер изобразительных сюжетов тоже различен. Это подчеркивается колористической взаимосвязью фигур жениха и невесты (светло-розовое пятно платья декоративно сочетается с зеленой окраской стены передней и темно-зеленого мундира ибо при внешней контрастности они составляют так называемые дополнительные по отношению друг к другу тона).
Идилличность сохраняется во многих, в том числе и поздних, работах Венецианова. Главенствующую роль для художников-пейзажистов приобретал вопрос о содержании искусства. Савольдо, А. Моретто, Дж. Б.
В XVI-XVIII вв. Во второй половине XVII – начале XVIII вв. Готика завершила развитие европейского средневекового искусства, возникнув на основе достижений романской культуры, а в эпоху Возрождения искусство средневековья считалось «варварским». Во Франции А. Ватто и О. Фрагонар (обращавшиеся часто к реалистическому переосмыслению галантного жанра) внесли в Б. ж. психологическую тонкость и остроту жизненных наблюдений проникновенной поэзией домашнего быта наполнены интимные незамысловатые по сюжету картины Ж. Б. Шардена сентиментальные полотна Ж. Б. Грёза полемически утверждали нормы семейной морали третьего сословия. Мурашко, З. Е.
Художники, связанные с импрессионизмом (Э. Федотов Павел Андреевич (1815-1852) Мастер сатирического направления в живописи, положивший начало критического реализма в бытовом жанре. Главное для него – верно изобразить натуру. В 17 веке произведения в бытовом стиле создавались кистью Рембранта, Стена, Брауэра. на территории Европы. Уставшие от непомерной тяжелой ноши дети тянут большую бочку наполненную водой из реки их путь пролегает вдоль унылой монастырской стены.
А. Коровин, И. И. Левитан, С. И. Светославский). На рубеже 19 и 20 вв. Тенирс во Фландрии) или богатого городского бюргерства (К. В период Сун (10-13 вв. ) китайские жанристы (Ли Тан, Су Хань-чэнь) начали изображать народную жизнь в картинах, полных юмора и метких наблюдений. В эпоху Возрождения в Европе религиозные и аллегорические сцены в живописи стали приобретать характер рассказа о реальном событии, насыщались бытовыми деталями (Джотто, А. Лоренцетти в Италии, Ян ван Эйк, Р. Кампен, Гертген тот Синт-Янс в Нидерландах), появились изображения трудовой деятельности человека (братья Лимбург во Франции, М. Шонгауэр в Германии, Ф. Косса в Италии). В своих картинах он достигает неведомой до него силы воздействия.
Появляются произведения, соединяющие в себе различные жанры (напр., сочетание бытового жанра с пейзажем, группового портрета с историческим жанром). Возвышенная поэтизация бытовых мотивов, мощное жизнелюбие характерны для произведений П. П. Взгляд зрителя от фигур крестьян, сидящих на первом плане, следует дальше. Богатая гостиная обставлена по последней моде. В большинстве своём люди изображаются за своими повседневными занятиями.
Тенирс во Фландрии) и богатого бюргерства (К. Но и сквозь ложное благолепие нередко проступала правда. Гораздо интенсивнее Б. ж. обособлялся в Нидерландах (К. ван Гог, молодой П. Пикассо во Франции).
У каждого художественного направления есть свои поклонники и критики. Бытовой жанр 30-х гг. В XIX ст.
Нетсхер в Голландии). А. Бронников, К. Е. Маковский). П. Норблин). Этот жанр один из самых поздних и сформировался в голландской школе живописи.
К. Пимоненко, К. К. Костанди), Белоруссии (Ю. В XV веке появились изображения трудового народного быта в миниатюре (братья Лимбург во Франции), гравюре (Шонгауэра в Германии), светских росписях (Косса в Италии). Сюжет картины построен на контрастном сопоставлении. В основном к ней обращались малоизвестные русские художники.
Одни историки выводят происхождение названия от итал. Следует ли искусству бытописать сюжеты обыденности или торжеств. Серебрякова, Д. Д.
Пейзажный стиль – один из самых разноплановых. Творчеством художников-передвижников завершилось формирование бытового жанра в русском изобразительном искусстве. Лучшие произведения бытового жанра притягивают зрителя как умело построенные рассказы.
Французские романтики (Т. Однако при всем при этом в обществе того времени Федотов был недостаточно понятым и в Русском изобразительном искусстве 19 века, не полностью оценен современниками. Но «благородство происхождения» отнюдь не мешает ему принять законы чистогана, выдвинутые новым социальным слоем, когда все и вся объявляется товаром. Зародился во время Первой мировой войны в Цюрихе (Швейцария), как реакция на последствия войны, жестокость которой, по мнению дадаистов, подчеркнула бессмысленность существования. Стили живописи— тема очень обширная, можно сказать вечная. Появление первых жанровых картин в Китае (Гу Кай-чжи, 4 в. ) граничит с религиозно-философскими идеями морального совершенствования, утверждением идеала благородства и величавости как нормы поведения человека в быту.
В европейском искусстве Проторенессанса и Возрождения (позднее у М. да Караваджо и художников караваджизма) черты бытового жанра проявились в интерпретации религиозных сюжетов как реальных событий с приметами современной жизни. Содержание ее раскрывается в ясных и выразительных формах.
на смену академическому искусству пришел реализм. А. Пластов), города (Ю. И. Уже в первобытном искусстве известны сцены охот, шествий, обрядов. Реалистические тенденции буржуазной Б. ж. проявились в искусстве Италии (П. Бытовой жанр широко представлен в скульптуре (Н.
Кстати говоря, художники обращались в своём творчестве не только к тематике античной истории и мифологии, но также и к средневековой, например художник Карл Фёдорович Гун создал картины на тему Варфоломеевской ночи (в своё время Карла Гуна называли лидером средневековой тематики, как Семирадского в античной), Поленов написал на тему позднего Средневековья произведения «Арест гугенотки Жакобин де Монтебель», «Гугенот» и «Право господина». Так в русскую живопись вошла новая тема, связанная с поэтической стороной народного быта. Бехзад, Мир Сеид Али, Реза Аббаси), живописи Кореи (Ким Хондо), графике Японии (Китагава Утамаро, Кацусика Хокусай). Горячая, прогретая земля.
В основе живописных художественных средств лежат цвета (возможности красок), в неразрывном единстве со светотенью и линия цвет и светотень разработаны и развиты техниками живописи с полнотой и яркостью, недоступной другим видам искусства. Колорит картины очень темный, лица крестьян маловыразительны. С IV в. развивалась жанровая живопись Дальнего Востока (Китая, позже Кореи, Японии).
Это брак без поэзии чувства, без любви – это сделка.
Тенирс во Фландрии) или богатого городского бюргерства (К. По плану и по выражению своей картины г. Репин – значительный, могучий художник и мыслитель, но вместе с тем он владеет средствами своего искусства с такой силою, красотой и совершенством, как навряд ли кто-нибудь еще из русских художников». Особенно полюбился бытовой жанр российской живописи. В картинах Г. М. Коржева, В. И. Иванова, Е. Е. Моисеенко, Ю. П. Кугача, Т. Т. Салахова, Г. С. Ханджяна, Э. К. Илтнера, И. А. Зариня, И. Н. Клычева, в гравюрах Г. Ф. Захарова, В. М. Юркунаса, В. В. Толли повседневная жизнь народа предстаёт богатой и сложной, насыщенной большими мыслями и переживаниями. Вот таким образом художники-классицисты (Карл Брюллов, Антонио Каналетто, Никола Пуссен) часто обращались к мифологическим сюжетам.
рельефы Боробудура в Индонезии, около 800, Ангкора в Камбодже, 10--13 вв. С наступлением эпохи Возрождения в Европе, сначала в Италии (Джотто, Лоренцетти— XIV век), а затем в Нидерландах (Ян ван Эйк, Боутс, Гертген тот Синт Янс— XV век. ) и других европейских странах, религиозные сцены в живописи стали насыщаться яркими бытовыми деталями. приходят полноправными героями отверженные, больные, покинутые нищие, калеки, рабы, заключённые или военнопленные, люди социального дна. Выражение томного восторга написано на ее лице. И труд Леонардо является продолжением развития европейской (итальянской) художественной школы Эпохи Ренессанса.
Импрессионизм возник во Франции, этопонятиеввелЛуи Леруа. Настроение одиночества создается светом и мастерски подобранной цветовой гаммой. У него старообразная физиономия сатира. Двадцатые годы XX века дали необычайное многообразие его видов: тут и монументально-плакатные образы (ряд художников ОСТа) и лукаво-иронические наблюдения (например, у С. Лучишкина или С. Адливанкина) и сосредоточенное, замкнутое в себе раздумье (художники круга Маковец). Центром произведения бытового жанра по-прежнему является человек. Однотонные желто-коричневые краски (желтый гроб, желто-коричневые тулупы, гнедая лошадь), объединяя в цветовом решении изображенную группу, также молчаливо говорят об одиночестве запечатленных людей, предоставленных в жизни только самим себе. П. Норблин).
В. Герасимов). Хотя понятие «жанр» появилось в живописи сравнительно недавно, определенные жанровые различия существовали еще с древних времен: изображения животных в пещерах эпохи палеолита, портреты Древнего Египта и Месопотамии с 3 тыс.
С примерами использования морской темы можно встретиться, разглядывая религиозные и мифологические полотна Рембрандта, голландских баталистов, Делакруа и импрессионистов. В зависимости от одаренности и наставлений, которых придерживается художник, бытовой жанр трактуют то ложно-идеализированно и искусственно очищено (Франсуа Буше), то несколько фантастически и поэтично (Антуан Ватто), то с привкусом наставления, дидактики, сентиментализма (Жан Батист Грёз), то как сценки из реальности (эскизы Фрагонара). объединение АХРР устроило ряд выставок, посвященных советскому быту, а его мастера (Е. Иконопись в переводе с греч.
Изнаночный быт мегаполиса 20 века показан берлинскими графиками Г. Гросом, К. Кольвиц и Г. Цилле, живописцами нью-йоркской «Школы мусорного ведра», национальный уклад – представителями риджионализма США, костумбризма и мурализма Латинской Америки итальянского неореализма. Ходовецки), Швеции (П. Он привлекает к себе занимательным сюжетным началом. Как и в прежние времена, каждую деталь художники стремились наполнить символизмом. Ему (его трудам по систематизации научных знаний) европейская художественная школа обязана появлению (возрождению) реалистичной перспективы и естественности пропорций в картинах художников.
«Пейзажи настроения» Левитана содержат особую психологическую насыщенность, отражая все грани человеческой души. В 1779 г. исполнена картина (1739 – 1799 гг. ) «Праздник в деревне». Благодаря этому мастерам удавалось создавать работы, не смешивая краски на палитре (это позволило им работать на открытом воздухе – ещё одна особенность импрессионизма), а также отказаться от чёрного цвета. Гравюры насыщаются бытовыми эпизодами (А.
Хиллестрём), Польши (Я. Картины этого жанра являются своеобразными документами быта и культуры людей определённого исторического времени. Этот стиль – визитная карточка Италии XVII-XVIII ст. В левой стороне картины мужик, плутовато ухмыляясь, держит в руках штоф и стакан и готовится «перейти к делу». К «высокому» жанру относили исторический и мифологический жанры, к «низким» – портрет, пейзаж, натюрморт.
В 20-х гг. Многие приверженцы этого понятия были последователями многих модернистских течений. Различные народные рисунки и иллюстрации можно отнести к примитивизму. С наступлением эпохи Возрождения в Европе религиозные и аллегорические сцены в живописи -- сначала в Италии (Джотто, А. Лоренцетти -- 14 в. ), а затем в Нидерландах (Я. В обыденных предметах крестьянского быта Венецианов умеет найти особую прелесть.
Такая широта задач жанровой картины нередко сближала её с исторической композицией. Расплываясь в угодливой, довольной улыбке, он спешит навстречу долгожданному гостю. Оп – настоящая «военная косточка». Формирование жанра как системы в станковой живописи началось в Европе в 15–16 вв. Противопоставление голубоватых и красных оттенков подчеркивает резкий трагический контраст между офицером, убивающим свое время и безучастным к его судьбе миром. Плотные краски способствуют созданию насыщенного художественного образа.
Знаменитый и знакомый многим рисунок Леонардо да Винчи "Витрувианский человек" (пропорции человека) 1493 года, посвящённый систематизации античных знаний Витрувия о пропорциях и композиции, был создан Леонардо на полвека позже трактата Альберти "О живописи". Это направление бытовало в XII-XVI ст. Нетсхер в Голландии). Лето» (1830-е гг), в которой больше бытовой характерности (Приложение 6).
Быть может, драматизм близящихся перемен придал повседневности значительность. Самыми известными Брешанцами стали Дж.
М. Пэн), Латвии (Я. Со 2-й половины 1950-х гг. Попков, Ф. Решетников (Россия), Ренато Гуттузо (Италия), Диего Ривера (Мексика) и др. Хиллестрём), Польши (Я. Плиний Старший писал в своей «Естественной истории» о существовании особых художников, занимавшихся изображением лавочек цирюльников и сапожников.
Тени в картине прозрачны – это результат тонких наблюдений художника на натуре. Художники запечатлевают работников и фермеров, юмористические эпизоды. Итогом этих поисков явилась картина «Грачи прилетели» (1871), где художник изображая внешне невзрачный мотив и подчёркивая в жизни естественной среды момент переходности (наступление ранней весны), сумел показать глубокую задушевность родной природы. На первый план в нём выступают красота преображенной искусством обыденности, выразительность как бы случайного, фрагментарного, неожиданного аспекта жизни, мгновенно схваченных ситуаций изменчивых настроений и состояний, острая характерность облика и привычных движений персонажей интерес к людям, стоящим вне общественных норм (художественная богема, полусвет, люди дна).
Дени Дидро по этому поводу взволнованно пишет— «Он— умер, эта поразительная особа, которая собрала столько прекрасных произведений по литературе, почти не имея склонности читать, столько произведений искусства, разбираясь в них как слепой Невозможно терять ни минуты, если мы не хотим столкнуться с толпой отечественных или иностранных конкурентов». В барокко сочетаются иллюзия и реальность, духовное и материальное, возвышенное и смешное. В итальянской живописи 16 в. (главным образом у венецианцев -- В. Карпаччо, Джорджоне, Я. Бассано) Бытовой жанр начал постепенно отделяться от религиозных и аллегорических жанров, сохраняя единую с ними образную систему. На рубеже 18-19 вв.
Его название «Vanitas» переводится с латыни как «тщеславие, суета» и восходит к библейскому стиху: «Суета сует, сказал Екклесиаст, суета сует, – всё суета. ». (К.
Венецианов Алексей Гаврилович (1780-1847). Картины этого жанра изображают сценки из частной и общественной жизни человека. Та же поэтика тонкого, образного обобщения одухотворяет произведения «волжского периода» ("Вечер на Волге", 1888 " Вечер. О чём рассказывает бытовая картина. Картина «Тройка» Перов Картина Тройка. Поза «свежего кавалера» – пародия на величие античных статуй: выставленная вперед босая нога, халат, подобный тоге, горделивый жест, надменный взгляд.
Мастерские образцы бытовых сцен созданы художниками Древней Греции в вазописи. Этим обусловлено присущее реалистической живописи совершенство объёмной и пространственной моделировки, живая и точная передача действительности, возможности реализации задуманных художником сюжетов (и способов построения композиций) и другие изобразительные достоинства. Сначала это были просто «портреты кораблей», но затем море само стало главным объектом, увлекавшим и реалистов и романтиков. Федотова.
Лонги), Германии (Д. Бравый служака с его горделивой осанкой смотрится как существо иного, «высшего» по отношению к купеческому миру порядка. В полотнах воспевался мирный труд.
Рубенса и Я. Йорданса, любование здоровой, естественной красотой простых людей– для бодегонес Д. Веласкеса. цены охоты, магических обрядов существовали в художественной культуре с древнейших времен. Б. Грёз, У. Хогарт) в эпоху романтизма в него проникают экзотические ориентальные мотивы (Э. С первых же лет Советской власти художники (Б. Изображения на бытовые темы присутствовали уже в первобытном искусстве (сцены охот, шествий), в древневосточных росписях и рельефах (изображения жизни царей, вельмож, ремесленников, земледельцев), в древнегреческой вазописи и рельефах, где они часто включались в мифические композиции или сцены загробной жизни. Великим мастером-маринистом был англичанин Уильям Тёрнер (1775-1851).
Присутствие в бытовой живописи изображений людей имеет много общего с портретом. В каменных узорах готических соборов, в маргиналиях (от латинского слова marginalia, обозначающего орнаменты на полях рукописи) можно увидеть пастухов, дровосеков, пекарей, виноделов, жонглеров — едва ли не все профессии средневекового мира. Но изначально оно происходит от церковной техники рисования икон, в которой использовано слово "писать" (относящееся к письменности) потому, что это слово является переводом значения в греческих текстах (вот такие "трудности перевода").
В основе этого направления (XVII-XIX ст. ) лежат философские идеи Декарта. В 1768г. В бытовой жанр привносят элементы стиля рококо (Антуан Ватто, Жак де Лажу, Франсиско Гойя), обращаются к различным техникам (картины масляными красками, пастель, рисунок, фарфор, гравюра). Наиболее известные имена иконописцев – Феофан Грек (фрески), Андрей Рублев, Дионисий. В период Сун (X—XIII вв н. э. ) китайские художники-жанристы (Ли Тан, Су Хань-чень) создают и сцены народного быта в картинах интересные своей юмористической окраской или уважительным отношением.
Появление первых жанровых картин в Китае (Гу Кай-чжи, 4 в. ) граничит с религиозно-философскими идеями морального совершенствования, утверждением идеала благородства и величавости как нормы поведения человека в быту.
Так, в 17 в. в Голландии в живописи ведущими стали именно «низкие» жанры (пейзаж, бытовой жанр, натюрморт), а парадный портрет, формально принадлежавший к «низкому» жанру портрета, к таковому не относился. бытовой жанр переживал расцвет и в искусстве стран Азии –в миниатюре Ирана, Индии (К. Как самостоятельный тип художественного творчества бытовой жанр впервые сложился в средневековом искусстве стран Дальнего Востока: в Китае и Японии (школа укиё-э), в рельефах и росписях индийских храмов, персидской миниатюре.
Значительное место они занимали в эллинистическом и древнеримском искусстве (росписях, мозаиках, скульптуре). С бытовым жанром передвижников связано развитие критического реализма в отечественном искусстве (В. Фаттори в Италии, Й. Исраэльс в Голландии и др. ). Уже ранние работы художника удивительно лиричны ("Осенний день. Они распространены в росписях, рельефах и миниатюрах и в Европе и в Азии. О ЧЕМ РАССКАЗЫВАЕТ БЫТОВАЯ КАРТИНА.
Религиозный жанр — жанр, в котором на картинах основная сюжетная линия – библейская (сцены из Библии и Евангелия). объединение АХРР устроило ряд выставок, посвященных советскому быту, а его мастера (Е. К середине 1840-х гг. В искусство XIXв. Бытовой жанр периода бидермайера отличают поэтизация или анекдотичная трактовка частной жизни (Ф.
В 18 веке А. Ватто пишет «галантные празднества» в стиле рококо Ж. Б. С. Художники пытались уловить мимолётное впечатление от природы (отсюда и название стиля), передать относительность восприятия. Г. Венецианов и Венециановская школа в России, Дж. передвижники.
А. Ерменёв, И. М. Танков и М. Шибанов). Дени Дидро по этому поводу взволнованно пишет— «Он— умер, эта поразительная особа, которая собрала столько прекрасных произведений по литературе, почти не имея склонности читать, столько произведений искусства, разбираясь в них как слепой Невозможно терять ни минуты, если мы не хотим столкнуться с толпой отечественных или иностранных конкурентов». Мунк в Норвегии, Ф. Ходлер в Швейцарии, П. Гоген, П. Сезанн во Франции и др. ). Особое место в искусстве XIXв. В итальянской живописи 16 в. (главным образом у венецианцев – В. Карпаччо, Джорджоне, Я. Бассано) Б. ж. начал постепенно отделяться от религиозных и аллегорических жанров, сохраняя единую с ними образную систему. Фигура попа, как олицетворение всего темного царства".
Г. Перов, И. Е. Репин, В. Е. Маковский, Н. А. Касаткин, Н. А. Ярошенко, А. Е. Архипов и др. ). Золотой Плес", 1889 " После дождя. Большую эмоциональную роль в картине играет невзрачный пейзаж деревенской околицы. Вишнякова.
Ведущее положение Бытовой жанр занял в первой буржуазной стране – Голландии, возводя в общественный идеал сложившийся здесь уклад домашней жизни голландская жанровая живопись поэтизировала крестьянский или бюргерский быт с его особым настроением интимной атмосферой мирного уюта (картины А. ван Остаде, К. Фабрициуса, П. де Хоха, Я. Вермера, Г. Терборха, Г. Метсю). Вермер, Г. Терборх) и крестьянского быта (А. Он замер, любуясь расцветкой крыльев бабочки. Саввинская слобода", 1883). И. Габашвили, А. Р. Мревлишвили), Армении (Е.
Холод и голод вынуждал этих детей работать за гроши, чтобы прокормить себя и семью. Действующие лица на этом полотне живут в пространстве естественно и свободно. Шардена сентиментально-дидактичные полотна Ж. Б. Грёза утверждали нормы буржуазной морали. Жанр претворился в сказочную легенду или монументальный эпос у символистов (В. Борисов-Мусатов, К. Петров-Водкин, Дж. Сегантини, Ф. Ходлер). Данное направление зародилось в эпоху барокко.
отразились расслоение деревни, жизнь рабочего класса. Позиции декадентства – это настроение революции и борьбы против всех. Шардена, воссоздающими частную жизнь третьего сословия.
Сегодня этот жанр преобразовался в наивное искусство, часто спримесью символизма. Сцены отечественной истории (порой так остро читаемые в контексте политического режима и жизни общества второй половины 19 века Российской империи), реалистическое описание быта и жизни народа, психологический портрет, с которого на зрителя глядят и совесть нации – представители интеллигенции и крестьяне, милые сердцу образы родной природы – основные темы передового российского искусства. На смену средневековому миросозерцанию приходит религия Природы и человека, обожествляющая уже не столько творца, сколько само творение, земной мир в его бесконечном многообразии.
В советском искусстве сложились особые формы бытового жанра: официальная помпезность (В. В 17 веке наметилось два направления в бытовом жанре: демократическое (графика Рембрандта, ряд картин фламандца Брауэра, голландца Стена) и идеализирующее, рисовавшим картины идиллического благополучия жизни крестьян (Тенирс во Фландрии) или богатого городского бюргерства (Нетсхер в Голландии). В Европе 19 в. бытовой жанр стал полем социальной критики и публицистически заостренной сатиры (графика и живопись О. Домье), жанром исполненным жизненной достоверности и пафоса утверждения красоты и внутренней значительности людей труда (Г.
Сокольники", 1879, "Мостик. Декоративная живопись получала существенное развитие во времена греческой и римской античности (школа утеряна в средние века) уровень которой был, достигнут только после 15 века. Их веками игнорировало, не замечало искусство. Возможно, его появление вызвано особенностью голландской школы. Гораздо интенсивнее бытовой жанр обособлялся в Нидерландах (Массейнс, Лука Лейденский, Питер Брейгель) изображая конкретные особенности поведения и бытовую среду людей разных общественных слоёв.
Несмотря на скованность движений они сохраняют жизненное правдоподобие. Пименов), семьи (П. Бытовой жанр, жанр изобразительного искусства, посвященный повседневной частной и общественной жизни (обычно современной художнику).
Идет переоценка произведений и голландских художников 17 века. Даже у современного зрителя сюжеты мастеров голландского бытового жанра XVIIв. Древние образцы египетской живописи и мелкой пластики выражают повседневные мотивы труда, содержат семейные, любовные, театральные, карикатурные сценки.
В 15 в. в миниатюре (братья Лимбург во Франции), гравюре (М. В XIX в. художники-демократы рассматривали бытовой жанр как поле критики и разоблачения несправедливых социальных отношений, утверждения прав угнетённых людей труда. Знаменитая картина «Не ждали» Репина соединяет в себе определённые черты бытового и исторического жанров. Новая эпоха принесла художественному направлению невероятное разнообразие видов.
Но и здесь художник в первую очередь подчеркивает дружелюбие во взаимоотношениях крестьян. художники начали изображать жизнь обездоленных, рабов и больных, а в ХХ ст. Оно обращалось к высшим божественным силам, вечности, христианскому мировоззрению. Готическое искусство было культовым по назначению и религиозным по тематике. В средневековом искусстве Европы и Азии жанровые сцены часто вплетались в религиозные и аллегорические композиции (росписи, рельефы и миниатюры).
Элементы бытового жанра присутствовали в первобытных изображениях сцен охоты и ритуалов, в искусстве Древнего мира, насыщенном бытовыми подробностями, в европейском средневековом искусстве, нередко включавшем аллегорически трактованные бытовые мотивы (циклы на темы 12 месяцев, времён года, где изображаются сезонные занятия и др. ). Он относится к ним с неменьшим уважением, чем к помещице.
Нередко подобные картины небольшие по размеру. Брейгель Старший, П. Артсен, И. Бейкелар). С конца 40-х годов XIX века художнки начали открыто обнажать пороки современного им общества. Дадаизм (произошло от фр. Милле, Г. Курбе) сатира и социальная критика характерны для бытового жанра у О. Домье.
События могут развертываться на природе или в помещении. М. Пэн), Латвии (Я. В 1850—60-х гг. В России бытовой жанр складывается лишь в 18 веке.
Заказчики стремились получить портретное сходство (или даже приукрасить его) оставив в истории зрительное воплощение. Декадентство – это упадок сознания, упадок чувства красоты.
Изредка появлявшиеся камерные сценки повседневной жизни, давали надежду и душевный отдых от трагедий и окружающего лицемерия. Как говорил сам художник, он стремился «ничего не изображать иначе, чем в натуре является» и работать «без примеси манеры какого-либо художника».
Все было направлено к одной цели: донести до зрителя содержание, заставить сопереживать, любить или ненавидеть. Такие произведения создавали Якоб де Гейн, Симон Ренар де Сен-Андре, Юриан ван Стрек. Как в самой крестьянской жизни, где уживаются наивные суеверия и трезвая разумность, так и в картине убедительно и появление колдуна и беспокойство родственников, побаивающихся «дурного глаза» и их любопытство и деланное равнодушие дьячка, «не замечающего» колдуна и т. п. Вместе с тем в этой патриархальной деревне с ее народным искусством и полуязыческими обрядами есть что-то очень поэтическое. На Руси иконопись достигает расцвета в 12-16 вв. Произведения бытового жанра 60-80-х гг.
Со второй половины 50-х гг. Для майора служит товаром его титул, а для купца – приданое дочери. К. Бингем и У. С. Маунт в США, Д. Уилки в Шотландии художники Бидермейера – Г. Ф. Керстинг и К. Шпицвег в Германии, Ф. Вальдмюллер в Австрии, К. Кёбке в Дании).
Плес", 1889 "Свежий ветер. во Франции. Французские романтики (Т.
Мане, Э. Дега, О. Ренуар во Франции), в 1860-80-х гг. Во Франции в 18 в. бытовой жанр представлен идиллическими пасторалями в стиле рококо (Ф.
В картине проступает ярая борьба с идеализацией старых времён о нравах и человеке. Сама жизнь сформировала этот тип. «Свежий кавалер» – это апогей человеческой пустоты, чванства и пошлости. Лонги), Германии (Д. Бастьен-Лепаж, Л. Лермит во Франции, Л. Кнаус, Б. Вотье в Германии, К. Е. Маковский в России).
Бытовой жанр – это жанр живописи, который отражает повседневную жизнь людей. Рядом с ней смышленый мальчик с загорелым широкоскулым лицом, с пытливым взором. Бытовой жанр известен и в искусстве стран Востока. Но все эти иносказания сочетались с предельным реализмом и рассказывали о правде жизни. Голая, неприкрашенная правда, неподкупный приговор.
Гораздо интенсивнее Бытовой жанр обособлялся в Нидерландах (К. Содержание событий мгновенно угадывается зрителем. Французские художники-реалисты, напротив, обращаются к суровой и благочестивой жизни провинции (Ф. Но художник продолжал настойчиво совершенствовать свое мастерство.
Либерман в Германии, К. Крог в Норвегии, А. Цорн в Швеции, Т. Эйкинс в США). Успехи демократического реализма в бытовом жанре XIX в. были связаны со становлением и подъёмом художественной культуры многих народов в ходе их борьбы за национальное и социальное освобождение (М. Бытовой жанр появился в Голландии, где в XVII веке люди вели тихую, размеренную жизнь и им вовсе не интересно было украшать свои скромные жилища портретами королей или мифологическими картинами. И без туманных намёков и темных символов картины этих мастеров становятся символом изнурительного существования представителей народа, тяжелой сельской жизни вообще, на истинное воспроизведение которой нечасто могло осмелиться искусство всего XIX века из-за господствующих позиций академизма, салонного искусства из-за прочной официальной поддержки поверхностного буржуазного искусства. Ходовецкий), Швеции (П. в Италии, А. Фужероном и Б. Таслицким во Франции, Уэно Макото в Японии.
мастера советского. утверждал радостное, праздничное восприятие жизни (С. В период Тан (7--10 вв. ) формировались школы китайской жанровой живописи, появились художники-жанристы (Янь Ли-бэнь, Чжоу Фан, Хань Хуан) изображавшие, нередко с большой достоверностью и интимностью, сцены придворного быта. В них находит своё отображение типичный поток времени.
Наблюдение за бытом современников и смелость в воспроизведении бытовых сцен обусловили чрезвычайное многообразие сцен, созданных вазописцами— от воодушевлённого пения актёра в роли Аполлона до эротических сцен и неприятных последствий пьянства на недавней вечеринке (мастер Бриг, киликс, Вюрцбург, университетский музей). Благодаря голландцу П. ван Лару комический бытовой жанр распространился в Италии (бамбоччанти). В конце XV – начале XVI вв.
Бытовые сцены украшают капители колонн, тексты средневековых манускриптов. Он любовно и внимательно передает внутреннее пространство гумна. Бастьен-Лепаж, Л. Лермит во Франции Л. Кнаус, Б. Вотье в Германии К. Е. Маковский в России). На этой основе вырос, составив новый этап, Б. ж. передвижников (См. Композиция этого полотна отличается серьезностью и продуманностью.
Веласкес и др. ). Вальдмюллер, К. Шпицвег). Левитан создает шедевры «церковного пейзажа», где здания храмов вносят в природу умиротворение ("Вечерний звон", 1892) или, напротив, скорбное чувство бренности всего земного ("Над вечным покоем", 1893–1894, " У омута", 1892, ). Корин).
Предпосылки для этого были заложены в искусстве Возрождения, когда художники начали насыщать бытовыми деталями религиозные и аллегорические композиции (Джотто, А. Лоренцетти в Италии, Ян ван Эйк, Р. Кампен, Гертген тот Синт-Янс в Нидерландах, братья Лимбург во Франции, М. Шонгауэр в Германии) в конце 15 – начале 16 вв. Саврасов один из крупнейших представителей лирического направления в русском пейзаже, оказал огромное влияние на русских пейзажистов конца 19 — начала 20 вв. Такая градация жанров просуществовала до 19 в. хотя и с исключениями. При всем внешнем высокомерии, майор не покидает купеческое «темное» царство, а входит в него. Взгляните только на «Бурлаков» г. Репина и вы тотчас же принуждены будете сознаться, что подобного сюжета никто еще не смел брать у нас и что подобной глубоко потрясающей картины из народной русской жизни вы еще не видели. Не всегда достаточно общих признаков для определения.
В. Герасимов, А. А. Пластов, Т. Г. Гапоненко, В. Г. Одинцов, Ф. Г. Кричевский). На рубеже 18 – 19 вв. Такая широта задач жанровой картины нередко сближала её с исторической композицией. Тем не менее, в начале девятнадцатого века мировые и в том числе и русские, художники бытового жанра вернули ему прежний авторитет. В большей степени бытовая живопись даёт подробное описание сложившихся традиций.
Крестьяне в его картине позируют и Венецианов не скрывает этого. Социально-критическому направлению в бытовом жанре положил начало англичанин У. Хогарт (картины и гравюры, высмеивающие нравы буржуазного общества). Изображая крестьянок, Венецианов подчеркивает их красоту и спокойное достоинство. Примерно так же развивалась жанровая живопись Японии и Кореи. часто служат для выражения глубоких философских раздумий о жизни.
Сцены повседневной жизни вдохновляли людей еще в древние времена. считает, что произведения Ерменева не лишены некоторой театральности, поскольку «во всех них одинаковый низкий горизонт, фон как огромное и безлюдное пространство силуэт персонажей показан крупно, композиция предельно ясна, герои статичны». Например, очень часто бытовой жанр переплетается с батальным жанром, портретным, пейзажным, а чаще всего с историческим жанром живописи. Традиционные религиозные сюжеты наполняются мирским содержанием, нарастает реалистичность работ (они пишутся с учётом законов анатомии и линейной перспективы), у картин появляется пластический объём, а на заднем плане изображаются пейзажи либо интерьеры.
Это можно увидеть в искусстве Гертгена тон Синт Янса, Лоренцетти, Джотто. Границу между живописью и графикой в каждом отдельном случае: например, произведения, выполненные акварелью или пастелью, могут относиться и к той и к другой области, в зависимости от подхода художника и поставленных им задач. ван Остаде), гротескно-комические сюжеты у А. Брауэра и Д. Тенирса Младшего, «лавки» Ф. Снейдерса, сцены народных празднеств Я. Йорданса и П. П. Рубенса.
В период Тан (VII—X вв н. э. ) сформировались школы китайской жанровой живописи. Примитивная прямолинейность обиаруживает себя и в главе семьи. Ню (произошло от фр. С первых лет Советской власти художники (Б.
С огромной силой характеризует Федотов действующих лиц. Крупным явлением в развитии русской национальной школы живописи стала картина «Бурлаки» (1870 – 1873), в которой молодой художник со всей мощью таланта дал волнующий образ угнетенного, но не сокрушимого в своей силе народа. Многое сближает это полотно с одновременно написанным «На пашне. Левитан Исаак Ильич (1860–1900), русский художник.
В советском Б. ж. отразились и трудная фронтовая и тыловая жизнь военных лет с ее горем и радостями (картины Ю. М. Непринцева, Б. М. Неменского, А. И. Лактионова, В. Н. Костецкого графика А. Ф. Пахомова, Л. В. Сойфертиса) и духовная устремлённость, энтузиазм коллективного труда и общественной жизни, типичные черты бытового уклада в послевоенные годы (картины Т. Н. Яблонской, С. А. Чуйкова, Ф. П. Решетникова, С. А. Григорьева, У. М. Джапаридзе, Э. Ф. Калныня, гравюры Л. А. Ильиной). Что интересно – к этому жанру относится огромное количество картин на библейскую тему.
Ф. М. Достоевский, оставивший ряд тонких суждений об искусстве бытописательста, в частности, подметил, что: «исторический художник знает развязку изображаемых им событий, тогда как жанрист, выступая как их участник и очевидец, в большей степени действует наугад», помещая своих героев в обстановку, напоминающую многие картины передвижников, прежде всего В. Перова. В своих художественных произведениях художник выражает свою идейно-эстетическую позицию. Программной работой этих лет стала картина «Утро помещицы» изображающая повседневную сцену из жизни помещичьей усадьбы. и в бытовом жанре заняли произведения француза Франсуа Милле итальянца Джованни Сегантини, голландца Винсента ван Гога, Уинслоу Хомера (США). Хотя как раз в жанровой живописи часто встречаются занимательные сюжеты. В конце 19 – начале 20 вв.
Саврасов Алексей Кондратьевич (1830, — 1897) русский художник-пейзажист. Основой его творческого метода стало изучение действительности. Картины демонстрировали исключительно позитивные и светлые моменты и мгновения. Лонги), Германии (Д.
При этом бытовой жанр тесно соприкасается с притчей или аллегорией (циклы «Пять чувств», «Добродетели и пороки» и т. п. ). Волга", 1891–1895).
В вазописи древней Греции встречаются родственные античной лирике и комедии, живо и непосредственно наблюдённые бытовые сцены (с несложным сюжетом и обусловленными им взаимоотношениями персонажей) значительное место они заняли в эллинистических и древнеримских росписях, мозаиках и скульптуре (особенно мелкой), в чём отразился возросший интерес искусства к обыденным явлениям и частной жизни. Нетсхер в Голландии). В 1868 году Перов создает одну из лучших своих картин – «Последний кабак у заставы» (Приложение 15), отличающуюся большой эмоциональностью художественного образа. Готика (произошло от итал.
Зрелый период Левитана как мастера пейзажа, умеющего превратить простой мотив в архитипический образ России, открывается светлой картиной "Березовая роща" (1885–1889). По стилю работ ученик Боровиковского. Самые известные дадаисты: Ханс Арп (1886-1966), Марсель Дюшан (1887-1968), Макс Эрнст (1891-1976), Филипп Супо (1897-1990), Тристан Тцара (1896-1963). Ведущую роль в Б. ж. играет бытовая (жанровая) живопись жанровые темы распространены также в графике и в скульптуре, преимущественно небольших размеров. Эта ситуация в истории голландской школы является причиной развития жанровой живописи. Реалистические тенденции проявились в бытовых картинах художников Италии (П.
Ведущее положение Б. ж. занял в первой буржуазной стране – Голландии, возводя в общественный идеал сложившийся здесь уклад домашней жизни голландская жанровая живопись поэтизировала крестьянский или бюргерский быт с его особым настроением интимной атмосферой мирного уюта (картины А. ван Остаде, К. Фабрициуса, П. де Хоха, Я. Вермера, Г. Терборха, Г. Метсю). В 15 в. в миниатюре (братья Лимбург во Франции), гравюре (М. Один из самых популярных жанров живописи. Во 2-й половине 19 в. мастера импрессионизма во Франции (Э.
Последняя, неоконченная картина Левитана ("Озеро. Вот таким образом рисунки так поражают своей жизненностью и эмоциональностью. Невеста же попросту миловидна. «Сговор» переносит зрителя в праздничную обстановку. Даже религиозные мотивы представлялись в их картинах, как сцены из обычной жизни.
Делакруа, О. Верне). «высоких» и «низких» жанров в зависимости от предмета изображения, темы, сюжета. Так, в подобной технике выполнены некоторые полотна Пикассо («Авиньонские девицы», «Аккордеонист»), картины Хуана Гриса, Марселя Дюшана, С. И. Щукина. способны вызвать и скуку и улыбку и удивление и хохот. Греза, лирическими полотнами Ж. Б. С.
Другая небезызвестная картина в бытовом жанре – «Свежий кавалер» П. А. Рисуя картины на продажу, они использовали подручные средства (предметы) для композиций картин. Индийская, персидская средневековая миниатюра тоже оказалась смелой в воспроизведении как религиозно-мифологических, так и бытовых сцен (миниатюры к «Шахнаме», Искандер и китайский император, сватовство сыновей Фаридуна к дочерям обладателя Эмена миниатюры к трактатам Авиценны миниатюры к рукописи Алишера Навои «Чудеса детства»— поэт слушает музыкантов вместе с друзьями миниатюры к легендам о Байдаре с музыкантом миниатюра «Учёный на лекции с учениками» из рукописи «Макамат» XIIIв. ). рельефы Боробудура в Индонезии, около 800, Ангкора в Камбодже, 10-13 вв. В 16–18 вв.
Весна». П. Кончаловский). Кустодиев) или лирически-грустном облике (А.
Художники С. В. Герасимов, А. А. Пластов, Т. Г. Гапоненко, В. Г. Одинцов, Ф. Г. Кричевский, скульптор И. М. Чайков запечатлели светлые, красочные стороны городского и колхозного быта. Венецианов мастер пастельных, карандашных и масляных портретов, карикатур. Сказочные легенды, бытовой символизм – вот чему была посвящена тематическая картина.
в творчестве ряда художников бытовой жанр стал постепенно обособляться (у венецианцев В. Карпаччо, Джорджоне, Я. Бассано, у нидерландцев К. Массейса, Луки Лейденского, П. Артсена). Сегантини, Ф. Ходлера, в итальянском веризме. М. Розентал, Я. Т. Валтер), Грузии (Г. В период Тан (7-10 вв. ) формировались школы китайской жанровой живописи, появились художники-жанристы (Янь Ли-бэнь, Чжоу Фан, Хань Хуан) изображавшие, нередко с большой достоверностью и интимностью, сцены придворного быта.
Особенно важное значение для решения крестьянской темы в живописи передвижников имела картина «Земство обедает» (1872), показанная на 2-й Передвижной выставке. Например, художник Александр Иванов своей картиной «Явление Христа народу» воплотил некоторые важные идеи данного направления. Нарядность одежды не скрывает прямолинейности ее натуры (по округлым очертаниям рта можно заметить – она кричит: «Дура. »).
Этому способствует ритм уходящих в глубину бревен. М. Розентал, Я. Т. Валтер), Грузии (Г. Идейную поддержку передвижники получали в лице теоретика и критика В. В. Стасова, значительную материальную – в лице П. И. Третьякова. Художники воссоздают жизнь деревни (А. С наступлением эпохи Возрождения в Европе, сначала в Италии (Джотто, Лоренцетти – 14 век), а затем в Нидерландах (Ян ван Эйк, Боутс, Гертген тот Синт Янс – 15 век) и других европейских странах, религиозные сцены в живописи стали насыщаться яркими бытовыми деталями. При этом, бытовые образы Возрождения в отличие от средневековых реалистичны иносказание отнюдь не исключает в них правду жизни.
«barocco» – «странный», тогда как другие склоняются к версии, что оно заимствовано из португальского языка, где слова «perola barroca» означают «жемчужина с изъяном». Эта эпоха (XIV-XVI ст. ) стала культурным расцветом европейской истории. Какими беспощадными штрихами дан образ старой девы.
Коржев, В. Е. Саврасов чаще переходит к спокойным, повествовательным образам, в ряде случаев отмеченных стремлением к цветовому единству произведений («Лосиный остров в Сокольниках», 1869), к усилению эмоционального звучания светотени. Шонгауэр в Германии), светских росписях (Ф.
Зарисовки повседневной жизни создавали ещё в Древнем Египте и Греции. Эта картина продолжает критическую линию, определившую дарование Федотова. Венецианов еще не связывает фигуры единым действием или сюжетом. Только на первый взгляд картины выглядят простыми и нелепыми.
Между тем фигура пьяного попа в картине Перова Сельский крестный ход на Пасхе" одна могла бы составить содержание целой картины (1954. ). Художники, работающие в бытовом жанре, называются жанристами.
Пленники и рабы пришли ещё в искусство барокко, но трактованы они там как декоративная деталь быта монарха, признак его побед, военной славы, способности покорять. Позднее краски художника обретают все более мажорное звучание ("Март", 1895 " Золотая осень", 1895 " Весна – большая вода", 1897) с другой стороны, его все более увлекают мотивы вечера, сумерек, летней ночи.
В картинах мастеров XIXв. Никакой романтики нет в этих высохших, очерствелых душах. один из жанров изобразительного искусства, посвященный повседневной частной и общественной жизни (обычно современной художнику). Экономический расцвет 17 века в Голландии привёл к стремлению к доступной роскоши (картинам) у значительного количества населения. Иной общественный слой представляет картина «Разборчивая невеста» (Приложение 9).
В картине «Гумно» изображенный изнутри сарай освещен ровным, спокойным, рассеянным светом. Во Франции А. Ватто и О. Фрагонар (обращавшиеся часто к реалистическому переосмыслению «галантного жанра») внесли в бытовой жанр психологическую тонкость и остроту жизненных наблюдений проникновенной поэзией домашнего быта наполнены интимные незамысловатые по сюжету картины Ж. Б. Шардена сентиментальные полотна Ж. Б. Грёза полемически утверждали нормы семейной морали третьего сословия. Не один Шибанов обращался к этой теме.
Черты нового направления – критического реализма – заложил в бытовом жанре Павел Андреевич Федотов (1815 – 1852), чьи произведения буквально проникнуты духом сатиры. Бедным художникам были недоступны модели и мастерские (люди в соответствующих одеждах). В XX в. признанными мастерами бытового жанра считались художники Э. Мунк (Норвегия), Пабло Пикассо (Франция), Игнасио Сулоага (Испания), Джордж Беллоуз, Рокуэлл Кент, Эндрю Уайет (США), Борис Кустодиев, А. А. Они призваны напомнить о тщетности и быстротечности жизни, неотвратимости смерти.
П. Ефанов), сатирическое осмеяние «старого быта» и его пережитков (Кукрыниксы), героика (художники сурового стиля) идиллическое изображение «счастливой жизни» нового общества (С. В ранних произведениях художника преобладают романтические эффекты («Вид на Кремль в ненастную погоду», 1851). Г. Курбе и Ж. Ф. Милле во Франции, А. Менцель и В. Лейбль в Германии, Дж. Курбе и Ж. Ф.
И. Габашвили, А. Р. Мревлишвили), Армении (Е. В картине этого же периода «Жнецы» (Приложение 5) Венецианов дает действующих лиц крупным планом, приближает их к зрителю. Я. Данько, В. В. Лишев, Г. И. Мотовилов). Ходовецки), Швеции (П. Буше во Франции) возникли буржуазный семейный жанр и антифеодальная бытовая сатира. ярко отражает те жуткие времена, когда труд детей считался обыденным явлением.
Поворот головы крестьянки и взор мальчика, устремленный к ее руке, связывают их воедино. М. Татевосян) и др. Эстетическим образцом стало творчество античной эпохи.
Милле во Франции, А. фон Менцель и В. Лейбль в Германии, Дж. Тема определяет круг явлений, захвативших художника, которым он посвящает свое произведение, она связана с идеей (историческая тема, военная тема, тема народной жизни, тема труда, тема любви и т. д. ). С эпоху Возрождения религиозные картины начинают насыщаться яркими бытовыми деталями.
Художник изобразил молодого офицера, который вечер за вечером проводит в отупляющей скуке. Здесь можно увидеть как рабочие будни, так и случайные жизненные события. С наступлением эпохи Возрождения в Европе религиозные и аллегорические сцены в живописи – сначала в Италии (Джотто, А. Лоренцетти – 14 в. ), а затем в Нидерландах (Я. Комический случай приобретает в трактовке Федотова большой обобщающий смысл, образ «свежего кавалера» становится сатирическим образом.
Г. Венецианов и венециановская школа в России, Дж. Работа над картиной «Гумно» стала настоящей школой для Венецианова. Они распространены в росписях, рельефах и миниатюрах -- как в Европе (рельефы собора в Наумбурге, Германия, середина 13 в. русские росписи 17 в. ), так и в Азии (росписи Аджанты в Индии, в основном 5--6 вв. Цветовая взаимосвязь розовых тонов в наряде девушки и сиреневых переливов в уборе матери заставляет внимательнее всмотреться в купчиху, схватившую дочь за юбку.
Одинокая фигура крестьянки в санях кажется воплощением безысходного терпения. Уклад провинциальной Руси воспет Б. М. Кустодиевым и М. В. Нестеровым. Это сатира на ту форму брака, которая была принята в «свете».
Повторяясь из картины в картину, эти мотивы превратились в штампы, становясь все болееи более неискренними и ханжескими. Бытовой жанр (ныне — просто жанр) несколько обесценился. Огромный скачок в качественном развитии живопись получает в эпоху Ренессанса, во многом благодаря труду Леона Баттиста Альберти (1404-1472 гг. ). Но уже в античности сформировались специализированные знания и труды (Витрувий), которые будут основой нового расцвета европейского искусства в эпоху Возрождения. В пьяном попе Перова все, вплоть до его грязных ногтей, точно нарисовано. Они распространены в росписях, рельефах и миниатюрах – как в Европе (рельефы собора в Наумбурге, Германия, середина 13 в. русские росписи 17 в. ), так и в Азии (росписи Аджанты в Индии, в основном 5-6 вв. Стенописи в погребальных кладовых фараонов часто имеют изображения бытовых сцен, занимая дополнительное, подчинённое место после религиозных сцен.
Главными чертами жанра являются обыденность, простота и реалистичность. К этой же тематике обращался и Брюллов в своём полотне «Смерть Инессы де Кастро». Майор подкупает молодечеством, выправкой, сохранившимися несмотря на возраст. Автономное значение бытовой жанр приобретает в 16-17 веках. Бытовой жанр в живописи, пожалуй, в наибольшей степени связан с предрассудками и превратностями в толковании.
В России бытовой жанр развивался со второй половины XVIII в. (И. Со времен их творчества основополагающей чертой бытового жанра стало соединение обостренно воспринятых характерных черт будничной жизни с обобщенностью, эмоциональной насыщенностью, заастую символичностью обраов и ситуаций, непосредственно выражающих симпатии и антипатии, мироощущение и общественные взгляды художника. П. Норблин). Правда, многим работам свойственна некоторая идилличность. В 1878 году на 6-й Передвижной выставке показал картину «Встреча иконы» (1878).
Известны и тогдашние художники-жанристи (Янь Ли-бэнь, Хань Хуан, Чжоу Фан), хотя в их произведениях преобладали бытовые сцены императорского двора. Дальнейшее развитие Бытового жанра 17 в. отмечено стремлением соединить конкретность в изображении быта с его поэтическим восприятием в свете общественных идеалов художника. При этом, низшие сословия (крестьяне, городская беднота) обычно изображаютсяс особой любовью — эти малые мира сего ближе всего к общей матери их присутствие подчеркивает обаяние естественного разума. В первую очередь, художник, взявшийся за картину в стиле бытового жанра, пытается представить не столько происходящее, сколько настроение и душевное состояние каждого из персонажей.
Оно стало дополнять другие жанры живописи.
Данный жанр был ограничен строгими рамками и законами написания картин, т. к. Он обладал острой наблюдательностью, чутко воспринимал недостатки общественного строя. Данный стиль зародился в XIX ст. В XV веке появились изображения трудового народного быта в миниатюре (братья Лимбург во Франции), гравюре (Шопенгауэра в Германии), светских росписях (Косса в Италии). Федотов, говоря словами Белинского, обладал «вероным взглядом на жизнь» и этот взгляд открыто выражен во всех его произведениях.
Хиллестрём), Польши (Я. Именно вот таким образом все их картины насыщенны колоритом той местности, в которой они проживали. Примерно так же развивалась жанровая живопись Японии и Кореи.
Первые бытовые зарисовки появились в живописи Китая с IVв. К бытовому жанру обратился целый ряд голландский мастеров— от высокоодаренных (Франс Халс, Ян Вермер, Маттиас Стом) до полупрофессиональных, провинциальных и непрофессиональных, которых не брали в художественные гильдии и которым запрещали продавать картины собственного производства. И потому ведущими жанрами становятся исторический, бытовой, портрет, пейзаж. "Исторические" библейские сюжеты присутствуют в творчестве большинства художников.
Крестьянам доступно глубокое понимание прекрасного именно на это Венецианов обращает внимание зрителя. Одной из лучших работ Венецианова является картина «На жатве.
Эта акварельная серия исполнена мрачного трагизма, отчаяния и безысходности. Водная стихия всегда завораживала человека, тем более художника. Высшую ступень заняли библейские и мифологические картины, самую низкую и непрестижную— пейзаж и бытовой жанр.
Уже в первобытном искусстве известны сцены повседневной жизни: охота, шествия, обряды. Но эта демократизация несколько иного характера, чем у голландцев XVIIв., когда привлекали прозаические, будничные и забавные юмористические ситуации (Ян Стен, «Автопортрет с женой под хмельком», Карел Фабрициус, «Спящий страж»). Каждая деталь этих образов полна символической значительности. Пластов, А. А. Бытовой жанр эпохи Просвещения нравоучителен (Ж. Передвижникам были близки идеи революционных демократов, тезис Чернышевского – «прекрасное – есть жизнь», своё искусство они понимали как долг перед народом и Отечеством. К концу девятнадцатого века жанру снова пришлось столкнуться с упадком.
Основой их живописи были обычные жители, жанровые сцены. Близок бытовому жанру бодегонес в испанском искусстве (Д. Гоген во Франции, В. Э. Борисов-Мусатов, К. С. Петров-Водкин в России), то неудовлетворённость и страстный протест против унижения человека (В.
Ее попытка ускользнуть в соседнюю комнату сразу же разга-дывается как кокетство. Морони.
Готика в своем развитии подразделяется на Раннюю готику, Период расцвета, Позднюю готику. Некоторые жанры отмирают или обретают новый смысл (напр., мифологический жанр), возникают новые, обычно внутри ранее существовавших (напр., внутри пейзажного жанра появились архитектурный пейзаж и марина). Салонные картины низводили образы до уровня пустых сюжетов, милых сплетен. Дальнейшая история способствовала изгнанию из официальной культуры всего того, что не укладывалось в лозунг о жизни, становящейся «все лучше, все веселее». Бытовой жанр часто называют просто жанром, а бытовые картины – жанровыми.
Шонгауэр в Германии), светских росписях (Ф. Если облик персонажей первого произведения был окарикатурен в целях, как казалось мастеру, более резкого выделения идеи (это касается не только образа кавалера, но и кухарки, с ее лоснящимся, будто жиром смазанным, неприятным лицом, воровато бегающими глазками, со вспучпвшейся на животе одеждой), то основные персонажи второй картины выглядят даже симпатичными. до н. э., пейзажи и натюрморты в эллинистических и римских мозаиках и фресках.
Широкое использование вазописи частично отразило и бытовые сцены, которые встречались в живописи и создало собственные его образцы (мастер Евфроний, пелика «Смотри, ласточка. », Эрмитаж мастер Эксекий, «Дионис на пиратской лодке» мастер Евфимид, «Сборы воина в поход», Мюнхен). Однако, поэтическое видение мира в ней является также определяющим. Тяжело его представить без подробной описательности: домашняя сервировка стола, отображение привычных блюд или обстановки в комнате тесно граничат по жанру с натюрмортом.
Появились плакатные образы иронические наблюдения и философские раздумья. К. Пимоненко, К. К. Костанди), Белоруссии (Ю.
В итальянской живописи XVI века бытовой жанр начал постепенно отделяться от религиозных жанров (венецианцы— Карраччи, Джорджоне, Бассано). В период Сун (10--13 вв. ) китайские жанристы (Ли Тан, Су Хань-чэнь) начали изображать народную жизнь в картинах, полных юмора и метких наблюдений. Бытовые (жанровые) сцены известные в искусстве с глубокой древности, выделились в особый жанр в феодальную эпоху (в странах Дальнего Востока) и в период формирования буржуазного общества (в Европе). Именно в ней доступно особое многообразие содержания и глубокой разработанности формы. В итальянской живописи 16 века бытовой жанр начал постепенно отделяться от религиозных жанров (веницианцы – Карпаччо, Джорджоне, Бассано). СЮЖЕТНАЯ КАРТИНА Сюжетная картина – наиболее сложный вид живописного искусства.
В 1768г. Переходы от освещенных участков дощатого пола к затемненным очень постепенны. картины обрели идеологический подтекст.
Основные признаки – контрастность, напряжённость, динамичность, величие и пышность. Художники объединения ОСТ (А. Он впервые изложил основы перспективы в живописи (трактат О живописи 1436 г. ). означает «молитвенный образ». Название получила от города Бреш, где эта школа и появилась. В 1920-х гг.
М. Татевосян) и др. В древнегреческой вазописи и рельефах встречаются родственные античной лирике и комедии, живо и непосредственно наблюдённые бытовые сцены (с несложным сюжетом и обусловленными им взаимоотношениями персонажей) значительное место они заняли в эллинистических и древнеримских росписях, мозаиках и скульптуре (особенно мелкой), в чём отразился возросший интерес искусства к обыденным явлениям и частной жизни. Член – учредитель Товарищества передвижных художественных выставок. Каждая вещь и событие вовлекались в своего рода театральное действо.
Искусство тесно связывается с реальной действительностью. Ряд выставок Академии Художеств РР был целиком посвящён бытовой теме. Бытовые (жанровые) сцены известные с глубокой древности (в первобытном искусстве, в росписях и рельефах Древнего Востока, древнегреческой вазописи, эллинистических росписях, мозаиках, скульптуре, средневековых фресках и миниатюрах), выделились в особый жанр в эпоху формирования в Европе буржуазного общества.
Одна из них – «Крестьянская пирушка» Ал.