Жанровая картина (французское genre) – бытовая живопись, занимается изображением сцен из общественной и частной жизни. Как и многие другие жанры живописи, бытовые картины редко встречаются в самостоятельном виде, становясь частью портретного или пейзажного жанра.
Бытовые сюжеты (охоты, обрядовые шествия) встречаются уже в первобытных наскальных росписях. Главной причиной их был конец народнических иллюзий и разброд в среде интеллигенции. Ню (произошло от фр. Бытовой жанр известен и в искусстве стран Востока. Серебрякова, Д. Д. А. Рябушкин в своем Празднике в деревне стремится к торжественно-симметрической композиции. В картинах этого рода иногда изображается крестьянский труд. Позднее краски художника обретают все более мажорное звучание ("Март", 1895 " Золотая осень", 1895 " Весна – большая вода", 1897) с другой стороны, его все более увлекают мотивы вечера, сумерек, летней ночи.
Росписи Палаццо Скифанои в Ферраре, Италия, 1469–70 «Рождество Иоанна Крестителя» Д. Гирландайо, 1485–90). — спрашивал один из бунтарей главу тогдашней Академии Федора Бруни. По стилю работ ученик Боровиковского. стр. Саврасов Алексей Кондратьевич (1830, — 1897) русский художник-пейзажист. Суриков хотел воспеть русские расписные дровни.
В известной картине Ярошенко Всюду жизнь (1888) в образе семьи каторжанина за решеткой вагона как бы угадывается традиционный образ святого семейства. Прянишников приближается этим к тому виденью, которое еще в 40—50-е годы лежало в основе жанровых картин, вроде произведений Е. Крендовского Площадь провинциального города или А. Чернышева Рынок в Петербурге. Версий масса, но «Незнакомка» по-прежнему незнакомка. В это же время впервые на холстах появились люди, занятые своим привычным трудом. 21в. А не были бы они так натуральны, невинны и просты — не производили бы такого впечатления и не составили бы такой картины (Ф. появляются «хоровые картины» (термин В. В. Стасова), в которых действуют большие массы народа («Бурлаки на Волге» И. Е. Репина, 1870–73 «Взятие снежного городка» В. И. Сурикова, 1891).
Другая хоровая картина этого времени — это Встреча иконы К. Савицкого (1878). собр. Русская живопись XIX в., М., 1929. ). В ней полнее всего выразили себя передвижники.
201). Пафос точности и достоверности составляет сильную сторону русского крестьянского жанра.
и в бытовом жанре заняли произведения француза Франсуа Милле итальянца Джованни Сегантини, голландца Винсента ван Гога, Уинслоу Хомера (США). Однако художники-передвижники были настолько захвачены своей идеей, что их не пугала неприкрашенная правда. Маковский – это фамилия трех братьев-живописцев: Константина, Владимира и Николая. В своих художественных произведениях художник выражает свою идейно-эстетическую позицию. За казенный счет повышал свое мастерство в Париже, Флоренции, Риме и Испании.
Русские художники конца XIX—начала XX века воодушевлены были возможностью говорить о народе тем самым (или почти тем самым) языком красок, каким он говорил о себе и сам. Федотова. Мать прекрасно понимает это, все существо ее переполнено тоской.
Но до сих пор совсем еще недооценена роль в истории русского жанра народного лубка. Буржуазия стала высмеиваться, а картины приобретали всё большую реалистичность. «Юный художник», 1760-е гг. В Древней Греции, Африке и Египте народы оставляли свидетельства своего быта. Это его и погубило. Во 2-й половине 19 в. мастера импрессионизма во Франции (Э.
Но живописный язык картины более острый, чем у предшественников С. Иванова. Главными чертами жанра являются обыденность, простота и реалистичность. Достоевский, Выставка в Академии художеств. Как правило, выпускникам Академии давали задание написать картину при выпуске в историческом жанре.
Итогом этих поисков явилась картина «Грачи прилетели» (1871), где художник изображая внешне невзрачный мотив и подчёркивая в жизни естественной среды момент переходности (наступление ранней весны), сумел показать глубокую задушевность родной природы. С наступлением эпохи Возрождения в Европе, сначала в Италии (Джотто, Лоренцетти— XIV век), а затем в Нидерландах (Ян ван Эйк, Боутс, Гертген тот Синт Янс— XV век. ) и других европейских странах, религиозные сцены в живописи стали насыщаться яркими бытовыми деталями.
Русская жанровая живопись второй половины XIX века представляет собой попытку через изображение характерных явлений жизни понять то, что в ней происходило, участвовать в решении главных вопросов, помочь своим творчеством тому, чтобы в ней победило лучшее. Его первая картина из цикла о жизни Сергия Радонежского «Видение отроку Варфоломею», в которой станковая живопись включает в себя элементы иконописи, вызвала у критиков массу вопросов. Золотое сияние вокруг головысхимника породило споры не только среди зрителей, увидевших картину на очередной выставке передвижников, но и среди коллег-художников, некоторые из которых назвали картину «вредной». Те поиски, которые дают о себе знать в крестьянском жанре, находили известное соответствие и в картинах из городского быта. Федотов Павел Андреевич (1815-1852) Мастер сатирического направления в живописи, положивший начало критического реализма в бытовом жанре. высокой поэзией («Утро молодой дамы» Ф. ванМириса Старшего, ок. Сцены быта полны правды, остроумия, добродушного юмора, а порой и острой сатиры. Картины этого жанра изображают сценки из частной и общественной жизни человека.
«Утро помещицы», 1823). В большинстве своём люди изображаются за своими повседневными занятиями. Волга", 1891–1895). – Поли.
Одновременно с этим в крестьянском жанре усиливается лирический момент. События могут развертываться на природе или в помещении. Нередко подобные картины небольшие по размеру.
Домотканово (1895) можно отнести и к жанру и к пейзажу. Его Октябрь. В деле изучения и отображения нравов народа Перов призывал к неусыпной наблюдательности.
Каждая деталь этих образов полна символической значительности. Каждая вещь и событие вовлекались в своего рода театральное действо. Жанр передвижников огульно называют анекдотом (хотя это можно сказать только о В. Маковском). Позднее положение вещей меняется.
Та же поэтика тонкого, образного обобщения одухотворяет произведения «волжского периода» ("Вечер на Волге", 1888 " Вечер. Мурашко, З. Е. Угрожающе, как рога диковинного зверя, подняты оглобли телеги им вторят три связанных прута, образующих подобие длинноногого паука. Даже у современного зрителя сюжеты мастеров голландского бытового жанра XVIIв.
184-185. ). При этом, низшие сословия (крестьяне, городская беднота) обычно изображаютсяс особой любовью — эти малые мира сего ближе всего к общей матери их присутствие подчеркивает обаяние естественного разума. – Поли. В период Сун (X—XIII вв н. э. ) китайские художники-жанристы (Ли Тан, Су Хань-чень) создают и сцены народного быта в картинах интересные своей юмористической окраской или уважительным отношением. 1657г. ).
Домашние сцены: веселые собутыльники и спившиеся неудачники, назойливые чиновницы-салопницы, жалкие старички-пенсионеры, ветреные модницы, несчастные невесты, брошенные жены, отставные военные, девушки и юноши, погибающие во цвете лет от чахотки. 1660г. Корин). 1825г. Искусство тесно связывается с реальной действительностью.
Но русский крестьянский жанр в живописи занимает особое место. Искусство, 1949, 4. ). Михаил Нестеров – выдающийся русский художник. Коваленская, Русский жанр накануне передвижничества. Он привлекает к себе занимательным сюжетным началом. Предпосылки для этого были заложены в искусстве Возрождения, когда художники начали насыщать бытовыми деталями религиозные и аллегорические композиции (Джотто, А. Лоренцетти в Италии, Ян ван Эйк, Р. Кампен, Гертген тот Синт-Янс в Нидерландах, братья Лимбург во Франции, М. Шонгауэр в Германии) в конце 15 – начале 16 вв.
Красота тканей вносит радостную нотку в скучную сценку ожидания. Ф. М. Достоевский, оставивший ряд тонких суждений об искусстве бытописательста, в частности, подметил, что: «исторический художник знает развязку изображаемых им событий, тогда как жанрист, выступая как их участник и очевидец, в большей степени действует наугад», помещая своих героев в обстановку, напоминающую многие картины передвижников, прежде всего В. Перова. Уже ранние работы художника удивительно лиричны ("Осенний день. В. Суриков в картину из народной жизни переносит свой опыт исторического живописца.
Она пришла издалека, на последний пятак купила белый калач. Художник сам входит полноправным членом в крестьянский мир. Зрелый период Левитана как мастера пейзажа, умеющего превратить простой мотив в архитипический образ России, открывается светлой картиной "Березовая роща" (1885–1889).
Художник сталкивался лицом к лицу с проявлениями происходивших в жизни перемен. Возвышенная поэтизация бытовых мотивов, мощное жизнелюбие характерны для произведений П. П. Стенописи в погребальных кладовых фараонов часто имеют изображения бытовых сцен, занимая дополнительное, подчинённое место после религиозных сцен. «Проводы покойника», 1865 «Тройка», 1866 И. М. Прянишников. Картины народного горя заняли заметное место в этом жанре.
Меняется подход, видение художника и в связи с этим крестьянский жанр меняет свой характер. Обычно он переплетается с историческим и портретным жанром, а также с пейзажным. И уж это одно можно поставить в величайшую заслугу художнику.
Сказочные легенды, бытовой символизм – вот чему была посвящена тематическая картина.
В картине А. Корзухина Перед исповедью (1877) художник ограничивается зорким наблюдением характерных фигур. В XV веке появились изображения трудового народного быта в миниатюре (братья Лимбург во Франции), гравюре (Шонгауэра в Германии), светских росписях (Косса в Италии). жанровая живопись сохраняет популярность в творчестве мастеров, приверженных разным направлениям (Ф. П. Решетников, Т. Н. Яблонская, С. А. Чуйков, А. А. Пластов, В. Е. Попков, Н. И. Андронов, П. Ф. Никонов, Т. Г. Назаренко, Н. И. Нестерова и многие др. ). Разве уже жанристы и не художники. Но для реализации народных тем они вынуждены были опираться на академическую традицию.
Труды и дни крестьян предстают в его полотнах как вечный праздник единения с природой красота женщин овеяна духом высокой классики: в их образах та же ясность и гармония, что и в греческих статуях или Мадоннах эпохи Раннего Возрождения («Жнецы», ок. М. Шибанов. Золотой Плес", 1889 " После дождя. В 1850—60-х гг. Наряду с драматическим направлением, в жанре XIX века развивается и идиллически-повествовательное представление, например, картинами К. Маковского.
«Крестьянский танец» П. Брейгеля Старшего, 1568). Как самостоятельный жанр бытовая живопись оформилась в 17в. А. Коровин, И. И. Левитан, С. И. Светославский). Например, художник Александр Иванов своей картиной «Явление Христа народу» воплотил некоторые важные идеи данного направления. Они видели у передвижников только недостатки и слабости и преувеличивали их.
Русские художники порвали с академической школой, так как тематика ее была чужда народу. В ранних произведениях художника преобладают романтические эффекты («Вид на Кремль в ненастную погоду», 1851). Кустодиев) или лирически-грустном облике (А. В русской живописи бытовой жанр сформировался позднее других. В пьяном попе Перова все, вплоть до его грязных ногтей, точно нарисовано. Бытовой жанр возник ещё в эпоху европейской античности.
В картинах мастеров XIXв. В пьяном попе Перова все, вплоть до его грязных ногтей, точно нарисовано. Во второй половине XIX века она стала едва ли не ведущим видом живописи.
В. Стасов сближал В. Перова с М. Мусоргским. В полотнах П. А. Федотова («Разборчивая невеста», 1847 «Сватовство майора», 1848 «Завтрак аристократа», 1849г. ) социальная сатира счастливо слита с поэзией, с любованием красотой окружающего мира. Но эта демократизация несколько иного характера, чем у голландцев XVIIв., когда привлекали прозаические, будничные и забавные юмористические ситуации (Ян Стен, «Автопортрет с женой под хмельком», Карел Фабрициус, «Спящий страж»). Писать картины требовалось в стиле классицизма.
Во Франции в 18 в. бытовой жанр представлен идиллическими пасторалями в стиле рококо (Ф. Этим завершается исторический круг развития крестьянского жанра. Он ближе к прозе Гл. Из недавнего прошлого», 1866 В. Е. Маковский.
1595г. ) и мастера Северного Возрождения («Фокусник» Х. Босха, 1475–80 «Менялы» М. ванРеймерсвале, сер. Тема определяет круг явлений, захвативших художника, которым он посвящает свое произведение, она связана с идеей (историческая тема, военная тема, тема народной жизни, тема труда, тема любви и т. д. ). – Поли. Правда, Н. Ярошенко осуждали за то, что его Кочегар выглядит, как настоящий горилла. Новая эпоха принесла художественному направлению невероятное разнообразие видов.
В своих картинах он достигает неведомой до него силы воздействия. Венецианов мастер пастельных, карандашных и масляных портретов, карикатур. Бытовая живопись зародилась в эпоху Возрождения внутри исторической: легендарные события часто «переносились» в современность и насыщались множеством бытовых подробностей (Ф. Картины, которые, казалосьбы, должны быть понятны только нам, носителям «скромного обаяния неразвитого социализма», понравились европейской публике иначались выставки вШвейцарии, Германии, Великобритании идругих странах. собр. В итальянской живописи XVI века бытовой жанр начал постепенно отделяться от религиозных жанров (венецианцы— Карраччи, Джорджоне, Бассано).
Свои полотна, хотя на них и был спрос, Филонов никогда не продавал. В Европе 19 в. бытовой жанр стал полем социальной критики и публицистически заостренной сатиры (графика и живопись О. Домье), жанром исполненным жизненной достоверности и пафоса утверждения красоты и внутренней значительности людей труда (Г. Маковский принял активное участие в организации Передвижников с самого его начала. Некоторые переговариваются, угощают друг друга.
Многие композиции, вроде картины В. Максимова Семейный раздел (1876), построены по всем правилам академического классицизма, действие выглядит так, точно происходит оно на сценической площадке, хотя отдельные фигуры прямо выхвачены из реальной жизни. Пластов, А. А. гробницы «Охоты и рыбной ловли» в Тарквиниях, Этрурия, 520–10гг. Появились плакатные образы иронические наблюдения и философские раздумья.
Родоначальником русской бытовой живописи стал А. Г. Венецианов. Первобытные рисунки изображавшие обряды, шествия и охоту являются истоками современного бытового жанра. 1950г.
С эпоху Возрождения религиозные картины начинают насыщаться яркими бытовыми деталями. соч., т. ХП1, М. -Л., 1930. ). Голая, неприкрашенная правда, неподкупный приговор.
Между тем фигура пьяного попа в картине Перова Сельский крестный ход на Пасхе" одна могла бы составить содержание целой картины (1954. ). Мастерские образцы бытовых сцен созданы художниками Древней Греции в вазописи. «Шутники», 1865 Н. В. Неврев. Написал много пейзажей.
В одном случае — это разглядывание отдельных элементов быта. В другом — общо, но ярко обрисованные народные типы. Бытовые сцены украшают капители колонн, тексты средневековых манускриптов. К. П. Брюллова («Итальянский полдень», «Девушка, собирающая виноград в окрестностях Неаполя», обе – 1827) и В. А. Тропинина («Кружевница», 1823).
«На жатве. В 16–18 вв. В бытовой жанр привносят элементы стиля рококо (Антуан Ватто, Жак де Лажу, Франсиско Гойя), обращаются к различным техникам (картины масляными красками, пастель, рисунок, фарфор, гравюра). – Искра, 1863, 37, 38. ). В середине 80-х годов в крестьянском жанре происходят перемены. К сожалению, В. Борисову-Мусатову так не удалось воплотить в живописном панно замысел своего рисунка (Третьяковская галерея), в котором крестьянский труд в поле должен был приобрести величавый характер. Во всяком случае, его развитие было сложным и противоречивым.
(К. Индийская, персидская средневековая миниатюра тоже оказалась смелой в воспроизведении как религиозно-мифологических, так и бытовых сцен (миниатюры к «Шахнаме», Искандер и китайский император, сватовство сыновей Фаридуна к дочерям обладателя Эмена миниатюры к трактатам Авиценны миниатюры к рукописи Алишера Навои «Чудеса детства»— поэт слушает музыкантов вместе с друзьями миниатюры к легендам о Байдаре с музыкантом миниатюра «Учёный на лекции с учениками» из рукописи «Макамат» XIIIв. ).
Член – учредитель Товарищества передвижных художественных выставок. 1740г. ). Во второй пол. Художник-передвижник Иван Крамской, автор картины «Христос в пустыне», создал одну из самых загадочных картин – «Неизвестную», которую также часто называют «Незнакомкой».
Русский художник бытовой живописи стремился рассказать о жизни народа не только то, что он в ней заметил, его влекла еще задача высказать в искусстве то, что сам народ думал о себе и к чему он стремился, не ограничиться ролью наблюдателя, но стать выразителем в искусстве народных чаяний и надежд. В одном случае замкнутый четырьмя стенами мирок, в другом народная жизнь на миру. Жанровые мотивы появляются в творчестве мастеров первой пол. Мясоедова по праву считают основателем Товарищества передвижных художественных выставок.
16в. Но были и настоящие ценители искусства, смелые в поисках и мало зависимые от моды, среди которых был Пьер Кроза, который заботился о тяжело больном Ватто, о Розальбе Карьере и покупал мало кому нужные тогда произведения немодных художников. Дальнейшая история способствовала изгнанию из официальной культуры всего того, что не укладывалось в лозунг о жизни, становящейся «все лучше, все веселее». Подлинного благородства и величия полны люди из низов в полотнах испанца Д. Веласкеса («Севильский водонос», ок. В условиях напряженной борьбы, которая, наперекор цензуре, пробивалась в журнальную публицистику и литературу, ни один вдумчивый и честный художник не мог оставаться бесстрастным наблюдателем.
Свеча может начать человеческую жизнь, цветы и фрукты стихию Земли и плодородия, птица в клетке девичье целомудрие, метла очищение жилья не просто от пыли, но от злых духов. Впрочем полностью отрицать воздействие Венецианова и его школы было бы ошибочно (Н.
В России свою актуальность он набирает в 18 веке, а в Европе – веком раньше. Наблюдение за бытом современников и смелость в воспроизведении бытовых сцен обусловили чрезвычайное многообразие сцен, созданных вазописцами— от воодушевлённого пения актёра в роли Аполлона до эротических сцен и неприятных последствий пьянства на недавней вечеринке (мастер Бриг, киликс, Вюрцбург, университетский музей). Плиний Старший в «Естественной истории» (I век н. э. ) писал о появлении особого рода живописцев рипорографов бытописателей изображавших лавчонки сапожников и цирюльников. «Пейзажи настроения» Левитана содержат особую психологическую насыщенность, отражая все грани человеческой души. По словам Левитана, в каждой нотке русской природы существует неповторимая красочная палитра, отсюда и возникает огромное раздолье для творчества. Но все эти иносказания сочетались с предельным реализмом и рассказывали о правде жизни.
Кульминационная точка его работ на бытовые крестьянские темы — это Смерть переселенца (1889). В XX в. признанными мастерами бытового жанра считались художники Э. Мунк (Норвегия), Пабло Пикассо (Франция), Игнасио Сулоага (Испания), Джордж Беллоуз, Рокуэлл Кент, Эндрю Уайет (США), Борис Кустодиев, А. А. 19 век использовал бытовые картины как оружие против социальной несправедливости. Я так и приготовился их всех встретить в мундирах, с известными ярлыками на лбу. Во Франции Ж. Б. С. Шарден писал домашние сценки из жизни третьего сословия, согретые сердечной теплотой и уютом («Молитва перед обедом», ок.
Простая семья интеллигентов показана в своей будничной обстановке, в которую врывается смутное замешательство нежданным возвращением революционера. – Журн. («Чудесный улов рыбы» на сюжет из Евангелия.
Салонные картины низводили образы до уровня пустых сюжетов, милых сплетен. Все свое творчество он посвятил теме крестьянской жизни. В другом — стремление охватить его как целое, как образ народной жизни.
В картинах русских художников многосторонне отражены люди, нравы и быт тогдашней деревни. Не только художники, но и русские публицисты, писатели и поэты уделяли этой теме много внимания. Присутствие в бытовой живописи изображений людей имеет много общего с портретом. А за картину Любители соловьев получил звание академика. В картине почти не происходит событий, да и не может произойти.
Писал на исторические и бытовые сюжеты. В картине И. Прянишникова Спасов день на севере (1887) все передано с той достоверностью, которая требовалась в 70-х годах от художника, но он как бы отходит на расстояние от своего предмета.
В создании типа картины, рисующей поэтический образ всего народа, первое место принадлежит молодому И. Репину как автору Бурлаков (1872). соч., т. I, M., 1933. ). Стремление передвижников к народности общеизвестно. Лошади на первом плане более заметны и различимы, чем толпа крестьян и духовенство. Импрессионисты писали счастливые мгновения, выхваченные из потока обыденной жизни («Качели» О. Ренуара, 1876).
И на парижских аукционах разворачиваются настоящие баталии за право владеть картинами мастеров бытового жанра. Задумав своих Бурлаков, И. Репин говорил о том, что это историческая тема. Мунк в Норвегии, Ф. Ходлер в Швейцарии, П. Гоген, П. Сезанн во Франции и др. ).
Главенствующую роль для художников-пейзажистов приобретал вопрос о содержании искусства. бытовой жанр переживал расцвет и в искусстве стран Азии –в миниатюре Ирана, Индии (К. Идет переоценка произведений и голландских художников 17 века. Во всяком случае, В. Стасов хорошо определил картины этого типа как хоровые картины. Последняя, неоконченная картина Левитана ("Озеро. В них преобладают разоблачение мрачных, уродливых явлений жизни (Перова Проповедь в селе, Сельский крестный ход на Пасхе, Чаепитие в Мытищах) и сочувственное сострадание к горестям народным (Проводы покойника).
Современная русская критика внимательно следила за ходом развития жанровой живописи. К бытовому жанру относятся бытовая (жанровая) живопись, графика и скульптура, преимущественно небольших размеров. Но осенняя природа так бескрасочна и невзрачна, что невольно наводит на грустные думы. Это по-разному сказывается в творчестве ряда художников. Показаны их тайные сходки и шумные споры, показан подвиг борцов за свободу. Иные художники даже обижаются, когда их называют жанристами, считая, что это определение незаслуженно принижает их творчество. За ними двое стариков упали на колени и жарко молятся, что-то вымаливая (Встреча иконы написана в год турецкой войны все мысли этих стариков и старух — об угнанных на чужбину сыновьях).
Широкое использование вазописи частично отразило и бытовые сцены, которые встречались в живописи и создало собственные его образцы (мастер Евфроний, пелика «Смотри, ласточка. », Эрмитаж мастер Эксекий, «Дионис на пиратской лодке» мастер Евфимид, «Сборы воина в поход», Мюнхен). К бытовому жанру относятся бытовая (жанровая) живопись, графика и скульптура, преимущественно небольших размеров. К числу хоровых картин можно отнести и Земство обедает Мясоедова (1872), но на этот раз речь идет не о старозаветных устоях жизни крестьянства, а об его бесправном положении после земских реформ. На дворе уже зимняя стужа, а он голыми ногами стоит на каменном полу.
до н. э. ). Либерман в Германии, К. Крог в Норвегии, А. Цорн в Швеции, Т. Эйкинс в США). (Воспр. : А. Леонов, В. М. Максимов, М., 1951, стр.
Сцены чиновничьей жизни присутственные места: осанистые начальники в сияющих звездами мундирах, ловкие карьеристы, пронырливые дельцы, бессовестные взяточники и казнокрады, услужливые писаря. Еще картина Якоби Привал арестантов произвела сильное впечатление на Ф. Достоевского своей достоверностью (лишь в правой ее части много сочиненного) (Ф. В полотнах воспевался мирный труд. Здесь можно увидеть как рабочие будни, так и случайные жизненные события.
Его почтительно поддерживает послушник с кружкой под мышкой. Дени Дидро по этому поводу взволнованно пишет— «Он— умер, эта поразительная особа, которая собрала столько прекрасных произведений по литературе, почти не имея склонности читать, столько произведений искусства, разбираясь в них как слепой Невозможно терять ни минуты, если мы не хотим столкнуться с толпой отечественных или иностранных конкурентов». дельКосса. Но вопрос заключался в том, какой характер носит сострадание. Центром произведения бытового жанра по-прежнему является человек. Альбом, М., 1954. ).
СЮЖЕТНАЯ КАРТИНА Сюжетная картина – наиболее сложный вид живописного искусства. Это можно увидеть в искусстве Гертгена тон Синт Янса, Лоренцетти, Джотто.
У поздних вене-циановцев также не остается следов светлой идиллии самого Венецианова. Все эти события всего лишь подразумеваются художником и угадываются зрителем. В большей степени бытовая живопись даёт подробное описание сложившихся традиций. Они не боялись показать, как грубеет человек в условиях современной жизни. Его картины отличаются глубоким знанием народной жизни, как крестьянской, так и городской.
С кем только её ни соотносили. А сценки из жизни на лоне природы по передаче красок и малейших деталей связывают данный жанр с пейзажем. Достоевский, Выставка в Академии художеств. Аналогия к этому — Антон Горемыка Григоровича или Поликушка у Л. Толстого.
Именно из первых христианских мотивов направление перешло в средневековое искусство, где подобные изображения стали использоваться на колоннах и в текстах манускриптов. Фигура попа, как олицетворение всего темного царства". Учился в Академии художеств.
Быть может, драматизм близящихся перемен придал повседневности значительность. Ф. Малявин в своем Вихре (1906) воспевает ярко-алые сарафаны крестьянских женщин как воплощение стихийной силы народного порыва, веселья, раздолья и разгула.
По своей содержательной нагрузке «Свежий кавалер» можно смело прировнять к выдающимся произведениям литературных классиков той эпохи. Плиний Старший писал в своей «Естественной истории» о существовании особых художников, занимавшихся изображением лавочек цирюльников и сапожников. Дело не в различии тем, а в подходе к ним. Успенского, Златовратского, Каренина, чем Л. Толстого, Ф. Достоевского и А. Чехова. Подлинные жанровые произведения создавали Караваджо, впервые начавший писать людей из низов («Игроки в карты», 1594–95 «Лютнист», ок.
Лосенко). У К. Коровина в картине Зимой (1894) представлена смирная деревенская лошадка, сани, снег, забор и русская зима, но этого достаточно, чтобы в нас пробудился строй воспоминаний и догадок о всем том, чем живет деревня (Перов только отчасти подходил к этому в картине Последний кабак у заставы, но там все было окрашено в тона безысходной тоски).
Молодая женщина в тулупе и рядом с ней — вихрастый мальчишка с калачом в руках. Нет оснований причислять русских мастеров крестьянского жанра к народникам. Родился в с. Паньково Тульской губернии и принадлежал к дворянскому роду. до н. э. ).
Саввинская слобода", 1883). 1660г. В искусство XIXв. Журнал Искра с негодованием отвергал искусство, способное вызывать только жалость и слезы. В рассказе Чехова Дом с мезонином Лида напоминает своими рассуждениями передвижников.
Леонов, В. М. Максимов, М., 1951, табл. Искусство А. Корзухина (а еще в большей степени В. Маковского) идет от так называемой кабинетной живописи малых голландцев и от П. Федотова. английский художник и график У. Хогарт положил начало сатирическому направлению в бытовом жанре (серия картин «Модный брак», 1743–45).
Но задолго до Древней Греции сцены повседневной жизни воспроизводили в Африке и в Древнем Египте. Знаменитая картина «Не ждали» Репина соединяет в себе определённые черты бытового и исторического жанров. Бытовые (жанровые) сцены известные с глубокой древности (в первобытном искусстве, в росписях и рельефах Древнего Востока, древнегреческой вазописи, эллинистических росписях, мозаиках, скульптуре, средневековых фресках и миниатюрах), выделились в особый жанр в эпоху формирования в Европе буржуазного общества. Лето», 1820-е гг.
В 18в. Он принимал активное участие в передвижничестве. Но он не занимает в них такое же место, какое занимал в жизни крестьян.
После долгих лет испанского владычества художники особенно остро ощутили прелесть тихой, мирной жизни вот таким образом самые простые занятия – забота о детях, уборка помещения, чтение письма – овеяны в голландской живописи 17в. в Голландии, недавно завоевавшей независимость и основавшей первую буржуазную республику тогда же пережила свой первый расцвет в живописи «малых голландцев». На этом пути русский художник сталкивался со многими, порой непреодолимыми, трудностями. Бытовой жанр стал ведущим в живописи передвижников, которые пишут свои картины с горячим состраданием к «маленьким людям», властно взывают к общественной совести, протестуя против несправедливости. В них находит своё отображение типичный поток времени.
Я видел только эти серьезные задушевные лица мужчин и баб, терпеливо ждавших выноса мощей. В известной картине В. Маковского На бульваре (Третьяковская галерея) рассказана печальная судьба крестьянской женщины, о которой пелось и в песнях и которую изображали и народные картинки. В картине проступает ярая борьба с идеализацией старых времён о нравах и человеке. Следует ли искусству бытописать сюжеты обыденности или торжеств. Мастера из Общества станковистов (А. А. Дейнека, Ю. И. Пименов и др. ) писали героические будни строительства новой жизни. В известной картине В. Маковского Свидание (1883) она дана под сурдинку, смягченная свойственным ему ласковым благодушием.
Преемники передвижников в своем стремлении преодолеть их односторонность сами нередко впадали в обратные крайности. «Свидание», 1883). Левитан создает шедевры «церковного пейзажа», где здания храмов вносят в природу умиротворение ("Вечерний звон", 1892) или, напротив, скорбное чувство бренности всего земного ("Над вечным покоем", 1893–1894, " У омута", 1892, ). Жанровые картины в это время соприкасаются с журнальной иллюстрацией.
У нас теперь все переворотилось и только укладывается. до н. э. К концу девятнадцатого века жанру снова пришлось столкнуться с упадком. В жанровых картинах Перова речь идет преимущественно об отдельных людях из народа: спящий савояр, утопленница, вдова крестьянина.
К радости моей, весь страх оказался напрасным: бурлаки, настоящие бурлаки и более ничего. Шардена, воссоздающими частную жизнь третьего сословия.
Его поздние картины («Анкор, еще анкор. », «Игроки», обе – 1851–52) пронизаны подлинным трагизмом. «Женщина, чистящая яблоко» Г. Терборха, ок. На рубеже 19 и 20 вв.
даёт единичные примеры (И. И. Фирсов. Их веками игнорировало, не замечало искусство. После Бурлаков Репина в 70-х годах возникает ряд картин, в которых крестьяне выступают сплоченной массой, миром. Будничные сюжеты нередки в древнегреческой вазописи (кратер с изображением мастерской гончара, «Пелика с ласточкой» Евфрония, обе – 5в. И даже не столько художникам 70-х годов, сколько шестидесятникам.
19в. Голая, неприкрашенная правда, неподкупный приговор. – Сб. Изобразит нам бывало художник бедную невесту, бедную вдову, бедную жену, а мы смотрим и делается нам жаль этих бедняков, — иронически замечает Дмитриев (И. Среди них Владимир – самый известный художник, мастер бытового жанра.
Салтыков-Щедрин, Первая передвижная выставка. Слитые с мифами, они еще не превратились в отдельный жанр, хотя и оставили натурные зарисовки, поражающие яркой жизненностью. Сокольники", 1879, "Мостик. Жанр претворился в сказочную легенду или монументальный эпос у символистов (В. Борисов-Мусатов, К. Петров-Водкин, Дж. Сегантини, Ф. Ходлер). Он «избегал изображать сильные страсти», отдавая предпочтение тихому пейзажу и человеку, «живущему внутренней жизнью».
В зависимости от одаренности и наставлений, которых придерживается художник, бытовой жанр трактуют то ложно-идеализированно и искусственно очищено (Франсуа Буше), то несколько фантастически и поэтично (Антуан Ватто), то с привкусом наставления, дидактики, сентиментализма (Жан Батист Грёз), то как сценки из реальности (эскизы Фрагонара). соч., т. XIII, М. -Л., 1930. ). В период Тан (VII—X вв н. э. ) сформировались школы китайской жанровой живописи. собр. Попков, Ф. Решетников (Россия), Ренато Гуттузо (Италия), Диего Ривера (Мексика) и др. Венецианов Алексей Гаврилович (1780-1847). Греза, лирическими полотнами Ж. Б. С. В них есть та наглядность и понятность, к которой стремились и передвижники (Вл.
Достаточно сравнить картину А. Корзухина с картиной В. Сурикова Взятие снежного городка (1891), чтобы понять, какой глубокий перелом произошел в мышлении и в живописном видении. Ленин находил, что эти слова Толстого из Анны Карениной хорошо передают ту ломку общественных отношений, которая происходила тогда в России. Темами обычно были мифологические или библейские сюжеты. «Торг. И что же.
В мамонтовском кружке возникает увлечение крестьянскими вышивками, росписями по дереву. Его картины отличаются созерцательной искренностью, теплотой. Родоначальник крестьянского бытового жанра в русской живописи, После представления портрета К. И. 1621г. ) и француза Л. Ленена («Семейство молочницы», 1640-е гг. ).
Фигура, как олицетворение всего темного царства. К бытовому жанру обратился целый ряд голландский мастеров— от высокоодаренных (Франс Халс, Ян Вермер, Маттиас Стом) до полупрофессиональных, провинциальных и непрофессиональных, которых не брали в художественные гильдии и которым запрещали продавать картины собственного производства. У Б. Кустодиева в его Ярмарке (1908) мелькание пестрых тканей, резко очерченных контуров создает праздничность расцветки всей картины почти как в росписях крестьянских прялок. Как и в прежние времена, каждую деталь художники стремились наполнить символизмом.
Передвижников упрекали за их литературность. Там, в барских покоях, закусывает начальство, слуга старательно перетирает тарелки, готовит графины для выпивки.
Традиции бытового жанра передвижников продолжили в 1920-е гг. Судьба деревни продолжает занимать русских писателей и художников. Из этих исторических условий проистекают и сильные и слабые стороны русского жанра. стремились к точному, объективному отображению действительности и в то же время возвеличивали труд человека на земле («Дробильщики камня» Г. Курбе, 1849 «Сборщицы колосьев» Ф. Милле, 1857). Находя остросоциальные, злободневные сюжеты в современной действительности, они пишут свои картины с горячим состраданием к «маленьким людям», властно взывают к общественной совести, протестуя против несправедливости (В. Г. Перов.
Несколько поодаль держится мужчина, который наблюдает за происходящим. Недаром в некоторых кусках своей картины К. Савицкий предвосхищает Боярыню Морозову и Утро стрелецкой казни, фигуры людей, ткани, шитое полотенце, кованый оклад — все сплетается в один узор. Фаттори в Италии, Й. Исраэльс в Голландии и др. ). Жанровая картина (более раннее название – бытовой жанр) – жанр живописи, посвящённый изображению повседневной жизни человека, частной и общественной. Гонарова не раз сталкивалась с непониманием и жесткой цензурой, на которую она реагировала философски: «Если у меня и происходят столкновения с обществом, так только из-за непонимания последним основ искусства вообще, а не из-за моих индивидуальных особенностей, понимать которые никто не обязан».
В 1768г. В 1870–80-е гг. Мозаики, декоративное искусство поздней античности содержат немало сюжетов бытового жанра трудовых, семейных, любовных, театральных, карикатурно-сатирических. Милле во Франции, А. фон Менцель и В. Лейбль в Германии, Дж.
Известны и тогдашние художники-жанристи (Янь Ли-бэнь, Хань Хуан, Чжоу Фан), хотя в их произведениях преобладали бытовые сцены императорского двора.
Но народнический подход теперь кажется идеализацией.
Но и сквозь ложное благолепие нередко проступала правда. Художественная литература имела в те годы ведущее значение. И в Древней Руси, наравне с иконами создавались житейские жанровые образы, сперва — маргинальные, затем, в XVII веке, существующие уже в виде самостоятельных бытейских писем. Дмитриев), Расшаркивающееся искусство. Лишь 18в.
В каменных узорах готических соборов, в маргиналиях (от латинского слова marginalia, обозначающего орнаменты на полях рукописи) можно увидеть пастухов, дровосеков, пекарей, виноделов, жонглеров — едва ли не все профессии средневекового мира. Его творчество безумно популярно зарубежом, нопочти незнакомо его соотечественникам. Реалисты 19в. Лучшие произведения бытового жанра притягивают зрителя как умело построенные рассказы. Другая небезызвестная картина в бытовом жанре – «Свежий кавалер» П. А. Воспевая удалую игру сибирских молодцов, В. Суриков возвеличивает родной народ. Разумеется, картина Ярошенко — только крайнее выражение этой тенденции.
Жилинский, Г. М. За несколько лет до Перова горе русских женщин представил В. Якоби в картине Привал арестантов (1861). Особое место в искусстве XIXв.
Левитан Исаак Ильич (1860–1900), русский художник. цены охоты, магических обрядов существовали в художественной культуре с древнейших времен. Художник А. П. Коржев, В. Е. Курбе и Ж. Ф.
Грабарь, Крестьянский Серов. Двадцатые годы XX века дали необычайное многообразие его видов: тут и монументально-плакатные образы (ряд художников ОСТа) и лукаво-иронические наблюдения (например, у С. Лучишкина или С. Адливанкина) и сосредоточенное, замкнутое в себе раздумье (художники круга Маковец). В 17 веке произведения в бытовом стиле создавались кистью Рембранта, Стена, Брауэра. Первые бытовые зарисовки появились в живописи Китая с IVв. В картине Приход колдуна на крестьянскую свадьбу (1875) В. Максимов представил избу, как сцену, видную из зрительного зала (А. Художники, работающие в бытовом жанре, называются жанристами.
Чрезвычайно благоприятные условия для развития получил бытовой жанр в искусстве Голландии XVII в. Этому способствовало несколько обстоятельств:распространение в стране протестантизма различных направлений с отказом от религиозных картинслабые позиции католицизма в стране, главного заказчика религиозной живописисокращение заказов на религиозную живопись католического образца способствовало развитию других жанров – (портрет, пейзаж и бытовая картина). К бытовому жанру обратился целый ряд голландский мастеров – от высокоодаренных (Франс Халс, Ян Вермер, Маттиас Стом) до полупрофессиональных, провинциальных мастеров. Плес", 1889 "Свежий ветер. Характер изобразительных сюжетов тоже различен. Перед нами ряд живо обрисованных, характерных лиц. Он обладал острой наблюдательностью, чутко воспринимал недостатки общественного строя. Ню зарождается в эпоху Возрождения в рамках мифологического, аллегорического исторического и бытового жанров. У Архипова в картине По реке Оке (1890) на носу судна сидят случайные пассажиры, но, глядя на этих ничем не примечательных, задумавшихся людей, нельзя и самому зрителю не проникнуться их грустными мыслями о своем житье-бытье. Саврасов чаще переходит к спокойным, повествовательным образам, в ряде случаев отмеченных стремлением к цветовому единству произведений («Лосиный остров в Сокольниках», 1869), к усилению эмоционального звучания светотени.
Повторяясь из картины в картину, эти мотивы превратились в штампы, становясь все болееи более неискренними и ханжескими. Бытовой жанр (ныне — просто жанр) несколько обесценился. В детстве много рисовал и отец его поощрял стремление сына к живописи. Бехзад, Мир Сеид Али, Реза Аббаси), живописи Кореи (Ким Хондо), графике Японии (Китагава Утамаро, Кацусика Хокусай). способны вызвать и скуку и улыбку и удивление и хохот. Здесь одни камни не плачут, — признавался Некрасов. Федотов как ни кто другой показал в своих работах темные стороны русской действительности, высмеивая человеческие пороки и недостатки.
Чуть только прочел я в газетах о бурлаках г. Репина, то тотчас же испугался. художники, входившие в Ассоциацию художников революционной России. Особенно полюбился бытовой жанр российской живописи. 20 – нач.
Колдун — горбоносый старик с ястребиным глазом, перед ним чинно склоняются хозяева с хлебом-солью напуганный дьякон привстал со своего места поп дает свои пояснения старухи шепчутся мужики выжидают молодежь поглядывает с любопытством. В своих картинах он достигает неведомой до него силы воздействия. Видно, мальчику живется у хозяина не очень-то сладко. «Девушка с письмом» Я. Вермера Делфтского, ок. Маленькая косматая девочка со смуглым лицом непонимающим взглядом озирается по сторонам. «Крестьянский обед», 1774 и «Празднество свадебного договора», 1777).
Обряд свершается степенно, даже появление колдуна не нарушает порядка.