В мыслях о смерти он хочет обрести точку внутренней опоры. Юноши даны в самых разнообразных позах и положениях раскрывающих совсем неожиданные по своей красоте аспекты, в которых пластика тела выступает с особой осязательностью.
В скульптуре к этому образу обращались Бернардо Росселлино, Дезидерио да Сеттиньяно (итал. Desiderio da Settignano), Андреа Орканья (итал. Andrea Orcagna), Агостино ди Дуччо (итал. Agostino di Duccio), Бенедетто да Майано, Мино да Фьезоле (итал. Mino da Fiesole) и другие. Уже народ видел в явлениях неба знамения кровавых событий и изгнания Медичи. В этих ранних рисунках, выполненных пером, уже чувствуется прирожденная рука скульптора. Зато изумительны по своей высочайшей одухотворенности поздние рисунки Микеланджело (наброски для Благовещения в Лондоне и Оксфорде, для Распятия в Париже, Лондоне, Виндзоре и Оксфорде, для стоящей Мадонны в Лондоне).
Мария задумчива, она предчувствует свою трагическую судьбу и знает, что ждет её сына. Илл. 126. И он сумел объединить в этом аспекте все наиболее выигрышные для данной скульптуры точки зрения. 109, 111.
Кто хочет найти себя и насладиться собою, тот не должен искать развлечений и удовольствий. Они спаслись изгнанием от тюрьмы и жили во Франции. Уже в следующем году он перешёл в школу скульптора Бертольдоди Джованни, которая существовала под патронатом фактического хозяина Флоренции Лоренцо де Медичи, прозванного Великолепным. Liberta. » народ забросал его и свиту камнями.
Тем самым ей отводится центральное место. Поверх окон образуются полукружия (люнеты), отделенные друг от друга пятами сферических треугольников (распалубок). 97, 98. Особенно сильное впечатление оставляют рисунки с изображениями распятого Христа, в которых трагический финал евангельского повествования перерастает в символ человеческого страдания и горя. Только в двух случаях ему не удалось осуществить то, что он задумал (фасад Сан Лоренцо и гробница Юлия), но это уже не зависело от него.
Гробницу второго герцога Джулиано де Медичи (Giuliano de Medici) украшают еще две скульптуры: «День» (Giorno) и «Ночь» (Notte), законченные в 1534 г. Ночь размером 1 м 55 см на 1 м 50 см изображена в виде женщины. 171. При достройке внутреннего двора палаццо Фарнезе Микеланджело был связан тем, что второй этаж уже близился к своему завершению и он мог внести в него лишь незначительные изменения (замена чередующихся полукруглых и треугольных фронтонов над окнами только треугольными и незначительное занижение вписанных между полуколоннами глухих арок).
166, 167. Возможно, что данный шаг Юлия был продиктован слухами о том, что Микеленджело собирается уехать в Турцию (мастер действительно вел такие переговоры с проживавшим при дворе турецкого султана Томмазо ди Тольфо, которого он встретил в доме Джаноццо Сальвиати во Флоренции). В боковых дворцах, с их мощными пилястрами и открытыми нижними галереями, Микеланджело всячески подчеркнул протяженность фасадов, прибегая к ритмическому повтору одного и того же мотива. Первое из них, ныне хранящееся в Барджелло, было выполнено для Бартоломео Питти.
Создавая статую, Микеланджело отправлялся от античных изображений Геркулеса и средневековых аллегорий Силы (Fortitudo). В конце концов Микеланджело удалось сломить волю своего строптивого родителя.
Если он считал это нужным, то полировал мрамор не с меньшей тщательностью, чем Бернини. Он побежден. Благодаря такому композиционному решению пространство приобретает динамику и поистине космический размах.
158, 159. Отныне изобразительное искусство (скульптура и живопись) утрачивает для него свою привлекательность, поскольку их чувственный язык вступает в противоречие с его новым пониманием одухотворенности. 151. 159. И все-таки, как прирожденный скульптор, он не мог от него полностью отказаться. Как известно, мастер предпочитал, чтобы его статуя рассматривалась при движении по дуге.
Это был символ страданий художника, символ его гражданских горестей и разочарований. И здесь она выступает провидицей трагической судьбы своего сына. Стояла сильная жара, раздевшиеся воины, отложив в сторону оружие, отдыхали, либо купались в Арно.
В этом плане образ Давида является самым характерным творением молодого Микеланджело. Этот необычайный мотив движения сообщает фигуре огромную внутреннюю динамику. Стены длинного зала (46, 2 м) расчленены пилястрами большого ордера, обрамления окон простые и строгие, заполнения много легче обрамления, благодаря чему полностью отсутствует конфликтная борьба сил.
Звезды, полумесяц, сова и маска сатира – атрибуты готовой погрузиться в сон Ночи. Поза мадонны будто расслабленная, что подчеркнуто скрещенными ногами. Последние двадцать лет своей жизни Микеланджело мало занимался скульптурой и живописью. 48-55. По его собственным словам, он собирался сделать фасад Сан Лоренцо так, чтобы и по архитектуре и по скульптуре он стал зерцалом всей Италии (lo specchio di tutta Italia).
По своему облику Мария близка к Богоматери из римского Оплакивания Христа. Граждане состязались в общественных играх, гимнастике и беге. Можно было бы без труда продолжить перечисление этих контрастов.
В 1496-1501 гг. В годы самой черной политической реакции Микеланджело оставался совестью Италии и никогда эти гражданские чувства в нем не угасали.
Доминика статуи Ангела, Петрония и Прокла. 155, 156. Вазари прямо пишет:. Последняя архитектурная работа Микеланджело – Порта Пиа (1561).
Илл. И в ней поверхность камня доведена до высшей степени завершенности.
В распалубках расположены фигуры тех предков Христа, которые еще вели кочевой образ жизни. Это событие произошло 6 января 1537 года и воскресило надежды республиканцев на освобождение Флоренции от тирании. С годами мысль становится все более весомой, а вместе с тем и более трудной для понимания, настойчиво звучат мотивы, почерпнутые из философии флорентийских новоплатоников, усложняется сама поэтическая ткань (обилие усеченных слов, сложные инверсии и т. д. ). Как всегда, Микеланджело разрабатывал проект собора св. Он спокоен и сосредоточен, но мышцы его напряжены.
Микеланджело завершил свой земной путь в Риме 18 февраля 1564. И это приводит к трагической разобщенности образов. 110, 112. Илл. Интересна и такая деталь – зрачок намечен лишь в правом глазу.
Это тяготение к rilievo есть искони флорентийская традиция. Илл. На груди у него доспехи, на ногах – сапоги, на коленях – скипетр.
17, 18, 19, 20. Такой подход к искусству исключал плоский натурализм. Этого никогда не хотели и не могли понять недоброжелатели и завистники художника. Тем же, кого он уважал и любил, он был предан до конца жизни.
Медичи пробовали бросать деньги черни в предместьях города, – им отвечали каменьями. По контрасту с фасадом стены интерьера обладают богатой системой членений (фланкирующие ниши полуколонны первой зоны, обрамляющие ниши-табернакли, полуколонны второго пояса, сложные по ритму кассеты купола), которая подчеркивает устремление основных линий к венчающему купол фонарю. 39. Гробницы Медичи были для 20 – начала 30-х годов главным произведением Микеланджело.
На дошедших до нас портретах XVI века Лоренцо имеет совсем не ту внешность, которой наделил его Микеланджело в своей статуе. Пламенные речи Савонаролы предвозвещали свободу. Он умер восьмидесяти девяти лет, прожив почти столь же долгую жизнь, как и Тициан.
Женщина сидит и смотрит в сторону, а не на зрителя. В истории европейского зодчества не было архитектуры, равной микеланджеловской по своей эмоциональности. И это понимает только один человек – апостол Петр.
Они свободно перекочевывали из города в город в поисках работы и покровителей. И тут происходит непонятная история, возможно спровоцированная Малатеста Бальоне, сыгравшим в дальнейшем предательскую роль. Особенно выразительны складки вокруг правой ноги, образующие своеобразную нишу. К этому же его приглашают и стены, грозно наступающие со всех сторон. Фигура дана не в движении, как у Бернини, а в состоянии покоя. 119, 111.
Так завершает свой творческий путь один из величайших художников Возрождения. Это был необратимый процесс, обусловленный наступлением феодальной реакции. Илл.
Небольшой вестибюль (9, 510, 5 м) заполнен расширяющейся книзу лестницей с тремя маршами. Не родился еще такой человек, который, подобно мне, был бы столь склонен любить людей. Дед и прадед Микеланджело считались преуспевающими банкирами, но родители жили бедно.
Лицо Джулиано повернуто в сторону, левая нога отставлена назад. Ни одна другая страна не подарила миру такого числа выдающихся мастеров, как ренессансная Италия. Он предлагал выполнить статуи для гробницы во Флоренции. Спаренные колонны едва умещаются в отведенных им нишах, где им явно слишком тесно.
Илл. И этой же цели служит цвет. Эта же идея положена в основу и крайнего левого наброска на том же оксфордском рисунке. Нимб вокруг его головы подчеркивает, что это— Богоматерь. По его мнению, в барельефе «Мадонна у лестницы» юный скульптор «освоил и придал новую форму урокам Донателло, своего выдающегося предшественника»4, «присоединился к большой скульптурной традиции»5.
Петра, с чем папа был полностью согласен. 38. Открытие статуи состоялось 18 марта 1508 года. Илл. 170.
Вот, собственно, все, что просочилось наружу. Илл. Первая из них изображает Победу (возможно, что она была предназначена для постановки в нижней левой нише).
Затем он лепил из глины либо из воска небольшие модели (bozzetti). И в ней мастер смело порывает с традицией. Айнем пишет, что эта работа Микеланджело очень напоминает древнегреческие работы 4 века, но не считает, что можно это утверждение проследить далее. 179-181. Илл. Фигура Адама, погруженного в глубокий сон, выражает полнейшее бессилие и инертность.
К его проекту восходит лишь верх сфероидального купола и фонарь. Илл. Антонио вывез работу во Францию, где ее купил монарх Франциск I (Franois Ier). Пилястры и карниз нижней зоны служат рамкой для гробниц.
И, наконец, в распалубках и люнетах изображены многочисленные предки Христа. Отсюда огромная жизнеутверждающая сила созданных им образов. И здесь бог изображен в активном действии. Илл. Группа повернута теперь к зрителю тем углом постамента, где находится правая рука Христа. Они утратили волю.
Часть из этих рисунков дошла до нас в подлинниках, часть в старых копиях. Недаром они украшали пилястры. В двух дошедших до нас планах, выполненных мастером в 1559-1560 гг., четко намечены основные оси: две оси перекрещиваются под прямым углом (), две – под косым ().
Современники же почти не знали их совсем. Этот жест символизирует молчание. Ему жалко расставаться с плотскими благами (295), земные утехи продолжают казаться ему милыми, хотя он уже глубокий старик и всем своим существом ощущает приближение смерти (300).
Тело бессильно сползает вниз и все попытки удержать его кажутся безнадежными. Илл.
А поверх всего этого царит другое: смятение, ужас, величайшая определенность ощущения надвигающейся «двойной смерти» – физической, когда, в могилу должно лечь тело и духовной, когда на вечные муки за грехи будет осуждена душа» (все цитаты из статьи А. М. Этот Лоренцо заказал Микеланджело статую юного Иоанна Крестителя. Микеланджело был призван и не противоречил, тем более что эта затея пришлась ему по вкусу. Быстро нараставшей феодальной реакции сопутствовала не отделимая от нее контрреформация. Картину часто называют Тондо Дони, поскольку, во-первых, она принадлежала семейству Дони во Флоренции, а во-вторых имеет круглую форму (tondo).
Кавальери художник подарил также ряд своих рисунков на античные темы (Падение Фаэтона, Титий, Ганимед, Вакханалия детей). Колорит фресок построен на неярких красках, преобладает общий серебристый тон. Одновременно он отказался от сильного наклона обеих голов.
Между тем Микеланджело стал членом семьи Альдовранди. В последние десятилетия своей жизни Микеланджело больше всего занимался архитектурой. В борьбу включился и Микеланджело. Он стал выпрямлять тело Христа и сближать его с фигурой Марии. К архитектуре Микеланджело подошел как скульптор. Как прирожденный скульптор, Микеланджело замечательно чувствует материал. Илл.
21, 22. Очень своеобразно трактует Микеланджело пейзаж. Большинство украшающих гробницу статуй (Рахиль, Лия, Мадонна, Пророк, Сивилла, портрет Юлия II) завершено либо полностью выполнено не самим мастером, а его учениками (Рафаэлло да Монтелупо, Томмазо ди Пьетро Босколи и др. ), архитектурная же композиция гробницы выглядит холодной и пустой. Ряд исследователей склонны объяснять повышенную религиозность позднего Микеланджело его старостью. Папа обещал художнику не порывать договор на гробницу.
80. В настоящем своем виде площадь Капитолия является одним из прекраснейших архитектурных ансамблей Италии, отмеченным печатью редкостного стилистического единства. Между колоннами первого этажа размещены три дверных проема и прямоугольные углубления в стене, предназначенные для статуй и рельефов. Для создания барельефа Микеланджело использовал прием низкого рельефа (итал. rilievo schiacciato), характерный для произведений Донателло24. Обычно это любовная лирика, полная скрытой страсти и преклонения перед земной красотой.
Почти все фигуры изображены обнаженными, святые лишены нимбов, у ангелов нет крыльев. 182, 187, 188, 189.
В двух незаконченных скульптурных группах (Положение во гроб и Оплакивание Христа) Микеланджело дал совсем новое понимание традиционной темы, в которой аскетизм замысла обрел, наконец, адекватные себе формы выражения. Из любви к человеку рождалась у Микеланджело твердая вера в то, что искусство есть высшая сфера человеческой деятельности и что оно обеспечивает человеку бессмертие. Петра (Музео Петриано). И не случайно у его ног изображена обезьяна, символизирующая зло.
Папа Лев X захотел создать для более молодых членов семьи фамильный склеп. В окружающих Христа фигурах художник передал разные оттенки отчаяния и скорби.
После смерти Юлия 21 февраля 1513 года к власти пришел Лев X (из дома Медичи). А его друг Берни сказал о нем проще, но намного выразительнее: он говорит вещи, вы же говорите слова (egli dice cose, e voi dite parole). В сцене Сотворение Евы бог впервые выступает как главное действующее лицо. Первым возвестил опасность Манно Донати, увидевший приближавшееся пизанское войско. Илл.
Между тем Савонарола учредил во Флоренции народное собрание (Consiglio Grande) и, когда в прежнем дворце разрушены были комнаты и устроен зал на две тысячи человек, Микеланджело оказался в числе художников, призванных построить алтарь и украсить зал священной живописью и архитектурой. Илл. Они ввели его в круг идей платоновской академии и приобщили к той философии флорентийского новоплатонизма, в которой гуманистическое учение о высоком достоинстве и высоком призвании человека своеобразно сочеталось с доктринами позднеантичных новоплатоников и раннехристианских писателей. Мужчина отправляется в Венецию и Рим, где продолжает обучение и изучает статуи и скульптуры древности. Последняя была предназначена для хора старого собора св. Для него гуманизм был не голой словесной программой, а сущностью всего его образа мыслей.
Колористическая гамма отличается нарочитой скупостью и аскетизмом. По многим параметрам она отступает от церковных канонов. Здесь мальчика вынянчила дочь каменотеса.
Мария кормит грудью сидящего верхом на ее коленях младенца. Илл. Странно и то, что Микеланджело не платил за обучение, но сам получал заработную плату.
Христос, кажется, уже готов покинуть мать и вступить в мир людей. В 1504 г. Микеланджело получает заказ на создание «Битвы при Кашине». С 1505 по 1508 гг. Вернувшись к идее центрально-купольного сооружения. Причем пропорции он трактует как простое сочетание различных по измерению величин. Здесь она была призвана символизировать свободу республики.
Но какой ценой. Илл. Гигантская фигура Саваофа дана борящейся с хаосом.
Растет и ширится волна религиозной нетерпимости. Действительность не оправдала их надежд. Илл.
149. С весны 1501 до марта 1505 года Микеланджело живет во Флоренции. Первое из них – знаменитая Мадонна Дони в Уффици. Против этого варианта и выступил со всей присущей ему страстностью Микеланджело. 131, 132.
За несколько дней до смертихудожник уничтожил наброски, рисунки и незавершенные поэмы. Все подобного рода объяснения страдают от одного и того же недостатка. В его образе Микеланджело воплощает свой идеал художника, для которого нет никаких препон и преград. 134. Вот таким образом изображение этой битвы в Зале Совета имело свой глубокий политический смысл. Выражение ее молодого лица серьезно и сосредоточенно. Для Микеланджело архитектура была средством выражения больших героических идей. Более вероятно, что Микеланджело собирался увенчать собор св.
И вновь Микеланджело побоялся возвращаться в Рим. В обработке мрамора Микеланджело использовал полировку (торс, ноги, волосы) и более свободную фактуру (лицо), где применена троянка. Художник охотно принял это предложение. Но у него, как и у всех флорентинцев, было одно огромное преимущество.
» Художник выгнал посланника и подарил шедевр своему ученику Aнтонио Mини (Antonio Mini), у которого обе сестры вскоре выходили замуж. Илл. В той или иной мере в него оказались вовлеченными все художники, кроме одного.
По настоянию отца он поступил в латинскую школу Франческо да Урбино. Но на этой коже, содранной с живого человека, он написал свой портрет. Чем старее становился Микеланджело, тем чаще навещали его мысли о смерти. Работал он над ней медленно и с большими перерывами. В частности, среди наиболее известных картин художников Флоренции периода Протовозрождения и раннего Возрождения является «Богоматерь с младенцем и двумя ангелами» Франческо Пезеллино (итал. Francesco Pesellino), «Богородица с младенцем» Филиппино Липпи, «Мадонна Магнификат» Сандро Боттичелли, «Богородица» Нери ди Биччи (итал. Левая рука победителя и фигура побежденного остались незаконченными.
Но эти великаны уже не в силах противоборствовать судьбе. Моисей восседает в торжественной позе. Иначе говоря, движение тела, включая и самый резкий контрапост, воспринимается как органическое выражение аффекта, причем конфликт между телом и душой раскрывается скульптором как борьба противоречивых тенденций в жизни самого тела. 116-119.
Нимб вокруг его головы подчеркивает, что это— Богоматерь. В их трактовке Микеланджело достигает невиданной дотоле рельефности и динамики.
Фигура коренастая, сильная, мужественна. Капелла Медичи представляет собой сравнительно небольшое (11, 011, 0 м) помещение квадратной формы. У ног Христа, справа, восседает на облаке св. Последняя распадается на отдельные звенья (две больших группы переднего плана, ладья и ковчег), слабо друг с другом связанные. Илл.
Недаром его любимым материалом была бронза. Нетрудно привести ряд других аналогичных фактов. Илл. Илл.
Но плата за обеспеченность художника была дорогой. Капелла перекрыта зеркальным сводом, отстоящим от пола на 20, 73 м. На продольных боковых стенах расположено по шесть окон, два окна находятся и на входной стене. Но каждый из них и все вместе они совершили переворот в искусстве, продвинув его за пределы всех известных стандартов. 30), довольно точно передающая ее общий вид.
На самом же деле между ними лежала бездна. 79, 142. Пейзажные элементы сведены почти на нет, пространство строится на основе одних пластических объемов. Кажется, что Вакх готов упасть вперед, он шатается, но сохраняет равновесие.
Схватившись левой рукой за ветвь, он жадно тянется правой к плоду. Дерево, масло. Змий и ангел, грех и расплата за него являются как бы ветвями одного древа. В Болонье Микеланджело тщательно изучал творения Данте, Петрарки и Боккаччо. Младенец изображён без нимба.
Он принадлежал к древней благородной флорентийской фамилии, правда, сильно обедневшей. Савонарола входил в один ряд с Библией и Евангелием. В марте 1549 года, когда в флорентийской церкви Сан Спирито была выставлена копия с римской Пьета Микеланджело, неизвестное лицо, охваченное негодованием, поспешило уведомить своего друга: Говорят, что эта скульптура восходит к изобретателю всяческих свинств, больше заботившегося об искусстве, чем о набожности, к Микеланджело Буонаррото.
При такой обработке карниза последний воспринимается как набухающая масса самой стены. Статуя Лоренцо Медичи не имеет в себе ничего портретного. Однако и здесь царит дух отчужденности. Когда это отвечало его творческому замыслу, то Микеланджело тщательно полировал камень (как в статуях Утра и Ночи).
107, 108. Петра, возведенный по проекту Бернардо Роселлино. 41.
Статуя осталась незаконченной. Для художника фигуры рабов были прежде всего элементами архитектурной композиции. Кверху рельеф гробниц убывает, облегчая переход ко второй зоне, где нет никаких пластических украшений и тяжелых членений и где по замыслу Микеланджело люнеты должны были быть расписаны (мастер собирался изобразить здесь воскресение Христа и две сцены из истории о медном змии).
Непонятно, например, где, как и когда он прекрасно овладел художественной техникой. Гораздо более творчески подошли к его наследию мастера барочной эпохи. Микеланджело Буонарроти родился 6 марта 1475 г. в Капрезе (регион Тоскана) в семье обедневшего дворянина, который занимал государственные должности.
Проведенные твердой рукой линии не ограничивают плоскость, а выявляют объем и без того достаточно сильно выявленный светотеневой моделировкой. В этих условиях Микеланджело решил временно покинуть свой родной город. Он даже не дотрагивается до нее. Зеркальный свод Сикстинской капеллы Микеланджело расчленил на три пояса.
Фигура Адама погружена в тень, фигура Евы ярко освещена. И здесь его постигает страшный удар. Разорванный фронтон над дверью перерезает своими углами фланкирующие дверь колонны. Илл. Роспись люнет была выполнена последней (с октября 1511 по октябрь 1512 г. ), когда быстро развертывавшиеся политические и военные события приближались к своему трагическому финалу.
Однако папа на это не согласился и 8 июля издал приказ (breve), в котором категорически требовал немедленного приезда художника в Рим. Илл. Входящий в капеллу прежде всего видит над своей головой пьяного Ноя (низшая ступень) и, двигаясь затем по направлению к алтарной стене, постепенно приближается к изображению первых дней творения мира (высшая ступень). Если никто из ученых не сомневается в ренессансном характере микеланджеловского искусства примерно до 1530 года, то средний и поздний период его творчества многие исследователи (как, например, Гурлитт, Вёльфлин, Шмарзов, Дворжак, Д. Фрей) склонны целиком связывать со стилем барокко. Эти переливающиеся краски как бы чеканят форму, обладающую крепостью и весом камня.
Микеланджело трактует Марию как провидицу своей трагической судьбы. Страстные проповеди доминиканского монаха Савонаролы, мечтавшего восстановить фанатичную и аскетическую средневековую теократию, завершились народным восстанием, в результате которого Медичи были изгнаны из Флоренции. В годы своей дружбы с Витторией Колонна (1536/38-1547) Микеланджело подарил ей ряд рисунков, выполненных в очень тщательной манере. Даже тяжелый вздох, вырывающийся из полуоткрытых уст, мгновенно гаснет. С ближайшей сцены изображающей Грехопадение и Изгнание из рая, начинается ряд наиболее совершенных по своему композиционному решению фресок. 2.
Об очевидности этого подражания писал и Вазари: «Микеланджело, будучи ещё молодым, пытался подражать манере Донателло и имел в этом успех, так как эта Мадонна кажется настоящим произведением Донателло, за исключением лишь того, что в ней больше грации и четкости рисунка». Она задумчива, полна благородства и тихого величия. Если я поработаю день, пишет он в июле 1523 года, то я должен отдыхать четыре.
Ее глаза закрыты, в последний раз прощается она со своим сыном. «Скажите Лоренцо Медичи, – говорил он, – пусть обратит он взор на себя. Недаром он утверждал, что архитектурные члены зависят от членов тела. Лоренцо суждено было уйти раньше Савонаролы, но не из города, а из этого мира. Ему не удалось объединить фигуры воинов в единую живописную группу. Главный акцент он ставит на обрамлении проема ворот с его сильно выработанным рельефом.
Господь призовет его на суд. С 1534 года Алессандро Медичи стал править с титулом наследственного герцога. Первый членился по вертикали колоннами, второй – пилястрами коринфского ордера. Поза мадонны будто расслабленная, что подчеркнуто скрещенными ногами.
С конца 1495 по июнь 1496 года Микеланджело вновь во Флоренции, где он выполнил две небольших статуэтки (юного Крестителя и спящего Купидона), до нас не дошедшие. Илл. Ему поручили сделать копию портрета старинной работы известного мастера.
Это было сигналом. Последний особенно любил его прекрасное произношение и чтение Данте, Петрарки и Боккаччо. Мы видим усталых матерей, сидящих прямо на земле.
Понимая ее неизбежность, он всячески стремился подготовить себя к ее мудрому приятию. Это произведение Микеланджело также хранится во дворце музея Буонарроти во Флоренции (голова фавна – в галерее Уффици). Бесконечно прекрасен момент, когда она, удивленно привстав, готова упасть на колени. Возможно, что Микеланджело вложил в нее горечь разочарования, порожденного трагедией гробницы. Илл.
При этом основываются главным образом на чисто формалистическом анализе архитектурных работ Микеланджело. Например, деревянная модель собора св.
Микеланджело как бы наделяет его своей собственной творческой страстью. Это помогало ему сохранять чувство целого. все члены изменяются по ширине и длине во время движения.
В самом начале XVI века (но не позднее 1506 г. ) выполнил Микеланджело статую Мадонны, приобретенную фламандским купцом Мускрон. Отсюда рождается трагизм этого образа, по духу своему близкого к флорентийской статуе апостола Матфея и к позднейшим статуям рабов. Илл. Он победил.
Тем самым выпуклая композиция нейтрализует вогнутость распалубки. При папском дворе подвизалась целая группа лиц, настаивавшая на реформе римской церкви. 73), символизирующая, как и в Божественной комедии Данте, гордыню (superbia). Это совпало с флорентийским периодом жизни Микеланджело.
С барельефов— «Божья матерь с младенцем» Луки делла Роббиа, произведения Антонио Росселини, Донателло и других. Илл. Выпрямится согнутая правая нога, резко повернутая в сторону голова примет нормальное положение, расправятся плечи, раб станет свободным человеком. Трудность своего характера осознавал и сам художник. Большинство её стихотворений посвящено духовной тематике, любви к Богу. Второе десятилетие активного поэтического творчества Микеланджело (1547 – 1556 гг. ) – после её кончины, когда ожидание собственной смерти стало заключительной темой всей поэзии Микеланджело. «Микеланджело в эти заключительные годы своей поэзии словно подбирал исконные, самые ходовые слова, чтобы выразить обычные, самые простые чувства старого, умирающего человека но только человек этот был великаном, умирал как великан и слова смерти вырывались у него по-великаньи». До фрески «Страшный суд» стихи «были для Микеланджело ещё обителью отдыха.
В частности, среди наиболее известных картин художников Флоренции периода Протовозрождения и раннего Возрождения является «Богоматерь с младенцем и двумя ангелами» Франческо Пезеллино (итал. Francesco Pesellino), «Богородица с младенцем» Филиппино Липпи, «Мадонна Магнификат» Сандро Боттичелли, «Богородица» Нери ди Биччи (итал. С замечательным искусством воплощена в нем идея жертвенности. Илл. Шильяно назвал барельеф «загадочным, преждевременным». И как человек Возрождения Микеланджело пошел по второму пути.
Они написаны в более живописной манере, светотень стала мягче, колористическая гамма выиграла в тональном единстве. Все три фигуры выполнены Микеланджело из мрамора. Оно возбудило восторг и изумление многих. Они называли Микеланджело divino (божественным).
Но, прожив 89 лет, Микеланджело намного пережил своих современников. Еще в 1546 году он выполнил глиняную модель. Илл. Последняя сделалась в его руках могучим орудием для выражения глубоко личных эмоций.
162. 86-88. В карнизе он постепенно усиливает рельеф (начиная от фриза через пояс сухариков и шнур перлов к консолям), завершая всю композицию симой. 3, 4. В 1496 г. кардинал Рафаэль Риарио покупает мраморного «Купидона» Микеланджело и приглашает художника для работы в Рим. 46. Илл.
Эпоха Возрождения безвозвратно ушла в прошлое. Это даёт основание предположить, что он уже обладал определёнными навыками. В зодчестве его более всего привлекала анатомия (иначе говоря, костяк и мышцы, выраженные с помощью членений), а не число и геометрия, единство нервной и мускульной системы, а не простой внешний облик здания. 122-125.
Утерянная картина «Леда и лебедь» («Leda e il cigno»), созданная в 1530 г. для герцога Феррарского Альфонсо I дЭсте (итал. Столь же слепо идет навстречу безжалостной судьбе Адам. Мать нежно прикрывает головку любимого ребёнка, чтобы не разбудить его.
Вот таким образом искусство Микеланджело является, одновременно и трагическим эпилогом Возрождения. Илл. Вероятно, около 1485 года Микеланджело переехал во Флоренцию.
И как раз в таком положении оказался Микеланджело, когда он попал в Рим. 13, 14, 15. Микеланджело воспринимал Бога в савонароловской обработке.
Это были тяжелые годы. Илл. Но этим роль античного наследия не была исчерпана.
1516 г. и Лоренцо, герцога Урбинского – ум. Жизнь Микеланджело была трудной. Но именно к этим маленьким людям к этим не оперившимся еще garzoni он проявлял и величайшую доброту, щедро их одаривая своими произведениями и золотыми дукатами. По словам Кондиви, он собирался написать специальный трактат по анатомии, поставив главный акцент на moti (то есть движениях) и apparenza (внешняя структура). Здесь мы добавим, что Виттория Колонна (маркиза де Пескара) (1490/1492-1547) – знаменитая итальянская поэтесса периода Возрождения, влиятельный интеллектуал своего времени, друг Микеланджело, занимавшая в его сердце главное место на протяжении десятилетия (с 1537 г., когда они сблизились и до дня её смерти). Часть шеи и драпировка завершены Тиберио Кальканьи, одним из любимых учеников Микеланджело.
Здесь все полно бьющей через край энергии и бурного движения. Ребёнок был вторым сыном из шести у подесты (городского правителя и судьи) Кьюзи и Капрезе. Илл.
Кверча был художником, близким по духу Микеланджело. он создаёт «Бахуса» и «Римскую Пьету». Картина принадлежала Дворцу Фонтенбло (Chteau de Fontainebleau), пока в 1643 г. её не уничтожил Франсуа Сюбле де Нуайе (Franois Sublet de Noyers), посчитав изображение слишком сладострастным. Картон, помещенный в Папской зале, стал школой для таких художников как: Aнтонио да Cангалло (Antonio da Sangallo), Рафаэль Санти (Raffaello Santi), Pидольфо Гирландайо (Ridolfo del Ghirlandaio), Франческо Граначчо (Francesco Granacci), а позднее Aндреа дель Cарто (Andrea del Sarto), Якопо Cансовино (Jacopo Sansovino), Aмброджо Лоренцетто (Аmbrogio Lorenzetti), Перино дель Bага (Рerino del Vaga) и других.
Подесту – отца звали ди Людовико ди Леонардо ди Буонарроти Симони. Он полон героизма, полон духовной и физической мощи. Их начальник, капитан Галеотто Малатеста, еще не оправившийся от лихорадки, крепко спал. «Поэзия была младшей из микеланджеловских муз и он держал ее на положении Золушки. В действительности оно так и получилось.
Один за другим умирали его близкие, его друзья, его сверстники, а он продолжал жить. Работа над статуей была для Микеланджело трудной и тягостной. 140, 141.
Ее раздирали непрерывные войны, вторгшиеся в нее испанские и французские войска поколебали веру народа в возможность национального объединения, целые области и многие города становились жертвами насилия и грабежа. Первоначально оно было предназначено для украшения контрфорса флорентийского собора. Статуя Умирающего раба – одно из совершеннейших творений Микеланджело. Микеланджело почти не знал развлечений юноши его лет. Фигура погружается в сон. Мария не держит младенца на руках, он стоит, обхватив левой рукой ее колено.
Варфоломей, с которого, по преданию, была живьем содрана кожа (vivus decoriatus). И все же он работал со свойственной ему энергией и напором. 169.
Продвигаясь от низшего к высшему, художник был призван обобщать свой опыт. Он писал их на клочках бумаги, на конвертах, на рисунках. И всюду Микеланджело выходил победителем. Правда, он оставил его в своем палаццо, но жизнь там была далеко не такая, как при знаменитом Козимо и достойном его внуке Лоренцо. Илл. Из совсем особого подхода к архитектуре вытекает и одна особенность творческого метода Микеланджело.
Планам и разрезам, тщательно вычерченным при помощи циркуля и линейки, с точным обозначением числовых соотношений, он предпочитал свободные наброски пером с размывкой либо итальянским карандашом и сангиной, а также модели, вылепленные от руки из глины. Она закинула ногу на ногу и очень сильно отвела правое плечо назад. Голова лишена сил, чтобы выпрямиться. Особенно резок был Микеланджело по отношению к подлизам, хвастунам и нахалам.
Мадонны Микеланджело— «чрезвычайно отстранены, амбивалентные и нездешние»27. Правой рукой пророк опирается о скрижали завета, левой перебирает пряди ниспадающей на грудь длинной бороды. Работая в Садах Сан Марко, молодой скульптор получил разрешение от Нико Бичелини (настоятеля церкви) на изучение человеческих трупов.
Таков, несомненно, был его основной замысел. Он членит стены по вертикали канеллированными коринфскими пилястрами, он отделяет с помощью карнизов одну зону от другой, он прибегает к излюбленному Брунеллески сопоставлению белой стены с темно-серыми членениями (pietra serena). Создавая их, он больше интересовался пластическими эффектами, нежели пространственными.
Это потребовало от него огромного напряжения всех духовных и физических сил. Прославлять человека, ранившего его в самое сердце, не так-то было легко. Флоренция. Матфея, но тут началась тяжба с Юлием, потребовавшим его возвращения в Рим. Более всего он ценил в ней массу, беспокойную, динамичную, пронизанную движением.
Следующий этап жизненного пути Микеланджело связан с работой над гробницами Медичи (1520-1533). В каждой люнете художник размещает сцену из оседлого образа жизни. Илл. Его рука сгибается к плечу.
Этот образ героического Сомнения, эта Победа со сломанными крыльями. На стороне одного была безмерная власть, на стороне другого гений. Илл. Статуя рассчитана на рассмотрение ее спереди и под углом, но не с боков. Со смертью Лоренцо Медичи (8 апреля 1492) Микеланджело лишился сильного покровителя. Илл.
Все это придает его архитектуре величественный характер. Под пропорцией они понимают точное соответствие формы идее. Илл. Этому его научила скульптура.
Однако в эту каркасную систему Микеланджело вносит ряд существенных изменений. К этому присоединилась неудача с проектом мраморного фасада церкви Сан Лоренцо во Флоренции, над которым Микеланджело проработал с 1516 по 1520 год, когда из-за отсутствия средств был разорван контракт. Микеланджело отказался от фронтального ракурса. Внизу, по той же оси, размещена ниша с водоемом, фланкированным фигурами речных божеств. Возрождение. Через левое плечо он перекинул пращу, нижний кончик которой подхватывает его правая рука. В 1503 г. Микеланджело выполняет работы по заказу: «Двенадцать Апостолов» для флорентинского собора.
Илл. Перед нами народный трибун, умный, решительный, волевой. Наоборот, они вырастают из стены, образуя вместе с ней единую, неделимую массу.
Однако судьба Италии в целом была столь горестной, что лучшие ее умы не могли не думать с тревогой о том, что творилось в стране и что ожидало ее в будущем. Обычно он начинал с уточнения пластического объема здания, нередко игнорируя при этом законы статики. 161. Пейзаж пустынен и гол.
Микеланджело добился впечатления неустойчивости без композиционной неуравновешенности, которая могла бы нарушить эстетический эффект. По мнению советского искусствоведа Виктора Лазарева, «Вакх» – «наименее самостоятельная из работ Микеланджело», так как в ней легко читается влияние античной пластики. 173. Саваоф выступает здесь в состоянии творческого экстаза, никем и ничем не ограниченного.
25, 26. В это же время на Италию нападает французская армия под предводительством Карла VIII. 146-148.
Илл. Локальные рамки Флоренции становились ему слишком тесными. Его гений искал более широкого поля деятельности. Илл. При этом движение лишено всякой скованности. Однако чем более вчитываешься в стихотворения Микеланджело, тем большие открываешь в них красоты.
И он решил бежать из Рима, где ему была нанесена жгучая обида. Благодаря великолепной светотеневой моделировке и обилию уводящих вглубь линий (ноги и левая рука Марии, левое плечо Иосифа и правая рука Христа), группа кажется как бы высеченной из камня кубической формы. 75-78. Совсем по-иному задуман и трактован образ Вечера. Илл.
В усталом старческом лице есть какая-то отрешенность от всего земного. Обычно изменение какой-либо одной части неизбежно влекло за собой изменение другой. Саркофаг гробницы Джулиано Микеланджело украсил фигурами Дня и Ночи.
На языке друга и ближайшего последователя Микеланджело скульптора Винченцо Данти это означает подражание не самой природе, а ее намерениям (intenzioni). Он же помог художнику заключить договор с французским кардиналом Жаном Билэром де Лагрола на скульптурную группу для капеллы в соборе Св. Она отличалась безупречным целомудрием и благочестием. Илл.
Фигура Умирающего раба задумана и трактована по контрасту с фигурой Восставшего раба. Но в этой незаконченности есть свое большое очарование. Сидящая на земле Мария принимает от Иосифа в свои мощные мускулистые руки младенца Христа. Порта Пиа не похожа ни на римские триумфальные арки, ни на средневековые ворота. В его порывистом движении удачно выражена шаловливость не знающего удержа ребенка. Для Виттории Колонна художник сделал еще два рисунка, до нас, к сожалению, недошедших (Христос и самаритянка и Моление о чаше).
Фигура Лоренцо отмечена печатью удивительного благородства. Но на этом движении лежит печать мучительной скованности. Она напоминает мощную лавину.
Таким образом, мы имеем здесь четыре пространственные зоны. Только тогда пластика заговорит своим языком, трагическим и сильным. По собственным его словам, все его несчастия проистекали per non mi esser saputo governare (от неумения владеть самим собою). Это предназначенные для украшения гробницы Св.
Внезапно раздался крик: мы пропали. Три года напряженнейшей работы пропали даром. Он был гостем Лоренцо Великолепного, который выделил его среди учеников основанной им школы и обращался с ним как с родным сыном.
Флорентийцы изгнали наконец последнего. И он изобразил ее, но отнюдь не в жанровом плане. Ему угрожала вскоре встреча с Пьеро Медичи. Вазари пишет: безгранично и всегда должны быть благодарны ему художники ибо он сорвал путы и оковы, в которых шли они проторенной дорогой новизною прекрасных карнизов, капителей и баз, дверей, табернаклей и гробниц он добился полного отличия от того, что по измерениям, ордерам и пропорциям Витрувия и античности делали люди, не желая ничего к ним прибавить.
Полициано дал ему сюжет для рельефа «Битва кентавров», в котором можно найти некоторое сходство с тем, как изображались подобные сюжеты на античных саркофагах. Обнаженная фигура Христа дана в окружении глубоких складок плаща Марии, от чего она приобретает особую пластическую выразительность. Младенец изображён без нимба. Другие (как, например, В. Фридлендер, Пиндер, Певзнер) идут еще дальше и рассматривают зрелые и поздние произведения мастера как относящиеся к маньеристическому направлению. Он говорил о тиранах, развращающих народ играми и раздачей хлеба, чтобы скрыть свои стремления к деспотизму, грабежу и насилию.
Предельно напряжены все мускулы, еще одно усилие и оковы будут разорваны. Мария, держащая на коленях мертвого Христа изображена здесь не по летам молодой. В ней есть какая-то особая интимность и не совсем обычная для Микеланджело мечтательность. 33, 34. Поэзия зрелого Микеланджело порою трудна для понимания и особенно трудна для перевода.
В ученики к Гирландайо он поступил на несколько лет позже, чем это было принято. это сам Микеланджело и символ всей его жизни.
Микеланджело не пошел ни по первому, ни по второму пути. Под влиянием Полициано рядом с живой природой Микеланджело изучал классическую древность.
Роспись потолка Сикстинской капеллы – одна из вершин всего ренессансного искусства. Илл. И здесь движение пронизывает всю фигуру, не оставляя инертной ни одну ее часть.
Скульптор считал, что все его работы недостойны Господа Бога. скульптор работает над заказами римского папы Юлия II в Риме – тот заказал ему гробницу. В отличие от Леонардо, выступавшего его соперником в декорировании Зала Совета, Микеланджело избрал не кульминационный момент сражения, когда страсти накалены до предела, а эпизод, предшествовавший битве.
Илл. Сикстинская капелла представляет собой нерасчлененное пространство прямоугольной вытянутой формы (40, 2313, 41 м). Тут столкнулись два сильных характера.
Илл. Композиция состоит из двух фигур, слитых воедино. Петра со стороны апсид. Ему помогали приглашенные из Флоренции garzoni (подмастерья), которых он допускал только к писанию фонов, обрамлений и деталей архитектурных членений, все же фигурные композиции он выполнил сам. Со стороны фасада стены оставлены почти гладкими, они расчленены лишь тонкими пилястрами.
Галерея Уффици. По окончании росписи мастер вновь принялся за работу над статуями для гробницы Юлия II.
А воля художника была поистине безмерна. Илл. 164.
Илл. К тому же начали сгущаться тучи на политическом горизонте Флоренции.
К его двору стекаются со всех концов Италии лучшие из ее художников, гуманистов, ученых. Но художник никогда не ограничивался декоративной ролью статуи. Моменты создания шедевра он скрывал даже от папы римского, который неоднократно порывался посмотреть на роспись. В стихотворении, озаглавленном К Джованни, тому именно, который из Пистойи, Микеланджело описал в иронических тонах, как трудно ему приходилось, когда годами лежа на спине он выполнял свои фрески, принимая самые невероятные положения и захлебываясь от капавшей на лицо краски. Лия – персонаж из Ветхого Завета, первая жены Иакова, старшая сестра Рахили. В них Микеланджело отдал дань своему увлечению работами известного сиенского скульптора Якопо делла Кверча (1374-1438), декорировавшего великолепными рельефами портал церкви Сан Петрониов Болонье.
Илл. Здесь явно дают о себе знать отголоски титанических образов Сикстинской капеллы. Первыми использовали его маньеристы, но использовали не на пользу, а во вред искусству. С папским двором Микеланджело в этот первый свой приезд в Рим не имел никаких отношений. Затем борьба с не менее строптивым Юлием II. Но школярская учеба не привлекала мальчика. Несмотря на то, что Микеланджело пользуется низким рельефом (rilievo schiacciato), он достигает такой пластической насыщенности формы, равную которой можно найти лишь в античной скульптуре.
Фигура пытается приподняться, опираясь на левую ногу, но движение тотчас же замирает. Младенец изображён без нимба. 184.
Илл. Незабываемое впечатление оставляет распятая на дереве фигура Амана (илл.
47. Враги Микеланджело, объединившиеся вокруг Витрувианской Академии в Риме (1542), характеризовали его архитектурные формы как ублюдки античных ордеров, а его восприятие архитектуры в целом как чисто варварское. Женщина сидит и смотрит в сторону, а не на зрителя. Вакх (Бахус, Дионис) – младший из олимпийцев в древнегреческой мифологии, бог растительности, виноградарства, виноделия, производительных сил природы, вдохновения и религиозного экстаза. Скульптурная группа предназначена для кругового обзора. Ее величественная, монументальная фигура полна эпического спокойствия, ложащийся мягкими складками плащ великолепно выявляет пластическую мощь фигуры, невольно заставляющую вспомнить о сивиллах Сикстинской капеллы.
Его любимой стихотворной формой был сонет, но он писал также мадригалы, эпиграммы, восьмистишия (стансы). Тогда Пьеро удалился в Венецию. Он стоит спокойно, уверенный в своей правоте и в грядущей победе. Мастер умело использует контрапост, призванный усилить активность тела. В одном из своих писем (к Бартоломео Ферратини. ) он писал: кто отступил от плана Браманте, как это сделал Сангалло, отступил и от истины.
Абсолютно несомненно, что многие произведения мастера дошли до нас незаконченными (как, например, статуя апостола Матфея или статуи рабов в флорентийской Академии). Взгляд, которым Аврора встречает наступающий день, полон предчувствий новых страданий. Ряд фигур остался незавершенным (особенно День), что никак не вредит общему впечатлению, поскольку незаконченное у Микеланджело всегда обладает своей, совсем особой выразительностью. Это первое независимое, наиболее раннее из сохранившихся произведений мастера. Ева послушно следует слову творца.
И теперь еще стоит в этой церкви саркофаг, в котором покоятся кости св. Направление ее движения подчеркивает сук виднеющегося слева дерева. 106, 113.
Его направленный на зрителя взор полон негодования, в нем выражен такой волевой напор, равный которому можно найти лишь в образах сивилл и пророков Сикстинского потолка. Мощная фигура Марии доминирует в композиции. 183. 174. Он избегает детализированной характеристики места. Одновременно ликвидируются все демократические завоевания ренессансной эпохи: с начала 40-х годов начинается систематическое преследование наиболее прогрессивно мысливших гуманистов (Окино, Верджерио, кардинала Мороне и др. ), в 1542 году основывается в Риме конгрегация святой инквизиции, в 1543 году вводится цензура.
Это выражается не только в подчеркнуто пластическом характере всех архитектурных деталей гробниц (саркофагов, сдвоенных пилястр, раскрепованных карнизов и аттиков, тяжелых, едва умещающихся на отведенном им месте полукруглых фронтонов над боковыми нишами), но и в том, что мастер не боится перерезать линии обрамления выступающими за их границы частями статуй и архитектуры (ноги Вечера и Ночи, полукруглые фронтоны). Здесь, в окружении замечательных произведений живописи и пластики, Микеланджело обучался скульптуре под руководством Бертольдо ди Джованни. 175, 176. Современников поражали его скромность и непритязательность в быту. Не так легко было ему расстаться со своими ренессансными героями. Микеланджело полностью подчиняет его форме.
109-112, 116-119. Петра. И даже когда Микеланджело падал, чтобы затем вновь подняться, он был велик в своем падении. Он не любил пускать свои стихи в свет. Но как раз этого не произошло.
Как обычно у Микеланджело, пейзажные элементы сведены до минимума, пространство строится главным образом с помощью фигур, перед которыми как бы отступает разбушевавшаяся водная стихия, против которых бессильны разверзшиеся хляби небесные. Скажите ему – я здесь пришлец, он – гражданин, но я останусь, а он уйдет». 130. Советская наука занимает в этом вопросе твердую и ясную позицию. Ему не удается объединить фигуры в неразрывные живописные группы. В письмах своим родным он постоянно сетует на возникшие перед ним трудности (granfatica, grandissimafatica). Лица сделались безличными и застылыми, движения – вялыми и стереотипными.
То, что мы видим в римской церкви Сан Пьетро ин Винколи – бесконечно далеко от первоначального замысла. Недаром эта статуя пользовалась такой широкой популярностью среди маньеристов. Скульптором запечатлен момент, когда снятое с креста тело собираются положить во гроб. Поначалу борьба со строптивым отцом. В сцене Обращение Савла художник резко разграничивает небесную и земную зоны. Искусно скомпонованная фигура Христа приглашает зрителя к обходу вокруг статуи.
С годами эти трагические ноты зазвучат все настойчивее в творчестве художника. Эти сведения, сообщаемые Вазари и Кондиви, вполне правдоподобны.
Но ни один из флорентийских предшественников Микеланджело не сумел дать этому принципу столь последовательное и высоко художественное претворение, как это удалось великому мастеру. Невольно кажется, что фигуры ведут безнадежную борьбу. Для гробницы Юлия выполнил Микеланджело в 30-е годы и четыре фигуры рабов, оставшиеся незаконченными (раньше они хранились в гроте Сада Боболи, теперь находятся в флорентинской Академии изящных искусств). Мы теперь знаем, почему Юлий отказался от осуществления проекта гробницы. Эпоха контрреформации наложила на нее свою тяжелую нивелирующую печать. Илл.
В исполненных им фресках Микеланджело дал историю человечества ante legem (сотворение мира, сцены из жизни Ноя, сивиллы, пророки и предки Христа). В стране вспыхивает революция. 114, 115.
С криками «Liberta. Фигура, представленная в сильнейшем контрапосте, рвется вперед, пытаясь освободиться от приковывающих ее к дереву гвоздей. Центрально-купольная партия была связана со светскими, чисто ренессансными течениями. Эта статуя украшает алтарь церкви Нотр Дам в Брюгге. В его представлении план был организмом, способным к движению, а архитектурные членения (полуколонны, пилястры, обрамления окон и дверей, антаблементы и т. д. ) – элементами, драматизирующими взаимодействие несущих и несомых частей.
Эфроса, переводчика поэзии Микеланджело). Известно, что Микеланджело относился крайне отрицательно к портрету как таковому. Очень свободно трактованы также все лица и одеяния, лишенные полировки. Мать прикрывает головку ребёнка.
Первый камень был заложен 18 апреля 1506 года, на другой день после бегства Микеланджело. С замечательным искусством обыгрывал он контраст между нейтральной стеной и активным членением, причем при выполнении последнего всегда отдавал предпочтение камню (травертину) перед стукком и кирпичом. Нередко он ими ограничивался и затем прямо переходил к рубке камня. Это два составных звена единой архитектурной концепции.
Это нередко приводило к необходимости надставки отдельных кусков камня. Для создания барельефа Микеланджело использовал прием низкого рельефа (итал. rilievo schiacciato), характерный для произведений Донателло. Он заменяет их характерами, которым присуща поистине шекспировская сила обобщения.
Как обычно, Микеланджело не дает портретных изображений. Зато в третьем этаже, целиком восходящем к его проекту, он дал волю своей фантазии. Он полностью отказывается от какой-либо характеристики конкретной среды. Илл.
Люди Возрождения воспринимали образ Давида как образ большого гражданственного пафоса. Илл. С ним были связаны многие исторические события и легенды древнего Рима, напоминавшие о великом прошлом Италии и его нередко называли caput mundi (главой мира). Такой трактовкой Микеланджело достигает соподчиненности боковых дворцов главному. Он действует только словом.
Например, для Гиберти одни лишь пропорции составляют красоту. Все эти тенденции еще явственнее выступают во фресках, украшающих люнеты. Влюбленный в дикий и твердый (alpestra e dura) камень, символизировавший в его глазах мировую материю, Микеланджело не хотел его насиловать и отнимать у него его каменную душу. Живописный язык Микеланджело достигает полной зрелости.
Последняя мраморная статуя мастера высотой 1 м 95 см «Пьета Ронданини» (Piet Rondanini) закончена в 1564 г. и выставлена в замке Сфорца (Castello Sforzesco) в Милане. Пророчество относилось к сыну. «Мадонна у лестницы» (итал. Madonna della scala также «Мадонна на лестнице»)— мраморный барельеф, созданный Микеланджело ок. Убежденный республиканец, он не хотел жертвовать демократическими идеалами своих молодых лет.
Эрик Шильяно приводит мнение психиатра Роберта Либерта (англ. Robert S. Liebert), который считал, что барельеф «является собирательным образом кормилицы и биологической матери Микеланджело, который был навсегда утрачен для него. Местом для постановки мавзолея Микеланджело избрал хор собора св. Он откинулся назад он более не хочет победы, он ее презирает. И когда, поднявшись по лестнице, посетитель входит в зал, то тут мгновенно наступает разрядка. Но в это время он работал и над другими вещами: над статуей Христа для римской церкви Санта Мария Сопра Минерва (1519-1520), являющейся одной из наименее удачных работ скульптора, к тому же испорченной его учениками над не дошедшими до нас картонами для трех картин (Леда, 1529-1530 Не тронь меня, 1531 Венера и Купидон, 1532-1533) над моделями неосуществленной скульптурной группы (Геркулес и Как либо Самсон и филистимляне), предназначенной для постановки на Пьяцца делла Синьория (1528, около 1530 сохранились одни подготовительные наброски и глиняная модель в Каза Буонарроти) над эскизами на тему Воскресения Христа (1525-1533). Их он терпеть не мог и не щадил.
Лучше всего фигура Марии и особенно ее лицо воспринимаются с фронтальной точки зрения. 7, 8.
Илл. В благодарность он подарил церковнослужителю распятие с лицом Христа. Его слово было законом и тысячи человек, как один, шли за ним исполняя все его веления.
Но роспись обладает и другим аспектом. По-видимому, это была статуя Вакха. Илл. Вскоре Микеланджело был принят в группу юных талантов, живших при дворе Лоренцо.
Почувствовав недомогание, Микеланджело принужден был лечь в постель и через несколько дней, 18 февраля 1564 года, его не стало. В этом плане античное наследие обладало для Микеланджело большой притягательной силой. И как раз эту ренессансную основу микеланджеловской архитектуры не учуяли маньеристы, вставшие на путь чисто внешнего усвоения ее отдельных деталей, которые они произвольно вырывали из идейного контекста. 5, 6. Диаметр 120 см.
В нем не было ни тени барственности, ни малейшего намека на сибаритство. Илл. В эти же флорентийские годы возникли и два мраморных тондо.
177, 178. Все эти изменения оставили свой след на поверхности камня: голова Христа изваяна из правого плеча Марии, рука Христа – из правой части фигуры Богоматери и ее бедра первоначальное левое плечо Христа и левый край его торса были использованы как материал для его же новой левой руки и для левой руки Марии наконец, голове Марии придано более прямое положение, почти параллельное наклону новой головы Христа. Времена суток венчает величественная фигура погребенного дворянина Джулиано («Ritratto di Giuliano de Medici duca di Nemours») с непокрытой головой. Совсем необычен иконографический тип Мадонны. Микеланджело отказался от фронтального ракурса.
Отправляясь от евангельского текста (Евангелие от Матфея, XXIV, 30-31), Микеланджело изображает не сцену суда, в которой царь славы уже разделил всех воскресших на грешников и праведников, а тот момент, который ему непосредственно предшествует (adventus Domini): появление Христа на облаках когда восплачутся все племена земные и увидят сына человеческого, грядущего на облаках небесных с силою и славою великою. И действительно, Лев X утверждал, что Микеланджело e terribile, no si pol pratichar con lui (страшен, с ним нельзя иметь дело). Вазари прямо пишет: Микеланджело создал Давида в знак того, что он защитил свой народ и справедливо им правил, – так и правители города должны мужественно его защищать и справедливо им управлять. Его искусство учило многому.
Здесь все построено на контрастах. Фигуры на саркофагах композиционно объединены с фигурами герцогов по принципу треугольника, но характерно, что вершины этих треугольников (головы герцогов) отнесены в глубь ниши. Мать нежно прикрывает головку любимого ребёнка, чтобы не разбудить его. Он должен думать о смерти. Статус мэра не приносил отцу больших денег, но другую работу (физическую) он считал унизительной. Петра со свойственной ему методичностью и целеустремленностью.
Так между психическим и физическим движением устанавливалась теснейшая причинная связь. За этим договором последовало еще три контракта (1525-1526, 1532, 1542), до неузнаваемости исказивших замысел 1505 года. В Восставшем рабе с необычайным искусством выражено страстное томление по свободе. В его представлении не было никакой разницы между скульптором и каменотесом.
Горы книг и статей были написаны об идейном замысле гробниц Медичи. В сцене Опьянение Ноя художник изобразил надругательство Хама над своим отцом.
На нем воинские доспехи, в его руках командорский жезл и монеты – символ власти. Мастер объединяет в одном аспекте самые противоречивые мотивы движения, неизменно выбирая ту точку зрения, которая для данной фигуры и для данного характера является наиболее выигрышной.
На Капитолийский холм ведет широкая лестница. Здесь он стал жертвой своих заказчиков и тут не могла помочь даже микеланджеловская воля. Уже смерть Лоренцо сопровождалась подобными знамениями.
Взгляд бога обращен на чашу с вином. Сам он работал в той тонкой манере, которая восходила к навыкам золотых дел мастеров. Именно вот таким образом он так любил вылепленные от руки глиняные модели, сближавшие в его глазах архитектуру со скульптурой. Гибель сына она воспринимает как осуществление предначертанного судьбой. Капелла Медичи находится в так называемой новой сакристии церкви Сан Лоренцо во Флоренции.
Увиденное потрясло воображение многих людей. В Утре передано мучительное пробуждение от тяжелого сна, сковавшего тело свинцом. Эту постыдную работу продолжали и позднее. Мы вплотную сталкиваемся здесь с проблемой незаконченного (nоn finito), вокруг которой уже издавна идут споры среди исследователей творчества Микеланджело. Таким представил его и Микеланджело.
Попадая на площадь Капитолия испытываешь совсем особое чувство. Но все усилия напрасны. Об очевидности этого подражания писал и Вазари: «Микеланджело, будучи ещё молодым, пытался подражать манере Донателло и имел в этом успех, так как эта Мадонна кажется настоящим произведением Донателло, за исключением лишь того, что в ней больше грации и четкости рисунка»25.
Членения стены не накладываются на нее в виде декоративной ордерной сетки. Регистр его фактурных приемов был необычайно широк. 37.
86-91. Художник увидел в нем претворенный в кровь и плоть свой собственный идеал прекрасного. Не успел еще змий-искуситель вручить Еве плод, как ангел уже изгоняет прародителей из рая. Система перекрещивающихся осей приводит к тому, что пространство как бы насыщается движением и на смену кваттрочентистской статике приходит гораздо более динамичное понимание пространства, во многом предвосхищающее плановые решения эпохи барокко.
Микеланджело собирался их разместить перед пилястрами (статую Умирающего раба скульптор хотел поставить перед центральным левым пилястром). В скульптуре к этому образу обращались Бернардо Росселлино, Дезидерио да Сеттиньяно (итал. Desiderio da Settignano), Андреа Орканья (итал. Andrea Orcagna), Агостино ди Дуччо (итал. Agostino di Duccio), Бенедетто да Майано, Мино да Фьезоле (итал. Mino da Fiesole) и другие. По его мнению, в барельефе «Мадонна у лестницы» юный скульптор «освоил и придал новую форму урокам Донателло, своего выдающегося предшественника», «присоединился к большой скульптурной традиции». Neri di Bicci) и др.
При этом Греко сказал: хороший человек был Микеланджело, но он не умел писать. В фресках Капеллы Паолина Микеланджело избегает резких светотеневых контрастов. Это, конечно, не так. Особенно выразительна Мария, прижавшаяся щекой к бессильно поникшей голове Христа. Его крепкая, мужественная фигура полна энергии. В многофигурной сцене Всемирный потоп встречается множество изумительных по своей пластической выразительности фигур (например, мать с ребенком мужчина, несущий на спине молодую женщину, в чьих глазах написан ужас старик с умирающим юношей на руках и др. ), но здесь Микеланджело не удалось, как и в картоне для Битвы при Кашина, создать целостную живописную композицию. Эрик Шильяно приводит мнение психиатра Роберта Либерта (англ. Robert S. Liebert), который считал, что барельеф «является собирательным образом кормилицы и биологической матери Микеланджело, который был навсегда утрачен для него.
С 1490 года по 8 апреля 1492 года Микеланджело проживал в палаццо Медичи. Петра. Петра.
Neri di Bicci) и др. Микеланджело считал себя прежде всего скульптором, а не живописцем, ему никогда не приходилось ещё осуществлять такую огромную работу в технике фрески. Он собирается встать, чтобы обратиться с речью к войску.
Илл. Свидание состоялось 29 ноября 1506 года в Палаццо деи Седичи. Предполагают, что статуя изначально предназначалась для церковного алтаря.
Мария задумчива, она предчувствует свою трагическую судьбу и знает, что ждет её сына9. Илл. Все пропорции приземистые, купол – мощный и тяжелый. Илл. По началу художник не имел собственной мастерской и был сильно ограничен в средствах.
Микеланджело изобразил пьяного бога вина, которого сопровождает сатир (жизнерадостные козлоногие существа, населявшие греческие острова). В результате они предстают зрителю трагически одинокими. Здесь ангелов не отличить от святых, грешников от праведников, мужчин от женщин. Отец его был подеста в Капрезе и в Кьюзи, а позднее – управляющим флорентинской таможней. 56-71).
С этой целью Микеланджело поехал в Каррару, где он провел восемь месяцев (с апреля до декабря 1505 года). Работа была тем более тяжелой, что в основном мастер осуществил ее собственноручно. Илл. Но для достижения нужных ему пластических эффектов он не считал полировку обязательной. В ней чувство трагического получает такую полноту раскрытия, равную которой мы не найдем ни у одного ренессансного мастера. В этом плане эрмитажная статуя может сравниться лишь с произведениями египетской пластики.
Илл. Слева мы видим райский сад. И результаты были самыми плачевными. Фигуры Лоренцо и Джулиано, несомненно, задуманы по контрасту. Он сам отбирал в каменоломнях Каррары нужные ему сорта мрамора. Иначе говоря, он переносил из пластики в живопись статуарные мотивы.
Незначительный случай, показавший, между прочим, ловкость Микеланджело во всем, за что он ни брался, заставил однажды флорентийцев передавать из уст в уста его имя. Это были Луиджи дель Риччо, Донато Джаннотти, Роберто Строцци, кардинал Ридольфи. Особенно выразительна правая фигура. Илл.
Темой для заказанной ему фрески Микеланджело избрал один из эпизодов военной истории Флоренции, подробно описанный в хронике Филиппо Виллани (XX, 8). Постоянно соприкасаясь с видными зодчими своего времени (Браманте, Джулиано да Сангалло Антонио да Сангалло и др. ), мастер постепенно освоил новую и грудную для него профессию, связанную с целым рядом проблем специфически технического порядка. О том, как мало гордый дух Микеланджело склонялся пред авторитетом, свидетельствует то, что он не остановился даже перед языческим сюжетом и сделал в это время из мрамора своего «Спящего амура».
И, хотя о жизни Микеланджело известно довольно много, в ней есть и «белые пятна». Поначалу предполагалось воздвигнуть в центре капеллы свободно стоящую гробницу. В 1547 году была сделана новая деревянная модель, к которой, возможно, восходит гравюра Дюперака (этот французский гравер был страстным поклонником архитектурного творчества Микеланджело, чьи проекты он тщательно воспроизводил в своих гравюрах). Без достаточных оснований ее связывали с гробницами Медичи, Первоначально (1525-1526) статуя была задумана как фигура Давида, но затем (около 1530) переделана в фигуру Аполлона (закинутая за плечо праща превратилась в колчан).
Италия. Эфрос «Поэзия Микеланджело»). В это время Микеланджело создаёт скульптуры «Святой Йоханнес» и «Спящий Купидон». Отсюда рождается совсем особый трагизм образа, подчеркнутый незаконченностью статуи. Арсенал его технических приемов был безмерно богат. Тогда особенно явственно выступает многопланность композиции. Илл.
Стих и рифма стоили ему больших усилий и нередко он переписывал одно и то же стихотворение до девяти раз, меняя слова и ритм речи. В них хотели усматривать отражение и представлений о вселенной (Варки) и мыслей о всепожирающем времени (Кондиви) и скорби по случаю утраты Флоренцией свободы (Гийом и Оливье) и ненависти к тирании Медичи (Никколини) и гимнов Амвросия (Брокхауз) и карнавальных песен XV в. (Штейнман) и платоновского Федона (Ури) и философских концепций новоплатоников (Борински, Тольнаи, Панофски). Тема второго рельефа (Битва кентавров) была навеяна молодому скульптору Анджело Полициано. Как прирожденный скульптор, он мыслил пластическими, замкнутыми в себе образами. Указательный палец левой руки, опирающейся о шкатулку с драгоценностями, поднесен к губам. е. уважением классической традиции). И горе ее столь безмерно и велико, что оно перерастает из личного горя в горе всего человечества.
8 месяцев он в Карраре (каменоломня в итальянской провинции Масса-Каррара, регион Тоскана) выбирает необходимый для работы мрамор. К Марии льнет сонный ребёнок, правая ручка которого заброшена за спину. Ни одна человеческая страсть, писал сам Микеланджело, не осталась мне чуждой.
155. Так работа над гробницей превратилась для Микеланджело в подлинную трагедию. Карнавал 1495 года обратился в новый учрежденный им невиданный праздник.
Это человек действия (vir activus). В 1494-1495 гг.
Дети не радуют родителей, а, скорее, вселяют в их души тревогу за будущее.
Илл. Илл. Для Микеланджело первое пятилетие XVI века было временем большого творческого подъема. Поверхность барельефа «Мадонна у лестницы» тщательно зашлифованы, чем отличается от другого его раннего произведения «Битва кентавров».
К основному цветовому сочетанию (синий фон – серовато-коричневые тела) присоединяются неяркие бледно-синие, оливково-зеленые, оранжевые и ржаво-красные тона, ни один из которых не вырывается из общей сумрачной гаммы. Этим же периодом датируется великолепная статуя Аполлона, хранящаяся в Барджелло. Скала отождествлялась в его сознании с гигантской глыбой, нуждавшейся в резце скульптора. Но лишь в Риме он по-настоящему почувствовал живое дыхание античности.
Илл. Наоборот, в лагере маньеристов, архитектурные работы Микеланджело вызывали бурю восторгов. С этой целью сакристия получила надстройку (еще до того, как Микеланджело приступил к работе). Илл. Все время приходилось ему преодолевать препятствия.
Мадонны Микеланджело— «чрезвычайно отстранены, амбивалентные и нездешние». 185, 186. В этом отношении особенно примечательны его стансы, датируемые до 1534 года (67). Поверхность барельефа «Мадонна у лестницы» тщательно зашлифованы, чем отличается от другого его раннего произведения «Битва кентавров». Илл.
Их окружают дети иногда рядом изображены и их мужья. Местами мрамор оставлен недоработанным, так что природа камня выступает здесь как бы в обнаженном виде. И он неизменно подкупал своих друзей величайшей человечностью, скромностью и высоко нравственным внутренним обликом.
Рядом с ней играют четверо детей: трое на лестнице, а один чуть виднеется из-за её плеча (возможно, это намёк на четырёх евангелистов). Таковы, в частности, фрески Капеллы Паолина в Ватикане.
Стихи Микеланджело писал не по заказу, а для себя, что называется для души. 36. Правое плечо и правая согнутая в колене нога слегка выдвинуты вперед, левое плечо и левая нога отведены назад.
Сначала он намечал на этой плоскости контур будущей статуи и затем удалял ненужный материал в наиболее выступающих частях фигуры. Ее прекрасное лицо дышит скорбью, но в нем нет и тени отчаяния. Рассчитывая на точку зрения sotto in su (снизу вверх), скульптор несколько удлинил торс чтобы нейтрализовать перспективное сокращение.
Статуя Мадонны стоит на высоком постаменте, около входной стены. 145. 92, 93, 94. 1491 года.
Это было время, когда процветало виртуозное по форме, но пустое по содержанию стихоплетство, когда нарочито темные либо изощренно грациозные петраркизмы ценились на вес золота. Данный момент и запечатлел в своем картоне Микеланджело.
Покойный Лоренцо не встал для него из гроба. 81-84. Позже Микеланджело вообще отрицал учёбу у Гирландайо, называя свой талант богоданным. Его мировоззрение приобретает трагический характер. Далее длительная борьба с его наследниками за осуществление гробницы.
На огромном картоне в помещении лечебницы Сант-Oнофрио (SantOnofrio) художник мастерски изобразил солдат, в спешке прекращающих купание в реке Aрно (Arno). Alfonso I dEste) сегодня известна благодаря лишь копиям. И тогда полностью раскрываются ее красоты. Он боготворил Данте и любил Петрарку.
Подобно отцу, Пьеро окружал себя избранными людьми, учреждал диспуты «об истинной дружбе» в Санта-Мария дель Фьоре и назначал в награду победителю серебряный венок, но он поступал так, сознавая лишь, что этому обязан дом Медичи своим возвышением. В своих наиболее зрелых произведениях Микеланджело уже не допускает таких просчетов, достигая органического перетекания одного аспекта в другой, не исключая и тех случаев, когда фронтальную точку зрения он считает главной и самой выигрышной. Мальчик же, ничего не ведающий, дан в беспечной, мечтательной позе.
Недаром уже в XVI веке острые на язык флорентинцы называли статую il Pensieroso (задумчивый). В своих стихотворениях (особенно поздних) он выражал глубокие мысли и высокие чувства, стремясь к максимальной сжатости и энергичной целенаправленности стиха. 150. 167.
Он разрабатывался и художниками и скульпторами. Илл. 16. Об этом пишет Асканио Кондиви – итальянский художник, скульптор, ученик, друг и предполагаемый автор ранней биографии Микеланджело: «Кондиви не обошел одной подробности имеющей определяющее религиозного мышления Микеланджело: упоминания, что художник «с величайшей ревностью и тщанием читал Священное писание и Ветхий завет столько же, сколько Новый» биограф добавляет, что Микеланджело «трудился над писаньями Савонаролы, к которому всегда чувствовал великое почтение, храня еще в своем уме воспоминание о живом его голосе». Было бы наивно усматривать в росписи Сикстинского потолка прямое отражение этих событий.
10, 11, 12. Вот таким образом он обычно изображается со своим атрибутом мученичества – с кожей в руках. Тень от тяжелого шлема падает на лицо, как бы подчеркивая тяжесть мыслей. На крышках саркофага гробницы Лоренцо Микеланджело разместил фигуры Утра (aurora) и вечера (crepuscolo). Последняя осталась незаконченной (кроме фигуры Христа, которая, однако, лишена полировки).
Луврские статуи рабов должны были украшать первый этаж гробницы. Илл.
136. 32. Центром идущего по кругу движения Микеланджело делает фигуру Христа. В угловых распалубках даны еще четыре библейские сцены (Юдифь и Олоферн, Давид и Голиаф, Аман, Поклонение медному змию). Илл.
Для Капеллы Медичи Микеланджело изваял еще две статуи – Мадонны и опустившегося на корточки мальчика (Эрмитаж). Илл. По углам меньших по размерам композиций художник расположил фигуры обнаженных юношей (ignudi), представленных в самых разнообразных позах. И, быть может, нигде титанизм его натуры не сказался столь ярко, как в том факте, что ему самому его творения казались ничем по сравнению с новыми задачами, которые он перед собой ставил. Ни Лоренцо, ни духовные враги его, даже сам папа – никто не смел поднять на него руку.
При вести о римской катастрофе Флоренция восстала и вновь прогнала Медичи. 135, 139. То, что у Микеланджело обладало большой внутренней выразительностью, в руках маньеристов превратилось в голый формальный прием, виртуозный, бездушный и холодный.
Работая над гробницей, одновременно создаёт скульптуры «Моисей», «Связанный раб», «Умирающий раб», «Лия». В 1532 году Микеланджело познакомился с Томмазо Кавальери. Это должно было быть свободно стоящее (а не прислоненное к стене) сооружение, украшенное сорока статуями более чем в человеческий рост и множеством рельефов.
Он происходил из обедневшего знатного флорентийского рода. И семья переехала в родовое поместье, находящееся во Флоренции. Вот к этой истине молодые художники и могли приобщиться изучая картон Микеланджело. В Болонье Микеланджело создал и несколько скульптурных произведений. Она буквально потрясает своим величием и своей мощью.
Антики он знал уже во Флоренции, где видел их в собраниях Медичи и местных коллекционеров. Поверхность тела он трактует более обобщенно избегая излишних, дробящих плоскость членений. Для раннего периода это самая драматическая по замыслу вещь. Художник не хотел, чтоб грядущие поколения ощутили бы пот его работы. Зато лирика и архитектура все больше привлекают к себе внимание художника.
174. Фриц Эрпель писал, что в этом произведении «уже узнается зрелый Микеланджело, в захватывающем контрасте между благородной шеей и грудью Мадонны и атлетическим плечом младенца Христа, между линеарной перегруженностью спины мадонны и бегущей игрой складок её одежды». Мы видим здесь тех, кто предсказал явление Христа в мир. И здесь ясно выступают новые художественные принципы Микеланджело. Микеланджело оставил работу не завершенной, приблизив скульптуру к средневековым образцам. Он стал уже высекать статую св.
7 мая 1527 года испанские войска взяли Рим и подвергли город страшному разграблению. Подобно телу, она также готова погрузиться обратно в состояние полного покоя. И в Страшном суде дает о себе знать своеобразие пластического мышления Микеланджело. Обнажённый Давид сосредоточен на предстоящей схватке с Голиафом.
Фоном служат большие чаны, а слева, на втором плане, зритель видит фигуру Ноя, обреченного обрабатывать бесплодную землю (эта фигура была написана без предварительного картона). Это были годы изнурительного, нечеловеческого труда. Барельеф изображает женщину, сидящую у лестницы на камне. Вскоре семья переехала во Флоренцию. В семье было много детей, вот таким образом Микеланджело отдали на воспитание в семью кормилицы, а вскоре умерла мать (будущему художнику было всего 6 лет). Особой склонности к наукам он не имел, его влекли краски, резец. И весьма показательно, что Микеланджело не примкнул к данному направлению.
163. Сейчас известно, что венецианские купцы предлагали Синьории 20 тысяч дукатов (около ста тысяч рублей) за содержимое этого костра. Здесь антропоцентризм Ренессанса получил свое наиболее яркое и последовательное выражение.
Кроме Микеланджело. 99, 101, 102.
На рубеже XV и XVI веков этот процесс только начинался. Вытянутая по пропорциям, она отличается особой хрупкостью. Этот образ полон трагизма, в нем герой обречен на гибель. 160.
Матфей дан в совсем необычной для апостола позе. Илл. Охваченный страхом, художник бежал 21 сентября из Флоренции по направлению к Венеции. С барельефов— «Божья матерь с младенцем» Луки делла Роббиа, произведения Антонио Росселини, Донателло и других.
Он неизменно наделял ее глубоким внутренним смыслом. Илл. В 1547 году мастер выполнил проект карниза, среднего окна фасада и второго и третьего этажей двора. Необычна для Микеланджело и многоаспектность фигуры.
Это решение, по-видимому, показалось заказчику слишком необычным и его заменили довольно ординарным обрамлением, в котором ничего не осталось от столь ценимого мастером рельефа. Все эти интерпретации несомненно снижают глубину замысла Микеланджело.
23, 24. И они отрицают раз и навсегда установленную систему пропорций. В иконографическом плане роспись потолка и люнет является логическим дополнением к более ранней росписи стен иллюстрировавшей библейскую историю искупления человечества sub lege (сцены из жизни Моисея на левой стене) и sub gratia (сцены из жизни Христа на правой). 89-91.
В 1538 году Микеланджело посоветовал установить посередине площади античную конную статую Марка Аврелия и около этого же времени приступил к работе над проектом оформления всего ансамбля. В 1489 году Микеланджело переходит в художественную школу, основанную Лоренцо Великолепным в саду Казино Медичео. Он все решительнее порывает с традициями кваттроченто.
Петра. К Марии льнет сонный ребёнок, правая ручка которого заброшена за спину. Сопровождая свои слова спокойным жестом, он говорит ей: встань. Доменика. Все эти вещи не принадлежат к числу лучших творений мастера.
Так он работал еще за шесть дней до своей смерти над скульптурной группой Оплакивание Христа (Пьета Ронданини). Илл. Уже в глубокой старости Микеланджело выполнил еще два архитектурных проекта. По улицам Флоренции двигались процессии детей они несли в руках различные принадлежности «мирской суетности»: маски, пестрые костюмы, парики, книги, картины, шкатулки с драгоценностями, карты, кости, мишурные украшения и пр.
Переливающиеся краски, которые использует здесь Микеланджело, необычны для других живописных произведений этого художника, но в них есть сходство с ярким колоритом его росписей Сикстинской капеллы (что показывает недавно произведенная расчистка этих фресок). Зато вид группы справа мало удачен.