Душа окрыляется, когда смотришь на детей Бужеро. Адольф Вильям Бугеро (Бугро, Адольф Бужеро) родился в 1825 году в городе Ла-Рошель, на Атлантическом побережье Франции.
Учился в парижской Школе изящных искусств, в 1850 году удостоен Римской премии за картину «Зенобия, найденная на берегу Аракса». Обосновывая, он утверждал, что первичной в их творчестве была искренность изображения «того, что они видели и чувствовали используя соответствующие их идеалу средства и, особенно, линию»13. Вильям не останавливался ни на миг. Несмотря на восторженные отзывы критиков того времени, А. Шестимиров заметил, что Венера Кабанеля была написана в мастерской, а затем помещена в морской пейзаж, причём поверхность моря более всего напоминает «ровную и гладкую мостовую»22. В 1857 году у Адольфа и Мари-Нелли родилась первая дочь Генриетта.
Художественное вдохновение на сей раз подпитывалось композицией Микеланджело «Сотворение Адама», во всяком случае, кисть руки эринии с вытянутым указательным пальцем напоминает руку Бога Саваофа. «Пьета» (1876) Бугро – уникальное изображение самого известного из образов. Одной из первых самостоятельных его работ стала большая (281225 см) картина «Данте и Вергилий в аду», написанная в год прибытия в Рим. Организатор выставки и её куратор Роберт Айзексон (1927—1998) приложил немало усилий, чтобы реабилитировать Бугро и его современников.
26-летний художник добился своей цели в 1850 году: его картина «Зенобия, найденная на берегу Аракса» получила меньше голосов жюри, чем работа Поля Бодри, но поскольку в 1848 году из-за революционных событий в Италию никого не отправляли, во Французской академии в Риме образовалась вакансия10. Первая картина на тему материнства— «Мать с ребёнком»— была закончена в 1861 году. В 1861 году родилась вторая дочь Джейн.
Говорили, что Рембрандт уловил душу старости, в то время как Бугро уловил душу юности. В 1864 году Бугро впервые представил публике свою работу в жанре ню, — это была «Купальщица». Памяти Бодри были посвящены несколько изображений обнажённых женщин на фоне набегающей волны, одной из последних его картин стала «Океанида» (1905).
Невозможно установить, какое именно впечатление или событие легло в основу картины «День памяти усопших». Картина вновь напоминает о мастерах Ренессанса. Теперь она истолковывалась в духе сентиментализма Грёза.
Сегодня более чем в ста музеях мира работы Бугро находятся в постоянной экспозиции. Глава семейства был мелким предпринимателем и управлял винным складом5. Логически это привело к созданию программных полотен «Дары любви» (1893) и «Восхищение» (1897). Его картины, несмотря на высокие цены, бойко раскупались, особенно богатыми американцами. Если Милле ставил своих моделей в нужную ему позу, то Бугро, работая с женщинами и маленькими детьми, позволял им играть, ссориться, кувыркаться ит. д. Официально они смогли объявить о браке только в 1896 году37.
В общей сложности около десяти процентов всех картин Бугро изображают обнажённую натуру45. Августина, скончалась его вторая дочь Джейн. А спустя пять лет 19-летнего юношу ожидал первый творческий успех. Ярким примером является полотно «Флора и Зефир», возможно, созданное по мотивам балета Дидло на музыку Кавоса обольщение здесь трактовалось как динамичный и решительный натиск, причём полуобнажённая Флора с наклонённой головой «придаёт картине чувственную занимательность»32. В нескольких девичьих портретах и изображениях цыганок 1867 года показаны слёзы29.
Как и в случае с «Данте и Вергилием», художника привлекла тема поединка и ничем не сдерживаемых страстей. Гармония розового с белым отвечала эстетике «искусства ради искусства», распространившейся в Англии5553. После 1920 г. имя Бугро было предано забвению (и не только его) из-за изменения предпочтений в искусстве в сторону модерна. Его картины, несмотря на высокие цены, бойко раскупались, особенно богатыми американцами.
В 1856 году Бугро женится на Мари-Нелли Моншаблон (у них впоследствии будет пятеро детей, 2 девочки и 3 мальчика). Детей решено было отправить к родственникам. В изображении обнажённой натуры Бугро руководствовался достижениями Энгра, «населив» картину множеством мифологических персонажей, причём тела путти едва прописаны, а расплывчатость контуров наводит на мысль об их бесплотности.
В этом же году Адольф получает почётную медаль в Салоне за картину «Возвращение Тобиаса». Он включает каталог 828 работ Бугро (без этюдов и подготовительных материалов) и его 600-страничную биографию. Находясь в Риме, Бугро рассчитывал посылать свои полотна на Парижский салон. Вечное недовольство собой и маниакальная жажда совершенствовать свое мастерство закрепили за ним прозвище «Сизиф 19-го века». Биография Родился в 1825 году в Ла-Рошели в семье торговцев вином и оливками. По стилю живопись Бугро напоминают только работы его ученицы и жены Джейн Гарднер57.
Неудивительно, что в Салоне 1870 года он представил единственную работу— это была «Купальщица», воспроизводившая известную античную статую Венеры Анадиомены. Известен конфликт между Бугро и Матиссом, которому учитель посоветовал «не только тщательнее изучать перспективу, но и вообще научиться держать в руках карандаш». Августина и ряд других. В 1848 году он получил третье место на конкурсе за картину из жизни апостола Петра, в 1849 году— только седьмое место за картину на сюжет «Одиссеи».
Новой избранницей художника стала его собственная ученица Элизабет Джейн Гарднер. В моделях Бугро всегда подчёркивал правильность черт лица и достоинства фигуры. В июне того же года умер Морис. «Зенобия» была конкурсной работой на сюжет из «Анналов» Тацита она должна была представить умение художника написать несколько фигур в разных ракурсах.
Человек с бородой смотрит прямо на зрителя, показывая, что он – тоже часть толпы (есть мнение, что этот бородатый человек с морщинистым лбом – автор картины). Из этих двух работ большую известность получил «Орест, преследуемый эриниями». Бугро попытался противопоставить идейности искусства Милле сцены семейного счастья. В 1892 году он стал регулярно выставляться в Лондоне, в Королевской Академии художеств. «Бичевание Христа» (1880) также является одним из шедевров Вильяма Бугро. Это проявилось в двух картинах 1850 и 1851 годов, одинаково названных «Идиллия».
Вильям Адольф Бугро был вторым из восьми детей Теодора Бугро и его супруги Марии Маргариты Аделины Бонин. Работы живописца выставлялись ежегодно на Парижском Салоне в течение всей его жизни. С 1875 года Бугро начал преподавать в частной Академии Жюлиана. Бугро обвиняли в распутстве и в излишней эротизированности картин. Завершением этой темы стала в 1895 году картина «Похищение Психеи»46. Мертвое тело Иисуса безвольно висит на руках и восемь ангелов их окружают.
Уже тогда молодой талант грезил о Париже, а именно о Высшей школе изящных искусств. Семья занималась торговлей вином и оливками. Случилось то, что позволило многим людям всерьез заговорить о проклятии. Вильям стал вторым ребенком в семье. Бизнес не процветал из-за этого возникали финансовые трудности и, как следствие, ссоры.
Его отца убедили послать сына в школу изящных искусств в Бордо. В семье отца художника Теодора Бугро И Марии Маргариты Аделины Боннин было 8 детей. Адольф-Вильям Бугро (фр. Дополнением к этому сюжету выступила картина «Первый поцелуй (Амур и Психея в детстве)», герои которой были помещены в облака, чтобы возвысить их чувства в буквальном смысле. Однако образы Бугро принципиально отличались по трактовке темы и художественному её решению.
Бугро, казалось бы, обрел долгожданный душевный покой. Откровенно эротическая композиция, по-видимому, появилась под впечатлением от Салона 1863 года, где были в изобилии представлены работы такого рода, среди которых выделялось «Рождение Венеры» Кабанеля, немедленно купленная императором. Глава семейства занимался торговлей вином и оливковым маслом. К началу 1860-х годов относятся идиллии Бугро, ставшие ответом в его полемике с Жаном Милле, который ещё в 1857 году представил на Салоне полотно «Сборщицы колосьев» и продолжил в 1859 году изображать тяжёлый крестьянский труд.
Он также скопировал «Триумф Галатеи» Рафаэля и «Триумф Флоры» Тициана11. В ней приняли участие ведущие специалисты, включая Джеральда Экермана (профессора в отставке Колледжа Помоны) и Скотта Шефера— куратора музея. Грунт для всех эскизов должен был совпадать с грунтом окончательного варианта. Тяжелые утраты, преследующие художника, не закончились со смертью сына Георгия. Накопив достаточно средств, он отправился в Париж для дальнейшего изучения живописи.
Клиенты отца убедили его послать сына в Школу изящных искусств Бордо. Человек в картине выражает искреннее сочувствие и, неся символический крест, находит свой путь к Иисусу и свое собственное искупление (многие христиане носят кресты на шее, представляя, что они тоже были принесены в жертву с Христом). Айзексон издал в 1974 году каталог выставки. Исследователи причисляют его творчество к так называемому «романтическому реализму», поскольку он, следуя приёмам романтизма, предпочитал писать с натуры и воспроизводил внешность своих моделей с фотографической точностью3.
Отказ Бугро от обобщённости образов и сцен тяжёлого труда был принципиальной позицией художника: зрители Салона хотели видеть образы, знакомые им по картинам и пьесам пасторального жанра («Пастушка»)35. Художник тяжело переживал инциденты такого рода этой картиной он гордился и в одном из писем зятю утверждал, что «поза и экспрессия молодой женщины, как я думаю, абсолютно правильны»48. Эти картины часто были анекдотичны по сюжету и сочетали «откровенное смакование нежности плоти при фантасмагорическом сюжете». Несомненно, умница Вил имел все шансы на успешное поступление, но нужны были деньги. В 1839 году мальчик поступил в колледж. долларов.
Чтобы заработать денег, он создавал этикетки для джемов и варений. В то время он даже считался одним из величайших мастеров живописи в мире. Картина «Зенобия, найденная пастухами на берегах Аракса» принесла ему грант для обучения в Италии в 1850 г., где он прожил один год изучая шедевры эпохи Возрождения, греческой, этрусской и римской античности, а также классическую литературу. Но, к сожалению, судьба выдающегося мастера готовила ему очередной тяжелый удар.
Кеннет Кларк характеризовал ню Бугро как «неприкрыто сладострастные» и при этом приукрашивающие действительность50. В 1875 году сын художника Георгий заболел и умер в возрасте 16 лет. Людовика для часовни Сен-Кло, жития св. В 1846 году Бугро отправляется на годовое обучение на Виллу Медичи в Риме.
». В картине 1868 года «Пастораль» Бугро, не удовлетворённый возможностями классической композиции, попытался найти другие выразительные средства, обратившись к античности. За свою жизнь Бугеро написал 826 картин. И, как следствие, копия фрески Рафаэля «Триумф Галатеи» стала главным результатом стажировки художника. Люди задавались вопросом: «Где мосье Бугро находит время на новые идеи.
Было собрано большинство работ мастера. Не смотря на то, что Вильям был самым младшим в группе, он лучше всех смог изобразить Святого Роха, за что и удостоился награды «Лучшая историческая живопись». С этого же времени работы Бугро стали цениться на антикварном рынке. Дядя-священник привил Вильяму искреннюю веру, а также любовь к литературе. Цветы и плоды символизируют доброту и невинность, свежесть и веру4. В 1857 году удостоен почётной Медали Салона, командор ордена Почётного легиона (1885). Большинство этих портретов хранится в частных собраниях, в государственном музее представлен единственный «Портрет графини Камбасерес».
В 1880 году была написана «Девушка, защищающаяся от Эрота», героиня картины пытается уберечь свою девственность от стрелы Эрота, но изображённый у подножья камня чертополох (символ неминуемых потерь при борьбе) намекает, что ей этого не удастся. Картина была прохладно встречена критикой: так, Гюисманс писал, что Бугро «изобрёл газированную живопись»43, это отношение практически не изменилось за последующие десятилетия44. Ему, казалось, суждено было продолжить семейное дело, но благодаря своему дяде Эжену, священнику, обучавшему его классическим библейским сюжетам, Бугеро пошёл в среднюю школу.
Но почему-то только работы последнего пробудили в Вильяме катарсические переживания. Помимо матерей, Бугро охотно изображал старших сестёр, например, в одноимённой картине «Старшая сестра» (1869) художник попытался воссоздать психологический портрет не по-детски серьёзной девочки, которой довелось присматривать за маленьким ребёнком. Но они вернулись и их возвращение стало триумфальным. Его отца убедили послать сына в школу изящных искусств в Бордо. Именно к нему попал талантливый мальчик. Здесь Вильям соприкоснулся со всем великолепием классического искусства, ознакомился с произведениями таких великих мастеров, как Леонардо Да Винчи, Микеланджело и Рафаэля.
Идеи, заложенные в основу «Возвращения весны», активно использовались Бугро и в 1890-е годы. Чуть выше головы Христа, ребенок сочувственно смотрит на него. Ещё в 1902 году Бугро представил «Молодую жрицу»— видимо, это была реплика французского художника на проблематику викторианской академической живописи того периода. «Рождение Венеры» по манере письма и образов ближе не к эпохе Ренессанса, а, скорее, к рококо и творчеству Франсуа Буше. Там Бугро удостоился первой премии за изображение святого Роха.
Эжен Бугро устроил племянника в школу в Поне, там он мог посещать занятия по рисованию и быстро добился первых успехов преподавал в школе Луи Саж— ученик Энгра7. Дядя-священник привил Вильяму искреннюю веру, а также любовь к литературе. Подобными же символами отмечены множество картин 1890-х годов: «Девочка с яблоками», «Девочка с лимонами», «Маргаритки» и другие. В результате после кончины он оказался забыт и долгое время в критической литературе воспроизводились только негативные мнения о его творчестве, он воспринимался преимущественно как художник жанра ню, потакавший самым низменным вкусам. В 1866 году, когда Бугро работал над росписью церкви св.
Эти работы демонстрируют несомненную способность художника к монументальной живописи. Сторонники модернистских направлений проводили параллели между сюжетами академистов и современным китчем. В 1866 году Джейн умирает. По-видимому исходный замысел возник под влиянием картины Делакруа на аналогичный сюжет.
Петра и Павла и Иоанна Крестителя для парижской церкви св. Южен привил молодому художнику интерес к философии, литературе и мифологии. Глава семейства был мелким предпринимателем и управлял винным складом5. Бугро сравнивали с Рембрандтом. Живопись Вильяма Бугро последнего десятилетия его жизни прогрессировала мало.
Не отказывался Бугро и от начатой в предшествующие годы крестьянской темы. Это «открытие» определяло деятельность Бугро на всю оставшуюся ему жизнь: он уверовал в силу человеческой привычки, внешне передаваемой жестом. Показ оказался успешным.
Учился в парижской Школе изящных искусств, в 1850 году удостоен Римской премии за картину «Зенобия, найденная на берегу Аракса». Получил он и ряд заказов на оформление особняков А. Бартолони и Э. Перейры, для первого из которых исполнил «Ариона на морском коньке» и «Вакханку». Говорили о развращении молодого поколения. В последние 20 лет жизни Бугро все чаще отвлекается от творчества на организационные дела.
Все части гармонично взаимодействуют, тем самым подчеркивая эмоции каждого полотна. Так, в 1857 году Бугро получил официальный заказ на картину «Император, посещающий пострадавших от наводнения в Тарасконе в июне 1856 года» 17. В 1886 году Бугро настоял на посмертной выставке своего друга Поля Бодри. В 1850 году вместе с Бодри Бугро на 4 года был командирован в Рим. Однако сохранившиеся этюды, наподобие «Портрета Габриэль Кот» (дочери одного из учеников Бугро), считаются одними из лучших образцов французской портретной живописи52.
Благо, такие произведения не могли исчезнуть просто так. Клубок ниток в руках девушки обозначает грёзы, уводящие от истинного пути в жизни4. Чтобы заработать денег, он создавал дизайн этикеток для джемов и варений.
За свою плодотворную творческую жизнь он создал более 822 работ. Сюжет картины был основан на литературном источнике, но это была не сказка из романа Апулея, а поэма Лафонтена «Любовь Психеи и Купидона». Казалось, он работал и ночью.
В верхней части креста размещено письмо, в котором говорится: «Иисус из Назарета, Царь Иудейский» на трех языках: греческом, латинском и арамейском. От туберкулеза умер последний сын Вильяма.
Их сюжеты и манера письма напоминают пасторали стиля рококо16. Сейчас картина находится в музее Орсэ в Париже. В Риме Бугро исполнил ряд больших полотен на религиозные сюжеты (в частности, «Триумф мученичества» 1854 года), которыми обратил на себя внимание французских светских и церковных властей.
А склонные к мистике люди до сих пор ищут тайный смысл в подписи Бугро, которая после поездки в Италию изменилась с традиционной «Bouguereau» на латинский вариант ее написания «Bovgvereav». Картина «Сострадание» (1897) является символом обращения каждого человека в христианство через сострадание к жертве Иисуса. Натуралистичность должна была заставить зрителей поверить в жестокость сил, царящих в Аду.
Там сразу обнаружили его художественный талант. Такого рода метод Бугро применял в основном в своих произведениях «крестьянского» жанра, однако похожие мотивы имеются в картине на античный сюжет «Прерванная работа». Сейчас интерес к работам художника снова растёт. В столицу семья возвратилась только в сентябре 1871 года.
В 1890 году полотно купили в США и перевезли в Омаху, где один из зрителей даже пытался уничтожить картину, «чтобы защитить женское достоинство»48. Делакруа, как и Энгра, Бугро причислял к величайшим художникам XIX века. При изображении людей он стал выставлять на первый план подробности и нечаянные движения. В тот период жанровые работы Бугро обязательно имели в основе конкретное событие или ассоциацию.
Только после отработки деталей начиналось написание основного полотна56. Естественность сюжета обеспечивала его занимательность и ценилась покупателями26.
Самые известные из них — «Рождение Венеры», «Данте и Вергилий в аду», «Девушка за вязаньем», «Пастушка», «Танец», «Купидон» и др. В этот период по заказу своих художественных дилеров и богатых клиентов Бугро обращается к портретному жанру, хотя ещё в 1850-е годы экспериментировал со своими многочисленными родственниками.
Художник откликнулся несколькими картинами на тему скорби, в том числе «Молитвой», где молодая мать и её дочь, держащие вдвоём одну свечу, молятся за здравие больного ребёнка. Величественная Вилла Медичи стала новым пристанищем для молодого гения. Его имя было вычеркнуто из истории.
Для многих он был олицетворением традиционного вкуса и изысканности, для других – отличным живописцем, застрявшем в прошлом. Чтобы заработать денег, он создавал этикетки для джемов и варений. Вместе они предприняли множество поездок по Италии, побывав в Неаполе, Помпеях, Сиене, Перудже, Ассизи, Флоренции, Пизе, Милане, Равенне и так далее. Фигуру раненой Зенобии Бугро показал в сложном «промежуточном» ракурсе, когда застывшие фигуры дают ощущение «динамичного спектакля, где каждый импровизирует в соответствии со своей ролью» (определение А. А. Шестимирова).
Скорее всего, она оплакивает своего сына, как земная мать оплакивает потерю ребенка. Типичной здесь является картина «Вторжение в королевство Амуров», однако критики, признавая высокий уровень мастерства, порицают его за «бесконечные вариации одного и того же приторного сюжета»49. Христос, привязанный к столбу, представляет свою жизнь судьбе. Позировали ему собственные дети— старшая дочь Генриетта и сын-младенец Поль. Ему суждено было унаследовать торговое дело своей семьи, но благодаря своему дяде Эжену (католическому священнику) Бугро смог рано продемонстрировать свой художественный талант.
Это же касалось и декоративных работ: известное панно «Танец» было в основе своей вольной интерпретацией фрески «Аврора» Гвидо Рени. Во время учёбы Бугро удостоился первой премии за работу изображающую святого Роха. Толпа вокруг – любопытные зрители.
Эта картина была навеяна смертью старшего сына Бугро в 1875 (художник потерял четверых из пяти своих детей). После этого картины Бугро увидели в Канаде и США. На Салоне 1886 года большой скандал вызвало полотно «Возвращение весны», посвящённое теме зарождения любви: художника обвинили в «безнравственности». Он стал четвертым погибшим ребенком в семье. Там Бугеро удостоился первой премии за изображение святого Роха.
В декабре 1877 года Бугро знакомится с американкой Элизабет Джейн Гарднер (1837 – 1922), своей первой ученицей, ставшей впоследствии его женой. В то время он даже считался одним из величайших мастеров живописи в мире. Дела у Теодора Бугро в это время шли не лучшим образом. Практически ни один из них не продолжил направление, разрабатываемое учителем.
Творческий метод и техника живописца окончательно оформились к 1860-м годам. Вильям Бугро всю жизнь являлся последовательным приверженцем академизма и «идеального романтизма», но в 1890-е годы в целом ряде его работ проявился новый метод раскрытия сущности изображаемого человека, возникший при несомненном влиянии символизма. Полотна Бугро были преданы забвению, а его имя подвергнуто жесткой критике. Вильям-Адольф Бугро (William-Adolphe Bouguereau) (1825-1905) – велекий французский художник – родился в Ла-Рошель (Франция) в семье состоятельных купцов.
Похоронен на кладбище Монпарнас. В то время спросом пользовались небольшие картины изображавшие женщин в народных костюмах и разнообразные жанровые сценки, преимущественно, семейные. Далее наступала очередь подробных разработок лиц, частей фигуры, одежды и драпировок. Очевидно, у мальчика развивалась страсть. Но нагота женских тел и праздность вызывали у многих недовольство. Процесс написания картины включал несколько этапов, на первом из которых карандашом или углём (с подмалёвкой белилами) делался первичный набросок. С «Рождения Венеры» Бугро начал последовательное написание полотен изображающих обнажённую натуру.
Он придерживался традиционных методов в живописи, создавая много детальных эскизов карандашом и маслом. Его имя было нарицательным, так же как и имя Пикассо сегодня. Существует версия, что источником вдохновения для «Дня памяти» была «Пьета» Микеланджело. Одним из первых произведений, в которых переживания героини передавалась через символы, была картина «Разбитый кувшин». Дискуссия показала резкую поляризацию мнений, её участники так и не пришли к согласию: сторонники салонно-академического искусства подчёркивали мастерство Бугро и его способность «достучаться» до обыкновенного зрителя, а также найти глубину в самых обыденных вещах и сюжетах.
Результатом стали заказы императора Наполеона III.